Рамы для велосипеда: разновидности и критерии выбора

Виды велосипедных рам

Виды велосипедных рам

Велосипедная рама — основная деталь велосипеда, объединяющая воедино все остальные части его конструкции. Геометрия велосипедной рамы оказывает сильное влияние на посадку ездока и удобство езды в различных условиях.

Вид велорамы определяет предназначение велосипеда:

    Дорожные:

      Шоссейные (road). Такие рамы — среднее от всех дорожных рам. Они предназначены для шоссейных гонок, тренировок, поездок. Как правило, для езды используется асфальт и укатанные грунтовые покрытия. Наиболее важные характеристики шоссейного велосипеда: малый вес, высокая торсионная жёсткость и более вытянутая посадка (на практике посадка велосипедиста на таком велосипеде совсем не вытянутая, а как раз более компактная, чем на любом другом, так как имеет целью снижение сопротивления воздуха. Чаще всего не оборудованы крепёжными местами для багажника, но может быть много креплений под фляги.

    Разделочные (time trial). Максимальная производительность педалирования и аэродинамика при минимальном весе. Ездить на такой раме долго никто не будет, они предназначены для гонок с раздельным стартом. Часто ради аэродинамики идут на серьёзные ухищрения в конструкции — тормозные машинки в аэротени от подседельной трубы и вилки, вынос подогнан точно под рулевую трубу рамы и т. д. Правильно под рост спортсмена установленные параметры, которые позволяют “лежать” на руле-“лежаке”, дают спортсмену возможность создать обтекаемость и развить максимальную скорость именно на таком велосипеде, как ни на каком другом.

    Циклокроссовые (cyclocross) – предназначены для велокросса: гонок по пересеченной местности, включающих в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. Отличаются от шоссейных просветом в перьях (для более широкой резины) и геометрией, используются в циклокроссе. Являются часто неплохим выбором велосипеда для езды по городу или туризма по дорогам общего пользования.

    Туринг (touring) – туристский велосипед, созданный для комфорта, надёжности, эффективности и, в большинстве случаев, для перевозки груза. Существует деление туристских велосипедов на типы. Рама близкой к шоссейной геометрии с максимальным количеством крепежа для багажников и фляг. На хорошем туринге можно ехать очень много часов и мало уставать.

    Дорожный (commuter). Обычный дорожный велосипед, как его привыкли понимать в Европе и бывшем СССР — Десна, Украина. Велосипед, сконструированный для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности. Как правило, конструкция такого велосипеда проста. Оборудован регулируемым рулём и большим мягким седлом, часто комплектуется багажником, крыльями, кожухом цепи и звонком. Амортизаторы отсутствуют, тормоза зачастую ножные барабанные. Трансмиссия либо без переключателя скоростей, либо с интегрированной в заднюю втулку планетарной коробкой передач. Дорожные велосипеды не предназначены для использования в качестве спортивного инвентаря.

    Дорожный тандем (road tandem) – двухместные велосипеды, на которых оба седока вращают педали, а контроль над управлением, тормозами и системой переключения скоростей осуществляет велосипедист, едущий спереди. В большинстве случаев тандемы рассчитаны на езду по ровным покрытиям.

Внедорожные:

    Горный хардтейл (MTB hardtail) – велосипед, имеющий только переднюю амортизационную вилку, заднее же колесо не имеет подвешивания. Велосипеды на таких рамах имеют повышенную проходимость по сравнению с бесподвесными велосипедами , они более комфортны на бездорожье, но проигрывают в весе и скорости. Есть возможность установки широкой резины, трансмиссии с широким диапазоном работы, багажника, и т. д.

    Горный софттейл (MTB softtail). Рама для езды в трудных условиях с подвеской, принципом работы которой является упругость задних перьев рамы. Отличается он от двухподвеса тем, что подвеска заднего колеса не рычажная, а деформационная, хотя бывают софттейлы с маленькими амортизаторами. Такие подвески не помогают при приземлении, но помогают при езде по неровной дороге.

  • Горный двухподвес (MTB full-suspension) – велосипед, имеющий амортизацию на обоих колесах, в отличие от хардтейла , который имеет амортизацию только переднего колеса. Рама, в которой заднее колесо крепится с помощью рычага или системы рычагов с амортизатором. типов подвесок заднего колеса очень много. Практически каждый производитель пытается придумать свой вид подвески (из-за лицензионных проблем). Но все они сводятся всего к двум видам:
    • Четырёхрычажные подвески.
    • Однорычажные подвески.

    Горный тандем (MTB tandem). Тандем для туризма в условиях тяжёлых дорог. Обычно напоминает дорожный, отличается просветом в перьях под резину и некоторыми особенностями геометрии (расчёт на амортизационную вилку).

    Горный тандем-двухподвес (MTB full-suspension tandem). Большая редкость. Обычно строится некоторыми компаниями в качестве show-stopper (вид рекламы, который используется для привлечения внимания) и реального применения не имеет.

Специальные:

    Триальные (Trial) – рамы для триала сконструированы таким образом, чтобы с их помощью было максимально удобно балансировать на заднем колесе. Суть велотриала состоит в преодолении на байке преград и препятствий, поэтому у триального велосипеда, как правило, отсутствуют седло, рама удлинена и занижена, а руль и покрышки очень широкие. Колёса могут быть диаметром как 20’’, так и 24’’.

    Рекамбенты (Recumbent) – нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, это 2 колеса.

    Про подбор ростовки велосипеда можно почитать здесь.

    Выбор велосипедной рамы

    Велосипедная рама − основа любого велосипеда. И её выбору стоит уделить особое внимание: все остальные блоки и аксессуары вы будете заменять по мере износа (или просто постепенно покупать более качественные). И это будет всё тот же велосипед. А если заменить раму – то это уже новый байк.

    Рама характеризуется тремя основными параметрами:

    Материал

    Для своего первого велосипеда стоит, пожалуй, выбирать раму стальную или алюминиевую. Об этих − наиболее доступных материалах мы поговорим чуть ниже, а сперва, несколько слов о более дорогих вариантах (и, соответственно, о том, почему, возможно, вам не стоит пока за них переплачивать).

    Карбон

    Если вы поклонник качества и убеждены, что «качество тем выше, чем выше цена», и исходя из этого, решите выбрать велосипед с карбоновой рамой («чтоб уж на века!»), то на первый взгляд, это действительно будет отличным вложением денег. Дорогостоящий углепластик исключительно лёгок (вес рамы особенно важен для девушек). Но учтите, что в то же время это довольно хрупкий материал (особенно на холоде), и потому срок службы карбоновой рамы меньше, чем алюминиевой. Трещины на такой раме могут появиться даже от чрезмерной затяжки эксцентрика, а неудачное падение может её просто уничтожить.

    Титан

    Ещё один достаточно дорогой материал для рам — титан. Все знают, что он лёгкий, устойчивый к коррозии, прочный металл. Такие рамы чаще всего используются в спортивных велосипедах. В силу того, что титан несколько «вязкий» металл, то рамы из него хорошо «проглатывают» мелкие дефекты дороги.

    В последнее время рамы стали чаще изготавливать из магниевых сплавов. Эти рамы лёгкие (вдвое легче аналогичных алюминиевых и в шесть раз − стальных), хорошо поглощают вибрацию. К тому же они имеют хорошие «усталостные» характеристики. Но в обслуживании они достаточно требовательны: легко окисляются и разрушаются. Поэтому даже небольшие царапины и сколы краски опасны. Так что не спешите с покупкой «титанов» с «карбонами». Крутости в чужих и собственных глазах они вам, конечно, прибавят, но вместе с нею прибавят и возможных проблем, огорчения от которых могут испортить вам удовольствие от обладания велосипедом. Раму такого уровня имеет смысл ставить только тогда, когда вы накатаете пару тысяч километров, наберётесь опыта и будете понимать, за что именно отдаёте деньги. Теперь давайте обратимся к более «бюджетным» материалам и посмотрим, какие у них плюсы и минусы. Дешевле — совсем не всегда означает хуже!

    Алюминиевые рамы

    Алюминиевые рамы (которые стоят в 10 раз дешевле карбона и в 6 раз – магниевых, статистика по базовым моделям), в отличие от магниевых, имеют высокую коррозионную стойкость, при достаточно низком весе. У алюминия только два недостатка: этот материал, по сравнению с другими, несколько хуже поглощает вибрацию, так что на неровных участках вас будет больше трясти (разумеется, если нет амортизаторов), а ещё алюминиевые рамы постепенно накапливают усталость и разрушаются внезапно. Особенно это бывает неприятно в дальнем походе: повреждённую алюминиевую раму (в отличие от стальной) вам помогут сварить не в каждой деревне. Однако важно отметить, что производители, зная о такой особенности алюминия, закладывают больший запас прочности при конструировании: применяют трубы большего сечения, трубы с переменной толщиной стенок и т. д.

    Стальные рамы

    Ну и, наконец, бывают стальные рамы. Это наиболее тяжёлый вариант, что, повторимся, не означает «самый плохой» − такие рамы используют для решения своих задач. Отметим: сталь бывает похуже и хорошая − самые дешёвые велосипеды делаются из стали низкого качества, что означает больший вес и плохую коррозийную устойчивость. Если материал − это хорошая хром-молибденовая сталь (которая стоит, естественно, дороже), то вы получите жёсткую раму с хорошими «усталостными» характеристиками. Она не развалится неожиданно. За годы использования, сперва будут появляться микротрещины, которые дадут о себе знать скрипом и некоторым снижением жёсткости. Скрип вы услышите, а снижение жёсткости почувствуете. Стальные рамы прослужат гораздо дольше алюминиевых. Для длительных походов по сложным трассам имеет смысл взять не алюминиевую, а именно стальную раму подороже. Металл металлом, но и он иногда лопается. Сталь вам смогут заварить практически где угодно.

    Конструкция рамы

    Классическая велосипедная рама имеет ромбовидную форму. Такая конструкция почти у всех велосипедов, кроме городских (сити-байков, дорожных велосипедов). Это наиболее жёсткий вариант, так называемые женские («открытые») рамы. Считается, что они менее прочны.

    Из встречающихся ныне рам ещё можно упомянуть складные − все они сделаны на базе открытых. Все складные велосипеды − прогулочные, их нельзя использовать для спорта или туризма.

    Конечно, есть ещё тандемы и разного рода экспериментальные модели (такие, например, где велосипедист лежит), но в этой статье мы не будем их касаться.

    Классические ромбовидные рамы бывают на велосипедах четырёх типов:

    • Без амортизаторов
    • С передним амортизатором − хардтейл (с английского «жёсткий хвост»)
    • С передним амортизатором и рычажной подвеской заднего колеса − софт-тейл («мягкий хвост»)
    • С передним и задним амортизатором (двухподвес)

    Об амортизаторах мы подробнее расскажем в другой статье, потому что так называемый «ашанбайк», конечно, по типу хардтейл, но, с другой стороны, лучше уж совсем без амортизаторов, чем с такими. Главное, что вы должны знать: если вы будете ездить по сложным трассам, то, конечно, передний амортизатор вам необходим. И если велосипед вам нужен для походов, то двухподвес для вас не самый лучший вариант: на рамы такого типа не выпускают толковых багажников, вы сможете использовать только те, что крепятся к подседельному штырю, но они не очень грузоподъёмны. Конечно, некоторые проходят сотни велокилометров с рюкзаком на плечах, но автор статьи категорически против такого туризма.

    Ростовка рамы

    Этот раздел не касается тех, кто выбирает себе трюковый велосипед. А вот всем остальным нужно прочесть его внимательно. От геометрии рамы в большой степени зависит ваша посадка: на гоночном (шоссейном) она будет более лежачая, чем на горном. А на горном − более лежачая, чем на дорожном. Но в любом случае следует придерживаться важного принципа: рама должна быть впору.На велосипеде со слишком маленькой рамой неудобно будет вашим коленям (а им и так всегда приходится хуже всех) и локтям, хотя повысится маневренность и управляемость. А если же рама будет слишком большой, то на такой велосипед вам будет сложнее садиться, да и травмоопасность повысится (особенно на классических ромбообразных рамах закрытого типа, особенно у мужчин).

    В велосипедном мире очень высокая степень стандартизации размеров и совместимости разных комплектующих, но вот с определением ростовки рамы нет единого мнения. Например, размер рамы шоссейных велосипедов традиционно обозначается в сантиметрах, а у прочих − в дюймах. Одни производители делают рамы с нечётным размером (17, 19, 21 и т.д. дюймов) другие же, наоборот, с чётным. Но самое интересное, что у каждой компании свои принципы, откуда начинать и где заканчивать измерение.

    Как подобрать велосипед по росту Рекомендуем вам при выборе ростовки не только ориентироваться на табличку ниже, но и сделать следующее. Оседлайте велосипед, но в седло пока не садитесь, стойте обеими ногами на земле, между верхней перекладиной рамы и пахом должен проходить кулак. Теперь сядьте на велосипед (седло должно быть выдвинуто настолько, чтобы ваша полностью выпрямленная нога стояла на педали в её нижнем положении). И проедьтесь на нём − если вы не чувствуете острого дискомфорта, значит, всё хорошо. Конечно, первый раз сев на байк, и две минуты покатавшись вокруг магазина, очень трудно понять, удобно ли вам будет в таком положении накручивать километр за километром. Поэтому главный совет: прежде чем отправиться за покупкой, найдите возможность попробовать несколько разных велосипедов (возьмите напрокат или у знакомых). Совершите на каждом небольшую прогулку. Тогда вы будете представлять, на какие ощущения обращать внимание, в каком положении вашему телу будет комфортнее: всё индивидуально, некоторым нравится более горизонтальная, «лежачая» посадка, а у кого-то в таком положении устают плечи или шея. Именно поэтому он предпочтёт раму, позволяющую сидеть более вертикально.

    Размеры рам для горных велосипедов

    Более «тонкую» настройку положения своего тела на велосипеде вы сможете сделать и после, отрегулировав или заменив вынос руля, выдвинув или задвинув сиденье.

    Теперь когда вы ознакомились с темой, мы приглашаем вас в специальный раздел нашего магазина, в котором вы сможете подобрать и купить велораму уже с учётом ваших потребностей. Итак, с рамой вы определились, в следующей статье мы раскроем последний из важнейших при выборе первого байка вопросов: как выбрать тормоза для велосипеда.

    Критерии выбора велосипеда. Что интересно и полезно знать

    Велосипед является самым полезным для здоровья человека видом транспорта, самым экономичным его проявлением. При всем этом двухколесный товарищ отлично подходит для людей разных возрастов, мужчин и женщин, для людей разного социального статуса, предпочтений. Велосипед позволяет человеку поддерживать свое тело в тонусе, укрепляя сердечнососудистую систему, развивая дыхательную систему, тонизируя мышцы. В связи с этим важно подходить к выбору транспорта подобного типа с осторожностью, максимально проинформировав себя.

    Основные критерии выбора

    Выбирая велосипед, многим потенциальным покупателям предстоит попадать в тупиковую ситуацию, когда образуется масса вопросов относительно критериев выбора двухколесного транспортного средства. Поэтому ниже стоит ознакомиться с наиболее распространенными факторами, позволяющими определиться в выборе. Для точного определения объекта интересов стоит ответить на ряд вопросов. Важные вопросы, приближающие выбор:

    • Для каких целей приобретается велосипед?
    • Какими будут дороги, где Вы собираетесь ездить на велосипеде?
    • Какой велосипед нужен для моего роста и веса?
    • Для какого времени года приобретается велосипед?
    • Какой ценовой диапазон Вас устраивает?

    Первоначально необходимо и полезно определиться, для каких целей покупается велосипед? Выбирать данное транспортное средство следует, отталкиваясь от того, будет ли это для Вас средством передвижения, либо ему придется справляться с ролью снаряда для спортивных занятий, экстремальной езды. Вторым важным критерием будет покрытие дороги – асфальт или грунтовка. Пора года также оказывает влияние на выбираемый велосипед: для зимы транспорт должен быть укомплектован гидравлическими амортизаторами, тормозами дискового типа. Для людей с излишним весом тела, рослых людей понадобится велосипед с усиленной рамой. В конце стоит определиться с ценовым диапазоном.

    Какие виды велосипедов есть, и какой мне подойдет?

    Для тех, кто уже успел определиться с критериями выбора велосипеда и точно знает, когда, где, как будет эксплуатировать свой транспорт, ниже предлагается информация относительно видов велосипедов, позволяющая получить ответы на вопросы, которые Вас интересуют.

    • Дорожный, городской вариант

    Такой тип велосипедов предназначен для катания в пределах города. Эксплуатировать простой дорожный транспорт рекомендуется на незначительных и средних скоростях. Подобные варианты велосипедов зачастую устраивают людей с практичными интересами, требующими от вещей и окружающих предметов функциональности и практичной пользы. Таким образом, дорожный велосипед, как правило, оборудуется прикрепляемым багажником, корзиной, фарами, а также некоторыми другими аксессуарами, включая специальные щиты, защищающие от грязи.

    Положение во время поездки на таком велосипеде необходимо соблюдать следующее: спина должна быть выпрямленной, ноги разгибаться в коленях. Стоит отметить, что дорожный вариант велосипеда идеальным образом подойдет для поездки на работу, с работы, на учебу. Так, для экстремального времяпрепровождения и катания по пересеченной местности на протяжении длительного времени он не подойдет.

    • Шоссейный тип

    Такой велосипед предназначен для скоростной езды по дорогам. Как правило, для езды используется асфальт и укатанные грунтовые покрытия.

    Наиболее важные характеристики шоссейного велосипеда: малый вес, высокая жёсткость и более вытянутая посадка (на практике посадка велосипедиста на таком велосипеде совсем не вытянутая, а как раз более компактная, чем на любом другом, так как имеет целью снижение сопротивления воздуха. Именно поэтому при одном и том же размере рамы у шоссейного велосипеда несколько более короткое межосевое расстояние). При этом дистанция и скорость увеличиваются.

    Самые лёгкие экземпляры весят менее до 7 кг, что достигается применением передовых технологий и современных материалов, например карбона, алюминия, титана или магния.

    • Горный тип МТВ

    Горные варианты исполнения велосипедов обязывают все элементы конструкции быть усиленными, крепкими, надежными, при этом комфортными. Из названия становится понятно, что велосипеды горного типа отличаются особенной надежностью, предназначены для катания по горной местности в течение долгого времени. Колеса велосипеда прочны, покрышки толстые. Дополняет крепости горному транспорту упрочненная рама и амортизационная вилка. Велосипеды имеющие только передний амортизатор называют хардтейлами, спереди и сзади — двухподвесами.

    Все составляющие в горном велосипеде должны быть тщательно приспособлены для езды по горам. Особого трепета заслуживает тормозная система велосипеда, предназначенного для катания в горах: дисковые велотормоза отличаются высокой надежностью, поскольку езда по холмистой и горной местностям весьма опасная для человека. В настоящее время производители выпускают огромное количество велосипедов, предназначающихся специально для спусков и прыжков в условиях гор. Комфортная составляющая требовательна к сиденью данного двухколесного транспортного средства.

    Любителям трюков отлично подходят велосипеды рассматриваемого типа. Именно велосипед ВМХ способен обеспечить велосипедиста возможностями для выполнения эффектных, зрелищных и сложных трюков. Такие варианты редко применяются для катания, в связи с чем некоторые модели не имеют седла. Небольшие габаритные размеры делают такой велосипед средством, дающим все необходимое для большой маневренности.

    Данный вид транспорта отлично справляется с разным дорожным покрытием, включая асфальт и грунтовку. Примечательно, что велосипеды ВМХ способны перемещаться даже по перилам. Такой велосипед в обязательном порядке имеет усиленную раму, упрочненную вилку, за счет которых вероятность получения поломки транспорта после трюков существенно понижается.

    • Гибридные, кроссовые велосипеды

    Велогибриды по большей части используются почитателями велосипедного туризма. Модели рассматриваемого типа выбираются для туризма по причине их приспособленности к нормальным дорожным покрытиям в виде асфальта, горной местности. По сути, данные велосипеды являются универсальными и могут одновременно удовлетворять пожелания людей с активными и практичными взглядами.

    Гибриды способы развивать достаточно хорошую скорость во время езды, при этом им подвластны различные дороги. Они оснащаются переключателями скоростных режимов, прочной рамой, надежными тормозными системами. Требования к гибриду, выдвигаемые условиями эксплуатации и пользователями, самые высокие. В конструкции может присутствовать багажник, а также грязезащитные щитки.

    • Подростковые и детские велосипеды

    Здесь название говорит само за себя. Мир детских велосипедов тоже очень разнообразен. Основная градация у них по возрасту и росту детей — от самых маленьких велосипедов с 12″-дюймовыми колесами, до подростковых с 24″-дюймовыми. К дополнительной градации можно отнести исполнение или стиль каждого конкретного велосипеда — это может быть уменьшенная копия горного велосипеда или красивого круизера. Детские велосипеды покупаются на вырост и меняются довольно часто, еле поспевая за растущим ребенком. Производители понимают нежелание родителей излишне тратиться на новый велосипед каждые пару лет, поэтому это самые простые велосипеды, оборудованные самым необходимым, чтобы ребенок учился кататься и получал удовольствие.

    Выбор велосипеда по росту

    Итак, если с типом велосипеда и основным местом его эксплуатации мы разобрались, то теперь непосредственно стоит перейти к выбору размера рамы велосипеда, так как от этого зависит удобство и безопасность эксплуатации двухколесного.

    Размер рамы велосипеда (ростовка) — параметр, влияющий на длину и высоту рамы, т.е. на ее общий размер. С увеличением или уменьшением размера рамы велосипеда, пропорционально меняются верхняя, нижняя, а также подседельная трубы.

    Встречаются 3 вида обозначений: » (дюймы), условные единицы (XS, S, M, L, XL) и сантиметры (cm). Линейка размеров конкретной модели велосипеда обычно либо четная, либо нечетная.

    Ниже представлена самая популярная таблица, подходящая для выбора большинства велосипедов.

    Горный, Маунтинбайк (дюймы)Гибрид, дорожный велосипед (дюймы)Рост человека (см)
    1314140-155
    1516150-165
    1718160-175
    1920170-185
    2122180-195
    2324190-…

    Выбрав верную ростовку велосипеда, вы обеспечите себе ежедневную комфортную езду без болей в спине и коленях. Приобретая велосипед для занятий спортом или участия в соревнованиях, правильный выбор размера рамы имеет еще большее значение.

    Относительно марки и стоимости велосипеда

    Стоимость велосипеда определяется сложностью изготовления его рамы и комплектующих, рейтингом бренда производителя, местоположением сборочного цеха. Общая тенденция такая — чем более именитый производитель, тем дороже велосипед. Но при этом вы получаете высокое качество сборки, тщательно продуманные рамы, фирменный, узнаваемый стиль велосипеда. Например Specialized, Trek, Scott, Gaint, Cannondale, Merida, Bergamont и т.д. Рама велосипеда — гордость фирмы производителя, именно она является лицом фирмы, в нее вкладываются все научные разработки, дизайнерские и эргономические решения. Как правило, самые дешевые рамы — стальные, затем идут алюминиевые, карбоновые и титановые. Также на стоимость рамы очень сильно влияет её уникальность и всяческие ухищрения по ее максимальному облегчению и упрочнению.

    Комплектующие же производятся несколькими отдельными известными фирмами, которые тоже конкурируют между собой. Самые известные производители вело-комплектующих — Shimano, SRAM, Suntour и RST. Стоимость велосипедного оборудования определяется надежностью, долговечностью, качеством работы и весом. Самые главные комплектующие на которые стоит обращать внимание — амортизатор и переключение передач. Амортизатор не только смягчает удары о кочки, но и не позволяет колесу потерять сцепление с неровной дорогой, значительно повышая управляемость велосипеда. Чем лучше амортизатор, тем он надежнее, дольше служит, позволяет точно настроиться под вес велосипедиста и тип дороги. Чем дороже амортизатор — тем лучше. Самые простые велосипеды комплектуются недорогими пружинно-эластомерными вилками. Велосипеды среднего уровня комплектуются пружинно-масляными амортизаторы, а полупрофессиональные и профессиональные модели комплектуются вилками на воздушной пружине.

    Переключатель передач позволяет точно отмерить сколько вы готовы потратить сил на поезду, или преодоления препятствия — моста или холма. Стоимость переключателя напрямую зависит от его уровня, который напрямую зависит от того, как Вы собираетесь кататься — для нечастых поездок вполне подойдут переключатели начального уровня, для активных поездок — переключатели среднего уровня, для ежедневных активных поездок и агрессивного катания — переключатели высшего уровня. Стоимость комплектующих для профессиональных спортсменов измеряется уже астрономическими деньгами, резко повышаясь с уменьшением суммарного веса велосипеда. Любой продавец специализированного велосипедного магазина с удовольствием поможет Вам с выбором типа велосипеда, уровня велосипеда и, конечно, с моделью велосипеда. Важно запомнить, что стоимость велосипеда напрямую зависит от его качества. Велосипеды продаваемые в неспециализированных магазинах (больших торговых сетях), привлекательны своей низкой ценой, но именно из-за низкой цены качество таких велосипедов оставляет желать лучшего, поэтому не стоит удивляться, что многие из них живут не больше одного сезона.

    Если речь идет о выборе велосипеда в диапазоне 400-700 долларов (а это является начальным уровнем для современного многоскоростного велосипеда), то все велосипеды одного типа (скажем, гибриды), всех известных и примелькавшихся производителей рынка, даже с абсолютно разной на первый взгляд начинкой, в усредненном рассмотрении практически одинаковы. Это значит, что в целом, работоспособность механики, ее долговечность, качество рамы, сборки, логотип на компонентах, дают какой-то единый и подобный результат.

    Всегда помните, какой именно и для чего вы покупаете велосипед. Это не предмет престижа и это не спортивный велосипед для интенсивных профессиональных нагрузок. Это надежный велосипед для ежедневного перемещения вас и вашего багажа из точки А в точку Б, для туризма, для умеренных тренировок. На первое место выходит удобство, безопасность и долговечность.

    Заключение

    Даже в тот момент, когда вы будете оплачивать покупку в кассе веломагазина, вы вряд ли будете уверены в правильности своего выбора. Более того. Что бы вы в итоге не выбрали, всегда найдется человек, который будет утверждать, что вы приняли ошибочное решение, а вот другая модель куда более сноровиста и удобна.

    Лучший велосипед тот, который вы выбрали наиболее подходящим для себя и получайте удовольствие от катания!

    Выбор рамы велосипеда на что обратить внимание при покупке

    Рама представляет собой основную часть велосипеда. Она должна выдерживать массу человека, а также всех комплектующих, не деформируясь и не теряя в прочности. Насколько будет комфортно передвигаться, а также на уровень надежности и безопасности транспорта полностью влияет правильный выбор велорамы. Решать стоит в зависимости от типа веллбайка, роста велосипедиста, а также применяемого материала и размера конструкции. Есть несколько способов того, как выбрать раму велосипеда.

    Особенности конструкции велосипедной рамы

    Так как на велораму осуществляется крепление всех основных запчастей, она влияет на множество критериев, таких как:

    • устойчивость;
    • маневренность;
    • сцепление колес с дорогой.

    Чем длиннее и ниже будет размещаться рама велобайка, тем стабильнее и прямолинейней сам велобайк. Модели с укороченным размером трубы делают велик более маневренным.

    Распределение веса велосипедиста на велораму влияет на сцепление колес с поверхностью дороги. В классических моделях велосипедов 35% веса распределено на переднее колесо и 65% – на заднее. Часть рамы, которая соединяется непосредственно с задним колесом, называется задними перьями. Сцепление с поверхностью дороги будет более сильным, если подобрать модель с укороченными задними перьями.

    При выборе стоит также обратить внимание на длину верхней трубы. По своему предпочтению вы сможете выбрать велосипед с вертикальной или горизонтальной посадкой. Также этот критерий зависит от расстояния между концом верхней трубы велорамы и рожек руля. Этот промежуток называют длиной выноса. Для долгих поездок лучше выбирать модель с длинным размером выноса, так как он обеспечит горизонтальную посадку.

    Стоит также обратить внимание на высоту каретки. Это расстояние от нижней точки рамы до земли. Небольшая высота каретки стабилизирует велобайк и облегчает торможение, но при этом велосипедист может коснуться земли при повороте. Также на велосипеде с такой конструкцией опасно ездить по бездорожью, так как велика вероятность упасть на неровном ландшафте. Поэтому горные модели всегда отличаются большой высотой каретки для надежности.

    При покупке железного коня особое внимание следует уделить рулевому углу. Это уровень наклона рулевой колонки. Хорошим выбором будет модель с большим углом, так как она имеет быстрый разгон, улучшенное сцепление с поверхностью и хорошую управляемость.

    Особенности выбора рамы велосипеда

    Выбирать велораму необходимо, опираясь на несколько критериев. Двухколесник должен подходить под рост и вес велосипедиста. Немаловажным является выбор материала. В зависимости от того, для чего приобретается велосипед, нужно подбирать подходящий сплав. Также качество езды зависит от правильной геометрии рамы.

    Подбор велорамы в зависимости от роста

    Комфортность поездки во многом зависит от правильного выбора рамы в зависимости от роста велосипедиста.

    При низком росте в 155-162 см. следует остановить свой выбор на велораме не более 51 см. Рама на несколько сантиметров больше подойдет для людей до 170 см. Величину в 55-57 см. стоит выбирать для велосипедистов ростом в 171-178 см. Данные размеры относятся к средней категории – Medium. Большими (категория Large) считаются велорамы от 58 см. Они подойдут для высоких людей от 180 см. Максимальный возможный размер рамы – 63 см. Осуществляя выбор велосипеда по росту, обязательно интересуйтесь размерами велобайка в сантиметрах. У некоторых компаний категория Small до 160 см, а Large начинаются от 170 см. Также не забывайте опробовать велосипед перед тем, как его приобрести. Обязательно привстаньте, сидя на велосипеде. Расстояние от начала туловища до верхней трубы не должно быть меньше 10 см, иначе вы рискуете получить травму при резком торможении.

    Виды велосипедных рам по материалу

    У каждого материала, который мастера используют с целью создания велорам, разный уровень надежности, прочности, плотности и жесткости. Для создания велорам применяют такие материалы, как:

    Сталь

    Для создания велосипедных рам используют хром-молибденовую сталь. Это довольно прочный и долговечный материал, также его отличает небольшая цена. Но у стали есть несколько существенных минусов. В первую очередь, сталь подвержена коррозии. И стоит вам повредить слой краски, велорама начнет разрушаться. Не стоит игнорировать и тот факт, что велосипеды из стали являются одними из самых тяжелых моделей.

    Алюминий

    Для создания велосипедов применяют соединение алюминия с несколькими элементами: цинком или магнием. Модели из алюминия по соотношению цена/качество являются отличным выбором для любителей велоспорта.

    Алюминий практически не подвержен коррозии и обладает небольшим весом. Такой тип рамы подойдет для езды по бездорожью, а также для небольших велопрогулок. Но путешествовать на дальние расстояние с таким типом велорамы будет не комфортно.

    Титан

    Титановые рамы признаны одними из самых легких. Это очень стойкий материал, который не подвергается коррозии, является прочным и надежным. Езда на титановых великах считается одной из самых комфортных. Правда, за комфорт необходимо платить. Велосипеды с титановой конструкцией дорого стоят, а ремонт велорамы редко возможен.

    Карбон

    Карбон является углеродным волокном. Производство из карбона – это довольно трудоемкий процесс. Рамы отличаются легким весом и достойным уровнем прочности и надежности. Карбоновые велорамы ставят только на профессиональные модели для гоночных заездов. Велобайк из карбона за счет своей легкости развивает большую скорость. Такой велосипед обычно служит около нескольких лет, так как не подлежит ремонту. Цена на рамы из карбона также очень высокая.

    Выбор в зависимости от геометрии рамы

    В зависимости от того, с какой целью вы приобретаете велосипед, можно выделить несколько основных типов велорам с различной геометрией.

    Для путешествий в условиях бездорожья подойдет рама «хардтейл». В таком велосипеде отсутствует задняя амортизация. Также для поездок в горы подойдет тип «софтлейн». Его отличительная черта – дополнительная амортизация задних перьев рамы.

    Для города лучше выбрать геометрию для высокой посадки. Очень редко можно найти городскую модель, оснащенную дисковыми тормозами.

    Для поездок по городу также подойдет велосипед с «шоссейной» геометрией. Обычно это легкая рама, которая предусматривает низкую посадку для велосипедиста.

    Для туризма, особенно длительных поездок, стоит выбрать либо циклокросс, либо туринг. Геометрия типа циклокросс отличается хорошей маневренностью. Это аэродинамическая модель. Туринг – это наиболее комфортный тип рамы для долгих переездов. Спина и руки велосипедиста максимально расслаблены, под раму с такой геометрией можно подобрать наиболее удобные колеса. А обтекаемая форма придает велобайку стабильность и надежность.

    Итоги

    Перед тем, как приобрести велосипед, определитесь, для каких целей он вам необходим. Определившись с выбором геометрии велорамы, подберите подходящий материал по соотношению цены и качества. И самое главное, подбирая транспорт, руководствуйтесь таблицей роста. Эти критерии помогут вам подобрать транспорт, ездить на котором вы сможете долгое время и, что немаловажно, с комфортом.

    Как выбрать раму велосипеда

    Правильно выбрать раму велосипеда — одна из важнейших задач при покупке «двухколесного друга». Именно от этого параметра во многом зависит уровень комфорта и длительность велосипедных прогулок. В этой статье мы расскажем о разновидностях велосипедных рам, о материалах, из которых они изготавливаются, а также о том, как подобрать для себя наиболее удобную раму.

    Рама – самый главный механизм

    Образно говоря, велосипед состоит из рамы, колес, руля и педалей (в данном случае мы не рассматриваем систему, тормоза и прочий обвес). Рама является основой для велосипеда, его «скелетом», на котором держатся другие части «тела». Несмотря на то, что она выглядит самой простой частью, выбрать раму велосипеда не так просто.

    Рамы для велосипедов делятся на несколько групп, исходя из назначения велосипеда. Классический городской велосипед имеет либо закрытый тип рамы (мужской), либо открытый (женский). Закрытый тип представляет собой каркас из так называемых двух треугольников – переднего и заднего. Мужской эта рама называется потому, что имеет верхнюю трубу, препятствующую езде в платьях или юбках. Женская рама верхней трубки не имеет, а нижняя трубка изогнута для наиболее комфортной посадки. Открытый тип рамы требует более тяжелых материалов (сталь), поэтому в горных велосипедах он не применяется.

    Складные рамы предусматривают наличие одного шарнира, который позволяет либо совсем разобрать велосипед, либо сложить его пополам для наиболее удобной транспортировки или хранения.

    Детские рамы отличаются упрощенной конструкцией, легким весом и прочностью.

    Размер рамы

    Одним из важных параметров при выборе велосипеда является размер рамы. Размер рамы – это размер ее трубки от подседельного штыря до центра каретки (крепления педалей). Существуют специальные формулы, которые позволяют вычислить оптимальный размер под каждого человека, но даже ориентируясь на базовые параметры, вы можете подобрать для себя оптимальный велосипед.

    Размер рамы в дюймахВаш рост в смРазмер рамы в смРазмер рамы, условн.ед.Обозначение
    13″130 – 14533XS (XSmall)Минимальный
    14″135 – 15535,6XS (XSmall)Минимальный
    15″145 – 16038,1S (Small)Малый
    16″150 – 16540,6S (Small)Малый
    17″156 – 17043,2M (Meduim)Средний
    18″165 – 17845,7M (Meduim)Средний
    19″170 – 18048,3L (Large)Большой
    20″178 – 18550,8L (Large)Большой
    21″180 – 19053,3XL (XLarge)Очень большой
    22″185 – 19555,9XL (XLarge)Очень большой
    23″190 – 20058,4XXL (XLarge)Максимальный
    24″195 – 21061XXL (XLarge)Максимальный

    Стоит помнить о том, что каждая модель велосипеда (независимо от его цены) выпускается в нескольких размерах рамы. И если в одном магазине нет понравившейся вам модели с нужным размером рамы, то следует сходить в другой магазин.

    Материалы рамы

    Рама для велосипедов изготавливается из различных материалов, которые подбираются исходя из назначения двухколесного транспортного средства.

    Самые простые и дешевые модели велосипедов комплектуются стальной рамой (Hi-ten). Основные достоинства такой рамы – высокая прочность и низкая стоимость. Однако ее большой вес часто перекрывает все положительные моменты. Рамы из низкоуглеродистой стали хороши для женских и складных велосипедов, а также для тех велосипедистов, которые собираются в дальнюю дорогу. Ведь сталь – самый ремонтопригодный материал.

    Вторая по тяжести – хромо-молибденовая стальная рама (Cro-moly, Cr-mol). Она так же прочна и устойчива, но весит меньше стальной.

    Велосипеды из среднего ценового диапазона ($500 – 1000) обычно комплектуются алюминиевой рамой (Alu). Несмотря на то, что прочностные характеристики у алюминия меньше, его малый вес играет огромную роль. Алюминиевая рама обладает высокой жесткостью, что позволяет увеличивать КПД велосипедиста. На таких велосипедах легче разгоняться, а также покорять горки. К недостаткам алюминиевых рам можно отнести высокую тряскость (все неровности дороги передаются велосипедисту), низкий срок «жизни» рам и высокую разрушаемость «без предупреждения», велосипедист с малым весом будет чувствовать себя на такой раме некомфортно.

    Титановые рамы (Ti) весят на 40% меньше, чем стальные, однако по прочности ничем им не уступают, зато существенно уступают в жесткости (т.е. титановая труба будет прогибаться в два раза больше, чем стальная). Плюсами рамы из титана являются: мягкость при езде, хорошее поглощение неровностей дороги, отсутствие коррозии. Отрицательный момент – сложность в обработке и высокая стоимость.

    Карбоновые рамы (углепластик) существенно легче алюминиевых, а различные виды углепластика могут потягаться в жесткости со стальными рамами (в три раза превышает жесткость стали и в семь ее прочность). Однако карбон еще менее долговечен, чем алюминий, и используется в велосипедах для соревнований, но не для тренировок.

    Однако прежде чем окончательно выбрать раму велосипеда, обратите внимание на производителя рамы. У хорошего производителя стальная рама будет стоить дороже алюминиевой рамы от неизвестного мастера.

    Конструкция рамы

    Классическая рама «Диамант» состоит из двух треугольников, образованных пятью трубами различной толщины и диаметра. Она была сконструирована более ста лет назад и используется в настоящее время практически без изменений. Верхняя и нижняя трубы образуют рулевой угол, средняя труба определяет размер рамы и в соединении с верхней трубой образует подседельный угол. Две задние трубы служат для крепления заднего колеса.

    Итак, сделаем некоторые выводы:

    • Конструкция рамы зависит от назначения велосипеда. Если вы собираетесь ездить по городу, то не имеет смысла брать агрессивный горный велосипед без крыльев, багажника и с широкими колесами для бездорожья.
    • Самый оптимальный материал рамы – алюминий. При средних нагрузках велосипед с алюминиевой рамой прослужит вам около 10 лет.
    • Выбирая между несколькими приглянувшимися моделями одного ценового диапазона, остановите свой выбор на той, у которой рама от более известного производителя.

    Какой лучше выбрать велосипед

    Велосипедные рамы

    Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.

    В конструкции заднего треугольника рам классических конструкций могут быть предусмотрены шарниры и разъёмы для устройства амортизатора.

    Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Этот вариант рамы традиционно называется женским. На такой велосипед можно сесть в юбке, не нарушая приличий, что было немаловажно в начале XX века.

    Также, можно выделить рамы специального назначения и для экспериментальных велосипедов (например, для лигерадов, которые используются для передвижения в положении лёжа), а также рамы детских велосипедов.

    Из чего состоит рама велосипеда?

    Велосипедная рама, как правило, сварена из профилей, образующих два так называемых треугольника — передний и задний.

    Составляющие рамы велосипеда

    Передний треугольник образован «подседельной трубой», соединяющей седло и каретку; «нижней трубой», соединяющей каретку с «рулевой трубой» («стаканом»); и «верхней трубой», соединяющей «рулевую трубу» с «подседельной трубой».

    Задний треугольник образован двумя парами труб. Верхняя пара идёт от «подседельной трубы» к кронштейнам крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout; drop — выпадать, out — наружу). Нижняя пара идёт от каретки. Чаще эти пары называют «перьями».

    Рулевая труба

    Существует несколько стандартных диаметров рулевых труб, но самые популярные 1 дюйм — для дорожных велосипедов, 1 и 1/8 дюйма для горных велосипедов. На некоторых горных и шоссейных велосипедах используют коническую рулевую трубу с переходным диаметром: 1.1/2″ в нижней части и 1.1/8″ в верхней. Такие трубы обладают большей торсионной жесткостью.

    Размеры рулевых труб

    Диаметр трубы вилкиСтандартНоминальный диаметр рулевой трубы рамы
    1″/25,4 мм1″ JIS28,8 мм
    1″ ISO30,0 мм
    1″ BMX/OPC32,5 мм
    1 1 8 «/28,6 мм1 1 8 » standard, threaded and threadless33,8 мм
    IS 1 1 8 « integrated 45×3641,1 мм
    Campagnolo „Hiddenset“ 45×4541,9 мм
    Zero Stack/ Internal43,9 мм
    1 1 4 „/31,75 мм1 1 4 “ standard36,8 мм
    1,5»/ 38,1 мм1,5″ standard49,6 мм

    Кареточный узел

    Каретка — совокупность оси и подшипников для установки системы ведущих звёзд. Трубы для установки кареток могут быть разных размеров и конструкций:

    • Английская каретка с резьбой BSA, диаметр 32 мм
    • PressFit — каретка без резьбы, диаметр 34 мм
    • BB30, диаметр 42 мм
    • Эксцентриковый кареточный узел (англ. eccentric bottom bracket) позволяет натягивать цепь (ремень) на односкоростных велосипедах («синглспидах») и велосипедах с планетарными втулками.

    Тип тормозной системы

    Рама может поддерживать как один стандарт тормозной системы, так несколько одновременно. Например, часто можно встретить рамы с креплением для дискового тормоза и для тормоза типа V-brake.

    «Дропауты»

    Кронштейны крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout) бывают следующих типов:

    • вертикальные
    • горизонтальные (наклонные)
    • подвижные (вертикальные регулируемые).

    Вертикальные кронштейны обеспечивают точную и быструю посадку колеса, используются совместно с задними переключателями-натяжителями.

    Горизонтальные кронштейны позволяют натянуть цепь на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками. Недостатком является то, что при достаточно сильном усилии ось колеса может сместиться. Поэтому вместе с горизонтальными кронштейнами. как правило, используют фиксаторы оси (англ. Chain Tugs).

    Регулируемые кронштейны могут поставляться с отверстием для установки заднего переключателя или без него. В любом случае кронштейны можно заменить на аналогичные с креплением переключателя. Ключевые особенности регулируемых кронштейнов крепления заднего колеса:

    • возможность сделать односкоростной велосипед («синглспид»)
    • возможность заменять «дропауты»
    • возможность изменять базу велосипеда в небольшом диапазоне.

    Подседельный хомут

    Подседельный хомут — хомут, зажимающий подседельный штырь в подседельной трубе. Рама может комплектоваться подседельным хомутом при продаже. Разрез в раме для подседельного хомута, в последнее время, делают спереди. Это уменьшает его загрязняемость, но при этом нет возможности поставить хомут для крепления замка, прикрепить к хомуту крепления для груза на багажнике или задний фонарь. Поэтому если планируется установка «крыльев» колеса (англ. mudguards), то рама с задним разрезом расширит выбор подседельного хомута.

    Подвеска

    Рамы с жёсткой задней подвеской (англ. hardtail) являются одним из самых распространённых типов рам. Они относительно просты в конструкции и изготовлении, что обуславливает их невысокую стоимость и распространение.

    Рамы с упругой задней подвеской более сложные, тяжёлые и дорогие по сравнению с жёсткими рамами. Дешёвые велосипеды с задней подвеской, как правило, имеют очень низкое качество компонентов подвески.

    Упругим элементом подвески может быть пружина, или пневматическая система, гасящим — эластомер, масляный картридж и другое.

    Крепления для багажника и «крыльев»

    В идеале над «дропаутами» должно быть по два отверстия. Одно для крепления багажника, второе для крепления заднего «крыла». Для крепления багажника также должны быть отверстия на «верхних перьях» заднего треугольника. Багажник и «крылья» можно прикрутить к одной паре отверстий, используя специальные кронштейны или хомуты.

    Другие конструктивные особенности

    Одним из важных параметров рам, является максимальный размер покрышки, который можно установить в раму. Велосипеды с рамами которые позволяют устанавливать покрышки шириной более трёх дюймов, называются англ. «fat bikes».

    Для установки ременного привода у рамы должна быть предусмотрена возможность раскрывать задний треугольник.

    Геометрия рамы

    Особенно сильно на поведение велосипеда влияет геометрия рамы. Основные элементы, определяющие реакцию рамы на внешние воздействия:

    • Эффективная длина верхней трубы. Расстояние между центрами рулевой колонки и подседельного штыря (на рисунке — A). Длинная верхняя труба дает большую «стабильность» и меньшую маневренность велосипеда.
    • Рулевой угол. Угол между рулевой колонкой и линией, параллельной земле (на рисунке — M). Большой угол (близкий к вертикали) обеспечивает лучшую маневренность велосипеда.
    • Подседельный угол. Угол между подседельной трубой и линией, параллельной земле (на рисунке — L). При малых углах (большой наклон трубы назад) вес велосипедиста смещается назад — обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью, при более вертикальных углах — вес гонщика перемещается вперёд, обеспечивает лучшую посадку для силового педалирования.
    • Колесная база. Расстояние между передней и задней осями колёс, горизонтальная линия. Увеличенная база дает большую стабильность и меньшую маневренность велосипеда.
    • Длина задних перьев. Расстояние между кареткой и осью задней втулки, горизонтальная линия. Меньшие задние перья рамы обеспечивают лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью почвы и большую маневренность велосипеда. Обычно длина задних перьев минимальна, насколько это возможно — для увеличения жёсткости и прочности рамы.
    • Высота каретки (зазор, дорожный просвет). Расстояние между кареткой велосипеда и поверхностью почвы. Увеличение зазора — уменьшает стабильность велосипеда, но при этом увеличивается проходимость и наоборот. У шоссейных велосипедов каретка находится ниже чем у горных.
    • Длина выноса. Расстояние от центра рулевой колонки до руля, горизонтальная линия. Длина выноса оказывает существенное влияние на маневренность велосипеда и посадку велосипедиста.

    Размеры велосипедных рам

    Хотя наиболее характерным параметром рамы является актуальная (эффективная) длина верхней трубы, которая определяет расстояние от седла до руля, принято определять размер рамы по длине подседельной трубы (жарг. ростовка). Всё же, важно понимать, что геометрия рамы может быть произвольной и у рам с одинаковой актуальной (эффективной) длиной могут быть разные размеры. Для быстрого определения длины рамы нужно упереть локоть в «нос» седла, а руку положить на вынос руля. Пальцы должны лечь на крышку выноса руля.

    Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. Размер рамы измеряется двумя способами — С-С, от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т, от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. Традиционно, размер рамы шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или миллиметрах, а размер гибридных и горных велосипедов — в дюймах.

    Размеры рам — MTB

    Рост человека, смРазмер рамы, дюймыРазмер рамы,
    буквенный код
    152-15714″XS
    157-16215″
    162-16716″S
    167-17217″
    172-17718″M
    177-18219″
    182-18720″L
    187-19221″
    192 и более22″(XL)

    При выборе велосипеда для экстремальных дисциплин (стрит, даунхилл и др.) обычно берутся рамы меньшего размера, что позволяет увеличить манёвренность велосипеда при прыжках и исполнении различных трюков. От общей длины рамы и угла рулевого стакана зависит база велосипеда.

    Материалы для изготовления велосипедных рам

    Трубы для изготовления рам могут быть как круглого, так и иного сечения. Наиболее дорогие рамы изготавливают из труб с переменной толщиной стенок (такая технология имеет название «баттинг»)

    Материалом для изготовления велосипедных рам служат легированные стали (чаще хромомолибден — CrMo), различные алюминиевые, титановые сплавы, а также углепластик («карбон») и материалов.

    Сталь

    Легированная сталь характеризуется высоким запасом прочности и сопротивлением к усталостным нагрузкам, но большим весом. В настоящее время наиболее широко используются хром-молибденовые стали (в частности сплав CrMo 4130, он же 30ХМА по отечественной маркировке).

    Преимущества хромомолибденовых рам:

    • высокая прочность;
    • высокая надёжность;
    • более высокая упругость;
    • более ремонтопригодны, по сравнению с другими типами рам;
    • обладают хорошими усталостными характеристиками, следовательно очень долговечны;
    • Низкий порог хладноломкости.

    Недостатки хромомолибденовых рам:

    • относительно большой вес;
    • подвержена коррозии.

    Из-за высокой упругости, надёжности и ремонтопригодности хроммолибденовые рамы часто используют для туристических велосипедов.

    Титан

    Титановые сплавы используются в дорогих рамах.

    К достоинствам титановых рам можно отнести:

    • титан имеет высокую удельную прочность (в 3 раза выше чем у стали и в 2 раза выше чем у алюминия), позволяя конструировать очень лёгкие рамы (менее 1,4 кг для шоссейных велосипедов);
    • стоек к коррозии;
    • очень высокая упругость (титановые рамы очень комфортны)
    • Высокие диапазоны эксплуатационных температур;
    • Хорошие усталостные характеристики.
    • высокая цена;
    • низкая технологичность и высокие требования к технологии производства.

    Алюминий

    С 1980-х годов популярность приобретают рамы из свариваемых алюминиевых сплавов. Они дешёвы в изготовлении, лёгки, имеют хорошую коррозионную стойкость, технологичны. Алюминиевые рамы имеют приблизительно такой же вес, что и титановые, но обладают большей жёсткостью. Однако, применяемые сплавы имеют неудовлетворительные усталостные характеристики. Тем не менее, в настоящее время алюминий является наиболее популярным материалом для рам среднего ценового диапазона. Основные марки алюминиевых сплавов 7075, 7005, 6061.

    Иногда алюминиевые рамы легируют небольшими добавками скандия, который значительно повышает прочностные характеристики и позволяет снизить вес рамы.

    Углепластик

    Углепластик, или «карбон», представляет собой композитный материал. Обладает достаточной прочностью, но при этом хрупок, дорог и труднотехнологичен. Боится точечных ударов. В качестве компромисса, иногда изготавливаются «гибридные» рамы, с отдельными элементами из углепластика и основой из металлических сплавов.

    Полностью углепластиковые рамы могут быть как классической конструкции, так и монококовой. Большинство современных велосипедных рам выше среднего уровня имеют карбоновые рамы. Углепластиковые рамы обладают наименьшим весом по сравнению с рамами из других материалов.

    Виды велосипедных рам по стилю катания

    До этого мы в большей мере говорили только о материале рам, но ведь есть еще и их геометрия, рассчитанная под каждый тип велосипеда. Какие конструктивные отличия? Давайте-ка узнаем.

    Внедорожные

    • Хардтейл – типичная рама горного велосипеда без заднего амортизатора. На нее чаще всего уже можно установить дисковый тормоз, багажник, колесо с широкой покрышкой, есть крепления под фляги. Рекомендация: как выбрать горный велосипед.
    • Софтлейн – необычная рама для езды по бездорожью. Амортизация происходит за счет упругих задних перьев. Она не подходит для прыжков, но с неровностями дороги справляется.
    • Двухподвес – на раме установлен задний амортизатор. Есть множество его конструкций – начиная от двухподвесов для МТБ и заканчивая даунхиллом. Багажник установить нельзя, креплений для фляги мало.
    • Горный тандем – в отличии от классического дорожного рама рассчитана под установку передней амортизационной вилки и широкой резины.

    Дорожные

    • Городской велосипед – рама рассчитана на высокую посадку, имеет крепления для заднего багажника и корзины на руль, но не рассчитана под дисковые тормоза за редким исключением.
    • Шоссейный велосипед – геометрия спланирована под низкую посадку для хороших аэродинамических свойств. Подобная рама обладает хорошим накатом, двумя или тремя креплениями под велофлягу. Багажник зачастую установить нельзя.
    • Циклокросс – просветы в перьях рассчитаны под более широкую резину, посадка – для маневренной езды. Обычно есть крепления под багажник и, разумеется, фляги. По этой причине их частенько используют для туризма.
    • Туринг – турингом считается классический велосипед для дальнобойных путешествий. Наверное, 9 из 10 кругосветных велопутешествий было совершено на турингах. Идеальное соотношение обтекаемости и удобства посадки для спины и рук, возможность установки любых колес, переднего и заднего багажника, множества фляг и разных других плюшек.
    • Тандем – ну здесь всё ясно, все видели велосипеды для езды вдвоем, а то и втроем.

    Кроме этих вариантов, есть еще рамы для экстремальных дисциплин, например, триала и BMX. А также разные круизеры, рекумбенты, у которых посадка лежа, педали находятся на уровне головы.

Ссылка на основную публикацию