Научное мышление: основные особенности и принципы

Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире

1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе

Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.

Научное мышление – это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).

Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:

  • Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
  • Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.

Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.

Особенности

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

  • Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
  • Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
  • Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
  • Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
  • Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
  • Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
  • Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
  • Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

Научная картина мира

Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.

Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.

Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.

Связь научного и обыденного мышлений

В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.

Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.

Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.

Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.

Научное мышление в современном обществе

Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:

  • Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
  • Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.

Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.

13 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
  • отрасль духовного производства (НИОКР);
  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,
  • познавательно-объяснительная,
  • прогностическая,
  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

  • постепенное развитие науки;
  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


8. Уровни, формы и методы научного познания

– научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

– эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

– проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

– гипотеза – научное предположение;

– теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

– концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

(строгость и объективность)

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • классификация;
  • систематизация;
  • описание;
  • сравнение.
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Формализация
  • Математизация
  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  • анализ – разложение целого на части;
  • синтез – воссоединение целого из частей;
  • дедукция – выведение общего положения из фактов;
  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  • аналогия – сходство нетождественных объектов;
  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение


12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия

Социальное знание

Гуманитарное знание

Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений

Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

Особенности:

  • Понимание
  • Обращение к текстам
  • Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям

Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

Научное познание. Основные особенности научного мышления

Научное познание — особый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

— рациональность, связанная с непротиворечивостью, до­казательностью и системностью;

— высокий уровень обобщения знаний;

— использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изу­чать все в человеческом мире — будь то деятельность созна­ния, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания

Выявление объек­тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей

Выявление фундаменталь­ных закономерностей, обна­ружение за видимыми прояв­лениями скрытых, внутрен­них связей и отношений

Формы научного познания

Методы научного познания

Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравнение

Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация

Единство истори­ческого и логиче­ского, восхожде­ние от конкретно­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившее­ся) — отражение объективного факта в человеческом созна­нии, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противополож­ных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разре­шения.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточ­няются и конкретизируются, либо отбрасываются как за­блуждение.

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, иссле­дование) — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

• Исходные основания: фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

• Идеализированный объект данной теории.

• Логика и методология, применяемые для построения теории.

• Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объектив­ная закономерность превращается в правило действия субъ­екта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качест­вами — строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания боль­шую роль играют наблюдение и эксперимент.

НаблюдениеЭксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)
Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследованияИсследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследованияНаличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естест­венной ограниченности че­ловеческих органов чувствСоздание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшест­вует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и де­дукции, которые обусловливают друг друга в процессе позна­ния.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тргда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительно­го времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеали­зация — мыслительный акт, связанный с образованием не­которых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности. Примерами иде­ализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадле­жит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логиче­ский без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конк­ретному.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лекция 11. Наука и научное мышление

Наука – часть современной духовной сферы жизни общества. Обычно её понимают в трёх вариантах. Итак, наука – это:
1) социальный институт, представленный особыми учреждениями (академии наук, научно-исследовательские институты и т.п.), производящими новые научные знания;
2) отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества (научно-исследовательские, опытные и конструкторские разработки, научные исследования и т.п.);
3) особая система знаний (например, наука биология, химия).

Наука подразделяется на несколько отраслей:
– науки о природе – естественные науки: биология, химия, экология и т.п.;
– науки о человеке и обществе – гуманитарные и социальные науки: антропология (философская наука о сущности человека), этика (наука и добре и зле, должном и недолжном поведении), эстетика (наука о прекрасном, об эталонах красоты), история, филология и т.п.;
– науки о технике – технические науки: механика, металлургия и т.п.;
– науки о числовых закономерностях – математические науки: математика, алгебра и т.п.

Наука – явление теоретическое. Однако, она связана с практикой. По степени связи с практикой можно выделить науки:

– фундаментальные – в них отсутствует прямая ориентация на практику. Фундаментальные науки изучают наиболее абстрактные закономерности. Примерами таких наук является математика, антропология, история и т.п.;
– прикладные – науки, прямо направленные на практику, решение производственных и социальных проблем. К прикладным наукам можно отнести механику, металлургию, экономику и т.п.

Наука выполняет целый ряд функций. Выделим основные функции науки:
– познавательная – наука осуществляет познание мира, поиск и объяснение законов его развития;
– прогностическая – наука на основе исследований настоящего пытается представить картину будущего;
– социальная – наука помогает обществу;
– материально-производственная – наука через внедрение новейших достижений, разработанных учёными, развивает производственную сферу;
– мировоззренческая – наука влияет на формирование мировоззрения, помогая человеку не только объяснить известные человеку знания о мире, но и выстроить их в систему.

Иногда представляет трудности задача определить функцию науки в каком-либо примере. Ведь, например, занимаясь проблемами разработки нового материала для строительства дорог, учёный и познаёт новое, и пытается помочь обществу. Важно понять – функция определяется по главной цели деятельности учёного в примере. В данном случае главное для деятеля науки – попытки помочь обществу. Значит функция – социальная. А вот если учёный-астроном, изучая карту движения небесных светил, пытается предсказать развитие Вселенной на миллионы лет вперёд, то наука в данном случае выполняет прогностическую функцию. Ибо главная цель науки в данном случае – составить прогноз. Если же историк-учёный исследует историю похода Ивана Грозного на Крым, то в данном случае главной функцией науки является познавательная.

Наука – сложный элемент духовной культуры, развивающийся противоречиво. Долгое время науковеды полагали, что наука развивается эволюционно – плавно, постепенно, за счёт приращения знаний. Американский философ Т. Кун в середине ХХ века выдвинул иную теорию развития научного знания – как скачкообразный, революционный процесс, проявляющийся в форме периодической смены научных парадигм. Парадигма – крупное научное открытие, изменяющее вектор развития науки и являющееся образцом постановки и решения научных проблем на определённое время вперёд. Например, современной парадигмой науки являются нанотехнологии.

Смена научных парадигм – научная революция. Она переворачивает фундаментальные положения науки. К примеру, в средневековье считалось, что Солнце движется вокруг Земли. Однако Николай Коперник изменил научную парадигму, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца. Это открытие перевернуло многие положения науки, доселе считавшиеся неопровержимыми.

Научное знание – «кирпичик» науки. Научное знание неоднородно. Часть таких знаний доказана абсолютно, в отношении другой части учёные пытаются вывести доказательство и т.п. Научное знание обычно выражается в следующих формах:
– гипотеза – предположение, основанное на интуиции, научных законах, косвенно затрагивающих проблему исследования, фактах, известных науке. К примеру, учёный собрал множество фактов о том, как развивается цветковое растение. Исходя из первичного просмотра данных, он выдвинул гипотезу – большинству цветковых растений необходим солнечный свет;
– закономерность – установленная наукой связь между двумя или более явлениями, фактами. Научной закономерностью можно считать связь между революцией и падением уровня развития экономики в стране: свержение власти чаще приводит к нестабильности экономического развития;
– научный закон – доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами. Например, научный закон – приход циклона вызывает дожди и пасмурную погоду;
– теория – наиболее развитая форма научного знания, целостно отображающая закономерные и существенные связи в определённой области действительности. Научная теория включает ряд научных законов. К примеру, научной теорией является теория относительности А. Эйнштейна, включающая множество понятий, положений, законов.

Учёный, осуществляющий научное познание, пользуется специальными методами научного познания. От точности и грамотности их применения зависит результат исследования – какая истина будет получена и насколько знание окажется точным. Метод научного познания – это разработанная, обоснованная, совокупность приёмов исследования. позволяющая получить новое научное знание.

Следует напомнить, что научное познание предполагает два уровня – эмпирический (преследует цель собрать отдельные факты) и теоретический (ставит задачу обобщить собранные факты, выявить закономерности, доказать научные законы и сформулировать теорию). Методы также бывают двух уровней:
1. Методы эмпирического уровня познания:
– наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объекта изучения, динамики его изменений без воздействия на него;
– эксперимент – исследование объекта или процесса путём целенаправленного воздействия на него в естественных или лабораторных условиях;
– анкетирование – массовый письменный опрос;
– интервьюирование – устная беседа с участником какого-либо события. очевидцем и т.п.
2. Методы теоретического уровня:
– анализ – процесс мысленного или реального расщепления объекта изучения на простейшие составные части;
– синтез – обратный анализу процесс мысленного или реального воссоединения, «склеивания» частей в целое;
– абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных для исследователя свойств или признаков объекта изучения, выделение главного;
– моделирование – воспроизведение отдельных характеристик одного объекта на другом, создание мысленных или реальных копий объекта изучения – моделей;
– классификация – метод распределения объектов изучения по группам в соответствии с каким-либо критерием;
– индукция – обобщение, получение нового общего знания на основе уже известных частных посылок;
– дедукция – получение нового частного знания на основе уже доказанных общих законов и теорий.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Научное мышление: основные особенности и принципы

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Научное познание влияет на мировосприятие человека, осмысление жизни. Научно-познавательный мыслительный процесс направлен на решение актуальных задач, принятие конструктивных идей, успешное преодоление трудностей, улучшение качества жизненных условий каждой отдельной личности и общества в целом.

Что это такое?

Формирование научной мыслительной деятельности осуществляется в процессе познания мира. Научное мышление является особым видом познавательного процесса, нацеленного на внедрение объективных сведений в человеческое сознание. Познавательная функция отражает сущность науки.

Научный стиль мышления направлен на выработку достоверных знаний о личности, обществе и природе. Он воссоздаёт объективную картину мира посредством анализа и синтеза.

Все продукты научного мышления обоснованы и собраны в единую систему. Классификация наук по предметным областям вычленяет общественные (социально-гуманитарные), естественные, технические и математические науки.

  • Социально-гуманитарные науки нацелены на получение знаний об обществе и человеке. История и правоведение пронизывают все области общественной жизни. Общие знания о социуме зафиксированы в философии и социологии. Антропология, эстетика, этика, филология, психология, политология, культурология, экономика раскрывают конкретную область общественной сферы. Научное мышление в гуманитарной области исследует человеческие помыслы, побуждения, намерения и личностные ценности.
  • Естественные науки предполагают изучение природы. Биология, химия, география, геология, экология, физика, астрономия вооружают людей новыми познаниями, способствующими улучшению качества жизни. Например, в медицинской отрасли научные открытия способствуют выздоровлению пациентов, страдающих ранее считавшимися неизлечимыми заболеваниями. Учёные-экологи исследуют водоёмы и окружающую среду, предупреждают население об опасности их загрязнения.
  • К техническим наукам относят механику, робототехнику, информатику, агрономию, архитектуру, которые ускоряют научно-технический прогресс. Многие технические науки призваны автоматизировать производство предприятий, снабжая их новейшими технологиями. В современном мире успешно используют роботов, новые виды энергии, ультразвуковые методы обработки, лазеры в технике.
  • Математические теории снабжают все другие науки формальными языковыми средствами. Подсчёты, измерения, описания формы объектов применяются для нахождения общих законов природы. Наблюдается их структурная взаимосвязь. Математические модели используются в мыслительном научном процессе при изучении большинства наук.

Все науки периодически пересекаются. При научном исследовании мышление направлено на изучение сведений, законов конкретных процессов и на анализ, выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.

Индивид с научным мышлением обладает гибкостью, независимостью. Он объективно воспринимает происходящее в окружающем мире, охотно получает основные знания, усваивает новые сведения, готов к любым переменам.

Особенности

Научное мышление характеризуется фундаментальностью. В отличие от обыденной мыслительной деятельности, ему присущи универсальность, разумность, целесообразность, высокий уровень обобщения знаний, умение формулировать проблемы и строить гипотезы, логическая непротиворечивость и доказательность, стремление к объективности и достоверности получаемой информации, проверка фактов с помощью аргументов, развитость понятийного аппарата.

Весь мир науки представлен в виде понятий и терминов. Наличие методологии является обязательной составляющей общего процесса. Данный вид мыслительной деятельности предусматривает преемственность в использовании накопленных ранее знаний и множества новых достоверных идей. Он выполняет познавательную, мировоззренческую, деятельностную, культурную и социальную функции.

В психологии выделяют основные особенности научного мыслительного процесса.

Объективность

При научном подходе к изучению предмета или явления происходит полное отстранение от субъективного мировосприятия. Во время чтения художественной литературы человек ощущает субъективный взгляд автора на явления и факты. В научном трактате отражаются только факты, полученные путём тщательного объективного исследования. Личностная информация об учёном отсутствует.

Системность

В течение многих веков народ собирал всевозможные описания и объяснения различных фактов и явлений. Со временем их упорядочение привело к появлению определённых понятий и терминов.

Сложившаяся система теоретических данных представляет собой описание сведений, полученных в результате научных изысканий.

Обоснованность

Научное мышление подразумевает теоретическое обоснование принципов и закономерностей. Часть из них долгое время остаётся на уровне предположений и предсказаний, которые по каким-то причинам ещё не имеют доказательной базы, но в дальнейшем учёные обоснуют догадки. И они будут научно доказаны или опровергнуты. Хранилище доказанных различных теорий и гипотез содержит множество аргументов, подтверждающих их объективность.

Устремленность в будущее

Научное мышление устремлено в будущее. Для науки имеют большое значение результаты исследований не только для текущего промежутка времени, но и для их совершенствования, трансформации в перспективы.

Учёным важно определить законы и закономерности развития явлений для принесения пользы человечеству в дальнейшей жизни. Такой вид мышления даёт возможность конструировать будущее из отдельных деталей, существующих в настоящем.

Наука вычленяет объективно верные фрагменты, части, формы, которые пригодятся грядущему поколению.

Концептуальность

Естественно-научный подход к получению знаний для закрепления теорем, закономерностей разнообразных понятий обязывает исследователей обращаться к формулам, символам и другим знакам. Специфическая знаковая система постоянно совершенствуется, корректируется, дополняется на протяжении всего периода существования науки.

Осознанность

Осуществление наблюдения и контроля за исследованием объектов и явлений, их связей между собой свидетельствует о сознательном применении учёными научных методов.

Экспериментальный подход

Теории строятся на основе проведённых экспериментов. Научный мыслительный процесс даёт возможность использовать полученные результаты для сбора доказательной базы огромного количества исследованных объектов. В ходе экспериментов формируются конкретные понятия, делаются определённые выводы.

Принципы

  • Главным принципом научного мыслительного акта является присутствие эксперимента. По сравнению с эмпирическим мышлением, научный подход подразумевает распространение экспериментальных результатов на очень широкий диапазон сведений. Благодаря этому учёные обретают возможность сделать больше различных выводов.
  • Второй принцип свидетельствует о стремлении учёных к объективности и отстранённости. Эмпирический подход подразумевает непосредственное участие личности в эксперименте с учётом последующего оценочного мнения. Во избежание случайного или намеренного искажения выводов, полученных в ходе эксперимента, при научном мыслительном процессе наблюдение осуществляется со стороны.
  • Третий важный принцип заключается в систематизации полученных сведений с целью построения теории. Эмпирический подход не предполагает теоретического синтеза знаний, поэтому все данные рассматриваются отдельно друг от друга. Научный подход усматривает взаимосвязь между явлениями с дальнейшим группированием их и составлением классификации.

Методы

Научное мышление стремится к применению определённых приёмов познавательного процесса.

Научный метод отличается точностью, строгостью и объективностью.

Он позволяет объективную закономерность превратить в правило действия исследователя. Универсальными способами такого познания являются анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, аналогия, абстрагирование и идеализация.

Анализ предполагает расчленение целого на составные части, синтез – соединение частей в единое целое. При дедукции доказательство выводится из одного или нескольких достоверных утверждений, основанных на законах логики. При индукции отдельные факты приводят к общему положению. Метод моделирования предполагает воссоздание характеристик объекта с помощью специально созданной другой модели. Этот способ применяют при затруднениях, возникающих во время исследования самого объекта.

Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от некоторых свойств явлений и отношений между ними, выделении какого-нибудь их качества. Результатами абстракции могут быть различные категории и понятия. Идеализация представляет собой мыслительный процесс, сопряжённый с образованием неких абстрактных понятий, не всегда сбыточных в реальности.

К методам научного исследования относят измерение, сравнение, описание, систематизацию и классификацию. В мыслительной деятельности, связанной с наукой, широко распространены эмпирические и теоретические методы.

Эмпирические

Научные методы и эмпирические способы познания предполагают проведение экспериментов для получения определённых сведений. Они опираются на эксперимент и наблюдение. Для проведения эксперимента создают специальные условия, устраняют препятствующие ему факторы, применяют соответствующие технические устройства. Исследование явлений и предметов проходит путём воздействия субъекта познания на объект исследования. При наблюдении подобное воздействие отсутствует.

Для организованного и продуктивного уяснения исследуемого материала возможно использование приборов и инструментов.

Эмпирические методы основываются исключительно на данных, полученных опытным путём. При научном подходе добытая эмпирическим способом информация обязательно подтверждается или опровергается теоретическим толкованием, исходящим из конкретных предпосылок.

Теоретические

Всю информацию, полученную экспериментальным способом, учёные фиксируют в форме теории. В её структуру входят фундаментальные представления, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы.

Для построения теории применяют методологию и логику. Теоретические знания базируются на одной из форм: теории, гипотезе, проблеме и законе.

Теоретический подход включает формализацию и математизацию. При первом способе научная информация проявляется через знаки специально созданного языка. Второй метод подразумевает внедрение математических достижений в исследуемую область знаний.

Исторический метод предусматривает описание процесса с учётом его уникальных особенностей. Логический метод предполагает воссоздание системы абстракций в теоретической форме. Все объекты представлены на разных ступенях своего развития, иными словами, фиксируется весь их исторический путь. Логический метод тесно связан с историей, которая освещает этапы развития событий в их конкретных формах проявления с соблюдением их хронологии. Единство всех методов, используемых в научном мышлении, обеспечивает дальнейший научно-технический прогресс.

Наука и особенности научного мышления

Наука – одна из сфер человеческой деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мире. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. В отличие от других сфер человеческой деятельности, в науке производство знаний является средством, целью и продуктом труда.

Признаки

Науку как явление можно рассматривать с разных позиций. Это область культуры, ее духовной сферы, а также социальный институт – организованная структура, призванная удовлетворять потребность общества в знании. Науку как вид деятельности характеризуют следующие признаки:

  • постановка цели получения знания – объективной истины;
  • направленность на объект, выявление законов его существования, функционирования, развития и преобразования в результате человеческой деятельности;
  • рационалистический подход – изучение предметов и явлений всегда основывается на разуме;
  • предвидение будущего с целью дальнейшего освоения действительности;
  • наличие комплекса методов и процедур, используемых для обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний (эксперимент);
  • объединение полученных знаний в целостную систему;
  • наличие специфического языка – знаков, символов, формул, терминов;
  • наличие гипотез, догадок, вероятностных суждений наряду со строгой доказательностью.

Научное познание – сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, складывающихся в целостную, непрерывно развивающуюся систему.

Классификация

Для описания такого разветвленного, многоуровневого, системного явления как наука, существует общепринятая классификация, разделяющая ее виды на основе отличительных признаков. По предмету исследования науки делятся на 3 вида:

  • Естественные – изучают явления, процессы и объекты материального мира. К ним относят физику, химию, биологию, астрономию и др. Человек также считается частью этого мира и объектом изучения естественных наук.
  • Гуманитарные – изучают человека как духовное существо, а также законы развития общества. Этими науками являются психология, социология, история, культурология, лингвистика, обществознание, филология.
  • Технические – отвечают за развитие техники и технологий, имеют прикладное значение (информатика, архитектура, механика, электротехника). По сути, являются обособившимися ответвлениями естественных наук.

Существуют и другие принципы классификации наук. По методам исследования их подразделяют на теоретические, апеллирующие абстрактными понятиями и математическими вычислениями, и эмпирические, использующие в качестве метода познания опыт и эксперимент. По мере практической реализации достижений науки делятся на фундаментальные и прикладные. Первые – оказывают влияние на мышление, вторые – на образ жизни.

Функции

Наука выполняет в обществе ряд важных функций:

Как лучше учиться и меньше уставать?

  • познавательная – производство и воспроизводство знаний, их систематизация;
  • культурная – формирование объективного мировоззрения, воспитание личности как субъекта познания и деятельности;
  • образовательная – разработка методов, форм обучения, стратегии образования;
  • практическая – наука выступает непосредственным участником производства, здравоохранения, образования, быта.

В современных условиях все сильнее стала выделяться социальная функция науки. Это проявляется в ситуациях, когда результаты научных изысканий используются в разработке программ социально-экономического развития.

Особенности научного мышления

Научное мышление – это мышление, направленное на познание глубинной сущности материального мира. Противопоставляется обыденному мышлению, базирующемуся на здравом смысле и житейском опыте. Основными особенностями научного мышления являются:

  • объективность;
  • универсальность, широта обобщений;
  • нацеленность на будущее, предвидение того, как объекты будут видоизменяться в дальнейшем;
  • системность полученных знаний;
  • осознанный выбор методов и средств изучения объектов;
  • обоснованность, строгая доказательность;
  • использование эксперимента для подтверждения или опровержения теорий, гипотез.

Научное мышление – это способ познания, основанный на естественнонаучной образовательной базе, а также умении творчески переосмысливать предшествующий опыт – свой и других людей.

Методы научного мышления

Научное мышление имеет целью дать наблюдаемым фактам и явлениям рациональное объяснение. Для решения поставленной задачи требуется использование специальных методов – способов достижения конкретной цели. Методы научного мышления делятся на эмпирические, теоретические и универсальные.

Эмпирические:

  • наблюдение – целенаправленное и осмысленное восприятие происходящего, обусловленное поставленной задачей;
  • эксперимент – активное воздействие на объект или явление в процессе его изучения;
  • измерение – определение отношения одной величины к другой величине;
  • классификация – распределение предметов анализа на основе общих признаков;

Теоретические:

  • формализация – отражение знаний посредством искусственно созданного языка;
  • математизация – внедрение в изучаемую область математических методов и достижений;

Универсальные:

  • анализ – расчленение целого на составные элементы;
  • синтез – соединение разрозненных элементов в единое целое;
  • дедукция – цепь умозаключений, в которой звенья связаны между собой логическими выводами;
  • индукция – рассуждения, ведущие от частностей к общим выводам;
  • аналогии – познание путем сравнения;
  • абстрагирование – искусственное отвлечение отдельных свойств предмета, явления и выделение других для упрощения процесса постижения объекта;
  • моделирование – исследование объектов познания путем построения их моделей;
  • идеализация – глубокое абстрагирование, создание упрощенной модели изучаемого явления, достаточной для достижения цели исследования.

Человеку необходимо воспринимать мир как упорядоченную систему причинно-следственных связей, это необходимо для адаптации к окружающей среде, предвидения событий. Научное мышление отвечает этим потребностям, обеспечивает адекватное объяснение событий и явлений.

Заключение

Наука – одно из важнейших проявлений духовной культуры. Она дает объективное видение картины мира, содействует целостному развитию личности, участвует в решении важнейших проблем общества, реализует себя в качестве непосредственной производительной силы. Уровень развития науки является показателем развития общества и государства.

Исторические события, связанные с феодальной раздробленностью древних.

Некоторые специалисты рассматривают этот съезд (а конкретно доклад на нем Н.С.

Многие историки склоняются к мысли, что битва на Чудском озере переломила ход.

Сын Ярослава Мудрого Изяслав запомнился своим современникам малодушным, подлым.

Между людьми и группами существуют определенные.

Известная теория «Москва — третий Рим» обосновывает закономерность смещения центра.

В латинском юридическом изречении имеется в виду, что правовые нормы и законы.

В 1943 году состоялась Международная конференция, в которой.

вброд или в брод Слово «вброд» может иметь два варианта написания. И важно.

Распад СССР больно ударил по экономике всех бывших советских республик.

Ссылка на основную публикацию