Рациональное мышление: особенности и советы по развитию

Рациональное мышление и основные методы развития

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Задумывались ли вы над своим способом мышления, над рациональностью мыслей и идей? И делаете ли вы что-нибудь в целях развития данных процессов? Думаю, что эта тема будет интересна каждому.

Человеческая жизнь, поступки и методы принятия решений зависят от того, какой тип мышления преобладает у личности вообще или на данный момент. Среди всех типов мыслительной деятельности самым последним развивается рациональное мышление, которое рассматривается как структура, требующая участия сознания и логического анализа.

Именно развитая логика в процессе принятия решений помогает не поддаваться эмоциям, а поступать единственно верным способом. В данной статье я рассматриваю как само понятие рационального мышления, так и способы его развития.

Что значит «рациональное мышление»?

Рациональным считается такой тип мышления, при котором суждения идут по четкой логической цепочке и с соблюдением всех взаимосвязей, приводят к вполне конкретному результату. Противоположностью является иррациональное мышление, в котором основой для руководства принятия решения или анализа ситуации являются эмоции, а не логика, связанность элементов и пр.

Познание мира при помощи рационального подхода включает:

  • отсутствие влияния чувственной сферы;
  • приоритет когнитивных функций над всеми остальными;
  • возможность объективной оценки реальности.

Благодаря таким характеристикам преобладание рациональности в мышлении всегда дает свои положительные моменты. Но это не означает, что оно всегда продуктивно. Так, вовремя включенное рациональное мышление помогает избежать чрезмерных эмоциональных реакций и аффективных состояний, что уберегает от многих ошибок, совершенных под воздействием импульса. Но при этом оно абсолютно не учитывает интуитивные предчувствия, внутренние желания, необходимость пережить полученные впечатления и прочее, что существенно обедняет эмоциональную жизнь человека.

Отсюда можно сделать вывод, что рациональный подход полезен тогда, когда необходимо оценить объективную ситуацию, рассмотреть варианты без учета эмоциональной составляющей. Если же вопрос касается личных отношений, чувств, то привычная способность абстрагироваться может лишить человека спонтанности, увлеченности и творческого начала как такового.

Структура: из чего состоит мыслительный процесс?

Процесс обдумывания своих решений и построения дальнейшей деятельности относительно логики имеет определенную структуру, включающую элементы:

  1. Понятие – это наименование предмета или явления, с которым нам предстоит взаимодействовать или относительно которого необходимо вынести свое мнение. На данном этапе используется только указание названия предмета («дом», «сестра», «море» и пр.) или процесса («полет», «учеба», «разговор» и т.д.). Такая презентация понятия необходима как самой личности для дальнейшего анализа, так и возможным слушателям как обозначение проблемы.
  2. Суждение – это процесс связывания нескольких объектов, обозначенных в понятии, или же нахождение взаимосвязи между предметом и действием («птица летает», «сестра учится», «разговор на море» и пр.). Построение взаимосвязей обычно похоже на объяснение или расширение информации о предмете, что в итоге приводит к определенным выводам.
  3. Умозаключение – это выводы, полученные в ходе анализа и объединения суждений (например, построение умозаключения о том, благодаря чему летит птица или для чего учится сестра).

Это основы, использующиеся для решения задач любой сложности. Можно применять даже в ежедневной жизни, когда для улучшения ситуации необходимо отключить эмоции и сделать упор на логику. Подобное абстрагирование занимает много времени, требует тренировок для развития этого навыка. Но действовать так на автомате не всегда удается даже спустя годы практики, поскольку часто эмоциональная сторона оказывается сильнее.

Развитие навыка мыслить рационально

Методы развития рационального мышления могут включать как конкретные упражнения, так и изменение ежедневного подхода к собственной реализации. Наиболее эффективные способы развития:

Стереотипы

Улучшение мыслительной гибкости. Необходимо максимально избавиться от стереотипного восприятия реальности и вместо этого начать самостоятельно устанавливать логические связи. Вначале для этого можно упражняться в том, чтобы найти дополнительные варианты практического и полезного использования привычных предметов.

Потом искать способы организации своего дня более эффективным, хоть и нестандартным способом. С течением времени данный навык автоматизируется, и вы уже любую ситуацию будете оценивать с позиции логического преобразования, а не стереотипного действия.

Критическое отношение

Формирование критического отношения к своим действиям и выборам. Так, прежде чем что-то сделать (купить товар по акции, поехать в определенное место, съесть десерт и т.д.), необходимо задавать себе вопросы в стиле «зачем я это делаю?» или «что это мне принесет?».

Ответы могут быть самыми разными. Главное, чтобы у вас была внутренняя мотивация для совершения этих действий, а не влияние рекламы, эмоциональные манипуляции близких и потакание слабостям. Анализируя процессы в обществе, на собственном рабочем месте и даже в семье хорошо периодически разбираться с тем, почему происходит именно так? А также попытаться спрогнозировать развитие ситуации, если не вмешиваться.

Отсутствие влияния на социальные сферы жизни в итоге может приводить к катастрофическим последствиям, поэтому хотя бы периодическая логическая переоценка необходима.

Пауза

Замедление и управление паузами. Это конкретный прием, помогающий постоянно пользоваться логикой и критикой. Основные ошибки, связанные с иррациональностью, возникают, потому что человек не дает себе времени оправиться от эмоций. Все рекламные акции построены на том, чтобы вызвать максимально яркие переживания у людей, чтобы он принимал решения руководствуясь ими, а не логикой.

Воздействие гормонов и лести может привести к возникновению ложного чувства влюбленности, из-за которого потом совершаются серьезные поступки, приводящие к разрушению всей жизни. Чтобы всего этого избежать, необходимо перед любым действием и выбором давать себе возможность все обдумать или просто воздерживаться от любых решений определенное время. Чем серьезнее ситуация, тем больше времени должно пройти между поступлением информации и вашей реакцией.

Перечисленные принципы можно применять для тренировок в четко обозначенное время и для решения искусственных теоретических ситуаций. Второй вариант – взять их за основу жизненной концепции и пользоваться даже при выборе утреннего чая или сока. Чем чаще вы будете использовать перечисленные приемы в повседневной жизни, тем больше появится рациональности в ваших мыслительных процессах и поведении.

Рекомендация

Для того, чтобы эффективно развивать рациональное мышление необходимо уметь правильно пользоваться своими эмоциями. Я рекомендую вам посмотреть курс от викиум по развитию своего эмоционального интеллекта . С его помощью вы научитесь разбираться в своих эмоциях, эффективно разрешать конфликты, сохранять невозмутимость в сложных ситуациях, а также управлять эмоциями не только себя, но и собеседника.

Заключение

Рациональное мышление является неотъемлемой частью качественной жизни. Оно дает возможность избегать многих необдуманных поступков, а также прогнозировать варианты развития ситуаций. Но стоит помнить, что делая упор только на логику при решении жизненных задач, вы сами обедняете свою жизнь, лишаете ее творческих возможностей и неожиданных приятных поворотов. Поэтому я рекомендую искать во всем баланс.
Развивайте все свои лучшие стороны! Читайте об интересных методах самосовершенствования в наших статьях и подписывайтесь на обновления.

Рациональное мышление

Рациональное мышление (рациональность) – термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности, характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Однако сам термин имеет разные значения в философии, экономике, социологии, психологии, эволюционной биологии и многих других науках и предметах.

Человек, обладающий рациональностью, имеет четкую логику мышления. Он может замечать собственные ошибки и менять мнение в зависимости от этого. Эти ошибки называются когнитивными искажениями.

Бывают следующие типы когнитивных искажений:

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Неприятие потери – когда человек больше огорчается от потери 100 долларов, чем радуется от находки той же купюры.
  • Проклятие знания – когда информированный человек испытывает трудности рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

  • Ошибка игрока – когда человек считает, что может каким-либо образом повлиять на случайное событие (например, лотерею).
  • Эффект знания задним числом – склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Социально обусловленные искажения

  • Иллюзия прозрачности – когда вы переоцениваете свою способность понимать другого человека, а также то, что он понимает вас.
  • Искажение в связи с проекцией – склонность полагать, что другие люди разделяют те же ценности, что и вы.

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Криптомнезия – когда вам ошибочно кажется, что это вы сочинили анекдот или историю.
  • Эффект благодетеля – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные.

Все эти типы когнитивных искажений следует изучать для того, чтобы прокачивать свое рациональное мышление. Чем меньше ошибок вы допускаете, тем лучше для него. Кроме того, важно овладеть и инструментарием рационального мышления:

  • Анализ. То, что для неподготовленного человека просто набор чисел (например, в статистике), для аналитика – кладезь полезной информации.
  • Аргументация. Суть ее в том, что каждое утверждение должно иметь основание достоверности.
  • Сравнение. Вы должны научиться сопоставлять имеющиеся данные между собой.
  • Суждение. Это ваше утверждение, мнение о каком-либо явлении.
  • Умозаключение. Из каждого суждения, а тем более из системы суждений, нужно делать вывод.

Вы наверняка читали статьи о развитии рационального мышления, поэтому мы не будем повторяться (ну разве что немного), а лишь проанализируем одну книгу, которая идеально вписывается в нашу тему.

Гарри Поттер и методы рационального мышления

С 2010 по 2015 год американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковски публиковал в своем блоге фанфик (любительское сочинение по мотивам популярных литературных произведений) по серии романов о Гарри Поттере. Он назывался «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Юдковски предлагает альтернативную историю о «мальчике, который выжил». В контексте статьи самое интересное для нас то, что в этом произведении Гарри обладает едва ли не каноническим рациональным мышлением. Вероятно, такого уровня владения навыком нет ни у одного человека на нашей планете, однако то, как герой выявляет ошибки мышления и справляется с ними, весьма интересно.

Ошибки в мышлении

Фундаментальная ошибка атрибуции

«Представьте, вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Кто угодно на моём месте разозлился бы», — думает он».

Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними обстоятельствами.

Мы, люди, склонны искать причину своего плохого поведения во внешних факторах, в то время как другим таких поблажек не делаем. Наверное, у них просто характер скверный.

Почему существует фундаментальная ошибка атрибуции? Причин психологи и ученые нашли очень много, но одна из самых логических состоит вот в чем. Когда что-то случилось с нами, то мы знаем, в каких обстоятельствах это происходило. А вот если это случилось с другим человеком, нам проще действовать по стереотипу, навешивая ярлык: это значительно быстрее и не требует умственных усилий. Как мы знаем, мозг очень любит выбирать ту мысль или реакцию, которая забирает меньше всего энергии.

Ошибка планирования

«Учёные-маглы выяснили, что люди всегда настроены излишне оптимистично: они говорят, что какой-то процесс займет два дня, а на самом деле уходит десять, или говорят — два месяца, а уходит больше тридцати пяти лет».

Ошибка планирования – это термин, впервые предложенный Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, который означает, что человек недооценивает количество времени, которое уйдет на решение задачи.

Юдковски в лице Поттера отмечает исследование, в котором студентов просят оценить, когда они закончат свои академические проекты. В частности, их просили спрогнозировать, когда они закончат 50%, 75% и 99% работы:

  • 13% участников закончили свой проект к тому времени, когда им был присвоен 50% -ный уровень вероятности;
  • 19% закончили к тому времени, когда ему был присвоен 75% -ный уровень вероятности;
  • 45% закончили к моменту их 99% -ого уровня вероятности.

Помимо этого, был проведен опрос канадских налогоплательщиков, опубликованный в 1997 году, который показал, что они отправили свои налоговые декларации примерно на неделю позже, чем прогнозировали.

Почему так получается? Есть несколько причин:

  • Люди часто фокусируются на более оптимистическом сценарии, не задумываясь о проблемах и сложностях, которые могут возникнуть.
  • Человек принимает желаемое за действительное. Может быть, вначале он понимает, что это лишь его желание, но через какое-то время попросту забывает об этом.
  • Люди забывают также и о том, как долго они выполняли эту задачу в прошлом.

Системная предвзятость

«Обычно люди предпочитают проводить эксперименты, которые подтвердят их гипотезы, а не те, которые их опровергнут. У тебя — почти такая же ошибка. Необходимо учиться смотреть на отрицательные стороны вещей, пристально вглядываясь в темноту».

Системная предвзятость – свойственная процессу тенденция поддерживать одну из сторон, отдавать предпочтения отдельным результатам.

В сцене, результатом которой стала фраза Поттера, Гарри просит Гермиону назвать три любых числа. При этом у него есть некоторое правило, которое либо соответствует этим числам, либо нет. Задача заключается в том, чтобы узнать, в чем состоит правило.

Гермиона называет числа «4, 6, 8», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «10, 12, 14», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «Минус 3, минус 1, плюс 1», Гарри говорит «да».

Гермиона: «Правило заключается в том, что каждое следующее число из тройки больше предыдущего на два». Гарри: «Три действительных числа в порядке возрастания, от меньшего к большему».

Ошибка заключалась в том, что Гермиона сама придумала некоторую систему, поверила в нее со второй попытки и не пыталась ее опровергнуть. Данного когнитивного искажения стоит избегать как ученому с его теориями, так и обычному человеку.

Если вы придумали свою теорию или систему, выделите время и на то, чтобы попытаться ее опровергнуть.

Эффект свидетеля

«Эффект свидетеля, — подумал Гарри, вспоминая эксперимент Латана и Дарли, доказавших, что в случае эпилептического припадка вы скорее получите помощь, если рядом с вами будет один человек, нежели трое. — Рассеивание ответственности: каждый думает, что кто-то другой начнёт действовать первым».

Эффект свидетеля – это психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше людей окажется рядом, тем больше вероятность, что они просто будут стоять и ничего не делать.

Какое отношение эффект свидетеля имеет к рациональному мышлению? Да самое прямое – грош цена этому навыку, если вы когда-нибудь поддадитесь данному искажению и не придете на помощь человеку, который попал в беду.

Попытка избавления от когнитивного диссонанса

«Мировое господство — такая некрасивая фраза. Предпочитаю называть это мировой оптимизацией».

Когнитивный диссонанс – это состояние психического дискомфорта человек, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Гарри Поттер этой фразой избавляется от конфликта в своих мыслях тут же предстает сам для себя благодетелем человечества. Стоит понимать, что мы занимаемся подобным самообманом очень часто, что приводит к неправильному мышлению и негативно влияет на наши решения.

Начните замечать за собой подобные попытки избавиться от когнитивного диссонанса и вы поймете, что привыкли обманывать себя, чтобы не переживать неприятные эмоции.

Книги

Разумеется, для того, чтобы развить в себе рациональное мышление, нужно нечто большее, чем прочесть одну статью и выполнить пару упражнений. Вы должны углубиться в тему. Для этого идеально подходят книги. Вот с каких мы рекомендуем начать.

  • «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей» Кейт И. Станович.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковски.
  • «Рациональность: от ИИ до зомби» Элиезер Юдковски.
  • «Мозг. Инструкция по применению» Дэвид Рок.
  • «Мозгоускорители» Ричард Нисбетт.
  • «Искусство системного мышления» Джозефф О’Коннор, Иан Макдермотт.
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
  • «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбара Оакли.

Рациональное мышление: особенности и советы по развитию

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Люди, пользующиеся рациональным методом мышления, считаются самыми неторопливыми и самыми думающими. И вот почему. Когда человек принимает решение впопыхах, не задумываясь, он считается поверхностной личностью. Зачастую такие люди впоследствии очень жалеют о своих поступках, но поздно бывает что-то менять. Может, им следует задуматься над своим поведением и начать пользоваться рациональным решением проблем? В статье будем разбираться, как это сделать.

Что это такое?

Человек от других земных существ отличается такой особенностью, как разум. Гомо сапиенс может мыслить, думать, строить планы, рассуждать. Это означает, что у него есть мышление, у разных людей оно может различаться.

Некоторые индивиды в большей степени обладают рациональным типом мышления. Этот вид мозговой деятельности дает возможность удерживать личность от поспешных действий, а именно: от состояния аффекта. В этом состоит его отличие от иррационального мышления, в котором присутствует аффект – это такое состояние, когда индивид не контролирует свои действия и эмоции. Поэтому при наступлении такого настроения он может сделать много непоправимых ошибок.

Разные люди по-разному реагируют на форс-мажорные обстоятельства. Одни включают рационализм, а другие теряют контроль над эмоциями. В последнем случае в мыслительный процесс включается иррациональное мышление. Данное состояние характеризуется эмоциональными всплесками. Они приводят к нарушениям мышления. Результатом становится затруднительная адаптация к окружающей обстановке.

Иррациональное мышление может возникнуть у любого. Если у этого человека случился нервный срыв, то он вполне может поддаться взрыву эмоций.

Но больше всего от данных проявлений страдают дети и люди, которые верят в потусторонние силы.

Однако индивиды со стойкой психикой больше склонны к рациональному мышлению. Они стараются опираться в своих действиях только на логику и факты. Такими способностями обладают специалисты, работающие в банках, в различных областях экономики и аналитики. Им свойственны присутствие логики в выводах, четкие рассуждения, выявление последовательности, анализирование, тщательное рассмотрение фактов и обдумывание всех последующих действий.

Можно сделать вывод, что в данном случае все подчиняется логике, а именно: используется причинно-следственная связь.

Значит, каким способом люди размышляют над проблемой, таким же способом люди выстраивают свои действия. Иначе говоря, если ваши мысли будут упорядочены, то и ваши манипуляции будут аналогичными. В случае же мозгового хаоса вы будете и действовать так же.

Если вас охватил иррациональный страх или гнев, то такие эмоции однозначно порождают негативные последствия. Приведем пример. Ученик прекрасно выучил урок, но он сильно боится учителя. Выйдя к доске, ребенок может забыть выученный материал из-за иррационального страха. Именно так на жизнь и поступки человека влияет иррациональное мышление.

Необходимо сделать вывод, что успешные люди почти всегда думают рационально. Поэтому у них все получается. Значит, уметь рационально мыслить может только тот, кто добился успехов. Такая способность дает возможность легко продвигаться по карьерной лестнице, хорошо зарабатывать. Начните наблюдать, анализировать окружающую среду – и у вас тоже все получится.

К тому же рациональный подход к жизни дает способность не повторять ошибок прошлых лет, понимать окружающий мир, а также понимать все процессы, которые происходят в нем.

Структура

Такая наука, как формальная логика, изучает рациональное мышление. Со временем человек приобретает базовые умения, а они, благодаря опыту, настраивают его ум на логические способы решения проблемы.

Итак, рассмотрим пункты, которые входят в схему интеллектуальной и логической активности.

  • Начальный элемент – это понятие. Здесь присутствует дефиниция (отражение предмета, который основывается на понятии). Она опирается только на важные признаки предмета и явления. Например, слово «нога». Оно обозначает следующее: часть туловища человека или другого существа. Данная часть отвечает за движение и делится на сегменты. Итак, в слове «нога» мы видим суть, то есть основу дальнейшего анализа.
  • Общий элемент – это суждения. Под этим термином подразумевается высказывание или предложение. Суждение может быть положительным, а может быть и отрицательным. Под это понятие подходят все предметы и явления. Например, зимой выпадает снег, или – человек не может дышать под водой. Необходимо отметить, что бывают и оценочные суждения – слива сладкая. Такое понятие, как суждение, используется в виде вспомогательного элемента, чего-то уже давно известного.
  • Способ получения знаний из того, что было ранее известно, – это умозаключение (считается абстрактным вариантом). Здесь исходным материалом служит суждение. Например, все баклажаны фиолетовые. Все предметы фиолетового цвета плохо видны в темноте. А значит, баклажаны, то есть определенные предметы наделяются определенными свойствами. Такой вывод получается, если исходить из усредненных выводов.

Понятия рационального мышления опираются на законы, которые нельзя изменить. В этом рациональное мышление и отличается от иррационального. Поэтому основные понятия первого вида необходимо усвоить и применять на практике.

Формы

Можно сказать, что к этой категории относится ряд определенных составляющих в виде схем, условий, правил. Данными понятиями манипулируют все люди, когда пытаются завладеть новыми знаниями. А еще такой мыслительный процесс происходит в мозге человека при обдумывании давно известной информации. В результате получается, что одна составляющая сильно соприкасается с другой. Одновременно каждая составляющая разделяется на отдельные части. Именно поэтому мышление человека не является отдельной функцией, а является способом ориентирования в окружающей среде.

Рассмотрим все пункты более подробно.

Анализ

В данный вид входят такие свойства человеческого мозга, как разложение целой информации на составляющие части. Из этих частей выделяются отдельные признаки, свойства и качества.

Работает следующим образом: например, назовем основные признаки такого предмета, как яблоко. Яблоко бывает красным, вкусным, круглым, растет на дереве и так далее. Чем больше вы сможете назвать примеров, тем лучше.

Еще один пример. Если вы умеете разделять различные предметы (треугольники, синие, квадраты, параллелепипеды, желтые и другие) по признакам, значит, у вас все в порядке с вышеупомянутым понятием.

Чтобы научиться анализировать, вам нужно много читать и думать над событиями из литературных произведений.

Синтез

Такое понятие объединяет все части в одно целое, опираясь на смысловые связи между предметами, явлениями. Например, когда состоялись все исследования, которые были проведены с живым организмом, или при работе с определенной задачей, нужно выделить наиболее значимые из них. Данный процесс называется синтезом.

Чтобы определить для себя данное понятие, попробуйте нарисовать недостающую фигуру к тем фигурам, которые объединены по цвету, форме и размеру.

Например, нарисуйте одинакового размера зеленое яблоко, зеленый круг. К ним присоедините какой-либо предмет, который будет отвечать заданным параметрам. Например, добавьте зеленый лайм.

Далее, попробуйте связать понятия по смыслу. Например, лужа и радуга. Ясно, что лужи появляются после дождя. После дождя идет сильное испарение. Когда лучи солнца попадают в невидимые капли от испарения из луж, то получается радуга.

Аналогия

Это перенос знаний с одного предмета (явления) на другой предмет (явление). Эти знания были получены после тщательного изучения предмета или явления. Например, обычно мы переносим с одного предмета на другой свои знания. Признаться, не всегда это получается, но если получается, то тогда открываются новые факты. Например, если сковорода, стоящая не печке холодная, то и другие предметы тоже холодные. Так проявляется аналогия в суждениях. Более простые примеры аналогии выглядят так: лицо – зеркало, шар – круг, речь – язык.

Сравнение

Метод сравнения дает возможность сопоставить предмет или суждения с другими предметами – и сделать вывод. Иными словами, между предметами находятся сходства и различия, а потом производится анализ.

Чтобы убедиться в том, что вы умеете сравнивать, попробуйте взять несколько предметов и найти между ними сходство. Это могут быть похожие фигуры или похожие люди.

Дедукция

Когда происходит движение от общего к частному – это дедукция. Например, в начале каждого года наступает зима. Здесь идет основа на здравый смысл. Например, зимой дороги скользкие.

Индукция

Данная часть рассуждений начинается с наблюдений, тенденций или определенных примеров каких-либо событий. Данный процесс динамичен и может развиваться. Поэтому он называется восходящим процессом. Здесь все основывается на конкретике. Затем эта конкретика перерастает в абстрактную. В результате получается теоретический уровень познания.

Как развить?

Прежде чем научиться мыслить рационально, вам необходимо развить такой вид мышления, как рациональное. Для этого вам необходимо много читать. Книги и информация, которая содержится в них, так или иначе, помогают человеческому сознанию развиваться.

Знайте, что рационализм – это мудрость самой жизни. Чтобы разобраться в этом вопросе, вам нужно научиться перенимать опыт других, более продвинутых людей.

Прежде всего начните изучать различные высказывания мудрых людей. В них содержится большое количество информации, которое способно сподвигнуть вас на успехи.

Знайте, что при прочтении романов вы непроизвольно начнете понимать то, что автор хотел вам передать в том или ином произведении. Кроме того, общение с умными людьми даст вам дополнительный шанс на освоение нового опыта. Поэтому прислушивайтесь к мудрым преподавателям, которые могут обогатить ваш багаж знаний.

Вышеперечисленные методы являются общими наставлениями, а далее будут представлены более конкретные советы.

  • При разговоре необходимо соблюдать определенные параметры общения. Они дадут возможность вам развить мышление. Например, если вы начали разговор с утверждения, то дальше поддерживайте этот разговор словами, которые будут поддерживать ваше утверждение. Нужно помнить о том, что последовательность – это часть логики. Поэтому если вы будете опираться на данный факт, то сможете легко отстоять свою точку зрения и навязать без труда проталкиваемую мысль своему собеседнику. Разумеется, это нужно делать только тогда, когда вы безоговорочно уверены в своей правоте.
  • Если продолжать вышеизложенный пункт, то нужно сказать: любая правота требует доказательств. Без этого пункта все ваши версии разлетятся в пух и прах. Поэтому прежде чем спорить и доказывать что-либо другому человеку, сначала задайте сами себе такие вопросы, которые могут либо подтвердить вашу точку зрения, либо опровергнуть. Когда вы полностью убедитесь в своей правоте, начните подбирать аргументы в защиту своей правоты. И чем больше их будет, тем лучше для вас. Кроме того, помните, что ваши аргументы должны быть подтверждены вескими доказательствами.
  • В таком ключе необходимо действовать и тогда, когда вы начнете опровергать мнение своего собеседника.
  • Кроме того, мыслить рационально – это значит, отключить абсолютно все эмоции. Если вы хотите добиться успеха, то действуйте хладнокровно.
  • Спорьте и доказывайте свою точку зрения. Помните, что в споре рождается истина. К тому же словесная дуэль является хорошим вариантом для тренировки рационального мышления.
  • Только при полном позитиве возможно мыслить рациональным образом. Учтите, что плохие мысли приводят ваш мыслительный процесс к деградации. При стрессе нужно свои негативные размышления постараться отбросить при помощи рассуждений, которые будут рациональными.

Ошибки

Они часто вредят, ведь человек о них может просто не знать.

Если вы хотите научиться рациональности, то вам следует выявлять ошибки, работать над ними и вовремя исправлять.

Теперь рассмотрим самые основные.

  • Не нужно преувеличивать, если речь идет о каком-либо событии. Такой подход ведет к паническим настроениям, а паника и логика – вещи несовместимые.
  • Не нужно думать, что все вам должны. Например, если вы о чем-то подумали, то другой человек не должен угадывать или читать ваши мысли. Просто скажите ему обо всех своих желаниях и претензиях. Рациональный человек никогда не доведет ситуацию до конфликта, так как всегда говорит о своей проблеме прямым текстом. Чем больше вы рассуждаете, тем ближе истина.
  • Не стоит обвинять себя или других людей во всех бедах. Нужно спокойно сесть и поразмыслить над создавшейся негативной ситуацией. В результате внутренних размышлений вы придете к определенному выводу. Именно так развивается логика.
  • Не принимайте критику в свой адрес безоговорочно. Помните, что люди не всегда правы. А если вы сомневаетесь, то начните рассуждать. Возможно, вас просто хотят очернить. Помните, что рациональное мышление – это мышление, которое предполагает процесс осмысления ситуации. Когда произойдет осмысление, тогда вы сможете сделать правильные выводы.
  • Не стремитесь к совершенству. Так вы затратите слишком много энергии на этот процесс. Любой человек, мыслящий логически, понимает, что совершенных людей просто не бывает.
  • Не прилагая усилий, вы ничего не добьетесь.

Что значит «мыслить рационально» — определенные умения и навыки или иной образ жизни?

Рациональное мышление — это стандартный психологический термин, отражающий наиболее абстрактный уровень человеческого мышления. По-другому его называют логическим мышлением. Какое понятие использовать — большой разницы нет, поскольку означают они одно и то же.

Этот способ интеллектуальной деятельности используется для установления логических связей и последовательностей. Позволяет воспринимать мир с точки зрения разума, критически относиться ко всему, находить слабые места в аргументации, нестандартно подходить к задачам Это только часть того, за что отвечает названный тип мыслительной активности.

Рациональное мышление развивается много позже прочих. Причем не автоматически, а под влиянием систематической деятельности. Чем более она целенаправлена, тем выше результаты. Развитие интеллектуальных способностей возможно в любом возрасте. Что касается рассматриваемого типа, наиболее эффективно он развивается как раз в зрелые годы. Начиная, примерно с 14-15 лет можно плотно заниматься тренировкой. Раньше нужно закладывать только базовые навыки и приемы.

Из чего же состоит рациональное мышление, как проверить степень его развития у себя, как сформировать стойкие умения мыслить логически?

О структуре рационального мышления

Рациональное мышление в разных его аспектах изучается такой наукой и учебной дисциплиной, как формальная логика. Она дает очень удобный инструментарий для работы с окружающей действительностью. Освоившись в базовых умениях, человек имеет все возможности для активного применения их на практике. С опытом логические способы настолько «въедаются» в мыслительную деятельность, что иным образом человек уже не мыслит. Что же входит в структуру логической интеллектуальной активности.

Понятие

Это наиболее общий термин формальной логики, своего рода начальный структурный элемент любого рассуждения. По своему характеру, понятие — это термин, отражающий явление или процесс в его наиболее абстрактном виде. В его состав входит дефиниция. То есть определение предмета, который отражает понятие. Дефиниция включает в себя только самые важные признаки предмета, явления или процесса, которые отграничивают его от прочих объектов.

Стоит привести пример. Рука. Конечность, функционально активная часть человеческого тела, отвечающая за манипуляции с объектами и отличающаяся сложной структурой: разделение на несколько сегментов, пятипалая структура… Продолжать определение можно и дальше, пока не будет достигнута полнота отражения существенных свойств. Благодаря точности, рука отграничивается от схожих конечностей у млекопитающих – лап, рукокрыльев и прочих. Точное понимание сути явления — основа дальнейшего анализа, работы с логическими структурами.

Суждения

Представляют собой более общий элемент. Работают не с понятиями, а с их группами. Под суждением в науке понимается высказывание, предложение, в котором о том или ином предмете что-либо утверждается. Также может и отрицаться. Суждением может быть практически все что угодно. Например, осенью идут дожди. Человек — млекопитающее. Деревья — представители растительного мира. Наиболее эффективно можно работать только с определенными явлениями. Хотя бывают и оценочные суждения: яблоки — вкусные, и так далее. Предположения к суждениям не относятся, хотя бывают исключения. Наверное, сегодня будет снег. Скорее всего, завтра занятия не будет. Суждения используются в системе, в качестве вспомогательного элемента для получения нового знания из уже известного. В науке используют несколько способов работы с ними.

Умозаключение

Типичный способ получения нового знания из уже хорошо известного ранее. Представляет собой наиболее абстрактный способ работы с данными, в контексте основных трех форм логического знания. В качестве исходного материала используются суждения. В структуре умозаключения они называются посылками. Обычно посылки две. Они подразделяются по внутреннему строению, например:

  • Все мыши — серые. В отношении предмета утверждается некое свойство. В приведенном случае — цвет.
  • Все предметы серого цвета — плохо видны в темноте. Опять же в отношении группы предметов утверждается определенное свойство.
  • Следовательно, все мыши — плохо видны в темноте. Логичный вывод, который получен опосредованно.

Всего есть несколько типов посылок. В которых что-то утверждается относительно всех предметов группы (все мыши — серые). В которых относительно части предметов что-то утверждается (некоторые люди имеют темный цвет кожи). В которых что-либо утверждается по поводу всех предметов группы (ни одна машина не умеет летать по воздуху). И в которых что-то отрицается в части (некоторые дети не слушаются родителей). Всего четыре типа. Если соотнести их попарно, получится 4 варианта. Эти варианты называются фигурами силлогизма. Это правила, по которым удобнее всего работать с простейшими умозаключениями.

Умозаключения могут быть усеченными, иногда имеют нестандартный вид (как леммы или дилеммы). С ними работают по другим правилам.

Есть и другие формы рационального мышления. Они относятся скорее к инструментам, повседневным методикам. Какие еще разновидности существуют:

Разложение целого на части. Не в физическом понимании, как правило. Хотя и такое возможно. Например, когда инженер или изобретатель разбирает механизм, чтобы понять, как он устроен и из чего состоит. Обычно речь об идеальном, интеллектуальном формате. Классический случай — исследование явления. Например, исследователь хочет понять, какими свойствами наделен живой организм. Исходя из своих знаний, он выделяет наиболее существенные свойства объекта, систематизирует их. Если информации недостаточно — наблюдает за ним, изучает. Возможно, ставит эксперименты. Потом дополняет сведения и получает законченную логичную картину. Это, сложный процесс, собственно, анализ представлен одной операцией: вычленение всех свойств предмета. Далее идет обратный процесс.

Обратное явление, противоположное синтезу. Продолжая названный пример. После того, как исследователь выделил все свойства живого организма, ему нужно выбрать наиболее существенные. Когда систематизация проведена, он вновь объединяет известные сведения, чтобы дать определение и лучше описать то, что изучает. Это синтез.

Методы рационального мышления, основанные на мышлении «по типу». То есть человек переносит свойства одного предмета на другой. Не всегда это вообще возможно, но порой открывает новые горизонты для исследования. Позволяет по-другому взглянуть на суть вещей. Пример суждения по аналогии — если солнце раскаленное, значит и другие звезды горячие. Аналогия широко используется в практике. Так были изучены многие законы аэродинамики, физические явления. Аналогию можно использовать в инженерной практике.

Классическая методика. Два явления изучаются в части наиболее существенных признаков. Затем свойства сопоставляют и делают выводы о схожести и степени различия. Многие науки имеют специальный раздел сравнительного анализа. Эти категории практики называются компаративистикой. Это простой, но в то же время очень эффективный и информативный метод исследования. Особенно активно применяется в правоведении, медицине, биологических науках.

Разновидность умозаключений, основанных на неполной структуре. Заключается в движении от общего к частному. Все звезды горячие. Следовательно, солнце — горячее. Каждый год наступает лето. Значит, и в этом году наступит лето. Все приматы — разумны. Следовательно, человек — обладает разумом. Обычно такое знание — истинно. Хотя и не всегда. Необходима проверка по закону достаточного основания. Обычно достаточно придерживаться простого здравого смысла. Во время дождя — дороги сырые. Сейчас дорога сырая. Следовательно, прошел дождь. В этом случае наблюдается грубая ошибка. Потому что вторая посылка — неточная и слишком общая. Дорога может быть сырой, потому что проехал автомобиль, ее специально чистили, прорвало трубопровод и по другим причинам. Это нужно понимать при работе с данными.

Обратное движение, от частного к общему. Выводы, полученные таким способом часто неточны или вообще ложны. Поэтому перед применением знания как истинного, нужно проверять результаты. Вариантов можно привести много. Приматы — разумны. Человек — примат. Значит, он разумен. Это верное заключение. Но если то же самое утверждается об обезьяне — оно ложное. Проблема в исходной посылке. Не все приматы разумны. Нужно внимательно смотреть, что лежит в основе рассуждения.

Принципы рационального типа мышления основаны на жестких законах. В этом и отлично рациональное и иррациональное мышление. Второе строится на предположениях и неточных, непроверенных сведениях. Не применяет четкого инструментария для работы со сведениями. Не проверяет результаты интеллектуальной активности. Типичный вид рационального мышления — это научный его подтип. Иррационального — мистический подтип, основанный на суевериях и вере в то, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Основные формы рационального мышления обязательно нужно усвоить, чтобы применять богатый набор инструментов. При достаточном навыке, это позволит быстро оперировать даже большими объемами данных.

Как проверить степень развития рационального мышления у себя

Самодиагностика обычно не представляет проблем. Особой необходимости проходить специальную оценку у психолога нет. Хотя это даст более точные и достоверные результаты. Своими силами можно пройти несколько тестов. Подойдут стандартные опросники. Айзенка, Равена, тесты на общее развитие по Вандерлику или другие.

Существуют и более специфические методики.

Определение предмета

В качестве дидактического материала можно использовать любой объект реального мира. Подойдет все что угодно. Далее нужно выделить все известные признаки явления или объекта. Все, какие только придут в голову. Далее, оценить, какие из названных свойств наиболее точно характеризуют предмет. Какие отграничивают его от других. Вычленить основные, второстепенные исключить. Составить единую систему. После классификации, составить полноценное понятие. Далее проверить дефиницию по словарю или достоверной статье. Если составить дефиницию удалось без особых трудностей, с большой вероятностью человек обладает достаточно развитым рациональным мышлением.

Логические тесты

Специальные опросники малочисленны. Но они есть в сети в достаточном количестве.

Хорошо помогают определить уровень развития логические задачи. Их тоже немало.

Лучше всего обследоваться под контролем знающего специалиста. Не обязательно психолога. Возможно, знатока в области формальной логики. Отличный метод диагностики — это беседа. С аргументацией высказываний. Можно подойти к вопросу с другой стороны и подготовить эссе по предоставленной теме.

Однозначного алгоритма проверки нет. Вопрос лучше оставить профильным специалистам.

Препятствия для рационального мышления: 6 факторов, которые мешают думать логически

К несчастью, современное образование на постсоветском пространстве не располагает учащихся к развитию интеллектуального потенциала. Скорее, напротив: с детского сада и до конца жизни человека учат делать шаблонные вещи, мыслить стереотипно, поддаваться тотальному мракобесию и алогичному поведению. По понятным причинам, это никак не способствует формированию рационального мышления.

Наверстывать приходится в зрелые годы. Это вполне возможно. Но мешают те парадигмы и паттерны мышления, которые годами, десятилетиями «вдалбливаются» в головы людей. Они серьезно тормозят развитие.

Самообман

Попытка избавиться от когнитивного диссонанса. То есть такого состояния, когда объективная реальность противоречит представлениям и мнению человека. Мыслитель начинает подстраивать явление под свои представления, сильно искажая истину. Или же полностью отрицает правдивость того, что ему не нравится, без проверки и критического непредвзятого исследования. Самообман играет на руку интеллектуальной деградации и блужданию в ложных доводах. Нужно учиться ничему не верить с ходу, и все перепроверять. А также спокойно относиться ко всей информации, даже той, которая не нравится. Это вопрос поиска истины и ее принятия.

Неполная оценка

Когда мыслитель учитывает только определенный пласт сведений, оставляя без внимания другую важную часть. Выводы в таком случае будут однобокими. Сознательное отрицание части сведений обычно относится к самообману. В остальных же случаях речь скорее о неопытности и недостаточно развитом рациональном мышлении.

Например, исследователь проводит оценку работы политического лидера страны X. Он занимается благотворительностью, имеет хороший публичный имидж, красиво говорит, предпринимает шаги по модернизации экономики, политической системы и т. д. Но при этом замешан в нескольких крупных коррупционных скандалах, имеется масса подтвержденных случаев физического устранения конкурентов и идеологических противников и т. д.

Обращая внимание только на первую часть сведений, политолог сделает катастрофическую ошибку и неверно оценит фигуру. Смысла такого исследования не будет. Высока вероятность подобного исхода, если исследователь сам является гражданином страны X. Это вариант самообмана. Встречается подобное не только в политологических материалах, но и в более простых случаях. В том числе в бытовых. Есть явные признаки, что супруг или супруга изменяет, но человек переубеждает себя. Товар явно некачественный, но знакомый/знакомая его взял и советует. На бытовом уровне такие ошибки особенно бросаются в глаза своей алогичностью. Основа для принятия решений отсутствует или крайне шаткая.

Ошибки атрибуции

Касаются оценки поступков окружающих и своих собственных. Я добился успеха, потому что я — талантливый. Они добились успеха, потому что на их стороне удача. Это стандартная сентенция, отражающая эту ошибку. Рациональное зерно и в том, и в другом может быть. Более того, вполне может быть, что это правда. Но чтобы объективно взглянуть на вещи, нужна проверка.

Стереотипия

Очень грубая ошибка. Что характеризует рациональное мышление? Непредвзятая объективная оценка. Стереотипы — это шаблоны. Они внедряются в голову обществом. Иногда приходят спонтанно, с опытом. Подобную шелуху нужно как можно быстрее выводить из интеллектуального поля. Она тормозит развитие и не дает ничего, кроме управляемости и внушаемости.

Мыслительные паттерны

Похожи на стереотипы, но более въедливые. Поскольку всегда приходят с опытом. Обычно негативным. Муж изменил — следовательно, все мужчины изменяют. Меня уволили с работы — значит, я неудачник и в любой сфере меня ждет провал. Или более абстрактные вещи. Паттерны и стереотипы лежат в основе ксенофобии, агрессии, невежества. Это варианты неправильного применения аналогии, дедукции, индукции, закона достаточного основания. Все негативные паттерны нужно отбросить, иначе развитие будет невозможным.

Отсутствие критического отношения

Побороть эту проблему довольно просто. Нужно сомневаться во всем и всегда. Верить только фактам. При должной тренировке это войдет в привычку.

Как развить рациональное мышление: основные способы

Становление рационального мышления заканчивается, примерно к 12 годам. Если говорить об основе. Далее нужна тренировка. Особенности рационального мышления таковы, что без постоянного целенаправленного развития прогресса не происходит. Простыми словами — логические способности нужно постоянно развивать и применять на практике. Только тогда будет толк.

Как развить эту сферу интеллектуальной активности:

  1. Решение логических задач. Как можно больше. Вначале даже на одну задачу потребуется много времени: дни, а то и больше. Затем процесс пойдет быстрее.
  2. Анализ текстов. Критическое рассмотрение статей, публицистических материалов. Как только навык будет более-менее развит, отличным материалом станут посты, информационные материалы из сети. Это кладезь логических ошибок и иррационального мышления.
  3. Написание эссе. С определением своей позиции, ее четким высказыванием, аргументацией, выводами.
  4. Изучение материалов по формальной логике. Подойдут обычные университетские ученики. Знание «матчасти» позволяет глубже погрузиться в предмет, понять его изнутри. Разумеется, в процессе нужно решать предлагаемые задачи.
  5. Беседы. Идеально, если есть собеседники, с которыми можно обсудить прочитанное или просто поговорить на разные темы. Это не праздная болтовня, а полноценные дискуссии.
  6. Обязательное условие — постоянное применение полученных знаний на практике. Рациональное мышление — это не отвлеченный «научный коммунизм». Это рабочие эффективные инструменты работы с любой ситуацией, любыми данными. Совершенно другая парадигма интеллектуальной деятельности и, если угодно, образ жизни.

15 способов развить аналитическое мышление

Если вы хотите быстро находить выход из трудных ситуаций, научитесь разгадывать кроссворды.

Что такое аналитическое мышление

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление — последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять приоритеты, отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко ценятся в компаниях. В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва простые задачки, постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните школьные годы. Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы — отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать детективы, например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы — ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

Обсуждайте книги, фильмы, исторические события — всё что угодно. Вы услышите мнение другого человека и сможете поделиться своим об одном и том же событии, привести аргументы и потренироваться в последовательном изложении мыслей. Попросите собеседника об обратной связи: пусть расскажет, насколько ваши аргументы были убедительны, а мысли — последовательны.

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта (mind map) — это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины — всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи специальных инструментов. Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении — ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно — большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Как развить рациональное мышление

Вы, наверное, слышали о так называемой теории “мирового заговора”. Суть этой теории состоит в предположении о том, что в мире существует узкий круг людей, которые ставят своей целью поработить человечество, сделать из людей своих рабов и управлять ими, как они посчитают нужным.

Слишком фантастично для современной цивилизации, в которой царит демократия? Отнюдь, для нынешнего мира это далеко не сказки. Подумайте, кем легче управлять государству, стадом дикарей с коллективным сознанием или разумными, сознательными в отдельности, способными к рациональному мышлению людьми? Конечно же стадом управлять легче. Каждый его член движется в соответствии со всеми остальными – “куда все, туда и я”. Но есть люди, находящиеся вне системы, они сумели очнуться и вышли из общего строя, пошли своей дорогой. Очень часто это люди, закончившие академию наук, то есть ученые. Мало кто знает, но за учеными пристально следят. А вдруг этот умный ученый что-нибудь придумает опасное для системы. Такие люди не выгодны системе, поэтому их, как правило, стремятся устранить, чаще всего их садят в тюрьму. Так хотели посадить за решетку Ивана Павловича Неумывакина – выдающегося человека в мире медицины, но его спасло то, что стране были необходимы кадры высочайшей квалификации для лечения космонавтов, так Иван Павлович стал основоположником космической медицины. Иван Павлович лечил многие неизлечимые болезни, а системе не нужны здоровые люди. Кто же будет покупать тогда таблетки и лекарства? А зарплата откуда у врачей будет браться, если никто не болеет? А кушать вредную, дорогую еду кто будет? Правильно – никто не будет. Не нужны здоровые люди системе. Все министерство здравоохранения (или захоронения, как говорит Неумывакин) рухнет. Государство устраняет людей, которые мешают его плану – держать народ в неведении, потому что так им легче управлять.

Все еще не верите? Тогда поговорим о настоящем рабстве. Ответьте, пожалуйста, на вопрос – кем по сути является человек, взявший ипотеку? Фактически он является рабом, квартира, которую он считает своей, на самом деле официально является собственностью банка, который выдал ссуду. Получается у человека нет своего жилья, он живет не в своем доме, а как раб в доме своего хозяина. Он вынужден как настоящий раб регулярно выплачивать “оброк” своему хозяину – банку (а банк может принадлежать всего одному человеку, получается все должники банка – рабы его владельца). Знаете ли вы, что вся банковская система США принадлежит одному человеку? Самая сильная валюта мира, от которой зависит экономика всех стран, во власти одного единственного человека, сколько же у него собственных рабов. Когда человек выплатит весь оброк с процентами, тогда только у него появится свое жилье и свобода. Человек действительно не свободен, он вынужден работать, работать и еще раз работать, он не может бросить все и уехать, куда захочет, он вынужден жить в одном и том же городе и работать на одной и той же работе. Самое плохое это то, что в ближайшие лет 10-20, а то и 30, человек ничего не сможет поделать с такой жизнью. Точно так же, кстати, было при АлександреI, когда был издан указ “о вольных хлебопашцах”, который предоставлял крестьянам за уплату своим помещикам выкупа, стать свободными и получить надел земли. Замечаете какие-нибудь отличия? Я нет.

Та же самая история с кредитами, только в более меньших масштабах. Как же еще хитро придумали то, потребительский кредит можно взять на все, что хочешь. Все для того, чтобы как можно больше людей сделать своими рабами. Всюду реклама банков – “кредиты на любые случаи жизни”, “кредит за 15 минут без поручителей”, “мы вас любим и денег дадим”, ага конечно же любите, только и хотите заработать на мне. Такие филиалы зла теперь даже остановочные павильоны захватили.

Кто-то может скажет, что без ипотеки и кредитов ни квартиру, ни машину для большинства населения нашей необъятной невозможно купить. Конечно невозможно, если вы иных путей разглядеть просто не в состоянии. С детства государство намеренно воспитывает идиотов, чтобы они не смогли ничего больше придумать, кроме как делать так же, как все делают. Взять ипотеку на 20-30 лет, кредит на 8 лет, выплатить их к старости, а потом тратить те же деньги на лекарства, здоровья же нет уже, и умереть годам к 60, так и не узнав все прелести жизни. А что? Надо же, чтобы все “как у людей” было. На самом же деле, чтобы купить квартиру и машину, не обязательно становиться рабом и ишачить полжизни. Об этом будет написана отдельная статья.

Очень большая часть населения мира живет в рабском положении, вы думаете американцам лучше живется? Ничего подобного, все население США живет в долг, вся их жизнь это один большой долг. США не на долго избавились от рабства. В развитых странах Запада, люди так же порабощены, зарплаты у них большие, но и налоги по 40%. Во многих субъектах РФ жизнь лучше, чем в США.

Прислушайтесь к тому, что вам говорит реклама “toyota управляй мечтой”, “. ведь вы этого достойны”, “достойной пенсии быть”, “мы строим, чтобы вы были счастливы” – это же в чистом виде манипуляции сознанием. Слушая такие слова, человек неосознанно начинает верить, что его уважают, любят, заботятся о нем. Все это затмевает сознание большинства людей, таким образом человек уже сам себе не принадлежит, им вертят так же, как кукловод решает, как будут развиваться события в его спектакле. Вы и сами можете привести примеры подобных рекламных лозунгов. Человеку внушаются ложные ему цели, он видит сквозь дисплей телевизора красивую жизнь, шикарные апартаменты, дорогие машины, красивых преуспевающих в материальном мире личностей, все эти эмоции человека сдабриваются хорошей долей рекламы. И человек уже не в состоянии мыслить рационально, мыслящий рационально, практически ни в каком случае не возьмет ипотеку или кредит. Так делает только порабощенный винтик гигантской системы. Но он и не подозревает об ее существовании, может быть так и умрет в неведении.

Наша цель не давать влиять на нас извне, наша цель выйти из системы, то есть войти в элитный круг очнувшихся людей. Чтобы войти в этот сегмент, который находится над всей системой, нужно сформировать у себя рациональное мышление. Как это сделать? Это не так легко, потому что нужно будет делать все не так, как это делают все. Нужно будет взломать в своей голове устоявшиеся десятилетиями стереотипы. Это не легкий процесс, ведь все ваше окружение будет недовольно вашим необычным поведением, оно будет всячески вам мешать и отговаривать, кто-то вас будет даже унижать и подстрекать, не упуская для этого любую возможность. Кто-то не выдерживает такой жизни и опустив руки возвращается в общий строй. И это не человек такой слабый, это система такая мощная, много усилий придется приложить, чтобы из нее вырваться.
Для того чтобы сформировать рациональное мышление, нужно следить за каждым своим действием и постоянно задаваться вопросом – “а зачем я это делаю? Может быть мне это система навязала? Может я это несознательно делаю?”. Очень много людей делает то, что делать необязательно, но они абсолютно уверены, что все делают правильно, просто они это делают бессознательно, как роботы. Например, подъезжает автобус к остановке, и все пенсионерки-бабули рвутся со всей яростью первыми зайти в автобус, расталкивая всех людей, чтобы занять свободное место. Они становятся как животные, запускается программа, одна цель – занять место в автобусе любое ценой. Сознание не включено, настолько система захватила их мышление, что бабуля не может заметить, что прям вслед за этим автобусом приехал точно такой же. Если бы бабуля не была жалким винтиком системы, то она бы спокойненько пошла в следующий автобус и заняла бы там самое комфортное место, когда все остальные толпились бы в первом автобусе.

Второй вопрос, которым нужно задаваться это вопрос – “Почему? Почему именно так, а не иначе? Кто сказал, что должно быть именно так? Почему я должен делать так же?”. Многие считают, что почемучкать это детская привычка, сделайте это своей привычкой. Всякий раз, когда вам будут говорить или даже внушать, что должно быть именно так или нужно делать именно так, а не как-нибудь иначе, то спрашивайте в первую очередь себя, а во вторую их – почему? Ответив на многие такие вопросы вы будете удивлены, как много у людей стереотипов, которые заставляют совершать абсолютно нерациональные действия, в очень многих случаях окажется, что люди сами не знают почему они поступают именно так. А если вы у них спросите, почему должно быть именно так, а не иначе, то у него в голове на несколько мгновений что-то заклинит. Проследите за этим моментом, это достаточно смешно.

Третий вопрос, которым нужно задаваться это вопрос – “как достичь максимальных результатов наименьшими усилиями?”. Почти во всех случаях для достижения цели нужно гораздо меньше усилий и действий, чем нам навязывает система.

Обращаюсь к тебе, жалкий винтик системы, теперь ты знаешь, как обстоят дела на самом деле. Теперь ты знаешь откуда все твои проблемы, надеюсь эта статья хоть немного расшатала твое помутненное всей жизнью сознание. Надеюсь, что ты так же как и я очнешься, и пойдешь своей дорогой, своим уникальным путем, выйдешь из общего потока и создашь свою легенду.

Ссылка на основную публикацию