Характеристика и особенности русского фарфора

geolike.ru

Общая характеристика фарфора. История возникновения

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур)— вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук (в зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным).

Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов ит.д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450°C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300°C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин ит.д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Фарфор покрывают глазурью или без глазури— бисквитный фарфор.

Фарфор впервые был получен в 620г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Иоганн Фридрих Беттгер (1682—1719гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора)— тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года было произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Беттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I – большом его ценителе. По заданию Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене, но потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Потерпел неудачу и вроде бы проверенный на Руси способ развития науки и искусства – приглашение иностранных специалистов.

Оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д. И. Виноградов со своими товарищами – М. В. Ломоносовым и Р. Райзером – по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”.

Обучался Д. И. Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”. Звание сейчас для нас непонятное, но в те времена пользовалось большим авторитетом.

Перед Виноградовым встала задача – самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы, технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача – разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.

Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь, кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что ему давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно. И видимо не зря: помнили, как сами чуть ли не разведгруппы посылали в Китай и, в последствии, в Саксонию.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место.

Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, в России на заводах сохранена основа технологии производства классического фарфора, разработанная еще в середине ХVIII века Д. И. Виноградовым.

Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.

кварц, полевой шпат, пегматит;

Полые изделия изготавливаются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы, состоящие из двух и более частей. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.

Плоские изделия делают методом формовки из более обезвоженной массы на формовочных полуавтоматах. Прочность фарфора достигается за счет высокой температуры обжига вначале «утельного» — до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования— «политого», при температуре1380–1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.

Анималистическая скульптура изготавливается из «мягкого» фарфора, обжигаемого при температуре до 1280°С. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.

З5 лет назад впервые в России на ЛФЗ была разработана технология и осуществлен промышленный выпуск изделий из тонкостенного костного фарфора— повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. В состав массы ввели фосфаты кальция— золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным. За создание этой технологии и промышленный выпуск изделий группа специалистов ЛФЗ в 1980 году была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.

Выпускаемые изделия декорируются надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, т.к. сверху защищены глазурью, но имеют ограниченную палитру. Наиболее популярен темно-синий кобальт. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах 720–860°С, имеют обширную цветовую палитру. При обжиге многие керамические краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные художественные возможности при росписи фарфора.

При декорировании изделий применяется деколь—переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок. Подобная техника декорирования в сочетании с ручной дорисовкой позволяет значительно увеличить тираж изделия.

Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.

Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожжённую глазурованную поверхность фарфорового изделия.

Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их ещё называют) проходит при 820 – 870 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая чёрная или коричневая жидкость, содержащая 12 – 32% золота для блестящей позолоты фарфора или 52% мелкой золотой пыли и химически растворённого золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остаётся матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске.

Общие понятия о фаянсе. История фаянса. Что такое майолика?

Фаянс – (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).

Предшественницей фаянса была майолика. Майолика (от итал. Maiolica— Мальорка)— разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы ит.п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу. Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIVв. и достигла расцвета в XVIIв. Особенно прославились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне и Кастельдуранте.

В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI веке во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии. Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения — росписью, рельефом, цветными глазурями.

В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. В 1724 году в Петербурге была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики. Завод выпускал изделия с монохромной росписью. Еще одним наиболее известным центром производства стали мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов. Петербургские и гжельские фабрики стали основой фаянсовой промышленности России. Настоящие фаянсовые заводы появились в России лишь в начале XIX века. Именно тогда были открыты крупнейшие предприятия в этой области — Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (ныне Конаковский фаянсовый завод).

К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы «серебряного века» М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо.

Рубрика “Фарфор”

Посещение ресторана — это возможность не только вкусно поесть, но и приятно провести время. Красиво накрытый стол с эксклюзивной фарфоровой посудой придаст даже обычному ужину изысканность и неповторимость — нюансы, которые отличают рестораны и кафе высокого уровня от обычных заведений общепита.

Правильный выбор предметов сервировки для ресторана даст возможность заведению сформировать собственный уникальный стиль. В нынешней жесткой конкуренции это немаловажно. Главные требования, предъявляемые к профессиональной посуде в ресторанном бизнесе — надежность и долговечность, сочетающиеся с креативным дизайном и адекватной ценой.

Ресторатор, выбирая фарфоровую посуду, часто стоит перед дилеммой: фаянс или фарфор. И чтобы найти решение, необходимо прежде всего оценить преимущества качественной фарфоровой посуды по сравнению с другими видами керамики.

Преимущества и недостатки фарфоровой посуды

Итак, достоинства элитной фарфоровой посуды:

  • Изящество, утонченность, красота, классические формы.
  • Первоклассное качество.
  • Экологичность и безопасность для здоровья.
  • Идеальная глазурованная поверхность.
  • Влагопоглащаемость ниже 0,2%. Для сравнения: у фаянса — 9

12%.

  • Способность сохранять тепло.
  • Сопротивляемость к агрессивным моющим средствам.
  • Стойкость к механическим воздействиям при обработке в посудомоечной машине.
  • Удобство штабелирования и складирования;
  • Неподверженность старению.
  • Фарфоровая посуда — все же керамика, хотя и высококачественная, поэтому требует бережного отношения, не выносит сильных ударов и в этом ее основной недостаток.

    Цены на качественный фарфор довольно высоки, что тоже является минусом для бюджетных заведений.

    Виды фарфора

    Фарфор — вид тонкой керамики, изготовленной спеканием при высокой температуре каолина — качественной белой глины в смеси с кварцевым песком, полевым шпатом и другими добавками.

    Хороший фарфор выделяется полупрозрачностью, легкостью, и чистым мелодичным отзвуком при ударе.

    Существует несколько видов фарфора, различающихся по технологии термообработки и составу:

      Мягкий. Фарфоровая масса с нанесенной глазурью проходит одну процедуру спекания при 1300

    1350°. Такой щадящий обжиг делает керамику пористой и впитывающей влагу. У мягкого фарфора есть вероятность появления внутренних трещин. Обычно он недорог и используется в бюджетных заведениях,
    Твердый. Двойная термообработка при температуре 1400

    1460°. Такой фарфор ценят в заведениях среднего класса. Стоимость ее уже достаточно высока, но полностью соответствует качеству.

    На основе твердого фарфора существуют еще две разновидности:

    • Упрочненный. В его состав входят усиливающие крепость металлы. Посуда недёшева, ее предпочитают владельцы ресторанов и клубов высокого уровня.
    • Костный. В его структуру добавляется до 50% костной муки. Это делает фарфор особо прочным, и вместе с тем изысканным, тонкостенным, с красивым ослепительно белым или сливочным оттенком. Костный фарфор относится к категории VIP и ценится очень дорого. Посуду из него редко используют повседневно, чаще ее можно встретить на банкетах и приемах самого высокого уровня.

    Фарфоровая посуда для ресторанов

    От кирпичей до фарфора: особенности создания посуды Tognana

    Посуда Tognana отличается белоснежностью. Вместо цветовых сочетаний дизайнеры итальянского бренда продемонстрировали, какое разнообразие форм можно создать для привычных тарелок и чашек

    Секреты фарфоровой посуды от Seltmann Weiden

    Посуда немецкого бренда Seltmann Weiden давно является синонимом качественного фарфора из Германии. Семейный бизнес начал…

    «Фарфоровая» мода от Филиппа Розенталя

    Любоваться фарфоровыми изделиями от немецкого бренда можно не меньше, чем картинами известных художников. Тем более что некоторые из них приложили свою кисть и к фарфору Розенталя

    Фарфор Lubiana: как выглядит недорогая, но популярная посуда

    Ищете оптимальный вариант посуды и не можете вписаться в бюджет? Польский завод по производству посуды работает над тем, чтоб белоснежный фарфор был на каждом столе. Как это получается, судить вам

    Kahla: современная посуда с историей от немецкого производителя

    Коллекция «Мадонна» была мечтой многих советских домохозяек. Хотя мало кто знал, что это посуда бренда с мировой популярностью и длинной историей

    Дулёво: гнездо фарфорового сокола

    Ликино‑Дулево — провинциальный городок, где бережно хранят традиции русского фарфорового дела. Узнаваемый стиль, высокое качество, широчайший ассортимент — вот те основы, которые по сей день отличают продукцию знаменитого фарфорового завода

    Выбор фарфоровой посуды

    Специфика ресторанного бизнеса предъявляет к посуде ряд требований, на которые следует опираться при выборе. Специалисты руководствуются тремя золотыми правилами:

    1. Практичность и прочность. Для заведений общественного питания лучше использовать посуду с утолщенными краями и из качественного стойкого материала. Следует обращать внимание на стойкость керамики к различным термическим режимам.
    2. Форма. Посуда с простыми формами более приспособлена для повседневной эксплуатации. Например, круглые и овальные тарелки лучше складируются и меньше подвержены сколам по углам, как это бывает с треугольными или квадратными.
    3. Цвет. Посуда светлых оттенков, свойственных фарфору, всегда красиво смотрится на столе. Кстати, иногда можно заменить случайно разбитый предмет из одного сервиза светлого оттенка на другой ему подобный из другого.

    Основные фирмы-производители

    Современный рынок предлагает фарфоровую посуду ведущих мировых производителей, способную удовлетворить самые взыскательные запросы.

    Немецкие фирмы

    • Последние модные тенденции и необычные дизайнерские решения воплотились в ярких и креативных коллекциях фирмы:
    • SAVOY — контраст классики и модерна. Идеально продуманный цвет и стиль. Наряду с мягкими округлыми формами появились и необычно‑асимметричные очертания. Посуда этой серии всегда уникальна.
    • MERAN лишена какого-либо декора, но изящные формы и спокойные классические линии и цвета стали истинным ее украшением.
    • MOZART в стиле роскошного барокко. Рельефный декоративный орнамент подчеркивает тонкое изящество посуды. Весьма подходящий вариант для светских приемов и VIP банкетов.

    Основанная в 1879 г. фирма SCHÖNWALD — одна из крупнейших в Германии.

    Фирменный знак SCHÖNWALD — стилизованную елочку — можно встретить на посуде в ресторанах отелей Sheraton, Hilton, Marriott и других. Посуда из фарфора по легендарной формуле Хермана Греча, выпускающаяся с 1936 г., до сих пор имеет колоссальный успех.

    Последний модный тренд SCHÖNWALD отражен в серии WellCome.

    Дизайнер Карстен Гольник создал ее в характерном асимметричном стиле. Благодаря добавкам из оксида алюминия изделия стали надежными в эксплуатации и приобрели особый блеск и оттенок, меняющийся от голубого при дневном, до бежевого при вечернем освещении.

    Цены высокие, но вполне соответствующие немецкому качеству. Например, столовый сервиз Seltmann Weiden из 24 предметов на 6 персон — от 22,5 тыс. р.

    Людмила Дашковецкая, менеджер отдела посуды компании «Деловая Русь» делится впечатлениями:

    • Продукцию немецких производителей трудно переоценить: она всегда востребована. Покупатели выбирают ее за широкий ассортимент, отличное качество и прочность, за элегантный дизайн, который всегда подойдет заведениям самого разного формата.

    Российские фирмы

    Самые известные фирмы по производству фарфора России:

    • Дулёвский фарфоровый завод — один из старейших, основан в 1832 году. Отличительная черта продукции — самобытная роспись в народном стиле, так называемые агашки. Фарфор отличается особой прочностью и прозрачностью, устойчивостью глазури.
    • Кубаньфарфор — с 1960 г. один из крупнейших производителей фарфоро‑фаянсовой продукции. Товарный знак фирмы — парящая чайка. Фарфор производится из полуфабриката, поставляемого из Китая. Продукцию завода выбирают многие бюджетные заведения страны: обладая приличным качеством, посуда имеет очень демократичные цены.

    Ольга Зуева, специалист отдела комплексного оснащения объектов торговли, рассказывает:

    • Фарфоровая продукция отечественных производителей представлена в широком ассортименте и по доступным ценам. Она всегда востребована предприятиями питания среднего уровня, предпочитающими ее за практичность и презентабельный внешний вид.

    Bormioli Luigi – это элитная посуда от итальянского производителя. В чем ее преимущества – читайте в этой статье.

    Чешские фирмы

    Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:

    • Собственно Rudolf Kämpf — Ручная работа премиум-класса для эксклюзивного потребителя.
    • Leander — посуда и изделия из фарфора для потребителя в сегменте mass‑market.
    • Leander HoReCa — профессиональная посуда из фарфора для отелей и ресторанов.

    Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.

    Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.

    Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:

    • Профессиональная посуда чешской фабрики Rudolf Kämpf создает новые возможности для сервировки. Прекрасные изделия часто необычных форм и авангардных дизайнерских решений. Качество просто потрясающее. Такой посудой очень приятно пользоваться. От нее исходит вложенное мастерами тепло.

    Что такое фарфор. Основные виды фарфора.

    Фарфор представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

    Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

    От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов – каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин – чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

    Виды фарфора

    Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

    Основными видами являются:
    • мягкий фарфор;
    • твердый (высокотемпературный) фарфор;
    • костяной фарфор.

    Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

    Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

    Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

    Костяной фарфор

    Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

    Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

    Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы – достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

    Мягкий фарфор

    Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

    Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.

    Первый русский фарфор

    Особенности становления и развития Невской порцелиновой мануфактуры, описание ее ассортимента и первых образцов фарфора. История появления фарфора в России. Технология изготовления фарфора. Роль Д.И. Виноградова в создании самобытного фарфора в России.

    РубрикаКультура и искусство
    Видреферат
    Языкрусский
    Дата добавления18.06.2010
    Размер файла21,0 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    1. Первый русский фарфор

    Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней. Наиболее ранним образцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинским шрифтом.

    В первые годы создания Невской порцелиновой мануфактуры там изготовлялись лишь изделия небольших размеров – «посуда малой руки», как выражался Виноградов. Такие изделия менее капризны в производстве. Кроме того, объемы существовавших тогда обжигательных печей не давали возможности делать крупные вещи.

    Об ассортименте изделий, выпускавшихся на порцелиновой мануфактуре в 1749-1750 годах, можно судить по «Запискам о фарфоре» Д.И.Виноградова, где он упоминает о миске, чашках с крышками, о кофейнике, чайных чашках и фарфоровых яйцах. В апреле 1750 года были изготовлены блюда, а также коробки с выпуклыми цветами. Д.И.Виноградов писал, что коробки, которые «цветами обложены», он сам возил «господину барону».

    Из выполненных в 1749 году изделий до наших дней дошла чашка с рельефным украшением, изображающим виноградную лозу. На чашке имеется марка ——- , нанесенная подглазурной кобальтовой краской.

    Этот редкий экземпляр первого русского фарфора хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

    К числу первых виноградовских изделий принадлежит также высокая фарфоровая стопка с восьмигранным низом, хранящаяся в Русском музее в Ленинграде. Синей подглазурной краской на изделии изображена марка —- ——– , а также выдавленный в массе знак «4.16». Знак, очевидно, показывает номер массы, из которой было изготовлено изделие.

    Та же, в Русском музее, среди образцов старого фарфора можно увидать несессер в виде спеленутого ребенка с маркой — ————- ; знак «СПБ» точно устанавливает, что это изделие было изготовлено на Невской порцелиновой мануфактуре.

    В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начато изготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворной знати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу были фарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом и фамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновой мануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.

    В газете «Санктпетербургские ведомости» от 19 марта 1753 года было опубликовано такое объявление:

    « Господин бергмейстер Виноградов объявляет всем знатным особам, а особливо придворным обоего пола, которые изволят иметь порцелиновые табакерки в форме пакета с надписями, те б изволили присылать к господину Советнику Монетной канцелярии Ивану Андреевичу Шлаттеру, в Санктпетербург, формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господин Виноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме обделки по 20 рублев» .

    Кроме пакетовых табакерок, то есть имевших форму конверта, на порцелиновой мануфактуре делались также табакерки самых разнообразных форм и размеров. Так, например, среди вещей, оставшихся после смерти Д.И.Виноградова и хранившихся у него, значилось около ста круглых, овальных, четырехугольных табакерок, расписанных пурпуром, золотом и прочими красками.

    В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, кроме табакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки, кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашки полоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительные трубки, шпажные эфесы и др.

    Из перечня видно, что порцелиновая мануфактура в то время представляла собой вполне налаженное производство.

    Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу и страстно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, как горная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».

    Когда в России не было фарфора

    До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были фарфоровые изделия из Китая, где впервые их стали изготовлять на рубеже VII-VIII веков. В Европу фарфор завезли купцы в XIII веке

    Несмотря на то, что ввоз фарфора в европейские государства с годами заметно увеличивался, в описях королевского и княжеского имущества XVI века фарфоровые предметы все еще находились среди самых ценных и считались дорогими подарками. Вскоре фарфор стал модой, предметом собирательства и украшения дворцов.

    Фарфор начали употреблять также и в качестве парадной посуды.

    Европейцы пытались сами найти способ производства фарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами. Однако во время поисков был изобретен ряд превосходных материалов, по своему внешнему виду очень напоминавших дорогостоящий китайский фарфор. Так появилось венецианское молочное стекло, испано-мавританская керамика, итальянская майолика, английские и голландские фаянсы.

    Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, – в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.

    С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.

    В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошло от итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О его происхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболее вероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, – так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.

    Привозной фарфор по-прежнему стоил недешево. Им могла пользоваться только знать. Простые люди во всем мире пили и ели, используя глиняную, деревянную и металлическую посуду.

    Не знавшая своего фарфора Россия достигла непревзойденного мастерства в обработке художественных изделий из дерева, металла и керамики, среди которых большое место занимала посуда.

    Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития. Только в первой четверти XVIII века было создано свыше двухсот навых предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Россия постепенно освобождалась от необходимости ввозить многие промышленные изделия из-за границы. Некоторые отрасли промышленности приходилось создавать заново. Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.

    Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.

    – Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор – как и дорогие ювелирные украшения, например, – всегда в моде, он радует и восхищает, дорогой фарфор и антикварный фарфор по-прежнему доступны немногим.

    – До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов.

    – Европейцы пытались сами найти способ производства фарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами.

    – Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, – в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.

    – С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.

    В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошло от итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О его происхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболее вероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, – так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.

    – Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития.

    – Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.

    Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.

    – Первые опыты организации фарфорового производства в России относятся ко времени царствования Петра I. В 1718 году в Россию был выписан голландский мастер Эггебрехт. Он имел свою фаянсовую фабрику в Дрездене и отправился в Россию испытать счастье. Однако Эггебрехт пробыл здесь недолго, и получить фарфор ему не удалось.

    – фарфоровое производство намечалось организовать на Невских кирпичных заводах, расположенных в 8 километрах от Петербурга. «Порцелинная ея императорского величества манифактура, что при Санкт-Петербурге на кирпичных заводах» – как назвал Д.И.Виноградов первый русский фарфоровый завод – разместилась на левом берегу реки Невы по дороге в Шлиссельбург, на том самом месте, где ныне находится Государственный фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова.

    – Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней.

    – Наиболее ранним образцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинским шрифтом.

    – В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начато изготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворной знати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу были фарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом и фамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновой мануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.

    – В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, кроме табакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки, кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашки полоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительные трубки, шпажные эфесы и др.

    – Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу и страстно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, как горная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».

    – Создатель первого русского фарфора Дмитрий Иванович Виноградов твердо верил в то, что его труд не пропадет даром и будет продолжен будущими поколениями. Он писал:

    «Дело порцелина. которое в России. еще почти в начале своего ращения находится, чаятельно современем к совершенному созрению придя и желаемые плоды принесет».

    Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды, то образуется особый вид фарфора – бисквитный. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой – относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом уже с глазурью – при 1200-1500оС. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером. Мягкий фарфор, именуемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, становясь сухим и непористым. Глазурь состоит преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1000оС, для соединения глазури с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже, излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Сначала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером служат прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи). Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Здесь речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но чище, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем. Выделяются два принципиально разных вида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью (inglazed), либо над глазурью. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большую температуру (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения подглазурного декора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, в связи с чем при обжиге 1100-1400 0С глазурь поднимается над декором и запекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор, а посуду с «подглазурным» декором можно использовать в микроволновых печах и в посудомоечных машинах. Старейшая надглазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800С.

    Создатель первого русского фарфора Дмитрий Иванович Виноградов твердо верил в то, что его труд не пропадет даром и будет продолжен будущими поколениями. Он писал:

    «Дело порцелина. которое в России. еще почти в начале своего ращения находится, чаятельно современем к совершенному созрению придя и желаемые плоды принесет».

    В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место.

    В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова.

    “Русский фарфор” – история развития фарфора в России

    Историки считают, что в России мода на фарфор была введена Петром I, который, посетив в 1712 году королевскую резиденцию Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и закуплен иностранный фарфор. Вскоре мода на фарфор распространилась среди русских придворных. Начались массовые закупки фарфора за рубежом. (20).

    Фарфор в то время был доступен только богатой аристократии. Но несмотря на это, спрос на фарфор был велик. В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства мейсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались и уникальные сервизы, и отдельные изделия. В честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Август III прислал в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen». Сохранились около 100 предметов мейсенского сервиза графа Орлова-Чесменского. Русский посол в Париже Барятинский постоянно приобретал на Севрской мануфактуре фарфор для Екатерины II. Фридрих II прислал в дар Екатерине II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры.
    В России фарфор вместе с фаянсом и керамикой называли цениной, от слов чиницин – “Китай”. Предполагается, что происхождение слова фарфор происходит от персидского “фагфур” – китайский император.

    Попытки организовать собственное производство фарфора в России начинаются при Петре I. Из Европы он приглашает Петера Эггербрехта – голландского мастера, владельца фаянсовой фабрики в Дрездене, знающего секрет изготовления фарфора. Эггебрехт пробыл в России недолго и не дал ничего полезного.

    Таким образом, для нахождения состава фарфора и способов его изготовления к середине XVIII в. в России был один путь – самостоятельная исследовательская работа.

    Разрешить этот вопрос в России удалось двум русским людям – Дмитрию Ивановичу Виноградову и Михаилу Васильевичу Ломоносову. Д.И. Виноградов – химик, организатор первого в России фарфорового производства. Родился в Суздале. В 1732 г. закончил суздальскую цифирную школу, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в которой познакомился с М.В. Ломоносовым, в 1735 г. в числе 12 лучших учеников направлен для продолжения образования в Санкт- Петербургском университете при Петербургской Академии наук. В 1736 г. вместе с М.В. Ломоносовым и Г.У. Рейзером командирован Академией Наук в Германию для изучения металлургии. В1739–1743 гг. учился во Фрейбургской горной академии. Изучал горное дело, химию, минералогию, металлургию, механику, строительное искусство, пробирное дело. Составил «Каталог различных руд» с образцами. В 1744 г. Д.И. Виноградов вернулся в Петербург был назначен заниматься организацией «порцелиновой манифактуры» на берегах Невы. (21). А М.В. Ломоносов по собственной инициативе поставил перед собой задачу – разработать состав фарфоровой массы из отечественных сырьевых материалов.

    Д.И. Виноградов принимал живейшее и непосредственное участие в организации фарфорового дела в России с первых же дней его возникновения. Ученый понимал, что для успешного завершения начатого дела необходима упорная творческая работа, опирающаяся на экспериментах. Д.И. Виноградов писал, что первым делом надо тщательно подготовить сырьевые материалы. Кварц сначала отчистить от посторонних примесей, в особенности от металлических включений, затем прокалить и обжечь на сильном огне в глиняных горшках и снова отчистить от примесей. Масса должна быть измолота очень тонко, так, чтобы при растирании ее между зубами не чувствовались песчаные частицы.

    После расшифровки первый рецепт русского фарфора, разработанный Д.И. Виноградовым, может быть записан так:

    • Кварца прокаленного 768 частей
    • Глины подготовленной 384 части (песчанки)
    • Алебастра отсеянного 72 части

    Многочисленные опыты по опробованию различных составов фарфоровых масс позволили Д.И. Виноградову подобрать массу, обладающую наилучшими пластическими свойствами при формировании изделий и дающую белый прозрачный фарфоровый черепок. Перед ученым встает вопрос – как сохранить состав массы и звонкие фарфоровые образцы и одновременно снизить усадку изделий при сушке? Поэтому Д.И. Виноградов вводить еще один компонент – обожжённою глину.

    В начале 1747 г. Виноградов уже получил фарфор удовлетворительного качества; 30 января того же года он писал про состав одной из своих масс: «лучшая, если материалы хорошо подготовлены». (28)

    Эта масса Виноградова, обозначенная № 24, состояла из 12 ф. глины обожженной, 6 ф. глины необожженной, 6 ф. кварца и 1 ф. алебастра. В 1748 г. Невская порцелиновая мануфактура уже выпускала живописные изделия из фарфора Виноградова. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Д.И. Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а употреблял малоизвестные итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова и сокращал их. Это объясняется тем, что Д.И. Виноградов получал специальные указания о том, чтобы его работа по возможности была засекречена.

    Фарфор Ломоносова отличается и от русского фарфора Виноградова. Последний в качестве плавня применял алебастр (гипс), начав работы над фарфором на несколько лет раньше Ломоносова. В 1746-1747 гг. работы Виноградова по нахождению оптимального состава фарфора из русских сырьевых материалов находились в полном разгаре.

    М.В. Ломоносов избрал для своих работ по фарфору гжельскую глину, о свойствах которой ему было известно. М.В. Ломоносов на основе своих проб в изготовлении фарфоровой массы составил свое собственное мнение о качествах гжельской глины. Кварцевые материалы М.В. Ломоносов вводит либо горным хрусталем, либо кварцем; он подвергает их той или иной предварительной обработке – обжигу-промывке, отмучиванию и различной степени измельчению.

    Подчеркнем, что нигде в мире трудное дело создания фарфора не было выполнено так быстро и так блестяще, как в России: в одни и те же сороковые годы 18 века эта задача была решена вполне самостоятельно сразу двумя людьми, одним из которых был М.В. Ломоносов – факт, не имеющий аналогии в мировой истории керамического производства.

    Ученые предполагают, что М. В. Ломоносов приступил к своим исследованиям по фарфору тогда, когда Д.И. Виноградов уже решил в основном задачу получения своего фарфора. Это видно из того, что лаборатория М. В. Ломоносова начала работать лишь осенью 1748 г., а Д. И. Виноградов уже в это время изготовлял свой фарфор. Тем не менее М. В. Ломоносов вел свои исследования вполне самостоятельно и совсем другим путем, чем Д. И. Виноградов. Это доказывается сравнением фарфоровых составов обоих ученых.

    Императорский Фарфоровый Завод имени М. Ломоносова.

    Открытия М.В. Ломоносова в области изготовления российского фарфора дали толчок для развития производства фарфоровых изделий в разных городах России.

    Порцелиновая мануфактура была основана в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра I императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Директором был назначен Д.И. Виноградов.

    После смерти Д.И. Виноградова 25 августа 1758 г. и порцелиновая мануфактура стала постепенно приходить в упадок, так как он был душой всего дела. В 1762 г. фабрика находилась в таком состоянии, что требовалось вмешательство извне. В самом начале царствования Петра III, в январе 1762 г. фабрика была передана из ведения кабинета е. и. в. в распоряжение Сената. Последний 29 января 1762 г. вынес решение о назначении М.В. Ломоносова директором фабрики. Причины такого назначения совершенно непонятны, так как М.В. Ломоносов в то время имел достаточно забот на своей усть-рудицкой «фабрике делания цветных стекол» и был поглощен многими другими делами, среди которых мозаика занимала не последнее место. 25 февраля 1762 г. Сенат передал фабрику снова в ведение кабинета е. и. в. Не известно, почему Сенат так быстро отменил свое решение.

    Так М.В. Ломоносов пробыл в 1762 г. директором фарфоровой фабрики менее месяца и был освобожден от этой должности, вероятно, вследствие своего отказа.

    В первые годы на Невской Порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков.

    Екатерина II покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

    В результате культурного подъема конца 1770-х гг. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. По мнению некоторых специалистов, Екатерина II отдавала предпочтение фарфору зарубежного производства, но в дальнейшем обратила свое внимание на отечественный фарфор.

    Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

    Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

    Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту.

    С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.

    В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова, предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод, и только в 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в Императорский фарфоровый завод.

    В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

    А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.

    Продукция Императорского Фарфорового Завода — художественный фарфор, первый фарфор России по времени своего возникновения и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изделия завода завоевывали высокие награды на международных выставках в разных городах мира. Фарфор завода представлен в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место, где на протяжении почти трех столетий создается и хранится воплощенная в фарфоре история и культура России.

    1. Гладков А.К. ”Творчество М.В. Ломоносова и культура России Нового времени”. Сибирская благозвонница, 2014
    2. Наталия Сиповская “Фарфор в России 18 века”. Питакотека, 2008
    3. Салтыков А.Б. “Избранные труды”. Советский художник, 1962
    4. Пиотровский М.Б. “Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет”. АРС/ Государственный Эрмитаж, 2009
    5. Андреев А.И. “Ломоносов” – сборник статей и материалов. Академия Наук СССР, 1946
    6. Принцева Г.А. “Памятники русской культуры времени М.В. Ломоносова в Гос. Эрмитаже”. Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961
    7. Половцов А.В. К биографии М.В.Ломоносова. Ломоносов – директор фарфоровой фабрики. // Известия ОРЯС. С.1 – 6.
    8. Павлова Г.Е., Федоров А.С. “М.В. Ломоносов: жизнь и творчество”. М: Наука, 1980
    9. Бояринцев В. “Михайло Ломоносов”. Книжный мир, 2011
    10. Лаврова Т.В. “Декоративно-прикладное искусство в контексте эстетического воспитания”
    11. Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / [гл. ред. В.В. Яковлев]. – СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2003-.
    12. Ченакол В.Л., Андреева Г.А. “Летопись жизни и творчества Ломоносова”. Академия Наук СССР, 1961
    13. Некрасова Е.А. Ломоносов – художник. – М.: Искусство,с.: ил. – Прил.: Ломоносов М.В. [Проекты памятников Екатерине II, Елизавете Петровне и Петру I]. М.: Искусство, 1988
    14. Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде). Лениздат, 1981
    15. Жуковская, И.И. Михаил Васильевич Ломоносов и его вклад в развитие русского фарфорового производства / И.И. Жуковская // Православная церковь и русская культура : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию светлой памяти великого русского мыслителя и писателя Ф.М. Достоевского и десятилетнему юбилею С.-Петерб. обществ. организации “Собор православной интеллигенции” во имя святого преподобного Серафима Вырицкого, 11-12 февр. 2011 г. : М.В. Ломоносов и духовные ориентиры России в свете православия : материалы Междунар.науч.-практ. конф., посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, 19 нояб. 2011 г. / Обществ. орг. “Собор православной интеллигенции”. – СПб. : Лема, 2012. – С. 297-300.
    16. Литвина Л.П. 250 лет жизни первого фарфорового завода России: [Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод, Санкт-Петербург] // Обсерватория культуры / Рос. гос. б – ка. – 2006. – № 1. – С. 73-81. –
    17. Баранова, Светлана Измайловна. “Изыскал фарфоровые составы. “. Родина, 2011
    18. М.Н.Кречетова и Э.X.Весгфален. Китайский фарфор. Гос. Эрмитаж, Л.,1947
    19. Марко Поло. Путешествие. Перевод со старо-франц. И. П. Минаева. Гос. изд. худож. литер., Л., 1940
    20. Н. Спилиоти. Фарфор на исторической выставке предметов искусства в С.-Петербурге, 1904 год. Художественные сокровища России, т. IV, №№ 6. 7 и 8, 1904

    Фарфор. Особенности фарфора. Применение фарфора

    Подарок, достойный королей. Так в 15-ом веке восприняли фарфор европейцы. На Западе посуда была фаянсовой. По сравнению с восточными творениями она выглядела грубой, толстостенной. Поэтому, императорский фарфор, завезенный из Китая, стал утварью королей и в Европе.

    Она приобщилась к искусству спустя 10 столетий, после изобретения материала. Каолин – основу фарфора нашли в Поднебесной еще в 5-ом веке. Тогда же научились смешивать глину с кварцевым песком и полевым шпатом . Состав, вроде, не изыскан. В чем же его особенности, может, в обработке?

    Свойства фарфора

    Мастер фарфор должен чувствовать. Подразумевается не только художественное чутье, но и предвидение усадки. При обжиге материал деформируется, уменьшается в размерах. Преобразуется примерно 70% массы. Не спасает даже муллит. Это огнеупорные частицы, служащие каркасом изделий .

    Китайский фарфор, как и качественный европейский, не стареет. Предметы, изготовленные века назад, сохраняют все свойства свежих изделий. Это одна из причин дороговизны старинного фарфора. Он антикварен, но ничем не уступает только что сделанному.

    Так, пиала 15-го столетия на аукционе Стотбис в Гонконге продана за 36 000 000 долларов. Чаша расписана в зооморфном стиле, изображены петухи и курицы. Вот еще одна причина ценности фарфора. Он разукрашивается исключительно вручную. Каждый предмет неповторим.

    Если магазин фарфора посещает знаток, то проверяет изделия на звон. В идеале, он напоминает колокольный. От постукиваний друг о друга или стеклянные палочки посуда и статуэтки издают чистый, мелодичный звук.

    Объединяет фарфоровые образцы и особый блеск. Глазурь составляется из нескольких слоев. Они отличаются по прозрачности. Сложная сема преломления света – секрет внутреннего лучения фарфора.

    Посуда и другие предметы из фарфора непроницаемы для воды, устойчивы к действию химически реагентов, в частности, кислот. Еще одно общее качество – жароустойчивость. В остальном, свойства материала зависят от его типа. Чайный фарфор твердый.

    Идет не только на производство посуды, но и технических деталей, к примеру, электроизоляторов. Водопоглощение материала не превышает 0,1%. Твердость же изделий достигает 8-ми баллов по шкале Мооса . Сравнимо с топазом.

    Исходное сырье – каолин и полевой шпат. Глину берут чистую, жирную, пластичную и тугоплавкую. Шпат выбирают с вкраплениями слюды. Такая порода легче плавится. В качестве добавки идет кварцевый песок.

    Второй тип фарфора – мягкий. Из него, как правило, изготавливают художественные изделия. Цветы из фарфора или фарфоровые статуэтки содержат много плавней. Это добавки, увеличивающие стекловидную массу, жидкую фазу.

    Итог – особая прозрачность материала. Однако, жаропрочность и твердость снижены примерно вдвое. В составе мягкого фарфора можно обнаружить соду, морскую соль, толченый алебастр, гипс, и квасцы. В качестве глазури используют стекло . Твердый же фарфор покрывается тем же составом, что и черепок.

    Третий тип материала – придумка уже не китайцев, а англичан. В 18-ом веке создан костяной фарфор. Формально он относится к мягкому, но, по сути, является компромиссом между двумя основными видами. Мастера добиваются прозрачности материала при минимальном снижении его прочности и твердости.

    К основе твердого фарфора из каолина и шпата примешивают фосфаты, в частности, костную золу. В 1971-ом году технологию освоили на Ленинградском заводе. Так что, советский фарфор частично именно костяной.

    Особняком стоит холодный фарфор. Его изобрели в Аргентине в начале 20-го века. Смесь состоит из крахмала кукурузы, масла, глицерина и клея. Напоминает пластилин, но самопроизвольно затвердевает после окончания лепки.

    Во время работы материал податлив, подходит для тонких, филигранных изделий. Мастера холодного фарфора – и взрослые, и дети. Процесс производства и сама смесь безопасны для людей любого возраста. К тому же, в отличие от стандартного фарфора, холодный продается в готовом виде.

    Производство фарфора

    Сервиз из фарфора начинается с вылеживания минеральной массы. Ее помещают в подвалы с влажность воздуха почти в 100%. Выдержка в среде необходима для равномерного распределения воды в фильтрованных и прессованных лепешках будущего фарфора.

    Доставка материала из подвала в цех происходит лишь через 3-4 месяца вылежки. Предстоит вновь перемешать массу, удалить из нее воздух и заново спрессовать. Брикеты готовы к работе. Теперь, очередь художников и моделистов.

    Первые рисуют эскизы, учитывая усадку материала. Вторые делают гипсовые макеты. Один изготавливается в масштабе 1 к 1-му, второй – на 15% больше рисунка. Только так удается учесть и воздушную усадку фарфора и ту, что происходит при обжиге.

    Если производство серийное, создается еще и пластмассовая форма для отливки. Трудоемкость процесса такая, что финансовые издержки одного изделия с момента отливки макета до продажи готовой продукции составляют примерно 100 евро.

    Таковы данные фарфоровых заводов Германии. Речь идет об изделиях простых форм. Издержки на производство сложных фигур больше. Так что, фарфор своими руками – хобби, требующее солидных вложений.

    Форма для статуэтки, или посуды, не бывает единой. Макет дробят на части. Для стандартного кофейника, к примеру, подготавливают 11-15 фрагментов. При работе с фарфором их скрепляют шликерной массой.

    Ее растушевывают по поверхности тонкими кистями. Стыков не должно быть видно. Не обходится и без финальной штукатурки. Важно не только качество, но и скорость. Заготовка не успевает высохнуть.

    Перед тем, как попасть в магазин фарфоровых изделий, продукция обжигается минимум 2 раза. Первая обработка проходит при 980-ти градусах, направлена на удаление остатков воды. Второй обжиг требует примерно 1500 по шкале Цельсия.

    Перед финальным запеканием изделия окунают в голубую органическую краску. Она сгорает в печи, но делает заметными мельчайшие дефекты. Если они проявились, товар отбраковывают. Клейма фарфоров ставят лишь на идеальные статуэтки, вазы, тарелки.

    Применение фарфора

    Купить фарфор можно не только в магазинах посуды и статуэток. Сырье востребовано и в стоматологических кабинетах. Из фарфора делают коронки. За счет полупрозрачности, блеска материала, протезы из него выглядят наиболее естественно.

    Фарфор пригождается в производстве элитного фаянса , раковин, унитазов. Материал нашел место в микроэлектронике. Ведутся даже разработки брони на основе фарфора.

    В классическом исполнении он считается твердым, но хрупким. Однако, современные ученые создали несколько присадок, делающих покрытие стойким к пулям и прочим силовым, ударным воздействиям.

    Цена фарфора

    Стоимость изделий зависит от их новизны. Старинные предметы, естественно, ценятся дороже. Внешне они могут быть неказисты. Так, ваза корейского производства 18-го века продана на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 1 200 000 долларов. Изделие без росписи, с нарушенной симметрией, имеется пара небольших трещин. Тем не менее, за лот шла ожесточенная борьба.

    Среди российских экземпляров особо ценится, к примеру, дулевский фарфор. Завод основан в 1832-ом. Если удастся найти продукцию тех времен, станешь миллионером. Дулевская продукция, кстати, тоже отличается простотой. Белая глазурь оформлена, как правило, лишь позолотой . К броской росписи прибегали нечасто.

    Средняя цена на советские статуэтки из фарфора – 4-6000 рублей. Это стоимость одной фигурки средних размеров и такой же распространенности. За особо редкие образцы приходится отдавать тысячи долларов.

    Если же фарфор свежий, цена устанавливается производителем. Однако, стоимость изделий всегда выше, нежели посуды и прочих товаров из стекла, обычной керамики и даже хрусталя .

    Ссылка на основную публикацию