Стихи для развития памяти

Стихи для развития памяти взрослым и детям

Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.

Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи . Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция . Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Какие стихи лучше учить для улучшения памяти?

Заучивание стихов должно быть не обычной зубрежкой, а осознанным восприятием информации.

Именно ритмическое построение и (дополнительно) эмоциональная наполненность стихотворений позволяют быстро выучить заданный материал, что намного тяжелее при заучивании прозы.

Однако обязательность осознанности порождает определенные различия между заучиванием поэзии взрослым человеком и нюансами при осуществлении того же процесса у детей.

Стихотворения для развития памяти у взрослых

Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.

Примеры стихов развивающих память для взрослых

  1. Пушкин Александр Сергеевич — «Возрождение»

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.

Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.

Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.

Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.

Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка . Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

  • Стихи для детей до 4 лет

Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!

Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!

Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!

Да неужели жизнь – не сказка?
А быль? Природы красота
Не может сказкой называться?
И сказка – это доброта!

Она нас всех отучит злиться,
Научит всех людей дружить…
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!

Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.

Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать
Скромное желание —
На «отлично» выполнять
Школьные задания.

Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.

Как учить стихи ребенку?

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.
[table “2” not found /]

  1. Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
  2. Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
  3. Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
  4. Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L. (1992).Improving memory performance in the aged through mnemonic training: A meta-analytic study. Psychology and Aging, 7(2),242-251.doi:10.1037/0882-7974.7.2.242
  5. Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16, 297-335.
  6. Воронина, Т. А. Современные проблемы фармакологии ноотропов: состояние и перспективы / Т. А. Воронина // Фармакология и токсикология. 1987. -№ 3.

Какие стихи нужно учить для улучшения памяти

Увеличьте свою работоспособность, улучшите память, концентрацию и внимание

Достижение целей, прилив сил, выполнение планов на работе, отсутствие депрессии и упадка сил — это не лозунг коуч-специалиста, это твои возможности. Для этого всего лишь нужно 2 раза в день…

Узнай подробности>>

Вы знаете, чем особенны эти стихи:

«Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Это специальные стихи для улучшения памяти. Они позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры. Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Мнемостих – профессиональный приём

Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.

Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.

По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:

  • улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
  • способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
  • усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).

Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.

Заучивание стихотворений как метод улучшения памяти: хитрости

Считается, что заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейроплатичность:

  • ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.

Важно не зубрить материал, а осознанно воспринимать его.

В связи с этим, возникает разница между взрослым обучением и хитростями в разучивании стихотворений с детьми.

Читайте также:  «Кривая забывания» Эббингауза: описание и применение для запоминания

Детская поэзия для развития памяти

  1. Почти все слова в стихотворении должны быть понятны ребёнку. Чтобы избежать зубрёжки, ребёнок должен представлять то, что он сначала читает, а потом – цитирует. Если ребёнок не понял половины слов, цельного образа в воображении не возникнет. Но если некоторые слова пока ребёнку незнакомы, не беда. Такие незначительные «пробелы» только помогают расширять лексикон.
  2. Мелодика, образность и свобода языка, которым написано стихотворение, дают ребёнку возможность интуитивно улавливать гармонию, и вовлекаться в процесс.
  3. Подбор стихов в идеале должен соответствовать текущему периоду развития.
  • В 3-4 года рекомендуют активные стихотворения, изобилующие глаголами в сочетании с существительными, обозначающими конкретные величины: предметы (игрушки, мебель в доме), людей (маму, папу), домашних знакомых животных и др..
  • С 4-5 лет содержание текстов усложняется, вводятся понятия не только конкретных, но и абстрактных величин и явлений. Поскольку у детей возникает представление о мотивации, стих наизусть учат, чтобы, например, рассказать его бабушке и дедушке или удивить друзей во дворе. Для увеличения интереса и внесения эмоционального элемента, облегчающего запоминание, можно разучивать текст, как роль, в ходе репетиций описываемой сценки.
  • В 6 лет содержание текста приобретают объём, а смысл усложняется. Для анализа материла можно обсуждать с ребёнком прочитанное, путём наводящих вопросов узнать, правильно ли он понимает мотивацию персонажей и их поступки.
  • С 6-7 лет, когда начинает развиваться логическое мышление, процесс заучивания приобретает аналитических характер. Эффективно действует предложение допустить, что, по мнению ребёнка, могло быть быть дальше в стихотворении при таком начале.

Для маленьких детей среди самых популярных авторов, тексты которых соответствуют изложенным принципам, всегда называют К. Чуковского и А. Барто, Е. Благину. Дети постарше разучивают поэзию А. С. Пушкина, С. Маршака, Ф. Тютчева, П. Ершова.

Стихотворения для заучивания подростками и взрослыми

При разучивании поэзии взрослыми возникает парадоксальная ситуация. Легче выучиваются стихотворения тех авторов, чей слог естественнее воспринимается и нравится больше. Однако лучше развивают память стихотворения «неудобных» авторов, «чуждых» по своей художественной манере письма. Поэтому для увеличения количества выученных стихотворений правильнее выбирать произведения «своих» поэтов, а для тренировки памяти и раскрытия потенциала мозга – тех авторов, чьи сборники раньше старались не брать в руки.

Особое влияние на интеллектуальные способности учеников старших классов продемонстрировала поэма «Граф Нулин» А. Пушкина, которую во время одного психологического эксперимента разучивала первая группа испытуемых. Для чистоты исследования вторая группа должна была учить наизусть отрывок из ещё одного произведения А. Пушкина – романа в стихах «Евгений Онегин». В третьей – контрольной группе – не учили ничего.

Месяц спустя срез успеваемости продемонстрировал следующие результаты:

  1. Первая группа, учившая «Графа Нулина», улучшила успеваемость в среднем на 40%.
  2. Вторая группа, учившая «Евгения Онегина», – на 15%.
  3. Третья группа сохранила прежний уровень успеваемости.

Общие закономерности

В любом возрасте для эффективного запоминания стихотворений желательно учитывать ещё и индивидуальные особенности восприятия:

  • Визуалам (людям, проще воспринимающим информацию через зрительный канал) легче заучивать печатные тексты из книги.
  • Аудиалам (людям, легче воспринимающим информацию на слух), целесообразнее проговаривать стихотворение или слушать его с аудионосителя.
  • Люди с выраженной моторной памятью легче запомнят поэтический материал, если будут сопровождать заучивание жестами и пантомимой.

Какие стихи учить для развития памяти

Как стать гением или хотя бы оказаться ближе к нему? К какой собственности никто на свете не сможет предъявить право на наследование? Ответы на эти вопросы в предлагаемой статье.

Есть ли смысл в заучивании стихов?

Человек любого возраста может наизусть продекламировать хотя бы пару стихотворных строк. Но не все с удовольствием их учили.Для кого -то это было мучением. Но разве прекрасное, а в данном случае, поэзия, может быть мучением?

Ответ на этот вопрос человек может получить через много лет. Осознав, что благодаря закрепившимся в памяти произведениям поэтов, он обладает богатством, которым может пользоваться безраздельно и в любое время. И главное, никто никогда не предъявит прав на наследование этой собственности!

Прежде чем человек придет сам к таким выводам, его принуждают заучивать сначала короткие стишки под началом взрослых.

Затем более объемные и серьезные стихотворения:

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть

Объясняется все благими намерениями по развитию его памяти и мозга. При заучивании,строки сначала откладываются в кратковременной (так сказать оперативной) памяти, а затем, при повторении, переходят в долговременную.

Умные люди говорят, что заученные поэтические строки помогают человеку приблизить свой мозг к образу мыслей гениев. Бесспорно, что стихи обогащают речь, помогают усвоению иностранных языков, придают особый шарм окружающему миру.

Как видим, одно важное предназначение стихов: они развивают и укрепляют память и взрослых и детей.

Стихи всем возрастам покорны

Универсальным методом развития памяти вне зависимости от возраста человека считается заучивание стихов. Оно помогает не только запоминанию информации, но и улучшению биохимических реакций в мозге, возникновению новых нейронных связей, повышению учебных способностей. Последнее особенно актуально для детей дошкольного и школьного возраста.
Детство – самый оптимальный возраст для запоминания. Если это стихи, первым условием их выбора должна быть их простота и понятность. Обилие непонятных и трудных слов вряд ли привлечет ребенка к их заучиванию. Ритм, мелодичность, образность стихотворных строчек, содержание всего произведения должны соответствовать возрасту маленького и одновременно большого человека. Быть привлекательными не только в плане развития памяти, но и доставления ему эмоционального наслаждения.

Для детей в 5 – летнем возрасте

Если для детей до 5 лет предпочтительнее небольшие четверостишия или короткие стишки с глаголами, существительными и увлекательным содержанием, то требования к стихам для пятилетних малышей более серьезные.

а смену стихотворным текстам с описаниям знакомых предметов и действий приходят стихи о природе, о самих детях. У них появляется мотивация: рассказать выученное перед аудиторией: родителями. Да и вам сам разве не понравиться декламация произведений вашим ребенком перед друзьями или на утреннике в детском саду?
При разучивании таких произведений можно развивать актерские способности ребенка, предлагая разыграть сценку или прочитать его в лицах.

Логопедические стихи

Отдельно можно рассмотреть необходимость разучивать логопедические задания. Детям будет гораздо интересней тренировать свое произношение в стихотворной форме, чем в обычном повторении.

Они же могут быть и скороговорками. Сейчас у каждого есть смартфон с диктофоном. Запишите чтение ребенком стихов и скороговорок и дайте ему его прослушать. Тогда ему самому сразу будут видны (слышны) свои ошибки. А еще вы вместе весело посмеетесь! Пример:

Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!

Для детей 6 лет

Начиная с этого возраста, рекомендуется знакомить ребенка со стихами большего объема. Это дальнейшая тренировка мозга и логического мышления. В 6 лет он должен научиться отвечать на вопросы по содержанию текстов.

Для взрослых

С возрастом изменяются темпы восприятия стихов. Так, легче выучиваются произведения любимых авторов. Однако, для улучшения памяти следует выбирать строфы поэтов, остававшихся раньше вне поля зрения. Заучивание стихов в зрелом возрасте – это гарантия хорошей памяти и постоянного оздоровление головного мозга.

Замечено: взрослым достаточны ежедневные 15 минут для запоминания поэтических строк, чтобы в дальнейшем не терять ясность мысли, оставлять в голове нужную информацию, мыслить быстро и эффективно. Такие тренировки полезны для профилактики и лечения склероза.

А еще они имеют смысл, как это стихотворение Александра Яшина:

Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, —
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!

Эффективность запоминания

От индивидуальных особенностей восприятия информации зависит эффективность запоминания стихов. Визуалы, у которых превалирует восприятие информации через зрительные каналы, легче воспримут и запомнят строки по печатному тексту в книге.

Аудионоситель, например телефон, или проговаривание стихотворения вслух поможет быстрее освоить текст аудиалам: им проще запомнить услышанное, чем увиденное. Пантомима и жестикуляция – это помощники в запоминании материала для людей с развитой моторной памятью.

Большую помощь могут оказать современные технологии с приложениями для запоминания стихов на смартфоне. Вот пример, где вы можете найти такое:

«Лисьи» приемы для развития памяти

Для ее улучшения и развития применяют так называемые мнемостихи. Они закладывают в хранилища мозга информацию, которой можно будет воспользоваться в нужный момент. Мнемоническая техника запоминания – один из увлекательнейших и действенных методов развития памяти, чем тренировка мозга обычными стихами.

Этим приемом часто пользуются лингвисты, когда необходимо запомнить сложные правила. Для этого скучный текст научного стиля, список действий или перечень товаров превращают в стихотворную строфу. Таким хитрым, или лисьим, приемом легче усвоить и запомнить трудное правило. Например, об особенностях спряжения следующих глаголов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е- спрягать нельзя.

Как заучивать стихи

Есть разница в том, как их запоминать взрослому человеку, школьнику и ребенку дошкольного возраста.

Взрослому человеку

Первичному восприятию стихотворения способствует неоднократное прочтение его вслух. Звуковое восприятие совместно с визуальным повысит скорость запоминания. Не лишним будет мысленное воспроизведение образов и событий стихотворения, выделение действующих лиц и осознание чувств, передаваемых автором.

Читайте также:  Что такое сенсорная память и как ее тренировать?

Записанное стихотворение поможет его зрительному восприятию. Заучивание стихотворения можно сравнить с возведением снеговика, где строфа – это накатанный «ком» из нанизанных друг к другу строчек. Шпаргалка из первых букв строчки или подсматривание забытого слова также помогут в запоминании произведения.

Эти же правила заучивания можно использовать школьникам, прибавив к ним рисунки по содержанию стиха. Впрочем, и взрослые могут проверить свои художественные навыки.

Посмотрите видео и оцените предложенный способ запоминания стихотворений. Он называется «метод шторки» (на 2 мин 40 сек):

Ребенку

Вышесказанное в видео так-же может подойти и для ребенка. Но еще можно добавить хороший сервис для запоминания:

В картинке выше видно, как просто им пользоваться.

Чем раньше ребенку начинают читать книги, тем быстрее в скором будущем он с интересом будет их заучивать. Конечно, лежа в коляске, он будет воспринимать лишь голос читающего. При этом в памяти ребенка остаются его голос, интонации. По достижении примерно трехлетнего возраста взрослые должны знакомить его с короткими стишками, раскрывать лексическое значение новых слов. Привыканию к стихотворной речи способствует повторение выученного в любой удобный для этого момент. Не менее увлекательным для малышей бывает задание по воспроизведению содержания запомненного в рисунке. Также можно мотивировать ребенка возможностью прочитать выученное стихотворение близким или друзьям.

Так стоит ли тратить время на заучивание стихотворений?

А если они вам не понадобятся в жизни?

Стоит. Развитый с помощью стихов интеллект окажет человеку помощь в накоплении полезной информации, которая поможет в достижении поставленных целей.

Богатый лексикон, хорошая дикция окажут неоценимую услугу в налаживании отношений с людьми, а также в личностном росте.

Об этом стихотворение Б.Пастернака. (Сможете его выучить?)

Какие стихи заучивать

Дети до 5 лет любят активные, с глаголами и существительными. В этом возрасте им нравятся считалки, которые применяются в игре, тренируют возможности запоминания и развивают речь. Один из таких примеров:

Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить —
Тому и водить!

Пятилетнему ребенку для усовершенствования мыслительной деятельности подойдут стихотворения примерно такого стиля:

Если кончится мороз,
Снег растает белый
Что же дедушка мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол.
С бороды его тогда
Тоже станет капать.
Добрый дедушка мороз
Миленький, любименький
Спрячься дедушка мороз
В нашем холодильнике!

Ребенок с 6 лет должен знакомиться уже с более объемными стихотворениями и серьезным смыслом. Например, с таким:

Я проснулся утром рано.
Только солнышко встает
И своим лучом румяным
Путешествовать зовет.
Мимо папы, мимо мамы
Я на цыпочках иду.
А за дверью птичий гомон,
Шелест лиственный в саду.
Сколько лета! Сколько света!
В нашем утреннем саду!
И меня счастливей нету!
Путешествовать иду!

Детская память активная, цепкая. Как только ребенок начинает осознанно разговаривать, можно начинать знакомить его со стихами. Тогда заучивание их будет не только тренировкой мозга, но и обогащать лексикон.

  • Корней Чуковский
  • Агния Барто
  • Самуил Маршак
  • Сергей Михалков
  • Эдуард Успенский
  • Борис Заходер

и многие другие поэты – создатели стихов для детей любого возраста, помогающих стать лучше в плане развития мышления и личностного роста.

Взрослые сами решают вопрос подбора литературы для развития или укрепления памяти. Конечно, выбор у них огромный. Все зависит от вкуса и желаний выбирающего.
Человеку, знающему много поэтических строф, легче воспринимать окружающее. Ему до конца жизни не грозит потеря ясного ума и твердой памяти.

ТОП 10 упражнений для развития памяти человека

Привет всем моим читателям! Мы с вами каждый день чему-то учимся, развиваемся, открываем мир для себя и идем к своим высоким целям. Для этого нам нужны не только упорство и энергия, но и хорошая память. Мозг нужно постоянно тренировать и держать в тонусе. В развитие памяти упражнения помогают лучше всего.

Особенности памяти человека

Вы помните, сколько стихов вы учили в школьное время? Учить стихи нужно не только для того, чтобы привить любовь к литературе. Таким образом развивается память.

К сожалению, чем старше становится человек, тем сложнее ему учить те же стихи размером в две страницы. Рассмотрим, почему это происходит у взрослых:

  • Мозг уделяет больше внимания мыслям о доме и работе.
  • Монотонный ежедневный график сужает кругозор.
  • Появление электронных гаджетов с календарями и заметками упрощает нашу жизнь, но и мозг перестает пытаться запомнить информацию (даты, дела).
  • Отсутствует постоянная тренировка памяти.

К сожалению, это касается всех. Мы удивляемся, что наша бабушка помнит, сколько стоил хлеб 40 лет назад и какая погода была на ваш пятый день рождения. А мы забываем, что нам говорил вчера начальник.

Однако, это поправимо. Стоит только захотеть и начать работать. Вы сразу поймете, что жить стало легче, перестанете забывать о днях рождениях и вам не нужно будет составлять список покупок перед походом в магазин. Да и вообще, развитие ума поможет избежать проблем с памятью в старости.

Что же нужно делать? Сейчас разберем детально.

ТОП 10 упражнений и методов развития памяти для взрослых и детей

Развить память – это то же, что и накачать пресс. Процесс требует упражнений и постоянных тренировок.

Следующие задания помогут вам вернуть свой мозг в тонус и научиться запоминать даже большие объемы информации.

Итак, показываю самые эффективные упражнения:

1.Опишите картинку

Это простое упражнение для зрительного восприятия. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее 3 минуты. Потом отвернитесь или закройте глаза и попытайтесь описать ее наиболее детально. Попросите кого-то проконтролировать вас. После проверки проделайте то же самое еще несколько раз, и вы заметите, что с каждой последующей попыткой ваш результат будет улучшаться. Делать это нужно каждый день. А лежать на диване и смотреть на картинки – это совершенно несложно.

2.Даты

Для многих людей запомнить дату или номер телефона очень сложно. А все потому, что мало тренировок. Откройте учебник по истории и выберите 10 любых дат. Пытайтесь их запомнить. Стройте ассоциации, запоминайте зрительно. И со временем вы будете всех удивлять своими способностями.

3.Ассоциации

Чтобы было легче запоминать числа, нужно придумать к каждой цифре ассоциацию. Напишите на листе цифры от 0 до 10. Потом придумайте и подпишите, на что похожа каждая из них. Например, 8 – это снеговик, а 0 – яйцо. Дальше попытайтесь записать свой номер телефона, но не цифрами, а этими ассоциациями.

4.Животные

Найдите картинку с изображением разных животных: от бабочки до слона. Посмотрите на иллюстрацию и попытайтесь запомнить всех представителей фауны. Дальше возьмите лист бумаги и напишите их названия, но в алфавитном порядке. Делайте это раз в день, пока не получится 100% результат.

5.Стихи

Ну что, вернемся в школу? Учить стихи – это простой, но эффективный метод, проверенный годами. Школьники вечерами страдали над книжками, чтобы развивать память. То же придется делать и вам. Выберите любимого автора, чьи произведения вам нравятся. Читайте определенный стих много раз в день: в маршрутке, на работе, перед сном. Потом пытайтесь его кому-то рассказать. Делайте это с разными стихотворениями. Через время вы заметите, что стали их запоминать гораздо быстрее. Таким образом и память станет лучше, и хобби появится.

6.Слова

Это отличный метод и развивать ум, и изучать язык. А как известно, выучить язык без умения запоминать информацию невозможно. Напишите на маленьких бумажках слова и расклейте их по дому. Ежедневно обращайте на них внимание и пытайтесь повторять вслух. Таким образом вы тренируетесь и учите новые слова. Такую систему рекомендуют даже учителя по иностранному языку.

7.Пары

Для повышения концентрации внимания и умения запоминать существует много игр. Одна из них – это «Пары». Суть в том, что перед вами, к примеру, 16 перевернутых карточек. Их нужно разворачивать по очереди и запоминать. А потом ваша задача – найти их пары. Например, две бабочки, два мячика. Такое приложение можно найти онлайн или же скачать на телефон и тренироваться где угодно.

8.Чтение вслух

Кроме зрительной, нужно еще работать и над слуховой памятью. Для этого выберите произведение и каждый день в течение 15 минут читайте его вслух. После чего попытайтесь максимально точно пересказать этот отрывок. Помните, как в школе мы пересказывали целые параграфы? Оказывается, это было не зря.

9.Подслушано

Это даже веселое и всем доступное занятие. По дороге на работу в маршрутке слушайте разговоры людей. А потом пытайтесь запомнить отрывки из них. Если вы ездите на машине, то делайте то же самое с радио. Прослушайте новости, рекламу, а потом расскажите о них своим коллегам.

10.Интернет

Wikium – полезный сайт , где легко и удобно заниматься развитием ума. Здесь собраны лучшие упражнения и тренажеры для тренировок. Находясь на сайте, легко заниматься в любое для вас время. Викиум.ру – это сайт для развития мозга в комплексе. Можно улучшить память, внимание и концентрацию одновременно.

Заключение

Как видите, способов и возможностей достаточно, чтобы начать работать над собой. Кроме того, есть большое количество тренингов, где можно работать над собой с другими людьми, при этом общаясь и веселясь.

Помните, что память требует регулярного напряжения, особенно у взрослых. Если у вас уже есть проблемы, то прочитайте статью «Как развить память и внимание у взрослого человека?» .

А на сегодня все. Надеюсь, вы узнали много нового и полезного. Успехов вам и до встречи!

Стихи для развития памяти

Статья на тему:’Стихи для развития памяти’

Упражнения со стихами Запомните следующий стишок: У нашей Мэри есть баран, Собаки он верней: В грозу, и в бурю, и в туман Баран бредет за ней. Прочтите стихотворение, пронумеровав каждое слово: 1 У 2 нашей 3 Мэри 4 есть 5 баран, 6 Собаки 7 он 8 верней: 9 В 10 грозу, 11 и 12 в 13 бурю, 14 и 15 в 16 туман 17 Баран 18 бредет 19 за 20 ней. Прочтите стишок, называя количество букв в каждом слове: 1 У 5 нашей 4 Мэри 4 есть 5 баран, 6 Собаки 2 он 6 верней: 1 В 5 грозу, 1 и 1 в 4 бурю, 1 и 1 в 5 туман 5 Баран 6 бредет 2 за 3 ней. Прочтите стихотворение, произнося слова задом наперед: У йешан ирэМ ьтсе нараб, икабоС но йенрев: В узорг и в юруб и в намут нараБ тедерб аз йен. Прочитайте стишок, начиная с последней строчки: Баран бредет за ней. У нашей Мэри есть баран Собаки он верней: В грозу, и в бурю, и в туман Прочитайте стихотворение, произнося слова в каждой строчке в обратном порядке: баран есть Мэри нашей У верней он Собаки туман в и бурю в и грозу В ней за бредет Баран Прочтите стихотворение, опуская каждое второе (третье, четвертое) слово: У Мэри баран он в бурю в баран за Приведем еще несколько стихотворений, для того чтобы вы потренировались: Джек и Джил взошли на холм Добыть ведро воды. Свалился Джек, уткнувшись лбом, За ним скатился Джил. Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая собрать.

Читайте также:  Упражнения для мозга и памяти пожилого человека

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память. Факт бесспорный. Некоторые врачи, к примеру, рекомендуют в случае склеротических явлений учить стихи. И, что характерно, помогает! Но мы пошли немного дальше. Были выбраны 3 группы добровольцев из школьников старших классов. Группа 1 ничего из поэзии не учила. Просто занимались в обычном режиме. Группа 2 в течение месяца помимо уроков учила несколько первых глав «Евгения Онегина». Группа 3 — поэму Пушкина «Граф Нулин». В группе 1 особенных изменений замечено не было. Группа 2 контрольные тесты стала выполнять лучше на 15%, успеваемость возросла. Группа 3 нас поразила. Тесты — на 40%. Успеваемость — само собой. Но сами ребята отметили, что стало как-то легче все делать, энергия какая-то появилась. Стало интереснее учиться. Интересная особенность. У группы 3 начали прорисовываться явные актерские способности! Это мы заметили во время декламации стихов.

Тренировка зрительной памяти

Статья на тему:’Методики улучшения памяти’

Методов и средств изучения памяти существует много. Наибольшее их число было предложено в свое время в русле того направления в изучении памяти, сторонники которого руководствовались ассоциативной теорией памяти. Ряд этих методов до сих пор широко используется при психологическом изучении памяти. В целом имеющиеся методы экспериментального исследования памяти человека можно разделить на следующие группы: Методы изучения непосредственного объема памяти. С их помощью устанавливается, сколько единиц информации человек может запомнить за один раз (имеется в виду его кратковременная и оперативная память). Один из вариантов этих методов – «метод удержанных членов». Он состоит в следующем. Испытуемому предъявляется такое количество информации, которое заведомо превышает объем его кратковременной памяти. Затем подсчитывается количество информации, воспроизведенной безошибочно после однократного ее предъявления. Методы изучения долговременной памяти. Метод заучивания. Перед испытуемым ставится задача запомнить определенный объем материала, и далее определяется количество повторений (опытов), которое ему потребуется для того, чтобы в полном объеме запомнить предъявленный материал.

Один из известных мнемонических приемов называется методом размещения по местам. Этот метод особенно хорошо работает с упорядоченной последовательностью произвольных элементов, например несвязанных слов. Первое, что нужно сделать, — это ввести в память упорядоченную последовательность мест, через которые вы проходите, например, во время медленной прогулки по своему дому. Вы входите через входную дверь в прихожую, затем идете к книжному шкафу в жилой комнате, затем к телевизору в жилой комнате, затем к занавескам у окна и т. д. Когда вы уже можете легко совершить эту мысленную прогулку, вы готовы к запоминанию стольких несвязанных слов, сколько мест вам встречается по пути. Образы участвуют также в методе ключевых слов, используемом для заучивания слов иностранного языка. Предположим, вам надо выучить, что испанское слово caballo- «лошадь». Метод ключевых слов включает два этапа. На первом этапе надо найти часть иностранного слова, звучащую как английское слово. Учитывая, что caballo произносится приблизительно как «коб-ай-йо», ключевым словом может служить «ай» (англ. «глаз»). На втором этапе надо сформировать образ, связывающий ключевое слово с его английским эквивалентом, — например, как лошадь пинает копытом гигантский глаз.При этом установится значимая связь между испанским и английским словом. Чтобы воспроизвести значение слова caballo, надо сначала воспроизвести ключевое слово «ай» (глаз), а затем вызвать образ, связывающий его с «лошадью».

Улучшить память народными средствами

Статья на тему:’Улучшить память народными средствами’

Народные средства, которые улучшат память: Массаж . мозга Изучая рефлекторные связи языка и полости рта, специалисты одного из московских институтов пришли к выводу, что продолжительное (5—10 минут) полоскание рта оказывает определенное влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания у большинства здоровых и больных людей сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны и особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа-ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающим весьма благотворное влияние на протекающие в нем процессы. Питание, которое активизирует память. Отдавать предпочтение сухофруктам, печёному картофелю и яблокам, тушеной моркови, а также творогу небольшой кусочек сыра каждый день, ломтик горького шоколада, салаты из овощей на оливковом масле, 2 банана в день семечки подсолнуха, орехи. Эти продукты используйте также в качестве перекуса, если нет возможности полноценно поесть. Очень полезна для улучшения памяти – белковая диета.

Настойка клевера для улучшения памяти. Наберите 1/2 литровой банки головок клевера, залейте 0,5 л водки, закройте и ежедневно взбалтывая настаивайте в темном месте. Процедите через 2 недели и перелейте в темную бутылку. Пить лекарство для улучшения памяти по 1 ст.ложке перед сном или после обеда, в течение 3 недель прием, затем перерыв 3 недели. Поможет от шума в ушах, понизит внутричерепное давление, ну и конечно же улучшение памяти. Принимать настойку 3 месяца, через 3 года повторить курс лечения. Противопоказания: Беременность, склонность к сердечным заболеваниям, тромбофлебит. равяной сбор для улучшения памяти. Тщательно смешайте по 3 ст.ложки измельченных сухих листьев малины и брусники, 1 ст.ложку душицы, 4 ст.ложки листьев бадана. Прокипятите 10 минут 1 ст.ложку травяной смеси в 500мл воды, дайте 2 часа настояться в закрытой посуде, процедите. Пейте в течении 3-4 недель дважды в день. Проводите такой курс лечения два раза в году. Противопоказания: гипертония и заболевания сердечно-сосудистой системы, беременность, заболевания кишечника со склонностью к запорам, нежелателен прием травяного сбора при хроническом гастрите с повышенной кислотностью, язве двенадцатиперстной кишки или желудка.

Разучивание стихов для улучшения памяти у взрослых и детей

Память – это один из важнейших психических процессов. Она принимает непосредственное участие в жизнедеятельности человека. С возрастом память начинает ухудшаться, создавая определенный дискомфорт. Многие люди, страдающие от проблем с памятью, задаются вопросом: можно ли каким-то образом натренировать ее?

Существует немало методик, разработанных психологами специально для тренировки памяти и мышления. Одним из наиболее простых и при этом эффективных методов является заучивание стихов.

Как стихи помогают развивать память?

Тренировка памяти с помощью разучивания стихотворений известна давно. Британские ученые доказали, что ежедневное заучивание даже нескольких стихотворных строк положительно влияет на биохимические процессы головного мозга и подходит для тренировки памяти у взрослых и детей.

Методика развития памяти с помощью стихов очень эффективна в детском возрасте. Малыши дошкольного возраста способны без труда запоминать несложные стихотворения. В этом возрасте функции мозга ребенка активно развиваются, поэтому разучивание стихов приносит большую пользу.

Стихи для развития памяти полезны не только детям, но и взрослым. В процессе заучивания строк клетки мозга получают усиленное кровоснабжение, их деятельность активизируется, в результате чего мозг оздоравливается и омолаживается. Чтение и разучивание стихов особенно полезно людям преклонного возраста и тем, кто страдает расстройствами памяти. Эта простая и увлекательная методика помогает существенно улучшить память практически в любом возрасте.

Как правильно учить стихи с ребенком?

Прежде всего, необходимо подобрать стихотворение, соответствующее возрасту ребенка. Для дошкольников нужно выбирать простые, короткие стишки с хорошей рифмой. Ребенок должен понимать смысл стихотворения. Прежде чем начать учить, нужно несколько раз прочитать малышу стишок и убедиться, что он понимает смысл каждого слова. Если в стихотворении есть незнакомые для ребенка слова, нужно объяснить ему их значение. Если этого не сделать, ребенок будет запинаться или коверкать непонятные слова.

Стихи для детей должны быть интересными и содержательными, тогда их легко будет запомнить. Для малышей лучше выбирать произведения, в которых нет сложных словесных конструкций.

Для ребенка 3-4 лет подойдут четверостишия, в которых преобладают существительные и глаголы. В стихах должны упоминаться знакомые ребенку предметы и явления, чтобы он понимал, о чем идет речь. Читать стихи нужно медленно, четко с яркими интонациями и мимикой. Это облегчит запоминание. Очень удобно начинать строчку самому, а малыш должен продолжить ее.

В 4-5 лет у детей уже формируется мотивация к заучиванию стихов. Ребенок стремится запомнить и рассказать стихотворение, чтобы показать взрослым свои умения. В этом возрасте ребенку можно предлагать более сложные произведения. Для облегчения процесса запоминания можно рассказывать стихи вдвоем по ролям, разыгрывая сценки (например, укачивать мишку или кормить куклу).

Для детей 5-6 лет подбирают более объемные и сложные произведения. В этом возрасте можно задать ребенку вопросы по теме стиха, проанализировать действия героев, предложить ему представить себя на месте героя или вспомнить подобные случаи из своей жизни.

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируется логическое мышление. Поэтому к процессу заучивания можно подключать логическую память. Например, можно прочитать ребенку начало произведения и попросить его пересказать дальнейшее содержание. Можно предложить ребенку нарисовать сюжет стихотворения или его героев.

Как учить стихи взрослому?

Большинство взрослых людей не учили стихи со времен школы или института. Так почему бы не проверить свою способность к запоминанию, выучив стих? Как сделать заучивание более эффективным:

  • Сначала нужно прочесть выбранное произведение 1-2 раза, стараясь уловить его смысл. Отложив книгу, нужно пересказать прочитанное своими словами.
  • В процессе заучивания лучше делить стихотворения не на строки, а на небольшие смысловые блоки. Логические связи помогут легче запомнить материал.
  • Заучивать стихотворение нужно по частям, по мере необходимости подглядывая в книгу.
  • Важно соблюдать интонацию и паузы.
  • Для облегчения запоминания можно мысленно нарисовать сюжет или представить себя на месте героя.
  • Для закрепления результата можно по памяти записать стихотворение на бумаге.
  • На следующий день нужно обязательно повторить заученное.

Рекомендуемые стихотворения

Тем, кто не знает, какие стихи подобрать для улучшения памяти, можно дать некоторые рекомендации. Для малышей подойдут сборники стихотворений таких авторов: А. Барто, К. Чуковский, Е. Благинина. Детям постарше можно порекомендовать стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Твардовского.

Взрослым можно попробовать разучивать отрывки из поэм «Евгений Онегин» или «Граф Нулин» А. Пушкина. Подойдут также произведения В. Маяковского, А. Фета и других известных авторов.

Регулярное разучивание стихов поможет не только натренировать память и мышление, но и повысить свою эрудицию.

Ссылка на основную публикацию