Ножи для резьбы по дереву: виды и правила выбора

Какие инструменты нужны для резьбы по дереву

Одним из лучших материалов для декоративного оформления интерьера была и остается древесина. Являясь полностью натуральным, ни в процессе обработки, ни в ходе эксплуатации дерево не выделяет вредных для здоровья веществ. Дерево практично, дерево красиво. Пользуясь простым инструментом, можно создать уникальное резное украшение: панно, шкатулку, статуэтку.

Резное изделие из дерева – лучшее украшение собственного дома и отличный подарок. Резьба – это несложно, мастером по дереву может стать каждый, надо лишь чуточку таланта, много усидчивости и, конечно же, хорошие инструменты для резьбы по дереву.

Без чего не обойтись начинающему резчику

Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.

Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.

Ножи-косяки

Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.

Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.

Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.

Резаки для геометрической резьбы

При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.

Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.

Богородский нож, «Татьянка»

Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.

Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.

Стамески для резьбы по дереву

Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:

  • прямые стамески;
  • полукруглые или радиусные;
  • клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
  • скобчатые, имеющие П-образный профиль;
  • уголковые.

В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.

Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.

Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.

Другие необходимые инструменты

Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:

  • ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
  • топорик для черновой обработки;
  • рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
  • набор лекал для переноса изображения на заготовку;
  • дрель, ручная или электрическая;
  • нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
  • шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.

Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.

Заточка инструмента

Чтобы резьба по дереву приносила удовольствие, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент должен быть острым. Если в процессе работы чувствуется увеличение сопротивления материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать излишних усилий при резьбе и гарантирует отличное качество каждого штриха, каждой бороздки.

Заточку следует начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используют крупнозернистый абразив. Он быстро и качественно убирает заусенцы, создает идеальную режущую кромку.

Обратите внимание! В работе важно не испортить угол заточки у стамески по дереву и геометрию лезвия ножа.

Работая на наждаке, надо быть аккуратным, нельзя допускать перегрева металла, резкими перепадами температуры можно «отпустить» режущую кромку.

После того как удалены крупные неровности, переходят к мелкозернистым абразивам. В ходе шлифовки удаляют шероховатости, которые возникли в процессе черновой заточки инструмента для резьбы. Последними используют шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, снижая трение между инструментом и материалом до минимума.

Выбор и покупка

У начинающего резчика закономерно возникает вопрос – где взять инструмент для резьбы. В наше время это не проблема. Промышленность предлагает стамески и ножи всех видов и модификаций. Можно приобрести несколько ножей и одну-две стамески, а можно купить набор инструментов, руководствуясь собственным вкусом и финансовыми возможностями.

Как ни странно, но широкий ассортимент инструмента резчика заметно усложняет выбор. Трудно сориентироваться и купить по-настоящему хорошую вещь. Несложно стать обладателем «одноразового» инструмента, которого хватит на несколько часов работы.

Перед покупкой инструмента следует непременно поинтересоваться:

  • маркой стали, из которой изготовлен инструмент;
  • фирмой-производителем;
  • страной изготовления.

Инструмент – вещь индивидуальная. Выбирая нож или стамеску, правильным будет подержать его в руках, проверить, насколько удобен он в работе, а лишь после покупать. Также нелишним будет пообщаться на тематических форумах, где специалисты делятся собственным опытом, они с удовольствием дадут дельный совет.

Нож своими руками

Многие профессионалы не признают покупной инструмент и предпочитают работать тем, который изготовили своими руками. В этом есть смысл, ведь каждый нож, каждая стамеска идеально подгоняется под руку мастера. Таким инструментом удобно работать, не устает рука, легко контролировать нажим.

Это разумный подход. Имея опыт работы с металлом и хорошую сталь, можно заняться изготовлением универсального богородского ножа для резьбы по дереву или ножа-топорика. Для этого можно использовать сломанное полотно от механической ножовки толщиной 2 мм. Из инструмента достаточно мощного электрического точила.

На заготовку переносят очертания лезвия и осторожно обрабатывают ее по контуру. В процессе работы заготовку необходимо периодически остужать, окуная ее в емкость с водой.

Человеку, знакомому с деревообработкой, изготовить рукоять не составит особого труда. Идеальную рукоять можно сделать по слепку, полученному из пластилина, зажатого в руке. Деревянный брусок подходящего размера размечают, зажимают в тиски. С помощью ножовки (лучше использовать ножовку по металлу) удаляют лишнее. Для окончательной доводки используют рашпиль и наждачную бумагу.

Рукоять насаживают на лезвие. Для долговечности ее пропитывают льняным маслом или покрывают несколькими слоями лака. Остается только заточить самодельный нож и можно приступать к работе.

Изготавливать инструмент своими руками или покупать готовый – решать самому мастеру. Пожалуй, набивать руку лучше инструментом из магазина, а уже позже, набравшись опыта, можно делать себе инструмент самостоятельно.

Ножи для резьбы по дереву — удивительное разнообразие инструментов

Резьба – это одно из видов искусства, которое по-прежнему требует приложения рук мастера. Хотя есть множество машин, даже с программами, настоящие резные вещи из теплой древесины выполняются шаг за шагом людьми, которые много лет осваивали это ремесло, и единственное, что они используют – это ножи для резьбы по дереву.

У мастера их множество, разных размеров и формы. С какого начать, и как использовать каждый – с освоения этого следует начинать человеку, желающему приобщиться к древнему искусству.

Они отличаются от обычных, потому что длина лезвия рассчитана на большое давление, с которым мастер вырезает элементы на деревянной поверхности. Поэтому оно укорочено, а рукоятка сформирована так, чтобы рука не перенапрягалась и не уставала в течение долгого времени.

Разновидности ножей по дереву

Профессиональный нож для резьбы по дереву из полотна металла – это серьезный инструмент, рассчитанный на огромные нагрузки. Полный набор резчика – недешевое удовольствие, потому что все стамески и резцы должны быть сделаны из стали самых лучших марок, отличающихся особой прочностью – только в таком случае они будут резать материал.

Нож косяк

Инструмент их разряда универсальных, используется для выполнения геометрически правильных линий и элементов, а также для окончательной отделки готового изделия.

Лезвие скошенной формы, затачивается под 600.

В наборах нож косяк для резьбы по дереву представлен в различных размерах, для различных видов дерева и характера выполняемых работ.

Нож резак

Универсальный инструмент, который есть в наборе опытного резчика, а также должен быт у начинающего.

Применяется на всех этапах работы.

Лезвие удлиненное, есть варианты прямые или с изгибом. Изогнутый обушок.

Заточка выполняется под углом в 350.

Есть современная модификация, которая позволяет совмещать в одном предмете целый ряд ножей. Это удобная рукоятка с цанговым замком, с помощью которого закрепляется нужный вариант лезвия.

Нож-топорик

Довольно редкая разновидность ножа, с его помощью при некоторых навыках можно делать почти все.

Выполняется в виде маленького топорика, в лезвии различается «пятка» и «носок». Заточка – двусторонний клин, угол подбирается в зависимости от твердости древесины.

Эту разновидность ножей нередко делают своими руками, подбирая толщину полотна и угол заточки по конкретной работе. С помощью этого инструмента можно буквально выполнить всю работу.

В опытных руках нож топорик для резьбы по дереву используется полностью: пятка, носок и середина лезвия. Выполняются резы в любом направлении, носиком зачищают углубления в рельефах. Центральная часть отлично вырезает выпуклые элементы.

Богородский нож, «Татьянка»

Название получил от техники резьбы, в которой использовался – в богородской резьбе. Похож немного на европейский вариант резака, но с более длинным лезвием и укороченной рукояткой. Подходит для начальных этапов работы и для финишных.

Характеризуется ровной кромкой, затачивается частично. Богородский нож для резьбы по дереву выпускается в нескольких размерах.

Подробный обзор на данный нож:

Разновидности Стамесок

Стамески применяются для множества операций:

  • подготовка пазов
  • срезка фасок
  • резьба по нанесенным контурам
  • вырезание барельефов.

Форма острия отвечает задаче, которую выполняет инструмент. Оно бывает прямым, изогнутым, с различной формой.

Уголковые стамески

Выглядит как буква V – ее образуют две плоскости, которые соединяются под разным углом в зависимости от задачи. С помощью такой стамески прокладываются выемки. Для глубоких выемок используются стамески с меньшим углом.

Плоские стамески

Стамески с плоским поперечным сечением. Различаются по толщине лезвия, режущая кромка выполняется прямой или скошенной.

Полукруглые

Этот инструмент обязателен в базовом наборе резчика. Лезвия полукруглые, используются для резки орнаментов, нанесения выемок и резов.

Диапазон размеров очень большой – по высоте и радиусу загиба лезвия.

Скобчатые

Их еще называют коробчатыми – по сечению. Представляют собой плоские стамески с бортиками. Ширина стамески и высота бортика варьируют.

Дополнительные инструменты и резаки

Диапазон дополнений, которые необходимы мастеру, велик. У многих мастеров есть, кроме покупных инструментов, еще и собственные разработки. В широком понимании дополнений наборы шкурок с зерном различной величины также являются частью его профессионального арсенала.

Клюкарзы

Разновидность угловой стамески для сложной резьбы с объемами. Используется для орнаментов, барельефов.

Похожа на стамеску полукруглой формы, но отличается от нее закруглением по всей длине, включая шейку. Это обеспечивает более ровное и легкое движение в процессе резки.

Клюкарзы бывают полукруглыми, угловыми, прямыми. Выпускаются в широком размерном ряду, поэтому можно без труда подобрать для любого вида и габарита работ.

Ложкорезы

Стамески для выбирания объема – с крутым изгибом в виде окружности. Обычно большого размера.

С их помощью режут ложки, чашки, другие изделия.

Козьи ножки

Ступенчатая стамеска, которую разные производители относят к разным видам инструмента. Российские производители склоняются к тому, чтобы считать ее клюкарзой, европейские — выносят ее в отдельный разряд стамесок.

Благодаря изогнутой форме, стамеска легко выбирает объемы в местах, недоступных другим инструментам. С помощью этого инструмента мастера делают кружевные изделия с тонкой выборкой объема под элементами.

Клепики

Стамеска для тонкой доработки рельефа – с их помощью выбирают объемы в труднодоступных местах, куда не дотягиваются более крупные инструменты.

Лезвие выполняется в виде листика, ноготка или меча.

Как выбрать инструмента для резьбы

Начинающему мастеру рекомендуется воспользоваться набором в готовом виде, а подобрать его следует в соответствии с предполагаемым характером резьбы. Для рельефной резьбы нужен набор с клепиками и глюкарзами, создание деревянных скульптур потребует большого набора стамесок.

Наборы ножей для резьбы по дереву с отличными характеристиками не проблема, на рынке есть продукция отечественная и импортная. Комплекты разделяются по специфике работы или собраны из универсальных инструментов.

Поскольку это достаточно дорого стоит, лучше купить небольшой набор, но хорошего качества. Для освоения азов хватит нескольких ножей с прямыми и круглыми лезвиями. По мере усложнения выполняемых задач арсенал будет пополняться.

Со временем обязательно придет понимание необходимости изготовления некоторых ножей для резьбы по дереву своими руками – ведь это является частью секрета искусства настоящих мастеров. Важно, когда рукоятка полностью отвечает очертаниям кисти, рука не потеет и не скользит, даже если мастер работает часами. Это тоже часть мастерства, которая приходит со временем.

Также возможен вариант, когда мастер умеет делать почти все одним-двумя ножами. В этом смысле нож топорик для резьбы по дереву для некоторых умельцев стал настоящим универсальным любимым инструментом.

Здесь вы можете посмотреть видео о самодельных инструментах для резьбы по дереву:

Как правильно заточить инструмент

Резка дерева требует отточенного лезвия. Если древесина начинает сминаться и крошиться при работе – это сигнал для мастера, пора затачивать лезвия.

Это отдельное искусство, которое придется освоить каждому резчику. С повышением мастерства придет понимание, как затачивается инструмент под свою руку, поэтому не стоит поручать ножи, стамески для резьбы по дереву кому-то еще.

Последовательность действий по заточке.

  • Выравнивание рабочей поверхности. Используется шкурка с крупным зерном, круг. Важно, чтобы угол заточки при этом не менялся, поэтому заточкой нужно заниматься без спешки.
  • Сменить шкурку на мелкозернистую, в процессе делать перерывы, чтобы металл не перегревался.
  • Затем рабочие поверхности шлифуются шкурками для финишной обработки, постепенно нужно их менять на более тонкие, до 1200. Обработку завершают полировкой кожей со специальной смесью для шлифовки.

Смотрите видео о резцах по дереву и правильному углу их заточки:

Заключение

Эта статья не охватила даже половины того разнообразия инструментов, которым пользуется опытный мастер-резчик по дереву.

Только клюкарзы представляют собой такой длинный список, которого хватило бы на несколько статей: косые, обратные, клюкарзы-ласточки.

Но человек, который хочет обучиться ремеслу резчика по дереву – с целью зарабатывать или для души – сориентируется в многообразии ножей, стамесок и выбрать инструменты для начала.

Скульптура и рельеф

Чтобы облегчить выбор стамесок для скульптуры и рельефа, рассмотрим инструмент по характеристикам:

  1. Ударные и не ударные стамески
  2. Длина лезвия
  3. Толщина лезвия

1. Ударные и не ударные стамески

“Ударные” стамески – это, например, стамески фирм Pfei (Швейцария) и Narex (Чехия). По ним можно стучать киянкой :), так как конструкция рукоятки обеспечивает такую возможность.

Стамески кузнеца Корнеева позволяют небольшой удар, постукивание киянкой: http://stameskino.ru/shop/CID_326.html

Стамески марки “Приднестровье” не предусматривают работу с киянкой: http://stameskino.ru/shop/CID_20.html

Японские стамески для миниаютюры также не предусматривают работу с киянкой: http://stameskino.ru/shop/CID_18.html

  • Если вы планируете работать с крупной скульптурой или рельефом, где будет необходима работа киянью – выбирайте ударные стамески.
  • Если вы планируете работать с твердым деревом, то вам, возможно потребуются ударные стамески, чтобы эффективно и быстро убирать лишнюю массу древесины.
  • Если вы планируете работать с мягким деревом и с небольшими формами, то можно выбрать бюджетные стамески марки “Корнеев” и “Приднестровье”.
  • Бюджетные стамески марок “Корнеев”, “Приднестровье”, японские стамески сгодятся для любых деталировочных работ как по мягкому, так и по твердому дереву.

2. Длина лезвия

Определите, какого размера будут ваши резные произведения. Японские стамески с короткими лезвиями хороши для неглубоких рельефов и небольших скульптур, либо для деталировочных работ. Короткое лезвие маневренно и хорошо управляемо, в этом его преимущество.

Стамески Pfeil бывают двух типоразмеров – стандартные (http://stameskino.ru/shop/CID_40.html) и компактные (http://stameskino.ru/shop/CID_41.html). Разница в длине рукояток и лезвий.

Стандартные позволяют работать стамеской, комфортно удерживая ее двумя руками:

Компактные удобны для маленькой руки, или при удержании стамески одной рукой.

3. Толщина лезвия

Если помните из своей бытовой практики заворачивания шурупов, отвертки с толстым лезвием – более мощные, а с тонким лезвием – менее мощные. Со стамесками ситуация аналогичная: чем толще лезвие, тем более силовая стамеска (или нож) и тем более силовые резы ей можно сделать. Для резьбы по твердой древесине используйте силовые стамески и ножи.

  • Pfeil, Narex, скульптурные стамески Корнеева (толщина 2.5 мм) – силовые
  • Японские стамески профессиональной серии (с деревянными рукоятками) – силовые
  • Стамески Корнеева (толщина 1.2 мм) – не силовые.
  • Стамески “Приднестровье” (толщина 1 мм) – не силовые.
  • Ножи Корнеева – силовые
  • Ножи Narex – силовые
  • Японские ремесленные ножи – силовые
  • Ножи Pfeil – не силовые
  • Ножи Кулибина – не силовые

Но при этом следует понимать, что характеристика “силовые-не силовые” не есть синоним “хорошие-плохие”. Силовые стамески и ножи хороши для операций съема массы (особенно на твердой древесине), а не силовые лучше использовать для деталировочных работ или при работе с мягкой древесиной.

Стамеска или штихель?

Штихель – это стамеска с грибовидной ручкой. Штихелем удобно вырезать миниатюру, или делать деталировку, удерживая в одной руке заготовку. Вопрос навыка и практики – в одних случаях удобней стамеска, в других штихель. Штихель нельзя взять двумя руками (можно второй рукой только направлять лезвие при фиксированной заготовке), и по штихелю нельзя стучать киянкой. На мой взгляд, штихель более маневренный, чем стамеска при резьбе деталей и миниатюры.

Сколько стамесок нужно для начала?

Здесь возможны 2 стратегии: либо закупиться сразу и основательно, либо выбрать минимальный набор и докупать по мере необходимости. Оба подхода имеют право на жизнь. Все зависит от вашего бюджета. Главное, помните – лишними стамески не бывают. Если немного промахнулись с размером-формой стамесок и ножей при первых закупках, не беда – они пригодятся на других изделиях.

Самые общие рекомендации такие:

Для рельефа обязательно нужен нож-косяк с двухсторонней заточкой (как для геометрической резьбы).
http://stameskino.ru/shop/UID_1013.html, или http://stameskino.ru/shop/UID_4631.html

И для рельефа, и для скульптуры хорошо пригодится универсальный скульптурный нож:

Подбирайте из вариантов тот, который удобнее для вашей руки.

Если вы ограничены бюджетом, купите несколько (4-7 шт.) стамесок. Если подбирать поштучно, то для начала нужны 1 плоская стамеска, 3-4 полукруглых стамески разного радиуса, 1 клюкарза, 1 уголок. Ширину стамесок подбирайте, исходя из размера резных элементов.

Для резьбы ложек, плошек, чаш обязательно потребуется силовая стамеска – клюкарза, чтобы выбирать массу древесины из едала (емкости)

Сопутствующие товары

Проведите ревизию, что у вас есть, а чего у вас нет из списка:

Это самые необходимые инструменты для того чтобы начать резать.

Самодельные ножи для резьбы по дереву

Привет всем любителям самоделок, каждый специалист хорошо знает, что инструмент имеет большую роль в работе, а именно его надежность и качество сборки. Задумываясь на эту тему возникают мысли сделать идеальный удобный инструмент своими руками, в данном случае это резцы по дереву, а вырезание узоров с их помощью вполне увлекательное занятие, что не может не радовать. Главное в создании резцов быть более осторожным, так как работать придется с острыми предметами, а именно с режущей частью. Идея автора сделать резцы по дереву своими руками сопровождалась тем, что по близости данного инструмента не было, да и в местных магазинах их тоже не было.

Свойства, которые должны быть у хорошего ножа для резьбы по дереву следующие:
• Высококачественная сталь, повышающая ресурс ножей и долгого сохранения остроты.
• Эргономичные (удобные) рукоятки.
• Относительная простота изготовления.
• Надёжность.

Для создания данной самоделки не нужны какие-то труднодоступные материалы, их тут и не должно быть, так как заранее было задумано, чтобы все детали находились в легкой доступности у большинства столяров и любителей работ по дереву.

Необходимые материалы и инструменты:
* Куски ленточной пилы, выполненные из прочной стали, что из опыта подтверждает о их долгой сохраняемости заточки.
* Остатки дубовых досок, оставшиеся от прошлых работ, так как дуб сам по себе прочный, по-своему красивый и технологичный материал.
Из инструментов понадобится:
* Электрическое точило.
* Ленточная шлифовальная машинка с зернистостью около 40, а также шлифовальная шкурка (зернистостью 80, а для доводки — 240, 800 и 1000).
* Ножовка.
* Средства защиты органов дыхания – респиратор (марлевая маска).
* Столярный клей.

Вот и все детали с нужными инструментами готовы, теперь приступим к поэтапной сборке.

Шаг первый.
Первым делом нужно изготовить клинок. Из кусков полотна пилы длиной около 8 см автор выточил металлические заготовки клинков нужной формы, а у заготовок пооставлял хвостовики, их длина около 4,5-5 см, данные размеры гарантируют достаточную прочность крепления клинка в рукоятке.

Большую фаску на ножах нужно делать еще до того момента, когда хвостовик не вклеен в рукоять. Форму фаски нужно придавать с обеих сторон, соблюдая при этом определенный угол, стачивание металла должно происходить симметрично. Из материаловедения известно, что при интенсивном обтачивании металл нагревается, что вызывает его отпуск, а приводит это к тому, что металл становится более мягким и теряет способность сохранять заточку. Чтобы этого не случилось, обтачиваемую заготовку периодически нужно охлаждать в воде, тем самым избегая перегрев. Удобнее всего, когда емкость с холодной водой находится рядом и опустить заготовку не составляет большого труда. Чтобы окончательно сформировать лезвие, а также заточить и отполировать его нужно установить рукоятку, что собственно и будет дальше.

Шаг второй.
После долгих работ с металлом переходим к изготовлению рукоятки, для этого хорошо подошли бруски из дуба, размеры которых составили 12 на 22 мм в сечении, а длина слегка больше 120 мм. Данные бруски были подобраны так, чтобы склеиваемые поверхности были ровными. Для упрощения работы делаем выборку гнезда под хвостовик в одной из половинок будущей рукоятки.

Сперва обрабатывается хвостовик с помощью шлифмашинки по краям, с целью избавиться от заусенцев. Затем приложив хвостовик к подготовленному бруску, обводим его карандашом. С помощью стамесок выбираем гнездо на глубину, что равна толщине заготовки, периодически собирая насухо сборку конструкции для проверки прилегания брусков друг к другу. В случае недостаточной глубины гнезда, рукоять или не склеится или же при плохой стыковки просто расколется при использовании. Также слишком глубокое гнездо приведет к тому, что клинок будет гулять из стороны в сторону, что ведет за собой нежелательные последствия, а именно растрескивание рукоятки или деформация хвостовика. Поэтому к выборке гнезда под хвостовик проявите максимальную точность.

После того как вы убедились при контрольной сборке «насухо» , что все детали плотно сидят,в данном случае хвостовика, а также при отсутствии щелей между брусками-половинками рукоятки, то можно приступать к склеиванию. Столярный лей наносим на поверхность бруска и в гнездо под хвостовик, так как при ручной выборке гнезда точности в глубине достичь нереально, то на всякий случай лучше заполнить ее клеем, после высыхания которого хвостовик будет держаться за счет его твердости, в случае неточности. На прилегающую деталь рукоятки тоже нужно нанести клей, но меньшим слоем.


После склеивания заготовки, ножовкой отпиливается задняя часть, до размера в 12 см.
Потом ленточной шлифовальной машинкой шлифуем торцы ручек, не забываем использовать средства индивидуальной защиты — защитные очки и респиратор, поскольку дубовая пыль может вызвать аллергию.

Шлифование проходит для начала зернистостью 40, а затем по возрастанию, пока заготовка не станет гладкой.
Покрываем нитролаком.

Шаг четвертый.
Доводим режущую часть, нам нужна малая фаска, угол заточки которой составляет для данных ножей примерно 25-30°. Чтобы сформировать малую фаску автор использует шлифовальную шкурку разной зернистости постепенно увеличивая зернистость, начиная от 240, переходя к 800, а затем и к 1000, в конечном итоге все полируется на кожаном ремне, зажатом на бруске. Если заточка вышла удачной, то древесина должна резаться как вдоль, так и поперёк волокон без приложения особых усилий, при этом поверхность среза должна быть ровной и блестящей, так называемый «масляный» рез.
Используя данный шаблон изготовления было сделано несколько ножей, в целом они достаточно надежны и удобны в использовании, что для непрофессионала очень даже прилично.

Инструмент для резьбы по дереву.

Единой классификации инструментов для резьбы по дереву, похоже, не существует. В разных книгах резаками, косяками, клюкарзами, штихелями, гейсмусами и царазиками называются самые разные инструменты. Да ещё попадаются всевозможные перлы изящной словесности, например «полукрутые стамески», или «резцовые угольники», не говоря уже о совсем вульгарном – «крутые косяки».

Не могу поручиться, что приведённая ниже классификация верная и единственно правильная во веки веков, аминь. И, конечно, не самая полная. Напишу только о тех инструментах, которыми умею пользоваться сам, и за которые могу поручиться. В дальнейшем, описывая подробно разные способы резьбы, рассмотрим каждый инструмент отдельно: где достать, как сделать, как пользоваться, и. т. д.

Всякий нож, будь то нож для резьбы по дереву, или просто кухонный разделочный, обязательно имеет носик, обушок, пятку, хвостовик и рукоятку. По этим признакам легко отличить ножи от других инструментов. В резьбе по дереву применяются такие ножи:

Резаки. Резчики, в разговоре, часто называют их просто ножами.Они бывают разных форм и размеров, но у всех у них режущий угол ровно тридцать пять градусов. Резаки – это самый важный инструмент среди ножей, и, наверно, среди всех остальных инструментов. У каждого резчика есть свой любимый резак. Им он и выполняет основную и самую тонкую работу.

Косяки. Это ножи, которые используются в плоскорельефной резьбе для прорезки длинных прямых линий, для заоваливания контура и для обработки боковых стенок пазов. Главная особенность косяков – режущий угол, величиной в шестьдесят градусов.

Вспомогательные ножи. Как называются эти ножи, я не знаю, что, правда, не мешаетпользоваться ими многие годы. В книгах их называют иногда резаками, а иногда – косяками. Придумывать, по примеру некоторых, очередной шедевр словесности не хочется. Номер первый служит для окончательной доводки криволинейных поверхностей в объёмной резьбе, а номер второй незаменим в резьбе прорезной.

Прямые стамески (плоские стамески). Их узнать легко и просто.
А служат прямые стамески для зачистки и выравнивания плоских поверхностей в резьбе на плоскости.

Бывают по размерам как очень большими, так и очень маленькими. Кроме того, у каждой полукруглой стамески есть высота и радиус загиба.
Если высота больше радиуса загиба, то стамеска называется крутой, если намного больше – то царазиком, если намного меньше – отлогой стамеской и, если равна – средней стамеской. Основное предназначение полукруглых стамесок – объемная классическая резьба. Применяются они и в плоскорельефной резьбе.

Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: листик, меч и ноготок.

Первые два так и называют: клёпик-листик и клёпик-меч. Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах.

Ноготки. Ноготки отличаются от обычных клёпиков формой заточки.
Она у них напоминает ноготь, за что они и получили такое название. А вот назначение ноготков то же самое – зачистка в труднодоступных местах. Без ноготков, во многих случаях, не возможна красивая чистая резьба.

Так называется группа инструментов, имеющих два загиба по сто двадцать градусов. Это, как Вы, наверное, уже догадались, делается для того, чтобы, при резьбе, не задевать рукояткой обрабатываемую плоскость. По назначению же, клюкарзы бывают самые разные. Существует клюкарза-полукруглая стамеска, клюкарза-ноготок и. т. д.

Гейсмусы. Их часто называют уголками, но это не правильно.
Гейсмус – он и есть гейсмус. Самый лучший угол загиба – сорок пять градусов.

У штихелей всегда есть угол загиба в пятнадцать градусов. Рукоятки у них чаще всего в виде грибка. Все эти признаки верны только для инструмента для резьбы по дереву. Штихеля для резьбы по кости, или, например, по металлу выглядят совсем по другому. Служат штихеля для разных целей и применяются в разных видах резьбы.

Ложечники (ложечные ножи). Самый лучший ложечник – это заточенное колечко с приваренным к нему прутком. Существуют и другие варианты исполнения, но все они менее удобны в работе. Ложечники нужны для удаления большого объёма материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды. Применяют их и в плоскорельефной резьбе.

А ещё во всех без исключения видах резьбы используются обычные свёрла, вставленные в рукоятки. Согласитесь, что не всегда удобно сверлить дрелью отверстия в поделке, которая уже на половину сделана. В тиски её не зажмёшь, да и точность не та.

Давным-давно, ещё, когда я был маленьким, вышла в свет книга группы авторов – А. А. Абросимовой, Н. И. Каплан,
Т. Б. Митлянской. Книга называлась – «Художественная резьба по дереву, кости и рогу ». Там-то и был впервые опубликован вот этот рисунок, который, с тех пор путешествует из книги в книгу.
Нож, изображённый на рисунке, я, когда-то, с дуру, сделал. Скопировал всё один к одному, точно соблюдая все размеры пропорции. Резать таким ножом очень трудно. Практически – невозможно. Вот если заточить его не стой стороны, что указана, а с противоположной, а рукоятку вывернуть наизнанку, тогда ещё что-то получается.

Со стамесками тоже не всё понятно. Что за рукоятка такая, в пол ладони? К тому же, судя по рисунку, они все отлогие. Такие стамески, действительно, можно использовать для скульптурной резьбы, но, лучше, как вспомогательный инструмент. Иначе, процесс создания скульптуры грозит растянуться во времени до бесконечности. Для полноценной объёмной резьбы по дереву совершенно необходим набор крутых стамесок. К тому же, одними стамесками и ножом пользоваться, конечно, можно, но не желательно. Существует ещё множество инструментов, которые можно и нужно использовать в объёмной резьбе.

Хорошие клюкарзы (или клюкорезы, это уж как кому нравится), имеют два загиба ровно по сто двадцать градусов – ни больше, ни меньше. В магазинах же, чаще всего встречаются инструменты с загибами по девяносто градусов, или с разными углами загибов. Никогда не берите их, если только Вы не мазохист. Замучаетесь! Лезвие будет постоянно врезаться в глубь дерева, и оставлять неровные борозды, вместо того, чтобы тихо- мирно выбирать фон.

А ещё, бывает, встречаются клюкарзы с правильными загибами, но с настолько короткой перемычкой, что расстояние между основанием и режущей частью меньше, чем радиус рукоятки. Покупая клюкарзы, помните, что цель их существования на этой планете в том, чтобы можно было обрабатывать плоскость, не шкрябая рукояткой по дереву.

Качественные инструменты по дереву: выбираем правильно

Резьба по дереву – многовековое прикладное искусство, которое не теряет популярности в наши дни. Выбирая подобное творчество, мастера могут создавать шедевры в виде статуэток, декоративных элементов интерьера или эксклюзивной мебели. Однако для эффектных узоров и утончённого орнамента необходимы специальные инструменты. От их качества, разнообразия и остроты зависит привлекательность готового изделия. Какой инструмент для резьбы по дереву выбрать, по каким критериям совершать покупку? Информация по этим и другим вопросам представлена ниже.

Ключевые виды

Инструменты для декоративной обработки дерева можно условно разделить на две большие категории. К ним относят приспособления, предназначенные для ручной обработки материала, а также электроприводные устройства, которые упрощают и ускоряют работу мастеров.

В действительности классификация инвентаря гораздо шире. В ремесле используют:

Какие инструменты для резьбы по дереву необходимо выбирать? Главным критерием в этом служит метод обработки материала. Поскольку одни изделия предназначены для создания мелких узоров, другие – для работы с крупными элементами орнамента и т. д. Все резцы можно изготовить своими руками: стамески, клюкарзы, реймусы, однако большинство мастеров предпочитает приобретать готовые наборы.

Ножи: виды и особенности

Какой инструмент используется для резьбы по дереву, если необходимо создать детализированный узор? Прежде всего, это нож. Существует несколько видов изделий, используемых в ремесле, к ним относят:

  1. Нож-резак. Универсальное изделие, применяемое для широкого спектра работ. Он может иметь различную форму, а также длину лезвия и рукоятки. Режущий угол у такого ножа в среднем составляет 35 градусов.
  2. Нож-косяк. Модель лучше использовать для плоскорельефной резьбы. С его помощью можно легко создавать протяжённые прямые линии, контуры, ажурные узоры, а также закругления.
  3. Богородский нож. Чем лучше делать скульптуры и статуэтки? Богородский нож оптимален для данной работы. Его длина варьируется в пределах 25–90 мм, тогда как ширина достигает 25 мм. Поэтому с его помощью придают форму статуэткам или создают мелкие элементы резьбы.

Мастера также используют вспомогательные ножи, если необходимо выполнить криволинейную доводку рельефа, правку прорезей и т. д.

Стамески: классификация и особенности

Это приспособления, которые широко применяют при ручной обработке древесины. Стамески классифицируются по форме и назначению. К наиболее популярным видам инструментов относят:

  1. Прямые стамески. Выполняют вспомогательную функцию. Применяются для правки канавок и других прорезей.
  2. Полукруглые стамески. Широко используются в рельефной и скульптурной резьбе. Включают несколько видов инструментов, различающихся по форме: отлогие для скола древесины, средние и круглые.
  3. Клюкарзы. Инвентарь, применяемый в рельефной, геометрической, а также скульптурной техниках. Он имеет характерную рабочую часть с небольшим изгибом. Такие приспособления делятся на плоские, уголковые и полукруглые разновидности.
  4. Церазики. Такие резцы имеют полукруглое лезвие, которое предназначено для выполнения тонких желобков. Ширина полотна рабочей части изменяется в пределах 2–3 мм.
  5. Угловые стамески. Имеют V-образную форму. Мастера используют их для геометрической и рельефной резьбы и контурной обработки древесины. Размер угла между рабочими ножами стамесок составляет 55–75 градусов.

Как выбрать стамески для резьбы по дереву новичкам? Прежде всего, необходимо основываться на технике обработки материала, в которой будет работать мастер. Далее, учитывают особенности режущей части: её остроту, длину, форму и материал.

Гравёр: область применения

Существует несколько вариантов подобных приспособлений: ручные электрические и лазерные. Гравёры применяют для нанесения мелкого орнамента, деликатных узоров, разнообразных рисунков и текстов на поверхности доски. При использовании ручного электрического инструмента мастера выполняют обронную или штриховую резьбу.

Как выбрать гравер для резьбы по дереву, какой вариант подойдёт новичкам и профессионалам? Начинающим мастерам рекомендуется выбирать ручные модели, а специалистам – лазерные. Такие инструменты – это мультифункциональные 3D-принтеры с высокой производительностью. С их помощью проводится лазерная резьба со сквозной обработкой древесины.

Похожие материалы:

Фрезеровка: особенности и выбор инструмента

Гравировка – наиболее деликатный способ обработки материала. Однако мастера часто применяют другой – фрезеровку. Подобную обработку широко используют для создания скульптурных поделок, при изготовлении мебели и декоративных элементов интерьера.

Глядя на ассортимент приспособлений, возникает вопрос: какие фрезы нужны для резьбы по дереву. Мастера могут использовать:

  1. Профилированные фрезы. Необходимы для создания фигурных торцевых кромок. Используются только в декоративно-прикладном искусстве.
  2. V-образные фрезы. Используют для гравировки древесины с возможностью регулировки глубины узора.
  3. Галтельные. Формируют кромочные галтели, применяются для создания полуовальных пазов или полукруглых желобков.

Фрезеровка – технология, которая значительно экономит время при резьбе.

Правила ухода

Любые приспособления для обработки материала нуждаются в правильном обращении. Прежде всего, это касается остроты лезвий. Как заточить инструмент в домашних условиях? Можно использовать заточные камни: алмазные, водяные или масляные. Первый вид считается «агрессивным», поэтому подходит для изношенных ножей или стамесок. Масляные варианты щадят металл, обладают минимальной абразивностью, поэтому не повреждают рабочего лезвия.

Как точить инструмент для резьбы по дереву, если нет камней? Можно применять горизонтальные или вертикальные станки. Их использование позволяет ускорить процесс заточки лезвия. После обработки металла на станках, как правило, применяют финишки – они полируют рабочую часть инструмента для повышения его остроты.

Если вы не знаете, какой выбрать гравер, не умеете пользоваться стамесками или ножами, но при этом желаете обладать эксклюзивными резными изделиями, обращайтесь в «Русский Бондарь». Наши мастера изготавливают оригинальные статуэтки, сувениры, мебель и декоративную продукцию в современных техниках резьбы.

Ссылка на основную публикацию