Узбекский костюм: описание с фото, модели, отзывы

Узбекский костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Особенности узбекского национального костюма

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Художественные особенности узбекского национального костюма

Дата публикации: 12.06.2016 2016-06-12

Статья просмотрена: 1619 раз

Библиографическое описание:

Отамуродов Д. О., Асланова З. Р., Ибрагимова И. З. Художественные особенности узбекского национального костюма // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 985-988. — URL https://moluch.ru/archive/116/31255/ (дата обращения: 01.02.2020).

Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так, например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане еще до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX — начале XX веков.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды. Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор — тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком. Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Обувь состояла из махси (ичиги — красивые сапожки без задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья — куйлак и шаровар — лозим. Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.

Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны — шаровары, которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой — джияком.

После «раскрепощения женщин Востока» в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок. Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи, правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.

Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов — бархата, парчи, делалась богатая вышивка. По традиции женский наряд дополнялся украшениями, которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные в виде туморов — оберегов или несшие традиционный восточный узор, все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины. Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в XIX в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т. д.

В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив «бодом» — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор «илон изи» (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

  1. Турсуналиев К. Каталог вышивок Узбекистана XIX-XX вв. Ташкент, «Фан», 1976.
  2. Садыкова Н. С. Национальная одежда узбеков (XIX-XX века). «Шарк», Ташкент, 2003.

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Музей Узбекистана в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Год назад, в июне 2018 года, в павильоне «Вокруг света» на Улице Мира открылся Музей Узбекистана. Экспонаты заняли помещение Дома Центральной Азии. Председатель Калужского регионального отделения Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев Акбар Абдужалилович Нурудинов и Барчиной Аманбаевна Нурудинова лично занимались наполнением музея. Они привезли из Узбекистана предметы быта, национальную одежду, фарфоровую посуду и ковры, ткацкий станок, старинную колыбель – бешик.

Двери всех домов на Улице Мира открыты для посетителей. Познакомиться с тем, что представлено в Музее Узбекистана, можно самостоятельно или в ходе обзорной экскурсии по парку.

Типы узбекских тканей

Узбекские мастера издавна ткут в ручную разнообразные ткани. Одним из способов украшения ткани, а так же, наверняка, способом привлечения покупателей, возможностью выделится среди аналогичных ткачей, стала окраска ткани в технике ИКАТ. Техника икат заключается в частичном окрашивании нитей до ткачества, в последствии из сотканных нитей образуется узор.

Исполнение этой техники требует мастерства и у мастера по окраске нитей, и у ткача.

Техника икат известна у разных народов, в разных уголках нашей большой планеты, например в Индонезии, у жителей Африки, на ближнем востоке, в частности в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане.

Исполнение техники икат у разных народов различно, например в Индонезии окрашиваются и продольные и поперечные нити, икатовый узор образуется очень сложно.

В Узбекистане икатовые узоры образуются только продольными нитями, поперечные нити всегда окрашены однотонно.

Традиционно ткани ткут из того сырья, которое проще достать в определенной местности. В Узбекистане это шелк и хлопок, иногда вместо шелка используют вискозу.

Так как икат – это технология окрашивания нитей, и название ткани с соответствующим узором, ткань может быть выполнена: 1) из хлопка, тогда ее называют бязевый икат, или хлопоковый икат, 2) из шелка и хлопка – адрас, где шелковая нить образует икатовый узор, и расположена вдоль ткани, а хлопковая ткань расположена поперек ткани, и 3) из 100% шелка, или шелковый икат.

4) Так же мастера делают шелковый ала-бахмаль, или вельвет – шелковую ворсовую ткань, так же с икатовым узором. Икатовый ала-бахмаль ткался в Узбекистане в 1900-1907 годах, использвоался только особами королевской крови, был очень дорог и редок за счет большой доли ручной работы и высокого расхода шелка для изготовления ворса. Технология производства икатового ала-бахмаля была практически утеряна в советское время, и только чудом семье потомственных узбекских ткачей удалось восстановить технологию изготовления ткани в 1990 годах.

5) бекасаб/бекасам – полосатая ткань, традиционно используемая для мужских халатов, состоит их шелка и хлопка,

6) жанда, алфи – более редкие ткани, со сложным плетением нитей, ткется и используется редко, преимущественно для мужской одежды. Жанда содержит 10-15% шелка, алфи на 100% состоит из хлопка.

Немного рассмотрим каждый тип ткани в отдельности.

Отдельно нужно отметить плотность плетения нитей при изготовлении ткани.

Как я смогла заменить, ткани одного состава могут немного отличаться по плотности плетения нитей, это зависит от икатового узора, толщины хлопковой нити для адраса, а так же индивидуальной техники ткачества каждого ткача. Толщина хлопковой нити может быть различна.

Узбеский хлопок– бязь, или как его иногда называют местные жители – боз. Ткань мягче, чем российский фабричный хлопок. Нити достаточно плотные, ткань хорошо драпируется, подходит для шитья одежды, интерьерного дизайна.

Как любая хлопковая ткань – бязь дает усадку 6-10% по длине, и 1-3% по ширине.

2) Икатовый адрас – полушелковая ткань, плотность ткани может немного варьироваться. Адрас идеально подходит для обивки мебели, интерьерного дизайна (шторы, подушки, курпача и дастарханы), а так же пошива легкой одежды и даже обуви (при дублировании).

Ткань отлично драпируется, достаточно плотная, имеет легкий, едва заметный блеск, естественный для полушелковой ткани.

Дает усадку по длинне 6-10% (в среднем 6%).

Достоинством, и отчасти и недостатком икатовых тканей является их полностью ручное происхождение. Это значит, что с одной стороны на ткани любого состава можно продублировать рисунок ткани другого состава, но с другой стороны, каждый кусок ткани хоть чуть-чуть будет отличаться друг от друга.

Далее можно посмотреть 3 ткани с одинаковым русунком – 100% шелковый шойи, адрас (полушелковая ткань), и ала-бахмаль – ворсовую ткань. На фото видно, что ткани немного отличаются по оттенку красок, по рисунку, однако они являются компаньонами друг другу. Конечно, фото передает не всю красоту ткани, не точно передает цвета и фактуру, но я надеюсь, что хоть какое-то представление о качестве ткани по фото можно получить.

Шойи икатовый – 100% шелк.

Адрас полушелковый икатовый – идеален для одежды, интерьерного дизайна, обуви, шарфиков. Дает усадку 6-7% по длинне.

Ала-бахмаль – ворсовая икатовая ткань. Приятная на ошупь, легкая, хорош драпируется. Хороша для интерьерного дизайна, одежды, летних пальто.

Три ткани в сравнении

У адраса, шойи и ала-бахмаля разная структура, и несколько различные сферы применения, но они могу отлично дополнять друг друга.

Изнанка ала-бахмаля и ворс покрупнее:

Кроме указанных тканей, в узбекистане популярны бекасаб – полосатая полушелковая ткань для мужских халатов – плотная но легкая ткань, остужающая в жару, и согревающая в холод.

Жанда – ткань со сложным плетением нитей, малопопулярная, прмиеняется традиционно для мужской одежды, и неожиданноп оппулярная для детских слингов, за счет оригинального плетения нитей

В составе примерно 15% шелка, и 85% хлопка.

Ткани могут быть окрашены как натуральными, так и синтетическими красителями.

Топ-28 самых красивых узбечек (28 фото)

Предлагаем взглянуть на Топ самых красивых известных узбечек, который составлен на основе голосования пользователей сети, длившегося 4 месяца.

28. Певица Ирода Носирова

27. Светлана (Ойдын) Норбаева (родилась в 1944 году в Ташкенте) – актриса театра и кино, народная артистка Узбекской ССР. Светлана Норбаева – мать известного режиссера и продюсера Джаника Файзиева.

26. Узбекская актриса Рано Шодиева

25. Узбекская певица Диера

24. Узбекская певица и актриса Севинч Муминова

23. Певица Лайло Галиева

22. Матлюба Алимова (родилась 12 августа 1954 года) – советская и российская актриса, известная по фильмам “Маленькие трагедии” (1979), “Цыган” (1979), “Василий Буслаев” (1982), “Сказка о Звездном мальчике” (1983), “Возвращение Будулая” (1985). Матлюба Алимова – узбечка по отцу.

21. Узбекская певица Муниса Ризаева

20. Узбекская актриса Асаль Шодиева

19. Узбекская певица Рухшона (родилась 21 марта 1994 года)

18. Тамара Шакирова (26 ноября 1955 – 22 февраля 2012) – актриса, заслуженная артистка Узбекской ССР. Тамара Шакирова (по мужу – Ганиева) – мать современной узбекской певицы Райхон Ганиевой, которая также представлена в этом рейтинге.

17. Узбекская певица Замзама

16. Муборак Жамолхонова (Ашурбоева) (родилась 5 августа 1986 года) – актриса и певица, участница группы “Шахризода”.

15. Ойдин Юсупова (родилась 13 ноября 1984 года) – узбекская актриса.

14. Актриса Паризода Шерматова

13. Модель Фарида

12. Зилола Нуралиева (родилась 24 декабря 1986 года) – модель, работающая в Китае и Японии под псевдонимом “Лола”. Рост – 179 сантиметров, параметры фигуры: 84-61-90.

11. Гульнора Косимова (родилась 1 июня 1986 года) – узбекская актриса.

10. Лола Юлдашева (родилась 4 сентября 1985 года), более известная как “Лола” – узбекская певица и актриса.

9. Равшана Куркова (родилась 22 августа 1980 года в Ташкенте) – российская актриса.

8. Дильноза Кубаева (родилась 22 ноября 1986 года в Ташкенте) – узбекская актриса.

7. Шахзода Матчанова (родилась 8 августа 1987 года) – узбекская актриса.

6. Гульчехра Эшонкулова (родилась 21 июля 1981 года) – узбекская актриса.

5. Зарина Низомиддинова – узбекская актриса.

4. Камилла Мухлисова (родилась 26 сентября 1984 года в Ташкенте) – актриса, модель. Рост – 163 сантиметра, параметры фигуры: 83-57-84.

3. Ирина Шарипова (родилась 7 февраля 1992 года) – “Мисс Татарстан-2010”, первая вице-мисс конкурса “Россия-2010”, представительница России на международном конкурсе красоты “Мисс Мира- 2010”. Рост Ирины Шариповой – 178 сантиметров, параметры фигуры: 83-60-87. Ирина Шарипова – узбечка по отцу, а по линии матери у Ирины узбекские, татарские, русские и украинские корни.

2. Зилола Мусаева (родилась 28 июля 1979 года), более известная под псевдонимом “Шахзода” – узбекская певица и актриса.

1. Райхон Ганиева (родилась 16 сентября 1978 года) – узбекская актриса и певица. Райхон – дочь известной актрисы Тамары Шакировой.

Узбекские платья: отличительные черты

Практически каждая нация на нашей планете может похвастаться своими собственными атрибутами. В их число всегда входили национальные одеяния, стиль которых зависел от географического расположения страны, экономической составляющей и пр. Спустя столетия национальный костюм претерпевает изменения, но общие черты остаются неизменными. Так, одними из самых красочных и ярких нарядов в мире являются узбекские платья. Их невозможно перепутать с другим национальным нарядом, поскольку имеются определенные элементы, которые носят исключительно женщины и девушки Узбекистана.

Отличительные черты

Примечательно, что узбекский национальный костюм удивительным образом сочетает в себе черты всех восточных нарядов и в то же время имеет свои уникальные особенности. Несмотря на то, что со временем узбекские платья видоизменились, они и в современном виде сохранили богатство культурного наследия восточных народов и следы исторического прошлого, которое уходит своими корнями в глубокую древность.

Самой основной особенностью национального узбекского костюма является прекрасная вышивка золотом. Конечно же, такие наряды носили не простолюдины, а представители богатого сословия и правители. Последние дарили подобные костюмы приближенным лицам и получали в ответ такие же подарки.

Для вышивки брались такие материалы, как бархат и шелк. В тематике узоров преобладали растительные мотивы и очень редко – геометрические орнаменты. С помощью вышивки женщины декорировали не только узбекские платья, но и обувь, головные уборы и другие элементы одеяния.

Цветовая гамма и материалы

Известно, что в каждом регионе Узбекистана свои цветовые предпочтения относительно одежды. Но общее для всех граждан одно – узбеки «не уважают» темные оттенки в одеянии, поскольку есть такое поверье, что темный костюм способен принести в дом беду. По цветовым решениям наряда женщины люди могли судить о положении в обществе ее мужа. Состоятельные мужчины приобретали для своих жен одежды фиолетового или голубого цвета, а жены ремесленников одевались в узбекские платья зеленых тонов.

Национальные костюмы отличаются тем, что их шьют из дорогих тканей: вельвета, бархата, шелка, атласа и пр. Эти материалы всегда считались благородными, и они были особо любимы богатыми представителями страны. В основе одежды заложены прямые вырезки ткани, которые в наиболее «глухих» поселках даже не вырезали ножницами, а отрывали по прямой нити.

Традиционный женский наряд

Национальная одежда для представительниц прекрасного пола в Узбекистане включает платье, шаровары, халат, обувь и головной убор. К этому всему добавляются еще украшения из золота и серебра. По традиции узбекские дамы надевают серьги под названием «кашгар-болдак», а также серьги-куполки, а шею украшают ожерельем из монет или коралловыми бусами. С давних времен красавицы также использовали налобные украшения для создания полноценного образа.

Женская одежда

Самый главный элемент в дамском наряде – это узбекское платье, выкройка которого и ее варианты размещены сегодня на многих веб-сайтах. Такое платье имеет название «куйлак» и по своему виду напоминает современную тунику с длинным рукавом и длиной в пол. Лишь в начале прошлого века в фасон платья стали добавлять разнообразие. Так, на рукавах появились манжеты, а воротник выполнялся в виде стоечки.

Также обязательным элементом женской одежды являются шаровары, которые даже девочки надевают с раннего детства. Они достаточно широкие вверху и постепенно сужаются к низу, где декорируются тесьмой и кисточками.

Верхняя одежда для женщин и девушек имеет больше вариаций, нежели мужская. Барышни могут носить халат, похожий на мужской чапан, длинный и приталенный румчу. А в некоторых регионах Узбекистана надевают мурсак, который имеет общие черты с халатом и туникой. По крою мурсак шьют с запахом и на теплой подкладке для холодной погоды.

Около двух столетий тому назад в женскую моду вошли приталенные халаты, рукава которых сделали укороченными и зауженными. А позднее популярностью начали пользоваться так называемые безрукавки (или нимча).

В роли головного убора выступает платок, а зачастую даже два: одним завязывают лоб, а другой используется для покрытия всей головы.

Национальный костюм для мужчин

Если традиционно женщины носили узбекские платья со штанами, то у мужчин – это рубахи и тоже штаны. Сапоги выполнялись из натуральной кожи, а на голову надевали тюбетейку или чалму. По-другому мужская рубашка называется «куйлак», и ранее ее длина достигала колен и ниже. Сейчас фасон изменился, и рубашки шьют значительно короче. Горловина выполнялась в двух вариациях. Первый вариант имел вертикальный разрез, к которому притачивали ворот, а во втором – в зоне воротника делали горизонтальный разрез, доходивший до плеч.

Штаны изготавливали достаточно просто, без дополнительных украшений и декоров. По длине они были до щиколоток и напоминали шаровары.

Отдельно стоит отметить мужской халат, который по своему крою одинаков для всех, независимо от возраста и статуса. В разное время года надевают соответствующие халаты: летом носят тонкие летние, осенью – с подкладкой, а в зимний период не обойтись без теплых ватных халатов. В каждом варианте имеются небольшие разрезики по бокам, чтобы одежда не стесняла движения. Подпоясывались специальным поясом или кушаком, в качестве которого выступал хлопковый или шелковый платок. Декором выступает яркая тесьма или материя других оттенков, а в качестве застежек – завязки.

Головным убором сейчас у узбеков является хлопчатобумажная тюбетейка, выполненная в темно-зеленом, синем или черном цвете.

Современные тенденции

Последнее время современных модниц интересуют платья из узбекского атласа или шелка. А ведь не зря именно эти ткани пользуются популярностью, ведь издревле узбекские женщины шили свои наряды исключительно из натуральных материалов. Атлас в данном случае выгоден тем, что он придает шик наряду и в то же время прекрасно держит форму, а натуральный шелк не вызывает кожных раздражений.

Кроме того, в моду входят национальные узбекские платья, фасоны которых говорят о скромности и благородности их владелиц. Также сейчас в Узбекистане модно надевать национальные наряды на свадебное торжество.

Ссылка на основную публикацию