Все о профессии машинист конвейера

Все о профессии машинист конвейера

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Кто такой «просто» машинист, знают практически все. Но существуют и альтернативные варианты этой работы, не связанные с управлением рельсовым транспортом. Пора узнать все о профессии машиниста конвейера — чем она выделяется, какие обязанности накладывает, где учиться на такую должность.

Особенности

Начиная разговор о профессии машиниста конвейера, стоит указать — он работает не только с конвейером в узком смысле слова. Это практически универсальный сотрудник. Также придется заниматься:

  • элеваторами;
  • тележками перегрузки;
  • приводными станциями конвейерных систем;
  • шнеками;
  • питателями.

Машинист конвейера — должность, характерная, скорее, для горного производства, чем для промышленного предприятия. Причем его роль в добыче полезных ископаемых очень велика. Размах деятельности этого специалиста определяется прежде всего его разрядом. Разница может быть связана также с типом конвейерных систем.

Еще стоит учесть, что иногда такой профессионал все же работает в промышленности или в других отраслях.

Обязанности

Узнать, что конкретно делает машинист конвейера, проще всего по ЕТКС. Там все расписано гораздо четче, чем в том же профстандарте. Этот сотрудник будет занят:

  • управлением движущимися механизмами;
  • работой со шнеками, элеваторами, конвейерами и их отдельными узлами;
  • реверсированием и переключением конвейерных систем;
  • регулированием ленты и натягивающих ее устройств;
  • заменой ленты, роликов и других компонентов по мере необходимости;
  • устранением заторов в лотках;
  • восстановлением работоспособности неисправной техники;
  • очисткой конвейеров и других, связанных с ними, устройств;
  • наращиванием, переноской конвейеров;
  • контролем исправного состояния конвейерной техники и сопряженных с ней механизмов.

Еще до начала работы машинист конвейера обязан убедиться, что:

  • все необходимые детали закреплены;
  • лента установлена правильно;
  • детали конвейерных установок не изношены;
  • скорость движения ленты соответствует потребностям производственного участка;
  • натяжные барабаны, редукторы, электромоторы, маслопроводы работают исправно;
  • нет утечек смазочных масел;
  • загрузка конвейерной линии соответствует норме.

Образование

При обучении на должность машиниста конвейера особое внимание уделяется назначению и внутреннему устройству аппаратов, которые предстоит обслуживать, регулировать и чинить. Также придется изучать все нюансы определения допустимых скоростей и загрузок. Дополнительно внимание обращают на:

  • сортировку и выкладку транспортируемых материалов;
  • схемы расположения производственного оборудования;
  • причины, проявления неисправностей и пути их устранения;
  • методы регулирования скорости конвейеров;
  • порядок обслуживания конвейерного и сопряженного оборудования;
  • разновидности конвейеров;
  • виды нештатных ситуаций и правильные реакции при их появлении.

Высшее образование для такой профессии не требуется. Вполне хватает даже средне-специальной подготовки. Мало того, существует ряд курсов, где могут за короткий относительно срок подготовить отличного машиниста конвейера. Рекомендуется проверять, есть ли у образовательного учреждения государственная аккредитация.

Важно: лучше всего обучаться в регионах, где есть развитая горная промышленность.

Рабочее место

Разумеется, чаше всего такой специалист работает на обогатительной фабрике или на горно-обогатительном комбинате. В среднем заработная плата составляет по России 59000 рублей. Разброс — от 41 до 204 тысяч. В Москве шансов на трудоустройство нет или почти нет.

Независимо от того, где конкретно работает машинист конвейера, его рабочее место должно быть оборудовано очень тщательно. На нем следует хранить сменный резерв:

  • материалов;
  • запасных частей;
  • инструментов;
  • смазки;
  • расходных материалов;
  • инвентаря для уборки и приведения в порядок всего имущества.

Машинист поезда

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

Содержание:

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 кмч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.

На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.

Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.

Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.

У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.

В депо нередко набирают учеников. Учеба состоит из практики и теории. Основной минус этого варианта – изучить удастся только один тип локомотива.

Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.

Машинист электропоезда

Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу. Особенности профессии В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам. Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков. Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса: соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам; быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется…

Об авторе

Проконсультироваться

Машинист электропоезда

Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.

Особенности профессии

В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Рабочее место

Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.

Важные качества

Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.

Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:

  • умение концентрировать внимание на важных моментах и удерживать его в течение продолжительного времени;
  • высокая скорость реакции на меняющиеся условия, чрезвычайные ситуации, отклонения от привычной нормы;
  • уверенность в собственных силах, отсутствие страха перед принятием решений;
  • развитое чувство ответственности;
  • технический склад ума, любовь к технике, стремление к саморазвитию в плане изучения устройств.

Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.

Должностная инструкция машиниста конвейера

«____» ____________ 20__ г.

Машиниста конвейера

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста конвейера [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Машинист конвейера назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Машинист конвейера относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Машинист конвейера отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность машиниста конвейера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по данной специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.6. В практической деятельности машинист конвейера должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Машинист конвейера должен знать:

  • назначение и устройство обслуживаемого оборудования, пусковой и контрольно-измерительной аппаратуры, правила ухода за ними;
  • допустимые скорости и нагрузки для каждого вида обслуживаемого оборудования, способы выявления и порядок устранения неисправностей в его работе;
  • характеристику транспортируемого материала и порядок размещения его по сортам;
  • схему расположения конвейеров, питателей, натяжных устройств и вариаторов скоростей;
  • способы регулирования скорости движения ленты и реверсирования конвейеров.

1.8. В период временного отсутствия машиниста конвейера его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Машинист конвейера осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управление конвейерами, элеваторами, шнеками, питателями, перегрузочными тележками, приводной станцией конвейера.

2.2. Реверсирование и переключение движения конвейеров, регулирование степени их загрузки.

2.3. Регулирование натяжных устройств и хода ленты.

2.4. Наблюдение за исправным состоянием перегрузочных течек, натяжных барабанов, редукторов питателей, автоматических устройств, установленных на конвейере, за правильной разгрузкой материалов в приемные агрегаты.

2.5. Участие в наращивании и переноске конвейеров, соединении лент и цепей.

2.6. Координация работы самоходного конвейера с работой экскаватора.

2.7. Смазка роликов и привода, очистка ленты, роликов, роликоопор и течек.

2.8. Замена вышедших из строя роликов.

2.9. Удаление с конвейерной ленты посторонних предметов, уборка просыпавшейся горной массы.

2.10. Ликвидация заторов в лотках.

2.11. Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, его очистка.

2.12. Смыв сливных канавок в маслостанциях.

В случае служебной необходимости машинист конвейера может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Машинист конвейера имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Машинист конвейера несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы машиниста конвейера осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы машиниста конвейера является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы машиниста конвейера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью машинист конвейера обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен __________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Машинист оборудования конвейерных и поточных линий: что это за профессия?

На современном производстве самой эффективным способом организации многих производственных процессов принято считать поточные и конвейерные линии. Так, на поточных линиях происходит подача изделий с определенной периодичностью. А на конвейерном оборудовании происходит непрерывное перемещение продукции на ленте. И для поддержания необходимого режима работы и высокой функциональности нужны услуги машиниста оборудования конвейерных и поточных линий.

Описание профессии

Машинист оборудования конвейерных и поточных линий – это специалист, имеющий необходимую квалификацию для работы. Он знает, каким образом устроено оборудование, какие имеет особенности в конструкции, какие могут возникать неисправности при эксплуатации приборов и каким способом их можно устранить.

Кроме этого, ему необходимо отслеживать технологический процесс изготовления деталей, которые есть на ленте, знать какие у них стандарты качества.

В обязанности машиниста также входит наблюдение за соблюдением правил и норм безопасности, противопожарной защиты и охраны труда.

При работе с оборудованием конвейерных и поточных линий рабочему необходимо управлять машинами, считывать показания приборов, регулировать механизмы, проверять их функциональность перед началом работы. Специалист может проводить мелкие ремонтные работы. Но если им были обнаружены неисправности, устранение которых находится за пределами знаний и умений машиниста, ему необходимо немедленно сообщить об этом начальнику смены или иному лицу, несущему ответственность за корректную работу всего эксплуатируемого оборудования, а также безопасность на производстве.

При необходимости специалист может работать в бригаде, которая занимается обслуживанием оборудования.

До начала работы специалист должен пройти медицинский осмотр, а также подтвердить свою квалификацию. Впоследствии инструктажи по технике безопасности и нормам охраны труда будет регулярно повторяться, как медкомиссии на профессиональную пригодность.

Рабочему также необходимо пройти стажировку под кураторством более опытного машиниста. Ее продолжительность будет зависеть от уровня квалификации. В течение 2-14 смен специалист должен показать свои навыки по работе с оборудованием и понимание технологического процесса производства. Если же продемонстрированный уровень не будет соответствовать стандартам профессии, машинист к работе не будет допущен.

При работе с оборудованием конвейерных и поточных линий на машиниста воздействуют негативные производственные факторы. Они связаны с уровнем запыленности, низкой температурой, плохой освещенностью. Также опасность для здоровья рабочего могут представлять подвижные механизмы производственного оборудования, используемые машины.

В связи с этим машинист обязан во время исполнения своих служебных задач использовать средства защиты, которые выдает работодатель. Работа без них будет считаться нарушением правил техники безопасности на производстве.

Где выучиться на машиниста оборудования конвейерных и поточных линий?

Для работы с устройствами подобного типа необходимо иметь специфические знания, которые можно приобрести либо в техникуме и колледже, либо на профильных курсах.

Обычно в среднее специальное образовательное учреждение принимают после 9 или 11 класса. В зависимости от выбранной формы обучения (очная, очно-заочная и заочная) зависит продолжительность получения образования по данному профилю. Таким образом, продолжительность может варьироваться от двух до четырех лет. При этом курсы при аккредитованных образовательных центрах в среднем длятся до года.

Для развития и самосовершенствования в профессии машинисту необходимо будет посещать курсы повышения квалификации. Они могут быть как в образовательных центрах, так и дистанционные.

Разряды профессии машинист оборудования конвейерных и поточных линий по ЕТКС

У специальности существует всего три уровня: третий, четвертый и пятый.

Машинист оборудования конвейерных и поточных линий 3 разряда

Работает с самым простым оборудованием, которое задействовано при изготовлении железобетонных, бетонных элементов. Под его контролем находится весь процесс создания изделий и конструкций. Кроме того, он может быть привлечен к выполнению других работ в качестве одного из членов бригады

Машинист оборудования конвейерных и поточных линий 4 разряда

Имеет необходимую квалификацию для работы со сложными машинами. Он проводит осмотр всех механизмов, следит за их непрерывной и корректной работой, может регулировать режимы.

Машинист оборудования конвейерных и поточных линий 5 разряда

Управляет особо сложным оборудованием конвейерных и поточных линий. Его могут приглашать для помощи рабочим-формовщикам, чтобы формировать изделия.

Личностные качества профессии машинист оборудования конвейерных и поточных линий

При работе с подобными сложными системами от машиниста требуется проявлять внимательность и наблюдательность. Без хорошей памяти у него не получится оперативно отслеживать процессы изготовления изделий и конструкций.

Во время работы на специалиста регулярно воздействуют различные негативные факторы, которые имеют серьезное влияние на здоровье. Поэтому рабочему необходимо следить за своим физическим состоянием. Также к трудовой деятельности не могут быть допущены лица с хроническими заболеваниями.

Уровень заработной платы профессии машинист оборудования конвейерных и поточных линий

Размер оклада квалифицированного рабочего будет варьироваться в диапазоне от 25 000 до 40 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист оборудования конвейерных и поточных линий

Среди положительных моментов специальности необходимо отметить следующее:

востребованность на рынке труда;

перспективы карьерного роста.

К минусам профессии стоит отнести:

  • опасные и вредные условия труда.

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для машиниста конвейера

1.Общие требования охраны труда

1.1.Настоящая инструкция по охране труда разработана на основании:

— нормативно-технических документов по охране труда действующих в угольной промышленности России (Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев) ПБ-05-580-03; Типовые инструкции по охране труда для рабочих основных технологических профессий углеобогатительных и брикетных фабрик и т.д.)

— квалификационных характеристик работ по профессии, предусмотренных Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий;

— результатов анализа производственной опасности, обстоятельств и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

1.2. Рабочие, поступающие на работу, обязаны пройти предварительное медицинское обследование в порядке, предусмотренном Минздравом РФ.

1.3. Рабочие должны один раз в год проходить периодический медицинский осмотр с обязательной рентгенографией грудной клетки.

1.4. К самостоятельным работам в качестве машиниста конвейера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие соответствующие удостоверение, прошедшие проверку знаний «Правил безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев)», «Инструкции по охране труда» по профессии в требуемом объёме, а также обязательную стажировку.

1.5. Допускается совмещение производственных профессий при условии обучения работника всем видам работ, предусмотренных организацией труда, ознакомления с инструкцией по охране труда, инструкцией по эксплуатации машин и оборудования.

1.6. Администрация предприятия должна выдавать машинисту конвейера по установленным нормам спецодежду, спецобувь, инструмент.

Рабочие должны бережно относиться к выданной в их пользование спецодежде, спецобуви, своевременно сдавать их для стирки, сушки или ремонта.

1.7. Машинисты конвейеров должны два раза в год проходить повторный инструктаж по безопасности труда в объёме настоящей инструкции и других нормативных документов, предназначенных для правильного и безопасного ведения работ по своей профессии. Инструктаж проводится лицами надзора. Не реже одного раза в год проводится проверка знаний по охране труда по профессии. Результаты проверки оформляются протоколом.

1.8. Машинисты конвейеров обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать производственную дисциплину и выполнять распоряжения и указания лиц надзора. Машинисты конвейеров должны (за исключением аварийных случаев) работать только в установленное рабочее время и выполнять работу, порученную ему по наряду (распоряжению) надзора.

1.9. Машинисты конвейеров обязаны соблюдать правила личной гигиены:

  • Принимать пищу только в специально отведенных для этой цели помещениях;
  • Принимать по окончании работы душ, оставлять спецодежду и спецобувь в гардеробной;
  • Соблюдать питьевой режим: использовать воду из городского водопровода.

1.10. Без разрешения лица надзора рабочим запрещается находиться на других участках территории, не связанных с их работой. Рабочим, не имеющим непосредственного отношения к работающим машинам и механизмам, запрещается подходить к ним и находиться в радиусе их действия.

1.11. Машинист конвейера в процессе работы подвергается следующим опасным и вредным факторам, которые могут воздействовать на него в процессе работы:

— падение с высоты при обслуживании оборудования;

— травмам при работе с вращающимися и движущимися механизмами;

— запылённость рабочей зоны.

1.12. При обнаружении признаков возможного возникновения аварии или несчастного случая, указывающих на ненормальное состояние рабочего места (появление дыма, запаха гари, повышение температуры воздуха и других признаков начинающегося пожара или другой опасности, угрожающей людям или оборудованию), машинист конвейера обязан немедленно прекратить работу, предупредить людей находящихся рядом, принять доступные меры по предотвращению аварии (несчастного случая), сообщив об этом лицу или оператору.

1.13. О каждом несчастном случае пострадавший или свидетель обязаны немедленно сообщить лицу надзора и в здравпункт шахты. Товарищи по работе обязаны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Место несчастного случая должно быть сохранено до прибытия комиссии по расследованию несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью других людей.

1.14. Машинист конвейера должен уметь пользоваться огнетушителями и другими средствами пожаротушения.

1.15. Машинисту конвейера запрещается:

— Курить в помещениях обогатительной фабрики, находится на работе в алкогольном, токсическом и/или наркотическом опьянении, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические и токсические вещества до и во время работы. Курить разрешается только в специально отведённом для этого месте.

  • Спать во время пребывания на производстве.
  • Приступать к работе по неясно понятым распоряжениям и сигналам.
  • Работать при неисправных или отсутствующих ограждениях, кожухах, заземлениях.
  • Производить ремонт при работе механизмов.
  • Работать при неисправной сигнализации, связи.
  • Захламлять и загромождать рабочее место, проходы и выходы мусором.
  • Выбрасывать в оконные, монтажные и дверные проемы какие-либо предметы.
  • Обливать водой электрооборудование.
  • Включать неисправные машины, механизмы и другое оборудование.

2.Требования охраны труда перед началом работ

Перед началом работы машинист конвейера обязан:

2.1. Явится за 15 минут отдохнувшим и подготовленным к работе, переодеться в спецодежду.

2.2. Получить наряд на выполнение определённых работ, инструктаж по технике безопасности у начальника смены.

2.3. Принимать и сдавать смену на своем рабочем месте;

2.4. При приеме смены машинист конвейера проверить состояние защитных ограждений и кожухов на вращающихся и движущихся частях механизмов ленточных конвейеров. Движущиеся и вращающиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты, а также опорные ролики нижней ветви ленты в зонах рабочих мест), к которым возможен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, должны быть ограждены. Участки лент, набегающих на барабан, должны быть ограждены по длине не менее чем на 1м.

Наличие и состояние заземления, освещения, связи, сигнализации, средств пожаротушения.

2.5. Проверить состояние и исправность:

— устройств аварийной остановки обслуживаемых конвейеров. Аварийная остановка должна производится с любого места по всей длине конвейера со стороны обслуживания.

— предпусковой автоматической звуковой сигнализации, местной блокировки, предотвращающей пуск конвейера с пульта управления и с рабочего места,

— мест подвески контргрузов натяжных устройств.

Места подвески контргрузов и канаты натяжных устройствдолжны быть ограждены на высоту не менее 2м. сеткой с размером ячейки не более 50×50мм. В зонах прохода у канатов натяжных станций канаты должны быть заключены в трубы или иметь другое надежное ограждение на случай разрыва каната.

— тормозных, стопорных и улавливающих устройств на наклонных конвейерах.

Все наклонные конвейеры с углом наклона более 6 0 должны быть оборудованы тормозными или стопорными устройствами, исключающие обратный ход механизма после его остановки. При углах наклона более 10 0 ленточные конвейеры длиной более 100м оборудуются устройствами, улавливающими ленту при ее разрыве.

— устройств для очистки ленты и барабанов от налипающего материала,

— датчиков бокового схода ленты, отключающих привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10% ширины ленты.

— датчик скорости, отключающий привод конвейера при снижении скорости ленты более 75% от номинальной,

— центрирующих устройств, предотвращающих сход ленты,

— сбрасывателей на холостой ветви ленты перед натяжным барабаном,

— переходных мостиков и защитных полков в местах прохода.

Для прохода через конвейер длиной более 20м в необходимых местах должны устанавливаться постоянные металлические переходные мостики со ступеньками и поручнями. Мостики должны размещаться друг от друга на расстоянии не более 50м в производственных помещениях и 100м – в галереях.

В местах прохода под ленточными конвейерами устанавливаются полки для защиты людей от падающих с ленты кусков транспортируемого материал, выступающие за габариты конвейера не менее чем на 1м.

При расположении нижней ветви ленты на высоте более 0,7м от уровня пола необходимо ограждать ленту и нижние ролики или устанавливать перила высотой не менее 1м вдоль става конвейера.

Настилы переходных мостиков и площадки должны быть выполнены из материалов, не допускающих скольжение.

В галереях с углом наклона более 7 0 на полу должны укладываться трапы с планками, прикрепленными через 0,4-0,5м и устанавливаться металлические поручни вдоль става конвейера.

3.Требования охраны труда во время работы

3.1. Машинист конвейера обязан быть внимательным при выполнении работы, следить за личной безопасностью и безопасностью товарищей по работе.

3.2. Машинист конвейера в течение смены должен быть в исправной спецодежде и спецобуви, соответствующей условиям работы.

3.3. Машинист конвейера должен бережно относиться с инструментом.

3.4.. Машинист конвейера должен знать технологическую схему, относящуюся к обслуживаемому участку.

3.5. Выключение ленточных конвейеров «под нагрузкой» допускается только в аварийной ситуации, при необходимости предотвратить аварию или несчастный случай, при заштыбовки конвейера.

3.6. Машинист конвейера не должен оставлять рабочее место и допускать к обслуживаемым машинам и установкам посторонних лиц без разрешения начальника смены или оператора.

3.7. При пуске конвейера с рабочего места, машинист обязан получить разрешение оператора, убедиться, что на них не ведутся работы, подать предупредительный сигнал и только после этого производить запуск.

3.8. Машинист конвейера обязан:

3.9.1. Знать и выполнять «Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев)», «Инструкции по охране труда».

3.9.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию вверенного ему оборудования, контролировать его работу: следить за равномерной загрузкой материала по ширине ленты конвейера, следить за правильностью хода и натяжением ленты, не допускать пробуксовки приводных барабанов и заштыбовки конвейера, следить за смазкой и нагревом подшипников приводного и натяжного барабанов, электродвигателей и редукторов, не допуская перегрева подшипников.

3.9.3. О всех замечаниях по работе оборудования сообщать лицу надзора или оператору.

3.9.4. Знать значение установленных сигналов.

3.9.5. В процессе работы следить за сигналами, вовремя отвечать на вызов оператора и выполнять все указания сменного инженера и оператора.

3.10. Запрещается эксплуатация конвейеров при:

— трении ленты о неподвижные части роликоопор, галерей и става конвейера,

— неисправных стыках и порывах ленты,

— движении ленты по просыпи угля,

— отсутствие свыше 10% от числа поддерживающих роликов,

— отсутствии сбрасывателя перед натяжным барабаном,

— отсутствии или неисправности защитных приспособлений, блокировочных устройств.

3.11. Во время работы конвейера запрещается:

— ремонтировать, смазывать и очищать приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, ролики и т.п.,

— устранять пробуксовывание ленты,

— переходить через конвейер при отсутствии специальных устройств,

— использовать конвейер для перевозки людей, инструментов и оборудования,

— снимать и ремонтировать ограждения.

— убирать просыпи из-под ленты.

Расштыбовка конвейера производится после отключения его и снятия напряжения с электродвигателя. Пуск конвейера после расштыбовки производится с разрешения лица технического надзора.

4.Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварии машинист конвейера выполняет распоряжения ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.2. На обогатительной фабрике могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

  • Пожар,
  • Взрыв,
  • Отключение электроэнергии,
  • Обрушение строительных конструкций.

Причинами возможного возникновения, которых является: эксплуатация заведомо неисправного оборудования и средств защиты, не соблюдение работниками правил безопасности, инструкций по охране труда при выполнении своих обязанностей, не соблюдение графика проведения пылевзрывозащитных мероприятий.

4.3. При замеченной неисправности оборудования или создания аварийной ситуации машинист конвейера обязан:

  • Немедленно прекратить работу.
  • Сообщить об аварии лицу надзора или оператору.
  • Предупредить работающих рядом работников о возникновении опасности.
  • Принять доступные меры по предотвращению аварии (несчастного случая), если это не угрожает жизни и здоровью работника.

4.4. Оказать первую помощь пострадавшим.

5.Требования охраны труда по окончании работ

5.1. После окончания работы, машинист конвейера обязан сдать рабочее место сменщику в надлежащем состоянии.

5.2. Привести в порядок рабочее место (очистить от грязи и пыли).

5.3. Доложить о выполнении наряда начальнику смены.

5.4. Доложить обо всех неисправностях лицу сменного надзора или оператору, о чём должна свидетельствовать запись в «Журнале приёма и сдачи смены».

6.Ответственность за нарушение требований охраны труда

За нарушение требований охраны труда, изложенных в настоящей инструкции, а также иных нормативных правовых актов, касающихся охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии, работники несут дисциплинарную ответственность (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение), а в особых случаях материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию