Образное мышление: особенности и методы развития

Образное мышление. Развитие образного мышления

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

• Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

• Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

• Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

• Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

— Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

— Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

— Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Читайте также:  Шаблонное мышление: определение и советы по преодолению

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Образное мышление: особенности и методы развития

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Мозг каждого человека содержит бесчисленное количество образов. Любые услышанные или прочитанные слова мгновенно извлекают из сознания индивида определённые зрительные картинки, преобразовывая их. Любая личность способна мыслить образно.

Что это такое?

В психологии уделяется большое внимание когнитивным механизмам, составляющим основу образного мышления личности. Умение мыслить образами является обязательной составляющей познания. Содержание мыслительной задачи базируется на образном материале. В хранилище человеческой памяти имеется огромное количество чувственных образов, которые люди используют с целью отражения жизненных процессов. На основе зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых образов строится внутренний мир человека. Во время решения любых проблем субъект анализирует, сравнивает, обобщает разные образы явлений и событий.

Образному мышлению характерны важные особенности.

  • Осмысление ситуации происходит в целом, без дробления на отдельные детали. Увлечение конкретными элементами не даёт человеку увидеть целостную картину, то есть за волнами он может не разглядеть моря. При переработке новой информации этот тип мыслительной деятельности предполагает непосредственное извлечение из памяти или воссоздание посредством воображения различных образов, а не суждений или умозаключений.
  • Между объектами и их свойствами устанавливаются непривычные соответствия. Своеобразная мысленная картина решения проблем возникает в виде озарения. Ни одна личность не может управлять бессознательными процессами. Иной раз в мозгу индивида мелькают непонятные и даже самые невероятные образы. На самом деле они приносят пользу, формируя и развивая образное мышление.
  • Образному мышлению свойственны ассоциативность, динамичность, подвижность. Это скоростной тип мыслительного процесса. Порой человек не успевает облекать возникшие образы в слова.

Отражение реальности в образной форме наиболее характерно для произведений искусства и литературы.

Большинство творений живописи и скульптуры, художественная литература, музыкальные произведения воспроизводят объективную действительность многогранно, глубоко и обобщённо с помощью образных средств.

Как его используют?

Именно образ является основной единицей мышления малышей. По данным исследователей, 30% школьников вплоть до 6 класса для запоминания правил и решения задач используют мыслительные средства в образной форме. Опора на образ способствует хорошему усвоению школьного материала, активизирует творческие стороны ребёнка, формирует его воображение.

В жизни каждого человека умение мыслить образами играет большую роль. Применение образных ассоциаций, фантазий открывает новые возможности для развития воображения, внимания, памяти, творческих способностей личности. Образное мышление используют в качестве дополнительного инструмента для расширения способности решить любую жизненную задачу или справиться с возникшей проблемой. Оно помогает многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Степень воображения зависит от уровня сознания, жизненного опыта, внутренней гармонии. Данный тип мыслительной деятельности помогает личности выражать свои представления о любых объектах и явлениях, преобразовывать их в случае изменившихся обстоятельств. В связи с этим у субъекта появляется возможность достраивать недостающие детали картины, расширять ассоциативные связи, мысленно проникать вглубь проблемы или задачи.

Во многих творческих профессиях без образного мышления обойтись трудно, а порой невозможно. Дизайнеры, художники, модельеры, архитекторы, поэты, писатели, философы мыслят образами. Продуктивность применения образных компонентов широко проявляется в интеллектуальном творчестве.

В настоящее время научно-технический прогресс во многом зависит от умения правильно оперировать образами, от уровня образной мыслительной деятельности человека.

Как развить?

Диагностика детского образного мышления проводится посредством складывания разрезных картинок. Таким способом проверяется умение собрать частички изображения в единое целое. Воссоединение отдельных деталей свидетельствует о наличии мыслительной хаотичности или целенаправленности при создании целостного образа. Взрослый человек или подросток диагностику может произвести самостоятельно.

Представьте последовательно несколько образов и оцените их яркость по 10-балльной шкале, где 1 – слишком слабый образ, а 10 – очень яркая зрительная картинка:

  • красивый мотоцикл стоит на парковке возле вашего дома;
  • этот же мотоцикл начинает движение;
  • то же самое транспортное средство на огромной скорости несётся по улицам города;
  • мотоцикл обгоняет вереницу автомобилей;
  • он постепенно удаляется, превращается в маленькую точку и почти исчезает из вида;
  • теперь этот же самый мотоцикл лежит на обочине дороги с перевёрнутыми вверх колёсами;
  • его возвращают в нормальное положение;
  • на этот раз он едет осторожно, медленно;
  • мотоцикл проезжает по горному серпантину;
  • он мчится в темноте с включённой фарой.

Хорошим итогом считается 40 баллов. Это означает, что яркость образов у вас на должном уровне. При полученном результате менее 20 баллов надо срочно принимать меры по развитию образной мыслительной деятельности.

Начинать развитие мышления с помощью образов необходимо с 4-5 лет. Используются разные методики. Например, способ «эксперимент сказочника» применяют для детей дошкольного возраста.

Выбирается первое пришедшее на ум слово, которое нужно объединить с другим понятием при помощи предлогов. Например, слова «кошка» и «коробка»: «кошка на коробке», «кошка под коробкой», «кошка в коробке». А дальше включается детская фантазия, и создаются различные образы: кошка в коробке живёт с котятами; кошка в коробке хранит свои наряды и аксессуары; кошка под коробкой прячется от яркого солнца; кошка на коробке разложила яства и угощает ими своих бродячих друзей.

Для формирования образного мышления надо дать волю фантазии. С этой целью необходимо мысленно создавать зрительные картинки, строить ассоциативные ряды. Психологи рекомендуют почаще организовывать учащимся начальных классов поиск ассоциаций. Игра называется «На что это похоже?» Она прекрасно развивает образное мышление у младших школьников. Детям предлагают внимательно разглядеть спираль, прямоугольник, круг, любую загогулину, абстрактный рисунок и придумать собственные ассоциации.

В процессе обучения упражнения постепенно усложняются. Для формирования образного мышления необходимо включение задач, требующих оперирования образами различного уровня обобщённости, изображений самих объектов. Эффективному размышлению с использованием ярких мысленных картинок способствуют выставки произведений искусств, путешествия, описания разнообразных пейзажей.

Мыслительный процесс с применением красочных образов можно развить у людей любого возраста.

У взрослых

Натренировать образное мышление взрослые люди могут с помощью представления ярких взаимосвязанных картинок, которые помогают конструировать образы. Нужно мысленно визуализировать предстоящее действие. Если вы боитесь забыть внести какую-нибудь оплату, необходимо представить яркую картинку. В голове нарисуйте, как вы входите в Сбербанк и подходите к терминалу. Мозг сам за вас довершит это действие в тот момент, когда вы будете проходить мимо Сбербанка. Он напомнит вам про неоплаченные счета.

У детей

Обычно в детском возрасте этот вид мыслительного процесса развивается активно за счёт фантазий и сюжетно-ролевых игр. У малышей формируют воображение с помощью изготовления различных поделок, аппликаций, оригами, макраме, лепки из пластилина, рисования обеими руками, сборки пазлов, игры в домино и лото. Очень хорошим средством развития данного типа мышления является чтение сказок с использованием мимики, жестов и эмоций, просмотр мультипликационных фильмов, рисование мультяшных персонажей с домысливанием сюжета, в результате чего получается никем не узнаваемый, новый герой. Нужно постоянно просить ребёнка фантазировать при виде камешков, облаков, коряг.

Пусть он ответит, на что походят эти предметы и сочинит сказку.

Упражнения и загадки

Детям хорошо подходят сюжетно-ролевые игры с перевоплощением. После распределения ролей разыгрывается вымышленная ситуация. Малыши перевоплощаются в пациентов и врачей, покупателей и продавцов, клиентов и парикмахеров. Они могут стать артистами цирка или театра, модельерами, космонавтами.

Формирование задания происходит с учётом возможности реализации детской фантазии по максимуму. Например, во время полёта на Марс произошла поломка двигателя, нужно срочно сесть на ближайшую планету. Дети должны рассказать, что они видят сквозь воображаемые иллюминаторы, подробно описать неизвестную территорию, рассчитать оставшиеся съестные запасы.

Для выполнения следующего задания нужно воспользоваться любым привычным предметом и дополнить его новыми функциями. Например, обычную пустую банку из-под консервов можно превратить в тару для проращивания семян, шкатулку для хранения пуговиц – в приспособление на голову для маленького снеговика.

Научиться мыслить образно можно с помощью открыток, на которых изображён любой объект. Ребёнку предлагают вообразить вместо этого предмета какого-нибудь представителя фауны. Например, нарисованное солнце может ассоциироваться у кого-то с головой льва, где лучи солнца превращаются в гриву. Другой малыш может представить паука или осьминога. Детям предлагают устно описать возникшее в воображении животное или насекомое. Затем надо нарисовать его.

В дальнейшем тренировка образного мышления осуществляется с помощью тех же самых открыток, но на этот раз детям дают задание вместо изображённых предметов вообразить продукты питания. Затем можно спросить, на каких представителей флоры похож принт. Солнце в детском воображении может превратиться в торт, подсолнух или ромашку.

Droodles широко используют для оперирования мысленными образами. Они напоминают каракули, которые хорошо развивают воображение. Надо в каждую каракулю, являющуюся графической головоломкой, вкладывать новый смысл. Для соотнесения картинки и образа, возникшего в голове, человеку приходится мысленно перебирать большой объём информации, хранящейся в архиве мозга. Каждая закорючка вмещает в себя огромное количество вариантов ответа. Нужно ко всем изображениям подобрать надписи. Чем их больше, тем лучше.

Создание ассоциативных цепочек даёт возможность мозгу генерировать визуальные образы по собственному усмотрению. Образные ряды нужно в воображении увеличивать и уменьшать, приближать и отодвигать, раскрашивать в разные цвета, менять форму. Есть ещё интересный приём агглютинации, когда мысленно объединяют части, взятые из разных образов. Так, идея самолёта была взята посредством длительного наблюдения за птицами.

Попробуйте создать рисунок животного, не существующего в природе. К голове коровы добавьте львиную гриву, рысье тело, рыбью чешую, лисий хвост и лягушачьи лапы.

Для детей существует отличное упражнение. Художник не успел дорисовать картинку. Заверши его работу. Но вторая половина не должна отличаться от первой части рисунка. Для выполнения задания ребёнку придётся вторую часть картинки отобразить зеркально. На первых этапах можно разрешать прикладывать к оси рисунка зеркало, чтобы увидеть, как должна выглядеть правая сторона.

Взрослым рекомендуют упражнения с зеркальным расположением букв. Сначала нужно внимательно рассмотреть оба вида знаков с разным наклоном. Потом им показывают только одну-единственную букву. Надо быстро определить, перед их взором находится обычное или зеркальное изображение.

Упражнение со спичками хорошо подходит для подростков и взрослых. Надо бросить 5 штук на стол, затем 30 секунд смотреть на них и, не подглядывая, разложить в том же порядке другие 5 спичек. Нужно выполнять это упражнение до тех пор, пока не получится правильный расклад. Затем количество спичек увеличивают.

Следующее задание предполагает написание в центре листка слова. К нему следует подобрать подходящие определения и записать их справа. С левой стороны листка надо поместить прилагательные или причастия, которые по смыслу не сочетаются с записанным в центре существительным. Например, справа от понятия «собака» можно поместить слова: «дворовая», «красивая», «худая», «умная», «мохнатая», «пятнистая», «игривая», «злая», «понятливая». Слева надо придумать прилагательные или причастия, которые не вяжутся с образом собаки: «жидкая», «тугоплавкая», «остроконечная», «треугольная», «лунная», «хохочущая», «безоблачная».

Разгадывание ребусов, в которых есть буквы, цифры, запятые, изображения, расположенные в разном порядке, позволяет ребёнку производить мысленный анализ, учит думать образами, развивает творческую личность. Поиск омонимов с наводящими вопросами тоже применяют при обучении мыслить образно. Обычно используются наводящие вопросы. Какое слово обозначает виноградную ветку и предмет, который используют для рисования? Что обозначает и часть ружья, и часть дерева?

Загадки формируют умение создать в воображении образ, подходящий к словесному описанию признаков конкретного действия или предмета. Загадки надо произносить выразительно, расставлять логические ударения и выдерживать паузу. В предложениях, предназначенных для разгадывания, скрыты различные явления природы, представители фауны и флоры, сами люди и их быт.

Остроумие, точность и лаконичность фраз, призванных для быстрого извлечения нужного образа из глубин мозга, способствуют развитию ума. Благодаря чему он приобретает подвижность.

Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

Читайте также:  Сторителлинг: что это, какой бывает, как применяется на практике?

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук – математики, физики, истории – имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс познавательный.

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Электронная дидактическая игра «Найди противоположность» Игра направлена на развитие мышления – выделение существенных признаков предметов. Для среднего и старшего дошкольного возраста. Описание.

Для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей? Какие есть методы и техники его развития?

Образное мышление — это своеобразный процесс познания. Оно реализуется на основании того, что человек воспринимал раньше. Он осознаёт, что оперирует своими прошлыми воспоминаниями и восприятиями как реальными предметами.

В статье подробно рассказано, по каким причинам нужно развивать такое мышление, какие могут возникнуть трудности, а также каковы способы обучения и улучшения полученного навыка.

Для чего нужно развивать подобный образ мыслей?

Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга. Оно помогает:

  • легче решать проблемы;
  • нестандартно подходить к решению вопросов;
  • успокаивать нервы;
  • чётко визуализировать образы;
  • «рисовать» нужную картинку в воображении;
  • расширять ассоциативный ряд.

Какие факторы мешают улучшению этого навыка?

Серьёзными препятствиями на пути к развитию и улучшению этого навыка могут стать:

  1. Внутренняя шаблонность и цензура.
  2. Избыток мотивации.
  3. Принятие чужого мнения.
  4. Желание быстро найти ответ или решение.
  5. Лень.
  6. Страх отличаться от других.
  7. Завышенная оценка своих идей.
  8. Повышенная тревожность.
  9. Слишком развитое критическое мышление.

Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?

Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.

Основные принципы

  1. Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
  2. Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
  3. Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
  4. Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
  5. Представление геометрических фигур в 3D.
  6. Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).

Самостоятельные упражнения

  1. Сбор конструктора.
  2. Игра в тетрис.
  3. Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
  4. Написать рассказ о пустом стакане.
  5. Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
  6. Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
  7. Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).

Упражнения для детей

Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.

С какого возраста начинать занятия?

Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

Особенности для детей дошкольного возраста

Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет. Существует три категории мышления детей:

  1. Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
  2. Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
  3. Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.

Какие методы и приемы способствуют процессу?

1,5-2 года:

  1. Строить башни из кубиков.
  2. Лепить куличики из песка.
  3. Не гулять всегда в одном и том же месте.
  4. Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
  5. Разбирать и собирать пирамиду.
  6. Наблюдать за действиями птиц и животных.

3 года:

  1. Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
  2. Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
  3. Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
  4. Рисовать с натуры.
  5. Рисовать абстракции.
  6. Аппликации.
  7. Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
  8. Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
  9. Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
  10. Совместное с ребёнком шитьё.

Дошкольник:

  • классификация предметов;
  • тренировка памяти;
  • умение анализировать и делать выводы;
  • установка последовательности событий;
  • сравнение предметов.

Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.

«Одно слово лишнее»:

  • Малина, клубника, корова, боярышник.
  • Январь, март, сентябрь, куртка.
  • Ложка, чашка, пол, бокал.

Последовательность событий:

  • как сварить суп;
  • что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.

Обобщения. Назвать предметы одним словом:

  • ромашка, тюльпан, роза;
  • зима, весна, осень;
  • вторник, суббота, среда.

Подобрать слова, противоположные по смыслу:

Придумать точную закономерность:

  • птица — перья, рыба — …;
  • собака — лапы, человек — …;
  • груша — фрукт, огурец — … .

Загадки и логические задачи:

  • как лучше сорвать арбуз с дерева;
  • может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Методы развития мышления

Категории:
Популярные публикации:
Порекомендовать друзьям:

Bogdan Moroz 18.10.2019 0

Каждый человек, живущий на планете, непременно в определенный период жизни задается вопросами своего развития, но как не прискорбно, чаще всего на первый план попадают физические аспекты человеческого здоровья и силы, однако развитие умственных возможностей не менее важно, а иногда и может сыграть решающую роль в судьбе личности.

Мозговая деятельность человека не изучена до конца и определенно состоит из множества процессов, требующих индивидуального подхода и своих методов тренировки и стимуляции. Однако на данном этапе мы рассмотрим такое широкое понятие как мышление и те действенные способы воздействия на него, которые приведут к формированию эффективного мышления в различных его формах и направлениях.

Технологии развития мышления

Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления. Их разработчики внедряют последние исследования в данной области для комплексного воздействия на каждый тип мышления. При таком подходе, каждый получает равномерную мыслительную нагрузку, не обделяя вниманием то пространство головного мозга, которое редко используется в повседневной работе.

Читайте также:  Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Типы мышления, которые нужно систематически развивать:

  • Логическое
  • Абстрактное
  • Творческое
  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное

Логическое мышление

Это, пожалуй, наиболее популярная часть умственного процесса, о которой вспоминают в первую очередь и предлагают множество тренажеров для ее развития. Подход к данному типу должен быть комплексным, однако стоит понимать, что данная систематизация не отображает полной картины всех процессов, присущих для логического мышления. Поэтому, рассмотрим те составляющие исследуемого процесса, над которыми и будет вестись развивающая работа в дальнейшем.

  • Анализ – это понимание структуры вещей, возможность в уме разделить что-либо до самых мелких составляющих и найти связи между ними. Будь-то строение живой ткани, химический состав материала или цепочка событий, ведущая к одному результату, анализ поможет понять суть происходящего до мелочей.
  • Сравнение – возможность в точности выделить все схожие и противоположные элементы вещей, событий, понятий. Даже не связанные между собой объекты могут иметь общие черты или совершенно разные и для правильной их классификации, необходимо развивать эту способность.
  • Синтез – создание одной общей структуры из отдельных ее частей, иногда уже в другом порядке или комбинации, чем это было до того. Данная способность распространяется как на физические объекты, так и на абстрактные, а также на цепочки событий, которые можно интерпретировать по-разному. Тренировка способности синтезировать недооценена и важна, она помогает увидеть различные варианты взаимосвязи, казалось бы, в очевидных вещах.
  • Абстрагирование – использование абстрактных понятий в мыслительном процессе на замену конкретным образам. При этом человек осознанно отвлекается от несущественных деталей для того, чтобы увидеть картину целиком.

Методы развития логического мышления довольно просты и насчитывают массу упражнений, которые не только собраны в тренажеры, но и доступны в отдельном варианте каждому желающему развиваться:

  1. Чтение – простой способ повлиять на свои мыслительные способности, при этом не так важен жанр и стиль материала. Читатель учится обрабатывать получаемую информацию, анализировать ее, делать предварительные выводы, корректировать их в процессе получения новой информации. Сложно представить себе развивающуюся личность, которая вообще не читает, это маленький, но очень важный шаг в саморазвитии.
  2. Логические игры – возможность совместить приятное времяпровождение с полезным занятием для ума. Таких упражнений множество и они представлены как в цифровых вариантах, так и физическими настольными играми.
  3. Онлайн-тренажеры – это те же увлекательные занятия, собранные в одном месте но уже предлагают эффективный быстрый анализ ваших действий и направленны на улучшение результата.
  4. Логические цепочки – простое занятие, которое доступно даже детям суть его состоит в том, чтобы из цепочки заранее написанных слов, аргументированно вычеркнуть лишнее, не связанное с остальными.
  5. Логическая связь – задание, предлагающее найти между, на первый взгляд, абсолютно разными словами, как можно больше объединяющих их фактов.
  6. Ведение дневника – очень полезная привычка, позволяющая анализировать прошедшие за день события и выражать их в письменной форме, давать им свою оценку и предполагать причины такого результата.
  7. Предложения с несвязанными словами – как уже понятно из названия, нужно построить предложение, максимально интересное и привлекательное с несколькими не связанными между собой словами, которые придумываются и записываются заранее. Количество таких слов может регулировать уровень сложности упражнения.

Абстрактное мышление

Его часто называют вербальным или словесно-логическим, так как оно оперирует словами, при этом из огромного массива слов, человек выделяет наиболее значимые для данной ситуации и из них составляет краткое описание в своей голове. В данном процессе во внимание не берутся все дополнительные слова и понятия, которые не несут ключевого значения, а лишь передают окрас или эмоциональную составляющую.

Тренировать вербальное мышление важно всем, но особенно детям, которым предстоит еще много учится, и данная способность поднимет эффективность обучения и его простоту на новый уровень.

Данный тип, как и предыдущий, оперирует несколькими основными составляющими:

  • Понятие – группы объектов объединяемые одинаковыми признаками. В данном случае не важны каждый из объектов по отдельности, а только ключевые характеристики, присущие им всем.
  • Суждение – можно охарактеризовать как своего рода неполный вывод, когда утверждается определенная мысль и она берется ко вниманию, но она охватывает не всю картину целиком, а лишь один аспект.
  • Умозаключение – полноценный вывод, который делается, опираясь на все суждения в данной теме.

Несколько эффективных упражнений для развития абстрактного типа мышления:

  1. Повторить предложение другими словами – в ходе выполнения задания, смысл и детали предложения должны остаться без изменений, но ни одно слово не должно повториться. Для достижения максимальной эффективности, работу над одним предложением нужно повторять как можно больше раз, то есть придумать максимальное количество новых словосочетаний, передающих туже мысль.
  2. Убрать лишнее слово – из группы заранее подготовленных слов, одно не вписывается в общее понятие, его нужно найти и аргументированно убрать.
  3. Найти отличия между парами слов – материал также готовится заранее, группированные по парам слова могут быть абсолютно разными, при этом в ходе тренировки нужно выделить как можно больше отличий, некоторые из них очевидны, а другие придется поискать.
  4. Слова на сложные буквы – выбрав наименее встречаемые в обиходе буквы, нужно придумать на них как можно больше слов.

Творческое мышление

Это способность уникальным способом проанализировать и обработать информацию и по новому подойти к решению классических задач. Данное умение изначально заложено в каждом человеке, стоит лишь найти способ активизировать спящий потенциал для достижения новых результатов. Не встречающихся до этого. Данный потенциал помогает не только в создании нового креативного продукта, но и облегчает практическую жизнь человека, помогая всегда найти выход из сложившийся ситуации, даже тогда, когда традиционные способы бессильны.

Принципы совершенствования в данном направлении хорошо известны и очень популярны в данное время, однако это вовсе не значит, что их используют многие в своей практике. Все они базируются на необходимости регулярных новых знакомств, расширении своего кругозора, посещении новых мест и занятий. Постоянное, непрерывное обучение в любых масштабах – обязательная составляющая успеха в данном деле, а импровизация и стремление к идеальному результату – не заставят долго ждать отличных плодов.

Для развития в себе творческих качеств, стоит обратить внимание на несколько простых но эффективных упражнений:

  1. Воспроизведение образов – для этого вспомните несколько человек, с которыми вы встречались на протяжении дня, представьте их как можно детальнее, до самой маленькой складки на лице. А теперь заставьте данный образ менять свое настроение и мимику, улыбаться вам, сердится или расстраиваться. Для усложнения данной задачи, вспомните ближайший праздник или событие, где собиралась группа людей. Воссоздайте в памяти все мельчайшие детали, включая одежду каждого из них, музыку, которая звучала, вкус угощений и запахи в воздухе. Также можно учиться воссоздавать отдельные группы образов, по одному признаку, например, по цвету – нужно вспомнить как можно больше зеленых овощей, потом желтых, дальше красных, или по вкусу – сладкие, горькие, кислые.
  2. Тренировка воображения – это любимая игра детей, но она может стать полезным упражнением и для взрослых. Создание в голове несуществующих образов, позволяет увидеть знакомые ранее вещи под совсем другим углом. Это положительно сказывается на умении найти выход из любой ситуации и развивает креативность в подходе к любой задаче. Для тренировки творческого воображения нужно представить предмет или понятие или знак, который в реальном мире не живой, не является личностью и довольно однозначен по своей сути. Далее в своем воображении нужно наделить его характером, привычками, добрым или злым нравом, любимыми занятиями, почему он это делает или так поступает, представить чем бы хотел заниматься данный объект, где бы предпочел жить, с кем дружить. В самом начале таких упражнений, будет небольшой конфликт с логической частью мышления, и вам будет казаться данное занятие глупым и бесполезным, однако это важный инструмент в развитии творческого воображения и креативности.
  3. Фантастические истории – увлекательное и полезное занятие, которое, к тому же, может быть и веселым. Для начала, придумайте невероятную ситуацию в нескольких словах, например: «динозавры вдруг ожили» или «улитки поработили мир», и постарайтесь, развивая тему, сочинить как можно обширнее историю. Коснитесь не только вопросов одной личности в такой ситуации, но и как в глобальном плане это повлияло на мир.
  4. Воображение вероятного будущего – это один из инструментов развития творческого начала в вашей личности, ведь вы можете придумать свое будущее максимально правдоподобным, но при этом таким, каким захотите. Для того, чтобы конкретизировать задачу, выберите себе упражнение вроде письма вашем пра-правнукам или списка вещей, которые вы хотели-бы передать своим потомкам. Также можно придумать чек-лист покупок на случай зомби-апокалипсиса или на тот день, когда роботы захватят мир. Такой процесс хоть и кажется нелепым, но помогает подключать логику и воображение, и в вашем мышлении все происходящее аргументированно и имеет основание.

Наглядно-действенное мышление

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.

Наглядно-образное мышление

Данный процесс помогает в решении реально существующих проблем и задач без привлечения физических действий, а лишь при помощи образов создаваемых из реальных предметов в голове. В отличие от творческого воображения, объекты, создаваемые в голове реально существуют и остается лишь подобрать варианты их использования для максимально эффективного решения проблемы.

Важным заданием при тренировке данного процесса, развивать способность воссоздания точных образов существующих объектов, для этого подобраны несколько упражнений:

  1. Воспроизведение в деталях увиденного объекта – это тренирует внимательность и позволяет в дальнейшем замечать и сохранять в памяти больше деталей. Для этого вспомните любой предмет или живой объект и постарайтесь его описать для себя максимально точно, сколько на нем точек, какого он цвета, какой характер поверхности, есть ли углы и сколько их? Чем больше деталей вы сможете воссоздавать, тем эффективнее тренируется пространственное мышление, переносящее объекты из реального мира в ваше мыслительное пространство.
  2. Описание явления по памяти – речь идет о реально существующем явлении, свидетелем которого вы были. Например, опишите дождь с грозой, какой запах при этом? Какая температура дождя, он холодный или приятный? И какой окружающий воздух по температуре в сравнении с дождем? Какой стала земля во время дождя, какой характер грунта у вас под ногами? Чем больше деталей удастся воссоздать, тем эффективнее проходит тренировка.
  3. Недавняя прогулка – вспомните последнюю прогулку и дайте как можно больше ответов на различные вопросы о ее деталях: где это было? Сколько вас было человек и во что вы были одеты? Какие звуки вас окружали и о чем вы беседовали? Вы что-нибудь кушали и какой был вкус? Такие упражнения можно развивать и составлять подобные, они одинаково хорошо активизируют процесс создания образа в вашей памяти.

Когнитивное развитие человека

Вся мыслительная система человека требует постоянного развития, начиная с самого рождения, и даже определенные генетические данные, не развивая, можно привести к деградации и потере. Именно в этом русле появилось понятие когнитивного мышления, что дословно означает направленного на всестороннее развитие. Таким образом, предпринимая действия по развитию своего мышления в различных его типах и отраслях, вы поддерживаете когнитивное развитие.

Понятие когнитивной системы человека характеризируется некоторыми базовыми свойствами, такими как эффективность, алгоритмичность, усвояемость, адаптируемость и выразительность. Это составляющие для постоянного развития своего мышления и получения положительных результатов. По данным исследований, каждый человек, при условии отсутствия повреждений, рождается с приблизительно похожими задатками к когнитивному развитию и его дальнейший успех в этом деле зависит только от занятий и упражнений.

Ссылка на основную публикацию