Клиповое мышление: характеристика, плюсы и минусы, методы борьбы

Клиповое мышление, его плюсы и минусы

Мы много слышали о разных свойствах и видах мышления. Например, дети начинают мыслить образами, затем осуществляют определенные действия. В зависимости от этого возникают и такие понятия, как наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. В последнее время психологическая наука дополняется новыми терминами.

Что такое клиповое мышление, почему оно так называется?

В последнее время жизнь стала ускорять свой темп, вдогонку за ней бегут и люди. Сама обстановка вокруг заставляет нас подстраиваться под новые разработки науки и техники. Вследствие этого возникают новые феномены. Одним из таких является клиповое мышление – процедура воспроизведения множества различных свойств элементов без учета связи между ними, что характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.

Основной инструмент клипового мышления

В основном люди связывают термин “клип” с музыкой или видео. Надо сказать, что это правильно, ведь он расшифровывается как “отсечение; вырезка (из газеты); фрагмент (из кинофильма), нарезка”. Термин “клип” подталкивает читателя, как правило, к построению образа музыкального видеоролика, где видеоряды являются слабо связанными между собой различными образами.

По правилу создания музыкального клипа конструируется и клиповое мышление, то есть люди воспринимают реальность не целостно, а как цепь совсем не объединенных между собой фрагментов, новостей, событий. Обладатели клипового мышления испытывают трудности и не могут проанализировать любые сложившиеся обстоятельства, ведь их изображение не удерживаются в памяти надолго, они сразу пропадают, а на их место тут же поступают новые (это как бесконечный процесс переключения телеканалов, просмотр новостей, рекламных роликов, трейлеров к фильмам).

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Клиповое мышление отличается от понятийного скоростью переработки информации. Человек быстрее воспринимает, но не надолго сохраняет в своей памяти информацию. Понятийный медленнее, чем клиповый тип мышления, но является более доскональным. Но в каждом из них есть свои положительные и отрицательные стороны.

Этот новый тип мышления дает возможность мгновенно находить выходы в критических ситуациях и на уровне интуиции принимать правильное решение. У людей с понятийным мышлением в критические моменты может наступить шоковое состояние, так как они не могут быстро обработать огромное количество внезапно свалившихся на них данных.

Клиповое мышление отличается образностью, для него слова – груз. Это предоставляет возможность осознать, но не дает конкретизации. А понятийное мышление предоставляет конкретику, но является слишком медленным и консервативным. Можно загрузить голову информацией, очень верной и нужной в данное время, но потом эти данные могут быть уже бесполезными. Клиповое мышление отличается от понятийного широкой направленностью, оно не дает огромному многообразию факторов соединиться в единое целое.

Роль научного прогресса в формировании клипового мышления

В человеческом разуме феномен клипового мышления образуется не с рождения. Он формируется при продолжительной обработке большого количества данных в дробном виде через рекламные ролики и социальные сети. Происходит процесс деградации, люди с клиповым мышлением не в состоянии провести глубокий логический анализ и не в состоянии решить довольно сложные задачи. Представители телевидения, которые и пропагандируют клиповое осознание, преподносят это как некий прорыв в эволюции мышления.

Клиповое и понятийное мышление в сочетании создают равновесное состояние мозга, в котором осуществляются мыслительные процессы, без слов, но конкретно, человек сразу все видит и понимает, является гибким, раскованным, но не поверхностным, сочетает в сознании захват с углублением в суть. Скорость мыслей равновесного мышления намного быстрее клипового. Человек, освоивший данный тип мышления, сможет преуспеть в любых отраслях человеческой деятельности. Особенно полезно такое мышление для молодого поколения, у которого привычными и постоянными спутниками жизни являются смартфоны, телефоны, компьютеры, социальные сети, но только если при этом он не будет убегать от реального мира. С таким типом мышления человек не будет испытывать страх перед будущим. Ведь что более всего устрашает человека – это неопределенность, возникшая из осколочного восприятия, не дающего целого образа, а только нарезки – клипы.

Клиповое мышление и его плюсы

Как почти у каждого феномена, возникающего в последние годы развития общества, так и у клипового мышления есть свои положительные и отрицательные стороны. Они разнообразны, поэтому целесообразно будет разобрать их подробно.

  1. Ускорение реакции человека. Развитие технологий и науки приводит общество к ускорению жизни. Человек, который читает книги, находится в своем мире. Ему по большому счету все равно, как идет время и что происходит вокруг. Он все свое внимание посвящает сюжету книги и развитию событий в ней. Напротив, человек, сидящий перед каким-либо экраном, учится быстро реагировать на вновь возникающие сообщения, картинки. Он схватывает на лету все, что происходит на экране. Его уже раздражают задержки в работе интернета или когда его отвлекают. Ведь он весь там – в виртуальном разнообразном мире. С такой практикой увеличивается скорость реакции человека на те или иные возникающие образы.
  2. Наряду с минусами есть один замечательный плюс клипового мышления для нашего мозга и психики. Наш век изобилует разнообразной информацией. Чтобы не перегружать работу мозга, человек как бы защищает себя через клиповое мышление. Это своего рода адаптационный механизм к повышенной информационной нагрузке, которая существует вокруг нас. Таким образом наше сознание безболезненно подстраивается под постоянно меняющиеся информационные обстоятельства.
  3. Существует древний рассказ о том, как Юлий Цезарь добился многого в своей жизни. У него была редкая способность делать 7 дел одновременно. В наш век высоких информационных технологий стало реальным достижение такой же способности, как и у Юлия Цезаря. Благодаря клиповому мышлению человек учится выполнять несколько дел одновременно. У него развиваются навыки многозадачности. Вспомните сами, когда вы последний раз общались в социальной сети, наверняка вы еще слушали музыку, обдумывали ответ, набирали его на клавиатуре и, скорее всего, просматривали некоторые интересные фотографии. Кроме того, некоторые еще умудряются попутно делать уроки, работать, что-то редактировать и так далее.

Отрицательные черты этого вида мышления

Кроме положительных черт, клиповое мышление имеет ряд отрицательных характеристик. Нужно отметить, что их даже больше, чем положительных. Многие спрашивают о том, как научиться клиповому мышлению. Но нужно ли полностью посвящать себя этому, может быть, лучше развивать другие мыслительные процессы? Ведь у такого мышления есть свои минусы.

  1. Теряется концентрация на информации и ее анализе. С развитием ускоренного и многозадачного мышления человек утрачивает способность мыслить концентрированно, пытаясь найти правильные подходы к проблеме и выход из нее. Такое явление может серьезно помешать успешности на работе, так как такие свойства мышления, как анализ, выделение главного, умение делать обобщение и выводы, постепенно становятся непосильной задачей для человека. Теряется последовательность рассуждений, сложно понять мысль, которую такой человек желает выразить.
  2. Клиповое мышление затронуло самый незащищенный слой населения – детей. Учителя давно заметили, что, научившись мыслить поверхностно, дети не могут понимать и вникать в ход чужих мыслей. Из-за этого затрудняется их учеба в школе, в частности, хромает написание изложений и пересказы текстов. У них хорошая кратковременная память, но длительно удержать информацию в голове они не могут. Ученики еще “выезжают” за счет готовых домашних заданий и коротких пересказов, но что будет дальше, никто не может точно спрогнозировать.
  3. Увлекаясь восприятием краткосрочной информации, люди не вникают в ее суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к разного рода манипуляциям. В наше время реклама является мощным двигателем продаж. Почему? Человек, воспринимая красочные картинки и короткие слоганы рекламы, теряет способность анализировать, он не ориентируется в том, действительно ли необходим этот предмет в обиходе. После “удачно-неудачной” покупки человек не может понять, почему она не доставляет ему радости, как в первые минуты желания после просмотра рекламного ролика. Все дело в эмоциях, затуманивших разум, и неспособности вовремя правильно среагировать на манипуляцию.
  4. Еще одним важным минусом стала потеря человеком чувствительности к чужим проблемам и переживаниям. “Проглатывая” рекламные ролики, короткометражные истории с интернет-порталов, телевизоров и других источников, человек теряет сочувствие. Особенно в интернете ролики никто активно не контролирует, поэтому жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю постепенно поселяются в сердцах людей. Даже если и сохраняется человечность, то за стеной всеобщего безразличия и жестоких комментариев она теряет свою действенность. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких-либо действий.

Борьба с формированием клипового мышления

Ученые некоторых стран бьют тревогу по поводу тотального развития этого вида мышления у людей. В некоторых областях и странах уже активно проводятся различные психологические занятия и тренинги для борьбы с ним. На этих занятиях основной целью тренера является воссоздать, сформировать навык анализа информации, ее усвоение за счет высокой концентрации внимания и хорошо развитой долговременной памяти. В некоторых случаях детей приходится лечить медикаментозными методами, чтобы противостоять развитию такого феномена, как клиповое мышление. Как бороться с ним? Есть некоторые несложные методы, которыми может вооружиться каждый родитель в борьбе с клиповым мышлением у своего ребенка.

Чтение как основной метод противостояния клиповому мышлению

Первая проблема, с которой может столкнуться человек, читая классическую литературу, заключается в нехватке усидчивости. С этим можно просто справится, постепенно продлевая время чтения. Начать, к примеру, с 5-7 минут в день, затем продлевать это время до 30-40 минут и так далее. Затем важно контролировать себя, спрашивать себя о том, что сегодня прочитал, что понял. Выводы и мысли нужно оформлять в тезисы.

Еще хорошо развивает понятийное мышление “метод парадоксов”: человеку даются два взаимоисключающих утверждения, из них он должен выбрать одно. Здесь подключается работа свойств мышления и памяти.

Отдых от информации тоже необходим

Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления? В информационно насыщенный век важно давать своему головному мозгу время для перезагрузки. Достаточно одного дня в 2-3 недели без телевизора, компьютера, новостей и любой другой информации. В этот день можно заняться любимым делом или арт-терапией (рисование, музыка, лепка из пластилина и так далее).

Также важно следить за тем, какую информацию поглощает наш мозг, чем мы его заполняем. Важно не постоянно переключать каналы или просматривать короткометражки, а посмотреть полноценный фильм, прочитать одну книгу. Клиповое мышление при желании можно быстро перестроить в понятийное.

Обсуждения и дискуссии: формирование понятийного мышления

Глубокое и осмысленное мышление развивается не просто так, нужно приложить некоторые усилия к его развитию. Хорошей тренировкой будет обсуждение, дискуссии. Развивают анализ противоречивые мнения людей. Чем их больше, тем больший спектр у человека для размышлений по поводу своего мнения. Если человек знает только одну точку зрения, он сам себя загоняет в сети и не дает себе развития. Любой вопрос не бывает аксиомой. На его решение всегда есть несколько взглядов. В процессе конструктивных споров и дискуссий человек ищет приемлемый для себя вариант, тем самым развивая свой кругозор, понимая и анализируя мнения других людей. Появляется желание думать, мыслить и делать выводы.

Клиповое мышление. Бороться нельзя, использовать

К ак-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок. Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном. Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое.

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объёмами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией;
  • гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • многозадачность;
  • подверженность постороннему влиянию;
  • повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
  • поверхностность знаний и суждений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут. Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и “мауна”

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Практики концентрации

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

Клиповое мышление: характеристика, плюсы и минусы, методы борьбы

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

«Ок» – американское сокращение, которое прочно вошло во многие языки и культуры мира, в том числе и в нашу. Мало кто задумывается о том, откуда взялось это сочетание звуков, одновременно означающее «хорошо, ладно, будет сделано» и так далее. А ведь согласно одной из самых распространённых версий, эта аббревиатура пошла от неправильного написания английского выражения all correct, что переводится как «всё правильно». В первом слове «а» заменили на «о» и получили вездесущее «ок». Так началось развитие нового вида мышления – клипового.

Характеристика

Клиповое мышление – это феномен современности. Оно формируется на основе принятия информации в виде мелких кусочков. Можно сказать, что это такое лоскутное одеяло, в которое собирается мозг современных школьников и молодёжи. Его основные черты:

отсутствие целой картинки, мир рассматривается в виде фрагментов;

нелогичное или даже алогичное восприятие происходящего;

вырывание из контекста;

отрывочность от общей картинки событий.

Некоторые психологи дают такое определение клиповому мышлению — это пазл, собрав который у человека формируется яркий, но кратковременный вид окружающего мира. Причём он может тут же поменяться на новый, как в калейдоскопе.

Такой тип мышления развит в основном у детей. В век высоких технологий ему подвержены даже дошкольники. Очаг разгорается из неких информационных вспышек. Они мелькают перед нашими глазами с экранов компьютеров, телефонов, телевизоров. И если взрослый образованный человек, к примеру, менее к ним восприимчив, то неокрепшая подростковая и детская психика впитывает все отрывки увиденного, как губка.

В результате все знания, как музыкальный канал, состоят из клипов, не связанных один с другим.

Особенности

Клиповое мышление сиюминутно. Оно не даёт возможность глубоко вникнуть в ситуацию. В голове остаётся лишь её образ в виде яркого отрывка – клипа. Что и дало название этому «бичу» современной молодёжной среды. Его главные «хранители» и распорядители – средства коммуникаций. Интернет пестрит яркими заголовками и короткими видео, просмотрев которые человек приходит к выводу, что он уже вполне подкован в том или ином вопросе.

Мы, сами того не замечая, перевариваем массу информации. Наш мозг забит разными сообщениями, порой не имеющими никакой смысловой нагрузки.

Таким образом, мы просто засоряем кладовую в нашей голове.

Признаки

Основным и самым страшным признаком клипового мышления является расширение виртуального круга общения. Человеку уже не нужно идти в гости к приятелю или на вечеринку одноклассников, чтобы пообщаться «вживую». У него десятки, а то и сотни собеседников в соцсетях.

Опасность такого образа жизни состоит в том, что настоящих друзей у людей не остаётся. И когда появляется необходимость поплакаться в жилетку или, наоборот, поделиться радостью на просторах интернета, мы получаем всё то же «ок». Неправильная английская аббревиатура остаётся с нами и в горе, и радости, но не может заменить настоящего душевного общения.

В результате, не получая должного сочувствия или соучастия, человек впадает в депрессию. Это нередко приводит и к суицидам. Известны случаи, когда «зависшие» в соцсетях пользователи, не найдя понимания или попросту не дождавшись ответа со стороны своих виртуальных визави, сводили счёты с жизнью. Случается это ещё и потому, что короткие ответы или комментарии не всегда воспринимаются адекватно.

Ведь у слова «ок» множество оттенков.

Предпосылки

Развитию клипового мышления способствуют несколько факторов. Как ни странно, но одной из главных его предпосылок в нашей стране стало развитие демократии и свободы слова. Информационный поток, льющийся на нас со всех «утюгов», иногда напоминает прорвавшуюся трубу большого диаметра. И изначально кажется, что нет ничего плохого в том, что граждане хотят и могут получать больше разнообразной информации.

Но в результате этот скоростной поток буквально сбивает нас с ног. Мы не в силах остановить его. Однако плыть против этого течения хоть и сложно, но возможно. Но для начала нужно разглядеть все «дыры», которые могут впустить в нашу жизнь этот безудержный поток.

Видеоклипы

Нередко слова, музыка и видеоизображение, объединённые в один музыкальный ролик, мало соответствуют друг другу. Особенно ярко это было выражено в девяностых. Когда с экранов на нас начали обрушиваться короткие истории, снятые под девизом «всё лучшее сразу».

Их содержание было похоже на набор слов и картинок, которые были лишены всякого смысла, но прочно заседали в голове каждого зрителя.

Рекламные ролики

Получившие широкое распространение вместе с теми же клипами в конце прошлого века, ролики прочно обосновались в нашем мире. Некоторые до сих прочно укоренились на подкорке нашего сознания. Яркие, нередко шокирующие кадры менялись на экране, но оставались в нашей голове. Закончите фразу – «Евросеть, Евросеть, цены просто…» или «Нам пора и вам пора с вентилятором заводом…»

Большинство населения нашей страны без труда справится с этим заданием.

А всё потому, что эти рекламные слоганы вошли в нашу жизнь, как цитаты классиков и даже круче того, и положили основу массовому клиповому мышлению.

Новостные телепередачи

С приходом в нашу страну ветра перемен, который запустил первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв, информационные ленты запестрели самыми разнообразными сообщениями. Если раньше из новостного выпуска граждане нашей страны могли узнать, сколько молока надоила доярка из совхоза «Прогресс», какой станок выпустили на заводе-гиганте «Красный Октябрь», что сказал генсек на очередном пленуме ЦК, то теперь все ограничения были сняты.

Средства массовой информации были вынуждены перестроить свою работу. В десять минут новостей они должны были уместить и сюжет о том, как провела медовый месяц принцесса Диана, и куда отправился Михаил Горбачёв с супругой, и во что наша первая леди Раиса Максимовна была одета, и то, как живут дети в Африке, и многое другое.

В результате рассказ о том или ином событии умещался в небольшой телесюжет, но обязательно с яркими картинками. Мы не запоминали, о чём разговаривали главы государств, но их костюмы оставались в нашей памяти, как предметы собственного гардероба. К такой массовой информационной телеатаке присоединились и дружественные им печатные издания. Со страниц газет и журналов исчезли длинные аналитические материалы. Они стали больше походить на комиксы. Яркая картинка – запоминающаяся подпись. Громкие заголовки стали главной задачей журналистов. Помните это знаменитое «пипл хавает»?

Почта, телефон, интернет

Современные средства связи избавили нас от необходимости каждый вечер включать телевизор, чтобы узнать последние новости. Прежде чем набрать нужный номер, мы прочитываем последние сообщения информационных агентств. Прежде чем начать составлять отчёт на компьютере или прочитать в посте предложения от партнёров, мы знакомимся с новыми сообщениями на новостных порталах и в соцсетях. Все события описываются там коротко и, казалось бы, ясно. Но это — не что иное, как клиповое мышление, свойственное и авторам этих заметок, и потребителям их информации.

Редко кому приходит в голову разобраться, почему так произошло — нам достаточно того, что мы узнали о самом событии. Анализировать происходящее мало кто стремится. Особенно сложно делать это детям и подросткам. Они, в силу возраста, не могут отделить зёрна от плевел. Они пытаются уловить всё и сразу. В результате дети знают всё и одновременно — ничего.

Мы не успеваем адекватно реагировать на информацию. Причём не только на ту, что получаем из «официальных» источников. Посмотрите свою смс-переписку или в мессенджерах и соцсетях. Вместо «спасибо» повелось «СПС», вместо «дня рождения» – «ДР», всеми любимый Новый год стал неким «НГ». Откройте интернет-страничку своего ребёнка. Скорее всего, часть написанного там вы вообще не поймёте. Наши дети общаются на непонятном нам языке.

Это больше напоминает шпионские шифры, чем рассказ на тему, как я провёл лето.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что в психологии клиповое мышление чаще оценивается как негативное явление, есть в нём и свои плюсы.

Человек с таким типом мышления может быстро и чётко как получить, так и озвучить необходимую информацию. Он не будет вдаваться в подробности и анализировать несколько сообщений. Это даёт возможность сократить время. Многочасовое штудирование литературы в читальном зале библиотеки осталось в прошлом.

Клиповомыслящий обладает хорошей скоростью реакции. Ему не составляет труда вести переписку сразу с несколькими адресатами. Он мгновенно переключается с одной темы на другую. Ему достаточно нескольких секунд, чтобы определить, что больше всего требует его внимания, а на что не следует его обращать в данный момент.

Способность мыслить «клипами» даёт преимущества при решении нескольких задач одновременно. Современный ребёнок в процессе выполнения домашнего задания ещё успевает вести переписку с друзьями, выбрать подходящее ему музыкальное сопровождение, ему не нужно рыться в учебниках, чтобы вспомнить то или иное правило. Он мгновенного найдёт его в интернете или попросит помощи у одноклассников в их группе ВКонтакте. Параллельно он закажет пиццу, товар со скидкой в интернет-магазине. И конечно, всё это не помешает выпить чашечку кофе.

Голова, работающая посредством клипового мышления, не болит. Дети не просят выключить телевизор. Они не устают от информации, наоборот, ребёнок может одновременно смотреть любимую передачу, листать новостную ленту и пересмотреть сообщения от друзей. Он забирает из информационного потока лишь нужную ему часть, а потому не переутомляется.

Клиповое мышление позволяет усваивать большее количество информации за меньшее время. Именно клиповое мышление создало голосовых помощников типа Сири или Алиса. Вместо того, чтобы искать нужный сайт, можно просто сделать короткий запрос и тут же получить желаемое. Не нужно перечитывать длинный научный трактат — достаточно посмотреть пятиминутный видеоматериал. Рекламный ролик одного из магазинов бытовой техники с Михаилом Галустяном куда ярче описывает способность большинства веществ расширяться при нагревании, чем любой учебник. Чтобы дочка усвоила материал, он показывает ей, как арбуз лопается в работающей микроволновке. Это один из ярчайших примеров клипового мышления.

Всё вышеперечисленное может пригодиться в решении различных проблем, поможет сделать выполнение разных задач проще. Но есть и минусы, которые, пожалуй, слишком упрощают жизнь и ведут к неспособности действовать логично.

Клиповое мышление – враг классического образования. Длинные тексты без иллюстраций наводят ужас на большинство современных школьников. Один вид «Войны и мира» вызывает у них панику. Они привыкли получать информацию быстро и в сжатой форме.

Отсюда вытекает другая проблема – неспособность анализировать. Клиповое мышление отвечает лишь на вопросы, находящиеся в плоскости «здесь и сейчас». Ни предпосылки, ни дальнейшие последствия не входят в область интересов такого образа мышления.

Если ещё 10–20 лет назад перемены в школах нужны были для физической разгрузки ученика, то теперь перерывы необходимы для того, чтобы справиться с психологической усталостью. Современным детям сложно долго быть сконцентрированными на одной теме. Им нужны постоянные «перезагрузки» и «архивация полученных данных».

Быстрое достижение цели посредством соцсетей ведёт к тому, что у человека не развивается память. Не нужно зубрить закон Ома — он в любой момент «вытащит» информацию из интернета. Ему сложно общаться и ясно излагать свои мысли в реальной жизни, потому что у него всё «ок» в жизни виртуальной.

Клиповое мышление отнимает у человека индивидуальность. Что такое «хорошо», а что такое «плохо» он узнает из постов звёзд на их страницах. Рекламные ролики для него становятся руководством к действию. Он медленно становится таким, как все. У него нет собственного мнения — его заменяют навязанные стереотипы из ярких клипов с элементами красивой жизни.

Сострадание не свойственно человеку с клиповым мышлением. Равнодушие – вот его отличительная черта. Он просто не успевает реагировать на происходящее. Ему надо слишком многое знать, и времени переживать по тому или иному поводу у него просто не остаётся. В результате, увидев лежащего на остановке, он пройдёт мимо, решив для себя, что тот попросту пьян. То, что, возможно, ему стало плохо и необходимо вызвать скорую помощь, даже не успеет прийти ему в голову. А это уже по-настоящему страшно.

Поэтому от засилия клипового мышления в голове необходимо избавляться.

Способы избавления

Избавиться от клипового мышления вовсе в современном мире вряд ли получится. Да и бороться с ним вплоть до полного уничтожения вражины не имеет смысла. А вот направить его в нужное русло под силу каждому педагогу, маме, папе, бабушке и дедушке. И тут надо действовать сообща, придерживаясь следующих правил.

Время нахождения ребёнка в интернете должно быть строго лимитировано. Попробуйте заинтересовать его другими занятиями. Драмкружок, кружок по фото – приветствуется всё. Но лучше — активность, спорт, интеллектуальные увлечения.

Строго следите за тем, какими именно ресурсами пользуется ребёнок в интернете. Сейчас многие компании предлагают такую услугу, как запрет или ограничение доступа к сайтам на устройствах несовершеннолетних. Оградите детей от криминальных новостей. Следите за тем, какие запросы он делает в интернете. Родительский контроль поможет оградить от нежелательных последствий.

Вместо компьютерных игр типа «стрелялки» и «догонялки», установите на телефон, компьютер и планшет развивающие игры, направленные на улучшение памяти и логики. Но не делайте резких движений. Это вызовет у ребёнка протест. Устройте соревнования, в качестве приза которых станут привычные интернет-развлечения. К примеру, введите за правило сначала справиться с заданием из «умного» приложения, а только потом переходить к увеселительным мероприятиям. Делу – время, а потехе — час. Это старинное правило вполне подойдёт при работе в современных высокотехнологичных условиях.

Как избежать?

Прежде всего окружите малыша заботой, вниманием и «правильными» развлечениями с самого рождения. Ваш дом должен быть наполнен книгами – не электронными, а бумажными. Больше читайте ребёнку вслух. Сами ограничьте своё времяпрепровождение с гаджетами. Покажите преимущество «живого» общения с литературой. После прочтения того или иного произведения обсудите, что запомнилось, что понравилось, а что нет. Разговаривайте со своим чадом как можно больше.

Прививайте ему привычку выражать свои мысли вслух. Научите его отстаивать свою точку зрения. Устраивайте семейные обсуждения увиденного фильма или поведения девочки из детского сада. Не нужно поощрять неправильное произношение слов всеобщим радостным смехом. Исправляйте ошибки в речи.

Учите выражаться красноречиво. Чаще бывайте на природе. Показывайте ребёнку, чем питаются кролики, в зоопарке или в деревне у бабушки, а не на экране планшета. Отправляясь в отпуск, «забудьте» подключить интернет. Чаще бывайте в музеях и театрах. Ребёнок должен полюбить живое общение. И тогда на вопрос, как дела, он ответит «Всё отлично», а не просто «Ок».

Удивительные факты о клиповом мышлении вы можете узнать ниже.


Как это работаетЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться

Плюсы и минусы явления, а также способы борьбы с ним

Текст

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.

Что такое клиповое мышление

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Плюсы и Минусы клипового мышления

Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

минус: Ослабляет чувство сопереживания

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

Плюс: Ускоряет реакцию

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

Почему в современном мире начинает преобладать клиповое мышление

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?

Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети и молодые люди.

Появление термина

Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.

В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.

С появлением у людей возможности общаться сначала с помощью СМС по мобильному телефону, а затем в социальных сетях в интернете, проблема клипового мышления усугубилась еще больше. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.

Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.

Плюсы клипового мышления

Как и у каждого явления, у феномена клипового мышления есть свои плюсы и минусы. В чем же выражаются его плюсы?

  • Развивает быстроту реакции. Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.
  • Развивает способность решать несколько задач одновременно. Такое мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Защищает мозг от перегрузки информацией. Многие психологи считают, что это своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью. Человеческий мозг вынужден принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом.
  • Порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет человека выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития.

Его минусы

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

  • Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.
  • Снижает способность к концентрации внимания. Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.
  • Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.
  • Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.
  • Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.
  • Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Методы борьбы с клиповым мышлением

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования психологов показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. В результате этого возрастает риск возникновения депрессий, нервных расстройств, суицидального настроения. Поэтому психологи призывают людей к борьбе с проявлениями клипового мышления, пока оно не стало частью личности. Какие же методы борьбы можно использовать?

Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.

Документальный фильм “Клиповое мышление”

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИПОВОГО И ЦЕЛОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный школьник каждый день сталкивается с тем, что на него обрушивается огромное количество информации: школа, интернет, наружная реклама, телевидение, общение с людьми. Мозг не в состоянии обработать такое большое количество информации, и чтобы приспособиться, он перестает ее анализировать. Информация воспринимается мозгом как отдельные образы (картинки, звуки, запахи, ощущения, слова – «клипы»), которые не подвергаются осмыслению и поэтому легко удаляются из памяти. Так, у школьника формируется клиповое мышление.

Клиповое мышление рассматривается как вид мышления, который выполняет функцию адаптации к современному миру. Психика приспособилась функционировать в условиях информационной перегрузки и дефицита времени, и перестала извлекать смысл из информации, поскольку этот процесс длительный и энергозатратный. В итоге возник новый вид мышления, который ученые назвали клиповым. У этого вида мышления есть как плюсы, так и минусы, знание которых необходимо учителям и родителям, для того чтобы знать, как учить и воспитывать современных школьников, обеспечить прочность усвоения знаний.

Термин «клиповое мышление» возник в конце 20 – начале 21 века. Этот термин ввел в широкое употребление американский социолог и футуролог Э. Тоффлер в своей книге «Шок будущего» [4], изданной в 2002 году. Он первым обратил внимание на то, что современный мир стал информационно перенасыщенным. На человека обрушивается огромный поток разрозненной информации, представленной в виде картинок, тезисов, схем и других очень коротких сообщений. Их краткость определяется тем, что во- первых, СМИ стараются сообщить наиболее важную информацию как можно быстрее, в «сжатом виде» и опускают ту информацию, которую они считают несущественной. Во-вторых, журналисты и маркетологи делают сообщения настолько яркими и короткими, чтобы они сами по себе привлекали внимание человека, вызывали его интерес и запечатлевались в памяти без волевых усилий. Это вызвано желанием поднять рейтинг, увеличить продажи, количество кликов в Интернете и пр. (т.е. объективной финансовой реальностью).

Термин «клиповое мышление» произошел от слова «клип» (англ. clip), которое в переводе с английского означает нарезка, отрывок, газетная вырезка.

Клиповое мышление формируется под влиянием следующих факторов современного мира: 1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость отбора и сокращения информации, выделения главного и отбрасывания лишнего;

1) потребность получить «свежую» актуальную информацию как можно быстрее; 3) увеличение разнообразия поступающей информации; 4) увеличение количества дел, которыми один человек вынужден заниматься одновременно; 5) отсутствие цезуры и фильтра информации со стороны государства и общества в условиях демократии.

Развитию клипового мышления способствовали именно СМИ, которые начали подавать информацию (новости) в форме клипов, т.е. коротких наборов тезисов, преподносящихся без контекста (например, СМИ сообщает о том, что политик прибыл на международный форум и заключил договор о сотрудничестве. При этом не сообщается, в чем суть этого договора, какие у этого договора последствия и перспективы, как подписание этого договора отразится на жизни обывателей. Другими словами, новости «пустые», их содержание содержит минимум смысла, поскольку новость вырвана из контекста).

Ввиду фрагментарности подачи информации люди не могут осмыслить информацию и установить логические взаимосвязи между событиями. И, как результат, услышанная от СМИ новость превращается в информационный шум. Однако, декларируемая цель остается в восприятии людей, и человек, постоянно читающий новости, тешит себя иллюзией того, будто бы он имеет представление о процессах, происходящих в мире, в то время как в действительности он имеет в своей голове набор разрозненных фактов, которые практически невозможно объединить в общие цепочки событий и связать между собой. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления – считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую [2].

Базовая характеристика клипового мышления – это отсутствие контекста. Контекст (от лат. «contextus» – тесная связь, соединение) – «обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов» [1].

Так, человек, который увлекается политикой и понимает, что на самом деле происходит в

политическом мире, совершенно спокойно может объединить новостные клипы в единую картину благодаря имеющемуся у него контексту. Для человека же незаинтересованного, информация, поданная в таком виде, скорее всего, будет набором разрозненных положений, он не способен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, т.е. не владеет контекстом.

Таким образом, клиповое мышление противопоставлено целостному мышлению. При целостном мышлении человек владеет контекстом, а при клиповом – нет. В табл.1 представлена сравнительная характеристика клипового и целостного мышления.

Сравнительная характеристика клипового и целостного мышления [5]

Целостное (понятийное) мышление

Сформирована целостная картина мира, в которой

все элементы логически связаны

Картина мира состоит из разрозненных логически

не связанных фрагментов

Новую информацию человек анализирует, чтобы

встроить ее в целостную внутреннюю картину мира

Новую информацию человек не анализирует, не

стремится извлечь смысл

Человек самостоятельно выделяет главное, может

выделить суть проблемы

Человек не может самостоятельно отличить

главное от второстепенного, не может выделить суть проблемы

Информация воспринимается и осознается на

Информация воспринимается и осознается на

уровне эмоционального отклика

Мышление тесно связано с языком, с внутренней

Мышление мало связано с языком, с внутренней

Человек медленно принимает решения, обдумывает

Человек быстро принимает решения

В экстремальной опасной ситуации трудно принять

В экстремальной опасной ситуации легко принять

Возможность дивергентного мышления

Мышление стереотипно, шаблонно

Велик риск информационных перегрузок,

поскольку на когнитивную обработку информации затрачивается много времени и энергии

Риск информационных перегрузок минимален,

поскольку на когнитивную обработку информации тратится минимум времени и сил

Человек способен к анализу линейной информации

Человек не способен к анализу линейной

информации большого объема, не может прочитать и воспринять книгу целиком

Человеку трудно делать быстро несколько дел

Человеку легко делать быстро несколько дел

В процессе мышления активируются зоны мозга,

отвечающие за чтение

В процессе мышления зоны головного мозга,

отвечающие за чтение «спят», а активируются те зоны, которые отвечают за быстрое и интуитивное принятие решения

Хорошая концентрация внимания, хорошая память

Плохая концентрация внимания, плохая память

Клиповое и целостное мышление не являются взаимоисключающими. Социально успешные люди владеют навыками как понятийного, так и клипового мышления [5].

Клиповое мышление нельзя рассматривать как исключительно негативное явление, у него есть как положительные, так и отрицательные стороны [3].

Плюсы клипового мышления: способность принимать эффективные решения в экстремальной ситуации; защита мозга от информационных перегрузок; способность воспринять большой поток информации за единицу времени; высокая скорость переключения с одной информации на другую; способность человека выполнять несколько дел одновременно на высокой скорости.

Минусы клипового мышления: низкая способность к анализу информации, выделению главного и второстепенного; плохая концентрация внимания, плохая память; интеллектуальная и эмоциональная «леность» (нежелание думать, ослабление чувства сопереживания); неспособность к анализу и осмыслению линейной однородной информации большого объема, к чтению книг; мышление шаблонно, стереотипно; ослабляется воображение; трудно воспринимать информацию на слух, текст без картинок и схем; людьми с клиповым мышлением легче манипулировать.

В целом, клиповое мышление можно определить как приобретенный вид мышления, при котором человек оперирует только короткими разрозненными смысловыми фрагментами (клипами) и неспособен к осмыслению объемной однородной и последовательной информации. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

При клиповом мышлении информация не анализируется, а отражается в сознании человека фрагментарно, мозаично, без учета логических связей между информационными блоками (клипами), в результате чего у человека не формируется целостная картина окружающего мира.

Клиповое мышление можно рассматривать как индивидуальный стиль мышления, т.е. типичный для человека набор приемов, навыков и операций, которые он использует в процессе мышления.

Список литературы

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – С. 201.

2. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 28.03.2018).

3. Смирнова А.А. Клиповое мышление учащихся: за и против // Новшества в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2016. – С. 76-77.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2002. – С. 12.

5. Документальный фильм «Клиповое мышление» (2014).

Ссылка на основную публикацию