Все о ляганах

ЛЯГАН

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Что такое ляган
  2. Разновидности ляганов
  3. Основные производители ляганов
  4. Как выбрать ляган
  5. Как ухаживать за ляганом

ЧТО ТАКОЕ ЛЯГАН

Я думаю вы не раз встречали на рынках или в магазинах красивую, яркую, красочно расписанную узбекскую посуду. И правда Узбекистан всегда славился своим фарфором. Главная родина узбекского фарфора город Риштан. Среди множества ярких тарелок и пиал вы с лёгкостью найдёте ляган. Что это? Если говорить более простым языком, то ляган — это большое узбекское керамическое блюдо. Которое проходит пять стадий изготовления:

  • Подбор сырья. Риштанская красноватая глина, компоненты глазури, минеральные красители.
  • Вылепка формы. Раньше гончары при изготовлении напевали песни и читали молитвы. Тем самым передавали изделию свою положительную энергию.
  • Сушка. Это очень важный этап. Раньше занимала от 40 дней до года. Но есть секрет-специальное покрытие ангоб. Именно он придаёт после обжига яркий бирюзовый цвет.
  • Обжиг при температуре 1000 градусов.
  • Роспись. Сюжет автор черпает из природы. Каждый элемент имеет свой сакральный смысл. Не забывает мастер так же после росписи повторно обжечь изделие.
    В лягане, как правило, подают плов, фрукты, манты. Оно сделано таким большим для удобства. Чтобы каждый гость мог сам взять с него сколько захочет.

РАЗНОВИДНОСТИ ЛЯГАНОВ

Интересный факт. Ляган на Востоке некий символ гостеприимства. Чем богаче узор на нем, тем больше уважают гостя. Исходя из этого ляганы различаются по размеру и по рисунку. По диаметру можно выделить несколько ляганов:

  1. 30 сантиметров. Это самый популярный размер. Чаще всего его используют для конфет, сухофруктов и различных восточных сладостей. Такие ляганы есть в каждой узбекской семье. Их используют не только для гостей, но и при обычном употреблении пищи.
  2. 50-60 сантиметров встречается в продаже реже, но его можно найти. В нем подаются такие блюда как плов, манты и горячие блюда без бульона. Почему без бульона? Дело в том что у лягана практически отсутствуют края.
  3. Диаметр больше 60 сантиметров делают на заказ. И используют уже не только как блюдо, но и как крышку для огромного казана. Чаще всего такие ляганы ставят на стол во время какого то крупного торжества. Например свадьба.

Если говорить об отличии ляганов по росписи, то стоит отметить, что она разнообразна. Существуют тысячи всевозможных орнаментов. По росписи очень часто узнают, где именно был изготовлен и расписан ляган.

Пахта (в переводе с узбекского «хлопок») Этот рисунок легко можно узнать по белым цветкам хлопка на фоне темно-синей или чёрной глазури. Хлопок имеет огромное значение на Востоке. Он является символом достатка и благополучия.

Замкнутые круги с орнаментом говорят о символизме цикличности и непрерывности живого.
Можно встретить всевозможные геометрические фигуры (треугольники, круги, полуарки, арки). Особого значения у них нет.

Очень красиво смотрится орнамент из различных цветов. Чаще всего это цветки граната и миндаля. Смотрится такой узор потрясающе.

А вот изображения рыб, птиц является символом свободы и мира.

Если вы увидели на лягание изображение ножей, то это убережет от сглаза и страхов. Иногда встречаются очень простые, можно даже сказать обычные, но имеющие сакральное значение, вещи: солнце, небо, плуг, вода и прочее. Любопытно, что опытные мастера могут зашифровать рисунком на лягане всю биографию человека. Такой ляган очень трепетно хранят. И передают из поколения в поколение. Он является семейной реликвией.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛЯГАНОВ

Мы уже писали выше, что родиной узбекской посуды считается город Риштан. Но на данный момент есть и другие производители этой сказочной посуды. Вот некоторые из них:

  • Риштан. Это город словно создан для гончарного искусства. В нем находятся огромные запасы красной глины. Также в нем есть запас природных красителей. Опыт здешних мастеров уникален. По секрету, но наша гжель взяла свои корни именно с этих земель. Только здесь не остановились на бело-синей палитре, а добавили яркие краски: желтый, красный и зелёный.
  • Самарканд
  • Бухара. Здешняя посуда легко вас загипнотизирует! У неё есть оптический эффект объемной росписи.
  • Гиждуван. Посуда здесь не отличается тонкостью, напротив имеет толстые края. Но несмотря на это имеет маленький вес и пористость. Это позволяет ей долго сохранять исходную температуру пищи.
  • Хорезм. Фарфор из этого города можно узнать по его горизонтальному узору по краям лягана и по бело-синей цветовой гамме. Интересно, но посуда из Хорзема на ощупь более тонкая.
  • Также можно отметить такие города как Ташкент, Город Ферганской долины Худжанд, Канибада, Шахрисабз, Андижан.

КАК ВЫБРАТЬ ЛЯГАН

Наверняка после описания данной посуды вы непременно захотели себе такую. Но встаёт вопрос, а как же выбрать данную посуду? Для начала необходимо понять, что сделанный вручную ляган всегда будет стоить выше, чем тот, что сделан на фабрике. Но как их отличить? Вот несколько советов, как выбрать ляган ручной работы:

  1. Внимательно осмотрите поверхность. Она должна быть ровной. Никаких пузырьков! В противном случае они превратятся в сколы.
  2. Проверьте, а не пытаются ли вам выдать фабричное изделие за ручное? Переверните ляган. У фабричного задняя поверхность дна будет гладкой. В то же время у ручной работы будут видны неровности от гончарного круга.
  3. Вполне вероятно на лягане может стоять подпись автора. Но это в том случае если изделие изготавливал мастер достигший признания. Стоить помнить что невозможно дважды повторить один и тот же рисунок если раскрашиваешь вручную. На фабрике — легко. Присмотритесь, есть ли рядом одинаковые.
  4. Так же у фабричных изделий края ровные. Поставьте рядом два изделия. Если края сошлись, то это изделие не ручное.
  5. Сделайте легкий щелчок по лягану. Звук должен быть как по металлу. Не как по глине! Чем тоньше звук, тем качественнее изделие.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ЛЯГАНОМ

Итак, как выбрать ляган мы с вами определили, но вот вы его купили, а как же за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше радовал вас и ваших гостей? Мы поделимся с вами небольшими правилами ухода за этой тонкой посудой:

  • Никакой посудомоечной машины! Это может серьёзно повредить не только узор, но и повредить само изделие.
  • Моем только вручную тёплой водой с моющим жидким средством. Здесь не важно каким. Главное не сухим.
  • Очень тщательно просушить бумажным полотенцем.
  • Если ваш ляган покрылся трещинами не пугайтесь! Именно такие ляганы очень ценятся и считаются предметом гордости в узбекских семьях. Именно их выставляют на стол для дорогих гостей.

Все о ляганах

Войти

Бухара. Узбекская керамика : ляганы, касы, пиалы. Гиждуван. Риштан. Самарканд. Хоразм.

Бухара – керамический рай. В лавках, на выносных лотках, на ступенях домов, вдоль стен древних медресе – везде море разливанное керамической посуды. Открытием в Бухаре для меня стала гиждуванская и бухарская керамика. И еще, удивительные работы Хорезмских мастеров.
Самая популярная и массовая – керамика из Риштана. Тонкие, звенящие, покрытые изысканным орнаментом изделия продают в Узбекистане всюду. Они очень хрупки и менять такую посуду приходится часто – благо не дорого. Вот они, на переднем плане на фотографии :

Начну повествование с полюбившейся мне лавке, в которой торговали посудой из всех регионов Узбекистана. Причем посуда была как фабричная «штамповка», так и ручной работы от известных, и от безымянных мастеров. Единственно, что проблемно – лавка находится в древнем Токи, а там царит сумрак. Оттого снимки не такие, как хотелось бы. То, что вы выбираете, вам продавцы выносят на улицу, под солнечные лучи.
В лавке работает узбекская семья, каждый член которой расскажет вам подробно о любом изделии. Особенно хорош в этой семье папа, а довелось мне послушать и сына, и маму. Академический час- 45 минут я провела в лавке. И даже не беседа то была, а скорее урок, или индивидуальная консультация. Продавец-папа знал все местные стили, фамилии мастеров, состав и технологию изготовления красок, названия узоров и множество удивительных фактов о керамике. А у меня было так много вопросов. В общем, мы нашли друг друга.
Лавка находится в Токи Саррафон. Вот как идете от Ляби Хауза в сторону Пои Калян, так сразу и попадаете под купола Токи Саррафон. Под куполами сразу налево и будет та удивительная лавка. Обязательно нужно сначала зайти туда, чтобы потом на протяжении всего пути вдоль рядов керамики чувствовать себя почти специалистом.

Итак, голубая керамика Риштана.
Риштан – город между Кокандом и Ферганой. Самый известный керамический промысел в Ферганской долине, которому много сотен лет. (В Долине есть и другие центры керамики, помимо Риштана). Было время, когда все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей. У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Но цветовая гамма в основном не измена – все оттенки синего и бирюзового цветов. Узор очень мелкий, тонкий орнамент из огромного числа элементов. Иногда в Риштане применяется не прозрачная, а темная синяя глазурь, тогда все узоры как бы «проявляются» из-под густо-синего цвета. Посуда приятно звенит от щелчка по её краю.

Большинство из того, что продается массово – это продукция Риштанского завода. Хотя она очень не плоха и красива, все же фабрично – это вам не вручную. Покупать и использовать повседневно такую посуду можем позволить себе только мы, в Узбекистане. Отколупался край пиалы – выбросил, пошел купил новую. Красиво и не дорого.
Ручная работа определяется легко. Переверните посуду и посмотрите на донышко. Вот на фотографии явно видно, что ляган сделан вручную, на гончарном круге. Даже если дно покрыто глазурью, следы от круга заметны, если направить свет сбоку.

И еще легко заметить фабричные признаки по стопке пиал или касушек – они входят друг в друга идеально. Потому что одинаковые. На предыдущем снимке это видно. Пиалы ручной работы в ровную стопочку не составить – каждая из них уникальна, и несколько отличается от своих посудных собратьев.

Тёплая керамика Гиждувана

Легкая, пористая, толстостенная. В ней все оттенки желтого и коричневого, немного разбавленные зеленым и синим. Особый изыск – посуда одноцветная. Её на прилавках не много. Там используется темная цветная глазурь поверх тончайшего темного узора. Основной цвет «поглощает» все остальные и создается «мраморный» эффект. Эта посуда впечатлила меня более всего. (На снимке темно-зеленая пиалушка)

Гиждуван – город в сорока километрах от Бухары. Древний гончарный центр, где мастера передают свое ремесло из поколения в поколения. Сейчас там работает уже 60-е поколение гончаров семьи Насруллаевых. Насруллаевы знамениты в Узбекистане, имеют большой комплекс, где можно не только купить посуду, но и посмотреть процесс её изготовления, а если вы располагаете несколькими свободными днями, даже поучиться работе на гончарном круге. А еще Гиждуван славится своим шашлыком и особым способом приготовления рыбы. Съездить туда не успела, но еще не вечер.

Вся гиждуванская посуда, которую мне довелось увидеть – ручной работы. (Видно по стопке пиалушек, что они разные. А перевернув каждую, видим все те же следы от гончарного круга.) Кстати пиалы гиждуванские гораздо крупнее, чем те, из которых мы пьем в Ташкенте и имеют другую форму.

Ляган зеленый какой замечательный! Вот если на него золотистого плова много положить … А в ту, верхнюю приземистую коричневую пиалу терпкого зеленого чай налить … А из зеленой кумыс пить – красиво будет.
Цены на всё это великолепие приемлемы : пиалы $3, касы $5 ляганы $7-8 . Так же в Ташкенте стоит посуда из небьющегося стекла. Так то – Китай, а то Гиждуван! Это и сравнивать нельзя.

Гиждуванские мастера используют особые краски из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную. В их состав входит даже зола от сухой верблюжьей колючки.

Особенно вожделела я горшочки. Как опытный «горшковед», скажу, что в таких толстых, да такой формы, да с пористыми стенками и качественной глазурью горшочках, блюда будут получаться особенными. Горшочек объемом чуть меньше литра стоит около $8. Все цены продавцами озвучиваются в сумах, я лишь для удобства перевела в доллары.
И еще я вожделела рыбное блюдо гиждуванской керамики, но большого не нашла, а маленькое не устраивало. А уж как представила … как я на оном блюде фаршированную рыбу подавать буду, так и поняла, что придется мне в Гиждуван ехать.

Здесь, над прилавком с гиждуванской керамикой – полочка со знаменитым ташкентским фаянсом «Пахта».

Теперь эксперимент. Вот перед нами два блюда. Справа – риштан ручной работы. Слева – особый вид бухарской керамики – глина и глазурь на вид и вес не сильно отличаются от Гиждувана. Но орнамент имеет совершенно другой характер. А главное – краски!! Они также природные, но цвета подобраны особо. Это цвета древних мозаичных панно на каждом Бухарском медресе и мечети. Можете купить, отнести к ближайшему медресе, и, задрав голову на фронтон, сравнивать.

И есть еще одна особенность в росписи гиждуванской и бухарской керамики. Если на изделиях из Риштана каждая линия узора необычайно тонка и четко очерчена, то линии и узоры в изделиях риштанской или бухарской школы расплывчаты. Свойства их особой краски в узорах таковы, что они слегка расплываются при нанесении, и взаимодействуют с глазурью. Эта расплывчатость создает удивительный эффект.
Продавец взял в руки бухарский и риштанский ляганы. Мы вышли на улицу и он начал медленно удаляться от меня.
– Смотрите! Что-нибудь замечаете?
– Стереоэффект!! Рисунок становится объемным. – воскликнула я, указывая на бухарский ляган. С риштанским этого не происходило.
Да, да, да! Вы поняли. – радуется продавец.
Когда ляган отдалялся от меня, создавалось впечатление, что каждый круг узора несколько отделялся от предыдущего, и вся картина в целом казалось совершенно иной, объемной и рельефной. Когда продавец вернулся ко мне с ляганами, я даже провела пальцами по поверхности бухарского, чтобы удостовериться, что он идеально ровный.
– Вот этот ляган, риштанский, знаете, не природными красками расписывают – доверительно сказал мне продавец, и , понизив голос, с осуждением продолжил – они там из Киева краску заказывают. Химия! Ну что ж всяк кулик…
Многие ляганы имеют в донышке три неглубоких отверстия, соединенные между собой под слоем керамики – для веревочки – это чтобы красивый ляган можно было вешать на стену, снимая в торжественных случаях. И посуда, и элемент декора получается.

Керамика. Загадочный Хорезм.

Хорезмская керамика стояла в совершенно неудобном для съемки, темном углу лавки. А она очень стоит того, чтобы её разглядывать долго и с наслаждением.

Хорезмскую роспись не спутать ни с чем. Удивительной красоты и изящества витиеватый узор с широкими горизонтальными узорными каймами по краям. Те же, традиционные для среднеазиатского средневековья синие тона. Прекрасная, плотная, звенящая глина. Широко открытые чашки невысоких пиал и касы. Ровные, большие плоскости ляганов с приподнятыми над ними под углом бортиками. Хорезм – моя неразделённая любовь.

Эти ляганы висели высоко, и от острого угла съемки и недостатка освещения, цвета смещены в фиолетовую часть спектра. Рядом с ляганами висят реальные фрагменты керамики 15-16 века, которые были найдены а различных раскопках в Бухаре. Это для того, чтобы мы смогли оценить, что краски в узорах хорезмских ляганов ничем не отличаются от тех, которые использовали много столетий назад.
Лучше сравнить эти куски древней керамики с касами на предыдущей фотографиии – там удалось «поймать цвет».

Ну а теперь, как на уроке – этап закрепления. Учимся определять керамическую школу, гуляя по улицам Бухары :

На переднем плане определенно Риштан.
Сочно-голубой ляган – бухарская школа (помните, из тех, что дают стереоэффект)
А вот, про зеленый ляган, я вам ничего не говорила. Это самаркандская школа. На темно-зеленом или темно-коричневом фоне наносятся белые или золотые узоры тончайшим, словно игла инструментом..

Самарканд, Риштан, Хорезм

Риштан с синей глазурью, Самарканд, классический Риштан, Самарканд, Бухара

Есть в Бухаре и хорошая декоративная керамика. (Веселых китчевых «бабайчиков» в расчет не берем – их делают везде, да и в Ташкенте они дешевле) Кстати, среди керамических магнитов на холодильник увидела работы знакомой ташкентской художницы, правда цена уже была двойная супротив ташкентской.
А речь веду я, вот о каких вещах. Бухарские художники-керамисты делают великолепные авторские копии с фигурок, найденных в археологических раскопах.

Эти четыре фигурки сразу привлекают взгляд

Здесь статуэтка женщины, (по-моему кипчакская одежда) еще более раннего периода.

Рядом с фигуркой – донышко от лягана, большие и маленькие кувшины со сколами. Целая серия старинной керамики из раскопов. Нет! Нет! Из раскопок и музеев это никто не крал.
Просто в старой части Бухары нет толковой канализации. И существуют строжайшие ограничения на подобные работы. Но местным жителям все же как-то свой быт обустраивать надо. И от того-то, если кто задумал пристроить к своему старому дому современный ватер-клозет или ванную, он получает специальное разрешение. И согласно разрешению, может вырыть в своем дворе колодец до 15 метров глубиной. Вот и роет народ, по ходу, проходя культурные слои и находя старинные кувшины, обломки посуды, фрагменты глазурованной облицовки и мозаики. Продают все это продавцам-перекупщикам, а те уж в свою очередь продают нам. Потому в лавках Бухары можно найти удивительные вещи.
Очень понравилась чеканка на латуни, украшенная эмалью и бирюзой. Но даже придумать не могла, что можно подавать на таком роскошном блюде.

Я очень мало купила керамики в Бухаре, решив, что Риштанскую керамику лучше брать в Риштане, гиждуванскую в Гиждуване, а Хорезмскую – в Хорезме. Автобусы-поезда ходят, самолёты летают. И все же, один из самых больших даров Бухары – это общение с продавцом керамики из лавки в Токи Саррафоне. То, что знает и рассказывает он, в Сети не прочтёшь. А еще возможность увидеть в одном месте такое огромное количество изделий различных школ узбекской керамики дорогого стоит.
Вот так вот идешь вдоль стены мечети Калян к одноименному минарету и а там… :

(2400px × 300px)
Можно считать эту полосу домашним заданием. Узнали ли? Где Риштан, Гиждуван, Самарканд или Хоразм?

13 стихотворений Валентина Гафта о жизни, любви и предательстве

Выдающемуся актеру уже 84! ???

Мастер слова!

2 сентября знаменитому актёру Валентину Гафту исполнилось 84 года.

Гафт прославился многими запоминающимися ролями в кино и театре. Но не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всём: Валентин Иосифович ещё и сочиняет остроумные стихи и эпиграммы!

Вот 13 доказательств этого:

1. Вода.

Потоп — страшнее нет угрозы,
Но явны признаки Беды,
Смертелен уровень воды,
Когда в неё впадают — Слёзы!

2. Встреча.

И ничего, и ни в одном глазу,
Всё выжжено, развеяно и пусто,
Из ничего не выдавишь слезу,
Река Души переменила русло.

Когда настанет час похмелья,
Когда придёт расплаты срок,
Нас примет космос подземелья,
Где очень низкий потолок.

Бутылка там под ним повисла,
Как спутник в невесомой мгле,
И нет ни в чём ни капли смысла,
Весь смысл остался на земле.

4. Занавес.

Жизни занавес открылся,
Это Человек родился,
Был весёлым — Первый акт,
Но, когда он удавился,

Даже свет не притушился,
Хоть бы сделали Антракт.

5. Крот.

Есть у крота секрет,

Известный лишь ему:

Он вечно ищет свет,

6. Мосты.

Я строю мысленно мосты,

Их измерения просты,

Я строю их из пустоты,

Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв,

Я так Тебя и не нашёл,

Открыл глаза, а там… обрыв,

Мой путь закончен, я — пришёл.

7. Пёс.

Отчего так предан Пёс
И в любви своей бескраен?
Но в глазах — всегда вопрос,
Любит ли его хозяин.

Оттого, что кто-то — сёк,
Оттого, что в прошлом — клетка!
Оттого, что человек
Предавал его нередко.

Я по улицам брожу,
Людям вглядываюсь в лица,
Я теперь за всем слежу,
Чтоб, как Пёс, не ошибиться.

8. Сумка.

Человек — не недоумка,
Приспособился в миру,
Например, придумал сумку,
Подражая кенгуру.

Человек — не недоумка,
Он и гений, и злодей,
Словно дети, деньги в сумках
Спят у сумчатых людей.

У лживой тайны нет секрета,
Нельзя искусственно страдать.
Нет, просто так не стать поэтом.
Нет, просто так никем не стать…

Кто нас рассудит, Боже правый,
Чего ты медлишь, что ты ждёшь,
Когда кричат безумцы: «Браво!» —
Чтоб спели им вторично ложь.

И есть ли истина в рожденье,
А может, это опыт твой,
Зачем же просим мы прощенья,
Встав на колени пред Тобой?

И, может, скоро свод Твой рухнет,
За всё расплатой станет тьма,
Свеча последняя потухнет,
Наступит вечная зима.

Уйми печальные сомненья,
Несовершенный человек,
Не будет вечного затменья,
Нас не засыплет вечный снег.

И просто так не появилась
На свете ни одна душа.
За всё в ответе Божья милость,
Пред нею каемся, греша.

Но мир — не плод воображенья,
Здесь есть земные плоть и кровь,
Здесь гений есть и преступленье,
Злодейство есть и есть любовь.

Добро и зло — два вечных флага
Всегда враждующих сторон.
На время побеждает Яго,
Недолго торжествует он.

Зла не приемлет мирозданье,
Но так устроен белый свет,
Что есть в нём вечное страданье,
Там и рождается поэт.

10. Фаина Раневская.

Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.

С ней он никогда не расставался,
Самый лучший — первый кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.

Приходил задумчивый и странный,
Шляпу сняв с курчавой головы.
Вас всегда здесь ждали, Александр,
Жили потому, что были Вы.

О, многострадальная Фаина,
Дорогой захлопнутый рояль.
Грустных нот в нём ровно половина,
Столько же несыгранных. А жаль!

11. Фонарь.

Я вам, фонарь, хочу сказать одно:
Служа искусству света беззаветно,
Вы освещали так порой дерьмо,
Что становилось и оно заметно.

12. Хулиганы.

В. Высоцкому
Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?

С гранатами такие шли под танки.
Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,

Навеки жилы напряглись на шее.
Что за манера — сразу за наган,
Что за привычка — сразу на колени.
Ушёл из жизни Маяковский — хулиган,

Ушёл из жизни хулиган Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушёл из жизни хулиган Шукшин,

Ушёл из жизни хулиган Высоцкий.
Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны…
Горит на небе новая Звезда,

Её зажгли, конечно, хулиганы.

Я и ты, нас только двое?
О, какой самообман.
С нами стены, бра, обои,
Ночь, шампанское, диван.

С нами тишина в квартире
И за окнами капель,
С нами всё, что в этом мире
Опустилось на постель.

Мы — лишь точки мирозданья,
Чья-то тонкая резьба,
Наш расцвет и угасанье
Называется — судьба.

Мы в лицо друг другу дышим,
Бьют часы в полночный час,
А над нами кто-то свыше
Всё давно решил за нас.

Пловец-чемпион Александр Попов о хулиганах, ударивших его ножом: Я оказался не в том месте и не с теми людьми

В Екатеринбурге на премьере фильма «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее» количество чемпионов зашкаливало . По красной ковровой дорожке прошли биатлонист Антон Шипулин, легкоатлетка Олеся Красномовец, лыжник Иван Алыпов, гандболист Александр Тучкин… Но звездой вечера, безусловно, стал выдающийся уральский пловец Александр Попов . Шутка ли, в свое время легендарный спортсмен принес стране 31 золотую медаль, став четырехкратным олимпийским чемпионом, шестикратным чемпионом мира и 21-кратным чемпионом Европы … Сегодня о Попове снимают фильмы, и «Чемпионы» стал одним из них…

Судьба нашего земляка, действительно, заслуживает попадания на экраны. Перед выходом фильма Александр Попов рассказал «Комсомолке» о стычке с бандитами и о том, как тяжело было вернуться в спорт.

Александр Попов и биатлонист Антон Шипулин на премьере фильма Фото: Алексей БУЛАТОВ

– Я не бегал впереди паровоза, не бил себя кулаками в грудь и не просил снять фильм о себе, – признается Александр.- Но я очень благодарен создателям «Чемпионов» за то, что они выбрали нас троих (помимо Александра Попова, героями фильма стали гимнастка Светлана Хоркина и борец Александр Карелин – Ред.), чтобы донести до зрителей суть спорта, победы.

– Александр, в фильме рассказывается о нападении на вас. Можете рассказать, как это было?

– Могу. Оказался не в том месте не в то время и не с теми людьми. Я об этом уже и забыл. На самом деле эта ситуация меня отрезвила и дала мне повод задуматься, сделать правильные шаги в жизни.

– Травмы для спортсмена – страшное дело… Посоветуйте, как справиться со страхом, что из-за травмы со спортом придется завязать?

– Единственный шаг – это вернуться к началу. Заняться спортом и физкультурой. И вернуться в строй.

Легендарный спортсмен принес стране 31 золотую медаль, став четырехкратным олимпийским чемпионом, шестикратным чемпионом мира и 21-кратным чемпионом Европы. Фото: Константин Маслов

– Всех зрителей интересует вопрос: в «Чемпионах» есть вымысел?

– Есть нестандартные режиссерские решения, но конечный результат правильный.

Вы сами присутствовали на съемочной площадке?

– Ни разу! Мне даже не звонили и не советовались со мной. Я увидел фильм только в финальном исполнении 9 февраля 2016 года. Но актриса Дарья Екамасова, которая играла в фильме мою супругу, переписывалась и созванивалась с моей женой, чтобы придать сценам достоверности.

– Вам понравилось, как вас сыграл актер Евгений Пронин?

– Это надо судить зрителю. Но мое спортивное профессиональное мнение: «Я бы так сыграть не смог!»

– А в целом вам фильм понравился?

– Ещше бы. Я вспомнил и заново пережил те моменты из своей жизни, которые уже начали забываться. Главное, я вспомнил вкус победы! Думаю, фильм удался, и он несет колоссальную смысловую нагрузку.

– Если бы не московский тренер, который вас заметил, как бы сложилась ваша жизнь?

– Знаете, я родом из Свердловской области, из города Лесного. И надо отдать должное моему первому тренеру Литман Галине Владимировне за то, что она увидела, рассмотрела меня и привила мне любовь к плаванию, которая растянулась на долгих 25 лет. За свою карьеру мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами. Самым значимым для меня стал тренер Геннадий Геннадьевич Турецкий.

Церемония открытия Олимпийских игр Фото: Евгений ТУМАШОВ

– Как часто заезжаете в родной город Лесной?

– К сожалению, не так часто. Ни для кого не секрет, что Лесной относится к закрытым административным территориальным объединениям. Относительно меня проблем с входом и выходом нет. Но у меня несовершеннолетние дети, к которым возникает множество вопросов. А вообще мы просим, чтобы родители приезжали к нам в Москву .

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– На мне лежит очень много общественной нагрузки, как в мировом масштабе, так и в масштабе Российской Федерации. Занимаюсь развитием и популяризацией плавания и физкультуры.

– Расскажите, в чем секрет вашего спортивного успеха?

– Везет всегда сильнейшим. Никогда нельзя сдаваться. Никогда нельзя давать повод сомневаться в своих возможностях. Нужно идти вперед, не взирая ни на что. Не покладая рук трудиться и тренироваться. Мы ведь тоже начинали детьми. Не подавали никаких надеж. Просто пришли учиться плавать и оздоровиться. Но у нас это переросло в нечто большее.

Заседание госсовета по развитию физкультуры и спорта. Фото: Евгения Романова

Досье «КП»

Александр Владимирович Попов родился 16 ноября 1971 года в городе Лесной под Свердловском. Его родители работали на военном заводе и не были связаны со спортом. Когда Саше исполнилось 7 лет, его привели в бассейн. Первым тренером мальчика стала Галина Витман . Именно она разглядела в нем потенциал. Под ее руководством Александр плавал на спине. В возрасте 20 лет Попов попал к выдающемуся тренеру Геннадию Турецкому, после чего стиль пловца поменялся на вольный, и он добился первых результатов в большом спорте. В 1991 году Попов впервые участвовал в чемпионате Европы в Афинах , откуда привез четыре золотых медали, полученных на индивидуальных дистанциях 50 и 100 метров вольным стилем и в двух эстафетах. С этого момента на протяжении семи лет Попов практически был непобедимым пловцом. За свою карьеру Александр принес стране 31 золото, став четырёхкратным олимпийским чемпионом, шестикратным чемпионом мира и 21-кратным чемпионом Европы…

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 80

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Как наука может преодолеть придел познания мира
v_sem

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Разное
  • Кто такой хулиган

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Кто такой хулиган

Вопрос, на первый взгляд, покажется глупым. Ведь слово давно ассимилировалось в русском языке, и означает нарушителя общественного порядка. Однако версий происхождения несколько и мы сейчас их рассмотрим.

В XVIII или XIX веке, точно не установлено, в городке Саусворк, что близ Лондона, жила семья Хулиганов, имевшая прескверную репутацию. Попирая все юридические и моральные нормы, родичи во главе с Патриком Хулиганом промышляли в округе разбоем, дебоширили, участвовали в погромах. Даже сами лондонцы нередко страдали от набегов семьи из Саусворка.

Дурная слава о Хулиганах разлетелась по всей Англии. Вскоре фамилия разбойников вошла в лексикон лондонцев, которые начали так называть городских озорников и всех тех, кто бунтовал против устоявшихся порядков. Особенно широко слово «хулиган» использовали в юго-восточной части столицы Британской империи.

Происходит от англ. hooligan «буян, нарушитель порядка, хулиган», от неустановленной формы.

— от имени ирландца Патрика Хулихэна (Patrick Houlihan), дебоширившего в Лондонском районе Southwark;

— от слова hooley (на ирландском — «шумная алкогольная вечеринка»);

— от названия уличной банды Hooley gang в северном районе Лондона Ислингтон (Islington). Англ. слово встречается с 1890-х, в начале XX века оно стало интернациональным.

Окончательно слово хулиган, закрепилось в английском языке благодаря популярной юмористической песенке 90-х годов XIX века, главным героем которой был Патрик Хулиган. А спустя некоторое время одна из газет сделала непутевого Хулигана персонажем серии карикатур, анекдотов и пародий.

А оттуда слово перекочевало в русский и во многие другие языки мировые языки. Кстати, это слово стало отнюдь не единственным, которое из имени собственного стало именем нарицательным.

Интересно отметить, что во французском толковом словаре Le Grand Robert утверждается, что во французский язык слово Hooligan, вероятно, пришло в середине 1920-х из английского через русский язык, где оно, согласно словарю, означало «молодой оппозиционер советскому режиму»

В УК статья о хулиганстве появилась даже на пару месяцев ранее образования СССР в 1922 году.

ст. 213 УК РФ дает следующее определение понятия уголовно наказуемого хулиганства: «Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества».

К «мелкому» хулиганству (ст. 158 КоАП РФ), за которое установлена административная ответственность, относятся нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распевание песен непристойного содержания и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Действия, попадающие под признаки мелкого хулиганства, не сопряжены с посягательствами на здоровье и телесную неприкосновенность граждан, с повреждением и истреблением имущества.

В силу большой свободы различных толкований, которые позволяет формулировка статьи, Верховный Суд Российской Федерации в 2007-м году издал постановление, широко освещающее вопросы квалификации дел по ст. 213.

В марте 2019 года состав статьи 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» был дополнен штрафами (размером до трёхсот тысяч рублей) за оскорбление органов федеральной власти и символов государства, в том числе произведенное посредством международной телекоммуникационной сети Интернет.

«В околофутболе пенальти — удар ногой по голове лежачего». Хулиган о расизме, наркоторговле и драках

Футбольный хулиган на условиях анонимности рассказал Platfor.ma, зачем парни дерутся, как война на востоке Украины превратила развлечение в спорт, где нужно жить ромам и почему не стоит торговать наркотиками.

– Давай сразу разберемся в терминологии: чем футбольные хулиганы отличаются от ультрасов?

– Есть два типа фанатов: одни палят фаера, скандируют кричалки, занимаются перфомансами, рисуют здоровые баннеры — это ультрасы, они активно поддерживают свою команду. И вторые — хулиганы. Хулиганам, на самом деле, плевать на футбол — они дерутся. Это нужно различать, потому что многие путают нас с ультрасами.

– Так в чем тогда смысл и причем тут футбол?

– 2003–2007 — пик околофутбола в Украине. Это когда собиралась компания из ста человек, плотно напивалась, садилась в электричку (на фанатском сленге «собака»).

Бывало, приезжаешь в другой город, еще не успеваешь выйти из электрички, а на тебя уже местные селюки идут с вилами, х**рят тебя прям под поездом и ты с синей рожей пытаешься как-то доползти до стадиона, а на стадионе еще получаешь п**ды от «мусоров». Просто в нулевых «мусора» яро ненавидели фанатов и достаточно было малейшего повода, например, крикнуть матом и все: дубинки в ход. Тогда был еще старый «Беркут» — прокачанные ребята, которые очень хорошо отбивали почки.

– А сейчас у хулиганов нет проблем с полицией?

– Нет, потому что никто уже не дерется на улицах. Драка на улице подразумевает очень много увечий. Там можно урной бетонной привалить кого-то, в голову бутылкой кинуть, может еще у кого-то нож найдется, чтобы подрезать. Это было жестко.

С началом войны на востоке Украины околофутбольный хулиганизм начал отмирать. Люди стали дружить, а бить другу лицо как-то не хочется, хоть вы и болеете за разные команды и у вас разные конторы. Где-то год было затишье, никто особо не дрался.

Сейчас хулиганизм в Украине стал развиваться как спорт: все в экипировке, забинтованные, перемотанные, все какие-то наколенники себе покупают, щитки, шлемы для регби. Кварцевые перчатки надевают, они выглядят как перчатки для смешанных единоборств, но внутри песок. Ты будто бетоном бьешь, но их очень тяжело заметить. Выезжаем на поляны равными составами и деремся.

– Как становятся футбольными хулиганами?

– Это довольно закрытый движ. А происходит обычно так: молодые ребята приходят на стадион жечь фаеры, если они крепкие и агрессивные, то к ним подходят старшие ребята и предлагают тренировку.

– Как скауты в модельных агентствах?

– Да. Сначала говорят, что ни к чему тебя не обязывают, что будет весело. Тебе предлагают тренироваться с лучшими наставниками. Рассказывают все плюсы: тренировки, сборы, гуляния. В этом и азарт.

– Бесплатно?

– Обычно платят только за аренду зала, около 30 гривен за тренировку.

– Как долго ты в этой движухе?

– Больше двух лет.

– У вас есть иерархия?

– В каждой околофутбольной конторе есть лидер, в некоторых по несколько, потому что, если у тебя 50 человек, то одному человеку бывает тяжело всех собрать. Тем более что обычно перед дракой у всех начинают кошки рожать, травмы возникают, у мамы день рождения. Ну, это страх. Молодые ребята сейчас бьют себе наколки «Страха нет», вот я половине из них хотел бы в глаза посмотреть. Страх есть у всех. Страх перед смертью, травмами, увечьями. Это нормально. Нет его только у людей с психическими отклонениями. Есть еще старшие ребята. Они в банде уже не один год или хорошо себя проявили, к ним прислушивается лидер. Их не ставят на «детские» драки.

– Что значит «детские»?

– До 21 года. Для каждой драки существуют возрастные ограничения.

– У вас есть нижний порог по возрасту?

– Вообще нет как такового. У нас были ребята и по 14 лет, которые участвовали в драках.

– Зачем вы деретесь?

– Когда-то это был угар, все пьяные, бьют друг другу морды. Весело и по**й. Сейчас же все переросло в рейтинги, появились интернет-сайты со сводками: кто, сколько драк провел, с кем, итоги. Как спорт. Ты дерешься за свой коллектив, выводишь его в топ. Когда твою контору уже знают как серьезного оппонента, ты становишься интересен. С тобой хочет драться вся Украина.

– Какие ресурсы?

– В Украине это Траблмейкерс. Они выпускают журнал, в котором расписывают все договорные драки за год и составляют рейтинги по ним. Сейчас в топе Одесса, Харьков, Киев («Динамо», ЦСКА). Молодые конторы ставят себе цель подраться с кем-то из этого списка и выиграть. Только так можно пробиться в топ.

– В большом спорте это делается ради наград и мирового признания. Зачем это делаете вы?

– Ради футболок и признания околофутбольного движа.

– Что за футболки?

– Это могут быть еще значки или кепки. Но в основном это футболки. У каждой конторы есть свой логотип. Но для того, чтобы ее получить, ты должен, например, пройти 10 драк. Когда ты получаешь футболку, ты становишься полноценным членом банды. С твоим мнением считаются. Тебя ставят на серьезные драки.

– Тебя будут сильнее бить и это плюс?!

– Этим можно заработать?

– Нет, все дерутся добровольно, ничего с этого не имеют, только вкладывают. У нас есть общак, который регулярно пополняется, чтобы помочь с лечением, если кого-то сильно травмировали в бою.

– Вы деретесь за идею?

– Все говорят, что дерутся за свой клуб, за свою банду, продвигают свой коллектив. А куда они его продвигают? Если, все равно, кроме людей, которые интересуются этой закрытой сценой про них никто не узнает. Славы и денег на этом не заработаешь. Кроме травм ничего не заработаешь. Вопрос, зачем вы отдаете свое здоровье? Если бы ко мне подошел юноша и спросил идти ли ему в банду, то я бы посоветовал ему не идти. Это забирает очень большой кусок жизни. Я не жалею, это добавило мне уверенности в себе и приоткрыло глаза на многие вещи.

– Например?

– Все не так радужно, как я думал раньше. Я туда пришел в 19 лет и за несколько лет увидел, что в Украине есть бандитизм, наркоторговля. Не из-за того, что хулиганы — наркоторговцы и бандиты. Хотя в Сербии, Польше, Хорватии футбольные хулиганы держат наркотрафик и торговлю оружием. Но в Украине хулиганы действительно мешают распространению наркотиков.

– Каким образом?

– Они находят барыгу, подсылают своего человека, чтобы он что-то купил, им нужен факт купли-продажи. Обычно это снимают на телефон со стороны. Потом просто запугивают его. Барыга очень уязвим. Никто его не выручит, в полицию он не позвонит, что он скажет? «Я только что продал грамм фена и меня сейчас за это будут вешать». И, естественно, он задает вопрос: «Что мне сделать чтобы меня не трогали?» Ребята, как и все, любят деньги. Они ему объясняют: «Дружище, ищи». И это не обходится 200 гривнами, они действительно устраивают человеку проблемы, чтобы преподнести урок. Он выносит ноутбук, плазму из дома, просит маму скинуть деньги на карточку, залезает в долги. Кто-то скажет, что это неправильно, но я их в чем-то поддерживаю. Все хулиганы за ЗОЖ и здоровую молодежь.

– А после этого его еще и бьют?

– Барыг особо никто не бьет. А смысл потом разбивать ему голову? Он и так уже обмочился, получил психическую травму, он будет плакать еще пару дней после того как эти ребята уедут. Тем более, что обычно продавцы наркотиков — это маленькие такие, по 50-60 килограмм, ребятки, которые не имеют никакого отношения к спорту. Они получают пощечину и сразу плакать начинают. Я уже не говорю о хорошем ударе в челюсть. Да, они отдают деньги, но я не скажу, что ребята на этом прямо зарабатывают. Хулиганы не ездят с утра до ночи и не ищут барыг. Это скорее развлечение.

– Как происходят договорные драки?

– Лидеры забиваются о драке составами, допустим, по 15 человек до 21 года. Мы встречаемся на нейтральной территории. Обычно это поляна. Смотрим, чтобы там не было битого стекла, арматуры. Расходимся на 200 метров, чтобы не видеть друг друга перед дракой. Лидеры ходят смотреть состав противников, если договоренность до 21 года и лидер сомневается, то он может попросить паспорт у любого из оппонентов. Различаем друг друга по цвету футболок, у каждой команды свой. Лидеры бегают по полю как арбитры, подсказывают. Решают, когда остановить драку.

– Как вас настраивают перед боем?

– Лидер начинает настраивать так, чтобы ты был максимально агрессивен. Натирает тебе лицо вазелином, напоминает, как быстрее добить оппонента, смотрит тебе в глаза и говорит: «Иди убивать».

– Зачем это тебе?

– Когда я попал туда, у меня был не лучший период в жизни. Я много тренировался и очень быстро попал на свою первую драку. Мы победили. Не скажу, что мне это понравилось, но что-то внутри екнуло. У меня было девять драк за год. Я не успевал восстанавливаться — больше даже не физически, а морально. Каждая драка — это большой стресс. Со стороны все выглядит здорово, ярые ребята идут бить друг другу лица. На самом деле это не так. Тяжело, когда бьешь, бьешь противника, а он не отключается, и у него такое испуганное лицо, он не понимает зачем он сюда пришел. Тебе не то чтобы жалко, ты просто тоже не понимаешь, зачем ты сейчас втаптываешь его в грязь. Но если не ты, то он тебя. Надо добивать.

– Нет жалости?

– Нет. Ребята приехали бить тебя, а ты их. Вы хотите нанести друг другу максимальные увечья и по-быстрому все закончить. По-другому нельзя.

– Сколько в среднем длятся драки?

– Бывает по-разному, от одной минуты и до десяти. Многое зависит от того, сколько продержались противники: если одну минуту, то их просто разбили, если больше пяти — это сильные оппоненты, поэтому все стараются продержаться как можно дольше. Но чем дольше, тем больше увечий.

– Летальные случаи были на поляне?

– Я не буду говорить в каком городе, но да, было пару случаев. Парень отключился, а ему еще добавили пару пенальти. В околофутболе пенальти — это удар по лежачему человеку с ноги в голову. И он умер. Очень серьезные травмы тоже были, люди оставались инвалидами. Иногда я просто не понимаю, на что я трачу свое здоровье и молодость. Когда на поле забили парня насмерть, я осознал, что на его месте мог быть я. Одно дело — умереть от меча на войне, но умереть на поляне во время драки за рейтинг… Зачем?

– Вы деретесь за чертой города. Вы как-то ищете травмпункты перед драками?

– Никто заранее не думает о плохом. Мы сами себе врачи, откачиваем пацанов как умеем. Если серьезная травма, то ищем уже по ходу дела.

– А как с родителями, они же видели тебя побитым?

– Рассказывал истории, что за девушку заступился. Естественно, я не говорил, что дрался на поляне с какими-то дураками, такими же, как я.

– Существует стереотип, что ребята из околофутбола туповаты, что скажешь?

– Это не стереотип. Если человек на протяжении какого-то времени постоянно получает по голове, это не очень положительно сказывается. Эти ребята занимаются физическим развитием, а не интеллектуальным. Иногда я чувствую себя не в своей тарелке. Плюс я начал жалеть себя, потому что ты вечно ходишь разбитым, все болит, кряхтит, это отнимает кучу времени. Тренировки минимум три раза в неделю, подготовка к драке, постоянные сборы, чтобы сплотить коллектив. Нужно чтобы все вместе проводили досуг.

– Тимбилдинг?

– Да, типа тимбилдинга: поехать на шашлыки, сыграть в футбол вместе, на дискотеку сходить.

– Как футбольные хулиганы относятся к политически ангажированным движениям вроде Правого сектора, Нацкорпуса, Сичи?

– Мнения очень расходятся. Многие поддерживают и даже участвуют. Я же считаю настоящими патриотами людей, которые воюют на востоке Украины, делают субботники, убирают, — вот они любят свой город и свою страну. А не ребят по 18 лет, которые полезли в политику, потому что им сейчас чуть-чуть платят. Это просто продвижение политических партий за счет молодежи. Действительно же красивее, когда на митингах молодые подтянутые ребята, а не какая-то бабушка с флажком стоит за 150 гривен.

– О каких суммах идет речь?

– Около 7-8 тысяч в месяц у малых. Есть еще старшие ребята, которые их координируют, но об их зарплатах никто не знает.

– Спортивные ребята до сих пор угорают по белому превосходству?

– Я могу назвать этих людей расистами, но они же не ходят по улицам и не бьют всех «черных» и «узкоглазых». Только когда видят какую-то несправедливость. Например, нагрубил «черный» в транспорте. Если бы это был обычный человек, может быть, никто даже не обратил бы внимания, но, поскольку это «цветной», и он нагрубил кому-то, значит нужно дать ему п**ды. Он че, о**ел, приехать сюда и еще кого-то тут оскорблять.

– Но и просто так же били?

– Да, в 2003–2007 годах у хулиганов было такое развлечение: поехать на Бессарабку, там было очень много «черных» в те времена, и раздать им. Сейчас всё потихоньку меняется. Люди становятся более цивилизованными, то же касается и хулиганов, как бы смешно это не звучало.

– А как насчет рейдов праворадикальных организаций против ромов?

– Я не являюсь расистом, нацистом или фашистом. Но изначально было кощунством прийти на Лысую гору – место паломничества староверов – и на этом месте цыганам – или как там их сейчас называют?

– Ромы, так политкорректней.

– Прошу прощения. Ромы разбивают там свой табор. Честно говоря, хоть я и не старовер, даже для меня это было дико. Это все равно, что мусульманин бы пришел в православный храм и начал бы петь там свои песни. Это была провокация. Нет, я понимаю, что они там просто хотели жить. Но живите в лесах под Киевом – и никто вас не будет трогать.

– Можно просто выйти из околофутбольной банды?

– Если после первой тренировки ты понял, что это не твое и захотел уйти, то можно. Еще тебя могут исключить после первой драки, если ты вялый писюн. Но когда ты уже подрался и хорошо себя проявил, ты становишься важным членом для своей конторы, потому что ты молодой, крепкий и пока без травм. Нельзя просто так уйти. В околофутболе принято «отписывать».

– Что это?

– Ты должен явиться на общую тренировку и сказать, что по каким-то причинам уходишь. А дальше по тебе принимают решение. Все зависит от того, как ты себя поставил в этой конторе. Тебя могут избить, а могут просто сказать: «Фу, лох, чтобы тебя здесь больше не видели». А дезертиров просто находят и бьют.

Ссылка на основную публикацию