Эйдетика: особенности и методы

Эйдетика как метод развития памяти в современной школе

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память – это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.

Система эйдетики – память без границ. “Эйдос” в переводе с греческого – “образ”. Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления

Эйдетика — разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими) теория, предметом изучения которой был эйдетизм — особый вид образной памяти человека.
В нашей стране в течение примерно десяти лет, с середины 20-х до середины 30-х гг., отечественные ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, критически их осмысливая, подвергая эмпирической и экспериментальной проверке. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Еще одно важное преимущество эйдетического обучения – ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” – край, “вербо” – слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

  1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
  2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
  3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:

1.“Основные мнемонические техники”

6.“Запоминание исторических дат”

7.“Запоминание фамилий и имен”

8.“Запоминание цифровой информации”

9.“Запоминание текстовой информации”

10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”

Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.

Цель: научить запоминать текстовую информацию

Задачи:

  • научить запоминать текстовую информацию,
  • научить учитывать индивидуальные особенности.
  • Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.

1. Организационный момент.

Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!

2. Релаксационная пауза “Отображение”.

(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!

А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?

Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.

Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:

сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.

Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!

Итак, прочтем вашу памятку:

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.

3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.

4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.

4. Релаксация “Я самый хороший!”.

Выполним упражнение “Я самый хороший!”.

Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!

Молодцы, вы действительно самые хорошие!

А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?

Итак, запомним первые 10 слов по порядку!

(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин – оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.

Запишите эти слова…

7. Домашнее задание.

Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!

8. Подведение итогов.

Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!

Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3. Бьюзен Т. Суперпамять – Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Акростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

Система Эйдетики

Популярная система эйдетики базируется на принципе образных ассоциаций, которые помогают человеку быстрее запомнить необходимый материал и с легкостью его в будущем воспроизводить. Слово «эйдос» отличается греческим происхождением и переводится как «образ». У всех детей развито образное мышление. Когда малыш представляет предмет, то он четко «видит» его внешний вид, размеры, ощущает запах и даже определяет его вкусовые качества.

В 30-х годах XX века в Германии были проведены научные исследования среди учащихся школ. Итоги данного эксперимента показали, что все дети обладают эйдетическими способностями. При этом 40% учащихся являлись явными эйдетиками, а 60% – скрытыми. Но, с развитием науки и передовых информационных технологий способности детей к образному мышлению стали стремительно приближаться к нулю. Сказки, которые развивают у малыша память и воображение, заменили компьютерные игры, а мультфильмы лишили ребенка возможности фантазировать и творчески мыслить. Также учебная программа в школах не направлена на развитие памяти и абстрактного восприятия информации у школьников. Система эйдетики помогает развивать у ребенка мышление и память. Данная методика также актуальна и для взрослых.

История развития системы Эйдетики

Понятие эйдос в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20– 40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.

В СССР проблемами эйдетики в 20– 30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.С. Фейман. Они разрабатывали теоретические основы эйдетики, исследовали ее методику и проводили различные эксперименты в данном направлении. Но система эйдетики на некоторый период времени перестала быть актуальной проблемой для научных институтов. Помешала ее дальнейшему развитию политическая деятельность страны, военные действия и другие весомые обстоятельства. Вся экспериментальная работа в данном направлении была полностью прекращена.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Специально разработанные занятия позволяют учащимся запоминать большой объем полезной информации, а также при необходимости ее воспроизводить или забывать на некоторый период времени. Например, малыши на занятиях с удовольствием и очень быстро познают мир математики. Ведь цифра два у них ассоциируется с прекрасным лебедем, а четверка является в образе сломанного табурета с торчащей пружиной. Данный метод позволяет ребенку запомнить много цифр и осуществлять с ними математические операции различного уровня сложности. Также на занятиях дети и взрослые учатся запоминать большое количество предложений и текстов, которые могут быть не взаимосвязанными между собой по содержанию и смысловой нагрузке.

Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России, и далеко за ее границами. На данный момент подготовлено около 3000 инструкторов, которые успешно преподают в России и других странах основы развития образной памяти.

Для системы эйдетики характерны методы обучения, которые базируются на развитии образного мышления ребенка и не противоречат законам природы. Дети, развивающие память по данной системе, становятся более работоспособными, умеют на длительное время концентрировать собственное внимания, улучшается их процент успеваемости в школе. Система эйдетики способствует более гармоничному развитию ребенка и улучшает его взаимосвязь с окружающим миром.

Методы эйдетики

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни. Например, высокий уровень эйдетических способностей зафиксирован у многих известных личностей. Так, К. Федин утверждал, что прежде чем что-либо написать, он это отчетливо слышит. Для А. Толстого описанные им образы он четко прочувствовал и ярко увидел. Для А. Эйнштейн не составляло трудности ощутить и увидеть силу тока.

Перед тем, как приступать к занятиям рекомендуется ознакомиться с алгоритмом запоминания. Данный алгоритм включает в себя:

  • уверенность в собственных действиях и способностях;
  • правильную подготовку к процессу запоминания;
  • работу с материалом на основе специальных методов;
  • повторение изученного материала.

Сегодня разработано множество методов, которые помогают улучшить образную память. Некоторые учебные заведения используют в работе малоэффективные методы для запоминания материала. Например, к методу осмысления учебного материала с последующим составлением плана и схемы прибегают минимальное количество педагогов, так как не все учащиеся могут определить основную мысль материала и выделить его структуру.

Известный метод В.Ф. Шаталова также не эффективен, так как требует для составления опорного конспекта нестандартного креативного мышления, которому в школах с традиционным обучением уделяют мало внимания.

Метод запоминания информации с помощью составления линейного конспекта отличается низкой скоростью восприятия новой информации, более эффективен для выработки навыков письма, а не образной памяти.

Также в школах используется метод многократного повторного чтения. Детей с начальной школы учат несколько раз подряд читать изучаемый текст. Данный метод не результативный, так как текст воспринимается только механически без мысленного повтора.

Наиболее эффективными являются методы эйдетики. Рассмотрим некоторые из них более детально:

Впервые этот метод был подробно описан И.Ю. Матюгином. Его суть заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр. Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.

Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами. При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т.д. Например, предложите ребенку мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно добиться отличных результатов.

Данная техника включает в себя многообразные приемы и методы известной мнемотехники, которая применяется для запоминания большого объема точной информации: японские иероглифы, иностранные слова, табличные данные, различные формулы и т.д. Овладеть техникой запоминания точной информации можно под руководством опытного педагога в данной области.

Основные инструменты эйдетики

Система эйдетики не сможет выполнять собственные функции без ассоциаций и акровербальной техники. При этом ассоциации осуществляются с помощью цепного метода и создания зрительных ассоциативных образов.

Цепной метод предполагает, что любое явление и действие влечет за собой выполнение последующих действий. Новая информация в процессе использования данного метода подается постепенно и последовательно: от частного к общему или на оборот. Метод создания зрительных образов лишен логической составляющей и основывается на связи изучаемого предмета с определенным его местоположением.

Например, изучая принцип движения электрического тока по проводам, можно предложить учащимся использовать для лучшего понимания и запоминания следующий ассоциативный образ. Педагог предлагает учащимся представить себя в роли электрически заряженных частицей. Далее учитель говорит ребятам, что они будут направляться в столовую. При этом он их будет сопровождать и постоянно торопить, чтобы не опоздать на следующий урок. Аналогичным образом действует электрическое поле по отношению к заряженным частицам.

Данное объяснение материала кажется научно необоснованным и абсурдным. Но ребенок четко представляет перед собой яркий образ, связывает его с определенным местом и запоминает. Электрические частицы в воображении ребенка оживают и совершают определенные действия.

Многим учащимся сложно воспринимать точные дисциплины: математику, физику и химию. Но если педагог использует в процессе объяснения материала вышеперечисленные приемы, то ребенку легче воспринимать и запоминать новую информацию.

Акровербальная техника базируется на преобразование изучаемого материала в творческие и интересные тексты. Например, таблица умножение легче запоминается, если предлагать детям ознакомиться с ней в стихотворной форме. Также могут использоваться песни, загадки, интересные истории и т.д. Данная техника позволяет процесс запоминания превратить в непринужденный и эффективный процесс, который сопровождается только хорошим настроением и положительными эмоциями.

Таким образом, основные инструменты эйдетики помогают развивать у ребенка:

  • образное мышление, фантазию, зрительную память;
  • познавательную активность и креативные способности;
  • речевые центры;
  • уверенность в собственных силах;
  • инициативность;
  • работоспособность.

Эйдетика для малышей

Дети способны надолго и легко запоминать яркие образы. Известное определение цветов радуги «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает малышам активнее запомнить основные цвета. Ребенок в процессе изучения стихотворения включает образную память и воображение, а также подкрепляет данные действия положительными эмоциями. В результате малыши очень просто запоминают получившийся яркий образ с необходимой информацией.

Система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры. Родители могут с малышом поиграть в такие игры:

Чтобы ребенок запомнил необходимый ряд слов, составьте из них небольшой веселый рассказ. При этом слова должны следовать друг за другом в правильной последовательности. Например, слова для малыша: клюв, утка, озеро, лист. Предложите ребенку придумать смешную историю, в которой будут встречаться данные слова: на берегу чистила клюв утка и смотрела на озеро, по которому плыл желтый лист.

Данный метод запоминания можно использовать в процессе выполнения с крохой домашних дел. Например, предложите малышу составить список одежды, которую он будет надевать на вечернюю прогулку, или «приготовьте» с крохой сказочный суп. Пусть ребенок назовет последовательность продуктов в своем рецепте первого блюда.

Рекомендуется также для активного запоминания слов и названий предметов придумывать с малышом короткие стишки. Проговаривая их вслух, он должен ярко представлять сюжетную картинку и последовательность предметов.

Дети с легкостью запоминают любые танцевальные движения. Придумайте вместе с малышом веселый танец для сказочного героя, используя простые движения: прыжки, шаг вправо-влево , хлопки в ладоши, повороты и т.д. Через время ребенок проявит инициативу и разработает самостоятельные движения.

Лучше всего ребенок запомнит цифры, буквы или слова с помощью ассоциации и акцентировании внимании на их особенностях. Например, английское слово boy запомнится быстрее, если к нему подобрать удачно рифму: «Boy – идет с тобой». При этом нарисуйте мальчика в процессе движения. В результате ребенок запомнит данное слово гораздо быстрее, чем зазубривая его.

Данный метод применяется для запоминания стихотворений и рассказов. Нарисуйте вместе с крохой последовательность действий в стихотворении или общий сюжет рассказа. Ребенок, глядя на собственное изображение, легче и быстрее сможет запомнить необходимый объем информации

В течение дня предлагайте малышу простые игры для развития памяти. Например, игра «Что пропало?» Возьмите на первом этапе три предмета. Это может быть карандаш, машина, кукла. Выложите их перед малышом и попросите его данные предметы назвать. Далее ребенок отворачивается, а вы убираете один из трех предметов. Задача малыша заключается в том, чтобы назвать предмет, который вы спрятали. Можно усложнять данную игру: увеличивать количество предметов, учитывать их последовательность расположения и т.д.

Родители, занимаясь с малышом развитием образной памяти, должны учитывать, что система эйдетики основывается на таких принципах:

  • занятия проходят в непринужденной и веселой атмосфере;
  • дидактический материал отличается доступностью;
  • содержание занятия должно соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Эйдетика является уникальной методикой для развития памяти, внимания и улучшения мышления человека. С ее помощью можно помочь крохе легко и оперативно запоминать школьный материал, получая от данного процесса удовольствие.

Система Эйдетики видео


Методы эйдетики 1173

«Эйдетикой, – как утверждал Л.С. Выготский, – психологи называют новое направление учения о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Эйдетическая память – это особый тип памяти. Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У. Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами. Эйдетические образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.

Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось совсем недавно – в начале 20 века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих людей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявляемых им картинок настолько подробно, как будто продолжали видеть картинки перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это паталогией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление “субъективно-оптическим образом”. Однако это открытие не заинтересовало психологов. В 1911 году изучение этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 – 1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йенш, Освальд Коро, Х. Фрайлинг и др. Э.

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их взаимодействия на органы чувств. Как показал Э.Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э.Йенш предложил аналогию с различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением.

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм – это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые художники и писатели: И.В. Гете, Д. Лондон, В. Уундт, Э. Мах, а также А. Белый, В. Пильняк, А. Толстой К. Федин, О. Форш и другие. Так, К.

Большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша как исследователя – экспериментатора. По его мнению, “изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом… экспериментальной психологии, проникающей в психологические исследования”.

В специально посвященной эйдетизму главе, в работе “Основные течения современной психологии”, Л.С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность “видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…”. Л.С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Средней Европы доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей – эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

В “Педологии подростка” Л.С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”; “в эйдетических образах, по Л.С. Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, – и … нельзя провести точной грани между тремя процессами”. Л.С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что “образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятия к представлениям.

Метод “Зрительной прорисовки”

Метод “Зрительной прорисовки” – это метод зрительного соединения символа с реальным изображением или предметом, видимым в данный момент. Увидев вновь этот реальный предмет или изображение, человек может воспроизвести и запомненный символ. Под понятием “зрительное соединение” мы имеем в виду мысленную прорисовку контура символа на какой-либо поверхности. Этим методом обычно пользуются для запоминания цифр и простых символов. Приведем следующий пример. Посмотрите на данную картинку и найдите в ней элементы, похожие на цифру “7”. Причем, цифра может находиться не только в обычном положении, но и лежать на боку, висеть вверх ногами, быть маленькой или большой, хорошо видна или же плохо. Все это значения не имеет. Главное, ее найти. Итак, давайте присмотримся повнимательнее. Вот и замечательно, нашли. А теперь усложним задание, найдите на картинке теперь три цифры “4”, “2” и “9”, расположенных либо сверху вниз, либо справа налево. Чувствуется определенное напряжение, но через некоторое время все получится. Впервые этот метод предложил И.Ю.Матюгин в книге «Как развить хорошую память».

«Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»
материал по теме

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
eydetika.ppt1.27 МБ
eydetika_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

– это «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

« Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». А.Суворов

Уровень развития образной памяти уровень Не вижу 0 Еле заметны черты, которые быстро исчезают 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый 2 Устойчивый черно-белый образ 3 Устойчивый цветной образ 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами 5 Можете изменить его цвет, форму и т. д. 6

Немецкий учёный Эйдетизм В переводе с греческого слово «эйдос»- «образ» Э. Йенш

Эйдетика И. Ю. Матюгин

Фонетические ассоциации. Б е рёза Б и лет Д е ревня Ж е лезо Р е бята С о бака Женщ и на Т а релка Ул и ца

В слове спряталось другое слово. Вал е нки Св е ркает Вдру г Г о реть Л и сица Обл а ко С о л о вей Уж и н Комн а т а

Графические ассоциации. П УГ ВИЦА В СХОД К ПЕЙКА ДУВАНЧИК

Составление ребусов. Вос е мь – во7 Заяц – Ц Я

0 2 2 х 0 = 0 1 2 х 1 = 2

S poon Shoe Shore Cock Carrot

π Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. (

3,14159265358…) M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Уж замуж невтерпёж. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц». У девчонки чужой парчовый башмачок- нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку. Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ( Плутон — с 2006 года карликовая планета).

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

Методы решения творческих задач

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны учителя МОУ СОШ №31 г. Карталы.

(2 слайд) Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

(3 слайд) « Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

(4 слайд) Начать я решила с теста . Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Еле заметны черты, которые быстро исчезают

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый

Устойчивый черно-белый образ

Устойчивый цветной образ

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами

Можете изменить его цвет, форму и т. д.

Оцените теперь, какой уровень развития образной памяти у вас преобладает?

Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.

(5 слайд) Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

«Образ» по гречески «эйдос».

(6 слайд) Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш.

  1. Метод эйдетики – способ развития образной памяти.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: (7 слайд) «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции – в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд) Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь Юрьевич Матюгин.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы – особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

(9 слайд) 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – бе лая бе реза

Билет – автобус сигналит: “ Би-би , купи би лет!”

Деревня – де д в де ревне

Железо – ж еле зо режу еле-еле

Ребята – реб ята решают реб ус

Собака – жила-была со бака, она любила спать, ее прозвали Со ня

Женщина – варит щи

Тарелка – тар елка-это тар а

Улица – на у лиц е встречаю знакомые лиц а

(10 слайд) 2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – ва ленки у Ленки

Сверкает – в новом платье с верка ет Верка

В друг – друг-друг а

Гореть – гор е гор еть!

Лисица – братец Лис

Облако – на об лак е лак

Пловец – плов ец плывет в плов е

Соловей – соло вей поет соло

Ужин – ужи на ужи н?

Комната – живёт Ната

(11 слайд) 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

(12 слайд) 4. Составление ребусов.

Заяц – Яц (за буквой я буква ц)

(Катя и Коля аккуратные)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Урок математики. (13 слайд)

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.

Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.

Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.

Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.

Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.

(14 слайд) Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.

Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском — spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать — СПУН — спит, свернувшись клубочком в ложке.

Ship — корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.

Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.

Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.

Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.

Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.

Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия.

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».

Смешивание кислоты и воды. В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приема существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,

А то недолго до беды!

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:

Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём.

Натрий, калий, серебро — одновалентное добро.

Натрий, калий и аргентум – навсегда одновалентны.

(16 слайд) Математика. Медиана — это такая обезьяна, которая всем говорит “здрасти” и делит противоположную сторону треугольника на две равные части.

Назовите числовое выражение величины числа π (

3,14159265358…). Запоминание происходит легче, если использовать его стихотворную форму.

«Чтобы нам не ошибиться,

Надо правильно прочесть

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девяносто два и шесть»

Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания, можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Русский язык (17 слайд)

Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

У девч о нки чуж о й парч о вый башмач о к — нехорошо. Береж ё т перч ё ную туш ё нку на ноч ё вку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах « вкусный, интересный » — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Три закона Ньютона:

1) не пнёшь — не полетит

2) как пнёшь, так и полетит

3) как пнёшь, так и получишь

Астрономия. Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:

(Плутон — с 2006 года карликовая планета).

(18 слайд) Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

География. Крупные острова Японии.

Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырех основных островов Японии.

Ура, ассоциации! Такие ассоциации легко запомнятся ребёнком. Дети с удовольствием будут посещать ваши уроки.

В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.

Правила Дорожного Движения

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время определяется правилом первых букв: (19 слайд) «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).

Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

(21 слайд) Литература.

Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили и аплодируйте себе.

Меню для памяти:

Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным – способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.

Ваш мозг нуждается в правильном питании не меньше, чем желудок. От полноценного питания зависят память и продолжительность интеллектуальной жизни. Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти:

Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики “хороших” жиров – рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки . Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, “беспамятный” жир.

Углеводы. Они дают глюкозу – “топливо” нейронов.

Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль.

Витамины. Витамины группы В – лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков.
Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.

Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк.

Институт Питания РАМН установил, что нехватка цинка, железа, йода, витаминов B1, B2, B9, A, E – одни из важнейших нарушений пищевого статуса россиян (до 80% людей не получают их в нужном количестве).
(22 слайд) Спасибо всем.

Эйдетика: особенности и методы

Развиваем память, фантазию и воображение у ребенка.

от 4 лет до 7 лет младшая группа

от 7 лет до 12 лет старшая группа

Периодичность – начать можно в любое время.

При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца.
Время проведения – 60 минут.

Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память. Эйдетика для детей – это уникальная программа, целью которой является развитие мышления и логики ребенка. Эйдетика для детей – это уникальная возможность развить в ребенке творчески потенциал.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих способностей. Эйдетика для детей – помогает детям не быть шаблонными и стандартными. Эйдетика для детей развивает память, внимание, мышление и креативность у ребенка.

Цель: развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; активизация ресурсов познавательных процессов;

развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей малыша. Формирование элементарных математических представлений, знакомство с буквами.

Методы: Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Результаты остаются на всю жизнь, для удержания навыка требуется тренировка каждый день, или прохождение курса 2 раза в год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Цели и задачи занятия

1. Путешествие в мир ассоциаций.

  • диагностика воображения и фантазии.
  • развивать внимание к окружающему миру.
  • развивать умение видеть во круг .
  • Учим стихотворения методом оживления образов

2. Путешествие на остров слов

  • Диагностика и развитие словарного запаса.
  • Диагностика слуховой памяти. (обьем, кратковременной и долговременной.)
  • Упражнения и игры на развитие речи

3. Путешествие на остров образов картинок.

  • Диагностика зрительной памяти
  • Развитие зрительной памяти, увеличение обьема воспринимаемой зрительной информации.
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация, переключаемость)

4. Объемное восприятие – волшебники.

  • Диагностика восприятия
  • Развитие восприятия.
  • активизировать познавательные процессы
  • Игра со стихами с помощью метода невербальных ассоциаций (четверостишье)

5. Путешествие на материк «Счеты»

  • Метод Пиктограмм
  • Обучение запоминанию большого объема цифр
  • Обучение запоминать даты, числа, телефоны.
  • Игра с цифрами и числами

6. Путешествие на материк «Художников»

  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие ощущений и контроль своего тела.
  • Диагностика тактильной памяти.
  • Метод последовательных ассоциаций (количество слов увеличивается)

7. Путешествие на материк «Дружбы»

  • Диагностика и обучение фотографической памяти.
  • Обучение навыкам запоминания лиц и имен
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Метод «Карманов»

8. Путешествие «Веселья»

  • Ознакомление с техникой забывать.
  • обобщить полученные знания
  • метод Цицерона

9. путешествие «Снайперы»

  • Диагностика внимания.
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  • Упражнения на развитие внимания (устойчивость, наблюдательность)

Дополнения вносятся по мере освоения программы.

Развития и возрастным диапазоном

  • Интенсивный тренинг внимания.
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Тренировка внимания
  • Тактильная, осязательная память.
  • Метод невербальных ассоциаций
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Метод Цицерона
  • Метод Пиктограмм
  • Метод «Карманов»
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Запоминаем тексты с помощью комбинирования методов Пиктограмма и метод Цицерона
  • Повторяем таблицу умножения образно
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  • Запоминание иностранных слов методом фонетических ассоциаций
  • Правописание словарных слов русского языка легко и весело
  • Интенсивный тренинг развития воображения и образного мышления
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация)
  • Упражнения на развитие внимания (наблюдательность, распределяемость)
  • Разминка БКЦ (буквенно-цифровой код)
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Метод «Паутинка» или карты Бюьюзена
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Запоминание текстов и стихотворений комбинированным методами «Паутинка» и «Метод Цицерона»

Диагностика: Диагностика уровня развития проводится в начале программы. (стартовая диагностика), через 5 занятий (текущая диагностика) и в конце программы (итоговая диагностика).

Примерный план занятия :

Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.
1. Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед”. Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.
2. Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.
3. Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой” и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно. нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.
Объемное восприятие
Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый” шарик или „квадратный” кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.
4. Развивающая игра
„Что изменилось?” Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
5.Открытия каждый день.
Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Оценка результатов:
Оценка качества усвоения материала определяется на первом этапе и на последующих этапах, путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце курса определением обьем кратковременной памяти, обьем долговременной памяти, обьем слуховой памяти, обьем зрительной памяти, воображение, фантазия.

Обеспечение учебными материалами.
Программа обеспечена учебной литературой: пособия, рабочие тетради, диагностические тесты, домашние задания.

Обучающимся, предоставляется раздаточный материал в электронном виде.

Материал необходимый для занятий: компьютер, веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш.

Ссылка на основную публикацию