История, стили и определение подлинности мейсенского фарфора
До начала XVIII века в Европу фарфор доставлялся из Китая. Как ни пытались европейцы узнать тайну его производства, китайцы хранили ее в секрете. Разгадать секрет удалось в Германии, в небольшом городе Мейсене. Мейсенский фарфор с первых лет своего существования стал признаком роскоши и предметом культа в высшем обществе. Его коллекционировали монархи многих европейских стран.
История создания
В конце XVII века в Европе возникла мода на китайский фарфор. Король Польши и курфюрст Саксонии Август Сильный, покровитель наук, также был его коллекционером. Посуда и статуэтки, которые доставляли из Поднебесной, продавались по баснословным ценам. Поэтому король мечтал основать собственное производство.
Август привлек двух ученых, которые начали работать над получением фарфора. Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, математик и экспериментатор, был к тому же основателем трех стекольных заводов в Саксонии. А вот второй, Иоганн Беттгер, слыл алхимиком. История умалчивает, за что курфюрст посадил его в тюрьму, но свое главное изобретение Беттгер сделал будучи заключенным.
В 1705 году ученым после двухлетних попыток удалось получить красный фарфор, который изобретатели назвали яшмовым. Это вид фарфора с высоким содержанием оксида железа до сих пор производят в Мейсене. В 1708 году Чирнхаус умер, и Беттгер продолжил изыскания самостоятельно. Он бился над созданием белого тонкостенного фарфора, но никак не мог подобрать вид глины, которая подошла бы для изготовления керамики.
Помогла случайность. Беттгер заметил, что парикмахер пудрит парики странным порошком, а не пудрой. После допроса тот сознался, что растратил деньги, которые ему выдали на пудру, и самостоятельно изготавливает ее из белой глины, добытой в карьере. Последний компонент был найден.
Алхимик также изобрел рецептуру глазури. Почти без изменений рецепт Беттгера используется и по сей день.
В 1710 году в замке Альбрехтсбург была основана мануфактура, которая стала изготавливать посуду, имитировавшую художественный стиль фарфора одной из провинций Китая. В отличие от китайского, фарфор из Мейсена имеет более повышенное содержание каолина и считается «твердым» фарфором.
В 1717 году открыли секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она получалась ярко-синего цвета. С помощью кобальта воспроизводили китайские мотивы. Но вскоре изделия приобрели собственный неповторимый стиль. В эти годы был создан знаменитый луковичный орнамент, посуда в «луковичном» стиле выпускается на заводе и в наше время.
Вся рецептура держалась Беттгером и немногочисленными помощниками в строжайшей тайне. Работники знали только один из этапов изготовления фарфора. В 1719 году Беттгер умер. Воспользовавшись трауром, один из хранителей секрета Самуил Штольцель сбежал в Вену, где была также основана мануфактура.
Но курфюрст Август недаром имел прозвище Сильный, под угрозой смерти его люди вернули Самуила Штольцеля из Вены. Вместе со Штольцелем приехал художник Иоганн Грегориус Герольдт. Курфюст посулил ему солидное жалованье. Так начался новый этап в истории мейсенской мануфактуры.
Художники и стили
Герольдт значительно усовершенствовал мейсенский фарфор: в рецептуре алебастр был заменен на кварц и полевой шпат, отчего изделия стали выходить после обжига белоснежными.
Так как фарфор придумали китайцы, то первые десятилетия посуду расписывали мотивами, которые походили на работы мастеров из Китая. Цапли в камышах, рыбаки, цветы, сложные орнаменты — посуда в стиле шинуазри не считалась подделкой. С первых лет существования мануфактуры подчеркивалось ее немецкое происхождение.
Художник работал и в японском стиле «какиэмон». Цветовая гамма японских художников была ограничена, но Герольдт разработал новый метод получения цвета и расширил цветовую палитру до сотен оттенков.
В 1731 году в Мейсене начал работать Иоганн Иоахим Кендлер. До сих пор на мейсенской мануфактуре его считают главным скульптором предприятия. Здесь в 2006 году праздновали 300-летие со дня его рождения.
Его творчество во многом повлияло на развитие фарфоровой скульптуры в Европе. За свою жизнь он создал более тысячи миниатюрных скульптур. Он ваял фигурки птиц в натуральную величину. Высоко ценятся его портреты придворных. Его фрейлины в фижмах изображены в стиле рококо, они полны живости и обаяния.
В 50-годах Кендлер стал создавать жанровые композиции: группы детей, садовников, разносчиков, пастухов. Получил известность оркестр обезьян: композиция, которая состоит из 21 статуэтки, была сделана для Людовика XV и подарена им мадам Помпадур.
Кендлер создал множество образцов столового фарфора.
Его стиль копировали все мануфактуры, которые производили фарфор. Все эти изысканные изгибы ручек в супницах, сложные украшения в форме цветов, фруктов и ангелочков стали классикой при изготовлении дорогой посуды из фарфора. Даже когда стиль рококо вышел из моды, посуда мейсенской мануфактуры продолжала подаваться на столы монарших особ.
Жемчужиной мейсенской мануфактуры считается сервиз «Лебединый». Он рассчитан на сто особ и в него входит две тысячи предметов. Изготовлен он был для одного из директоров мануфактуры Брюля. По образцу этого сервиза было сделано еще несколько подобных.
Мейсенский фарфор поставлялся в Россию. Екатерина II заказала целый ряд скульптур на мифологическую тему. Одно время мануфактура установила «русские дни», когда заказы делались исключительно для России.
В 1762 году на мануфактуру был приглашен новый художник Мишель Виктор Асье. С его приходом стал меняться стиль мейсенской мануфактуры. Входит в моду белый неглазурованный фарфор — бисквит. Бисквит идеально подходил для воплощения произведений классицизма: стали выпускаться статуэтки на мифологические темы.
Творчество Мишеля Виктора Асье до сих пор вызывает споры у историков искусства. Кто-то полагает, что его вклад в мейсенскую мануфактуру неоценим, и он поднял фарфоровую пластику на новые высоты. Существует противоположное мнение, что с его приходом качество изделий снизилось. Так или иначе, но золотой век мейсенской мануфактуры приходится на другую эпоху — 1730–1760 годы.
Произведения искусства этого периода практически не появляются на арт-рынке. Если подлинники сохранились, то они находятся в музеях.
В начале XIX века мейсенская мануфактура была на грани закрытия. Потом постепенно ситуация начала улучшаться. Мейсенская посуда экспортировалась в США и Россию.
Но в этот период с успехом продавались статуэтки и посуда, которые имитировали стиль XVIII века.
Дорогостоящие произведения XIX века, которые продаются в наше время, — это также имитация стиля рококо.
В XX веке в произведениях мануфактуры Мейсен нашли отражение веяния и стили, которые были популярны в этот период. Среди художников заметно выделялся скульптор Пауль Шойрих. Он создал более 100 статуэток и композиций в стиле ар-деко. Наиболее известна его серия статуэток «Русский балет», которая навеяна выступлением балета Сергея Дягилева в Берлине.
Известны также художники Герман Зейлингер, Вильям Баринг, Хуго Штейн и Отто Эдвард Войт. Они работали над оригинальными росписями тарелок и ваз в подглазурной синеве: цветочные, лучевые, орнаментальные мотивы, скульптурные сцены, изображения животных и пейзажей в духе экспрессионизма.
Эмиль Бернер создал самые большие колокола из фарфора. Их высота составила два с половиной метра.
Мануфактура сегодня
Как и 250 лет назад, каолин для предприятия добывают недалеко от Мейсена. Городок Зейтлиц вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое маленькое горнодобывающее предприятие: здесь трудятся два человека. Они обеспечивают глиной всю мануфактуру. На предприятии работают 450 художников.
Мейсенская мануфактура в наши дни мало изменилась за три столетия. Ее продукция относится к сегменту Luxury. Фарфоровые сервизы покупают высокопоставленные особы со всей Европы.
Половина продукции, которая производятся сегодня, — это столовые сервизы; 35 процентов изделий — это керамические скульптуры и художественный фарфор; остальное — эксклюзивные изделия под заказ. Мейсен также славится своей плиткой, которая используется для создания художественных панно.
В 2010 году предприятие праздновало юбилей — 300-летие со дня основания. К этой дате были изготовлены реплики знаменитых произведений. Оркестр обезьян, «Лебединый» сервиз, скульптуры Кендлера пользовались успехом, и впоследствии большая часть реплик была распродана. Копии знаменитых ваз бульденеж были проданы по 15 тысяч евро каждая.
Фарфор Meissen никогда не стоил дешево. Поэтому, если в интернет-магазине продается статуэтка XVIII века за две тысячи евро якобы работы Кендлера, — это, конечно, подделка.
Как проверить подлинность?
Meissen стали подделывать чуть ли не с первых лет существования мануфактуры. Поэтому еще в 1722 году появился торговый знак, которым помечали фарфор: две перекрещенные шпаги. Этот логотип считается одним из самых старых в мире. С незначительными изменениями знак дожил до наших дней. Он не раз видоизменялся:
- в 1763 году между скрещенными шпагами появилась точка;
- в 1774 под шпагами появляется шестилучевая звезда;
- с 1815 по 1924 логотип выпускался с точками и без них;
- с 1924 по 1934 между остриями клинков ставили точку;
- с 1974 под синими мечами появляется надпись Meissen.
Логотип наносился кобальтовой краской под глазурь до процесса обжига.
В XVIII и XIX веках десятки фабрик в Европе работали под Meissen, используя похожий логотип. Например, фабрика в Великобритании Вильяма Дерби (она действует и по сей день) наносила похожий знак. Кто-то добавлял к мечам буковку М или Н и пытался имитировать стиль «Мейсен». Только после многократных судебных разбирательств производители прекращали копировать знаменитый товарный знак.
Год выпуска фарфора также определяют по нумерации. До 1764 года продукции присваивался простой цифровой номер. После 1764 добавили буквенную нумерацию.
Год создания изделия стали обозначать определенным символом с 1948. Для 1948 года это был кружочек, в 1959 — треугольник. Впоследствии использовались знаки более сложной конфигурации.
В последние годы скрещенные мечи на некоторые изделия стали наносить золотой краской. Золотой краской наносят знак лимитированной серии или инициалы скульпторов.
На основании только знака определить подлинность изделия невозможно. Лишь сама мануфактура может датировать и определить подлинность изделия.
Мейсен. История мейсенского фарфора
Путешествуем сами! traveltu.ru
Какие только мысли не приходят в голову во время поездок. Дорога из Дрездена в Мейсен на электричке заняла не более 40 минут, но тихие пейзажи за окном, леса, поля, редкие домики и замки на холмах дали мыслям странное направление… Естественно они были связаны с Мейсеном и с фарфором.
Хочется обратить внимание, что название города на немецком — Meissen (Мейссен), а фарфор называется мейсоновский, но стремление к краткости и нормы русского языка слегка переиграли правила.
Кстати, если вы будете искать материалы по этому городу, набирайте в поиске ещё и так: Майсен. На русском языке у этого города два варианта написания.
История возникновения фарфора
Я не представляю привычной, устроенной жизни без фарфора. А ведь фарфор в Европе появился только в XVII веке. И история его появления – настоящая История.
Питер Брейгель. Алхимик
Помните, как развивалась жизнь на планете? Жили разные биоты в океане, беспозвоночные массы. Жили-жили миллионы лет и вдруг – бац! Кембрийский период! Что-то произошло. Эта рыхлая биомасса научилась строить позвоночник. И результат – взрыв жизни!
История фарфора напомнила мне эту ситуацию. Тысячелетия люди жили, мечтая о таком материале, чтобы не размокал, держал воду, выдерживал температуру, был красив, лёгок, удобен и т.д.
И всё бы было спокойно – ну нет такого материала и нет. Покоя не давал таинственный Восток. А ещё точнее – Китай. В Китае такой материал был, но, само собой разумеется, китайцы крепко хранили свои секреты. В том числе и секрет изготовления фарфора.
Открытие фарфора в Европе
С тех пор, как Марко Поло — венецианский путешественник, побывал в Китае и не только рассказал о таинственном фарфоре, но и привёз в доказательство несколько сосудов, изготовленных из этого удивительного материала, Европа перестала спать спокойно. Случилось это в XIII веке.
Почти 500 лет лучшие умы пытались найти аналог китайской глины из провинции Као Лин. Но, увы, не находили. И вот в 1710 году в Саксонии, усилиями двух учёных, придерживающихся в науке совершенно разных взглядов, было сделано открытие.
Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651—1708) – учёный в современном понимании слова и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719) нашли месторождение особой тугоплавкой глины. Этот редкий состав отлично подходил для изготовления фарфора.
Открытие месторождения под Дрезденом стало тем механизмом, который запустил взрыв фарфоровой культуры не только в Европе, но и во всём мире.
Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен не дожил до великого дня – открытия мануфактуры совсем немного. Запуском мануфактуры и поиском рецепта глины пришлось заниматься Иоганну Фридриху Бёттгеру.
Автор рецепта мейсенского фарфора
Судя по сохранившимся историческим заметкам, алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер не от большой радости и патриотизма занимался этим делом. Говорят, над дверью своей лаборатории Бёттгер написал: «Бог, наш Творец, превратил того, кто создаёт золото, в горшечника».
Его можно понять: с 16 лет увлекался алхимией. Был величайшем специалистом своего времени. Добился результатов. В присутствии свидетелей превратил серебряные монеты в позолоченные. Многие посчитали это за трансмутацию.
С этого момента Бёттгер стал слишком ценным кадром, чтобы жить на свободе. Король Пруссии Фридрих Вильгельм I приказал схватить алхимика.
Гравюра. Рецепт найден!
Бёттгер прятался, бежал, снова прятался. Осел при дворе Августа Сильного. Продемонстрировал свои умения курфюрсту — совершил трансмутацию ртути в золото. За это был удостоен титула Барона и получил «государственный заказ» по наполнению казны золотом.
Но отнёсся к поручению не серьёзно – деньги скорее тратил, чем приумножал. По приказу курфюрста был арестован в 1701 году и заключён в «золотой дом», где до него работал другой известный алхимик. Здесь алхимику пришлось заниматься любимым делом принудительно. 3 года работ не принесли результата.
Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)
В 1704 году Бёттгера перевели в крепость Кёнигштейн в Саксонской Швейцарии. Здесь надзор за ним взял на себя комендант графа Эренфрида Вальтера фон Чирнгаузена – математика, геолога, минералога и владельца стекольного завода.
Фон Чирнгаузен смог вовлечь в работу опального алхимика.
Работа двигалась, но в 1708 году фон Чингаузен умирает. Дальше Бёттгер работает один. Ходят слухи, что рецепт фарфора он открыл случайно, благодаря цирюльнику, которой вместо дорогой, но неудобной пудры, использовал белую глину в порошке. Как бы там ни было, а Бёттгер стал единственным владеющим секретом изготовления фарфора в Европе.
Работа художника. Мейсенская мануфактура
В 1710 году мануфактура открылась и начала производить изделия из фарфора. Бёттгер получал хорошее жалование, но находился под надзором как единственный знающий рецепт. Ходят слухи, что Бёттгер хотел продать рецепт изготовления фарфора королю Пруссии. После чего был заключен в тюрьму.
Здесь Бёттгер вновь занялся алхимией. В Цвингере (Дрезден) хранится слиток чистого золота весом 170 г. Бёттгер получил его в 1713 году с помощью трансмутации. Так говорят. А слиток вы можете увидеть сами в дрезденской государственной коллекции фарфора.
Химические опыты с токсическими веществами подорвали здоровье учёного. Он умер в марте 1719 года. Могила его не сохранилась.
Немцы гордятся алхимиком, прославившим Саксонию в веках. В Дрездене можно увидеть памятник Иоганну Фридриху Бёттгеру. Находится он на террасе BrühlscheTerasse.
Владельцы Мейсенской фарфоровой мануфактуры , как и китайцы, надёжно хранили рецепт белого золота. Каждая страна искала рецепт самостоятельно. В России есть своя история изготовления российского фарфора.
Рекомендую сюжет передачи «Галилео» об Императорском фарфоре. А о Мейсенской мануфактуре я расскажу в следующей статье.
Где остановиться в Мейсене
Сейчас много вариантов жилья в Мейсене появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Фарфор-легенда мануфактуры Meissen
История первой в Европе фарфоровой фабрики
Знаменитую немецкую мануфактуру Meissen основали после того, как алхимику Иоганну Бёттгеру удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора. С января 1710 года начинается история предприятия, которому удалось не только пережить все кризисные периоды, но и снискать мировую славу за свою великолепную фарфоровую продукцию.
С момента основания фабрики работу над фарфором приходилось вести в строжайшем секрете, так как его рецептуру жаждала узнать вся Европа. По этой причине предприятие, изначально созданное в Дрездене, уже через полгода перевели в замок Альбрехтс-бург в городе Мейсен. Это был старый замок, расположенный на вершине горы, так что попасть туда было не так-то просто.
Сам Бёттгер вначале скрывался от преследователей, а затем работал в неволе у правителя Саксонии Августа Сильного. Последний столь страстно желал иметь изящный фарфор, что однажды выменял полк из шестисот драгун на 152 фарфоровых предмета из коллекции короля Пруссии Фридриха I. Неудивительно, что он так настойчиво требовал от алхимика получения «белого золота».
После запуска фабрики мейсенский фарфор произвел в Европе настоящий фурор. Его скупали самые именитые представители Света: короли, императоры, князья охотно украшали им свои дворцы и замки. Особым спросом фарфор пользовался в России, так что на фабрике даже существовали отдельные дни, когда выпускалась продукция исключительно для российского рынка.
Несмотря на славу, за всю свою долгую историю мануфактуре приходилось неоднократно переживать сложные времена, так как тщательно оберегаемый секрет белого фарфора все-таки не удержали неприступные стены замка. Несколько раз завод был на грани банкротства, менял имена и владельцев, но все-таки сумел пройти сквозь все преграды.
В настоящее время предприятие с трехсотлетней историей продолжает поражать ценителей фарфора своими изящными работами, созданными по-прежнему вручную. Огромное количество видов фарфоровых изделий, более десяти тысяч тонов уникальных красок в сочетании с искусством мастеров позволяют мейсенскому фарфору быть желанным для ценителей фарфора. Особую ценность представляет антикварный фарфор, которым некогда могли восхищаться лишь самые высокопоставленные особы.
Изделия манфактуры Meissen
В развитии мейсенской мануфактуры можно выделить несколько периодов, для каждого из которых характерны свои особенности и свои уникальные произведения.
Бёттгеровский период
Начальный этап развития фабрики Meissen часто называют бёттгеровским периодом, так как Беттгер не только открыл секрет белой фарфоровой массы, но и проводил много экспериментов с ней.
Любопытно, что получению первого в Европе белого фарфора способствовал обман. Знакомый Бёттгеру парикмахер придумал собственный способ заработка: он тратил выданные на пудру деньги по своему усмотрению, а вместо пудры использовал измельченную в порошок белую глину. Заметив, что пудра на париках была странной, Бёттгер вынудил парикмахера признаться во лжи и тем самым узнал о существовании поблизости карьера с белой глиной. Надо сказать, что до этого Бёттгеру удалось получить только твердую массу красного цвета, так что белая глина стала тем самым недостающим звеном, которое он так отчаянно искал для производства белого фарфора.
Белый фарфор, полученный Бёттгером, был очень крепким, не разрушался при воздействии высокой температуры и кислот, а также издавал чистый звон при легком постукивании.
Живописный период
К 1720-м годам на фабрике уже использовали разнообразную палитру красок, состоящую из 16 цветов. Первоначально живописцы копировали китайский фарфор, ориентируясь на ту коллекцию восточного фарфора, которой располагал Август Сильный. В результате такого подражания на изделиях, созданных в Мейсене, появились характерные для восточного фарфора драконы, животные, птицы и цветочные орнаменты.
Большую роль в становлении этого периода сыграл известный живописец Венской мануфактуры Иоганн Херольд, вставший во главе фабрики вместо умершего Бёттгера. При нем мануфактура сделала значительный скачок в своем развитии. Херольд улучшил технологию создания красок и самой фарфоровой массы. Именно при нем начали выпускать фарфор на продажу, причем среди покупателей было много коронованных особ. Ассортимент был представлен разнообразными сервизами, вазами, часами, туалетными, столовыми, письменными приборами и многими другими необходимыми в быту предметами.
Херольд проработал на фабрике 45 лет и внес большой вклад не только в развитие мануфактуры, но и живописи в целом. Именно он сыграл заметную роль в развитии известного стиля шинуазри и разработал особую палитру термостойких красок, с помощью которых мастера предприятия смогли воспроизводить восточные орнаменты, а также создавать собственные рисунки.
Восточные сюжеты создавали с особым мастерством. Сам Херольд был известен созданием сцен из обыденной жизни китайского народа. Эти изображения слабо отражали реальную жизнь, но отличались особой выразительностью, богатством орнамента, росписью золотом высокой пробы, поэтому фарфор этого периода пользовался большой популярностью. А в двадцатых годах восемнадцатого века Херольд создал альбом, в который входило более тысячи индивидуальных эскизов в китайском стиле. Сборник получил название «Кодекс Шульца» и считается одним из самых больших исторических собраний эскизов.
В 1730-х годах на мейсенской мануфактуре появился так называемый Zwiebelmuster — луковичный декор, которому суждено было стать одним из самых популярных в мире. Луковичный узор также называли синим луком. Его происхождение довольно интересно. Когда мейсенские художники взялись копировать китайский декор, представленный лимонами, гранатами и персиками, они изобразили их на свой лад. Так как никто из мастеров в глаза не видел таких диковинных фруктов, они были изображены в более привычном для европейцев виде и внешне напоминали луковицы. Отсюда и пошло название узора, несмотря на то, что помимо фруктов в центре композиции обычно располагали цветы.
Скульптурный период
Период с 1730-х по 1770-е называют скульптурным, так как в это время на первое место вышли скульптура и барельеф. Произошло это с приходом на завод Иоганна Кендлера. Талантливый Кендлер создал целые серии и композиции разнообразных скульптур, которые не только увеличили популярность мейсенского фарфора, но и получили большое распространение в других странах.
Благодаря Кендлеру на фабрике стали использовать особый пластический стиль, отражающий жизнерадостность и грацию героев. Именно ему принадлежат великолепные сервизы с огромным количеством предметов. Так, одним из них является Лебединый сервиз, который был создан для графа фон Брюля. Сервиз насчитывал 2200 фарфоровых предметов, декорированных объемными узорами различных морских животных и птиц, включая самих лебедей. Кендлер создавал его в период 1737 –1741 гг.
Не менее известным является его композиция «Обезьяний оркестр», на создание которой мастера вдохновили модные в то время театральные постановки. Изначально композиция состояла из 21 фигурки и была продана маркизе де Помпадур. Однако в 2006 году к трехсотлетию фабрики изготовили еще одну скульптуру обезьянки с бубном.
Композиция «Обезьяний оркестр». Создана Кендлером в 1753 году. Мейсен.
Период классицизма
Если для скульптурного периода было характерно рококо, то уже во второй половине 18 века Европу охватило новое направление — классицизм. Его реализацией на фабрике Мейсен занялся приглашенный на работу в 1762 году скульптор из Франции Мишель-Виктор Асье. Совместно с Кендлером Асье создал известную коллекцию из сорока фигурных композиций, называемую «Большой русский заказ». Коллекция предназначалась для украшения кабинета Екатерины II.
Период с XIX по XXI века
В девятнадцатом веке предприятие переживало застой и занималось в основном повтором тех моделей, которые были созданы ранее. Например, много работ создавалось по моделям Кендлера и Асье.
Однако с начала XX века начались новые эксперименты, которые также перемежались с периодами застоя. В это время мастера фабрики экспериментировали с самыми разными стилями. Это были романтизм, югендстиль, ардеко и некоторые другие направления. В ходе этих экспериментов появились новые приемы декорирования: изделия покрывали стеклянной глазурью, применяли технику pate-sur-pate (слой за слоем) и некоторые другие.
Фарфоровый пласт «Магдалена» по одноименной картине А. Корреджо. Meissen. Сер. XIX в.
Сервиз-солитер. Мануфактура Meissen. Конец XIX в.
Возрождению и дальнейшему процветанию мануфактуры Meissen во многом способствовал Пауль Шойрих, которого называли Кендлером двадцатого века. Он считается одним из лучших скульпторов пластического фарфора, а его работы отличаются высокой театральностью и эффектностью. Для фабрики Meissen Шойрих создал 102 модели, многие из которых обрели большую популярность. Одним из известных его произведений является композиция «Русский балет», состоящая из пяти фигур.
Композиция «Русский балет». П.Шойрих. Мануфактура Meissen, 1924–1951 гг.
Также большой популярностью пользовались фигуры Шойриха: их печатали журналы, ими восхищались на выставках, их хотели заполучить коллекционеры.
Испанская танцовщица и испанец с гитарой. П.Шойрих. Meissen. Первая пол. XX в.
Статуэтка «Леди и мавр». Автор модели П. Шойрих. Meissen. 1920-30-е гг.
Клейма мейсенского фарфора
Знаменитые синие мечи появились на фарфоре Мейсена далеко не сразу. Инспектор завода Иоганн Штейнбрук придумал использовать в качестве отличительного знака для фарфора скрещенные мечи, которые присутствовали на гербе Саксонии. Предприимчивый человек придумал столь удачную эмблему, что со дня своего создания 8 ноября 1722 года она просуществовала почти три сотни лет. За все годы работы мануфактуры изображение синих скрещенных мечей претерпевало некоторые изменения, но и по сей день именно эта эмблема используется на заводе Мейсен.
С 1723 года всю продукцию мейсенской мануфактуры начали маркировать с помощью букв синего цвета KPM, означающих Königliche Porzellan Manufaktur. При этом для коронованных особ с 1720 года использовали особое клеймо в виде монограммы AR (Augustus Rex). Изделия с такой пометкой предназначались для самого короля Августа Сильного, его сына, а также посетителей короля. В большинстве своем клеймо делали подглазурно синим цветом. В качестве декора изделий с пометкой AR использовали восточную тематику. Предметы, имеющие такие клейма, очень редки, дороги и находятся в музеях или известных коллекциях.
Вначале мечи в клеймах имели прямые клинки и рукоятки, однако со временем их форма преобразилась. В период с 1725 по 1732 годы крестовины и рукоятки стали кривыми. В более поздний период вплоть до 1773 года в клейме ставили точку, благодаря которой это время в производстве мейсенского фарфора именуют так называемым точечным периодом. Для него характерен переход к неоклассицизму. После этого до 1814 года действовал период Марколини, что ознаменовалось появлением в клейме вместо точки звездочки. Данный период был связан с тем, что во главе завода в 1774 году встал. Камилло Марколини.
Помимо этого в разные годы использовали и другие вариации синих скрещенных мечей. Это были клейма мечей с прямыми рукоятками и вертикальной чертой под ними, изображения мечей с кривыми ручками, мечей с точкой между лезвиями, дугой под рукоятками и пр.
В 70-х годах двадцатого века в клеймах появилось название самой мануфактуры Мейсен.
Помимо скрещенных мечей на изделия наносили в тесте так называемые годовые знаки, по которым можно определить время создания того или иного фарфорового предмета.
Так как мануфактура за все годы своего существования тщательно следила за качеством выпускаемого фарфора, все изделия подвергались строгому контролю. Любые предметы с изъянами тут же браковались, а на клейме ставили линии, перечеркивающие мечи. При этом одно зачеркивание обозначало повреждение корпуса изделия. Такие неудачные предметы обычно продавали частным художникам. Изделия были неглазированными. Многие из них имеют большую антикварную ценность.
Если изъян обнаруживали в декоре, то на такой продукции ставили две или три черты в зависимости от степени повреждения. Саму черту ставили в разных частях клейма: посередине, над или под клеймом. Линии наносили на бракованные изделия краской или вырезали соответствующими инструментами.
Две перечеркнутые линии на клейме тарелки говорят о повреждении ее декора.
Надо иметь в виду, что многие фабрики того времени пытались всячески имитировать знаменитые скрещенные мечи мейсенской мануфактуры. Отсюда и множество вариаций этого знака, который встречается как на подделках, так и на изделиях небольших мануфактур.
Клейма других фабрик, не имеющих отношение к мейсенскому фарфору.
Еще один известный трюк, который использовали фабрики, связан с тем, что владельцы мейсенской мануфактуры опрометчиво назвали ее в честь города Meissen. Так как в дальнейшем в городе появились и другие фарфоровые предприятия, то они не упускали случая поставить название города на своем клейме. Несведущий покупатель думал при этом, что приобретает фарфор известной на весь мир фабрики Meissen.
Хотя такое клеймо поддельным не является, но никакого отношения к мейсенскому фарфору не имеет.
Марки и клейма мейсенского фарфора в XIX веке
Мейсенский фарфор в XIX веке не претерпел существенных изменений. Мастера предпочитали поддерживать те вершины фарфорового дела, которые были достигнуты в предыдущем столетии, и повторять шедевры прошлых лет. Их легко понять: продукция Мейсенской мануфактуры настолько приблизилась к совершенству, что значительно менять ее не было причин. В России в XIX веке мейсенский фарфор пользовался большим спросом, хотя в это время уже работал Императорский фарфоровый завод и другие предприятия. Немецкие изделия считались эталоном качества.
В этот период Мейсенская фарфоровая мануфактура выпускала много продукции, и она нередко встречается на современном рынке антиквариата. Чаще можно найти и купить изделия Meissen небольшого размера. Чем крупнее предмет, тем меньше был его тираж и тем выше стоимость. Чтобы не купить подделку, необходимо знать марки, которые проставляла мейсенская фабрика. Важно учитывать, что одно лишь клеймо не может служить гарантией подлинности. В случае сомнений следует обратиться к эксперту.
Какие клейма проставлялись в XIX веке?
Главный символ мейсенского фарфора — марка в виде перекрещенных мечей, позаимствованные с герба Саксонии. Их проставляли синей кобальтовой краской с 1722 года, и в XIX веке — это, по-прежнему, основная эмблема фабрики. Периодически начертание знака немного менялось, и по нему можно примерно узнать десятилетие, когда была изготовлена посуда или статуэтка. Выяснить точный год выпуска таким способом не удается. Марку наносят на дно не обожженного изделия. Известно, что до 1814 года к изображению мечей добавлялась звездочка, а затем она исчезла из эмблемы. Этот период связан с управлением фабрикой Камилло Марколини (Camillo Marcolini-Ferretti). Приблизительно до 1850 года перекрещенные мечи выглядели короткими и прямыми. Высота марки приблизительно равна ее ширине, поэтому марка этого периода кажется «квадратной». А вот начиная с 1850 года мейсенские мечи вытягиваются и у эфеса появляется знаменитый «набалдашник» (нем. Knaufmarke). Гарда на мечах расположена в это время не симметрично — левая находится выше и с большим наклоном чем правая. С 1880 года гарда мечей пишется симметрично, а нижний ее край нажодится на уровне набалдашника. Набалдашник же остается на мечах вплоть до 1924 года.
С 1852 года к клейму стали добавлять точенные штрихи, обозначавшие ненадлежащее качество. В разные периоды положение и количество штрихов менялось: они могли быть вертикальными, горизонтальными и косыми. Система такая:
- 1-2 штриха — второй сорт;
- 3 штриха — брак (царапины и трещины);
- 4 штриха — худшее качество
Один и два штриха ставились под торговой маркой. Три и четыре штриха располагались обычно сбоку от марки, реже их могли проставлять под клеймом. Изделие с такой маркировкой не подлежало продаже и фабрику не покидало. Его использовали в обучающих целях. Роспись наносилась учениками-подмастерьями. Если один штрих находится справа от марки или это была косая черта, то изделие покинуло завод в продажу не расписанным. Продавать белье перестали в 1898 году, хотя и позднее случались исключения.
Помимо торговой марки, на мейсенской посуде встречается уникальный номер формы: в первой половине XIX века от А 1-100 до Z 1-100, а со второй половины дополнительно от А 101-300 до Z 101-300. Эти обозначения выцарапываются на дне необожженного изделия вручную, специальных печатей не предусмотрено. В конце XIX века, когда расцветает югендстиль (известный в России как модерн), на фабрике внедряется цветная подглазурная роспись. Появляются новые художники и скульпторы. В основном, они создавали фигурки, которые сейчас очень востребованы у коллекционеров.
Основные варианты подделок
Типичная ошибка, которую совершают неопытные коллекционеры, это покупка под видом мейсенского фарфора посуды или фигурки с клеймом в виде слова «Meissen», заключенного в овал вместо скрещенных мечей. Это действительно продукция Мейсена, а не подделка. Но она сделана не на знаменитой фабрике с трехвековой историей, а на малопримечательном предприятии «Stadt Meissen» из того же города. Она выпускает похожую на мейсенскую посуду с «луковым» декором.
Некоторые мануфактуры клеймили фарфор знаками, похожими на мейсенский торговый знак, но с отличиями, чтобы не попасть под суд. Например, вместо мечей изображали прямые палки. Затем умельцы могли «дописать» эмблему похожей краской по глазури, так что палки становились трудноотличимыми от мечей. Надглазурный способ нанесения заметен при наклоне поверхности на 30°. Обычно приписанные элементы удается стереть нашатырным спиртом.
Если вы коллекционируете фарфор, то найдете на сайте Very Important Lot много интересных и ценных образцов. Здесь регулярно проходят торги, на которых можно приобрести редкий антиквариат.
Легендарный мейсенский фарфор
Сегодня на официальном сайте Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно увидеть новые имена дизайнеров и современные модели, которые сложно назвать классикой в чистом виде. Старейшее предприятие Европы идёт в ногу со временем, оставаясь образцом высокого стиля и непревзойдённого качества исполнения. При этом оно всегда на шаг впереди, определяя моду в такой сложной и утончённой сфере, как индустрия фарфора.
Историческая справка
В 1708 году молодой немецкий алхимик – Иоганн Фридрих Бёттгер под руководством видного учёного-физика Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса, смог вывести формулу твёрдого фарфора, схожего по свойствам с китайским прототипом. Материал стали называть «белым золотом», поскольку до него Бёттгер, подобно другим собратьям по профессии, долго и тщетно пытался получить из ртути золото настоящее. Через два года после этого открытия, при содействии саксонского курфюрста Августа Сильного в небольшом городке Мейсен под Дрезденом открылось первое европейское производство тонкостенной керамики.
Фабрика называлась «Королевская польская и саксонская фарфоровая мануфактура». Свой официальный день рождения она отпраздновала 23 января 1710 года, когда Август Сильный издал соответствующий официальный указ. Страстный поклонник и коллекционер фарфора, курфюст мечтал остаться единственным в Европе производителем «белого золота», поскольку это сулило баснословные доходы, а казна саксонского правителя была пуста.
С момента основания и до 1863 года, мануфактура располагалась в резиденции курфюста – крепости Альбрехтсбург. На ней в строжайшей секретности работало всего несколько человек. Совершенствование рецепта фарфоровой массы продолжалось ещё несколько лет. Параллельно Бёттгер работал над созданием глазурей и пигментов для росписи. В первых образцах сырьевой массы отсутствовал полевой шпат, обладавший свойствами природного пластификатора. Поэтому изделия обжигались относительно быстро, без плавного повышения температуры, что приводило к большому проценту брака.
Мейсенские художники начали с копирования китайских образцов, однако уже к 1740 году у предприятия появился свой стиль, на века определивший «лицо» европейского фарфора в целом. Лишь с открытием Севрской мануфактуры во Франции, наметилось ещё одно направление, отличавшееся более активным использованием цвета и пышным, порой даже чрезмерным рокайльным декором. Самым популярным мотивом, оставшимся от «китайского периода» Мейсена, считается «луковый» узор – подглазурная роспись кобальтом по белому полю.
Расцвет
Путём многочисленных проб и ошибок была выведена формула фарфоровой массы с полевым шпатом и созданы уникальные надглазурные эмали, рецепт которых до сих держится в секрете. Несмотря на жёсткие меры предосторожности, Мейсен недолго сохранял монополию на керамическом рынке. В 1717 году арканист Самуэль Штёльцель сбежал из-под охраны и направился в Вену, где при его содействии была основана королевская мануфактура Аугартен – главный конкурент саксонского фарфорового пионера. Затем и в Германии стали одна за другой открываться фабрики тонкостенной керамики, однако они лишь копировали нововведения Мейсена. Это позволило ему оставаться лидером индустрии и диктовать не только художественную, но и ценовую политику.
Параллельно с выпуском изысканной посуды, фабрика стала заниматься разработкой малой скульптурной пластики. Наибольший вклад в развитие этого направления внесли модельмейстеры Иоганн Готлиб Киршнер и его приемник – Иоганн Иоахим Кендлер. В период с 1727 по 1775 годы был создан «золотой фонд» предприятия, многие формы которого используются и сегодня. Особенно следует выделить скульптурные миниатюры и фигуры животных, покрытых белой глазурью без росписи в стиле рококо. В тот же период были выпущены уникальные церемониальные сервизы и декоративные вазы для королевского двора в Дрездене.
Второй расцвет производства приходится на 1774 – 1814 годы, когда фабрика находилась под руководством саксонского министра – графа Камилло Марколини, отвечавшего за развитие культуры и искусства. По его приглашению, на мануфактуре работали французский скульптор Мишель Виктор Асье и местный талантливый модельмейстер – Иоганн Карл Шенхайт. Их фарфоровые миниатюры в классическом стиле отличались филигранной проработкой деталей. Это как раз тот мейсенский фарфор, который так любят и ценят современные коллекционеры антиквариата.
Тогда же появились копии скульптур из Дрезденской коллекции в бисквитном фарфоре. Они заменили мраморные украшения для кабинетов и библиотек, открыв новую страницу в истории Мейсена. К периоду Марколини относится и возрождение некоторых барочных форм из запасов саксонской фабрики, а также лимитированные серии в подражание Севру и Веджвуду.
Клеймо «Скрещенные мечи»
Фарфор Мейсена подделывали практически с первых дней производства. Чтобы защитить оригинальную продукцию, было разработано клеймо, наносившееся кобальтовой подглазурной краской. Недолгое время использовалась следующая маркировка:
- AR – королевская монограмма Альберта Саксонского;
- KPM (Königliche Porzellan-Manufaktur) в 1723 — 1725 годах;
- MPM (Meissener Porzellan-Manufaktur);
- KPF («Königliche Porzellan-Fabrik).
В 1720 году был впервые использован знаменитый логотип в виде скрещенных мечей (или шпаг), которые позаимствовали с фамильного герба саксонского курфюста. Их добавили, когда Август для вступления на трон принял католицизм. После 1731 года скрещенные мечи стали официальным клеймом Мейсена. Некоторые изменения в дизайне логотипа позволяют точно датировать антикварные изделия.
До середины XVIII века маркировку не считали чем-то важным и наносили небрежно, одним движением руки. Однако с 1763 года, когда в дополнение к мечам появилась точка в нижней части между крестовинами, прорисовка стала более тщательной. С 1948 года Мейсен ставит клеймо на отдавленные в тесте годовые знаки.
Внимание, подделка
Казалось бы, надпись «Meissen» служит лучшим свидетельством подлинности продукции. Однако здесь и кроется подвох: культовая мануфактура никогда не ставила на своих изделиях подобную маркировку. Исключение было сделано в 1972 году – на непродолжительный период под скрещенными мечами действительно появился курсив: «Meissen». Ценителям понятно, что фарфор того времени не может быть отнесён к антикварному и стоить он должен соотвественно. Если коллекционерам предлагают действительно старинную вещь, маркировка которой включает название мануфактуры – это подделка, пусть даже высочайшего качества.
Ещё один важный момент: в Германии выпускается фарфор, маркируемый «Meissen» и это – не фальсификат. Вполне реальное предприятие производит сервизы посредственного качества и расположено оно в том же городе, что и великий «однофамилец». Поскольку название географического места расположения разрешено использовать для клейма, предприимчивые владельцы ничем не нарушают закон. Да и копировать сервизы настоящего Мейсена им никто не запретит, ведь нигде нет указания, что это – оригинал. Ошибаются неопытные покупатели, привлечённые громким названием и узнаваемым дизайном, но неведение, как известно не избавляет от ответственности. Вот и расплачиваются доверчивые коллекционеры собственным кошельком. Клеймо с надписью Meissen в овале как раз принадлежит предприятию-двойнику. Его продукция годится разве что на сувениры, но никак не для серьёзного вложения капитала.
История развития Мейсенской фарфоровой мануфактуры
«Бог, наш Творец, превратил того, кто создаёт золото, в горшечника» – надпись на притолоке двери в лаборатории Бёттгера
Секрет создания фарфоровой массы был известен в Китае еще в VI веке, а в Европу первые фарфоровые изделия попали в XIII веке и тут же приобрели невероятную популярность, а правители мечтали узнать секрет изготовления необычного материала. Но открытие фарфора в Европе не было простым и быстрым делом, мастера находили все новые и новые решения, постепенно приближаясь к разгадке, а в процессе поиска совершая иные, не менее интересные, открытия.
Лишь в XVIII веке удалось исследователям открыть секрет создания настоящей фарфоровой массы.
После того как Иоганн Фридрих Бёттгер – ученик аптекаря и любитель алхимии – заставил всех поверить в то, что превратил металл в золото, его взял под покровительство курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный. На службе у Августа Сильного Бёттгер познакомился с ученым Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузеном, который занимался исследованием вопроса производства фарфора.
Благодаря именно этим двум исследователям, которые с помощью усердного труда и любви к делу смогли открыть секрет состава загадочного китайского материала, в Германии появились первые образцы продукции из настоящего фарфора.
Дата 15 января 1708 года официально признана днем открытия тайны создания фарфора, о чем свидетельствует запись в лабораторном журнале.
Первым шагом к разгадке было создание коричневой каменной массы, которую назвали «яшмовый фарфор». Предметы, произведенные из этого материала, сочетали в себе как западные, так и восточные черты.
Примерно в это же время Бёттгер создал черную блестящую глазурь и внедрил ее в производство. Такие изделия расписывали золотом, серебром, разноцветными лаками, придавая им еще более яркий восточный колорит.
Следующей важной датой в истории развития мейсенского фарфора стало 23 января 1710 года, когда Август Сильный объявил об учреждении первой в Европе фарфоровой мануфактуры и перенес производство в замок в городе Мейсен.
После смерти Иоганна Бёттгера в 1719 году начался второй этап развития фабрики. В этот период усовершенствовали состав материала, придав ему еще большую схожесть с восточными образцами — фарфор стал снежно-белым, тонким, просвечивающимся. Роспись, в основном, выполнялась золотом в стиле шинуазри, который также называют «золотые китайцы».
В это же время появилось, ставшее впоследствии всемирно узнаваемой маркой, клеймо в виде скрещенных мечей.
В 1719 году на фабрику прибыл из Вены Иоганн Грегориус Хёролдт, прихватив с собой секретный рецепт прочной надглазурной краски. Получив должность руководителя живописной мастерской, Хёролдт разработал эскизы китайских и японских сюжетов, экзотических цветов, морских судов и ландшафтов, создал полупрозрачные эмалевые краски, усовершенствовал состав, сделал цвета более яркими.
Мастера стали использовать в композиции больше западных мотивов, добавляя их к фантазийно-восточной теме. Например, персонажами сценки могут быть китайцы, играющие на западных музыкальных инструментах. Вымысел стал переплетаться с реальностью.
Популярными были и изделия с росписями, названными «сцены в гаванях», которые рассказывали о дальних загадочных путешествиях. Характерной чертой росписей этого стиля является сочетание фантастических пейзажей и европейских ландшафтов в стиле малых голландцев.
Нестрогое подражание декору японского и китайского фарфора – еще одна популярная тематика.
Новый виток в развитии фабрики связан с именем Иоганна Иоахима Кендлера, который заложил основы мейсенского пластического стиля. В это время на смену барокко приходит женственный, грациозный и игривый стиль рококо.
Наиболее известны сюжетные линии придворных сцен, итальянских персонажей комедии дель арте, ремесленников, уличных торговцев, крестьян, шахтеров и нищих, китайцев, персов, турок; а также серии «Четыре стихии», «Части Света», «Времена года», шуточный «Обезьяний оркестр».
В середине XVIII века из-за Семилетней войны и ужесточившейся конкуренции на мейсенской мануфактуре наступает период застоя. Чтобы оставаться на рынке, вводят новый стиль – неоклассический, запускают производство фигурок с фарфоровым кружевом.
Интерес к фарфору в России возник только в конце XVII века, а к середине XVIII века Россия уже становится крупным заказчиком мейсенской продукции. Первые изделия мейсенского фарфора попали в Россию в виде дипломатических даров Елизавете Петровне. Самыми известными изделиями, присланными Августом III, в Россию были «Андреевский сервиз» и два «Елизаветинских сервиза».
С 1948 года фабрика выпускает продукцию, основанную на декоре XVIII века. Модернизация стиля была прекращена, но, начиная с выпуска первого изделия из «яшмового фарфора» и по сегодняшний день, изделия мейсенской мануфактуры играют важную роль в мире коллекционеров, ценителей фарфора, являются частью музейных коллекций и гордостью всех обладателей.