Темперамент достоинства недостатки
Холерик. Возможность сосредоточения значительных усилий в узкий промежуток времени . При длительной работе не хватает выдержки.
Сангвиник. Быстрая реакция, повышенная работоспособность в начальный период деятельности. В результате падения интереса снижается работоспособность.
Флегматик. Способен работать долго и упорно. Не может быстро сконцентрироваться.
Меланхолик.Обладает большой выдержкой. Медленно входит в работу.
36. Дайте определение понятиям «характер», «черты характера». Раскройте пути формирования характера.
У каждого человека есть три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности. В. Гюго
Характер– это совокупность свойств личности, проявляющаяся в поведении и поступках. С одной стороны, он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность. Но с определенного момента человек сам начинает чеканить, ковать свой характер. С другой стороны, характер объединяет все поступки, мысли и чувства человека. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Самым важным показателем характера являются поступки и поведение человека. «Человек отражается в своих поступках», – Ф. Шиллер. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков», – Г. Гегель.
Черты характера – индивидуальные, привычные формы поведения, в которых реализуется его отношение к действительности.
Все черты характера можно разделить на основные (ведущие), задающие общую направленность и второстепенные.
Когда ведущей чертой характера является нерешительность, человек, прежде всего, опасается «как бы чего не вышло». Даже попытка помочь другим заканчивается для него внутренними переживаниями и самооправданием. Если ведущая черта – альтруизм, человек не колеблясь, идет на помощь ближнему.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность определенных черт характера и их сочетаний. Ученые выделяют 12 типов акцентуаций характера. Ее классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими.
Формирование характера Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий и целенаправленного воздействия. Решающее значение имеют первые семь-восемь лет, когда закладывается основа характера. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность влиять словами на него, поступками действиями, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные – эгоистичность, черствость, безразличие.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. В этот период формируется отношение к обществу, людям, к самому себе.
Основные пути формирования характера: труд, влияние коллектива, личный пример, самовоспитание, индивидуальный подход.
37. Дайте определение понятиям «способности», «задатки». Классифицируйте виды способностей. Раскройте понятия «одаренность», «мастерство», «талантливость», «гениальность».
Способности– это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.
Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности.
Но способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможность семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развившись. Поэтому принято выделять потенциальные и актуальные способности.
Классифицируя человеческие способности, мы можем выделить следующие виды:
Природные способности – биологически обусловленные в основе своей (восприятие, память, мышление и т. д.). Общие способности (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.). Специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.). Теоретические и практические. Учебные и творческие. Способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностный, предметно-познавательные (иначе их называют социально-обусловленные способности).Способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).
Патологическое снижение способностей называется олигофренией. Различают три основные ее степени: легкая (дебильность), средняя (имбецилъность) и глубокая (идиотия).
Задатки– биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более высокого развития других. Возьмем игру в баскетбол. Существуют определенные задатки, благоприятствующие этому, и самый элементарный из них – высокий рост. На основании этих задатков производится отбор, и люди с этими задатками имеют больший шанс добиться успеха в данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут компенсировать это за счет другого построения деятельности – или за счет развития прыгучести, или за счет развития подвижности и т. д.
Одаренность– общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью.
Талантливость – высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено.
Гениальность – высший уровень развития способностей. Характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Гениальными были ученый М.В. Ломоносов, поэт А.С. Пушкин, физиолог И.П. Павлов, химик Д.И. Менделеев и другие.
38. Дайте определение понятиям «эмоции», «чувства»; в чем их отличие и сходство. Классифицируйте виды эмоций и чувств. Раскройте виды эмоциональных состояний.
Эмоция в переводе с лат. означает «потрясаю, волную». Эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции – простое, непосредственное переживание в данный момент времени. Чувства– более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувства долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции связаны с удовлетворением физиологических потребностей, имеются у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Источники эмоций и чувств: отражаемая в нашем сознании действительность, наши потребности.
Классификация эмоций и чувств
Ситуативные эмоции – радость, страх, волнение, досада. Познавательные эмоции – интерес, удивление. Социального взаимодействия-обида, гнев, жалость, смущение.
Практически всегда мы находимся в каком-либо эмоциональном состоянии. Виды эмоциональных состояний: Настроение – длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Об одном говорят «жизнерадостный человек», другого воспринимают как мрачного, недовольного. Аффект(от латинского слова – волнение, страсть) – эмоциональное состояние, противоположное настроению, бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая личность полностью. Человек теряет самоконтроль, власть над собой. Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта, это стойкое, всеохватывающее чувство, вызывающее стремление к активной деятельности. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель – предмет страсти. Фрустрация (от лат. обман, тщетное ожидание, разрушение планов) – эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от встречи с непреодолимом препятствием на пути человека к значимой цели. В его поведении проявляются гнев, агрессивность либо чувство безысходности, отчаяния, вины. Самое эффективное средство противодействия фрустрации – оптимизм. Стресс (в переводе с лат. – напряжение) – состояние сильного эмоционального напряжения, которое оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Факторы могут быть физиологическими (большие физические нагрузки), и психологическими (возрастные кризисы, страх, информационные перегрузки). Ни одному человеку не удается избежать стресса, так как основная его функция – защитная. Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и к окружающим, с убеждениями и взглядами.
39. Дайте определение понятию «воля». Опишите психологическую структуру волевых действий. Раскройте волевые качества личности.
Воля – осознанное преодоление личностью трудностей при достижении цели. Основные функции воли: регулирование поведения и поступков человека, руководство потребностями, желаниями, мотивами.
Волю считают ядром характера человека. По словам В. Шекспира, «наша личность – это сад, а воля в нем – садовник». Волевой человек может подняться над своими влечениями, инстинктами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать осознанный выбор и действовать, преодолевая преграды, в направление поставленной цели.
Типы темперамента и их характеристика
Психологическая характеристика основных типов темперамента
Понятие темперамента
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
Темперамент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности (Источник: Википедия).
С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).
От темперамента человека зависят
- Оценка и контроль деятельности.
- Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
- Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
- Темп, ритм и ускорение деятельности.
- Дисциплинарные воздействия.
- Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
К типу темперамента человека не относится
- Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
- Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.
Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.
Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.
В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» – слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» – красно-желтая желчь) – порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» – черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Психологическая характеристика типов темперамента – достоинства и недостатки
Тип темперамента ХОЛЕРИК
Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.
Достоинства Холерика:
- Холерический тип темперамента отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
- Подвижный и быстрый.
- С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
- Почти всегда находчив в споре.
- Незлопамятен и необидчив.
- Обладает выразительной мимикой.
- Речь живая, эмоциональная.
- Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
- Неустанно стремится к новому.
- Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
- В критической ситуации проявляет решимость и напор.
- Чувства быстро возникают и ярко проявляются.
Недостатки Холерика:
- Холерик слишком тороплив.
- Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
- Не отличается терпением.
- В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
- Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
- Упрям, зачастую капризен.
- Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
- Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
- Склонен к рискованным поступкам.
- Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
- Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
- Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
- Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
- Нетерпим к промахам и недостаткам других.
- Обидчив.
Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.
Тип темперамента САНГВИНИК
Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.
Достоинства Сангвиника:
- Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
- Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
- Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
- Быстро схватывает все новое и интересное.
- Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
- Свои неудачи и неприятности переживает легко.
- С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
- Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
- За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
- Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
- В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
- Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
- Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
- Быстро просыпается и засыпает.
- Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
- Хороший организатор.
Недостатки Сангвиника:
- Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
- Сангвиники не любят однообразную работу.
- Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
- Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
- Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
- Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
- Неустойчивое настроение.
- Трудно вырабатываются волевые качества.
- Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.
Тип темперамента ФЛЕГМАТИК
Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.
Достоинства Флегматика:
- Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
- Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
- Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
- Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
- Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
- Флегматики малоразговорчивые.
- Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
- Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
- В работе придерживается системности.
- Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
- С легкостью соблюдает режим.
- Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
- Незлопамятный.
- Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
- Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
- Любят порядок и аккуратность во всем.
- Разум у флегматиков преобладает над чувством.
- Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
- Обладает хорошей памятью.
- Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
- Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.
Недостатки Флегматика:
- Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
- Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
- Флегматики скупы на эмоции.
- Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
- Обстоятельны до занудства.
- В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
- С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
- В жизни много стереотипов, шаблонов.
- Ненаходчивы.
Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.
Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК
Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.
Достоинства Меланхолика:
- Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
- Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
- Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
- Хорошо чувствуют других людей.
- При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
- Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
- Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
- В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.
Недостатки Меланхолика:
- Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
- Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
- Свои мысли и переживания держат в себе.
- Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
- Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
- Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
- При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
- В незнакомой обстановке теряется.
- Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
- Долго адаптируется в новом коллективе.
- Имеет маленький круг близких людей.
- У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
- Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
- Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
- Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
- При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
- Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
- Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
- На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
- То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник – для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.
В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.
Интересные статьи:
Темперамент и профессия: влияние темперамента на выбор профессии, рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента, видео, типы темперамента известных людей.
Макияж для глаз: как выглядеть моложе, ошибки макияжа, которые нас старят.
Типы темперамента и их характеристика Видео – особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента
Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента
Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви.
Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.
Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов.
Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб.
Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.
Учение о типах темперамента Павлова И.П.
Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.
Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.
Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.
- Скорость обмена веществ.
- Скорость протекания нервных процессов у человека.
- Сила проявления эмоций.
- Конструктивные особенности строения тела (соматотип).
И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).
И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:
- Сила – индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью.
- Уравновешенность – в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным, легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
- Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе – человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.
И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент – это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.
Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента.
Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.
Сангвинический тип темперамента – сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).
Флегматический тип темперамента – сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).
Холерический тип темперамента – сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).
Меланхолический тип темперамента – слабый, неуравновешенный, малоподвижный («слабый»).
Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.
Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.
Плюсы | Минусы |
Хороший защитник и охранник имущества | Собака может бежать за животным во время прогулки и потеряться |
Отличное здоровье | При дрессировке упрямится |
Уход за собакой необременительный | Высокая стоимость взрослой собаки |
В целом, у тайгана больше достоинств, чем недостатков. При правильном уходе и заботе это будет самый верный домашний любимец.
Где купить и цена
Покупать щенка лучше на родине – в Киргизии. Там продают чистокровных собак. Заводчики могут не всем продать щенка, а только тем, кто хочет сохранить породу. Существует Российский Национальный Клуб Любителей Породы – Тайган. В Москве есть питомник Шегодай, там собаку можно купить около 20 000 руб. В Твери – Тверская легенда» Цена за щенка – 250-300 долларов, за взрослую собаку – 1 300-1 500 долларов. Стоимость обговаривается в индивидуальном порядке.
Таким образом, тайган – удивительная порода собак. Она будет идеальным компаньоном на охоте (особенно на горной местности), а также подойдет активным людям в качестве верного четвероногого друга.
Типы темперамента ребенка
Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.
Темперамент влияет на:
- На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
- На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
- На формирование характера и поведение.
- На поступки людей.
Психологическая характеристика типов темперамента ребенка
В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:
1. холерик;
2. сангвиник;
3. флегматик;
4. меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.
Темперамент и характер ребенка
Тип темперамента ребенка-Холерик
Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.
Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.
Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки.
Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.
Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая.
Холерики хорошо засыпают и просыпаются.
Особенности воспитания холерика
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
У ребенка должны быть трудовые обязанности.
Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
Строго соблюдать режим дня.
Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь!».
Разговаривайте с ребенком о его поведении.
Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Тип темперамента ребенка-Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.
Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые.
Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой.
Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.
Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.
Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.
Особенности воспитания сангвиника
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
Контролируйте его действия и поступки.
Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
Тип темперамента ребенка-Флегматик
Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.
В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.
Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов.
Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.
Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для.
Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.
Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.
Особенности воспитания флегматика
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
Не торопите ребенка.
Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
Хвалите флегматика за скорые действия.
Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
Уважайте его внутренний покой.
Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.
Тип темперамента ребенка-Меланхолик
Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.
В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.
Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.
Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного.
Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.
Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.
Особенности воспитания меланхолика
Придерживайтесь принципа постепенности.
Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.
Взрослым детям помогать действиями и советом.
Развивайте общение ребенка.
Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
Уважайте внутренний мир ребенка.