Тактильная память: характеристика и особенности развития

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
taktilnaya_pamyat.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками — ещё и творческие способности.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти .

Условия работы с тактильной дощечкой

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Перед работой с тактильной дощечкой желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1—2 мин).

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

  • Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте – провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами :

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло) .

нахождение дощечки по описанию , например, я назову качество, а вы назовите материал : шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. « Найди пару»

Цель игры : совершенствовать тактильное восприятие .

Предложить детям рассмотреть дощечки , потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку , колючую дощечку .

На что или кого похожа данная дощечка ?

Cравнить колючую и пушистую дощечки . Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку , до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку ?

Задание 4. “Найди непохожие дощечки »

Цель : Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы .

Предложить детям найти противоположные сочетания : пушистые – гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку . Найди дощечку , похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка ? Какую вещь? Найди самую злую дощечку , самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Учить составлять рассказы с опорой на « тактильные дощечки » и тактильные ощущения , давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка ) под колючей елкой ( дощечка ) . А рядом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка , в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) . В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) . И они все вместе шли гулять по ровной дорожке ( дощечка ) .

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик ( дощечка ) под старым дубом ( дощечка ) .

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка ), в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) .

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) и тогда они все вместе : зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом .

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по « тактильным дощечкам » .

1) Был теплый, солнечный денек ( дощечка ) . Солнышко на небе улыбалось ( дощечка ) . На поляне веселились цыплята ( дощечка ) . Вдруг солнышко нахмурилось ( дощечка ) . Оно увидело что-то нехорошее ( дощечка ) . Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса ( дощечка ) . Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса ( дощечка ) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось ( дощечка ) . А веселые цыплята вернулись на полянку ( дощечка ) .

2) Злой волк ( дощечка ) крадется по лесу ( дощечка ) на поляну ( дощечка , где прыгают, веселятся пушистые зайчата ( дощечка ) .

3)«Кошка на прогулке в лесу» .

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок ( дощечка ) . Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение ( дощечка ) . Про добрых людей я думаю, что они такие ( дощечка , а про злых думаю, что они вот какие ( Дощечка ) . Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) . Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) .

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Затем опираясь на тактильные дощечки , дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием « тактильных дощечек » необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку . Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях) . Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья» . И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка . Можно предложить ребенку выложить дощечки , которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку , которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка : сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями , а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием « тактильных дощечек » необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител.

Развитие логической памяти на основе обобщающих понятий – классификации предметов.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит.

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки».

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования.

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом.

Осязательная или тактильная память: развиваем у ребенка

Человеческая память – это психическая функция, которая дает возможность накапливать, перерабатывать и сохранять информацию разных видов. В психологии выделяют несколько видов и классификаций памяти. Один из них – тактильная память.

(Тактильный- с лат. осязательный, т.е ощущения прикосновения). Специфика данного вида памяти в том, что человек помнит то, что он чувствовал через внешний кожный покров. Сюда не относятся ощущения внутренних органов.

Такая память обычно хорошо развита у людей, кто по роду деятельности нуждается в высоком уровне телесных ощущений, например, спортсмены или все, кто занят физическим трудом. Также, тактильная память активно формируется, если является «компенсирующей» по причине физических недостатков человека – у слепых или глухонемых.

Кинестетика очень важна в становлении человека, ведь лишенное такой возможности существо не сможет выжить, так как было бы не в силах уберечь себя от ощущений, которые болезненны и опасны.

Наибольшее значения осязательная память имеет в детстве, когда начинает развиваться тонкая моторика и малыши стремятся прикасаться ко всему, что видят.

  • Во-первых, запоминаются ощущения боли, например, от прикосновения к горячему;
  • Во-вторых, как показывают исследования, такие ребята лучше учатся в школе. Если у ребенка хорошо развит такой вид памяти, то быстрее и лучше будет речь, воображение, координация.

Исследования

Исследованием данного вида памяти в психологии активно занимались ученые параллельно с проведением экспериментов в группе детей с умственными отклонениями. Зверева Н.В., Гришина Е.Г. доказали, что малыши, страдающие шизофренией, имеют нарушения в тактильной сфере. Соответственно, при взаимосвязи формирования тонкой моторики и воображения, эмоциональной сферы, внимания, они начинают отставать в умственном развитии и совершать действия, считающиеся неадекватными.

Упражнения

Развивать тактильную память у ребенка необходимо с первых месяцев, когда малыш делает первые прикосновения и затем усложняя упражнения и задания. Зачем именно в этот период – чтобы не упустить время заложенное природой для развития кинестетики. Врачи и психологи в своей деятельности используют различные методики, игры и упражнения с целью развития тонкой моторики. Ниже приведены несколько методов, дающие ответ на вопрос как развить осязательную память своими силами, если психолог по какой-либо причине вам не доступен.

  • Упражнение «дощечки». Суть упражнения в следующем: взрослые подбирают 10 дощечек, на которые наклеивают разные предметы – бумагу, ткань, стружки и т.п. Каждую из этих дощечек пронумеровывают. Дощечки раскладываются в соответствии с номерами и ребенок должен назвать предметы, наклеенные на дощечки. Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к дощечке предмет.

  • Упражнение «угадай». В данном случае, нужно подобрать несколько предметов, отличающихся друг от друга по своей текстуре, составу и строению-шершавые, ворсистые, пушистые и тп. Расскажите сначала сами об этом предмете, о своих ощущениях, а затем попросите ребенка сделать то же самое.
  • Упражнение «догадайся». Это упражнение делается в группе детей старшего садовского возраста либо в начальных классах. Детям раздают карточки, на которых написаны названия разных предметов, например, дверь деревянная, мокрый стол, пластиковая ручка. Далее они должны рассказать остальным о своих ощущениях, не озвучивая название предмета. Все остальные угадывают.
  • Упражнение «собери фигуру». Раздаются несколько геометрических фигур разделенных на части: круг, треугольник, квадрат. Задача-собрать фигуры правильно. После этого они снова ломаются и их нужно восстановить, но теперь уже с закрытыми глазами.
  • Упражнение «нарисуй меня». Дети должны закрыв глаза ощупать предмет, а затем нарисовать его по памяти.
  • Упражнение «найди меня». Делается в группе. Детям завязывают глаза и дает предмет для ощупывания. После чего, их задача найти ребенка с аналогичным предметом.
  • Самое простейшее упражнение, которое можно делать в любое время и в любом месте. Закрывайте глаза ребенку и вкладывайте по очереди ему в руки разные предметы. Он должен их назвать.

Зачем нужно развивать тактильную память?

Развитие тактильной памяти важный этап в эволюции человека. Такой вид памяти формируется в младшем возрасте, когда малыш еще не умеет разговаривать. Родителей учат, что воспитание начинается с прикосновений – именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.

В психологии считается, что обнимать ребенка нужно не менее 4 раз в день, чтобы он просто выжил, чтобы ему было комфортно – не менее 8 раз и чтобы он стал успешным – 12 раз.

Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)

Валентина Врагова
Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)

Детство – это важный период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, так как им необходима новая информация для работы мозга. У детей от 3-х до 7-ми лет память по скорости развития опережает другие способности. Рассматривая картинку ребенок вспоминает, видя необычный предмет начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Не было бы памяти и мы ничего не понимали бы так как, не успев получить информацию тут же забывали все. Поэтому любое желание ребенка запомнить что-то необходимо поощрять – это развивает не только память, но и познавательные способности детей (внимание, воображение, восприятие, мышление). Память – это основа нашего сознания.

Малыш, появившийся на свет, познает мир постепенно. Сначала то, что его окружает, а потом кругозор ребенка постепенно расширяется. Большую роль в этом играют впечатления от общения с людьми, но этого для него мало. Он стремится сам взаимодействовать с окружающим миром.

Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, развивать у детей воображение, память, сформировать простые мыслительные операции и эмоциональное состояние ребенка.

“Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь идти мне медленно. ”

Дай мне приглядеться. потрогать. подержать в руках Послушать. понюхать. и, может быть,

Попробовать на вкус.

О, сколько я смогу найти самостоятельно.

Только, пожалуйста, не торопи меня!”

В ребенке с рождения необходимо воспитывать симпатию к обыкновенным вещам, создавать гармонию с окружающим миром и понимание того, что природа окружает нас, посылает сигналы и просит обратить внимание на: желтые одуванчики, листья, дождевые капли, лягушку, сидящую в луже, звезды и тд.

При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются, когда ребенок неоднократно “опробует” предмет.

Так, в частности, у нас происходило знакомство с различными предметами в окружающей обстановке. Например: познакомив детей с овощами наглядно, дала овощи детям для обследования, использовала натуральные овощи, а можно и муляжи.

Закреплению знаний детей об овощах и других продуктах способствовали дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Отгадай и назови”, “Чудесная коробка” и т. д.

На прогулке обращала внимание детей на кору деревьев: тополь, рябина, березка, дети трогали руками кору, запоминали зрительно дерево и ощущение от прикосновения к коре. Тоже самое проводилось с листьями. В дальнейшем дети по памяти давали характеристику определенным деревьям.

Летом, бегая босиком, дети запоминали ощущения ног к земле, песку, асфальту, камешкам.

Проводя экскурсии обращала внимание на окружающее: например, камни бывают самыми разными: плоскими, круглыми, длинными, шершавыми, гладкими, камни красивого цвета и

интересной формы. Дети находили камешки, которые хорошо пишут на асфальте или камне, они рисовали и писали свои имена.

Глина – очень удобный материал. С ней можно делать что угодно: сжать ее, втыкать в нее пальцы, бить кулаком, приглаживать, стискивать, скатывать в колбаски, перекручивать и вообще глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого!

Песок – замечательный материал для игры. Дети могут рисовать на нем (сухой, стряпать из него (влажный, изготавливая пироги, пирожные, строить дороги, копать тоннели, строить замки. Играя с песком и другими материалами, дети запоминают ощущения от прикосновения к ним.

Когда семена и листья во всей своей элегантной красоте, кружась, падают на землю, ребенок получает урок наблюдательности и умение классифицировать. Здесь обучение – игра, а не тяжелая работа. Основная цель таких игр – организовать непосредственное знакомство с объектами, дать детям живые впечатления, сформировать конкретные наглядные представления об окружающей действительности.

Как уже отмечалось на становление личности ребенка, влияет все окружающее, но прежде всего люди и больше всего люди.

Игра с ребенком не требует больших затрат времени и материальных затрат, важнее всего творчество, фантазия и веселый терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные игры.

Мы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “Почему?”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимые условия для развития памяти ребенка.

Учиться, играя! Пусть дети не видят, что их чему-то учат, просто они играют, но незаметно для себя они познают мир. Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает предмет, усложняя раз за разом игры.

Поиск нестандартных методов работы с детьми привел к появлению в нашей группе игр, связанных с тактильной памятью.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

На первом этапе своей работы я вместе с детьми изготовила дощечки. Дети с удовольствием помогали мне. Дощечки были изготовлены из пластика, размером 19*13,5. На поверхность дощечек наклеены различные материалы (различной шероховатости) такие, например, как: мех, вельвет, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, расплавленный воск, спички, палочки длинной 5 см, диаметром 0,8см. Спички на дощечке располагали хаотично, а палочки в вертикальном положении, веревочку, диаметром 0,5 см, наклеивали не строго прямо, а волнообразно, можно наклеить ее зигзагом или как-то по другому. С обратной стороны дощечки писала (рисовала) цифры от 1 до 10, т. к. изготовила 10 дощечек.

При наклеивании некоторых материалов, например, фланель, мех, палочки, дети принимали участие. Они намазывали клеем дощечки, другие подавали палочки, третьи – разглаживали приклеенный материал (фланель, мех) и т. д.

Вельвет, бархатную и наждачную бумагу я наклеивала вместе с лисичкой, пришедшей к нам в гости на глазах у детей, лисичка так старалась, так расхваливала эти дощечки, что заворожила детей, фазу же после изготовления дощечек у детей появилось желание потрогать их, поиграть с ними, представить на что (кого) похожи. Трогая дощечки, дети представляли – большой красивый палас, мягкое одеяло,

цыпленка, заборчик, лесенку, асфальтированную дорогу, стену, бабушкины шершавые руки и т. д.

Некоторые дощечки были для детей сюрпризом, так, например, дощечку с расплавленным воском на поверхности, принес детям почтальон в красивом конверте от детей из другого детского сада. Дощечка детям очень понравилась, трогая ее, дети представляли: облачка, плывущие по небу, кочки на лугу, лужи и т. д.

Несколько дощечек я сделала для детей в качестве сюрприза (спички, палочки, целлофан). Играя в игру “Чудесный мешочек”, я положила эти дощечки в мешочек и трогая, но не видя их, дети представляли на что они похожи: лес, лесенка, лед, кора дерева.

В младшей группе после изготовления каждой дощечки дети обыгрывали ее, трогая дощечку, представляли на что (кого) она похожа, развивая фантазию, речь. Находили в окружающей обстановке предметы похожие на дощечку, подбирали картинки с предметами похожими на дощечку. Проводя словесные игры, дети по памяти описывали предмет, его качество, вспоминая то, что они ощущали, прикасаясь к предмету. В играх принимали участие не все дети, некоторым совсем не нравилось это занятие, они занимались в это время чем-нибудь другим и я никого не принуждала, но пыталась заинтересовать. В дальнейшем эти дети незаметно для себя увлекались дощечками и вместе с нами играли. С помощью дощечек в младшей группе уже большинство детей знали (зрительно запоминали) цифры от 1 до 10. Для закрепления цифр с детьми разучили стихи о каждой цифре.

С возрастом детей постепенно усложнялись задания к играм и сами игры.

В средней группе дети составляли небольшие рассказы по дощечкам. Делали зарисовки того, что представляли, трогая дощечки.

Опыт, получаемый ребенком при восприятии различных предметов природы и общественной жизни, наглядно помог ребенку развить мышление и его речь. В средней группе ввела карточки, на которых были выдавлены цифры от 1 до 10 и геометрические фигуры. Я считаю, что карточки помогли детям в быстром запоминании и закреплении цифр и геометрических фигур.

В старшей группе дети изъявили желание изготовить дощечки- подарки для малышей и многие поддержали это предложение. Юля предложила наклеить на дощечку семечки, трогая эту дощечку она представила огромное море и маленькие кораблики, плывущие по морю. Антон представил, что он держит в руках ананас. Аня предложила наклеить круг из картона, трогая эту дощечку представила солнышко на небе, т. к. круг теплее, чем поверхность самой дощечки. На другие дощечки дети предложили наклеить поролон (можно его намочить, чешую от шишек, пшено и т. д. По этим дощечкам дети составляли интересные рассказы. Дощечки и рассказы малышам понравились, а старшие остались довольны тем, что сделали малышам приятное.

В старших группах продолжала проводить знакомство с тканью, песком, глиной, водой, стеклом и т. д. И все это происходило посредством непосредственного контакта детей с предметом. Например, работая с тканью, дети определяли его качество, закрепляли название, предлагали что можно сшить из этого материала и для какого времени года вещь предназначена. (Игры: “Ателье”, “Что было бы, если исчезла ткань?” и т. д.).

Или взять раздел «Вода»:

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница, чудо-вода!

Кругозор игр по этому разделу очень обширен и в любое время года и в любом виде, в каком она существует. Играя, дети узнают и закрепляют все свойства воды, понятия – сухой, мокрый, влажный. Дети с удовольствием рисовали по представлению воду (дождь, снег, пар, сосульку, ручеек) и при этом рассказывали о своих ощущениях, получаемых при соприкосновении с различными формами воды.

Непосредственное обследование листьев с деревьев так же помогло детям запомнить название дерева, с какого упал лист. Например, лист тополя плотный, упругий, гладкий. Лист березы – тонкий, сверху немного шершавый, лист рябины – сверху гладкий, а с обратной стороны пушистый. Таким же образом дети обследовали не зрительно, а на ощупь края листьев: ровный, зубчатый, резной.

Начиная со старшей группы, закрепляли буквы, выдавленные на карточках. Много игр проводилось с детьми по тактильной памяти из книги И. Ю. Матюгина.

В основе предлагаемой программы положена идея воспитания разносторонне развитого ребенка. Предложенные мной игры по тактильной памяти развивают не только тактильную память, но и фантазию, воображение. Что было бы если человек не обладал бы этими качествами? Мы просто лишились бы научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Игры помогают овладеть прекрасным даром – даром слова, в играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка большую роль, едва ли не основную играет развитие тактильной памяти.

Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной

комфортности. В свою очередь отрицательное воздействие (болевое* грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.

Занимаясь этой темой хочу сказать, что эта тема очень обширна, группа игр, проводимых с детьми безгранична и разнообразна, ведь детская фантазия неиссякаема. Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.

Игра на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики «Волшебный цветочек» Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мысленных процессов головного мозга, развитию творческих способностей и формированию.

Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.

НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: формировать у детей понятие “воздух” и его свойства (невидимый, лёгкий) Задачи: – сформировать у детей любознательность, логическое.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры «Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…» Н. А. Семашко В наше.

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора является очень важными для формирования речи. На правильное формирование речи оказывает.

Развитие навыков рефлексии, эмоционального состояния, чувств, ощущений Слайд№1 Ощущения и восприятия Слайд№2 – это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства.

Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.

Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.

Развитие внимания и памяти у детей с ТНР Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Трудность в работе с детьми.

Тактильная память

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах – им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти на первом этапе освоения голограммы тактильная память не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: если специально не оговаривается, то подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, которая находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня. В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

Ключ

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в 9 см от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение 20–30 секунд. Затем (либо почти одновременно) включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства. Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо, например, прямо перед вами, на расстоянии 20 см от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с расположением зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что данная задача почти невыполнима, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за 3–4 часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и 9 лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место 25 лет назад).

Сразу же после выставления этих телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение. Максимально сконцентрировавшись (упражнение • 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. 1–2 минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче. На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около получаса. У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения № 1, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения

Тактильная память предназначается для того, чтобы хранить разную информацию, которая получена осязательным путем. Причисляется к «профессиональным» типам памяти, потому как в особенности хорошо тренируется при специфических условиях деятельности. Повышенный уровень развития обеспечивается в условиях компенсирования недостающих видов памяти (к примеру, слепые люди, которые способны на ощупь определять, что перед ними).

История Анны

Моя дочь Маша из всех игр, в которые играют дети, полюбила «дощечки». Суть игры довольно простая: на маленькие деревянные дощечки наклеиваются разные предметы, вроде ворсистой тряпочки, шелковой ткани, пластмассы. Задача – на ощупь определить, что за предмет приклеен к дощечке. Маша достигла больших успехов в этой игре. Она правильно определяла на ощупь практически все предметы, кроме тех, которые раньше не использовались.

Я знала, что «дощечки» – игра, которая прекрасно развивает тактильную память. Поэтому я старалась почаще играть со своей дочкой. Я старалась использовать как можно более разные поверхности. Особенно запомнилась дощечка с приклеенной к ней шерстью кота, который линял в то время. Маша долго не могла определить, что такое приклеено к дощечке, однако в конце концов все-таки дала правильный ответ.

Я считаю, что каждый родитель должен играть со своим ребенком в подобные игры. Это намного лучше, чем если бы ребенок целый день смотрел мультики. Известно, что речь ребенка прямо связана с тактильной памятью.

Кстати, забыла сказать главное – Маша закончила школу с отличием и теперь мечтает стать ведущей на телевидении. Все задатки для этого у нее имеются. Думаю, если бы не развивающие игры, в которые Маша играла в своем детстве, она бы не смогла так хорошо поставить собственную речь.

Что такое тактильная память

Осязательная память связана с ощущениями человека, остающимися у него при соприкосновении с чем-либо. К примеру, когда-то вы дотронулись до ежа. Вы и сегодня помните, каковы его иглы на ощупь. Когда вы видите в книге либо по телевизору ежика, вы вспоминаете, как иголки прикасались к вашим рукам.

Подобная память является связанной с осязательными органами. Она задействуется, когда вы пребываете в полной тьме, и зрительные органы не могут вам помочь. Также такой тип памяти весьма важен для тех, кто осваивает слепую печать. В особенности подобная память развита у тех, кто занимается физической работой либо спортом.

Тактильная память весьма важна в детском возрасте, когда происходит развитие моторики, и дети хотят касаться всего, что видят. Прежде всего, в памяти откладываются болевые ощущения, к примеру, от соприкосновения с горячим утюгом. Дети с хорошо развитой осязательной памятью лучше учатся. Также они имеют развитую речь, воображение, координацию.

Еще во втором веке до нашей эры китайцы знали о том, что движения рук влияют на мозг. Они считали, что действия с руками и пальцами положительным образом отражаются на работе мозга, приводят к гармонии тела и разума.

Японская культура – еще одно доказательство. На кистях рук располагается много точек-рефлекторов, от которых импульсы подаются в ЦНС. Физиологи утверждают, что развитие рук связано с развитием мозга. К примеру, Бехтерев в собственных работах подтвердил, что обычные действия руками способствуют снятию умственной усталости, улучшению произношения множества звуков, развитию речевого аппарата малыша. Знаменитый педагог Сухомлинский считал, что «разум ребенка начинается с пальцев».

Было выяснено, что то, как будет формироваться речевой аппарат малыша, зависит от движений пальцев. Когда пальцы слаженно и умело работают, это ускоряет развитие речи и интеллекта, положительно воздействует на организм ребенка, подготавливает руку к письму. Речь – это, в первую очередь, результат слаженной работы разных участков мозга. Органы артикуляции только исполняют приказы, которые поступают из мозга. Кисти рук связаны с речевыми центрами мозга. Чем более умело и ловко они работают, тем лучше развивается речь.

Больше всего дети желают двигаться. Для них движение – это метод, которым они познают мир. В первую очередь малыш начинает называть такие предметы, к которым часто прикасается. Это еще раз подтверждает, что между тактильной памятью и речевым центром имеется прочная связь. Значит, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была четкой и ясной, нужно уделять внимание развитию соответствующего типа памяти.

Корковая область мозга, в которую подается осязательная информация, вступает во взаимодействие с иными участками мозга. В особенности сильно она взаимодействует со зрительным центром, а также областью мышечной чувствительности. Подобное взаимодействие и дает нам возможность различать объекты окружающей среды по их форме и размеру, распознавать их расположение в пространстве.

Упражнения для развития тактильной памяти

Тренировать осязательную память у малыша нужно с 1-х месяцев, когда ребенок совершает первые прикосновения, постепенно делая все сложнее упражнения. Это необходимо, чтобы не упустить время, которое заложено природой для тренировки кинестетики. Психологи в собственной работе применяют разные методики и упражнения, позволяющие развивать моторику. Далее вы можете ознакомиться с несколькими упражнениями, направленными на развитие тактильной памяти:

  1. «Дощечки». Смысл упражнения в следующем: берется десять дощечек, к которым приклеиваются различные предметы – бумага, ткань, стружки и так далее. На каждой из дощечек ставится номер. Затем дощечки укладываются на стол соответственно с номерами. Малыш должен назвать предметы, которые наклеены на дощечки. После этого упражнение делается сложнее. Малышу необходимо закрыть глаза повязкой и позволить посредством касания установить, что за предмет приклеен к дощечке.
  2. «Угадайка». Здесь требуется выбрать несколько предметов, которые различаются по собственной фактуре, составу, строению (изделия с ворсом, пухом). Расскажите ребенку о данных предметах, о собственных ощущениях, а потом скажите малышу повторить.
  3. «Догадайся». Данное упражнение нередко применяется педагогами в детских садах либо школах. Детям выдают карточки с написанными названиями различных предметов (железная дверь, деревянный стол, пластмассовая ручка). Затем каждый ребенок рассказывает прочим детям о собственных ощущениях, не произнося название предмета. Дети должны догадаться, что за предмет описывается.
  4. «Собери фигуру». Используется несколько фигур, которые поделены на части. Можно применять круглые, треугольные, квадратные фигуры. Задача малыша – правильным образом восстановить фигуры. После ее выполнения требуется снова поделить фигуры на части. Ребенок должен выполнить восстановление с завязанными глазами.
  5. «Нарисуй-ка». Ребенок должен с закрытыми глазами ощупать предмет, после чего сделать рисунок по памяти.
  6. «Отыщи меня». Проводится в группе. Детям закрывают глаза повязками и выдают предметы для ощупывания. Задача каждого – отыскать ребенка с таким же предметом.

Самое простое упражнение, которое возможно использовать когда и где угодно, заключается в том, что малышу нужно закрыть глаза и выдавать поочередно различные предметы. Малыш должен ощупать их и произнести название.

Заключение

Взрослым развивать тактильную память практически не требуется. Дети – другое дело. Тактильная память развивается лучше всего именно в детском возрасте. От нее зависит, насколько быстро ребенок будет овладевать речью. Ввиду этого необходимо уделять собственное внимание тренировкам ребенка. Играйте с малышом хотя бы раз в день в любую из перечисленных выше игр. Этого будет вполне достаточно для нормального развития.

Если вас интересуют иные статьи, связанные с развитием человеческих возможностей, вы можете найти их на сайте «Тренер мозга». Представленные на веб-сайте статьи предоставят вам ценную информацию, которая связана с саморазвитие. Развивайтесь, и вы, несомненно, сможете добиться успеха в жизни.

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Определение памяти и ее сущность

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  • непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  • произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  • зрительная — запоминание видимых образов;
  • слуховая — запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

«Воспроизведение рисунка по памяти»

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  • слуховая — больше читать вслух;
  • зрительная — использовать наглядные средства;
  • моторная — записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Общие рекомендации по развитию памяти

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  • Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  • Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  • Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  • Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  • Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

Ссылка на основную публикацию