Чем необычен русский сарафан?

Разновидности и значение русского народного сарафана

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.

Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда

А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.

Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа

Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.

Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.

Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.

Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.

Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом

Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.

Шикарный русский сарафан

Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.

Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.

Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.

Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.

Внешний вид поневы мог сильно отличаться

Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.

Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.

Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.

Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

Русская народная одежда

История русского сарафана

Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: “История русского сарафана”. Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club “выжала” самое важное и спешит этим поделиться:

Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в – народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Материалы для русского народного костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – “пестряди”. И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.

В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Цвет в крестьянской одежде
Распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро – коричневый, жёлто – оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово “красный” в древнерусском языке понималось как “прекрасный”.

Известный с конца XIX века русский романс “Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…” имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических – знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

История сарафана
Само название – не русское, а персидское и обозначает “одетый с головы до ног” и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово “сарапай” могло означать и “почётная одежда”. Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.

Термин “сарафан” первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.

Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак – цельные передние и задние полотнища.

2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.

3. Прямой сарафан. Более позднее “прямые” или “круглые” (“московские”) сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.

4. Сарафан “с лифом”. Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны “с лифом”, пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.


Традиции и современность
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе “Русские сарафаны и платья”.

Благодарим авторов работы за ценную информацию – Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.

Русский сарафан: история и выкройка сарафана

Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.

Русский сарафан в старинных народных песнях

Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:

Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане.

Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, веро­ятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Су­дя по письменным источникам (завещаниям, договорам, заклад­ным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через го­лову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.

Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значи­тельно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зелено­го цвета из дорогого фландрского и английского сукна.

Вероят­нее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ноше­нии в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворян­ки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

История русского сарафана

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный тер­мин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и се­верных губерний России, вместе с переселенца­ми «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.

Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шу­шун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотни­ща или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей бе­лого, красного, черного и темно-синего цве­тов.

Подобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воро­нежской губернии как элементы девичьего ко­стюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался един­ственным вариантом женской одежды. Неко­торые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные ру­кава, пришивавшиеся к краю проймы.

Виды русских сарафанов

Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Си­бири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шер­стяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый про­стой — несколько (от четырех до восьми) пря­мых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.

Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды св­язывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.

Косоклинный распашной сарафан

Самым популярным на протяжении XVIIIпервой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришива­лись несколько косых клиньев, которые значи­тельно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали вось­ми и более метров.

Передние полотнища сара­фана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелко­вого или шерстяного шнурка, отсюда и послови­ца про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девят­надцать и более. В более поздние времена в не­которых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.

Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металли­ческие галуны, серебряные и золотные круже­ва, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из хол­ста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тка­ней: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, ат­лас красный, круживо кованое золотное».

В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»

В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами но­сили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые моди­стками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для кос­тюмированных балов.

Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясыва­лись. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые кос­тюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.

Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столе­тия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».

Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.

Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дорого­визны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объяви­ли пережитком прошлого.

Камка — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).

Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).

Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.

Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.

Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.

По материалам журнала «Славянка»

Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова

Русский сарафан. Фото

В фотогалерее поредставлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Мастер-класс для педагогов «Русский народный сарафан»

наталья голикова
Мастер-класс для педагогов «Русский народный сарафан»

Мастер класс

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ САРАФАН»

-пробуждать интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.

-обратить внимание на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.

-формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.

-воспитывать любовь творчеству русского народа.

Оборудование: русский народный сарафан, аудиозапись с русскими народными мелодиями, презентация «Русский народный сарафан», ленточки разных цветов.

1 часть. Вступительная.

Здравствуйте, люди добрые! Добро пожаловать в гости.

– Простите, за то, что я задержалась!

Но дело всё в том, что я наряжалась!

Одела такой вот красивый наряд –

Хотела порадовать Вас!

2 часть. Практическая.

1. Как же называется мой наряд?

Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов.

(показ презентации «Русский народный сарафан»)

Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы.

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет, что- то означал:

Красный – огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах– отмечали праздник Ивана купала.

Белый – чистота, честность, преданность.

В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами. Каждый элемент узора тоже несет свое значение:

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

Волнистая линия – вода

На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

Приглашаю поучаствовать в творческом конкурсе «Укрась Марьюшке сарафан».а за самый красивый орнамент я вас буду угощать русскими калачами.

(практическая работа с педагогами, украшение сарафанов узорами)

3 часть. О современности.

Вы, наверное, заметили, что современная мода проявляет повышенный интерес к народной одежде. И мы замечаем в городской толпе вдруг замелькают вышитые в русском стиле платья.

Европейская одежда, конечно же, она демократична и удобна. Женщина в одном и том же костюме, с небольшими вариациями, может пойти и на работу, и в гости, и в театр. Но такая одежда делает людей похожими друг на друга.

Народный же костюм уникален – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Поэтому искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

1. Какие же элементы русского костюма могут быть уместными в современном костюме?

Вышивка, орнамент, кружева, крой, аппликация.

2. Правильно. Элементы вышивки, что они обозначают?

Обереги, дороги, дом, солнце, вода.

Правильно. Вышивка была наиболее распространенным в народе способом украшения костюма.

3. А цвет? Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде, является какой цвет?

Белый, красный и синий.

Красный цвет в народе был самым любимым. Слова “красно солнышко”, “весна-красна”, “красна девица” и другие выражали представления о наивысшей красоте.

4 часть: вопросы о русском народном костюме

16 Слайд вопрос: Чем похожи и чем отличаются сарафаны?

17 слайд вопрос: Чем похожи и чем отличаются косоворотки?

1. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская – одним словом?

(Порты) 2. Старинный женский головной убор замужней женщины?

(Кокошник) 3. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?

(Косоворотка) 4. Украшение и оберег от сглаза на одежде?

(Вышивка) 5. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?

6. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак – кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

5 часть. Приглашаем всех на показ русских народных костюмов «Путешествие из старины в современность»

Что наши прабабушки носили?

Душегрею, опашень, кафтан.

Издавна все девушки любили

Грациозный русский. (сарафан)

Шли века. Но он как прежде в моде.

Пусть французы шепчут: «О, шарман!»

Выбрать можно по любой погоде

Стильный современный. (сарафан)

Знают все про школьную нагрузку,

И про форму всем совет был дан:

«Белую купите дочкам блузку,

А поверх наденьте. (сарафан)»

Молнии, заклёпки и застёжки,

Спереди отстроченный карман.

Представитель фирменной одёжки –

Джинсовый удобный. (сарафан)

Всё пройдёт. Или уже проходит.

Но живёт, и это не обман!

Никогда из моды не выходит

Всем известный русский. (сарафан!

Повседневной одеждой мужчин были рубаха да штаны. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку называется косоворотка. Разрез сбоку на косоворотке, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.

Рубаху нашу русскую любили город и селенье и согревали теплотой сердец. Её носили Пушкин, Лев Толстой, Есенин. Просторную, как Русь, косоворотку, расшитую, с шелковым пояском.

Исторический факт: косоворотка стала основой для гимнастерки, возникновение которой относится к 1880 году. Прикрепили погоны к косоворотке из полотна, и «дали добро» на то, чтобы можно было носить ее в строю и вне строя. Вместе с портупеей. Так появилась форменная одежда солдат, которая знакома каждому и из современных мужчин не понаслышке.

Гимнастёрка, гимнастёрка, Мягче всяческих пижам. как красивы все ребята в гимнастёрке круглый год.

Всё говорят: «Кругами ходит мода».

Мне ж думается: «Чешет прямиком!».

Не оттого ль милее год от года

Душе косоворотка с пояском?

Веками самой типичной для России обувью были Лапти. Их плели из лыка- коры липы. Взгляни на пару лыковых лаптей,

Они достойны,взгляда, между прочим.

В наш век среди затейливых вещей,

Нет обуви бесхитростней и проще.

Иногда использовали кору берёзы или дуба. Подошвы для крепости прошивали толстой верёвкой. Внутрь для тепла и мягкости клали солому. На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков или простых верёвок. Современные лапти для удобства их использования потеряли пятку, но приобрели специальную стельку, для комфортной носки. Не надо их подвязывать и тесёмкой. Одной пары должно хватить на месяц. В старину пару лаптей носили всего несколько дней.

Шло время, появились сапоги.

В старину, бывало, к милому

Красна девица идёт,

А на ней сапожки дивные,

Глянешь – сердце запоёт.

Вот мечта прекрасных ножек:

Удобные сапожки без застежек.

На молнии они и на меху,

В них ножки будут как в раю.

Нет сапожек в мире краше,

Ими каждого пленишь. Ведь не зря в сапожках наших

Ходят Лондон и Париж.

Танец «Сапожки русские»

6 часть. Заключительная.

Благодарю вас за внимание

Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм» Прислипская Светлана Ивановна, воспитатель МДОУ «Д/с № 5 комбинированного вида», г. Луга Ленинградской области Базовая образовательная.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Цель: формирование у детей элементарных.

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

Мастер-класс по декоративно-прикладному рисованию с применением нетрадиционных техник рисования «Русский народный сарафан» Мастер класс «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ САРАФАН» (декоративно прикладное рисование с применением нетрадиционных техник рисования) Цель: – повышение.

Проект «Русский народный костюм» Русский народный костюм-хранитель историиНам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать,.

Развлечение в разновозрастной группе «Масленица — русский народный праздник» Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Детство – это-то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает – зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста) Праздник «Масленица» (на улице) Цель: Создать условия для совместной познавательно-игровой деятельности детей, атмосферы сотрудничества.

Русский народный праздник «Масленица пришла» Дорогие гости, приглашаем к нам на русский народный праздник!Масленица- праздник очень древний, посвящается он Яриле- Солнцу да проводам.

Танец Емели (Русский народный) Видео Здравствуйте дорогие коллеги и друзья. Хочу представить вашему вниманию Очень веселый и задорный танец исполняет его Илья ему 5 лет. На.

Сарафаны и платья в русском стиле – креативно и необычно

Сарафан в русском стиле – не только предмет из далёкого прошлого, а по-настоящему стильный и необычный элемент гардероба, который позволит выделиться из толпы, привлечь внимание к своей персоне и отдать дань традициям. А благодаря вариативности этого элемента одежды, абсолютно любая женщина сможет подобрать для себя интересный вариант.

Разновидности сарафанов в русском стиле

Когда сарафан только появился на Руси, он представлял собой льняное одеяние с длинными рукавами и длиной в пол. Со временем данный элемент гардероба развивался, приобретал новые детали. На сегодняшний день можно выделить несколько разновидностей сарафанов в русском стиле.

Народный вариант

Самая традиционная и народная разновидность сарафана представляет собой длинное платье в пол на широких бретелях. Часто такое платье застёгивается спереди, причём застёжка расположена по всей длине изделия.

В древности такой сарафан носили поверх льняной рубахи с широким рукавом. В наши дни модницам предоставляется абсолютная свобода выбора – сарафан можно носить на голое тело, а длина может варьироваться вплоть до мини.

Славянский вариант

Такая модель была наиболее распространённой по всей территории Руси. Это закрытый сарафан без рукавов и без застёжки. Такую одежду девушки носили каждый день. Чаще всего это платье шили из двух полотнищ, шов находился спереди посередине изделия. Шов одновременно служил и декоративной деталью, которую могли украшать вышивкой. Под это платье надевалась рубаха, а сверху оно опоясывалось отрезком ткани. Талия такого изделия была завышенной.

Старинный вариант

Одна из наиболее древних моделей – московский сарафан. Это платье с юбкой прямого кроя и облегающим лифом, который смотрится очень эффектно как на стройных, так и на полных девушках. Талия на таком платье выделяется с помощью пояса. Расцветки именно этих моделей отличаются своей яркостью и насыщенностью цветов.

Современные интерпретации сарафана в русском стиле

В наши дни такие народные сарафаны пользуются популярностью среди поклонников национального стиля и народных танцоров. Модели для танцев внешне не отличаются от простых сарафанов. Расклешенные модели все так же дополняются широкими лямками и юбкой, пришитой непосредственно к лифу. Но декоративных элементов в таком наряде намного меньше, что делает наряд более легким.
Еще один современный вариант – сарафаны, которые только стилизуют внешний вид народных платьев. Может использоваться тот же крой, цвета или узоры.

Многим женщинам нравится сарафан, представляющий собой расклешенную юбку на бретелях. Юбка может быть в пол или чуть ниже колен. Лямки могут быть как широкими, так и узкими – их ширину стоит подбирать в зависимости от особенностей фигуры каждой отдельно взятой дамы. Подчеркнуть достоинства и сделать недостатки менее заметными поможет и правильно подобранный узор. Женщинам с чрезмерно пышными бёдрами следует выбирать модели с вышивкой или другим декором в области груди или плеч. Если же верхняя часть тела, наоборот, слишком развита, то можно привлечь внимание в бёдрам и ногам, подобрав модель с узорами на бёдрах.


Материал, который может использоваться для пошива таких моделей

Ткани для платья в русском стиле могут использоваться самые разнообразные. Для тех моделей, которые предназначены для ежедневного использования, отлично подойдут простые натуральные ткани – хлопок и лён. Для более праздничных вариантов лучшим решением станут более дорогие и фактурные ткани, например, бархат, парча или шёлк.

Один из обязательных элементов платья в русском стиле – вышивка. Ткань обязательно должна быть украшена витиеватыми узорами, вышивками и цветами.

Это придаёт модели атмосферности, необычности и особого шарма. Особенно ценятся модели, на которых вышивка выполняется вручную. Обычно и цена таких сарафанов значительно выше. Но существуют и альтернативы – машинная вышивка тоже выглядит достойно и умело украшает подобные наряды.

Варианты сочетания с другими элементами гардероба

Сарафан в русском стиле – вовсе не банальная вещь гардероба, которую легко сочетать с базовыми простыми вещами. К такому платью нужен цельный образ, в котором все вещи будут сочетаться друг с другом и дополнять одна другую.

Сарафан длины макси отлично сочетается с босоножками на низком ходу и небольшой тканевой сумочкой. Такое платье отлично сядет и на молодую девушку, и на зрелую женщину. Можно сшить на заказ или подобрать костюм для второй половины.

Нежное сочетание белого верха и узорчатой юбки идеально подойдёт даже для холодной зимы. Такое платье можно носить с шубой или пальто, а на ноги отлично подойдут ботинки или сапоги на небольшом каблуке.

Яркий сарафан длины макси из натуральной ткани отлично подойдёт для лета. Можно сделать акцент на талии, используя пояс или ремень. Отлично дополнит образ венок или обруч с цветами. На ноги следует выбрать удобные босоножки или туфли.

Интересно выглядят и платья с длинным рукавом. Они могут быть задекорированы вышивкой, что придаёт им особый шарм. Когда наряд сам по себе обильно украшен, то остальные предметы гардероба должны быть максимально сдержаны и лаконичны – лодочки телесного цвета и нейтральный клатч без лишних деталей отлично дополнят образ.

Сарафан в русском стиле – отличное решение для создания яркого и необычного образа. Главный плюс такого наряда состоит в том, что это платье подходит практически всем – и юным девочкам, и зрелым дамам. Комплекция и тип фигуры также не играют абсолютно никакой роли – правильно подобранный сарафан удачно скрывает недостатки и демонстрирует достоинства.

Русский сарафан. Пять типов сарафанов со схемами

Первое, что приходит в голову когда думаешь о русском костюме это сарафан. Их носили не только крестьянки, но и зажиточные женщины- барыни. Сарафан надевали прямо на рубаху. Некоторые богатые невесты шили себе свадебный наряд, состоящий из сарафана, рубахи, передника, нескольких поясов и головного убора. Не забывали и про украшения. Под сарафан надевалось несколько юбок для того, чтобы девушка выглядела полнее, так же эти юбки являлись нижним бельем. Первые сарафаны были как с рукавами, так и без них. А рукава являлись съемными.
Вторым значим элементом женского русского народного костюма, встречавшимся в большинстве регионов, в особенности северных, являлся сарафан. Сарафан носили крестьянки и в будни, и в праздники, и на работе, и дома. Сарафаны изготовляли из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди, набойки и фабричных тканей (китайки, шелка, парчи, узорного ситца). Декором служила вышивка, ленты, цветные полоски ситца, гарус, галун, бахрома.

Термин “сарафан” впервые появился в русских письменных источниках XIV в. (Никоновская летопись, 1376 г.). “Сарафаном”, “сарафанцем” называлась не только женская, но и мужская одежда кафтанообразного покроя, известная в княжеском и бойком быту в XIV—XVII вв. Область распространения сарафана в основном соответствовала границам русского государства XVI-XVII вв. Этот вид одежды сформировался в период обособления великорусов от других восточнославянских народов. Сарафан как женская одежда упоминается в XVII в. Однако, как читают исследователи, это не исключает того, что женская одежда типа сарафана была и раньше под другими названиями. Так, например, термин “косий” относится еще к XVI в., а “сукман” упоминается в документах на рубеже XVI-XVII вв.

По форме и конструкции сарафан – это высокая юбка, закрепленная на плечевом поясе с помощью бретелей, или безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. В связи с этим прослеживается созвучие сарафана с одной из разновидностей национальной одежды древних египтянок – платьем “калазирис”. Предполагаются два способа возникновения лямок – через сужение линии плечевого среза или путем замены первоначальных наплечных пряжек – фибул, соединявших крал плащевидной одежды, завязками из ткани.

Слово “сарафан” происходит от иранского “сарапа”, что означает “с ног до головы”. Кроме термина “сарафан”, ставшего нарицательным, известно множество других названий этого элемента русского народного костюма.

Сарафан из окрашенного холста в Архангельской и Вологодской губерниях назывался “сандальником”, “кубовником”, “красильником”, “тесемочником”, “гарусником”, из фабричной ткани – “кумашником”, “китаешником” и др. В Новгородской, Псковской, Тверской и других северных губерниях наиболее часто встречаемый там синий холщовый сарафан (а также кумачовый и китайчатый) назывался часто “ферязью”. В Московской губернии, а также Смоленской и Курской синие сарафаны известны были под названием “салнов”. В отдельных районах Архангельской губернии такие сарафаны черного цвета известны под названием “кундышей”.

Большая часть названий чисто русская и характеризует: конструкцию сарафана (дольник, клинник, косоклинный, семиклинный, сорококлин, круглый, лямошник; костыч – от “костыли” – клинья и др.); ткань, из которой он изготовлен (сукман, кумашник, китаешник, атласник, шелковик, штофник, кашемирник, ситцевик, пестрлдильник, клетовник; достольник – от “достоль” – бумага, самотканник и др.); цвет ткани (маренник, сандальник, набивник, троекрасочник и др.).

Относительно русского народного сарафана исследователи отмечали, что форма сарафана тяготеет совсем не к Востоку, как это, казалось бы, следует из самого термина, а к Западу.

Некоторые считают, что русский сарафан созвучен с европейской средневековой одеждой сюркот – наплечной одеждой с глубокими вырезами-проймами, без рукавов или с декоративными рукавами.

С течением времени сарафан изменялся конструктивно, менялись названия и используемые для него ткани.

Выделяют четыре основных типа сарафана. Существовала также и наиболее поздняя форма его – на кокетке. Поэтому ниже представлено пять типов, которые располагаются в хронологическом порядке от наиболее древнего образца к наиболее позднему:

1. Туникообразный сарафан


2. Косоклинный сарафан


3. Прямой сарафан


4. Сарафан с лифом


5. Сарафан с лифом на кокетке

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак – цельные передние и задние полотнища.

2. Косоклинный сарафан. Основным признаком его являются два полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, по бокам – косые клинья, не доходящие до проймы.

3. Прямой сарафан. Основной признак – цельные прямые полотнища, собранные вверху в мелкие складки или сборки.

4. Сарафан с лифом. Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.
источник

Ссылка на основную публикацию