Формирование экономического мышления
Экономическое мышление как цель экономического образования.
Экономика меняется с изменением нашего мышления.
Все граждане обладают определенным экономическим мышлением, т.е. совокупностью взглядов на экономику, ибо каждый человек прямо или косвенно связан с хозяйственной деятельностью и ее результатами. Экономическое мышление подразделяется на два основных типа – 1) обыденное мышление, формирующееся на основе жизненных наблюдений человека; 2) научное – предполагает высокий уровень познания закономерностей развития экономики.
Экономическое мышление формирует экономическое мировоззрение и отношение как положительное, так и отрицательное к процессам происходящим в экономике, что влияет на поведение человека.
Как известно, рыночная экономика нуждается в людях с новым способом экономического мышления. Если смотреть на экономическое мышление как на цель економического образования, то следует отметить, что система образования включает в себя набор знаний и навыков, опыт творческого мышления и социально-экономического общения. На основе развития экономически развитой личности, выявляется ее способность к саморазвитию, самообразованию, умению получать новые знания и использовать их в социально-економичних условиях, которые постоянно изменяются. Поэтому экономическое мышление – не просто багаж экономических знаний, а способность их усвоить, использовать в практической жизни, иначе говоря, это – формирование модели экономического поведения.
Украинское общество испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах в области экономики, поэтому экономическое образование нацелено на подготовку специалистов, способных анализировать экономическую информацию, разрешать проблемные экономические ситуации, разрабатывать экономические концепции и использовать экономические знания на практике.
Анализ эволюции проблем, которые возникают в современной экономике, их непредсказуемость свидетельствуют, что поиск вариантов эффективного экономического развития нуждается в более глубоком понимании экономического мышления и поведения людей.
Экономическое мышление – познание сути экономических явлений, предметов, выявления их закономерностей с помощью таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Особенностью экономического мышления, или мышление экономическими понятиями, является его направленность на экономическую деятельность, т.е. на регулируемую сознанием психическую и трудовую активность человека, которая развивает интеллектуальные возможности и нацелена на реализацию экономических потребностей, интересов и установок, на повышение качества и количества труда и достижение материально значимих результатов.
Длительное время потребность в формировании экономического мышления отсутствовала, поскольку при условиях административно командной экономики ничего не нужно было решать самому, поскольку человек не являлся участником экономических отношений, ему не нужно было влиять на ход экономических событий, осуществлять выбор своего места в экономической системе, проявлению творческой активности препятствовала существующая на то время система стимулирования.
Наблюдения, которые осуществляются за экономическими процессами в Украине, свидетельствуют, что в современном украинском обществе существуют определенные недостатки в отрасли экономического мировосприятия. Немецкий ученый Фридрих Фостер в послевоенной Германии считал: Это в полной мере может быть отнесено к современной Украине.
| | следующая лекция ==> | |
Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов по экономике | | | Научно-методическое обеспечение преподавания экономических дисциплин |
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1105 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Экономическое мышление
Экономическое мышление, в свою очередь, является системой взглядов человека на закономерности экономического развития, сущность экономических явлений и процессов и причины их возникновения. Такое мышление является структурным элементом человеческого мышления в целом. Определяющим фактором содержания экономического мышления является характер существующих отношений собственности, место человека в общественном разделении труда, уровень ее образования.
Мышление – это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:
- Аудирование Грамматика Речь Письмо
Важнейшими элементами экономического мышления является умение находить оптимальные решения для роста экономической эффективности отдельного предприятия, отрасли и народного хозяйства, овладение новейшими методами технологических, проектно-конструкторских разработок, технико-технологическая культура, ориентирование на рациональное использование экономических и природных ресурсов. Правильное экономическое мышление обеспечивает рациональное управление действиями человека на рабочем месте, в масштабе предприятия.
Экономическое Мышление – взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни.
Основные факторы формирования экономического мышления субъекта – многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др.
Чем более значительными являются факторы формирования экономического мышления, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.
В рамках социологического подхода экономическое сознание связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, разработкой принципов организации экономической жизни, а экономическое мышление – с включенностью его носителей в социальную практику. Такой подход позволяет рассматривать экономическое мышление, как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления. Последнее воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися стереотипами.
Рассмотрение экономического мышления, как формы проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет перевести проблему “перестройки” экономического сознания в плоскость проблемы влияния изменений в экономическом мышлении на те или иные аспекты экономического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экономического сознания. Ведь в конкретном социологическом исследовании можно измерить не более чем уровень (состояние) экономического мышления и выяснить в социальных показателях степень его рациональности, определяемую субъективным восприятием изменений в укладе и образе жизни.
Неразвитое экономическое сознание обусловливает противоречивое, эмоциональное по своей природе экономическое мышление. В свою очередь, противоречивое экономическое мышление эмоционального характера почти не влияет на развитие экономического сознания. Последнее формируется совсем иным, нежели экономическое мышление, знанием (познанием научных основ действия социально-экономических законов) и в нынешней экономической ситуации посткоммунистических государств объективной основы для своей перестройки пока что не имеет.
Опыт исследований показал, что экономическое мышление вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. С проблемой выбора связан акцент на индивиде (будь то социальное сообщество, промышленный или сельскохозяйственный коллектив, корпорация или что-то другое). Первичная характеристика экономического образа мышления – это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение.
Формирование современного экономического мышления неизбежно сопровождается преодолением сложившихся стереотипов. В этом процессе немало препятствий, и главное среди них – косная сила инерции. Сохранение старых, отживающих взглядов и представлений в изменившихся условиях экономического и социального развития во многом опирается на опыт прошлого. Однако в значительной мере подобные стереотипы опираются на отлаженные структуры управления и процедуры принятия решений. Социально-экономические трудности и потери, практически неизбежные при разрешении противоречий между требованиями изменившейся экономической ситуации и старыми взглядами, – цена, которую платит общество за живучесть стереотипов экономического мышления и поведения.
Экономическое мышление бывает:
Шаблонным, когда решение принимается по обычаю, на уровне здравого смысла;
Творческим, характеризующееся выработкой новых методов решения задач и достижения цели.
Возникновение многообразных форм собственности, восстановление товарно-денежных отношений, формирование дохода в зависимости от инициативы, предприимчивости постепенно меняют тип экономического мышления.
Постановка вопроса о новом экономическом мышлении предполагает прежде всего четкое определение критериев, которым оно должно отвечать.
Существуют два главных критерия, которые характеризуют современный тип экономического мышления: научность и отражение в мышлении новых, изменившихся условий развития общественного производства. Оба критерия взаимосвязаны и рассматриваются в единстве.
Первый — научность — заключается прежде всего в необходимости полного и последовательного учета в экономическом мышлении и хозяйственных решениях объективных экономических законов.
Второй критерий оценки современного экономического мышления — это учет современных реальностей, качественно новых условий развития производства, неформальное восприятие сущности процесса интенсификации производства, мышление качественными, а не количественными категориями, ориентация на конечный результат, социальные цели развития.
Современное мышление предполагает ориентацию на мировой опыт, изучение и использование достижений. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировой рынок, создание совместных предприятий требуют не только широкого кругозора, специального обучения, но и психологической готовности кадров к такому значительному расширению поля деятельности.
Для современного экономического мышления характерна способность к риску, интенсивный тип деятельности, стремление наиболее полно использовать как внутренние, так и внешние факторы, прогнозировать все последствия, новаторство, инициатива, предприимчивость, выработка новых психологических установок, поиск нестандартных подходов, склонность взять инициативу на себя, способность предвидеть и разрешать противоречия.
Экономическое мышление: особенности и способы формирования
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Наша страна по всем признакам должна входить в число наиболее богатых и состоятельных, но на практике происходит совсем не так. Одной из причин этого является то, что десятилетия плановой экономики совершенно уничтожили у людей такой навык, как экономическое мышление. Из-за этого средний обыватель попросту не понимает, как распоряжаться собственными деньгами, а грамотных менеджеров днем с огнем не сыщешь.
Тем не менее, в выращивании адекватных предпринимателей заинтересовано все общество, и если вы вполне видите себя в этой роли, стоит позаботиться о том, чтобы соответствовать ей, а не прогореть в кратчайшие сроки.
Что это такое?
Разъяснить понятие экономического мышления новичку не так просто, но мы все же попробуем разобрать термин. Если рассуждать просто, то экономическое мышление – это определенный тип мышления и построения логики, который позволяет четко видеть выгоду (или потенциальную неудачу) того или иного капиталовложения. Человек, обладающий развитым экономическим мышлением, весьма редко сталкивается с непредвиденными потерями капитала – он умеет просчитывать все риски, четко понимает, что нужно потребителю, и способен предложить ему тот товар или услугу, которые тот ищет. Наличие экономического мышления позволяет сразу отсечь различные сомнительные варианты получения прибыли вроде лотерей и казино – счастливый обладатель «правильных» навыков никогда не рискует, а всегда составляет четкий план и следует ему, добиваясь успеха.
Зарождение и дальнейшее развитие экономического мышления сильно зависит от текущей ситуации в экономике. Между первым и вторым наблюдается четкая взаимосвязь – если нет «учителей» в виде успешных предпринимательских кейсов, не стоит удивляться, что рядовой обыватель не способен даже при наличии стартового капитала распорядиться им так, чтобы получить прибыль. Естественное формирование экономического мышления у каждого отдельного человека зависит от окружающей его обстановки, включая довольно неожиданные сферы – духовную и социально-политическую.
В процессе эволюции общества и растущей потребности в адекватных управленцах экономическое мышление стало все больше приобретать черты дисциплины, достойной отдельного изучения. Сущность и содержание предмета были оформлены в тренинги и курсы, позволяющие более эффективно управлять предприятием.
Несмотря на то что предпринимательство во многом является творческим процессом и не может быть подогнано под грубые и тесные рамки, основы стоит знать даже рядовому обывателю, если он заинтересован в приумножении собственных достатков.
Специалисты выделяют несколько типов экономического мышления, их количество зависит от того, кто является автором классификации. Глобально тип экономического мышления – это любое поведение в экономике, характерное для большого количества людей и обусловленное определенными характеристиками того общества, в котором люди выросли и постигали основы экономики. Хорошим примером может послужить так называемое мифологическое экономическое мышление, в том или ином виде характерное для любых обществ на ранней стадии развития.
Первобытные люди не верили в собственные силы, в своих расчетах они руководствовались преимущественно надеждой на вмешательство свыше, а потому априори не могли быть богатыми. Кроме того, индивидуализм на том этапе развития цивилизации вообще не мог существовать, поскольку член общества был немыслим без всего общества. Следовательно, об индивидуальном предпринимательстве, да еще и в условиях отсутствия какой-либо законодательной защиты предприятия от беззакония, не могло быть и речи.
Наиболее простая классификация типов экономического мышления предполагает деление на шаблонное и творческое мышление. Шаблонное предполагает деятельность по определенной устоявшейся модели – человек действует по проверенным многими поколениями схемам. Чаще всего этот метод помогает выжить, но не может кого-либо сделать по-настоящему богатым.
С этой точки зрения куда перспективнее творческое экономическое мышление – само по себе оно не дает никаких гарантий, но зато его наличие существенно повышает шансы человека изменить устои всего общества, а заодно стать действительно успешным.
Характерные черты
Для каждого экономического мышления характерны свои черты, но в последние десятилетия на фоне стремительной глобализации дисциплина во многом унифицировалась, и сегодня можно говорить о том, что принципы экономического мышления в качестве дисциплины для изучения уже примерно одинаковы во всем мире. Стремясь воспитать человека с экономическим мышлением, авторы тренингов опираются на два основных направления.
Первое из них нацелено на усиление новаторства и творчества. Шаблонное экономическое мышление в век стремительного развития технологий не сулит ничего хорошего, да развитие и не было бы возможным, если бы не правильно нацеленная фантазия двигателей общественного прогресса. Хороший менеджер должен уметь сразу видеть недостатки того, что уже существует, и направлять свой разум на поиск альтернативных решений, способных решить проблему. Способность предложить нечто новое в одинаковой степени полезна как для самого инноватора, так и для благодарного общества. Творческий подход в современной экономике, пожалуй, единственное, что позволит добиться огромного успеха в течение человеческой жизни.
Второй важный аспект – прививание тренируемым глобального подхода к любой проблеме. Современный транспорт и степень взаимной интеграции между мировыми экономиками таковы, что было бы преступным искать способы решения проблемы только непосредственно перед собой. Практика доказывает, что адекватное применение развитых творческих способностей позволяет увидеть выгоду в сложных схемах при участии контрагентов из нескольких стран.
Обратите внимание, что практически всегда наиболее успешные компании – те, что вышли на мировой рынок, а не внутренние монополисты, пусть даже в самых крупных государствах.
Опять же такой успех обусловливается тем, что глобализация товаров и услуг выгодна и для потребителей – благодаря этому они могут рассчитывать на улучшение ассортимента.
Как сформировать?
Формирование современного экономического мышления во многом зависит от того, какая система изначально заложена в голову обучаемого. Дело в том, что говорить о полном отсутствии экономического мышления у кого-либо неправильно – пользуясь деньгами в повседневной жизни, человек уже сталкивается с примитивной экономикой и имеет опыт экономического мышления на первоначальном, эмпирическом уровне. Педагогу, воспитывающему потенциального менеджера, неизбежно придется отталкиваться от того, что уже есть.
Историко-географическая особенность нашей страны заключается в том, что она огромная – чтобы ее контролировать, нужен был сильный государь, иначе в стране воцарился бы бардак, и она попросту распалась бы. В менталитете наших сограждан заложено, что начальник – это не просто более умный и уважаемый человек, а еще и вполне реальная угроза. Потенциальный менеджер должен понимать тонкости психологии российских подчиненных, которые, не боясь попасть под карающую десницу, вряд ли будут трудиться в полную силу.
Последнее утверждение тоже имеет под собой вполне конкретную историческую причину – из-за богатства российских земель и невысокой плотности населения нашим предкам не было сложно выжить, потому легкая ленца отложилась на генетическом уровне.
Какой бы выдающейся ни была идея начальника, подчиненные успешно ее провалят, потому хороший менеджер в нашей стране – это, прежде всего, «государь». Нужно быть готовым к тому, что толковой инициативы снизу наверняка не будет, а раз так, то все планирование целиком и полностью ложится только на плечи предпринимателя, он же осуществляет строгий контроль за выполнением.
Тем не менее, по возможности нужно постараться избежать сугубо карающей роли, даже более того – нужно попытаться создать себе образ скорее благодетеля.
Не зря ведь в Российской Империи холопы с удовольствием гибли за батюшку-царя – они искренне верили, что он, как и Бог, просто не ведает о злоключениях своих подданных, а угнетают их помещики по собственному своеволию.
Сам предприниматель при этом должен быть лишен каких-либо надежд на чудесное улучшение той ситуации, в которой он оказался. Будучи выше уровня простых людей и неплохо разбираясь в экономических реалиях нашей страны, менеджер должен знать, что даже на самых высоких уровнях все решается преимущественно взятками или неуместно затянутыми бюрократическими процедурами, избежать которых можно все тем же способом. Мы ни в коем случае не стремимся отбеливать взяточничество, но в любом предпринимательском плане в России должен быть заложен определенный процент под «непредвиденные расходы». Или стоит хотя бы оставлять существенный зазор времени для преодоления бюрократии.
Лекция 1. Проблемы формирования нового экономического мышления
Лекция 1. Проблемы формирования нового экономического мышления.
1. Понятие экономического мышления, типы.. 1
2. Проблема формирования компетентностей российского предпринимателя 3
3. Особенности экономического мышления работников наёмного труда 5
1. Понятие экономического мышления, типы
Происходящие в нашей стране преобразования в экономической действительности предполагают изменения в общественном сознании, экономическом мышлении. Переход к рынку, создание его инфраструктуры, разгосударствление, приватизация и другие изменения во многих случаях вызывают негативное отношение со стороны различных групп и слоёв населения. Новые реалии часто не соответствуют сложившимся понятиям об экономике. Формирование же нового характера экономики происходит противоречиво, с большими социальными издержками и разрушением производительных сил, и это препятствует нормальному развитию и утверждению современного рыночного мышления, деформирует его, придает ему извращенные, псевдорыночные формы.
Тип экономического мышления, являясь одной из важных характеристик субъектов производственных отношений, хозяйственных связей.
Определим понятие экономического мышления.
Экономическое мышление — это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.
Современные исследователи подчёркивают важность того, что осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов хозяйствования в экономическом процессе, принятии решений.
Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Каковы эти отношения, основные формы собственности, их взаимозависимость, экономический строй общества – таково экономическое мышление. Один тип экономического мышление формируется в условиях централизованно управляемой, регламентируемой экономики, принципиально иной в рыночных условиях.
Определяется тип экономического мышления и национальными традициями, особенностями менталитета, «духом хозяйства».
Отражение, осознание экономическим мышлением экономической действительности осуществляется через познание, получение и усвоение знаний. Тип экономического мышления, в свою очередь, определяет и характер экономического сознания. Знания, являющиеся продуктом того или иного типа экономического мышления исследователя, становится элементом общественного сознания и психологии, и как таковые формируют мнения, позиции, ценностные ориентиры, мотивы, определяют характер и содержание убеждений, привычек, установок, существующих у людей в экономической деятельности.
Экономическое мышление через усвоение знаний и экономическую психологию формирует экономическое поведение. Тип этого мышления – часть экономической культуры общества, которая является способом организации, развития экономической деятельности. Данную взаимосвязь можно представить следующей схемой.
2. Проблема формирования компетентностей российского предпринимателя
Экономическое мышление в нашей стране определяется его принадлежностью и к западному, и к восточному типам цивилизаций и соответственно экономического мышления. Масштабность страны, местами небольшая плотность населения определяли необходимость централизации, установления сильной государственной власти. Тем более что обширность и богатство земли определяли и такие особенности экономического менталитета, как недостаточные рачительность, экономность, ритмичность, постоянство трудовых усилий.
Для России всегда был характерен, прежде всего, государственный тип экономического мышления, связанный с традиционными явлениями общинности, государственного патернализма, ограниченностью инициативы, ощущением индивидом себя составной частью общества, не только зависимой, но и оберегаемой, а также неразвитостью правосознания, недоверием к закону, но предпочтением при этом в противовес бюрократизму нравственности, правды, добродетели, осуждением алчности, чрезмерного богатства, высокой ценностью социального равенства, справедливости в распределении благ.
В то же время России всегда были свойственны и черты рыночного типа экономического мышления. Развитие торговли, рынка, ремесел, хозяйственное освоение огромных пространств были невозможны без предприимчивости, самостоятельности; находчивости, инициативы, готовности к риску. История России – есть история развития, взаимодействия и противостояния государственного и рыночного типов экономического мышления.
Можно согласиться с исследователем Архиповым, который считает бесперспективным переделывать, «ломать» менталитет, экономическое мышление россиян. Да, можно и нужно развивать черты рыночного экономического мышления, которые всегда были свойственны россиянам, привносить новые, но не «ломая», а используя имеющиеся позитивные особенности государственного экономического мышления. Здесь уместно вспомнить опыт Японии, Китая, стран Юго-Восточной Азии, где успех социально-экономических преобразований был достигнут в результате сочетания достижений современных рыночных методов и экономического мышления с национальными традициями.
Попытки реформ конца 50-60 гг. не смогли внести существенных изменений в экономическую систему и соответственно в экономическое мышление. Оно всё больше приобретало бюрократические черты, крайних форм проявления достигают консерватизм и негибкость. Все это усилило необходимость радикальных изменений в экономической и политической системах. Они начались в 1985 году с провозглашением перестройки. Воссоздание кооперации в промышленности, в том числе в производстве товаров народного потребления и сфере услуг, развитие индивидуальной трудовой деятельности, арендных отношений в сельском хозяйстве и промышленности, строительстве, на транспорте, появление предприятий с участием иностранного капитала, бирж, коммерческих банков способствовали формированию рыночных отношений и соответствующего им экономического мышления. Однако вместе с этим в экономике стали нарастать и кризисные явления.
Формированию рыночного типа экономического мышления способствует создание конкурентной среды и за счёт развития малого и среднего бизнеса (Бизнес. — http://www. *****/info/glossary/?ch=%C1 .)
Противоречивость рыночных преобразований проявляется в кризисе экономики, спаде производства. Растет число безработных, увеличивается дифференциация доходов.
Характер рыночных преобразований обусловливает и противоречивые изменения экономического мышления. С одной стороны, всё больше развиваются такие рыночные черты, как:
предприимчивость,
самостоятельность и
инициатива,
способность действовать в условиях конкуренции.
В то же время экономическое мышление приобретает негативные, псевдорыночные формы. Уменьшается значение ценностей связанных с трудовой деятельностью.
Распространяются такие негативные явления как:
игнорирование национальных интересов,
пренебрежение к законам,
криминализация хозяйственной деятельности.
Свойственный российскому экономическому мышлению коллективизм постепенно оттесняется индивидуализмом, исключающим рациональное сочетание интересов личных, семьи и общества.
В связи со значительной трансформацией общественных структур, появлением новых социальных статусов, проявились особенности формирования экономического мышления по основным группам современного общества — предпринимателям и работникам наёмного труда.
Утверждение рыночных отношений, их особенности во многом зависят от предпринимателей. В современных условиях у российских предпринимателей постепенно формируется:
деловитость,
организованность,
творческий подход,
изобретательность,
способность предвидения в деловых отношениях.
Они становятся все более компетентными, информированными, приобретают умение планировать, анализировать свою деятельность, разбираться в людях, ориентироваться в своей деятельности на новые технологии бизнеса, улучшение качества.
Вместе с тем противоречивость переходного периода способствует деформации их экономического мышления, обусловливает наличие нецивилизованных форм их хозяйственного поведения при первоначальном накоплении капитала. Их деятельность нередко имеет специфический характер временщичества: стремление к быстрому обогащению, как правило, за счет перепродажи товаров, особенно сырья. Значительно распространены в предпринимательстве криминализация, стремление действовать, не считаясь с правом и законными интересами других людей, уклонение от налогов, чаще всего предпочтение отдается личному потреблению, а не увеличению вложений в расширение дела. Такое положение исследователи объясняют и проводимой государством экономической политикой — высокими налогами, часто меняющимися условиями хозяйственной деятельности, неуверенностью предпринимателей в стабильности экономического и политического положения в стране и т. п.
Поэтому очень большое значение имеет совершенствование этой политики, законодательства, усиление контроля государства, правоохранительных органов. Но необходимо и целенаправленно формировать нравственные черты экономического мышления, возрождать лучшие традиции российского предпринимательства. Этому может способствовать деятельность союзов, ассоциаций деловых людей и средств массовой информации, которая должна создавать общественное мнение, осуждающее противозаконные, криминальные проявления и поддерживающее конструктивное предпринимательство.
3. Особенности экономического мышления работников наёмного труда
Большое значение имеет формирование современного экономического мышления и у другой основной социальной группы — работников наемного труда. Характерными чертами такого мышления являются и рыночные составляющие, и государственные (социальная ориентированность, проявление патернализма), и социально-ориентированные (партнерство, цивилизованность, уважение норм нравственности, законности, компетентность и стремление к повышению квалификации и т. п.).
Представим в виде таблицы:
Особенности мышления работников наёмного труда
Формирование экономического образа мышления менеджера
Современное обучение по экономическим направлениям в высших учебных заведениях предполагает освоение студентами разнообразных дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов, а также естественно-научного и профессионального. Однако условия развития инновационно-ориентированной экономики предъявляют свои требования к профессиональной подготовке выпускни- ков-бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент».
В частности, для осуществления успешной подготовки бакалав- ров-менеджеров высшим учебным заведениям необходимо реализовать собственную концепцию формирования экономического образа мышления студентов. Данная концепция должна строиться на том, что высшее учебное заведение осуществляет базовую и специальную подготовку будущих менеджеров таким образом, чтобы уже с первого курса студенты применяли управленческие технологии и методологии в повседневной деятельности. Главное условие этого — инициативная самостоятельная познавательная активность студентов. Именно в процессе самостоятельной работы наиболее успешно осуществляются изучение, осмысление и запоминание учебного материала. Более того, современная практика управления организациями требует соединения результатов комплексного специального изучения различных аспектов проблемы. Поэтому обучение в высшем учебном заведении должно быть направлено на формирование экономического образа мышления.
Экономическое мышление можно представить как умение принимать рациональные решения, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и давать оценку результата своего выбора, сознавая собственную ответственность за него.
В ходе анализа различных научных подходов к определению содержания, структуры, основных типов и характерных особенностей экономического мышления, предложенных в работах по психологии, методике и педагогике, установлено, что экономическое мышление чаше всего определяется как «интеллектуальное свойство человека, социальной общности осмысливать экономические явления, познавать их, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с реальностью и соответствующим образом ориентироваться в экономической жизни» [94, с. 5].
Экономическое мышление естественным образом связано с активным познанием сущности функционирования государственных и рыночных механизмов хозяйствования, созданием и использованием экономических знаний для принятия эффективного самостоятельного решения при производстве, потреблении и распределении продуктов и услуг, формированием ответственности за результаты экономической деятельности перед коллективом и обществом. Таким образом, профессиональное мышление специалистов в области экономики и менеджмента — это взаимосвязанный процесс познания сущности экономических процессов, выявления их закономерностей с помощью мыслительных операций и оптимальной реализации экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведении в целостном экономическом процессе [118].
Одним из основных средств формирования современного рыночного типа экономического мышления выступает экономическое образование, которое представляет собой систему форм и методов получения экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности. Оно обеспечивается с помощью средств массовой информации, обучения в учебных заведениях, новых форм экономической подготовки, системы повышения квалификации и переподготовки кадров, экономической подготовки в самих трудовых коллективах.
Ведущую роль в формировании экономического мышления студентов большинство исследователей отводят изучению общеэкономических и специальных дисциплин, а также непосредственному участию в практической деятельности. При моделировании процесса формирования экономического мышления студентов необходимо охватить все его структурные компоненты: знания, умения, необходимые качества личности, потребности и интересы (производственные и личные), которые делают целенаправленными получение экономических знаний и овладение экономическими умениями. Сам процесс образования должен быть непрерывным, сопряженным с преемственностью, когда каждый новый этап сохраняет экономические знания и умения, полученные на предыдущих этапах, в курсе различных дисциплин в качестве базовых для дальнейшего развития. Формирование экономического мышления развивается наиболее успешно, если на всех ступенях профессиональной подготовки обеспечивается связь теории и практики, мышления и деятельности, общетеоретических и профессиональных дисциплин 1111].
К наиболее общим качествам мышления современного экономи- ста-менеджера относятся ряд знаний, умений и навыков.
- 1. Знания в области общеобразовательных предметов: русского и иностранного языков, литературы, географии, математики и информатики; экономические, психологические, правовые, экологические, специальные знания, широкая эрудиция.
- 2. Умения добывать и анализировать информацию; корректно ставить задачи и уточнять их; использовать продуктивные методы решения задач; принимать оптимальные решения; работать с вычислительной техникой, телекоммуникациями, интегральными средами, т.е. обладать информационной грамотностью.
- 3. Нравственные качества личности; наличие организаторских и коммуникативных способностей, склонности к риску; психологической компетентности, культуры правового общения; последовательности, объективности в оценках, решимости и решительности в действиях, инициативности, сохранения ориентации в сложных ситуациях, интуиции, предприимчивости, настойчивости [111].
- 4. Умения, характеризующие экономический стиль мышления:
- — альтернативность — умение оценивать полноту исходной информации, находить несколько вариантов решения задачи с последующей оценкой их экономической эффективности;
- — гибкость — умение изменять намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе ее решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющееся в активном переструкту- рировании исходных данных, понимании и использовании их относительности;
- — системность — умение выявлять разнообразные связи среди объектов и явлений, классифицировать и структурировать данные, обобщать полученные результаты, делать выводы;
- — экономичность — рациональный метод решения задачи с учетом практической выгоды и перспективы [118].
Таким образом, экономическое образование является необходимым условием формирования экономического образа мышления, изучения основных экономических категорий и законов, понимания их сути, получения умений анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты, а также приобретение навыков выработки системного, целостного взгляда на экономические проблемы общества.
Экономическое мышление современное
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЕ — совокупность экономических взглядов и представлений, отражающих новейшие достижения науки и качественное своеобразие нынешнего этапа развития общественного производства.
В отличие от простой суммы знаний экономическое мышление выступает как активная сторона общественного сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению. Для экономического мышления современного характерны научность, реализм в определении задач и путей их решения, опора на экономические методы управления, отказ от командования и администрирования, нацеленность на повышение эффективности производства и использование интенсивных, качественных факторов роста, учет растущего взаимодействия экономических, социальных и научно-технических процессов.
Экономическое мышление современное проявляется в умении правильно оценивать тенденции и перспективы развития общественного производства, реально складывающуюся ситуацию в отрасли, на предприятии, принимать реальные и эффективные решения, предвидеть их последствия. Формирование экономического мышления современного — необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны, важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе.
Оно предполагает решительное преодоление устаревших стереотипов мышления, сложившихся на предшествующем этапе, когда преобладала ориентация на чисто количественный рост и экстенсивные методы хозяйствования. Формирование экономического мышления современного осуществляется на основе последовательного совершенствования производственных отношений в соответствии с потребностями современных производительных сил, технической реконструкции народного хозяйства, его перевода на рельсы интенсивного развития. Важное значение имеют при этом отладка эффективно функционирующего хозяйственного механизма, согласование экономических интересов общества, трудового коллектива, каждого работника.
Для того чтобы люди мыслили экономически грамотно, нужно поставить их в такие условия, чтобы экономическое мышление современное было им выгодным, а руководствоваться прежними представлениями — невыгодно. Выработка экономического мышления современного требует серьезного улучшения экономического образования хозяйственных руководителей и широких трудящихся масс. Каждый работник общественного производства должен иметь ясное представление о действующих в условиях социализма объективных законах, содержании основных экономических категорий, уметь применять полученные знания при решении хозяйственных вопросов.
Это особенно важно в связи с происходящей демократизацией процесса управления производством, вовлечением в него широчайших трудящихся масс. Выработка экономического мышления современного расширяет кругозор работников, способствует воспитанию хозяйского отношения к труду и его плодам, укреплению производственной дисциплины. Тем самым она является важным и необходимым звеном в осуществлении разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития страны, более полное использование возможностей и исторических преимуществ экономической системы социализма.
Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987
Обзоры и публикации |
Недавнее вступление России в ВТО вызвало массу вопросов: принесет ли членство в этой организации реальные дивиденты стране? Не приведет ли оно к ухудшению экономического положения в ряде отраслей? Поговорим об этой проблеме подробнее. Читать полностью >> Термин оффшор прочно вошел в наш экономический лексикон. Что же представляет собой на практике регистрация компании в оффшорной зоне? Есть ли какие-либо ограничения для владельцев подобных компаний? Рассмотрим эту тему в нашем обзоре. Многие слышали про ПИФы – паевые инвестиционные фонды, но немногие представляют себе механизм их деятельности на финансовом рынке. Как осуществляется управление ПИФами? На какую доходность можно рассчитывать инвестору? Разберем эти и другие вопросы. Венчурные инвестиции – занятие в высшей степени рискованное, но тем не менее в последние годы к этому вопросу приковано повышенное внимание. Чем же так привлекательно вложение в рискованные ценные бумаги или предприятия? Постараемся ответить на этот вопрос. Термин хеджирование не так часто, как другие, встречается в экономической литературе, однако знание основных моментов, связанных с хеджированием, необходимо и рядовому участнику товарной биржи или фьючерсного рынка, и крупному инвестору. Рассмотрим подробнее эту тему. |