Эйдетическая память: что это такое и как развивать?

Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение?

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Что это такое

Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Степени

Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:

  1. Для воспроизведения необходимо закрепление.
  2. Слабые зрительные образы.
  3. Визуальные образы средней ясности с проявлением некоторых частных деталей.
  4. Ясные, полноценные образы сложных объектов с вкраплениями сенсорных модальностей.
  5. Яркие, детализированные эйдетические образы, сопровождающиеся чёткими сенсорными модальностями.

По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.

Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:

  • «Т-тип»: обладают стойкими и чересчур яркими эйдетическими образами, которые могут быть навязчивыми и граничить с галлюцинациями. Они не всегда в состоянии ими управлять.
  • «В-тип»: воспроизводят нужный образ только при необходимости.

Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель — развить фотографическую память на тексты.

Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.

И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.

Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

Как развить фотографическую память: приемы и упражнения

1. Описание феномена 2. Исследование феномена 3. Упражнения 4. Возможности эйдетизма

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами – М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

8 способов развития эйдетической памяти

Всем привет! Знаете, что это за слово такое, эйдетическая память? В основном мы её называем фотографической или зрительной. Это умение запоминать образы и воспроизводить их с максимальной точностью. Считается, что очень маленький процент населения обладает этой способностью. И то, этот процент составляют дети и подростки. Сегодня же мы рассмотрим методы, которые помогут изменить эту статистику в лучшую сторону.

Немного общей информации

Эйдетики могут удерживать в голове длительное время не только картинки, но и даже создавать, так называемые, видеоролики. Так происходит потому, что подключаются остальные разновидности образной памяти, в состав которой и входит визуальная. И тогда человек может воспроизвести коротенькое видео со звуком, насыщенное тактильными ощущениями. В процессе даже могут возникать определённые эмоции, которые были в момент проживания в реальности этого момента. Вследствие чего воспоминания настолько яркие, что хранятся в течение многих лет. Единственное, некоторые кадры могут подменяться ложными, придуманными. Срабатывают защитные механизмы нашей психики, когда какое-то событие невозможно «усвоить» и принять.

Чтобы получить более объемную информацию о разновидностях и механизмах этого непростого когнитивного процесса, ознакомьтесь со статьёй, которая находится здесь.

Рекомендации

Прежде чем перейти непосредственно к методам, хочу предложить рассмотреть рекомендации, которые помогут достичь большего эффекта во время тренировок. Ведь, как вы понимаете, абсолютно во всем необходим комплексный подход. Итак, приступим:

Стрессоустойчивость

Дело в том, что стресс негативно влияет не только на здоровье человека, но и на его умственные способности. Работа мозга нарушается, происходят изменения в его клетках, разрушаются нейроны. В общем, ничего хорошего. Но невозможно вот так взять и исключить неурядицы и проблемы из жизни. Да и поменять к ним отношение не всегда выходит.

Так что же делать? Сбрасывать накопившуюся негативную энергию, позволять себе отдыхать. Разговаривать с близкими людьми и просить в случае необходимости помощь и поддержку. В конце тяжелого рабочего дня обязательно уделять время своим внутренним переживаниям. То есть, пытаться осознать, что происходит в чувственной сфере и какие мысли тревожат, не дают расслабиться. Разбираться с последствиями стресса сразу и по факту, не доводя себя до нервного срыва, накапливая и игнорируя напряжение.

Кстати, отлично для этих целей подходит йога и медитации, дыхательные техники. Тут вы найдёте подробную информацию для новичков, если не знаете, с чего начать практику.

Здоровый образ жизни

Думаю, вы в курсе, к каким негативным последствиям приводит любая форма зависимости. Особенно, если она химическая. В таком случае могут возникать провалы в памяти. Так что ни о каком её развитии и укреплении даже не может быть и речи, пока есть проблемы с алкоголем или наркотиками. Кстати, злоупотребление кофеином также влияет на мнемотехнические способности.

Обзаведитесь полезными привычками. Спорт, прогулки на свежем воздухе, изучение иностранных языков и чтение книг не только сделают вас здоровее, но и счастливее. А это поможет быстрей и качественней запоминать любую информацию, без особых усилий.

И это не просто обычный призыв вести здоровый образ жизни. Физические нагрузки усиливают кровообращение, соответственно, процесс насыщения кислородом клеток мозга более качественный и эффективный. А умственные помогают формировать нейропластичность, особенно, если возникают какие-то необычные задачи для решения. Нейропластичность – это способность наших полушарий «встраивать» в нейронные связи новые знания. Благодаря чему появляются ценности, убеждения, стиль поведения и вообще, опыт.
Кстати, здесь вы найдёте материал о том, как завязать с алкоголем, а тут – с курением.

Мотивация

Не стоит приступать к выполнению упражнений, если у вас возникает масса сопротивления. Вы в таком случае просто потеряете время. Да и силы, потому что энергия будет уходить на попытки преодолеть сопротивление, а не на познание чего-то нового и интересного.

Также уделите внимание обстановке, в которой решили заниматься. Если есть раздражители, подумайте о том, как устранить их. Потому что концентрироваться в момент, когда звонит телефон или вокруг громко разговаривают коллеги, дерутся дети и прочее – смогут только гуру, практикующие медитации не один год. Обычный же человек после ряда неудачных попыток просто остановится.

Так что организуйте процесс таким образом, чтобы вам ничего не мешало.

Помимо прочего важно определить, для чего именно вы решили развивать этот тип памяти. Когда у вас будет мотивация, тогда вас не остановить. Даже если длительный период совсем не будет результатов. Разобраться с темой мотивации вам поможет эта статья.

Способы развития

Рисование

Если вы умеете хоть немного рисовать, то это упражнение поможет не только развить эйдетизм, но и улучшить художественные навыки. Вашей задачей будет просто всегда при себе иметь блокнот с карандашом. При любой возможности делайте зарисовки. Пусть то будет лицо незнакомца в поезде, ветка дерева за окном вашего кабинета, или чашка кофе, который вы заказали, ожидая любимого человека в кафе.

Играйте с партнёром, ребёнком или даже в полном одиночестве. В интернете полно картинок и фотографий, где необходимо найти отличия. Вы можете добавить немного азарта и устроить соревнование, кто из вас первым пройдёт задание. Или же определить для себя время, за которое вы наверняка справитесь. Это если партнёра для игры не будет.

Компания

Если у вас большая семья или компания друзей, можно не только весело провести совместно время, но и с пользой. Выберите первого участника, который должен будет внимательно рассмотреть всех присутствующих в течение двух минут. После чего выйти из комнаты ненадолго. Остальные же быстро за это время меняют какие-то детали своего внешнего вида. Например, девушки подкрашивают губы, а парни расстегивают верхние пуговицы рубашек. После чего тот, кто выходил, должен будет указать на каждый момент несоответствия с предыдущим образом. Можно придумать призы тем, кто наиболее быстро и точно справился с заданием.

Воспоминания

В психологии считается, что события, произошедшие в прошлом человека, имеют огромное значение для его будущего. Если с какой-то задачей он не справился, и какую-то ситуацию не пережил, не понял, она будет не раз давать ему знать о себе. Это называется незавершенный гештальт. О нём вы подробнее сможете узнать, нажав на эту ссылку.

Так вот, полезно для развития эйдетической памяти и для улучшения качества жизни в целом будет акцентирование внимание на воспоминаниях. Попробуйте мысленно вернуться к каким-то событиям в детстве, подростковом или юношеском возрасте. Главное, чтобы они не вызывали у вас грусть или страх, начните с тех, которые вам ценны и приятны.

Воспроизведите всю последовательность ситуации. Что было до её возникновения, как вы себя ощущали, что потом произошло, кто был рядом, предметы, попавшие в фокус внимания и, конечно же, чем закончилось.

Внимательность

Попадая в новые помещения, парки и города, старайтесь уловить как можно больше нюансов, которые обычно не привлекали вашего внимания. Это кстати очень полезный навык, способный обеспечить вам безопасность. Допустим, зайдя в торговый центр, осмотритесь, сколько выходов имеется. Запомните расположение магазинов, мысленно построив маршрут к каждому из них. Какая цветовая гамма преобладает и прочее.

Вот каким цветом стены в коридоре, где вы работаете, вы сможете ответить? А назовёте точное количество окон в кабинете или приёмной?

Формулы

Помните, как в школе необходимо было заучивать формулы, математические, химические? Сейчас понадобится делать тоже, только не путём частого повторения, а пробуя визуально представить себе её. Выберите для начала наиболее простую формулу. И смотрите на неё примерно секунд 20, не больше. Потом закройте глаза и воспроизведите то, что увидели. Со временем переходите к более сложным.

Чтение

Действительно, как развить эйдетику, не читая? Важно постоянно работать с текстами. Причем книгу или газету выбрать можно по своему вкусу. Главное, чтобы было интересно и познавательно. Возьмите себе за правило в день прочитывать не менее 10 страниц.

О том, как благоприятно это скажется на вашей жизни, успехе и здоровье, вы узнаете из этой статьи. Вот как раз с неё и можете начать свои тренировки.

Шахматы

Если нет партнёра для игры, то скачайте приложение на телефон. Даже если не умеете, существует масса обучающих программ, где вы узнаете о правилах и сможете попрактиковаться. Учёные давно выяснили, что игра в шахматы благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Неважно, взрослого или ребёнка. А необходимость запоминать и визуально воспроизводить комбинации, как нельзя кстати подходит к нашей сегодняшней теме.

Завершение

Напоследок хочу рекомендовать тренажер для мозга Викиум. Что это такое, вы узнаете, нажав на эту ссылку. Скажу лишь, что благодаря онлайн-тренажерам, которые находятся на этом сайте, вы не только с пользой проведёте время, но и получите удовольствие от процесса. Викиум помогает создать программу тренировок, которая подходит под требования и пожелания каждого участника индивидуально. Так что успехов вам и интересного времяпрепровождения, развития!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Эйдетизм

Знаете, что объединяет Ким Пика, Стивена Уилтшира и Дэниела Таммета? Первый читал страницу текста за 4-5 секунд и запоминал до 98% прочитанного, а к концу жизни практически наизусть знал 12 тыс. книг, помнил карты всех городов и дорог США. Второму нужна непродолжительная вертолетная прогулка над любым городом для того, чтоб нарисовать по памяти его детальный план. Третий – математический синестет, может за неделю выучить совершенно незнакомый язык, производить в уме арифметические операции с числами более чем из 100 знаков, а в 2004 г. установил рекорд Европы, воспроизведя 22514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов и 9 минут. Все они – высокоодаренные саванты с феноменальной эйдетической памятью.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм (от древнегреческого εἶδος – образ, внешний вид) – способность памяти человека к запоминанию изображений, звуков или объектов с высокой точностью, которая не приобретается через мнемотехники. Согласно другому определению, эйдетика – способность произвольно вызывать и длительное время удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие, либо превосходящие по своим сенсорным характеристикам наглядные образы.

Иногда такую способность к запоминанию называют фотографической памятью. Но в научных исследованиях и, в частности, в психологии чаще употребляются термины «эйдетизм», «эйдетическая память». Возможно, многие отметят, что понятие «эйдетизм» непривычное и менее известное, чем его синоним «фотографическая память». Но это так лишь благодаря повсеместному употреблению в непрофильной литературе последнего. Л. Сквайр, профессор психиатрии из Калифорнийского университета, Сан-Диего, уверен, что фотографической памяти именно как способности запомнить информацию «сфотографировав» ее, не существует. В результате проведенных им исследований было доказано, что ни один человек, принявший участие в эксперименте, а для этого специально отобрали людей с незаурядной памятью, не может идеально воспроизвести запомнившийся текст задом наперед. «А по фотографии это сделать легко», – резюмирует профессор. Поэтому употребление определения «фотографическая» в психологии неверно.

Ученые утверждают, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно это проявляется в раннем детстве (от 2 до 10% детей имеют развитую фотографическую память). В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.

Склонность к эйдетической памяти зависит от ряда факторов, таких как генетика, особенности развития мозга, полученные сильные переживания. Современные ученые, в первую очередь когнитивист М. Мински, скептически настроены в своем отношении к эйдетическим способностям человеческого мозга. И вот почему. Во вступлении к статье мы привели примеры людей с эйдетической памятью, которые будучи одаренными в плане запоминания, имеют отклонения в других отношениях (физиология, способности к социальной адаптации и др.). Физиологический эйдетизм, как говорилось выше, проявляется в раннем возрасте, а со взрослением в качестве конституционального признака он сохраняется лишь у незначительного количества людей. Зачастую это связано с профессиональной деятельностью – эйдетизм чаще встречается у художников и музыкантов. Но среднестатистический человек, при наличии врожденной эйдетической памяти, достичь такого же феноменального уровня, как некоторые саванты, не способен. Сопутствующий миф был развенчан. Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии. Несколько позже его опыт раскритиковали, ведь такой эксперимент не отображает сути всего явления. Более того, он демонстрирует полную несостоятельность при необходимости запоминания и воспроизведения других типов информации. Отчасти этим и объясняется нелюбовь многих методик развития памяти к употреблению понятия «эйдетическая», хотя в качестве синонима его и приводят.

Как развить эйдетическую память?

В сети можно встретить множество методик по развитию эйдетической памяти, отдельные из которых даже предлагают гипноз. Способствовать совершенствованию эйдетических навыков призваны и некоторые упражнения из йоги. Свои тренировки памяти и мышления на основе развития эйдетического восприятия предлагают Московская школа эйдетики, Школа быстрого чтения О. А. Андреева.

Ниже мы собрали рекомендации по самостоятельному развитию фотографической (как синонима эйдетической) памяти от популярных проектов WikiHow и Menprovement. Приступая, помните, что эйдетизм в том или ином виде и степени присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в самых ярких проявлениях встречается довольно редко. Также, следуя этим методикам, вы не получите феноменальную память, но улучшите свои натуральные способности к запоминанию.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности. Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – «чертоги разума» современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Понравилась статья? Есть чем поделиться касательно ее темы? Присоединяйтесь к обсуждению, оставив комментарий ниже.

МЕТОД АЙВАЗОВСКОГО: тренируем фотографическую память

Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей.

Несмотря на то, что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.

Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни.

Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти.

Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы.

Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления.

Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Тренировка зрительной памяти

Зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти.

Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек.

В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна).

Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей.

Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти.

Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы.

1. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека.

2. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно.

3. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки.

Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек – это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти.

  • Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение.
  • После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее.

Умение придет с тренировкой.

Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти.

Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов.

Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы.

В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то, что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной.

Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам.

Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления.

Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти.

Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи.

Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям.

Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение.

Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат.

Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение.

Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации.

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей.

После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли.

Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Выполняя эти упражнения, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию. опубликовано econet.ru . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь .

Авторы: Евгений Буянов, Дмитрий Гераськин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Все об эйдетизме. Как развить эйдетическую зрительную память

Зреть в корень, глядя в оба

Наблюдательность, проницательность, отличная зрительная память — без этих качеств в органах правопорядка, особенно в спецподразделениях, угрозыске, УБОПиКе, наркоконтроле, а также в армейской разведке делать нечего. Как же развить в себе человека, способного, словно рентген, проникать в замыслы подозреваемых и взглядом фотографировать наиболее важные в экстремальной ситуации детали? Ответ однозначен: нужно впасть в. эйдетизм! Это диковинное слово произошло от греческого «эйдос» — образ. И рассматривается как разновидность иконической (образной) памяти. Существует зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой эйдетизм.

Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена того или иного анализатора (например, зрительного или слухового). Сущность зрительного эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед этим находился перед его глазами. Художник–маринист Иван Константинович Айвазовский довел свою зрительную память до совершенства и писал свои картины исключительно по памяти. Французский художник Гюстав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидев ее только один раз.

Мгновенная (иконическая) память характеризуется удержанием информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без ее переработки. Длительность такой памяти от 0,1 до 0,5 с. Иногда в литературе встречается другое название иконической памяти — ультракратковременная память. Процесс эйдетической памяти сознательно не контролируется, в частности, на него не влияет внимание. Способность зрительной памяти надолго запоминать зрительную информацию меняется у всех людей, однако по мере взросления у большинства она пропадает, сохраняясь в основном у представителей творческих профессий — художников, поэтов и т.д. Сохраняют такую способность специальные периодические тренировки.

Эйдетизм не ограничивается феноменом фотографической памяти, он формирует специфический тип человека с целым набором особенностей. Немецкий психолог, специалист по изучению эйдетизма Эрик Йенш еще в 1922 году показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище калия и кальция, что дало основание для разработки учения о связи эйдетических образов с железами внутренней секреции и в первую очередь со щитовидной железой. Гормоны щитовидной железы необходимы для памяти и ума. При гипотиреозе (при дефиците этих гормонов) замедляются биохимические процессы в сером веществе мозга, клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ, уменьшается количество межнейронных связей. Замечено, что эйдетизм непосредственно связан с повышенным возбуждением центральной нервной системы.

В своих трудах доктор Йенш приводит результаты исследований Штайном памяти южноамериканских индейцев: «Если бы я сам не задавал им вопросы, я никогда бы не поверил, что кто–нибудь без письменных заметок после одной–единственной поездки по реке смог составить столь полное о ней представление. У аборигена в голове была карта, более того, он точно помнил все мельчайшие события, случившиеся с ним на этом пути. » Ливингстон также писал об удивительной зрительной памяти туземцев, которым «достаточно один раз побывать в какой–либо местности, чтобы запомнить ее во всех подробностях». Доктор Йенш отмечал: «Впечатанная в мозг визуальная информация воспринимается не как нечто чуждое, навязанное извне, но как естественное внутреннее свойство, оно является не бременем, от которого необходимо избавиться, но одним из самых полезных качеств, которые толь- ко могут быть у человека. Она послушно следует за каждым поворотом такой подвижной и изменчивой психологической материи, как представление. Здесь главным является не столько фиксация, которая скорее нарушена, сколько непринужденное созерцание, когда свободно блуждающий взор воспринимает все мельчайшие подробности».

Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия установил, что эйдетик не воспринимает происходящие вокруг него события, даже если речь идет о человеческой трагедии. Лурия назвал эту защитную реакцию «самоотстранение» и считал, что она отличается от феномена расщепления личности, который развивается при шизофрении.

Было установлено, что эйдетики обладают способностью эффективно развивать идеомоторные акты, например, они усилием мысли легко снимают болевые ощущения. «Эйдетики без труда могут заставить свое тело повиноваться разуму. Он (Гитлер) просто «выключал» свою руку, благодаря чему мог, не чувствуя усталости, в течение долгих часов держать ее в подобном утомительном положении (в нацистском привет- ствии)», — писал Манфред Кох–Хиллебрехт в своей книге «Homo Гитлер: психограмма диктатора».

При тренировке зрительной памяти необходимо учитывать, что наш мозг использует при чтении те же нейроны, которые работают при распознавании лиц. Поэтому те, кто умеет очень быстро проглатывать печатный текст, часто обладают плохой зрительной памятью на лица — их соответствующие нейроны мозга переориентированы на быстрое чтение. Здесь необходимо сделать выбор, что для вас важнее. К сожалению, на различных курсах быстрого чтения слушателей об этом не предупреждают.

Замечено, что зрительная память лучше всего работает в серые, дождливые дни. Согласно исследованиям, в такие дни зрительная память людей возрастает в три раза. По такой версии, глаз пытается найти яркие краски и больше акцентируется на бытовых деталях, когда не удается порадоваться яркому солнцу и синему небу. Кроме того, установлено, что зрительно лучше запоминается информация, набранная (нарисованная) черным цветом на желтом фоне. Не зря, например, знак радиационной опасности выполнен именно в этих цветах.

Выполняя различные упражнения по развитию эйдетической зрительной памяти, необходимо помнить, что это требует активации правого полушария мозга, ответственного также и за эмоциональное состояние. Поэтому после таких занятий необходимо активизировать работу левого логического полушария мозга, снизив при этом активность правого полушария. Это может быть устный счет, решение кроссвордов, математических или шахматных задач. Можно использовать и различные физические упражнения, в которых задействованы правая рука и правая стопа. Например, сжатие–разжатие пальцев правой руки и правой стопы одновременно в течение нескольких минут.

Рассмотрим ряд упражнений по тренировке зрительной памяти:

1. Взять любую фотографию или книжную иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и постараться представить ее так, как будто вы продолжаете ее видеть. Делать так ежедневно по нескольку раз. Через некоторое время мозг научится воссоздавать запечатленную картинку с удивительной точностью.

2. Бросить на стол кучкой 4 — 5 спичек. В течение 2 — 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 — 14 штук, снова начать с 4 — 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом. Переходить к следующему упражнению можно, когда в воображении свободно удерживается не менее 10 спичек. Можно вместо спичек использовать цветные счетные палочки (запоминать количество, место расположения и цвет).

3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.

4. Разложить на столе 7 игральных карт (или 7 домино) рисунками («камнями») вниз. Накрыть их платком и под ним перевернуть их рисунками («камнями») вверх. Снять платок и постараться как можно быстрее запомнить их. Накрыть платком и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество карт (домино).

5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту. Можно использовать домино.

6. Взять две колоды карт. Из одной колоды выбрать семь любых карт и выложить их перед собой. Постараться как можно быстрее их запомнить. Затем отвернуться от них, достать из другой колоды эти же карты и выложить их в том же порядке. Сравнить результат. Начинать можно с четырех карт, постепенно, по мере тренировки, увеличивая их количество.

7. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.

8. Приготовить кубики, на гранях которых нарисованы цифры. Взять несколько кубиков и разложить их в беспорядке на столе перед собой. Постарайтесь запомнить положение кубиков и цифры на них. Например, вы положили четыре кубика с цифрами 1, 7, 4 и 9. Поставьте себе задачу выложить из них перед собой число 7914. Закройте глаза, четко представьте местонахождение каждого кубика и цифру на нем. Постарайтесь сразу определить по памяти местонахождение кубика с цифрой 7 и положить его перед собой. И так со всеми остальными кубиками. Постепенно увеличивайте количество кубиков.

Вместо кубиков с цифрами можно использовать кубики с разноцветными гранями и складывать их в определенном цветовом порядке. Можно исполь- зовать одновременно кубики с цифрами и цветными гранями, а также специально приготовленные одинаковые кружки/карточки с цифрами.

9. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.

10. Изученную вещь (сначала простую) попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.

11. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Сделать глубокий вдох, выдохнуть и расслабиться. Включить таймер, открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.

12. Зайти в незнакомую комнату, через 15 секунд закрыть глаза и затем попытаться вспомнить все, что вы увидели.

13. Сесть за стол и положить перед собой закрытую книгу или журнал с большим количеством цветных фотографий и иллюстраций («Спецназ» как раз отлично подойдет! — Прим. ред.). Закрыть глаза и открыть любую страницу наугад. Продолжая держать глаза закрытыми, склонить голову к странице, которую вы только что открыли. Затем быстро открыть и закрыть глаза три раза подряд, оставив их в конце закрытыми, словно ваши глаза — это скоростной затвор фотокамеры, снимающей страницу. Представить с закрытыми глазами увиденную картинку.

14. Зрительную память можно также тренировать на прогулке или в общественном транспорте. Бросить короткий взгляд на прохожего или какой–либо предмет, закрыть глаза и постараться ярко и четко увидеть объект в течение 2 — 7 секунд. Проверить результат.

15. Пять — семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд испытуемый должен сказать, в каком положении находится выбранный предмет.

16. Взять картинку или фото с изображением незнакомой комнаты. Внимательно рассмотреть в течение одной минуты и постараться как можно подробнее запомнить изображение. При запоминании вида комнаты сначала запоминать то, что стоит на полу, а потом то, что на стенах, и затем — какова обстановка.

17. Если сейчас подойти к окну, то что вы увидите? Сказать по памяти. Описать по памяти подробно свою квартиру, комнату.

18. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «дорогвоН — Новгород». Для этого необходимо зрительно представить слово.

19. Взять один из заранее заготовленных листов с группой цифр. Например, расположив в три ряда следующие цифры: 3 6 8 (первый ряд), 5 7 2 (второй ряд), 4 8 6 (третий ряд). Внимательно посмотрите на лист и запомните цифры и их положение на листе. Отложите лист с цифрами в сторону и ответьте на вопросы:

— сумма второй цифры в первом ряду и второй цифры в третьем ряду;

— сумма третьей цифры во втором ряду и первой цифры в третьем ряду;

— разница последней цифры в третьем ряду и первой цифры в первом ряду;

— сумма вторых цифр в каждом ряду;

— сумма первых и третьих цифр в каждом ряду.

В дальнейшем можно увеличивать количество цифр и вопросов. Чтобы суметь выполнить это упражнение, необходимо иметь хорошо развитую зрительную память, так как при простом запоминании групп цифр новая информация будет вытеснять из памяти многозначное число, которое вы запомнили. В этом поможет мысленное представление «картины» записанного числа.

20. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 — 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.

21. В течение 10 — 20 секунд рассматривать картинку с различными предметами, стоящими на столе. Убрать картинку и попытаться вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если его наклонить в ту или иную сторону. Написать порядок падающих предметов на листке. Можно использовать разноцветные кубики.

22. К специальным упражне ниям на развитие зрительного воображения можно также отнести: складывание паззлов; мысленное прокручивание увиденного фильма или телепередачи; проходя по улице, представить картину улицы за спиной, повернуться и проверить результат.

Ссылка на основную публикацию