Особенности ажурной резьбы

Особенности ажурной резьбы

  • Домовая (корабельная) резьба

В 20 -30-е годы XIX в. в крестьянском зодчестве Горьковской области и Среднего Поволжья распространилась так называемая глухая рельефная резьба. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с волжских судов.

Домовая (корабельная) резьба имеет свободный характер. По всей доске обычно располагается богато и свободно разработанный растительный рисунок, листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху, так что все лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг.

Глухая рельефная резьба в XIX и первой половине XX в. применялись для украшения мебели – шкафов, столов, рам для зеркал, футляров для напольных и настенных часов.

Мастер резчик должен владеть всеми видами резьбы, в том числе и теми, которые применяются крайне редко.

  • Ажурная резьба

В середине и во второй половине XIX в. в русских деревянных постройках, как в сельских, так и городских, большое распространение получила ажурная, пропильная резьба, выполняемая при помощи тонкой пилки – лобзика.

Ажурная пропильная резьба украшает фронтоны домов, покрывает наличники окон, обрамление входов и пр.

Ажурная резьба
очень эффективна, она походит на деревянное кружево. В ажурную резьбу перешли многие орнаментально-декоративные мотивы русской глухой, рельефной резьбы. Встречаются в пропильной резьбе и условные, обобщенные, геометризованные изображения женских фигур, очень похожие на изображения в русской народной вышивке и в кружеве.

Дома с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое назначение. Например, причелина — это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы. не проникала влага, разрушающая дерево.

То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба. В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца — нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.

Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке — резчицкие.

Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске,— коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надежный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Инструменты для сверления древесины:

  1. коловорот,
  2. сверлилка и плоские центровые сверла,
  3. державка со сменными плоскими сверлами

Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских сверл — перок. Кроме обычных перок, в продаже бывают универсальные со съемными режущими пластинками. В комплект входит 7 сверл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские сверла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками. Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5—2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником.

При раскрое полотно ломают по нанесенным глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твердого металла. Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм.

Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие. В пластинке на соответствующем , расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие.

Пластинку соедините с державкой заклепкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в ее отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт. Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только сверла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.

Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника ее основана на пропиливании фигурных проемов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными. Ширина полотна выкружнои лучковой пилы от 4 до 15 мм.

Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие — в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами. В отличие От обычной столярной лучковой пилы полотно выкружнои должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы.

Станок выкружнои лучковой пилы можно изготовить самим из древесины березы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры. Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщенных концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки. Ручки должны вращаться с некоторым усилием.

С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счет скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок. Тетиву делают из 10—1 2 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обеих концов резьбой.

Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки. Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлиненными — это дает возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.

Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперек волокон, то зубья у нее должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными.

Выкружная пила, передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и легкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проемов — пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру. Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съемными полотнами.

Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325—530 мм, ширина у ручки 20—40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: четные зубья вправо, а нечетные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно — с другой стороны.

Если курковку не удалось купить, ее изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин.

Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья. Разрезать полотно можно следующим образом.

Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна.

Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником.

Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3—4 мм.

Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой. Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после — форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции.

При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами и пила легко продвигается в пропиле. Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15—25 мм из осины, сосны, березы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина березы поражается грибками, вырезанные из нее ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски. При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры. Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображен шаблон 5-образного завитка — наиболее характерного элемента домовой резьбы.

При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой ее частью.

По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. После выпиливания проемов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.



  • Геометрическая резьба

Геометрическая резьба разнообразна по своим приемам и тому зрительному эффекту, который она производит. Здесь различается наиболее применявшаяся трехгранно – выемчатая резьба, само название которой говорит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых имеет три грани.

За ней идет резьба ногтевидная, в виде углубленных лунок, и резьба контурная. Все разнообразие порезки на том или ином предмете достигалось бесконечным комбинированием и варьированием этих основных приемов.

В настоящее время геометрическая резьба перешла на новые предметы: шкатулки, коробочки, ковши.

Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, образующих различные орнаментальные композиции. Квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и прямоугольники – это арсенал геометрических элементов, которые дают возможность создавать оригинальные композиции с богатой игрой светотеней.

Основные виды узоров в геометрической резьбе:

а. Цепочка
б. Змейка
в. Соты (квадраты)
г. Змейка с зигзагом
д. Соты (ромбы)
е. Елочки


  • Плоскорельефная резьба

Вторым важнейшим видом резьбы, очень древним по своему происхождению и широко распространенным, была плоскорельефная резьба. Само название резьбы показывает, что основу ее составляет плоский рельеф.

Это значит, что рисунок , обыкновенно свободный растительный, выявляется на поверхности доски или бытовой вещи путем выбирания, т.е. углубления фона вокруг будущего узора. Фон углубляется ненамного (0.5-1см), сам рисунок остается на одном уровне с доской.

Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края выявленного таким образом узора, главным образом изображений листьев, ягод, птиц и животных, немного округляются или заоваливаются.




  • Скульптурная резьба

Наряду с плоскорельефной и высокорельефной резьбой (домовой, корабельной) большое распространение получила резьба объемная, скульптурная.

В старину вырезались мастерами – резчиками, обыкновенно из целой деревянной колоды, ульи в виде человеческих или звериных фигур.

  • Прорезная резьба по дереву

В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. Наибольшее распространие, в силу своей относительной простоты, получила прорезная резьба.

Прорезная резьба по дереву — это резьба с полностью выбранным фоном. Она может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям.

Прорезная резьба по дереву может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Фон в прорезной резьбе раньше удаляли долотом или пилой, сейчас же на смену им пришел электролобзик. В последнем случае резьбу называют пропильной. Так как эта операция механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII— XVIII вв..

Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие -галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него электролобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра.

Накладная резьба по дереву — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше.В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона.

Особенности ажурной резьбы

Текст и рисунки: Г.Федотов

Дома с сохранившейся ещё с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски.

В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников тёмным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы чётким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.


Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома: 1 — причелина; 2 — слуховое окно «солнышко»; 3 — кисть; 4 — подзор; 5 — торцовая доска; 6 — очелье наличника; 7 — низ наличника; 8 — полотенце.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определённое практическое назначение. Например, причелина — это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы не проникала влага, разрушающая дерево.

То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплёта и бревнами сруба.

В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца — нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.

Создать заново оригинальный орнамент не так-то просто, поэтому многое в традиционном орнаменте долгие годы оставалось без изменения. Лишь отдельные талантливые мастера вносили в него новые элементы, совершенствуя и оттачивая каждую деталь.

Рядовые же мастера обычно пользовались готовыми шаблонами, а в качестве образцов им служили ранее построенные дома, так что необходимость составления эскиза отпадала.

Современные лёгкие деревянные постройки, например, беседки, навесы, домики на детских площадках, не имеют стандартных, веками выверенных пропорций. Поэтому для каждой такой постройки нужно обязательно разрабатывать эскизы, используя заранее собранный материал: фотографии, зарисовки зданий с выразительным резным убранством, отдельных фрагментов наличников, торцовых досок, причелин.

Всё это можно собирать в походах, во время экскурсий по родному краю. В городах, где сносятся старые деревянные дома, можно собрать богатую коллекцию резных архитектурных деталей. Обычно они безвозвратно исчезают вместе со строительным хламом.

Разумеется, фотографии, рисунки, образцы резьбы собираются не для того, чтобы один к одному перенести на свой эскиз красивые узоры. Главное — постараться понять, какими средствами добивались народные мастера выразительности деревянных орнаментов, почувствовать своеобразие и красоту ажурной резьбы, отметить особенности узоров, бытующих в ваших краях. Только после этого можно приступать к работе над эскизами.

На листе бумаги прежде всего нарисуйте общий вид, вид сбоку и фасад строения с условным изображением ажурного убранства. Главная задача, решаемая в таком эскизе, — найти выразительную форму резных деталей, определить относительные пропорции по отношению ко всему строению.

Затем, руководствуясь эскизом, выполните каждую декоративную деталь отдельно, показав его конструкцию и характер предполагаемого орнамента. На основе разработанных эскизов вычертите каждую деталь в натуральную величину на обойной бумаге.

О том, как изготовить по рабочему эскизу шаблоны, с помощью которых рисунок переводится на материал, мы расскажем после того, как вы подготовите необходимые инструменты и материал.

Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке — резчицкие.


Инструменты для сверления древесины: коловорот, сверлилка и плоские центровые свёрла; державка со сменными плоскими свёрлами.

Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске, — коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надёжный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских свёрл — пёрок. Кроме обычных пёрок, в продаже бывают универсальные со съёмными режущими пластинками. В комплект входит 7 свёрл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские свёрла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками.

Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5-2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником. При раскрое полотно ломают по нанесённым глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твёрдого металла.

Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм. Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие.

В пластинке на соответствующем расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие. Пластинку соедините с державкой заклёпкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в её отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт.

Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только свёрла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.

Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.


1 — инструменты для выпиливания: а) деревянная выкружная пила и её узлы; б) металлическая выкружная пила; в) схема ленточнопильного станка.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника её основана на пропиливании фигурных проёмов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными.

Ширина полотна выкружной лучковой пилы от 4 до 15 мм. Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие — в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами.

В отличие от обычной столярной лучковой пилы полотно выкружной должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы.

Станок выкружной лучковой пилы можно изготовить самим из древесины берёзы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры.

Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщённых концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки.

Ручки должны вращаться с некоторым усилием. С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счёт скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок.

Тетиву делают из 10—12 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обоих концов резьбой. Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки.

Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлинёнными — это даёт возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.

Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперёк волокон, то зубья у неё должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными.

Выкружная пила, передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и лёгкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

На производстве криволинейные заготовки выпиливают на ленточнопильных станках. Полотно такого станка представляет собой гибкую стальную ленту со сваренными концами. Может быть, вы захотите сделать такой станок — схема его приведена на рисунке.

Помните, что при работе на ленточнопильном станке нужно строго соблюдать правила техники безопасности. Полотно пилы должно двигаться в защитном кожухе. Случайный пуск станка должен быть исключён, для чего кнопка прикрывается откидной крышкой. А главное — при работе держите руки подальше от полотна пилы!


2 — пилки-курковки; нарезание зубьев и нанесение рисок на полотно.

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проёмов — пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру.

Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съёмными полотнами. Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325-530 мм, ширина у ручки 20-40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: чётные зубья вправо, а нечётные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно, с другой стороны.

Если курковку не удалось купить, её изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин.

Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем, чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья.

Разрезать полотно можно следующим образом. Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна.


3 — строгание полотна пилы.

Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником. Полотно курковки будет более свободно передвигаться в процессе пиления, если его выстрогать, то есть сточить напильником металл со стороны обушка.

Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3-4 мм. Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой.

Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после — форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции. При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами, и пила легко продвигается в пропиле.

Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15-25 мм из осины, сосны, берёзы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина берёзы поражается грибками, вырезанные из неё ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски.

При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры.

Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображён шаблон S-образного завитка — наиболее характерного элемента домовой резьбы.


Последовательность выполнения ажурной резьбы: 1 — шаблон и нанесение рисунка с его помощью на доску; 2 — выпиливание по внешнему контуру и нанесение шилом направляющих углублений; 3 — сверление отверстий; 4 — выпиливание внутренних проёмов; 5 — разделка готовой ажурной доски.

Предположим, нужно вырезать узор, в котором завиток повторяется четыре раза. Шаблон наложите на гладкую поверхность доски и обведите карандашом. Потом переместите его и обведите вновь. Сделайте это ещё дважды. Так можно получить орнамент любой длины.

Лучковой пилой или курковой выпилите заготовку по внешнему контуру, закрепив её на верстаке так, чтобы часть доски с нанесённым на ней внешним контуром находилась на весу.

Чтобы вырезать внутренние проёмы ажура с помощью пилы-курковки, необходимо предварительно просверлить коловоротом отверстия. Чем больше диаметр просверлённого отверстия, тем легче выпиливать фигурный проём.

Отверстие нужно стараться сверлить там, где его края будут больше совпадать с контурами проёма. Центры будущих отверстий наколите шилом. Непосредственно перед сверлением доску укрепите на верстаке. Чтобы внизу доски края отверстий не скалывались, подложите снизу толстую фанеру или доску.


1 — простейшие узоры, выполненные коловоротом и выкружной пилой; 2 — узоры, выполненные коловоротом и курковкой; 3 — более сложные узоры, выполненные коловоротом, выкружной пилой и курковкой.

В начале сверления и перед его окончанием на ручку коловорота нужно нажимать без больших усилий. Это уменьшит вероятность скалывания древесины на лицевой и тыльной поверхностях доски. Нужно постоянно следить за тем, чтобы сверло находилось в вертикальном положении.

Закончив сверление, снимите струбцины и приступайте к выпиливанию криволинейных внутренних контуров пилой-курковкой. При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна.

Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой её частью. По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке.

После выпиливания проёмов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.

На этом, собственно, работа может быть закончена. Но если есть время, желание и навыки обращения с резчицкими инструментами, ажурной резьбе можно придать скульптурную форму, выявив более образно отдельные детали растительного орнамента.

© «Юный техник»
© Фото старинных очелий наличников из «Народные Русские Деревянные Изделия» Гр. А.А.Бобринский

Опубликована : 27.04.2015
Просмотров 9449

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Виды резьбы по дереву

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.

Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.

История резного дела

В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.

Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.

В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.

Центрами резьбы в России были сёла:

  • Богородское;
  • Аргуново;
  • Абрамцево, Кудрино и другие.

В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.

В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.

Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:

  • Северная Америка — искусство индейских племён;
  • Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
  • Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
  • Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
  • Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
  • страны исламского мира — украшение мечетей;
  • Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).

Современная резьба: классификация по типу резьбы

Для классификации важны:

  • соотношение фона и узора по высоте;
  • форма элементов узора;
  • инструменты, с помощью которых выполняется работа.

Сквозная резьба

Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.

Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.

Пропильная резьба по дереву

Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.

Пропильная резьба по дереву

На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.

Прорезная, или ажурная резьба по дереву

Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:

Глухая резьба

Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.

При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:

Рельефная резьба по дереву

Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.

Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.

Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.

Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева

Плоскостная резьба

Плосковыемчатая резьба по дереву

Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).

Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:

— с заоваленным контуром;

— с подушечным фоном;

— с подборным фоном.

Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.

Контурная резьба по дереву

Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.

Скобчатая (ногтевидная) резьба

Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.

Скобчатая резьба

Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.

Геометрическая резьба

Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).

  • Трёхгранновыемчатая резьба — если смотреть на такую резьбу в профиль, выемки будут треугольной формы.
  • Двухгранновыемочная резьба — две грани выемки сходятся под углом 30-40 градусов.
  • Четырёхгранновыемочная резьба — углубления имеют форму квадратов и прямоугольников. Техника выполнения аналогична трёхгранновыемочной.
  • Чернолаковая резьба — по внешнему виду близка к гравюре по дереву. Фон покрыт чёрной краской или лаком. Изображение остаётся светлым, естественного цвета дерева, контрастным по отношению к фону. Преобладать может цвет фона или цвет рисунка (аналогично позитиву и негативу в фотографии). Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.

Объёмная резьба (скульптурная)

Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.

Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.

Богородская резьба по дереву

Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.

Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.

Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».

Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:

а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)

Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.

В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.

Домовая резьба

Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.

В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.

Элементы домовой резьбы:

подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;

фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;

причелины — расположены на фронтоне и углах дома;

«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.

Резьба бензопилой

Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.

Резьба бензопилой

Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.

Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).

Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Заключение

Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.

Урок резьбы по дереву “Ажурная резьба”

Разделы: Технология

Цель урока: выполнение изделия в технике ажурной резьбы.

Обучающая:

  • познакомить с видами сквозной резьбы
  • показать отличие прорезной резьбы от пропильной
  • показать отличие ажурной резьбы от плоской сквозной резьбы
  • рассказать о накладной резьбе
  • рассказать о технологии ажурной резьбы

Развивающая:

  • научить разбираться в видах сквозной резьбы
  • способствовать развитию познавательных интересов детей, наблюдательности; внимания; памяти
  • создавать условия для проявления активности обучающихся
  • научить выполнять ажурную резьбу

Воспитательная

  • способствовать формированию эстетической культуры личности ребенка
  • воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности
  • закрепление знаний по технике безопасности

Тип занятия – комбинированное

Форма обучения – групповая, практическая работа – индивидуальная деятельность

Методы – словесный, наглядный, практический

Инструменты и материалы:

Диск с изображением различных видов сквозной резьбы, карточки с изображением резьбы, инструкция по технике безопасности, пластилин, стеки, пластик, готовые пропильные изделия (для дальнейшей работы учащихся), резцы, правила, образцы пропильной и ажурной резьбы, лучковая пила, ручной лобзик, электролобзик

1. Определение темы урока, определение целей урока,

2. Изучение нового материала с использованием показа слайдов и наглядных материалов

3. Закрепление материала (показ слайдов)

4. Творческая часть. Выполнение ажурной резьбы в пластилине и на липе

5. Подведение итогов занятия

Ход урока

1. Определение темы урока, определение целей урока,

Здравствуйте. Тема нашего урока – “Ажурная резьба”. Целью урока и будет создание изделия в технике ажурной резьбы.

И прежде чем мы приступим, я хотела бы спросить, а знаете ли вы, что такое сквозная резьба? (варианты ответов: да или нет) Ну что ж ((мне тем легче будет работать) или (тогда разберемся в этом вместе)).

А сейчас я познакомлю вас с задачами нашего урока.

Сегодня я познакомлю вас с видами сквозной резьбой, мы постараемся разобраться во всех этих видах так, чтобы в дальнейшем не было путаницы в голове.

И самое главное – постараемся выполнить ажурную резьбу.

2. Изучение нового материала с использованием показа слайдов и наглядных материалов

Для начала обратите внимание на эту таблицу

Как вы видите, сквозная резьба делится на два больших вида: прорезную и пропильную.

Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (варианты ответа)

Во-первых, инструментом, с помощью которого убран фон:

Прорезная – “прорезать” – “резать” – “резец

Пропильная – “пропилить” – “пилить” – “пила”.

Во-вторых, рисунком. Как правило, в пропильной он более крупный. Однако если фон убирается ручным лобзиком с тоненькими пилками, узор может быть тончайшим.

В-третьих, материалами, которые применяются в той или иной резьбе. Ведь сквозной резьбой можно украсить не только дерево, но и другие виды материалов: фанеру, бересту, ганч (резьба по полузатвердевшему гипсу), фрукты и овощи, бумагу…

Немного поиграем? (вариант ответа)

Я называю материал, а вы говорите, какой именно вид резьбы можно применить к нему:

  • дерево
  • береста
  • фанера
  • бумага
  • шпон (один слой в фанере)
  • ганч
  • ДСП
  • картон
  • тыква
  • другие фрукты и овощи

С этими двумя видами разобрались? (варианты ответа). А сейчас я перейду к другому делению сквозной резьбы, и именно это деление очень часто толкуется неправильно. Открываем почти любой сайт и читаем “Ажурная резьба (пропильная)…”; “Пропильная резьба – то же самое что ажурная…”; “Ажурная резьба – то же самое что пропильная”

Однако это не совсем так. Посмотрим на следующую таблицу:

Любой из предыдущих видов (прорезная или пропильная) может быть представлен во всех этих видах.

Прежде чем я покажу образцы данных видов резьбы, я вкратце о них расскажу и дам основное отличие одного вида от другого.

Плоская – узор образован лишь за счет убирания фона (т.е. если говорить о технологии, то выполняется она элементарно: взяли материал, начертили узор, выбрали фон (резцом или пилой (лобзиком)), немного зашлифовали (подправили) – и резьба готова).

Ажурная – придали плоской сквозной резьбе с помощью резца (стамесок, других приспособлений) рельеф, так называемый ажур

Накладная – взяли плоскую или ажурную резьбу и наложили на какую-либо поверхность

У меня два образца сквозной резьбы, построенные на основании одного и того же орнамента:

Любую из них я мгновение ока превращу в накладную. (наглядный показ)

Для наглядности можно провести ассоциативное сравнение с вами:

школьник – плоская резьба

студент – ажурная резьба

трудящийся (рабочий) – накладная резьба

Школьник может обучаться в общеобразовательном учреждении (государственной школе) – пропильная резьба, в частной школе или на индивидуальном обучении – прорезная резьба

Студентами могут быть как учащиеся государственных школ, так и частных

Трудящимися могут быть как бывшие школьники, так и бывшие студенты.

Аналогия понятна? Надеюсь, что интернет вас больше не будет путать. А теперь проверим, насколько вам было понятно мое объяснение.

3. Закрепление материала (показ слайдов)

Я показываю слайд, ваша задача определить, какая именно резьба на нем изображена. Варианты ответов: пропильная плоская, пропильная ажурная, пропильная плоская накладная, прорезная ажурная накладная и т.д. Говорить о том, что эта резьба пропильная или прорезная можно в том случае, когда вы уверены, что к данному материалу применима только лишь один из видов резьбы: или прорезная или пропильная резьба.

(Идет показ слайдов: учащиеся отвечают, какая именно резьба изображена.)

4. Творческая часть. Выполнение ажурной резьбы в пластилине и на липе

Вы видели, насколько разнообразно можно выполнить ажурную резьбу. А знаете ли вы, почему во времена барокко и рококо ажурной резьбой (в деревообработке) называли только “доработанную” прорезную? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какими инструментами выполняли пропильную. Я покажу вам тот инструмент, с помощью которого выполнялась эта резьба, а вы мне скажите, насколько удобно было им работать. (показ лучковой пилы) Как думаете, после работы на таком инструменте вам бы захотелось еще бы и дорабатывать резьбу стамесками и резцами? (ответ учащихся: нет). А теперь скажите, что изменилось с тех пор?

(ответы учащихся: появились ручные лобзики и электролобзики) (следует показ ручного лобзика, электролобзика). А сейчас ответьте, из какого вида резьбы сейчас проще ее выполнить: из прорезной или из пропильной? (следует вариант ответа: из пропильной). Правильно, сейчас чаще ажурная резьба выполняется из пропильной, наверно, именно и из-за этого и пошла путаница в Интернете.

А теперь попробуем выполнить сквозную резьбу, не забывая, конечно же, о правилах техники безопасности. Вы можете попробовать выполнить ее на бумаге, в пластилине или же на липе. В качестве образца можете использовать карточки с ажурной резьбой.

5. Подведение итогов занятия

Посмотрим, что у вас получилось, и определим лучшую работу.

§ 12. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения

Ажурная резьба

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Называют её так за кажущуюся воздушность, лёгкость и схожесть с кружевом. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой.

Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 40) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

Рис. 40. Ажурная прорезная резьба

Мебель XVII-XVIII веков, выполненная ажурной резьбой, представляет собой настоящее произведение искусства. Прорезную резьбу стали наклеивать (или прибивать) к деревянной основе. Резьба, выполненная в такой технике, получила название накладной.

Для ажурной резьбы используют древесину липы, берёзы, ольхи, клёна, ореха и др. Для её изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик или пила-ножовка с узким полот-ном, ручная дрель, свёрла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило.

Технология выполнения ажурной резьбы

Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 41, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.

Рис. 41. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка

Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 41, б)у после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 41, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 41, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 41, д). Готовое изделие лакируют.

На рисунке 42 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.

Рис. 42. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

Плосковыемчатая резьба

Илоскоюяемчатпя резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрполаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др. На рисунке 43 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 44).

Рис. 44. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 45).

Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 46) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.

Рис. 46. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 47 показана технология получения треугольного элемента резьбы.

Рис. 47. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 47, а), затем надрезают вторую грань (рис. 47, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 47, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.

Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4. 5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.

Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба имеет много направлении. Одно из них — лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 50).

Рис. 50. Богородская игрушка

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятих народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа № 12

Художественная резьба по дереву

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.
  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.
  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.
  4. Выполните резьбу по дереву.
  5. Проверьте качество готового изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые из-мененуя и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.

Ссылка на основную публикацию