Что такое фарфор
Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.
Разновидности фарфора
Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.
ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.
МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.
Бисквит
Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.
Два вида росписи фарфора
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.
НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.
История происхождения фарфора
Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.
Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.
Европа
Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.
В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.
Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.
В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.
Россия
Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.
Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
Применение фарфора
Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.
Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:
- вазы и подсвечники;
- статуэтки и скульптурные композиции;
- часы и настольные лампы;
- живописные произведения;
- пасхальные яйца и прочие сувениры;
- шкатулки и канцелярские принадлежности;
- бижутерию.
Фарфор как объект коллекционирования
Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.
Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.
Куклы из бисквита и фарфора
Данная статья посвящается куклам из материалов: неглазированный фарфор (бисквит) и собственно фарфор. Итак, узнаем, в чём разница, как правильно выбрать куклу.
Куклы из бисквита часто, но неправильно, называют фарфоровыми куклами, они были новшеством в конце 1860-х годов. До того времени куклы из фарфора были покрыты глазурью (часто таких кукол называют “китайскими”). Бисквитные куклы позволили передавать более реалистичный оттенок кожи.
Антикварные фарфоровые куклы поначалу были с кожаными или матерчатыми телами, затем стали делаться из композита. Сегодня бисквитные куклы слишком хрупкие и дорогие, для игровых целей они не производятся, бывают только коллекционными.
Что такое бисквит и фарфор?
Бисквит – это неглазурованный фарфор.
Фарфор создаётся как паста из глины и воды, которую формуют, а затем обжигают при высоких температурах. После обжига формованная голова куклы ещё несколько раз обжигается, после применения краски для росписи лица. Применение цвета необходимо для создания более реалистичного оттенка кожи.
Если в бисквит не добавляется цвета и он остается белым и неглазурованным, кукла иногда называется “паросской” (“parian”).
Производство бисквитных кукол
Кукла от Kestner, Германия, 11 дюймов.
В конце 1860-х годов несколько французских кукольных фирм создали первых неглазурованных фарфоровых кукол. Эти куклы из бисквита медленно набирали популярность, а в начале 1900-х годов бисквит стал основным материалом для производства кукольных голов, самым популярным.
Так или иначе, бисквитные куклы производились с тех пор, а набрали большую популярность они снова лишь в 1980-х годах, с появлением коллекционеров кукол.
Размеры и характеристики бисквитных кукол
Кукла считается бисквитной, если голова куклы сделана из бисквита.
Большинство таких кукол не полностью бисквитные, такими их не делают из-за большого веса и хрупкости.
Небольшие куклы, известные как полностью бисквитные, были в моде с конца 1800-х до приблизительно 1930-х годов, многие из них были известны как “куклы Пенни” (penny dolls).
Большинство бисквитных кукол имеет тело из ткани или композита.
Бисквитные куклы выпускались во всех размерах, от 1/2 дюйма до ростовых кукол (5 футов и более).
Где производят бисквитных кукол
Антикварные немецкие куклы, 7 дюймов. Торс – папье-маше, конечности – композит, голова – бисквит.
Тысячи компаний изготовляли кукол из бисквита на протяжении всей истории.
Большинство фарфоровых кукол сначала производились во Франции, а затем производства были переведены в Германию в 1880-х и 1890-х годах. В начале 1900-х годов производство большей частью перешло в Соединенные Штаты, а затем, к концу 20-го века, в Китай.
Почти все бисквитные куклы, созданные сегодня, кроме художественных авторских кукол, сделаны в Китае.
Цены на бисквитных кукол
1892, кукла от J D Kestner. Германия.
Разброс цен на кукол из бисквита огромен: самые дорогие могут стоить более $200,000, а других можно купить менее чем $5, существуют и совсем простые фарфоровые китайские куколки, маленькие, буквально копеечные.
Большинство коллекционных кукол из бисквита на массовом рынке стоят сегодня от $20 до $500 в зависимости от используемых материалов и эксклюзивности куклы.
Много прекрасных антикварных кукол из бисквита можно приобрести менее чем за $500, хотя есть многие куклы, которые оцениваются в тысячи долларов.
Современные куклы: фарфор или винил высокого качества?
1915, кукла от Armand Marseille, Германия, 13 дюймов.
Сегодня коллекционеры мечутся между коллекционными куклам, сделанными из бисквита или высококачественного винила. Что лучше? Сказать очень трудно.
Некоторые компании, такие как Himstedt, Tonner и Alexander, делают кукол только из качественного винила. Другие, такие как Мари Осмонд, делают большинство своих кукол из бисквита-фарфора.
Бисквитные куклы более хрупкие, но они имеют историю, прошлое. Винил невозможно разбить, и он является более приятным в обращении, но мы пока не знаем о его долговечности на сроках в 100 лет и более.
Как определить качество антикварной фарфоровой куклы?
Кукла бисквит на кожаном теле, Kestner, Германия, 1890.
Кукольное тело из кожи, антиквариат, Германия.
Если вы решите, что вы хотите собирать антикварных кукол из бисквита, фарфора, нужно научиться определять качество куклы, так как куклы одного и того же производителя могут широко варьироваться в цене в зависимости от способа росписи кукольного личика, типа тела, качества бисквита.
Бисквит должен не иметь чёрных точек и выемок (или содержать лишь небольшое количество таких дефектов). Бисквит должен быть слегка просвечивающим и не слишком лёгким, но и не слишком тяжёлым.
Хорошо расписанная фарфоровая кукла должна иметь детализированные окрашенные ресницы и брови, хорошо акцентированные губы и румяные щёки, но не слишком яркие и не пятнами.
Kestner, Германия, куклы 16 дюймов.
Коллекционеры предпочитают бисквитных кукол на шарнирном типе тела, которые позволяют придавать кукле больше разных поз, чем кукол на простых телах (из папье-маше), когда шарниры есть только на бёдрах и в плечах, и чем кукол полностью на жёстком кожаном теле.
Для французских фарфоровых кукол шарнирное тело из древесины или другого материала, позволяющее кукле позировать, является более предпочтительным, чем тело из кожи.
Таковы лишь некоторые основные руководящие принципы, но их уже достаточно, чтобы помочь вам начать оценивать свой первый опыт покупки антикварных фарфоровых кукол.
Удачного вам выбора!
Toybytoy.com, весна 2016.
Куклы и антиквариат в России, купить:
- Раздел Куклы и аксессуары.
- Предметы коллекционирования – фарфор, фаянс, керамика.
Изготовление фарфора
Производство фарфора – это тонкое искусство, химия, магия, не зря материал называют «белым золотом». Были времена, когда столовые сервизы из него ценились дороже драгоценных металлов, считались привилегией венценосных особ.
История появления
Секрет производства фарфоровой массы долгое время был тайной. Родиной материала считается Китай, где он появился в 620 году. Почти тысячу лет китайские мастера оставались монополистами, тщательно оберегали рецепт и секрет изготовления каолиновых изделий.
Тем временем европейские мастера экспериментировали, чтобы получить оптимальную формулу. В итоге в 1708 году это удалось двум немецким ученым – Беттгеру и Чирнгаузу. Им удалось получить качественное сырье для фарфора. Так началась его эра в Европе.
В том же 1708 году в Дрездене открылась первая мануфактура, занимавшаяся выпуском неглазурованных столовых приборов. Через два года мастера презентовали изделия немецкому королю – он их одобрил. А вскоре немецкие сервизы покорили другие страны.
Подробное описание сырья и технологии появилось позднее, через 20 лет. Постепенно производство освоили во Франции, Англии, России.
Описание
В классическом варианте это полупрозрачный материал, тонкая остекленная керамика. Его характерные признаки:
- белый цвет с синим отливом;
- высокая прочность – оцарапать острым предметом изделия не получится;
- низкая пористость;
- устойчивость к химическому и температурному воздействию;
- природная красота.
Состав и подготовка сырья
Для изготовления фарфора используется масса, в составе которой:
При таких пропорциях смесь получается белой, с необходимой степенью прозрачности, пластичной. Не каждая глина подходит – только определенные сорта.
Подготовка сырья необходима, чтобы разрушить природные твердые материалы до состояния мельчайших гранул и получить однородную массу. Для получения равномерного состава пластичный каолин распускают в воде, используя мешалки с лопастями.
Затем предварительно подготовленную массу (она имеет консистенцию суспензии) просеивают через промышленные сита. В каждом сите – 3500-5000 отверстий на 1 см 2 . В них встроен электрический магнит, очищающий смесь от крупных металлических примесей.
Полевой шпат и кварц очищают от посторонних примесей, после чего обжигают в специальных печах. Температура обжига – 900-1000 градусов. В процессе термической обработки кварц растрескивается, его проще перемолоть и очистить от железных соединений.
Очистка от железа – обязательный этап, потому что если этого не сделать у готовых изделий будет грязный коричневый оттенок.
Для максимально тонкого помола в промышленные мельницы добавляют специальные добавки. Они поверхностные, на качество фарфоровых изделий не влияют.
Когда однородная масса получена, ее еще раз просеивают, затем обезвоживают в фильтр-прессах и отправляют на вылеживание. Вылеживается сырьевая масса во влажных помещениях в течение двух недель. За это время она разрыхляется, повышаются ее пластические свойства. Затем из сырья удаляют воздух в вакуумных прессах и отправляют для формирования заготовок.
Формование
Технология производства фарфора – сложный многоступенчатый процесс. Этим во многом объясняется высокая стоимость изделий. Для формования заготовок используются формы из гипса или ПВХ.
Формование проводится полуавтоматическим или автоматическим способом. Для раскатывания пласта одинаковой толщины используется специальный ролик и вращающаяся форма.
Вещи сложной формы, имеющие декоративно-художественную ценность и сложную конфигурацию, изготавливаются методом литья. Для заготовок используются гипсовые или разъемные формы.
Сушка
Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.
Сушка состоит из двух этапов:
- Предварительный – заготовки сушат в формах до 15-16% влажности, после чего их вынимают из форм.
- Окончательный – заготовки сушат без форм до 2-4% влажности.
Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.
Обжиг
Первый обжиг проводится при температуре 900 градусов и занимает около 12 часов. Затем изделие покрывают глазурью и снова обжигают.
Температура повторного обжига выше, стартует от 1000 градусов – точный показатель зависит от типа фарфора, техники его изготовления.
Типы фарфора
Материал классифицируется по технике изготовления как:
Твердый
В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.
Костяной
Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.
Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.
Бисквитный
У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.
Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.
Мягкий
В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.
Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:
- Полевошпатный. В нем содержится 50% шпата и всего 30% белой глины. Материал плотный, тяжелый, но не прочный, поэтому стоит намного дешевле аналогов. Обжигается один раз.
- Высокополевошпатный. Отличается от полевошпатного большим количеством кварца – 45%. Удельный вес глины – всего 15%. Изделия из него считаются элитными, обжигаются при низкой температуре.
- Фриттовый – прочный, устойчивый к термическому воздействию, химикатам, доступный по стоимости. Обжигается при самой низкой температуре. В состав помимо глины входят сплавы солей и стекла. Фриттовая масса часто используется для лепки статуэток и других оригинальных вещей.
Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.
Роспись
Есть два вида росписи: подглазурная и надглазурная.
При подглазурной росписи сначала на изделие наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают глазурью. Глазурь прозрачная, придает элегантный блеск изделиям, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. Такую посуду можно мыть много раз без ущерба качеству.
Надглазурная техника выполняется в обратной последовательности: сначала изделие покрывают глазурью, а на нее уже наносят краску. Цвета получаются яркие, насыщенные, но со временем блекнут, тускнеют.
Для сервизов и аксессуаров массового производства рисунки наносят по технике деколи. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге, затем – наклеивают его на чашку, супницу, тарелку и обжигают. Бумага сгорает, а краски впечатываются в поверхность посуды.
Фарфоровые изделия премиум-класса – штучный товар, мастера расписывают его вручную, декорируют золотом и серебром. Стоимость работы высокая, зато получаются настоящие произведения искусства.
Что такое фарфор. Основные виды фарфора.
Фарфор представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.
Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.
От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов – каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин – чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.
Виды фарфора
Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.
Основными видами являются:
• мягкий фарфор;
• твердый (высокотемпературный) фарфор;
• костяной фарфор.
Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)
Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.
Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.
Костяной фарфор
Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.
Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.
Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы – достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.
Мягкий фарфор
Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.
Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.
Фарфор: свойства, виды фарфора в посуде
«Красота, которая продлится долго» — именно так характеризуют фарфор его ценители. И, действительно, этот материал никогда не поддается старению, оставаясь идеально гладким и белым, пронося из поколения в поколение свое благородство и изящество. А уникальные свойства фарфора и по сей день делают его незаменимым в изготовлении сервировочной посуды и предметов интерьера.
За что мы ценим и любим этот белый материал?
Естественно, за необыкновенные свойства фарфора. К ним относятся не только его физические, но и эстетические качества. Самые основные из них:
- настоящий фарфор необычайно твердый и прочный. Сложно острием ножа оставить царапину на поверхности глазури;
- материал обладает повышенной термостойкостью и выдерживает большие температуры. Не боится термошоков, что позволяет горячий предмет сразу ставить под струю холодной воды;
- хороший фарфор абсолютно непроницаем. Это касается воды и различных газов. Если ваза оставляет мокрый след, значит она фаянсовая, а не фарфоровая;
- фарфор гигиеничен благодаря своей твердости и отсутствию пористости. Материал устойчив к пищевым кислотам и щелочам, что обеспечивает посуде высокую степень безопасности. И, действительно, фарфоровая и стеклянная посуда считаются самой экологичной;
- высокая степень пластичности сырья позволяет создавать изделия различной формы, украшенные рельефными рисунками любой сложности и ажурной «лепнины». Это качество придает фарфоровым изделиям дополнительную красоту и ценность;
- однородная белизна. Белый фарфор может быть «теплых» тонов и «холодных», все зависит от состава сырья;
- мелодичность. Разные виды материала звучат по-разному, но все они имеют приятный, мелодичный звук
Единственное отрицательное свойство фарфора, это его хрупкость. От удара предмет может разбиться вдребезги или же получить скол. Хотя костяной фарфор некоторых производителей не разбивается и остается целым, даже когда тарелка падает на паркет (деревянный).
Из чего делают фарфор?
Фарфор, что же это такое? Ответ прост — это особый вид керамики. А свой путь он начал в древнем Китае, проходя различные этапы совершенствования. Вначале это были глиняные чашки, обожженные на костре, затем керамические изделия, сделанные из более сложного состава глины с добавлением различных примесей. С появлением фаянса стали практиковаться разные температурные режимы обжига, что позволило получить более совершенный материал по химическим и термостойким качествам. И это – фарфор.
Состав фарфора
Из чего делают фарфор? Основные компоненты, которые всегда присутствуют в этом материале, это каолин (50%), кварц (25%) и полевой шпат (25%). Цифры, конечно, условны. Каждый производитель имеет свой собственный «рецепт» изготовления фарфора. Поэтому фарфоровые изделия разных фабрик имеют свои отличительные свойства по внешнему виду (белизна, блеск, прозрачность, звучание), а так же разные технические характеристики, что отражается на их применении. Например, из мягкого фарфора свойственно делать скульптуры, статуэтки, вазы. Твердый фарфор идеально подходит для посуды.
Есть вид фарфора, который при ударе раскалывается на мелкие кусочки, а есть такой, который бьется большими частями. Есть фарфоровые изделия, имеющие теплые оттенки белизны, а есть «холодные» цвета, уходящие в светло-голубоватые и серые тона. На это влияет как состав материала, так и сам процесс производства.
Технология производства
Если не вдаваться в подробности изготовления фарфоровых изделий, то оно состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свою специфику и ряд тонкостей:
Подготовка сырья. Этот процесс делится на две части. Первое, создание формовочной массы, из которой лепится (штампуется) само изделие. Для этого подбираются ингредиенты в определенных пропорциях. Второе, изготовление глазури, которая отвечает за внешний вид (блеск, матовость), обеспечивая химические и термические свойства изделию.
Многие известные производители качественного фарфора большое внимание уделяют созданию именно формовочной массы. Для этого ингредиенты тщательно перемалываются с добавлением воды и размешиваются до однородной вязкой консистенции. Для получения лучшего результата существует специальное оборудование, которое отвечает за «чистоту» сырья. В сухом виде компоненты размалываются до состояния муки, все инородные частицы исключаются методом просеивания через специальное сито. Металлические крупинки вытягиваются магнитами.
Так же важно количество воды в этой формовочной массе. Её излишки убираются прессом, что требует так же технического оснащения. Для лучшей однородности иногда формовочную массу оставляют в специальном «влажном» помещении для «вылеживания», при котором все компоненты одинаково пропитываются водой. Иногда уже слепленные фигуры, но не прошедшие обжиг, длительно стоят в специальном месте для естественной «усадки» материала (например, фигурки Hutschenreuther).
Изготовление формы. Для того, чтобы сделать изделие, нужны его размеры и форма. Так как при обжиге изделие уменьшается в размерах от 15 до 20% (в зависимости от вида материала), поэтому форма готовится по размеру больше. Только художник, обладающий мастерством, может точно прорисовать эти размеры, учитывая объем «сырого» изделия и его усадку после обжига.
С макета рисунка делается гипсовая форма изделия, с которой потом будет создан шаблон (некая матрица), куда будет заливаться формовочная масса. Периодически эти шаблоны заменяют на новые, так как их внутренняя поверхность истирается и перестает точно передавать рельефность рисунков.
Под действием сильной центрифужной силы смесь равномерно распределяется в этой форме и на выходе получается изделие, которое в размерах больше планируемого на 15-20%. На этом этапе некоторые формы изделий требуют индивидуальной, ручной работы. Как правило, это те предметы, которые необходимо собирать частями. Например, чайная чашка (корпус + ручка), сахарница (корпус + ручки + крышка), заварочный чайник (корпус + носик + ручка + крышка + ручка на крышке) и т.д.
Для этого используют специальную смесь – шликер. С помощью него мастер «приклеивает» к чашке ручку, к заварочному чайнику носик и прочее. Места соприкосновения хорошо «отштукатуриваются» с помощью шликера, а мокрой губкой «затираются» швы, что бы стыки были невидимыми. Это трудоемкая работа, которая совершается только вручную и профессиональными работниками. Часто эту операцию выполняют женщины, так как она требует аккуратности и особой деликатности.
Обжиг. Эта процедура совершается в два этапа. Первый обжиг изделия проходят при температуре не выше 980°C. Предметы уменьшается в размерах, так как фарфор «освобождается» от воды. После первого обжига получается «бисквитный» фарфор, для которого характерна пористость, шероховатость и матовый тон. На этом этапе происходит большая выбраковка изделий, так как многие не проходят тест на правильность пропорций. Некоторые виды фарфора при тестировании «теряют» 20 – 40 % изделий из-за неправильной формы.
Следующий этап обжига проходит при более высоких температурах (до 1500°C). Для этого изделие окунают в ванну с глазурью, которая придает изделию дополнительную прочность и характерное для фарфора качество — гладкость. Эта операция так же выполняется вручную. После окунания в глазурь на предмете мокрой губкой вытирается (от глазури) тот участок, который будет соприкасаться с поддоном. Это делается для того, что бы находясь в печи на обжиге, изделие не прилипло к поверхности поддона.
Если перевернуть фарфоровую тарелку (чашку), то с обратной стороны всегда можно увидеть шершавое место без глазури — часто это каемка дна.
Декорирование. Рисунок на фарфоровые изделия наносится разными способами. Это может быть художественная роспись, выполненная художником, что придает изделию дополнительную ценность и индивидуальность. Это может быть деколь – специальная технология, которая «накладывает» рисунок по принципу «переводилки». Для создания таких «переводилок» разработана технология с привлечением специальных красок, выдерживающих высокие температуры при обжиге. Часто в деколи используют краски с драгоценными металлами (золото, платина).
Стоит отметить, что нанесение рисунка может выполняться над глазурью и под глазурью. Что это значит для производства? Если рисунок в виде письма или деколи наносится под глазурь, значит изделие снова проходит обжиг. В результате высокой температуры рисунок вплавляется в глазурь и становится одним целым с изделием. Такая картинка никогда не сотрется и не вымоется. Иногда декорирование имеет много разных красок и видов орнамента, что требует поэтапного нанесения элементов рисунка и нескольких обжигов. Такая многоэтапная технология обжига часто применяется при инкрустациях.
В статье размещены фотографии посуды немецкой компании Розенталь.
Фарфор в общепринятом понятии — материал белого цвета, гладкий, блестящий, прочный, правда от удара может быть хрупким. Наше знакомство с фарфором, как правило, начинается с посуды и предметов интерьера. Хотя по своему назначению он делится на три группы: хозяйственный и художественный, применяемый в посуде и предметах интерьера; химический, из которого делают изделия для лаборатории; электротехнический, используемый в оборудовании. И сегодня мы обсудим, какие существуют виды фарфора в посуде, отличительные качества и особенности их внешнего вида.
Классификация фарфора
Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из истории, то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.
К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий фаянс.
Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.
Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?
Твердый фарфор
Твердый фарфор можно просто назвать фарфор. Это тот материал, характеристики которого соответствуют понятию «фарфор». Что именно?
- тонкий помол компонентов, создающий однородность материала;
- обжиг при высоких температурах;
- белый цвет разных оттенков, от молочно-теплого, до голубовато-холодного;
- твердая структура и высокая прочность. При разрезании пищи ножом на фарфоровой поверхности не остается следа/царапины;
- при постукивании деревянным предметом появляется мелодичный звон;
- при незначительной толщине имеет способность пропускать свет, становясь полупрозрачным;
- «не боится» перепадов температуры;
- абсолютно гигиеничен.
Самый большой недостаток материала – хрупкость от удара.
Характеристика внешнего вида фарфора может быть разной, если применяются низкие и высокие температуры обжига с нанесением глазури на поверхность. Причем от сложности рисунка глазурь может наноситься на изделие до шести раз. И столько же обжигов проходит предмет. Фарфор бывает:
- Бисквитный — обожженный без глазури. Имеет шероховатую, матовую поверхность, которая со временем имеет свойство впитывать влагу. Используется в таком виде редко, иногда в дизайнерских изделиях для интерьера (большие вазы, статуи).
- С твердой глазурью. Изделие имеет гладкую, блестящую поверхность. Для этого используется определенный состав глазури с примесью большого содержания кварца и других компонентов.
- С глазурью, куда входит в большом количестве полевой шпат. Такие изделия отличаются молочно-матовой поверхностью.
- С прозрачной глазурью. Самый простой рецепт, состоящий из большого количества извести и прочих ингредиентов.
Стоит отметить, что при производстве твердого фарфора идет тщательный контроль качества на всех этапах операций. Бракованная посуда после обжига иногда превышает порог в 20-25%. Поэтому цена на этот вид фарфора всегда достаточно высока.
Мягкий фарфор
Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:
Полевошпатный фарфор
В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.
Высокополевошпатный фарфор
Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и чайных сервизах, относится к категории — элитный.
Фриттовый фарфор
Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.
Костяной фарфор
В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.
Считается, что некоторые виды костяного фарфора не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.
И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.
Так как при больших температурах «выгорает» большинство красок, европейские производители часто используют для этих целей технологию деколь — бумажные «переводилки» с рисунками, сделанные специальными красками, в том числе содержащие драгоценные металлы.
Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.
Производители фарфоровой посуды
Если говорить о компаниях, которые производят настоящий фарфор, то, конечно, это европейские бренды, имеющие многовековые истории. Все они изготавливают разные виды фарфора, но некоторые работают только с твердым материалом.
Хочется отметить французское местечко Лимож, так как лиможский фарфор отличается особой белизной и твердость. Компания Haviland, расположенная в этом районе, производит изделия наивысшего класса и славится классическими дизайнами. Декорирование изделий этого бренда часто имеют инкрустации драгоценными металлами, от чего фарфор называют «президентским» или «королевским».
Немцы хорошо известны мейсенским фарфором. Отличается особым качеством Королевская фарфоровая мануфактура Берлин. Фабрика Розенталь имеет разные стилистические направления. В Чехии – фарфоровая мануфактура Богемии. Венгерская мануфактура – Herend (Херенд) известна не только качеством фарфора, но и своими необыкновенно художественными росписями, изящными формами и красочной палитрой цвета.
Бисквит (фарфор)
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета [1] . Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей и повторного, часто неоднократного обжига, но может оставаться и неглазурованным [2] [3] . Бисквитная керамика пориста и легко впитывает воду; стекловидная керамика и костяной фарфор, впрочем, не пористы даже на стадии бисквита [4] .
В более узком смысле бисквитом (англ. bisque porcelain , фр. biscuit ) называют только неглазурованный фарфор (не фаянс и другую керамику), который был обожжён один или два раза [5] . Поверхность такого фарфора очень белая, матовая и слегка шероховатая, что придаёт ему сходство с высококачественным мрамором. Пористая фактура бисквита препятствует его использованию в качестве материала для изготовления посуды, однако бисквитный фарфор с XVIII века используется как популярный материал для изготовления фигурок, украшений, скульптур, сюрту де таблей и прочих предметов, не нуждающихся в глазури для защиты поверхности. Его поверхность может быть подсвечена красителем, как, например, при производстве так называемых «бисквитных кукол».
Содержание
Галерея
Нянюшка (La Nourrice), бисквитная композиция Луи Буазо, севрский фарфор | Венера, возлагающая венок на голову Красоты, бисквитная композиция Луи Буазо (вт. пол. XVIII века, севрский фарфор) | Статуэтка из бисквитного фарфора (Лувр) | Бюст Наполеона (по модели А.-Д. Шоде, 1811) | Бюст из бисквитного фарфора Марка Антокольского |
См. также
- Бисквит (минералогия) — минералогический инструмент, сделанный из фарфорового бисквита.
Литература
- Salt D.L. Holmes W.H. The Fast Firing Of Biscuit Earthenware Hollow-Ware In a Single-Layer Tunnel Kiln. RP737. Ceramics Research.
- New And Latest Biscuit Firing Technology. Porzellanfabriken Christian Seltmann GmbH. Ceramics Forum Int. Ber.DKG 87, No. 1/2, p. E33-E34, E36. 2010.
- Kara A. Investigation Into Bloating Behaviour Of Bone China Body During Biscuit Firing. Euro Ceramics VIII Pt. 2 Trans Tech Publication’, Switzerland, pg. 1717—1720, 2004.
- Kara A., Stevens R. Interactions Between A Leadless Glaze And A Biscuit Fired Bone China Body During Glost Firing. Pt. 3. Effect Of Glassy Matrix Phase. J.Eur.Ceram.Soc. 23, No. 10, 2003, pg. 1617—1628
- Plesingerova B., Klapac M., Kovalcikova M. Moisture Expansion Of Porous Biscuit Bodies — Reason Of Glaze Cracking. Ceramics-Silikaty. 46, No. 4. pg. 159—165. 2002.
- German W.L.Modern Ceramic Practice. Maclaren & Sons. 1964.
Примечания
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Бисквит (фарфор)
- ↑ Whitewares: Production, Testing And Quality Control. W.Ryan & C.Radford. Pergamon Press / Insitute Of Ceramics, 1987.
- ↑ «Kaiser Develops A Growing Niche.» Tableware International. 23, No.7, pg. 55-56. 1993.
- ↑How bisque porcelain figurine is made — material, manufacture, making, history, used, processing, parts, components, steps, product, industry, History, Raw Materials, Design
- ↑ Dictionary Of Ceramics. Arthur Dodd & David Murfin. 3rd edition. The Institute Of Minerals. 1994.
- ↑Бисквит, род фарфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.