Двигательная память: характеристика и особенности развития

Виды памяти и их возрастные особенности.
статья

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечиваю­щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель­ные процессы в единое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_pamyati.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Виды памяти и их возрастные особенности.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим более подробно каждую из этих видов.

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Она обладает очень коротким временем полного сохранения – 0,3-1,0 с. Полное сохранение зрительной картины ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много больше (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они обладают способностью, в буквальном смысле этого слова, видеть на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но в данный момент уже не экспонируется.

Л.С. Выготский, придерживался мнения, что в детстве умеренный эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает несколько десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная – эта память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное воспроизведение только упрочивает следы в долговременной памяти. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике связано с этими двумя процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, и в частности трудовых, спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Кроме выше перечисленных классификаций, в зависимости от участия воли память может быть произвольной и непроизвольной. В первом случае имеют в виду такое запоминание, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в этом случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно.

На этапе запоминания и на этапе воспоминания организация работы памяти подчинена задачам будущей деятельности. Мост между непроизвольной и опосредованной памятью перекинул Л.С. Выготский. Он показал, что формирование произвольной памяти происходит у ребенка с помощью опосредующей функции речи в процессе взаимодействия с взрослыми. Произвольная память формируется сначала как внешнее действие с использованием предметов, затем действие становится внутренними подчиняется самоинструкции, тогда память превращается в опосредованную.

Исторически ранние формы произвольной памяти связаны, как показал А.Н. Леонтьев , с запоминанием одних предметов через другие. Например, человек мог положить в карман камешек, который впоследствии, попадая ему в руку, выполнял функцию напоминателя, т.е. использовался как своеобразное средство запоминания. Все это: и предметы, и действия – вспомогательные средства памяти. Запоминание и вспоминание, производимое с помощью этих посредников, называется опосредованным.

Развитие опосредованного запоминания в истории человечества шло двумя путями. Первый – совершенствование памяти с помощью внешних предметных посредников (амулеты, камешки и т.п.) – привел к построению памятников, развитию письменности, фотографии, кинематографии и т.д. Второй – проходивший через включение специальных действий (завязывания «узелка на память», зарубки) – привел к умению так проинструктировать себя при запоминании, что потом, когда возникает необходимость, суметь точно вспомнить. Главным орудием развития произвольной памяти явилась речь, ибо, когда человек овладевает внутренней речью, он может использовать слово в качестве внутреннего сигнала – посредника.

Для произвольного логического запоминания надо научиться классификации, т.е. уметь выявлять характер отношений между предметами и явлениями. Она позволяет быстро образовывать смысловые связи и с их помощью прочно запоминать впечатления.

П.И. Зинченко показал, что эффективность непроизвольной памяти тесно связана с определенной практической деятельностью человека. Результативность этого вида памяти определяется как способом организации этой деятельности, так и структурой целей человека.

А.Р. Лурия считал, что индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и уровнем своей организации.

Известно, что у одних людей преобладает зрительный, у других – слуховой, у третьих – двигательный вид памяти. А.Р. Лурия считал, что в индивидуальных различиях памяти проявляются как врожденные (генотипические) особенности, так и профессиональная деятельность людей, которая приводит к высокому развитию зрительной, слуховой, а иногда и вкусовой памяти. Особенно большое значение имеют, однако, различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц. Как показывают наблюдения, у одних лиц преобладают непосредственные, чувственные (зрительные, слуховые, двигательные ) формы запоминания, в то время как у других запоминание носит преимущественно характер сложного кодирования материала, превращения его в вербально- логические схемы.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также различными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Для раннего детства характерно преобладание механической памяти. Со временем механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Она имеется уже у ребенка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основным наукам. Начало развития образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. По мере своего развития память все более сближается с мышлением. «Анализ показывает,- писал Л.С. Выготский,- что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать».

Первоначально память носит непроизвольный характер. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием школьной программы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер.

Специальное исследование непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что обращаясь к употреблению вспомогательных средств, тем самым изменяется структура акта запоминания; прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.

На основе экспериментов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

– с 6 до14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

– чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

Автор считает, что это связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти ребенка, и, прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой. У детей младшего школьного возраста механическая память, которая за три-четыре года учения, прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии логическая память, так как в большинстве случаев, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что память формируется у ребенка довольно рано. Способность запоминать и хранить образы в своих первичных формах складываются у младенца в течение первого года жизни. После 3-4 месяцев ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле. К полутора годам формируется долговременная память. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев. К двум годам у детей достаточно развита оперативная память. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей среднего и старшего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.

В школьные годы продолжается интенсивное развитие памяти. У младших школьников механическая память прогрессирует достаточно быстро, несколько отстает логическая память. Младший школьник лучше запоминает наглядный материал. В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память.

В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти.

Итак, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная).

Двигательная память. Развитие двигательной памяти.

Двигательная (моторная) память представляет собой психологический процесс запоминания, хранения и воспроизведения различных движений, которые как бы запрограммированы и в случае необходимости выполняются человеком всегда одинаково.

Двигательная память способствует формированию как общих (письмо, ходьба, плавание), так и специальных навыков. Уровень развития двигательной памяти чрезвычайно важен для специалистов различных профессий, работа которых связана с повторяющимися быстрыми, точными и сложными движениями: для ювелиров, хирургов, часовщиков и др. Не менее важна развитая моторная память в быту и при управлении транспортным средством. Если, например, на скользкой дороге автомобиль начинает заносить, водитель автоматически, не задумываясь, выкручивает руль в нужную сторону. Это возможно именно благодаря двигательной памяти!

Благодаря данному виду памяти мозг оптимизирует процесс мышления, высвобождая тем самым ресурсы для решения новых задач. При этом он устанавливает последовательность движений для выполнения стандартных повторяющихся задач и направляет её к исполнительным органам – рукам и ногам. То, как мы ходим, едим за столом, надеваем одежду, набираем текст на клавиатуре и т. д. – заслуга двигательной памяти. Но возникает вопрос: если моторная память в нас развита с детства, то зачем же нам в зрелом возрасте развивать двигательную память? Дело в том, что в современном, быстро меняющемся мире довольно часто приходится осваивать новые навыки, связанные либо с работой, либо с хобби. Умение быстро учиться любому делу является очень важной для жизни способностью.

Итак, как развить двигательную память? Вот пять простых упражнений:

  1. Если Вам необходимо освоить какой-то двигательный навык, повторяйте его как можно чаще и большее число раз .
  2. Присядьте на стул напротив стены. На уровне глаз прикрепите к стене чистый листок бумаги формата А4. Закройте глаза и нарисуйте точку карандашом в любом месте листа. После этого опустите руку на колено, посчитайте до пяти и попытайтесь попасть карандашом в ранее нарисованную точку. Чем будет меньше расстояние между двумя точками, тем лучше у Вас развита двигательная память. При регулярных тренировках точность попадания будет улучшаться. Далее постепенно можно усложнять задачу путем рисования 2, 3, 4 точек. При этом, чтобы понять, насколько повтор соответствует изначальному варианту, для нанесения исходных и повторных точек желательно применять карандаши разного цвета. Кроме того, в процессе регулярных тренировок можно постепенно увеличивать временной промежуток между первым и вторым нанесением точек, от пяти секунд до нескольких минут.
  3. Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте линию. Положите руку на колено, после чего постарайтесь нарисовать линию такой же длины. После этого замерьте длину обеих линий. Цель упражнения – нарисовать линии, максимально одинаковые по длине. В процессе тренировок упражнение усложняется за счет одновременной прорисовки двух, трех и более линий, которые нужно выполнять по-разному (горизонтальные, вертикальные и под углом), „помех” (между первой и второй прорисовкой машем и встряхиваем и рукой) и увеличения временного интервала между прорисовками.
  4. Развивайте кисти рук. Другими словами, старайтесь как можно больше работать руками. В свободное время можно заняться лепкой, резьбой по дереву, рисованием или просто на кухне каждый день готовить несколько разнообразных блюд.
  5. Повторяйте по образцу. Для данной тренировки двигательной памяти Вам нужен партнер. Суть упражнения в том, что Вы по очереди должны показывать друг другу определенную последовательность движений, которую необходимо в точности повторить. Начинать нужно с нескольких движений, постепенно увеличивая их количество.

Кроме того, способствуют развитию двигательной памяти занятия музыкой и танцами, езда на велосипеде и спортивные игры, такие как настольный теннис, волейбол, баскетбол и др.

Успехов Вам в развитии двигательной памяти и самосовершенствовании!

Двигательная память в быту, обучении и профессиональной деятельности: её функции и развитие

Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память.

Многие психологи считают её одной из базовых, так как именно благодаря ей мы можем совершать элементарные действия, даже не задумываясь о них и не тратя на их освоение время снова и снова. Мы не учимся каждый день заново ходить, печатать на компьютере, готовить кофе, водить машину. Однажды приобретя навыки, мы пользуемся ими автоматически. Столь простой нашу жизнь делает именно двигательная, или, как её ещё называют, моторная, память.

Что это такое

Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. Причём фиксируется не только их механика, но и то, как именно они совершаются — с какой амплитудой, длительностью, скоростью и в каком направлении. Иногда точность имеет огромное значение, и любое отклонение чревато опасными последствиями.

Самый яркий пример — хирург, одно неверное движение которого может закончиться смертью пациента. В быту столь ювелирная точность уже не так актуальна: каждая хозяйка варит борщ по своему рецепту, и её алгоритм может отличаться от общепринятого.

Механизм

Двигательная память в психологии — это высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность ЦНС. Запоминая, а потом воспроизводя какие-то движения, человек задействует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.

Активирующая ретикулярная система похожа на сеточку, которая охватывает весь ствол головного мозга. Когда человек ставит перед собой задачу запомнить или освоить какое-то движение, сигнал об этом прежде всего поступает на неё. Она определяет степень важности информации и либо делает посыл дальше, в кору больших полушарий, либо блокирует его.

Например, вы смотрите по телевизору исполнение танца. Вы хотели бы выучить его па, и это желание улавливается нейронами АРС. Однако мотивация не сильна, обстановка не та, поэтому сигнал тормозится — и вы остаётесь сидеть дальше на диване и наслаждаться телепередачей. Если же вы поставили себе конкретную цель, специально освободили время, соответствующе оделись, скачали видео с мастер-классом и планируете выучить данный танец, АРС фиксирует важность этого материала для вас и отправляет сигнал дальше, в кору больших полушарий.

После этого в работу включается двигательный анализатор, который располагается в лобной части головного мозга. Одновременно в медиальных височных отделах задействуется гиппокамп, отвечающий за сохранение информации. Попутно начинают работать вестибулярный аппарат и мышечная система (поэтому данная функция называется психофизической). Начинается обучение, вы путём многократного просмотра видео и большого количества повторений выучиваете танцевальные па — так происходит фиксация и сохранение необходимых вам движений. В дальнейшем при их воспроизведении опять будут включаться те же отделы головного мозга, но сигнал пойдёт уже по проторенной дорожке. Это обеспечит быстроту и автоматизм совершаемых действий.

Функции

В быту

Основное назначение двигательной памяти — освоение бытовых навыков, обеспечивающих полноценное существование человека с самого детства. Им обучают ребёнка с самых ранних лет, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. В течение жизни они постоянно дополняются новыми (учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т. д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • одеваться;
  • есть (держать ложу, наливать суп или чай);
  • простейшие кулинарные навыки (нарезать хлеб, сделать бутерброд, посолить);
  • стричь ногти;
  • расчёсываться;
  • застилать кровать;
  • чистить ботинки;
  • пришивать пуговицу.

Всё это — навыки самообслуживания, приобрести которые человеку позволяет именно двигательная память, а не рефлексы. Нам, взрослым, кажется всё это настолько простым и элементарным, что возникает недоумение: как это можно не освоить? Но вспомните, как вы учили своего малыша чистить зубки в первый раз и как потом ещё долго перепроверяли, правильно ли он это делает. Ведь получилось далеко не сразу. Или подумайте о тех, кого поразила болезнь Альцгеймера — работа гиппокампа серьёзно нарушается, и установленные ранее нейронные связи оказываются потерянными. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их моторная память больше не работает.

В быту двигательная память оказывается необходимой и в момент освоения нового прибора. Купили холодильник, микроволновку, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочесть инструкцию и научиться пользоваться ими. Если ранее подобная техника уже была в доме, срабатывают старые нейронные связи, и на автоматизме рука сама включает шнур в розетку и нажимает на кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга, и двигательную память приходится корректировать в соответствии с новыми рекомендациями.

С подобными моторными навыками связан феномен, который психологи называют «старое лучше нового». Когда прежнюю бытовую технику заменяют современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что в последней больше функций и выглядит она куда более стильной. Подобные негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выстроиться для пользования старым прибором. Как только инструкция и конструкция новой техники будет освоена, она покажется вам самой лучшей и удобной для пользования.

В обучении

Моторная память необходима в процессе обучения. Психологи утверждают, что для первоклассников она является ведущей, так как позволяет освоить письмо. Но для того, чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую моторику рук, так как двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми.

Параллельно с обучением письму ребёнок активизирует двигательную память прежде всего на уроках технологии, на которых продолжают развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивание;
  • шитьё мягких игрушек;
  • картинки из круп;
  • макаронные аппликации;
  • бумагопластика;
  • мозаика;
  • поделки из природных материалов.

На физкультуре двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командных игр. Чтобы дополнительно развивать её, родителям рекомендуется уже в начальной школе отдать ребёнка в спортивные или танцевальные секции. В раннем возрасте ЦНС ещё максимально пластична, поэтому те же танцевальные па 6-летний ребёнок запомнит быстрее и воспроизведёт точнее, чем многие взрослые. Доказано, что моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, одна из самых долговременных. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, который выучил в детстве, но при этом не вспомнит, как его зовут.

Значение физкультуры в жизни и ребёнка, и взрослого переоценить сложно. Чем лучше она развивает двигательную память, тем активнее работают мышечные анализаторы, тем качественнее формируется вестибулярный аппарат — и всё это самым положительным образом влияет на здоровье.

В профессиональной деятельности

Без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. Водителю нужно научиться, на какую педаль нажимать и как крутить рулём. Секретарю — как быстро напечатать текст. В каждой специальности задействованы навыки, которые с течением времени доводятся до автоматизма. Для некоторых это имеет жизненно важное значение. Уже говорили ранее о том, что от одного неверного движения хирурга зависит чья-то жизнь. То же самое можно сказать об электриках, каскадёрах, сапёрах.

Некоторые профессии не считаются опасными, но плохая моторная память и для них чревата последствиями. Представьте, что будет, если в каком-то движении ошибутся медсестра, когда ставит укол; ювелир, делающий огранку дорогого бриллианта; водопроводчик, ремонтирующий систему водоснабжения; машинист поезда или пилот во время пути. Большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок. Не всегда оказывается виноватой двигательная память. Иногда нейронная связь не срабатывает под воздействием других факторов — усталости, невнимания. У молодых специалистов это порой происходит из-за того, что профессиональный навык не освоен в полном объёме.

Развитие

Существуют игры и упражнения на развитие двигательной памяти для любого возраста.

  • «Кукловод»: завязать ребёнку глаза, провести его по простейшему маршруту, развязать и попросить пройти тем же путём.
  • «Делай, как я»: повторение простейших движений за взрослым.
  • «Ручеёк», «Найди себе пару», «У медведя во бору» и другие подвижные игры, в которых нужно освоить правила.

Развитие двигательной памяти в начальной и средней школе происходит на уроках технологии, ИЗО и физкультуры. Родители дома могут тоже мастерить с ребёнком различные поделки, играть в подвижные игры, приобщать к спорту.

Подросток уже должен определиться с интересами и самостоятельно развивать двигательную память в соответствии с ними. Девушки могут увлекаться бисероплетением, скрапбукингом, танцами, аэробикой. Парни — командными или силовыми видами спорта, резьбой по дереву, ремонтом компьютеров.

Взрослые должны на протяжении всей жизни, независимо от возраста:

  • совершенствовать свои профессиональные навыки;
  • осваивать новые алгоритмы движений, необходимые для хобби (вязания, шитья, ремонта автомобилей);
  • заниматься спортом;
  • выполнять пальчиковую гимнастику.

Есть специальные упражнения на развитие моторики у взрослых. Они предполагают разноплановые и не сочетающиеся между собой движения руками и ногами и заставляют работать оба полушария. Примеры:

  1. Правая рука ладонью совершает круговые движения по столу. Левая, сжатая в кулак, методично стучит по нему.
  2. С закрытыми глазами поставить на листе бумаги точку. Встряхнуть руки. Через 5 мин. постараться попасть в ту же точку.
  3. Левая рука раскрытой ладонью вниз лежит на столе. Локоть правой стоит на её тыльной стороне, сама она сжата в кулак. Досчитайте до 5 и поменяйте положение рук.

Без преувеличения можно сделать вывод о том, что двигательная память имеет важную ценность в жизни каждого человека. Именно поэтому её нужно тренировать в любом возрасте.

Особенности двигательной памяти человека и способы её развития

Всем привет! Двигательная память – это запоминание и воспроизведение непосредственно движений. Она является ключевой при формировании навыков. Даже таких простых на первый взгляд, как ходьба или письмо.

Думаю, вы в курсе, что, научившись кататься на велосипеде – человек уже никогда не забудет, как это делается. Даже если много лет не садился за него. Руки и ноги сами всё сделают.

И сегодня мы рассмотрим подробнее, что она из себя представляет.

Особенности и характеристика

Проявляется в достаточно раннем возрасте, когда у малыша появляется необходимость в развитии таких навыков, как держание головы, ползание и так далее. Это условные рефлексы, освоение которых происходит за счёт моторной памяти.

Её особенность в том, что развитие не ограничивается младенческим периодом или младшим школьным возрастом. Человек осваивает новые и новые движения на протяжении всей жизни. И если чем-то он овладел не достаточно хорошо – вполне реально это исправить, приложив немного усилий и отработав навык.

Моторная память нужна нам для того, чтобы оптимизировать процессы мышления, освободив пространство для новых задач. А также сэкономить время и ресурсы организма. Допустим, при отсутствии чётко выстроенного алгоритма действий мы бы очень уставали даже при выполнении совершенно простых дел.

Например, таких, как сжимать и разжимать пальцы, ходить, плавать. Только представьте, вы сидите в кабинете и вам необходимо выйти в туалет. Вместо того чтобы это сделать, размышляя о чём-то важном, вы бы думали: « надо сейчас напрячь ноги и спину, чтобы встать, теперь переставить левую ногу, опереться на неё и поставить правую» и так далее.

Упражнения

Прикрепите на стену лист бумаги с нарисованной целью. Поставьте стул и сядьте напротив него, нарисовав в самом центре точку. После чего опустите руки на колени, подождите секунд 30, закройте глаза и повторите действия.

Важно не подглядывая попасть в то же место. Чем меньше промежуток между поставленными точками – тем лучше. Это значит, что у вас достаточно хорошо развита моторика. Но это не означает, что можно расслабляться.

Делайте длиннее перерывы, например, проверить свои силы можно будет на следующий день, а не по истечении определённого количества минут.

Постепенно с такими тренировками расстояние между точками будет значительно сокращаться.

Ради интереса можно даже устраивать соревнования с домашними. Только используйте цветные карандаши, иначе будете путаться.

Кстати, можете периодически встряхивать рукой, как бы создавая «двигательные помехи». Ваша точность попадания может упасть, зато вы выработаете устойчивость к помехам, и вскоре они не будут являться для вас проблемой.

Точки – лишь самый простой пример, ими можно не ограничиваться и пробовать изображать линии, фигуры и прочее.

Смена положения

Вытяните руки вперёд, представьте, что вы держитесь за ручки от огромных колес и пробуйте вращать их. Только левой рукой крутите колесо на себя, а правой наоборот. Когда начнёт получаться хорошо и быстро, меняйте направление рук. Потом тренируйтесь проводить быструю смену – крутанули влево, сразу крутите вправо.

Опять вытяните руки вперёд. Одну зажмите в кулак, а другую расположите под ним с раскрытой ладошкой и быстро меняйте положение.

Рекомендации

  • Стремитесь доводить до совершенства какие-то движения, повторяя их буквально раз по сто.
  • Делайте гимнастику для рук, в частности, для кистей. Занимайтесь вязанием, лепкой, рисованием в свободное время. Или тем, что вам нравится и задействует в работу руки. Допустим, даже резьба по дереву или выпекание печенья вполне сойдут в качестве гимнастики и тренировки.
  • Играйте в игру с человеком, который также стремится «прокачать» моторную память. Она проста – вы по очереди показываете друг другу движения, которые обязательно необходимо в точности повторить. То есть, сначала вы, потом партнёр изображает ваше и добавляет своё. Проигрывает тот, кто первым собьётся и забудет правильную последовательность.

Зачем развивать моторную память?

Помимо того, что мы благодаря моторике экономим время и ресурсы, мы становимся способными осваивать новые навыки. Допустим, даже такое простое занятие, как письмо – было бы для нас невозможным.

Исследования показали, что в большинстве случаев пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии выживают именно благодаря этому виду памяти. Когда заносит машину – человек не успевает хорошенько обдумать план действий, он машинально выворачивает руль в нужную сторону. Как и когда видит мчащуюся по встречной полосе машину.

Либо, научившись один раз падать правильно, а вернее, группироваться для более безопасного приземления, он вряд ли когда-нибудь серьёзно пострадает от того, что на дороге гололёд.

Поэтому занимайтесь не просто развитием, но и освоением важных для себя навыков, которые, возможно, когда-либо смогут сохранить вам здоровье или жизнь.

Завершение

Напоследок хочу рекомендовать ознакомиться с этой статьёй. В ней указаны упражнения, как развить эйдетическую, то есть, визуальную память.

Берегите себя и будьте счастливы!

Также можете почитать статью, в который мы рассказываем почему при алкогольном опьянении пропадает память.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Двигательная память и ее развитие

Человек – существо с наиболее развитым уровнем памяти, которая является одним из основных инструментов, позволяющим справляться с многочисленными бытовыми и профессиональными ситуациями. Человеческий мозг «записывает» различные информационные потоки, обрабатывает их, систематизирует и хранит, а в нужный момент воспроизводит. Иногда всплывают подробности, о которых вспоминать не хочется, а иногда наоборот воспоминания настолько позитивны, что являются отличным стимулятором для дальнейших достижений.

Развитию памяти у детей необходимо посвящать максимум времени и сил, поскольку хорошие запоминательные способности, являются пропуском к успешной взрослой жизни. Существует более 15 видов памяти и каждую из них необходимо тестировать и тренировать. Двигательная память, которую еще называют моторной, является одной из основных и одной из первых, которой необходимо уделить внимание в раннем возрасте малышей.

Что такое моторная память и зачем она нужна

Данный вид памяти не что иное, как способность запоминать, а потом соответственно воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без моторной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде, играть в волейбол или футбол, постичь азы плавания и другой физической активности. Память движений составляет основу различных трудовых навыков, а также всех остальных адекватных двигательных действий. При подсознательном запоминании движений, человек фиксирует все до мелочей – длительность, амплитуду, скорость, направление. Осваивая целые комплексы последовательностей движений, человек потом может, не задумываясь, совершать огромное количество повседневных манипуляций.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани.

Благодаря двигательной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере – ресурс https://iqclub.ru/ дает наглядную демонстрацию, как это происходит, обслуживать себя, делать домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела. Это и гигиенические процедуры, и умение пользоваться столовыми приборами, и поведение в транспорте и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми непременно столкнется каждый ребенок.

Упражнения для тренировки моторной памяти

  1. Игра «Так нельзя». Игра, рассчитанная на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя. Минимальное количество участников игры – два, один показывает, другой повторяет.
  2. Игра «Как запомнить движения». Занятие очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.
  3. «Попади в точку». Для упражнения понадобится по одному листу бумаги и карандашу для каждого участника. Дети должны сесть на стулья лицом к стене, на которой на уровне глаз должен быть закреплен лист бумаги. Далее глазки закрываем и рисуем в любом месте карандашом на листике точку. Опускаем ручки, глазки закрыты, считаем до пяти и снова рисуем точку. Чем расстояние между двумя изображенными точками меньше, тем лучше двигательная память. При регулярных тренировках, точки будут получаться совмещенными. Далее упражнение усложняется, задача — нарисовать с закрытыми глазками две, три или четыре точки и продублировать их.
  4. «Линии». Подобное предыдущему упражнение, только необходимо не попасть точкой в точку, а нарисовать с закрытыми глазками линии одинаковой длины, чтобы развивать ощущение расстояния, как составляющей двигательной памяти. Линии лучше рисовать разнонаправленными – косые, прямые, главное, чтобы они были максимально близки по длине. Нарисовал одну линию, опустил ручки, посчитал до 5 и далее следующую. Со временем можно рисовать по две-три линии разной длины, а потом пытаться повторить эксперимент. Между подходами встряхивать ручками, создавать так называемые «двигательные помехи».
  5. Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.

Основными характеристиками двигательной памяти являются точность выполнения, объем – как много последовательностей вы можете запомнить и в точности воспроизвести, прочность – как долго данные будут храниться в памяти, устойчивость – насколько сильно будут помехи влиять точному воспроизведению действий.

Двигательная память человека — что это такое

В процессе повседневной деятельности человек сталкивается с различного рода информацией. Для ее обработки и запоминания люди задействуют разные анализаторные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную. Однако для освоения жизненно важных навыков, совершения элементарных действий человеку необходима двигательная память. Если навык закрепился в моторной памяти, это означает, что он автоматизируется.

Определение двигательной памяти в психологии

Двигательная память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения тех или иных движений. Моторная память относится к высшим психическим функциям и обусловлена работой нервной системы.

Внимание! В двигательной памяти сохраняется не только механическое воспроизведение движения, но и оптимальная скорость его выполнения, направленность, амплитуда и продолжительность исполнения. Несоблюдение технических характеристик действия может привести к его искажению и низкой результативности деятельности.

Особенности и характеристика

В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.

Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.

Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).

Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.

Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.

Функции и значение двигательной памяти

Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.

В быту

Двигательная память в быту

Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.

Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.

В обучении

Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:

  • Занятия физической культурой, в ходе которых развиваются крупная моторика, координация движений, точность выполнения упражнений, физическая выносливость, укрепляются мышцы;
  • Лепка, где дети работают с различными пластичными материалами, учатся придавать им нужную форму;
  • Занятия вышивкой и шитьем формируют умение пользоваться иглой и нитками, которые могут пригодиться для мелкого ремонта одежды;
  • Бумагопластика и оригами развивают точность ручных движений;
  • Аппликация развивает пространственное мышление, совершенствует мелкую моторику рук;
  • Собирание мозаики направлено на формирование умения работать по образцу;
  • Изготовление поделок из природного материала учит работать с разными предметами.

В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.

Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.

Развитие моторной памяти

В профессиональной области

Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:

  • Водитель должен уметь управлять транспортным средством (для этого ему нужно научиться правильно держать руль, своевременно отпускать педаль сцепления, нажимать ногой на педаль тормоза или газа);
  • Для документоведа крайне важна высокая скорость набора текста на компьютере (специалистам этого профиля для оперативного выполнения поручений руководства полезно овладение слепым методом набора текста);
  • Хирург должен безошибочно совершать манипуляции скальпелем (успешный итог операции зависит от точности, аккуратности, плавности работы врача руками);
  • От уровня развития мелкой моторики рук парикмахера зависит конечный результат (создание прически требует умения работать с волосами, одновременно орудовать ножницами и расческой, красиво накручивать локоны);
  • Тренер спортивной секции должен оттачивать у себя четкость спортивных движений, чтобы являться образцом для юных спортсменов;
  • Для психолога важно умение по движениям и позе клиента распознавать его эмоциональное состояние.

Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.

Как натренировать моторную память

Развивать двигательную память крайне важно. Для детей дошкольного возраста высокий уровень развития этого психического процесса необходим для обретения ловкости, овладения координацией движений в подвижных играх. Для школьника повышение уровня развития моторной памяти сопряжено с выработкой красивого почерка, успешным выступлением на спортивных соревнованиях. Взрослые люди, развивая двигательные навыки, повышают эффективность своего труда.

Внимание! Тренировать моторную память можно в любом возрасте.

Игры и упражнения на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Существуют специальные иры и упражнения, выполнение которых создает условия для развития моторной памяти. Так, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:

  • Подвижные игры «Ручеек» и «Найди себе пару», где дети должны строго следовать правилам;
  • «Кукловод», в ходе которой ребенка с завязанными глазами проводят по простому маршруту, связанному с преодолением 1-2 препятствий, затем он должен пройти с открытыми глазами тем же путем;
  • «Делай, как я» – игра, предполагающее точное воспроизведение ребенком действий взрослого.

Эффективными упражнениями для развития двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальчиковая, утренняя, артикуляционная, бодрящая.

С момента поступления в школу двигательная память детей развивается на уроках при выполнении практических заданий. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют становлению моторных умений школьников. Кроме того, в период обучения в школе дети имеют возможность развивать свою двигательную память посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.

Взрослые совершенствуют моторные навыки на протяжении всей жизни в ходе:

  • Выполнения профессиональных обязанностей;
  • Занятий рукоделием, танцами;
  • Косметического ремонта своей квартиры;
  • Занятий спортом.

Для развития двигательных навыков у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:

  • «Круговые движения и постукивания». Упражнение выполняется двумя руками. Одной ладонью руки нужно совершать круговые движения на поверхности стола, другой ладонью, сжатой в кулак, – равномерно стучать по столешнице.
  • «Точка на листе бумаги». Человеку предлагается поставить точку на листе бумаги, закрыв глаза. После этого ему нужно встряхнуть руки и постараться попасть карандашом в эту же самую точку, но уже с открытыми глазами.

Психологи и педагоги с уверенностью говорят о том, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства и до старости. Высокий уровень развития моторной координации является необходимым условием овладения различными видами деятельности. Если человек задастся целью совершенствовать свою моторную память, будет выполнять специальные упражнения, то он добьется результата, независимо от своего возраста.

Развитие двигательной памяти

Видео

Ссылка на основную публикацию