Порядок выполнения плоскорельефной резьбы
Несмотря на большое множество методов и приемов, он остался практически неизменен. Основными “этапами при этом являются: а) нанесение рисунка орнамента; б) надрез контура; в) подрезка контура; г) выборка фона начерно; д) выявление форм рельефа орнамента; е) зачистка фона начисто; ж) выявление мелкого рельефа орнамента; з) чеканка фона. Рассмотрим последовательно все эти этапы.
а) Нанесение рисунка производится в несколько этапов. Сначала для выполнения рельефной резьбы изготавливают ее светотеневой рисунок в натуральную величину; именуемый шаблоном. С шаблона рисунок переводят в виде контуров (на кальку, откуда его через копировальную бумагу переносят на заготовку.
Разновидности плоскорельефной резьбы:
а- с эаоввленным контуром; б – с подобранным (выбранным) фоной; 1 – чеканка фона; 2 – порезки утопкой; 3 — порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном
Чтобы рисунок не стирался во время работы и не загрязнял чистую, подготовленную поверхность дерева, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака с помощью кисточки, пройдя по всем линиям рисунка. Если начинающий резчик выбрал для своей работы сложный рельефный орнамент с многими наложениями и наличием в нем разных зрительных масс, то очень помогает в этом случае предварительное изготовление этот» орнамента из пластилина (иглина). Это наверняка поможет лучше почувствовать форму, вернее наметить для себя стратегию и последовательность выполнения операций и в результате этого, избежать ошибок во время резьбы.
б) Надрез контура орнамента производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют нож-косячок, а если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Чтобы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент слегка наклоняют в сторону вырезаемого элемента, но ни в коем случае не в сторону фона.
в) Подрезка контура выполняется с помощью отлогих, средних или крутых Стамесок способом “тычка”, т. е. держа стамеску со стороны фона на расстоянии от рисунка чуть меньшем глубины надреза под углом к поверхности примерно в 45° и, нажимая на конец ручки ладонью, направляя при этом инструмент в сторону надрезанной линии таким образом, чтобы глубина подрезки была везде одинаковой.
Выполнение плоеяорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: –
а – надрезание; б — подрезание; в – выборка и зачистка фона и вертикального края; г – заоваливание контура –
В случае, когда элементы орнамента находятся в нескольких (2-х, 3-х и более) уровнях, т. е. одни элементы находят (перекрывают) друг на друга, надрез и подрезку начинают с линий верхних элементов и делают их на заведомо меньшую глубину, чем надрез и подрезку линий элементов, лежащих на фоне. В практике многослойные композиции, претендующие на пространственное глубинное решение, встречаются редко, и художники в случае возникновения таких решений обычно уходят от этого путем большей лаконизации решения, огрубления форм, придания им большей условности и удержания орнамента в русле более плоскостного декоративного решения. Иначе такой орнамент грозит перейти в горельефное исполнение, о котором речь пойдет дальше.
Когда материал для резьбы твердый, а глубина фона предполагается относительно большой, то с одного раза надрез и подрезка на полную глубину может не получиться. В таком случае этот процесс разбивается на несколько этапов до получения желаемого результата. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были бы чистыми и плавными. Подрезку делают несколько глубже надреза, вследствие чего стружка не отделяется, поэтому для удаления стружки надрез нужно повторить.
При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвием на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке инструмента, обрубают контур. Обрубка производится с припуском на 2-3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом в 45° в местах, где позволяет площадь фона. В узких местах обрубку и подрубку производят постепенно за несколько раз. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.
г) Выборку фона начерно начинают с самых больших участков фона отлогими широкими стамесками. Резание производят в разных направлениях в зависимости от площади фона и направления волокон древесины. Стамеску при этом держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы фон подрубают с помощью киянки. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой.
д) Выявление форм рельефа орнамента производится с помощью наиболее распространенной операции — зоаваливания или закругления выпуклых элементов, выполняемой в несколько этапов. После надреза и подрезки контуров и выборки фона начерно ножом-косячком снимают основную фаску на выпуклых элементах под углом в 45°. В результате чего на боковых поверхностях выпуклых элементов образуется два ребра — верхнее и нижнее — с углами примерно в 135°. После чего с помощью того же косячка или отлогой стамески снимают сначала верхние фаски, а затем нижние, а уж потом отлогой стамеской без наклона зачищают полученные контуры.
При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента так, чтобы он не имел резких очертаний и в то же время не казался плоским. При высоком рельефе сделать это куда как легче, чем при низком, поскольку имеется достаточный запас для скругления контуров.
При проработке рельефа нередко приходится выполнять ложкообразные углубления с помощью средних и крутых стамесок. При этой операции левой рукой обхватывают стамеску ниже черенка за железку, направляя ее движение, а ладонью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, а затем, постепенно опуская черенок вниз и как бы вывертывая лезвие на фаске, медленно выводят его кверху. Движение стамески при этом очень напоминает черпание ложкой какой-либо желеобразной массы из глубокого и не очень широкого, едва наполненного сосуда. При этом одновременно слегка вращают стамеску слева направо и справа налево с тем, чтобы таким образом с одной стороны снизить усилие резания» а с другой — получить более чистый рез.
Часто встречающейся операцией является также срезание наклонной (пологой) плоскости к фону (лепестки цветов, листья, шишки, пр.). Эту операцию выполняют с помощью отлогой или прямой стамески за два приема: начерно и начисто. Наклонная плоскость может быть как выпуклой, так и вогнутой. Сначала срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента. Так, например, при срезании половинок продолговатых листьев следует срезать древесину длинными резками вдоль листа — от черенка к кончику.
е) Зачистка фона начисто. Зачистку фона начинают с самых больших по площади участков фона прямыми широкими стамесками, держа их почти горизонтально. Стамеской работают вдоль, поперек и под углом к волокнам в зависимости от формы и площади участков фона.
Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах орнамента работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамента. В этом случае можно также применять и клюкарзу. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.
ж) Выявление мелкого рельефа орнамента заключается в нанесении тонких и мелких выемок и выполняется приемами контурной резьбы с помощью ножа-косячка или церазика.
з) Чеканка фона производится с помощью пуансона (чекана), по которому равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе эта операция применяется довольно-таки редко, хотя выполнение ее несложно. Можно в качестве “чеканящего” инструмента применять и режущие инструменты, с помощью которых можно производить рельефную насечку в виде сеточки, штриховки, создавать “клеванный” рельеф или “ноготковый”, о чем уже упоминалось в конце раздела, посвященного технике контурной резьбы.
Теперь, когда вы ознакомились со всеми этапами выполнения плоскорельефной резьбы на дереве, рассмотрим три основных вида плоскорельефной резьбы, о которых мы упоминали в начале этого раздела.
Плоскорельефная резьба
- Размер шрифта: БольшеМеньше
- Просмотров: 4137
Всем привет! Как всегда, на связи Дмитрий Дереворез и сегодня тема разговора – плоскорельефная резьба. По статистике около 50% всех резчиков работают именно в этой технике.
Я попытался поразмышлять на тему когда же появилась плоскорельефная резьба по дереву и пришёл вот к какому выводу: этот вид искусства зародился в древнем мире, когда первобытные люди высекали на камнях сцены охоты или понятные только им символы.
Логика проста. По сути, рисунки на камнях – это такая же резьба, только по поверхности камня. Камень живет долго, поэтому мы имеем возможность лицезреть письмена древних и наоборот, если предположить, что уже тогда первобытные люди что то ковыряли по дереву, то не знаем мы об этом только потому, что дерево просто истлело.
Возможно как то так выглядели первые “ножи” и “стамески”))).
Что же из себя представляет плоскорельефная резьба? Очевидный ответ содержится в названии: это резьба по плоскости при небольшой глубине (3-20мм). Популярность объясняется просто – на начальном этапе обучения гораздо проще вырезать на плоскости какой-то контур или незамысловатый рисунок, чем то же самое в объёме, но только на начальном уровне.
Профессиональная резьба в этом стиле от классного мастера – это шедевр, которым можно любоваться бесконечно. Сравнить её можно с полотнами выдающихся живописцев. Далее предлагаю перейти к показательным примерам плоскорельефки в исполнении виртуозов ремесла.
В обзоре “Валерий Простянкин и его резьба по дереву” я уже подробно описал творчество этого выдающегося тульского мастера. А сейчас вашему вниманию высокохудожественные творения, которые выполняются в семейной мастерской не менее талантливого и мастеровитого россиянина Виктора Дубовика:
Восторг! Шикарнейшая перспектива! Суперреалистисные сюжеты! Великолепная работа острым режущим инструментом! Бесподобная тонировка и отделка! В результате практически фото в 3D.
Сразу хочется обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на инструмент. Всегда лучше один раз увидеть стамески мастера, чем сто . Вот таким богатым арсеналом обладает мастер. Контакты Виктора: +7(906) 504 59 22 ;+7 (919) 194 99 99; art32d@gmail.com; Россия, Брянск
Ещё один наш с вами современник, умеющий виртуозно творить по поверхности дерева – Кронид Александрович Гоголев. Цитата: “В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого. “
К сожалению маэстро ушёл из жизни в 2013г, но творческий след, который он оставил – это гордость потомков в масштабах страны.
Плоскорельефная резьба имеет множество разновидностей и не обязательно вырезается по ровной поверхности. Н-р, геометрическая резьба – частный случай плоскорельефной. Борис Федоежин наносит резные узоры на любые криволенейные поверхности и делает это на высочайшем уровне.
На фото ниже работа Михаила Рубинова.
Плоскорельефная резьба хороша для украшения интерьеров церквей, а так же, дверей, мебели, шкатулок, деревянных элементов оружия, кухонной утвари. Вывески, панно, картины. выполняются чаще всего именно в этом стиле. Для ценителей прекрасного возможно будет полезна статья “Купить резьбу по дереву”.
Все о плоскорельефной резьбе по древесине
Резьба по дереву относится к одному из самых древних искусств человечества. Конечно же в эпоху своего появления у этого рода деятельности не было специальных приспособлений, и вырезали на чем придется.
Само дерево как материал наши предки оценили по достоинству, они выявили в нем целый ряд положительных свойств в виде:
- Невысокой плотности.
- Повышенной теплоизоляции.
- В удобстве и простоте обработки.
Дерево за счет простоты обработки позволяет выполнять на нем самые разнообразные рисунки как простые, так и невероятно сложные и в частности к наиболее успешным и распространенным методам относится именно плоскорельефная резьба.
Какая древесина актуальнее для видов плоской резьбы
Всего на плоской поверхности резьба имеет такое подразделение:
- Плоскорельефная резьба по дереву. Этим видом можно на деревянную плоскость нанести какой-либо фон или узор. Например к этой разновидности можно отнести такие подвиды как паргори, или Абрамцево-кудринскую резьбу.
- Следующий вид резьбы, пропильный, также относится к плоскому типу, но выполняется не обычными инструментами резчика, а лобзиком.
- Следующая разновидность – прорезная. Этот вид резьбы применяется только к плоским поверхностям, причем некоторые части в последствии удаляют.
Что касается того какая именно древесина может стать более актуальной то ответ многозначен. Если опыта недостаточно, следует поработать с мягкими породами. Если же мастер далеко не новичок – выбор становится обширнее, например:
- Сосна, осина, липа относятся к мягким породам.
- Ясень, бук, дуб и орех к твердым.
- Очень твердые это граб, акация и тис.
Для выполнения этого типа резьбы следует подготовить:
- Набор напильников.
- Электрическую дрель.
- Линейку.
- Рубанок с лобзиком.
- Нож-косяк с ножовкой.
- Струбнину.
- Ластик с циркулем.
- 2 стамески (до 2 см полукруглую и плоскую).
Разновидности плоскорельефной резьбы
Плоскорельефная резьба может быть:
- С заоваленным фоном.
- С подобранным контуром.
- С подушечным фоном.
- С поднутренным и выбранным контуром.
Для того чтобы выполнить плоскорельефную резьбу с заоваленным фоном следует заранее подготовить эскизы. Сам процесс начинается с выреза канавок вдоль фона, которые в дальнейшем и заоваливают как со стороны самого узора, так и со стороны его фона.
После этого при помощи ножа косяка следует выполнить надрезы по всему контуру. Там где имеются закругления, срезы необходимо делать только полукруглыми стамесками. Для снятия фона можно взять тот же нож косяк либо прямую неширокую стамеску.
Крайне важно чтобы наклон среза имел ровно 30 градусов к плоскости заготовки. Не больше и не меньше.
После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции).
Следующая разновидность резьбы по дереву – с подушечным контуром, от заоваленного отличается в том, что сам контур располагается ниже, чем плоскость узора.
Данная форма резьбы имеет положительные свойства и отрицательные. Дело в том что если эскизы на данную работу имеют большой объем, осуществление среза по контуру может занять не один день. Кроме этого подобная деятельность не допускает непрофессионализм новичков, поскольку без сноровки и опыта просто не обойтись.
Другой тип резьбы, с подобранным фоном, еще интереснее. Его суть в том, что контур вокруг узора необходимо снимать под 30-45 градусным углом по всей деревянной заготовке, и на этом обработка заканчивается. Такую деталь не нужно дополнять иными срезами и тем более подшлифовывать.
Что касается выбранного и поднутренного контура он кардинально отличается от других тем, что сам рисунок всегда находится в возвышенном состоянии от окружающего фона. Такая форма исполнения считается особо сложной, но и одновременно уникальной и оригинальной.
Если взглянуть на какое-нибудь фото с выполненными узорами, то сходу заметить между ними разницу под силу не каждому. Многие мастера не используют в своих творениях одну технику, а скорее комбинирование. По этой причине сложно сделать определяющие выводы. Гораздо проще, если есть желание и возможность, взять необходимые инструменты и попытаться выполнить самостоятельно, естественно для начала что-нибудь попроще.
Основы техники резьбы по дереву
Нож-косяк является главным инструментом резчика. Для начала следует, зажав нож лезвием к себе провести им по узору. Сильно давить конечно же не стоит, и держать его нужно слегка наклонив в сторону. После этого наклонив нож в обратную сторону, следует выполнить подрезку.
Когда контур уже выполнен, его также следует подрезать чтобы в итоге получилась соломка. Любые скругления контура выполнять следует только одним углом стамески и если необходимо, можно менять радиус, зависит который от лезвия самой стамески и ее ширины.
Действовать нужно четко, но размеренно, поскольку при правильном подходе соломка сама отделяется от заготовки. В обратном случае всю работу придется начинать с самого начала и с более глубоким подрезом.
При необходимости выреза завитков нужно выполнять их только инструментом с полукруглым лезвием. Делать их очень просто:
- Полукруглое лезвие следует немного углубить в материал и затем повернуть кисть руки.
- Затем провернуть вокруг своей оси.
- Выполнять такое движение следует до тех пор, пока линии завитка не соединятся.
В том случае, когда подобная техника в новинку, рекомендуется использовать при работе эскизы, поскольку набросок на бумаге может помочь сориентироваться и выполнить все в нужном порядке.
Если просмотреть на эту тему видео урок, станет очевидным что выполнить все эти узоры можно самостоятельно. Кроме того сам процесс достаточно интересный и увлекательный. Главное в этом деле упорство и если с самого начала разобраться что и как, все обязательно получится.
Видео:
Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике
Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.
В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.
В чем отличие рельефной резьбы от других техник?
От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.
Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.
Набор инструментов для новичка
Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.
Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.
Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?
Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.
Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.
Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»
Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.
Перенос рисунка
Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).
Вырезание основного контура
Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).
Техника выполнения реза уголковой стамеской:
- Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
- Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
- Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
- Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
- Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
- Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.
Выборка фона
В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.
Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).
Проработка основной композиции
В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).
Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.
Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).
Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).
Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.
Резьба листа
Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.
По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).
Детализация черт лица
С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).
Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).
Детализация шерсти
Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).
Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.
Чем зачистить резьбу по дереву?
При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.
Чем покрыть резьбу по дереву?
Для однотонной отделки используют следующие составы:
Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.
Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.
Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.
Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.
Плоскорельефная резьба
При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В результате рельеф проступает более выпукло и отчетливо (рис. 84).
Рис. 84. Орнаментальная полоса, выполненная в технике плоскорельефной резьбы
Секреты между строк
Можно ли исправить ошибки, допущенные при вырезании фигуры?
Для этого и предусматривается определенный запас материала. В противном случае сделать это невозможно. Но в некоторых случаях можно, например, удлинить руку за счет увеличения ее изгиба в локте (конечно, если позволяет композиция). Если нужно укоротить руку, уменьшают изгиб в локтевом суставе.
На становление и развитие плоскорельефной резьбы значительное влияние оказала абрамцево-кудринская резьба, о которой упоминалось выше, и творчество В. Ворноскова, о котором мы тоже уже говорили. Плоскорельефная резьба позволяет резчику реализовывать различные замыслы, воплощая их в композициях, изображающих не только растительность, но и животных, птиц и человека. Техника этой резьбы отличается трудоемкостью и предполагает наличие не только богатого набора резчицкого инструмента, но и соответствующего опыта и определенного уровня мастерства.
Плоскорельефная резьба представлена несколькими разновидностями, отличающимися техникой исполнения. Это резьба с заоваленным контуром, с подобранным фоном и подушечным фоном (рис. 85).
Остановимся на них подробнее.
Рис. 85. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром; б – с подобранным фоном: 1 – чеканка фона; 2 – порезка уголком; 3 – порезка полукруглой стамеской; в – с подушечным фоном
Резьба с заоваленными контурами
Из всех разновидностей плоскорельефной резьбы этот вариант является наименее сложным. По технике выполнения она похожа на контурную резьбу, поскольку контур рисунка представляет собой двухгранные выемки (рис. 86).
Рис. 86. Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром (стрелками показано направление движения инструмента); а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура
Секреты между строк
Как определить центр тяжести человеческой фигуры?
Нахождение центра тяжести фигуры зависит от положения, которая она занимает в пространстве. В спокойной позе проекция центра тяжести падает на площадь, которая ограничена внешними сторонами ступней и линией, соединяющей носки и пятки. Если проекция не соответствует этой площади, то фигура будет «падать», даже если будет установлена на прочной подставке. Центр тяжести движущегося человека смещен немного вперед.
Последовательность работы такова: в первую очередь надрезают рисунок по контуру, что можно выполнить как ножом-косяком, так и краем отлогой стамески, удерживая при этом инструмент практически вертикально (инструмент должен быть таким, чтобы позволял надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента за один рез по направлению волокон древесины). После этого осуществляют подрезку со стороны фона.
В заключение заоваливают грань со стороны орнамента, следя за тем, чтобы она, в отличие от подрезки на границе с фоном, закруглилась более круто. В результате изображение получается с мягкими заоваленными линиями и отсутствием резких теней.
Секреты между строк
Как добиться правильного положения головы?
Одного рисунка часто бывает недостаточно. Уточнить положение головы поможет объемный эскиз. Чтобы установить поворот головы, по грубой заготовке проводят ось симметрии, что помогает проверить, правильность положения головы относительно торса, а подбородка – по отношению к плечам. Важно при этом добиться художественного обобщения – выбрать характерный тип, не перегружая фигуру мелкими или второстепенными деталями.
Резьба с подобранным фоном
Выполнение этой разновидности плоскорельефной резьбы по технике не отличается от описанной выше, за исключением обработки фона (рис. 87).
Рис. 87. Выполнение плоскорельефной резьбы с подобранным фоном: а – надрезка; б – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура
Характер обработки фона (выборка на необходимую ширину и глубину) зависит от особенностей рисунка и желания придать ему выразительность и особую декоративность. Фон можно покрыть чеканкой либо различными профильными порезками, что также будет способствовать созданию особого визуального эффекта.
Технически плоскорельефная резьба с подобранным фоном выглядит следующим образом. По контуру рисунка выполняется надрез, причем он слегка отклоняется от линии рисунка в направлении фона, благодаря чему край орнамента сохраняется целым, когда приступают к выборке фона.
В завершение работы край надрезают, держа инструмент вертикально, точно по линии рисунка, потом край контура заоваливают.
Подрезка осуществляется на определенную глубину, которая по всей плоскости орнамента должна быть одинаковой.
Далее выбирают фон, применяя разнообразный инструмент (прямые, отлогие, полукруглые стамески, стамески-клюкарзы), выбор которого зависит от того, каким должен быть фон, – гладким или профилированным.
Чтобы работа выглядела аккуратно, без задиров, зачищая фон, обращают внимание на направление слоев древесины.
Для работы с мягкой древесиной достаточно использовать обычный резчицкий инструмент, при резьбе по твердой дополнительно применяют киянку.
Резьба с подушечным фоном
Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.
Последовательность выполнения резьбы с подушечным фоном показана на рис. 88.
Рис. 88. Выполнение плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезка по контуру рисунка; б – подрезка по направлению к вершине фона; в – заоваливание фона и контура рисунка
Подушечный фон делает изображение более живописным, объемным по сравнению с резьбой с заоваленным или подобранным фонами, которые смотрятся гораздо строже и более графично.
Секреты между строк
Какова в резьбе роль детали?
Детали предназначены усиления художественного впечатления, производимого изображением. Кроме того, благодаря ней изделие выглядит законченным. Например, как изображать руку человека? В таких случаях все зависит от того, с какого расстояния будет обозреваться фигура. Если издалека, то нет необходимости в тончайшей проработке пальцев, поэтому рука представлена силуэтом. Если расстояние будет небольшим, то такая рука без пальцев будет смотреться незаконченной, а вся работа – сырой. Но увлекаться деталями тоже не следует, так как это перегружает изображение и снижает впечатление.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Резьба по дереву. Основные виды.
Плосковыемчатая резьба
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.
В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:
Геометрической или контурной.
Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.
Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.
Плоскорельефная резьба
Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.
Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.
- Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)
Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.
Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.
Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
- Накладная, или наклейная резьба
Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Больше спасибо за внимание!
Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”
Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!