Латеральное мышление: как работает и как развить?

Урок 1. Латеральное мышление

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.

Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Главное различие между логическим и творческим мышлением состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей.

Существует множество попыток описать творческое мышление человека. Однако построить единый тренинг, помогающий научиться креативу, на основе всех известных концепций просто невозможно. В данном тренинге будет использована наиболее популярная и удобная в практическом применении схема латерального мышления, адаптированная Филипом Котлером и Фернандо Триас Де Бесом. Эта схема во многом пересекается с другими концепциями, и, если вы захотите освоить ТРИЗ, синектику или теорию 6 шляп, полученные в этом курсе лекций знания вам обязательно пригодятся.

Что такое латеральное мышление

Латеральный (лат. lateralis – боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.

Процесс латерального мышления

Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:

1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будет рассмотрена проблема построения фокусировки на идее, которая должна стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса.

2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона. Каким образом сделать этот латеральный разрыв будет рассказано в третьем уроке.

3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое. Об устранении разрыва, развитии воображения и последнем этапе латерального мышления читайте в четвертом уроке.

Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус – разрыв – установление связи), можно создавать множество новых идей и концепции. А как работает это схема, подробно будет рассказано в следующих трех уроках.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Латеральное мышление: как работает и как развить?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Шаг влево, шаг вправо или прыжок на месте можно расценивать как попытку к бегству, а можно – как переход с логического мышления на латеральное. Оно не только думать, но и жить помогает.

Что это такое?

Термин придумал психолог из Великобритании – признанный во всем мире эксперт по творческому мышлению Эдвард де Боно. Название происходит от английских слов «lateral» и «thinking», что означает «направленный в сторону», «поперечный» или «боковой». Так и латеральное мышление должно помочь «свернуть» с привычной прямой дорожки.

Такой образ мышления должен разрушить шаблоны, уничтожить вертикаль логического мышления.

Идеально выстроенная в проекте конструкция, конечно, может рухнуть и сама по себе, в случае возникновения ошибки, к примеру, и тут на помощь тоже может прийти латеральное мышление. Оно позволяет находить необычные решения самых различных типов задач, находить для привычных предметов нестандартный вид применения.

Британский ученый доказывает, что креативность может помочь не только в бизнесе, но и в личной жизни. Для этого нужно лишь не пропустить мысль, которая порой приходит в самый неожиданный момент и которая так же скоро способна покинуть вас. И, конечно, ни в коем случае нельзя ограничивать себя. Знания и опыт, полученные в течение жизни, не только помогают, но и мешают. Один раз получив солнечный удар, мы больше не выходим на улицу в жару без головного убора. И это разумно. А вот то, что перестаем верить в любовь, после того как однажды испытали безответные чувства, губительно для нервной системы и для организма в целом.

Человеку в принципе свойственно обобщать. «Все собаки злые» – скажет тот, кого укусил бродячий пес в детстве. «Все женщины – обманщицы» – уверен обманутый сверстницей подросток. Все еще впереди, любой, даже самый горький опыт – это лишь один из миллиона вариантов развития событий, все в наших руках. Именно так ответит и тому, и другому индивид с ярко выраженной способностью к латеральному мышлению.

Методы развития

Нередко мы слышим, что хорошая мысль приходит позже. Однако если задуматься, то чаще мы просто упускаем ее из вида. Кто-то не может четко сформулировать идею, кто-то боится экспериментов, кто-то не готов услышать коллегу и близкого человека. В результате банальные действия приводят в тупик, хотя выход был найден задолго до этого. Эдвард де Боно уверен – вполне возможно не допускать подобных ситуаций. Один из самых эффективных способов сделать это – воспользоваться следующими изобретениями англичанина.

«6 шляп»

Не нужно бежать в магазин головных уборов. Эти головные уборы могут быть воображаемыми или их можно смастерить самостоятельно в виде картонных колпаков шести цветов. Любой может примерить каждый из них. Возможно, ими попеременно воспользуется один и тот же человек или их наденут разные люди. Еще один вариант – меняться шляпами друг с другом. Все зависит от цели использования метода. Главное – соблюсти правила цветов.

  • Главный цвет – синий. Человек, забравший себе эту шляпу, должен будет руководить процессом. Внимательно выслушивать остальных, не пропустить ни одной мысли присутствующих и сделать соответствующие выводы.
  • Право первого слова получает тот, кто в белой шляпе. Его часть – информационная. Он озвучивает цифры, факты, потенциальные возможности и так далее.
  • Аналитику в белом колпаке помогает обладатель зелёной шляпы. У него творческая задача. Его удел – поиск неожиданных идей и альтернативных путей решения вопроса.
  • Следующей в игру вступает красная шапочка. Она полна эмоций. В ее выступлении – сплошные чувства, возможно, основанные на интуиции, а также желании или нежелании воплощать в жизнь задуманное.
  • Вдохнуть оптимизм в остальных должен человек в желтой шляпе. В его речи могут быть исключительно преимущества воплощения задуманного.
  • После белой полосы наступает черная. Обладатель такой шляпы должен посмотреть на вопрос критически. Описать все его негативные стороны, обрисовать все риски, сложности, которые возникнут при решении поставленной задачи, вероятность потерь и так далее.

Выслушав весь коллектив или свой собственный голос, окрашенный в разные цвета, вам проще будет найти оптимальное решение проблемы. Главное – не зацикливаться, выслушать все «за», «против», очевидные и невероятные факты и предложения.

Творческая пауза

Девизом этого метода латерального мышления может стать русская поговорка о том, что утро вечера мудренее. Если нужное решение никак не хочет приходить в голову, отложите поиски ответа. Вполне вероятно, он появится сам собой уже совсем скоро. Ведь даже несмотря на то, что вы отсрочили выполнение задачи, мозг продолжает над ней трудиться самостоятельно. Поэтому весьма вероятно, что он выдаст вам гениальную идею, которая при напряженной работе мозга в одном и том же направлении никак не могла «выплыть» на поверхность.

Альтернатива

Даже если кажется, что вы нашли идеальное решение, продолжайте поиски. На минутку отложите свою идею в сторонку и придумайте ей хотя бы одну альтернативу. Ведь самые эффективные идеи могут возникнуть именно тогда, когда будут подвергнуты сомнению другие, оптимальные на первый взгляд решения. Чем больше вариантов, тем лучше. Делайте это при любом удобном случае. Так вы натренируете свой головной мозг. Он станет действовать в разных направлениях автоматически. Научить его это делать можно и с помощью специальных упражнений.

Если кажется, что команда зашла в тупик, используйте эффект неожиданности. Особенно такой метод будет полезен при мозговом штурме, когда создается ощущение, что высказаны все возможные предложения, а нужное решение так и не пришло.

Попросите собравшихся произнести по одному любому слову. Попытайтесь сложить их в некое предложение. Ведь наверняка каждое будет иметь хоть малейшее отношение к заданной теме. Таким образом в мировой истории рождалась не одна гениальная бизнес-идея.

Упражнения

Чтобы развивать латеральное мышление, необходимо дать волю фантазии. Давайте ей шанс проявить себя каждый день, а еще лучше – каждый час. Читаете книгу или смотрите кино – попробуйте сами придумать финал произведения. Представьте, что было бы с героями, если бы они повели себя по-другому. Что могло бы помочь им в решении какой-либо проблемы. Или, наоборот, постарайтесь создать им препятствия. Не стесняйтесь того, что приходит в голову, если с художественными образами это сделать сложно, начните с журналов и фото в интернете.

Есть и другие упражнения на повышение «латеральности».

  • Возьмите любой снимок и придумайте историю его возникновения. К примеру, перед вами девушка на берегу моря. Как она там оказалась, с кем отдыхает, что означает ее улыбка, куда она отправится потом и так далее.
  • Поднимите глаза к небу. Выберите любое облако. А теперь определите, на что оно похоже. Это герой вашей новой истории. Как появилось облако, почему стало лошадкой (кошкой, собачкой и так далее)? Что ждет его за горизонтом? Истории должны быть самыми невероятными.
  • Придумать рассказ, похожий на тот, что написали герои популярного советского мультфильма «Трое из Простоквашино». Помните письмо дяди Федора родителям? Старая шерсть уже облетела… и так далее. Ваша задача – выдумать свой, непохожий ни на чей другой рассказ.

Создается он по следующим правилам. За основу берем некий выдуманный факт. К примеру, женщина, прежде чем отправиться на юг, купила кошку. Далее нужно найти причину действий героини. При этом можно пользоваться только такими вопросами, которые предусматривают исключительно односложный ответ – «да» или «нет».

Возможно, дама боится заскучать на отдыхе или хочет сделать кому-то такой живой подарок перед отъездом. Вы сами удивитесь, сколько вариантов такого поведения можно придумать. И таким образом не только разовьете свою фантазию, а значит, и латеральное мышление, но и разнообразите досуг.

Плюс ко всему такие игры вполне можно использовать для того, чтобы скоротать время в ходе долгого переезда, например.

Рекомендации

Латеральное мышление – это не путь к наиболее продуктивной работе головного мозга. Оно делает процесс поиска ответа даже на самый сложный вопрос занимательным и увлекательным. Поэтому чаще пускайте в свою жизнь повод пофантазировать. Почаще решайте логические задачки. Находите необычное применение старым ненужным вещам. Не торопитесь их выкидывать. Старое ведро вполне может стать необычным табуретом, а стремянка способна превратиться в… Сами придумайте, как ее лучше использовать в «следующей жизни».

Не бойтесь даже самых невероятных своих идей. Говорите о них вслух. Пусть вас слышат как можно больше людей. Вполне возможно, что кто-то из них окажется более смелым и готовым к экспериментам, чем другие, тогда вы приобретете не только единомышленника, но, вполне возможно, и перспективную интересную работу у креативного руководителя.

Творите, экспериментируйте, не бойтесь ошибаться. Сегодняшняя ошибка завтра может стать лучшей идеей или, по крайней мере, идеей, которая не заставит вас оступиться, а будет расцениваться как очередной шаг к воплощению мечты. В них, кстати, тоже не стоит себя ограничивать. И тогда все задуманное непременно сбудется. Но не забывайте и о традиционных способах достижения результатов. Латеральное мышление не может полностью заменить логическое. Это лишь один из методов, а не панацея от всех бед.

Не стоит каждый раз изобретать велосипед, но и двигаться исключительно по проторенной дорожке тоже не стоит. Смело отклоняйтесь от заданного курса и вместе с тем ищите золотую середину – именно там и зарыт главный «клад» человеческих способностей мыслить продуктивно.

Латеральное мышление: раздвигаем рамки — и дело в шляпе!

Кто-то любыми способами пытается развить логическое мышление, чтобы с лёгкостью щёлкать самые трудные задачки и иметь максимально высокий IQ. Другие акцентируют внимание на творческом подходе к решению проблемных ситуаций, когда спонтанно и быстро на ум приходит совершенно неожиданная разгадка. В психологии говорят, что первые при этом мыслят вертикально (поэтапно, рационально выверяя каждый шаг), а вторые — горизонтально (раздвигая границы привычного мира в разные стороны).

Но есть ещё один путь, который одновременно совмещает в себе эти два и вносит в них нечто кардинально новое. Это латеральное мышление, которое тоже способно генерировать умнейшие идеи. Но его мыслительный процесс — веерообразный и охватывает и горизонтали, и вертикали, и диагонали окружающего мира.

Что это такое

Первым кто объяснил миру, что такое латеральное мышление, был Эдвард де Боно (род. в 1933) — британский писатель и психолог. Именно он в 1970 году ввёл это понятие, образовав термин от английского выражения «lateral thinking», которое переводится как «поперечный, направленный в сторону, боковой».

В современной психологии дано следующее определение: латеральное мышление — это умение нестандартно, нешаблонно, нетипично мыслить, при этом используя всё разнообразие (весь веер) имеющихся способов решения задачи. При этом многие из них игнорируются логикой и остаются незаметными для творчества.

Теория Эдварда де Боно о латеральном мышлении вот уже на протяжении многих лет подвергается критике со стороны разных направлений психологии. Во-первых, за столько времени не было проведено ни одного научного эксперимента, не разработано ни одного диагностического теста, чтобы доказать и существование, и эффективность такого типа мыслительных процессов. Во-вторых, многие специалисты считают, что это не что иное, как обычный тандем логического и творческого мышлений и нет смысла выделять его как отдельную категорию.

Если рассматривать латеральное мышление как способ решения сложных задач, нужно понимать, чем оно отличается от логического и творческого.

И логическое, и творческое мышление при возникновении проблемной ситуации задаются целью — найти единственно верный, правильный, самый эффективный способ её решения. Латеральное не ставит перед собой такую задачу. Оно берёт всё то множество вариантов, которые находятся в поле видимости, и приспосабливают их к существующим условиям. В результате получается сразу несколько нестандартных, но достаточно эффективных разгадок.

Практическое применение

Понять открытие Эдварда де Боно помогут примеры латерального мышления.

В быту

Возьмём типичную для мужчины ситуацию — на белой рубашке остался яркий и жирный след губной помады. Задача — вывести его.

Как решает проблему логик — идёт в магазин, покупает какое-нибудь суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции. Результат — слабый след всё-таки остаётся, потому что на сегодняшний день химическая индустрия ещё не создала формулу, расщепляющую жир и масла, содержащиеся в губной помаде и въевшиеся в волокна ткани.

Как решает проблему творческий человек — идёт в магазин, покупает тёмную краску для ткани и перекрашивает рубашку. Креативно и эффективно.

Как решает проблему человек с латеральным мышлением:

  1. Покупает суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции.
  2. Ищет лайфхаки по удалению губной помады в Интернете и обзванивает знакомых.
  3. Анализирует собственный опыт и пытается применять имеющиеся знания.
  4. Использует Fairy, которое, как известно, удаляет жир.
  5. Не получилось — пускает в ход зубную пасту.
  6. Пробует смесь лимонной кислоты и пищевой соды.
  7. Наносит пену для бритья.
  8. Берёт у жены средство для снятия макияжа.

То есть он использует все возможные варианты. При этом точно не забудет ещё про глицерин и хозяйственное мыло. На каком-то из этапов у него всё-таки получится удалить пятно. А если будет заметно, что с рубашкой похимичили, он просто пойдёт и… купит новую, точно такую же.

В маркетинге

Несмотря на тот шквал критики, который обрушивается на теорию Эдварда де Боно о латеральном мышлении, она нашла своё практическое применение в современном маркетинге. Причём не стартаперами, а такими компаниями, как Pepsi&Co, Nestle и Google. Оформить это всё в систему смог Филип Котлер, которого называют отцом современного маркетинга. Он предлагает продвигать товары и услуги нетрадиционными методами, до которых не могут додуматься конкуренты. И тогда процветание бизнесу обеспечено.

Когда конкуренты мыслят вертикально (у них даже автоматическая воронка продаж устроена по такому принципу), они учитывают потребности целевой аудитории и пытаются удовлетворить их своими товарами и услугами. В это время латеральный маркетинг:

  • выявляет скрытые потребности своего потенциального клиента;
  • модифицирует свой товар так, чтобы удовлетворить их;
  • расширяет свой ассортимент за счёт этого;
  • генерирует новые идеи на основе уже произведённых изменений;
  • создаёт неожиданную рекламу — порой шокирующую, но всегда бьющую точно в цель.

Чтобы понять, как работает латеральный маркетинг, достаточно взглянуть на рекламные ходы и продукты от Google. Эта компания всегда, хоть на шаг, но оказывается впереди своих конкурентов, потому что смотрит дальше. И не только вверх или по сторонам — она охватывает потребности клиентов в формате 3D. Например, запуская проект «Карты Google», они знали, что это был рискованный эксперимент, но реализовали его и не пожалели. Сегодня миллионы людей ежедневно пользуются им, даже не подозревая, что это — продукт латерального маркетинга.

Этапы решения проблемы

Как решает проблему логик — анализирует, сравнивает, создаёт цепочку умозаключений и следует им. Его схему можно назвать пошаговым алгоритмом. На каждом из этапов он отдаёт себе отчёт, что делает и куда пойдёт дальше.

Как решает проблему творческий человек — ловит ассоциацию, связанную с ней, и моментально видит креативное решение. Никаких этапов и долгих обдумываний. Зачастую и объяснения отсутствуют, почему и как был получен такой результат.

У обладателя латерального мышления есть своя схема решения проблемы.

Фокус

Первая задача — сфокусироваться на проблеме, сосредоточиться на ней. Она должна владеть всеми мыслями. Желательно ни на что не отвлекаться, иначе будет упущен какой-нибудь важный ракурс её решения.

Латеральный разрыв шаблона

После всестороннего рассмотрения проблемы нужно обозначить тот единственно верный ответ, который приходит на ум вследствие логических заключений. Теперь нужно расширить горизонты своего сознания, отойти от него и найти ещё несколько нетривиальных способов решения. Чем больше, тем лучше. Причём не нужно отсеивать даже самые странные и фантастические идеи. Все складываются в одну копилку.

Установление связи

На данном этапе все идеи, сложенные в копилку, перебираются и тщательно обдумываются. В этом — основное отличие латерального мышления от творческого. Здесь всё объясняется, даже самое фантастическое на первый взгляд. Пример, как это работает: вы можете как-то связать пузырьковый оксигенатор (медицинское устройство, насыщающее кровь кислородом и удаляющее из неё углекислоту) и женские кружевные трусики? А вот латеральное мышление может. Когда прибор только ещё создали, постоянно возникала проблема образования пены, для удаления которой нужна была сетка. Её прообразом стала именно эта вещь из дамского гардероба.

После прохождения всех трёх этапов результатом становится несколько новых идей, одна из которых обязательно приведёт к решению возникшей проблемы.

Характеристики

Основные характеристики латерального мышления:

  • логичность;
  • последовательность;
  • рациональность;
  • креативность;
  • вариативность;
  • позитив;
  • универсальность;
  • всеобъёмность;
  • полный контроль над всеми этапами.

С латеральным мышлением не рождаются — его приобретают и развивают в течение жизни.

Как развить

Однозначно стоит почитать книги Эдварда де Боно. Особенно — «Шесть шляп мышления».

Метод шести шляп

Одним из эффективных методов развития мышления является мозговой штурм, активно используемый в педагогической практике в групповой работе на уроке. Однако Эдвард де Боно раскритиковал его. По его мнению, итоговый результат всегда оказывается далёким от безупречности, потому что является точкой зрения лидера, а не всех участников. Самый сильный будет отбрасывать идеи остальных до тех пор, пока не навяжет всем свою. В качестве альтернативы британский психолог предложил совершенно новую методику, которая получила название «Шесть шляп».

Начинается всё так же, как и в мозговом штурме. Аудитория (класс) делится на несколько групп. Отличие в том, что в них должно быть строго по 6 человек. Даётся проблемное задание. Каждый надевает шляпы разных цветов и проговаривает проблему с точки зрения своей шляпы:

После этого шляпы передаются по кругу каждому участнику. Т. е. абсолютно все члены группы получают возможность проанализировать проблему с разных углов. Это меняет их видение. В итоге они выдают более обобщённые, беспристрастные и универсальные решения поставленной задачи, чем если бы работали в условиях мозгового штурма.

Данный метод можно использовать и в обычной жизни. Просто примерьте поочерёдно все шесть шляп мысленно, когда будете решать одну из трудных задачек, встретившихся вам на пути. Поначалу может показаться, что на это уходит огромное количество времени. Однако с каждым разом все эти этапы будут проходиться быстрее. Просто тренируйтесь чаще.

Синектический штурм

Данный метод используется на этапе латерального разрыва шаблона, когда стоит задача набрать как можно больше способов решения и при этом уйти от очевидного, охватив всё разнообразие вариантов. Эдвард де Боно и здесь прописал схему, как правильно всё сделать и не упустить ничего важного:

  1. Провести прямую аналогию. Включить логику и последовательно решить данную проблему так, как сделают это все остальные люди с высоким IQ.
  2. Произвести личное включение. Поставить себя в центр проблемы. Представить, что она для вас на данный момент — в приоритете и имеет жизненно важное значение. Подумать, как бы вы хотели её решить, оказавшись в такой ситуации.
  3. Обобщить. Представить, что вы делаете доклад о проблемной ситуации начальству. На это у вас есть ограниченное количество времени. Надо в двух словах описать её суть и так же лаконично предложить пути решения. Это позволит отсеять всё лишнее.
  4. Окунуться в мир фантазий. Теперь самое время подключить своё творческое начало, задействовать метод свободных ассоциаций. Какие пути решения задачи подсказывают они? Можно ли их как-то применить на практике?

Используя данную методику, важно ни в коем случае не менять местами третий и четвёртый этапы, потому что фантазии и свободные ассоциации могут помешать логическому и рациональному обобщению.

Британский писатель и психолог Эдвард де Боно

Шесть шляп и синектический штурм — основные методы латерального мышления, предложенные самим Эдвардом де Боно. Для его развития также можно использовать более простые упражнения.

Все мы попадали в такую ситуацию, когда нужно срочно генерировать какую-то идею, искать выход из тупика, но в голове совершенно пусто и нет ни одной дельной мысли! Выйти из такого положения поможет уникальное упражнение на развитие латерального мышления. Произнесите вслух любое слово, первым пришедшее на ум. И попытайтесь связать его со своей проблемой. Это активирует мыслительные процессы анализа и синтеза, которые помогут найти нетрадиционный способ решения.

При решении практически любой задачи мы постоянно ощущаем какое-либо давление. Проект сдать ровно в указанные сроки (вечные дедлайны). Все предположения должны укладываться в общую концепцию фирмы. Из источников разрешено пользоваться только ограниченным списком. Эти рамки можно перечислять бесконечно.

Данное упражнение предлагает их раздвинуть или убрать вовсе. Проработайте с проектом хоть один день так, будто никто никаких ограничений вам не ставит. Некуда торопиться. База данных в Интернете — огромная. Никакой концепции. И уже на следующий день причешите всё созданное «без рамок» — поверьте, результат получится потрясающим. Он наверняка понравится не только вам, но и будет по достоинству оценен начальством.

Существуют ещё более простые, ежедневные упражнения, которые можно выполнять в течение дня, применяя к различным жизненным ситуациям:

  1. Любую проблемную ситуацию старайтесь решать несколькими способами.
  2. Освобождайтесь от клипового мышления, общественных стереотипов и навязанных клише.
  3. Всё, что слышите и видите, подвергайте сомнению.
  4. Всегда, когда возникают альтернативы, анализируйте со всех сторон — плюсы и минусы, чтобы дать объективную оценку.
  5. Решайте не только актуальные проблемы человечества или логические задачки — бытовые трудности развивают латеральное мышление ничуть не хуже.
  6. Собираетесь выбросить какую-либо вещь, потому что она сломалась или устарела? Сначала попытайтесь придумать ей какое-нибудь новое предназначение.
  7. Активно используйте метод свободных ассоциаций.
  8. Ежедневно не менее 15 минут занимайтесь нейробикой.
  9. Научитесь контролировать свою реакцию на появление новой проблемы: она должна вызывать не стресс, а радость — наконец-то вы можете отточить ещё раз своё латеральное мышление!
  10. Старайтесь больше общаться как с творческими натурами, так и с людьми с высоким IQ.

А также полезно постоянно расширять кругозор, читать книги, ходить на выставки, интересоваться политикой и экономикой.

Несмотря на отсутствие научной доказательной базы о том, что латеральное мышление помогает людям в решении самых насущных задач, оно уже успело оставить свой след в истории человечества. Маркетинг, построенный на его основе, применяется крупнейшими успешными современными компаниями. Не лучшее ли это доказательство тому, что оно всё-таки имеет право на существование?

О других типах мышления:

Латеральное мышление: как научиться мыслить нестандартно?

Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.

Что такое латеральное мышление?

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Эдвард де Боно и его концепция

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Процесс латерального мышления

Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:

  1. Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
  2. Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
  3. Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.

Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая: подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная: представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая: кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая: пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Как развить латеральное мышление?

Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

  • всегда и во всем искать новые идеи;
  • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
  • подвергать сомнению любые идеи;
  • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
  • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
  • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
  • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
  • применять творческий подход к повседневным делам;
  • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.

Развитие латерального мышления

Психологи и психотерапевты называют латеральное мышление творческим и нестандартным. Можно ли развить такой способ у самого себя? Когда происходит его формирование? Почему не каждому дана творческая мыслительная жилка? Насколько это страшно?

Латеральное мышление: что это такое

Невозможно представить латеральное мышление без творческой прожилки. Считается, что это такое умение думать, при котором человек уходит от навязанных стандартов и шаблонов, ищет новые пути и способы, как реализоваться в мире, как отстаивать свою точку зрения.

Приведем простой пример: человеку нужен хлеб. Какой способ самый простой – пойти в магазин и купить продукт. Что может быть проще? В этом и заключается главная ошибка – отсутствие подхода, творчества даже в самом простом деле. Нестандартный способ решения проблемы – позвонить другу и попросить его принести хлеб, напроситься в гости, заказать доставку, испечь хлеб дома самостоятельно.

Или вот: стоит задача – постирать белье. Самое простое – загрузить его в машинку и нажать кнопку включения, затем достать мокрые вещи и развесить их на просушку. Это – стандартное мышление. Нестандартное (латеральное) выглядит примерно так: отнести белье в прачечную, попробовать постирать что-то руками, произвести сортировку и выбросить старые или даже сразу все вещи, чтобы освободить место для новых.

И таких примеров в обычной жизни – сотни. Важно видеть нестандартное в обыденном. Нужно просто приучить себя к подобному мышлению. Сделать это просто. Всегда отметайте первую и вторую идею, которые пришли вам в голову. Начинайте с третьей, четвертой, чем позже пришла мысль, тем она, вероятно, гениальней. Здесь главное не переусердствовать. Иначе поиск творческого пути решения растянется на неопределенный срок, что тоже не является вашей целью.

Развитие латерального мышления (упражнения для тренировки)

Любой человек способен развить собственную творческую жилку. Было бы желание. В помощь – приведенные ниже упражнения:

  • откройте любой журнал, выберите любую картинку и постарайтесь представить, что предшествовало моменту – у вас должно получиться минимум 3 разных ситуации;
  • начните рисовать – карандашами, красками, фломастерами, чем угодно. Не обязательно являть миру шедевры. Просто данный вид творчества развивает воображение, учит думать образами и цветами – это прямой шаг к появлению творческого мышления;
  • носите яркие цвета – подберите броские аксессуары, сумку или ботинки, свитер или хотя бы шарф;
  • научитесь писать левой рукой, если вы правша и наоборот – это упражнение стимулирует сразу два полушария. Они начинают трудиться одновременно;
  • не зацикливайтесь на ошибках – идите дальше. Этот совет является универсальным. Длительное самокопание убивает любое творчество внутри человека;
  • окружите себя позитивными людьми – невозможно творить, находясь в подавленном или депрессивном состоянии. Если близкие и друзья поддерживают ваши старания и начинания – дела быстрее пойдут в гору;
  • окружите себя красивыми вещами – картинами, статуэтками, цветами. Наведите порядок в шкафу, выбросите все старые вещи, смените или отреставрируйте мебель. Невозможно творить там, где серо и убого. Для эстетического великолепия вокруг себя не обязательно иметь большие деньги – простая краска способна внести свою лепту позитива в ваши серые будни.

Книга Эдварда де Боно “Латеральное мышление. Учебник творческого мышления”

Житель Британии Эдвард де Боно с детства считал себя особенным. Поэтому, повзрослев, решил стать психологом, чтобы помогать людям преодолевать трудности, сомнения и собственные страхи.

Поработав с сотнями клиентов, автор понял: проблема многих его пациентов кроется в том, что они не имеют понятия о творческом способе мышления. Принимают «стадные решения», от которых потом и страдают.

Тогда наш герой написал данную книгу, которая практически мгновенно стала бестселлером. Ее читают до сих пор, с годами она не теряет своей популярности и актуальности.

Труд состоит из 3 частей. Тот, кто ознакомиться с ним полностью, поймет:

  • как развить мышление латерального типа;
  • как не стоит формировать цели и стремления;
  • когда творческую жилку в себе требуется немного обуздать.

Чтиво представляет собой не скучную теорию, а разнообразную практику. Здесь десятки упражнений, которые уже помогли миллионам людей изменить свою жизнь к лучшему.

Не все способны мыслить творчески. Так, личности, мыслящие понятиями, просто не способны выйти на латеральный уровень – им это не требуется.

Развитие начинается у ребенка в самом раннем возрасте – поэтому очень важно не ограничивать любые творческие порывы малыша: если он хочет петь, пускай поет; танцевать – пускай танцует, рисовать – пускай рисует. То же самое касается и взрослых.

Способы развития латерального мышления

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

Немного теории

Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.

Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов. Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

Идеи Эдварда де Боно

  1. Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще. Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.
  2. Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.
  3. Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой. Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека. Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.
  4. Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  5. Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.

Методы развития

«6 шляп»

Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча. Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности. Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

Итак, сама расшифровка:

  • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория.
    Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции)
    Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы.
    Черный – критика, недочёты и слабые места.
    Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.
    Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

Кстати, что-то похожее придумал Уолт Дисней, обращаясь к субличностям внутри себя, или наделяя персонал необходимыми функциями, он мог рассмотреть любой случай и проблему под разными углами, чтобы выявить слабые места и перспективы. Подробнее можете узнать из статьи «Два очень крутых приёма для достижения своей цели» .

Творческая пауза

То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

Альтернатива

То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах. Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов. Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

Упражнения и рекомендации

Стереотипность и лишний опыт

Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее. Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него. Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.

Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10. А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе. А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

«Безумно глупо»

Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая. Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

«Данетки»

Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают. Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

Экспериментируйте

Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы». Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

Подвергайте сомнению любую информацию

Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье «Как научиться основам дедуктивного метода Шерлока Холмса» . А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление» . А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития». Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.

Ссылка на основную публикацию