Прически XVIII века: кому идут и как их сделать?

Причёски XIX века — популярные женские укладки на каждый день и для бала

На смену пышному барокко, помпезному рококо приходит классицизм с его простыми, совершенными формами. Мода возвращается к прошлым канонам красоты, античности. Прически 19 века отличаются выполнением на разную длину, игривые завитки создают даже на короткие волосы. Огромные напудренные парики заменяют легкие, воздушные локоны. Сделать подобную укладку можно и сегодня, используя элементы викторианской эпохи.

Характеристики эпохи

Модные тенденции XIX века менялись каждое десятилетие. С приходом Великой французской революции в обществе зарождается протест против гротескного, дворянского рококо, на смену роскоши приходит простота, лаконичность античности. Появляются прически а-ля грек, «Узел Психеи», а также «Прическа жертвы» — коротко остриженные завитые локоны, образ подражает заключенным, приговоренным к казни.

Лаконичность форм, стремление к естественности продержалась около 20 лет. Повлияла античность также на гардероб девушек. В моде платья с завышенной талией, одежда шилась из разных тканей, в том числе из парчи, бархата. Для каждого повода существовал свой наряд, платья для прогулок были закрытыми, сшитыми из плотного сукна. Бальные наряды создавались из легких воздушных тканей, отличались приталенным силуэтом, открытым декольте.

Постепенно происходит переход от простых к новым, более сложным формам. Появляется прическа с завитыми локонами у висков, аккуратной корзинкой кос, уложенных на затылке. Это был период перехода ампира к викторианскому стилю, барышни пытались подражать античности, при этом обращаясь к сложным конструкции рококо.

Переломным моментом стала коронация королевы Виктории, выбравшую достаточно простую укладку с двумя косами. С наступлением этапа романтизма, который приходится на середину 19 века, начинается господство пучков и фактурных локонов. Идеалом красоты становится «домашний ангел», робкая, миловидная девушка, главной добродетелью которой была кротость. Эпоха романтизма требует новых форм, линия талии постепенно занижается, объемные рукава становятся изящными, аккуратными. Пышные юбки заменяются кринолинами, созданными из конского волоса. Объемный низ подчеркивается тонкой талией, становится популярным V-образный вырез декольте.

К середине 19 века кринолины становятся необъятно пышными. Эффект достигается благодаря использованию каркаса из китового уса. Юбки сужаются к линии талии, расширяясь книзу, спереди принимают более плоскую форму, сзади объемную. В прическах актуальными становятся шиньоны, в разные периоды эпохи крепили в области затылка, макушки и даже челки. Появляются первые методики химической завивки.

В укладках 1870–1880 годов присутствуют замысловатые формы, носили высокие прически. Объем придавали с помощью накладных локонов, популярными были прямые и завитые челки. До конца 19 века прически принимают более простые формы, становятся гладкими, волосы разделяются прямым пробором. Сзади масса волос поддерживается золотыми сетками, служившими модными аксессуарами, нередко украшались драгоценными камнями. В последние годы викторианской эпохи возникает прическа «Помпадур». Локоны поднимали вверх, несколько прядок спадало у лица, существовало немало вариаций данной укладки.

Белокурые волосы уступают место темным каштановым прядям, подобное смещение идеалов красоты наблюдается под влиянием культа личности королевы Виктории. Ценилась бледная фарфоровая кожа, загар и румянец были признаками низкого сословия.

Кстати! Чтобы не использовать тонны отбеливающей пудры, барышни скрывали кожу под зонтиками, перчатками, шляпками, а то и вовсе не выходили на улицу в ясную, солнечную погоду.

Особое значение придавали взгляду, чтобы добиться желаемой томности, глаза закапывали ядовитыми вытяжками, которые постепенно убивали модниц. Развитие промышленности сказалось и на разнообразии декоративной косметики, появились составы для макияжа век и губ. При нанесении красящих составов нужно было достичь эффекта естественности. Обильное использование косметики не приветствовалась в высшем обществе.

Мужская мода была менее изменчивой, на протяжении столетия отличалась постоянством. Гардероб состоял из фрака, сшитого по талии, жилета, галстука, длинных узких брюк, цилиндра. Преобладали темные цвета, яркими были лишь детали, аксессуары. Более свободными формы костюма стали благодаря процессам индустриализации, а также популяризации игр и езде на велосипеде. Викторианская эпоха считается расцветом дендизма. Так называют молодых людей, диктующих модные тенденции, придерживающихся определенного кодекса. Основной идеей была изящная скромность, подбору костюма уделялось немало времени, нужно было избегать вульгарности, кичливости.

Характерные черты причесок

Мужские стрижки, как и костюмы, мало трансформировались на протяжении столетия. Короткие пряди завивали, также использовали прямой пробор. В среде высшего общества принято было носить гладкие укладки, искусственный, глянцевый вид придавался с помощью пудры, масляных составов. В середине 19 века принято было носить волосы средней длины, разделенные на боковой пробор. Сбоку на одной из сторон завивались пряди к лицу. Популярной была прическа а-ля пуританин с залысинами на висках, боковым пробором и аккуратной бородкой без усов.

Женские прически на короткие волосы представляли собой россыпь мелких завитков. Подобные укладки легко трансформировались с помощью накладных шиньонов. Сочетание с жемчужными нитями, диадемами придавало образу торжественный вид. Пользовались подобные стрижки успехом еще в начале столетия, когда модой правила античность. Как сделать мелкие кудри самостоятельно дома, мы можете прочесть на нашем сайте.

Прически гимназисток отличались скромностью и лаконичностью. Волосы зачесывались назад, собирались в косу или пучок. Помимо языков, барышни изучали искусство и домоводство. Собранные аккуратные укладки подчеркивали скромность, кротость учениц. Единственным аксессуаром, украшавшим локоны, мог быть темный бант. Подобные укладки не отвлекали внимания от занятий, закрытая форма позволяла полностью сосредоточиться на обучении, не отвлекаться на мечты о балах и новых кринолинах.

В Англии моду на прически диктовала королева Виктория. Аккуратно уложены волосы были символом целомудрия, послушания, для женщины отводилась роль «домашнего ангела». Основными обязанностями являлись поддержка порядка в доме, воспитание детей. В патриархальном обществе было недопустимо носить распущенные локоны. Пользовавшиеся успехом в период барокко и рококо светлые, золотистые волосы, в викторианскую эпоху считаются наделенные особой мистической силой.

Популярность завоевывают темные оттенки, барышням уже нет надобности высветлят и красить шевелюру. После античных причесок возвращается мода на более сложные модели. Локоны заплетались и выкладывались корзинкой, укреплялась с помощью проволоки. Сама же королева Виктория в молодости предпочитала простую укладку из двух косичек у висков.

В Российской Империи тенденции повторяли моду европейцев. Актуальны были пышные прически, разделенные центральным пробором. Волосы укладывались завитками разного диаметра. Пряди аккуратно убирали, придавая им глянцевое сияние. В пушкинские времена, датированные серединой века, использовали высокие шиньоны, волосы у висков оставались распущенными, завивались в тугие локоны.

Укладки серебряного века отличались пышностью и простотой. Конец 19 века связан с нарастанием в обществе недовольства дворянством. Мода также претерпевает изменения, игривые завитки заменяются аккуратно собранными прическами. Копна состояла из крупных, мягких локонов, укладывалась на макушке жгутом или плетением. Основной объем распределялся вокруг головы, прическа была подобием головного убора. Использовали замужние женщины, так как подчеркивала сдержанность, элегантность образа.

Модели 1870 по 1880 год отличались сочетанием собранных у лица локонов и ниспадающих прядок на затылке. Европейские прически подчеркивали замысловатые шляпки, мода на которые активно развивалась. Украшались брошами, лентами, перьями, диадемами. Выделяли красивую линию тонкой лебединой шеи, идеалы красоты 80 х годов актуальны и сегодня.

Бальные прически отличались более высокой формой, а также использованием пышных, нарядных аксессуаров. Актуальными были укладки с начесами, игривыми завитками на затылке. С помощью шиньонов и каркасной проволоки удавалось добиться желаемого объема. Открытая шея, декольте подчеркивала изящность осиной талии и пышные, необъятные кринолины. Собираясь на бал, не принято было оставлять локоны распущенными, всевозможные виды завитков позволяли придать симметрию непослушной копне.

Актуальность в наши дни

Легкие завитки, фактурные локоны, уложенные особым образом, остались в прошлом. Отдельные элементы используются и сегодня в праздничных прическах. Для ежедневных укладок сложные модели 19 века не подходят, современный ритм жизни требует практичных, легких, динамичных стрижек и укладок, кисейные барышни остались в эпохе романтизма. Лишь для особых случаев можно использовать варианты с характерными волнами, завитых прядей.

Кому подходят:

  • барышням до 40 лет, в более зрелом возрасте стоит отказаться от завитков в пользу простых, элегантных форм;
  • сочетаются прически с праздничными нарядами, бальными платьями, классическим стилем;
  • подходят для торжественных мероприятий, балов, званых вечеров, на шумной вечеринке и в повседневной жизни аккуратно уложенные букли будут выглядеть неуместно;
  • украсят правильные, продолговатые, треугольные овалы, благодаря локонам у лица и объемной макушке скорректирует прическа круглые и квадратные овалы.

Общие рекомендации по выполнению

Благодаря быстротечности моды 19 века женские прически регулярно меняли форму. Особое внимание уделялось шляпкам, порой они стоили дороже самого наряда. Отличительной особенностью моделей были собранные волосы, завивались в тугие завитки, укладывавшиеся особым способом. Открытая линия шеи, плеч смотрелась очень женственно, элегантно. И сегодня, чтобы достичь подобного эффекта, девушки создают изящные прически.

Некогда использовавшиеся повседневно, в современном мире — это оптимальные модели для особых случаев. Уделив внимание деталям, даже самостоятельно можно создать яркий, неповторимый образ. Но для помпезных, праздничных образов все же лучше обратиться к профессионалам. Опытный мастер создаст настоящий шедевр, учитывая особенности внешности.

Как выполнить прическу в стиле 19 века:

  1. Локоны вымыть с шампунем, высушить феном и продуваемой расческой, придавая прикорневой объем.
  2. Разделить волосы центральным пробором.
  3. Обработать основную часть роста и кончики термозащитным средством. Завить с помощью конусной плойки.
  4. Локоны у висков уложить симметричными рядами
  5. Часть прядей собрать на затылке, сформировать высокий пучок, зафиксировать невидимками.
  6. Сбрызнуть прическу лаком, украсить подходящим декором.

Инструменты для выполнения прически:

  • щетка с натуральным ворсом, продуваемая расческа, тонкий гребень для разделения пробора;
  • средства для стайлинга — пенка, мусс, воск, гель;
  • термозащитные средства;
  • шпильки, невидимки, резинки;
  • накладные шиньоны;
  • аксессуары для волос.

Современные варианты стрижек и укладок

На коротких локонах можно создать игривые, фактурные завитки. Подобная россыпь прядок была популярна в начале 19 века. Подходит барышням всех возрастных групп, сочетается с различными стилистическими направлениями. Модную стрижку можно использовать ежедневно, укладка занимает минимум времени. Оценят ее преимущества обладательницы кудрявых локонов. Украсит стройных барышень с точеным, изящным силуэтом. С помощью оригинальных украшений для волос можно создать праздничный вариант.

Прически с локонами у висков выполняются на средних и длинных волосах. Классические укладки сочетаются с нарядными платьями, рекомендуется для молодых барышень. Пряди у лица обладают корректирующими свойствами, возможно использовать для треугольных, круглых, квадратных овалов. Сочетаются с нежными цветочными ободками, лентами, жемчужными нитями. Выполняются на вьющихся и кудрявых прядях, станут украшением образа невесты.

Собранные на затылке прически подходят для разных возрастных групп, для молодых девушек, зрелых женщин не существуют ограничений по выполнению. Аккуратная форма с легкой волной соответствует последним парикмахерским трендам. Подобные модели подходят не только стройным, можно выбирать и барышням с формами. Классические варианты сочетаются не только с вечерними нарядами, но и строгими деловыми костюмами.

Ниспадающие завитые локоны на затылке являются актуальным трендом. Каскад волн создается с помощью не только натуральных волос, для увеличения объема используют и накладные шиньоны. Укладка является отражением цикличности моды. Но если в 19 век использовалась для разных случаев, современная модель подходит лишь для особых поводов.

Укладки гимназисток пользуются популярностью и сегодня. Легкие небрежные пряди придают современные нотки образу. Отличная каждодневная модель подходит разным возрастным группам. Акцентирует внимание на чертах, локоны у лица обладают корректирующими, омолаживающим эффектов. Рекомендуется юным девушкам, подходит и для дам бальзаковского возраста.

Звездные примеры

Кейт Хадсон делает похожие укладки второй половины 19 века. Но в современной интерпретации, вместо завитков выделены прямые пряди у лица.

Николь Кидман подходят собранные прически ампир, а также в стиле романтизм. Пышные укладки подчеркивают точеный овал актрисы, правильные черты, густые кудрявые локоны.

Марго Робби обладает классическими внешними данными, актриса прекрасна с любыми вариантами укладок.

Утонченная Кейт Бланшет словно сошла со страниц романов Джейн Остин.

Кира Найтли непревзойденно исполнила роль Анны Карениной. Образы второй половины 19 века актриса также выбирает для церемоний и светских вечеров.

Разбираем прически разных эпох, какие из них уместны в наши дни:

Полезные видео

Мастер-класс по созданию бальной причёски.

Как сделать высокий пучок?


Это видео недоступно.

Очередь просмотра

Очередь

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Как сделать историческую прическу 18 века. Marie Antoinette – Tutorial

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось видео?

Не понравилось?

Текст видео

Добрый день, дорогие мои профессионалы и любители красоты!

ПРИЧЕСКИ 18 ВЕКА: В МОДЕ ТЕАТРАЛЬНОСТЬ И ВЫЧУРНОСТЬ
18 век запомнился в истории парикмахерского искусства сложными в исполнении, причудливыми, порой абсурдными по форме, прическами. Дамы носили на голове различные сооружения в виде кораблей, парусов, корзин с фруктами, сделанных из проволочных каркасов и бутылок с водой. Прически 18 века украшались неимоверным количеством драгоценностей, перьев, цветов и даже фруктов.

как сделать историческую прическу 18 века об этом подробно я расскажу в своем видео уроке.

Если у Вас появились вопросы – оставляйте их в комментариях, я обязательно на них отвечу.

– Лак для волос Schwarzkopf Professionnelle
– Estel Бриллиантовый блеск
– плойка BaByliss Pro 25 мм

смотрите все мои новые видео в Instagram – @denyakinamakeup https://www.instagram.com/denyakinama.

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы

Всем спасибо за просмотр, надеюсь, что данное видео помогло вам.

Если так и есть, то не забудьте поставить лайк и оформить подписку на канал и не пропусти новые выпуски!

С Вами была Светлана Денякина, хорошего Вам дня! Всем пока!

Gorgeous Bridal Wedding Hairstyles Tutorials! Stunning Half Up Half Down Wedding Hairstyles, long wavy half up half down wedding hairstyle with pearl hairpiece, Bridal Wedding Hairstyles for Long Hair That Will Inspire, Light Brown Copper Hair Chalks, Most Elegant and Beautiful Wedding Hairstyles, Perfect Long Wedding Hairstyles with Glam, Most Romantic Wedding Hairstyles For Long Hair, Hottest-Wedding-Hairstyles, How To Do Wedding Hairstyle For Girls | Wedding Hairstyles For Girls | Awesome Hairstyles , Braided updo hairstyle for medium/long hair tutorial ❤ Wedding, prom, Lace Braid Homecoming Updo, Soft Braided Updo, Double Braided Updo, Woven Mermaid Braid, How to: Pull Through Braid, How To: Rolled Updo, Braided Updo Hairstyle for Medium Long Hair. Easy prom hairstyle for medium long hair. Prom wedding updo. Romantic hairstyle for long medium hair, Wedding prom hairstyle for long hair. Romantic updo, Elegant Bun Hairstyle for long hair. Wedding prom updo.Elegant updo. Wedding prom hairstyles for long hair. Tutorial, Elegant Bun Hairstyle. Wedding prom updo for long hair. Tutorial, Best wedding prom hairstyles for long hair. Tutorial, Hairstyles for long hair tutorial. 4 Strand with Fishtail Braid. Prom wedding updo. Hairstyle for long hair tutorial, Best Bridal Hairstyles Ever, Bridal Updo Wedding Hairstyle Prom Hairstyle Curly look Long Hair, BEST BRIDAL HAIRSTYLES, Romantic Hairstyles , Beautiful Wedding Hair Transformations, Christmas Wedding Hair – Romantic Updo Hairstyle For Long Hair, Chic textured bun updo for prom / wedding
Top Most Elegant and Beautiful Bridal Wedding Hairstyles Tutorials!

Этапы парикмахерского искусства в 18 веке. Историю причесок 18 века можно условно разделить на несколько этапов: В начале столетия наблюдается тяготение аристократичных дам к «фонтанжу» — накрахмаленному чепцу, состоящему из нескольких рядов кружева. Чепцы были разнообразны по форме и видам, что оставляло широкий простор для экспериментов с внешним видом. Фонтанаж опускался все ниже и вскоре сменился завивкой, которую укладывали на голове в виде венка. . Как сделать прическу в стиле Марии Антуанетты. Будучи королевой, Мария Антуанетта посвящала все свое свободное время изобретению новых нарядов и причесок совместно с личным, талантливым парикмахером Леонаром Боляром.

историческая прическа 18век hairstyle of the 18th century hairstyle historical прическа историческая 19 век высокая прическа локоны прическа на бал романтичная прическа 18th Century Hair Tutorial | Hulu Harlots Hair History: 18th century | Baroque 18th Century Makeup Tutorial | Hulu Harlots  Marie Antoinette – Tutorial | Beauty Beacons  Marie Antoinette Makeup Natural макияж исторический стилизованный образ прическа и макияж

Как делали высокие прически 18 столетия: мифы и правда

Эпоха 18 века в нашем представлении — это время высоких женских причесок. Да еще и с невероятными по нынешним временам украшениями. Представьте себе на голове английский сад с травой и лугами, или журчащие ручьи с ветряными мельницами, или английскую флотилию.

Все это было во второй половине 18 века. Высокие прически просуществовали всего тридцать лет, с 1770 года, но прочно укрепились в памяти народов как символ эпохи французского Просвещения. Англия и Франция были лидерами в этом своеобразном тренде парикмахерского искусства.

Прическа имела очень важное значение во Франции. Людовиком XIV был придуман целый ритуал относительно того, как нужно одеваться и выглядеть представителям аристократии перед избранной аудиторией. Утреннее облачение превратилось в целую церемонию. Люди проводили по нескольку часов за этим занятием.

У идеальной женщины 18-го века должны были быть черные, каштановые или светлые волосы (особенно модно во времена правления Марии-Антуанетты). Рыжие были не в моде, и их обычно окрашивали в другой цвет, хотя каштановый и клубничный блонд были популярны. Было неплохо, если они при этом были кудрявыми или волнистыми. Лоб высокий, щеки пухленькие, глазки голубые или карие, брови чуть полные, полукруглые, сужающиеся на концах в форме полумесяца. Губы, в отличие от нашего времени, маленькие, с чуть большей нижней губой. Должен создаваться эффект только начинающего распускаться бутона розы. Картины Франсуа Буше — прекрасная иллюстрация, для того чтобы понять каков идеальный женский образ той эпохи.

18 столетие — время париков. В основном их носили мужчины. Парики ввел король Франции Людовик XIII (1601–1643), который начал преждевременно лысеть в 23 года.

Придворные быстро подхватили моду, которая затем распространилась на Англию в период Реставрации Карла II (1660–80-е годы). Со временем определенные стили париков стали ассоциироваться с различными профессиями и, таким образом, считались обязательными для мужчин среднего и высшего классов. В 1673 году во Франции была создана независимая гильдия вигмейкеров. К концу 18-го века число французских мастеров-вигмейкеров увеличилось более чем в четыре раза.

Карикатура на прическу 1770-х годов

Однако женщины редко носили целые парики. Вместо этого они нанимали профессиональных парикмахеров, которые добавляли накладные волосы к натуральным. Женские прически должны были оставаться естественными. Все натуральное, никаких париков.

В течении 17 и 18 веков мужчины и женщины пудрили свои волосы. Пудра была введена, когда король Франции Генрих IV (1589–1610) использовал темный порошок для своих седых волос. Особенно популярны были парики с белыми волосами. Они были дорогие и редкие, поэтому мужчины и женщины использовали белый порошок для окраски своих париков.

Пудра для волос изготавливалась из самых разных материалов: низкого качества — из кукурузной и пшеничной муки, более высокого — из тонко измельченного и просеянного крахмала. Обычно это был белый цвет, но он также мог быть коричневым, серым, оранжевым, розовым, красным, синим или фиолетовым.

Высокие прически создавались с использованием «подушек», которые были сделаны из ткани в форме сердца или копья. Они закреплялись на макушке и на них накладывались завитые волосы.

«В то время [1780 г.] все носили пудру и поматум; большая треугольная вещь, называемая подушкой, на которую крепились волосы с тремя или четырьмя огромными завитками с каждой стороны; чем выше была пирамида из волос, чем больше вуали, перьев и других украшений, тем более модной была эта прическа. Нужно было сильно потрудиться, для того чтобы сохранить прическу. Когда ложились спать, использовали специальные ночные колпаки, надевавшиеся на волосы и закреплявшиеся длинными черными булавками. Это делалось для того, чтобы на следующее утро все было готово. Я прекрасно помню, как женщины ложились спать с двадцатью четырьмя огромными булавками в голове. Это никого не удивляло».

Во многом развитию такой моды способствовала Мария-Антуанетта и ее парикмахер Леонар.

В 1775 году королева Австро-Венгрия Мария Терезия написала своей дочери Марии-Антуанетте:

«Точно так же я не могу не коснуться пункта, о котором многие газеты напоминают мне слишком часто: это прическа, которую вы носите. Говорят, что от корней он измеряет 36 пуфов со всеми перьями и лентами, которые держат все это! Вы знаете, что я всегда придерживался мнения, что нужно следовать моде умеренно, но никогда не доводить ее до излишеств. Симпатичная молодая королева, полная чар, не нуждается во всех этих глупостях. Наоборот. Простая прическа подходит ей лучше и более прилична для королевы. Вы должны понимать, что задаете тон и все остальные будут следовать вам даже в ошибках».

Мария-Антуанетта ответила матери:

«Это правда, что я занята своей прической, а что касается перьев, то все их носят, и их отсутствие будет выглядеть совершенно неуместно».

Карикатура, изображающая парикмахера, трудящегося над высокой прической

Темой для композиции из волос могло послужить все что угодно. Современники на женских головах могли разглядеть открытие парламента, заключение мира между странами, некоторые дамы носили «английские газоны вместе с фантами, беседками и скульптурами». Одно время в моде была прическа Belle Poule (Прекрасная курочка), названная так в честь французского фрегата, который сумел устоять в битве с англичанами.

Ходить с такими сооружениями на голове было крайне тяжело. Прически не разбирались по нескольку недель. Кстати говоря, как только началась вся эта мода в Европе, в России Екатерина Вторая высокие прически запретила. Как непрактичные и отнимающие много времени.

журнал Dinara D`ORO

Женские прически XVIII века. Франция

Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности и утончённости, к лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо, главенствовавший в изобразительном и декоративно прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века.

Рококо ( от фр. rocaille – декоративная раковина, ракушка) стиль в искусстве, возникший во Франции во второй половине XVIII века. Идейная основа стиля рококо – это вечная молодость и красота, галантное и меланхоличное изящество, бегство от реальности.Характерными чертами этого стиля являются изысканность, большая декоративная нагруженность композиций, Большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям.

Аристократия в середине XVIII века замкнулась в своем уютном и интимном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах и маскарадах, стремясь урвать от жизни все доступные ей утехи, в первую очередь чувственные. Ее девизом стала фраза: “Apres nous le deluge!” (фр. “После нас хоть потоп!”). В этих словах отразилось отношение к миру почти всего высшего французского сословия. Кстати, после них и случился “потоп”, потрясший до основания общественные устои Западной Европы – грянула Французская буржуазная революция 1789г., и покатились с эшафотов гильотинированные головы французских аристократов и аристократок.
Но все это случится еще не скоро – только в конце века, а пока капризы и прихоти аристократии открыли простор творческой фантазии французских портних-модисток и парикмахеров.

До 1713 года дамы все еще носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий.
Фонтанж (фр. fontange) – дамская высокая прическа времен Людовика XIV и одноименный чепец , состоящий из ряда накрахмаленных кружев. Укреплялся он при помощи шпилек и проволочных конструкций.

French man and woman, 1730s.

Интересна история появления этой прически. Во время очередной королевской охоты в 1680г. юная фаворитка короля Франции – Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Исследователи расходятся во мнениях – то ли это кружево было сорвано с рукава, то ли было чулочной подвязкой. Так или иначе, это концептуальное сооружение на голове де Фонтанж пришлось по вкусу эксцентричному королю, и на утро почти все дамы явились ко двору с такими же “фонтанжами”
Некоторые модницы собирали пучок не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Даже простолюдинки сооружали себе подобие “фонтанжей”.Появилось более сотни вариантов этой прически. Обычно прическа типа “фонтанж” представляла нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков-штопоров, расположенных горизонтально и поэтажно. Один или несколько этих змеевидных локонов спускались на грудь.

Мария Анжелика де Скорайлль де Рувилль-Фонтанж

Со временем фонтанжи становились все выше и причудливей. У иных дам они достигали высоты 50-60 см. Такие сооружения уже приходилось поддерживать каркасом
.
Случай заставил европейских красавиц навсегда отказаться от фонтанжа. В 1713 году, на торжественном приеме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена.В моду тут же вошла маленькая, гладкая прическа с рядами ниспадающих на плечи локонов.Эта простая, слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевной наколкой, эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века рококо.
В России мода на фонтанж держалась несколько дольше – до середины 20-х годов XVIII века. Правда, носили его, по преимуществу, пожилые дамы.
Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причесаны скромно и элегантно, – будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Мария-Антуанетта. Сохранились названия этих причесок – “бабочка”, “сентиментальная”, “тайна”, “неженка”. Носили даже короткие завитки , стиль а-ля mouton (“овечка”).

Francous Boucher. 1746s. Madame Bergeret .

Liotard L`Archiduchesse. Marie-Antoinette d`Autriche, future Reine de France, a lage de 7 ans (1762s.)
Elegante avec la robe a grands paniers, abbe mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.
Buucher. 1758s. Marquise de Pompadou.
Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: прическа снова принялась “расти” вверх, превращаясь в сложное сооружение. Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV – Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, – девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов.
Ее личный парикмахер Леонар Отьё по прозвищу Боляр, то есть Великолепный, лишь только направлял бурную фантазию “австриячки” в новое русло. Так Франция стала законодателем моды в области причесок. От названия сложной прически – куафюра – парикмахеров стали называть куаферами. все новые и новые прически стали появляться в результате соперничества парикмахеров.
Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как “взрыв чувствительности”, “сладострастная”, “тайная страсть”.
Между 1770 и 1780 гг. с легкой руки Марии-Антуанетты, обладавшей роскошной шевелюрой, женская прическа начала подниматься вверх – иногда на высоту 70, а порой и 100 см, т.е. иные прически были в несколько раз больше головы.

French woman in an alluring rose, 1770s.

Robe a la circassienne, 1770s .
Разумеется не каждая придворная красавица имела настолько длинные и густые волосы, чтобы в точности следовать новой моде. Так началось триумфальное шествие шиньонов и дамских париков. В ход шли и волосы, купленные у представительниц “третьего сословия”, и конские волосы.А также – ленты, драгоценности, ткани, цветы и плоды.Наиболее стильные женщины умудрялись носить на голове чучела птиц, статуэтки, и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами.

Чудовищных размеров прически выполняли функции противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы.Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, тоже требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы – необходимый атрибут для прогулок.

От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но, помятуя о том, “красота требует жертв”, чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу – шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.
Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов было учтено Боляром. Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, – снова высокой.

Marie Antoinette, Quenn of France, in coronation robes by Jean-Baptiste Gautier Dagoty, 1775.
К этому периоду относиться всем известная прическа A-lа Belle Poule. Она была в моде всего несколько недель. В 1778г фрегат “Belle Poule” одержал победу.Леонар со своей талантливой ученицей королевой Марией-Антуанеттой живо отозвались на это событие. несколько куаферов во главе с Леонаром , сооружая на голове королевы эту прическу высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов.

Coiffure a la Belle-Poule

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей.
Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц.
Парижский журнал «Курьер де ля мод» в 1770 г. в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок — всего 3744 образца в год, что считалось величайшим достижением времени, позволяющим каждому проявить свой вкус при выборе прически.

Berliner Trachten des 18 Jahrhunderts .

Coiffure a la zodiaque; coiffure casque a la clorinde; Coiffure en soleil levant; coiffure a la persane .

Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.
Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Кстати, мука, служившая основой пудры, была не всем по карману. Слуга Иоганна Беттгера – изобретателя фарфора – вместо муки стал использовать порошок из белой глины. Обнаружив ее свойства, хозяин парика изобрел. фарфор. .
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру. Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы, дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица – трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.
Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна.
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок.
Мода на высокие прически исчезла после рождения Марией-Антуанеттой наследника престола; после родов ее роскошные волосы сильно поредели и она быстро ввела в моду новую прическу – небольшой паричок с шаловливыми локонами “enfant” (фр. «дитя»).
Со временем (к началу 80-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц , но шляпы и наколки по-прежнему большие и обьем прически сохраняется. В моду входят шляпы из соломы с низкой тульей и широкими полями , их повязывают с лентами в новом «деревенском» стиле.

French men, women, and a child, 1774-1792

Thomas Gainsborough Lady Georgiana Cavendish 1787

Marie-Antoinette by Elisabeth Vigee-Lebrun 1783

Fachion plate of 1786 shows a caraco and petticoat, worn with a wide-brimmed summer hat of straw with elaborate trimmings.

1787 fashion plate.

Желание нравиться преобладало надо всеми другими стремлениями и породило одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все женщины хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, два раза в день утром и вечером) принимали освежающую кожу ванну из парного молока, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
Все женщины стремились остановить время. Именно поэтому в моду вошли обильные румяна – одна из отличительных черт XVIII в. Так как повелевать природой человек не в силах, то с помощью румян был искусственно создан цвет, считавшийся типичным цветом молодости и красоты. Благодаря румянам на женских лицах царила вечная весна.
Грим применялся столь обширно, что порой мужья не узнавали своих жен.Гримирование было исключительно привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно был запрещено, Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки были сильно нарумянены, остальная часть лица бледна до крайности. Дамы покрывали лицо свинцовыми белилами, поскольку бледная кожа считалась признаком аристократизма.

На каждую даму уходило в год косметики с полпуда. На многочасовых увеселениях пудра и румяна на основе цинковых белил подсыхали и отваливались кусками, поэтому дамы вынуждены были поправлять грим на своих ярко нарумяненных щеках, который делал их похожими не на людей, а «на ободранных телят».
Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежность шеи умершей подчеркивали прозрачные платки с синими прожилками.
Потребности в пудре в Европе того времени были огромными. Для французов и француженок ее требовалось столько, что во Франции случались перебои с рисовой или пшеничной мукой, из которых производилась разноцветная пудра для косметики, Пудрили лицо кисточками или мехом. Зато обильно напудренные волосы и не в меру раскрашенные лица помогали в самом главном: скрывать возраст.
Женщина той изысканной и беззаботной поры все больше и больше становилась похожей на утонченную драгоценную статуэтку в фантастически сказочном интерьере. Грациозность и легкость продолжали отличать женский силуэт и, соответственно, женский костюм тех времен: узкие плечи, чрезвычайно тонкая (осиная) талия, округлая линия бедер, поначалу маленькая, а затем огромная прическа и высоко приподнятая грудь, которая к концу века будет все увеличиваться и увеличиваться в размерах все больше выступать вперед.
Кстати, моду на высокую грудь ввела супруга Людовика XVI красавица-австриячка Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым, как две пиалы, высоким бюстом.
Поскольку широкая грудная клетка считалась признаком неблагородного происхождения, то дамы шнуровались как можно туже. Случалось, ребра из-за этого срастались, что доставляло благородным бедняжкам-модницам невыносимые страдания. Многие из них, памятуя о том, «что красота требует жертв», продолжали носить корсеты даже во время беременности (особенно, если она была нежелательной, а подобное в то галантное время случалось очень часто), что нередко приводило к появлению на свет детей с искривленными руками или ногами либо иными тяжелыми заболеваниями.

Fashion Before Ease The Lewis Walpole Library, Yate University

Прямо на корсет дамы рококо натягивали платье и, не надевая и не поддевая более ничего, отправлялись за пределы своего дома. В ту до предела утонченную эпоху нравы настолько упростились, что возникла даже игра, одинаково приятная обеим сторонам.
На модной тогда картине знаменитого французского живописца Фрагонара «Качели» (1767 г.) молодой человек смотрит даме под юбку и видит то, что ему разрешается увидеть.

Чрезмерное увлечение интимом вызвало появление столь глубокого декольте в виде каре, что грудь обнажалась до околососкового кружка (ареолы)
Кстати, большой популярностью пользовалось подкрашивание сосков красными (пунцовыми, бордовыми, малиновыми и др.) красителями. Прийти на бал с бледными сосками было столь же немыслимо, как сегодня появиться на светском рауте без. макияжа. Чтобы сосок «стоял» – его время от времени натирали льдом, который модницы возили с собой на балы или приемы в специальных «ледницах”
Ближе к концу века грандиозные и буйный стиль европейской знати подвергся критике со стороны философов Просвещения. Не только прически и платья, но тот же художественный стиль, “Рококо”, был подвергнут резкой критике.А после Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно — скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия Новое общество повернулось к простоте, от рококо стиль они отправились в “нео-классик, художественный стиль, который прославляет древнегреческие классические каноны красоты. И это стиль идет в гармонии с романтизмом, который начался в конце века и останется на протяжении почти всего девятнадцатого века.

Интересных картинок еще превеликое множество, но, к сожалению, в рамках одного поста их просто нереально показать:)

источники:

Я.Н.Нерсесов. «Они определяли моду» ООО«Издательство АСТ»2005

http :// bibliodyssey . blogspot . com /2009/09/ waiter – theres – hair – in – my – satire . html

Прически 18 века: парикмахерская мода в эпоху Просвещения

Прически 18 века – это сочетание показной роскоши и вычурности. Это связано с сильным влиянием стиля рококо, который нашел свое отражение не только в архитектуре, дизайне, живописи, но и в парикмахерском искусстве.

Характерные особенности

Данный период увековечен в мировой истории вплоть до начала 19 века как «столетие женщин» (так назвала XVIII век маркиза де Помпадур). В то время дамы носили пышные шикарные наряды, инкрустированные огромным количеством камней и блесток, наносили на лицо много косметики, которая зачастую была крайне вредна для здоровья.

Прически дам скорее напоминали скульптурные фигуры и сложные композиции, чем обычную укладку. Для декора использовались перья, цветы, драгоценности. Удивительно, но прически были настолько причудливы, что дамы носили на голове целые корзины с фруктами, корабли и паруса. Они были изготовлены из бутылок с водой и каркаса из проволоки.

Как менялись прически в течение XVIII века

Эволюция парикмахерского искусства была настолько стремительна, что выделяют несколько этапов его развития в 18 веке.

  1. Начало столетия (1700–1713 гг.) ознаменовалось появлением и широким распространением среди дам из высшего общества помпезного фонтажа. Так называли накрахмаленный кружевной чепец. Он был разных видов и форм, что позволяло экспериментировать с различными прическами.
  2. В середине столетия (1713–1770 гг.) прическа с применением фонтажа сменилась завивкой. Локоны укладывали в венки, корзинки или просто делали в виде спирали или змеек, которые кокетливо опускались на оголенные плечи дам. Прически декорировали лентами и диадемами. Иногда барышни носили парики, в точности отображавшие модные укладки с причудливыми названиями «птичка», «бабочка», «неженка».
  3. В 70–80-х годы 18 века королева Мария-Антуанетта ввела в моду высокие громоздкие прически. Для придания пышности и объема использовали различные шиньоны, конские волосы, накладки и даже подушки. Чтобы массивная конструкция не падала и не теряла своей формы, внутрь вставляли прочные каркасы из проволоки. Такая прическа весила несколько килограммов и достигала 50 см в высоту. Парикмахеры 18 века трудились над подобным произведением искусства несколько часов для того, чтобы дама могла носить укладку неделю. Каждая деталь обильно смазывалась помадой на основе специального сала и густо припудривалась. Со временем от причесок начинал исходить неприятный запах, который приманивал насекомых и грызунов. Из-за этого дамам приходилось постоянно пользоваться духами. Были также популярны укладки с головными уборами. На шляпе мог размещаться корабль, замок или даже живой букет из цветов. Благодаря вмонтированной в прическу вазе цветы долгое время не вяли.

Укладка в стиле Марии-Антуанетты

Это самая простая и одновременная величественная укладка того времени. Дело в том, что королева Мария-Антуанетта являлась законодательницей мод 18 века. У нее был личный парикмахер по имени Леонар Боляр, с которым она любила придумывать новые прически и наряды. Мария-Антуанетта не боялась экспериментировать со своей внешностью и вошла в мировую историю как самая яркая представительница эпохи рококо.

Обладательница длинных густых волос может попробовать сделать своими руками популярную прическу того времени, которая носит имя выдающейся королевы. Подробные схемы и фото легко найти в интернете. Для этого понадобятся проволочный каркас, вата, шпильки, лак. Для создания прически необходимо выполнить следующие действия.

  1. Тщательно расчесать волосы и установить на макушке каркас.
  2. Внутрь каркаса поместить вату или подушку.
  3. Поднять волосы наверх, накрыть ими основу и закрепить с помощью невидимок или резинки.
  4. Боковые и затылочные волосы завить в локоны и уложить каскадной волной.
  5. По желанию можно украсить прическу лентой, бусами, перьями.

Укладка в стиле рококо

Подобная прическа 18 века придется по душе и современным барышням, ведь она отличается простотой и воздушностью. Алгоритм ее создания приведен ниже.

  • Волосы разделяются на пряди, каждая из которых сбрызгивается лаком и завивается с помощью щипцов на расстоянии 10–15 см от корней.
  • Сделав у корней начес, все волосы убирают назад, открывая зону виска.
  • Пряди закрепляются на макушке невидимками или шпильками.
  • Хорошим декором послужит лента или большая заколка.

Назад в прошлое

Эпатажные прически в стиле рококо 18 века оказали большое влияние на развитие современного парикмахерского искусства. Особая техника стрижки послужила основой для создания новых образов. Прически той эпохи является примером для подражания для нового поколения парикмахеров-стилистов.

Делать такие произведения искусства очень непросто, ведь необходимо обладать недюжинной фантазией, профессионализмом и тонким вкусом. В России и за рубежом талантливые парикмахеры представляют свои работы, сделанные в лучших традициях 18 столетия, дополненные современными деталями. Например, стилист Тоно Санмартина организовал персональную выставку, на которой были представлены 14 работ в стиле рококо.

Смотрите видео о создании прически эпохи барокко:


Прически XVIII века: кому идут и как их сделать?

Войти

Прически XVIII века

Большое разнообразие ювелирных украшений, всякого рода отделки к пышному платью, будь то бантики, ленточки или шали, требовали соответственных причесок. Если в 30-е годы женщины носили пудреные волосы, которые надо лбом низко зачесывались, а сзади разделялись на множество локонов, спадавших на спину, то в 70-е годы прически выросли в высоту, являя собой целые сооружения из лент, цветов, перьев и волос. Они носили самые замысловатые названия: «шишак Минервин» или «по-драгунски», «Рог изобилия», убор «а-ля бель пуль» и т. п. С середины 80-х годов прически делали уже низкими, волосы завивали в мелкие локоны, на спину же ниспадал шиньон. В конце века волосы перестали пудрить, а вслед за этим исчез и шиньон.

Сатирический журнал «И то и се» в 1769 году сообщал своим читателям: «До сих пор завивали волосы и ставили кудри наподобие заливных труб и винных бочонков; я ныне упражняюсь в изобретении новой манеры. Выдумка моя состоит в том, чтобы ставить кудри наподобие цветка розы и припудривать волосы красною с некоторой белизной пудрой. »

Николай Страхов рассказывал, что во времена моды на высокие прически, украшенные страусиными перьями, не всякая женщина могла ездить в гости в дома с низкими дверями, да и в каретах они сидели мучительно изогнувшись. Тогда же рассказывали о том, что где-то с обладательницей такой высокой прически произошел пренеприятный случай. Она коснулась волосами люстры с горевшими свечами и прическа загорелась. «Пожар потушили», но этот курьез нашел отражение в эстампе, автор которого изобразил даму с пожаром на голове и пожарников, заливающих ее водой из труб и растаскивающих ее горящие волосы крючьями.
Надо сказать, что мода на высокие прически не всем женщинам нравилась, в «Дворянском гнезде» И. С. Тургенева бабка Лаврецкого вспоминала, как тягостно было носить взбитые кверху волосы: «Поставят тебе войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом намажут, мукой посыплют, железных булавок
натыкают — не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя: обидятся, — мука!»
Волосы зачесывали к войлочному шлыку кверху, от него они укладывались по сторонам в косые крупные букли, а позади к затылку прикрепляли шиньон. Такая прическа называлась «западная собачка».
Муку с ароматическими добавками (или пудру), которой обсыпали волосы, делали цветной — розовой, палевой, серенькой. По прихоти моды цвета получали названия «блошиной спинки» или «блошиного брюшка», «парижской грязи» или «гусиного помета». Некоторые цветовые обозначения («цвет бедра испуганной нимфы» или «влюбленной лягушки») установить уже почти невозможно, так как забыты анекдоты и различные ситуации, породившие эти названия.

Чтобы пудрой, разноцветной или белой, ровно обсыпать всю поверхность парика, устраивались просторные специальные шкафы. Туда вставала только что причесанная особа, дверцы шкафа закрывались, и сверху на нее мелким дождем сыпали пудру. Благовонная пыль равномерно опускалась на голову. Были и другие способы, например, «щеголиха держала длинную маску с зеркальцами из слюды против глаз, и парикмахер пудрил дульцем — маленькими мехами или шелковой кистью». Потом убирали прическу гирляндами цветов, перьями, наколками, драгоценными камнями — в зависимости от достатка. Были между парикмахерами великие артисты своего дела. Некий француз Леонар, парикмахер несчастной королевы Марии Антуанетты, во время революции переехал в Россию. Про него рассказывали, как однажды, причесывая графиню Разумовскую, он выдумал новое украшение. Графиня спешила на бал и хотела блеснуть прическою, в то же время ничего оригинального для украшения волос не было: цветы, перья, бриллианты — все уже так старо и избито. Леонар, в раздумье прохаживаясь взад-вперед по комнате, ожидая вдохновения, увидел в уборной графа короткие штаны из красного бархата и, осененный внезапной идеей, схватил их, разрезал ножницами, собрал огромным пуфом и устроил графине оригинальный, дотоле невиданный головной убор, имевший в обществе громадный успех.

В то время укладка волос отнимала уйму времени. За туалетным столиком иные щеголихи проводили бесконечные часы. Софья Васильевна Капнист-Скалон, дочь поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста, писала о красавице Вере Ивановне Верещагиной, которая дни напролет проводила перед зеркалом, а когда собиралась ехать на бал, «. то с утра до ночи парикмахер пудрил и причесывал ее голову. ».

И в «Петербургских», и «Московских ведомостях» выходили объявления об умелых крепостных парикмахерах, которые предлагали воспользоваться их услугами. «Приехавший из С-Петербурга парикмахер господина Алымова, который чешет волосы самым последним вкусом, живет в Пречистенской части», или «Приехавший из С-Петербурга парикмахер господ Свешниковых, Михайла Тихонов, объявляет Почтенной Публике, что он, будучи несколько времени в С-Петербурге, научился убирать, также и накладывать Дамские наколки самого последнего фасону, а притом привез с собой пудру, помаду и гребенки, живет близ Покровских ворот, в доме князя Хованского» («Московские ведомости», 1799 г.).
Правда, никто не гарантировал, что слова на бумаге не разойдутся с делом. Накрутит такой умелец косую да кривую прическу — обидно до слез!

Знатные и богатые люди не рисковали, парикмахеры, что их обслуживали, были людьми известными в их кругу. А что касается придворного церемониала уборки волос, то он проходил так чинно, как во времена фараонов. Пока парикмахер мудрил над волосами императрицы, Екатерина Алексеевна общалась с придворными, имевшими доступ в ее апартаменты. Статс-секретарь Адриан Моисеевич Грибовский рассказывал: «В 12 часов слушание дел прекращалось, государыня выходила в малый кабинет для прически волос. прическа оканчивалась не более как с четверть часа. В сие время приходили оба великие князя, а иногда и великие княжны для поздравления с добрым днем; после государыня выходила в уборную для наколки головного убора, что так же не более четверти часа продолжалось; при сем присутствовать могли все те, кои имели в уборную вход. »

Чересчур высокие прически осмеяла государыня в собственной комедии «Имянины госпожи Ворчалкиной». Комедию представили в 1772 году в придворном театре. А эпизод с прической разыгрывался так: героиня комедии молоденькая девица Олимпиада обращается к прислуге: «. Однака посмотри пожалуй, Прасковья, каково у меня на голове убрано? Кажется не высоко. (На голове отменно высоко убрано.) Матушка не жалует высокого убора; Но ведь ея именины сегодня, так хотелось получше нарядиться.
Прасковья. Ныне кто говорит — получше нарядиться, тот разумеет повыше. Изрядно! Нарочито высока!»
Невероятная высота взбитых волос и обилие всевозможных украшений, особенно у придворных дам, невольно притягивали взоры гостей, что в при¬сутствии императрицы являлось верхом неприличия. В конце концов их размер решили регламентировать.
По указу от 1782 года «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору» надлежало «. на голове уборы носить не выше двух вершков, разумея от лба». И пришлось подчиниться, не отказывать же себе в привилегии и удовольствии выезда в свет.

Мужские прически выглядели значительно скромнее. С середины века вплоть до 90-х годов господствовала
мода на букли — волосы парика укладывали горизонтальными завитыми локонами над ушами. По сравнению с женскими мужские прически не требовали столько времени, хотя мастеров они предполагали не менее опытных. Немало оказывалось мужчин, тяготившихся обязанностью следить за модными прическами и частенько наведываться к парикмахеру. Для таких модников-лентяев предприимчивый французский парикмахер Мюльет предлагал парики из тонких белых ниток, которые, по его словам, легки и покойны и, надевая их, не нужно помадиться толстым слоем сала или обсыпаться мукой.

Если светским франтам и заняться-то больше нечем, кроме как ухаживать за своей внешностью, то солдатам приходилось несладко. Перед военным парадом, который принимал сам государь, они должны были предстать перед взорами монарха во всей красе, и, кроме вычищенного парадного мундира, полагалось иметь прическу с буклями. Из-за недостатка парикмахеров, волосы им, как и девицам перед балом, укладывали заранее, и солдатам приходилось спать сидя или вообще не спать.

Причесывание, которое проводил «кауфер» (парикмахер), начиналось с того, что на волосы накладывали муку, разведенную в воде. Когда она подсыхала и на голове образовывалась корка, во¬лосы укладывали, посыпали пудрой и привязывали косичку.
Здесь, кстати, стоит сказать о том, что Григорий Александрович Потемкин обратился к Екатерине Алексеевне с предложением отменить ношение париков в армии: «. Завивать, пудрить, плесть косы, солдатское ли сие дело? У них камердинеров нет. На что же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами».

Но мода на букли задержалась надолго и провинциальные дворяне и помещики в домашних условиях налаживали производство необходимых им косметических средств. Так, в «Инструкции о домашних порядках», составленной в 1757 году дворянином Тимофеем Петровичем Текутьевым, нашли место и рецепты приготовления различных настоек на кореньях и травах, правила варения мыла, и в том же разделе поместил он параграф «Пудра делать». Правда, рецепта не дал, хоть место в рукописи для этого оставил, может быть, не нашел, может быть, решил, что экономичнее пользоваться крахмалом, рецепт приготовления которого находился на той же странице.

“Повседневная жизнь русских щеголей и модниц”

Ссылка на основную публикацию