Бисквитный фарфор: что это такое, применение и свойства

Что такое фарфор

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

История происхождения фарфора

Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.

Россия

Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

  • вазы и подсвечники;
  • статуэтки и скульптурные композиции;
  • часы и настольные лампы;
  • живописные произведения;
  • пасхальные яйца и прочие сувениры;
  • шкатулки и канцелярские принадлежности;
  • бижутерию.

Фарфор как объект коллекционирования

Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.

Куклы из бисквита и фарфора

Данная статья посвящается куклам из материалов: неглазированный фарфор (бисквит) и собственно фарфор. Итак, узнаем, в чём разница, как правильно выбрать куклу.

Куклы из бисквита часто, но неправильно, называют фарфоровыми куклами, они были новшеством в конце 1860-х годов. До того времени куклы из фарфора были покрыты глазурью (часто таких кукол называют “китайскими”). Бисквитные куклы позволили передавать более реалистичный оттенок кожи.

Антикварные фарфоровые куклы поначалу были с кожаными или матерчатыми телами, затем стали делаться из композита. Сегодня бисквитные куклы слишком хрупкие и дорогие, для игровых целей они не производятся, бывают только коллекционными.

Что такое бисквит и фарфор?

Бисквит – это неглазурованный фарфор.

Фарфор создаётся как паста из глины и воды, которую формуют, а затем обжигают при высоких температурах. После обжига формованная голова куклы ещё несколько раз обжигается, после применения краски для росписи лица. Применение цвета необходимо для создания более реалистичного оттенка кожи.

Если в бисквит не добавляется цвета и он остается белым и неглазурованным, кукла иногда называется “паросской” (“parian”).

Производство бисквитных кукол

Кукла от Kestner, Германия, 11 дюймов.

В конце 1860-х годов несколько французских кукольных фирм создали первых неглазурованных фарфоровых кукол. Эти куклы из бисквита медленно набирали популярность, а в начале 1900-х годов бисквит стал основным материалом для производства кукольных голов, самым популярным.

Так или иначе, бисквитные куклы производились с тех пор, а набрали большую популярность они снова лишь в 1980-х годах, с появлением коллекционеров кукол.

Размеры и характеристики бисквитных кукол

Кукла считается бисквитной, если голова куклы сделана из бисквита.

Большинство таких кукол не полностью бисквитные, такими их не делают из-за большого веса и хрупкости.

Небольшие куклы, известные как полностью бисквитные, были в моде с конца 1800-х до приблизительно 1930-х годов, многие из них были известны как “куклы Пенни” (penny dolls).

Большинство бисквитных кукол имеет тело из ткани или композита.

Бисквитные куклы выпускались во всех размерах, от 1/2 дюйма до ростовых кукол (5 футов и более).

Где производят бисквитных кукол

Антикварные немецкие куклы, 7 дюймов. Торс – папье-маше, конечности – композит, голова – бисквит.

Тысячи компаний изготовляли кукол из бисквита на протяжении всей истории.

Большинство фарфоровых кукол сначала производились во Франции, а затем производства были переведены в Германию в 1880-х и 1890-х годах. В начале 1900-х годов производство большей частью перешло в Соединенные Штаты, а затем, к концу 20-го века, в Китай.

Почти все бисквитные куклы, созданные сегодня, кроме художественных авторских кукол, сделаны в Китае.

Цены на бисквитных кукол

1892, кукла от J D Kestner. Германия.

Разброс цен на кукол из бисквита огромен: самые дорогие могут стоить более $200,000, а других можно купить менее чем $5, существуют и совсем простые фарфоровые китайские куколки, маленькие, буквально копеечные.

Большинство коллекционных кукол из бисквита на массовом рынке стоят сегодня от $20 до $500 в зависимости от используемых материалов и эксклюзивности куклы.

Много прекрасных антикварных кукол из бисквита можно приобрести менее чем за $500, хотя есть многие куклы, которые оцениваются в тысячи долларов.

Современные куклы: фарфор или винил высокого качества?

1915, кукла от Armand Marseille, Германия, 13 дюймов.

Сегодня коллекционеры мечутся между коллекционными куклам, сделанными из бисквита или высококачественного винила. Что лучше? Сказать очень трудно.

Некоторые компании, такие как Himstedt, Tonner и Alexander, делают кукол только из качественного винила. Другие, такие как Мари Осмонд, делают большинство своих кукол из бисквита-фарфора.

Бисквитные куклы более хрупкие, но они имеют историю, прошлое. Винил невозможно разбить, и он является более приятным в обращении, но мы пока не знаем о его долговечности на сроках в 100 лет и более.

Как определить качество антикварной фарфоровой куклы?

Кукла бисквит на кожаном теле, Kestner, Германия, 1890.

Кукольное тело из кожи, антиквариат, Германия.

Если вы решите, что вы хотите собирать антикварных кукол из бисквита, фарфора, нужно научиться определять качество куклы, так как куклы одного и того же производителя могут широко варьироваться в цене в зависимости от способа росписи кукольного личика, типа тела, качества бисквита.

Бисквит должен не иметь чёрных точек и выемок (или содержать лишь небольшое количество таких дефектов). Бисквит должен быть слегка просвечивающим и не слишком лёгким, но и не слишком тяжёлым.

Хорошо расписанная фарфоровая кукла должна иметь детализированные окрашенные ресницы и брови, хорошо акцентированные губы и румяные щёки, но не слишком яркие и не пятнами.

Kestner, Германия, куклы 16 дюймов.

Коллекционеры предпочитают бисквитных кукол на шарнирном типе тела, которые позволяют придавать кукле больше разных поз, чем кукол на простых телах (из папье-маше), когда шарниры есть только на бёдрах и в плечах, и чем кукол полностью на жёстком кожаном теле.

Для французских фарфоровых кукол шарнирное тело из древесины или другого материала, позволяющее кукле позировать, является более предпочтительным, чем тело из кожи.

Таковы лишь некоторые основные руководящие принципы, но их уже достаточно, чтобы помочь вам начать оценивать свой первый опыт покупки антикварных фарфоровых кукол.

Удачного вам выбора!

Toybytoy.com, весна 2016.

Куклы и антиквариат в России, купить:

  • Раздел Куклы и аксессуары.
  • Предметы коллекционирования – фарфор, фаянс, керамика.

Изготовление фарфора

Производство фарфора – это тонкое искусство, химия, магия, не зря материал называют «белым золотом». Были времена, когда столовые сервизы из него ценились дороже драгоценных металлов, считались привилегией венценосных особ.

История появления

Секрет производства фарфоровой массы долгое время был тайной. Родиной материала считается Китай, где он появился в 620 году. Почти тысячу лет китайские мастера оставались монополистами, тщательно оберегали рецепт и секрет изготовления каолиновых изделий.

Тем временем европейские мастера экспериментировали, чтобы получить оптимальную формулу. В итоге в 1708 году это удалось двум немецким ученым – Беттгеру и Чирнгаузу. Им удалось получить качественное сырье для фарфора. Так началась его эра в Европе.

В том же 1708 году в Дрездене открылась первая мануфактура, занимавшаяся выпуском неглазурованных столовых приборов. Через два года мастера презентовали изделия немецкому королю – он их одобрил. А вскоре немецкие сервизы покорили другие страны.

Подробное описание сырья и технологии появилось позднее, через 20 лет. Постепенно производство освоили во Франции, Англии, России.