Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму: описание, история, экскурсии
На территории Крыма находится огромное количество потрясающе интересных мест с богатой историей. Одним из них является пещерный город Чуфут-Кале. Неприступная крепость, созданная усилиями человека и природы, до сих пор впечатляет людей, впервые посетивших ее.
Место расположения крепости
Место, в котором ныне находится село Староселье, с давних времен привлекало людей своей тишиной, скрытостью, уютом, природной силой и наличием воды. Здесь же находятся спасительные скалы, выступающие из лесных зарослей, будто предназначенные для укрытия жителей от врагов.
История города
Древний город имеет давнюю историю, о многих событиях которой можно только догадываться.
Пещерный город Чуфут-Кале находится на плато горного отрога. Предполагают, что первыми обрывистое плато освоили в ІV веке алано-сарматы, построив здесь крепость, которая впоследствии и получила название Чуфут-Кале (в переводе – Иудейская крепость).
Однако существует еще одна версия того, как появился город-крепость Чуфут-Кале. В последние годы правления византийского императора Юстиниана (примерно 550 годы) стали задумываться о защите подступов к Херсонесу. Инженеры по велению императора разработали план трех крепостей: Мангул, Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Города были построены и заселены готами и аланами. Однако, стоит отметить, что эти события не были отражены в трактате «О постройках», а иных письменных отчетов в те времена не вели. О далеких событиях можно судить лишь по археологическим находкам.
Город-крепость на протяжении многих веков надежно укрывал население ближайших долин в опасные времена от нашествия воинствующих кочевников – хазар, гунов, мадьяр, половцев, печенегов. Хаджи-Гирей (первый крымский хан), оценив преимущества крепости и долину у подножия, в середине XV века организовал в старой части города свою резиденцию. Внизу же, в селе Салачике, построил дворец. Проживая во дворце, хан всегда мог быстро укрыться от опасности в надежной крепости. Не стоит забывать, что в те времена велась отчаянная борьба за независимость полуострова от Золотой Орды. В середине семнадцатого века хан покинул дворец, а пещерный город Чуфут-Кале был передан караимам. В дальнейшем крепость получила название Кале. А со временем ее стали называть Чуфут-Кале.
В 1731 году в городе была открыта первая крымская типография, в которой печатались книги на караимском и древнееврейском языках. После присоединения Крыма к России караимы покинули город и поселились в Евпатории, Бахчисарае, Симферополе. Так постепенно пещерный город Чуфут-Кале опустел.
Крепостные ворота
Когда-то богатая история города теперь запечатлена в каменных постройках, по которым можно судить о том, какой была крепость в давние времена. Знакомство с городом можно начать с Восточных ворот. Справа от них в скале виднеется большой бассейн. В нем собиралась дождевая вода, которую в дальнейшем люди использовали в хозяйственных нуждах и для скота. Неподалеку на холме была мельница. А за ней в дебрях горного леса пряталось от посторонних взоров караимское кладбище.
Над воротами, ведущими в город, находится мраморная плита, с высеченными знаками. Никто не знает, что они обозначают. Эта тайна города Чуфут-Кале до сих пор так и не разгадана. В крепость ведут массивные дубовые ворота, обшитые железом. Сразу за ними начинается новая часть города, построенная караимами. Она защищена оборонительными стенами и неприступными скалами. В городе существовала лишь одна главная улица, к которой примыкали многочисленные боковые улочки. На ней до сих пор находится большой каменный дом, в котором когда-то жил известный караимский ученый Фиркович.
Описание древнего города
Город Чуфут-Кале (Крым) имел совсем небольшую территорию, но в то же время достаточно большую численность населения. В конце шестнадцатого века здесь проживало от четырех до пяти тысяч человек и насчитывалось около 400 домов. Строения, как правило, располагались близко друг к другу и имели несколько этажей. В подвале обычно размещали хозяйственные помещения. Все окна непременно выходили во двор, огороженный массивным забором. Здесь же находились сараи и помещения для животных. Былые здания частично сохранились, поэтому их можно увидеть, гуляя по городским кварталам.
Крепостные укрепления
Крепостные стены имели толщину до пяти метров. Ворота располагались по центру, а по бокам возвышались башни. Для большей безопасности в стене был вырублен ров, ширина которого составляла 4 метра, а глубина – 2. Его наполняли талой и дождевой водой, которая стекала по каменным желобам. Такая нехитрая конструкция была сооружена для того, чтобы затруднять подкат стенобитных орудий.
Как и любая крепость, Чуфут-Кале имела свои секреты. В северной части стены имелась калитка, которая была тщательно замаскирована. С ее помощью воины могли выходить для того, чтобы нанести противникам внезапный удар. В старом городе за воротами находилась общественная площадь. На ней сохранился колодец, остатки мечети, построенной в 1346 году, и мавзолей Ненекеджан-Ханым. От площади берут начало три большие продольные улицы: Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они были построены в разное время.
За южной стеной города возвышаются скалы с вырубленными боевыми пещерами в четыре яруса соединенные друг с другом. Позднее они служили хозяйственными помещениями.
Мавзолей
На общем фоне развалин города потрясающе смотрится хорошо сохранившееся зданием мавзолея Джанике-Ханум. Внутри него находится надгробие с надписью, рассказывающей о том, что здесь покоится тело государыни Джанике-Ханум (она была дочерью Золотоордынского хана по имени Тохтамыш). Имя ханской дочери окутано тайнами и легендами. Одна из них гласит, что она спасалась от гнева отца, заставшего ее с любимым, и бросилась в пропасть. Поэтому и похоронена у самого обрыва.
Севернее мавзолея плато резко обрывается. Здесь на величественной высоте можно полюбоваться пейзажем потрясающих крымских гор.
Открытие гидросистемы крепости
В 1988 году на территории крепости было сделано сенсационное открытие. Несмотря на то что в городе никогда не было естественных выходов подземных вод, город существовал сотни лет. Оказывается, питьевую воду привозили из ближайших источников. А для хозяйственных целей использовали дождевую влагу. Однако, легенда рассказывает о том, что во время осады воду доставали из скрытой гидросистемы, сведения о которой считались страшной военной тайной. И даже после того, как крепость потеряла свою оборонительную функцию, караимы передавали тайну из поколения в поколение. Знали о ней только самые избранные.
Основываясь на устных и письменных источниках, спелеологи занялись поисками. Найдя небольшое углубление рядом с деревом, поняли, что это устье колодца. Его начали расчищать, доставая грунт и породы. Работы велись в течение трех лет. Вот на 25- метровой глубине был найден заваленный боковой вход, ведущий вверх. Он был соединен с колодцем и образовал довольно просторное помещение. На стенах остались следы от воды и надписи на караимском языке и латыни.
Дальнейшие работы привели к обнаружению галереи, которая брала начало в одной из башен. Видимо, это была первая оборонительная линия. Ранее о ней ученые даже не знали. После тщательной расчистки спелеологи обнаружили галерею высотой около 2 метров и шириной 2,5 метра, протяженность которой составляет порядка 108 метров.
На некоторых ее участках даже встречаются мелкие сталактиты. На стенах был найден подробный план подземелья и человеческие фигурки. Интересен тот факт, что на глубине 27 метров колодец значительно расширялся, здесь начинался каменный винтообразный спуск. После его расчистки были найдены обширные резервуары, расположенные на сорокаметровой глубине.
Как работала система?
Когда-то вода по крупным трещинам в сооружении попадала в одну из ванн, затем переливалась в другую емкость, расположенную перед входом в колодец, а уже оттуда ее брали для использования. В настоящее время трещины заилены, поэтому вода по ним практически не поступает. В нижнем зале на стенах обнаружены ниши для факельных светильников и неизвестные знаки.
Тайны гидросистемы
Спелеологи не прекращали работу. После того как была расчищена нижняя часть системы от ила и глины, глубина колодца составила 45 метров. Предполагают, что гидросистема могла быть создана византийцами или хазарами еще в начале нашей эры, и иметь культовое предназначение. В минуты опасности она могла стать укрытием от врагов. В галерее на глубине 40 сантиметров от поверхности был найден клад в глиняном горшке. Он состоял из золотых венецианских дукатов, египетских динаров, серебряных монет и других денежных единиц. Специалисты считают, что это самая богатая находка не только на территории Крыма, но и на территории Европы и всего мира. Клад был передан на хранение в Краеведческий музей Симферополя.
Экскурсионные объекты старинного города
На территории Чуфут-Кале сохранились исторические объекты, которые дают возможность увидеть каким был город в разные этапы истории. Самой старой постройкой считается оборонительная стена, которую можно увидеть в ходе экскурсии. Она была построена в X-XI веках. Фрагменты трехслойной средневековой стены прекрасно сохранились до наших дней. Кроме того, туристам демонстрируют остатки водопроводной системы, сделанной из гончарных керамических труб. Именно после ее открытия был найден колодец, снабжавший весь город водой.
Гости города могут увидеть хорошо сохранившийся мавзолей, два караимских молитвенных дома, жилая усадьба караимского ученого, которая позволяет увидеть, как жили люди в то время.
Все эти объекты можно посмотреть в ходе экскурсий и узнать более подробно историю возникновения Чуфут-Кале.
Как добраться до Чуфут-Кале общественным транспортом
Бахчисарайский район Крыма богат историческими и археологическими достопримечательностями, как и весь полуостров. Крепость Чуфут-Кале находится немного в стороне от морских курортов, однако добраться до нее не составит труда как на общественном транспорте, так и на своем автомобиле. Бахчисарайский район расположен на юго-западе полуострова. Транспортное сообщение с ним хорошо налажено, а в сезон количество автобусов значительно увеличивается в расчете на приток отдыхающих. Не говоря уж о том, что в каждом курортном городе или поселке ежедневно организовываются экскурсионные поездки по местным достопримечательностям, в том числе и в каменную крепость.
Если же вы планируете самостоятельную поездку, то вам следует вначале добраться на автобусе или автомобиле до такого города, как Бахчисарай. Пещерный город Чуфут-Кале находится всего в 3,5 километрах от него. Далее туристы могут пересесть на маршрутное такси или автобус № 2 (транспорт идет от ж/д вокзала), чтобы добраться до Староселья. Выйдя на конечной остановке, можно пешком пройтись мимо Успенского монастыря около 2,5 километра по красивейшей долине Марьям-Дере.
Можно ли попасть в Чуфут-Кале на машине?
Если вам не по душе такие пешие прогулки, то можно из прямо из Бахчисарая отправиться к восточным воротам крепости на УАЗике. Через десять минут вы уже будете около Чуфут-Кале.
Как добраться на машине? Такой вопрос интересует многих автолюбителей. Если вы решитесь путешествовать на автомобиле, то из Бахчисарая нужно доехать до поселка Староселье. Далее к восточным воротам можно добраться по той же дороге, которую используют УАЗы. Однако, имейте ввиду, что она достаточно сложная и каменистая. На легковом автомобиле не рекомендуют ехать по ней, машину лучше оставить в Староселье.
Если вы самостоятельно посещаете пещерный город, то стоит непременно воспользоваться услугами местных экскурсоводов, которые поведают много интересного о Чуфут-Кале. Экскурсии, проводимые по его территории невероятно интересны и познавательны. А после их окончания, вы сможете самостоятельно побродить по улочкам селения и сделать потрясающие фотографии на память. Говорят, что здесь невероятно красиво во время заката. Но к сожалению, в это время уже не проводятся экскурсии.
Вместо послесловия
Чуфут-Кале – потрясающе интересное и красивое место. Древний город – одно из те мест, которые стоит посетить в Крыму. Туристы, побывавшие в нем, оставляют самые восхищенные отзывы, рекомендуя побывать в пещерном городе. Конечно, в настоящее время большая часть уникального исторического памятника – это руины, но есть и прекрасно сохранившиеся строения и элементы крепости.
Пещерный город Чуфут-Кале: фото, описание, история, экскурсии, отзывы
- 22 Июля, 2019
- Направления
- Мирошниченко Диана
Бахчисарайский район Крыма считается отличным местом для пеших прогулок. Край скалистых предгорий славится запечатленной в камне историей. Путешествие по нему – это уникальная возможность увидеть полуостров таким, каким он был более 500 лет назад.
Описание исторического памятника
Этот город-долгожитель один из самых посещаемых. Уникальное место, обладающее особой энергетикой, является известной достопримечательностью Крыма. Пещерный город Чуфут-Кале, по фото которого сложно составить о нем полное представление, расположился в нескольких километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря. Он занимает вершину плато Бурунчак с высокими обрывами.
Исторический и археологический памятник недоступен со всех сторон, кроме восточной: высота вертикальных обрывов достигает 50 метров. Издалека кажется, будто домишки “прилеплены” прямо к скалам. Неслучайно Чуфут-Кале назвали “воздушным” городом.
Сама матушка-природа создала неприступную крепость, а люди, которые здесь поселились, лишь ее усилили. В небольшом городке было свыше 400 двухэтажных домиков, стоявших почти впритык. В них проживали 5 тысяч человек. А пещер, по свидетельствам историков, было в два раза меньше – около 170.
По сравнению с другими археологическими памятниками Средневековья пещерный город Чуфут-Кале, описание которого дано выше, отлично сохранился.
Ошибочное название, которое прижилось
До XIX века считалось, что в пещерах, вырубленных в скалах, селились древние горцы, но на самом деле это не так. Название “пещерный город” – условное, ведь его жители жили в обычных домах. Но к тому времени, когда на него обратили свое внимание археологи, от надземных построек ничего не осталось. Сохранились лишь пещеры, и поэтому появилось предположение о том, что в них-то люди и обитали. Так и прижилось это название.
Немного истории
Время возникновения первых поселений в том месте, где находится Чуфут-Кале сейчас, по версиям ученых, колеблется от середины VI до X века. Здесь обосновались племена готов и аланов. В XIV столетии небольшой городок, завоеванный татарами, становится резиденцией крымских ханов. Он получает название Кырк-Ер. Почти все местные жители были уничтожены или проданы в рабство.
В это время возводятся мощные оборонительные стены с башнями, а в самом центре строится монетный двор. В одной части пещер держались в заточении пленники, а в другой хранили зерно. В тюремном каземате томились русские послы, отправленные для заключения мирного договора, и русские воеводы, от которых за свободу хан требовал сдать города. Так, В.Б. Шереметев, известный государственный деятель, провел в темнице больше 20 лет, и только в конце жизни его выкупили родственники.
После разгрома Золотой Орды значение города-крепости, находившегося на границе византийских владений, ослабевает, а хан со свитой переселяется в Бахчисарай.
От этого периода сохранились развалины мечети и мавзолей, в котором нашла последний приют дочь Тохтамыша – великого хана Золотой Орды – Джанике-Ханым.
Обитель караимов
В пещерном городе Чуфут-Кале (фото представлено в статье) селятся караимы. Древнейшему народу, почти исчезнувшему с лица земли, было запрещено жить в крупных городах. Караимов освободили от всех повинностей и податей, а взамен хан, оценивший по достоинству своих подданных, потребовал нести охрану брошенной крепости.
Исповедовавшие иудаизм, они и дали название поселению (Чуфут-Кале переводится как “еврейская крепость”). Почти все постройки, сохранившиеся до настоящего времени, относятся именно к этому периоду.
В середине XVIII века, во время Русско-турецкой войны, войска Российской империи разрушили поселение. На тот момент здесь жили 1600 караимов. Крепость пала и превратилась в тихий уголок.
Жизнь в пещерном городе Чуфут-Кале, фото которого производят неизгладимое впечатление, в конце XIX века начинает угасать. Дело в том, что после присоединения этой части Крыма к Российской империи закон, запрещающий караимам селиться в городах, был отменен. Жители разобрали свои дома и разъехались по крупным населенным пунктам (Бахчисарай, Феодосия и Евпатория), в которых сложили их заново. Там они продолжили заниматься торговлей и ремеслом.
Кроме того, на плато совсем не было питьевой воды, а также отсутствовали пригодные для обработки участки земли.
Вклад Фирковича в изучение истории
В опустевшем городе, превратившемся в молчаливого свидетеля прошлых эпох, остался лишь известный ученый Фиркович со своей семьей. Знаток древних рукописей нанимал сторожей-смотрителей, охранявших заброшенные дома. Он собрал большую коллекцию рукописей, которую передал в Российскую императорскую библиотеку. Работы караимского писателя, увлеченного историей, позволили воссоздать как историю города, так и целого народа.
Свое призвание ученый видел в охране Чуфут-Кале, который стал привлекать многочисленных путешественников. Сюда заглядывали и венценосные особы, и известные писатели, и поэты.
Рядом с нависающей над обрывом усадьбой Фирковича появился дворец, в котором останавливались все русские самодержцы, кроме Павла I. К сожалению, в 1930 году его снесли, и от величественного здания остался лишь цоколь.
Древнейший памятник Крыма
Чуфут-Кале, история возникновения которого ведет свое начало с V столетия, – это уникальный уголок. Здесь сохранились три узкие улочки, проложенные на самой поверхности скалы, с целыми строениями, а также крепостные стены и подвалы. Если посмотреть на каменную дорогу, которая поднимается на плато, то можно увидеть глубокую колею, проделанную колесами старинных повозок.
Благодаря уцелевшим сооружениям можно представить, как выглядели другие пещерные города Крыма, лежащие в руинах. Все дома строились на поверхности, а склады и подвалы высекались в скалах.
Оборонительные сооружения
Несмотря на то что сейчас Чуфут-Кале представляет собой одни руины, этот таинственный уголок все равно манит туристов. Их впечатляет историческая значимость старейшей крымской достопримечательности, овеянной легендами.
Но есть и неплохо сохранившиеся оборонительные сооружения города-крепости, занимающего территорию в 18 гектаров. Так, восточные ворота, расположенные на краю Чуфут-Кале, представляют собой арку с небольшой башней. Они служили парадным въездом для гостей хана.
А южные (тайные) и вовсе считаются настоящим произведением военного искусства: враги пробирались в крепость по незащищенному узкому проходу в город, где их и обстреливали лучники. Через эти ворота, даже вооружившись тараном, неприятель не мог пробиться. За ними возвышаются скалы с вырубленными пещерами, соединенными между собой.
Оборонительная стена с двумя башнями, расположенная в самом центре, – это самый древний памятник поселения. Построенная из хорошо отесанных блоков, она представляла собой главный защитный рубеж пещерного города Чуфут-Кале в Крыму.
Что посмотреть еще?
Древнейшая часть городка находится на его западе. Именно здесь располагаются вырубленные в скалах хозяйственные постройки. Все пещеры отличаются друг от друга не только предназначением, но и архитектурными решениями.
В усыпальнице – восьмигранном сооружении с черепичной крышей – покоится прах дочери Тохтамыша, являвшейся прямой наследницей Чингисхана. Как известно, она не захотела бороться за власть, а ведь могла стать предводительницей Золотой Орды. Джанике переселилась в Кырк-Ер, на родину своей матери, где ее уважали. Дочь хана погибла, защищая крепость от неприятеля, а ее отец повелел возвести мавзолей на том самом месте, где ее убили.
Неподалеку от усыпальницы находится древнее кладбище. Это целый город мертвых, где нашли последний приют более 10 тысяч караимов. Поскольку некрополь располагается в верховье долины, многие надгробия на могилах, датированных X веком, сползли.
Уголок, окутанный мрачной атмосферой, был окружен священной дубовой рощей. Сейчас остались не более двух десятков вековых деревьев, которые берегут покой мертвых.
Кроме того, можно посмотреть на отреставрированные кенассы – молитвенные дома крымских караимов, расположенные недалеко от южных ворот. В прошлом веке их восстановили и даже положили крышу.
Внутреннее устройство кенасс, в которых собирались старейшины каримов, напоминает устройство синагог. Женщины молились на втором этаже, а мужчины в просторном зале на первом.
Усадьба Фирковича
Туристы смогут зайти в бывшую жилую усадьбу ученого, писателя и археолога Фирковича, в которой он жил до конца своих дней. Это небольшое двухэтажное строение с окнами и балкончиком, черепичной крышей и каменными стенами. Со второго этажа, выполненного из дерева, во двор, где находились жилые помещения, спускается лестница. А на первом, высеченном из камня, хранили хозинвентарь и держали скот.
На востоке города-крепости были сосредоточены жилые дома, внутренние дворы которых были закрыты от посторонних взглядов каменными заборами. Здесь же находился монетный двор, где велась чеканка монет.
Новые открытия ученых
У южного склона пещерного города Чуфут-Кале, фото которого заставляют задуматься о поездке сюда, ученые обнаружили выдолбленный в известняке подземный тоннель. Стены 80-метровой горизонтальной галереи украшены странными рисунками и загадочными знаками, относящимися к IV веку. И по сей день никто не знает, куда ведет таинственный путь, хотя историки предположили, что когда-то под землей был колодец, а когда вода в нем иссякла, его засыпали. И более 500 лет здесь не ступала нога человека.
При расчистке тоннеля исследователи обнаружили клад старинных монет – один из самых больших в истории крымской археологии.
Кстати, местные проводники уверяют, что вскоре ученых ждут новые удивительные открытия.
Увлекательная прогулка по городищу
Экскурсии в пещерный город Чуфут-Кале (Крым) организуются ежедневно. Каждую группу сопровождает проводник-экскурсовод, рассказывающий историю необычного поселения.
Стоимость входного билета – 300 рублей. Приобрести их можно на кассе, находящейся перед ведущей к подъему тропой. Неподалеку находятся сувенирные лавочки, где можно приобрести не только поделки из камня и дерева, но и ароматный горный чай.
Отзывы о пещерном городе Чуфут-Кале
Туристы, посетившие археологический памятник, спрятанный в скалах, признаются, что это путешествие во времени позволило им оказаться на перекрестке нескольких эпох. Пройдя по улочкам города-призрака, они прикоснулись к вечности.
Многие даже сравнивают городище, расположенный в Бахчисарайском районе Крыма, с турецкой Каппадокией: есть сходство как в пещерных городах, так и в изумительных пейзажах.
Путешествуем по миру вместе
Все достопримечательности стран мира aferni.com
Пещерный город Чуфут-Кале
Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.
Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.
Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.
Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.
Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.
История Чуфут-Кале
По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.
Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.
В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.
Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.
В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.
Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.
В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).
История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.
К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.
Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.
Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.
В XIV веке в городе стали селиться караимы.
Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).
В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.
После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).
На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.
После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел.
Что посмотреть в Чуфут-Кале
В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.
Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.
Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.
На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.
При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:
— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)
— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)
— Серебряные монеты — 4259 штук ( XIV-XV)
— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы
— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)
— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.
Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.
- Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
- Северный склон плато.
- Кенасская улица.
- Средняя улица.
- Бурунчакская улица.
- Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
- Малые Южные ворота Кучук-Капу.
- Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
- Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
- Южный склон плато.
- Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
- Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
- Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
- Остатки бани.
- Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
- Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
- Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
- Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
- Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
- Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.
Чуфут-Кале — пещерный город-долгожитель
История Чуфут-Кале
Главной крепостью крымской Алании был Кырк-Ор. Время основания его укреплений, после долгих сомнений и споров, все же отнесено к VI в. и связано с политическим и культурным влиянием Византии. Постройкам византийского времени предшествовало поселение и укрепленное убежище.
Предполагают, что в те времена крепость называлась Фуллы. Город с таким названием упоминается во многих письменных источниках; в IX в. Фуллы становятся кафедральным городом Фулльской епархии, которая потом переименовывается в Сугдео-Фулльскую.
Лишь несколько кратких сообщений дошли до нас о судьбе этого города в раннем средневековье. Известно, что во времена хазарского господства в Крыму он находился под их властью; здесь в 787 г. сидел в заточении епископ Готии Иоанн, (позднее канонизированный), поднявший крымских готов на восстание против хазарского ига и на время освободивший от него столицу Готии Дорос (на горе Мангуп). Об этом говорится в «Житии Иоанна Готского», памятнике IX в.
Святой Иоанн (епископ готский в Крыму)
В другой старинной рукописи: «Сказание о начале славянской письменности» рассказывается, что около 860 года по возвращении из Хазарии Фуллы посетил «первоучитель славянства» Кирилл. Здесь он проповедовал христианство местным язычникам и срубил священный дуб, которому они поклонялись с молениями о дожде. По молитве Кирилла, после того, как дуб был повержен, произошло чудо — пролился дождь, и пораженные язычники уверовали во Христа.
Вероятно, уже при хазарах название Фуллы (греческого, или шире — индоевропейского происхождения) меняется на тюркское — Кырк-Ор, что значит «сорок крепостей». Это звучит странно в применении к одной крепости: по-видимому, дело в том, что это словосочетание употреблялось для обозначения всего горного края и было перенесено на город, ставший для татар новой столицей после Солхата. Само по себе перенесение названия страны на ее главный город и наоборот — факт, распространенный в истории: достаточно вспомнить, что татарское название города Солхата — Крым, Эски-Крым — постепенно распространилось на весь полуостров. К тому же в ханских ярлыках обнаруживаются следы различения обширной территории под названием Кырк-Ер и ее главной крепости под тем же названием. На это обращает внимание известный русский историк В. Смирнов. Анализируя выражение ярлыков «поселиться, осесть в Кырк-Ере», он пишет, что этот географический термин не следует отождествлять с обозначением «Кырк ернынг юкары калеси» (горная крепость Кыркера) . ханских ярлыков, и прилегавшую к этой цитадели округу — «Кырк-ерын-мусафатындан».
Одно из самых ранних описаний принадлежит арабскому географу Абульфеде, побывавшему здесь в 1321 г.: «Кыркор находится в стране асов (аланов), его имя значит по-турецки «сорок крепостей»; это сильно укрепленный замок, основанный на неприступной горе. Наверху горы есть площадь, где жители страны в минуты опасности находят убежище».
Вероятно, в XII-XIII вв. сложилось Аланское княжество, с преимущественно христианским населением, о жизни которого известно немного. В 1299 г. оно было разорено набегом золотоордынского эмира Ногая. Но собственно зависимость от татар установилась позднее — примерно в середине XIV в., во время правления Джанибека, сына Узбека.
Точная дата захвата города неизвестна. Сохранилась лишь легенда, пересказанная мусульманским историком Сейид-Мухаммедом-Риза, о том, как она была взята хитростью одного из эмиров Яшлавских. Он велел собрать все музыкальные инструменты и медную посуду и колотить в них в течение трех дней и ночей. «Произведенный шум, точно светопреставление, ошеломил и привел в остолбенение жителей крепости. Они думали, что уже происходит атака, и с оружием в руках трое суток не спали: все караулили в указанных местах, стоя на ногах, точно надгробные памятники. Когда не стало у них мочи, на четвертый день они поневоле все мертвецки заснули. Хитрый мурза, воспользовавшись этим случаем, развернул свое знамя и вместе со своими приверженцами, именитыми татарами, произвел атаку. Скверные гяуры спали и не чуяли нападения татар, которые без боя и сражения овладели ключами означенной крепости».
Первым письменным свидетельством о включении Кырк-Ора во владения татар является упоминание о битве на Синих водах (речка Синюха, приток Буга) в 1363 г. ханов «Крымского, Майкопского и Киркельского» (то есть из Эски-Крыма (Солхата), Мангупа и Кырк-Ора) против литовского князя Витовта, закончившаяся победой последнего. Археологические данные также подтверждают, что в середине XIV в. Кыркорское княжество стало зависимым от татар. В это время — в 1346 г. — на территории крепости строится мечеть. Следует отметить, что в ее кладке были вторично использованы мраморные капители колонн VI в., принадлежавшие христианскому храму, предположительно находившемуся на этом месте. В период становления самостоятельного Крымского ханства Кырк-Ор становится его первой столицей, резиденцией первых ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея.
Когда Хаджи Девлет-Гирей I при поддержке беев был посажен на крымский престол, он в 1459 г. выдал жителям крепости ярлык на ряд льгот. Этот документ впоследствии подтверждали и его преемники. Из ханских ярлыков (жалованных грамот) следует, что в городе имелись мусульманская, иудейская и христианская (греческая и армянская) общины. Позднее в качестве христианской в крепости фигурировала лишь община армянская.
Куда же девались греческие христиане? Ведь по сообщению мюнхенского ландскнехта Шильтбергера, находившегося здесь в плену с 1394 по 1427 г., «город и страна населены греческими христианами и производят отличное вино». Вероятно, они по-прежнему жили в окрестных долинах, занимаясь земледелием и виноградарством; центром для них взамен утраченной крепости стал Успенский пещерный монастырь в «ущелье Марии» — Марьям-дере.
Но Кырк-Ору недолго суждено было оставаться столицей. В начале XVI в. строится Бахчисарай, туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. К началу XVII в. татарами в крепости были лишь начальник и кадий — судья. Но она продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц, а также как тюрьма. Охрана крепости поручена караимам, которые становятся почти единственными ее обитателями. Возможно, именно поэтому, согласно ханскому указу, караимские торговцы, державшие лавки в Бахчисарае, должны были обязательно вернуться в крепость на ночлег. Изменяется и название крепости: в ханских грамотах XVII в. она называлась просто Кале — крепость; караимы называли ее также Джуфт-Кале — Двойная крепость. Имелось в виду, что караимы еще на рубеже XIV-XV вв. построили Восточную оборонительную стену, и, таким образом, вместе со Средней стеной крепость стала «двойной».
Это последнее название видоизменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку преобладающее население ее — караимы, как и ортодоксальные евреи, имели своей священной книгой Библию, и, следовательно, являлись приверженцами иудаизма. Со стороны богословские тонкости различий между ними были не слишком понятны, хотя во всем остальном татары отличали караимов. Дело в том, что в первые века нашей эры иудаизм претерпевает ряд изменений: к Ветхозаветной Библии прибавляются комментарии и устные дополнения, образовавшие Талмуд (согласно религиозной традиции различается Писание как боговдохновенное и Предание как написанное людьми). Учение Талмуда встретило сильную оппозицию, особенно среди евреев диаспоры; ее возглавил вавилонский раввин Анан, а его последователей стали называть караитами.
Само это название восходит к гораздо более древней эпохе, когда оно относилось к евреям диаспоры, переселенным в Ассирию и Вавилон, а затем в Закавказье и Среднюю Азию и строго сохранявшим в изгнании верность Пятикнижию Моисееву. Караиты, «читающие», чтили именно Писание — Библию без последующих добавлений. Кроме того, они настаивали на свободном чтении верующими Библии. В ортодоксальном же иудаизме на первом месте был Талмуд, ставший главным источником по обрядности и правовым вопросам. Настаивая на возврате к первоначальной чистоте ветхозаветного учения, основатели караитизма опирались на идеи саддукеев и эссенов (ессеев) с их уважением традиции, верой в загробную жизнь, принципами праведности и справедливости. В основных чертах учение караимов по отношению к ортодоксальному иудаизму напоминало отношение протестантизма к католицизму в Европе XVI в.
Караимы появляются в Крыму где-то на рубеже I-II тыс. Караимские общины существовали в основных крымских городах, но своим главным городом считали Чуфут-Кале. Многие из них пришли в Крым вместе с татарами, переселяясь из Персии, Бухары и Черкессии. В XIX в. сложилась так называемая хазарская теория происхождения караимов, разделяемая многими видными учеными. Действительно, караимы весьма близки татарам, во-первых, по языку. Из древних тюркских он весьма близок половецкому, а среди современных он входит в кыпчакскую группу тюркских языков; древнееврейский же был у них лишь языком культа. Во-вторых, быт караимов, одежда, пища, положение женщины и т.д. почти не отличались от татарского. Высказываются и другие мнения: так, исследователь из Израиля Цви Анкори пишет: «На наш взгляд, караимы, как и крымчаки, представляют собой потомков различных еврейских и иудаизированных групп». Во всяком случае, ханы выделяли их из общей массы покоренного населения; кроме того, они оценили деловую и торговую хватку этих своих подданных, допуская их к занятию высоких должностей в государстве.
Из сохранившихся документов ханства следует, что все жившие в Чуфут-кале караимы были освобождены от всех податей и повинностей и признаны «тарханцами». Тарханство же предоставлено на том основании, что караимы обязаны «нести охрану крепости». Наряду с этим некоторые из них занимали видные должности при хане.
Способ доставки воды в безводный Чуфут-Кале (по рис. 2-й пол. XIX в.)
К середине XIX века город почти полностью опустел. Основная причина — отсутствие на плато питьевой воды и недостаток пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 году с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, где ранее они могли только держать торговые лавки и находиться до захода солнца, а на ночь, выполняя ханский указ, должны были отправляться домой и охранять свое селение на плато. Обитатели Чуфут-Кале в большинстве своем переселились в Бахчисарай и в приморские города — Евпаторию и Феодосию, продолжив традиционные занятия ремеслом и торговлей. Караимские ремесленники производили сафьяны, юфть и шагрень; из кожи мастерили седла, уздечки, туфли, башмаки. Караимские седла ценились за удобство, красоту, легкость; их покупали даже черкесы, а уж они разбирались во всем, что касается верховой езды!
В Евпаторию в начале XIX века были переведены караимское духовное правление и типография.
Последние обитатели Чуфут-Кале братья Пигит. Фото из журнала “Караимская жизнь”
Опустевший город становится одной из главных достопримечательностей ближайших окрестностей Бахчисарая, привлекая к себе многочисленных путешественников, в том числе и венценосных. Начиная с Екатерины II здесь побывали все русские самодержцы, за исключением Павла I.
Слева — вид Чуфут-Кале из Иосафатовой долины (из альбома П.И. Сумарокова, 1805 г.); в центре — выезд на Чуфут-Кале знатных путешественников (с гравюры Раффе, 1837 г.); справа — улица Чуфут-Кале, фото 1914 года
На веранде большого здания хранится памятная плита, свидетельствующая о посещении Чуфут-Кале императором Александром III в 1886 году. В то время здесь проживали уже только караимы, пользовавшиеся благосклонным отношением российской администрации и имевшие определенные привилегии по сравнению с евреями.
Для приема членов царствующей фамилии рядом с усадьбой А.С. Фирковича в 1896 году караимское общество воздвигло дворец, к сожалению, снесенный в 1930 году. Ныне от него сохранилась лишь цокольная часть, под которой находятся обширные пещерные помещения.
Главный парадный зал в “Доме караимского общества”. На стенах развешены портреты всех государей, посещавших Чуфут-Кале
В разное время Чуфут-Кале посещали известные писатели и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А.М. Горький, А.Н. Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж, А.Г. Битов, художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, А.В. Куприн, Е.В. Нагаевская и другие.
Фиркович и история караимов
Этногенез караимов, библеистов по вероисповеданию, тюрков по языку и обычаям, и по сей день составляет предмет научных разногласий и споров. Острота вопроса обусловлена и причинами политического свойства. Дело в том, что караимы в прошлом веке решительно отмежевались от ортодоксального иудаизма, получили равные с русскими права, тогда как приверженцы талмудического иудаизма несли все тяготы дискриминационной политики в старое и новое время.
Непременное посещение «мертвого города» царскими особами, ещё в XIX в. привлекало интерес к истории караимов и особенностям их вероисповедания. Губернатор Новороссийского края М.С. Воронцов поставил перед караимским гахамом (духовным главой) Симхой Бобовичем задачу написать историю караимов. Бобович привлек к изучению караимских древностей Авраама Фирковича.
Слева — Авраам Фиркович; справа — Симха Бобович
Уроженец г. Луцка, он получил в двухгодичной караимской школе традиционное образование, состоявшее в изучении древнееврейского языка, Библии и литературы религиозного содержания. Это был ученый, прекрасно знавший классические тексты, но не ориентировавшийся в современных методах научного исследования с его критическим подходом. Он основал в Евпатории издательство, где публиковал произведения караимских классиков. В 1830 г. Фиркович вместе с гахамом С. Бобовичем отправляется в Палестину, где собирает большую коллекцию рукописей; продолжает эти поиски на Ближнем Востоке, Кавказе, в Египте.
Предметом его особого внимания становятся генизы — хранилища старых обветшавших книг при синагогах. Здесь он обнаружил уникальные рукописи. А.С. Фиркович еще при жизни передал свое собрание книг и рукописей в количестве 15 тысяч единиц хранения в Императорскую Российскую публичную библиотеку. Ныне весь фонд содержится в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки Санкт-Петербурга. По мнению ученых, развитие отечественной гебраистики было бы невозможно без этого уникального собрания.
Фиркович, опираясь на собранные им во время путешествий материалы, предложил следующую версию происхождения караимов. В VI в. до н.э. вместе с войсками персидского царя Камбиза в Крыму появились израильтяне (некогда уведенные из Палестины прежними завоевателями); они основали несколько городов, в том числе крепость Села га-Иегудим (Иудейская скала, будущий Чуфут-Кале). Они сохранили религию «чистого библеизма», без талмудических добавлений; ее-то и переняли уже в VIII в. хазары. Как результат происходившего этнического смешивания, нынешние караимы — это потомки хазар. Мнения ученых разделились: одни (среди них — представители еще дореволюционной академической науки — В.В. Григорьев, В.Д. Смирнов и др.) приняли хазарскую теорию происхождения караимов. Напротив, ряд представителей еврейской историографии определяли иудаизм, принятый хазарами, как раввинистический, а этническую принадлежность караимов определяли как еврейскую, допуская лишь некоторую примесь тюркской крови. Отрицая участие хазар в этногенезе крымских караимов, они считали, что те пришли вместе с татарами в XIII-XIV вв., переселяясь из Персии, Бухары и Северного Кавказа.
Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. — Симферополь: Таврия, 1993.
Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. Пещерные города Крыма: Путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2006.
Гуськов А.А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер. — Харьков: Курсор, 2008.
Фадеева Т.М. Пещерные города и монастыри в окрестностях Бахчисарая. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2004.
Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2007.
Все о Крыме: Справочно-информационное издание. — Харьков: Каравелла, 1999.
Чуфут-Кале
Чуфут-Кале пещерный город
Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от города Бахчисарай, на расстоянии 2,8 км. Крепость Чуфут-Кале находится на высоте 600 метров над уровнем моря. Три из четырех подходов к крепости являются отвесными скалами.
Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS N 44.741298, E 33.920656
Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.
Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.
Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.
Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.
В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.
Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.
В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале – одна из старинных достопримечательностей Крымского полуострова, ее географическая близость к Бахчисараю зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала Ханский дворец Бахчисарая, потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.
Чуфут Кале — пещерный город
Город-крепость, который в современном мире представляет интерес исключительно для туристов,в нем когда-то жили люди, происходили интересные события, важные мероприятия, теперь он пуст. Этот пещерный город называется Чуфут-Кале. Пик активности и процветания в этих пещерах пришелся на VI-XIX века.
По этой причине его можно назвать настоящим долгожителем. В разные времена он принадлежал: Золотой Орде, хазарам, крымским татарам, гото-аланам и России.
Месторасположение
Чуфут-Кале расположен среди горного плато Бурунчак. Ближайший населённый пункт – Бахчисарай, 2,5 км. С одной стороны города крутые скалистые горы, с другой – плоская вершина, откуда и простирается пешеходная тропа.
Самая высокая точка Чуфут-Кале – 581 метр. Сегодня это объект культурного значения, признанный не только на уровне России, но и во всем мире.
Историческая справка
На самом деле, относительно времени происхождения города идут споры по сегодняшний день. До сих пор ни одному историку и исследователю не удалось установить ее. Некоторые придерживаются мнения, что поселение возникло в X-XI веках, другие говорят о VI веке, существуют и другие теории. В любом случае – это руины величественного укрепления и жилого поселения.
Историки сходятся во мнении, что основателями все же были аланы. Этот народ имеет иранское происхождение и начал проникать на территории Крыма со II века до н. э. Со временем они приняли христианство и занимались на полуострове самыми обычными делами: животноводством, ремеслами и земледелием. Но лучше всего у них получалось торговать. Хотя об этом народе практически ничего не известно. Есть несколько аланских летописей, где упоминается крепость, недалеко от Херсона, скорее всего, речь идет о Чуфут-Кале.
Новая часть появилась во времена правления татар на полуострове. Тогда, в XIV-XV веках подселили сюда караимов, которые были ремесленниками и возвели вторую оборонительную стену – новую часть города.
Первый крымский хан появился на этих земля в XV веке – Хаджи-Гирей. Он сделал старую часть своей укрепительной резиденцией. Эта часть Чуфут-Кале длительное время выступала в этой роли. В конце того же века, в стенах старой части заточили литовского посла Леза, а через два века – гетмана Потоцкого. В последующие столетия здесь томились в застенках многие политические деятели из разных стран, включая князя Ромодановского и Василия Грязного.
В итоге в городе остались только караимы, которые являются потомками тюрко-хазарских татар. После ухода татар, на этих землях караимы так и остались.
С присоединением полуострова к Российской империи караимы полностью признали ее власть. Постепенно начали переселяться в более комфортные условия, в другие поселки: Бахчисарай, Евпаторию. В XIX веке город полностью опустел.
Происхождение названия
Примерно в VIII веке, караимы приняли иудейство. Когда пришли татары, из-за иудейской веры местных жителей, их воспринимали евреями. Именно татары дали название городу Чуфут-Кале или «Иудейская крепость». Спустя несколько столетий, они так и остались последователями ветхозаветной Библии, последователи которой полностью отрицают талмуд.
Но, Чуфут-Кале – это не единственное название поселение. Пожалуй, это единственный город Крыма, у которого есть несколько «имен».
В некоторых летописях, город называют Кырк-Йер – «Земля Рода Кырков». Другое наименование «Кырк-Ор», что в переводе переводится «сорок укреплений».
У арабского географа Альбуфреда, город значится как Джуфт-Кале или «двойная крепость». Возможно, что сохранившееся название является лишь искаженным «именем».
Некоторые историки уверены, что упоминающийся в летописях город Фуллы – это именно Чуфут-Кале. Известно, что Фуллы возвели в I веке, и он был пещерный, а возвели его именно аланы.
Современный облик
Чуфут-Кале – это настоящий памятник, позволяющий ознакомиться со многими этапами истории Крымского полуострова. Старая часть города является ярким образцом раннесредневекового фортификационного сооружения. Помимо этого, он несет не только архитектурную ценность, но и является нерукотворным пещерным лабиринтом, расположенным на горном плато, к которому ведет извилистая горная тропинка, откуда открывается уникальный вид на природные ландшафты.
В целом в Чуфут-Кале насчитывается 170 пещер. На самом деле, люди в них не жили. Рядом возводились жилые дома, а в пещерах были хозяйственные постройки, подвалы. Исключением является лишь темница, в которой удерживали много известных личностей.
В городе постоянно проводятся археологические раскопки. Удивительно, но даже 20 лет назад здесь нашли подземный тоннель. Хотя пока непонятно, это сооружение имело религиозное значение или это был лишь путь к колодцу. Буквально через пару лет после этой находки, исследователи откапывают клад. В горшке обнаруживают тысячи монет, золотых и серебряных.
Главные достопримечательности
Северо-западная часть плато славится настоящим мавзолеем царицы Джанике-Ханым. Считается, что ее здесь захоронили еще в XV веке. Она была дочкой хана Тохтамыша. Известен он по завоеванию Москвы в 1382 году.
Великолепно сохранились кварталы караимской общины. Даже не сильно стараясь, можно обнаружить полностью целые постройки, которые были возведены несколько столетий назад.
Южные ворота имеют необычную планировку. Уникальность в том, что их совершенно невозможно заметить с равнины. Предстают ворота перед взором только, когда приблизишься к ним практически вплотную. Но даже если врагу удавалось проникнуть к воротам, пробить их, то дальше их ожидало огромное разочарование – узкий коридор, который со всех сторон простреливался.
В 1958 году в городе проводились раскопки и был обнаружен водопровод. Через проем в воротах проходили трасса с гончарными трубами. Поставки воды осуществлялись из близлежащих пресноводных источников. Воду из водопровода использовали для питья, а для хозяйственных нужд, воду собирали в специальные бассейны от дождей и снега.
Старая часть города была ограждена воротами высотой в 5метров. Около новой части Чуфут-Кале, оборонительное сооружение уже возводили караимы, и по всей вероятности, перестраивали несколько раз.
На территории города сохранились руины двух караимских кенасов или молитвенных домов. Одно строение датируется XIV веком, другое – XVIII. Расположены они в старой части города, в верховье Иосафатовой долины, недалеко от кладбища.
В хорошем состоянии две усадьбы: Фирковича и Чал Борю. В одном доме даже работает экспозиция, повествующая о жизни и развитии караимов.
Кстати, на кладбище караимы не рубили дубы. Эти деревья считались священными. Само кладбище называли «Балта-Тиймез», то есть топор не коснется. Здесь еще можно увидеть «двурогие» и «однорогие» надгробия. Есть плиты из известняка, мрамора, а все надписи нанесены на иврите. Именно этот язык использовался для религиозных обрядов.
Интересные факты
Караимы – самый малочисленный народ в мире. Настоящее родовое гнездо этого народа в Чуфут-Кале. Их обряды и стиль жизни очень схожи с обычаями тюркского народа. Они по сегодняшний день исповедуют иудаизм, и для них самым священным местом является дубовая роща около Чуфут-Кале.
Интересный факт, что дома в новой части города практически все двухэтажные. На первом этаже содержали скотину и сооружали склады, на втором – жили. В качестве отопительных приборов использовали камины и открытые жаровни. А продукты хранили в пещерах. Достоверно установлено, что все самодержавцы, кроме Павла I, побывали здесь, а так же многие писатели, художники и другие известные личности: Грибоедов А., Жуковский В., Крамской И., Серов В., Репин И., Куприн А. и другие. Владимир Набоков в своем произведении «Ада» даже упомянул это место.
В XVIII веке, когда город процветал, здесь был монетный двор, а домохозяйств насчитывалось – более 500.
В 1787 году Чуфут-Кале посетила Катерина II, которая провела здесь целую ночь. Хотя некоторые историки настаивают, что это всего лишь легенда.
В конце XIX века город полностью опустел и здесь проживал только смотритель со своей семьей.
Как добраться
Чуфут-Кале расположен ближе всего к поселку Бахчисарай, на высоте 600 метров. До поселка 2,8 километра. К городу ведет 4 пути, но 3 из них по отвесным скалам.
Координаты Чуфут-Кале GPS N 44.741298, E 33.920656.
Из Бахчисарая к пещерному городу ведут практически все дороги. Даже если не следовать многочисленным указателям, то дорогу до Чуфут-Кале невозможно пропустить. Самый распространенный путь пешком: от улицы Ленина до Старосельской, после выхода на широкую дорогу остается пройти буквально 600 метров и на пути встает перед взором – скальный Успенский монастырь, который до сих пор действует и является настоящей святыней христианства.
Именно от него и ведет тропинка к Чуфут-Кале. Дорога немного под уклоном, в среднем на подъем в гору уходит не более 30 минут.
А если немного повернуть вправо от монастыря, то можно попасть на древнее кладбище. Место жуткое, но очень интересное своими уникальными архитектурными надгробиями.
Из Бахчисарая до Чуфут-Кале можно добраться на джипах, естественно, на платной основе.
Заключение
Чуфут-Кале – это возможность погрузится в раннесредневековую атмосферу, увидеть древние сооружения и пещеры в горах, которые использовались в хозяйственных целях. Пройтись по каменному городу, осмотреть руины жилых домов и храмов. Можно узнать много интересного об одном из самых малочисленных народов в мире – караимах.