Все о кузнецовском фарфоре

Кузнецовский фарфор — исторические факты и современное производство

Дулёвский фарфор известен многим своими самобытными рисунками и разноцветной палитрой красок. Хотя мало кто знает, что за организацией этого производства стояла семья промышленников Кузнецовых. Благодаря товариществу, созданному в конце XIX века, один из членов династии организовал крупнейшее производство фарфоровой и фаянсовой посуды в России, в число которого входило много фабрик и мануфактур. По масштабу выпускаемой продукции кузнецовская фарфоровая индустрия выходила на первое место в России. Чем славился кузнецовский фарфор? Своей самобытностью и качеством, так как делали его по «своей» рецептуре, которую держали в строжайшем секрете. Что сегодня представляет собой фарфор семьи Кузнецовых?

История создания товарищества

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» было основано в 1889 году. Хотя эта история начиналась намного раньше. В 1812 году прадед Матвея Кузнецова — Яков Васильевич Кузнецов основал фарфоровое производство в подмосковной Гжели. Трудился на славу, осваивая шаг за шагом тонкое «фарфоровое» дело. В последствие свое мастерство и навыки передал сыновьям, а те, в свою очередь, своим сыновьям.

На протяжении всего XIX века Кузнецовская династия основала и выкупила ряд фарфоровых заводов и мануфактур, которые имели разную направленность, как в ассортименте, так и в технологиях. Но все они трудились на благо России, радуя покупателей своей красивой посудой и эффектными предметами интерьера.

Терентий Кузнецов (сын Якова) в 1832 году перенес производство из Гжели в пустошь Дулёво (в настоящее время город Ликино-Дулёво Московской области), которое стало в дальнейшем одним из выдающихся предприятий по изготовлению высококачественного, художественного фарфора, известного нам сегодня, как дулевский. Сидор Кузнецов (сын Терентия) в 1841 году основал Рижскую фарфорово-фаянсовую фабрику. После смерти деда и отца эти предприятия перешли в управление Матвея Сидоровича Кузнецова.

Сам молодой промышленник, за два года до смерти отца, в 1870 году выкупил завод у предпринимателя Ауэрбаха, который занимался производством фарфора с 1809 года и уже имел свою «фарфоровую» историю. Но на этом М.С. Кузнецов не остановился.

В 1887 году в селе Буды Харьковского уезда промышленник открыл фаянсовый завод. В 1893 году к его товариществу присоединилась фабрика Гарднера, расположенная в подмосковном селе Вербилки. А на протяжении нескольких лет ряд небольших фабрик (Славянская, Песочная, Мальцевская) перешли в состав товарищества под его управление. Все они стали являться собственностью промышленника.

В начале XX век Кузнецов владеет уже целым холдингом, который насчитывает восемнадцать заводов и мануфактур по производству керамических изделий. Этот холдинг называется «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

С приходом советской власти все фабрики были национализированы за исключением Рижского фарфорового завода. Многие наработки были утеряны, понадобилось время, так же силы новых художников и мастеров, что бы заново возродить жизнь кузнецовского фарфора в России.

Отличительные особенности фарфоровой продукции

Продукция «Товарищества М.С. Кузнецова» отличалась разнообразием. Фабрики изготавливали посуду, которая могла «зайти» в любой дом. Для крестьян делали неброскую посуду. Для горожан фаянс украшали «дворянскими» росписями, но без применения дорогостоящих красок. Для состоятельных домов имелась посуда даже «с золотым нутром». Внутренняя часть таких чашек и тарелок покрывалась тонким слоем золота.

Ассортимент продукции был огромен. Помимо фарфоровой, фаянсовой, опаковой столовой и чайной посуды некоторые фабрики изготавливали из майолики (вид керамики) различные украшения для отделки внутреннего убранства домов. Особой популярностью пользовались предметы интерьера — терракотовые скульптуры и вазы. Фарфоровые детали для телефонного и телеграфного оборудования так же выпускались на фабриках Кузнецова. Ассортимент дополняли фаянсовые ванны, умывальные чаши и доски.

История подтверждает тот факт, что к 1903 году кузнецовское производство керамической продукции обеспечивало две трети всего рынка России.

В чем заключался секрет кузнецовского фарфора?

Для изготовления настоящего фарфора применялись свои «рецепты», которые, безусловно, были унаследованы от отца, деда и прадеда династии Кузнецовых. Основных секретов было два. Первый заключался в подготовке глины. Для этого сырье перед замесом долго держали во влажных подвалах. Процесс вылеживания глины назывался «летование». Это позволяло становиться сырью более пластичным.

Второй секрет был в качестве топлива. Торф готовили в определенные дни лета, что бы был абсолютно сухой. Ведь необходимое условие для высокотемпературного обжига фарфора, это сильно разогретые печи с равномерным поддержанием в них температуры.

Миссия «Товарищества М.С. Кузнецова»

За большой предпринимательской хваткой промышленника Кузнецова просматривалась и светлая идея. Она заключалась в том, что бы все производство было в «русских» руках. Иностранные предприниматели и промышленники, которые занимались фарфором, практически «выдавливались» магнатом Кузнецовым с российского рынка.

На это указывают и те факты, что все новинки в области «фарфорового» дела промышленник сразу применял на своих фабриках, что бы иметь конкурентные преимущества. Для этого он не жалел ни денег, ни времени, ни сил. Завозилось французское оборудование, применялась новая технология росписи – деколь, нанимались известные художники с мировыми именами и многое другое. Безусловно, за этим стояла не только цель наживы, но и большая любовь к России, желание ей служить и быть лучшими в фарфоровом деле.

М.С. Кузнецов отличался большой благотворительной деятельностью. Он не содержал театры, не коллекционировал предметы искусства. Вместо этого промышленник активно строил приюты, дома, школы и больницы для рабочих и членов их семей.

Каменный храм Иоанна Богослова в г. Ликино-Дулево, православный храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского в Кузнецово, храм во Имя Тихвинской иконы Божьей Матери были построены на деньги этого православного, русского человека.

Что из себя представлял «Кузнецовский модерн»?

По натуре Матвей Кузнецов был крепким предпринимателем и при создании своего большого товарищества перед собой ставил две основные задачи:

  • конкурентоспособность своей продукции по отношению к европейскому фарфору;
  • сохранение всех клиентов фабрик, выкупленных им.

В связи с этим Кузнецов оставил все торговые названия мануфактур и фабрик, а во внешнем виде продукции поддерживал преемственность. Хотя энергично внедрял в производство различные новшества, которые касались техники декорирования.

Активно использовались модные по тем временам тона: голубой, сиреневатый, розовый, желтый. Роскошные букеты цветов, живописные, природные пейзажи и жанровые сцены украшали кузнецовский фарфор, придавая ему несравненно «богатый» вид. Посуда массового сегмента имела рисунки растительных мотивов. Отличительной деталью их были тонко прописанные веточки и усики в цветочных орнаментах.

«Восточный» товар был строго ориентирован на азиатский рынок, куда входили Персия, Монголия и все страны Средней Азии. Декор имел три направления:

  • сюжетные картинки с изображением китайцев;
  • красочные и сплошные рисунки, состоящие из различных печатей и ручной росписи, называемые «кашгарская печать»;
  • трехцветные узоры с применением красных, зеленых и желтых цветов («китайские мотивы»).

И если обобщить стилевую особенность кузнецовского фарфора XIX века, то безупречные по качеству изделия часто были перегружены слишком яркими узорами и росписью. Особенно это касалось продукции фабрики Гарднера. Для придания изделию роскошного и «богатого» вида часто мастера смешивали стили, применяя слишком смелые краски. Что называется, сочетали несочетаемое.

Но работа эта проводилась не спонтанно по чьей-то прихоти. За этим стояла серьезное исследование потребительского спроса и вкуса покупателей. Хотя некоторым это казалось абсолютной пошлятиной.

Судьба потомков Кузнецова

После национализации фабрик жизнь семьи Кузнецовых в советское время сложилась крайне печально. Единственное, что у них осталось в тот период, это Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика. После Октябрьской революции Кузнецовы вынуждены были покинуть Москву, перебравшись в Ригу.

Все члены семьи продолжали трудиться на Рижской фабрике, приняв все вызовы и сложности судьбы. Но это не спасло их от начавшихся репрессий и расстрелов. Единственная правнучка Матвея Кузнецова — Татьяна, и по сей день живет в Риге, хотя её отец (сын Матвея) 27 июня 1941 года был расстрелян без суда и следствия. Официальная причина – диверсионная деятельность. Хотя дело заключалось, вероятно, в другом. Советская власть не смогла потомкам талантливого и выдающегося промышленника и предпринимателя Кузнецова простить их капиталистическое прошлое.

Современное производство фарфора

На сегодняшний день фарфоровое дело Кузнецова живет в дулёвском фарфоре. Хотя в годы Октябрьской революции завод национализировали и много наработок и технологий было утеряно. Прошло время и производство начало полноценно развиваться после 50-х годов.

Душа этого фарфора так и осталась в «агашках» (дулёвские розы) с народными, самобытными мотивами.

В 2012 году предприятие было продано в частные руки. В связи с этим произошла модернизация многих цехов и линий. Но стиль ассортимента остался классический — до сих пор узнаваемый и любимый многими россиянами.

Кузнецовский фарфоровый завод, клейма кузнецовского фарфора, этапы развития предприятия, особенности технологии производства

Кузнецовский фарфор считается одним из национальных брэндов, давно получивших всемирную известность. Производить его начали в 1832 году, в местечке Дулево. В отличие от Императорского завода, который постоянно поддерживался монаршими особами, да и создавался на деньги, выделенные из казны, Кузнецовский фарфоровый завод был детищем семьи Кузнецовых — выходцев из крестьян-старообрядцев. Начав свой бизнес — а это изначально был хорошо продуманный коммерческий проект — с нуля, к XX веку родовой клан владел уже самым крупным в Российской империи и одним из лучших на европейском континенте предприятием. Годовой оборот его превышал 7 млн. рублей и давал 2/3 дохода, получаемого в целом от всего производства фарфора и фаянса России. Достичь таких результатов Кузнецовым удалось в тяжелой борьбе с конкурентами, применяя разнообразные, порой и не совсем честные методы. Большое внимание также уделялось внедрению в производство разных технических новшеств. Как появился фарфор Кузнецова?

Статуэтка в ресторане Кузнецовский фарфор Р. 5

История кузнецовской фарфоровой империи

Верный расчет и прозорливость

Терентий Яковлевич Кузнецов — человек, с которого началось производство русского фарфорового концерна. Он, сын простого крестьянина-старообрядца, в 1832 году приобрел пустошь Дулево, расположенную во Владимирской губернии — землю разорившихся помещиков Сарычевых. Это была низкая, заболоченная земля, непригодная для земледелия, покрытая лесами. Терентий Кузнецов тогда владел на паях заводом по выпуску фаянсовой посуды, поэтому хорошо знал, что для такого производства нужно много топлива и дешевая рабочая сила. В Дулево и его окрестностях и того, и другого было предостаточно. Пустошь окружали лесные массивы, а местные жители кормились ремеслами, иногда даже носившими криминальный характер (например, в этих местах было много фальшивомонетчиков).

В начале 19 века государство усилило борьбу с сомнительными промыслами, высвободив тем самым много мастеровитых рук, что было очень кстати для Терентия, решившего открыть в Дулево крупный фарфоровый завод по выпуску качественной посуды. Что на такие прелметы будет высокий спрос, Кузнецов понял, посещая базары и ярмарки и видя, что посуда кустарных гжельских мастерских раскупается только крестьянами, а народ более состоятельный такой низкокачественный товар не покупает. Посуда кустарей была непрочной, нечеткой формы, плохо глазированная, она не составляла конкуренции изделиям будущей фарфоровой фабрики. Продуманная технологическая цепочка и четкое разделение ее на отдельные операции обещали рост производительности, составляющий 25%. После запуска нового предприятия все расчеты оправдались. Начало империи фарфора Кузнецова было положено.

Тарелка и вазы Кузнецовский фарфор 8

Заложил Терентий Яковлевич и основы семейного стиля ведения бизнеса, любой ценой добиваясь цели, переманивая к себе мастеров высокого класса, работающих на конкурентов. Так он поступил с живописцами посудного завода Сафронова — уговорил владельца сдать завод в аренду, а затем и полностью выкупил предприятие. Сын его Сидор Кузнецов после кончины отца перевел всех художников в Дулево, обогатив фарфор фирменными прозрачными красками.

Кузнецовы стремились расширить дело. В 1843 г. Сидор открыл еще один фарфоровый завод, теперь в Риге — топлива в городе хватало, а наличие порта обеспечивало быструю доставку материалов и вывоз готовой продукции. Городские власти дали под строительства завода участок земли на окраине города, постепенно здесь появилась целая улица, застроенная зданиями контор фарфорового завода и жильем для заводских рабочих, доставляемых сюда из Гжели. Назвали ее Московской. Кузнецовы вели бизнес хорошо, устраняя конкурентов путем продажи посуды по демпинговым ценам, поэтому занимали ведущие позиции на рынке.

Кузнецовы: преемственность поколений

Сидор Терентьевич постепенно развивал производство фирменного фарфора и ждал наследника. Наконец, когда в семье уже было три дочери, в 1846 г. появился на свет сын Матвей, который должен был после смерти отца возглавить семейное дело. Воспитывали его в строгости, в 15 лет он был отправлен на рижскую фабрику к управляющему Рудакову на учебу. Одновременно он постигал теорию бизнеса, поступив в Рижское коммерческое училище. ( Способный ученик на практике показал впоследствии, что впитал науку учителя — после того, как Рудаков решил завести в Риге собственное фарфоровое дело, Матвей разорил его семью дотла.)

рис.10 Матвей Сидорович Кузнецов.

В начале 1864 г. Сидор Кузнецов умер. Еще несовершеннолетний Матвей сразу стал управлять фарфоровым бизнесом, сначала под присмотром зятьев-попечителей, а с 1867 года самостоятельно. Молодой капиталист поставил перед собой задачу расширить доставшееся по наследству дело. В 1870 г. он купил фабрику Ауэрбаха в с. Кузнецово под Тверью. Она выпускала хороший, ходовой фаянс, украшенный печатным декором. Ее владельцы увлеклись техническим оснащением, упустив коммерческие аспекты работы. Фабрика очень нуждалась в деньгах, и, известно, что Матвей Кузнецов употребил все свое влияние, чтобы прежние ее хозяева не смогли получить кредит. Они вынужденно продали предприятие Кузнецову за сравнительно небольшую сумму. Завод стал расти, расширяя ассортимент — здесь выпускали не только знаменитый фарфор, но и майолику.

Сливочник, Кузнецовский фарфор рис 12

К 1870-м годам, по мере развития в стране сети железных дорог, в два раза выросли цены на дрова, которые были нужны для обжига. Каменный уголь тогда добывали мало, используя дорогой привозной, доставляемый из Англии. Матвей Кузнецов одним из первых оценил преимущества торфа в качестве топлива и организовал его добычу в окрестностях Дулево, создавая на своем заводе годовалый запас сухого болотного топлива. Торф стоил вдвое дешевле дров, обеспечивал высокую предсказуемость обжига, снижая тем самым процент брака при выпуске кузнецовского фарфора и себестоимость продукции.

Блюдо Кузнецовского фарфорового завода

Для снижения себестоимости предметов фабрикант предпринимал разные шаги — его заводы стали работать преимущественно на сырье, добытом в его имениях. Белую глину, доставляемую с Украины, заменили рязанской, найденной в окрестностях Скопина. Она стоила в два раза дешевле. Постоянно велись и поиски лучших художников, формовщиков, управленцев. Так был найден и топ-менеджер, как сказали бы сегодня, П.И. Ануфриев, ставший правой рукой и главным советником хозяина.

Матвей Сидорович Кузнецов был амбициозен, и хоть и выпускал фарфор, рассчитанный на широкого потребителя, для выставок Кузнецовский фарфоровый завод изготавливал высокохудожественные образцы. Так, в 1882 году завод участвовал в столичной Всероссийской художественно-промышленной выставке. Кузнецов выстроил демонстрационный павильон, да еще и помог украсить, причем безвозмездно, главный Императорский павильон, за что был представлен Александру III. Во время аудиенции фабрикант преподнес императрице Марии Федоровне штучный чайный сервиз, который ей очень понравился.

По совету Ануфриева Матвей Сидорович занимался и благими делами, если в конечном итоге это шло на пользу производству. Он строил специалистам жилье, школы для детей рабочих, храмы и часовни. Поддерживая религиозность в рабочих семьях, добивался улучшения дисциплины на заводах. Закрывал находящиеся поблизости питейные дома, поощрял отличившихся работников дорогой фирменной посудой (правда, чтобы они сразу не бежали ее продавать, не ставил на ней клейма). Нерадивых же наказывали штрафами и увольнением. Стараниями Кузнецова и его управляющего Ануфриева борьба с конкурентами велась и на государственном уровне, были приняты заградительные пошлины на ввоз импортного фарфора, с 1880 года по 1893-й их удалось увеличить на 20-50%, в зависимости от вида продукции.

Супница. Кузнецовский фарфор р7

Держать нос по ветру

Кузнецовы изучали рынок, рассылая по разным городам своих представителей, и знали, что пользуется наибольшим спросом. В соответствии с полученными сведениями корректировался и ассортимент выпускаемого кузнецовского фарфора. Большой популярностью многие десятилетия пользовался так называемый «агашечный» фарфор с характерными яркими розанами – быстрой росписью, нанесенной подушками пальцев. По местным преданиям, придумала такой способ росписи мастерица Агафья, в честь ее имени и назван был этот стиль декорирования. По примеру фабриканта Попова, выпускающего ходовую трактирную посуду, Кузнецовский фарфоровый завод начал производство похожих предметов, не претендующих на высокую эстетическую составляющую. На ближневосточный рынок поставлялся соответствующий запросам местных потребителей кузнецовский фарфор аляповатых расцветок.

Начиная с середины 19 века увеличившемуся сословию предпринимателей потребовалась более изысканная посуда, но не настолько дорогая, как в аристократических домах. Для них Кузнецовский фарфоровый завод стал производить посуду, стилизованную под фарфор западноевропейских производителей. Для богатеев, желающих это демонстрировать в всем, выпускались чашки и тарелки, полностью или наполовину покрытые золотом — так называемое золотое нутро либо полунутро.

Золотое нутро. Кузнецовский фарфор р6

Но на рынке самой доходной и дорогой высокохудожественной посуды у кузнецовского фарфора пока не было своей ниши. Посуда этой категории изготавливалась только для выставок и находила там одобрение и признание, даже Мария Федоровна, императрица российская, на Среднеазиатской выставке, прошедшей в 1891 г., купила для себя пару кузнецовских чайников, украшенных портретами персидского шаха.

Но Матвей Кузнецов не оставлял попыток завоевать, как сейчас бы сказали, премиум-сегмент фарфорового рынка страны. Он даже переманивал художников и других специалистов с Императорского фарфорового завода, приглашал сотрудничать знаменитых художников. На этот призыв отозвался лишь Михаил Врубель, нарисовав эскиз блюда «Садко». Тогда Кузнецов решил прибрать к рукам завод Гарднера в Вербилках, производящий элитную посуду высочайшего качества. К началу последнего десятилетия XIX века у завода финансовые дела подрасстроились, в столице говорили, что это – дело рук засланных казачков Кузнецова. Как бы там ни было, в апреле 1892 года Кузнецов стал владельцем завода Гарднера, заплатив 238 тыс. рублей и сохранив право использовать клейма фарфора Гарднера, его награды и медали. Это облегчало реализацию дорогого фарфора.

ваза и чайные пары Кузнецовского фарфора р 11

XX век: ветра революций и фабрика

Новый век Матвей Кузнецов встретил как крупнейший производитель фарфорофаянсовой продукции в России. В 1902 г. капиталист стал поставщиком императорского двора, на Кузнецовский фарфоровый завод пошли наиболее выгодные заказы. Здесь заказали и кружки, украшенные императорскими гербами, которые входили в подарки, приготовленные для раздачи на Ходынском поле, запланированной во время торжеств 1896 года, посвященных коронации Николая II.

В 1911 г. Матвей Кузнецов скончался. Но фарфоровая империя, созданная им, исправно работала на своих хозяев, пережив революцию 1905 года. И только роковой 1917 год принес крутые перемены. Власть на заводах Кузнецовых перешла к советам. У наследников осталась лишь фабрика в Риге, так как Латвия стала суверенным на тот момент государством. Но в 1940 национализировали и ее, некоторых Кузнецовых депортировали в Сибирь, внука Матвея расстреляли, но часть остались работать на фабрике простыми служащими, и в период немецкой оккупации перебрались за границу.

Национализированные фарфоровые заводы продолжали работать, и расставшись с владельцами. Восстановленные после завершения гражданской войны и периода разрухи, они производили все тот же кузнецовский фарфор и фаянс. Изменился немного лишь ассортимент — добавился агитационный фарфор и посуда, украшенная ликами революционных вождей. Технически заводы были оснащены очень хорошо, это позволило им без обновлений работать не одно десятилетие. Только в 1930-е годы стал вопрос реконструкции и расширения бывших кузнецовских предприятий. Произведения же, созданные выпестованными Кузнецовым и продолжавшими работать на заводах художниками, много лет позволяли теперь уже советским фарфоровым заводам брать многие медали и призы на международных выставках.

Особенности кузнецовского фарфора и секреты производства

Продукция кузнецовского фарфорового завода, особенно при Матвее Сидоровиче, отличалась разнообразием. Крестьянам предлагали неброскую дешевую посуду, предметы для горожан декорировались «дворянскими» росписями, выполненными более простыми красками. Богатым купцам предназначалась посуда с золотым покрытием внутренней части. Из-за такого разнообразия антикварный кузнецовский фарфор, появляющийся сегодня в продаже на аукционах или в магазинах, предлагающих антиквариат, так неоднороден по цене. Кроме посуды кузнецовские фабрики выпускали различные украшения для интерьеров домов, сюжетные миниатюры и скульптуры, а также фарфоровые детали телефонного и телеграфного оборудования, фаянсовые умывальные чаши и ванны.

Были у династии Кузнецовых и технологические секреты. Например, они особым способом готовили глину для изготовления белья — фарфоровой массы. Чтобы она получилась более пластичной, глину подвергали летованию — длительной выдержке перед замесом в подвалах с повышенной влажностью. Большое внимание уделялось подготовке качественного топлива. Заготавливали торф исключительно в определенные летние дни, когда он был особенно сухим. Отличное топливо обеспечивало равномерный качественный обжиг.

Коллекционирование кузнецовского фарфора

Семногие увлекаются коллекционированием, собирая старинный русский фарфор разных заводов. Те, кто приобретает работы Кузнецовского фарфорового завода, вносят свой вклад в сохранение русских национальных традиций. Яркие, нарядные образцы кузнецовского фарфора украшают множество собраний и коллекций разного уровня, наглядно иллюстрируя быт, вкусы и предпочтения средней прослойки населения России. На рынке антиквариата и сегодня часто встречаются относительно недорогие кузнецовские масленки, шкатулки, сахарницы и т.п. Цена на кузнецовский фарфор определяется «аппетитами» продавца, второй важный фактор — состояние антикварной вещицы или посуды. Сколы, следы реставрации, а тем более наличие трещин снижают цену фарфорового антиквариата.

Установить изготовителя старинного фарфора помогают клейма. У фарфоровых заводов Кузнецова они многочисленны и разнообразны. Дело в том, что “Товарищество Кузнецовых” создавалось постепенно, присоединяя к себе уже действующие фабрики и заводы. А у Матвея Кузнецова был принцип — не терять клиентов, наработанных фабриками до смены владельца. Поэтому он старался сохранить возможность использования клейм, под которыми фарфоровая продукция была уже знакома потребителям. А при покупке завода Гарднера кроме клейм он еще и оставил за собой право на медали, полученные за победы выпускаемого здесь фарфора на выставках. Поэтому перечень клейм Кузнецовского фарфорового завода чрезвычайно широк, ниже приведены несколько образцов.

Клейма Кузнецовского фарфора

Клейма фабрики Кузнецова село Грузино-Новогородской губернии 1897-1918 гг.

Клейма Кузнецовского фарфора

Установить подлинность антикварной фарфоровой вещи, произведенной заводами Кузнецовых, поможет специалист. Его консультация защитит от приобретения подделки.

Ознакомиться с коллекцией старинного русского и европейского фарфора и купить старинный фарфор можно в нашем каталоге старинного фарфора. Мы будем рады Вас видеть, наши консультанты проконсультируют и расскажут историю каждой старинной вещи и помогут разобраться с клеймами старинного фарфора.

Как крестьянин Кузнецов стал русским фарфоровым королём, а его потомки – жертвами большевиков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зарождение династии

Говоря о семье Кузнецовых, начать нужно с родоначальника этого знаменитого клана – Якова Васильева. Он жил в Гжельской волости, имея постоялый двор и неплохо зарабатывая кузнечным ремеслом и, возможно, поэтому, сменил фамилию на Кузнецов.

Яков с сыновьями часто бывал на местном рынке и замечал, что очень большим спросом пользуется простая глиняная посуда. Она здесь, как правило, продавалась неказистая и плохого качества, но стоила дешево, поэтому люди скромного достатка ее все равно брали. Посудой интересовались и толстосумы, но, как правило, осмотрев небрежно изготовленные изделия, разворачивались и уходили. Скорее всего, именно эти наблюдения и натолкнули кузнеца на мысль сменить профессию.

В начале XIX века он построил маленькую мануфактуру и нанял на работу гжельских мастеров. Руководили производством его сыновья, на каждое изделие они ставили клеймо «Ф. Братьев Кузнецовых». Постепенно их фарфоровая посуда стала пользоваться спросом, ведь Кузнецовы тщательно следили за качеством изделий. К тому же, они охватили все слои населения – для бедных выпускали товары попроще, для зажиточных любителей шика – посуду изысканную и помпезную. Однако очень скоро Кузнецовы поняли, что в Гжели особо не разбогатеешь – здесь была приличная конкуренция, да и местные мастера соглашались работать на них только за большие деньги.

Фабрика переехала под Владимир, а ряды работников пополнились мастерами из разных уголков России. Сын Якова Терентий, как правило, высматривал их на рынках и предлагал работу на своей фабрике.

Но все-таки конкуренты нашлись и на новом месте: недалеко от предприятия Кузнецовых располагался завод Сафронова, продукция которого тоже была популярна. Но предприимчивый Кузнецов смог переманить к себе лучших сафроновских работников, знавших много профессиональных секретов, а затем и вовсе выкупить предприятие.

Со временем производство Кузнецовых расширилось, штат мастеров достиг 400 человек. Нужно было подыскивать новую территорию. Подходящее место отыскали неподалеку, близ села Дулево. Так появился знаменитый Дулевский завод.

В 1880-х годах на производстве Кузнецовых трудилось уже более тысячи человек. Все сошлось идеально. Во-первых, в Дулеве были очень дешевые дрова, которые в большом количестве требовались для обжига посуды. Во-вторых, здесь было много безработного населения, так что местные жители не гнались за высокой зарплатой и были готовы обучиться новому ремеслу. В-третьих, опытные мастера предприятия Кузнецовых оказались отличными учителями для новичков, и те быстро освоили все премудрости.

Даже высокая смертность среди работников (это был труд тяжелый и вредный для здоровья) не мешала предприятию процветать и бесперебойно поставлять в разные города России посуду, зарабатывая ежегодно более миллиона рублей. Секреты уникальности кузнецовской посуды передавались из поколения в поколение. Это и особый способ заготовки глины, и высокое качество топлива, и особые краски.

Для каждого этапа (формовки, обжига, сортировки и т.д.) у Кузнецовых существовали свои узкопрофильные работники. Считается, что принцип разделения труда на производстве впервые ввел в практику именно этот завод.

Вскоре у дулевского предприятия появились свои филиалы. Сын Терентия Кузнецова Сидор открыл завод в Риге, получив возможность оперативно поставлять товар по морю за рубеж, а правнуки Якова занялись производством и в других городах.

Король фарфора

Постепенно Кузнецовы практически вытеснили с отечественного рынка зарубежных конкурентов, да и российских было уже немного. Но настоящим монополистом в области производства посуды предприятие Кузнецовых стало в 1889 году, когда у руля встал Матвей Сидорович Кузнецов. Он выкупил за бесценок много разорившихся российских предприятий, в том числе знаменитый фаянсовый завод Ауэрбаха, который нередко поставлял свою изящную посуду людям из высшего общества.

Матвей Кузнецов организовал «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», правление которого располагалось в Москве. Оно объединило почти два десятка филиалов, вся продукция которых теперь стала маркироваться одинаково.

Вскоре Кузнецов осуществил свою давнюю мечту – приобрел завод Гарднера (который считался лучшим фарфоровым предприятием России), включая его модели, рисунки и образцы. Вместе с заводом он получил право ставить на посуде фирменный знак предприятия Гарднера и печатать все отметки о его наградах. Кроме того, у завода остались именитые заказчики, которые охотно продолжили сотрудничество с новым руководством – благо качество посуды осталось столь же высоким.

Кузнецов старался для каждого региона выпускать именно ту посуду, которая там востребована. Например, на Восток он поставлял пиалы и чашки с характерным причудливым орнаментом.

Фарфоровый король не гнушался выпускать посуду и для предприятий общественного питания. Он понимал, что это очень большой рынок сбыта, тем более, это позволяет охватить больше потенциальных заказчиков. Часто бывало, что, увидев интересную посуду в трактире, посетитель впоследствии покупал похожую для себя.

Матвей Кузнецов очень трепетно относился не только к качеству товара, но и к их художественной ценности, уделяя большое внимание росписи. Некоторых мастеров он специально отправлял учиться в Строгановку, полностью оплачивая их расходы на обучение. Известно, что Кузнецов тесно сотрудничал с Врубелем.

О том весе, который имело предприятие Кузнецова, говорит хотя бы тот факт, что в начале прошлого века оно получило от императорского двора почетное право использовать на своих изделиях символ государства – изображение двуглавого орла. А сам Матвей Кузнецов удостоился звания «поставщика Императорского Двора».

Единственным конкурентом товарищества в те годы был лишь Императорский фарфоровый завод (после революции – Ленинградский завод им. Ломоносова), но предприятия Кузнецова были более динамичными, а ассортимент – более широким.

Умер миллионер Кузнецов в 1911-м, когда его фарфорово-фаянсовая империя была на самом пике своего развития, а потомки готовы были продолжить и развивать семейное дело. Однако история перечеркнула эти планы.

После 1917-го Кузнецовы лишились всех своих заводов, кроме того, что располагался в Риге – их национализировали. Когда же Латвия стала частью СССР, отошел государству и рижский филиал. Почти всех потомков Матвея Кузнецова репрессировали.

Меценаты, любившие родину

Память об этой династии не угаснет. Кузнецовы всегда показывали, что их товар – именно русский, и даже когда в России существовала практика ставить на посуде клейма известных зарубежных производителей, чтоб продать ее подороже, потомки Якова Кузнецова никогда этого не делали.

Предприятия производили подсвечники и иконостасы для русских храмов, расписывая их майоликовой и эмалиевой краской и золотом, участвовали в международных выставках, представляя Россию.

Эта династия славилась и своей благотворительностью, помогая как обычным православным, так и старообрядческим храмам (сами они были старообрядцами). Кроме того, они строили, школы, приюты, больницы, бесплатные столовые.

Ну а посуду фабрики Кузнецова до сих пор можно встретить в домах не только россиян, но и жителей Китая, Персии, стран Европы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Клейма Кузнецовского фарфора с 1810 г. по 1917 г.

В XIX веке после введения «запретительных тарифов» в России возросла потребность в фарфоровой и фаянсовой продукции. Это послужило стимулом для возникновения целой империи фарфорового производства – товарищества Кузнецова. Предприятие начинало свою деятельность в 1832 городу в городке Дулеве и уже через несколько десятков лет этот завод становится ведущим фарфоровым производителем в России. Семья Кузнецовых, постепенно увеличивая объемы выпускаемых изделий, всегда старалась следовать модным веяниям, и повышали качество продукции, ориентированной на широкий круг потребителей. Таким образом, уже к концу XIX века, Кузнецовы превратили свое предприятие в крупнейшую в Европе сеть заводов, расположенных по всей стране.

Кузнецову удалось существенно расширить рынок сбыта за счет производства товаров ориентированных на восточного потребителя: большие расписные блюда, кальянные чаши, пиалки и чайники. Эти товары выпускались гарднеровским и гжельским заводами и декорировались в восточном стиле.

Вся остальная продукция украшалась одноцветной печатью, которую на последних этапах производства дорисовывали вручную. В начале ХХ века ручную роспись начали имитировать многоцветной печатью. Сюжетами для росписей служили в основном пейзажи, романтические сцены, цветочные орнаменты. Известна целая серия сервизов и блюд с изображениями сцен Отечественной войны 1812 года, выпущенной по случаю столетия победы.

Широким спросом пользовались кузнецовские статуэтки, вазы, шкатулки и коробочки.

Товарищество Кузнецова включало в себя несколько заводов и фабрик, каждое предприятие имело свое клеймо и специализацию. Клейма раннего периода Кузнецовского фарфора (1810—1860-е годы) имели различную конфигурацию, чаще всего заключались в круг или виньетку. Обычно они выполнялись путем вдавливания в тесто и последующей прорисовкой синей или зеленой краской. Довольно часто в этом периоде встречаются клейма с орфографическими ошибками.

Клейма Дулевского завода (1832—1917)

Дулевский завод был первым заводом семьи Кузнецовых. В 1832 году его основал Терентий Яковлевич Кузнецов. Практически сразу предприятие вышло в лидеры по производству фаянса и фарфора, пика своего развитие завод достиг при управлении внука Терентия Яковлевича – Матвея Сидоровича Кузнецова. В 1918 году завод был национализирован. Продукция завода отличалась исключительным качеством и технической безукоризненностью. Марки периода управления заводом Сидора Терентьевича были кобальтовые.

При Матвее Сидоровиче изделия маркируют синими надглазурными красками. Для восточных товаров добавлялась арабская надпись.

Клейма завода в деревне Короткой – 1840-е — начало 1850-х гг.

В 1851 году Т.Я. Кузнецов арендовал завод Сафронова в деревне Короткой. Известно всего одно клеймо этого завода, которое встречается довольно редко.

Клейма Рижского завода (1843—1917)

Рижский завод, основанный в 1841 году, придал фамильному делу Кузнецовых настоящую силу. Завод развивался стремительными темпами вплоть до революции и после нее единственный не был подвергнут национализации. В 1937 году была выпущена серия товаров с юбилейной надписью «Кузнецов -125». Обычные клейма Рижского завода представляют самую разнообразную группу, отличительная черта этих марок большое количество изобразительных элементов, пышность обрамления. Выполнялись надглазурными голубыми красками.

Обычные клейма Рижского завода представляют самую разнообразную группу, отличительная черта этих марок большое количество изобразительных элементов, пышность обрамления. Выполнялись надглазурными голубыми красками.

Клейма Тверского завода (б. Ауэрбаха) – 1870—1917 гг.

Сам завод был основан в начале XIX века Ф.-Х. Бриннером, потом его выкупил А.Я. Ауэрбах. Завод пользовался успехом и даже получал заказы от императорской семьи, но после смерти Ауэрбаха завод обанкротился и его выкупил Матвей Кузнецов. На заводе производили самые разнообразные фаянсовые и фарфоровые изделия, а также майолику. После прихода к власти Советов завод был национализирован в «Завод имени М.И. Калинина».

Клейма Тверского завода разделяются по периодам – до и после образования Товарищества. До образования Товарищества ставилась надпись «Фабрики М. С. Кузнецова Тверской губернии», в период Товарищества на товарах писали «Товарищества М. С. Кузнецова в Твери».

Клейма завода в Будах – 1894—1917 гг.

Завод в Будах начал работу в 1887 году и стал четвертым заводом империи Кузнецова. Сначала на заводе изготавливали полуфаянсовые изделия, товары для домашнего хозяйства, декоративную керамику широкого потребления, в 1894 завод начал выпускать фарфоровую продукцию. Клейма этого завода выполнялись зелеными надглазурными красками.

Клейма Дмитровского завода – 1891 — 1917 гг.

Дмитровский завод стал первым частным предприятием по производству фарфора в России. Был основан обрусевшим англичанином Ф. Гарднером в 1766 году. Фабрика производила великолепный фарфор, а сам основатель был удостоен аудиенции у императрицы Екатерины II. Однако к концу века фабрика начала сдавать позиции и вскоре была выкуплена Матвеем Кузнецовым. Как дальновидный предприниматель Кузнецов понимал, что гарднеровский фарфор известная торговая марка, и не желая терять заказчиков, ставил на изделиях знаменитое клеймо Гарднера, по возможности сохранял ассортимент и общий облик вербиловской продукции. На фабрике выпускались столовые сервизы, люстры, лампады, вазы и статуэтки животных. После революции был переименован в Дмитровский фарфоровый завод и национализирован.

Клейма Рыбинского завода (б. Рахманова и Карякина) – 1894—1917 гг.

Рыбинский завод был основан в 1884 году купцом Никитиным. Изначально предполагалось, что это будет завод по производству кирпича, но впоследствии на нем производили фарфоровую и фаянсовую посуду. В 1886 году «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске» была продана торговой компании «Карякин и Рахманов», а 1894 году перешло в руки монополиста Кузнецова. На заводе выпускались только фарфоровые сервизы, декоративные фарфоровые вазы и товар для продажи в страны Востока. Сам завод был известен высоким качеством росписи изделий.

Редкие.ру

Клейма раннего периода Кузнецовского фарфора. (1810—1860-е годы)

Ранние Кузнецовские клейма имеют различную конфигурацию — заключены в круг, оформлены виньеткой. Чаще всего они бывают вдавленными в тесте, а затем прорисованными синей или зеленой надглазурными красками. Встречаются орфографические ошибки в написании (марки №№ 4, 7).

Марки №№ 1—5 воспроизводятся впервые, на изученных вещах — зеленые. Клеймо № 11 — вдавленное в тесте. По стилистическому анализу предметы, отмеченные марками №№ 1—5, относятся к 40—50-м годам XIX века.

Клейма Дулевского заода
(1832—1917)

Марки крупнейшего Кузнецовского производства довольно разнообразны по начертаниям, отражают самый длительный по времени этап работы.
Марка № 12 (вдавленная в тесте) отнесена А. Б. Салтыковым к 1853 — 1863 годам, то есть к периоду деятельности Сидора Терентьевича Кузнецова, однако обнаруженная нами чайница с таким клеймом тяготеет стилистически к 30—40-м годам XIX века.
Марки №№ 13, 14 — кобальтовые, также периода деятельности Сидора Терентьевича (1853—1863).
Марки №№ 15—21 относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича Кузнецова (1864—1889). Чаще всего встречаются надглазурные голубые (цвет надглазурных фабричных клейм — красных, синих, зеленых — указывает на сортность изделий); №19 — выполнена золотой краской.
Марки №№ 19—21 воспроизведены впервые. Надпись на клейме № 21 характерна для восточного товара.

Клейма завода в д. Короткой
(конец 1840-х — начало 1850-х годов)

Известна лишь одна марка, относящаяся к производству в деревне Короткой близ Дулева. Марка редкая. В виньетке под шестиугольной звездой надпись — «С. Т. Кузнецова в Короткая».

Клейма Рижского завода
(1843—1917)

Фабричные клейма Рижского завода представляют самую значительную группу. Это связано с их большей изученностью, чему во многом способствовали исследования 3. Константа.
Марки рижского фарфора разнообразны, отличаются конфигурацией, изобразительными элементами. Наиболее ранние из них относятся ко времени Сидора Терентьевича Кузнецова (1853— 1863).
Марки №№ 34 — 52 — времени М. С. Кузнецова и его наследников (1864—1917). В сравнении с клеймами предыдущего периода они выделяются большей пышностью обрамления. Клейма №№ 34—47 датируются 1864— 1880-ми годами; №№ 48—52 — относятся к периоду Товарищества, к 1890—1910 годам.
Марки №№ 33 и 42 являются не встречавшимися в публикациях вариантами марок №№ 32 и 41. Марки печатные голубые, надглазурные.

Клейма Тверского завода
(1870—1917)

Марки тверского завода разделяются на две группы — до образования Товарищества (1870—1889) и периода Товарищества (1889—1917). В клеймах периоды обозначены соответствующей надписью: «Фабрики М. С. Кузнецова Тверской губернии» и «Товарищества М. С. Кузнецова в Твери».
Марки №№ 53—58 датируются 1870—1889 годами; №№ 59 — 61 — 1889—1900 годами. Марка № 62 наиболее поздняя, относится к началу XX века.
Марки №№ 59 и 62 ранее не воспроизводились.

Клейма Будянского завода
(1894—1917)

Представленная марка надглазурная, печатная, зеленая (на фаянсе). Конец XIX — начало XX века.

Клейма Дмитровского завода
(1891 — 1917)

Обширная продукция дмитровского завода клеймилась небольшим числом марок. Удалось установить три клейма этого завода.
Наиболее распространенным было клеймо № 63, право на которое Кузнецовы получили с приобретением этого предприятия и пользовались им на протяжении всей деятельности.
Марки №№ 65, 66 также относятся к дмитровскому производству (Д. Ф.— дмитровская фабрика).

Клейма Рыбинского завода
(1894—1917)

Нам было известно лишь одно фабричное клеймо рыбинской продукции с указанием завода. Воспроизведения в литературе неизвестны. Датируется началом XX века.

Клейма Товарищества
(1889—1917)

Известно несколько марок периода Товарищества без указания предприятия. В некоторых случаях под клеймами (например, №№ 67—69) обозначалось производство — Т. Ф., Р. Ф., Д. Ф. и т. д.

Все перечисленные марки теперь можно увидеть на антикварных фарфоровых статуэтках и посуде.

Дулёвский фарфор — художественный вкус и фирменный стиль «агашка»

Дулёвский фарфоровый завод известен на весь мир.
Уже более двухсот лет он считается эталоном в создании и художественном оформлении изделий из фарфора.

История производства

Основателем считается уроженец города Гжель купец Терентий Кузнецов, потомок гжельских крестьян, который в сложное для отечественной промышленности время, смог выдержать большую конкуренцию, а главное — предугадать успех в массовом выпуске керамических изделий.

Кузнецовский период

Своей главной целью купец ставил построить завод – аналогов которому ещё не было в России. В Московской губернии в пустоши Дулёво (с 1937 года переименовано в город Ликино–Дулёво Московской области) Кузнецов у разорившихся купцов Савичевых приобрёл земли под строительство небольшого завода, который в 1832 году начал свою работу. Он был талантливым торговцем и прекрасно понимал, что для получения прибыли необходима неповторимость ассортимента – яркость и броскость.

До этого изделия из фарфора отличались белизной в сочетании с позолотой и блеском глазури.
Акцентом в росписи стало народное творчество и традиции. Фарфор расписывали обычные работницы, с наделённым природой художественным вкусом, вкладывающими всю душу в сплетение причудливых узоров и невиданной красоты цветов, которые казалось оживали на фарфоре.

Агашка

В старые времена имя Агафья встречалось очень часто, от этого и пошло название фирменного стиля «агашка», отличающегося неповторимой цветастой росписью пурпурной круглой розы с размытыми лепестками, превращая узор на фарфоре в цветущие розаны. Такая роспись наносилась не кистью, а отпечатком пальца.

В 1842 году вторым управляющим становится Сидор, сын Кузнецова, его период правления был не долгим, но даже за это время он смог найти талантливых мастеров, повысить продажи и увеличить ассортимент.
Своего сына, Матвея, отец с детских лет учил мастерству и деловой хватке.

Мальчик получил образование в училище по изготовлению фарфора, все полученные знания и навыки ему очень пригодились, особенно когда он возглавил в 1864 году предприятие, переименовав его в

«Товарищество М.С. Кузнецова»

Этот период считается самым перспективным в развитии завода.
Основными конкурентами были только дешёвые изделия из-за границы, выполненные не ручным, а машинным способом.
Кузнецов принял решение частично заменить ручной труд, на массовую механизацию росписи, внедрив в производство печать и трафарет.

Во Франции было закуплено и доставлено в Россию самое новое оборудование и материалы.
С этого момента на заводе стало существовать два стиля: ручная яркая позолота «агашка» и машинная «подражание Западу».
Этим он существенно снизил себестоимость продукции и расширил ассортимент.

Помимо чайных, столовых и обеденных сервизов, начинают выпускаться чайные пары, тарелки, бокалы, маслёнки, горчичницы, блюда, вазы для фруктов и сухарницы, различные статуэтки.
При этом изделия продолжали оставаться безупречными в качестве.
Дулёвский завод получил статус – официального поставщика посуды в Императорский дворец.
Для этого был приглашён на работу известный русский художник М.А. Врубель.

На изделиях начинают «оживать» сады и сказочные персонажи.
За это время было получено несколько золотых медалей в Париже, «Гран-При» в Реймсе.
C 1911 года после кончины М. Кузнецова, управлять фабрикой начинает его сын Сергей, дела идут неплохо, но в 1917 году к власти приходят большевики. Завод полностью переходит в управление государством.
На этом заканчивается период правления эпохи династии Кузнецовых.

Советский период

В 1918 году завод национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда».
Техника “агашка” ушла на второй план, уступая росписи, носившей пропагандистский характер.
На фарфоровых изделиях можно было увидеть лозунги “Трактора – в борозду!” или “Вся власть Советам!”, а также настенные тарелки с символикой СССР.

Из-за таких введений произошёл небольшой спад в сбыте продукции.
Руководством завода было принято решение о кардинальном изменении росписи, привлечении новых талантливых художников и скульпторов таких как: П. Леонов, А. Прохоров, Н. Малышева, Е. Гатилова, А. Бржезицкая, Т. Воскресенская, П. Леонов и многих других.
В эту эпоху начался выпуск декоративных скульптурных композиций, небольших статуэток, отдельных предметов обеденного интерьера.

Роспись на посуде носила характер крупных позолоченных цветовых узоров или мелких узоров по всему полю, получивших название «ситцевые».
А также применялся стиль, получивший название “трактирный”. Посуда расписывалась широким полнокровным мазком, такой росписью в основном украшали подносы, заварные чайники и чашки.
Ассортимент опять приобрёл красоту и изысканность, вызывая этим высокий спрос у коллекционеров всего мира.

Известность приобретают также и интерьерные вазы с подглазурными кобальтовыми красками “Кони”, «Петушки», декоративные сервизы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная армия», «Жар-птица», «Красавица», «Лимоны», «Яблоки», «Кизил», кувшины с символикой «Рабочий и колхозница», туалетные коробочки, шкатулки и многое другое.

Во время Великой Отечественной войны упор завода делался на выпуск посуды для госпиталей и медицинского назначения.
В послевоенный период работа была продолжена с новым подъёмом талантливых художников и скульпторов:
А. Бржезицкой, Н. Малышевой, О. Богдановой, Е. Гатиловой, Г. Чечулина, А. Сотникова.

Постсоветский период

С распадом Советского Союза в эпоху приватизации завод переименовывают в АО закрытого типа “Дулёвский фарфор”.
С 1991 года он находился в собственности коллектива.
Это было самое сложное время не только для страны, но и за всю историю существования фабрики.
Финансирования со стороны государства не было.

Производственные линии и оборудование в цехах к этому времени устарели, требовалось много средств для оплаты текущих расходов и заработной платы работникам, накапливались долги.
Предприятию стало не до развития в художественном направлении.
Завод терпел убытки, начался постепенный крах.
В 2012 году на собрании трудового коллектива было принято единогласное решение продать акции российским бизнесменам.

Новейшая история

После продажи завод переименовали в Производственный Кооператив “Дулёвский фарфор”.
Новыми владельцами было закуплено современное оборудование и печи от ведущих мастеров Германии и Франции.
Изделия теперь могут проходить от двух до пяти обжигов в зависимости от сложности декора.
До сих пор используется ручная роспись, а также машинная.
Цеха работают в непрерывном технологическом цикле, выпускается высококачественный фарфор различного ценового уровня. Используется труд лучших технологов, прошедших обучение не только в России, но и за рубежом.

Впервые запущено производство чисто-белой посуды для предприятий общепита и ресторанного бизнеса.
До сих пор выпускаются чайники по старинной технологии: в месте крепления носика, делаются несколько дырочек — сито, не давая заварке попасть в чашку.
У чайников, отлитых вместе с носиком, такой функции нет.
Как и более двух веков назад предприятие продолжает выпускать маленькие скульптурные композиции, чашки, чайники, а также парадную посуду для Кремля.

Одними из известных современных коллекций являются: «Рубин», «Гранат», «Браслет», «Красавица в синем», «Розовая птица».


В наше время завод считается самым крупным не только в России, но и во всей Европе.

Клейма завода

Самым ранним клеймом, вдавленным в фарфор, считались две буквы «ЗК», обозначающие завод Кузнецова.
В эпоху правления Сидора Кузнецова печати были кобальтовые с золотом.
Они обозначали либо инициалы владельца, либо фамилия прописывалась полностью.
Имели незамысловатый рисунок нанесения — ажурные узоры.

С приходом к власти М. Кузнецова – меняется вид клейма.
Появляются изображения герба, целиком прописывается «Фабрика М.С. Кузнецова».
В настоящее время символом завода является скульптура «Сокол», работа известного мастера А. Сотникова, получившая золотую медаль и «Гран-При» на выставке в Брюсселе в 1958 году.

Секреты успеха

Существует всего несколько причин, но они настолько важны, что без них не будет успеха в развитии бизнеса:
-продукция ДФЗ отличается высокой прочностью. Для получения которой изделию необходимо пройти более 70 операций для превращения камней и глины в тарелку или блюдце.
В наше время это происходит автоматизировано, но без человеческих расчётов всё равно невозможно добиться такого успеха.

— применяется различная тематика в нанесении росписи на изделие: от старообрядческих мотивов , “агашек” и пейзажей, до техники «деколь», имитирующую ручную роспись.
Этот способ позволяет выпускать продукцию для любого уровня потребителей.

-внедрение новых технологий на производственные линии и открытие лабораторий по разработке росписи фарфора позволяют развиваться и завоёвывать мировое признание в керамической отрасли.

Адрес завода “Дулёвский фарфор” и фирменного магазина: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, 15.

Ссылка на основную публикацию