Творческое мышление: особенности и развитие

Творческое мышление: особенности и проблемы

Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму. Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете. А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.


Творческое мышление. Воображение. Особенности, черты и характеристики.

Само словосочетание «творческое мышление» рождает ассоциации, связанные с чем-то загадочным и новым. И действительно, такого рода мыслительная деятельность связана с особой функцией мозга – воображением.

Воображение – это не часть какой-либо из мыслительных функций (памяти, восприятия, внимания). Оно их объединяет и становится переходной формой между всеми структурами целостного интеллекта.

Порождать реальность в образах – это физическая способность только человеческого мозга. Особенности её в том, что она имеет связь с органическими, смысловыми и психическими компонентами мышления и объединяет их. Где локализуются нейронные структуры мозга, отвечающие за её появление, до сих пор неизвестно.Поэтому в целом слово «воображение» оправдывает свою загадочность и феноменальность, является сутью творческого начала. С его помощью создаются художественные и культурные шедевры: литература, живопись, скульптура. Все эти достижения реализованы человечеством благодаря этому феномену.

В воображении скрыты возможности, которые делают неограниченными процессы познания в нашем мире. Отражение действительности в сознании с помощью воображения имеет существенное значение как для интеллекта, так и для психики:

  • человек с помощью воображения планирует свои дальнейшие поступки и может мысленно представить свое поведение, продумать предварительный результат своих действий;
  • благодаря воображению, человек может перенестись во времени — в прошлое или будущее, произвольно вызывать из памяти давно ушедшие события, заново переживать эти состояния, извлекая из них материал для творчества.
  • в воображении решаются задачи, когда непосредственное реальное действие на практике недоступно или до конца не ясно; с его помощью дорабатывать недостающие детали информации.

Виды воображения и их описание

В воображение поступают образы самого разного происхождения. В отличие от восприятия, оно может содержать элементы, которых нет реальности. Вымышленные объекты и события называются фантазией. А желания – мечтой.

  1. Активное, и вызывает конкретные образы в сознании с помощью воли. При этом образ не всегда соответствует точному описанию объекта, это может быть индивидуальное представление о чем-то.
  2. Образы в пассивном воображении возникают независимо от волевых усилий человека, они появляются спонтанно в сознании.
  3. С помощью продуктивного воображения человек стремится создать новый объект реальности, используя данную.
  4. Репродуктивное мышление — это процесс восстановления реальности по кусочкам, как она есть. В этот процесс практически не привносятся какие-либо изменения, тем самым этот вид воображения напоминает восприятие или извлечение воспоминаний из памяти.

Активное воображение

Основным материалом для воображения является окружающая реальность. Без её элементов, которые фиксируются визуальной памятью и восприятием, нельзя создать что-либо новое. Поэтому в любом фантастическом произведении всегда есть фрагменты реального мира (уже увиденного человеком ранее). А творческий человек всего лишь пропускает действительность через себя и воссоздает её вновь.

Созданная фантазия или идея также отражает часть собственной личности автора. Действительность переводится в причудливые и сверхъестественные формы, где раскрывается эмоциональный мир. Прежде чем создать свое произведение, «автор-творец» старается зафиксировать свою идею на бумаге. Он вживается в игру воображения и творческий процесс захватывает его полностью. Часть сознания отделяется от собственного «я», время перестает существовать или течь, как обычно. Таковым бывает активное воображение.

С Викиум вы сможете организовать процесс развития творческого мышления по индивидуальной программе

Пассивное воображение

Пассивное воображение редко участвует в творческом процессе. Оно обделено волевыми усилиями. Его образы в сознании имеют рациональный характер. Примером пассивного воображения могут быть произведения Кафки. Писатель чаще использовал для создания произведений собственные мрачные сны. Но даже пассивное воображение в начале творческого процесса требует волевое усилие, затем, по мере разворачивания структуры образов, к примеру, писатель настолько погружается в них, что они приходят на ум уже спонтанно.

Не стоит путать этот вид воображения с галлюцинациями. Чаще галлюцинации являются симптомом психической болезни, которая связана с нарушением химического состава в мозге. В отличие от образов, галлюцинации не принадлежат субъективному мышлению и не ассоциируются со своим «я». Они носят бредовый и неконтролируемый характер, спроецированные вовне и зрительно ощутимы, как и другие реальные объекты.

Функции воображения

Воображение играет важную роль в регуляции психики:

  1. Проблемы эмоционального напряжения, связанные с ожиданием какой-либо ситуации, отчасти снимаются представлениями об этой ситуации. Удовлетворяются далеко отставленные желания.
  2. Другая его функция связана с регулированием остальных познавательных способностей – восприятия, памяти, внимания, речи. Сформировавшиеся ассоциативные образы, связанные с поиском нужного объекта в окружении, направляют человеческое внимание на предметы, которые им соответствуют.
  3. Воспроизведение прошлой ситуации в образах делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым и спонтанным.
  4. Следующая функция воображения позволяет человеку планировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план её исполнения, схватывание намерений и средств в целом.
  5. Образное представление будущей пугающей ситуации, отчасти подготавливает к ней человека психологически.
  6. Позитивные образы можно использовать в психотерапевтической практике для снятия стресса или как самовнушение (аутотренинг).

Психологическая характеристика творческого мышления и психотипы

Творческие способности во многом зависят от индивидуальных особенностей памяти, внимания, восприятия. Все эти функции интеллекта зависят от типа организации самой психики.

Некоторые психологи выделяют два типа мышления – конкретно-образное и словесно-логическое.

Первое характеризуется восприятием мира в конкретных образах. Такие люди наиболее склонны к творчеству. Чаще всего это художники поэты, писатели. Его связывают с доминированием правого полушария мозга, который ещё называют «эмоциональным мозгом».

Люди со вторым типом мышления успешнее работают с абстрактными понятиями, символами (математическими, словесными). Соответственно данный тип принадлежит левому полушарию – логическому.

Естественно, что в творческом процессе участвует и сама личность автора. На основе этого факта психологи разработали многие психологические тесты, которые определяют личность человека, его желания и эмоции. Популярны, например, тест пятен Роршаха, цветовой текст Люшера.

Отдельным пунктом психологи выделяют аутичное мышление. Его прежде всего связывают с такой болезнью как аутизм. Однако, аутичные элементы, которые были вытеснены социальными нормами, можно обнаружить в психике любого человека. Аутичные элементы напрямую связаны с причудливостью фантазий, похожими на те, что мы наблюдаем во снах. Например, во сне может быть так, что поезд идет не по рельсам, а по траве через лес. У людей с таким типом мышления любая фантазия имеет грёзеподобную природу желания, отражает замысел автора и его желаемую цель.

Знаменитый психолог К. Юнг когда-то давно предложил другое разделения типов личности:

  1. На интуитивный тип, которому присущ иррациональный компонент (эмоции) и доминирование правого полушария мозга. Интуитивный тип личности характеризуется спонтанностью поведения мыслей, идейностью. Пользуется предвосхищением ответа как мотивирующим состоянием.
  2. На мыслительный тип личности, при котором человек руководствуется устойчивыми логическими связями. В некоторых случаях – конкретно-осязаемыми. Решение задачи достигается с помощью их последовательного моделирования. Такому типу мышления сопутствует экспериментальная проверка теории, доказательство на практике.

Особенности творческого мышления

Необходимо отметить, что черты творческого мышления могут быть присущими любым из выше перечисленных типов. Наиболее общим для их развития отмечают умение создавать абстракции, собирать все образы в один общий. В абстракциях предмет отражает все многовариантные применения. Действительность в них раскрывается во всех возможных смыслах.

Психологи задаются вопросом: «Каковы же особенности творческого мышления?» И выделяют следующие признаки:

  1. Оригинальность, стремление создать что-нибудь новое, ранее не существовавшее. Созданная вещь или идея должны быть уникальны. Как правило, творческий ум не принимает «чужих» решений, он везде ищет что-то свое, отличное от остальных.
  2. Семантическая гибкость. Попытка применить к объекту другую точку зрения. Рассмотреть объект со всех сторон, учитывая все его значения и принципы. Выявить его потенциал, который до сих пор был скрытым.
  3. Образная гибкость. Адаптивность восприятия. Умение изменить видение объекта. Увидеть стороны, которые могут сделать его применение уникальным.
  4. Спонтаннаягибкость. Способность переключатся с одной мысли на другую. Генерировать разную информацию. Спонтанно придумывать идеи в разных ситуациях, не связанных с ними.

Эвристика

Дополнительно, свойством творческого мышления становится эвристика. Эвристический метод решения задач не предполагает какого-либо обычного метода. Это разрыв шаблона или его преобразование. Необходимо выйти из общепринятых рамок, чтобы придумать новую ситуацию, которая решит проблемную. Поиск решения осуществляется, как правило, без полной информации о её решении и не имеет четкого алгоритма действий. Такого рода задачи решаются с применением интуиции, предвосхищения результата, с ощущением внутреннего озарения (инсайтами).

Как происходит решение такого рода задач, требующих к себе творческий подход? Вначале собирается вся имеющаяся информация по проблеме. Затем происходит проработка с последующим выдвижением теорий, обдумывание. Чаще первые попытки решить задачу основаны на линейной логике и на разумных объяснениях. Но они не дают желаемого ответа. За этим следует инкубационный период, когда информация вытесняется в подсознание. Необходимо время, чтобы после некоторого перерыва интенсивной работы мозга, на ум пришел искомый ответ. Иногда требуется переключение мыслей на другую деятельность.

Творческое мышление: развитие креативности

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Учебники и книги

Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

Творческие игры

Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже. Подробнее…

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи, видео, задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Творческое мышление: особенности и развитие

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Рассматривая картины знаменитых художников, читая литературные произведения, восхищаясь новаторскими разработками в какой-либо области, мы порой задумываемся – как у людей рождаются такие идеи? Где они берут вдохновение? Почему лишь единицы способны мыслить нестандартно и совершать революцию в той или иной сфере? Ответ прост: у них отлично работает творческое мышление. Что это такое и можно ли его развить самостоятельно – читайте далее.

Что это такое?

На самом деле, каждый человек потенциально обладает творческим мышлением. Иногда его приравнивают непосредственно к творчеству, но в действительности данное понятие охватывает более широкую область мышления, а именно – способность нахождения альтернативных путей решения любой поставленной задачи. В психологии такое мышление называют дивергентным (от лат. divergere – расходиться), подразумевая снятие любых ограничений и зашоренности, отказ от шаблонов и любых привычных ходов, выход за рамки рутины.

Результатом такого мышления является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Рассмотрим основные особенности такого мышления:

  • любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
  • творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
  • творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.

Факторы, которые влияют на творческую деятельность:

От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что самые важные и интересные идеи приходят к ним внезапно, а не после многочисленных раздумий и рассуждений. Таким образом работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств, интуиции.

Этапы творческого процесса:

  • появление идеи, интересной задумки;
  • использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
  • проведение анализа и выбор лучших решений.

Методы активизации

В настоящее время существует множество способов активизации творческого мышления. Мы остановимся на некоторых из них.

Игра слов

Выберите 2 слова, используя при этом подручные средства: книжку, которую читаете, полученную СМС-ку, рекламное объявление на столбе или что угодно другое. Теперь свяжите их в одном контексте, найдите между ними нечто общее, сочините небольшую историю с их использованием. Возьмём, к примеру, такие слова: «мышь» и «провод». Что между ними общего?

Ну, во-первых, речь может идти о компьютерной мышке. Во-вторых, мышь вполне может перегрызть проводку в доме и устроить замыкание. Или же перебежать по проводам с одной крыши на другую и сменить местожительство.

При применении фантазии можно придумать и более замысловатую историю.

Латеральное мышление

Это рассматривание объекта со всевозможных ракурсов и нахождение необычного способа его применения. Пример: все знают, что такое зонт и для чего он нужен – для защиты от намокания во время дождя. Но если взять большой зонтик и покрывало, то можно сконструировать детскую палатку для игр дома. Из сломанного чёрного зонта получатся крылья летучей мыши для карнавального костюма.

«6 шляп»

Довольно интересная методика, требующая присутствия как минимум шести человек. Во время проведения дискуссии по поводу решения поставленной задачи, каждый из этих людей выбирает определённый цвет «шляпы» и действует согласно ему:

  • белая «шляпа» отвечает за логику – «примеривший» её будет всё «раскладывать по полкам»;
  • жёлтая – оптимистичная, тот, кому она достанется, будет смотреть на задачу только с положительной точки зрения и выделять плюсы;
  • чёрная – критичная, человек в этой «шляпе» будет разносить предложения «в пух и прах», выискивая минусы и слабые стороны;
  • зелёная – творческая, индивидуум, «примеривший» её, будет генератором идей;
  • красная – эмоциональная, задачей её обладателя станет описание эмоций, возникших у него в процессе выполнения задания;
  • синяя – философская, как правило, достаётся наиболее опытному специалисту, обобщающему предложения и мысли всех остальных.

Если вдруг в процессе игры в «6 шляп» индивидууму достанется неподходящая по цвету, это поспособствует его выходу из зоны комфорта и активизирует творческое мышление.

«Мозговой штурм» наоборот

Для начала напомним, что же такое «мозговой штурм». Так называется процесс высказывания любых идей при решении поставленной задачи, даже самых невероятных. К концу дискуссии остаются наиболее подходящие из них.

«Штурм наоборот» – это вынос на обсуждение откровенно неправильных идей, то есть, по сути, размышления на тему, как ухудшить сложившееся положение. При всей кажущейся абсурдности такая методика довольно действенна, и порой в процессе «штурма наоборот» возникают весьма интересные идеи.

Чтение слов задом наперёд

Можете делать это в одиночку, например, во время поездки в автобусе или прогулки по городу: читать слова на билбордах, вывесках не с начала, а с конца. Можно играть с другом: один называет «перевёрнутое» слово, другой старается как можно быстрее его перевести.

Ментальные интеллект-карты

Посередине листа бумаги вы записываете вопрос, который должен быть решён. От него стрелками-«веточками» расходятся ассоциации, связанные с его разрешением. Каждая из этих «веточек» также подразделяется на несколько возможных ассоциаций. Таким способом за достаточно короткий период можно найти отличное решение проблемы.

Арт-терапия

Возможность индивидуума через изобразительное искусство передать свои чувства и эмоции, придать им форму. Иногда подобное творчество раскрывает в человеке настоящий талант.

Вспомним великую Фриду Кало, чьи картины, написанные после перенесённой трагедии, великолепно передают её боль как душевную, так и физическую.

Метод инверсии

Его суть – поиск антирешения задачи, необходимый для понимания того, что точно не будет работать, не принесёт пользы. Рассуждения на тему «как не надо» часто приводят к тому, что человек видит то, чего как раз не хватало для воплощения его идеи.

Упражнения

Теперь давайте немного поговорим о том, какие технологии для развития творческого мышления существуют.

Подбор слов

Можно выполнять двумя способами:

  • подобрать как можно больше существительных, отражающих суть понятия, к примеру, цветок – растение, зелень, бутон, трава и т. д.;
  • составлять ассоциативные цепочки: предлагается дополнить набор из 3-5 слов собственной ассоциацией, например, крыша, дверь, крыльцо (окно) – элементы дома.

Поиск похожих признаков

Нахождение наибольшего количества схожих признаков для абсолютно разных понятий:

Предсказания

Отличное упражнение для развития воображения. Существует много его вариаций.

Придумайте, что может случиться, если…

  • динозавры вдруг появятся на улицах города;
  • люди научатся летать;
  • домашние животные заговорят по-человечьи.

Представьте, что в вашем кошельке осталась последняя «пятисотка», а до зарплаты ещё неделя. Напишите список (или представьте его мысленно) из 10 продуктов, которые вы сможете купить на эти деньги и прожить 7 дней, не голодая.

Слова на одну букву

Возьмите любую букву алфавита и за установленный период времени (как правило, даётся 3 минуты, максимум 5) напишите как можно больше слов, начинающихся с неё.

Описание предметов

Находясь в любом месте, задержите взгляд на выбранном предмете. Запишите (или сформулируйте в уме) 5 прилагательных, максимально ему соответствующих, например, ваза – фарфоровая, белая, глянцевая, дутая, перламутровая. Теперь запишите 5 прилагательных, абсолютно не подходящих к выбранной вещи: ваза – пушистая, мягкая, бумажная, резиновая, кирпичная.

Рекомендации

Основы формирования творческого мышления у детей лучше всего закладывать в дошкольном возрасте путём решения задач, связанных с поиском предметов по их характеристикам. Если ребёнок справляется, он тем самым формирует свой интеллект, расширяет спектр умственных способностей. Далее малыш узнаёт всё больше нового и по достижении 6-летнего возраста может составить описание многих предметов, придумать историю, загадку, небылицу. Чем чаще он это делает, тем лучше работает его воображение.

Позаботьтесь о том, чтобы мышление ребёнка было:

  • гибким – он должен уметь рассматривать задачу с разных ракурсов;
  • беглым – способным быстро генерировать идеи;
  • оригинальным – чтобы для него не стало проблемой придумать необычную увлекательную историю.

Как родители могут помочь ребёнку при формировании творческого мышления.

  • Не ругайте малыша за выдумки. Поймите, он не хочет вас обмануть – он сам верит в свои фантазии, и для него это важно. Если он описывает, какую красивую фею видел на лужайке, не прерывайте его, а лучше подыграйте: попросите рассказать подробности этой волшебной встречи.
  • Творите совместно с ребёнком. Создавайте наряды куколкам, постройте гараж для машинок, сочините и разыграйте сказку, используя игрушки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у малыша всегда были краски, карандаши, мелки, фломастеры, альбомы; приобретите пластилин, кинетический песок, не скупитесь на конструкторы – всё это способствует развитию творческих способностей.

Можете выполнить и несколько упражнений.

  • Нарисуйте несколько произвольных геометрических фигур и попросите ребёнка дополнить рисунок.
  • Предложите малышу описать выбранную игрушку пятью наиболее подходящими прилагательными, а после – подобрать пятёрку самых неподходящих.
  • Покажите ребёнку облако на небе, спросите, что или кого оно ему напоминает.
  • Поиграйте в «стройку». Запишите на бумаге слова: кошка, помидор, кирпич, комод, вода. Теперь малыш должен использовать их при строительстве домика. Например, кирпичи пригодятся для кладки стен, помидор – красный, краской такого цвета можно выкрасить фасад. Комод он поставит в гостиной, заведёт кошку и наберёт в ванну воды, чтобы её искупать. Слова можно использовать самые разные.

Занятия с ребёнком-дошкольником нужно проводить регулярно и лучше делать это в игровой форме, чтобы ему не стало скучно. Развитием творческого мышления у младших школьников занимаются и учителя, проводя различные внеклассные мероприятия, а также на уроках рисования, музыки, труда, литературы и русского языка. Здесь важно помнить, что правильный ответ «по шаблону» не всегда хорош, так как связан с зазубриванием, а не с творчеством. Поэтому педагоги должны давать ученикам возможность высказывать свою точку зрения и поправлять их только в случае грубых ошибок, но уж никак не высмеивая «за глупость» перед всем классом.

В возрасте от 6 до 11 лет у ребёнка формируется осознание собственной значимости в обществе, и подобного рода критика может заставить его замкнуться в себе.

Развитию творческого мышления у детей и подростков способствует хождение на дополнительные кружки и секции: в клуб робототехники, художественную и музыкальную школы, на танцы.

Насколько важно наличие творческого мышления у взрослых? Можно сказать, что очень важно, особенно для тех, кто хочет стать:

  • дизайнером;
  • психологом;
  • менеджером по рекламе;
  • писателем;
  • художником;
  • архитектором;
  • скульптором и т. д.

Взрослому человеку мыслить креативно часто мешает зашоренность его взглядов. Ему довольно сложно увидеть нечто необычное в обыденном, отойти от привычных методов решения каких-либо задач. Однако это вполне возможно, и есть определённые рекомендации по развитию творческих способностей у взрослых людей.

Выполняйте следующие упражнения.

  • Представьте самый обычный предмет, находящийся у вас дома, например, табурет. Придумайте, как его можно использовать ещё, кроме сидения на нём.
  • Составьте рассказ из ограниченного числа слов. Он необязательно должен быть реалистичным – чем больше вы вложите в него фантазии, тем лучше.
  • Придумайте фразы-оксюмороны, то есть сочетайте несочетаемые, противоречащие друг другу слова: живой труп, горячий снег, бесконечный тупик.
  • Читайте задом наперёд слова на билбордах, вывесках, рекламных плакатах, визитках.
  • Попробуйте начать чтение книги не с начала, а с середины или даже конца. Так вы сначала узнаете развязку, а только потом – пролог.
  • Учите иностранные языки. Это пригодится вам не только в путешествиях по миру, но и в развитии творческого мышления. Можете иногда мысленно переводить увиденные фразы с родного языка на иностранный по пути на работу или на прогулке.
  • Чаще используйте в своей речи синонимы – они делают речь богаче.
  • Заведите «идейный дневник» и держите его всегда при себе – тогда, как только у вас в голове возникнет интересная идея, вы сможете её тут же зафиксировать на бумаге, а после обдумать и, возможно, воплотить в жизнь.
  • Расширению кругозора способствует постоянное узнавание чего-то нового. Путешествуйте, знакомьтесь с культурами разных народов, интересуйтесь историей, литературой, кинематографом.

Но только не забивайте голову ежедневными новостями, взятыми из интернета или увиденными по телевизору: ничто так не способствует зашоренности и ограниченности мышления, как формирование «стадного эффекта» при помощи масс-медиа.

Особенности творческого мышления

Главной отличительной чертой творческого мышления является более полное проникновение в суть изучаемого вопроса, активизация познавательных способностей и творческого потенциала, а также новизна рассуждений и способов решения текущих задач.

Одним из первых ответ на вопрос, что из себя представляет творческое мышление, дал Дж. Гилфорд. Он выделил четыре доминирующие особенности творческого мышления:

1.Стремление к интеллектуальной новизне, желание найти своё собственное нетривиальное, необычное решение.

2.Умение видеть объект «под другим углом», находить новые, необычные способы его использования, увеличение спектра функционального применения возможностей на практике (семантическая гибкость).

3.Способность воспринимать объект по-новому, обнаруживая его скрытые, неявные стороны (образная адаптивная гибкость).

4.Умение генерировать различные идеи в ситуации неопределённости, когда ориентиры для реализации идеи отсутствуют (спонтанная семантическая гибкость).

Особенности развития творческого мышления

Современный мир предъявляет высокие требования, и для того, чтобы быть востребованным и успешным, необходимо стать незаменимым, творчески применяя знания, умения и навыки и стараясь действовать максимально эффективно. Творческое осмысление мира помогает нам активно познавать его и способствует прогрессу как отдельной личности, так и общества в целом.

На развитие творческого мышления влияют внутренняя и внешняя мотивации. Чем ниже уровень внутренней мотивации, тем сильнее влияние мотивации внешней.

Уровень внутренней мотивации зависит от многих факторов, среди которых – самооценка личности, стабильность её эмоционального состояния, усвоенные ценностно-ориентационные принципы. Внешняя мотивация во многом связана с педагогическим воздействием.

Если обобщить опыт психологов и педагогов, посвятивших себя развитию творческого потенциала, можно выделить некоторые особенности развития творческого мышления, из которых следует ряд полезных советов:

— Не подавляйте интуицию ребёнка, ведь интуиция – первый этап творческого акта. Получая порицание за предположение или догадку, которые не может обосновать логически, ученик (ребёнок) замыкается в себе и уже становится не готов перейти ко второму этапу творческого акта – проверке интуиции логикой. Что делать? Поощрить использование интуиции и предложить дальнейший логический анализ выдвинутой гипотезы.

— Поддерживайте у ребёнка уверенность в своих силах, повышайте его самооценку. Успеха достигнет только тот, кто верит в свои силы. Разумеется, завышенная самооценка – другая крайность, мешающая совершенствованию профессионального мастерства и негативно отражающаяся на развитии интеллекта.

— Используйте положительные эмоции в процессе обучения и развития: они стимулируют и закрепляют желание мыслить творчески. Отрицательные эмоции тоже работают, но с точностью до наоборот: они подавляют творческое мышление.

— Развивайте стремление к самостоятельности выбора целей и путей решения возникающих задач. Умение действовать самостоятельно и брать на себя ответственность способствуют творческой активности. Напротив, человек, привыкший перекладывать ответственность, утрачивает способность мыслить и действовать творчески.

— Поощряйте высказывание и обоснование мыслей, идущих вразрез с мнением большинства. Это нужно для того, чтобы избежать конформного мышления, которое убивает творческое мышление. Что делать? Если ребёнок проявляет слишком высокий уровень конформизма – можно искусственно создать ситуацию, при которой, бездумно согласившись с мнением большинства, он попадает в неловкую ситуацию. Правда, данная ситуация не должна унижать или обижать, следовательно, требуется проявление педагогического такта.

— Поощряйте фантазирование, развивайте воображение. Не упрекайте фантазёра во лжи, ведь даже в подростковом возрасте дети не всегда вполне разделяют плод воображения и реальную ситуацию.

— Учите детей находить и формулировать противоречия. Обратите внимание на то, что прежде всего противоречие – не ошибка, которая нуждается в исправлении, а исходная точка для новых гипотез и вопросов.

— Попробуйте чаще и с удовольствием решать задачи «открытого типа», то есть такие, при решении которых нет единственно правильного ответа, который можно было бы угадать или найти. Пробуйте генерировать гипотезы: такое занятие повышает гибкость мышления, увеличивает его беглость и оригинальность.

— Поощряйте в себе и в своих детях желание быть собой, сохранять свою индивидуальность, прислушиваться к себе, отстаивать своё мнение. Уважайте личность и в себе, и в других.

— Расширяйте круг интересов, старайтесь заглянуть на проблему со стороны, глазами другого человека, отодвинув сторону свои собственные установки и ориентиры.

Особенности, препятствующие творческому мышлению

Исследуя причины, мешающие человеку проявлять творческие способности, исследователи (К. Халл, Р. Томпсон, Г. Линдсей) выделяют не только недостаточно развитые способности, но и иные причины, среди которых приведённые ниже:

1.Конформизм (склонность не отличаться от остальных, не выделяться поступками и суждениями), доминирующий над творчеством.

2.Неуверенность в своих силах, боязнь показаться смешным или глупым, не таким, как все. И то, и другое может быть родом из детства, в случае, если первые попытки к самостоятельному мышлению или первый творческий опыт вызывали негативный отклик у взрослых – насмешки или осуждение, навязывание общепринятой, «единственно верной» альтернативы или даже наказание.

3.Неумение, боязнь проявлять своё мнение открыто, защищать его. Опасение последующей за критикой негативной реакции. Повышенная тревожность, которая проявляется неуверенностью в себе и в своих силах, страхом открыто высказывать свои творческие идеи. Сюда же можно отнести зависимость от условностей, боязнь показаться агрессивным, высказывая критику чужого мнения.

4.Переоценка значимости собственной творческой идеи – ещё одна особенность, препятствующая творческому мышлению.

5.Неумение держать в равновесии творческое и критическое мышление. Если первое направлено на открытие новых идей и знаний, то второе – на оценивание, выявление недостатков в суждениях окружающих. В то же время, если один из этих способов мышления доминирует, человек либо творит, но не способен критически воспринимать и оценивать свои собственные идеи, либо уделяет основное внимание критике, в ущерб проявлению своих творческих способностей. Что же делать? Во-первых, осмысливать свои идеи и относиться к ним критически. А во-вторых – стараться не только критиковать чужую новую и оригинальную идею, но и предлагать свою альтернативную.

6.Зацикливание на неудачах. Практика показывает, что в случаях, когда в течение длительного времени человек вынужден решать неподвластные его разуму задачи, то и решение простых сразу после затяжной полосы неудач может быть затруднительно. Что делать? Старайтесь избегать «периода частых неудач».

Творческого человека отличает удивительное сочетание интеллектуальной зрелости, развитых способностей и глубоких знаний с детской открытостью миру. Одним из неотъемлемых качеств интеллектуальной личности являются развитые память и внимание, мышление и восприятие. Так, внимание позволяет нам усваивать всё интересное, новое и неожиданное, оно лежит в основе познания мира. Это из него впоследствии вырастают и любознательность, и творческий эксперимент. Развитие памяти не менее важно: её готовность (способность выдать нужную информацию в нужный момент) определяет возможность или невозможность решить проблему. Развивать когнитивные способности регулярно и с удовольствием можно с помощью тренажёров для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Творческое мышление в психологии

Творческое мышление дарит миру не только художников, но и лауреатов Нобелевской премии. Ценные черты этого направления – созидательность, поиск и открытие новых идей, предметов и т. д. Важно и то, что не обязательно «родиться» творческим деятелем, это свойство мышления можно развивать.

Креативность – это создание всего нового

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное.

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Определение

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Особенности творческого мышления

Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.

Среди особенностей творческого мышления выделяют:

  • Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
  • Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
  • Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
  • Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.

Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

Можно ли управлять творческим мышлением

О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.

В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.

Что способствует развитию творческого мышления

Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.

Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.

Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде. Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать.

Видео

Ссылка на основную публикацию