«Кривая забывания» Эббингауза: описание и применение для запоминания

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Кривая забывания Эббингауза или еще раз об эффектах памяти

Кривая забывания или как ее еще называют, кривая Эббингауза – это график, который изображает процессы забывания человеком определенного рода информации. Этот ученый был одержим идеей чистого запоминания. Что это такое? Обычно для того чтобы сохранить какую-то информацию у себя в памяти, нам нужно логически осмыслить ее. А чистая память – это способность запоминать что-то механически, то есть приблизительно так, как запоминают студенты предметы, в которых не могут разобраться.

Изучение «чистой» памяти

Для изучения чистой памяти Эббингауз старался заучить списки бессмысленных слогов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и какие не похожи ни на одно известное в этом языке слово. Это могут быть такие слоги, как нар, рор или другие подобного рода. В ходе экспериментов, которые Эббингауз ставил на себе было выяснено, что ряды таких слогов поначалу забываются очень быстро. Всего за час забывается около 60% того, что человек попытался запомнить. Потом забывание уменьшается.

Методика эффективного выучивания

На основании кривой была предложена методика эффективного выучивания. Согласно этой методике, невозможно выучить все зараз. В любом случае нужно повторять материал. Достаточно только соблюдать периодичность.

Любой материал можно выучить за два дня, если первое повторение произвести сразу же после прочтения материала, второе – через 20 минут, третье – через восемь часов, а четвертое – через день после последнего повторения. Это для нашей лени несложно, но очень эффективно.

Как выучить надолго

Если же вы хотите выучить материал надолго, то периодичность повторений должна быть такой. Первое должно быть сразу же, второе – через 20 минут или полчаса, третье – через день, четвертое – через две недели, а пятое – через два месяца. То есть, любой учебник, который предложен школьнику или студенту за семестр выучить вполне реально, не напрягаясь, но чтобы при этом была возможность объяснить этот материал другим людям.

Осмысленное заучивание в 9 раз эффективнее

Но если заучивать осмысленно, то можно добиться намного лучших показателей. Сам Эббингауз учил текст и достиг в девять раз лучших показателей, чем при попытке механического заучивания такого же по количеству символов набора слов.

Кроме этого, Эббингауз открыл эффект края. Что это такое? Замечали ли вы, что любой абзац или текст запоминается не целиком, а только первое и последнее предложения. Вот в этом и заключается этот эффект.

Если учесть всю информацию, которая была приведена в этой статье, можно увеличить качество своего запоминания в несколько раз, при этом напрягаясь даже меньше и освободившееся время провести с пользой. Особенно эта статья будет полезна школьникам, студентам, а также всем, чья деятельность подразумевает регулярное прочитывание большого количества литературы, которую нужно запомнить.

Благодаря этому методу можно напрочь забыть о существовании дедлайновской паники, тревоги и стресса по поводу плохой памяти. Все учится достаточно легко и быстро, да и мотивация к обучению появляется, если обратить внимание на суммарное время, затраченное на заучивание и помнить о таком открытии Эббингауза, как «кривая забывания».

4 идей о “ Кривая забывания Эббингауза или еще раз об эффектах памяти ”

Здорово описано, для меня это практически открытие, надо использовать на экзаменах эту кривую запоминания.

Было интересно узнать об этом феномене памяти, раньше мне такая информация не попадалась.

Полезная информация о феномене памяти, попробую воспользоваться.

Век живи — век учись! вот уж не знал с какой скоростью мы все забываем. Спасибо Эббингаузу!

Кривая забывания: как запомнить важную информацию или, наоборот, помешать другому это сделать

Варламова Дарья

Чтобы запомнить необходимую информацию, усилий воли и даже знания мнемонических правил бывает недостаточно — нужно понимать механизмы, по которым работает память. Эти механизмы, например, хорошо знают разведчики, для которых жизненно необходимо хранить в уме огромное количество данных. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги Дениса Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб», выпущенной в издательстве «Альпина Паблишер» — о том, как мы запоминаем и забываем разные вещи, как сделать так, чтобы информация хорошо отложилась в памяти или, наоборот, помешать кому-то ее усвоить.

Запоминание в несколько подходов

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю — менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение.

Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое — через 15–20 минут после заучивания;

второе — через 6–8 часов;

третье — через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз — в день заучивания;

второй — на четвертый день;

третий — на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз — в полном объеме, во второй — ключевые моменты, в третий — весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните.

Трехкратное повторение — необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Эффект края

Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите:

фейерверк; функция; апельсин; доктор; автомобиль; журнал; часы; редакция; диван; небоскреб; панно; метеорит.

Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число запомнившихся вам слов попадут «фейерверк» и «метеорит». Слова из середины списка будут припоминаться труднее и с ошибками. Итак, лучше всего запоминается начало и конец. Эффект края работает не только на списках. Когда вы пытаетесь вспомнить события прошедшего дня, яснее всего видятся утро и вечер. На экзамене студенты мечтают вытянуть первый билет. При заучивании легенды труднее всего дается ее хронологическая середина.

Как уже говорилось, эффект края активно используется в разведке. С его помощью вы можете замаскировать свой интерес к теме. Для этого не заговаривайте о том, что вас действительно интересует, в начале и конце разговора. Начните с отвлеченной темы. В середине сообщите или спросите то, что вам нужно. В завершение беседы поговорите о еще.

Эффект края срабатывает не всегда. Если вы затронете крайне болезненную для человека тему, он запомнит это в любом случае, даже если вы поднимете ее в середине беседы. Что же, в том и состоит искусство разведчика, чтобы знать больные места людей и обходить их. Задайте вопрос иначе. Например, создайте впечатление недалекого, нетактичного человека, упомянувшего неудобную тему по незнанию или недомыслию. В этом случае собеседник запомнит вашу неуклюжую бестактность, которая оттеснит на задний план суть заданного вами вопроса.

Интерференция

Суть интерференции состоит в том, что похожие воспоминания смешиваются. Два сходных воспоминания словно влияют друг на друга, и чем больше они похожи, тем сложнее достоверно их припомнить. При этом не только новая информация затрудняет припоминание старой, но и, наоборот, часто старая мешает воспроизведению новой.

Например, вы в течение нескольких лет пользуетесь банковской картой и отлично помните ее пин-код. По истечении срока действия карты банк перевыпускает ее. Поначалу при каждом обращении к банкомату в вашей памяти автоматически будет всплывать старый пин-код, и потребуется сознательное усилие, чтобы припомнить новый. Но через некоторое время привычка изменится: новый пин-код будет припоминаться автоматически, а старый — с усилием. Сходные воспоминания, связанные с одной и той же ситуацией, мешают друг другу.

Чтобы уменьшить негативное влияние интерференции, можно разнести запоминание схожей информации во времени. Например, при подготовке к экзамену старайтесь заучивать материал в таком порядке, чтобы друг за другом следовали как можно более непохожие вопросы. Если вам нужно прочесть большое число документов, пусть каждый следующий по возможности отличается от предыдущего. Это правило справедливо во многих случаях: смена деятельности сберегает силы. Если в течение дня вам нужно отредактировать документ, написать рецензию и нарисовать схему, то работы с текстом, редактирование и рецензирование лучше отделить друг от друга рисованием.

Наоборот, если вы хотите, чтобы ваш собеседник что-то забыл, перегрузите его большим количеством информации на схожую тему. Спросите его мнение, подробно обсудите детали, пусть он проникнется сказанным. В результате такого трюка в памяти собеседника возникнет путаница, и благодаря интерференции он не сможет ясно припомнить то, что ему, по вашему мнению, следует забыть. Как минимум ваш собеседник начнет путаться и потеряет уверенность.

Когда в беседе с вами кто-то силится что-то вспомнить, а вы хотите этому помешать, начните… подсказывать. Неверные, но близкие к истине подсказки будут мешать припоминанию — создадут все ту же интерференцию. Этим приемом пользуются адвокаты, запутывая свидетелей во время судебных заседаний.

В повседневной жизни вы можете наблюдать подобное явление, когда друзья или близкие пытаются помочь вам вспомнить что-либо, но своими подсказками только затрудняют дело.

Г.Эббингауз: методы исследования памяти и законы: кривая забывания, позиционный эффект.

Герман Эббингауз (1850 – 1909 года) – немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд – монография «О памяти»

Эксперименты Г.Эббингауза состояли в заучивании и воспроизведении бессмысленного материала. В качестве стимульного материала он использовал бессмысленные слоги. Разработал правила построения слогов. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по краям (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо известных слов или фраз. В процессе опыта в состав рядов вводились новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Заучивались ряды слогов через повторное прочитывание их вслух. Они читались под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью, которая регулировалась сначала ударами метронома, а потом звуками карманных часов. Ряд считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Для контроля количества повторений Г.Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских четок, передвигая на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, что соответствовало числу повторений. Проводились предварительные тренировки. Опыты проводились в течение двух лет, в строго определенное время суток. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия прочие оставались неизменными. Г.Эббингауз предложил метод сбережения (экономии) для исследования памяти. Испытуемый повторял ряды бессмысленных слогов, пока не заучивал их безошибочно. Подсчитывалось количество повторений. Затем через определенное время проводилась проверка запомненного материала. После этого испытуемый опять начинал повторять эти же ряды слогов до их безошибочного повторения. Опять подсчитывалось количество повторений. Разность количества повторов, необходимых в первом и во втором случае и являлась показателем «сбережения».

Опыты Г.Эббингауза были направлены на раскрытие зависимости механической памяти от четырёх условий:

Ø от объёма заучиваемого материала, или числа слогов;

Ø от числа сделанных повторений;

Ø от промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;

Ø от способа построения слоговых рядов.

Схема опытов была проста. Г.Эббингауз изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до безошибочного воспроизведения

Результаты опытов Г.Эббингауза следующие:

1.Закон накопления и распределения повторений, позднее назван законом Йоста, отвечает на вопрос: что более эффективно: заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?

Закон Йоста:При фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные. Педагоги пользуются законом Йоста при планировании учебных нагрузок.

Рисунок Эксперимент Йоста

Объяснение закона Йоста: обусловленные упражнением биофизические процессы продолжаются в течение некоторого времени после окончания заучивания. Это приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повторений.

2. Позиционный (краевой) эффект памяти возникает, когда запоминаемая информация по объёму превышает объем кратковременной памяти. Позиционные эффекты (или эффекты края) – это различия в вероятности правильного воспроизведения элементов, находящихся в разных позициях запоминаемого списка элементов при его свободном воспроизведении. Обнаруживаются два вида позиционных эффектов – эффект первичности (primacy) и эффект недавности (recency). Первичность – это более успешное воспроизведение элементов, находящихся в начале списка. «Первичность» связывают с более надежным хранением информации в долговременной памяти, в которую первые элементы попадают из кратковременной памяти в результате проговаривания. «Недавность» – это более успешное воспроизведение элементов из конца списка. Элементы в конце списка попадают в кратковременную память непосредственно перед моментом воспроизведения и не успевают распасться в силу угасания или действия интерференции.

3. «Кривая забывания» показывает, что около половины запоминаемого материала забывается через полчаса после заучивания, а в течение первого часа – уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго. Эта кривая, наряду с «кривой заучивания», в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков.

Рисунок Кривая забывания

4. Влияние установки на запоминание. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй – еще нескоро. Но оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Г.Эббингауз показал: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

5.Эффект «затаптывания следов» обнаруживается при запоминании большого объема различной информации. Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается.

Эффект Фон Ресторф(1933). Она изучала вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на продуктивность запоминания. Предлагала испытуемым запоминать ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, цвета и пр.) После трех предъявлений проверялся уровень запоминания. Оказалось, что для однородных пар (слоги) показатель составлял 33%, а для разнородных (фигуры, числа, буквы, цвета) – 74 %. Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Кривая забывания

Во второй половине 19 века жил учёный по имени Герман Эббингауз. Он посвятил жизнь изучению того, как работает память, и в ходе своих исследований выявил основные принципы её работы. Один из этих принципов назвали кривой забывания. О ней мы и расскажем ниже.

Узнать, как работает память, какие существуют способы эффективного запоминания вы можете на онлайн-программе «Мнемотехники».

Как проходили эксперименты Эббингауза

Учёный проводил опыты с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 год. Сначала испытуемые заучивали бессмысленные слоги из 3 букв — с гласной в середине и согласными по бокам («нар», «рет», «гук» и т.д). При создании этих слогов Эббингауз руководствовался соображением, что они не должны напоминать какие-либо уже существующие слова и вызывать с ними ассоциации.

Когда запас слогов исчерпывался, учёный перемешивал их, и подопытные начинали всё заново. Ряд считался выученным, когда человек мог произнести его без запинки. Опыты проводились всегда в одно и то же время, чтобы предотвратить возможное влияние непредвиденных факторов.

Эббингауз старался проследить взаимосвязь памяти с:

  1. Объёмом заучиваемого материала (сколько слогов может вместить в себя человеческий мозг).
    2. Числом повторений (сколько нужно сделать повторений для максимально крепкого запоминания).
    3. Промежутками времени между повторениями (как часто надо повторять материал).
    4. Способом построения слогов в ряды (каким образом лучше всего расположить информацию для заучивания).

Опыты выполнялись по одной схеме. Эббингауз изменял один из факторов, например, количество слогов, и смотрел, как тот влияет на остальные.

6 главных результатов

В ходе экспериментов учёный получил следующие результаты:

  1. Сначала забывание идёт очень быстро. Потом замедляется. Этот принцип получил название «кривой забывания».
  2. Количество информации влияет на объём работы для её запоминания не прямо пропорционально. То есть выучить две главы из «Евгения Онегина» будет не в 2 раза труднее, чем одну главу, а в несколько раз.
  3. Осмысленная информация запоминается быстрее в 9 раз. Вы скорее запомните главу из Конституции РФ, чем буквенную абракадабру.
  4. Чем больше повторений, тем меньше от них эффекта. 50 повторений не будут эффективнее, чем 25.
  5. Лучше всего запоминается информация в начале и в конце отрывка. Чтобы удостовериться в этом, проведите опыт: возьмите список из 10-15 слов, например, «ракета», «дерево», «дом», «яблоко», «граната», «груша», «гранат», «скамья», «доска», «власть», «подушка», «наушники». Заучите их и через некоторое время воспроизведите вслух. Скорее всего, первыми придут на ум «наушники» и «ракета».
  6. Если человек думает, что информация ему пригодится (к примеру, на работе), то запоминает её быстрее.

Также Эббингауз установил, что уже через час наш мозг забывает 60% информации. Через 10 часов — ещё 5%. Через шесть дней — ещё 15%. Далее процесс замедляется. В памяти остаётся одинаковый объём информации — 20%, причем как через неделю, так и через месяц.

Мы дали вам теорию. Теперь давайте рассмотрим, как применять эти принципы на практике.

Лучшие режимы повторения

Доктор педагогических наук В. Ю. Васильев в своей книге «Суперпамять для всех» даёт два режима запоминания. Первый режим пригодится, если у вас есть всего 2 дня, чтобы запомнить материал. Второй — если время заучивания не ограничено.

Двухдневный режим повторения:

  • 1-е повторение — сразу после того, как вы закончили читать;
  • 2-е повторение — через 20 минут после первого;
  • 3-е повторение — через 8-10 часов после второго;
  • 4-е повторение — через сутки после третьего.

Долгосрочный режим повторения:

  • 1-е повторение — после того, как вы закончили чтение;
  • 2-е повторение — через полчаса после первого;
  • 3-е повторение — через 24 часа после второго;
  • 4-е повторение — через 3 недели после третьего;
  • 5-е повторение — через полгода после четвёртого.

Этот режим хорошо подойдёт для расширения словарного запаса. Составьте список из 10-15 слов. Запишите эти слова в тетрадь и поставьте даты, когда их нужно будет повторять. Периодически заглядывайте в тетрадь, чтобы не пропустить очередное повторение.

А еще есть режим запоминания для тех, кто хочет запомнить информацию навсегда. Его предложили американские учёные Хью Томпсон и Боб Салливан в книге «Эффект плато». Выглядит он так.

  • 1-е повторение — через 5 секунд после прочтения материала;
  • 2-е повторение — через 25 секунд после первого;
  • 3-е повторение — через 2-3 минуты.;
  • 4-е повторение — ещё через 10 минут;
  • 5-е повторение — через 1 час;
  • 6-е повторение — через 5 часов;
  • 7-е повторение — через сутки;
  • 8-е повторение — через 5 дней;
  • 9-е повторение — через 25 дней;
  • 10-е повторение — через 4 месяца.;
  • 11-е повторение — через 2 года.

Возьмите все, что узнали из этой статьи, на заметку, а кривая забывания Эббингауза поможет вам избежать лишних повторений и бессмысленной траты времени.

Не можете запомнить информацию на долго? Кривая забывания Эббингауза: Обзор способа +Видео

Каждый человек желает изучать новый материал так, чтоб это откладывалось надолго в его памяти. Мы учимся в школе, институтах, курсах иностранных языков, но спустя год-два не можем вспомнить, что изучали или помним всего-то несколько процентов. Это происходит с той информацией, которую мы не используем постоянно в своей жизни, работе. Объясняет такую забывчивость кривая Эббингауза.

По ней можно понять как идет процесс забывания и как запоминать больше и лучше.

Кривая Эббингауза

Герман Эббингауз. Немецкий ученый, психолог, основатель психологии памяти, экспериментальной психологии, который много времени посвятил изучению механизма запоминания, о чем написал в своем труде “О памяти”.

Он провел много исследований, в результате были сформированы алгоритмы, которые позволяют увеличить нашу память. В конце 19 века он проводил эксперимент над собой, пытаясь запомнить бессмысленную информацию, фиксируя полученные данные.

На основании своего эксперимента он выявил закономерность забывания новой информации во времени. И отразил это в графике, которую назвали “кривая забывания Эббингауза”.

Он определил, что в течение первого часа теряется значительная часть выученной информации и остается только 40 %. Далее процесс забывания замедляется, и через день человек помнит только 35% материала. Дальше идет постепенное забывание, что через месяц из общей информации помнится только 20%.

Схема запоминания

Обнаружив такие свойства памяти ученый разработал свою схему запоминания:

  • повторение пройденного материала сразу после изучения
  • повторение через 20 минут
  • повторение через 8 часов
  • повторение через 24 часа( сутки).

Он экспериментально доказал, что используя такую схему, за 2 дня можно запомнить основную массу любой информации. Но теряться определенный процент все равно будет.

Для долгосрочного запоминания Герман Эббингауз немного доработал свою схему добавив к ней еще 2 этапа повторения после указанных выше:

  • повторение через 2 недели
  • повторение через 2 месяца.

Повторение во времени позволяет сохранить надолго полученную информацию.

Важно: для длительного эффекта надо строго соблюдать алгоритм повторений. Если вы пропускаете, какой-то этап повторения, надо начинать сначала.

Где и как применять методику?

Такой метод стали применять в изучении иностранных языков многие языковые курсы, которые славятся своей эффективностью.

Ученый обнаружил, что запоминается лучше начало и конец любой информации. Назвали это “эффектом края”. Такое свойство мозга стали использовать не только для запоминания текстовой информации, но и в разведке при разговоре.

Начинают и заканчивают разговором ни о чём, а в середине, о важной информации мало кто вспоминает. Но это не всегда срабатывает. Т.к. если вы затронете “больную” тему для собеседника, он ее точно запомнит.

Чтоб запомнить больше и лучше, необходимо знать еще некоторые особенности памяти.

Хорошо запоминается материал, когда изучается осмысленно. Не стоит бессмысленно зазубривать информацию, эффективней будет сначала понять, а потом выучить. Эббингауз определил, что скорость осмысленного заучивания в 9 раз больше.

Новые знания уже в известной области, запоминаются намного быстрее. Новая полученная дополнительная информация связывается с имеющейся, путем образования логических связей и надолго откладывается в памяти.

Запоминать лучше данные целиком. Например, чтоб выучить стихотворение его читать необходимо целиком, а не по строфам. Вспомните, как выучивают любимые длинные стихотворения дети.

Они просят читать его постоянно из раза в раз, когда вы хотите ребенку что-то почитать. И потом легко выдают вам через какое-то время полное стихотворение без ошибочки. Да и вы, прочитав много раз уже сами знаете стих хорошо, не ставя перед собой этой цели.

Если человек знает, что та информация, которую он пытается запомнить ему пригодиться в будущем, то она лучше откладывается в памяти.

Мешает запоминанию схожая информация. Если у вас есть в памяти подобная информация она будет смешиваться с новой (такое свойство называется интерференция), и запоминание будет происходить медленнее.

Похожие воспоминания влияют друг на друга и чем больше они похожи, сложнее будет их разделить в памяти. Например, вы решили поменять пароль, который долго использовали для входа в почтовую программу, и в следующий раз будете автоматически вводить старый пароль, пока не запомните новый. Поэтому лучше разносить во времени изучение похожих сведений.

Это свойство памяти можно использовать при общении, если вы наоборот, не хотите, чтоб запомнилась информация. Когда собеседник пытается вспомнить события, а вы не хотите, чтоб он вспомнил, начните ему подсказывать.

Близкие по смыслу, но неверные данные создадут интерференцию и тем самым помешают вспоминанию. Такую уловку часто используют адвокаты, заставляя человека сомневаться в том, что он помнит.

При общении, если вы не хотите, что собеседник помнил о чем вы говорили, создайте ту же интерференцию, говорите о схожих темах, вещах, событиях, спросите мнения оппонента. Тогда в памяти создается путаница и человек уже не будет уверен в том, что он точно помнит о чем шла речь.

Часто получается так, что вы собеседнику пытаетесь через подсказки, помочь вспомнить какую-то информацию, а на самом деле получается вы только его путаете.

Итоги

Зная эти особенности памяти можно эффективно использовать их, чтоб развить “феноменальную” долгосрочную память. Из этого можно сделать вывод, что, любой человек может запомнить любую информацию. Например, полиглотом может стать любой человек, главное только заниматься по определенному алгоритму.

Если применять такую схему при обучении студентам, школьникам, то время на запоминание будет уходить меньше, а качество будет значительно выше, чем заучивание материала непосредственно перед уроком или экзаменом.

Кривая забывания: как запоминать английские слова без зубрежки

Зубришь, зубришь, выписываешь слова в столбик, но стоит отложить тетрадь — и все. Новая английская лексика запоминается с трудом, а забывается с удивительной легкостью. Но даже если слово остается в памяти, оно почему-то не приходит на ум в нужный момент. Рассказываем, как решить эту проблему.

Самая значительная часть выученного забывается практически немедленно: таково свойство нашей памяти. Его называют «кривой забывания».

Что такое «кривая забывания»?

Термин придумал Герман Эббингауз — немецкий психолог, который посвятил много лет изучению механизмов запоминания. Например, он пытался выучить совершенно бессмысленный набор слогов (чтобы исключить поправку на ветер в виде ассоциативного мышления).

Эббингауз высчитал, что запомнить сочетания букв, не наделенные никаким смыслом, можно — но ненадолго. Даже если зазубрить их, всего через час в памяти останется не больше 40% выученного, через 10 часов — максимум 35%, через неделю — не более 20%. После этого скорость забывания практически выходит на плато. Вывод прост: 80% всего, что вы выучили и даже зазубрили наизусть, без практики вылетит из головы через несколько дней.

Как использовать ее во благо?

Эббингауз не только открыл кривую забывания, но и разработал способ, позволяющий ее обмануть. Для того, чтобы затормозить процесс забывания, нужно повторять информацию как раз в тот момент, когда она готова забыться. Сначала сразу после заучивания, потом — через 20 минут после первого повторения, потом — через 8 часов после второго повторения и, наконец, через сутки после третьего. Если продолжать повторять и дальше, информация запомнится не хуже, чем собственный адрес.

Это работает со всеми?

Да, но с небольшой оговоркой. Эббингауз высчитал средние значения, но не учел, что кривая забывания у всех индивидуальная. Общий принцип сохраняется, но для самого эффективного запоминания каждому нужны разные интервалы повторения.

Самостоятельно строить график повторений для каждого нового английского слова очень сложно (полдня будет уходить на одно лишь планирование). А вот компьютерной программе это под силу.

Как использовать график повторений в своей жизни?

Точно таким же вопросом задавался Петр Возняк, польский студент-программист из Политехнического университета в Познани. В конце 1980-х он разработал программу SuperMemo для проведения интервальных повторений, основываясь на принципе кривой Эббингауза. Эту же кривую использовали и разработчики приложения Skyeng. В нем можно учить новые английские слова, причем делать это с помощью эффективного алгоритма.

Как это выглядит на практике?

В приложении есть вкладка «Мои слова». В это окно попадает лексика, с которой пользователь столкнулся до этого на уроках (можно и самостоятельно включать туда любую тематическую подборку или отдельные выражения из словаря).

Когда пользователь добавляет новое слово, сначала ему нужно пройти первый этап запоминания. То есть дать шесть правильных ответов. К слову, это вполне может случиться и за первые пару тренировок. После этого включается режим «повторения» — начинает работать тот самый метод Эббингауза с увеличением интервала. Программа через определенные промежутки времени напоминает о том, что по тем или иным словам стоит пройтись еще раз.

Алгоритм учитывает, верно или неверно отвечает пользователь, и выставляет оценку: 0 баллов или 1 балл. Информация обо всех ответах сохраняется, и приложение определяет, когда еще раз показать данное слово. Если вы ошиблись, программа покажет это слово уже через одну карточку — но это может случиться не больше трех раз. Как правило, ученику достаточно двух-трех таких повторений, чтобы запомнить новую лексику, даже самую сложную.

Получается, когда качество большинства ответов низкое, приложение сокращает интервалы между повторениями. А если оно стабильно высокое, программа понимает, что вы помните эти эти слова — и увеличивает промежуток. Таким образом, она постоянно адаптируется под студента. Кому-то для запоминания требуется много повторов, а люди, которым повезло с памятью, могут выучить слово за два-три показа. Но они все равно потом увидят знакомую лексику — уже в рамках интервальных повторений.

В самом низу раздела «Мои слова» можно увидеть список слов, которые вы выучили надежно. Во вкладке «Упражнения», в отличие от вкладки «Мои слова», используются более простые алгоритмы.

От чего еще зависит скорость запоминания?

Слова, собранные в группы по какому-то логичному признаку, выучить проще, чем случайный набор лексики. Вокруг слов выстраивается контекст — каждое из них снабжено картинкой и озвучено. Это позволяет создать прочную сеть визуальных, логических и аудиальных ассоциаций.

Сколько слов в день можно выучить с помощью приложения?

Все зависит от того, сколько времени вы готовы на это потратить, но в среднем студенты Skyeng запоминают от 5 до 50 новых слов в день. Причем именно запоминают — слова, выученные таким образом, остаются в активном лексиконе и уже не забываются со временем.

Как узнать, сработает ли это со мной?

Это работает со всеми. Приложение сперва тестировалось на сотрудниках Skyeng, потом — на десятках тысяч студентов. Скачать приложение можно совершенно бесплатно по этой ссылке. Первые 14 дней вы можете свободно пользоваться им, даже если не учитесь в онлайн-школе.

Если почувствуете, что это эффективно, советуем записаться на бесплатное вводное занятие в Skyeng и узнать обо всех других технологических хитростях, которые тут придумали для быстрого изучения языка. К тому же вы гарантированно получите два урока в подарок, если введете промокод MAGAZINE при первой оплате любого пакета занятий.

Ссылка на основную публикацию