Велосипеды хардтейл: что это такое и как их выбрать?

Хардтейл

что это такое и зачем

Хардтейл – велосипед с рамой, в которой задний треугольник закреплен жестко и не имеет амортизации.

Данный тип велосипедов наиболее распространен и выпускается во множестве вариантов исполнения – начиная со специализированных спортивных велобайков и заканчивая прогулочными модификациями. Кроме того, хардтейлы различают также и по типу передней вилки: жесткая (так называемый «ригид») или амортизационная.

В любом случае, абсолютно все варианты велобайков с рамой типа хардтейл имеют ряд преимуществ над, набирающими популярность, двухподвесами:

  • более быстрый набор скорости на старте;
  • отсутствие раскачки при активном педалировании;
  • отсутствие торсионных смещений заднего треугольника;
  • простота конструкции (что упрощает и обслуживание);
  • более долгий срок эксплуатации и повышенная прочность рамы;
  • возможность установки багажника для перевозки груза;
  • сниженный вес;
  • более низкая стоимость.

С другой стороны, хардтейл-велосипеды не лишены и свойственных только им недостатков:

  • потеря контакта заднего колеса с поверхностью трассы при преодолении даже мелких препятствий, особенно на склонах;
  • отсутствие задней амортизации приводит к повышенной нагрузке на тело велосипедиста, что увеличивает риск получения травм;
  • жесткая конструкция заднего треугольника снижает уровень комфорта катания, что способствует накоплению усталости и снижению удовольствия от поездок.

Впрочем, все эти недостатки актуальны в первую очередь для катания вне городской среды (по пересеченной местности), для которой лучше всего приобрести двухподвесной велосипед. Хардтейлы же идеально подходят для любительского катания в черте города и спокойных велопрогулок по ровным парковым тропам. Именно это, а также ценовая доступность и простота эксплуатации, обуславливают высокую популярность хардтейл-велосипедов по всему миру.

Варианты передней вилки

Как уже говорилось выше, хардтейлы подразделяются на два варианта компоновки передней вилки: жесткая и амортизационная, при этом второй вариант имеет несколько дополнительных разновидностей, каждая из которых выделяется своими характеристиками и особенностями конструкции.

Ригид

Это, можно сказать, «базовый вариант исполнения» передней вилки (с которого, собственно, и началась история велосипедостроения). Жесткие вилки типа ригид наиболее просты и дешевы в изготовлении, а потому ими оснащаются самые доступные модели практически всех производителей велосипедов.

Помимо доступной стоимости, вилки типа ригид отличаются также своей выносливостью (из-за полного отсутствия подвижных элементов – что существенно продлевает срок их эксплуатации). С другой стороны, с ригид-вилкой велосипед перестает быть даже мало-мальски комфортным при выезде на неровную дорогу.

Чаще всего вилки ригид используются на недорогих городских моделях, прогулочных и складных велосипедах. Среди спортивных велобайков жесткая вилка чаще всего устанавливается на шоссейных и трековых модификациях, а также на BMX-велосипедах.

Пружинная амортизационная вилка

Самый доступный по цене и простой по конструкции вариант амортизационной системы для переднего колеса хардтейл-велосипеда. В корпусе подобной вилки устанавливаются стальные пружины, призванные гасить ударные нагрузки, возникающие при наезде на препятствие.

Впрочем, уровень комфорта катания с пружинными вилками повышается лишь незначительно, так как в их конструкции отсутствует демпфер для гашения колебаний. Еще один ключевой недостаток подобного вида вилок – быстрый износ пружин.

В настоящий момент простые пружинные вилки используются в основном на детских велосипедах.

Главный производитель пружинных вилок – компания SR SunTour.

Пружинно-эластомерная вилка

Это наиболее распространенный вариант велосипедных амортизационных вилок в виду их простой конструкции и приемлемой комфортности. От обычных пружинных вилок, пружинно-эластомерные вилки отличаются добавлением в конструкцию демпфера гашения колебаний в виде эластомерного стержня из резины или полимерных материалов – который делает возврат пружины в исходное положение более плавным и мягким, повышая тем самым комфорт катания.

Впрочем, без «ложки дегтя» и здесь не обходится: пружинно-эластомерные вилки также подвержены быстрому износу, вот только вместо менее нагружаемой пружины в них первым страдает эластомер. Кроме того, они крайне тяжело переносят катание при низких температурах – так что зимой велосипед с такой вилкой лучше не эксплуатировать.

Среди лидеров в области производства пружинно-эластомерных велосипедных вилок выделяется компания RockShox, захватившая большую часть рынка.

Воздушная амортизационная вилка

Пожалуй наиболее привлекательный вариант для не экстремального катания, в том числе вне городских дорог. Воздушные вилки более легки, а хороший уровень амортизации делает их идеальными для комфортного катания по ровным дорогам. Роль пружины и демпфера в таких вилках выполняет накачиваемый воздух, запасы которого время от времени приходится пополнять при помощи обычного велосипедного насоса.

Впрочем, за повышенный уровень комфорта приходится платить аккуратностью использования, так как при больших нагрузках выходят из строя манжеты амортизаторов, после чего вилка приходит в негодность и требует, как минимум, ремонта.

Ведущий производитель воздушных амортизационных вилок – компания RST.

Масляно-воздушная вилка

Это достаточно дорогой вариант, чаще используемый на велосипедах средней ценовой категории для начинающих спортсменов. В конструкции таких вилок роль пружины выполняет накачиваемый воздух, а роль демпфера отведена масляному картриджу, который гасит колебания и срабатывает на небольших неровностях, пропускаемых классическими воздушными амортизаторами – такое решение значительно повышает уровень комфорта катания.

Кроме того, такие вилки менее восприимчивы к низким температурам. Они характеризуются довольно высокой эксплуатационной надежностью, но при этом велосипедисту придется постоянно проверять уровень давления воздуха и регулировать его (в зависимости от окружающей температуры).

Лидерами в области производства масляно-воздушных вилок можно назвать компании Marzocchi, Manitou, DT Swiss и Rock Shox.

Масляно-пружинная вилка

Вариант для максимально экстремального катания. Вилки с масляно-пружинным наполнением гораздо выносливее остальных и способны выдерживать самые жесткие нагрузки, возникающие, к примеру, в момент приземления во время прыжков на трамплинах. Используются они преимущественно на дорогих спортивных велосипедах, но их самые дешевые варианты можно встретить и на велобайках среднего ценового диапазона.

Разумеется, и у них есть некоторые недостатки: масляно-пружинные вилки уступают масляно-воздушным в широте диапазона регулировок, а также несколько хуже гасят ударные нагрузки.

Качественные масляно-пружинные вилки имеются в «арсенале» компаний FOX, Marzocchi и DT Swiss.

Все вышеперечисленные типы вилок, помимо своего «основного» исполнения, имеют также ряд дополнительных конструктивных вариаций:

  • Перевернутые – вилки, имеющие «перевернутую» конструкцию с нижним расположением амортизационных поршней. Такие вилки лучше отрабатывают небольшие неровности и обеспечивают более надежное сцепление с дорогой за счет снижения неподрессоренных масс. С другой стороны, подобная конструкция повышает вес вилки и увеличивает стоимость её изготовления.
  • Многопоршневые и многорычажные – вилки со сложной составной конструкцией, в которой используется сразу несколько пружинных и демпфирующих компонентов. Характеризуются лучшим обеспечением комфорта катания, но при этом крайне сложны в обслуживании и слишком дороги для использования на непрофессиональных велосипедах.
  • Вилки с одной «ногой» – появились в начале 90-х благодаря компании Cannondale. Отличаются использованием только одной (как правило, левой) «ноги», необходимая легкость и прочность элементов конструкции которой достигается за счет активного использования углеволокна и прочих синтетических материалов.

Разновидности хардтейлов

При внешнем сходстве далеко не все велосипеды одинаковы. Среди хардтейлов существует деление на множество подвидов, ориентированных под конкретные цели использования. В первую очередь это относится к спортивным велосипедам, но свои разновидности имеются также и у обычных велобайков (рассчитанных на массовую аудиторию).

Фрирайд

Cамый экстремальный вид катания на горном велосипеде, требующий максимально надежного байка. Хардтейлы в данной дисциплине используются редко, но имеющиеся модели отличаются жесткой укороченной рамой, малым выносом руля, надежной амортизационной вилкой с увеличенным ходом, гидравлическим тормозом и, желательно, 10-скоростной трансмиссией.

Качественные хардтейлы для фрирайда выпускает компания Specialized. Более дешевым аналогом могут стать freeride-HT байки от российско-немецкой компании Stark.

Эндуро

Дисциплина, включающая в себя несколько подвидов соревнований на выносливость. Enduro-хардтейлы характеризуются использованием прочных, но при этом легких рам из хромомолибденовой стали или карбона с длинной колесной базой для лучшей устойчивости. Кроме того, данный подтип хардтейлов оснащается амортизационными вилками с ходом в пределах 110-150 мм для лучшего баланса между амортизацией и раскачкой; надежной трансмиссией со средним переключателем для исключения контакта с элементами трассы; широким рулем для повышения маневренности; а также только гидравлическими тормозами для обеспечения безопасности катания.

Эндуро-велосипеды выпускают многие производители, но лидерами рынка считается компания Marin.

Форкросс

Дисциплина (известная так же как 4Х, дуал-кросс или байкер-кросс), предусматривающая одновременную гонку четверых велосипедистов по подготовленной трассе с множеством различных препятствий. Для нее лучше всего подойдет хардтейл-байк массой не более 13 кг с короткой верхней трубой, укороченными перьями заднего треугольника и вилкой с ходом до 140 мм. Кроме того велосипеды для данной дисциплины получают максимально легкий обвес и контактные педали для более точного контроля разгона.

В России наибольшую популярность получили форкросс-байки от брендов Format, Stark и Giant.

Трейловые

Соревнования по скоростному преодолению искусственной полосы препятствий, во время которых велосипедисту запрещается касаться трассы ногами. Велосипед для трейла должен отличаться повышенной устойчивостью, отличной управляемостью и готовностью к различным прыжкам. Поэтому trail-хардтейлы получают жесткую раму с заниженным центром тяжести и укороченным задним треугольником, жесткую или максимально легкую амортизационную вилку и широкие колеса. Их вес, как правило, не превышает 10 кг, что обеспечивается минимальным использованием «лишних» деталей. К примеру, на профессиональных моделях не устанавливается даже седло.

Лучшие трейл-байки поставляют бренды Trek, Stark и Mongoose.

Кросс-кантри

Самый распространенный вид велогонок по пересеченной местности, включенный также в программу Олимпийских игр. Хардтейл для cross-country характеризуется сниженной массой рамы и навесного оборудования, использованием более широких покрышек с грязевым протектором, многоскоростной трансмиссии, узкого спортивного седла и удлиненных шатунов.

Для дисциплины кросс-кантри горные хардтейл-велосипеды выпускают практически все производители, но в среде профессиональных спортсменов на особом счету байки от Specialized, Giant, GT, Trek и Kona.

Зрелищное катание по подготовленной грунтовой или песочной трассе с трамплинами для прыжков и выполнения трюков. Особенности данной дисциплины требуют использовать хардтейл с увеличенной колесной базой, широкими покрышками и, довольно часто, 1-скоростной трансмиссией. Кроме того, для облегчения выполнения трюков dirt-байки не оснащают передним тормозом, а некоторые профессиональные спортсмены предпочитают также облегчить вес байка установкой жесткой передней вилки.

Одним из ведущих производителей дёрт-хардтейлов является компания Merida. Кроме того, неплохие дёрт-байки выпускают Bergamont, Scott и Specialized.

Стрит

Катание по городу с преодолением естественных и искусственных препятствий: перила, бордюры, лестницы и т.д. Велосипед для street-покатушек во многом схож с байками для кросс-кантри, но при этом профессиональные модели получают более прочные рамы и шатуны для безопасного скольжения по перилам и трубам, а их управляемость повышается за счет установки 24-дюймовых колес.

Считается, что лучшие велобайки для стрит-катания выпускает компания Merida.

Шоссейные

Категория хардтейлов, предназначенных для скоростных гонок по асфальтированным дорогам. Кроме того, в эту категорию входят также циклокроссовые велосипеды, предусматривающие в рамках одного гоночного заезда катание как по шоссе, так и по незначительному бездорожью.

Шоссейные хардтейлы отличаются использованием обтекаемой облегченной рамы, узких колес с асфальтовыми покрышками, спортивного изогнутого руля типа «рог» и вилки-ригид.

Качественные шоссейные велосипеды выпускают компании BMC, Cervelo, Giant, KTM, Merida, Mongoose и Specialized.

Туристические

Это разновидность хардтейлов, рассчитанных на длительные велопоходы, в том числе по незначительному бездорожью. Как правило, туристические модели получают 28 или 29-дюймовые колеса, удлиненную раму и дополнительный обвес в виде крыльев, фар, багажника или дорожной сумки.

Лидерами в области выпуска туристических хардтейлов считаются бренды Kross и Trek.

Гибридные

Это хардтейлы, в конструкции которых объединены достоинства горных и шоссейных велосипедов – для более комфортного катания в городских условиях. От горных байков в гибридах используется вертикальная посадка (следовательно, и геометрия рамы), более широкие покрышки для повышения сцепления с дорогой, амортизационная вилка для плавного преодоления небольших дорожных неровностей. Шоссейные же велосипеды подарили гибридам облегченную массу рамы и обвеса, а также многоскоростную трансмиссию для повышения коростных качеств.

Лидерами в сегменте гибридных велосипедов можно назвать компании Dewolf, Giant, KTM, Marin, Polygon и Trek.

Городские

Cамый распространенный (в бюджетном сегменте) вид хардтейл-велосипедов, отличающийся простотой конструкции, ценовой доступностью и ориентированностью на спокойное катание в пределах города. Часто городские модели дополняются полным комплектом обвеса: крылья, защита цепи, мягкое седло, багажник или передняя корзина для поездок в магазин.

Городские модели выпускают практически все известные производители. Но бюджетных велосипедах стоит «поговорить» отдельно…

В крупных торговых сетях часто можно встретить хардтейл-велосипеды, брендовую принадлежность и производителя которых порой даже продавцы точно назвать не могут. К подобным «творениям» велосипедной индустрии лучше даже не присматриваться (не смотря на их ценовую привлекательность).
В лучшем случае слишком дешевый «нонеймовый» велосипед прослужит один летний сезон и «благополучно» потребует глобального ремонта или отправки на свалку, ну а в худшем случае его рама лопнет при первом же жестком приземлении после небольшого прыжка на кочке.

Если уж и экономить, то стоит посмотреть в сторону более-менее зарекомендовавших себя брендов, например российских компаний Stels, Stinger, Forward и Atom, которые имеют современные производственные площадки и используют вполне добротные для своего ценового диапазона комплектующие. Также бюджетные модели время от времени поставляют и компании более высокого уровня, к примеру Stark, Trek, Dewolf и т.д.

В любом случае необходимо помнить, что бюджетные велосипеды категорически не годятся для полноценного спортивного использования. Качество их комплектующих, надежность тормозной системы и прочность рамы рассчитаны на спокойное прогулочное катание по городу или незначительному бездорожью. При агрессивной манере катания по внедорожным трассам или выполнении прыжков с трамплина такие велосипеды несут огромную опасность для здоровья велосипедиста из-за риска внезапного отказа тормозов или поломки рамы.

Что выбрать хардтейл или двухподвес?

Очень спорная тема, которая разрастается на велофорумах на десятки страниц;)

Частый вопрос среди всех уровней катающихся людей. Обе категории относятся к категории горных велосипедов (MTB) и предназначены для бездорожья. Не будем вдаваться в подробности что хардтейлы и двухподвесы бывают разных типов внутри своих категории (кросс-кантри, дерт, фрирайд, ол-маунтин и прочее). Наша задача разобраться в общем понятии обьектов изучения.

  • Хардтейл – велосипед не имеющий заднего амортизатора, только передний или даже без него (hardtail – жесткий хвост) ;

  • Двухподвес – велосипед имеющий передний и задний амортизатор .

Лично имею опыт катания на хардтейле с вилкой 150 мм в течении около 3-4 сезонов во всех дисциплинах куда успевал добраться – просто катание, дерт, мини даунхилл и был дико всему рад на нем.

Потом меня унесло больше в спусковую дисциплину и универсальный хардтейл “разложился” на дертовый BlackMarket Mob с вилкой 100мм и двухподвес Specialized Demo 7 180 мм ходу для даунхилла на последующие 5 сезонов и я был в диком восторге от обоих.

Все очень и очень зависит от ваших целей в катании и бюджета. Бывают хардтейлы за 5 тысяч и двухподвесы за 15. Бывают более прокаченные велосипеды за 115 и 315 тысяч рублей соответственно. Бывает владелец безоговорочно рад велосипеду за 15 тысяч рублей, а бывает крайне недоволен моделью за 150 тысяч рублей. В каждом из этих вариантов выбирать нужно из конкретных целей и желаний.

В чем отличия хардтейла от двухподвеса?

1. Цена;

Хардтейл при одинаковом навесном оборудовании всегда будет стоить дешевле на более чем на 20-30%. Двухподвес дороже в производстве с точки зрения рамы (конструкция), а также у него идет дополнительный компонент – задний амортизатор.

2. Раскачка и эффективность;

На хардтейле вы сможете ехать почти всегда быстрее. В положении стоя, активно крутя педали, вы не будете тратить лишню энергию на раскачивание подвески. Вся ваша энергия на хардтейле будет переходить сразу в скорость. В дорогих двухподвесных моделях существуют различные системы против раскачки, но все равно она всегда остается в какой-то мере.

3. Навесное оборудование;

Обычно имея какой-то бюджет, например 50 тысяч рублей, выбирают что лучше – хардтейл или двухподвес. При таком подходе, двухподвес будет иметь более простое оборудование всегда.

4. Вес;

Двухподвес будет всегда весить больше на 1-6 кг. Вам будет тяжелее переносить на этаж/в машину, велосипед будет медленее катится и сложнее поддаваться разгону.

5. Комфорт;

На хардтейле, катаясь по лесу или бездорожью всегда будет существенно жестче и менее комфортно. Двухподвес здесь выигрывает очень сильно.

6. Драйв;

Пожалуй на хардтейле получить драйв проще, опять таки за счет того, что для этого потребуется сильно меньше ваших сил и достаточно минимального уклона в лесу активно прохватив между елок по тропинкам.

7. Обслуживание;

Дополнительные расходы может понести владелец двухподвеса. Так как потребуется время от времени обслуживать подшипники в раме и задний амортизатор.

8. Внешний вид;

Двухподвес выглядит брутальнее и, пожалуй, привлекательнее.

Плюсы и минусы двухподвеса и хардтейла

Таблица отражает суть вопроса. Новичок из нее выберет хардтейл, а более продвинутый, знающий сколько комфорта дарит двухподвес, скорее всего при наличии нужного бюджета выберет именно двухподвес.

Стоит ли покупать недорогой двухподвес до 30 – 40 тысяч рублей?

На этот вопрос у меня два ответа.

1)Если очень очень хочется, то можно. Однако будьте готовы ко всем минусам такого велосипеда, а также в зависимости от цены – проблем с навесным оборудованием или подвеской. Особенно если вы будете кататься хоть сколько нибудь экстремально (не советую).

2)Не стоит. Подойдите к этому разумно – лучше купить за эту сумму приличный хардтейл, который уж точно порадует вас и навеской и ценой. А потом поднакопив, можно продать этот и приобрести двухподвес.

Почему хорошие двухподвесы такие дорогие?

Все познается в сравнении. Хорошие двухподвесы, также как и хорошие машины стоят своих денег. Каждый компонент/запчасть двухподвеса за 100 000 рублей в отдельности, может стоить как дешевый велосипед и она будет отрабатывать свои деньги на 100%.

Такие велосипеды легкие, прочные, имеют мощные тормозам, накатистые/быстрые колеса, продвинутую систему амортизации, которая работает как на мелких, так и на крупных кочках, трансмиссия способна легко выдержать горные походы по несколько сот километров, все подшипнии в каретке, рулевой, втулках закрыты от грязи и можно продолжать также рассказывать про каждый элемент в отдельности.

Надеюсь полно ответил на вопрос и вы сможете теперь определиться. Если у вас останутся вопросы – пишите в комментариях.

Другие полезные статьи:

Автор статьи: Смирнов Денис. Гонщик – даунхил, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом c 2006 года.

В чем особенность и преимущества Хардтейла

Хардтейл является одним из самых популярных и универсальных семейств велосипедов. Большинство любителей прогулок на велосипедах пользуются именно этими моделями, даже не подозревая о разновидности своего железного коня. Название велосипеда говорит само за себя — в переводе с английского хардтейл — «жесткий хвост». Другими словами, на таких экземплярах амортизационная вилка стоит только на переднем колесе, но не на заднем.

Сколько нужно, чтобы было удобно

Нельзя считать, что велосипед, на котором оба колеса имеют амортизационную вилку —двухподвесной, будет значительно и однозначно лучше, чем хардтейл или ригидный велосипед. В каждой конструкции есть как свои достоинства, так и недостатки. Прежде чем отправляться за покупкой велосипеда, стоит понять для себя, как вы будете кататься.

Сами хардтейлы бывают с жесткой вилкой и с амортизационной. Имеющие ригидную вилку велосипеды быстрее разгоняются и имеют меньшую массу, имеют меньшую стоимость и обычно лучше укомплектованы. Но пользователь, который рискнет кататься на таком хардтейле не по ровным дорогам, а по постоянным неровностям, рискует заработать поражение суставов и проблемы с позвоночником.

Цена на хардтейлы с амортизационной вилкой ощутимо выше, но она полностью оправдана.

Амортизация переднего колеса вберет в себя все неровности дорожного покрытия, защитит ваши суставы от возможных повреждений. Она снизит лишнюю вибрацию руля, улучшив маневренность и управляемость аппарата. Да и цена зависит не только от одной передней вилки.

Двухподвесные модели имеют значительно больший вес по сравнению с аналогами. Катание на таких моделях обычно максимально комфортное, ничто не заставляет наездника трястись. Но скорость на таком велосипеде развить максимальную не получится, так как часть вкладываемой в педали водителем энергии будет уходить в погашенном виде именно из-за двух амортизационных вилок.

И получается, что для набора обычной скорости хардтейла владельцу двухподвесного велосипеда придется вложить вдвое больше сил.

Что выбрать — хардтейл или двухподвес

Технически как хардлейлы, так и двухподвесы относятся к разряду горных велосипедов. Обычно в их сторону склоняются поклонники активных видов отдыха, которые хотят передвигаться по пересеченной местности, покорять вершины и загородное бездорожье. Вес таких моделей обычно превышает средние и увеличивается до 20 килограмм за один велосипед, что обеспечивает ему надежность и устойчивость на дорогах.

Чтобы определиться с выбором, нужно решить, где будет использоваться велосипед. Использовать хардтейл для катания кросс-кантри такая же неудачная идея, как и использовать двухподвес в гонке с хардтейлами по ровному бездорожью. Хардтейл имеет меньший вес за счет амортизации только на одном колесе, что позволяет ему получать большую скорость на ровных дистанциях по сравнению с двухподвесным велосипедом.

Если же предполагается постоянное катание на небольших холмах, большом количестве подъемов и спусков, резких поворотов и изменений плотности земли — наличие песка, щебня или гальки, то лучше хардтейл не выбирать. Так как сзади на хардтейле стоит жесткая вилка, то и на всех ухабах и кочках наездника будет трясти. А столкновение с любым более серьезным препятствием на большой скорости может закончиться вылетом из седла или даже переломом.

Преимущества

У хардтейлов есть несколько преимуществ, которых нет и не может быть у двухподвесных вариантов. Конечно, катание на таком велосипеде предполагает опыт и соответствующие навыки катания у велосипедиста, а также более частый ремонт из-за вибрации всего велосипеда, но у него множество достоинств:

  • Старт на таком велосипеде будет быстрым и легким;
  • Нет смещений заднего треугольника, что очень актуально для людей с избыточным весом;
  • Не нужен постоянный профилактический уход и ремонт — двухподвесные рамы требуют минимум раз в полгода осмотра и замены стертых подшипников;
  • Цена вопроса — заменить треснувшую раму на новую проще и дешевле, чем у двухподвесного аналога;
  • Легко устанавливается задний багажник;
  • Нужно учитывать, что заднюю часть велосипеда часто будет заносить во время поворотов;
  • Количество затрат энергии значительно ниже.

Особенности хардтейлов таковы, что при выборе этого велосипеда нужно внимательно ознакомиться с предстоящей поездкой. Наличие постоянной вибрации, ям и столкновений напрямую негативно воздействует на простату у мужчин, появление микротрещин в позвоночнике, суставах рук и ног, приводят к проблемам со спиной, коленями и не прощает ошибок ведения транспорта. Если уже имеются проблемы с суставами, травмы колена или нарушения работы внутренних органов, то стоит задуматься о выборе двухподвесного велосипеда.

Отдельно стоит упомянуть существование хардтейлов с большим диаметром колес. Двадцатидюймовые велосипеды обладают рядом особенностей — они легко преодолевают небольшие неровности дороги благодаря отлично подобранной карбоновой или алюминиевой вилке, увеличенной мягкости моделей и отличным накатом. Однако придется сильно постараться, чтобы этот велосипед развил большую скорость. Нужно больше сил для приведения его в движение, но многие профессионалы предпочитают такие найнеры, потому что они добавляют уверенности в преодолении препятствий, позволяют чувствовать себя более удобно и максимально комфортно.

В первую очередь стоит отметить, что ремонт таких аппаратов обойдется дороже, дольше и сложнее. Самостоятельно вряд ли получится заниматься поправкой состояния велосипеда, а постоянные катания в мастерскую не добавляют удовольствия. Скорость такого велосипеда отличается от ригидного или дартхейла, за счет большого веса. Этот вес складывается из более тяжелой, но необходимой тяжести рамы, тяжести подвесов обоих колес и дополнительных аксессуаров.

Стоимость такого велосипеда также будет значительно выше, чем у дартхейла. За стоимость одного неплохого двухподвеса можно приобрести до 5 хороших дартхейлов и до 10 ригидных велосипедов без лишних аксессуаров. Вес двухподвеса больше, что усложняет его перенос в необходимых местах, затаскивание домой на определенный этаж и количество сил, которое потребуется для старта.

Однако этот вариант во много раз безопаснее для здоровья человека. Здесь намного меньше нежелательных встряхиваний, вибрации и прочих неприятных моментов дороги.

Выбор очевиден при наличии хронических заболеваний костей или даже предрасположенности к проблемам с позвоночником. Двухподвесные велосипеды отлично уравнивают неровности дороги и позволяют владельцу кататься в свое удовольствие, не превращая езду в каторгу.

Что собой представляет велосипед хардтейл?

Введение

Вполне нормально, что каждый любитель, желающий просто прокатиться несколько раз в год на велосипеде, не хочет выкладывать большие суммы на двухколёсный транспорт. В среднем люди не готовы тратить более 150–250 долларов на приобретение велосипеда, тем более горного, ассортимент которых представлен в веломагазинах довольно широко.

В наше время существует огромное множество разных видов велосипедов

Большинство из начинающих наездников велосипедов думают о покорении горных вершин, беззаботной езде по грунтовке и лёгкому бездорожью. Но реальность показывает обратное — за пределы города выезды совершаются довольно редко. Поэтому прежде чем выбирать разновидность горного велосипеда, стоит несколько раз подумать, для каких целей, на самом деле, он нужен и где на нём будут ездить.

Для каких целей выбирают горный велосипед

Сперва стоит обратить внимание, что к маунтинбайкам относятся такие виды велосипедов, как двухподвесные и хардтейлы. Как правило, свой выбор на них останавливают любители активного отдыха и загородных дорог.

Основное предназначение таких велосипедов — езда по грунтовым трассам и бездорожью. Ввиду этого вес агрегатов не превышает двадцать килограмм и обладают они уверенной устойчивостью. По специфике езды велосипеды МТБ подразделяются на агрегаты для прыжков с трамплина, кросс-кантри, скоростного спуска на горной местности, а также фрирайда. Каждый из них имеет свои специфические черты, поэтому использовать один велосипед для всех этих целей практически невозможно. Например, если использовать велик для скоростных спусков или же для кросс-кантри, то обращать внимание нужно на число скоростей: чем больше число скоростей, тем лучше будет для начинающего спортсмена (в среднем число скоростей устанавливается от 18 до 27).

Однако если выбирать модель для начинающего, непрофессионального спортсмена — стоит обратить внимание на две модели: хардтейл или двухподвес.

Особенности хардтейла

При первом упоминании слова хардтейл многие задаются вопросом — что же это такое? Если это слово переводить с английского языка, то означает оно либо жёсткий хвост, либо жёсткая задняя часть. В понятии велосипедистов это велосипед с передней амортизационной вилкой. Сзади расположена рама в виде жёстко закреплённого треугольника. Выполнено это для уменьшения веса велосипеда, так как использование дополнительной подвески намного увеличит общую массу всей конструкции. При сравнении с двухподвесным велосипедом у хардтейла проходимость значительно ниже. Использование этих велосипедов для кросс-кантрийных гонок с множеством ям, ухабов, твёрдых и мягких неровностей не лучшая затея. Хардтейлы же прекрасно себя проявляют при езде по относительно ровной дороге, скорость на них можно развивать гораздо большую, нежели на велосипедах с двумя амортизационными вилками.

Виды хардтейлов

Велосипеды с жёсткой вилкой обладают не только более лёгким весом и лучшим накатом, но и более низкой стоимостью. Однако лучше всего на них кататься по ровным дорогам, иначе есть риск повреждения суставов.

Хардтейлы же с улучшенной амортизацией стоят значительно дороже, что вполне оправданно. Амортизационная вилка берёт на себя поглощение дорожных неровностей, а также защищает от ударов суставы. Именно от дополнительной вилки и будет зависеть окончательная стоимость хардтейлового велика.

Если будущий спортсмен хочет сэкономить средства, то можно выбрать агрегат с пружиной или же с пружинно-эластомерной вилкой. Это оправдано в том случае, если начинающий велосипедист не намерен покорять грязевые преграды и горные склоны. Если же упор идёт на участие в скоростных кросс-кантрийных гонках или иных каких-то серьёзных соревнованиях — лучше обратить внимание на спортивные велики с пружинно-масляной амортизационной вилкой или же с воздушной.

Принципиальные особенности горных хардтейлов

  • Стоимость ремонта подобных агрегатов невысокая, а в эксплуатации они весьма неприхотливы.
  • На качестве наката и эффективности педалирования хорошо сказывается наличие жёсткой рамы, которая выполнена из алюминия или карбона. Это, в свою очередь, способствует уменьшению энергозатрат. При меньшей нагрузке при кручении педалей скорость будет расти, а нагрузка оставаться прежней.
  • Для езды на подобном агрегате необходимы минимальные навыки катания на высокой скорости. Надо быть всегда начеку, когда приходится преодолевать какие-то мелкие или крупные неровности. Задняя часть может иметь небольшой занос или потряхивание ввиду своей жёсткости. А если без осторожности начать преодолевать препятствие — можно запросто перелететь через руль или завалиться набок.
  • И также особое внимание нужно уделить своим суставам. Жёсткая подвеска имеет большую отдачу в ноги и в коленные суставы в частности. Нужно быть предельно осторожным, дабы не попасть в неприятную ситуацию и не травмировать колени. Ещё стоит задуматься о наличии довольно частой вибрации при езде, это может сказаться на внутренних органах. Сотрясению поддаются колени, позвоночник, иные суставы.
  • При езде на этом байке практически полностью отсутствует раскачивание. Это могут оценить настоящие велотуристы, а также профессиональные гонщики.
  • На хартдейл можно запросто установить багажник для перевозки детей.

В чём плюсы двадцатидевятидюймовых хардтейлов

Если рассматривать хардтейл–найнер, то это отдельная ветка велосипедов, диаметр колёс у которых превышает стандартный размер, а именно 29 дюймов. Эти модели обладают превосходным накатом, но придётся неслабо потрудиться, дабы разогнать такой велосипед до предельной скорости. Преодолевать препятствия (лежачие полицейские, кочки, ухабы, грязевые преграды) на этом агрегате в несколько раз проще, так как этот двухколёсный друг имеет приличную мягкость при прохождении всяческих препятствий на пути.

Это всё и стало причиной того, что большинство профессионалов, любящих кросс-кантрийные трассы, пробуют сменить свой велосипед на найнер. Этот велик способен придать большую уверенность при преодолении сложных участков. Увеличение длины обода гарантирует пологое прохождение ям, ухабов и выемок. Это происходит благодаря тому, что мелкие неровности скрадываются за счёт большой окружности колеса. А также можно не сбавлять скорость при преодолении каких-то препятствий. Это возможно благодаря хорошему сохранению крутящего момента. Да и показатели могут быть куда более лучшими просто из-за того, что велосипедист чувствует себя более комфортно и удобно на велике.

Минусы двухподвесов

Несомненно, двухподвесный велик имеет большую мягкость по отношению к хардтейлу, но есть и некоторые отрицательные особенности подобных велосипедов:

  • Повышенная масса, которая достигается ввиду установки второй амортизационной вилки.
  • Стоимость действительно качественного и стоящего велосипеда, который будет по-настоящему хорошо вести себя на препятствиях, достигает не сто и не двести долларов, а составляет порядка 800–1000 «зелёных».
  • Чтобы набрать большую скорость на двухподвесном велике, нужно приложить достаточно усилий.
  • Ввиду сложной технической конструкции ремонт двухподвеса будет и сложнее и дороже, по сравнению с хардтейлом.

На чём остановить свой выбор

Если складывается такая ситуация, что нужно выбирать, хардтейл или полноценный двухполвесный велосипед, то в первую очередь надо исходить из того, какие преграды предстоит преодолеть и какой стиль езды более близок начинающему спортсмену. Если в качестве трассы для катания будет выбрана шоссейная городская дорога и окрестности города с минимальным количеством сложных труднопроходимых препятствий — лучше выбирать хартдейл. Он более скоростной и лёгкий, как раз подходит для города. Если же в качестве маршрута будет выбрана более сложная трасса, велосипедист намерен покорять горные склоны, лесные тропы и бездорожья — в таком случае лучше подумать в первую очередь про суставы и выбрать более мягкий двухподвес.

Подведём итоги

Выбирая велосипед, в первую очередь нужно определиться с тем, для каких целей он нужен и какие преграды на нём будут преодолеваться. Для простого катания не нужно выбирать сложные навороченные и очень тяжёлые конструкции. Достаточно одноподвесного скоростного велика, чтобы получить настоящее удовольствие от катания. В противном случае ваш вариант более сложный в конструктивном плане агрегат.

Поход — это не только большое приключение, но и тщательная подготовка. В дороге может застать дождь или понадобиться переправа через реку. В этом случае понадобится специальный рюкзак драйбег, который защитит вещи от промокания.

Современное катание на скейте всё активней уступает использованию фриборда. Эта модификация позволяет достичь новых умений и выполнять трюки, как на сноуборде. Это достигается за счёт его необычной конструкции.

Мы настолько привыкли к цепным велосипедам, что существование других разновидностей даже не рассматривается. А зря! Ведь существует ещё велосипед с карданом, который начал выпускаться гораздо раньше цепных моделей.

Ты толстый! 5 фактов о фэтбайках, за которые любят и ненавидят эти велосипеды

Еще одна попытка изобрести велосипед заново. Между прочим, изображения прототипов велосипедов на широких колесах встречались еще в тридцатых годах XX века — так хотелось людям придумать что-то свежее для, казалось бы, очень традиционного и простого транспортного средства. Зачем? Ну как же! Что может быть лучше, чем бороздить на велике сугробы где-то вдали от существующих троп или покорить на двух колесах песчаный бархан? Сегодня говорим об одном из самых необычных типов серийных велосипедов — фэтбайке.

За что любят и ненавидят фэтбайки:

Вседорожный велосипед

Что такое фэтбайк по своей сути? Это тот же привычный велосипед — ригид, хардтейл, двухподвес, — но на очень широких покрышках. Ширина резины в 4—5 дюймов (10—12 сантиметров) дает просто невероятно большое пятно контакта колеса с поверхностью. Но это не единственная фишка фэтбайков. Эти покрышки можно накачивать совсем небольшим объемом воздуха — в отдельных случаях всего по 0,2 атмосферы. Для сравнения: давление в колесах горного велосипеда обычно составляет 3—4 атмосферы (по крайней мере так рекомендуют производители шин).

Мягкая, широкая резина с хорошим протектором — это то, что позволяет такому велосипеду ехать там, где ни один другой не проедет. Да на таких колесах — только вдумайтесь! — даже покоряли Южный полюс. Фэтбайк — это вездеход в мире велосипедов. И это самое главное его достоинство.

Тяжелый велосипед

А вот один из главных недостатков этого велосипеда — его вес. «Толстячка» создавали на основе «горников», которые также не могут похвастаться легковесностью. Прибавьте к этому увеличенные размеры вилки, рамы и колес. А как вам покрышки, каждая из которых весит где-то по килограмму?

Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.

Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).

Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.

Особенный велосипед

На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.

Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.

Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.

S-TEAM — клуб путешественников

  • Походы
    • турпрограмма
      • 55 мест подолья
    • о велотурах
      • типы велотуров
      • памятка велосипедисту
      • как мы питаемся?
      • что еще?
  • Фото
  • Видео
  • Маршруты
  • Публикации
  • Связь

Кросс-кантри. Выбор велосипеда. Хардтейл или двухподвес?

Вопрос этот до сих остается краеугольным. Мир велосипедистов разбит на два лагеря: приверженцы хардтейлов и почитатели подвесов.

Рассмотрим эти два типа велосипедов объективно.
Что же такое хардтейл и что такое двухподвес? Зачем нужна задняя подвеска? Какие плюсы и минусы обоих конструкций? И самое главное — какая из них нужна именно тебе?

Сразу хочу отметить, что сам являюсь обладателем подвеса, но это никак не повлияет на объективность статьи, так как прежде чем пересесть на «диван» откатал свое на нескольких жестких рамах, а затем на нескольких подвесных.

Хардтейл

Хардте́йл (от англ. Hard — жесткий и англ. Tail — задняя часть) — это велосипед имееющий только переднюю амортизационную вилку. Такие велосипеды имеют меньшую проходимость по сравнению с двухподвесамии, они более комфортны на укатанных тропах, дорогах, но проигрывают на участках с ярко выраженным рельефом (именно трассы с неровностями, ямами, корнями и другими препятствиями, которые и являются основным атрибутом дисциплины КК (кросс-кантри)). На сегодняшний день ХТ (хардтейл) — наиболее распространенный тип велосипеда.

Что есть у хардтейлов такого, чего нет у подвесов?

  • более быстрый и уверенный старт
  • отсутствие проблем с раскачкой в седле при педалировании (но стоит заметить что в некоторых современных задних амортизаторах (версии Fox Pro Pedal и другие) эта проблема уже устранена)
  • отсутствие торсионных смещений заднего треугольника (актуально для гонщиков и людей с избыточным весом). Проще говоря, при входе в поворот на большой скорости хардтейл выиграет несколько сотых секунды из-за того что рама не будет поглощать центробежную энергию.
  • за жесткой рамой не требуется профилактический уход (подвесным рамам нужно проводить ТО раз полгода на предмет замены смазки в местах крепления шарниров, а также на предмет износа подшипников). К слову на подвесной раме я стер 4 подшипника за полгода. Но все же это не проблема — новые подшипники дешевы и просты в установке
  • стоимость. Если треснет жесткая рама — неприятно, но купить новую будет гораздо дешевле, чем в 4 раза более дорогой подвес (этот пункт не очень актуален так как современные рамы любого типа ОЧЕНЬ сложно сломать)

Какие качества можно выделить ключевыми при выборе хардтейла?

  • сравнительно невысокая стоимость
  • дешевизна и простота в эксплуатации и обслуживании
  • меньше затрат энергии для движения на велосипеде
  • отсутствие раскачки (актуально для гонщиков или туристов с багажниками + в современных амортах есть функции устраняющие раскачку Fox RP2 ProPedal к примеру)
  • возможность установки туристического полноценного багажника

Какие качества можно отнести к серьезным минусам?

  • жесткая рама требует соответствующих навыков от велосипедиста, особенно на высоких скоростях, так как она не прощает ошибок и не исправит резкого неожиданного препятствия в виде дорожной ямы, древесного корня, лежачего полицейского и т.п. В таких случаях неопытные велосипедисты заканчивают поездку падениями с разными степенями сложности
  • отсутствие подвески при езде в стиле кросс-кантри (как мы уже писали выше это ямы, корни, выбоины и т.п.) Это актуально для тех, у кого проблемы с позвоночником и коленями. С подвеской нужно меньше вставать на ноги
  • отсутствие подвески при любом состоянии здоровья негативно сказывается ударами и вибрацией, которые прямо влияют на простату (у мужчин) и на позвоночник. Систематические микросотрясения могут привести к серьезным проблемам со спиной и коленями
  • задняя подвеска предохраняет до определенной степени обода колес от вмятин и ударов. Таким образом продливается срок службы втулок и ободов. Также все остальные узлы подвергаются меньшим вибрациям

Двухподвес

Двухподвес (Full Suspension) — горный велосипед, имеющий амортизационные элементы передней и задней вилок, в отличие от хардтейла, который имеет только переднюю амортизационную вилку.

Передний амортизатор представляет собой вилку с подвижной верхней или нижней частью.
Задняя подвеска представлена на рынке в следующих конструктивах:

  • пружина
  • пружина + воздушный или масляный аморт
  • воздушно-масляный аморт

Типов крепления задней подвески всего два:

  • Однорычажная (мотоподвеска или мотомаятник)
  • Четырехрычажная

Двухподвесы сегодня популярны и используются практически в большинстве видов катания.

Как выбрать?

Выбрать тип велосипеда можешь только ты сам! Никто за тебя этого не сделает. Никакой консультант в магазине не может лучше тебя знать как и где ты катаешься. Консультант может только предложить разные варианты одного или другого типа велосипедов в соответствии с твоими требованиями. Ни в коем случае не руководствуйтесь советами посторонних людей в пользу выбора хардтейла или подвеса.

Критерии по которым стоит принимать решение о выборе типа подвески твоего байка просты, но не всеми учитываются:

Подвес:

  • если у тебя проблема с коленями или спиной
  • ты собираешься гонять по лесам, бездорожью или полям; прыгать с бордюров и трамплинов
  • ты любитель комфортной езды

Если все вышеописанное тебя не касается — твой выбор хардтейл.

Что еще почитать

Разработка маршрута туристского похода и составление плана похода
Если маршрут похода в желаемом районе не описан в литературе, если Вас не ведут по известным только им дорогам гиды-проводники туристских организаций или Ваш «безумный» преподаватель, то остается одно – разработать и пройти маршрут самостоятельно.

Как убедить свою половинку присоединиться?
Прочитав название статьи, большинство сразу подумали: «Делать мне нечего, кроме как таскать свою девушку на пацанячие покатушки». Вот вы и попались, представьте себе, что иногда ситуация бывает обратной, и именно девушкам приходится убеждать своих мужчин проводить с ними время, катаясь на байках.

Секреты шашлыков
Мастер-класс по шашлыкам от кулинарного «гуру» интернетов, писателя и специалиста по восточной кухне Сталика Ханкишиева (aka Stalic) (С)

Начало велосезона
Снег потихоньку отступает, сухого асфальта все больше и больше. Те, кто провел зиму без байка, начинают подумывать о начале велосезона. Так как же его правильно начинать, чтобы покатило?

Ссылка на основную публикацию
iyakushchenko Опыт
Публикации
3 38782