Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Вербально или невербально — что это и какой вид общения важнее

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Общение с помощью речи стало возможным после эволюции животного в человека.

Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.

На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика (что это?). Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том. Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

  1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
  2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
  3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).
  4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
  5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

Формы вербального общения и барьеры не его пути

Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

  1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
  2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
  3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без каких-либо эпитетов.
  4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (диалектизмов), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
  5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.

Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:

  1. Монолог (один человек):
    1. выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом;
    2. отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами;
    3. доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание;
    4. лекция – подача полезной информации для аудитории.
  2. Диалог (двое или более людей):
    1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
    2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
    3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
    4. диспут – это дискуссия в рамках науки;
    5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.

Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении:

  1. Например, фонетический. Собеседник может иметь дефект речи, неприятную дикцию, подбирать непривычную интонацию, сыпать словами паразитами и т.п.
  2. Смысловая помеха вырастает между людьми из разных стран, при различном менталитете или даже при воспитании детей в разных семьях.
  3. Логический барьер – если у собеседников разные типы мышления, уровни развития и интеллекта.
  4. Стилистический барьер заключается в том, что собеседник неправильно выстраивает цепочку вербального общения, чтобы донести информацию. Сначала нужно привлечь внимание к тому, что хотим сказать, заинтересовать. Потом выложить основную информацию; ответить на вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.

Невербальное общение — это мы унаследовали

Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения. А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.

Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).

Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.

Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.

Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).

Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

Различия между видами общения

Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.

Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

Стоит подметить, что язык жестов является более искренним, поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

Автор статьи: Марина Домасенко

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый человек в своём мыслительном процессе опирается на наглядные образы, использует определённые понятия или концепции. Помимо этого, он способен думать с помощью слов. Таким образом, люди применяют оба способа мышления: с невербальным и вербальным компонентом.

Что это такое?

Все люди размышляют об одном и том же действии, явлении или предмете по-разному. Каждый интеллектуальный стиль мышления напрямую зависит от умения думать с привлечением наглядных образов (невербальный тип) или отвлечённых знаковых структур (вербальный вид).

В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Невербальный интеллект оперирует пространственными объектами и зрительными образами.

Оба вида мышления взаимосвязаны. Снижение одного из них влияет на другой вид. Недоразвитое вербальное мышление отражается на восприятии и понимании информации. Низкий уровень невербального мыслительного процесса тормозит развитие речи. Например, если человек плохо ориентируется при распознавании формы, размера и соотношения предмета, то он может путаться в буквах, схожих по изображению.

Без наличия пространственного мышления невозможно развить речевой аппарат.

Невербальное мышление

Этот вид мыслительного акта основывается на базе наглядных объектов. С его помощью человек может находить сходства и различия изображённых предметов и точно определять их положение. Представление предметов и наглядно-чувственные образы возникают в процессе восприятия.

Вербальное мышление

Основой этого вида мыслительной деятельности выступает речь. Она может осуществляться в процессе внутреннего или внешнего размышления. Человеку свойственно отражать объективный мир в словесной форме. Хорошее владение словом даёт возможность человеку донести нужную мысль до другой личности. Неумение выражать словами свои мысли затрудняет контактирование с окружающими.

Люди с хорошо развитой словесно-логической мыслительной деятельностью имеют гибкий ум, могут легко переключаться с одной задачи на решение другой проблемы. Они обладают богатой фантазией и высоким эмоциональным уровнем, могут свободно оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями.

Вербальные способности проявляются в умелом применении речевых навыков для выражения мыслей, полученных в результате словесно-логического мышления. Люди могут анализировать, обобщать, строить теории и гипотезы.

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога. Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав.

Для осуществления устной речи важно овладеть фонетикой, то есть способностью различать звуки на слух, и правильностью произношения.

Как развить?

Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент. Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован.

Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.

  • Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
  • Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
  • И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.

Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.

  • Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
  • Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
  • Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
  • Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
  • Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
  • Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
  • Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
  • Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.

Разница между вербальным и невербальным общением

Не секрет, что жесты, мимика, позы, взгляды являются полноценными средствами коммуникации. Ведь все они, наравне с речью и письмом, позволяют людям обмениваться друг с другом информацией. Но, увы, распознавать и верно интерпретировать такие сигналы умеет далеко не каждый из нас.

Определения

Вербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации. Может быть устным и письменным. Основными требованиями выступают ясность содержания, четкость произношения и доступность изложения мыслей. Язык как система кодировки информации является важнейшим инструментом общения. С его помощью человек описывает различные вещи и события, выражает собственное мнение, демонстрирует чувства и эмоции. Однако данный инструмент коммуникации обретает смысл лишь при включении его в какую-либо деятельность. То есть обязательным дополнением слов выступают всевозможные знаки, повышающие эффективность взаимодействия. Стоит отметить, что дактильная речь, используемая при «беседе» двух глухонемых людей, тоже относится к разряду вербального общения. Ведь жесты в ней выступают заменой букв.

Невербальное общение

Невербальное общение – вид коммуникационного взаимодействия без употребления слов. Представляет собой процесс передачи информации через образы, мимику, жесты, позы, прикосновения и т. д. То есть инструментом такого общения выступает человеческое тело. Оно обладает широким спектром способов и средств обмена сообщениями, включающих в себя любые формы самовыражения. Вполне очевидно, что важнейшим условием эффективного невербального взаимодействия является правильная интерпретация сигналов. Знание языка телодвижений не только помогает лучше понимать собеседника, но и позволяет предугадывать его реакцию на последующее высказывание. Согласно заключениям ученых, на невербальное общение приходится более 50 % всей передаваемой информации. Тогда как словам отводится порядка 7 %. Промежуточное звено между ними занимают звуковые средства (тембр голоса, интонация). К слову сказать, рукопожатия, объятия, касания также выступают средствами коммуникационного взаимодействия.

Сравнение

Как следует из определений, главное отличие видов коммуникации заключено в способе передачи информации. Вербальное общение подразумевает под собой использование устной или письменной речи. То есть собеседники обмениваются информацией, облачая ее в слова. Данный вид взаимодействия характерен только для людей. В основе же невербального общения лежит язык тела. Основными инструментами коммуникации в данном случае выступают жесты, позы, мимика, прикосновения. С их помощью человек может сказать очень много, даже не подключая речь. При этом язык мимики и жестов присущ как людям, так и животным. К примеру, вилянием хвоста собака выражает свою радость, а кошка, напротив, – раздражение. Звериный оскал является предостерегающим сигналом, а виноватый взгляд исподлобья – признаком раскаяния. И таких примеров может быть множество.

Удивительно, но невербальное общение намного правдивее, чем словесное. Дело в том, что зачастую мы попросту не способны контролировать свои жесты и мимику. Они как бы идут изнутри и становятся отражением наших истинных чувств и переживаний. Устная и письменная речь бывает заведомо лживой. Обмануть человека в процессе разговора по телефону или интернет-общения гораздо проще, нежели беседуя с ним лично. Ведь в последнем случае есть возможность проследить за мимикой и жестами оппонента и заметить их расхождения с речью. К примеру, если собеседник излагает свою версию событий, не глядя при этом вам в глаза и нервно теребя в руках какой-либо предмет, значит, ему есть, что скрывать. Таким образом, обманывать при помощи слов гораздо проще, нежели посредством мимики и жестикуляции.

Еще одно отличие вербального общения от невербального состоит в восприятии информации. К примеру, чтобы правильно уловить смысл речи собеседника, нам необходимо подключать ум и логику. Тогда как при распознавании жестов и мимики на помощь приходит интуиция. Еще один момент: если при словесном взаимодействии между людьми может возникнуть речевой барьер в виде культурных или национальных расхождений, непонимания смысла определенных терминов, то в случае с невербальным общением такое случается редко. Ведь вне зависимости от места нахождения человека его открытая широкая улыбка будет воспринята как признак радушия и дружелюбия, а взмах руки станет символом приветствия. Безусловно, преодолеть речевой барьер порой бывает очень сложно. Но попав в иностранное государство, мы всегда сможем объясниться с местными жителями при помощи жестов, что говорит о высокой эффективности такой коммуникации.

Подведем итог, в чем разница между вербальным и невербальным общением.

81.Вербальное и невербальное мышление. Дайте анализ динамики их развития в онтогенезе.

Как и общение, мышление может быть невербальным (с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих под впечатлением восприятия действительности, и вербальным (при оперировании понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях и т.д.).

Таким образом, язык определенным образом организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Интересно, что иногда язык сохраняет и устаревшие, неправильные представления, «вчерашний мир мышления».

К невербальному мышлению можно отнести образное мышление, а к вербальному словесно-логическое(понятийное )мышление.

Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.

Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.

В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения – включаются механизмы теоретического мышления.Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.

1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-

действенное(предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением

2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образноемышление (у дошкольников 4-7 лет) .

Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов

3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическоеили словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой.

Что такое вербальный интеллект?

Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом. Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

Какие игры на логику и мышление вы знаете? Игры для маленьких и взрослых.

Что такое «Шесть шляп мышления»? Читайте о методике развития мышления.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Знаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.

Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

Типы (формы) мышления

Сторонники точки зрения, что мышление может происходить как на языке, так и без участия языка называют разные типы(формы)мышления. Причем соответствие между терминами не всегда легко установить.

В целом, утверждается, что мышление, как и общение, может быть:

вербальным(от лат. verbalis ‘устный, словесный’),речевым,т.е. осуществляться в словесной форме (≈ абстрактноеу других авторов);

невербальным(в форме образов, схем и т.д.) (≈ чувственное) [Маслов, с. 14; Вендина, с. 29; Гречко, с. 121].

Выделяют следующие формы чувственного(невербального)мышления (в других источниках – формы познания):

ощущение,

восприятие,

представление.

Под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека.

Восприятие представляет собой непосредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков (в отличие от ощущения, которое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления).

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением [БЭС; Гречко, с. 121].

Под абстрактным мышлением понимается определенный способ идеального отражения действительности с помощью языка.

Многие лингвисты и философы сходятся в том, что без помощи языка невозможно было бы с достаточной ясностью и постоянством отличать одно понятие от другого [Гречко, с. 122; Гируцкий, с. 30].

Невербальное мышление осуществляется посредством наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности, которые сохраняются памятью и затем воссоздаются воображением. Невербальное мышление характерно в той или иной степени для некоторых животных. Именно это обеспечивает животному правильную ориентацию в ситуации и принятие целесообразного решения.

Виды невербального мышления:

техническое=инженерное(при решении задач технического характера, напр., связанных с пространственной координацией и движением частей механизмов),

образное (характерно для творчества живописца, скульптора, композитора) [Маслов, с. 14].

Основу вербального мышления составляет логический строй мысли, правила оперирования единицами логики –

понятиями, закрепленными в словах (это отражение в сознании человека предметов, явлений действительности и их совокупности: «тигр», «хищник»),

суждениями(отражают отношения между предметами и явлениями: «Тигр – это хищник»),

умозаключениями(в процессе умозаключения из одного или нескольких суждений выводится новое суждение: «Хищники – это плотоядные животные. Тигр – хищник. → Тигр – плотоядное животное»).

Вербальное мышление дает возможность анализировать и обобщать, строить гипотезы и теории.

Вербальное мышление протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах

внутренней или

внешней речи (при «размышлении вслух») [Маслов, с. 15].

А основу языка составляют его собственные единицы – фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения, а также правила оперирования ими, причем по своим формам языки мира весьма и весьма многообразны [Гируцкий, с. 30]. Так что возникает вопрос о соотношении единиц логики с единицами конкретного языка.

Некоторые авторы обращают внимание на то, что абстрактное мышление может происходить

– не только в словесной форме,

– но и на основе специальных систем общения.

Так, математик, физик или химик мыслят не словами, а условными символами, формулами и с их помощью получают новое знание. [Гируцкий, с. 30].

Т.е. это мышление абстрактное, но невербальное.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 1811 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию