Что такое сенсорная память и как ее тренировать?

Развитие памяти — эффективные способы тренировки

Вы стали замечать, что долго подбираете слова? Забываете важные даты? Пропустили прием врача или деловую встречу? С возрастом память действительно ухудшается. Проблема может быть не только в этом. Плохая память может говорить о:

  • Развитии неврологического заболевания;
  • Сильном стрессе;
  • Большой загруженности;
  • Неправильном режиме сна и отдыха.

Мозг напоминает операционную систему компьютера, которая начинает «зависать», если в ней открыто много «вкладок». Большое количество обязанностей и дел, которые надо запомнить, ослабляют наши способности держать все в голове. Именно поэтому человечество придумало ежедневники. Но из-за плохой памяти забывать можно даже ежедневник! Поэтому мы предлагаем вам развивать память. Оказывается, что ее тоже можно натренировать!

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Виды памяти

Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.

  1. Долговременная
  2. Кратковременная
  3. Оперативная

Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.

Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.

Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.

Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!

Развитие памяти: методики

Тренируйте процесс запоминания

Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.

Воспроизводите детали

Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.

Повторяйте себе нужную информацию

Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.

Все время считайте

Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.

Учите иностранные языки

Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.

Упражнения для развития памяти

Каждый вечер вспоминайте события дня

Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.

Записывайте сны

У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!

Скачайте на телефон игры для развития памяти

Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.

Запоминайте ценники на продукты

Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».

Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт

Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.

Картинки найди 10 различий

Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.

Зрительная память: её основные особенности и методики развития для разного возраста

Вы когда-нибудь задумывались, почему, возвращаясь домой с работы, находите дорогу почти не глядя? Благодаря чему, встречая нового знакомого, узнаёте его из тысячи других лиц? Чем продиктована возможность даже маленьких детей учить наизусть стихотворения и запоминать другие объёмы информации, которую воспринимаем глазами? В основе всего этого лежит зрительная память, недооценить значение которой трудно.

Что это такое

Зрительная память — это запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Другие названия: фотографическая, визуальная. Сокращённое — ЗП. Те, у кого она хорошо развита, быстрее заучивают текст, который они видят, чем тот, который услышали. При воспроизведении нужного образа в их сознании всплывают прочитанные страницы и строчки. Именно про таких людей говорят, что у них хорошая память на лица, которые они могут лишь раз увидеть и не забыть до конца жизни.

Согласно научным данным, 80% людей являются именно визуалами, т. е. запоминают и воспроизводят информацию с помощью глаз. Этот факт обусловлен тем, что зрительная память и зрительное восприятие опережают в своих возможностях слуховую память и слуховое восприятие мира.

За зрительную память отвечает затылочная доля, расположенная в задней части мозга. Её травмирование приводит тому, что человек перестаёт узнавать лица и предметы. В психологии это называется душевной слепотой.

Запоминая какой-то зрительный образ, человек сопровождает его вербальным названием (например, это мама моего друга, а это остановка «Стройдепо»). Мозг получает двоичный код, с помощью которого потом воспроизводит нужную информацию. Иногда эта связь теряется, и в таких ситуациях человек точно знает, что где-то уже видел эту женщину, но не может вспомнить, кто она такая.

Пример, как работает зрительная память:

Видим лицо человека → Мозг производит его сравнение со зрительными образами, хранящимися в долговременной памяти → Совпадение → Определяем человека как знакомого

Если совпадений не нашлось, это может означать два момента: либо образ забылся, либо человек на самом деле незнакомый. Данный процесс занимает долю секунды.

Функции

Быт

Благодаря ей, запоминаются лица, маршруты, печатная информация, интерьер, внешний вид, одежда и множество других образов окружающего мира, которые воспринимаются через глаза. Её отсутствие сродни слепоте. Без неё можно заблудиться и не попасть домой, не узнать родного человека. И даже элементарно супа не приготовить, потому что в таком случае человек не будет помнить, какие продукты для него нужны и в какой последовательности их класть.

Творчество

Без неё не развивается воображение, а значит, отсутствует способность к творчеству. Они тесно связаны между собой. Создание новых образов происходит на основе зрительного опыта, полученного ранее. Причём они могут быть взяты как из реальности, так и из фильмов или картин.

Профессиональная деятельность

Для каждой профессии важен определённый вид памяти. Например, для хирургов и ювелиров — тактильная, для музыканта и логопеда — слуховая, для танцора и сапёра — двигательная. Иногда приводят список специальностей, для которых якобы на первый план выходит зрительная: водители, кондукторы, руководители крупных организаций, шпионы, официанты. На самом же деле нет ни одного человека, в работе которого бы она не использовалась. Да, одно движение хирурга может стоить пациенту жизни. Но разве так же точно он не должен помнить, где какая аорта проходит, чтобы случайно её не задеть? Музыкант держит в голове ноты, логопед — строение артикуляционного аппарата и т. д.

Социализация

Психологи уже давно отмечают, что у людей с плохой зрительной памятью возникают проблемы с социальной адаптацией. Связано это с двумя моментами. Во-первых, они не запоминают лица, могут пройти мимо знакомого и не поздороваться. Во-вторых, нарушается тот самый двоичный вербально-визуальный ряд, забываются имена и отчества, что мешает общению. Мама приходит на родительское собрание в школу к ребёнку и не может обратиться к учителю, так как не помнит, как его зовут.

Обучение

Ученикам и студентам нужно запоминать огромные пласты информации. Большую её часть они получают именно через глаза: читают и учат конспекты, учебники, материал на сайтах. 80% всего дидактического материала в детских садах, школах и вузах — визуальный: карточки, картинки, схемы, таблицы, диаграммы. Если у ребёнка изначально имеются серьёзные проблемы со зрительным восприятием, ему будет трудно выучить элементарное стихотворение. В таких случаях придётся делать упор на ведущий тип памяти или всё-таки стараться развивать фотографическую.

Особенности

Гендерные

У девочек ЗП развита лучше, чем у мальчиков. В детстве у них преобладают игры, где активно задействованы именно визуальные образы: наряжать кукол, играть в магазин, краситься маминой косметикой. Мальчики получают несколько иной опыт, больше связанный с движением: гоняют в футбол и другие командные виды спорта, лазят по деревьям, дерутся.

Это преимущество женщины выдерживают и в дальнейшей жизни. Для них всегда важны такие мелочи, как ровно выщипанные брови, отсутствие седых волос на голове, отутюженные кружева. Мужчинам проще воспринимать весь образ целиком, не обращая внимания на такие детали.

Сейчас учёные вплотную занимаются гендерными особенностями зрительной памяти. Есть точка зрения, что это вовсе не связано с детским опытом, а продиктовано разным устройством головного мозга. И в то же время учёные никак не могут с этой точки зрения объяснить, почему «мужчины любят глазами, а женщины ушами».

Климатические

Оказывается, на качество зрительной памяти влияет климатическая зона. Как вы думаете, у кого она будет развита лучше — у эскимосов, живущих в белой пустыне снегов, или у жителя европейской равнины, который наслаждается всеми красотами природы? Казалось бы, в первом случае глаз притупляется из-за однообразия ландшафта, а во втором, наоборот, тренируется, останавливаясь на ярких красках и образах.

Не тут-то было! Согласно исследованиям, эскимосы обладают сверхострой зрительной памятью. Они улавливают и запоминают малейшие детали, которые для них являются жизненно важными опознавательными знаками среди однообразия льдов и снегов. Они увидят белого зайца на белом снегу, различат высоту холмов, которые нанесло за ночь, отыщут свой прошлогодний тайник. Всё это помогает им выжить в суровых условиях Севера.

Для нас же мелочи теряются в многообразии. Кто из вас сможет ответить, какой дорожный знак висит возле вашего дома? Или чем обита дверь у вашего соседа по лестничной площадке? Какого цвета глаза у вашего коллеги, с которым вы общаетесь чаще всего? Если у вас нет ответов на эти вопросы, пора тренировать ЗП до уровня эскимосов!

Возрастные

У дошкольников

ЗП в дошкольном возрасте развита лучше всех остальных. В этот период снижается значение тактильных ощущений (ребёнок уже не так часто бегает к маме обниматься, изъявляет желание спать отдельно и т. д.), а также происходят существенные изменения в строении глаза. Он становится более подвижным. В 3-4 года малыш концентрирует внимание внутри фигуры, теряя многие детали. Вероятность визуального узнавания новых образов случайна. Всё начинает меняться в 5-6 лет, когда зрение расфокусировывается по всему предмету, охватывая его целиком. Ребёнок начинает запоминать гораздо больше его свойств и даже может вычленить среди них главные.

У младших школьников

В младшем школьном возрасте ЗП становится произвольной и по сравнению с остальными видами существенно увеличивается в объёмах. Ребёнок ставит перед собой конкретную задачу — выучить наизусть стихотворение — и выполняет её. Раньше он сохранял образ любимой игрушки только потому, что часто с ней играл и она ему нравилась. Теперь он работает с визуальной информацией вполне осознанно.

У подростка

Визуализация в подростковом возрасте отходит на второй план и уступает логике. Теперь уже не память доминирует над остальными высшими психическими процессами, а мышление. Именно оно решает, запоминать тот или иной образ или нет и с какой целью. Ребёнок также определяется с интересами и, возможно, своей будущей профессией. В связи с этим активно начинают развиваться какие-то конкретные рецепторы: слуховые (те, кто занимается пением и музыкой), двигательные (спортом и танцами), тактильные (лепкой, скалолазанием), но чаще всего — именно зрительные, так как они нужны практически во всех перечисленных хобби и увлечениях.

У взрослого

ЗП у взрослых зависит от профессиональной деятельности и образа жизни. Например, дегустатору или настройщику пианино она не так важна: для одного на первом плане — вкусовая, для второго — слуховая. Соответственно, именно они будут развиты максимально. А вот водителю нужно помнить дорожные знаки и маршруты, и здесь без визуализации уже никуда. Значит, она будет лучшей.

Второй момент — насколько человек развит во всех остальных сферах. Если он на протяжении всей жизни постоянно обогащается (путешествует, ходит на выставки и в музеи, посещает культурные мероприятия, ведёт активный образ жизни, много общается), параллельно развивается и укрепляется зрительная память. Он помнит названия картин и их авторов, у него широкий круг знакомых. Если же сидеть и смотреть круглыми сутками сериалы или играть в компьютер, объём запоминаемой информации ограничивается десятком актёров и особенностями геймплея. Можно сказать, что развитие однобокое и некачественное.

Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала она может быть и кратковременной (момент фиксации картинки), и долговременной (её запоминание на длительный срок).
  2. По целеполаганию: непроизвольная, произвольная.
  3. По способу запоминания: логическая, механическая.

Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:

  • сенсорную — феномен, который был открыт не так давно: запоминание картинки происходит в тот момент, когда человек моргает;
  • эйдетическая — комбинация визуальных образов (они в основе), слуховых, вкусовых, тактильных;
  • пространственная — хорошая ориентация на местности, когда до мельчайших подробностей запоминаются все особенности маршрута.

Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.

Диагностика

Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.

Диагностика ЗП у маленьких

Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».

Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.

Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.

  1. Гриб.
  2. Флажок.
  3. Бабочка.
  4. Мяч.
  5. Снежинка.
  6. Зонтик.
  7. Рыбка.
  8. Цветок.
  9. Солнышко.
  10. Машина.

Один из вариантов иллюстраций для проверки зрительной памяти у детей

  1. Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
  2. Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
  3. Убрать картинки из его поля зрения.
  4. Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.
  • высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок;
  • средний — 4-7;
  • низкий — 3 и меньше.

Диагностика ЗП у взрослых

Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».

Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.

Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.

  1. Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
  2. Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
  3. Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
  4. Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.

Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:

  • хорошая зрительная память — 18-30 картинок;
  • средняя — 11-17 картинок;
  • плохая — меньше 10.

Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.

Развитие

В психологии на развитие зрительной памяти обращают особое внимание, так как она считается основой для всех остальных типов. Считается, что, если её уровень достаточно высок, с мнемоническими способностями в целом тоже проблем не возникает. Так что тренируйте её в любом возрасте.

У детей

Картинки

Самая популярная, всеми любимая и достаточно эффективная методика развития ЗП — «Найди 5/10 отличий». Ребёнку показываются две похожие картинки, и ему нужно отыскать детали, которыми они различаются. Чем старше дети — тем больше мелочей должно быть изображено на иллюстрации и, соответственно, возрастает количество отличий, которые нужно обнаружить.

Картинки — самый действенный метод развития ЗП в любом возрасте. Предлагайте детям дорисовать по памяти симметричный узор на крыльях бабочки или обнаружить, что на иллюстрации не так (например, у собаки нет хвоста, ребята играют в футбол без мяча и т. д.).

Игры

Так как игра у детей является ведущей деятельностью, используйте её, чтобы тренировать зрительную память. Одна из самых весёлых — «Детективы». Малыши должны внимательно изучить комнату, затем они из неё все выходят, а ведущий либо убирает какой-то предмет, либо добавляет и приглашает юных Шерлоков Холмсов обратно. Кто первый заметит изменения, тот объявляется суперсыщиком.

Что касается детских настольных игр, лучшая тренировка ЗП — это собирание пазлов и мозаики. Тем более, что здесь задействуются ещё и тактильные ощущения.

У взрослых

Метод Айвазовского

Самая известная методика развития ЗП у взрослых — Айвазовского. Он предлагал детально изучать какой-то конкретный визуальный образ, а затем воспроизводить его до мелочей. Тренироваться следует до тех пор, пока его описание не будет максимально полным.

Упражнения

В мнемотехнике есть и другие упражнения на развитие зрительной памяти. Например, читать встречающиеся слова (вывески на магазинах, рекламу) задом наперёд (перевёртыши). Или в уме складывать номера машин (устный счёт). Использовать таблицу Шульте для запоминания чисел.

Игры

В век Интернета грех не воспользоваться его возможностями. В Сети можно найти множество игр на развитие зрительной памяти. Причём задания там располагаются от простых к сложным. Если первый уровень можно пройти за 10 минут (запомнить 5 картинок, составить несложную симметрию, воспроизвести узор), то над последним можно ломать голову несколько дней (запомнить 50 картинок, направить лазерный луч в нужную ячейку). Ищите программы под названиями «Головоломка / тренажёр для мозга / интеллекта / памяти».

Как видите, есть разные методики, чтобы улучшить зрительную память. Этим нужно обязательно заниматься на регулярной основе, начиная с раннего детства и продолжая в течение всей жизни. Это позволит избежать проблем с мнемоническими способностями в целом. В преклонные лета подобные тренировки станут отличной профилактикой различных возрастных изменений.

Сенсорная память

Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Так же, но уже в течение примерно 2 секунд, ярко и без изменений, сохраняется в памяти и слепок услышанного – как эхо. Эти примеры демонстрируют проявление сенсорного типа памяти – сверхкратковременного запечатления объектов нашими органами чувств. Вообще чрезвычайная кратковременность и восприятие на уровне чувств являются основными характеристиками сенсорной памяти.

Сенсорные системы человеческого организма инерционны, они на короткое время продлевают действие поступающих сигналов. Это выражается в том, что после воздействия сигнала-раздражителя мы продолжаем некоторое время его ощущать. Эта инерционность, по сути, и представляет собой мгновенную (сенсорную) память – простейший процесс на уровне рецепторов. Отражая информацию, полученную органами чувств, сенсорная память не занимается её переработкой.

В психологии сенсорную память называют также непосредственной, поскольку она является непосредственным слепком, отпечатком информации, полученной через систему сенсоров – органов, способствующих восприятию окружающего мира (слух, зрение, осязание, и т.д.).

Место сенсорной памяти в системе обработки информации

Человеческая память – удивительная активная система, выполняющая множество важных функций: она получает информацию, заботится о её систематизации, сохранении, трансформации, воспроизведении. Похоже на компьютер: на начальном этапе информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем удерживается в системе, сохраняется, а при необходимости – достается из хранилища и воспроизводится.

Для того, чтобы мы могли запомнить информацию на длительное время, ей приходится пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. В течение короткого промежутка времени, пока информация хранится в сенсорной памяти, решается вопрос о том, нужно ли привлекать к обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да – информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет – информация стирается, замещаясь новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами. В долговременной памяти происходит основной процесс кодирования, базирующийся на результатах анализа и распознавания разных характеристик информации.

Между сенсорной и кратковременной памятью выделяют ещё так называемую оперативную память, помогающую удерживать в уме какие-то промежуточные результаты при выполнении сложных операций. О разных видах памяти подробнее Вы можете прочитать здесь:

Характеристики сенсорной памяти

Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:

— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).

— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).

— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.

— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).

— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.

— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей. Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать тренажёры для мозга онлайн .

Регулярные тренировки позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни. Об этом можно прочитать здесь: Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.

Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!

Что такое аффективная память и как ее развивать?

Знаете, почему в книге жалоб и предложений, как правило, больше негативных отзывов? Так уж мы устроены: отрицательные эмоции отпечатываются гораздо ярче, мы склонны возвращаться к ним и анализировать произошедшее. Это помогало нашим предкам выживать, а нам — не совершать ошибок и учиться на собственном опыте. Но не стоит недооценить роль позитива. Оказавшись в похожей приятной ситуации, мы способны снова испытывать те же позитивные чувства, что и в первый раз. Это происходит благодаря такому виду памяти, как аффективная, или эмоциональная.

4 вида памяти

Память, как когнитивная функция мозга, отвечает за запоминание, хранение и воспроизведение информации. Советский психолог и философ Павел Блонский исследовал особенности памяти и выделил 4 типа: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная отвечает за моторные функции — не зря говорят, что невозможно разучиться ездить на велосипеде, один раз освоив это. Образная сохраняет любые абстрактные образы, которые характеризуют какие-либо понятия, а также позволяет нам запоминать вкус, запах, звук, картинки. Словесно-логическая память отвечает за понятия, суждения, категории и взаимодействия между ними. А эмоциональная — за чувства, эмоции и переживания относительно какого-либо явления, события, ситуации. Остановимся на ней подробнее.

3 базовых эмоции

Блонский выявил, что эмоции непосредственно во время их переживания гораздо ярче, чем при воспоминании о событии, которое их вызвало. Чем чаще мы возвращаемся в памяти к событию, тем более размытым оно становится и даже трансформируется, а следовательно — эмоции затухают. Однако, если мы попадаем в похожую ситуацию, эмоции возвращаются с новой силой. Это помогает нам принимать верные решения, избежать ошибок, мотивирует на какие-либо действия или удерживает от них. Ярче всего отпечатываются 3 базовых эмоции: удивление, страх, страдание. Но воспроизводятся они по-разному: при воспоминании мы не испытываем повторного удивления, а лишь помним саму ситуацию, что вызывала это чувство. А вот страдание и страх запоминаются именно как чувство, состояние, которое даже может отчасти переживаться заново при воспоминании.

Страсть, аффект, энграмма

Одним из первых эмоциональную память изучал французский психолог Теодюль Рибо. Он отметил, что чувственные переживания оставляют сильный след в памяти, и назвал такую память аффективной. В психологии термин «аффект» применяется для обозначения сильного волнения, а дословно переводится как «страсть». В современном языке это слово отождествляется с состоянием шока, что не совсем корректно в данном контексте. Яркое переживание отпечатывается в психике человека, называется такой след энграммой. Чем сильнее пережитые эмоции, тем прочнее энграмма. Это и объясняет, почему негатив мы запоминаем лучше.

Для детей и взрослых

Аффективную память полезно развивать с детства, формируя у ребенка позитивные воспоминания и повышая интеллектуальный потенциал, в том числе эмоциональный интеллект. Но и во взрослом возрасте не все потеряно: можно практиковать определенные упражнения. Они помогут повысить продуктивность в делах, наладить отношения с близкими и стать успешнее в карьере.

Детям:

  • Изучение окружающего мира во время прогулки. Помогая ребенку знакомиться с внешним миром, рассказывайте интересные факты, вовлекайте его в игру, сопровождая ее проявлением заботы, прикосновениями, лаской.
  • Борьба с неприятными воспоминаниями. Каждый ребенок сталкивался с негативными ситуациями. Кто-то обсуждает их с родителями, а кто-то старается закопать как можно глубже, что может в неожиданный момент нанести сильную психологическую травму. Обсуждайте с ребенком его тревоги, страхи, боль и превратите это в своеобразное упражнение. Присвойте каждой негативной ситуации образ предмета и мысленно убирайте этот предмет в коробку. Это помогает освободиться от негатива, так он не будет воздействовать на подсознание ребенка изнутри.
  • «У меня все хорошо». Это групповое упражнение, которое можно делать всей семьей, оно пойдет на пользу каждому. Возьмите мяч и бросайте его друг другу по очереди. Каждый поймавший должен рассказать ситуацию, когда он был счастлив, или в какой сфере у него все хорошо. Важно быть искренним с самим собой.

Взрослым:

  • Ведите дневник. У нас очень много дел и забот, поэтому детали часто вытесняются из нашей памяти, а уж позитивные — в первую очередь. Регулярно записывайте приятные моменты, которые произошли с вами за день, свои чувства и соображения по этому поводу. Перечитывайте время от времени свой дневник, это поможет не только вернуться в позитивное состояние, но и способствует глубокому самоанализу.
  • Медитируйте. Для этого необязательно владеть какими-то специфическими техниками, достаточно найти тихое место, удобно расположиться и погрузиться в собственные воспоминания. Мысленно перенеситесь в ту ситуацию, которая вызывает у вас приятные ощущения, переживите ее снова. При более глубоком погружении в практику медитации вы сможете анализировать свои текущие чувства, эмоции, переживания.
  • Читайте позитивную литературу. Хорошо написанная книга не просто показывает какие-либо события, она заставляет нас переживать вместе с героями их чувства и эмоции.

Для более глубокой работы с собственными эмоциями и состояниями, которые они вызывают, мы создали курс на развитие критического мышления. Освоив такой тип мышления, вы сможете четко отслеживать, что и как повлияло на ваши решения. Развивайтесь вместе с Викиум!

4 упражнения, чтобы не потерять к старости трезвый ум и ясную память

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Регулярные тренировки помогают нам оставаться в хорошей форме и отодвигать время появления изменений, связанных с возрастом. И это касается всех органов нашего организма, в том числе и мозга.

AdMe.ru расскажет о 4 простых упражнениях, которые помогут сохранить память и другие когнитивные функции до глубокой старости.

Разноцветный текст

Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Начинайте по порядку с первого слова называть вслух цвет, которым написан текст. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке. Вначале будет сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

  • Польза: Эффективная профилактика болезни Альцгеймера: помогает устанавливать новые связи между полушариями, тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

Таблица Шульте

Сосредоточьтесь на цифре 19 в центре квадрата. Ваша цель — найти 1 и затем все остальные цифры по возрастающей, фиксируя найденную цифру взглядом. Впоследствии, для выполнения этого упражнения таблицу можно нарисовать самостоятельно с хаотичным расположением цифр в ячейках или найти в интернете.

  • Польза:Увеличивает скорость принятия и обработки информации, а также развивает периферийное зрение.

Знаки пальцами

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем поочередно смените положение пальцев так, чтобы уже левая рука показывала «мир», правая — «ок». Повторите несоколько раз. А теперь выполните это упражнение одновременно правой и левой рукой.

  • Польза: Тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

Синхронное письмо

Возьмите 2 листа бумаги и в каждую руку — по удобному пишущему инструменту. Начинайте одновременно рисовать обеими руками геометрические фигуры. Также можно писать буквы или слова с одинаковым количеством символов.

  • Польза: Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, активизирует деятельность обоих полушарий.

Еще несколько советов

Нейробиолог Лоуренс Катц разработал систему упражнений для мозга, чтобы сохранить его функции до глубокой старости.

Вот несколько советов из его книг:

  • Тренируйте недоминантную руку, выполняя ею привычные ритуалы, такие как чистка зубов, расчесывание волос.
  • Принимайте душ и выполняйте другие обычные действия с закрытыми глазами.
  • Меняйте маршрут, добираясь до работы, магазина и других привычных мест.
  • Смотрите видео без звука, пытаясь понять по жестам, движениям, о чем идет речь.

Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы

Память – важнейшая функция мозга человека, используемая в мыслительных операциях и необходимая для составления новых фактов со знакомой информацией. Любые личностные особенности напрямую связаны с опытом человека, который невозможно накапливать без памяти. Без нее невозможно приспосабливаться к изменчивой среде.

Кратковременная память зависит от мозга

С каждым годом все больше информации поступает в мозг человека, необходимо уметь ее анализировать. Для этого существует краткосрочная память, используемая при любой умственной работе. Понимание принципов функционирования памяти поможет более эффективно ее использовать и развивать.

Что такое кратковременная память

Простое определение звучит так: краткосрочная (оперативная) память – это функция человеческого мозга, задача которой – сохранять необходимую информацию в течение непродолжительного времени.

Невозможно рассматривать кратковременную память в отрыве от сенсорной и долговременной. Когда человек видит или слышит что-то, у него работает первый вид памяти. Сенсорная память хранит информацию несколько секунд, пока нервный сигнал сохраняется в нейронах. Но потом старая информация быстро сменяется на новую, которую человек воспринял через органы чувств.

Визуализация памяти в мозгу

Пример. Если в течение длительного времени смотреть на неподвижного человека, глаз будет помнить его силуэт. Сенсорная память отличается от краткосрочной тем, что первая работает лишь в момент воздействия предмета на органы чувств человека, а во второй – информация еще сохраняется в течение часа.

Есть и долговременная память. Из названия понятно, что в ней хранятся данные в течение длительного времени.

В кратковременную память информация может поступать как из сенсорной, так и долговременной. Ещё одно название рассматриваемого в этой статье вида памяти – активная, непосредственно ее человек использует в любой интеллектуальной деятельности.

Кратковременная и долговременная память тесно связаны: чем больше времени происходит удержание информации в голове, тем выше вероятность ее хранения в долгосрочной памяти.

Объем

Объем – характеристика, указывающая на максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти в каждый момент.

Сколько данных способен удержать мозг человека? Общепринято, что объем кратковременной памяти составляет 7+/-2 единиц или блоков информации. Это было открыто известным ученым Джорджем Миллером.

По мере обучения единицы информации объединяются в блоки. Например, поворот автомобиля на дороге состоит из уменьшения скорости, разворота руля в одну строку, к по окончании маневра – в другую. Новичок каждое действие из этой последовательности держит отдельно, поэтому более простое задание требует больше оперативки.

Кратковременная память в голове человека

Каждое из этих действий занимает минимум три ячейки в оперативной памяти человека. Но по мере обучения все они выполняются быстро и начинают занимать одну ячейку. Вот почему опытные водители умудряются говорить по телефону и водить машину одновременно. Им приходится перерабатывать одновременно всего два блока информации.

Правда, в нестандартной ситуации количество данных в оперативной памяти резко возрастает (много незнакомых единиц информации), и, если в это время ещё говорить, резко повышается вероятность аварии. Поэтому нельзя говорить по телефону за рулем, даже если кажется, что получается контролировать ситуацию на дороге. Непредвиденные ситуации возникают регулярно, во время вождения весь объем оперативки должен быть доступным для вождения. Умение эффективно управлять транспортным средством заключается в способности максимально концентрироваться на дороге, удерживая все ее объекты в кратковременной памяти.

Внимание! Объем оперативки может быть и меньше 5 единиц. Все очень условно. Нужно учитывать специфику запоминаемых данных, состояние человека, мотивацию и другие параметры.

Возможные проблемы и нарушения

Память у любого человека далеко не совершенна. Поэтому различные проблемы и нарушения этой функции бывают у всех. Возможные нарушения:

  1. Нарушение консолидации. Не переводится информация с краткосрочного хранилища в долгосрочное. Причин много: недосыпание, недостаточная логическая обработка поступающей информации, болезни, голод, а также незнание механизмов работы памяти.
  2. Нарушения попадания информации в кратковременную память. Могут возникать по причине невнимательности или недосыпания.
  3. Заболевания. Проблемы бывают как при обычной простуде (хоть и не столь значительные), так и при серьезных заболеваниях (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкология головного мозга).

Эти проблемы могут проходить со временем или усиливаться.

Проблемы в молодом возрасте

В молодом возрасте память, как правило, лучше. Но нарушения могут возникать и у молодежи.

Причины универсальные для любого возраста, к описанным выше можно добавить следующие из них:

  1. Усталость. Особенно проблемы обостряются у студентов в период сессии. Если в мозг поступает слишком большое количество информации, происходит предохранительное торможение, чтобы не допустить перегрузки.
  2. Сильные стрессы. Объем «оперативки» в период стресса уменьшается на 60-70%. В результате, интеллект взрослого человека такой же, как у 10-летнего ребенка.
  3. Неправильный образ жизни. Если мало спать, неправильно питаться, курить и чрезмерно пить, то со временем неизменно начнет ухудшаться память, причем часть изменений обретает необратимый характер.

Профилактикой ухудшения памяти в любом возрасте являются регулярная умеренная умственная нагрузка, пешие прогулки и готовность воспринимать что-то новое.

Тренировка и развитие кратковременной памяти

Краткосрочная память тесно связана с вниманием, поэтому, тренируя ее, человек влияет на все остальное. Очень хорошо тренирует кратковременную память медитация. Медитировать просто: необходимо быть сосредоточенным на дыхании в течение какого-то количества времени. Если фокус сбивается, необходимо опять сосредоточиться на дыхании. Можно выбрать любой другой объект для концентрации.

Медитация укрепляет память

Во время медитации вдох и выдох всегда надо удерживать в кратковременной памяти. Это только кажется легко, но даже в течение 5 минут неопытный человек отвлекается раз 19 или 20.

Хороший способ улучшить плохую память или сохранить ее до старости – пешие прогулки. Они способны развить гиппокамп – участок головного мозга, отвечающего за способность мозга хранить информацию.

Совет. Полезно устраивать пешие прогулки на длительные расстояния, исследуя новые места города. Лондонские таксисты имеют классную память как раз за счет того, что они знают каждую улочку, что сделало их гиппокамп поистине огромным. Минимально пешая прогулка должна длиться 2 часа в день.

Память и мелкая моторика также хорошо связаны между собой. Для развития способности запоминать полезно мять пластилин или глину, лепить какие-то фигурки.

Упражнения

Любое действие, использующее кратковременную память, является упражнением. Есть ряд приемов, которые способны быстро ее усовершенствовать:

  1. Запоминание последовательности чисел. Это упражнение используется и для тестирования этой функции.
  2. Чакинг (группировка объектов). Чтобы вместить больше информации в кратковременную память, необходимо разбить ее на блоки. Номера телефонов разбиваются на три числа, поскольку так приходится запоминать не семь чисел, а три. Можно поупражняться в делении на блоки какого-то ряда чисел.
  3. Мнемотехника. Она направлена на развитие кратковременной памяти, но, если регулярно повторять изучаемый материал, то он перейдет в долговременную. Мнемотехника – полноценная дисциплина в психологии, на изучение которой придется потратить много времени. Чтобы сохранить информацию на всю жизнь, необходимо повторять ее через равные временные промежутки. Тренировать навыки мнемотехники можно с помощью программы Mnemocon для Android и iOS.

Существует множество приложений для смартфонов, тренирующих целый спектр когнитивных функций.

Примеры кратковременной памяти

С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.

Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.

Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.

Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.

Видео

Ссылка на основную публикацию