Японский антикварный фарфор
История японского фарфора
Сначала китайским секретом производства фарфора овладели корейцы. Они же открыли в Японии первые мастерские, в которых изготовляли фарфор.
В течение всего 14 века в Японии готовили технологическую основу для производства фарфора. Япония часто вела сражения за новые территории и в 15-16 веке совершала частые набеги на Корею, в результате чего пленяли и вывозили на острова опытных корейских керамистов, которые стали наставниками японских гончаров. Формула китайского стала известна японцам в 16 веке.
Как часто бывает при освоении новых технологий, ремесленники и художники сначала повторяли, копировали произведения признанных мастеров, чтобы понять, прочувствовать все тонкости процесса. И поэтому, ранний японский фарфор был очень похож на китайский и корейский. А потом, постепенно, в японском фарфоре вырисовались свой неповторимые стили, по которым эту прекрасную керамику узнают по сей день.
До 19 века фарфор Японии был доступен только знати, а простые люди пользовались обычной глиняной и деревянной лаковой посудой.
БОльшая часть фарфоровых изделий шла на экспорт. И получилось, что основным покупателем японского фарфора стали иностранцы. Производитель ориентировался на вкус основной части потребителей, то есть — европейцев. И поэтому, оказалось, что не только китайское и корейское искусство, но и европейские вкусы оказали огромное влияние на развитие японского фарфорового искусства.
Поэтому, искать антикварный японский фарфор следует в Европе, а не в Японии.
Особенность японских фарфоровых тарелок
Интересно, что многие японские фарфоровые тарелки расписаны не только по лицевой поверхности, но и с обратной стороны. Где-то основной узор переходит на изнанку, а где-то есть только контуры основного цвета росписи, как набросок основного узора.
Фарфор Арита
На севере острова Кюсю, вблизи г. Арита японцы открыли месторождение каолина (сырья для производства фарфора), поэтому именно этот город стал центром фарфорового производства в Японии.
Фарфор Арита — белый, его расписывали синей подглазурной росписью. У японцев он получился прочнее китайского, но зато легко царапался.
Сюжеты фарфора Арита часто повторяют китайские узоры (позднего периода Мин), но в своем, японском стиле.
Фон узора Ариты обычно заполнял плотный и сложный рисунок.
Отличительной особенностью фарфоровых ваз и кувшинов Арита было то, внутренняя часть горлышка могла быть грубоватой, глазурь на нем — неровной, как и поверхность края, а неглазурованный край обладал розоватым оттенком.
Внизу сосудов Арита традиционно был небольшой валик или утолщение. А ко дну могли прилипнуть кусочки гравия, потому что эту посуду часто обжигали на нем.
Фарфор Имари
Японцы экспортировали фарфор через порт Имари, располагавшийся недалеко от Ариты. Это же название получил фарфор Имари, который отличала сочная яркая роспись темно-синей и кирпично-красной краской. К этой палитре добавляли золото, желтый, зеленый и, иногда, бирюзовый и фиолетовый цвет.
Интересно, что основная часть рисунка фарфора Имари — рельефная, ощущается под рукой. И только красный цвет ложится гладко.
В фарфоре Имари узоры крупных предметов и посуды напоминают тканевый.
Антикварная ваза Имари, фото: artvalue.com
А поздние фарфоровые изделия в стиле Имари расписывали сплошным узором, преимущественно, в красных тонах.
Стиль фарфора Имари копировали мастера Англии, Китая и Голландии.
Фарфор Имари: тарелка, период 1860-1900 г.г.
Фарфор Имари: блюдо
Фарфор Имари: миска
Фарфор Имари: ваза
Фарфор Какиэмон
Этот вид японского фарфора назван по имени местного художника 18 века — Сакайды Какиэмона. Именно он стал автором стиля полихромной (разноцветной) росписи фарфора эмалевыми красками.
Редкий ассиметричный цветной узор Какиэмон ложится на молочно-белый фарфоровый черепок фарфора.
Цветовая гамма рисунка Какиэмон: красный, оранжевый, голубой, бирюзовый, желтый и фиолетовый.
Фарфор в стиле Какиэмон традиционно был небольших размеров — чайнички, миски, блюда и вазы с нежными узорами.
Европейцы копировали стиль Какиэмон в продукции фабрик Мейсена, Чейси, Шантийи и Боу.
Фарфор Какиэмон: тарелка расписана с двух сторон
Фарфор Какиэмон: чайник
Фарфор Какиэмон: ваза
Фарфор Какиэмон: ваза, 17 век
Фарфор Кинкозан
Японский фарфор Кинкозан назван по имени семьи гончаров, чья мастерская располагалась неподалеку от Сацумы. Кинкозан был разным по качеству, и грубоватый, неаккуратно раскрашенный, и изящный, с тонкими высокохудожественными рисунками, изображавшими воинов.
Кинкозан легко спутать с фарфором Сацумы, но можно ориентироваться на отличительные признаки Кинкозана:
- наличие медальонов (вставок, картушей). Внутри них часто изображались бытовые сценки;
- густое покрытие фарфора позолотой. Которая легко отшелушивается;
- подпись художника на фарфоре;
- основной ассортимент изделий: сосуды для благовоний, вазы для цветов и декоративные панно;
Фарфор Кинкозан: блюдо
Фарфор Кинкозан: ваза, 1900 г.
Фарфор Кинкозан: ваза
Фарфор Сацума (Сатсума)
Фарфор Сацума (Satsuma) производился и высшего качества, и вполне посредственного, но доступного по цене. В Сацуме было налажено большое экспортное производство, поэтому, этот вид японского фарфора хорошо известен в мире.
Фарфор Сацума был кремового цвета (слоновой кости) с небольшими трещинками, глазурь — кракле. Поверх фарфора наносили толстый слой эмали, а потом покрывали его позолотой.
Основные сюжеты росписи фарфора Сацума — жанровые сценки, фигурки ремесленников за работой, пейзажи, цветы, животные, фигурки гейш, воинов и святых.
На лучших изделиях Сацума можно встретить подпись мастера или его клеймо.
Фарфор Сацума: пиала, 19 век
Фарфор Сацума: блюдо с рисунком в рамке из пионов
Фарфор Сацума: вазы для цветов, 19 век
Фарфор Сацума: ваза для цветов
Фарфор Сацума: ваза, роспись, эмаль, позолота. Япония, около 1910 года(?), высота 24,5 см, диаметр 15,5 см.
Фарфор Кутани
Фарфор Кутани — очень тонкий, как яичная скорлупа. Его активно экспортировали в Европу и США. Изделия Кутани тоже бывают разного уровня качества — от скромного до среднего.
Отличительные особенности фарфора Кутани
Роспись фарфора, изготовленного в технике Кутани — эмалевая надглазурная.
Основная палитра: рыже-красная, местами с позолотой, с черными, темно-синими, или серыми деталями.
Основные сюжеты фарфора Кутани: фигурки в пейзаже, гейши, деревья, цветы и птицы.
Фарфор Кутани: миска
Фарфор Кутани: сахарница
Фарфор Кутани: блюдо
Фарфор Кутани: блюдо
Фарфор Набесима
Набесимой назывался клан, правивший областью Японии, частью которой была Арита. И в период с 1650 по 1870 г. там делали фарфор только только для членов семьи, то есть — немного. Поэтому, фарфор Набесима редок, и высоко ценится.
На вид Набесима — серовато-белый, он покрыт серой или голубоватой глазурью. Клейма на нем не ставили. Основной мотив орнамента: цветы и листья.
Фарфор Набесима: блюдо
Фарфор Хирадо
Керамические изделия Хирадо — это, больше частью, даже не посуда, а фарфоровые статуэтки детей и животных, рыбок, собачек, драконов, уток и святых.
У фарфора Хирадо чистый белый черепок, его текстура похожа на сахарную глазурь (как на куличах или песочных пирожных).
А сверху изделия в технике Хирадо покрывали мягкой глазурью с голубоватым отсветом.
Детали фарфоровых фигурок Хирадо могли оттенять красно-коричневой эмалью.
Предметы быта и часть фарфоровых статуэток мастера Хирадо расписывали в сине-белой гамме.
Сюжеты рисунков на фарфоровых изделиях изображали детишек, пейзажи с соснами, растительный и геометрический орнамент.
Меня, например, больше всего поразило разнообразие японских собачек, запечатленных в фарфоре. Наверное, там их очень любили.
Фарфор Хирадо: статуэтки собак
Фарфор Хирадо: статуэтка дракона, 1755-75 г.г.
Характерные черты посуды из Японии
Страна восходящего солнца удивительна многим, для восприятия обычного европейского человека. Форма приветствия и общения, традиции застолья и кулинарии, все в этой стране сильно отличается от того, к чему мы привыкли. Тоже касается и посуды, которую японцы используют в быту и в ресторанах. И хотя в современном глобальном мире отличия стали уже намного менее ярко выраженными, все же они есть.
Чем посуда, произведенная в Японии отличается от остальной? Какие особые характеристики ей присущи? И в целом, какую посуду изготавливают в стране восходящего солнца больше всего? Ответы на эти вопросы мы постарались найти и изложить в данной статье.
Какую посуду изготавливают в Японии?
Как и во многих других странах в Японии довольно широкий ассортимент производимой продукции. Посуда изготавливается самая разная, но все же есть несколько основных направлений, особенно если вести речь о предметах, изготавливаемых на экспорт, то есть на международный рынок.
Прежде всего, во многих странах мира, в том числе и в нашей стране хорошо известны некоторые производители эмалированной посуды из Японии , а также посуды из нержавеющей стали. Например, компания под названием Эджери Фуджи Хоро (Ejiry & Fuji Horo) является самой известной на сегодняшний день, среди японских фирм, выпускающих эмалированную посуду. Компания YAMATERU выпускает на мировой рынок продукцию из качественной нержавеющей стали, оригинального дизайна.
Отдельно стоит сказать о фарфоровой продукции. Самый большой перечень японских производителей наблюдается именно в этом секторе производства. Среди первых стоит упомянуть торговую марку Наруми (Narumi) , славящуюся своим прозрачным костяным фарфором. Кроме неё, на мировом рынке ещё много и других японских фирм, таких как Роял Файн Чайна (Royal Fine China) , Роял Порцелайн Максадьюра , Роял Порцелайн (Royal Porcelain) , Роял Бон Чайна (Royal Bone China) , Никко (Nikko) , и некоторые другие.
Характерные черты посуды из Японии
Как мы уже упоминали, особенности японской посуды, тем более той, которая идет на экспорт, не такие яркие, как могли бы быть, но все же они есть и заслуживают внимания.
Если говорить об эмалированной посуде марки Эджери, то помимо того, что эта продукция практичная, удобная, красивая в ней есть ещё одна интересная особенность, связанная с процессом производства. Эта деталь называется «сладкая обработка». Дело в том, что в эмалированное покрытие производители подмешивают сахарную пудру. На вкус, конечно, это никак не почувствовать, но вот благодаря такому сладкому компоненту в своем составе, эмаль ещё более надежно защищает продукты от контакта с металлом и не вбирает в себя абсолютно никаких запахов.
Японская посуда из нержавеющей стали, торговой марки YAMATERU действительно выделяется своим оригинальным дизайном. Взгляните внимательно на всевозможные кастрюли, ковши, скороварки и другую продукцию этой фирмы. Оцените оригинальную расцветку некоторых кастрюль. Обратите внимание на округлую стильную форму некоторых предметов. В дизайне продукции этой компании есть свои «фишки». Это очень стильная и современная посуда.
Фарфоровая продукция японских компаний на страницах нашего интернет-магазина представлена особенно широко. В чем главные изюминки этой продукции. Прежде всего, это качество фарфора. Большинство японской фарфоровой продукции изготавливается из костяного фарфора. Он чисто белый и почти прозрачный. Также фарфор из Японии практически всегда декорирован довольно сдержанно.
Главной особенностью многих фарфоровых торговых марок из Японии, является оригинальный декор, с нотками японского колорита. Например, взгляните на серию под названием « Неверланд чёрный » от компании Роял Файн Чайна. Черный строгий цветочный узор на белом, как кимоно фоне, не пробуждает в Вас представление о чем-то связанном с Японией? Или коллекция под названием «Кассие» от компании Роял Порцелайн Максадьюра, радует милыми узорами на нежном розовом фоне.
В целом стилистическое оформление японской фарфоровой посуды отличается от европейской. Отличия эти не ярко выражены, но, тем не менее Вы сразу их подметите, просматривая различные серии посуды, от разных японских производителей.
Разная посуда от производителей из Японии
Помимо трех вышеперечисленных направлений в японском производстве посуды (эмалированная посуда, нержавеющая сталь и фарфор) в Японии есть ещё несколько достойных внимания компаний, которые заслуживают Вашего внимания.
Например, торговая марка MIKADZO , под которой выпускаются керамические кухонные ножи. На страницах нашего интернет-магазина Вы увидите множество вариаций таких ножей. Также заслуживают внимания пластиковые чайные кружки от компании Kinto . Термосы со стеклянными колбами в металлическом корпусе фирмы Tiger и многое другое.
Если Вы любите и цените все японское, то Вам будет из чего выбрать на страницах нашего интернет-магазина.
История японского фарфора
Первая глиняная посуда появилась в позднейшую эпоху каменного века, практически повсеместно, где только жили люди. Кто первый обратил внимание, что после того, как глина побывала в огне, посуда стала прочной и не пропускала воду – неизвестно, но этот момент стал толчком к развитию керамики.
Японская фарфоровая посуда и ее история
Японская керамика появилась примерно в то же время что и китайская. Но производство фарфора началось на много веков позднее. Главным образом потому что секрет китайского фарфора тщательно охранялся. Но еще и потому, что не было подходящего сырья для начала выпуска. В конце шестнадцатого века Сегун Хидейоши несколько раз целенаправленно нападал на Корею, ту местность, которая славилась искусными гончарами. С захваченными в плен мастерами поступили милостиво, большинство устроились на севере Кюсю. Вскоре одним корейцем из поселка Арита, было найдено месторождение глиняных залежей, богатых каолином – основной составляющей для производства.
Первый фарфор
Уже к началу семнадцатого века, в п. Арита началось производство керамических изделий, сходных по качеству с китайским фарфором. Для украшения художники использовали кобальтовую краску в технике подглазурной росписи, поэтому посуду той эпохи сложно отличить от китайской.
Выпуск фарфора имари (название произошло от морского порта, через который шел экспорт изделий — блюд, сервизов и отдельных тарелок) в Японии, развивался и совершенствовался быстрыми темпами. Вначале это была имитация китайских и корейских изделий — бело-синий фарфор Ко-Имари (старый Имари).
Затем мастера все больше стремились создать посуду в национальной технике. Был создан фарфор Ао-Кутани, для него характерны цвета – зеленый (Кутани), в сочетании с черным, белым, желтым, синим и красно-фиолетовым.
На протяжении веков менялся стиль, к девятнадцатому веку фарфор Кутани стал преимущественно белого цвета, изделия были тонкими, с прочным черепком.
На острове Хирадо обосновалась еще одна община корейских ремесленников, которые выпускали фарфор Хирадо – предметы и посуду в технике Карацу, рисунок окисью железа покрытый прозрачной глазурью. В восемнадцатом веке еще один корейский мастер нашел каолин в местечке Микавачи. Правитель был очень доволен и поддержал развитие мастерских. И гончары получили возможность, не заботясь о средствах, развивать выпуск посуды, постоянно совершенствуя качество. К концу века японский фарфор уже славился прекрасным декором, рельефными украшениями и отменным качеством.
Начало экспорта
Слухи о фарфоре из местечка Арита дошли до Европы от голландских купцов, которые давно торговали с Японией. И контрабандой стали отправлять драгоценные изделия на родину. Особый интерес купцов вызвал фарфор из Японии, когда в Китае началась Гражданская война. Голландцы основали представительство в Нагасаки и полностью заменили китайскую посуду японской.
К девятнадцатому веку, японский фарфор уже успешно конкурировал с китайским. Некоторые ремесленники подражали китайцам – на изделиях изображали драконов. Другие развивали свой, самобытный стиль. Третьи работали по заказам европейцев и рисовали на тарелках кентавров, голландские корабли. Делали посуду в европейской манере — соусники, молочники, бутылки и кувшины. За рубежом стали считать, что посуда из японского фарфора намного превосходит китайскую. Спрос на фарфор развивал производство, художники стали ориентироваться на европейский вкус.
После Реставрации Мэйдзи
Значение реставрации Мейдзи для Японии, было таким же, как и политика Петра I для России. Был взят курс на европеизацию всех слоев японского общества. Японцы изо всех сил пытались доказать европейцам, что они не варварский, отсталый народ, а просвещенное общество, с которым выгодно сотрудничать. Кимоно были убраны «с глаз долой», чиновники переоделись в строгие сюртуки и шляпы, косички – обычная мужская прическа, нещадно срезались под угрозой увольнения. Мальчишки бегали и распевали веселую песенку о японской стриженой голове, по которой, если щелкнуть, то «можно услышать легких звон светлого прогресса». Признаком особой культурности было мясо, в изобилии подававшееся на европейской столовой посуде. До той поры обычными национальными блюдами служили овощи, рис и морепродукты.
Естественно, что новые веяния захватили и производство посуды. В Японии всегда была развита клановая система. Когда впал в немилость клан Набесима, покровительствующий гончарам огромной области, фарфористы оказались в сложной ситуации. Некоторые мастерские пришли в упадок, другие, наоборот, стали успешнее развиваться. Работники больше не были привязаны «к одной печи» — к определенной территории, которую контролировал какой-то клан. И некоторые из них, не связанные правилами, стали создавать настоящие шедевры.
Круглые блюда, чаши для саке, курительницы – ушли в прошлое. В моде был европейский стиль фарфора, и мастера стали в огромных количествах производить чайные и кофейные сервизы с молочниками, салатники, чайные пары и супницы. Некоторые еще расписывались в стиле Набесима, другие, как керамисты Сацума, стали экспериментировать. Их посуда вывозилась в больших количествах за границу.
Впервые появился японский костяной фарфор. Его технологию привезли из Англии. Японцы развили и дополнили методику производства, и воздушная посуда сливочного оттенка стала появляться на столах аристократов.
Разновидности фарфора в Японии
Набэсима – очень редкий антиквариат. Его делали только для самого клана и подарков императору и фаворитам. Серовато-белый фон, рисунок — чаще разноцветные листья, деревья и цветы. Изделия не клеймили.
Фарфор Арита – для него характерны китайские узоры, но в другом, японском стиле. Фон заполнял сложный рисунок. Вазы и кувшины отличались грубоватостью, глазурь была слегка неровной, внизу сосудов – небольшой валик, а к донышку часто прилипали кусочки гравия, оставшиеся от обжига.
Имари – отличался яркой росписью темно-синими и пурпурными красками. К ним добавляли чаще — золото, зеленый, желтый, реже – фиолетовый и бирюзу. Его сразу можно было узнать, он ощущался под рукой как рельеф. Позднее, посуда Имари расписывалась в красных оттенках, этот стиль стал популярным у мастеров Голландии, Англии и даже Китая.
Фарфор Какиэмон – небольших размеров – чайники, чашки, вазы. На молочно-белом фарфоре асимметричный узор разноцветными эмалями. Тарелки расписывались с обеих сторон, иногда с обратной стороны рисунок только намечался – но все равно присутствовал. Этот стиль стали копировать на заводах Чейси, Мейсена, Шантийи и Боу.
Фарфор Сацума – кремовых оттенков посуда, глазурь с мелкими трещинками (кракле) и расписанная яркими красками и золотом. Разного качества и стиля. Основными сюжетами росписи были жанровые и бытовые сценки, пейзажи, животные и цветы. Мастера клеймили свои лучшие работы или ставили подпись, а потом изделие обжигали. Сацумский фарфор шел в основном на экспорт.
Кинкозан — похож на сацумский стиль, но его роспись можно отличить по вставкам с бытовыми сценками, обильной, отслаивающейся позолотой, по подписи художника. Чаще мастера Кинкозан, выпускали декоративные сосуды, вазы для благовоний или цветов.
Фарфор Кутани – очень тонкий. Шел на экспорт. Основные тона эмалевой надглазурной росписи – красно-рыжие, с вкраплениями черного, синего, серого или золота. Сюжеты, чаще пейзажи с фигурками, цветы, деревья и птицы.
Хирадо – в большинстве статуэтки животных, рыб, детей, драконов. Посуда расписывалась сложным геометрическим орнаментом, пейзажами, растениями. Перфорированные вазы широко известны ценителям.
Фарфор Такито
Прозрачный молочный фарфор начали выпускать с девятнадцатого века, по английской технологии. В массу стали добавлять 30 % костного пепла. Благодаря чему материал приобрел сливочный цвет, легкость, тонкость яичной скорлупы, и потрясающую прочность. Настоящий фарфор Японии имеет международный статус и знак Bone chine (костяной фарфор) или Fine bone china (тонкий костяной фарфор). Эти знаки показывают, что костей в изделиях содержится не менее 35%. Тakito известен и популярен во всем мире, а посуда считается произведением искусства и занимает достойные места в мировых коллекциях.
Фарфор Наруми
Элитный костяной фарфор этой мануфактуры начал выпускаться в 1911 году, по британским технологиям. Новые хозяева «печи» — гончарной области, решили производить посуду по европейским стандартам. По английским технологиям. Доля костей животных в фарфоровой массе, составляла 30% — 35%. Мастера Наруми решили ее увеличить до 47%, от этого фарфор приобрел идеальный молочный цвет и высокую прочность, несмотря на хрупкий вид. В настоящее время доля костной муки составляет до 60%. Сервизы из такого фарфора маркируются знаком «Narumi Bone China».
Такая посуда есть и в королевских домах. Некоторые сервизы ручной работы выпускаются небольшой серией, и сразу становятся раритетом. Широкое производство фарфора Наруми началось недавно. Его закупают для фешенебельных ресторанов, отелей. Компания Наруми сотрудничает с известными дизайнерами и художниками. Каждая новая серия посуды вызывает огромный интерес и сразу раскупается.
Немного об истории японского фарфора
Японский фарфор очень высоко ценится специалистами и любителями керамических изделий. В самой японской культуре к изделиям из керамики относятся с глубоким почтением. Впрочем, в Японии фарфор начали производить только в XVII в., т.е. намного позже, чем в Китае или в Корее, откуда фарфор в Японию завозили долгое время. Китай, например, экспортировал фарфор еще с Х в. Причина такого позднего начала производства фарфора в Японии заключалась в том, что богатая каолином глина (один из основных компонентов фарфорового сырья) была обнаружена в Японии только в начале XVII столетия, при этом обнаружили ее не японские гончары, а корейские.
В конце XVI века (в 1592 и 1597 гг.) японский сёгун Тойотоми Хидейоши совершил несколько военных набегов в Корею. Для истории фарфора этот эпизод интересен тем, что в результате нападений было захвачено большое количество квалифицированных корейских ремесленников. Многие из них затем обосновались на севере японского острова Кюсю. Находка каолиновой глины традиционно приписывается корейскому гончару Ри Санпэю из поселка Арита. Считается, что это месторождение располагалось у подножия горы Идзумияма. Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что к 1610 году в поселке Арита был налажен выпуск керамики, по качеству приближающейся к фарфору. Вскоре после 1610 г. поселок Арита стал специализироваться исключительно на производстве фарфора.
Производство фарфора (известного так же, как Имари, по названию морского порта, через который его отправляли в другие страны) в Арите развивалось очень быстро. В XVII в. азиатский фарфор пользовался большой популярностью в Европе. Первой экспортной продукцией поселка стал сине-белый фарфор Ko-имари или, по-другому, Старый Имари, имитирующий традиции китайских и корейских мастеров, чьи изделия в то время высоко ценились в Европе. Контролировала поставки фарфора Ост-Индская компания. Основным конкурентом Ариты оставался город Цзиндэчжэн в Китае. Но во время войны в конце правления династии Минг обжиговые печи Цзиндэчжэне были разрушены и японский поселок Арита стал основным производителем и поставщиком фарфора в регионе.
Еще одним исторически связанным с производством японского фарфора местом стал остров Хирадо. Название Хирадо ассоциируется с одноименным видом фарфора с XIX в., однако керамические изделия производились на острове уже долгое время. В конце XVI – начале XVII веков там была основана деревня для корейских гончаров, которые начали выпускать изделия в корейском стиле Карацу. Эти изделия характеризовались незамысловатым рисунком, нанесенным под прозрачную глазурь краской из оксида железа.
В середине 30-х гг. XVIII века гончар корейского происхождения Имамура Саннойо обнаружил на острове каолиновую глину в районе деревне Микавачи. Местный даймё (правитель, феодал) Мацура стал официально поддерживать производство фарфора в Микавачи. Патронаж даймё способствовал тому, что производители керамики стали стремиться получить продукцию наивысшего качества без оглядки на цены. Гончары получили особые привилегии, поднявшие их статус в обществе, что так же способствовало росту качества товара. Фарфор Хирадо стал использоваться в основном в качестве подарка. Его дарили даймё, сёгунам или императору.
К концу XVIII века фарфор с острова Хирадо уже можно было назвать образцом японского стиля: глина высокого качества, белая глазурь и широкое разнообразие форм и размеров. Слегка несовершенные формы и насыщенные голубые оттенки эмали уравновешивались соблазнительным и немного старомодным очарованием.
К концу XVIII столетия искусство изготовления фарфоровой посуды в Японии достигло новых высот. Формы становятся длиннее и изящнее, кобальтовые краски светлее и ярче, а сам фарфор белее. Рисунок стал сложнее, на рисунках начали появляться фигуры людей. Во второй половине XVIII века японские мастера научились делать на фарфоровых изделиях рельефные изображения.
В XIX веке японский фарфор завоевал большую популярность на рынках США и Европы. Формы и рисунки японского фарфора в этот период были подвержены влиянию китайских традиций изготовления фарфоровой посуды. Западные покупатели предпочитали необычные формы и сложные рисунки, и поэтому, чтобы противостоять конкуренции китайского фарфора и удовлетворить спрос западных покупателей, японские художники научились подражать китайским формам и мотивам. На рисунках появились даже змееподобные драконы в китайском стиле.
Еще одной тенденцией стало развитие сложной поверхностной резьбы и гравировки, на японских фарфоровых изделиях появились проколы и дырочки, прикладные скульптурные элементы и рельефные литые формы с участками, где рисунок нанесен под глазурь. Такие методы использовались, чтобы создать достойную конкуренцию признанным во всем мире фарфоровым изделиям из Китая. Японская фарфоровая посуда уже была белой, тонкой, блестящей, покрытой тонкой глазурью и пользовалась огромной популярностью на Западе. Таким образом, мастерство японских мастеров развивалось благодаря конкуренции с китайскими мастерами. Японские гончары в своих стараниях преуспели, и в Европе и в Америке прочно укоренилось мнение, что японскому фарфору не было равных по техническому и художественному исполнению.
В настоящее время японский фарфор ценится все так же высоко. Технологии его производства продолжают совершенствоваться, фарфоровые изделия характеризуются поразительным разнообразием форм и высоким качеством, и все большее количество наших покупателей выбирают для украшения своего дома именно японский фарфор.
Вниманию наших покупателей мы предлагаем фарфоровую посуду японских фабрик, имена которых широко известны и уважаемы на мировом рынке фарфора. Это продукция фабрик «NIKKO», «NARUMI», «Royal Bone China» и «Royal Fine China». Фарфоровые сервизы этих производителей завоевали высокую репутацию благодаря своему качеству, прочности и совершенству форм и рисунков.
Японский фарфор
Несмотря на относительно короткую историю, японский фарфор, в частности посуда, успел прославиться исключительным качеством и уникальным декоративным стилем. Антикварные и современные изделия мастеров из Страны восходящего солнца всегда в приоритете у коллекционеров и просто ценителей красивых вещей. Только японские производители смогли добиться совершенной гармонии между функцией и эстетикой, не жертвуя ни одной из этих составляющих.
История
Утончённый и прекрасный японский фарфор обязан своим появлением 80 корейским гончарам, которые были захвачены в плен во время военных набегов 1592-1598 гг. Проводивший агрессивную политику правитель Тоётоми Хидэёси пытался расширить островную империю за счёт заокеанских соседей, организовав серию вторжений в страны Азии.
Арита
Считается, что именно порабощённые мастера с Корейского полуострова познакомили своих завоевателей с искусством создания тонкостенной керамики. Они же обнаружили в регионе Арита (префектура Сага, остров Кюсю) залежи каолина и фарфорового камня, необходимые в производстве. А кроме того, сложили первые туннельные обжиговые печи – ноборигаме, позволяющие обеспечивать равномерный нагрев изделий и температуру около 1400°С внутри камер. Сооружения располагали вдоль склона горы, создавая принудительную тягу за счёт перепада высот. Аналогичным образом работали знаменитые «драконовы печи» Китая.
В исторических источниках упоминается корейский гончар Ли Сампхён, которого называют «отцом фарфорового дела в Арите». Ему приписывают открытие каолиновых залежей и основание производства. Хотя, скорее всего, Ли Сампхён – это собирательный образ, созданный для красивой легенды позднее, уже в XIX веке.
Как бы там ни было, регион Арита действительно считается родиной японского фарфора. Он дал название целому направлению тонкостенной керамики, которая пользуется неизменной популярностью среди коллекционеров. Позднее было открыто производство в городах Сацума, Хаги, Карацу, Такатори и Агано. Первые фарфоровые изделия копировали корейские и экспортные китайские образцы с подглазурной кобальтовой росписью. В то же время на мастеров оказывала влияние местная традиционная керамика орибэ и сино, разработанная специально для чайной церемонии.
Экспансия в Европу
Середина XVII века оказалась неблагоприятным периодом для китайского фарфора. В 1640-х годах войны, спровоцированные маньчжурской династией Цин, привели в упадок производство, разрушив главные обжиговые печи. А ещё два десятилетия спустя новое правительство запретило все виды морского экспорта, создав дефицит тонкостенной керамики на европейском рынке.
Зато китайская война благотворно повлияла на фарфоровое производство Ариты. Беженцы из Поднебесной, среди которых было немало знатоков гончарного дела, внедрили здесь собственные рецепты сырья, а также техники росписи пигментами и эмалями. Начиная с 1658 года, регион стал активно сотрудничать с голландской Ост-индской компанией, искавшей замену полюбившейся европейцам сине-белой посуде из Китая.
В этот период производятся два типа фарфоровой продукции:
- «Арита» – изделия с кобальтовым монохромным рисунком, покрытые прозрачной свинцовой глазурью.
- «Имари» – посуда, расписанная сначала кобальтом, а затем, после промежуточного обжига, цветными надглазурными эмалями. Обозначение введено европейцами по названию порта, откуда экспортировалась японская керамика. Особый интерес вызывал «кинранде имари» (парчовый узор) со слегка выпуклым рисунком, полностью покрывающим поверхность изделий. Его часто копировали мануфактуры Англии, отдельные экземпляры можно встретить и в коллекциях Мейсена.
Какиэмон
Второй важный фарфоровый центр образовался в соседней с регионом Арита провинции Хидзэн. Здесь производили посуду и предметы декора с надглазурной росписью цветными эмалями: коралловыми, голубыми, нежно-зелёными, жёлтыми, мятными. Технология также была позаимствована у китайских мастеров. Развивали стиль представители гончарной династии, основанной Сакаидой Какиэмоном – отсюда и название. С конца XVII века фарфоровые изделия Хидзэна составили главную конкуренцию Арите, вызывая восторг у европейских потребителей.
Характерные особенности стиля Какиэмон – большое незаписанное пространство, покрытое молочно-белой глазурью и декорирование ассиметрично расположенным изящным рисунком. У посуды часто украшался ободок и делались небольшие рельефные вставки. Позднее термином «какиэмон» стали обозначать всю тонкостенную керамику схожего стиля, независимо от места её производства.
Изысканную роспись полюбили и массово копировали европейские мануфактуры, в частности, Мейсен, Шантийи и Челси. После того, как в конце XVIII века Китай восстановил экспорт фарфора на запад, интерес к японской продукции заметно снизился. Стремясь «обезвредить» конкурентов, гончарные мастерские Поднебесной стали сами изготавливать посуду в стиле «имари» и «какиэмон», причём делали это весьма успешно.
Только в середине XX века легендарная керамика Хидзэна возродилась вновь, благодаря усилиям наследников династии-основательницы. В 1971 году фарфор «какиэмон» был признан нематериальным культурным достоянием Японии, а печи в Арите, где он долгое время обжигался, получили статус национального исторического места.
Сацума
Третье по популярности и масштабности производства стилевое направление сформировалось позднее «ариты» и «какиэмона» – в начале XIX века, как бы отмечая завершение самурайской эпохи Эдо. Название Сацума происходит от исторической провинции на юге острова Кюсю, где вплоть до XVI века производили традиционную керамику для чайных церемоний. С появлением в регионе пленных корейских гончаров и открытием неподалёку от деревни Сэйгава месторождений фарфоровой глины здесь стали появляться и первые образцы изысканной тонкостенной посуды, ориентированной в основном на экспортный европейский рынок.
Нововведению активно сопротивлялись веками развивавшие своё ремесло производители чайных предметов. Они привыкли следовать дзенской философии «ваби-саби», превозносившей эстетику простых, повседневных вещей и чуждавшейся всякой роскоши. Тончайший белоснежный фарфор изысканной формы, с не менее изящной росписью, как раз относился к этой запретной категории. Однако, несмотря на противостояние приверженцев традиционной керамики, в трёх мастерских – Кагосима, Наэсирогава и Татэно начали изготавливать великолепные тонкостенные изделия стиля «сацума». В середине XIX века открылись новые производства, в том числе в столичном городе Киото. Фарфор «сацума» стал гордостью Японии и её «лицом» на международном рынке элитной керамики.
Стилевые особенности: кремово-белая посуда с «парчовой» росписью, напоминающей богато расшитую ткань. Очень сложные, многоцветные и многофигурные изображения, которыми покрывалась не только внешняя, но и внутренняя часть изделий. Использование жидкой позолоты – приём, позаимствованный у мастеров Мейсена. Среди основных сюжетов росписи: сценки из жизни японской аристократии, военные сражения, архитектурные и природные пейзажи, иллюстрации к литературным произведениям.
Популярностью у европейских покупателей пользовались мотивы «цветы и птицы», выполнявшийся как в росписи, так и в высоком рельефе «мориадзи». Вообще фарфор «сацума» больше других разновидностей был ориентирован на западного потребителя. В его формах, особенно в вазах и сервизах, чётко прослеживается влияние Мейсенской мануфактуры, слегка «прикрытое» ориентальными мотивами декора.
Коллекционеры выше всего ценят изделия «сацума», выпущенные до 1950-х годов. При этом они шутят, что покупать японский фарфор лучше всего на европейских аукционах, поскольку он практически полностью уходил на экспорт. В дальнейшем, из-за уменьшения спроса на свою продукцию, производители посуды стиля «сацума» стали снижать цены, а с ними и качество знаменитого на весь мир фарфора. Его возрождение началось лишь в начале XXI столетия, а расцвет приходится на конец XIX века, когда преобладала стилистика «никисидэ», сочетавшая щедрую «парчовую» роспись с ажурной резьбой и позолотой.
Другие исторические стили
Кроме основных направлений, определивших облик японского фарфора на мировом рынке антиквариата, существовали и другие, менее известные разновидности. Мастерские по их производству сохранились до сегодняшнего дня и признаны высшей культурной ценностью государства.
Кутани
В первую очередь, речь идёт о фарфоровой посуде «кутани» из префектуры Исигава на острове Хонсю. Мастера этого стиля, изучавшие тонкости производства в Арите, со временем выработали свой уникальный «почерк» с насыщенной полихромной росписью, где преобладали золотистые, киноварные, изумрудные и густо-синие оттенки. Второй разновидностью «кутани» стали изделия «иидая» и «эйроку», сплошь покрытые узором из красной эмали с золотой отводкой.
В период Мэйдзи появилась великолепная посуда «сёдза», по имени мастерской и художника, её создавшего. Изделия отличались искусной сюжетной росписью, приближавшейся к высочайшим образцам живописи. Они часто участвовали в международных выставках того времени. Неудивительно, что в Европе японский фарфор часто ассоциировали именно с «кутани сёдза».
Хакудзи
Также следует упомянуть до сих пор производимую в регионе Арита белоснежную тонкостенную керамику «хакудзи», которая отличается чистыми, благородными формами и уникальной сквозной резьбой. Сформировавшийся в эпоху Мэйдзи, стиль продолжает развиваться и сегодня, вдохновляя современных производителей. С 1995 года «хакудзи» признан «Культурным наследием Японии».
Набэсима
Посуда «набэсима» из деревни Окаватияма, в отличие от продукции других регионов, предназначалась только для внутреннего пользования. Она украшала дома и столы сёгунов и японской аристократии, а потому полностью соответствовала их вкусам. Печи Окаватиямы с XVIII века принадлежали самураям из рода Набэсима. До начала эпохи Мэйдзи иностранцам их продукция была недоступна.
Неудивительно, что дизайн фарфора «набэсима» совсем не похож на экспортные варианты. Он копирует образцы деревянной лаковой посуды, которую издавна предпочитала японская знать. Сегодня все желающие могут посетить небольшой городок Окаватияма, неподалёку от Ариты, чтобы своими глазами увидеть, как появляется тонкостенная керамика для настоящих аристократов и приобрести понравившийся экземпляр. Сырьё для изделий «набэсима» отличается сероватым оттенком, после спекания оно даёт плотный, тонкий и очень прочный черепок.
Современные производители
Сегодняшние предприятия по выпуску посуды предпочитают работать с костяным фарфором, состав которого несколько отличается от зарубежных аналогов. Благодаря высокому содержанию костной муки, изделия обладают удивительной прочностью при минимальной толщине. Они хорошо сохраняют тепло, нетребовательны в уходе и соответствуют высшим современным стандартам. Что касается дизайна, то японские производители по-прежнему ориентированы на западные образцы, хотя в лаконичности форм и отточенном до мелочей декоре чувствуется неповторимый национальный колорит.
Самые известные торговые марки:
- Japonica – бренд, представляющий лучшие традиции классического фарфорового производства. Его продукция безупречна с эстетической и практической точки зрения. Инновационные технологии обеспечивают долгую службу предметов столовой сервировки, их гигиеничность и способность эффективно противостоять любым неблагоприятным факторам.
- Noritake – компания с более чем вековой историей, лидер современной фарфоровой индустрии. Продукция фабрики, выпускавшаяся в 1891-1924 гг., является предметом коллекционирования. Современный ассортимент состоит преимущественно из проевропейской классики, в то время как среди винтажных образцов можно встретить немало ориентальных декоративных мотивов.
- Nikko – ещё один бренд «с историей», прославившийся собственными инновационными разработками в области фарфорового сырья и производственных технологий. Выпускает продукцию высшей категории для домашнего пользования и сегмента HoReCa. Стиль большинства коллекций – современный. Но в некоторых линейках, например, «Суми но токи» от дизайнера Хироко Кошино, прослеживаются мотивы национальной керамики стиля раку.
- Narumi – лидер в сфере профессиональной фарфоровой посуды, основанный в 1911 году. В настоящее время производит и линейки для домашнего обихода. В продукции бренда элегантно сочетаются вековые японские традиции и современный подход. Многие сервизы расписываются вручную, а также украшаются золотом и платиной, что повышает их художественную ценность.
Японский фарфор – особенности трех брендов
Страна восходящего солнца – Япония всегда загадочна и притягательна для туристов. Одна из причин такого интереса к ней — японский уклад жизни с особыми традициями. Важное направление в них — культура приема пищи, имеющая целую философию. Безусловно, основной частью этого мероприятия является японский фарфор со своими классическими формами и лаконичностью дизайна. Чем же отличаются фарфоровые изделия от европейских аналогов и почему так ценятся во всем мире?
Особенности японских фарфоровых изделий
Японский фарфор гораздо моложе китайского и даже европейского (Meissen), но любовь и признание получил практически на всех континентах, благодаря своему изяществу, прочности и особой белизне. Безусловно, этому способствовали технологические наработки и возможности. А японская культура сервировки стола и приема пищи усилила это признание.
Ведь в стране восходящего солнца принято каждое событие, будь то дружеский ужин или семейный завтрак, сервировать с учетом времени года, возраста и самого события. Например, в осеннее и зимнее ненастье японцы больше склонны к керамической посуде теплых тонов. В летнюю жару на столе всегда присутствует тонкий, прохладный фарфор. Естественно, такие практичные детали быта формируют определенную атмосферу в доме и благоприятно влияют на качество жизни.
На сегодняшний день фарфоровая посуда из Японии узнаваема во всем мире и в ней явно прослеживаются национальные черты Востока. Особенно это касается форм изделий и их декора. Японским предметам присуще множество мелких деталей с четкими линиями или небольшими скульптурными фрагментами. Если на поверхности имеется рельеф, то он едва заметен и ненавязчив.
Роспись по белому фону может быть очень нежна или, наоборот, предельно насыщена. Тончайший материал часто имеет подглазурную роспись. Яркие цветы, бабочки, птицы и сказочные драконы выполнены надглазурной техникой росписи. Любое декорирование всегда изящно и уместно.
Японский костяной фарфор тоже имеет свое «лицо» и признан эталоном качества. Причина необычайно изящного вида и прочности изделий заключается в том, что японцы придумали свою формулу фарфоровой смеси. Практически на всех предметах из костяного фарфора японских производителей стоит международный знак «Bone China» (костяной фарфор) или «Fine Bone China» (тонкий костяной фарфор).
Традиционный японский фарфор универсален и стилистически выдержан. Им часто сервируют столы на торжественных приемах в известных домах, он считается эталоном хорошего вкуса и роскоши. Безусловно, фарфоровая посуда не может стоить дешево, так как в ее создании применяется много ручного труда. Часто японские столовые сервизы покупают в дом, как «праздничную» посуду для особых случаев.
Обзор трех японских компаний, которые производят фарфоровую посуду. Они имеют разную историю, но их всех объединяет одно – культура и традиции своей страны.
Фарфоровая посуда Narumi
Марка Narumi занимает первое место в Японии по экспорту фарфора. Причина такой популярности кроется не только в качестве материала, но и в уникальности форм и декора.
Для придания большей прочности изделиям была разработана собственная формула изготовления фарфоровой смеси. Повышенная кристаллизация материала, по сравнению с аналогами, повышает крепость посуды Narumi в 2,5 раза. Благодаря практичности ее часто заказывают в элитные рестораны и отели. А необычайная прочность изделий явилась поводом создания специальной посудной линии «Narumi Inflight» для авиакомпаний.
Производство костяного фарфора Narumi тоже имеет свое отличие. Это касается состава сырья, что несомненно отражается на характеристике посуды. Предметы необычайно блестящие, гладкие и мелодичные. Соотношение костяного пепла к фарфоровой массе может колебаться от 47% до 60%, что является индивидуальной особенностью этого материала, придавая ему дополнительную надежность.
Форма посуды Narumi имеет много художественных элементов, что делает её необычайно красивой и изящной. Вычурные ручки, фигурные края тарелок, замысловатые формы супниц и соусников являются неотъемлемой частью дизайна столовых и чайных коллекций. Подробнее об фарфоре от Narumi>>>
Декорируется фарфор техникой росписи — деколь, которая тоже имеет свои отличительные черты. Это касается состава и цвета красок. Дополнительно золотые и платиновые узоры полируются вручную, что бы сияющий блеск был максимальным.
Часто фарфоровые сервизы Narumi покупают в подарок, так как удивительная универсальность форм и росписи вписывает изделия в любой интерьер гостиной. Считается, что фарфор Narumi — хорошее вложение денег. Предметы такого качества могут передаваться из поколения в поколение, обретая уже иную ценность – семейную.
Фарфор Noritake
Японский фарфор Noritake является образцом вкуса и моды. Ценители фарфоровых произведений знают это имя, проявляя к нему большой интерес. В 2004 году компания отпраздновала свое столетие. В 1904 году в местечке Норитакэ, вблизи города Нагоя, был открыт маленький завод по производству фарфоровых предметов. Поводом его запуска послужили места богатые подходящей глиной. Не осталась без внимания и работа гончаров-мастеров, славящихся своим мастерством.
Помимо фарфоровой посуды эту компанию знают во всем мире по производству технического и медицинского фарфора. Главное открытие — созданная система «ЕХ-3 Noritake», которую считают прорывом в стоматологии XXI века. Микрокристаллическая структура фарфорового материала, полученная путем высоких технологий и накопленного опыта, является уникальным сырьем при изготовлении зубных протезов.
Но все же особой гордостью компании является костяной фарфор. Технологические возможности позволяют изготавливать этот материал двух видов. Первый имеет ослепительно белый цвет. Второй отличается цветом слоновой кости (ivory), имеющий теплый отлив. Сам материал необычайно прозрачен и виден на просвет.
Исключительное качество фарфору обеспечивает сырье, которое в настоящее время закупается у островных государств Тихого и Индийского океанов. Глину и кварцевый песок везут из Индонезии и Цейлона, каолин – из Филиппин. Сам костный пепел получают естественным путем, без использования химических компонентов.
Основное правило компании — экологическая чистота изделий.
Посуда Noritake часто декорируется росписью с привлечением благородных металлов — золота и платины. В настоящее время для нанесения рисунка практикуют технику деколь, реже применяют ручную роспись.
Сегодня японский фарфор Noritake украшает экспозиции мировых музеев и является «визитной карточкой» ведущих ресторанных и гостиничных комплексов. Известные дома используют фарфоровую посуду Noritake для торжественных приемов и званых обедов. Ценность фарфоровых изделий постоянно растет. Их эксклюзивность «подогревают» ограниченные тиражи, делая шедевры поистине раритетными.
Посуда Royal Porcelain Public Co
В 1983 году начала свою динамичную жизнь японская фабрика Royal Porcelain Public Co. Технологический прогресс, немецкое оборудование и следование японским, старинным традициям позволяет марке производить достаточно прочный фарфор с характерным белоснежным оттенком. В настоящее время Royal Porcelain Public Co специализируется на 4 видах фарфорового материала:
- классический костяной фарфор Bone China;
- тонкий костяной фарфор Fine Bone China;
- твердый фарфор Porcelain;
- особо твердый фарфор Porcelain maxadura.
Каждый вид имеет свое предназначение и технологию изготовления. Костяной фарфор, благодаря 45% содержанию золы, обладает мелодичным звоном, прозрачностью, теплым оттенком и особой прочностью.
Популярность и узнаваемость марки повышается с каждым годом благодаря соотношению цены к качеству. Исключительная термостойкость посуды и покрытие специальной глазурью позволяет ее ставить в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине. Производитель заверяет: — Фарфоровая посуда Royal Bone China при правильной эксплуатации может служить долгие годы.