Старинная посуда: виды и нюансы выбора

Обзор видов посуды по назначению и материалам изготовления

Посудой называют предметы обихода для приготовления, хранения и сервировки продуктов и готовых блюд. Виды посуды классифицируют по назначению, материалам, способам эксплуатации и ряду других признаков.

В этой публикации:

Классификация по назначению и применению

По назначению посуду подразделяют на следующие виды:

  • Кухонная – предназначена для приготовления пищи. Это кастрюли, сковороды, пароварки, чайники, формы для выпечки и прочая утварь, используемая для приготовления. Сюда же можно отнести приборы для готовки – половники, шумовки, толкушки.

  • Столовая – используется для сервировки стола и подачи приготовленных блюд. К группе относят супники, тарелки, блюда, чайные и кофейные чашки и сервизы, стаканы, рюмки, все то, что оказывается на столе во время обеда. К группе находятся столовые приборы: ложки, вилки, ножи.
  • Хранение продуктов – всевозможные баночки, емкости, масленки, бутылки и контейнеры. Все то, что используют для хранения сырых продуктов и приготовленной еды. Здесь выделяют емкости с различной температурой использования.
  • Вспомогательная – это такие дополнительные предметы, как наборы для специй, салфетницы, ведерки для льда.

Виды кухонной посуды

Без кухонной посуды невозможно приготовить обед, поэтому обустраивать кухню нужно именно с этих важных предметов. Кухонная посуда включает:

  • Сковороды – жаростойкая кухонная утварь из металла для жарки на плите и запекания в духовке. Сковороды классифицируют по материалу изготовления, диаметру, глубине, форме, виду ручек, наличию антипригарного покрытия и крышки. Подробнее о видах сковород читайте здесь.
  • Жаровни – разновидности сковород более узкого назначения. Жаровни подходят и для приготовления на плите, и для духовки.
  • Противни – плоские металлические листы с низкими бортиками. Предназначены для выпечки в духовке.
  • Кастрюли – посуда для приготовления первых блюд, варки овощей, мяса, компотов, макаронных изделий. В продаже есть много видов кастрюль по назначению и материалам, о которых мы рассказывали в этой инструкции.
  • Ковши, чайники и молочники – небольшие кастрюльки с одной ручкой для быстрого приготовления или кипячения воды (молока).
  • Формы для выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий. Это всевозможные формы для хлеба, кексов, пирогов.
  • Формы и порционные формочки, горшочки для запекания. В эту же категорию можно отнести формочки для жюльена.

Также к кухонной посуде относят предметы, которые используют вне плиты:

  • Дуршлаг – широкий ковш с отверстиями для слива воды.
  • Миски – емкости для мытья, нарезки, смешивания продуктов. Без мисок сложно обходиться на кухне.
  • Сито для просеивания муки и процеживания гущи.
  • Ступки – приспособления для ручного измельчения орехов, специй, семян.
  • Терки и ручные измельчители для овощей, чеснока, зелени.
  • Разделочные доски для сырых и готовых продуктов.

В процессе готовки блюд не обойтись без кухонных принадлежностей. Это:

  • Шумовки, ложки, лопатки, вилки для жарки и прочие важные мелочи, помогающие переворачивать продукты и перемешивать ингредиенты.
  • Толкушка для приготовления пюре. Прогресс и здесь внес свои коррективы, смотрите, какие картофелемялки сейчас появились.
  • Половники для первых блюд и компотов.
  • Скалки для раскатывания теста.
  • Молотки для отбивания мяса.
  • Ножи, ножницы и другие приспособления для нарезки.

Дополнительно посуду можно классифицировать по назначению: для варки, жарки, тушения, запекания, выпечки.

Виды столовой посуды

К столовой посуде относят тарелки всех видов, чашки, предметы для сервировки стола и специального назначения.

В зависимости от размера и назначения, тарелки бывают разных видов:

  • Столовые – глубокие для первых и мелкие для вторых блюд с гарнирами и самостоятельных гарниров.
  • Закусочные – мелкие и большие, для подачи холодных и горячих закусок. Диаметр от 20 до 30 см.
  • Десертные диаметром 20 мм, для десертов и фруктов.
  • Пирожковые – для пирожков, хлеба, гренок.
  • Рыбные – отличаются удлиненной формой.
  • Икорные – миниатюрные плоские для икры.
  • Яичные – с бортиками для яичницы.
  • Кокиль – форма в виде раковины, используют для устриц, рагу, салатов.
  • Менажницы, разделенные на несколько отделений. Подходят для сервировки с соусами и одновременной подачи нескольких блюд.

Чашки тоже бывают разные:

  • чайные;
  • кофейные;
  • бульонные;
  • кружки – отличаются большим объемом;
  • пиалы.

Еще больше видов стаканов, бокалов и рюмок. Практически для каждого крепкого напитка есть своя посуда. Форма бокала служит не для красоты. Она обусловлена ароматом, вкусом и способом дегустации. Форма помогает раскрыться аромату и направить напиток на нужные рецепторы во рту.

Столовые приборы для будней и праздничного стола

Столовые приборы бывают двух типов – основные и вспомогательные. Основные предназначены для индивидуального пользования. Это ложки, вилки, ножи, подаваемые каждому гостю к тарелке. В основной группе подразделяют столовые, закусочные, рыбные, десертные и фруктовые приборы.

Чаще всего для сервировки в повседневной жизни обходятся стандартным набором столовых приборов. Любители соблюдать этикет могут купить дополнительные наборы для рыбы, а также специальные вилки для спагетти и крабов.

Вспомогательные приборы используют за столом сообща. Это различные ложки и вилки для накладывания салатов и закусок с общих блюд на свою тарелку, лопатки для тортов, щипцы для пирожков и льда.

Столовые приборы делают из твердых металлов. Для массового потребителя это нержавеющая сталь, а для любителей штучных вещей – мельхиор и серебро. Вспомогательные приборы могут быть изготовлены из пластика, керамики, стекла, дерева.

Обзор материалов для изготовления посуды

Для производства посуды используют разные материалы – металлы, керамику, глину, стекло, фарфор, пластик, силикон. Выбор материала обусловлен назначением и условиями эксплуатации кухонной утвари или столового прибора.

Из чего делают кухонную посуду

Первую посуду делали из глины, после обжига она становилась прочной и выдерживала высокие температуры в печи и воздействие воды. Сейчас некоторые виды кухонной посуды также изготавливают из глины и ее «потомка» керамики. Это горшочки для запекания, утятницы, формы для выпечки, кастрюли.

Кухонную утварь из керамики и глины можно ставить в духовку, но нельзя допускать резкого перепада температур. Для приготовления на газовой плите следует использовать рассекатель пламени. Но в продаже есть керамические сковороды и кастрюли с усиленным металлическим дном. Эти модели подходят для всех видов плит, включая индукционные и газовые.

Самая популярная посуда на современной кухне – металлическая. Для производства используют безопасные для человека виды металлов:

  • Чугун – один из лучших материалов для посуды, долговечный и практичный. Чугун обладает естественными антипригарными свойствами, долго сохраняет температуру, не боится воздействия огня и жара.
  • Пищевой алюминий – долговечный и прочный металл, который можно не покрывать защитной эмалью. Алюминиевую посуду производят методом литья и штамповки. Для защиты от пригорания сковороды и кастрюли покрывают антипригарными составами.
  • Черная сталь – прочный металл, устойчивый к деформации и высоким температурам. Требует покрытия эмалью.
  • Нержавеющая сталь – абсолютно инертный материал, не боится кислот и щелочей, выдерживает перепады температур и не теряет своих свойств при царапинах.
  • Медь – дорогое сырье, используемое для эксклюзивной посуды или некоторых ее видов, например, сковород для открытого огня и турок для кофе.

Стекло пришло на кухню с появлением микроволновых печей и электроплит. Кастрюли и жаровни делают из жаропрочного стекла, но на газовую конфорку все равно нужен рассекатель пламени.

Силикон – новинка на кухне. Силиконовые формы для духовки и микроволновки уже есть у всех хозяек, а вот кастрюли и котелки с металлическим дном для газа и открытого огня пока еще вызывают интерес и недоверие.

Материалы для столовой посуды

Столовая посуда не подвергается воздействую высоких температур и огня, поэтому здесь не нужно использовать материалы, устойчивые к нагреву. Но много других нюансов. Материалы изготовления и защитные покрытия для столовой посуды должны:

  • быть инертными к кислотам и щелочам;
  • выдерживать контакт с горячими жидкостями и продуктами;
  • не трескаться от контраста температур;
  • не бояться моющих средств.

В продаже есть столовая посуда из керамики, фаянса, фарфора, стекла, металлов, пищевых разновидностей пластика. Фавориты на столе – керамика, фарфор, фаянс и стекло. Из них производят столовые, чайные и кофейные сервизы, другие предметы для сервировки стола.

Бокалы, рюмки, стаканы и другую посуду для алкогольных и безалкогольных напитков делают из различных видов стекла: обычного, хрустального, термостойкого, хрусталя. Новинка – двойное стекло, сохраняющее температуру содержимого и защищающее руки от горячего или холодного.

Антипригарные и защитные покрытия

Чтобы сковороды не пригорали, а кастрюли не окислялись от кислот, посуду покрывают различными видами антипригарных и защитных покрытий. Покрытие бывает:

  • тефлоновое;
  • керамическое;
  • каменное (мраморное, гранитное);
  • титановое.

Подробнее о видах антипригарных покрытиях для посуды читайте в другой нашей статье. Там же вы узнаете, какое более надежное и практичное.

Чугунную и стальную утварь покрывают эмалью. Эмалирование – сложный процесс, но покрытие получается прочным и устойчивым к царапинам. Эмалированные кастрюли подходят для приготовления борщей, супов, рагу, овощных блюд и компотов. Однако в них нельзя кипятить молоко и не стоит варить макароны и изделия из теста – прилипают.

Керамическую посуду покрывают глазурью. Глазированные изделия более практичны, не впитывают пищу и запахи, но горшочки и формы лишаются пор – естественного регулятора влажности приготавливаемых блюд.

На нашем сайте «Виды посуды» вы найдете инструкции по выбору лучших кастрюль и сковородок, научитесь выбирать стаканы и чашки, узнаете, как покупать недорогие столовые приборы, не теряя в качестве. Добавьте сайт в избранное, чтобы прийти к нам снова!

Не выбрасывайте посуду Бабушки: как отличить антиквариат от хлама

При уборке на чердаке нашего дома я обнаружила много старых вещей, которые принадлежали еще моей бабушке. Некоторые жалко выкинуть, так как это память, но есть и те, где возникает вопрос об их ценности и целесообразности дальнейшего их хранения. Нелегкая ситуация определить — вещь антикварная или просто хлам.

Мне повезло, так как давний знакомый, занимающийся антиквариатом, помог мне разобраться и рассказал много интересной информации. Об этом и пойдет сегодня речь: выбрасывать или нет посуду бабушки, а также, что можно считать антиквариатом, а от чего смело можно избавиться.

Хлам или антиквариат — как отличить?

В послевоенное время наши дедушки и бабушки ничего не выкидывали, покупки делались редко, жить было тяжело. Эта привычка все собирать (вдруг пригодится) прочно укрепилась во многих семьях. Когда мы заглядываем на антресоли или в чулан, на чердак, то нередко можем увидеть огромное количество предметов, которым уже много лет. Давайте разбираться, а все ли нужно выкидывать в стремлении освободить пространство? Итак, заглянем в «тот старый мир» и посмотрим, а вдруг есть очень ценные экземпляры.

Признаки антикварной вещи

Не все предметы принято называть ценными. Есть параметры, по которым можно определить хотя бы приблизительную стоимость. Рассмотрим, какие признаки нужно учитывать, прежде чем решить судьбу того или иного предмета.

  1. Настоящий возраст. В России антикварными предметами считаются те, которым 50 лет и больше, а Америке эти рамки несколько жестче: там антиквариатом принято считать все вещи, выпущенные или созданные до 1830 года. Если же есть какие — то вещи, действительно уникальные и особенные, но им 20 — 50 лет, то это вещи винтажные.
  2. Количество предметов в мире. Чем меньше партия, выпущенная в те года, тем ценнее предмет. Это может быть мебель времен Сталина, которая на сегодняшний день может быть намного ценнее, чем столы или стулья 19 века. В сталинские времена качественная мебель изготавливалась небольшими партиями, поэтому до наших времен осталось ее не так уж и много.
  3. Если у вас есть комоды, буфеты, кресла или стол со стульями — не спешите расставаться с ними. Реставрация поможет вам продать истинным любителям старины за хорошую сумму.
  4. Ценность предмета. Есть вещи, которые уже не имеют первоначального блеска и выглядят плачевно. Но не забывайте, что после грамотной реставрации может оказаться, что бабушкины любимые чайные ложки из чистого серебра или шкатулка покрыта на самом деле драгоценными камнями.
  5. Некоторые предметы отражают дух времени, и в любой другой период просто не могли быть созданы. Это касается и эпохи СССР, где применялась соответствующая символика.

Что делать с посудой

Самая популярная и часто встречается в сундуках, на кухнях или на даче. Нередко настолько привычная, что о реальной стоимости даже никто из домочадцев не задумывается, а зря. На блошиных рынках во всем мире можно встретить очень много чашек, тарелок и даже сервизов разных эпох. Понятно, что очень больших денег на этих предметах старины заработать не получиться.

фарфоровые сервизы, тарелки и чашки

  • Сначала посмотрите на клеймо — именно это важно в первую очередь. Обычно указывается фабрика или завод, партия и дата.
  • Обратите внимание, что посуда может быть еще старше, чем на фото. Часто встречающиеся: посуда ЛФЗ, Дулевский фарфоровый завод, посуда из Гжели или Конаковский фаянсовый завод, фарфор Вербилок. Предприятия эти были основаны в 17 — 18 веках и посуда имеет историческую ценность, а некоторые коллекционеры готовы выложить за нее кругленькую сумму.
  • Есть люди, которые по крупицам собирают целый сервиз и каждый предмет для них — это огромная ценность. Прежде чем выкидывать стершийся молочник, хорошо осмотрите его и проконсультируйтесь со специалистом. Возможно, это часть большого сервиза.
  • Но особенно ценится полный набор предметов в сервизе, даже если есть сколы. Если же осталась только часть сервиза, то и она заинтересует, найдет своего покупателя, но будет стоить в разы дешевле. Всю информацию необходимо узнавать на специальных форумах.
  • Чтобы представить на форуме или антикварном сайте предмет, необходимо его сфотографировать, обязательно сделать четкое фото клейма и все дефекты, а также сколы. Не спешите продавать первому, кто предложит сделку. Такие рынки особенные и нередко цена варьируется и очень сильно.

Особенно ценится посуда, расписывающаяся мастерами вручную красками, а не та, на которой специальные «переводные» картинки (картинки — деколь). Любой специалист сразу подскажет, какой экземпляр действительно ценен.

Как использовать

Если посуда дорога вам как память, является неотъемлемой частью вашей жизни, то не спешите расставаться. Можно использовать ее в разных вариантах.

  1. Продолжайте кушать и пить из нее. Возможно, вы сами докупите на таком сайте недостающие предметы и составите полный сервиз. Часто такая посуда — гордость и особая ценность в семье, обладающая своей историей.
  2. Сейчас модно определять такие тарелки или чашки с блюдцами, сахарницы и молочники под стекло. Любые гости с интересом послушают интересную историю появления такой старины в вашей семье.
  3. Если тарелок и блюдец много, но есть небольшие сколы, то использовать их для принятия пищи не рекомендуется. Ведь в трещинах скапливается пыль, которая может быть небезопасна для вашего здоровья даже после тщательной чистки. Как вариант — сделайте из тарелок панно на стене. Если сделать все со вкусом, то у вас появится уникальный уголок.

Статуэтки и часы

Раньше было очень модно покупать их и ставить на полки. Наверняка, в каждой семье найдется их довольно большое количество. В основном, в современном мире они беспощадно выкидываются в мусорное ведро, так как внешний вид их совершенно не вписывается в интерьер квартиры 21 века. Но не все так просто. И среди них есть очень ценные экземпляры.

Учимся оценивать

Не стоит на радостях идти сразу в антикварную лавку, ломбард или к скупщикам. Скорей всего, увидев вашу некомпетентность, вещицу приобретут за копейки. Обратитесь к профессиональным антикварам и на тематические сайты.

  • В основном, статуэтки из фарфора изготавливались на тех же заводах, где и посуда, поэтому сразу обращайте внимание на клеймо.
  • Наибольшую популярность статуэтки, которые изображали влюбленные пары, герои из мифов, сцены из жизни крестьян, приобрели в годы правления Александра I. Тогда стали указывать авторство на донышке.
  • Особую ценность представляют фигурки исторических деятелей культуры и политики из фарфора или фаянса. Многим знакомы из детства такие серии как «Счастливое советское детство» или «Гоголевские персонажи», которые стоили очень дешево в те времена. Не спешите с ними расставаться — настоящие ценители оценят такие фигурки не в одну тысячу рублей.
  • Если остались с прошлых времен всадники или бюсты исторических деятелей из бронзы или металла, то вам повезло, так как это настоящие раритеты и стоят немало. После реставрации они могут занять место на столе в кабинете у вашего мужа, и станут предметом гордости и памяти.

Что ценного в часах?

Наибольшую ценность имеет сам механизм и материалы, из которых он сделан. Если часы до сих пор работают и они вам не нужны, то пробуйте узнать их стоимость, и, не исключено, что вы пополните свой бюджет на хорошую сумму.

15 бюджетных хитростей в дизайне интерьера, которые подчеркнут ваш вкус

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истинные ценители домашнего уюта еще с юности представляли себе, каким будет дом их мечты, причем до последней мелочи. А потом они выросли, познакомились со словом «бюджет» и заключили, что фраза «я его слепила из того, что было» — это не самая глупая жизненная философия. Мы призываем вас не отказываться от планов стать хозяином стильной квартиры и уверяем, что создание интерьера с характером вовсе не обязательно должно влетать в копеечку.

Мы в AdMe.ru собрали несколько полезных советов от профессиональных дизайнеров, которые смогут применить и владельцы уже обустроенных квартир, и те, кто только приступает к ремонту.

1. Мыслите в целом, а не в частности

Даже если вы не начинаете ремонт с нуля, а задумываетесь о небольшом обновлении интерьера, помните, что жилое пространство нужно воспринимать в целом, а не только в рамках отдельно взятой комнаты. Во-первых, именно пренебрежение этим подходом приводит к тому, что квартира выглядит небрежно и дешево. Во-вторых, даже если вас полностью устраивает сочетание дизайна комнат, подумайте, не нарушат ли эту гармонию изменения даже в одной из них.

2. Добавьте шика

Несмотря на яркий эффект, который он производит, декоративный молдинг — один из самых недорогих способов придать комнате утонченный вид. Даже самостоятельная установка молдинга может оказаться весьма непыльным делом. Всего несколько лаконичных вставок придадут интерьеру совсем другой характер.

3. Подбирайте эффектную текстуру

Материалы и тона определяют атмосферу любого пространства. Старайтесь отдавать предпочтение глубоким оттенкам и благородным материалам, например вельвету. Его необязательно должно быть много — достаточно будет пары диванных подушек, которые можно сшить своими руками.

Еще один отличный текстурный акцент — ковер. Он должен быть большим, но при этом не скрывать весь пол в комнате. Рисунок ковра должен быть достаточно «дизайнерским», чтобы привлекать внимание, но при этом не конфликтовать с общим стилем комнаты.

4. Помните, новый интерьер — это хорошо забытый старый

Обновлять интерьер при помощи старых вещей — парадоксально, но вместе с тем выигрышно. Многие винтажные вещи можно не только приобрести за бесценок, но и отыскать в своем собственном гараже или у старших родственников. Самое главное — суметь отличить винтаж от обычного хлама и не переборщить с подобной любовью к истории: для «романтизации» средней по размеру комнаты достаточно будет парочки антикварных предметов. В противном случае вы рискуете не обновить обстановку, а превратить помещение в подобие музея.

Еще более бюджетный вариант — «состарить» вещи самостоятельно: придать нужный оттенок мебели и фурнитуре с помощью патины или же вооружиться парочкой бытовых средств и создать свой собственный антиквариат.

5. Не пренебрегайте цветом двери

Тщательно выбирая мебель, мы часто пренебрегаем значением двери в интерьере. А зря: обновленная и даже просто хорошо выкрашенная дверь преображает обстановку. К тому же профессиональные дизайнеры уверяют, что дверь черного или баклажанового цвета придает помещению гораздо более стильный и благородный вид.

6. Оживляйте интерьер

Даже небольшая вазочка со свежими цветами в центре стола способна задать настроение всей комнате. Если же вы не хотите заморачиваться с регулярной покупкой свежих цветов, можно украсить дом сухостоем и менять его раз в пару месяцев, чтобы не скапливалось слишком много пыли.

Не забывайте и о домашних растениях. Многие из них чудесно цветут или обладают интересной фактурой, и вы зря скрываете их за шторкой на подоконнике. Красивый и оригинальный горшок — вот и все, что вам нужно, чтобы смело поставить комнатное растение на самое видное место.

Если ни один вариант с цветами вам не близок, помните, что крупная ваза со свежими фруктами в гостиной или на кухне обладает тем же декоративным эффектом.

7. Будьте внимательны к функциональным мелочам

Один из приемов, к которому прибегают владельцы отелей, чтобы номера выглядели дороже, заключается в подборе функциональных деталей одного стиля и фактуры. Тот же самый подход можно применить и в оформлении домашнего интерьера.

Обратите внимание на бытовые мелочи типа диванных подушек, пледов, банных и кухонных полотенец, шторок для душа. Одного ли они стиля, цветовой гаммы, размера, фактуры? Вам в самом деле нравятся эти предметы или вы покупали их почти не глядя, только из-за необходимости? Подумайте о них как о неотъемлемой части комнаты, в которой они функционируют.

Отнеситесь более придирчиво и к дверным ручкам, крючкам, полочкам в ванной, мыльницам и подставкам под мелочи. Вполне возможно, что кое-какие из этих вещей давно потеряли свой вид или совершенно не сочетаются между собой. Заменить их гораздо проще, чем затевать полноценный ремонт, но эффект от таких перемен обязательно будет заметен.

8. Добавьте немного искусства

Это настоящий простор для вашей фантазии. Здорово, если вы можете себе позволить приобрести настоящую картину, однако есть множество других интересных вариантов. Понравившийся вам рисунок или фото можно распечатать на холсте и самостоятельно оформить в рамку. Или же вдохновиться трендами современных роскошных интерьеров и создать свой рукописный шедевр.

Крупная абстрактная картина добавит комнате ощущение простора и легкости. Вы можете разукрасить холст полностью или частично, добавить блестки или иные декоративные элементы. Такие произведения искусства можно создавать всей семьей и менять так часто, как вам захочется.

Лучше одной большой картины может быть только три: крупный триптих (который также можно распечатать в ближайшем салоне) гарантированно произведет впечатление на гостей.

9. Соблюдайте единообразие в деталях

Один из нюансов, которые часто придают жилому пространству небрежный вид, — это не сочетающиеся между собой аксессуары. Многие привыкли не обращать внимания на такие предметы из-за их небольшого размера, однако на деле нагромождение мелких разностилевых деталей точно так же портит впечатление от интерьера, как и большой безвкусный диван.

Обратите внимание на все эти магнитики, мини-скульптуры и сомнительной пользы штучки, подаренные родственниками, коллегами и друзьями. Спросите себя: купили бы вы это себе сами? сочетаются ли эти предметы с общей обстановкой комнаты? Если на оба вопроса вы ответили «нет» — смело избавляйтесь от них или убирайте подальше в шкаф на хранение.

Хороший способ наполнить дом аксессуарами — это отдать предпочтение вещам ручной работы. Они уникальны, обладают собственным характером, их можно коллекционировать и заказывать точно под тот стиль, который вы хотите видеть у себя дома.

Антикварная и раритетная посуда. Как правильно выбрать?

Серебряный подстаканник, фарфоровый сервиз или поднос – для каждого вида антикварной посуды существуют свои правила атрибуции. Важно их знать, чтобы правильно оценить предмет. В нашем кратком обзоре – сравнение двух подстаканников серебряных разной ценовой категории, выбор фарфоровой посуды и кое-что еще.

Сразу определимся, чтобы не было путаницы в терминологии. К антиквариату относятся все предметы старше 50 лет. Так указано в законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (изм. 2 ноября 2004 г., 23 июля 2008 г.). Без специального разрешения такие вещи нельзя вывезти из страны, даже если они не стоят больших денег. Раритетные вещи – тот антиквариат, для которого время не является определяющим фактором, важнее другое – выпуск в ограниченном количестве, ценность как произведения искусства, имя мастера (фабрики) и другие качественные характеристики.

Серебро

Столовые приборы и другая антикварная посуда из серебра (пробы 84-ой, 88-ой и выше) очень ценится среди коллекционеров. Самые дорогие серебряные столовые приборы – с клеймами Грачева, Болина, Фаберже.

Антиквариат разной ценовой категории

На первый взгляд старинные серебряные подстаканники кажутся раритетными. Смотрим клеймо.

В красной рамке слева направо: [месяц], [корона], 800, WTB. Знак «месяц и корона» перед пробой – это немецкая система, которая используется с XIX века до наших дней. По одной версии, это «Т» между литерами «W» и «B» означает Wilhelm Т. Binder, а по другой – это изображение молотка. Но в любом случае по атрибуции это Wilhelm Binder (Schwäbisch Gmünd) – Вильгельм Биндер (Швабия), серебро 800 пробы (период 1869-1939 гг.). То есть вполне может быть, что подстаканники относятся к XIX веку, но это еще почти ничего не значит для стоимости.

Какова цена, и что на нее влияет?

Некоторые коллекционеры заявляют, что проба имеет большое значение – изделия из серебра пробы 925 стоят дороже, чем 800. Это не совсем верно, важны базовые показатели:

1) качество и искусность работы;

2) степень редкости (например, ограниченный выпуск);

3) популярность у коллекционеров (да, у коллекционеров тоже есть мода на определенные вещи, фабрику и т.д.).

Если эти факторы срабатывают, то вещь с 800 пробой может стоить дороже 925. Правда, не в случае с подстаканниками Wilhelm Binder. Специалисты в этом случае не видят базовых показателей. Какие достоинства у этих вещей?

Подстаканники Wilhelm Binder:

1) время (изготовлены почти век назад, а, возможно, и старше);

2) драгметалл – 80% серебра;

3) личные инициалы: с одной стороны считается, что такие инициалы удешевляют вещи, а с другой – некоторым коллекционерам важно, что у вещей одушевленное прошлое, например, что хозяйкой этих предметов была некая Paula.

Специалисты оценивают эти изделия примерно на 25 000 — 30 000 рублей.

№2.

Этот антикварный подстаканник стоит почти в 8 раз больше, чем Wilhelm Т. Binder.

Литеры «К. Ф» означают Карл Фаберже. 84 – это проба серебра, рядом дата изготовления 1892 (Л.О. – инициалы маркировщика). Подстаканник с позолотой. Тут не нужно долго объяснять, и так понятно, что Фаберже – имя, которое очень ценят коллекционеры антиквариата по всему миру. Если вы вдруг в сундуке у бабушки нашли такой подстаканник, то покажите его специалисту, которому можно доверять, чтобы проверил подлинность (а лучше разным независимым экспертам).

Это раритет специалисты оценивают примерно в 230 000 рублей.

  1. Если у изделия нет пробы, а вы уверены, что это серебро, обратитесь в пробирную палату для экспертизы.
  2. Если вы – начинающий коллекционер подстаканников, то вам может пригодиться такой каталог — «Подстаканники советские, российские, зарубежные» Круглова А.С. Он продается с автографом специалиста (возможно, тоже станет раритетом когда-нибудь 🙂 ).

Фарфор

Самая популярная антикварная посуда – это фарфор. Cреди фарфоровой посуды – множество подделок (особенно это касается советского фарфора).

Как определить подлинность и ценность?

  1. Ищите клеймо. По нему можно определить фабрику. Если клейма нет, это не значит, что перед вами – подделка, покажите специалистам в антикварных лавках или на специализированных форумах в интернете.
  2. Обратите внимание на декор. Нужно определить технику нанесения. Если это деколь (переводная картинка), то вещь недорогая. Если смешанная техника: деколь плюс прорисовка, то дороже стоит.
  3. Ценность тем выше, чем полнее набор фарфорового сервиза.

Этот кофейно-чайный фарфоровый сервиз состоит из 31 предмета (6 чайных пар, 8 кофейных, молочник, сахарница, чайник). Изготовлен в Китае (1900 г.), ручная работа, роспись золотом. Клейма:

Сервиз красивый, издает чистый высокий звук при ударе деревянной палочкой о стенки. Однако это не раритет, достаточно много подобных сервизов дошло до нас. Правда, сложно найти в таком идеальном состоянии и в полном комплекте. Специалисты оценивают его примерно в 50 000 рублей.

Битая посуда

Это пример того, как не надо делать. Один из искателей антиквариата склеил разбитый сервиз. Выглядит ужасно, никто такое не купит, а самому пить из него уже нельзя. Что можно было сделать?

1 вариант – отдать специалисту на реставрацию, если для вас это ценная семейная реликвия, и вы хотите сохранить ее в приличном виде. Если планируете на продажу, то задумайтесь – реставрация может обойтись дороже сервиза.

2 вариант – не реставрируйте, вы можете продать колотую фарфоровую посуду, если клеймо осталось в сохранности. Есть те, кто коллекционирует клейма, смотрите видео .

Как датировать?

Это несложно, есть специализированная литература. Например, работа «Клейма на фарфоре европейского и российского производства» польского ученого Леона Хрошицкого. Также в сети есть много каталогов с атрибуцией:

Выше указаны клейма советского фарфора, который считается довольно дорогим. Особенно дорогой – с советскими лозунгами или изображениями. Вот пример агитационного патриотического фарфора:

Не менее ценится и фарфоровая дореволюционная посуда. В частности, эти фарфоровые вазы. Их даже сложно назвать посудой.

Они из той эпохи, когда фарфор еще считался «белым золотом» и покупался для украшения, а не для каких-то утилитарных целей. Эти «Дворцевые» вазы относятся к концу XIX – нач. XX вв. (Германия, лепка, роспись). Стоимость – около 300 000 рублей за 2 вазы.

Характеристики, виды и особенности старинной посуды

Старинная посуда привлекает нас своим разнообразием, необычностью, красотой. Она приоткрывает нам занавес над жизнью древних народов, ведь в нее вложено сколько фантазии, творчества, души. Такую посуду сейчас можно увидеть в музеях, на выставках, у коллекционеров или ценителей старинных вещей.

Посуда из дерева

Старая посуда в давние времена изготавливалась в основном из дерева. Русские мастера создавали настоящие произведения искусства. Посуду украшали резьбой, росписью, узорами, рисунками. Чаще всего для ее создания использовали березу, осину, ель, корневища. Посуда из капа — нароста на дереве — считалась самой дорогой.

Виды древней посуды из дерева:

1) Старинные ковши.

В давние времена ковш считался праздничной посудой, украшением стола. Его использовали для питья, в нем подавался мед, пиво, квас. На Севере изготавливали ковши-стопкари. Их делали из корня дерева в форме чаши с двумя рукоятями. Последние были выполнены в виде водоплавающей птицы. Для подачи напитков использовали большие и средние ковши, а для распития использовали маленькие ковши.

В Тверской губернии были популярны ковши-конюхи. Их изготавливали из корневища дерева. По форме напоминали чашу с загнутыми внутрь краями. На носу ковша изображали голову коня.

Маленькие ковши — налевки — использовали для того, чтобы налить напитки из ковшей-стопкарей. Их подвешивали на большие ковши. Делались в форме ладьи с круглым дном.

Все ковши расписывали узорами, украшали резьбой, орнаментами.

Поскольку хлеб всегда почитали, хранили его в коробках-хлебницах. Их изготавливали из луба, что защищало продукт от плесени и очерствения.

Для хранения соли использовали солоницы в форме стульчика или уточки. Ее украшали резьбой, узорами, росписью. Сейчас старинная солоница относится к антиквариату и очень ценится.

Широкая, продолговатая посуда с небольшими краями называлась плошкой. В них подавали жареные, запеченные блюда, а также караваи, пироги. В современном мире плошка известна как сковородка.

5) Ендова и кубки.

Одним из сосудов для питья была круглая чаша, которая называлась ендовой. Их вытачивали на станке, а носик делали вручную. Позже начали изготавливать кубки, которые использовались во время праздников. Это очень красивая посуда, разукрашена росписью, резьбой, необычными рисунками. Ендовы делали из дуба, липы, березы, клена, а более дорогие изготавливались из капа.

Ставцы вытачивали на станке. Этот тип посуды представлял собой две чаши, одна из которых служила чашей или тарелкой. В них подавали фрукты и овощи.

Старинные ложки очень красивые, они разукрашены рисунками, орнаментами, резьбой. Отличались мотивами и формами в зависимости от региона. Каждая ложка имела свое назначение и название:

  • Ложка-лужица предназначалась для причастия. Ее изготавливали с крестом на рукоятке.
  • Межеумок — это простая ложка средней величины.
  • Бутырка. Самая крупная, бурлацкая ложка. Ею перемешивалось большое количество еды.
  • Баская ложка была разукрашена красиво, празднично.

Наиболее дорогими были чайные, сливочные, горчичные ложки, а также сделанные из клена и фруктовых деревьев.

Посуда из глины

В конце IX – начале Х века в Древней Руси начался гончарный период, появилась посуда из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.

Кувшины делали продолговатой формы с носиком. Они использовались для хранения молока и других кисломолочных продуктов.

Утварь для холодца и заливной рыбы также делали из глины. Ее изготавливали разнообразной формы, украшали цветной глазурью и рисунками. Последние были не только сбоку, но и на дне посуды.

В глиняных кашниках готовили кашу и подавали ее на стол. Глиняные сковородки называли латками. В специальных корчагах из глины готовили квас, а хранили его в бочках из дерева.

Для церковных праздников использовали специальные кувшины с горлом, а для кутьи предназначался горшок сферической формы.

Разнообразие старинной посуды

Посуда из стекла не пользовалась популярностью. В начале ХХ века начали изготавливать медную и чугунную посуду, а также стаканы из цинка.

Знать использовала фарфоровую посуду, чайные сервизы. Постепенно ассортимент посуды расширился. Появились ухваты, корчаги, квашни, бочонки и прочее. Еще позже были построены целые заводы, которые создавали разнообразную фарфоровую и фаянсовую посуду.

С XIII века появились наборы столового серебра. Они очень ценились, были предметом роскоши, передавались из поколения в поколение. Серебряная посуда украшалась узорами, фамильными надписями. Такая посуда была многообразной, интересной. Каждая ложка имела свое назначение, их отдельно изготавливали для варенья, меда, кофе, соли, чая. Предметы сервиза украшали листиками, фигурками, узорами.

Посуда из серебра считалась символом богатства, хорошего вкуса, изящества.

Старинная посуда своеобразна, каждая имеет свою историю, в зависимости от региона, стран она отображает дух, творчество, фантазию древнего народа. Современные люди не перестают восхищаться искусством изготовления старинной посуды, рисунками, тонкой работой и необычными, оригинальными росписями.

Как отличить антиквариат от старья

Украсить интерьер (и, возможно, разбогатеть) просто разобрав антресоли — вполне реально

Как разбираться в антиквариате
Эта тема особенно заинтересовала меня после нескольких проектов, в ходе которых мы с заказчиками выяснили историю некоторых вещей и пришли к удивительным открытиям. Поэтому я решила обобщить этот опыт, проконсультировалась дополнительно с несколькими специалистами по антиквариату и рассказываю свои выводы в этом материале.

Что можно назвать антикварной вещью
В первую очередь разберемся в терминах. Есть такая шутка, что антиквариат — это вещи, которые забыли выбросить, прежде чем они выросли в цене. Но далеко не каждую старую вещь можно назвать антикварной — потребуется ряд признаков.

Возраст. Для России это 50 лет и более. Хотя, например, в США возрастные рамки намного строже: там к антикварным относят вещи, изготовленные аж до 1830 года. Уникальные вещи, которым от 15 до 50 лет — это винтаж.

Редкость. Чем меньше подобных предметов на рынке, тем выше они ценятся: например, мебель в стиле сталинский ампир зачастую дороже предметов XIX века — просто потому, что в те годы качественную мебель выпускали маленькими тиражами. Такие антикварные предметы называют раритетами; есть ещё уникумы — они существуют в единственном экземпляре.

Материальная и духовная ценность. Некоторые старинные вещи изготовлены из дорогих материалов: покрыты золотом или украшены драгоценными камнями. Например, у одного моего клиента оказалось кресло с барахолки, подлокотники которого были инкрустированы маленькими рубинами. Второй важный аспект — культурное значение: некоторые вещи особо ценятся потому, что отражают вкусы и веяния времени. Вспомните советский агитационный фарфор: такие предметы просто не могли бы появиться в другую эпоху.

1. Фарфоровый сервиз
Самая «массовая» разновидность антиквариата — посуда: блошиные рынки в любой точке мира забиты тарелками и чашками разных эпох. Логичный вывод: баснословных денег на посуде не заработаешь. Зато сохранить и поставить старый сервиз под стекло — не только ностальгический шаг, но и модная тенденция: в Европе, где сохранились сильные традиции преемственности, такими предметами гордятся.

Как оценить стоимость
Во-первых, ищите клеймо изготовителя — нарисованную, продавленную или проштампованную с внешней стороны дна маркировку. Это может быть эмблема фабрики или цифры, указывающие на серию или дату изготовления.

На фото: клейма производителей, которые стоит искать на вашей посуде

Обратите внимание: Самые частые гости в бабушкиных сервантах – посуда ЛФЗ, Дулёвского фарфорового завода, «Фарфора Вербилок», Гжельского фарфорового или Конаковского фаянсового заводов. Все эти предприятия были основаны в XVII – XVIII веках, так что ваши находки вполне могут представлять ценность.

Во-вторых, посчитайте количество предметов. Полные сервизы ценятся дороже, даже если на некоторых предметах есть сколы. А вот единственная чайная пара из серийного сервиза вряд ли заинтересует коллекционеров. Именно поэтому антикварную чашку на профильных форумах могут продавать за 500 рублей, а новая — такая же — будет стоить в магазине в восемь раз дороже.

В-третьих, рассмотрите декор. Большую ценность представляет посуда, расписанная краской. Если на тарелках переводная картинка-деколь, стоимость снижается в разы — такие предметы могут быть дороги разве что как память. Кстати, именно в такой технике оформлен популярный сервиз «Мадонна». Впрочем, и он может найти своего покупателя при условии полного комплекта.

В-четвертых, посоветуйтесь с профессионалами и коллекционерами. Исследовать цены придётся самостоятельно, проще всего — на тематических форумах или группах (в том же фейсбуке по запросу «антикварная» вы найдете и тематические посудные, и группы по антикварной мебели). Чтобы вам помогли в оценке, сфотографируйте каждый предмет с нескольких сторон, включая клеймо и возможные сколы. Имейте в виду: рынок антиквариата — закрытый и тёмный, здесь нет единой базы и чётко сформированных цен. Сегодня ваш сервиз могут оценить в две тысячи рублей, а завтра — предложить сумму в пять раз больше.

Как оценить стоимость
В первую очередь искать клеймо вышеназванных фабрик: фарфоровые статуэтки и посуду выпускали одни и те же предприятия. Затем фотографировать и консультироваться на форумах. Не советую сразу отправляться с находкой в ломбард или антикварную лавку: не зная даже примерной стоимости, вы рискуете отдать ценную вещь за «три копейки».

Фарфоровые статуэтки приобрели популярность в эпоху Александра I: именно тогда авторы начали подписывать свои работы, так что продукцию XIX века сравнительно легко идентифицировать. Уже к середине века самыми популярными мотивами стали сценки из жизни: влюбленные парочки, крестьяне, а также представители разных народов и мифологические сюжеты. Такие предметы ценятся очень высоко — даже если у вас всего одна фигурка, а не набор.

Дорого стоят и фигуры исторических персонажей: статуэтка конкретной балерины всегда ценнее, чем абстрактная танцующая девушка. Особая история — агитфарфор: такие статуэтки выпускали ограниченным тиражом по эскизам известных скульпторов. Среди массовых советских серий тоже есть значимые тиражи. Например, «Гоголевские персонажи» или «Народности России» (ЛФЗ, 1920 – 1930 годы). Знакомую многим серию «Счастливое детство» я тоже советую сохранить: фигурки, которые полвека назад продавали по рублю за штуку, сегодня могут стоить и десять, и сто тысяч рублей.

Отдельный разговор — металлические скульптуры. Всадники XIX века или бюсты советских деятелей оцениваются в сотни тысяч рублей. Правда, шанс найти такую статуэтку дома невелик, ведь даже в прошлые столетия такие ценные вещи мог позволить себе далеко не каждый.

Ссылка на основную публикацию