Глоссофобия: описание, причины и методы борьбы

Глоссофобия – страх сцены и публичных выступлений

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно обратиться к специалисту при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться паническая атака.

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

Страх публичных выступлений: упражнения и способы преодоления

У каждого человека имеются различные страхи и фобии. Одни люди могут открыто разговаривать о своих переживаниях, другие же держат свои опасения в тайне. В повседневной жизни нам периодически приходится обращаться к массовой аудитории, будь то очередь в поликлинике или общение с участником родительского собрания в школе. В такие моменты бывает непросто собраться с мыслями и уверенно высказать свое мнение. Причина этому — страх публичных выступлений

Сегодня мы подробно поговорим об этом явлении: рассмотрим основные особенности страха перед выступлением на публике и найдем пути для его преодоления.

Что такое страх публичных выступлений и откуда он берется?

Переживания перед общественной речью — это совершенно нормальное явление. Проблема начинается когда наши переживания приобретают слишком большой масштаб, слишком сильно влияют на наше самочувствие. В таком случае речь идет уже не о волнении, а о страхе.

Страх публичных выступлений является одной из форм социальных фобий. В научной литературе такой страх называется глоссофобией.

В дословном переводе с греческого языка слово glossophobia означает «боязнь языка».

Любой страх возникает в том случае, когда мы не можем контролировать какие-либо аспекты нашей жизни. Например, люди часто боятся летать на самолете, потому что они находятся высоко над землей, в замкнутом пространстве, совершенно не зная, что делать в случае опасности. Следовательно, для преодоления страха нужно взять ситуацию под контроль и обрести уверенность в своих силах.

Причины глоссофобии

Каждый человек индивидуален, и причины страха публичных выступлений различаются в зависимости от личностных особенностей.

Наиболее частыми причинами глоссофобии являются:

  • Психологические травмы из детского возраста;
  • Неудачный опыт, связанный с выступлением на публике;
  • Низкая самооценка и неуверенность в себе;
  • Страх общественного неодобрения и порицания;
  • Общение с людьми, боящимися выступать перед аудиторией (искусственное навязывание страха);
  • Переживаемое в настоящий момент стрессовое расстройство, депрессия;
  • Последствия черепно-мозговой травмы или иных заболеваний;
  • Иногда человек боится не самого публичного выступления, а, например, окружающих людей или открытого пространства на сцене.

Основные признаки страха публичных выступлений

Страх перед выступлениями на публике мешает человеку жить насыщенной социальной, личной и профессиональной жизнью.

Страх перед выступлением на публике выражаются в следующих симптомах:

  • Повышение давления и увеличение числа сердечных сокращений;
  • Повышенная потливость;
  • Чувство жара или озноба;
  • Дрожь в конечностях;
  • Ноги становятся «ватными»;
  • Ощущение нехватки воздуха;
  • Чувство напряжения в теле;
  • Сухость во рту;
  • Навязчивое желание посетить туалет.

Внешнее выражение страха публичных выступлений происходит следующим образом:

  • Чувство беспокойства и тревоги при одной лишь мысли о необходимости публичного выступления;
  • Избегание тех ситуаций, которые могут обратить внимание на личность;
  • Специфические непроизвольные встряхивания головой;
  • Ощущение спутанности мыслей;
  • Срывающийся и дрожащий голос;
  • Запутанная, невнятная речь с паузами и покашливаниями;
  • В некоторых случаях возможна дрожь в теле, тошнота и физическая невозможность произнести речь.

Способы и методы преодоления страха перед выступлением на публике

Я подготовила для вас конкретные рекомендации, как преодолевать страх публичных выступлений на трех этапах:

  • Как подготовиться до начала выступления;
  • Как вести себя во время публичного выступления;
  • Как вести себя после выступления.

Перед выступлением

  • Изучите не только основной материал, но и альтернативные точки зрения на проблему. Вам нужно быть готовым ответить на возможные вопросы слушателей.
  • Возьмите лист бумаги и запишите на нем краткий план-конспект вашей речи, чтобы в случае заминки воспользоваться подсказкой.
  • Отличный способ сделать ваше выступление более ярким и понятным для слушателей — подготовка электронной презентации. Листая ее слайды, вы всегда будете помнить, о чем говорить дальше. Если вы запнетесь, то предложите слушателям обратить особое внимание на слайд. Таким образом у вас появится время, чтобы вспомнить речь.
  • Потренируйтесь произносить свою речь перед зеркалом. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите, но и на то, КАК вы это делаете. Мимика, жесты, поза, темп дыхания, осанка, выражение лица — все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на восприятие речи слушателями.
  • Запишите свою речь на диктофон и критично оцените. Отметьте те моменты, которые можно было бы улучшить. При желании можно дать прослушать эту запись близкому человеку, чтобы получить дополнительные советы.
  • Можно несколько раз потренироваться в выступлении, собрав перед собой нескольких родных или друзей. Таким образом вы с каждым разом будете все увереннее произносить речь. На заключительном этапе представьте, что перед вами сидит очень глупый человек, или же годовалый ребенок. Ваша задача — самым доступным способом объяснить вымышленному слушателю ключевые моменты вашей речи. Если вы успешно справляетесь с этим заданием, следовательно, сможете хорошо выступить и перед большой аудиторией.
  • Вы можете потренироваться в выступлении, поднявшись на сцену во время репетиции. Если вы выступаете не на сцене, достаточно некоторое время побыть в зале. Внимательно осмотрите помещение, обратите внимание на все детали: какие висят шторы, как стоят стулья, каким цветом краска на потолке. Этот метод поможет вам чувствовать себя увереннее во время выступления, ведь вы будете выступать в уже знакомой обстановке.
  • За несколько минут до выступления сделайте несколько физических упражнений, после чего потянитесь, будто вы только что проснулись. Эти упражнения помогут вам слегка повысить кровяное давление и расслабиться.

Во время выступления

  • Будьте готовы к тому, что аудитория может неоднозначно воспринять вашу речь. Это не значит, что собравшиеся критикуют вас как личность: они лишь выражают свое мнение по поводу произносимой вами информации. Отрицательное мнение тоже имеет право на существование. Даже если слушатели с вами не согласны, не стоит расстраиваться. поднятый вами вопрос задел их «за живое» и подтолкнул к размышлению, что хорошо в любом случае.
  • Постройте свою речь таким образом, чтобы вам было удобно ее произносить. Говорите короткими и ёмкими тезисами, между которыми выдерживайте паузу в несколько секунд. Если вы вдруг почувствуете волнение, эти паузы позволят вам подышать и собраться с мыслями. Слушателям в зале будет казаться, что вы специально говорите таким образом, чтобы донести до них максимум полезной информации.
  • Следуйте предыдущему совету даже в том случае, если в обычной жизни вы привыкли говорить быстро. Чем выше скорость вашей речи, тем чаще вы будете дышать. Со временем вы можете почувствовать нехватку воздуха, что может привести к появлению страха и неуверенности в себе. Во время речи лучше произносить меньше слов, но вкладывать в них больше смысла. Если вы будете в спешке подавать много информации, слушатели со временем могут потерять интерес к вашей речи.
  • Наше дыхание оказывает огромное влияние на качество речи и состояние организма. Спокойное и глубокое дыхание позволит вам расслабиться и сделает ваш голос увереннее. Именно поэтому не стоит недооценивать этот метод.
  • Если вы очень переживаете по поводу реакции окружающих, постарайтесь не смотреть им в глаза. Ваш взгляд должен быть направлен «над аудиторией», например, на уровне волос собравшихся людей. Время от времени поворачивайте голову, будто бы вы смотрите на людей в разных частях зала. Удивительно, но слушатели не заметят вашей хитрости. Им будет казаться, что вы обращаетесь к каждому из них лично.

После выступления на публике

  • Обязательно похвалите самого себя за выступление, ведь вы проделали большую работу и в конечном итоге преодолели свой страх публичного выступления.
  • Проведите работу над ошибками, проанализировав свою речь. Это поможет вам улучшить навыки публичных выступлений в будущем.
  • Попросите друга или близкого человека присутствовать во время выступления и производить его видеосъемку, на основании которой вы в дальнейшем сможете:
  1. Проанализировать достоинства и недостатки речи;
  2. Оценить тембр, скорость и эмоциональность вашей речи;
  3. Оценить особенности своего поведения на сцене (поза, жесты, мимика, паузы в речи).
  • Если вы чувствуете, что вам не хватает навыков для выступления на публике, попробуйте записаться на курсы ораторского искусства.
  • Также неплохо было бы заниматься в клубе журналистики или театральной студии. Общаясь с разными людьми, вы сможете получить очень полезные навыки, которые пригодятся вам в различных жизненных ситуациях.
  • Многие публичные люди на самом деле испытывают страх публичных выступлений. Тем не менее, благодаря самосовершенствованию они смогли достичь успехов в своей деятельности.
  • Если вы боитесь публичных выступлений, наберитесь смелости, чтобы посмотреть страху в лицо и преодолеть его.
  • Самый эффективный способ справиться со страхом публичных выступлений — как можно чаще говорить на публике.

P.S. А как со страхом публичных выступлений справляетесь Вы?

© Семейный психолог Наталия Филимонова, 2019. Все права защищены.

Статья была ранее опубликована на другом сайте:

Страх перед сценой: как избавиться от глоссофобии

Жизнь многих людей так или иначе связана с публичными выступлениями. Такая деятельность у артистов и преподавателей, юристов и менеджеров. Практически каждый человек хотя бы единожды выступал на публике. Глоссофобия — это страх перед сценой. Он присутствует у 95% населения. Эта болезнь препятствует дальнейшему карьерному росту, а также негативно отражается на состоянии здоровья.

Опасность фобии

В медицине боязнь сцены называется глоссофобией. Бывают ситуации, когда этот страх просто необходимо лечить. Такая фобия была знакома многим выдающимся людям, в том числе музыканту Гленну Гульду, актрисе Фаине Раневской и т. д.

Боязнь выступать перед большим количеством людей может привести к сильному стрессу. Именно по этой причине у больных часто возникает необходимость избавиться от глоссофобии. Если её вовремя не вылечить, тогда у больного может развиться социофобия или психическое расстройство.

У человека под влиянием страха начинает вырабатываться защитное поведение, но оно помогает избавиться от стресса только на время. Если в последующем не освоить методы, помогающие побороть страх сцены, тогда больной справиться со своей проблемой не сможет. Подобное поведение будет мешать ему в жизни, сформирует искажённое восприятие реальных событий и приведёт к развитию серьёзных психических проблем.

Именно из-за этого боязнь публичных выступлений должна быть распознана на начальном этапе. Не нужно стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту, ведь только он сможет подсказать, как преодолеть страх сцены.

Разновидности страхов

Прежде чем прибегать к лечению глоссофобии, нужно точно знать, как она распознаётся. В медицине глоссофобия ещё может называться пейрафобией. Её стоит отличать от обычного волнения перед выступлением в присутствии большой аудитории.

Адекватной реакцией человека считается, когда он переживает перед музыкальным номером на сцене или накануне устной сдачи экзамена. Такие люди свободно могут продемонстрировать свои таланты в кругу близких и знакомых.

Специалисты утверждают, что возникновение небольшой тревоги перед выступлением несёт человеку пользу, поскольку помогает ему сконцентрироваться и стать более собранным. В результате запланированное мероприятие пройдёт у него отлично.

Если у человека присутствует реальная боязнь сцены, тогда она наблюдается у него как до, так и после выступления перед людьми. Он не может перебороть страх сцены, даже когда находится далеко от неё и в ближайшее время не собирается выступать. Боязнь возникает у него как перед незнакомыми слушателями, так и перед людьми, которых он хорошо знает.

Симптоматика расстройства

Причинами появления фобии могут быть различные факторы. А вот симптоматика всегда практически одинаковая. Увидев своих слушателей перед началом выступления, человек начинает эмоционально напрягаться. Дополнительно у него могут возникать следующие проявления:

  1. В некоторых ситуациях при нервном перенапряжении человек может упасть в обморок. Но перед этим его начинают беспокоить головокружение, слабость и тошнота. Кожа может побледнеть и покрыться испариной.
  2. При панической боязни публики у больного возникают непроизвольное мочеиспускание, потеря способности членораздельно разговаривать, дрожь в голосе, а также сухость в ротовой полости.
  3. Вегетативная система провоцирует неприятные ощущения в грудной клетке, головную боль, скачки давления, учащённое сердцебиение и повышенную потливость.
  4. Повышается активность желез внутренней секреции, коры головного мозга и симпатической системы. Это приводит к нарушению в работе внутренних органов, напряжению мышц, изменению скорости речи, тембра голоса, жестикуляции и мимики.

Причины развития

Спровоцировать развитие глоссофобии способны различные факторы. Склонность к страху у многих людей наблюдается на генетическом уровне. Человек старается всегда соответствовать общественным нормам. Он боится быть изолированным от общества, а также неприятным и непонятным ему. По наследству могут передаваться эмоциональное восприятие, уровень тревожности и темперамент.

Глоссофобия может появляться и по той причине, что человек постоянно стремится к самосовершенствованию. Этот вид расстройства часто появляется у перфекционистов и лиц, которые дорожат общественным мнением.

Патология способна возникнуть из-за недостаточного уровня уверенности в себе, заниженной самооценки, отсутствия знаний или плохой подготовки к выступлению. У начинающих актеров, лекторов и других персон, вынужденных находиться перед публикой, фобия развивается из-за малого опыта выступления перед аудиторией.

Фобия может появляться и по той причине, что индивид негативно оценивает личные возможности и способности. Также влияет на развитие этой патологии отрицательный детский опыт, когда больной в раннем возрасте подвергался жёсткой критике со стороны родителей, педагогов или друзей.

Методы преодоления

Многие не знают, как побороть страх перед сценой и нужно ли эту патологию лечить. Помощь специалиста необходима только тогда, когда страх становится паническим и переходит все грани. Во всех иных ситуациях его реально преодолеть, используя аутотренинг и другие современные психологические методики.

Устранение неизвестности

Для борьбы со страхом перед большим скоплением людей необходимо преодолеть фактор неизвестности публики. Чтобы это сделать, выступающему нужно проанализировать, для чего собрались люди и чего они ожидают от его выступления. Также следует разобраться с тем, какую реакцию лектор ожидает услышать от слушателей.

Когда человек начинает концентрироваться на негативной реакции публики, его нервное возбуждение становится сильнее. Обычно свидетельствами неодобрения слушателей являются:

  • шёпот в период выступления;
  • невнимательность;
  • неодобрительные жесты;
  • скептические улыбки.

Изменить состояние можно, если мысленно людей наделить положительными качествами, обращать внимание только на заинтересованные взгляды и одобрительные жесты. Также можно просто сконцентрироваться на положительном итоге проведённого выступления.

Планирование выступления

Если тщательно подготовиться к выступлению, тогда можно справиться с нервозностью и побороть страх перед сценой. Уверенность в хорошей подготовке позволит оратору настроиться на положительный исход выступления и поможет расслабиться.

При выступлении с докладом необходимо изучить и проанализировать все исходные данные, которые были получены из различных источников. После этого нужно создать текст и набросать тезисы, составить план реплик. В план должны входить фразы-наброски, а также в какой последовательности и что говорить публике. Нужно подобрать аргументы в свою пользу и на протяжении всего выступления не упускать их из виду. Кроме этого, следует составить список примерных возможных вопросов и заранее обдумать ответы на них.

Немаловажными являются и предварительные репетиции. Чтобы во время нахождения на сцене не начать запинаться или заикаться, нужно прочитать несколько раз (до идеальности) доклад близким либо самому себе перед зеркалом.

Значимость других людей может быть сильно преувеличенной. Это следует помнить перед тем, как начать вести борьбу со своими страхами. Стоит осознать тот факт, что право на ошибку есть у каждого человека.

Нужно освоить техники, которые увеличивают чувство человеческого достоинства и самооценку, помогают ощутить уникальность своей личности и собственную ценность. Необходимо осознавать и то, что все могут точно так же ошибаться.

Страх преодолеется эффективнее, если сосредоточить всё внимание не на результате от выступления, а на процессе для достижения цели. Нужно фиксировать настоящие действия, глядя на себя чужими глазами без какого-либо преуменьшения и преувеличения. Желательно представить положительные стороны нахождения на сцене. Благодаря этому можно будет полностью победить страх.

Хороший результат при лечении фобии можно получить с помощью физической нагрузки, тренировки работы левого полушария мозга и техники правильного дыхания. Самыми приятными методами борьбы со страхами являются медитации и пение любимых песен.

Дополнительные рекомендации

Если человек боится выступать перед большой аудиторией, ему необходимо с этим бороться. Даже если волнение очень сильное, следует притвориться самым спокойным в мире человеком. Нужно улыбаться и никому не говорить о своих переживаниях. Притворяться необходимо на протяжении всего времени нахождения на сцене. Не нужно сутулиться. Смотреть следует прямо перед собой, а не на пол.

Можно обзавестись любимым ритуалом или амулетом, который будет настраивать на удачу. Если у оратора есть знакомый, который не боится сцены, необходимо к нему обратится за консультацией. Благодаря общению с ним можно научиться контролировать свои эмоции и осознать, что страх сцены присутствует практически у каждого человека. Чтобы избавиться от глоссофобии, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Если страх не хочет отступать, оратору во время выступления можно представить, что слушатели, сидящие в зале, глупее его или одеты в странные наряды. Это поможет на время забыть о волнении и собраться с мыслями.
  2. Практически всегда на сцене присутствует свет ярких и ослепляющих софитов. Если будет сильно страшно, можно смотреть на софит. Не нужно всё время глазеть на аудиторию. Иногда свет в зале настолько приглушён, что людей, сидящих в нём, просто не видно.
  3. Если со слушателем зрительный контакт поддерживать трудно, тогда можно смотреть на неодушевлённый предмет или стену.

Иногда выступления на публике очень пугают. Но ни одна карьера не проходит без этой способности. Следует прислушаться к полезным советам и как можно быстрее преодолеть страх сцены.

Глоссофобия: как побороть страх сцены?

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в невроз навязчивых состояний, определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены — визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Поделиться с друзьями:

Все современники понимают, что сон – жизненно необходимое естественное состояние. Знают, что человеку нужно спать ежедневно и в течение достаточного количества времени.Ведь даже одна ночь, лишенная полноценного досуга, ухудшает самочувствие, портит настроение и лишает работоспособности. Однако существуют люди, которые охвачены иррациональной, неконтролируемой, назойливой боязнью сна. Патологический страх перед погружением в сон в научной литературе описан […].

Дереализация — ощущение нереальности

Патологическое состояние, характеризующееся психосенсорным нарушением восприятия окружающего мира.

Большинство обывателей расценивает стресс – как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами.

Глоссофобия: что представляет собой болезнь, причины и симптомы, диагностика и лечение

Глоссофобия представляет собой панический страх публичных выступлений. В некоторых случаях он может проявляться совершенно внезапно, но чаще всего наблюдается у человека на протяжении всей его жизни. Данная фобия может представлять собой значительную проблему для людей, которым приходится выступать на публике. Как правило, глоссофоб не может нормально выразить свои мысли даже при незначительном количестве слушателей, не говоря уже о полном зале. Боязнь сцены может стать существенной преградой для продвижения по карьерной лестнице, не давая человеку самовыразиться. В наиболее запущенных случаях, даже имея определенные стремления, индивид пытается скрыть их, чтобы избежать возможности быть публично осмеянным.

Что представляет собой боязнь говорить?

Многие люди избегают публичных выступлений, однако этот страх (глоссофобия) может препятствовать карьерному росту

Глоссофобия (логофобия) является одним из наиболее часто встречаемых расстройств психики. Переход от физического труда к умственному сопровождался развитием корпораций, где публичные выступления являются основой управленческой деятельности. Поэтому с развитой глоссофобией добиться успеха в подобных компаниях практически невозможно. Вместо того, чтобы двигаться к достижению конкретного результата, такой человек концентрируется на боязни опозориться.

Страх сцены является серьезным и тяжелым расстройством психики. Бороться с ним самостоятельно крайне тяжело и в большинстве случаев невозможно. Если индивид запускает данное заболевание, не обращается к специалисту, не проводит коррекцию патологии, то это способно вызвать следующие неприятные последствия:

  • развитие соматических заболеваний в хронической форме;
  • появление тяжелых психических патологий;
  • алкогольная и наркотическая зависимость.

В ряде случаев человек предпринимает попытки борьбы с расстройством посредством выработки определенных моделей поведения и защитных «ритуалов». В более запущенных случаях люди, страдающие от данной фобии, начинают принимать сильные антидепрессанты, различные седативные средства. Однако без борьбы с первопричиной данной проблемы такие методы будут иметь лишь временный эффект.

Как правило, прием препаратов способствует проникновению страха еще глубже в подсознание человека. Его состояние при этом лишь усугубляется, ввиду чего возможно формирование новых фобий, появляются вредные привычки, а личностное развитие и рост прекращается.

Основные причины глоссофобии

Очень часто глоссофобией страдают люди, застенчивые от природы

Логофобия доставляет человеку значительный дискомфорт в повседневной жизни. Чтобы избавиться от фобии, необходимо найти ее истинную причину. Наиболее часто причинами данного состояния становятся:

  1. Негативный опыт. Если человеку пришлось когда-либо столкнуться с разочарованием неудачного выступления, то боязнь быть опозоренным вновь будет возникать у него при каждой необходимости произнести публичную речь. Как правило, отрицательные впечатления быстро вытесняют положительные из памяти человека. Поэтому даже один крупный провал может спровоцировать подобный разлад психики. Очень часто причиной глоссофобии являются давно забытые детские психологические травмы, когда ребенок терпел насмешки от сверстников, выступая перед классом.
  2. Страх перед неудачей. В данном случае у человека может не быть негативного опыта предыдущих выступлений, но неуверенность в себе заставляет его бояться потерпеть крах. И если индивид не сможет совладать со своими страхами, то это первое выступление перед людьми может спровоцировать у него сильнейшую глоссофобию. Иногда люди настолько боятся потерпеть неудачу, что останавливаются в шаге от достижения цели. У них наступает ступор и теряется контроль над собственными действиями.
  3. Природные особенности. Некоторые люди являются застенчивыми от природы. У такого человека вызывает затруднения даже разговор с одним собеседником, не говоря уже о целой группе людей, взгляды которых обращены на оратора. В подобных ситуациях можно говорить о врожденной глоссофобии, когда индивид боится выступлений в силу особенностей своего характера. Скромные люди нередко пропускают вперед более целеустремленных и расторопных коллег, считая себя неспособными на большие свершения.

Признаки глоссофобии

Сильное волнение и страх неудачи при необходимости выступить перед определенным количеством людей – это все признаки глоссофобии

В отличие от ряда других панических страхов логофобия достаточно легко поддается диагностике. Для этого следует лишь повнимательнее присмотреться к поведению конкретного индивида при необходимости публичного выступления. Очень часто люди с данной фобией считают себя недостойными победы, подсознательно признавая свою невостребованность и убожество.

Основными признаками глоссофобии являются:

  • Наличие сильного волнения при необходимости выступить перед определенным количеством людей. Даже если речь идет о небольшом сообщении, у индивида возникнет выраженная тревожность. Это происходит на фоне учащенного сердцебиения, тремора конечностей и дрожания голоса. Уровень подготовки и статус человека в данном случае не имеют никакого значения. Ввиду сильного волнения глоссофоб теряет контроль над собственными эмоциями, начинает теряться, а страх совершить ошибку приводит его в полнейший ступор. Возможно даже появление рвотного рефлекса при одном лишь упоминании о необходимости выступить перед людьми.
  • Избегающее поведение. Боязнь выступать публично нередко провоцирует человека на защитное поведение. Личность может стараться подсознательно избегать неприятных ситуаций, чтобы не столкнуться с разочарованием. В наиболее запущенных случаях возможно симулирование болезни или выдумывание ложных поводов, ввиду которых человек не может осуществить выступление. При этом глоссофоб всячески скрывает наличие проблемы и отрицает ее существование. По большей части это связано со страхом потерять работу или не иметь перспектив карьерного роста.
  • Низкая самооценка. Нередко логофобия возникает у людей, не верящих в собственные силы и считающих себя во многом хуже других. Они постоянно сравнивают себя с окружающими, и каждый раз не в свою пользу. Нередко индивид желает, чтобы необходимые шаги за него сделал кто-то другой. Он также может перекладывать свою ответственность на тех, кто находился рядом в момент совершения каких-либо действий.
  • Неуверенность в себе. В конечном счете глоссофоб может абсолютно замкнуться в себе. Все публичные неудачи откладываются в подсознании такого человека и непременно напоминают о себе в тех ситуациях, когда возникает необходимость принять ответственное решение. Для неуверенных в себе людей любой повод для активных действий является большим потрясением. Такому человеку кажется, что он не готов или недостаточно хорош для сцены.

Диагностика

Опытный специалист без труда отличит обычное волнение перед выступлением от глоссофобии. Данное состояние может возникать на бессознательном уровне, когда человек не отдает отчета в своих действиях. При этом любые попытки успокоиться оказываются тщетными.

Как правило, для выявления данного отклонения проводятся следующие мероприятия:

  1. Общение с пациентом. В ходе беседы специалист задает глоссофобу наводящие вопросы, целью которых является установление степени тяжести патологии.
  2. Психологические тесты. Если пациент не способен дать точный ответ на некоторые вопросы специалиста, то способом установить истину является тестирование.

Особенности лечения

В преодолении боязни сцены очень хорошо помогает профессиональный гипноз

Как избавиться от глоссофобии? В зависимости от степени тяжести логофобия может лечиться двумя способами:

  1. Профессиональная помощь. Обращение к психотерапевту необходимо лишь тем пациентам, у которых боязнь сцены переходит в невроз навязчивых состояний.
  2. Самопомощь. Бороться с проявлениями фобии можно самостоятельно, используя специально разработанные методики.

Профессиональное лечение

Психотерапевт может назначить пациенту следующие виды лечения:

  1. Моделирование ситуации. Психотерапевт создает ситуации, при которых у пациента возникают приступы фобии, и обсуждает их с ним. Целью таких занятий является показать глоссофобу, что публичные выступления не несут в себе ничего страшного.
  2. Симптоматическая терапия. Если патология имеет значительную выраженность, то возможен прием успокоительных средств для подавления панических состояний.
  3. Гипноз. В наиболее тяжелых случаях пациент вводится в гипнотическое состояние. Эта методика позволяет бороться с первопричиной развития фобии.

Самопомощь

Логофобия неплохо поддается самостоятельному лечению. Перед тем, как побороть страх говорить, пациенту придется следовать таким рекомендациям:

  1. Постоянная практика публичных выступлений. Если речь перед большой группой людей вызывает затруднения, то следует начать с небольших собраний – по 3-4 человека. Необходимо анализировать ситуацию, прорабатывать ее детали и постепенно увеличивать количество слушателей.
  2. Фиксация побед. Каждая, пусть и небольшая, победа над собой должна быть обязательно записана. Ведение счета достижений – это лучшее средство для борьбы с фобией.
  3. Доверительный разговор. Начав открыто выражать свои чувства, можно стать более открытым человеком, что впоследствии пригодится при публичных выступлениях. Для разговора по душам лучше выбрать близкого друга.
  4. Тренировка голоса и мимики. Занятия перед зеркалом дадут необходимую уверенность в себе. Тренируясь по полчаса ежедневно, можно достичь значительных высот в ораторском искусстве.

Глоссофобия: я боюсь публичных выступлений

Согласно всемирным статистическим данным, первое место среди фобий занимает танатофобия – страх смерти. Но вы, наверное, удивитесь, узнав, что второе место принадлежит глоссофобии или пейрафобии. Это расстройство определяется как боязнь публичных выступлений и входит в более обширное понятие «логофобия». Последнее выражается в патологическом страхе речи.

Помимо пейрафобии сюда включается:

  • тотальная боязнь говорить с кем-либо;
  • выборочная боязнь – страх разговаривать с определенным контингентом людей, например, с незнакомым человеком;
  • страх отдельных слов.

Логофобия у отдельных специалистов отождествляется с понятием пейрафобии, то есть также характеризуется как страх выступления перед публикой.

Каждый человек в своей жизни имел опыт работы с аудиторией. В школе – отвечая у доски, на работе – выступая с докладами. Испытывать некоторое волнение в предвкушении такого события – это нормально. Даже те, для кого подобная практика является привычным делом, просто обязаны проявлять некоторые переживания в хорошем смысле. Волнение заставляет оратора мобилизовать силы, внимание, тщательнее готовить доклад, продумывать каждую деталь своего повествования.

Когда же человек переходит непосредственно к выступлению, весь страх куда-то улетучивается. Докладчик забывает о недавних сомнениях, с головой погружается в излагаемую тему. В итоге он с успехом доносит свою мысль до аудитории.

Когда у спикера незадолго до предстоящего общения с публикой беспокойство отсутствует напрочь, нельзя сказать, что это хороший знак. В таком случае велика вероятность того, что оратор отнесется халатно к предстоящему событию. В докладе образуются белые пятна, что снижает степень понимания сказанного у слушателей. В итоге речь выступающего не будет иметь успеха среди слушателей.

Проще говоря, все хорошо в меру. Легкое беспокойство все-таки должно присутствовать. О фобии говорят в том случае, если волнение переходит за грани допустимого, становится столь интенсивным, что мешает оратору успешно приступить к выполнению своей миссии. К тому же, глоссофобия практически всегда имеет отдаленные негативные последствия.

Чем характеризуется расстройство

Пейрафобией страдает 95% населения. Она характеризуется непреодолимым страхом выступлений перед скоплением людей. Причем неважно, какого масштаба эти скопления: небольшой рабочий коллектив или огромные концертные залы. Кстати, у людей артистических профессий также встречается подобная фобия.

У глоссофоба предвестники расстройства проявляются за несколько дней до предстоящего выступления. Появляется тошнотворное чувство тревоги. Рождаются необоснованные сомнения по поводу выступления, уверенность в том, что событие не увенчается успехом. В представлении «мученика» рождается картина, как присутствующие насмехаются над ним, тычут пальцем, забрасывают гнилыми помидорами, свистят.

У больного развивается бессонница. Он не в состоянии есть, заниматься другой деятельностью, его сознание целиком и полностью захвачено мыслью о предстоящем выступлении. Наверняка этого человека сопровождают головные боли, может повышаться артериальное давление.

Сам момент выступления становится настоящим адом для горе-оратора. Больного охватывает ступор. Он стоит недвижимо перед публикой, не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Жесты фоба становятся неестественными. Человек неуклюже размахивает руками, задевая рядом стоящие предметы. Если это доклад, требующий манипуляции с бумагами, листы разлетаются во все стороны, путаются так, что выступающий затрудняется разобраться, где начало, где конец.

Мимика оратора отличается странностями. Улыбка – неуместная, неадекватная. Возможен даже неудержимый смех.

Часто пейрафобия провоцирует нервный тик. Лицо пронзает мышечная судорога, из-за чего начинает неистово дергаться глаз, или верхняя губа саркастически вздергивается.

Глоссофоб настолько нервничает, переживает, что его сердце заметно ускоряет свою деятельность. Больной покрывается холодным потом. Лицо краснеет или, наоборот, становится бледным. Развивается ужасное чувство жажды, до рези в горле. Кажется, что язык прилип к небу и отлепить его очень сложно.

Чрезмерное волнение вызывает спутанность речи. Она становится сбивчивой, несвязной. Вместо нужного слова человек извергает какую-то чушь, спотыкается на каждом слове или забывает, что должен сказать. В целом, картина повествования получается некрасивой, скучной и нелогичной.

Изменяется характер голоса. Становится слишком тихим или, наоборот, чересчур звонким, переходящим в крик. В голосе появляется дрожь.

Из других речевых нарушений встречается логоневроз или мутизм.

Логоневроз или заикание проявляется у глоссофоба исключительно во время выступления. Вне данного события человек беспрепятственно общается, но стоит ему попасть в общество слушателей, заикание возобновляется.

Мутизм – отсутствие речи при сохранении способности к речевой активности и понимания слов окружающих. Иными словами, несостоявшийся оратор застывает перед публикой в гробовом молчании, неспособный произнести ни слова. Обращенные к нему реплики понимает, но ничего не комментирует, просто молчит.

Крайней степенью расстройства становится развитие панической атаки. Больные испытывают чувство страха, начинают задыхаться, могут бесцельно бегать или застыть в ступоре, теряют сознание. Возможно непроизвольное мочеиспускание.

Чтобы предотвратить появление неприятных ощущений, глоссофоб старается избегать публичного исполнения.

Причины глоссофобии

Этиология расстройства включает в себя несколько факторов: наследственность и социальные аспекты.

Фобию провоцируют особенности характера и темперамента, наследуемые человеком от родителей. В этом случае играют роль такие черты как:

  • повышенная впечатлительность, эмоциональность;
  • неуверенность в себе;
  • зависимость от чужого мнения;
  • повышенная самокритика;
  • заниженная самооценка;
  • педантичность;
  • застенчивость.

Перфекционизм – еще одна причина, провоцирующая развитие расстройства. Стремление к идеалу заставляет человека переживать по поводу малейшей возможной неудачи. Это провоцирует повышенную тревожность, что и приводит к нежеланному ступору во время выступлений.

Стоит отметить, что такая черта, как перфекционизм, зарождается у детей в ответ на неадекватное воспитание родителей. Взрослые предъявляют к детям завышенные требования, учат во всем быть первыми, лучшими. В итоге малейшая неудача способна вызвать страх быть осмеянным, неуверенность в своих силах.

Другая нежелательная модель воспитания, провоцирующая фобию – повышенный контроль и деспотичность. Родители постоянно критикуют ребенка, ограничивают его свободу, мешают самовыражаться, устанавливают запреты, порой неуместные, запугивают и подавляют. В итоге из такого ребенка вырастает неуверенный в себе взрослый человек, который предпочитает оставаться в тени, на вторых ролях. Представьте, каково такому индивиду оказаться перед группой людей, пусть даже небольшой, и еще что-то им излагать. Естественно, это вызовет у него массу негативных эмоций.

Другая причина формирования расстройства – переживание негативного опыта публичных выступлений. Часто такое происходит в подростковом возрасте, когда школьник подвергся насмешкам и издевательствам сверстников. Негативный отпечаток также оставляет непрофессиональный подход преподавателей, в грубой форме критикующих доклады школьников.

Глоссофобия также может проявляться в тех случаях, когда человек оказался неподготовленным к выступлению. Он не владеет достаточной информацией по теме доклада или лишен опыта публичных высказываний.

Люди, страдающие речевыми расстройствами, в силу своего дефекта, также испытывают страх, неловкость перед общением с массой людей.

Удивительно, но глоссофобия – это не только болезнь школьников или менеджеров. Ею также страдают и публичные личности: актеры, певцы, музыканты.

Фаина Раневская была подвержена приступам пейрафобии. Как-то ей довелось испытать его во время спектакля. Актриса вышла на сцену спустя 8 месяцев актерского бездействия. Ролью она была недовольна, считала ее противной, к тому же сама плохо к ней подготовилась. В итоге Раневская так описала свое состояние на сцене: «Я была растерянной и испуганной. Перепутала текст. Тело у меня все сотрясалось от нервной дрожи». По словам актрисы, она испытала неимоверное потрясение и находилась в состоянии шока.

Считается, что глоссофобия способна развиться у творческих личностей при смене сценической обстановки. К примеру, раньше балерина была примой презентабельного театра и вдруг ей приходится перейти в труппу небольшого городка рядовой танцовщицей. По актерским законам такая метаморфоза не должна ввести в ступор профессионала. Главное, делать качественно свою работу. Но в других случаях испытанное разочарование, раздражение, нервное перенапряжение запускают патологический механизм.

Как преодолеть фобию самостоятельно

Если глоссофобия имеет легкую или среднюю степень выраженности, больному следует задуматься о том, как побороть расстройство самостоятельно.

Существует ряд действенных рекомендаций. В большинстве случаев они дают довольно хороший результат:

  • подготовьтесь к выступлению. Если это доклад, подберите как можно больше сведений по излагаемой теме. Отрепетируйте, смотрясь в зеркало. Постарайтесь предугадать возможные вопросы. Подготовьте на них ответы. Отработайте темп, интонацию голоса. Если вам предстоит выполнить эстрадный номер, отточите его так, чтобы в первую очередь им были удовлетворены вы;
  • постарайтесь установить зрительный контакт с аудиторией, даже если на это отведено несколько секунд. Хотя бы обойдите публику взглядом. Если время позволяет – уделите внимание слушателям. Поприветствуйте, поблагодарите за то, что пришли;
  • если вы выступаете с докладом, изначально определите правила общения – когда можно задать вопрос, вступить в дискуссию. Некоторые ораторы предпочитают оставить это на конец речи, чтобы не отвлекаться и не сбиваться в процессе;
  • какие бы мысли вас ни посещали, улыбайтесь. Настроение лектора «заражает» слушателей;
  • перед выступлением применяйте методы релаксации: дыхательную гимнастику, мышечную гимнастику, медитацию;
  • аффирмации – позитивные утверждения, действующие по типу самовнушения. «Я очень хорошо подготовился к выступлению», «Моя публика очень благодарная», «Моим слушателям будет интересен мой доклад»;
  • пересмотрите отношение к аудитории. Многие люди опасаются насмешек из зала, неприятных реплик. Уясните, что среди слушателей обязательно будет процент недовольных, пусть даже минимальный. Вопрос в том, почему они недовольны. Выступающий здесь может быть вообще ни при чем. Такие люди, возможно, озлоблены совсем по другой причине, но для них оказалось удачным случаем выплеснуть на оратора негативные эмоции.

Лечение

Когда глоссофобия становится невыносимой, отравляя жизнь ее носителю, расстройство необходимо лечить с помощью специалистов. В этом случае прибегают к помощи психотерапии.

Лечение включает несколько этапов:

  • принятие факта существования болезни;
  • установление причины развития;
  • составление плана действий по преодолению болезни;
  • применение психотерапевтических методик в борьбе с фобией.

В терапии глоссофобии особо действенным считается метод поведенческой терапии с погружением больного в пугающую ситуацию. То есть глоссофоба привлекают к работе с публикой. Но подобный способ терапии должен проходить под четким контролем психотерапевта, чтобы предотвратить усугубление фобии. Специалист не просто заставляет клиента предстать перед скоплением народа. Он обучает пациента правилам рационального поведения в подобных ситуациях. Применяя их, больной постепенно избавляется от страха аудитории и осваивает способы свободного, конструктивного поведения.

Групповая психотерапия оказывает положительный эффект в избавлении от расстройства. Пациент осознает, что он такой не один. Когда больной чувствует взаимную поддержку от таких же, как он, это внушает ему еще больше сил и уверенности.

Лечение особо тяжелых случаев пейрафобии у взрослых проводят с помощью гипноза. Этот способ применяют, когда другие методы психотерапии не дают должного результата. Во время гипнотического сеанса от пациента не требуют никаких осознанных усилий. Его вводят в состояние транса, и вся дальнейшая работа ложится на плечи психотерапевта.

У детей страх публичных выступлений случается не менее часто, чем у взрослых. Для маленьких пациентов имеются отдельные способы терапии. Для начала родители должны попробовать самостоятельно помочь своему чаду преодолеть проблему. Один из вариантов – просмотр наглядных примеров, в частности, мультиков. В качестве примера можно предложить мультипликационный мюзикл «Зверопой». В нем звери устраивают вокальный конкурс, в котором каждый может принять участие. Мультфильм учит верить в себя и откидывать сковывающие страхи.

Из традиционных методов психотерапии для ребенка применяют игротерапию. Она позволяет в ненавязчивой форме, постепенно подтолкнуть детей к открытому, беспрепятственному общению.

Глоссофобия, бесспорно, нуждается в терапии. Иначе она грозит больному неприятными последствиями. Из-за своего смущения и страха человек не способен продвигаться по карьерной лестнице, может вовсе лишиться работы. Из-за неудач самооценка приближается к нулю. В итоге глоссофоб старается ограничивать любые контакты, доводя себя до полной социальной изоляции, а как известно, человек не способен существовать вне социума.

Ссылка на основную публикацию