Сервиз с зеленой лягушкой: история и описание

Английский фарфор Wedgwood в России

Объявления:

Фарфор марки Wedgwood появился в России в 18 веке. Связано это с двумя заказами, которые получила фабрика от Екатерины II. Первый – на изготовление «Хаск-сервиза» («Hask Service»). Такое название связано с орнаментом. «Хаск» – роспись, которая напоминала сухой пшеничный колос. Изготовили его на мануфактуре Wedgwood в короткий срок в 1769-1770 годах. Состоял он из двух серий – обеденной и десертной, из 1500 предметов и был рассчитан на 24 персоны. С самого начала выполнения заказа, Веджвуд и его компаньон Томас Бентли окрестили сервиз «русским». Предметы для него делал и отбирал сам Джозайя Веджвуд на фабрике «Этрурия» в Берслеме.

Декоративная тарелка с видом Москвы, Wedgwood

Изготавливался сервиз из фаянса теплого кремового оттенка «цвета сливок», так называемого «cream-coloured ware», который еще называют «фаянсом королевы». Это второй авторский фарфор Wedgwood. Именно из него в 1765 году был сделан чайный сервиз для королевы Шарлоты.

Расписывали же предметы «Хаск-сервиза» в декорационной студии в Челси в Лондоне. Расписывали цветами и гирляндами в лилово-сиреневых тонах. За росписью уже следил Бентли, который был негоциантом, знатоком искусств и еще ко всему коллекционером. «Хаск-сервиз» доставили ко двору Екатерины II в Санкт-Петербург в 1770 году. Сейчас он находится в Петергофе и насчитывает всего 192 предмета, причем 107 из них – доделки, датируемые 1840-ми годами.

Второй заказ Джозайе Веджвуду Императрица сформулировала так: «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!». Вся Англия должна была поместиться в большом обеденном и десертном сервизе, сделанном также, как и «Хаск-сервиз» из усовершенствованного маркой Веджвуд «фаянса королевы». За выполнение заказа Джозайя Веджвуд и его компаньон Томас Бентли взялись в 1773 году. Чрез год, в 1774-ом мастера преподнесли Екатерине II полный сервиз, окрещенный в России «Сервизом c зеленой лягушкой». Екатерина II заплатила за него 16 406 рублей 43 копейки – немногим более 2700 фунтов стерлингов. Предназначался он для Чесменского дворца императрицы под Санкт-Петербургом. Рассчитан сервиз был на 50 персон и состоял из 952 предметов. Каждый предмет был украшен изображением лягушки в треугольном обрамлении и видами Туманного Альбиона – 1244 изображения Англии, Шотландии и Уэльса.

из “Сервиза с зеленой лягушкой”, для Екатерины II

Состав сервиза был связан с требованиями этикета, дипломатическим протоколом, а также и с кулинарной спецификой времени. Огромное количество тарелок объясняется тем, что во время специальных обедов блюда подавали в несколько перемен. После каждой – меняли тарелки. Также в запасе были и резервные, на случай, если битые понадобится заменить.

С того времени сохранилось только 744 предмета двадцати восьми видов назначения. В чем же уникальность этого сервиза?
Она не только в художественности и технологических нюансах. Его уникальность историческая. Сервиз расписан видами парков, аллей, улиц, зданий, усадеб, замков, аббатств, которые сегодня или сильно изменились, или не существуют уже вовсе. Около ста росписей на сервизе воспроизводят архитектурные памятники Великобритании и художественные берега Темзы.

Перед тем, как «Сервиз с зеленой лягушкой» отправился в Россию, его выставили в Лондоне, чтобы с шедевром марки Веджвуд познакомились и англичане. До 1830 года сервиз находился в Чесменском дворце, для которого и предназначался, а после его перевезли в Английский дворец в Петергофе. В 1910 году он стал собственностью Эрмитажа и больше уже никуда не переезжал.
Несколько позже, в 1788 году Джлзайя Веджвуд сказал: «Несколько лет назад я имел честь поставлять посуду императрице. Это была самая грандиозная услуга, которую я оказывал за пределами Англии».
Предметы из серии «Сервиз с зеленой лягушкой»

«Сервиз с зеленой лягушкой»

В 1770 году Джозаии Веджвуд получает заказ от Екатерины II через русского консула в Лондоне – Бакстера. Сервиз следовало исполнить в «фаянсе цвета сливок», чрезвычайно популярного в то время у англичан и становившегося известным на континенте. В заказе отмечалось, что на каждом предмете сервиза нужно изобразить вместе с различными пейзажами Англии и зеленую лягушку, поскольку он предназначался для Чесменского дворца, строившегося тогда в окрестностях Петербурга, в местности, называвшейся Кекерекексинен (по-фински лягушачье болото).

Рассчитанный на 50 персон сервиз состоял из 952 предметов. Всё, что полагается для большого столового сервиза, включающего в себя обеденный и десертный наборы. Сервиз получился строго утилитарен, в его отделке нет ничего лишнего. Нет усложненности форм: при всем разнообразии предметов их очертания просты, спокойны и плавны. Совершенна техника исполнения сервиза: масса, из которой он сделан, безупречно ровная по составу и окраске; в нем нет ни малейшей деформации. С большим мастерством размещены на предметах пейзажи: каждый из них согласован с формой и размером предмета; изображения нанесенные на выпуклые и вогнутые плоскости сохранили свою перспективу и форму. Каждый пейзаж окружен бордюром. В предметах обеденного сервиза бордюр окружен ещё и дубовым венком. Пейзажи разграничивают молодые дубовые побеги, верхушки которых соединены цепочкой из желудей. Предметы десертного сервиза имеют обрамление в виде венка из плюща. Зеленая лягушка соединяет концы венка, расположившись на треугольном щитке.

Цветовая гамма найдена с неменьшим вкусом: по светлому «цвета сливок» фону темно-коричневой краской нанесены пейзажи, бордюр и венки. Лягушка – является единственным зеленым пятном среди желтовато-коричневых цветов.

Пейзажи помещенные на сервизе – богатейшая панорама Англии 1770-х годов, многие виды писались с натуры специально для сервиза. В описании составленном Бентли говорится, что они стремились получить изображения наиболее близкие духу Англии и дающие представление о красоте и многообразии английской природы и о достопримечательностях созданных человеком. В сервизе можно найти изображения почти всех наиболее известных дворцов и имений, связанных с важными событиями в истории Англии: замок Блэйр, аббадства Болтон, Киркгэм, Йорк и другие. Особенно полно представлена местность в которой жил сам Веджвуд – Стаффордшир. Есть изображения древнейших погребальных сооружений – дольменов, созданных первобытным человеком и сохранившихся на территории Англии; акведука через реку Ирвелл, сооруженного в середине XVIII века; знаменитых водопадов и колоннообразных выходов базальта на Гебридских островах. Показана Фингалова пещера на острове Стаффа. А так же малоизвестные виды Англии, например, острова, лежащие к северу и северо-западу от Шотландии. В меньшем количестве встречаются интересные изображения каменноугольных копей, глинобитных хижин, сельских дорог и плотин. Изображаются судоходные каналы, впервые проложенные в Англии в 1760-1770 годах. Особенно полно представлены виды Лондона, художники отразили много живописных мест в таких районах как Хэмпстэд, Хайгейт, Путни, Ричмонд и других, однако виды Ламбет, Челси и Рейнлаг более интересны, так как они существенно изменились с 1774 года. Не менее ценны изображения Вестминстерского аббадства, Лондонского моста с развалинами старого пешеходного около Сен-Джеймского дворца. Изображения садов и парков по моде того времени ибобилуют каскадами, озерами, обелисками, ложными руинами, оранжереями, декоративными зданиями подражающими греческому храму или китайской пагоде. Особенно характерны в этом плане сады с Стоу.

Известно, что в России хорошо знали работы Веджвуда, так что заказ на изготовление «Сервиза с зеленой лягушкой» не был случайностью. Он и сам искал возможности получить заказ от русского двора. Воронихина Л.Н. узнает из переписки Веджвуда, что ещё в марте 1768 года он просил английского посла в Петербурге лорда Кэскарта показать при дворе некоторые образцы его работ и содействовать в получении заказа. Уже получив заказ, Веджвуд стремился выполнить работу как можно лучше, ведь его детищу придется соперничать с сервизом, который посылает Екатерине II король Пруссии Фридрих.

Сначала предполагалось, что на сервизе будут изображены лягушка и ребенок, и что это будет марка, помещенная на оборотной стороне предметов. Цветовая гамма так же была задумана по-иному, о чем можно судить по нескольким предметам, хранящимся в частной коллекции в Англии: наружная кайма на них розовая, а бордюр состоит из зеленых листьев и ягод, внутренний бордюр розовый и кремовый, пейзаж в центре выполнен в естественных тонах, с зелеными холмами и синим небом, со зданиями и фигурами на первом плане.

Работу по созданию сервиза возглавил сам Веджвуд и Бентли, а помогал им Стринджер, занимавшийся вопросами хозяйственного и финансового порядка. Веджвуд так же направлял работу художников, указывая им какие именно пейзажи следует писать.

Из всех рисунков сохранились только два, остальные, возможно, или оставались у художников или погибли вместе со многими бумагами Веджвуда.

Бентли занимался поисками художников в Челси. Известно, что миссис Уилкокс, Джеймс Бейкуэлл, Ральф Анвин, мисс Глиссон, мисс Порс и другие исполняли пейзажи. Джозеф Линли, Уильям Менс, Томас Милл, Кетрин Дент, Энн Милис, Грейс Робертс, Энн Робертс и другие писали бордюры. Все зеленые лягушки были написаны Натаниэлем Купером, получившим за каждую по 2.5 или 3 пенса.

Вскоре стало понятно, что если все пейзажи писать с натуры, то работа над сервизом растянется на неопределенный срок. Тогда было принято решение покупать для образца подходящие акварели, рисунки и гравюры. Наконец Веджвуд приобрел камер-обскуру, чтобы делать нужные снимки, но и этого оказалось недостаточно. Потом обратились к владельцам поместий с просьбой предоставить на время какие-либо изображения имений – картины или акварели, находящиеся в их коллекциях. Веджвуд разослал различным представителям знати обращение, в котором сообщил, что виды их усадеб нужны для сервиза, заказанного русской императрицей, и что ей будет послан каталог, где будет сказано, чье поместье изображено на каждом предмете. Каждый из пейзажей нашел свое место не по степени знатности владельца, а по тому, насколько данный вид согласовался формой и размером предмета, подсказанными во многих случаях самим Веджвудом.

В начале 1774 года сервиз был готов, перед отправкой в Россию её выставили для осмотра в Лондоне, в доме, специально снятом для этой цели. Выставка вызвала большой интерес, привлекла много народу и продлилась около двух месяцев – больше, чем предполагалось.

Когда сервиз был отправлен из Англии, точно не известно. Сохранившиеся в архивах Веджвуда счета дают возможность судить о том, что при пересылке он был упакован в двадцать два ящика. В России сервиз получили до октября 1774 года, так как уже в начале этого месяца он был целиком оплачен. Вся сумма, уплаченная за сервиз равнялась 16 406 рублей 43 копейки, что является немногим более 2700 фунтов стерлингов.

Сервиз был помещен в Чесменском дворце, и, судя по тому, что Екатерина пользовалась им во всех торжественных случаях, она осталась им довольна. Свою благодарность исполнителям она выразила через консула и русского посла в Лондоне.

Однако в начале XIX века о сервизе уже почти забыли и не вспоминали. В Англии считали, что он больше не существует. Обнаружить сервиз помогла настойчивость английского исследователя Уильямсона. После долгой переписки с русским двором он в начале XX века добился того, что упакованный в ящики сервиз нашли в одной из кладовых Английского дворца в Петергофе. Вновь «открытый» сервиз был экспонирован в 1909 году, а отдельные предметы посланы в Лондон на юбилейную выставку Веджвуда. Позднее стали высказываться, что сервизу место в Государственном Эрмитаже, а не в английском дворце. Тогда в 1912 году он был представлен в Академии художеств, на выставке посвященной Веджвуду, а оттуда передан Эрмитажу и с тех пор является одной из достопримечательностей коллекции.

Сервиз с зеленой лягушкой

Я тут starwatcher пост задолжала об одном интересном артефакте, который хранится в Эрмитаже. Пост будет включать как официальные фото, так и мои частично снятые из-под полы, а также факты вперемешку с моими впечатлениями. И да, даже сервизу можно посвятить почти приключенческий пост. А особенно сервизу с такой историей!

В последних классах школы мой папа ездил на экскурсию в Ленинград и привёз альбом-путеводитель по Исаакиевскому собору. В детстве я просто затёрла эту тоненькую книжечку до дыр и мечтала когда-то увидеть в живую.

А как известно, то мечты имеют свойство исполнятся. И вот я в Питере, ещё и поселилась у самого Эрмитажа. Бросаю вещи, привожу себя быстро в порядок после поезда и бегу смотреть его – величественный и прекрасный Исаакиевский собор.

Из места детской мечты я вышла в полном эстетическом экстазе и решила пройтись вдохнув питерский воздух, но все дороги вели меня к одному месту. Эрмитажу. Я не очень хотела ходить по музею в этот день, но оказалось, что именно в среду самые длинные часы посещения.

Мотивы посетить Эрмитаж были не такие эпичные. Во-первых, это же ЭРМИТАЖ, туда хоть раз в жизни, но попасть нужно, чтобы узнать, куда уходили деньги твоих предков, которые они платили в имперскую казну. Во-вторых, как ни странно, но за пару недель до моего визита в Питер в ВК я наткнулась на историю о сервизе с лягушкой, и мне очень хотелось посмотреть его в живую.

Купив билет, я отправилась на поиски этого артефакта.

В 1773 году Джозайя Веджвуд получил самый необычный и сложный заказ из всех, которые когда-либо поступали английским керамическим фирмам. Ему предстояло изготовить большой столовый сервиз на 50 персон из 944 предметов, украшенных 1222 видами Англии, Шотландии и Уэльса.

Уникальность сервиза состояла в том, что ни один из написанных от руки пейзажей не повторялся и был топографически точным. Это был знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой».

Венценосная заказчица – Екатерина II – предназначала его для своего нового дворца, «готического замка», строящегося в местечке Кекерекексинен, что в переводе с финского значит «лягушачье болото». В связи с этим и заказанный специально для дворца сервиз получил необычную эмблему – зеленую лягушку в гербовом щите.

Это столовый сервиз обошелся казне в 14 600 рублей, что по тем временам было суммой немыслимой. Для сравнения: оплата работы архитектора Старова за строительство Таврического Дворца составила 9 600 рублей, садовник Гульд получил 8 600 рублей за обустройство Таврического сада.

По итогам Северной войны, Россия получила земли, именуемые «Кикерики», что по-фински означает «лягушачье болото». Вскоре был проложен Царскосельский тракт и местность стала жилой.

По приказу государыни Екатерины II в 1774 году на «лягушачьем болоте» начали строить Кекерекексиненский дворец. Строительство комплекса завершилось в 1777 году. Сооружения были предназначены для отдыха императрицы во время путешествий, проведения торжественных церемоний награждения и празднования важных церковных дат. В круглом зале на втором этаже дворца награждались военные герои – Кутузов, Суворов, также помещение использовалось для встречи Екатерины II с георгиевскими кавалерами.

Столовый сервиз императрица заказала ещё на этапе закладки фундамента дворца. Летом 1772 года в письме к Вольтеру государыня сообщила, что ей чрезвычайно любы изогнутые линии английских садов и пологие склоны. По мнению царицы, фонтаны заставляют воду течь против природы, тем самым мучая её, английские же петлеобразные пруды кажутся ей очень естественными.

Так как императрица не могла передать поручение лично, заказ на сервиз Екатерины II с лягушками Веджвуд получил через Ивана Ивановича Бецкого. Поверенный показал императрице образцы, та сочла их достаточно красивыми и заказ одобрила. Так как Кекерекексиненский дворец находился на болотистой местности, решено было сделать его эмблемой обычную лягушку. В какой-то момент государыня засомневалась, отказалась оплачивать услуги Веджвуда и работа над сервизом приостановилась. Однако к лету 1774 года работа над сервизом была закончена.

Кекерекексиненский дворец-замок был одним из первых неоготических архитектурных ансамблей в окрестностях Петербурга и, безусловно, наиболее значительным. Мода на неоготику пришла в Россию из Англии, где готическая архитектурная традиция практически не прерывалась даже в период господства неоклассицизма.

В большинстве усадебных комплексов Англии и в составе английских пейзажных парков так или иначе присутствовали средневековые постройки. Это были либо древние готические замки, иногда перестроенные в эпоху Возрождения, либо средневековые церкви и часовни, либо старинные фахверковые жилые дома, по своей структуре восходящие к Средневековью, либо подлинные руины старых готических зданий. Можно сказать, что неоготика XVIII века была перенесена в Россию вместе с «почвой» английского пейзажного парка.

Однако английская «готика» претерпела на русской почве не менее радикальные изменения, чем английский пейзажный парк в целом. Для России было характерно более внешнее восприятие средневековых подлинников, поскольку оно не подкреплялось отечественными архитектурными традициями. Сильная зависимость русской неоготики XVIII века от русского классицизма заметна и в «кекерекексиненских» постройках Фельтена.

Понятно, почему для «готического» путевого дворца был заказан сервиз именно с английскими видами, среди которых было так много готических руин. Каждое изделие сервиза было украшено видами старинных замков, аббатств, усадеб с парками, загородных особняков, городских и сельских пейзажей, величественных природных ландшафтов. Таким образом, создавалась уникальная панорама Великобритании. Компаньон Дж. Веджвуда, Томас Бентли, составил для Екатерины II рукописный каталог с названиями всех видов.

Уникальность сервиза не исчерпывается его художественными качествами. Он представляет еще и значительный исторический интерес: многие изображенные на нем здания и ландшафты давно уже не существуют или значительно изменили свой облик.

Часть пейзажей, в основном виды парков и усадеб, делалась по рисункам с натуры. Но главным источником служили многочисленные гравюры, опубликованные в различных английских изданиях XVIII в. Иногда гравюра или ее фрагмент воспроизводились с большой точностью. Однако, как правило, мастера, наносившие роспись, интерпретировали их в свободной живописной манере, часто изображая реальное историческое здание на фоне фантазийного пейзажа, изображенного в соответствии с эстетическими канонами классицизма.

Всего столовый сервиз Екатерины II с изображением лягушки насчитывает 994 предмета (в разных источниках указано разное количество – 994, 952 и т.д.) и рассчитан на 52 персоны.

Большая часть предметов сервиза воспроизводит так называемую «королевскую форму», получившую свое название в связи с тем, что по этой модели Веджвудом был исполнен сервиз для Георга III. Однако модели некоторых изделий – компотьеров, мисочек для крема, морожениц – были созданы специально для «Сервиза с зеленой лягушкой». Модифицированный таким образом вариант «королевской» формы получил название «екатерининской».

Основную массу сервиза составляют тарелки всех возможных размеров для отдельных персон, множество предметов для общего использования – супницы, салатницы, террины (глубокий сосуд с крышкой, предназначен для подачи горячих мясных блюд с подливой), большие блюда для дичи, овальные блюда для фруктов и овощей, мелкие соусники всех мастей. Так как английский сервиз с лягушкой предполагал сервировку столовую и десертную, набор посуды включал ещё креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы. Последние представляли собой довольно сложную конструкцию из четырёх частей: сама форма, глубокая форма под мороженое, плотная крышка с отделом для льда и верхняя крышка.

Изделия, входившие в состав обеденной части сервиза (680 предметов), украшались бордюром из дубовых веток, десертной (264 предмета) – бордюром из ветвей плюща.

Предметы сервиза моделировались и обжигались на фабрике «Этрурия» в Стаффордшире, а для росписи привозились в принадлежавшую Веджвуду живописную мастерскую в Челси (тогда предместье Лондона). Сервиз был выполнен из нового для того времени керамического состава, который был стандартизирован Веджвудом в результате усовершенствования традиционного английского фаянса цвета сливок. В 1766 году этот материал был назван «фаянсом королевы» в честь королевы Шарлотты, покровительствовавшей Веджвуду.

Когда работа над сервизом близилась к завершению, большая его часть была выставлена в Портленд-Хаусе на Грик-стрит в Лондоне с тем, чтобы показать сервиз английской публике перед его отправкой в Россию.

24 июня 1780 года состоялся торжественный приём в Кекерекексиненском дворце, на котором тайно присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II под именем графа Фалькенштейна. Праздновали десятилетие победы в Чесменской бухте Эгейского моря, в честь этого события дворец переименовали в Чесменский. Ранее король Швеции Густав III под именем графа Готландского также гостил во дворце и присутствовал на праздничном обеде в честь освящения места для строительства храма Иоанна Предтечи. на каждом из этих приёмов столы были сервированы английским сервизом Веджвуд «Зелёная лягушка».

Сервиз, который заказала Екатерина II фаянсовой мануфактуре Веджвуд, не только украсил дворец императрицы, но и значимо увеличил славу мастера, кроме того, расширил ассортимент фирмы. После выпуска сервиза с зелёной лягушкой Веджвуд открыл «Екатерининскую» сервизную серию продукции.

Большая часть сервиза с зелёной лягушкой хранится в Эрмитаже, несколько предметов в Петергофе, часть сервиза – в Коттедже. До наших дней удалось сохранить 700 предметов столового сервиза.

Неоднократно посуда Веджвуда демонстрировалась на выставках, в частности, приуроченных к юбилеям деятельности компании «Веджвуд и сыновья». В 1909 году в Лондоне проводилось празднование 150-летия деятельности фаянсовой мануфактуры. На выставку привезли из России некоторые экспонаты из сервиза зелёной лягушкой.

Сервиз, и правда, поражает своей красотой и утончённостью. Возле витрин с ним я задерживалась дольше, чем у любого другого экспоната музея. Если будете в Питере, то обязательно посетите Эрмитаж, чтобы хоть раз на него взглянуть.

Сервиз из Англии, заказанный Екатериной II у компании Веджвуд и сыновья

Нередко можно встретить заявления о расточительности императрицы Екатерины II, о её несдержанности в тратах и легкомысленном распоряжении государственными средствами. К примеру, один только английский столовый сервиз Екатерины II с изображением лягушки обошелся казне в 14 600 рублей, что по тем временам было суммой немыслимой. Для сравнения: оплата работы архитектора Старова за строительство Таврического Дворца составила 9 600 рублей, садовник Гульд получил 8 600 рублей за обустройство Таврического сада. Чем же так примечательна эта посуда и для чего Екатерина II заказывала сервиз в Англии?

Современный вид таврического дворца в Санкт-Петербурге

Военный трофей

По итогам Северной войны, Россия получила земли, именуемые «Кикерики», что по-фински означает «лягушачье болото». Вскоре был проложен Царскосельский тракт и местность стала жилой. По приказу государыни Екатерины II в 1774 году на «лягушачьем болоте» начали строить Кекерекексиненский дворец. Строительство комплекса завершилось в 1777 году. Сооружения были предназначены для отдыха императрицы во время путешествий, проведения торжественных церемоний награждения и празднования важных церковных дат. В круглом зале на втором этаже дворца награждались военные герои – Кутузов, Суворов, также помещение использовалось для встречи Екатерины II с георгиевскими кавалерами.

Работа над «Зелёной лягушкой»

Ещё на этапе закладки фундамента дворца, Екатерина II заказала в Англии столовый сервиз с изображением лягушки. Исполнителем заказа была выбрана компания «Веджвуд и сыновья» — чрезвычайно популярная на тот момент в Европе. Также на выбор фарфоровой фабрики повлияло и увлечение императрицы Англией. Летом 1772 года в письме к Вольтеру государыня сообщила, что ей чрезвычайно любы изогнутые линии английских садов и пологие склоны. По мнению царицы, фонтаны заставляют воду течь против природы, тем самым мучая её, английские же петлеобразные пруды кажутся ей очень естественными.

Так как императрица не могла передать поручение лично, заказ на сервиз Екатерины II с лягушками Веджвуд получил через Ивана Ивановича Бецкого. Поверенный показал императрице образцы, та сочла их достаточно красивыми и заказ одобрила. Так как Кекерекексиненский дворец находился на болотистой местности, решено было сделать его эмблемой обычную лягушку. В какой-то момент государыня засомневалась, отказалась оплачивать услуги Веджвуда и работа над сервизом приостановилась. Однако к лету 1774 года работа над сервизом была закончена.

Праздничный сервиз

24 июня 1780 года состоялся торжественный приём в Кекерекексиненском дворце, на котором тайно присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II под именем графа Фалькенштейна. Праздновали десятилетие победы в Чесменской бухте Эгейского моря, в честь этого события дворец переименовали в Чесменский. Ранее король Швеции Густав III под именем графа Готландского также гостил во дворце и присутствовал на праздничном обеде в честь освящения места для строительства храма Иоанна Предтечи. на каждом из этих приёмов столы были сервированы английским сервизом Веджвуд «Зелёная лягушка».

«Зелёная лягушка»

Что же представлял собой этот, стоящий баснословных денег, сервиз? В сущности, ничего особенного, если рассматривать его с точки зрения современного обывателя. Если не считать масштабов самого столового сервиза с лягушкой, то сама посуда не особо впечатляет пышностью или изысками. Посуда выдержана в тёплых тонах: светлый фон оливково-коричневая роспись, изображения – английские пейзажи и виды, на каждом предмете небольшая зелёная лягушка.

Всего столовый сервиз Екатерины II с изображением лягушки насчитывает 994 предмета (в разных источниках указано разное количество – 994, 952 и т.д.) и рассчитан на 52 персоны. Основную массу составляют тарелки всех возможных размеров для отдельных персон, множество предметов для общего использования – супницы, салатницы, террины (глубокий сосуд с крышкой, предназначен для подачи горячих мясных блюд с подливой), большие блюда для дичи, овальные блюда для фруктов и овощей, мелкие соусники всех мастей. Так как английский сервиз с лягушкой предполагал сервировку столовую и десертную, набор посуды включал ещё креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы. Последние представляли собой довольно сложную конструкцию из четырёх частей: сама форма, глубокая форма под мороженое, плотная крышка с отделом для льда и верхняя крышка.

В качестве украшения фарфорового сервиза служила роспись с изображением английских пейзажей. Основными сюжетами послужили замки, парки, сады, аббатства, дворцы и известные поместья. Каждый сюжет был уникален и не имел повторений, всего использовали более 1000 различных изображений (в разных источниках: 1222, 1244 и пр.). Примечательно, что для росписи фарфорового сервиза не использовались живые пейзажи – все рисунки брались из книг, с гравюр и других красочных источников. Помимо основного рисунки каждый предмет сервиза имеет особый бордюр: столовая часть украшена дубовыми ветками, десертная – плющом. В создании сервиза приняли участие около 30 художников, каждый из которых расписывал свою часть украшений. К примеру, всех лягушек рисовал один мастер.

Сервиз, который заказала Екатерина II фаянсовой мануфактуре Веджвуд, не только украсил дворец императрицы, но и значимо увеличил славу мастера, кроме того, расширил ассортимент фирмы. После выпуска сервиза с зелёной лягушкой Веджвуд открыл «Екатерининскую» сервизную серию продукции.

«Лягушка» в наше время

Английский сервиз с изображением лягушки, который Екатерина II заказывала для своего загородного дворца, сохранился по сей день: большая часть хранится в Эрмитаже, несколько предметов в Петергофе, часть сервиза – в Коттедже. До наших дней удалось сохранить 700 предметов столового сервиза.

Неоднократно посуда Веджвуда демонстрировалась на выставках, в частности, приуроченных к юбилеям деятельности компании «Веджвуд и сыновья». В 1909 году в Лондоне проводилось празднование 150-летия деятельности фаянсовой мануфактуры. На выставку привезли из России некоторые экспонаты из сервиза зелёной лягушкой.

«Чтобы вся Англия была у меня на столе!»

«Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» — так сформулировала заказ Екатерина II английскому художнику-керамисту Джозайе Веджвуду. Самый необычный столовый сервиз в истории керамического искусства создали в 1774 году. Рассматриваем детали, узнаем стоимость и читаем про историю создания императорской посуды.

Лягушка — эмблема сервиза и дворца

Екатерина II заказала сервиз в 1774 году, когда на Царскосельской дороге строили загородный дворец-замок по проекту Юрия Фельтена. Местность здесь была болотистой, поэтому ее называли «керекексинен», что в переводе с финского языка означает «лягушачье болото». Изготавливала посуду британская компания «Веджвуд и сыновья». Специально для императрицы компаньон Веджвуда Томас Бентли составил рукописный каталог с рисунками. Екатерина одобрила эскизы и предложила украсить сервиз лягушкой — по названию местности. Так земноводное на рыцарском щите стало эмблемой не только для сервиза, но и для дворца.

В 1772 году Екатерина II писала французскому философу Вольтеру: «Я теперь до безрассудства люблю английские сады, изогнутые линии, отлогие склоны, петлеобразные пруды, острова из твердого грунта, и я глубоко презираю прямые линии». После того как императорский двор выкупил веджвудский сервиз, российский двор стали считать весьма компетентным в искусстве. Так Екатерина II поддерживала свой имидж и имидж государства.

Самый дорогой в истории императорского двора

Фарфоровый комплект был рассчитан на 50 персон. Он состоял из 944 предметов: 680 предметов обеденной части и 264 — десертной. Со временем их количество увеличилось: дополнительную посуду создавали уже на российских мануфактурах.

Столовый сервиз с зеленой лягушкой обошелся царской казне в 16 406 рублей (сейчас — более девяти миллионов) — по тем временам сумма немыслимая. Например, архитектору Ивану Старову за строительство Таврического дворца заплатили почти вдвое меньше — 9600 рублей.

Архитектура Великобритании на тарелках и супницах

Сервиз украшен видами Англии, Шотландии и Уэльса: изображениями аллей и улиц, замков, аббатств, архитектурных памятников и усадебных парков. Некоторые из них Веджвуд воссоздавал с помощью камеры-обскуры. Для росписи использовали рисунки из книг, гравюры и другие источники. Изображения не повторялись: Веджвуд и Бентли даже переживали, что зданий для всех предметов «не хватит». Над сервизом работали около 30 художников — каждый расписывал свою часть, а лягушку рисовал один мастер.

Всего посуду украшают 1222 здания и ландшафта. Многих из них уже не существует, поэтому сервиз с зеленой лягушкой стал историческим свидетельством облика Великобритании конца XVIII века. Перед тем как отправить посуду в Россию, Веджвуд выставлял ее в Лондоне. Владельцы некоторых замков обижались, если их усадьбы не изобразили на сервизе или нарисовали на втором плане.

Сливочный фаянс и изысканные краски

Для изготовления сервиза использовали новый в те годы керамический состав. Веджвуд создал его, усовершенствовав традиционный английский фаянс сливочного цвета — в 1766 году его назвали «фаянсом королевы», в честь королевы Шарлотты, которая поддерживала художника. Сервиз обжигали на фабрике «Этрурия» в Стаффордшире, после чего привозили в Челси. Там посуду расписывали специальной краской с переходами от пурпурного и коричневого до черного. Веджвуд называл свое творение «Русским сервизом»: «Несколько лет назад я имел честь поставлять посуду императрице. Это была самая грандиозная услуга, которую я оказывал за пределами Англии», — говорил мастер.

«Екатерининская» форма

Форма многих изделий повторяла предметы из сервиза, который Веджвуд делал для короля Великобритании Георга III, поэтому ее называли «королевской». Некоторые изделия специально создали для «Сервиза с зеленой лягушкой» и форму стали называть «екатерининской». Состав парадного сервиза по императорскому этикету и дипломатическому протоколу предполагал огромное количество тарелок разных размеров. Кроме них, в набор посуды входят супницы, салатницы, блюда, соусники. Из десертной части — креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы с секциями для десерта льда. Верхнюю крышку одной из них украшает ручка из трех маленьких человеческих фигурок, символизирующих зиму, мороз и лед.

Книга о «Русском сервизе»

В 1909 году, к 150-летию фирмы Джозайи Веджвуда, английский историк искусства Джордж Чарльз Уильямсон решил написать книгу о «Русском сервизе». Чтобы собрать материалы, он добился разрешения российского Министерства Императорского двора и приехал в Санкт-Петербург. Британскому историку помогал обер-гофмаршал Императорского двора граф Павел Бенкендорф. Фотографии для книги сделали по личному приказу императора Николая II.

Когда вышла книга «Императорский русский обеденный сервиз: История знаменитого творения Джозайи Веджвуда», сервиз выставляли сначала в самом Английском дворце в Петергофе, а затем в салоне фирмы «Веджвуд» в Лондоне.

Веджвудский фарфор в Эрмитаже и Кремле

В 1910 году сервиз с зеленой лягушкой доставили в Эрмитаж. Через два года архитектор Павел Марсеру и искусствовед Сергей Тройницкий организовали первую в России выставку изделий фирмы «Веджвуд». Она проходила в петербургской Императорской Академии художеств. На выставке представили современную продукцию и предметы веджвудского фарфора конца XVIII века. Именно тогда фаянсовый сервиз обрел полное название — «Сервиз с зеленой лягушкой». После этой выставки большую часть сервиза из Петергофа официально передали в Императорский Эрмитаж.

Сегодня несколько предметов с изображением лягушки находятся в Петергофе, а некоторые — в Коттедже. Основную часть столового сервиза, а это 744 предмета, можно увидеть в Государственном Эрмитаже.

В 1994 году фирма «Веджвуд» получила еще один грандиозный заказ от российского правительства. Для специальных приемов в Кремле Администрация президента России Бориса Ельцина заказала столовый набор вдвое больше, чем «Сервиз с зеленой лягушкой», — 2000 предметов. На этот раз обошлось без затейливой росписи и причудливых форм. На предметах сервиза был изображен только золотой российский герб на белом фоне.

Сервизы из фарфора: интересные факты истории

Вот уже многие столетия особенную изысканность праздничному столу придают именно сервизы из фарфора. Сервизы, как и сам фарфор, пришли в Европу из Азии. Культурные и исторические корни этих комплектов посуды уходят своими корнями в тайны китайского фарфорового производства и японских чайных церемоний.

Что такое сервиз и когда он появился?

Под словом «сервиз» понимается набор чайной, кофейной и столовой посуды. Все сервизы, кроме «солитера», рассчитаны на парное количество трапезничающих. «Солитер» – чайный или кофейный прибор для одного человека. Могут быть также комплекты на две персоны («тет-а-тет»), на четыре, шесть, двенадцать, двадцать четыре и более. А вот общее количество предметов, особенно в «большом», то есть предназначенном для всех видов трапезы, кофейно-чайно-столовом сервизе, может быть куда большим. В знаменитых «императорских» сервизах, выполненных по заказу того или иного королевского двора, которые хранятся в наши дни в музеях и частных коллекциях, насчитывается порой более тысячи предметов.

Чтобы правильно сервировать стол, необходимо пять тарелок для каждого гостя: тарелка для горячего блюда и вторая, которая подставляется под нее, закусочная тарелка, суповая и пирожковая. Кроме персональной посуды используются салатницы, кабаретницы, менажницы, круглые блюда для мяса, овальные блюда для рыбы, супница, соусники, молочники, чайники, сахарница, солонка и прочая утварь.

сторики затрудняются назвать точную дату появления первого сервиза. Предположительно, первые чайные комплекты появились еще три-четыре века назад в Китае, являющемся родиной и чая, и фарфора. Появление более объемных комплектов, включающих многочисленную утварь, следует относить к шестнадцатому-семнадцатому векам. Каждая знаменитая фарфоровая фабрика имеет свои секреты если не состава фарфора, то росписи своих сервизов, свое клеймо и свою замечательную историю, повествующую об открытиях мастеров и заказах коронованных особ. В Европе долгое время монополистом в области производства сервизов был немецкий город Мейсен. Скрещенные голубые мечи, фирменный знак мейсенсого фарфора, украшает эту замечательную посуду уже около трехсот лет. Многие мейсенские сервизы приравниваются к произведениям искусства и оцениваются так же дорого, как живописные полотна знаменитых мастеров.

Мейсенские сервизы: скульптурный период Кендлера

Мейсен славится тем, что именно ему Европа обязана собственным рецептом фарфора. До этого фарфоровые изделия, в том числе и посуду, привозили из Китая, где за разглашение иностранцам секрета их изготовления любому мастеру грозила смертная казнь, а позже – и из Японии. В тот период, когда мейсенскую мануфактуру возглавлял изобретатель европейского фарфора Фридрих Беттгер, там производились преимущественно бокалы, вазы, кубки, табакерки и чашки с блюдцами. Производство сервизов в Мейсене достигло своего расцвета позднее, когда его возглавил скульптор Иоганн Иоахим Кендлер.

Сервизы Кендлера представляют собой роскошные композиции из тонко смоделированных изделий, отличающихся необыкновенной пластикой. Один из самых знаменитых – «Лебединый сервиз», изготовленный в 1737 году для премьер-министра Брюля, очень влиятельного в то время политика при дворе Августа III, польского короля и саксонского курфюста. В комплекте более двух тысяч предметов, а его образная система подчинена идее текущей воды как символа течения времени, жизненного потока. Роспись лаконична и изысканна, все ручки выполнены в виде лебединых шей. Кроме центрального образа сервиза – изображения лебедя, на посуде угадываются стилизованные струи воды, стебли тростника, рыба и цапля.

Второй прославленный сервиз Кендлера был сделан уже по заказу самого курфюста в качестве свадебного подарка юной девушке по имени София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург. Прусская принцесса выходила замуж за наследника российского престола Петра Федоровича, поэтому сервиз расписали с использованием герба Российской империи и высшего российского ордена – Андрея Первозванного. Комплект состоял из четырехсот предметов, и в него входили такие забытые сейчас сосуды, как компотьеры – отделанные золотым ажурным орнаментом резервуары для «конфектов» – сушеных или сваренных в сиропе сладостей из ягод и фруктов. София-Августа стала российской императрицей Екатериной Великой и по достоинству оценила мастерство мейсенских скульпторов и художников по фарфору, став впоследствии одной из самых тонких ценительниц фарфоровой посуды и скульптуры.

«Сервиз с зеленой лягушкой»

«Сервиз с зеленой лягушкой», вернее, оставшиеся семьсот семьдесят предметов из девятисот сорока четырех хранятся сегодня в Государственном Эрмитаже. Екатерина II заказывала его для своего «придорожного дворца» в финском местечке с труднопроизносимым названием Кекерекескинен (Лягушачье болото). В связи с этим на каждый предмет сервиза поместили в виде эмблемы Зеленую лягушку в гербовом щитке.

Изготовлением сервиза императрица озаботила русского консула в Англии Александра Бакстера, поручив ему заказать его по английской «королевской форме» у Джозайи Веджвуда.Королевской форма, то есть состав комплекта посуды, назначение предметов и основные принципы его дизайнерского решения, называлась потому, что Веджвуд выполнил по этому образцу сервиз для Георга ІІІ. Мастер модифицировал вариант, разработав некоторые вазочки, мороженицы, креманки и компотьеры специально для «Зеленой лягушки», введя тем самым новую форму, которую стали называть «екатерининской».

Обеденная часть «екатерининской формы» включала шестьсот восемьдесят предметов, а десертная – двести шестьдесят четыре. Каждый предмет был украшен одним или двумя изображениями какого-либо старинного британского замка или аббатства, парка, особняка, узнаваемого ландшафта. Это были виды Англии, с которыми были связаны те или иные исторические события или просто славившиеся своей красотой. Всего получилось более тысячи двухсот видов, ни один из которых на других предметах не повторялся.

«Сервиз с зеленой лягушкой» был настолько великолепен, что перед отправкой в Россию Веджвуд выставил его в Лондоне в Портленд-Хаусе, чтобы продемонстрировать соотечественникам. В России он пережил две эвакуации. Вначале в 1917 году его вывезли в Москву вместе с частью коллекций Эрмитажа. В 1921 все предметы вернулись назад. Второй раз фарфоровое чудо отправилось на Урал, в нынешний Екатеринбург, а в годы Великой отечественной войны – в Свердловск. В этот раз также целым и невредимым сервиз вернулся в Эрмитаж в 1945 году.

«Flora Danica» – ботанический атлас на фарфоре

Сервиз «Флора Дании» – совершенно уникален. Он был изготовлен в 1790 году по заказу Фредерика VI, на тот момент будущего короля Дании. В то время было известно две тысячи шестьсот видов растений, произрастающих на территории этой страны. Это единственный в мире фарфоровый гербарий. На предметы столовой посуды изображения всех растений были перенесены из ботанического атласа, в котором были выгравированы на меди.

Работа продолжалась более шести лет. Детальный перенос изображений с гравюр производился при свечах вручную. Согласно сохранившимся историческим свидетельствам, несколько мастеров потеряли зрение во время этой работы.

Необыкновенный набор посуды «Flora Danica» предназначался в подарок Екатерине Великой, однако императрица не дождалась его, она умерла в 1976 году, когда работа еще не была закончена. Фарфоровый гербарий Датского королевства вошел в историю и вызывает восхищение до сих пор. Сегодня его копии изготавливают на фарфоровом заводе «Роял Копенгаген».

гипетский поход Наполеона

Так называемый «Египетский сервиз» представляет собой ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало выставлялся. Сейчас он находится в российском музее «Усадьба Кусково XVIII века». Идея его создания принадлежит барону Виван Денону, участнику Египетского похода императора Наполеона, его личному советнику по культуре. Денон был не только ученым и политиком, но и художником-гравером. В основу эскизов легли его собственные военные зарисовки, сделанные в Египте. Сервиз предназначался в дар императору в дни его славы.

Набор был воплощен в фарфоре Александром Брашаром и Жан-Батистом Ле Пером. Он состоит из модного тогда для комплектов парадной посуды центрального декоративного украшения «сюрту-де-табль», десертной части и набора для завтрака, кофе и чая – «кабаре». Всего ансамбль включает сто тридцать шесть предметов. «Сюрту-де-табль» состоит из тринадцати миниатюрных копий реальных архитектурных памятников Египта. Тематически и композиционно он связан с посудой чашами для фруктов, основания которых представляют собой фигурки египтян, держащих резервуары чаш в вытянутых руках. Поверхность предметов сервировки где частично, а где полностью покрыта позолотой. В декоре используются знаки зодиака, египетские иероглифы, растительные орнаменты, изображения фараонов и священных змей.

Однако судьба обрекла это уникальное изделие на почти полную неизвестность. По распоряжению Наполеона министр иностранных дел Франции Шарль-Морис Талейран включил «Египетский сервиз» в список подарков, и 1808 году он был вручен Александру І в Эрфурте в честь заключения Тильзитского мира между Россией и Францией. Видимо, он напоминал крайне обидчивому Александру унизительные обстоятельства этого дипломатического шага, поскольку сервиз не упоминается в российских придворных хрониках. Впервые после Франции он всплыл в списках экспонатов Государственного Эрмитажа в 1929 году и только в 2010 году после реставрации «Усадьбы Кусково XVIII века» был включен в ее экспозицию и теперь демонстрируется посетителям музея.

Соц-арт и сервизы для товарища Сталина

В СССР все виды искусства были подчинены социалистическому реализму – глобальному эксперименту, сутью которого было подчинение всего мощного художественного потенциала пятнадцати входивших в Союз республик пропаганде марксизма-ленинизма. Безусловно, это была тупиковая ветвь развития, однако даже узость темы не могла заглушить самобытности народных промыслов и обезличить таланты мастеров. Советские предприятия, созданные на основе Императорского фарфорового завода, заводов князя Юсупова, Гарднера, Батенинского и других, продолжали производить сервизы. Только теперь темами росписи стали портреты Ленина, Дзержинского, сцен гражданской войны и трудовых подвигов, а позднее – победа в Великой отечественной войне, полет Гагарина, освоение космоса.

Известно несколько исторических фактов о сервизах Барановского завода. Предприятие стало известно еще в начале девятнадцатого века тем, что недалеко от деревни Барановка, под Житомиром, на берегу реки Случь обнаружилось месторождение каолина. Эта глина имела состав, практически, идентичный китайскому каолину, на основе которого производился тот самый секретный фарфор, рецепт которого китайцы держали в тайне. С тех пор и по сегодняшний день барановские сервизы – популярный в своей сфере бренд.

Сервизы барановского завода поставлялись в Москву для членов Политбюро. Восемь чашек из сервиза, выполненного по личному заказу Сталина, до сих пор хранятся в Кремле.
Во время Великой Отечественной войны продукция барановского завода была «реквизирована» оккупантами и попала в житомирскую ставку Генриха Гиммлера, где по замыслу Гитлера должна была создаваться колония Хегевальд. Прибывший в ставку рейхсфюрер отобедал и попросил перевести надпись на суповой тарелке. Там было написано: «Великий Сталин нас ведет к победе коммунизма!». Один из немецких офицеров, присутствовавших за обедом, писал в воспоминаниях, что Гиммлер так и не смог разбить тарелку: уж слишком хорош был сервиз

Ссылка на основную публикацию