Вербальная и невербальная память

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи

Екатерина Гунченко
Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи

Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи.

социальный приют Росинка»

Необходимым условием речевого общения является возникновение каких-либо образов, воспоминаний, которое обеспечивает такой психический процесс, как память. Человек всегда стремился к развитию, к новым знаниям, к прогрессу, а память — это необходимое условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно нормальное функционирование человека в обществе и сохранение его опыта.

В литературе память рассматривается как форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка играет вербальная память — специфически-человеческая память, которая основывается на запоминании «словесной записи событий».

Сначала у ребенка развивается двигательная, эмоциональная, образная память. Только к концу года складываются предпосылки для развития словесной (вербальной) памяти, которая получает бурное развитие в дошкольном возрасте.

Вербальная память — это сложный психический процесс. Вся информация окружающей среды поступает к ребенку на вербальном уровне.

Возникновение вербальной памяти связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотивации и умения подчинять свои действия отдаленным целям, а так же со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. В настоящее время большое количество детей имеет какой-либо речевой дефект, вторично оказывающий влияние на состояние других психических процессов.

Одним из распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР появляются затруднения в овладении связной монологической речью; не сформирован ряд предпосылочных условий когнитивного и вербального характера. Они не готовы к усвоению плана выражения и плана содержания словообразовательных единиц, что обусловлено снижением речевой мотивации, сужением зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд. Ученые отмечают, что у детей с ОНР понижен уровень внимания, что значительно сокращает объем запоминаемого материала. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижено качество вербальной памяти.

Дети с ОНР затрудняются в воспроизведении вербального материала, им требуется больше попыток для запоминания предложенных слов. Трудности в воспроизведении слов выражаются в заменах глаголов и прилагательных семантически близкими существительными. Допускают ошибки в воспроизведении звукового состава воспроизводимых слов. Эти особенности необходяимо учитывать при планировании коррекционно-логопедической работы.

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи “Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи”. Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Три подвига» Тема:«Три подвига» Цели и задачи: 1. Расширять представление детей об армии 2. Познакомить с героем ВОВ Алексеем Маресьевым 3. Закрепить.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя.

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.

Развитие словесно-логической памяти

Классификация видов памяти представляет собой сложную систему со множеством связей. На сегодняшний день самым распространенным подходом к типизации памяти является выявление зависимости ее характеристик от специфики деятельности, направленной на запоминание и последующее воспроизведение.

  • по длительности сохранения данных – долговременная или кратковременная;
  • по целевой активности – непроизвольная или произвольная;
  • по особенностям психической активности – образная, эмоциональная, моторная (двигательная) и словесно-логическая память.

Самую большую группу представляют виды памяти по особенностям психической активности. Все они не могут полноценно существовать и функционировать отдельно друг от друга, так как очень тесно взаимодействуют и развитие одной невозможно без прогресса другой. Однако ведущую роль играет словесно-логическая ветвь, которая из всех живых организмов присуща только человеку. Двигательная, образная и эмоциональная память в примитивной форме есть у многих животных, а вот словесная память только у человека, и развивать ее необходимо усиленно и систематически, начиная с достаточно раннего детского возраста.

Что такое словесно-логическая или вербальная память?

Логическая слагаемая, в отличие от механической, при помощи которой человек запоминает только внешние данные объекта/текста, направлена на познание смысла изучаемого предмета или темы. Логическая память всегда предполагает мыслительную работу, при которой материал не просто механически заучивается, а предварительно анализируется, разбивается на логические фрагменты, из которых потом отделяются важные и второстепенные, строятся взаимосвязи между всеми фрагментами, и таким образом познается суть всего объема, подлежащего запоминанию.

Результатом любой мыслительной деятельности человека становится словесная формулировка умозаключений (передать мысли без языка невозможно) – она же словесная слагаемая вербальной памяти. Эта составляющая не всегда будет точной копией исходного материала, она скорее будет отражать только его смысл. То есть человек может своими словами объяснить суть вопроса, без зазубривания книжного ответа. На специальной познавательном ресурсе «АйКлуб» каждый желающий может потестировать и потренировать все существующие виды памяти. Материалы сайта разработаны на основе научных теорий специалистами в области психологии и преподавания, а представлены в игровой форме, особенно интересной детской аудитории.

Вербальная память, формируется на трех других видах – двигательной, образной и эмоциональной, но при этом является основной, и только от нее будет зависеть степень развитости смежных видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении любых знаний.

Степень развитости словесно-логической памяти – лакмусовая бумажка эрудированности человека, уровня его обучения, качества знаний. Обучение любого школьника обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому ее возможности необходимо использовать как можно полнее, а значит важно всестороннее развитие словесно-логической памяти. Чем больше она применяется в жизни, тем успешнее становится деятельность человека. Отличная память, конечно, не сможет заменить гениальный ум, однако она станет ему надежной помощницей при решении задач любой сложности. Развитая память во много раз сокращает время выполнения любой умственной операции.

Специальные упражнения

Процесс формирования словесно-логической памяти зачастую приходится на дошкольный или ранний школьный возраст. Задача родителей — помогать детям развивать данный вид памяти всеми доступными средствами, так как вся школьная программа построена на умении детей читать, анализировать, запоминать и пересказывать информацию. Особенно важно заниматься с детками, у которых наблюдаются речевые нарушения, поскольку они хуже других запоминают новые слова, учат стихи, пересказывают сказки, события.

  1. Выполни поручение. Ребенку необходимо всего один раз озвучить последовательность действий, которую он должен выполнить: пойди на кухню, открой холодильник, в холодильнике овощной ящик, в котором возьми красное и зеленое яблоко, помой яблоки, возьми полотенце, вытри их и принеси в комнату, красное отдай маме, а зеленое кушай сам, или наоборот. Ребенок должен запомнить и проделать весь алгоритм, если не получается с первого раза – продолжать тренировки. Поручения, конечно, со временем нужно менять и усложнять.
  2. Тренируйтесь пересказывать. Читаете тексты и просите ребенка пересказать, если не получается, читайте снова. Задавайте вопросы по тексту, которые стимулировали бы мыслительную деятельность – как ты думаешь, почему так ответил главный герой? На какую сказку похожа ситуация и т.п. Отвечая на вопросы, ребенок учится размышлять, делать выводы, формулировать высказывания.
  3. Семь фраз. Назовите ребенку семь фраз, например: собака лает, мальчик плачет, огонь горит, зимой холодно, летом жарко, день рождения, завтра выходной. Пусть к каждой фразе ребенок нарисует картинку, которая бы помогла ему вспомнить словосочетание. По окончании работы пусть по картинкам воспроизведет все фразы, при необходимости помогите. Повторите задание и на следующий день – вспомнит или нет?
  4. Мозаика. Так называется задание, в котором нужно, чтобы взрослый задал ребенку несколько разных слов, штук 7-10, а ребенок должен объединить их единым рассказом. То есть придумать историю со смыслом, в которой фигурировали бы указанные слова.
  5. Сгруппируй слова. Придумайте 5-10 слов, которые можно было бы разбить на группы: чашка, попугай, стол, синичка, вилка, диван, кресло, ласточка, сковорода, доска. Дайте ребенку задание вначале повторить последовательность, а потом разбить ее на логические группы. Пусть попробует сделать это самостоятельно, наверняка он будет объединять их в разных вариациях, но это только на пользу, поскольку означает, что ребенок думает. Если попытки ни к чему не приведут, подскажите группы – мебель, птицы, кухонная утварь.
  6. Что услышал? Нужно выбрать интересное стихотворение и не спеша прочитать его ребенку, а затем попросить изобразить (можно схематически) все предметы или животные, которые фигурировали в стихотворении.
  7. Ответь на вопрос. Задание практически школьное. Необходимо ознакомиться с текстом и ответить на вопросы по нему, как на прямые, так и на те, которые потребуют размышления. Ребенок обязан научиться читать, понимать материал и находить в нем ответы насколько угодно сложные вопросы.
  8. Ассоциации. Подготовьте картинки с различными изображениями, подберите к ним логические слова. Например: картинка елка, слово Новый год, чашка – чай, молния – дождь и т.д. разложите картинки перед ребенком и зачитайте слова, пусть продемонстрирует свои ассоциации. Затем объясните по какому принципу осуществляется подбор, и попросите дополнить картинки еще и другими ассоциативными словами, а не только теми, которые назвали вы. Елка – Новый год, дрова, гнездо птицы, хвоя, лес, пикник.
  9. Много специальных игр на https://iqclub.ru/.

Благодаря таким нехитрым и интересным заданиям у ребенка будет развиваться не только память, но и пополняться запас знаний об окружающем мире, нормам поведения, будут прививаться новые навыки и умения.

Вербальная и невербальная память

Термин «амнезия» характеризует состояния, при которых пациент полностью или частично утрачивает способность усваивать новую информацию или использовать информацию, полученную ранее. Амнезия (нарушение памяти, дисфункция памяти, дисмнезия) — весьма распространенный синдром, вызванный поражением теленцефалона или диэнцефалона. Именно жалобы на нарушения памяти пациенты предъявляют наиболее часто. Дисмнезию можно выявить у многих амбулаторных пациентов и у пациентов, находящихся на стационарном лечении.

Амнезия является наиболее значимым проявлением многих часто встречающихся неврологических расстройств, в том числе прогрессирующих деменций, например, болезни Альцгей-мера. Жалобы на нарушение памяти требуют пристального внимания врача, т. к. они могут быть наиболее ранним проявлением неврологического заболевания.

Диагностика и адекватное лечение нарушений памяти имеют большое значение. Однако существенной клинической проблемой является то, что (1) большинство распространенных неврологических заболеваний встречается у пожилых людей, и (2) снижение памяти в определенной степени является следствием процесса старения. В результате зачастую сложно различить, когда нарушение памяти связано с пожилым возрастом пациента, а когда является симптомом неврологического заболевания. Жалобы на нарушение памяти часто встречаются при психических нарушениях, и это является еще одной причиной, затрудняющей диагностику. Дифференциальный диагноз часто требует проведения нейропсихологического тестирования.

Виды памяти и структуры мозга, имеющие отношение к запоминанию.

Существует несколько фундаментальных различий между различными видами памяти, каждый из которых связан с определенными структурами нервной системы. А Антероградная и ретроградная память

Антероградная память характеризует способность усваивать новую информацию, т. е. приобретать новые знания, навыки и т. п. Антероградная память тесно связана с медиальными структурами в височной доле, особенно с гиппокампом и прилегающими к нему образованиями, включая миндалину и другие части парагиппокампальной извилины.

Ретроградная память характеризует способность к извлечению информации, полученной недавно или в отдаленном прошлом. Этот вид памяти связан с зонами височной доли, не относящимися к ее медиальным отделам, включая полюс (поле Бродманна 38), нижне-височную область (поля Бродманна 20, 21 и 36) и затылочно-височную область (поле Бродманна 37 и вентральные части полей 18 и 19). Автобиографическая память — особая форма ретроградной памяти, имеющая отношение к информации о прошлом; анатомически связана, главным образом, с передними отделами височных долей, не относящимися к медиальным структурам.

Вербальная и невербальная память.

Информация может быть разделена на вербальную, т. е. слова (в письменной или устной форме), а также собственные имена; и невербальную, т. е. лица, географические маршруты, сложные музыкальные произведения и т. д. Эта классификация имеет большое практическое значение, т. к. структуры, связанные с запоминанием, в каждом из двух полушарий головного мозга человека специализируются на усвоении либо вербальной, либо невербальной информации. А именно, структуры левого полушария предназначены для обработки преимущественно вербальной информации, а правого — преимущественно невербальной. Это разделение соответствует общему разделению функций головного мозга человека, согласно которому левое полушарие специализируется на деятельности, связанной с формированием и усвоением речи, а правое полушарие — на осмыслении и концептуализации зрительных образов и пространственных взаимоотношений. Подобным образом реализуется функционирование полушарий головного мозга практически у всех правшей и почти у 2/3 левшей (у остальных левшей латерализация функции полушарий головного мозга может быть частично или полностью изменена). С Декларативная и недекларативная память

Декларативная память (также обозначаемая термином «детальная память») имеет отношение к информации, которая может быть произвольно извлечена для осознанной проверки. Декларативная память оперирует событиями, словами, наименованиями, образами, которые могут быть извлечены из памяти, размещены перед «мысленным взором», и о которых можно сообщить окружающим. Декларативная память тесно связана с функционированием гиппокампа и других мезиальных структур височной доли.

Недекларативная память (также обозначаемая термином «скрытая память») относится к различным формам памяти, которые не могут быть произвольно представлены «перед мысленным взором». Примерами могут служить сенсомоторные навыки, непроизвольные действия, выработанные в результате тренировок, и некоторые привычки. Катание на коньках и на лыжах, например, основаны на моторных навыках, являющихся разновидностями недекларативной памяти. Структурами головного мозга, участвующими в функционировании недекларативной памяти, являются неостриатум, мозжечок и сенсомоторные зоны коры.

Кратковременная и долговременная память

Кратковременная память. Этот термин используется для обозначения короткого промежутка времени (от 0 до 45 секунд), в течение которого определенный ограниченный объем информации может удерживаться в восприятии без повторения. Кратковременная память (также обозначаемая термином «первичная память») не имеет отношения к гиппокампу и другим структурам височной доли, однако тесно связана с функциями внимания и концентрации.

Долговременная память. Этот термин имеет отношение к памяти, охватывающей длительный промежуток времени, выходящий за пределы кратковременной памяти. Механизмы долговременной памяти обеспечивают сохранение информации в течение дней, лет и даже десятилетий в относительно неизменном виде. Долговременная память (также обозначаемая термином «вторичная память») может быть разделена на недавнюю (последние несколько недель или месяцев) и отдаленную (годы и десятилетия тому назад). В отличие от кратковременной памяти, объем долговременной памяти не имеет ограничений, причем информация может сохраняться неопределенно долго. Медиальные височные структуры, включая гиппокамп, необходимы для помещения информации в долговременную память, прочие структуры височной доли и других отделов мозга необходимы для извлечения знаний из долговременной памяти.

Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени. Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме. В качестве примера работы оперативной памяти рассмотрим процесс записи на видеомагнитофон телевизионной передачи. Сначала необходимо уточнить с помощью телепрограммы телевизионный канал и время начала передачи. Затем необходимо запрограммировать видеомагнитофон, удерживая в оперативной памяти всю информацию о программе, в то же время пользуясь хранящимися в памяти сведениями, необходимыми для работы с видеомагнитофоном.

– Вернуться в оглавление раздела “Неврология.”

Вербальная память: определение, тесты, развитие

Очень часто можно услышать, что у человека имеется вербальная память, а также что ее нужно всячески стараться развивать. Однако при этом что означает данный термин? Что подразумевается под вербальной памятью? Именно с этим вам и поможет разобраться данная статья. Вы узнаете, что такое вербальная память, чем она отличается от невербальной, как проверить ее состояние, а также как ее развивать в любом возрасте.

Что это такое?

Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме. Это значит запоминание текстов, новостей, стихотворений, докладов, которые вы собираетесь представлять, и так далее.

Как правило, использование исключительно вербальной памяти бывает сопряжено с проблемами, так как запомнить чистый текст бывает крайне сложно. Однако данный тип памяти очень сильно пригодится вам в жизни вне зависимости от того, какой карьерный путь вы выберете. Соответственно, вам необходимо развивать ее. Вербальная память – это то, благодаря чему вы сможете усваивать самую сложную информацию, то есть сухой текст.

Вербальная и невербальная память

Однако прежде чем речь пойдет о том, как именно можно улучшить этот вид памяти, необходимо до конца понять, что он собой представляет. И проще всего это сделать с помощью сравнения – так вы сможете понять, чем вербальная память отличается от невербальной.

Как уже было сказано ранее, в первом случае вы запоминаете информацию, которая поступает к вам извне в форме текста, слов, речи. Соответственно, невербальная память является прямой противоположностью. А информация, которую вы получаете и запоминаете таким образом, не представляет собой ни текст, ни речь, ни что-либо еще подобное. Чаще всего это образы, лица, изображения, ароматы, звуки и пр.

Таким образом, вербальная память отвечает за словесные данные, в то время как невербальная – за образные. И при этом исследования показывают, что один из видов памяти у всех людей развит лучше, чем другой. За счет чего это происходит?

Полушария мозга

Свойства памяти зависят от того, что вы делаете для ее развития, далеко не в первую очередь. Изначально преимущества того или иного вида памяти определяется развитостью одного из двух полушарий мозга.

Левое полушарие мозга – это именно тот центр, который является ответственным за запоминание словесной информации, в то время как правое отвечает уже за образы, звуки и другие невербальные формы информации. Соответственно, теперь вы знаете, что если вам хочется развивать вербальные свойства памяти, то вам стоит сконцентрироваться на деятельности левого полушария мозга.

Отдельно стоит рассказать о левшах. Многие считают, что абсолютно все левши имеют полностью противоположные функции полушарий мозга по сравнению с людьми, которые пишут и выполняют основные действия правой рукой. Однако это распространенное заблуждение – на самом деле большинство людей, которые пишут левой рукой, имеют точно такие же функции мозга, как и правши. Лишь у тридцати процентов из них наблюдается изменение функциональности полушарий мозга на противоположные.

Вербальный интеллект

Если вы хотите узнать о том, как проходит развитие вербальной памяти, то вам для начала необходимо разобраться с еще одним понятием, таким как вербальный интеллект. Что это такое, и какое отношение оно имеет к памяти?

Дело в том, что связь между двумя понятиями прямая – вербальный интеллект отвечает за способность человека анализировать текстовую информацию и генерировать ее самостоятельно. Таким образом, чем он выше, тем лучше вы можете понимать текст, тем шире ваш словарный запас.

Легко можно понять, что благодаря этому улучшается и ваша вербальная память, так как вы способны запоминать больше различной информации, осознавая ее, а не просто заучивать наизусть. Гораздо эффективнее будет использовать память, заполняя ее тем, что вы понимаете, чем просто набором букв и слов, которые вы сможете лишь бездумно воспроизвести.

Формируется вербальная память у детей, то есть уже в самом младшем возрасте. Так что родителям стоит задуматься о том, чтобы стимулировать ее развитие и повышать вербальный интеллект детей с самого раннего возраста.

Семантическая память

Есть еще одно понятие, о котором стоит упомянуть, прежде чем переходить непосредственно к методикам развития и улучшения вербальной памяти. Это семантическая память. Данное понятие можно реже встретить в обиходе, но гораздо чаще оно употребляется в психологии. Что это такое?

Собственно говоря, это своего рода система, в которой человек хранит свое обобщенное представление об окружающем мире в вербальной форме. Таким образом, это подвид вербальной памяти, так как семантическая память не подразумевает хранения каких-либо эмоций или переживаний, сопряженных с информацией об окружающем мире. А эти эмоции могут храниться исключительно в вербальном формате.

Тестирование

Итак, пришло время переходить к практике. Что необходимо сделать, чтобы определить, насколько хорошо у вас развита вербальная память? Тест проводится в основном только на маленьких детях в возрасте до десяти лет, так как у взрослых людей уровень вербального интеллекта или вербальной памяти определить бывает немного затруднительно.

Причина здесь кроется в том, что именно в самом младшем возрасте происходит постоянный прирост определенных знаний, поэтому можно легко определить, на каком именно этапе вербального развития находится ребенок. Взрослые же люди не слишком сильно отличаются друг от друга по данному показателю.

Вербальная память у детей проверяется с использованием игровых методов. Например, ребенку предлагают выбрать лишний предмет или образ из ряда или же закончить начатое предложение. Эти небольшие тесты помогут определить уровень развития малыша.

Однако вербальная память в психологии проверяется и у взрослых людей. Как это происходит? Самый распространенный вариант заключается в том, что психолог зачитывает пациенту список из пятнадцати слов, которые абсолютно никак не связаны друг с другом, а последний должен их воспроизвести. Обычно среднестатистический человек способен запомнить семь из пятнадцати слов после одного прочтения. Когда же ему зачитывают список четыре раза подряд, он может воспроизвести уже от двенадцати до пятнадцати слов. А через пятнадцать минут это количество снова падает до десяти слов.

Значит, если вы показываете подобные результаты, то ваша вербальная память в норме, если же результаты хуже, то вам стоит поработать над ней. Однако даже если результаты в норме, вы всегда можете стремиться к чему-то большему. Как именно? Об этом и пойдет речь сейчас.

Развитие у детей

Как уже было сказано ранее, вербальную память у детей лучше всего развивать игровым методом. Дело в том, что запоминание слов, предложений и целых текстов – это довольно скучное и неинтересное занятие, поэтому маленький ребенок вряд ли будет проявлять к этому серьезный интерес. А как известно, маленького ребенка обязательно нужно заинтересовать, чтобы чего-то от него добиться. Поэтому постарайтесь придумывать различные игры, которые будут включать в себя запоминание слов и предложений. Вместо текстов давайте ребенку разучивать стихотворения, так как они даются гораздо легче, а ритмичность их произнесения всегда радует детей. Позже можно переходить уже и на более серьезные варианты, но все время помните о том, что детям должно быть интересно, иначе результаты окажутся мизерными.

Тренинги

Если же речь идет о взрослых людях, то такие простые методики будут иметь далеко не самую впечатляющую эффективность. Поэтому вам нужно обратить внимание на тренинги, которые могут порекомендовать психологи.

Одним из самых популярных является повторение теленовостей. Суть его заключается в том, что при просмотре новостей вам необходимо повторить то, что говорил ведущий, как можно более точно. Так вы сможете развивать свою вербальную память намного более эффективно, чем когда вы просто читаете и заучиваете какой-либо текст.

Возрастные особенности памяти

Естественно, когда человек стареет, то его память значительно ухудшается. Однако при этом стоит отметить, что при попытке воспроизвести прочитанный только что рассказ, семидесятилетние люди показывают не худший результат, чем двадцатилетние. Но если попросить их постараться воспроизвести как можно более точно этот же рассказ через полчаса после прочтения, молодые люди справляются с задачей уже намного лучше.

Вербальная рабочая память

Р. Баркли называет эту функцию «интериоризация речи», что означает скрытую, внутреннюю речь, однако отмечает, что она включает

по в себя вербальную рабочую память, как ее определяют другие авторы. Обычно эта функция исследуется с помощью традиционных тестов, таких, как запоминание цифр (субтест из методики Д. Векслера, в котором испытуемый должен запоминать и повторять постепенно увеличиваемые серии цифр сначала в прямом, а затем в обратном порядке).

Р. Баркли говорит о том, что развитие поведения и когнитивных функций, на которое действуют внешние стимулы, находится под опосредующим влиянием речи и проходит через следующие три этапа: 1) поведение детей контролируется за счет речи окружающих; 2) контроль поведения осуществляется с помощью речевой информации, переносимой извне вовнутрь, при этом со временем происходит формирование внутренней речи — неслышимой и скрытой от окружающих людей; 3) самостоятельное решение проблем и формулирование новых правил.

Что касается интериоризации речи, то эта способность связана с определенным уровнем интеллектуального развития, когда речь все больше приобретает характер речи для себя, а затем — внутренней речи. В норме речь для себя (скрытая, личная речь) появляется в возрасте от 3 до 5 лет как функция, направленная на решение проблем. Это комментарии ребенка, не адресованные другим, а предназначенные помочь самому себе регулировать собственное поведение. Л. С. Выготский рассматривал речь для себя как промежуточный шаг к саморегуляции когнитивных навыков. Поначалу поведение детей регулируется речью других людей, адресованной им. Затем малыши начинают пытаться контролировать свое поведение и мысли в отсутствии других людей, при этом они сначала инструктируют себя, говоря вслух. Когда дети становятся старше, речь для себя превращается во внутреннюю речь. К 5—7 годам речь для себя становится значительно тише, все более приобретает характер телеграфной и претерпевает трансформацию от описательной к инструктивной. Такая речь становится средством отображения (описания для себя) и контроля собственного поведения. В школьном возрасте скрытая часть речи все более увеличивается, становится все менее проговариваемой и слышимой для окружающих, способствует значительному развитию речевого мышления в период от 6 до 10 лет и приобретает характер преимущественно интериоризованной к 9—12 годам (Berk L. Е., 1992).

Л. С. Выготский в монографии «Мышление и речь» (1934) анализирует соотношение между мыслью и словом и, в отличие от своих предшественников, которые отождествляли речь и мышление, рассматривает их как два независимых процесса. Л. С. Выготский полагал, что речь и мышление, возникая независимо, затем образуют качественно новое целое — речевое мышление. Внутренняя речь, по Л. С. Выготскому, — это особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом. Внутреннюю речь нельзя рассматривать как зеркальное отражение внешней речи или «речь минус звук», это совершенно особая речевая функция.

Она вычленяется из внешней речи и отличается от нее максимальной сокращенностью, редуцированностью. Сначала внешняя и внутренняя речь полностью слиты. Дифференциация функций речи у ребенка (для других и для себя) приводит к разделению внешней и эгоцентрической речи, переходного образования на пути к внутренней речи. Интересно, что «понять эгоцентрическое высказывание ребенка невозможно, если не знать, к чему относится составляющее его сказуемое, если не видеть того, что делает ребенок и что находится у него перед глазами» [1] . Эгоцентрическая речь «по мере развития обнаруживает не простую тенденцию к сокращению и опусканию слов, не простой переход к телеграфному стилю, но совершенно своеобразную тенденцию к сокращению фразы и предложения в направлении сохранения сказуемого и относящихся к нему частей предложения за счет подлежащего и относящихся к нему слов» [2] . Данное свойство, которое Л. С. Выготский называет предикативностью, становится «основной и единственной формой внутренней речи, которая вся состоит с психологической точки зрения из одних сказуемых» [3] , подлежащее же чаще всего подразумевается. Для внутренней речи характерен особый семантический строй, характеристиками которого являются преобладание смысла над значением, агглютинация семантических единиц и «влияние» смыслов (одно слово во внутренней речи часто имеет множество смыслов), идиоматичность (изменение оттенков, смысловых нюансов, значения слов), а также редуцированность фонетики (отсутствие необходимости проговаривать слово до конца).

Именно Л. С. Выготский впервые обратил внимание на то, что направленные на себя монологи дошкольника чаще происходят в определенных ситуациях. Он заметил, что дети чаще разговаривают сами с собой при попытке разрешить проблемы или достичь важной цели и что количество личной речи увеличивается всякий раз, когда дети сталкиваются с препятствиями на пути к цели или допускают ошибки. Речь для себя помогает детям планировать стратегии и управлять своим поведением так, чтобы с большей долей вероятности достичь своих целей. Эгоцентрическая речь иллюстрирует переход от доречевого к вербальному мышлению. Таким образом, речь играет решающую роль в когнитивном развитии, делая детей организованнее и позволяя им успешнее решать проблемы. По наблюдениям Л. С. Выготского, с годами личная речь становится короче: уменьшается от целых фраз в возрасте четырех лет до единичных слов и просто движений губ в возрасте 7—10 лет. Со временем эгоцентрическая речь «уходит вовнутрь», становится внутренней речью — когнитивной самоуправляющей системой, скрытым вербальным мышлением, которое используется для организации и регулирования повседневной деятельности.

Вербальная рабочая память позволяет охарактеризовать и осмыслить сущность события или ситуации до того, как отреагировать на них. С помощью интериоризации человек направляет собственную активность, задает себе вопросы, решает проблемы, вырабатывает правила. Поэтому внутренняя речь играет решающую роль в выработке поведения, регулируемого правилами, а также в осмыслении прочитанного, моральных рассуждениях. С поведением, регулируемым правилами, связано несколько следствий: 1) разнообразие реакций на одну и ту же ситуацию становится гораздо более ограниченным; 2) случайные обстоятельства меньше влияют на эти реакции; 3) поведение может становиться непреклонным, не допускающим изменений; 4) оно может продолжаться даже в отсутствии непосредственных внешних результатов, поддерживающих его.

CogniFit – Невербальная память

Для моих тренировок

Для оптимизации работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для оптимизации работы с учениками

Для проведения научных исследований

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Невербальная память

Когнитивная cпособность. Нейропсихология

Получите доступ к комплексной батарее когнитивных тестов для оценки невербальной памяти

Определите и оцените наличие изменений или дефицита

Надёжные инструменты, позволяющие улучшить или восстановить невербальную память и другие когнитивные способности

Что такое невербальная память?

Невербальная память – это способность кодировать, хранить и получать доступ к воспоминаниям о лицах, фигурах и изображениях, мелодиях, звуках и шумах, запахах, вкусах и ощущениях. Т.е. невербальная память позволяет нам сохранять и вспоминать информацию, содержание которой не выражено словами (ни в устной, ни в письменной форме). Эта функция имеет большое значение, так как мы используем её во многих повседневных ситуациях. Практика и тренировка когнитивных способностей могут помочь улучшить нашу невербальную память.

  • В зависимости от типа информации, которую мы запоминаем, память делится на: Вербальную (если информация состоит из прочитанных или услышанных слов) и Невербальную (если информация не выражена словами).
  • В зависимости от того, как долго информация остаётся в нашей памяти, и от типа её обработки, выделяют следующие виды памяти: Сенсорная память, Кратковременная память, Рабочая память и Долговременная память.
  • В зависимости от органа, с помощью которого мы воспринимаем информацию, память делится на следующие виды: Зрительная и Пространственная память (зрение), Слуховая память (слух), Тактильная память (осязание), Обонятельная память (обоняние) и Вкусовая память (вкус).

Примеры невербальной памяти

  • Невербальная память имеет важное значение в различных профессиях, таких как архитектор, дизайнер, музыкант, художник, ресторанный критик и т.д.
  • В образовательном процессе также часто используется невербальная память, например, при запоминании географических карт, рисовании или черчении. Маленьким детям часто дают задания, при выполнении которых они экспериментируют с различными текстурами.
  • Если нам нужно вспомнить карту или маршрут GPS, мы используем невербальную память. Сбои в работе этого типа памяти могут привести к тому, что мы не сможем следовать установленному маршруту или, к примеру, не сможем вспомнить, разрешал ли обгон дорожный знак, который мы только что проехали.
  • Мы также используем невербальную память в нашей повседневной жизни, например, когда пытаемся вспомнить мелодию, чьё-то лицо или запах.

Патологии и расстройства, связанные с проблемами невербальной памяти

Если однажды нам стоило труда вспомнить чьё-то лицо, детали посещённой экскурсии или музея, это ещё не означает, что у нас есть какие-то проблемы с невербальной памятью. Однако существует ряд расстройств, сопровождающихся дефицитом этой когнитивной способности, которые могут привести к забыванию даже самых привычных невербальных стимулов. Проблема с невербальной памятью может значительно осложнить нашу повседневную деятельность.

Нарушения невербальной памяти наблюдаются при различных расстройствах. Одним из заболеваний, при которых сильно страдает невербальная память, является болезнь Альцгеймера, однако, эти проблемы наблюдаются и при других деменциях. С другой стороны, были замечены трудности у людей с депрессией при выполнении задач, требующих использования невербальной памяти. Кроме того, повреждение головного мозга, вызванное инсультом или черепно-мозговой травмой (ЧМТ), также может привести к ухудшению невербальной памяти.

Как измерять и оценивать невербальную память?

Невербальная память позволяет нам правильно и быстро решать многие из повседневных задач. Таким образом, оценка невербальной памяти может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, что кто-то из учеников может иметь трудности с запоминанием определённой темы или показать низкую успеваемость по некоторым предметам), в клинических условиях (чтобы знать, что пациент может не вспомнить какое лекарство ему нужно принимать, а также лица знакомых людей, или не сможет вести себя согласно ситуации), в профессиональной сфере (чтобы знать, будет ли архитектор эффективно работать с проектами, и сможет ли водитель грузовика корректно выполнять свою работу).

С помощью комплексного нейропсихологического тестирования можно эффективно и надёжно измерить различные когнитивные способности, в том числе невербальную память. Тест, который предлагает CogniFit (“КогниФит”) для оценки невербальной памяти, основан на классических тестах: NEPSY и Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM). Помимо невербальной памяти, этот тест также измеряет время реакции, рабочую память, зрительное восприятие, память на имена, контекстуальную память, мониторинг, зрительную память, распознавание и скорость обработки информации.

  • Tест Идентификации COM-NAM: на экране появляются объекты, представленные в виде изображения или звука. Необходимо указать, в каком формате (изображение или звук) объект появился в последний раз, и появлялся ли он вообще.

Как восстановить или улучшить невербальную память?

Все когнитивные способности, в том числе невербальную память, можно тренировать, чтобы улучшить их производительность. CogniFit (“КогниФит”) даёт вам возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга является основой для восстановления невербальной памяти и других когнитивных способностей. CogniFit (“КогниФит”) предлагает серию клинических упражнений для реабилитации невербальной памяти и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если мы регулярно тренируем невербальную память, будут укрепляться структуры мозга, отвечающие за эту способность.

CogniFit (“КогниФит”) состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание персонализированной программы когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки невербальной памяти и других фундаментальных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции от CogniFit (“КогниФит”) автоматически предлагает персональный режим тренировок для укрепления невербальной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, являются ослабленными.

Тренировки для улучшения невербальной памяти должны быть постоянными и регулярными. CogniFit (“КогниФит”) предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для корректной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit (“КогниФит”) доступна онлайн. Вас ждут разнообразные интерактивные задания в форме весёлых игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit (“КогниФит”) покажет подробный график прогресса вашего когнитивного состояния.

Ссылка на основную публикацию