Долговременная память: что это такое и как развить?

Долговременная память: что представляет собой и как её улучшить

У каждого человека есть смутные или более-менее чёткие воспоминания о детстве, своём подростковом периоде, студенческих годах. Одни из них яркие и осознанные, другие расплывчатые и туманные. Какие-то события безвозвратно уходят в забвение, и даже рассказы родителей или знакомых не способны вернуть их оттуда. За всё это отвечает долговременная память человека (сокращённо обозначается как ДВП).

Благодаря ей он может удерживать и воспроизводить различную информацию, срок давности которой практически не ограничен. Кто-то помнит происходящее с ним, начиная с 2-х лет, другие — только с 6-ти. А есть и такие уникальные личности (как, например, американская актриса и ведущая Мэрилу Хеннер), которые в деталях могут воссоздать картины, начиная с самого своего рождения.

Что это такое

Долговременная память — это объект изучения нейрофизиологии и психологии.

В нейрофизиологии она изучается как возможность нейронов изменять силу синапса. На ней основывается способность обучения и запоминания информации. Этот механизм наблюдается во всех организмах с центральной нервной системой.

В психологии это высшая психическая функция, позволяющая удерживать, сохранять, накапливать и воспроизводить большое количество знаний и навыков, полученных на протяжении длительного времени.

Иными словами, долговременная память представляет собой склад информации в мозговых структурах, который отличается большим (по мнению многих специалистов, неограниченным) объёмом и длительным сроком хранения. Накопление и использование материала, находящегося там, становится возможным, благодаря прочным, не распадающимся мгновенно (как при кратковременной памяти) нейронным связям, которые обусловлены сложными биохимическими процессами в организме.

Нейрофизиология

В 2011 году в Дюкском университете (частное исследовательское научное учреждение в США, штат Северная Каролина) в медицинском центре было сделано важное открытие. Учёные подробно расписали нейронную цепочку, которая является основой долговременной памяти. Сигнал идёт всего 10 минут, но при этом образуются крепкие соединения, которые не распадаются в течение достаточного длительного периода и могут сохраняться на протяжении всей жизни.

До этого нейробиологи не могли выяснить, как между звеньями данной цепочки устанавливался такой прочный и длительный контакт. Оказалось, что в основе долговременной памяти лежит чистая биохимия: связь между ними обусловлена сигнальными белками, которые, в свою очередь, обеспечивают устойчивый нейронный клеточный каркас из актина. Это глобулярный белок, благодаря которому звенья не провисают и не рвутся.

Данное явление было названо долговременной потенциацией. Её примерная схема включает в себя два этапа.

Этап 1. Первичный

Короткий нервный электрический импульс (новый, не известный ЦНС до этого) → Установление контактов между нейронами → Формирование прочного актинового цитоскелета (электрического столба, по которому идёт импульс) → Ответная реакция (сохранение нужной информации).

С точки зрения биохимии запуск сигнала и установление контактов между нейронами выглядит так:

Мощный поток ионов кальция в синапс → Запуск киназы, которая называется СаМКII (фермент, контролирующий с помощью фосфатов деятельность сигнальных белков) → Активация двух белков, Rho и Cdc42 → Формирование актинового цитоскелета.

Этап 2. Вторичный

Тот же самый короткий нервный электрический импульс (уже известный ЦНС) → Его проведение по тому же актиновому цитоскелету, по которому он уже проходил → Ответная реакция (воспроизведение нужной информации).

Вторая цепочка по скорости гораздо быстрее первой, потому что контакты между нейронами уже установлены ранее, как и актиновый цитоскелет тоже оказывается сформированным. Чем чаще человек вспоминает какое-то событие из прошлого (запускает тот самый импульс), тем быстрее он воспроизводит его, как бы давно оно не произошло, потому что ЦНС уже знает путь, по которому отправляется данный сигнал.

Биохимические основы долговременной памяти стали доступны учёным Дюкского университета, бл агодаря особому лабораторному методу микроскопии. Он позволяет видеть молекулярные трансформации в синапсе при формировании прочного нейронного цитоскелета.

Открытие американских учёных позволило сделать вывод, что в основе долговременной памяти лежат сложные биохимические процессы. Кроме того, было выявлено, что болезнь Альцгеймера, слабоумие, многие неврологические патологии, связанные с неспособностью восстанавливать воспоминания из прошлого, сопровождаются повреждением двух белков Rho и Cdc42, отвечающих за формирование актинового цитоскелета.

До этого открытия существовали две совершенно иные теории ДВП: глиальная (деятельность нейроглии) и иммунохимического механизма (синтез антигенов на синаптических мембранах и антител к ним в глиальных клетках).

Стадии

1. Кодирование

В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.

Пример. Чтобы запомнить номер телефона, вы повторяете его несколько раз. Срабатывает слуховая кодировка в рамках кратковременной памяти. Когда преподаватель в лекции даёт определение сложного научного термина, вряд ли кто-то из студентов сможет через полтора часа занятий точь-в-точь повторить его, хотя суть своими словами передадут. Это смысловая кодировка, работающая на ДВП: главное — уловить основное содержание, а не запоминать детали.

2. Воспроизведение

Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?

Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.

В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.

3. Хранение

Эта стадия связана по большей части с нейрофизиологией, так как здесь на первый план выступает гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Его задача — консолидация памяти (переход от краткосрочной к долгосрочной), складирование информации в том самом хранилище.

На сегодняшний день его функции продолжают активно изучаться.

Имплицитная

Бессознательная, скрытая, неосознаваемая долговременная память, позволяющая использовать информацию, полученную из прошлого опыта, который может быть уже забыт человеком. Учёные доказали её право на существование на примере людей с амнезией, полученной вследствие черепно-мозговой травмы, эмоционального шока или контузии. Они забывают всю свою прошлую жизнь, начиная с имени и заканчивая родными и близкими. Однако профессиональные и двигательные навыки у них сохраняются: бухгалтеры по-прежнему могут составить налоговый отчёт, имеющие водительские права ездят на автомобиле, их не нужно заново учить держать ложку, чистить зубы и выполнять другие рутинные повседневные дела. Всё потому, что эта информация сохранилась у них в имплицитной части архива памяти.

Эксплицитная

Сознательная, произвольная, декларативная долговременная память, которая используется, чтобы целенаправленно удержать и сохранить имеющийся опыт. При необходимости человек время от времени извлекает его и озвучивает. Именно благодаря ей люди осваивают иностранные языки, запоминают формулы, даты, правила, инструкции, сдают экзамены и т. д.

Оба вида памяти в различных ситуациях могут вступать друг с другом в конфликт. Когда человек что-то делает, используя имплицитную, нежелательно параллельно обращаться к эксплицитной. Яркий пример: наливая чай или кофе в чашку (бессознательный навык) и попутно задумавшись о чём-то (обращаясь к сознательному), можно перелить кипяток и обжечься. То же самое бывает во время вождения машины: мысленно отвлёкся — нарушил ПДД.

Эксплицитная долговременная память бывает ещё 2 типов.

Это воспоминания конкретного человека из его личного опыта о событиях собственной жизни, которые произошли лично с ним в далёком или не совсем прошлом.

  • Семантическая / историческая

Воспоминания, хранящие опыт человечества. К ним обычно относится всё то, что приходится заучивать в школьные и студенческие годы. Математические формулы, исторические даты и события, правила по русскому языку и прочие теоретические знания.

Характеристики

Основные характеристики долговременной памяти лучше рассмотреть на фоне её сравнения с кратковременной.

Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что объём долговременной памяти человека предположительно составляет 1 млн Гб информации. До недавнего времени учёные не могли назвать точную цифру и высказывали гипотезу о том, что предел данной характеристики определить невозможно. Однако в век компьютеризации головной мозг стали нередко сравнивать с процессорами. Исследования в этой области и позволили предположить, что хранилище ДВП похоже на жёсткий диск, куда может вместиться тот самый 1 млн Гб. Цифра приблизительная и ещё требующая научных обоснований.

Нарушения

К нарушениям относят и неразвитость долговременной памяти, когда человек просто не умеет правильно кодировать и воспроизводить информацию, и полную амнезию, которая характеризуется повреждениями прежде всего гиппокампа. Если в первой ситуации всё поправимо посредством постоянных тренировок, то во второй прогнозы чаще всего остаются непредсказуемыми.

Причины

  • астения;
  • интоксикация печени;
  • повреждения ЦНС и головного мозга: ЧМТ, постинсультное состояние;
  • расстройство интеллекта, шизофрения;
  • хронические алкогольная или наркотическая интоксикации.
  • переутомление;
  • неврозы;
  • постоянные стрессы;
  • чрезмерные эмоциональные и психические нагрузки;
  • депрессия;
  • психотравмы;
  • дистимия: постоянно плохое настроение.

  • плохое питание;
  • недосыпание;
  • чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • неправильное планирование дня, отсутствие режима.

Симптомы

  • Трудности с осознанным запоминанием: плохо сохраняются в памяти и воспроизводятся с ошибками заучиваемые наизусть стихи, даты, экзаменационный материал;
  • невозможность вспомнить события из далёкого или близкого прошлого, провалы в памяти;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • забывчивость в элементарных бытовых ситуациях: не сделал отчёт, не пришёл на встречу, не купил хлеба домой;
  • социальная дезадаптация;
  • снижение умственных возможностей и работоспособности;
  • невнимательность, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться;
  • растерянность.

Если нарушения краткосрочной памяти приводят прежде всего к бытовым проблемам (когда не помнишь, что делал 5 минут назад), то последствия повреждений долговременной затрагивают практически все сферы жизни. На работе это приводит к некачественному выполнению своих обязанностей, в семье — к расстройству личных отношений. Человек оказывается социально дезадаптированным. Даже если ДВП у него просто плохо развита, на фоне остальных учеников (студентов, сотрудников) он не будет успешным, не говоря уже о различных формах амнезии.

Более подробно о том, из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться, читайте в нашей отдельной статье.

Диагностика

Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.

Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой

Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.

  1. Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
  2. Их можно записать на доске.
  3. Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.
  1. Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
  2. После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
  3. Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
  4. Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
  5. То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.

Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:

Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью

Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому. При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно.

Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.

Карточка с текстом:

Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.

При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).

Как развить

Долговременная память относится к познавательным способностям, а поэтому её всегда можно улучшить. Если тренировать её на протяжении всей жизни, в старости можно избежать провалов и таких болезней, как Альцгеймера, Пика, Паркинсона. Для этого есть множество техник:

  • тренировка внимания и мышления с помощью специальных упражнений;
  • мнемотехники: цифробуквенный код, методы вешалок, фонетических ассоциаций, О’Брайена, система Шед;
  • различные игры на запоминание: Top Secret, N-назад, Матрица памяти;
  • заучивание стихов, песен, текстов наизусть;
  • метод Цицерона (раскладывание информации в хранилище по полочкам);
  • метод Айвазовского (детализация каждого образа).

Не нужно также забывать, что развитие долговременной памяти во многом зависит от образа жизни, который ведёт человек. Если хотите её улучшить, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • больше дышите свежим воздухом;
  • ведите здоровый, активный образ жизни;
  • занимайтесь спортом;
  • не допускайте переживаний и чрезмерных нагрузок;
  • общайтесь;
  • организуйте полноценный сон;
  • правильно питайтесь;
  • развивайте интеллект: читайте, решайте головоломки и кроссворды, играйте в шахматы, проходите квесты;
  • соблюдайте распорядок дня.

Долговременная память определяет качество жизни, успешность человека во многих сферах. Именно поэтому так необходимо поддерживать её на высоком уровне и постоянно улучшать.

Как развить память

Хорошая память — это дар с рождения, а феноменальная — результат тренировок! Забываешь, зачем подошел к холодильнику, с трудом запоминаешь номера телефонов и постоянно опаздываешь на встречи, потому что совсем о них не помнишь? Не переживай, память не только можно, но и нужно развивать! Ведь тот, кто владеет информацией, владеет миром. А для этого твой мозг должен работать максимально продуктивно. В этой статье ты познакомишься с простыми приемами, которые помогут «пробудить» твою память. Запоминать сложные цифровые комбинации, конечно, не обещаем, но улучшить память — вполне!

Виды памяти

Существует несколько классификаций и разновидностей памяти. Выделим три популярных критерия.

По продолжительности:

Кратковременная. Небольшое количество информации быстро запоминается и так же быстро улетучивается. Данные хранятся примерно до 30 секунд и без повторения могут исчезнуть навсегда.

Долговременная. Информация может храниться достаточно долго: от нескольких часов до нескольких лет. Но банальная зубрежка без качественной проработки материала здесь не помогает. Долговременная память требует осознанного детального изучения, мысленной интерпретации и ассоциаций с уже имеющимися знаниями.

Оперативная. Память хранится определенный отрезок времени, пока совершаются процессы или действия. От кратковременной отличается тем, что регулирует определенную деятельность и задействована для удержания ее промежуточных результатов.

По целям:

Непроизвольная. Отсутствие цели для запоминания. Информация впитывается даже если она совсем не нужна.

Произвольная. Запоминание материала — целенаправленный процесс.

По психической активности

Двигательная. Характеризуется запоминанием действий, движений. Отличительные черты — физическая ловкость и сноровка в труде.

Эмоциональная. Память на пережитые чувства, яркие моменты и другие эмоционально окрашенные события.

Образная. Память на звуки, вкусы, запахи, пейзажи и картины из жизни. Например, тонкий шлейф духов от прохожего на улице может перенести в детство и напомнить о первой влюбленности, о том состоянии, в котором ты находился в тот момент.

10 упражнений для тренировки памяти

Создавай ассоциации

Соединяй в своем воображении сразу несколько зрительных образов. Мозг быстро фиксирует эту взаимосвязь и спустя время обязательно выдаст тебе один из них. А память затем воспроизведет остальное.

Произноси слова наоборот

Это замечательно тренирует зрительную память и внимание! Причем фразы можешь брать из головы. Выпиши на бумагу несколько слов, а затем прочитай их наоборот.

Развивай правое полушарие

Считается, что у левшей память лучше. Если же ты правша, попробуй подключить левую руку в те сферы жизни, которые ранее доверял только правой руке. Расписывайся в документах, мой посуду, пользуйся компьютерной мышкой, расчесывайся и чисти зубы левой рукой! А еще можешь заняться изучением иностранных языков. Это позволит тебе не только свободно выражать свои мысли находясь в чужой стране, но и отлично разовьет правое полушарие мозга.

Читай больше

Самый простой способ взбодрить память. Читая книги, твой мозг старается запомнить детали и визуализировать картинки. Это развивает и фантазию, и внимание.

Метод Айвазовского в действии

Иметь достойную фотографическую память дано не каждому. Но ты можешь все исправить! Пристально смотри на объект, который требуется запомнить, в течение пяти минут, примечай его нюансы и детали. Затем закрой глаза и как можно точнее воспроизведи увиденное. Регулярные тренировки приведут тебя к успеху!

Просвещайся!

Почему в школе задавали учить длинные стихи? Да чтобы во взрослой жизни твоя память не хромала! Поэтому вспомни былое и начни учить стихи классиков или современных поэтов. Не важно. Главное, чтобы они тебе нравились!

Повторение — мать учения

В течение дня старайся повторять и перечитывать материал. Бездумно зубрить не нужно, просто освежи информацию в памяти, и она обязательно отложится в долговременном «отделе».

Меняй маршруты

Возвращаясь с учебы, работы или ресторана люди часто совершают одну и ту же ошибку для своего мозга: идут по проторенной дорожке. Хочешь научиться запоминать еще лучше? Ходи разными путями, открывай для себя новые маршруты, изучай билборды и вывески магазинов… Посещение новых мест усиливает мозговую деятельность!

Придумывай истории

В день происходит столько дел и событий, что не можешь о них вспомнить без записи в ежедневнике? Сочиняй истории с последовательным и логичным сюжетом! Рисуй соответствующие образы в голове. Такой способ запоминания подходит и детям, и взрослым.

Читай вслух

Новая информация, произнесенная вслух, лучше запоминается и усваивается. Не веришь? Проверь, прочитав эту статью своему другу.

Приложения для развития памяти

Каждый день мозг получает массу нужной и ненужной информации из соцсетей, книг и других источников. Чтобы справиться с потоком данных и избежать мозгового сбоя, необходимо тренировать свою память. Приложения для смартфонов тебе в помощь!

Peak

Комплекс мозговых тренировок включает упражнения на память, быстрый подбор слов, взаимодействие с геометрическими фигурами, ловкость, работу с числами и прочее.

Brain+

Тренировки полностью построены на интерактиве. Здесь и реальные персонажи, и полноценные мини-игры. Тебе придется запоминать имена и фамилии собеседников, прокладывать оптимальный путь от одного объекта до другого, а также решать простые головоломки.

«Таблица Шульте»

Один из самых эффективных способов развить внимательность, зрительную память и стать более сосредоточенным. Таблица представляет собой хаотичное размещение на квадратном поле цифр или букв, которые требуется сложить в нужном порядке: по возрастанию или убыванию.

Brain wars

Если хочешь, чтобы на принятие важных решений уходило меньше времени, а внимательность стала твоим коньком, качай это приложение! 30 уникальных заданий направлены на проработку почти всех способностей мозга.

«Математум»

Не зря когда-то великий Гаусс сказал, что математика — царица наук. Ведь именно работа с цифрами и числами является лучшей тренировкой для мозга! Данное приложение предлагает действенные упражнения для развития навыков в сфере быстрых арифметический вычислений.

NeuroNation

Комплексный тренажер состоит из всевозможных упражнений на логику, внимание и память. Несколько уровней сложности, подсчет статистики, возможность соревноваться с другими игроками по сети, полный анализ результатов — чем не личный тренер для твоего мозга?

«Логика чисел»

С трудом удается подсчитать счет в кафе? Тогда это приложение для тебя! Оно поможет развить стратегическое мышление и подтянуть математику, заново вспомнив таблицу умножения.

Elevate

Приложение направлено на развитие памяти и математических способностей, концентрацию внимания и умение анализировать. Перед запуском будет предложен короткий тест, определяющий твой уровень. Кстати, все вопросы и задания на английском!

Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить

Долговременная память – понятие многозначное. В разных науках оно означает различные вещи. С ее проявлениями человек сталкивается регулярно, вопрос развития этого умения не теряет актуальности. Причина проста – люди в последнее время стали забывать даже элементарные вещи. Все потому, что они не представляют, как можно улучшить эту когнитивную способность. Поэтому следует детально разобрать долгосрочную память и методики, помогающие ее развить.

Долговременная память человека

Что такое долговременная память

Долгосрочная память – это запоминание, хранение и способность воспроизводить информацию на протяжении длительного времени. Это понятие из области психологии.

Долговременная память – как флешка в мозгу

В физиологии определение звучит так: долговременная память – это способность нервных клеток изменять синаптическую пластичность. Простыми словами, в биологии данное понятие рассматривается, как одна из функций нейронов, обуславливающая длительное хранение информации.

Важно! Надо рассматривать оба определения в совокупности, потому что и психология активно использует механистические объяснения психических феноменов. Все зависит от используемого подхода.

За долговременную память отвечает отдел мозга, называемый гиппокампом. Его задача – переводить информацию из кратковременного хранилища в долгосрочное. Также его функция – ориентация в пространстве. Ученые доказали тесную связь между способностью человека запоминать особенности местности и сопоставлять их с картой.

Пространственная память эволюционно наиболее древняя и развитая, на ней базируются некоторые мнемонические приемы, типа метода Цицерона или Чертоги Разума. Нарушение работы гиппокампа приводит к расстройствам пространственной и долговременной памяти. Типичный пример – некоторые пожилые люди забывают то, что ели только что. Все потому, что информация не переводится в долговременную.

Разновидности долгосрочной памяти

Психологи выделяют два вида долговременной памяти:

  1. Имплицитная. Отвечает за неосознанное запоминание, ее особенность – не предполагается вербальное выражение. Она влияет в том числе на принятие решений или действие согласно устоявшимся навыкам. Основа интуиции – имплицитная память. Человеку подсознательно знакома эта ситуация, и он понимает, как действовать в ней сейчас.
  2. Эксплицитная. Сознательная долговременная память. Формируется из данных, которые человек удерживает в памяти, повторяя изученную информацию.

Важно! Имплицитная и эксплицитная память работают в противофазе – невозможно использовать одновременно оба вида. Хрестоматийный пример – вождение машины. Более-менее опытные водители делают это на автомате, благодаря имплицитной памяти. Если они в этот момент подумают о чем-то более важном, могут попасть в аварию, потому что включилась эксплицитная. Важно правильно выбрать тот вид долговременной памяти, который наиболее подходит в настоящий момент.

Развитие долговременной памяти

Во многом способности к запоминанию обусловлены генетически. Это не означает, что невозможно тренировать память. Огромную роль играют условия и образ жизни человека. Важно уметь эффективно использовать эту полезную функцию.

Мозг тренирует память

Вот несколько простых рекомендаций по развитию долговременной памяти:

  1. Использование ассоциаций. К любой запоминаемой информации необходимо подобрать ассоциацию, желательно – несколько. В таком случае запоминаемые данные более тесно интегрируются в мозг, связываясь с уже существующей информацией. На ассоциативной памяти основана мнемотехника.
  2. Принцип концентрации. Как говорил Константин Ушинский: «Внимание – врата к сознанию». Невозможно запомнить то, что не попало в мозг. Поэтому нужно сфокусироваться на желаемой информации, тогда ее будет проще запомнить.
  3. Принцип разбития на блоки. Любой большой объем информации необходимо сжимать и разделять на тематические куски. Большинство необходимых ассоциаций будет создано само, сознательно придется запоминать небольшое количество блоков. Не просто так телефонные номера записываются тремя числами, а не семью цифрами.
  4. Важно высыпаться. Исследования показывают, что хорошо высыпающийся человек значительно лучше выполняет упражнения на память. Это же подтверждается простым житейским опытом. Причина проста – во время сна происходит переход из кратковременного хранилища в долговременное. Гиппокамп начинает полноценно работать только на шестом часу сна. Поэтому спать нужно хотя бы шесть часов в день. Лучше тратить на сон 8 часов.
  5. Время от времени рекомендуется повторять изученное: пройтись по основным тезисам изучаемого материала. Необходимо стараться вспомнить усвоенную информацию, а не слепо прочитать. Активные методы запоминания значительно эффективнее пассивного восприятия информации. В краткосрочной памяти информация может храниться до 50 минут (а то и меньше). Поэтому первое повторение должно осуществиться уже через полчаса. Первый день необходимо повторять в течение дня, далее – каждый день в течение четырех дней. Именно столько времени требуется на окончательный перевод информации из кратковременного в долговременное хранилище, если она усваивается эксплицитно, то есть осознанно.

Также существует ряд упражнений для тренировки способности долговременного хранения информации. Главный принцип запоминания состоит в простом правиле: хорошая память – это стиль жизни.

Упражнения для улучшения

Долговременная память тесно связана с логической переработкой информации. Причем, согласно пирамиде усвоения знаний, наиболее эффективный способ обучения – практика. Поэтому необходимо найти способ отработать изученную информацию на практике.

Воображение и память тесно связаны

Один из способов – визуально представить действие в голове. Например, человек прочитал статью про распознавание эмоций по невербальным сигналам. Можно каждый из сигналов прокрутить в голове, представить в деталях: как у человека поднимается уголок рта, когда он злится, потом быстро опускается, когда он пытается подавить гнев. Такие упражнения следует выполнять на распознавание каждого признака.

В методе Цицерона может использоваться комната

Мнемотехника – прекрасный инструмент для тренировки долговременной памяти. Наиболее эффективная техника запоминания – метод Цицерона, которой уже больше двух тысяч лет. Ее освоить просто: необходимо представить улицу, на объектах которой размещается нужная информация (вернее ее визуальные ассоциации). Например, на крыше дома находится лоток с яйцами, возле входа – картошка. Это означает, что необходимо купить картошку и яйца. Так можно запоминать надолго любой список покупок.

Можно представлять не только улицу, но и комнату. Рекомендуется использовать для запоминания хорошо известные места, в которых человек часто бывает. Во-первых, он эти локации хорошо знает, поэтому запоминание будет более эффективным за счет привязки к хорошо знакомой информации. Во-вторых, когда человек проходит эти места, он может легко повторить изученную информацию.

Вот несколько упражнений по развитию долговременной памяти у ребенка:

  1. Лайт-мнемотехника. Например, из нескольких слов составить историю. Рекомендуется прививать детям способности мнемонического запоминания с самого раннего возраста.
  2. Запомнить ряд слов, потом попросить повторить их через час. Если воспроизведение идет с трудом, все равно пытаться вспомнить. Так тренируются навыки активного запоминания.

Есть еще ряд упражнений, выполненных в виде приложений для мобильных телефонов или книжек, по которым можно заниматься с ребенком.

Примеры долговременной памяти

За примерами долговременной памяти далеко ходить не надо. Информация о том, как открыть дверь, хранится в долговременной имплицитной памяти. Навык вождения автомобиля – также пример долгосрочного запоминания. Человек заключил договоренность с другом и помнит ее даже через неделю – этот пример тоже имеет широкое распространение.

Важно! Без способности надолго запомнить информацию человеческая жизнь была бы попросту невозможной.

Видео

Долговременная память: что это такое и как развить?

Наверное, вы знаете, что есть законы памяти, которыми можно пользоваться для того, чтобы гарантированно вспоминать необходимый жизненный опыт в самые ответственные моменты жизни. Сегодня мы поговорим об этих законах. В одной из предыдущих статьей я уже рассказывала о том, зачем нужна оперативная память. А сейчас речь о долговременной памяти и способах ее тренировать.

Как вы думаете, можно ли запоминать книгу целиком и воспроизводить ее даже через годы? Ответ — да, можно. Но для этого нужно натренировать долговременную память. Представьте, что вы помните содержание книг, которые прочитали в течение своей жизни. Вы не только сможете на практике применить прочитанное, но и всегда рассказать что-нибудь интересное в подходящий момент.

Рассмотрим законы памяти

1. Закон осмысления — важно читать вдумчиво, осмысливая как можно глубже то, что написано. Систематизировать прочитанную информацию и распределять на смысловые блоки.

Многие люди думают, что анализ прочитанного нужно делать после того, как закрыли книжку. Но в долговременной памяти остается только та информация, которая осмыслена во время чтения.

2. Закон интереса — когда человек читает то, что ему интересно, он запоминает автоматически. При чтении неинтересного текста затрачивается много ресурсов на удержание силы воли, а при этом страдает усвоение информации.

В быстром чтении есть такое упражнение — «Чтение неинтересной книги», предложенное Олегом Андреевым. Суть задания — научиться читать что-то неинтересное, поменяв к этому отношение.

В свое время Олег Андреев проводил эксперимент со студентами. Он предложил филологам прочитать учебник ветеринаров, а ветеринарам — учебник филологов. В итоге филологи, дочитавшие учебник, с интересом рассматривали процесс лечения коровы, а ветеринары смогли узнать происхождение названий разных заболеваний.

3. Закон объема знаний — если вы изучаете что-то сложное, вы должны владеть минимальным профессиональным словарем. Чем больше профессиональных терминов и фраз вы знаете, тем легче вам будет читать специальную литературу и, соответственно, понимать и запоминать прочитанное.

Поэтому есть правило: когда вы хотите изучить новую тему для себя, ознакомьтесь с ней сначала по книгам для новичков, а затем переходите на средний и профессиональный уровень. Если пытаться сразу освоить профессиональный уровень, вам будет очень сложно читать и запоминать все с первого раза, вы часто будете отвлекаться, возвращаться к уже прочитанному, у вас будет снижаться желание учиться.

4. Закон готовности к запоминанию:

— установка на контроль;

— установка на время.

Существует правило: наш мозг быстрее включается в работу, когда эти знания нужно где-то применить. Поэтому, перед тем как читать, нужно поставить цель: для чего изучаете эту книгу.

Например, установка на контроль: завтра будет обсуждение книги с кем-то, и важно ее качественно прочитать. Или установка на время: у вас есть лимит времени, и вы должны успеть прочитать все до дедлайна.

Все это помогает усилить концентрацию внимания и как можно дольше работать с информацией, не уставая.

5. Закон одновременных впечатлений — очень важный закон. Все знают, что запоминать что-либо легче с помощью ассоциаций. Таким образом, когда мы знакомимся с чем-то новым, у нас автоматически появляются впечатления.
Задача — наложить эти впечатления на знакомые ассоциации. Так новая информация запоминается и вспоминается быстрее.

6. Закон усиления первоначального впечатления — здесь мы усиливаем эффект. Запоминаем что-то путем усиления первых впечатлений. Мы это делаем сознательно с помощью четырех чувств: обоняния, слуха, зрения, вкуса.

Например, красная роза с росинками на лепестках. Вы слышите ее аромат, чувствуете ее бархатные лепесточки и влагу от росы. Чем ярче образ, чем больше накладывается чувств и ассоциаций, тем сильнее запоминается.

Этим способом иногда пользуются, чтобы запоминать имена людей во время знакомства. Когда имя вызывает ассоциации (Надежда — как жена брата), внешность (как учитель музыки — невысокая, худощавая), лицо (круглое, как у Полины), голос (тембр моей мамы). Все это собирается в единый образ, и вы подписываете его именем человека — Надежда Никитична.

7. Закон торможения — важный закон забывания информации. Существуют специальные технологии, позволяющие стирать неиспользованную информацию. Есть люди, чья память настолько сильная, что запоминает в мельчайших деталях множество предметов, объектов, информации. Ее переизбыток может вызывать головные боли, бессонницу. Поэтому информацию нужно уметь не только запоминать, но и забывать.

Способы развития долговременной памяти

Помните, что долговременную память нужно тренировать:

1. Учить стихи и повторять выученные на прошлой неделе или месяц назад.

2. Пересказывать фильм, книгу после просмотра или чтения, через три дня, неделю, месяц.

3. После прочтения книги пройтись внимательно по оглавлению и постараться как можно точнее вспомнить прочитанное, останавливаясь на каждом названии главы. Затем всю книгу закодировать одной фразой и образом.

Делая так каждый раз после прочтения книги, вы натренируетесь и будете делать это автоматически.

Способы повторения информации

Чтобы усилить эффект запоминания профессиональной информации на всю жизнь, были разработаны способы повторения: в течение трех дней, недели, месяца или шести месяцев.

Мы рассмотрим повторение, которое обычно используют перед экзаменом за три дня до сдачи:

  • первое — сразу после прочтения;
  • второе — через 20 минут после первого прочтения;
  • третье — через 8 часов;
  • четвертое — через сутки (лучше перед сном).

Важно помнить, что в день, когда вы хотите повторить выученную информацию, между повторениями нужно заниматься чем угодно, но только не обработкой новой информации, — гулять, отдыхать, рисовать, играть на музыкальном инструменте и т.д. Иначе вы не сможете запомнить надолго то, что нужно.

Чтобы запомнить профессиональную информацию, можно воспользоваться отпуском, когда не нужно срочно изучать новые объемы информации и есть время отдохнуть и переключиться.

Желаю вам удачи в тренировках и расширении горизонтов ваших возможностей!

Как улучшить долговременную память у взрослых и детей

Как развить долговременную память? Этим вопросом задаются специалисты, которым по специфике профессии необходимо многое помнить. Прочные, богатые воспоминания не помешают никому. Они делают жизнь богаче, интереснее.

Долговременная память: что это такое

Долговременная память удерживает полученные данные многие годы. Воспоминания, оказавшись в долгосрочном хранилище мозга, воспроизводятся много раз, не теряясь. Чем чаще и регулярнее воспоминание повторяется в сознании человека, тем прочнее и точнее оно становится. Это позволяет в удобное время припоминать необходимую ситуацию.

Пользуясь долгоиграющим хранилищем воспоминаний человек вынужден мыслить и включать силу воли, поэтому хорошее функционирование этой области мозга практически взаимодействует с данными факторами.

Как улучшить долговременную память

Заполнение долговременной памяти производится из хранилища краткосрочного, где уже прошла сортировка и остались лишь необходимые «файлы». В долгосрочной цепочке откладывается то, на чем сконцентрировано внимание субъекта.

Иногда проблемы человека происходят не столько от здоровья мозга, как от возможности уделить должное внимание к запоминающейся информации.

Проводились опыты, когда человеку показывали всего три цифры. А после этого не давали сосредоточиться, предлагая считать про себя от 60 до 10 назад. По прошествии 20 секунд у испытуемых спрашивали о тех трех цифрах. Только 20% студентов смогли их вспомнить.

У взрослых людей

Взрослые люди часто смотрят на свои наручные часы. Но, если спросить у человека, какими цифрами обозначено время, римскими или арабскими, он может не ответить правильно. Все потому что субъект не заостряет внимания на этом нюансе.

Но если 5-6 раз за сутки бросить внимательный взгляд на одну и ту же вещь, вы ее запомните.

Опыты практических психологов показывают, что лучшая тренировка долгосрочной памяти – повторение и внимание.

Известны различные тренажеры и упражнения, которые помогут взрослому товарищу улучшить способность к запоминанию. Но самым эффективным, увеличивающим объем долгоиграющего хранилища на 1000%, считается заучивание стихов и их повторение по специальной схеме.

Стихотворение надо выучить и повторять по схеме:

  1. Через каждые два часа после заучивания в первый день.
  2. Раз в день после заучивания семь дней подряд.
  3. В течение месяца однажды в неделю.
  4. Полгода по одному разу в месяц.
  5. Однажды в году.

Произведение любимого поэта, выученное по данному методу, вы будете помнить всегда. Такая тренировка позволяет развивать отличную долговременную память.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Как улучшить длительное запоминание у малышей в детском саду и младших школьников? Отличным примером служит всем известный Букварь, в котором рядом с каждой буквой изображен красочный, крупный, яркий рисунок. Глядя на аиста с длинным клювом и тонкими ногами, малыш навсегда запоминает, что это слово начинается с буквы А.

Если трехлетнему малышу каждый день показывать карточки с такими яркими рисунками и повторять названия букв, он рано выучит весь алфавит.

Резервуар длительного запоминания не ограничен в объеме и «сроках» давности. Дабы рабочая информация переводилась в склад долгого срока годности, ее надо повторить несколько раз, обратить на нее обостренное внимание или правильно закодировать.

Аист рядом с буквой А – это образ ассоциативный. Он играет роль отличного кода.

Не даром учебники школьников от первого до четвертого и старших классов снабжаются разноцветными иллюстрациями. Если изображены сражения, запомнится знаменательная дата.

В учебниках географии есть карты земли, таблицы перепадов температуры и глубины океанов. Обращение к этим визуальным образам помогают подросткам переносить воспоминания в долгий «ящик» своего мозга.

Все упражнения, которые дают детям в домашних заданиях укрепляют память и готовят молодых людей к будущей сложной жизни.

Даже простые подвижные игры, бег, прыжки, броски мячом, лазание по канатам, полезны. В тот момент, когда подросток выполняет физическое упражнение, происходит развитие клеток головного мозга, образование новых цепочек и прочных связей нейронов.

Упражнения для тренировки долговременной памяти

Практика показывает, что лишь 23% знаний переходит в долгосрочный склад. Значит, информация для 10 минутного выступления на экзамене должна готовиться достаточно долго. И причем в разной форме. Чтобы запомнить навсегда нужные моменты, их следует повторить не меньше 5 раз.

Студент должен слушать лекции, участвовать в дискуссиях, выполнять курсовые работы, проходить тесты и перечитывать учебную литературу. Тогда его знания останутся с ним навсегда, и он не придет на предприятие неучем. Особенно это важно для тех, кто учится на врачей. Не сможет хирург бегать подглядывать в шпаргалку, когда ему надо будет спасать умирающего человека.

Выполняя упражнения на запоминание, следует помнить о том, что в нашей краткосрочной ячейке способно запоминаться только 7+-2 момента.

Не следует долго заниматься, чтобы не перегружать голову. Позанимались, повторили, отложили в сторону книгу. Сделали легкую зарядку. Выпили стакан воды или пообедали. В зависимости от времени суток. Позанимались еще немного. Опять отдохнули.

Перегруженная краткосрочная память не будет передавать информацию в долгосрочную, а лишь станет ее терять. Это произойдет, если человек устал.

Если вам необходимо запомнить какую-то информацию надолго, с ней надо поработать. Приведем пример. Если надо запомнить английское слово Дом.

Следует записать его на листке бумаги. Обвести слово кружком. Вокруг сделать несколько лучиков с кружочками. В них вписать разные ассоциации, которые вызывает у нас слово Дом. Это может быть уют, тепло, дети, мама, еда, отдых. Напишите в кружочках все эти слова. Теперь продлите лучики и добавьте еще кружочки. Нарисуйте в них, хотя бы условно то, о чем вы подумали. Дети – два человечка, держатся за руки. Тепло – солнышко. Мама – женское лицо с высокой прической. Еда – тарелка с дымящейся горкой еды.

Если придуманных ассоциаций будет от 5 до 9, вы обязательно запомните нужное слово. Произнесите его на английском языке не меньше 5 раз и вспомните про себя все рисунки.

Когда нужно заучить фразу на знакомом языке, попробуйте ее зарифмовать и повторяйте придуманный стишок не меньше 5 раз. Такой прием помогает отправить информацию в дальнее хранилище нашего мозга навсегда.

Развитие памяти — эффективные способы тренировки

Вы стали замечать, что долго подбираете слова? Забываете важные даты? Пропустили прием врача или деловую встречу? С возрастом память действительно ухудшается. Проблема может быть не только в этом. Плохая память может говорить о:

  • Развитии неврологического заболевания;
  • Сильном стрессе;
  • Большой загруженности;
  • Неправильном режиме сна и отдыха.

Мозг напоминает операционную систему компьютера, которая начинает «зависать», если в ней открыто много «вкладок». Большое количество обязанностей и дел, которые надо запомнить, ослабляют наши способности держать все в голове. Именно поэтому человечество придумало ежедневники. Но из-за плохой памяти забывать можно даже ежедневник! Поэтому мы предлагаем вам развивать память. Оказывается, что ее тоже можно натренировать!

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Виды памяти

Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.

  1. Долговременная
  2. Кратковременная
  3. Оперативная

Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.

Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.

Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.

Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!

Развитие памяти: методики

Тренируйте процесс запоминания

Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.

Воспроизводите детали

Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.

Повторяйте себе нужную информацию

Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.

Все время считайте

Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.

Учите иностранные языки

Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.

Упражнения для развития памяти

Каждый вечер вспоминайте события дня

Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.

Записывайте сны

У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!

Скачайте на телефон игры для развития памяти

Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.

Запоминайте ценники на продукты

Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».

Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт

Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.

Картинки найди 10 различий

Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.

Ссылка на основную публикацию