Велокомпьютеры: устройство и функции, правила выбора и установки

Велокомпьютеры

Велокомпьютером называется электронное устройство, установленное на велосипеде, которое позволяет измерять скорость движения и пробег. Помимо основных функций, велокомпьютер также может нести в себе несколько дополнительных. Любой такой компьютер состоит из базы, которая прикрепляется к рулю велосипеда, и набора датчиков, которые собирают информацию и отправляют её на базу для обработки.

Соединение велокомпьютера с датчиками может быть как проводным, так и беспроводным.

Функции

Самая первая и основная функция – это измерение скорости движения велосипеда. Такой функцией обладают даже самые простые устройства. Все остальные параметры являются дополнительными и зависят от производителя и модели. Однако в большинстве случаев помимо контроля скоростного режима практически любой велокомпьютер будет также отображать текущее время, заряд батареи и пройденное расстояние. Более дорогие модели могут включать в себя множество разнообразных функций:

  • Отображение средней скорости велосипеда, а также максимальной, которая была когда-либо развита;
  • Общее время в пути;
  • Общий пробег и пробег за определённый период времени;
  • Секундомер;
  • Пульс велосипедиста;
  • Температура окружающей среды и влажность воздуха;
  • Частота вращения педалей (каденс).

Существует ещё большое количество других функций, которые присущи тем или иным велокомпьютерам. К тому же, с каждой моделью новых полезных параметров становится всё больше и больше.

Настройка

Для того чтобы велокомпьютер правильно посчитал все данные, необходимо его правильно настроить. Для этого очень важно точно указать размер колеса, а именно ‒ длину его окружности. Это необходимо для того, чтобы устройство считало точное количество оборотов.

Как правило, таблица, содержащая длины окружности колёс, указывается в инструкции к устройству. Если таковой нет в наличии, то можно воспользоваться специальной таблицей с расчётами, приведённой ниже.

При желании можно определить окружность шины, измерив ее при помощи рулетки или других подручных средств.

Установка

Первым делом перед установкой необходимо определиться с местом, где прибор он будет находиться. Лучше всего расположить его рядом с рукояткой, желательно вплотную к ней. Подобное местоположение считается максимально удобным и приемлемым, так как позволяет пользоваться устройством, не отрывая рук от управления велосипедом.

Установить сам велокомпьютер не является довольно сложной задачей. Этот процесс не требует использования каких-либо дополнительных инструментов. А большинство из устройств в инструкции имеют пошаговое руководство, рассказывающее, как и где необходимо устанавливать все датчики и провода, если такие имеются.

Как выбрать?

При выборе велокомпьютера прежде всего следует обратить внимание на его функции. По большей части цена устройства зависит от того, как много в нём возможностей и какова его комплектация.

Существует большое количество вариаций от простых моделей с монохромным экраном до тех, что обладают большим цветным жидкокристаллическим для того, чтобы на них можно было отслеживать маршрут по GPS. Всё это зависит в большей степени от личных предпочтений и необходимости веловладельца.

Выбирая устройство, следует обратить внимание на такие параметры, как время разрядки аккумулятора, встроенная подсветка экрана, если дисплей всё-таки монохромный, и размер экрана. Также стоит внимательно изучить способ крепления велокомпьютера и его датчиков на велосипед.

  • Обратите внимание на то, что устройство обязательно должно быть влагонепроницаемым.

Как выбрать и установить велокомпьютер

Что представляет из себя велокомпьютер

Такое понятие, как велокомпьютер, появилось с развитием электроники. Изначально для измерения расстояния использовался счётчик, а для измерения скорости механический спидометр.

Изобретение велокомпьютера позволило уйти от нагромождения неудобных устройств. Мало того, что он значительно более функционален, чем предыдущие устройства, он очень лёгкий, обладает малыми габаритами, легко снимается и практически независим от погоды. Можно спокойно кататься и без него, но когда вы его установите и покатаетесь, в дальнейшем будет сложно удержаться от его использования. Помимо просто полезной и нужно информации, велокомпьютер даёт вам возможность удивлять “невелосипедных” друзей пройденным расстоянием и максмальной скоростью.

Чем отличаются велокомпьютеры. Преимущества и недостатки каждого

Велокомпьютеры отличаются по способу передачи/приёма данных.

Проводной велокомпьютер

Наиболее распространён, благодаря невысокой стоимости и достаточной надёжности. Принцип действия простой: к спице крепится магнит, к вилке крепится датчик, который считывает количество оборотов колеса, по проводу информация передаётся на монитор, который устанавливается на площадку с контактами, прикреплённую на руль. Важно задать правильный размер колеса. Здесь тоже есть отличие.

1. На самых недорогих велокомпьютерах можно выбрать только диаметр колеса, что даёт довольно большую погрешность, ведь диаметр колеса может быть 26 дюймов, а покрышка от слика шириной 1.25 дюйма до зубастой шириной 2.4.

2. Более точная информация получается там, где в значение размера колеса вводится длина окружности. На многих велокомпьютерах в инструкции есть табличка с примерной длиной окружности, соответствующей определённому диаметру и ширине покрышки. Однако самые точные показания получатся, если вы сами измерите длину окружности колеса.

1) Невысокая цена.

2) Независимость от помех других устройств.

3) Мгновенное приведение в действие после начала движения.

4) Заряд батарейки может не иссякать больше года.

Основной минус – наличие провода

1) Легко порвать, за что-нибудь зацепившись или упав.

2) При наличии датчика каденса придётся тянуть через всю раму.

3) Неэстетичный внешний вид.

Беспроводной велокомпьютер

Отличается от упомянутого выше отсутствием провода. Передача данных осуществляется с помощью кодированного сигнала. Настраивается также, как проводной, может иметь такие же функции.

1) Нет проблем с проводами, потому что нет проводов.

2) Эстетичный внешний вид.

3) Кодированный сигнал, позволяющий не пересекаться с другими велокомпьютерами.

1) Для каждого датчика нужна отдельная батарейка.

2) Ресурс батарейки значительно уменьшается.

3) Использование очень яркой фары с отдельным аккумулятором создаёт помехи, прерывающие сигнал. Тот же эффект может произойти при проезде под линиями высоковольтной электропередачи.

GPS-велокомпьютер

«Продвинутый» вариант. Может считывать скорость как с датчиков, так и от сигнала GPS. Если предполагается использование велосипеда дома на станке, то необходимо будет обзавестись датчиками скорости, каденса. Датчик скорости не помешает и при катании, когда нет времени ждать соединения со спутником, т. к. время соединения может колебаться в больших пределах. Велокомпьютер с функцией GPS даёт вам возможность загрузки треков маршрутов (на продвинутых моделях и карт местности), по которым планируется катание/тренировка/поход. Функционал таких устройств настолько большой, что требует определённого программного обеспечения. Помимо набора функций самого продвинутого проводного велокомпьютера, могут быть функции температуры воздуха, наклона подъёмов/спусков в процентах, высоты над уровнем моря, набранной/сброшенной высоты, прорисовки профиля пройденной дистанции и т. д. Некоторые устройства имеют возможность считывания пульса.

1) Потрясающий функционал.

2) Возможность подключения к ПК с подробным анализом данных о поездке.

3) Возможность делиться с друзьями своими треками и информацией о тренировках в социальных сетях и специальных программах (например, Strava).

4) При выходе новых обновлений возможность улучшить существующее программное обеспечение, убрать возможные ошибки и устранить недоработки.

5) Возможность передачи данных с измерителя мощности.

6) Ипользование встроенных аккумуляторов с зарядкой от USB.

7) Как правило, информативный дисплей, на который можно вывести большинство необходимых функций разом.

8) Возможность спрятать в карман при неблагоприятных погодных условиях с продолжением записи тренировки.

1) Малое время работы. Сигнал GPS, экран, датчики активно съедают заряд.

2) Потеря GPS-сигнала в лесах среди высоких деревьев либо необъективные скорость и расстояние.

3) Относительно большие размеры.

4) Крайне высокая стоимость.

3. Установка велокомпьютера на велосипед

– прикрепляем столик, на котором будет держаться монитор велокомпьютера, на руль/вынос с помощью двустороннего скотча и нейлоновых стяжек;

– при наличии провода прокладываем его вокруг оплётки/гидролинии переднего тормоза, закрепляем нейлоновой стяжкой или резинкой на «горилле» вилки, а сам датчик закрепляем справа на вилке так, чтобы расстояние до магнита на спице не превышало 5 мм;

– при отсутствии провода прикрепляем датчик скорости либо на вилку, либо на заднее перо с помощью нейлоновых стяжек;

прикрепляем магнит на спицу на расстоянии не более 5 мм;

– при наличии датчика каденса прикрепляем магнит на шатун с помощью стяжек и двустороннего скотча или в стальную ось педали, а сам датчик крепим при помощи тех же средств на нижнее перо (бывают сопряжённые датчики скорость + каденс, которые также крепятся на заднее перо);

При установке велокомпьютера с проводом не пускайте провод в натяг, особенно если у вас амортизационная вилка, пусть он будет хотя бы чуть-чуть свободен. Важно это ещё и для того, чтобы руль поворачивался свободно в обе стороны и не рвал провод.

4. Способы настройки велокомпьютера

Основные настройки велокомпьютера заключается в установке часов и в введении размера колеса для максимально точных показаний. И если время вы можете узнать у любого прохожего, то информацию по длине окружности вашего колеса вряд ли кто-то вам даст, а от неё, между прочим, зависит точность всех параметров. Есть 3 простых способа измерения длины окружности колеса вручную.

– берём швейный сантиметр с возможностью измерять значения более двух метров, прикладываем его к покрышке и смотрим значение (в велокомпьютер записывается значение в миллиметрах);

– при отсутствии швейного сантиметра берём верёвочку, прикладываем на один оборот к покрышке, делаем на верёвочке отметку, измеряем получившееся расстояние;

– делаем отметку на колесе штрихом или тонкой нитью, прокатываем его на полный оборот по ровной поверхности, измеряем получившееся расстояние.

Для чистоты эксперимента и большей точности лучше повторить действия 3 раза и среднее значение ввести в велокомпьютер.

Кстати, чтобы открыть место, куда нужно внести измеренное расстояние, на любом велокомпьютере достаточно зажать и подержать одну из кнопок. Какую именно – показано в инструкции к вашему устройству, ведь они все такие разные.

5. Самые распространённые сокращения на дисплеях велокомпьютеров

Основные сокращения (при сбросе значений обнуляется всё, кроме последних двух)

Читайте также:  Обзор велосипедов Kross

– SPD (speed) – скорость движения;

– DST/Trip distance – пройденное расстояние;

– Avg speed/AS (average speed) – средняя скорость;

– Trip time/Exercise time – время в пути/время тренировки;

– Max/Max speed – максимальная скорость;

– ODO – одометр (пройденное расстояние с момента установки велокомпьютера на велосипед);

– Full time – время в пути с момента установки велокомпьютера.

Велокомпьютеры: устройство и функции, правила выбора и установки

О велокомпьютерах краем уха слышали все, но до конца представляют себе, что это такое не многие. В техническом смысле велокомпьютер – это небольшое электронное устройство, которое крепится к рулю вашего велосипеда и соединено с педалями велосипеда. Функциональные особенности велосипедного компьютера могут быть разные. Компьютер может автоматически указать скорость, с которой вы едите, может считать километраж, а может и вычислить, сколько пользы для физической формы вы извлекли из своей езды на велосипеде.

Совмещение всех этих функций в велокомпьютере, конечно же, упирается в цену. Такая примочка для вашего велосипеда в среднем будет стоить от 20 до 100 долларов, и количество действий выполняемых компьютером будет пропорционально его цене.

Так вот, для покупки велокомпьютера вам, прежде всего, нужно определиться с теми функциями, которые вам будут действительно необходимы. Что вы хотите? Простой спидометр и одометр (измеритель пути) или персонального тренера, который будет следить за вашим сердцебиением и измерять высоту, на которую вас угораздило забраться. Что касается высоты, то для горных велосипедов это очень актуально. Если вам нужен компьютер-тренер, такой как на велотренажере, то будет необходимо поместить один из датчиков в заднее колесо.

Изучите ассортимент велосипедных компьютеров хорошо. Если вы катаетесь активно, рекомендуем брать наиболее компактную модель и непритязательную, которая не будет создавать никаких помех в дороге, выдавая только нужные вам сведения и ничего лишнего.

Вообще, фитнес-тренеры и заядлые велосипедисты советуют не жалеть денег на велокомпьютер. Компьютер отлично усиливает мотивацию велосипедиста. Благодаря его измерениям можно эффективно улучшить показатели по средней скорости. Но также не надо забывать, что и велокомпьютер отчасти воспринимается как игрушка. И возможно вы не застрахованы от этого заблуждения. Вы сделаете покупку, но она может надоесть, когда вы испробуете все ее возможности.

Велосипедный компьютер теперь – не просто спидометр велосипеда, позволяющий измерять только скоростные характеристики. Велокомпьютер сегодня — это полноценная панель измерительных приборов — только в миниатюре. Кроме основных задач — отображать скоростные параметры движения (среднюю, максимальную и текущую скорости, отклонение от средней скорости), временные параметры движения (время в пути, секундомер и счетчик реального времени, пройденный путь), параметры расстояния (общий пробег, пробег за день), в различных моделях реализованы и вспомогательные функции — измерение температуры, влажности воздуха, функции барометра и альтиметра, пульсометр, функции анализа данных через пере­дачу данных в персональный компьютер. Количество функций велокомпьютера с каждым годом растёт. Современные велокомпьютеры становятся все более интеллектуальными и многофонкциональными.

Немаловажный момент, которому следует уделить внимание при выборе велокомпьютера — это пользовательский интерфейс, который должен сочетать в себе удобочитаемый дисплей с максимумом полезной информации на одной странице, но при этом главный параметр на дисплее (например скорость) должен быть четко и крупно виден даже при «мимолетном» взгляде.

Беспроводной каденсный датчик

Счётчик оборотов педалей — немаловажная опция современных велокомпьютеров. При каждом проходе шатуна с прикреплённым к нему магнитом считывающий датчик, который крепится обычно на свингарм или нижние перья рамы, передаёт сигнал на компьютер. В дальнейшем можно вывести показатели скорости/количества оборотов, максимальный/минимальный педаляж — функции, очень важные при тренировке и гонке.

Все современные велокомпьютеры можно разделить на беспроводные и проводные. У проводных от датчиков, которые крепятся на колесе и шатунах (если компьютер измеряет каденс) будет идти провод на руль непосредственно к велокомпьютеру, а у беспроводных моделей провода отсутствуют — передача данных осуществляется радиосигналом через эфир. Многим, кто использовал беспроводные компьютеры известно, что в городе через эфир попадает много лишних сигналов и ваш велокомпьютер их обрабатывает, распознавая как свои, после чего вы замечаете, что максимальная скорость за прошедший день достигала 200 км/час. Такие проблемы принципиально не возникают при использовании в беспроводных велокомпьютерах цифровой формат сигнала для передачи информации.

Выбирая компьютер обратите внимание и на то, насколько удобно и каким способом будут крепиться датчики и сам компью­тер. Здесь будет важно, чтобы они крепились надежно и во время езды вам не пришлось беспокоиться о том, что датчик вдруг от тряски съедет со спицы на несколько миллиметров вниз и велокомпьютер перестанет обрабатывать данные. Сам велосипедный компьютер порою приходится снимать с руля — поэтому посмотрите удобно ли его крепление и рассчитано ли оно на многократное защёлкивание.

Как выбрать и подключить велокомпьютер?

10 минут Автор: Михаил Скворцов 86

Современный байк – сложное техническое устройство, но многие данные, нужные велосипедисту, без велокомпьютера недоступны. Если речь идет о поездке дачника за хлебом, то можно обойтись и без них. А велотуристу, спортсмену подобное устройство более чем необходимо.

Что такое велокомпьютер

Велокомпьютер – электронное устройство с автономным питанием, отображающее на экране (дисплее) показатели движения велосипеда, состояние организма велосипедиста, местонахождение велосипеда в пространстве и другие.

Немного истории

Всем, кто передвигается на местности, независимо от типа транспортного средства, желательно знать хотя бы, сколько пути пройдено. Конечно, в автомобиле есть счетчик пройденного пути. Пешеход знает длину своего шага. А велосипедиста долгое время выручали карта местности и наручные часы. Затем где-то в 80-е годы появился велосчетчик. Он крепился к оси на переднее колесо, а на спицы крепилась лапка. Она при движении «цепляла» за счетчик. В итоге прибор считал только пройденный путь.

Какие бывают велосипедные компьютеры?

Классификаций существует множество. Разберем те, которые могут помочь в выборе.

  1. По типу передачи сигнала.
  2. По наборам функций.

По типу передачи сигнала велокомпьютеры бывают проводные и беспроводные.

Проводной компьютер для велосипеда имеет считывающий датчик, он крепится (как и беспроводной). На спицу колеса (переднего) устанавливается магнит, на вилку закрепляется геркон, прямо напротив магнита. От геркона до компьютера проходит провод. Когда колесо начинает вращаться, геркон получает импульсы от магнита, на которые реагирует: один оборот колеса – один сигнал. На основании частоты этих импульсов и длины окружности колеса компьютер по введенным в память формулам и рассчитывает производные показатели.

У беспроводных компьютеров функцию провода выполняет радиочастотный сигнал.

Какие плюсы и минусы существуют у проводных и беспроводных модификаций?

Достоинствами беспроводных устройств (и недостатками проводных, соответственно) является:

  • отсутствие провода, который может быть поврежден ветками, камнями, при падении, при экстремальном вождении;
  • возможность снять устройство с руля, например, при дожде, положить в карман или рюкзак, не прерывая измерений;
  • не ухудшается эстетический вид велосипеда за счет обмотанного провода вокруг вилки.

Достоинствами проводных компьютеров (и, соответственно, недостатками беспроводных) будут:

  • более низкая стоимость;
  • более долгий срок жизни элемента питания (около года – для проводных и вдвое меньше – для лишенных провода моделей);
  • всегда передача точных показателей (в мегаполисах и вдоль линий ЛЭП много радиопомех, которые могут искажать полезный сигнал вплоть до белого шума);
  • датчик на пере вилки не требует элемента питания.

Беспроводные устройства могут крепиться на браслете или на запястье в виде обычных часов, но это не совсем удобно вследствие того, что приходится снимать руку с руля и отвлекаться.

Классификация девайсов по наборам функций

Для удобства можно разделить все велосипедные цифровые устройства на три группы. К первой относятся «базовые» устройства для начинающих, ко второй – более продвинутые устройства, и к третьей – самые «навороченные». Проведем обзор характерных представителей этих групп.

1. К первой группе относятся недорогие устройства, в пределах 500-1500 руб., способные показывать только самые основные функции, которые можно вывести из длины окружности колеса, скорости его вращения и анализа отрезков времени. Это:

  • скорость, текущая и максимальная, за все время;
  • время поездки;
  • протяженность пути;
  • одометр (общий путь, пройденный с момента установки девайса);
  • часы.

По большому счету, это наиболее оптимальный базовый набор для 70% всех велосипедистов.

Примером такого устройства является велосипедный компьютер «Ventura X»

Это устройство годится на велосипеды с любой окружностью колеса. Погрешность составляет не более 1%, существует режим сна. Во время длительного простоя он отключается. Может показывать данные как в милях, так и в километрах. Имеется возможность работать в режиме «сканера», то есть поочередного показа всех параметров по 6 секунд. Корпус водонепроницаемый. Стоимость около 800 рублей. Производитель китайский, но так как фабричные модели приличны, можно их рекомендовать.

2. К средней группе относятся более продвинутые модели, к которым предъявляются повышенные требования.

  • Важной является функция расчета средней скорости на заданном участке пути. Это оказывается полезным при расчете времени походов, при анализе сравнения скоростей на тренировках.
  • Возможно наличие счетчика оставшихся километров (это помогает при прохождении маршрута по диким местам, без километровых столбов).
  • Память, не зависящая от смены батареек (энергонезависимая). Не приходится «вбивать» заново показатели одометра.
  • Возможна опция работы в независимых режимах считывания и памяти. Например, такой девайс можно использовать на двух велосипедах, при этом он «помнит» все показатели для каждого, даже при разных диаметрах колес. Это полезно, если существуют несколько типов велосипедов у одного владельца, например, маунтинбайк и дорожный велосипед.

Примером этой группы является популярный беспроводной велокомпьютер Sigma 1609 STS.

Его стоимость составляет в среднем 2500 рублей, и у него существуют все перечисленные функции.

Читайте также:  Крылья для фэтбайка: какими бывают, как выбрать и установить?

Кроме того, он обладает следующими удобными опциями:

  • велокомпьютер с подсветкой, что позволяет пользоваться в темное время суток;
  • показателем степени разряда батареи, что очень удобно;
  • это велокомпьютер с пульсометром, оснащен считывателем пульса;
  • с помощью USB – кабеля совмещен с ПК для анализа показателей;
  • распознавателем стартафиниша автоматически;
  • распознавателем второго байка;
  • термометром.

Кроме того, у велокомпьютера есть важная для спортсмена функция управления каденсом, или частотой вращения педалей.

3. Велокомпьютеры этой «элитной» группы – настоящие «мозги», которые вычисляют почти все, что угодно. К показателям добавляются многочисленные производные. Например, при введенной массе тела прибор может показать количество «сгоревших калорий» на пройденном участке пути или сколько нужно еще проехать, чтобы «сжечь» 300 кКал по плану тренировок, с учетом частоты сердечных сокращений. Кроме того, существует встроенная система GPS, которая позволяет использовать компьютер вместо карты.

Ярким представителем такого высокопрофессионального устройства является Sigma ROX 10.0.

Его стоимость сравнима со стоимостью велосипеда – около 23 тысяч рублей. Можно с уверенностью сказать, что это полноценный спортивный врач, метеостанция и навигатор «в одном лице», пожалуй, лучший из подобных устройств. Кроме всех перечисленных функций, он позволяет:

  • заранее спланировать тренировку с показателями времени, пульса, активности, подъема-спуска, управления каденсом и загрузить трек из ПК в девайс. Таким образом, устройство будет «вести» вашу тренировку;
  • провести анализ пройденной тренировки, загрузив показатели из велокомпьютера в ПК;
  • показывать текущую высоту над уровнем моря (и расчет частоты дыхания в зависимости от нее);
  • демонстрировать показатели крутизны подъема и спуска в %;
  • запоминать вертикальный профиль трассы (совместно с GPS-навигатором);
  • располагать несколькими вариантами оценки потраченной и планируемой к затратам энергии (в калориях, ваттах, джоулях), как текущей, так и максимальной.

Как видно, выбор более чем широкий.

Для того чтобы хорошо ориентироваться в международных сокращениях, принятых в велокомпьютерах, нужно их знать.

Аббревиатуры и основные понятия, появляющиеся на дисплее велокомпьютера:

  • SPD – скорость в данный момент времени (текущая);
  • DST – расстояние, пройденное байком после того, как произведен сброс счетчика;
  • RT – время, затраченное в поездке после сброса;
  • AS – (average speed) средняя скорость;
  • MAX – максимальная достигнутая скорость за всю историю измерений;
  • TRT – полное время движения велосипеда за всю историю измерений;
  • ODO – полная длина пройденного пути (пробег) с момента установки счетчика.

Общие требования к любому велосипедному компьютеру

Несмотря на обилие функций, можно четко сформулировать требования, чтобы легко выбрать прибор из любой ценовой категории. Вот они:

  • удобный дисплей, с которого легко читать показания во время езды;
  • непромокаемость (езда в дождь и туман не должна испортить компьютер);
  • ударопрочность и вибростойкость;
  • хорошее и надежное крепление геркона, магнита.

Что продается в комплекте с велокомпьютером

Вместе с цифровым устройством (компьютером) обычно поставляются:

  • площадка для закрепления;
  • магнит, ставящийся на спицу;
  • геркон (магнитный замыкатель контактов, устанавливается напротив спицы);
  • провод;
  • вспомогательные хомуты.

В комплекте обязательно находится руководство, гарантийный талон, может быть запасной элемент питания.

Как установить компьютер на велосипед и провести его настройку

Последовательность действий при установке компьютера на велосипед должна быть такова:

  • Сначала следует поставить площадку для компьютера на руль или на вынос и установить в ней компьютер;
  • Затем закрепляем датчик на пере вилки максимально прочно, с помощью хомутов. Считывающая головка геркона должна смотреть точно на спицы, без поворотов;
  • Потом привинчиваем магнит на спицу, как можно крепче, чтобы не потерять его. Магнит должен смотреть на геркон. Расстояние между ними следует выбрать наименее возможное, в любом случае, не более 2-3 мм.
  • После этого нужно прочно обмотать провод вокруг вилки и подключить его к компьютеру. При этом нужно убедиться, что поворот руля возможен даже в крайних положениях.

После установки необходима калибровка, или настройка, устройства. В зависимости от существующих размеров колес и длин окружностей, в компьютер «зашиты» разные формулы, поэтому нужно измерить длину окружности и установить соответствующий размер. Таблица размеров и маркировок покрышек приведена ниже.

Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы установить велокомпьютер на свой байк. Дерзайте, неизведанные маршруты и спортивные рекорды ждут вас!

Все про велокомпьютеры

Велокомпьютер — электронное устройство, которое используется для измерения скорости и пробега велосипеда, а также дополнительных параметров, таких как средняя скорость, время в пути, максимальная скорость, пульс, передача (на многоскоростных велосипедах), текущее время, температура, давление, каденс и многих других функций.

Как работает велокомпьютер

Принцип работы прост — на ногу вилки прикрепляется датчик — геркон, а на спицу магнит. Каждый раз, когда при движении колеса магнит проходит мимо датчика, компьютер фиксирует один оборот.

Таким образом, если длина окружности колеса известна, то вычислить скорость и расстояние не составит проблем. Более продвинутые модели могут измерять скорость при помощи встроенного GPS датчика, но об этом дальше.

Как устроен велокомпьютер:

  • Основной блок. Выглядит как электронные часы, крепящиеся на руль, работает от батарейки;
  • Датчик колеса. Датчиком служит геркон или датчик Холла, закреплённый на вилке и возбуждаемый магнитом, установленным на спице колеса;
  • Датчик каденса. Дополнительное устройство, которое крепится к раме, а магнит ставится на шатун.
  • Провод для передачи данных (в проводных моделях).

Виды велосипедных компьютеров

Классификаций существует много. Рассмотрим те, которые могут помочь в выборе:

  1. По типу передачи сигнала.
  2. По наборам функций.

Велокомпьютеры делятся на следующие типы:

  • Проводные
  • Беспроводные
  • Оснащенные GPS датчиком

Проводные велокомпьютеры — хороши ли?

Датчик у такого компьютера крепится на ногу вилки, от этого датчика идет проводок к дисплею, установленному на руле, так и передаются все данные.

Проводной велокомпьютер с датчиком каденса

  • Дешевле, чем беспроводные;
  • Медленнее разряжаются батарейки;
  • В датчик на вилке батарейка не нужна;
  • Максимально точные данные (радиопомехи не страшны).
  • Провод, который немного портит внешний вид велосипеда и его можно случайно порвать;
  • Нельзя снять и положить в карман во время езды.

Беспроводные велокомпьютеры

Беспроводной комплект практически идентичен проводному, за исключением наличия провода и формы датчика. Датчик немного больше по размеру, а данные передаются с помощью радиоволн.

  • Отсутствует провод;
  • Можно снять и положить в карман при плохой погоде, данные будут передаваться;
  • Внешне выглядит очень стильно (сказывается отсутствие провода).
  • Стоит дороже проводных;
  • Чаще нужно менять батарейки;
  • Батарейка нужна как в дисплей, так и в датчик на вилке.

Велокомпьютеры с GPS датчиком

Такой компьютер немного больше по размеру. Крепится на руль, никаких сторонних датчиков или магнитов не требуется. Все данные записываются за счет отслеживания вашего движения по GPS.

Велокомпьютер с GPS датчиком

  • Всего 1 устройство, никаких датчиков;
  • Можно скачать маршрут передвижения на компьютер;
  • Синхронизируется с приложениями для мониторинга тренировок;
  • Не нуждается в настройке под размер колеса;
  • Можно быстро переставить с одного велосипеда на другой.
  • Цена. Такие модели намного дороже обычных;
  • Батарейки хватает не надолго, но зачастую можно зарядить по USB.

Какие функции есть у велокомпьютера

Количество функций будет зависеть напрямую от того, за какую цену продается велокомпьютер. Условно можно выделить 3 группы.

К первой группе относятся спидометры, которые показывают только базовую информацию, а именно:

  • скорость, текущая и максимальная, за все время;
  • время поездки;
  • протяженность пути;
  • одометр (общий путь, пройденный с момента установки девайса);
  • часы.

Такой информации достаточно для большинства велосипедистов. Благодаря настройке диаметра колеса подходит на любой велосипед.

Ко второй группе добавим следующие преимущества:

  • Расчет средней скорости на заданном участке пути;
  • Счетчик оставшихся километров;
  • Память, не зависящая от смены (не сбрасывает километры, которые вы накатали);
  • Можно настроить под несколько разных велосипедов одновременно;
  • Подсветка дисплея;
  • Процент заряда батареи отображен на экране;
  • Поддерживает синхронизацию с пульсометром и датчиком каденса;
  • Встроенный термометр.

Самое важное из списка выше — это синхронизация с датчиком каденса и пульсометром. Это особенно актуально, если вы нацелены на эффективные тренировки.

К третьей группе относятся самые умные спидометры на велосипед. Сюда можно добавить:

  • Расчет потраченных калорий;
  • GPS датчик;
  • Возможность задать карту маршрута и выводить её на дисплей;
  • Загрузка преодоленного маршрута на компьютер с дальнейшим импортом в Strava или подобный сервис;
  • Выводит высоту над уровнем моря;
  • Выводит показатель % уклона или спуска.

Сокращения на велокомпьютере

  • Все показатели на экране обычно пишутся в сокращенном виде, вот самые популярные из них:
    SPD – скорость в данный момент времени (текущая);
  • DST – расстояние, пройденное байком после того, как произведен сброс счетчика;
  • RT – время, затраченное в поездке после сброса;
  • AVS – (average speed) средняя скорость;
  • MAX – максимальная достигнутая скорость за всю историю измерений;
  • TRT – полное время движения велосипеда за всю историю измерений;
  • ODO – полная длина пройденного пути (пробег) с момента установки счетчика.

Сокращений может быть намного больше, полный перечень пишется в инструкции к вашему велокомпьютеру.

Как выбрать велокомпьютер

Если информации выше недостаточно для принятия решения о покупке, то вот еще несколько советов:

  1. Выбирайте с хорошим дисплеем. Информация должна читаться легко как под солнцем, так и в тени.
  2. Непромокаемый корпус. Не придется снимать с руля во время дождя.
  3. Ударопрочность.
  4. Надежные крепления датчика и магнита. Вы же не хотите растерять детальки?
  5. Не поскупитесь на выбор более ли менее известного бренда.

На первое время можно взять бюджетный вариант неизвестного китайского бренда, а позже выбрать что-то более известное и надежное.

Таблица настройки велокомпьютера

Вот таблица, по которой можно настроить велокомпьютер по диаметру колеса, в том числе найнера 29 дюймов. Но учтите, что данные вашей модели могут быть другими, поэтому пользуйтесь инструкцией, которая поставляется в комплекте к велокомпьютеру.

Таблица настройки велокомпьютера под колесо

Читайте также:  Обзор велосипедов Pulse

Велокомпьютеры: выбор, монтаж, настройка

Велокомпьютеры: выбор, монтаж, настройка

Первые велокомпьютеры в нашей стране появились лет 15 назад. Цены на них были высокие, а сами устройства не слишком функциональными. Поначалу они получили славу дорогих игрушек, но достаточно быстро к ним перестали относиться как к чему-то из ряда вон выходящему. Сегодня компьютер на руле велосипеда не выглядит инородно.

Зачем

Существует, как минимум, три причины купить велокомпьютер.

Во-первых, он удовлетворяет естественное любопытство любого велосипедиста: каков пробег за поездку, какова средняя скорость, какую максималку удалось «выжать» вон на той горке, сколько накатано за сезон и так далее. Никакой практичной пользы от такой информации нет, но обладать ею хочется всем.

Во-вторых, с велокомпьютером ездить куда интереснее, чем без него. Кручение педалей – скучное, монотонное занятие, особенно если окружающий пейзаж уже примелькался. Наблюдением за показаниями компьютера можно развлечь себя в дороге.

В-третьих, велокомпьютер хороший инструмент контроля за нагрузкой на организм. Он незаменим для тех, кто использует велопрогулки для поддержания здоровья. Дорогие модели велокомпьютеров позволяют и посчитать потраченные калории, и следить за пульсом, и давать рекомендации по скорости.

Функции

Сегодня велокомпьютеры – это довольно обширный класс устройств: от примитивных, которые могут показывать только 4 параметра, до профессиональных, которые позиционируются чуть ли не как персональные велотренеры. Естественно, цена велокомпьютера увеличивается прямо пропорционально функциональности, и если самый простой комп можно купить за 300-400 рублей, то навороченные модели обойдутся в 3-4 тысячи. Чтобы не переплачивать, нужно изначально определить, какие функции должны быть в велокомпьютере.

Самые простые устройства имеют четыре функции: общий пробег, суточный пробег (обнуляемая величина), текущая скорость и часы. В принципе уже этого достаточно, чтобы вести нехитрые измерения. Если компьютер для вас развлечение в дороге, то подойдет даже такая модель.

Чем больше функций, тем выше цена

В чуть более продвинутых устройствах появляются секундомер, функции подсчета средней скорости и отображения максимальной скорости, возможность делить дистанцию на участки и задавать параметры для каждого из них. Лучше становится и юзабилити таких велокомпов: дисплей имеет подсветку, отображение данных производится на нескольких языках, есть индикатор батареи. В гаджет может быть встроен датчик, который показывает температуру и влажность воздуха. Такой набор параметров удовлетворит даже самых любопытных.

Отдельная функция – встроенная память. Несмотря на кажущуюся простоту, она в дешевых устройствах не встречается, а появляется только в среднем ценовом диапазоне. В зависимости от модели велокомпы могут запоминать поездки, суммировать расстояния по заданной схеме, поддерживать запись данных для нескольких велосипедистов или нескольких велосипедов. Многие модели имеют встроенный элемент питания, который сохранит данные в памяти, когда сядет основная батарейка.

Топовые велокомпьютеры отличаются не только продвинутой памятью, но и очень серьезным функционалом. Такие устройства могут информировать о достижении каких-либо введенных велосипедистом параметров: превышении заданного пробега и времени в пути или отставании от графика средней скорости. Существенно расширяют возможности топовых велокомпьютеров дополнительные датчики.

Альтиметр определяет уровень высоты, на которой находится велосипедист, а также вычисляет кучу параметров, связанных с ним: перепад высот за поездку, день или время эксплуатации, максимальную высоту, отношение текущей высоты к средней и так далее.

Кардиомонитор следит за пульсом: выводит текущее значение, предупреждает, когда текущее значение превышает максимальное (его вводит сам велосипедист перед поездкой), подсчитывает средний пульс за поездку, день или время эксплуатации, дает рекомендации о скорости движения.

Датчик каденса определяет частоту вращения педалей, это аналог автомобильного тахометра. Частота «педалирования» – весьма полезная информация. Считается, что оптимальнее всего крутить педали со скоростью 80-110 оборотов в минуту. Если это делать чаще, то велосипедист быстро устает, если реже, то возрастает нагрузка на суставы и мышцы. Для подсчета каденса на шатун педали устанавливается специальный датчик, который передает импульсы в компьютер. Естественно, эта функция актуальна только для велосипедов, на которых можно переключать скорости.

Кроме функциональности на цену устройства влияет и его дизайн. Стильные велокомпьютеры, как не трудно догадаться, стоят дороже, и этот принцип не зависит от функциональности. Нужно ли переплачивать за внешний вид – каждый решает для себя сам.

С проводом и без

Помимо набора функций нужно определиться с типом передачи данных от датчиков к компьютеру. Несмотря на то что их только два – проводной и беспроводной, – выбор сделать не так уж и просто. Оба типа имеют свои плюсы и минусы и примерно равны по удобству пользования, поэтому у каждого есть свои фанаты.

В проводных велокомпьютерах передача данных осуществляется, как не трудно догадаться, проводом. Такие устройства дешевы, им не страшны радиопомехи, кроме того, они существенно меньше потребляют электроэнергии (батарейки хватает на несколько лет). Главный минус в том, что провод можно механически повредить, уронив на него велосипед или зацепив за ветку. Кроме того, проводной велокомпьютер работает только тогда, когда стоит на руле, в карман его убрать нельзя.

Этих недостатков лишены беспроводные модели. Там нет провода, который может повредиться, а компьютеру все равно где работать: хоть на руле, хоть в кармане, хоть на руке велосипедиста (есть и такие варианты). Главный минус подобных устройств – помехи. Сегодня много различных гаджетов пользуются радиоканалами, и при большом их скоплении велокомпьютер может либо вообще не «видеть» свой датчик, либо считывать показания с соседних устройств, показывая нереальные скорость или пробег. Самое неприятное, что с этим невозможно бороться, потому как нельзя предсказать, в каких условиях и рядом с какими устройствами велокомп начнет сбоить. Впрочем, технологии не стоят на месте, и каждое новое поколение велокомпьютеров имеет с передачей данных все меньше и меньше проблем, а устройства, в которых информация «транслируется» в цифровом виде, вообще их лишены. Но такие велокомпьютеры пока редки и стоят очень дорого.

Кроме проблем с передачей можно отметить еще один минус велокомпьютеров этого вида – высокое энергопотребление. Из-за чего пользователям достаточно часто приходится менять батарейки.

Установка

Монтаж велокомпьютера настолько прост, что с ним справится даже человек, который с техникой на «вы» и по имени и отчеству. Нужно выполнить всего три простые операции: прикрепить магнит к спице, установить датчик на вилку велосипеда и разместить компьютер на руле. Из инструментов понадобится только крестовая отвертка.

В зависимости от модели способ крепления может различаться, но обычно магнит и площадка для головного устройства фиксируются болтами, а датчик – хомутом.

В монтаже можно совершить только одну ошибку – слишком далеко расположить друг от друга магнит и датчик. Для того чтобы последний считывал сигналы, магнит должен пролетать от него на расстоянии 2-3 мм. Поэтому для начала нужно выбрать место на вилке, которое удовлетворило бы этому условию. Не важно, в какой части вилки будет стоять датчик, количество оборотов от этого не изменится, поэтому для «поисков» можно использовать всю длину вилки.

Магнит должен «пролетать» на расстоянии 2-3 мм от датчика

Начать лучше всего с крепления датчика. Он «привязывается» к вилке хомутиком. Это быстро и удобно, но может создать проблему. Хомутик одноразовый, и, если вы ошиблись с местом крепления, его придется разрезать и купить другой. Вещь копеечная, но поди ее найди, особенно если не знаешь где. Так что крайне желательно «попасть» с первого раза. Оптимально монтировать вдвоем. Можно, не затягивая, приложить магнит к спице, а датчик к вилке и попробовать покрутить колесо. Если на экранчике компьютера высветились цифры, значит, место выбрано правильно. Датчик для подсчета каденса крепится по аналогичной схеме.

Магнитик устанавливается на спицу и затягивается болтом. Затянуть нужно крепко, чтобы он не сполз от тряски. Площадка для головного устройства на резинке обтягивается вокруг руля и тоже фиксируется болтом. Лучше всего располагать ее ближе к центру руля, так удобнее считывать информацию.

Велокомпьютер лучше всего крепить ближе к центру руля

Если велокомпьютер проводной, то нужно подумать о «безопасности» провода. Обычно в комплекте идут хомуты для его крепления на раме, вилке или тормозном тросике. Но если производитель сэкономил, то можно воспользоваться изолентой или скотчем. Неэстетично, зато надежно.

После установки велокомпьютеру требуется настройка: нужно указать размер колеса. Простые модели позволяют ввести радиус колеса в дюймах, его значение обычно указано на покрышке, но такой способ дает погрешность плюс далеко не все колеса стандартизированы. Чуть более продвинутые устройства имеют возможность ручного ввода параметра в миллиметрах. Кто как измеряет периметр колеса. Кто-то ниткой или портновским сантиметром прямо не колесе, кто-то делает оборот на земле и просчитывает расстояние рулеткой, а самые продвинутые вспоминают из школьного курса геометрии формулу периметра окружности: P = 2 х π х R, где R – радиус колеса, который не трудно измерить, а π – 3,14.

Выводы

Выбрать велокомпьютер не так уж и сложно, особенно если сразу определить, для каких целей он будет использоваться. В принципе можно купить самое простое и дешевое устройство. Скорость и пробег оно покажет, а отсутствие памяти и других вычисляемых величин можно компенсировать калькулятором и тетрадкой. Совсем другой уровень – велокомпьютеры с датчиком каденса и кардиомонитором. Если вы планируете постоянно пользоваться этими функциями, то за них можно и нужно переплатить.

Универсального решения в выборе проводного или беспроводного велокомпьютера нет, но обычно специалисты советуют так. Для поездок по городу, где много потенциальных помех, лучше использовать проводные велокомпьютеры, для бездорожья и езды по лесу, где велик риск порвать провод, а вероятность поймать чужой сигнал стремится к нулю, – модели с радиоканалом.

Ссылка на основную публикацию