Все о плоскорельефной резьбе

Порядок выполнения плоскорельефной резьбы

Несмотря на большое множество методов и приемов, он остался практически неизменен. Основными “этапами при этом являются: а) нанесение рисунка орнамента; б) надрез контура; в) подрезка контура; г) выборка фона начерно; д) выявление форм рельефа орнамента; е) зачистка фона начисто; ж) выявление мелкого рельефа орнамента; з) чеканка фона. Рассмотрим последовательно все эти этапы.

а) Нанесение рисунка производится в несколько этапов. Сначала для выполнения рельефной резьбы изготавливают ее светотеневой рисунок в натуральную величину; именуемый шаблоном. С шаблона рисунок переводят в виде контуров (на кальку, откуда его через копировальную бумагу переносят на заготовку.

Разновидности плоскорельефной резьбы:
а- с эаоввленным контуром; б – с подобранным (выбранным) фоной; 1 – чеканка фона; 2 – порезки утопкой; 3 — порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном

Чтобы рисунок не стирался во время работы и не загрязнял чистую, подготовленную поверхность дерева, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака с помощью кисточки, пройдя по всем линиям рисунка. Если начинающий резчик выбрал для своей работы сложный рельефный орнамент с многими наложениями и наличием в нем разных зрительных масс, то очень помогает в этом случае предварительное изготовление этот» орнамента из пластилина (иглина). Это наверняка поможет лучше почувствовать форму, вернее наметить для себя стратегию и последовательность выполнения операций и в результате этого, избежать ошибок во время резьбы.

б) Надрез контура орнамента производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют нож-косячок, а если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Чтобы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент слегка наклоняют в сторону вырезаемого элемента, но ни в коем случае не в сторону фона.

в) Подрезка контура выполняется с помощью отлогих, средних или крутых Стамесок способом “тычка”, т. е. держа стамеску со стороны фона на расстоянии от рисунка чуть меньшем глубины надреза под углом к поверхности примерно в 45° и, нажимая на конец ручки ладонью, направляя при этом инструмент в сторону надрезанной линии таким образом, чтобы глубина подрезки была везде одинаковой.

Выполнение плоеяорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном:
а – надрезание; б — подрезание; в – выборка и зачистка фона и вертикального края; г – заоваливание контура –

В случае, когда элементы орнамента находятся в нескольких (2-х, 3-х и более) уровнях, т. е. одни элементы находят (перекрывают) друг на друга, надрез и подрезку начинают с линий верхних элементов и делают их на заведомо меньшую глубину, чем надрез и подрезку линий элементов, лежащих на фоне. В практике многослойные композиции, претендующие на пространственное глубинное решение, встречаются редко, и художники в случае возникновения таких решений обычно уходят от этого путем большей лаконизации решения, огрубления форм, придания им большей условности и удержания орнамента в русле более плоскостного декоративного решения. Иначе такой орнамент грозит перейти в горельефное исполнение, о котором речь пойдет дальше.

Когда материал для резьбы твердый, а глубина фона предполагается относительно большой, то с одного раза надрез и подрезка на полную глубину может не получиться. В таком случае этот процесс разбивается на несколько этапов до получения желаемого результата. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были бы чистыми и плавными. Подрезку делают несколько глубже надреза, вследствие чего стружка не отделяется, поэтому для удаления стружки надрез нужно повторить.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвием на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке инструмента, обрубают контур. Обрубка производится с припуском на 2-3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом в 45° в местах, где позволяет площадь фона. В узких местах обрубку и подрубку производят постепенно за несколько раз. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

г) Выборку фона начерно начинают с самых больших участков фона отлогими широкими стамесками. Резание производят в разных направлениях в зависимости от площади фона и направления волокон древесины. Стамеску при этом держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы фон подрубают с помощью киянки. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой.

д) Выявление форм рельефа орнамента производится с помощью наиболее распространенной операции — зоаваливания или закругления выпуклых элементов, выполняемой в несколько этапов. После надреза и подрезки контуров и выборки фона начерно ножом-косячком снимают основную фаску на выпуклых элементах под углом в 45°. В результате чего на боковых поверхностях выпуклых элементов образуется два ребра — верхнее и нижнее — с углами примерно в 135°. После чего с помощью того же косячка или отлогой стамески снимают сначала верхние фаски, а затем нижние, а уж потом отлогой стамеской без наклона зачищают полученные контуры.

При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента так, чтобы он не имел резких очертаний и в то же время не казался плоским. При высоком рельефе сделать это куда как легче, чем при низком, поскольку имеется достаточный запас для скругления контуров.

При проработке рельефа нередко приходится выпол­нять ложкообразные углубления с помощью средних и крутых стамесок. При этой операции левой рукой обхва­тывают стамеску ниже черенка за железку, направляя ее движение, а ладонью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, а затем, постепенно опуская черенок вниз и как бы вывертывая лезвие на фаске, медленно выводят его кверху. Движение стамески при этом очень напоминает черпание ложкой какой-либо желеобразной массы из глубокого и не очень широкого, едва наполненного сосуда. При этом одновременно слегка вращают стамеску слева направо и справа налево с тем, чтобы таким образом с одной стороны снизить усилие резания» а с другой — получить более чистый рез.

Часто встречающейся операцией является также срезание наклонной (пологой) плоскости к фону (лепестки цветов, листья, шишки, пр.). Эту операцию выполняют с помощью отлогой или прямой стамески за два приема: начерно и начисто. Наклонная плоскость может быть как выпуклой, так и вогнутой. Сначала срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента. Так, например, при срезании половинок продолговатых листьев следует срезать древесину длинными резками вдоль листа — от черенка к кончику.

е) Зачистка фона начисто. Зачистку фона начинают с самых больших по площади участков фона прямыми широкими стамесками, держа их почти горизонтально. Стамеской работают вдоль, поперек и под углом к волокнам в зависимости от формы и площади участков фона.

Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах орнамента работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамента. В этом случае можно также применять и клюкарзу. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

ж) Выявление мелкого рельефа орнамента заключается в нанесении тонких и мелких выемок и выполняется приемами контурной резьбы с помощью ножа-косячка или церазика.

з) Чеканка фона производится с помощью пуансона (чекана), по которому равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе эта операция применяется довольно-таки редко, хотя выполнение ее несложно. Можно в качестве “чеканящего” инструмента применять и режущие инструменты, с помощью которых можно производить рельефную насечку в виде сеточки, штриховки, создавать “клеванный” рельеф или “ноготковый”, о чем уже упоминалось в конце раздела, посвященного технике контурной резьбы.

Теперь, когда вы ознакомились со всеми этапами выполнения плоскорельефной резьбы на дереве, рассмотрим три основных вида плоскорельефной резьбы, о которых мы упоминали в начале этого раздела.

Плоскорельефная резьба

  • Размер шрифта: БольшеМеньше
  • Просмотров: 4137

Всем привет! Как всегда, на связи Дмитрий Дереворез и сегодня тема разговора – плоскорельефная резьба. По статистике около 50% всех резчиков работают именно в этой технике.

Я попытался поразмышлять на тему когда же появилась плоскорельефная резьба по дереву и пришёл вот к какому выводу: этот вид искусства зародился в древнем мире, когда первобытные люди высекали на камнях сцены охоты или понятные только им символы.

Логика проста. По сути, рисунки на камнях – это такая же резьба, только по поверхности камня. Камень живет долго, поэтому мы имеем возможность лицезреть письмена древних и наоборот, если предположить, что уже тогда первобытные люди что то ковыряли по дереву, то не знаем мы об этом только потому, что дерево просто истлело.

Возможно как то так выглядели первые “ножи” и “стамески”))).

Что же из себя представляет плоскорельефная резьба? Очевидный ответ содержится в названии: это резьба по плоскости при небольшой глубине (3-20мм). Популярность объясняется просто – на начальном этапе обучения гораздо проще вырезать на плоскости какой-то контур или незамысловатый рисунок, чем то же самое в объёме, но только на начальном уровне.

Профессиональная резьба в этом стиле от классного мастера – это шедевр, которым можно любоваться бесконечно. Сравнить её можно с полотнами выдающихся живописцев. Далее предлагаю перейти к показательным примерам плоскорельефки в исполнении виртуозов ремесла.

В обзоре “Валерий Простянкин и его резьба по дереву” я уже подробно описал творчество этого выдающегося тульского мастера. А сейчас вашему вниманию высокохудожественные творения, которые выполняются в семейной мастерской не менее талантливого и мастеровитого россиянина Виктора Дубовика:

Восторг! Шикарнейшая перспектива! Суперреалистисные сюжеты! Великолепная работа острым режущим инструментом! Бесподобная тонировка и отделка! В результате практически фото в 3D.

Сразу хочется обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на инструмент. Всегда лучше один раз увидеть стамески мастера, чем сто . Вот таким богатым арсеналом обладает мастер. Контакты Виктора: +7(906) 504 59 22 ;+7 (919) 194 99 99; art32d@gmail.com; Россия, Брянск

Ещё один наш с вами современник, умеющий виртуозно творить по поверхности дерева – Кронид Александрович Гоголев. Цитата: “В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого. “

К сожалению маэстро ушёл из жизни в 2013г, но творческий след, который он оставил – это гордость потомков в масштабах страны.

Плоскорельефная резьба имеет множество разновидностей и не обязательно вырезается по ровной поверхности. Н-р, геометрическая резьба – частный случай плоскорельефной. Борис Федоежин наносит резные узоры на любые криволенейные поверхности и делает это на высочайшем уровне.

На фото ниже работа Михаила Рубинова.

Плоскорельефная резьба хороша для украшения интерьеров церквей, а так же, дверей, мебели, шкатулок, деревянных элементов оружия, кухонной утвари. Вывески, панно, картины. выполняются чаще всего именно в этом стиле. Для ценителей прекрасного возможно будет полезна статья “Купить резьбу по дереву”.

Все о плоскорельефной резьбе по древесине

Резьба по дереву относится к одному из самых древних искусств человечества. Конечно же в эпоху своего появления у этого рода деятельности не было специальных приспособлений, и вырезали на чем придется.

Само дерево как материал наши предки оценили по достоинству, они выявили в нем целый ряд положительных свойств в виде:

  • Невысокой плотности.
  • Повышенной теплоизоляции.
  • В удобстве и простоте обработки.

Дерево за счет простоты обработки позволяет выполнять на нем самые разнообразные рисунки как простые, так и невероятно сложные и в частности к наиболее успешным и распространенным методам относится именно плоскорельефная резьба.

Какая древесина актуальнее для видов плоской резьбы

Всего на плоской поверхности резьба имеет такое подразделение:

  1. Плоскорельефная резьба по дереву. Этим видом можно на деревянную плоскость нанести какой-либо фон или узор. Например к этой разновидности можно отнести такие подвиды как паргори, или Абрамцево-кудринскую резьбу.
  2. Следующий вид резьбы, пропильный, также относится к плоскому типу, но выполняется не обычными инструментами резчика, а лобзиком.
  3. Следующая разновидность – прорезная. Этот вид резьбы применяется только к плоским поверхностям, причем некоторые части в последствии удаляют.

Что касается того какая именно древесина может стать более актуальной то ответ многозначен. Если опыта недостаточно, следует поработать с мягкими породами. Если же мастер далеко не новичок – выбор становится обширнее, например:

  • Сосна, осина, липа относятся к мягким породам.
  • Ясень, бук, дуб и орех к твердым.
  • Очень твердые это граб, акация и тис.

Для выполнения этого типа резьбы следует подготовить:

  • Набор напильников.
  • Электрическую дрель.
  • Линейку.
  • Рубанок с лобзиком.
  • Нож-косяк с ножовкой.
  • Струбнину.
  • Ластик с циркулем.
  • 2 стамески (до 2 см полукруглую и плоскую).

Разновидности плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба может быть:

  1. С заоваленным фоном.
  2. С подобранным контуром.
  3. С подушечным фоном.
  4. С поднутренным и выбранным контуром.

Для того чтобы выполнить плоскорельефную резьбу с заоваленным фоном следует заранее подготовить эскизы. Сам процесс начинается с выреза канавок вдоль фона, которые в дальнейшем и заоваливают как со стороны самого узора, так и со стороны его фона.

После этого при помощи ножа косяка следует выполнить надрезы по всему контуру. Там где имеются закругления, срезы необходимо делать только полукруглыми стамесками. Для снятия фона можно взять тот же нож косяк либо прямую неширокую стамеску.

Крайне важно чтобы наклон среза имел ровно 30 градусов к плоскости заготовки. Не больше и не меньше.

После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции).

Следующая разновидность резьбы по дереву – с подушечным контуром, от заоваленного отличается в том, что сам контур располагается ниже, чем плоскость узора.

Данная форма резьбы имеет положительные свойства и отрицательные. Дело в том что если эскизы на данную работу имеют большой объем, осуществление среза по контуру может занять не один день. Кроме этого подобная деятельность не допускает непрофессионализм новичков, поскольку без сноровки и опыта просто не обойтись.

Другой тип резьбы, с подобранным фоном, еще интереснее. Его суть в том, что контур вокруг узора необходимо снимать под 30-45 градусным углом по всей деревянной заготовке, и на этом обработка заканчивается. Такую деталь не нужно дополнять иными срезами и тем более подшлифовывать.

Что касается выбранного и поднутренного контура он кардинально отличается от других тем, что сам рисунок всегда находится в возвышенном состоянии от окружающего фона. Такая форма исполнения считается особо сложной, но и одновременно уникальной и оригинальной.

Если взглянуть на какое-нибудь фото с выполненными узорами, то сходу заметить между ними разницу под силу не каждому. Многие мастера не используют в своих творениях одну технику, а скорее комбинирование. По этой причине сложно сделать определяющие выводы. Гораздо проще, если есть желание и возможность, взять необходимые инструменты и попытаться выполнить самостоятельно, естественно для начала что-нибудь попроще.

Основы техники резьбы по дереву

Нож-косяк является главным инструментом резчика. Для начала следует, зажав нож лезвием к себе провести им по узору. Сильно давить конечно же не стоит, и держать его нужно слегка наклонив в сторону. После этого наклонив нож в обратную сторону, следует выполнить подрезку.

Когда контур уже выполнен, его также следует подрезать чтобы в итоге получилась соломка. Любые скругления контура выполнять следует только одним углом стамески и если необходимо, можно менять радиус, зависит который от лезвия самой стамески и ее ширины.

Действовать нужно четко, но размеренно, поскольку при правильном подходе соломка сама отделяется от заготовки. В обратном случае всю работу придется начинать с самого начала и с более глубоким подрезом.

При необходимости выреза завитков нужно выполнять их только инструментом с полукруглым лезвием. Делать их очень просто:

  • Полукруглое лезвие следует немного углубить в материал и затем повернуть кисть руки.
  • Затем провернуть вокруг своей оси.
  • Выполнять такое движение следует до тех пор, пока линии завитка не соединятся.

В том случае, когда подобная техника в новинку, рекомендуется использовать при работе эскизы, поскольку набросок на бумаге может помочь сориентироваться и выполнить все в нужном порядке.

Если просмотреть на эту тему видео урок, станет очевидным что выполнить все эти узоры можно самостоятельно. Кроме того сам процесс достаточно интересный и увлекательный. Главное в этом деле упорство и если с самого начала разобраться что и как, все обязательно получится.

Видео: