Как запомнить текст?

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией, причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.

1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил “кривую забывания”, демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем “пробелы” в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа “белые пятна”, которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место “строительства” замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может “строить” в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть “опорными пунктами”. Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

Представим наш “дворец памяти”, вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
  2. Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой “ABC song”. И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

9. Структурирование информации

Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания. При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.

Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

  1. Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
  2. Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
  3. Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
  4. Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
  5. Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
  6. Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
  7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.

Наконец, не бойтесь трудных задач, которые максимально тренируют мозг.
Глаза боятся, а руки делают.

Как учить большие тексты и запоминать их

Память — важный аспект нашей жизни. С ее помощью мы можем держать в уме информацию, которую получаем в течение жизни.

Данные, которые обрабатывает наш мозг, поступают к нам непосредственно через органы чувств, перерабатываются, фильтруются, и лишь потом мы запоминаем нужную информацию.

Запоминать можно все от слов песен до большого количества текста.

Способы запоминания текста могут быть разными: от простого заучивания до применения методик, которые помогают выучить текст.

Психологи выделяют такие виды памяти:

В зависимости от того, какая из этих видов у вас лучше развита, и подбираются способы заучивания текстов.

Как запомнить большой текст

Точно сказать, как лучше запомнить текст невозможно, так как их множество, и все они имеют разную степень сложности и виды (научные статьи, стихи и художественные тексты).

Также очень важным фактором для запоминания является время запоминания.

В общем можно выделить рекомендации, которые помогут вам быстро запомнить большой текст. Основой является так называемая методика ОВОД.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

  1. Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли. Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
  2. На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе. Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
  3. Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
  4. В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

На Викиум вы можете тренировать память с помощью специальных упражнений

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Особенности запоминания текста на родном языке

Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:

  • записываем, что учим;
  • графический метод;
  • деление текста на части;
  • постоянное напоминание.

При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.

Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.

Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.

Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.

Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.

Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов

  1. Выделяем ключевые слова и выражения.
  2. Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
  3. Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
  4. Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
  5. Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
  6. Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.

Специфика запоминания текста на английском языке

Процесс запоминания иностранных текстов намного сложнее и требует больше времени. Для того чтобы быстро запомнить текст на английском, можно записать его на аудиоплеер и прослушивать его, занимаясь обычными делами, при поездках в городском транспорте.

При этом важно не просто слушать материал, но и вдумываться, анализировать и выделять важные моменты. Также текст быстрей запомнится, если вы будете описывать сюжет при помощи рисунков и пояснений к тексту.

Важным фактором является время суток, когда вы запоминаете материал. Оптимальным временем для запоминания является четыре часа до засыпания и четыре часа после подъема.

Запоминать тексты без понимания их смысла намного труднее и дольше. Материал на английском следует пересказывать своими словами, а не воспроизводить слово в слово. Старайтесь запоминать частями, вникать в суть и проводить параллели содержания и вашей жизни.

Развиваем память

Чтобы иметь возможность запоминать большое количество информации мы должны тренировать мозг. Вы должны вырабатывать в себе способности к запоминанию.

Упражнений для памяти существует много. Вы сами можете выбрать, какое из них вам подойдет.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам улучшить память:

  • Каждое утро после того, как проснулись, можете посчитать от 100 до 0, причем старайтесь делать это как можно быстрее. Постарайтесь исключить из вашей повседневной жизни калькулятор. Считайте в уме при покупках в магазинах, займитесь математическими тренировками памяти. Производите разные операции над числами, это придаст пластичность вашему мозгу и позволит увеличить объем памяти.
  • Прекрасно развивать память поможет упражнение «60 названий за 60 секунд». Для этого стоит называть каждую секунду по слову, например 60 столиц мира или названия растений. Сначала у вас не получится в таком темпе, но вы не отчаивайтесь, проговаривайте и вспоминайте. С каждым днем у вас все лучше будет получаться. Тренируйтесь и спустя неделю вы почувствуете результат.
  • Самым простым методом развития памяти является простое запоминание текстов. Сначала вы должны запоминать маленькие объемы, постепенно переходя на большие. Главное процесс заучивания не прекращать, а делать это систематически.
  • Улучшить способность запоминания текстов позволит методика изучения иностранных слов. На протяжении первой недели вы должны запомнить по 10 слов каждый день. Вы можете учить их парами, записывая слова на бумажке, где указываете слово и его перевод. Потом вы постепенно увеличиваете количество слов за день, например на второй неделе 20 слов в день, на третей 30 слов.

Главное для быстрого запоминания текстов: постоянно тренируйте память, старайтесь выполнять нестандартные задания, например, если вы правша, тогда чистите зубы левой. Это позволит вашему мозгу развивать новые нейронные связи и сделает его более пластичным к запоминанию.

Слова на 10% лучше откладываются в памяти, если при заучивании вы их выкрикиваете или просто громко произносите.

Для одновременного запоминания двух или больше текстов, которые не связаны темой, старайтесь при их запоминании менять обстановку. Один материал учите в комнате, а другой на улице или в другой комнате. Это позволит мозгу не перемешать информацию.

После того, как материал зазубрен, следует как можно дольше поспать, что позволит вам помнить информацию намного дольше по времени. Очень часто рекомендуют учить тексты перед сном, что способствует лучшему усвоению.

Занимайтесь спортом, это улучшает кровообращение в мозге и память.

Как быстро запомнить текст

О запоминании текстов

Мало кто знает о том, что при чтении текста большая часть из него автоматически запоминается мозгом.

Как запомнить текст

К сожалению, воспроизвести нам удается только малую часть то, что мы прочитали.

Вспомните, бывали ли у вас ситуации, когда вы слышали какую-либо историю или анекдот от других людей и понимали,
что данный материал вам уже знаком? Скорее всего, да!

А теперь представьте другую ситуацию, когда вас просят рассказать анекдот или историю – скорее всего вы столкнетесь с трудностями. И довольно типичная ситуация для большинства людей.

И в этой статье я постараюсь рассказать вам, как можно быстро запоминать тексты. При этом то, насколько детальный будет ваш пересказ будет зависеть от вас и вы сможете регулировать этот параметр! (детальность пересказа я имею ввиду)

Если ваши тексты не содержат много точной информации (числа, названия, имена и т.д.), то запомнить такие тексты очень легко!

Пошаговый алгоритм быстрого запоминания текстов

Вот, что вам нужно сделать по шагам:

  1. разбить текст на блоки
  2. выделить основной смысл каждого блока
  3. охарактеризовать смысл одной фразой или словом
  4. подобрать образ к фразеслову
  5. запомнить последовательность образов

А теперь чуть подробнее про каждый пункт.

Разбить текст на блоки.

Блоком – условное деление текста на части. Блоком может являться абзац, 2-3 предложения, 1 предложение или даже одна фразаслово. Количество блоков, на которые вы разбиваете текст, зависит только от того, насколько большой текст нужно запомнить и насколько детальнее.

Выделить основной смысл каждого блока.

Основная задача данного шага – уловить смысл определенного кусочка информации. Как только вы поняли «в чем соль», смело переходите к следующему шагу

Охарактеризовать смысл одной фразой или словом

На этом этапе вы подбираете одно слово, либо фразу, которая ассоциируется у вас с тем смыслом, который вы извлекли из предыдущего шага.

Подобрать образ к фразеслову

Здесь вам нужно представить конкретный образ в своем воображении, напоминающий вам фразуслово получившееся на предыдущем шаге.

Запомнить последовательность образов

Заключительный шаг — используем имеющиеся в нашем арсенале техники запоминания для запоминания образов. Лучше использовать техники, основанные на запоминании на локации.

Как запомнить текст. Пример.

А теперь пример, как это реализовать. Вот простой текст для запоминания:

«Парадоксом нашего времени является то, что мы имеем высокие строения, но низкую терпимость, широкие магистрали, но узкие взгляды. Тратим больше, но имеем меньше, покупаем больше, но радуемся меньше. Имеем большие дома, но меньшие семьи, лучшие удобства, но меньше времени. Имеем лучшее образование, но меньше разума, лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию, имеем больше экспертов, но и больше проблем, лучшую медицину, но хуже здоровье. Пьем слишком много, курим слишком много, тратим слишком безответственно, смеемся слишком мало, ездим слишком быстро, гневаемся слишком легко, спать ложимся слишком поздно, просыпаемся слишком усталыми, читаем слишком мало, слишком много смотрим телевидение и молимся слишком редко. »

Вот тот же самый текст, но в тексте выделены фразы, которые я буду запоминать, а в скобках указаны образы, которыми я их запоминаю.

«Парадоксом нашего времени является то, что мы имеем высокие строения (высокий дом), но низкую терпимость (маленький бешеный бык), широкие магистрали (МКАД), но узкие взгляды (лицо японца).

Тратим больше (набитый кошелек), но имеем меньше (дырка в кармане), покупаем больше (подарки в корзине), но радуемся меньше (грустный смайл).

Имеем большие дома, но меньшие семьи (большой пустой коттедж, внутри 1 человек), лучшие удобства, но меньше времени (кожаный мягкий диван и маленькие часы).

Имеем лучшее образование, но меньше разума (красный диплом в руках психбольного), лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию (выпускник колледжа в разбитой машине), имеем больше экспертов, но и больше проблем (деловой человек с гаечным ключом), лучшую медицину, но хуже здоровье (доктор на костылях).

Пьем слишком много, курим слишком много, тратим слишком безответственно, смеемся слишком мало, ездим слишком быстро (грустный мужик на ламборджини с бутылкой виски и сигаретой мчится на машине), гневаемся слишком легко (разьяренное лицо), спать ложимся слишком поздно, просыпаемся слишком усталыми (будильник), читаем слишком мало, слишком много смотрим телевидение и молимся слишком редко (поп на телике с книгой в руках).»

Как вы можете заметить, сначала я представлял каждую фразу, как изолированный образ, а после стал фразы с противоположными значениями объединять в одну картинку.

В итоге нужно всего лишь запомнить следующие образы:

  1. высокий дом
  2. маленький бешеный бык
  3. лицо японца
  4. МКАД
  5. набитый кошелек
  6. дырка в кармане
  7. подарки в корзине
  8. грустный смайл
  9. большой пустой коттедж, внутри 1 человек
  10. кожаный мягкий диван и маленькие часы
  11. красный диплом в руках психбольного
  12. выпускник колледжа в разбитой машине
  13. деловой человек с гаечным ключом
  14. доктор на костылях
  15. в ламборджини мужик с бутылкой виски, сигаретой и знаком скорости
  16. разъяренное лицо
  17. будильник
  18. поп на телике с книгой в руках

Все довольно просто, и можно быстро запомнить текст. На запоминание самим образов уйдет порядка 1,5 – 2,5 минут. Если же вы задаетесь вопросом: «А, как запомнить большой текст?», то на него простой ответ: «Создавайте больше образов!».

Дословное запоминание больших текстов

Для дословного запоминания текста я советую 2 фишки:

  1. создавать больше образов
  2. проговаривать вслух про себя 3 — 5 раз оригинальную фразу из текста, удерживая в этот момент в воображении соответствующий ей образ

Для демонстрации возьмем фразу из нашего текста «Имеем лучшее образование, но меньше разума». Для дословного запоминания я удерживаю образ психбольного, у которого в руках красный диплом и вслух произношу несколько раз «Имеем лучшее образование, но меньше разума», «Имеем лучшее образование, но меньше разума», «Имеем лучшее образование, но меньше разума».

Я не сторонник дословного запоминания , т.к. в этом смысла не вижу, но людям для некоторых целей это требуется, поэтому решил поделиться.

Именно такой техникой лучше запоминать тексты. Никакая зубрежка не сравнится с этим!

Это несложно — просто возьмите и сделайте это!

Как быстро и хорошо запомнить текст

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель).

Для каждой роли актеру приходится заучивать большое количества текста, при этом, в отличие от телеведущего или преподавателя, у него нет возможности заглянуть в конспект.

Но, конечно же, не только актерам полезно укреплять и развивать память, а любому человеку будет только на пользу овладеть навыками запоминания большого объёма информации.

Методик и упражнений для развития человеческих способностей существует великое множество. Так, руководитель и основатель образовательного портала 4brain – Евгений Буянов, на страницах своего проекта собрал наиболее значимые и интересные методики развития в человеке разных ментальных навыков, и все ради одной важной цели: «в наше время в интернете сложно найти что-нибудь стоящее: что можно прочитать и потом рассказать внукам в старости; чему можно научиться, чтобы сделать мир лучше; что сделает нас немного мудрее и толерантнее». Пройдя по этой ссылке, вы сможете найти большое количество полезных, увлекательных приемов, правил и техник, направленных на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания. Вся методика обучения способам запоминания, представленная на данном сайте очень проста и доступна каждому.

Чем больше вы узнаете о способности памяти, тем легче вам будет общаться с ней на «одном языке», а значит, вы будете понимать друг друга долгие годы, оставаясь при этом «верными друзьями».

Итак, не торопитесь приступать сразу же к упражнениям. Для начала давайте определимся, какой вид памяти, развит именно у вас лучше всего.

Так, Наполеон, обладал, моторной памятью (всем нам прекрасно помнится его феноменальная память на имена). Человеку, обладающему акустической памятью, нужно слышать то, что он учит. А это говорит о том, что лучший для него вариант – заучивать вслух. Опорой памяти для людей визуального восприятия, служит обдуманное расположение ключевых слов (раскрашивание, рисунок, схемы).

Также важно определить при выборе способа запоминания текста:

  • Какого типа текст (какой сложности, тематики)
  • Насколько подробно необходимо вам его запомнить
  • На какое время

Итак, давайте, чтобы раз и навсегда выявить ваш тип памяти, мы с вами проведем один тест. Называется он «Тест на определение типа памяти». Вам для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.

Прочитайте вслух слова:

Запишите то, что запомнили на первом листе.

Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы:

Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.

А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе:

Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.

Приемы быстрого запоминания текста

«Помнить — это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» Максим Горький.

У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы, секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.

В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян приоткрывает нам завесу этих тайн.

И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:

  • Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
  • Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
  • Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)» все о данной методике читайте на данной странице.

А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять». Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).

Пример: Часы и Облако.

Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.

Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок «Теории творчества и креативности».

Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона» или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).

И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом. А процесс «вспоминания» слов будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.

Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):

  • Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
  • Читая текст, обращайте внимание на подробности
  • Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
  • Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
  • Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
  • Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
  • Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
  • Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд ( вкусным обедом, долгожданной покупкой)
  • Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
  • Все сложное, старайтесь максимально упростить
  • Всесторонне используйте различные органы чувств
  • Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение). Для этого используются, в том числе таблицы Шульте.
  • Читайте, учите только на свежую голову
  • Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
  • Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)

Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов). Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.

Вот и все на сегодня. Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: «Голова без памяти — все равно, что крепость без гарнизона». Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс «Когнитивистика».

Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное, результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Как легко и быстро выучить большой текст

Любая необходимость быстро выучить текст большого объема, особенно наизусть, может пугать. Заучивание докладов перед выступлениями, обучение актерскому мастерству, сдача экзаменов и освоение иностранных языков — везде требуются навыки запоминания. Задача становится легко выполнимой, если использовать определенные техники и приемы.

Порядок работы с большим текстом

Перед прочтением всего объема литературы необходимо ознакомиться с заголовками, подразделами, просмотреть фотографии, картинки, схемы. Большинство людей знают эту стратегию, но мало кто ее регулярно использует. Общий обзор главы рассказа занимает всего несколько минут, но этот инструмент может оказаться неоценимым при сортировке основных идей по деталям.

Желательно прочитать весь раздел целиком, если он длинный, прежде чем начать выделять ключевые мысли или делать заметки. Затем надо выделить в книге цветными маркерами основные идеи или схематично зарисовать главные мысли. Изображения лучше запоминаются, чем текст. Несколько ключевых слов, если их расположить на боковой стороне фрагмента абзаца, помогут подтолкнуть память при просмотре информации для тестирования самого себя.

Другой способ вспомнить прочитанное — делать заметки в тетради или на компьютере. Можно устно рассказать выученное определение кому-нибудь вслух, написать изложение, попробовать составить короткий рифмованный стих.

Необходимо выполнить работу с каждым из коротких пунктов до тех пор, пока все задание не будет закончено. Может показаться, что это займет больше времени, чем просто чтение и привычный способ зазубрить все непонятное, но на самом деле отметка выстраивает в голове обучающегося логику, помогает определить слабые места и выявить вопросы.

Непонятный сложный материал можно выучить наизусть, но воспроизвести его будет сложно. Есть риск забыть всю статью, сценарий, реферат, песню, упустив из памяти всего одно ключевое слово.

Мозг — очень капризный орган. Количество элементов информации, доступных одновременно к запоминанию, колеблется от 3 до 7. То есть за один раз заучить и пересказать до 7 новых английских слов может практически каждый, но при попытке выучить сразу 10 неправильных глаголов, обучающийся будет допускать много ошибок. Лучше разбивать информацию на блоки по 5 слов, заучивать, воспроизводить, делать небольшой перерыв в изучении и только потом запоминать новые блоки.

Запоминание на базе каналов восприятия

Возникают вопросы о том, почему одни люди улавливают информацию на лету, а другие не в состоянии запомнить конспект даже после многократных повторов. Дело в том, что каждый имеет свои особенности восприятия, поэтому правильно будет выстраивать образовательный процесс с учетом этих параметров.

Учебные процессы для обучающегося — это понимание и усвоение представленной информации. Существует три канала восприятия:

От того, какой из них является ведущим, и зависит выбор подхода к изучению.

Письменный метод

Прием заучивания состоит в том, что текст необходимо полностью переписывать от руки. Одновременно при записи его проговаривают. Этот способ не является обязательным для изучения текста наизусть, но он достаточно эффективен, поскольку заставляет тратить время на то, чтобы сосредоточиться на каждом слове, вовлекая в процесс различные части мозга. В этом случае одновременно используются:

Письмо замедляет процесс мышления и позволяет воображению создавать ассоциации и идеи по каждому слову. Желательно использовать синюю ручку. Согласно некоторым исследованиям, синий цвет благоприятствует запоминанию.

Методика выделения ключевых идей

Необходимо разделить текст по смыслу на идеи и запомнить их последовательность, применяя яркие образы. Лучше всего этот пример подходит для запоминания прозы, статей и историй с точными датами и именами. К примеру, можно подставить в качестве персонажа по имени Люба свою знакомую с таким именем или представлять известную актрису. Но образ должен вызывать положительные ассоциации, в противном случае информация будет отторгаться.

Если нужно выучить документ наизусть, лучше разделить его на маленькие отрывки, которые соответствуют одной сюжетной линии или схожи по смысловой теме.

Память хорошо работает, если подключать воображение, используя для маркировки яркие мысленные картинки. Желательно выбирать в тексте слова, которые легко вызывают ассоциации и служат основой для запоминания структуры документа.

Голосовой метод

Для людей, лучше воспринимающим информацию на слух, рекомендуется проговаривать текст, но без интонации.

Складывается впечатление, что легче сохранить в памяти эмоционально окрашенные тексты. Но заучиваемый объект ускользает из памяти, как только кто-то меняет интонацию. Выучить текст быстро можно в том случае, если проговаривать его вслух, используя четкую артикуляцию при произношении. В этом случае задействуется мышечная память губ.

Сначала зачитывается без интонации первая строка, затем глаза отводятся от текста, и он воспроизводится на память. Далее читается первое и второе предложение и произносятся вслух. Подобная последовательность воспроизводится для каждого абзаца.

Вариацией метода будет прослушивание. Людям с высоким слуховым восприятием легче выучить текст наизусть, когда они его слышат, чем когда читают. Рекомендуется записать информацию и зациклить прослушивание на многократное воспроизведение одной и той же фразы или абзаца.

Способ для мышечной памяти

Текст зачитывается как можно быстрее, акцент делается на запоминание расположения губ и языка. После определенного количества повторений мышцы действуют уже на выработанном рефлексе.

Это способ позволяет выучить текст наизусть и надолго сохранить его в памяти. Он требует дисциплины и повторения, но позволяет запомнить большие объемы информации и сохранить ее надолго.

Исследования показали, что фоновая спокойная музыка помогает легче запоминать информацию, особенно если это песня. Можно использовать музыкальное сопровождение, чтобы стимулировать работу правого полушария, отвечающего за воображение.

Чтобы выучить текст быстро и легко, желательно комбинировать различные приемы. Это улучшает способности мозга к запоминанию.

Перед собой надо ставить реальные и измеримые показатели: количество страниц, слов, формул, которые планируется выучить за один день. Закончить изучение всего материала необходимо не менее чем за несколько дней до начала теста, чтобы накануне можно было посвятить больше времени проблемным областям и восстановлению общей структуры информации.

Важно никогда не блокировать информацию, не пытаться выкинуть из головы что-то, что может показаться неважным. Чем больше объем информации в голове, тем выше вероятность сделать выводы между несколькими событиями. Иногда проще всего запомнить что-либо, если провести аналогию с событиями из собственной жизни или мысленно сделать себя участником события.

Не стоит откладывать обучение на последний день перед сдачей экзамена. Когда ученик начинает готовиться заблаговременно, у него есть время посмотреть, какой материал не усвоился и что лучше еще раз повторить накануне сдачи теста.

Чтобы убедиться, что информация достаточно усвоилась, рекомендуется заниматься чем-то посторонним, даже уборкой, повторяя при этом текст. Способность к запоминанию не означает, что повышаются навыки обучения. Существует огромная разница между заучиванием и применением информации. Совмещение умственной и физической деятельности позволяет научиться переводить знания из пассивной формы в активную.

Качество запоминания связано и с эмоциональным фоном. Здоровая психика важна для позитивного обучения, поэтому перед обучением надо успокоиться, ведь в стрессе большая часть энергии уйдет на то, чтобы справиться с волнением. Позитивный настрой важен для лучшего запоминания. Лучше представлять в мыслях отличную сдачу экзамена, ощущать себя уверенным, прокручивать ответы на задания, которые уже отлично усвоены.

Как быстро выучить текст, эффективные методики

Для начала разберем какие типы восприятия информации могут быть.

По способу восприятия информации выделяют следующие типы:

И для того чтобы понять, как выучить большой текст, необходимо определить, каким образом легче всего у вас воспринимается информация: через зрительные образы, то есть, визуально, через звуковые ощущения или другие.

Существует также такой тип людей, которые воспринимают информацию через прочтение, переписывание, записывание, проговаривание. Люди с визуальным восприятием прекрасно запоминают большие объемы информации, если видят их в виде текста, схематичных рисунков, чертежей и графиков. Но это абсолютно не означает, что люди-визуалы не могут воспроизводить в своей памяти образы или любую другую информацию через звуки, запахи или тактильные ощущения. Просто для них зрительные образы несут больше информации.

Алгоритм запоминания

В том, как можно быстро выучить большой объем информации, помогает следующий алгоритм действий:

  1. Необходимо разбить абзацы на предложения и отдельные части, а затем предложения на словосочетания. Количество блоков зависит от общего объема запоминаемого текста.
  2. Далее выделяется смысл каждого блока и характеризуется одним словом или предложением.
  3. К слову придумывается образ, запоминается последовательность образов.
  4. Можно взять маркер или карандаш и в тексте выделять информацию, которую, прежде всего, необходимо запомнить. Такие иллюстрации в тексте помогают запоминать, особенно визуалам.
  5. При использовании метода скобок следует распределять слова так, чтобы за каждым словом шел его синоним или антоним, то есть выстраивать синонимичные ряды и антонимичные ряды.
  6. Развитое периферийное зрение обеспечит возможность одновременно видеть больше слов. При этом чтение осуществляется не построчно, а сверху вниз. Психологи убеждены, что чем быстрее скорость чтения (на этом строятся методики скорочтения), тем лучшими окажутся результаты запоминания.

Дословное запоминание текстов и стихотворений

Совсем необязательно, чтобы дословное запоминание текста любого объема наизусть было столь сложным процессом, каким оно представляется для многих людей. Дело в том, что большинство людей способны выучить текст, только повторяя многократно одни и те же предложения.

Даже если вам удастся запомнить дословно учебник физики или аналитической геометрии дословно, путем каких-то невероятных усилий, то в дословном запоминании таких текстов и объемов нет никакого смысла. Нужно стараться не выучить текст, а запомнить информацию, которая имеется в тексте: формулы и их вывод, фамилии, даты жизни, открытия, примеры решения задач.

Эффективные методики быстрого и легкого запоминания

Одной из таких методик является пересказывание прочитанного, чем сложнее текст или статья, тем тщательнее и подробнее нужно постараться воспроизвести написанное. И читать лучше молча, так как проговаривание статьи вслух только отнимет ваше время. Вообще, как быстро выучить материал можно узнать из разных методик запоминания.

Существует два типа запоминания: произвольное и непроизвольное. Ярким примером непроизвольного запоминания является популярная мелодия или слова песни или слова рекламы, крутящиеся непроизвольно в голове. Произвольное запоминание происходит тогда, когда необходимо запомнить определенную информацию.

Как быстро выучить большой текст подскажут несложные методики:

  1. Понимайте, что запоминаете. Постарайтесь максимально разобраться в теме текста или статьи, зубрежка окажется менее действенной, чем осмысление фрагментов.
  2. Стоит записать прочитанное на бумаге в виде конспекта или изложения. Когда вы готовитесь к экзамену, после прочтения учебного материала запишите все, что удалось запомнить на бумаге. Это поможет правильно определиться с тем, какой материал усвоился, а какие моменты надо повторить и еще раз пересмотреть.
  3. Читать, заниматься, запоминать надо, прежде всего, хорошо отдохнув. Существуют биологические часы, в которые информация усваивается лучше всего. Это время с 8 до 10 утра. А вот в вечернее время лучше дать себе отдых, потому что в эти часы активность мозга и способность к запоминанию новой информации снижается.
  4. Смена деятельности. Например, 15-минутная пробежка или прогулка в парке, зарядка или гимнастические упражнения помогут расслабиться, а главное, и ваш мозг отдохнет, и вы сможете вновь возобновить запоминание информации.
  5. Обязательно необходимо делать перерывы во время работы по запоминанию текстов или статей, новых слов. Даже десятиминутный отдых способен обеспечить двукратное увеличение запоминаемого.
  6. Приступая к изучению нового материала оцените, в комфортной ли обстановке вы это делаете. Если имеется хоть что-то, что может мешать вам, лучше потратить время на устранение раздражающих или мешающих работе факторов, например, музыки, на выключение телевизора или закрытие окна.

Методы связки, зацепок и метод Цицерона

Мнемотехника представляет собой некоторые приемы и способы, значительно облегчающие запоминание информации, а также помогают увеличивать объем общей памяти с помощью выстраивания ассоциативных связей.

Метод связки, прием мнемотехники или техники запоминания опираются на связывании информации с каким-то ярким визуальным образом или иллюстрацией. Предметы в тексте, который требуется запомнить, могут стать в воображении частью какого-либо действия или главным героем события.

Мнемонический метод зацепок предполагает замену цифр на предметы. Опять же каждая цифра ассоциируется с предметом визуальным методом. То есть, цифру 0 можно запоминать по ассоциации с бубликом, цифру один как карандаш, батон, палку и т. д.

Метод Цицерона основан на представлении предметов в обычной обстановке, привычной для каждого.

Отдельные методы запоминания или, мнемонические методы, малоэффективны. Здесь перечислены только основные и наиболее действенные. Чтобы понять, как выучить большой объем информации, попробуйте все способы запоминания, о которых вы узнали из этой статьи, и выберите для себя наиболее подходящий и эффективный.

Ссылка на основную публикацию