Семантическая память: что это такое и как развить?

Строение памяти: эпизодическая и семантическая память.

Эпизодическая и семантическая память по Тулвингу

Тульвинг разделил память на два типа: эпизодическую и семантическую. Такое разделение весьма важно, хотя оно и возникло в результате распада одной слишком раздутой «модели». Обычно полагают, что в ДВП существует единственное состояние. Тульвинг же различает две ее формы и видит в них средство для ориентации исследований и теоретических разработок.

Эпизодическая память «получает и хранит информацию о датированных по времени эпизодах или событиях и о . связях между этими событиями». Так, воспоминания о конкретном переживании — встреча с океаном, первый поцелуй, поход в отличный китайский ресторан в Сан-Франциско — это все события эпизодической памяти. Такие события всегда хранятся в виде «автобиографической вехи». Эпизодическая память подвержена изменениям или потерям информации, но она важна, поскольку составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Этим воспоминаниям во многом не хватает формальной структуры, которую мы применяем ко всякой другой информации, особенно той, что хранится в семантической памяти.

Семантическая память — это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи; она необходима, чтобы пользоваться языком. По словам Тульвинга: «Это умственный тезаурус, который организует знания человека о словах и других вербальных символах, их значениях и референциях, о связях между ними и о правилах, формулах и алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями и отношениями. Семантическая память регистрирует не воспринимаемые свойства входных сигналов, а их когнитивные референты» Когда мы употребляем слово «синий», мы относим его не к конкретному эпизоду в нашей памяти, где это слово было использовано, а к общему значению этого слова. В повседневной жизни мы часто воспроизводим информацию из семантической памяти и используем ее в разговоре, при решении задач или чтении книги. Наша способность быстро обрабатывать разнообразную информацию существует благодаря высокоэффективному процессу воспроизведения и хорошей организации материала в семантической памяти.

Семантическая и эпизодическая память различаются не только по содержанию, но и по своей подверженности забыванию. Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере непрерывного поступления новой информации. Собственно процесс воспроизведения — это часть потока информации в эпизодической памяти: если вас попросить перемножить 37 х 3 (для чего потребуется информация из семантической памяти) или вспомнить, что вы ели на завтрак (для этого потребуется информация из эпизодической памяти), то вам сначала придется ввести эти вопросы на воспроизведение (в качестве «событий») в свою эпизодическую память. Вы можете также записать в эпизодической памяти, что вы умножали 37 х 3 и вспоминали, что вы ели на завтрак. Эпизодическая память постоянно получает новые задачи (и изменяется в результате их выполнения), тогда как семантическая память активируется реже, и остается относительно стабильной во времени. Одна память или много. Как мы узнали из этой главы, чтобы объяснить результаты наблюдений в области памяти, необходимо несколько систем памяти — от одной до многих.

Тульвинг полагает, что есть пять соображений в пользу множественной системы памяти:
1. До сих пор нельзя провести глубоких обобщений, касающихся памяти в целом.
2. Считается, что память развивается в результате долгой эволюции, и что этот процесс характеризуется неравномерным ростом. Человеческая память как естественное явление отражает такие неожиданные повороты эволюции.
3. Исследования работы мозга показали, что на разные виды воздействий окружающей среды реагируют различные механизмы мозга.
4. Большинство наших представлений об умственной деятельности неверны и будут со временем заменены более совершенными теориями.
5. Одна единственная теория памяти не в состоянии охватить весь круг разнообразнейших явлений научения и памяти (например, моторная адаптация к искажающим линзам — с одной стороны, и запомнившиеся похороны близкого друга — с другой). Система памяти, наилучшим образом объясняющая сложность и приспособляемость человека, согласно Тульвингу, имеет трехчастное строение и состоит из процедурной, семантической и эпизодической памяти; две последние были описаны выше. Три системы памяти образуют единую иерархию в том смысле, что самая нижняя система — процедурная память — содержит в себе следующую систему — семантическую память как отдельную целостность, тогда как семантическая память включает эпизодическую память как свою отдельную специализированную подсистему. Каждая из более высоких систем зависит от нижней системы или систем и поддерживается ими; однако, каждая система обладает своими уникальными возможностями. Процедурная, низшая форма памяти сохраняет связи между стимулами и реакциями. Ее можно сравнить с тем, что Оакли назвал ассоциативной памятью. Семантическая память обладает дополнительными возможностями репрезентации внутренних событий, не происходящих в настоящее время, а эпизодическая память имеет дополнительную возможность приобретать и удерживать знания о лично переживаемых событиях. Хотя различение семантической и эпизодической памяти широко освещалось в мировой психологической литературе, оно встретило серьезную критику; среди высказавших ее были, например, МакКун и др., утверждавшие, что эта теория еще нуждается в дальнейшей эмпирической, а также логической и теоретической проверке.

Различия между эпизодической и семантической системами памяти[править]

1. Эпизодическая и семантическая системы памяти существуют не изолированно друг от друга, отношения между ними иерархичны. Эпизодическая память появляется на основе семантической. В онтогенезе семантическая память возникает раньше, сначала дети запоминают факты о мире, а потом уже собственный опыт. Эпизодическая память может быть нарушена при сохранной семантической, но не наоборот. Существует амнезия на источник, когда человек помнит информацию, но забывает, где именно узнал о ней.

2. Следующее различие по степени осознания при извлечении и воспроизведении. Когда человек извлекает информацию из эпизодической памяти, он вспоминает происходившее с ним, заново восстанавливает в памяти информацию как будто она происходит здесь и теперь. Такое осознавание называется аутоноэтическим, то есть задействует личный опыт человека, события, в которых он участвовал. Оно отличается от ноэтического осознавания, характерного для семантической памяти. Воспроизведение эпизодической информации «Я помню» (это происходило со мной лично), воспроизведение семантической информации «Я знаю».

3. Эти два вида памяти относятся к различным типам обучения

4. Эпизодическая память автобиографична [2]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие памяти — эффективные способы тренировки

Вы стали замечать, что долго подбираете слова? Забываете важные даты? Пропустили прием врача или деловую встречу? С возрастом память действительно ухудшается. Проблема может быть не только в этом. Плохая память может говорить о:

  • Развитии неврологического заболевания;
  • Сильном стрессе;
  • Большой загруженности;
  • Неправильном режиме сна и отдыха.

Мозг напоминает операционную систему компьютера, которая начинает «зависать», если в ней открыто много «вкладок». Большое количество обязанностей и дел, которые надо запомнить, ослабляют наши способности держать все в голове. Именно поэтому человечество придумало ежедневники. Но из-за плохой памяти забывать можно даже ежедневник! Поэтому мы предлагаем вам развивать память. Оказывается, что ее тоже можно натренировать!

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Виды памяти

Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.

  1. Долговременная
  2. Кратковременная
  3. Оперативная

Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.

Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.

Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.

Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!

Развитие памяти: методики

Тренируйте процесс запоминания

Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.

Воспроизводите детали

Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.

Повторяйте себе нужную информацию

Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.

Все время считайте

Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.

Учите иностранные языки

Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.

Упражнения для развития памяти

Каждый вечер вспоминайте события дня

Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.

Записывайте сны

У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!

Скачайте на телефон игры для развития памяти

Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.

Запоминайте ценники на продукты

Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».

Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт

Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.

Картинки найди 10 различий

Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.

Семантическая память

Семантическая память, по-видимому, следует общему принципу, по которому часть головного мозга, которая больше всего задействована в изучении некоторой информации, является, скорее всего, тем местом, где хранятся долговременные воспоминания. Таким образом, знания об объектах, которые мы получаем через их внешний вид, например, о животных или растениях, хранятся в областях, связанных с визуальным восприятием, в то время то, о чем мы узнаем через наши действия, например, умение владеть определенным инструментом, хранится в участках двигательной области коры лобной доли головного мозга.

То, как мозг запоминает слова, представляет интерес, потому что мы и слышим, и произносим их. Наиболее активны при обработке слов две зоны левого полушария, одна из которых находится в слуховой области (так называемая зона Вернике, связанная с значением слов), а другая – в лобной коре (так называемая зона Брока, связанная с грамматикой). Люди, которые хорошо говорят, но имеют трудности с пониманием устной речи, скорее всего, имеют проблемы с зоной Вернике. И наоборот: когда мы точно знаем, что хотим сказать, но не можем построить грамматическое предложение, чтобы выразить свои мысли, дело, скорее всего, в зоне Брока.

Центральной проблемой, о которой говорили респонденты в нашем опросе, была забывчивость на имена. Как уже рассматривалось выше, все доли головного мозга задействованы в семантической памяти (включая имена людей и все, что мы о них знаем). То, что различные области используются для извлечения семантических знаний, объясняет тот факт, что мы видим человека и знаем, кто он такой, но все же не можем припомнить звуки его имени. Имя хранится в отдельной от другой информации зоне, которая недостаточно сильно активизируется. Это также объясняет, почему имя может внезапно всплыть, когда мы начинаем вспоминать другую информацию об этом человеке. Области взаимосвязаны, и активность в одной области может вызвать возбуждение тех областей, в которых хранятся связанные с первой областью сведения.

Когда мы переходим в преклонный возраст, происходит потеря нейронов на различных участках головного мозга, индивидуальная для каждого человека. Трудность в том, чтобы выполнять несколько дел сразу, может возникнуть из-за невозможности синхронизации, которая необходима для того, чтобы каждая зона «разговаривала» с другими. Временами мы чувствуем, что немного не согласуемся сами с собой, возможно, становимся более неуклюжими или медлительными, чем обычно. Скорее всего, это сбои в синхронизации. Но через некоторое время мы становимся более оживленными и мозг начинает нормально работать (например, после того как выпьем первую чашечку чая или кофе или подвигаемся и улучшим циркуляцию крови).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

25. Семантическая вселенная В.В. Налимова

25. Семантическая вселенная В.В. Налимова (глава основана на работах Ж.А. Дрогалиной, которой авторы выражают признательность за предоставленные материалы)Василий Васильевич Налимов был единственным оставшимся в живых анархистом, состоявшим в обществе, носившем

Рабочая память и кратковременная память

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов[30]. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ НЕПРАВИЛЬНОСТЬ И НЕЧЕТКИЕ ФУНКЦИИ Причина-Следствие

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Память прошлого и память будущего

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

2 Память

2 Память Память – это чудовище; вы забудете, она – нет. Она все архивирует. Что-то она сберегает для вас, а что-то прячет, а потом вдруг предъявляет по собственному желанию. Вы думаете, что вы обладаете памятью, на самом деле это она владеет вами. Джон Ирвинг Память, по моему

«Повседневная» память и долговременная память

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Семантическая структура и функция слова

Семантическая структура и функция слова Обратимся к анализу того, какова же психологическая структура слова, каково его семантическое строение?Выше говорилось, что каждое слово обозначает вещь, качество, действие или отношение. Однако не имеет ли слово более сложной

Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы

Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы До сих пор мы анализировали основной элемент языка — слово. Мы рассмотрели роль слова в переработке информации, формировании понятия и посвятили две последние лекции анализу регулирующей функции слова.Сейчас мы

Первичная «семантическая запись»

Первичная «семантическая запись» До последнего времени о структуре основной мысли или замысла предстоящего высказывания было известно очень мало.Некоторый шаг вперед был сделан в самые последние годы генеративной (порождающей) лингвистикой, поставившей основную

ПАМЯТЬ

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ, СЕМАНТИЧЕСКАЯ И ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ

Семантическая память

Память эпизодическая и семантическая

Память эпизодическая и семантическая Есть два главных типа памяти. Память, называемая декларативной, в свою очередь разбивается на эпизодическую и семантическую. Первая хранит конкретные события и, как правило, ассоциируется с эмоциями. Вторая хранит информацию, про

Память – Семантическую память

Развитие навыка семантическую память

  • логика
  • креативность
  • скорость
  • Как все устроено
  • История науки
  • Какие навыки мы развиваем
  • Научные теории
  • Что такое IQ
  • Что такое индекс производительности мозга
  • Публикации

Семантическая память

Семантическая память оперирует не образами и картинками, а четкими формулами, символами и словами. Изучение текстового материала, запоминание правил и теорий, таблицы умножения и многих других вещей возможно только благодаря наличию данного вида памяти.

Почему полезно тренировать семантическую память?

Данный вид памяти напрямую влияет на цифровой показатель интеллекта у ребенка. Семантическое запоминание улучшает логическое мышление, так как дети легче находят связи между объектами, строят мысленные схемы.

Игры, развивающие семантическую память

Скоростное сравнение

Перед нами ряд рисунков, необходимо запомнить предыдущий и сравнить его с текущим, ответив, повторяется он или нет.

Буквенный охват

Запомните буквы и воспроизведите их. Можно использовать клавиатуру.

Числовой охват

Запомните цифры и воспроизведите их. Можно использовать цифры на клавиатуре.

Кликер Плюс

Перед вами таблица, заполненная цифрами; для успешного прохождения игры необходимо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от вопроса. В случае пропуска числа снимается жизнь.

Интересные статьи про семантическую память и другие навыки

Откуда берутся различия оценок знаний девочек и мальчиков

Почему в начальных и средних классах девочки получают более высокие оценки, чем мальчики, при равных или даже худших результатах девочек на стандартизированных тестах? Как это установили? Проведенное сотрудниками университетов штатов Джорджия и Колумбия совместное исследование, результаты которого были опубликованы в одном из научных журналов США, позволяет сделать следующее предположение. Это, в основном, связано с поведением в классе, которое может привести к тому, что учителя ставят девочкам более высокие оценки, чем мальчикам. «Те факторы, что играют наибольшую роль в оценке учителем своихучеников, мы называем нацеленностью на обучение, – говорит КристоферКорнуэлл, руководитель отделения экономики в Колледже Бизнеса приУниверситете штата Джорджия, и один из авторов исследования, – Можнодумать о “нацеленности на обучение”, как о приблизительной мереотношения ребенка к школе. Это понятие включает шесть аспектов,позволяющих оценить внимательность ребенка, его усидчивость,стремление учиться, самостоятельность в обучении, гибкость иорганизованность. Я думаю, что любой родитель, у которого есть детиобоих полов, может сказать, что девочки по этим параметрам обгоняютмальчиков». Соавторами Корнуэлла были также Дэвид Мастард из Университета штата Джорджии, и Джессика Ван Пэрис из Университета штата Колумбия. В проведенном ими исследовании были изучены данные более чем 5800 учеников, начиная от подготовительных классов, и оканчивая пятыми классами. Изучались результаты прохождения учениками стандартных тестов по трем категориям – чтение, математика, и научные дисциплины. Эти показатели сравнивались с оценками учителей, отражающими прогресс своих учеников. Откуда проистекает неравенство? Полученные данные впервые показывают, что гендерный диспаритет оценок учителей начинается очень рано, и имеет неуклонную тенденцию в пользу девочек. Например, выяснилось, что по каждому учебному предмету средние оценки мальчиков ниже, чем у девочек. И это несмотря на то, что при независимой проверке на тестах они показывали лучшие результаты. Авторы исследования связывают этот диспаритет с тем, что они называют “не когнитивным опытом”, то есть: – насколько хорошо каждый ребенок вовлечен в занятия; – как часто ребенок выносит свои проблемы наружу;- как часто ребенок теряет контроль над собой; – насколько хорошо у ребенка развиваются навыки межличностного общения. «На траекторию продвижения ребенка в школе часто оказывает влияниеучительская оценка его успехов. В частности, она влияет на возможность попадания вспециализированные классы, и на другие возможности, атакже на то, что будет происходить в старших классах, – говорит он.Как правило, оценки, получаемые в школе, имеют большой вес при приеме в колледж. Поэтому, если диспаритет оценок проявляется так рано, то не удивительно, что ко времени поступления в колледж, девушки оказываются в лучшем положении». Исследования, связанные с гендерными различиями в школе в последнее время часто упоминаются в заголовках публикаций. В частности, такие статьи, как «Конец эры мужчин», Ханы Росин. Они месяцами находятся в списке бестселлеров и вызывают бесчисленные обсуждения в средствах массовой информации. «Если заметно, что мы дошли в общественном сознании до такого состояния,когда люди видят в этих данных только одно: мужчины отстают от женщин. Экономисты смотрят на это явление с разных точек зрения, но именно оценки образования являются вашим пропуском на рынок труда, – говорит Корнуэлл. – Поступление в колледжи юношей в последнее время снизилось, в то время как женщин там стало больше. Но если посмотреть в прошлое, в 60-е и 70-е годы прошлого века, то женщины в колледжи поступали в значительно меньшем количестве. Сегодня у нас такая ситуация, что 60 процентов степеней бакалавров ежегодно присуждается именно девушкам». Но, несмотря на изменения в технологиях обучения в колледжах, новые данные по-прежнему не отражают ничего фундаментально нового. «Я утверждаю, что такая ситуация в школах существовала всегда.Девочки не стали вдруг более вовлеченными в учебу, в то время, какмальчики неожиданно не стали более непослушными, – говорит Корнуэлл.- Их отношение к учебе всегда было именно таким. Но раньше это не былотак связано с успехами в учебе, как это стало сегодня.» На самом деле, каждый из нас может вспомнить из своей прошлой школьной жизни недоумение, почему в младших классах подавляющее большинство получающих отличные оценки состояло из девочек. Только к старшим классам, и то не до конца, происходило относительное выравнивание. Но здесь оно было связано с тем, что с усложнением материала возрастала объективность оценки, так как при решении упражнений и задач возрастала доля идеально правильных ответов. Принять как неизбежность Неясным остается то, как бороться с этим перекосом. «Наиболее интересный вопрос, возникший у нас, связан с тем, какуюроль в оценке учеников играет пол самого учителя, – говорит Корнуэлл.- Но на этот вопрос ответить мы не можем, поскольку не имеем достаточных данных. Ведь, как нетрудно догадаться, подавляющее большинство учителей в младших и средних классах – это женщины». А ларчик, как оказывается, просто открывался? Нам лишь остается подытожить, что многие педагоги-женщины подсознательно оказываются вовлеченными в поддержание пресловутой женской солидарности. И жертвами этого оказываются совсем маленькие ребятишки! Причем, как обделенные заслуженно высокими оценками, так и одаренные несправедливо завышенными. Что пока остается исключительно на уровне гипотезы.

Стратегия выбора школы

Для одних образцом будет престижная и дорогая, для других — школа старой советской выносливости. Стоит выбирать, исходя из ценностей семьи и задач, которые ставятся перед образовательным заведением. Подбор целей и ценностей Не существует какого-то единого общепринятого мнения по поводу того, что такое «хорошая школа». Стандарты варьируются в зависимости от возраста, происхождения, социальной среды и другого. В идеале — все обучающие заведения должны иметь необходимые инструменты, чтобы формировать гармонично развитую личность, способную продолжить образование и вписаться в рынок труда. Они, как правило, адаптированы к окружающему социуму и специализируются в соответствии с набором учеников. Поиск школы нужно начать с оценки того, насколько ограничены родители финансовыми или психологическими ресурсами. Немаловажны особые образовательные потребности ребенка и то, каким его видят родители, например, через четыре года учёбы. Но, если возникнут трудности, важно помнить, что ради достижения намеченных целей иногда придется и затянуть пояса, работать больше и напряженнее. Факторы для определения преимуществ Смешанные или раздельные занятия. Нынче есть школы отдельно для мальчиков или для девочек. А также смешанный тип, когда ребята учатся вместе. Тут есть повод задуматься о том, что по мнению родителей важнее для ребенка: не отвлекаться на противоположный пол или обучение и становление в той среде, в которой школьник будет обитать после окончания учебы в школе. Иностранный язык. Можно выбрать учебное заведение с углублённым изучением иностранного языка, который предоставляется перспективным для дальнейшей профессиональной специализации. Искусство и спорт. Если у ребёнка есть способности или увлечения, которые важно совершенствовать — нужно выбрать соответствующую школу. Здесь обучение может включать развитие талантов детей в различных тематических секциях, кружках (спортивные занятия, художественные, театральные или музыкальные студии). Традиции и атмосфера. Обстановка в учебном заведении имеет немаловажное значение. Существуют учебные заведения, например, где школьная форма необязательна. Однако в большинстве мест — традиционный образовательный стандарт, включающий и форму, и участие в спортивных мероприятиях, и жесткую субординацию, и распорядок образовательных процессов. Количество воспитанников. Для семейной обстановки предпочтительнее маленькие учебные заведения на 200 человек. Наполняемость классов не более 10-12 человек. Здесь наставник уделяет школьникам максимум времени для индивидуального общения. Преимущество больших учреждений в том, что есть разнообразие кружков, секций, в них часто качественнее и современнее обеспечение. Месторасположение. Близость нахождения школы, несомненно, один из решающих факторов. Слишком удалённое расположение может вызывать некоторые неудобства. Разностороннее изучение вариантов. Из предварительно отобранных школ исключают те, что не соответствуют намеченным целям. В остальных необходимо встретиться с руководством. В учреждениях есть дни открытых дверей (преимущественно осенью или весной), на которые стоит сходить. Здесь целесообразно познакомиться с учителями начальных классов и внимательно к ним присмотреться. Хорошо, если есть возможность почитать отзывы на профильных сайтах. Если здесь все плохо, то лучше не растрачивать время, и переходить к следующему номеру в списке. На подготовительные занятия разрешают приходить и в течении всего учебного года. Если окончательно так и не сделан выбор, то, возможно, стоит расширить первоначальный список и пересмотреть цели и задачи. Базируясь только на чужих рекомендациях, советах, опыте, зачастую родители игнорируют приоритеты семьи и интересы ребёнка. Поскольку то, что идеально подходит для одних ребят, будет совершенно неприемлемо для других.

Пять правил жизни от профессора Харари. Актуальное в знаниях ― детям

В рамках образовательного проекта Facing the future, организованного бизнес-школой MIM и издательством BookChef, популярный израильский профессор и историк Юваль Харари выступил с циклом лекций в разных странах о современных вызовах в сфере образования. Детальному разбору подверглась направленность обучающих программ, а именно, на чем в нынешнее время необходимо сделать акцент в обучении наших детей. Мировоззрение Харари о будущем человечества изложено в его фундаментальном труде «21 урок для XXI века». Нас окружает чрезвычайно изменчивая, непредсказуемая реальность. Настолько, что попросту плывем в понимании, куда стремиться самим и к чему готовить наших детей. У Харари есть ответ, на этот, кстати, не самый очевидный, вопрос. И он не лежит в плоскости уже банальных пожеланий об освоении азов программирования, высшей математики, английского или китайского языков. Учимся учиться! Как ни банально бы это не звучало, но самое главное, что мы должны привить нашим детям, по мнению Харари, – это научить их… учиться. С глубокой древности до недавнего времени жизнь была поделена на две части. Это период обучения, и,вслед за ним, годы работы. В первой части жизни вы впитывали и развивали знания, навыки, опыт, во второй части вы их использовали. Но, теперь про такое деление забудьте. Архаичному, примитивному раскладу пришел конец. «Мы не можем даже предположить, какой багаж знаний потребуется через 20 лет. Но, без сомнения, что нам постоянно придется изучать новое», – говорит Харари. Потому лучшее, что мы можем сделать, это воспитать в детях восприимчивость к потоку новых знаний и навыков. Защищаться от ударов Еще одно важное качество – умение проигрывать и не впадать в отчаяние при поражении. «Нынешняя система образования слишком сильно зациклена на достижении успехов. Но совершенно не учит людей принимать и выдерживать удар. А ведь очевидно, что с учетом постоянных трансформаций в экономике большому количеству людей придется переобучаться. Им придется смириться с тем, что полученный ими раньше багаж знаний уже не представляет ценности. Стоит задача не сдаться, а продолжать работать». Стрессоустойчивость – наше все! Повсеместное внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта грозит тотальной слежкой «большого брата». Все это вызывает у Харари тревогу. Он считает, что детей с малых лет нужно готовить к преодолению стресса. «Уровень стресса и без того очень высокий, а будет еще выше. Все, что вы делаете, запоминается «системой». Вы будете подвержены тревоге из-за того, что вас постоянно мониторят. Ваша жизнь становится одним большим допросом с пристрастием», – говорит он. «За предстоящие 30 лет пласт “лишних” людей вырастет многократно. Причиной тому будет не только сокращение рабочих мест или нехватка современных знаний, но и элементарное отсутствие психологической выносливости», – пишет он. Какими способами бороться со стрессом? «Я предпочитаю медитацию Випассана, но не всем это может подойти. Если для вас дают эффект спортивные упражнения, отправляйтесь на пробежку». Непредсказуемость – новый хит XXI века. «Как не терять самообладание, попадая в непривычную ситуацию? Как действовать, чтобы не утонуть в нескончаемом информационном потоке, когда нет возможности хоть как-то его упорядочить и извлечь разумную пользу? Как жить в мире, если в нынешнее время неопределенность – это не баг, а фича?» – спрашивает он в своей книге. Пластичность ума – залог успеха Чтобы быть успешными и востребованными в XXI веке, и нам, и нашим детям понадобится еще два ценных свойства личности. «Вам постоянно придется находить себя заново, перестраиваться под нужды рынка труда, который будет все более переменчив. Потому крайне важно развить в себе гибкость ума и эмоциональный интеллект», – заявил Хараре, подытоживая мероприятие. Ключевые «Четыре С» Школам необходимо сделать акцент на развитии технических навыков и «жизненных» умений, пишет Харари в своей новой книге: «Современная педагогика ставит своей задачей сподвигнуть к постижению подрастающим поколением “четырех С”, а именно: критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству». Critical thinking, communication, collaboration, creativity – вот эти не три, а четыре «кита» педагогики будущего.

Семантическая память

Определение семантической памяти

Семантическая память – это система запоминания, которая основана на смысловых характеристиках понятий. Организация и структура семантической памяти основываются на содержательном описании понятий и слов, которые обозначают эти понятия. Такую память в этом смысле можно противопоставить образной памяти. Различия будут заключаться в том, что образная память является памятью на «необработанные», «неискаженные» образы, которые сохраняют топологию, то есть соотношения своих пространственных частей, а семантическая (вербальная или словесная) память основывается на кодовом описании понятий.

Вообще, за кодовым описанием не сохраняются никакие топологические признаки исходного понятия, если они были изначально. К примеру, при кодовом описании лица можно описывать характеристики отдельных частей и выражать их в мерах длины, площади, изрезанности и т.д. Данный тип запоминания, конечно, будет совместимым с образной памятью и дополнит её.

Роль семантической памяти

Более важную роль семантическая память играет при запоминании понятий, слов и представлений, которые не имеют образных аналогов. К примеру, тяжело представить образы таких понятий, как «доброта» или «различие». Эти абстрактные понятия, несомненно, находят свои связи с разными образами, однако эти связи обычно являются опосредованными и ассоциативными. Исключением являются рассматриваемые далее примеры синестезий и экзотических образных ассоциаций, которые используются некоторыми мнемонистами.

Таким образом, семантическая память основывается на структурировании значений, смыслов понятий. Причем в ёё основании находятся, во-первых, запоминания кодов отдельных признаков понятий, что осуществляется в результате сложных процессов выделения и описания этих признаков, и, во-вторых, в процессах установления системы ассоциативных связей между отдельными признаками и целыми понятиями. Так, семантическая память имеет намного большее количество вариантов запоминания, намного большее количество способов установления связей между понятиями, чем образная память.

На рис. 1. в качестве примера или, точнее, модели части семантической памяти человека приводится малый участок семтической сети, который определяет возможные системы связи между понятиями, которые определяются словами строки известного стихотворения Д. Хармса.

Рис. 1. – Модель участка семантической памяти.

Каждое понятие, обозначенное прямоугольником или эллипсом, может иметь большое количество стрелок, которые обозначают свойства, параметры или характеристики. Участок семантической сети памяти можно достраивать или перестраивать в зависимости от ситуации. Разные стрелки-связи могут иметь различный вес, или частоту использования.

Строки стихотворения Д. Хармса

Иван Топорышкин пошел па охоту

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке перепрыгнул топор.

Использовать в качестве примера довольно причудливый, экзотический текст Хармса необходимо для того, чтобы помочь наиболее полно почувствовать идеологию построения семантической памяти. Как видно, её структура даёт возможность устанавливать связи между любыми понятиями. Кроме того, структура памяти делает возможным приписывание каждой связи определенного значения частоты её использования, при этом частота, или, как говорится, вес, может быть разным в зависимости от ситуации использования данной связи, то есть от общего контекста.

Рис. 1 тоже показывает наличие разного и постоянно изменяющегося количества свойств у каждого понятия. Свойства, которые описывают некоторые понятия, или, как часто говорится, атрибуты этого понятия, сами представляют собой сложные иерархически организованные структуры.

Для более глубокого представления организации семантической памяти, можно в качестве упражнения попытаться сделать дополнения к рис. 1. Это можно сделать, расписав дополнительные связи, веса, понятия, их определения и атрибуты. Такого рода работа, точно так же, как и рассмотрение рис. 1, позволяет сделать важный вывод: структура семантической памяти находится в процессе постоянной реорганизации. Это свойство внутренне находится в памяти и исходит из её сетевой структуры. Действительно, в зависимости от ситуации список атрибутов каждого узла памяти будет изменяться, кроме того, должны меняться приоритеты атрибутов. Одни условия заставляют нас опираться на одни свойства объектов, другие – на другие. Этот эффект является основой для разнообразия мыслительной деятельности человека.

Разработка семантических моделей памяти

Разработка семантических моделей памяти основывается на огромном количестве экспериментальных данных. В частности, на результатах, которые показывают, что семантическая память в общем случае является не графом, а именно сетевой структурой. Граф в данной ситуации представляет собой некоторую экономно построенную структуру, при которой существует единственный путь связи между любыми двумя точками. Рис. 2.а. демонстрирует нам пример графа, рис. 2.б. – пример участка сети. Эти примеры указывают на то, что в сложной сети можно выделить более простые участки, которые представляют собой графы.

Рис. 2. – Схема различий между графовой (а) и сетевой (б) моделями организации семантической памяти

Графовая модель показывает принцип когнитивной экономичности, сетевая – возможность прямых связей между любыми понятиями.

Основное различие между графовой и сетевой структурой выражается принципом когнитивной экономичности, или не избыточности структуры связей между понятиями. Семантическая модель позволяет пройти от одного понятия к другому с помощью многих путей. Модель графовой связи является линеарной, она предполагает наличие одного пути, это обеспечивает высокую степень экономичности и иерархичности. Когнитивная экономичность означает экономичность связей между следами знаний (сognio – знание, понятие).

Экспериментальная проверка правильности той или иной модели основывается на измерении времени принятия решения при определении сходства различных понятий. К примеру, определяя, относятся ли к одной категории такие пары слов, как “болиголов” и “маргаритка”, потребуется большее количество времени, чем при определении сходств слов “болиголов” и “попутай”. Таким образом, данный эксперимент показывает, что, для преодоления пути от названия одного цветка до названия другого, необходимо проделать путь длиннее, чем для определения связи между названием цветка и животного.

В модели графовой структуры памяти можно было бы ждать обратный эффект. Для строгой упорядоченности понятий и экономичности связей этой модели необходим короткий путь для перехода от названия одного растения к названию другого. Для этого необходимо сделать некоторое количество шагов вверх по графу до узла “растения”. С другой стороны, переход между отдалёнными узлами конкретного растения и конкретного животного потребует намного более длинного пути и намного большего количества времени.

Вывод из многих подобных экспериментов можно сделать в пользу модели неэкономной семантической сети, которая допускает возможность неупорядоченной и, казалось бы, необычной системы связей “всех со всеми”.

Варианты сетевых моделей семантической памяти отлично согласуется с предположением о том, что, развиваясь, память формируется с помощью принципа “ядер”, в котором некоторые понятия находят отражения в структуре участков сети. При этом обычно обособленными понятиями в процессе развития памяти и в процессе развития организма являются частичные, не совсем полные и, бывает не совсем правильные знания. В результате чего все “ядра”, все “атомы” знаний будет формироваться постепенно и нести в себе большое количество предыдущих, которые были сложены ранее, связей.

Именно по этой причине, как отражается в результатах экспериментальных исследований, время на то, чтобы принять решение о корректности (оценивание истинности) того или иного высказывания бывает не является зависимым от самого малого количества связей между всеми понятиями и станет короче при выполнении анализа выражений, которые часто встречаются. Например, выражение “Акула может двигаться” обычно повсеместно встречается, а выражение “У лосося есть рот” почти никогда не встречается, то есть связь между всеми словами этого выражения имеет низкую частоту. Время на принятие решения, в случае, когда оценивается корректность такого рода выражений, в принципе, уменьшается тогда, когда растёт частота их употребления.

Семантическая, или вербальная, память

Семантическая память представляет собой систему запоминания, основанную на смысловых характеристиках понятий. Организация и структурирование семантической памяти, таким образом, основаны на содержательном описании понятий и слов, обозначающих эти понятия. Такая память, как мы уже видели, в определенном смысле противоположна образной памяти. Различия заключаются в том, что если образная память предстааляет собой память на “необработанные”, “неискаженные” образы, сохраняющие топологию, то есть соотношения своих пространственных частей, то семантическая (вербальная или словесная) память основана на кодовом описании понятий.

Кодовое описание в принципе не сохраняет ни каких топологических признаков исходного понятия, если такие признаки имели место. Например, при кодовом описании лица можно говорить о последовательных списках характеристик отдельных частей, выражаемых в терминах длины, площади, изрезанности и т.д. Такой тип запоминания, конечно, совместим с образной памятью и дополняет ее.

Однако наиболее важна семантическая память при запоминании понятий, слов и представлений, не имеющих образных аналогов. Например, трудно представить образы таких понятий, как “доброта” или “различие”. Такие абстрактные понятия, конечно, имеют связи с различными образами, но эти связи, как правило, опосредованы и ассоциативны. Исключение составляют рассматриваемые далее примеры синестезий и экзотических образных ассоциаций, используемых некоторыми мнемонистами. Таким образом, семантическая память основана на структурировании значений, смыслов понятий. Причем в основе ее лежит, во-первых, запоминание кодов отдельных признаков понятий, что происходит в результате сложных процессов выделения и описания этих признаков, и, во-вторых, установление системы ассоциативных связей между отдельными признаками и целыми понятиями. Таким образом, семантическая память представляет намного больше вариантов запоминания, намного больше способов установления связей между понятиями, чем образная память.

На рис. 3.9 в качестве примера или, точнее, модели части семантической памяти человека приведен небольшой участок семтической сети, определяющий возможные системы связей между понятиями, определяемыми словами строки известного стихотворения Д. Хармса:

Рис. 3.9. Модель участка семантической памяти. У каждого понятия, обозначенного прямоугольником или эллипсом, может быть множество стрелок, обозначающих свойства, параметры или характеристики. Участок семантической сети памяти может достраиваться или перестраиваться в зависимости от ситуации. Различные стрелки-связи могут иметь разный вес, или частоту использования

  • – Иван Топорышкин пошел па охоту
  • – С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,
  • – Иван, как бревно, провалился в болото,
  • -Апудель в реке перепрыгнул топор.

Использование в качестве примера довольно причудливого, экзотического текста Хармса, возможно, помогает полнее прочувствовать идеологию построения семантической памяти. Действительно, ее структура представляет возможность установления связей между любыми понятиями. Более того, структура памяти дает возможность приписывать каждой связи определенное значение частоты ее использования, причем частота, или, как говорят, вес, может быть разной в зависимости от ситуации использования данной связи, то есть от общего контекста. Рис. 3.9 также иллюстрирует факт существования различного и постоянно изменяющегося количества свойств у того или иного понятия. Свойства, описывающие некоторое понятие, или, как часто говорят, атрибуты этого понятия, могут сами представлять сложные иерархически организованные структуры.

Для того чтобы более глубоко представить себе организацию семантической памяти, можно в качестве упражнения попробовать дополнить рис. 3.9, расписывая дополнительные связи, веса, понятия, их определения и атрибуты. Такая работа, так же как и рассмотрение рис. 3.9, приводит к важному выводу: структура семантической памяти постоянно реорганизуется. Это свойство внутренне присуще памяти и следует из ее сетевой структуры. Действительно, в зависимости от ситуации список атрибутов каждого узла памяти должен меняться, кроме того, должны меняться приоритеты атрибутов. В одних условиях мы опираемся на одни свойства объектов, в других -на другие; и на этом эффекте основано разнообразие мыслительной деятельности человека.

Разработка семантических моделей памяти основана на большом количестве экспериментальных данных. В частности, на результатах, показывающих, что семантическая память в общем случае представляет собой не граф, а именно сетевую структуру. Под графом в данном случае имеется в виду некоторая экономно построенная структура, при которой существует единственный путь связи между любыми двумя точками. Рис. 3.10, а представляет собой пример графа, рис. 3.10,6 -пример участка сети. Из этих примеров ясно, что в сложной сети могут быть выделены более простые участки, представляющие собой графы.

Основная разница между графовой и сетевой структурой связана с принципом когнитивной экономичности, или не избыточности структуры связей между понятиями. В рамках семантической модели от одного понятия к другому можно пройти при помощи многих путей. Модель графовой связи предполагает линеарность, наличие одного пути, что обеспечивает высокую степень экономичности и иерархичности. Под термином когнитивная экономичность подразумевается, таким образом, экономичность связей между следами знаний (сognio – знание, понятие).

Экспериментальная проверка правильности той или иной модели основана на измерении времени принятия решения при определении сходства различных понятий. Например, при определении, относятся ли к одной категории такие пары слов, как “болиголов” и “маргаритка”, потребовалось больше времени, чем при определении сходства слов “болиголов” и “попутай”. Таким образом, данный эксперимент показывал, что, для того чтобы пройти путь от названия одного цветка до названия другого, требуется проделать более длинный путь, чем при определении связи между названием цветка и животного. В модели графовой структуры па

Р и с. 3.10. Схема различий между графовой (а) и сетевой (й) моделями организации семантической памяти. Графовая модель реализует принцип когнитивной экономичности, сетевая -возможность прямых связей между любыми понятиями

мяти можно было бы ожидать обратного. Строгая упорядоченность понятий и экономичность связей этой модели требуют короткого пути для перехода от названия одного растения к названию другого; для этого требуется сделать небольшое количество шагов вверх по графу до узла “растения”. С другой стороны, переход между отдаленными узлами конкретного растения и конкретного животного должен потребовать намного более длинного пути и намного большего времени.

Вывод из многих подобных экспериментов был сделан в пользу модели неэкономной семантической сети, допускающей возможность неупорядоченной и, казалось бы, странной системы связей “всех со всеми”.

Вариант сетевой модели семантической памяти хорошо согласуется с предположениями о том, что в процессе развития память формируется по принципу “ядер”, когда некоторое понятие отражается структурой участка сети. Причем, как правило, отдельные понятия в процессе развития памяти и в процессе развития организма представляют собой частичные, далеко не полные, иногда не совсем правильные знания. В результате каждое “ядро”, каждый “атом” знаний формируется постепенно и несет в себе многие предыдущие, ранее сложившиеся связи. Именно поэтому, как показывают результаты экспериментов, время принятия решений о правильности (оценке истинности) высказываний часто не зависит от минимального количества связей между понятиями и бывает более коротким при анализе часто встречающихся выражений. Например, выражение “Акула может двигаться” является часто встречающимся, а выражение “У лосося есть рот” встречается редко, то есть связи между словами этого выражения низкочастотны. Время принятия решений при оценке правильности подобных выражений в принципе уменьшается с ростом частоты их употребления.

Ссылка на основную публикацию