Дизайн-мышление: особенности, методы и развитие

Дизайн-мышление

Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Герберт Саймон в 1969 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление». В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.

Содержание:

Что такое дизайн-мышление

Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.

Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.

В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.

Принципы дизайн-мышления

В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:

Эмпатия. Умение сопереживать, «залезать в голову», понимать мысли и чувства другого человека.Нестандартное мышление. Способность придумывать новые интересные идеи.Использование прообразов. Умение создавать прототипы своих решений.Разумный минимализм. Отметание лишнего.Любовь к неудачам. Навык легко справляться с неудачами и выносить из них уроки.Ориентация на пользовательский опыт. Умение преобразовывать технические характеристики продукта в достоинства.

Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.

Этапы дизайн-мышления

По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из 7 этапов:

Герберт Александер Саймон – американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона. Ученый изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получил фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 году оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.

Определение проблемы.Исследование проблемы.Генерация идей (способов решения).Прототипирование (моделирование) идей.Выбор лучшего варианта решения.Внедрение этого решения.Оценка полученных результатов (денег, количества продаж, положительных отзывов).

Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.

История дизайн-мышления

Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена Гербертом Саймоном в книге «Мысли об искусственном» в 1969 году. В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.

В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.

В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.

В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».

На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.

Где используется дизайн-мышление

Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:

General Electric

General Electric – американская компания-производитель локомотивов, газовых турбин, медицинского оборудования, бытовой техники и оружия с более чем 100-летней историей.

Как ей помогло дизайн-мышление:

  1. Компания определила проблему: «МРТ-сканер – это очень неудобное замкнутое пространство, которое издаёт много громких и неожиданных звуков, а ещё заставляет лежать неподвижно. Страшно не только детям (пациентам клиники), но и взрослым».
  2. Провела исследование. Опросила детей. Подсчитала, во сколько может обойтись замена оборудования.
  3. Начала генерировать идеи.
  4. Выбрала лучшую идею – сделать каждый кабинет и МРТ-сканер клиники частью какой-то истории.
  5. Протестировала её на небольшой группе детей.
  6. Приступила к процессу внедрения. Перекрасила кабинеты. Один – в пиратском стиле (обои с морской водой и облаками). Другой – в стиле трансформеров. В первый кабинет дети стали заходить в шляпе пирата и ложиться в МРТ-сканер, который с виду напоминал руль на пиратском корабле.
  7. Оценила результаты. Маленькие пациенты перестали бояться ходить в клинику и начали даже просить вернуться туда во второй раз. Количество используемых успокоительных снизилось на 18%.

Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:

Банк ВТБ

В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:

  1. Банк выявил проблему своих клиентов – высокие ежедневные расходы.
  2. Провёл исследование проблемы. Постарался понять, насколько она актуальна.
  3. Провёл мозговой штурм
  4. Решил, что лучшая идея – создать дебетовую мультикарту со встроенной картой «Тройка», позволяющую получать до 5% кэшбэка с оплаты транспортных услуг.
  5. Создал прототип карты.
  6. Выпустил её.

В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».

Правительство Москвы

Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.

Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.

Как этому можно научиться?

Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.

Уроки по дизайн-мышлению

Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):

Урок 1. Обнаружение и определение проблемы

Из урока вы узнаете:

  • Что такое «проблема».
  • Что нужно знать, чтобы выявлять проблемы.
  • Почему в основе любой проблемы лежат противоречия.
  • Как использовать для обнаружения проблем эмпатию.
  • Какие бывают проблемы.
  • 7 лучших техник выявления проблем.

Урок 2. Исследование проблем

Из урока вы узнаете:

  • 9 наиболее эффективных методов исследования проблем.
  • Что такое Customer Development и чем он может пригодиться.
  • Что такое бенчмаркинг и как его применять.
  • Как применять в исследовании проблем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

Из урока вы узнаете:

  • Что такое креативность.
  • Как развивать креативность.
  • Что говорят о процессе поиска идей такие люди как Джони Айв (бывший главный дизайнер компании Apple) и Пол Арден (легендарный рекламист и бизнесмен).
  • 5 индивидуальных (самостоятельных) методов генерации идей.
  • 3 командных метода поиска идей.
  • Как использовать для придумывания идей бенчмаркинг.
  • 10 советов для творчества от автора книги «Кради как художник».

Урок 4. Прототипирование

Из урока вы узнаете:

  • Что такое Product Evolution Canvas.
  • Как создавать прототипы материальных продуктов, сайтов, программ и приложений.
  • Как прототипировать пользовательский опыт.

Урок 5. Выбор лучшего решения

Из урока вы узнаете:

  • Какие типы мышления существуют (быстрое и медленное мышление). Почему с первым нужно бороться, а второй нужно приветствовать и активно применять.
  • Как шаг за шагом выбирать решение.
  • 4 метода оценки идей.
  • 7 врагов правильных решений.
  • 11 ментальных ловушек.
  • 7 когнитивных искажений.

Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления

Из урока вы узнаете:

  • 8 этапов внедрения любого решения.
  • 4 проблемы, которые могут возникнуть при реализации решения.
  • Что такое синдром утёнка у покупателей и как с ним бороться.
  • Зачем нужно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
  • 9 способов взаимодействия с пользователями.

Урок 7. Оценка результатов

Из урока вы узнаете:

  • Как оценить эффект от внедрённого решения.
  • Что такое юзабилити.
  • 10 способов повысить юзабилити.
  • 15 способов измерить пользовательский опыт.
  • Как определить успех решения.
  • Как измерить качество продукта по модели Дэвида Гарвина.
  • Как оценить сервис по модели RATER.
  • Как исследовать лояльность клиентов по модели ANA и SERVQUAL.
  • Когда можно остановить внедрение решения.
  • Как постоянно улучшать свой продукт или услугу с помощью HADI-циклов.

Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.

Как проходить курс

Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.

С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.

Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.

Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.

По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.

Книги о дизайн-мышлении

В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:

Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.

Видео о дизайн-мышлении

Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:

Будет замечательно, если мы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.

Цитаты известных людей о дизайне

И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:

Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес. создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.


Роджер Мартин

Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.


Эй Джи Лафли

Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.


Тим Огилви

Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.


Том Уэйтс

Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.


Джек Траут

Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.


Артемий Лебедев

Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.


Скотт Адамс

Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.


Дитер Рамс

Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.


Пол Рэнд

А теперь предлагаем перейти к первому уроку нашего онлайн-курса.

Дизайн-мышление: особенности, методы и развитие

Дизайн-мышление — метод разработки продуктов, сервисов и услуг, ориентированных на пользователя. Дизайн-мышление всегда ставит в центр пользовательский запрос и только потом возможности технической реализации и экономические возможности.

Отличительные особенности метода дизайн-мышления :
— Погружение в опыт пользователя
— Сторонний подход к определению проблем
— Фокусировка на персональных сценариях поведения и действий

Дизайн — это решение проблемы. Дизайнер — тот, кто эту проблему решает.

Чтобы решить проблему, найти эффективное решение, нужно сначала провести исследование и точно определить проблему, затем сфокусироваться на конкретных «болевых точках», сгенерировать идеи, выбрать лучшие, создать прототип и протестировать его.

Метод дизайн-мышления описывает, как проходят эти стадии, на что нужно обратить внимание и какие используются инструменты на каждой из них.

Создатели методики: Хассо Платтнер и Дэвид Келли, основатели Hasso Plattner Institute of Design — дизайн-школы, которая объединяет практики управления и бизнеса с традиционным инженерным образованием.

Нельзя сказать, что они придумали дизайн-мышление, потому что по сути дизайн-мышление — это просто здравый смысл.

Но Платтнер и Келли упаковали принципы в понятный концепт, создали бренд и стали распространять и развивать как практику. Изучили стадии творческого процесса, в центр поместили пользователя и сформулировали, как бизнесу воспринимать творческий процесс. А творческим людям лучше понимать задачи бизнеса.

Дивергентная (лат. divergere – расходиться) — поиск множества решений одной и той же проблемы.

Конвергентная (лат. соnvergere — сходиться) — точное использование инструкции по решению задачи.

Ключевой момент эмпатии — сопереживание происходит осознанно. Вы переживаете те же чувства, но понимаете внешнее происхождение этих чувств и сохраняете критическое восприятие. Эмпатия — это то, что вы делаете намеренно.

Ваша задача разобраться — ЧТО делают люди, ЗАЧЕМ они это делают, КАКИМ ВИДЯТ окружающий мир, какие ИМЕЮТ ЦЕННОСТИ, а также узнать об их эмоциональных и физических ПОТРЕБНОСТЯХ.

Дизайнер решает не собственные проблемы, а проблемы других людей. Чтобы создать хороший дизайн, нужно проникнуться к человеку сопере­живанием и понять, что важно именно для него.

Наблюдая за людьми, их действиями и взаимоотно­шениями с окружающим миром, вы поймете, о чем они думают, что чувствуют, в чем нуждаются. Именно тогда можно проявить эмпатию к людям, их делам и словам и понять их ценности. Доверительный разговор поможет дизайнеру легче найти правильные пути взаимодействия с человеком и инновационные решения.

Но распознать эти принципы не так просто. Наше сознание автоматически обрабатывает большой объем информации, поэтому многие важные моменты мы можем просто не заметить. Посмотреть на людей и различные ситуации свежим взглядом помогает эмпатия.

Легко делать проекты для людей, которые тебе близки. Например, вы любите Drum&Bass и знакомые ребята попросили сделать промо-сайт вечеринки. Вы отлично понимаете, для кого этот сайт, что там должно быть. Сделали и еще и сами потом сходили повеселились.

А что делать, если клиент — консалтинговая или юридическая компания? Это нейтральная тема, но нужно уметь себя заинтересовать и поставить себя на место человека, чей образ жизни тебе не знаком. В этот момент проверяется ваш профессионализм. Необходимо погрузится в мир пользователя, узнать его проблемы и потребности, изучить опыт, который он переживает, как он взаимодействует со средой и другими людьми.

По методу сбора информации исследования делятся на первичные и вторичные

Первичное — непосредственное взаимодействие: интервью, наблюдение, проведение экспериментов.

Вторичное — получение информации из открытых источников: статистика, тренды, публикации в СМИ.

Вторичные исследования не так важны в дизайн-мышлении, так как прежде всего интересует опыт человека. Но тем не менее, чтобы понимать общий контекст, нужно узнать случаи, которые уже были в рамках вашего направления, поинтересоваться, что люди пишут в интернете по вашей проблеме, что есть сейчас, какие были ошибки, какие есть крутые решения, что проектируется в будущем. Что вообще происходит в городе, в стране и в мире.

Если речь идет о разработке веб-сайта, то необходимо посмотреть сайты конкурентов, полиграфическую продукцию, исследовать стили, проанализировать тренды.

Наблюдайте за пользователями и их действиями в контексте их жизни. Наблюдения могут быть открытыми и скрытыми. Скрытое, когда человек не знает о том, что за ним наблюдают, предпочтительнее. Зная о наблюдении, человек всегда невольно подыгрывает и ведет себя не так, как обычно.

«Один день из жизни» — один из методов наблюдения, когда вы просите человека каждый час в течение дня записывать все, что с ним происходит.

С человеком можно и нужно говорить.
Делается это с помощью глубинного интервью . Это официальное наименование метода исследования, и его лучше не использовать, потому что слово «интервью» пугает людей. На самом деле, это доверительная беседа. Нужно просто поговорить с человеком в неформальной обстановке.

Первая часть интервью: погружение в мир пользователя, чтобы понять стиль жизни, что ему важно, какие у него ценности.

Приемы, которые помогают проводить интервью:

— Сделать вид, что у тебя совсем мало информации и ты ничего не понимаешь. Человек тогда сразу рассказывает больше и охотнее. Например, проводим исследование в Ялте, человек говорит: — … и потом я пошел на море… — Да ладно, в Ялте есть море?!

Такой уровень незнания позволяет не навязывать свою картину мира и быть максимально нейтральным.

— Задать пять вопросов «почему?» Это может выглядеть глуповато, но зато позволит точно докопаться, почему пользователю важны те или иные аспекты проблемы.

— Задавать непрямые вопросы. Например, попросить человека рассказать, как он в последний раз ездил в отпуск, что понравилось, что было не так. Так ваш собеседник довольно быстро раскроется в том, что ему важно.

— Избегать закрытых вопросов — тех, что предполагают ответы «да» или «нет».

Вторая часть интервью : и сследование опыта использования продуктов и сервисов, существующих или похожих.

После того, как человек рассказал о себе, о каких-то общих вещах, разговорился, вы расположили его к себе, можно начинать ограничивать его поток сознания и задавать вопросы уже непосредственно по волнующей вас теме.

Дизайн-мышление
все о тренде и что почитать

Дизайн-мышление — везде на слуху, звучит абстрактно и кажется, что создано только для дизайнеров или других творческих людей. А ведь применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. На этой странице вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такое дизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Кому полезно

Разработчикам и стартапам.

Преподавателям и консультантам.

Бизнесменам и работникам сферы услуг.

Дизайнерам и всем-всем-всем.

Метод дизайн-мышления состоит из шести этапов

Каждый этап относится к дивергентной или конвергентной фазе. Дивергенция — расширить угол зрения, собрать все находки и идеи.

Затем конвергенция сужение фокуса и выбор приоритетной идеи, которую будем проверять и дорабатывать на следующих итерациях.

Брать и применять: набор практических инструментов для каждого этапа — в методичке от лаборатории Wonderfull.

Этапы дизайн-мышления

Дизайн-мышление — это четко определенный процесс. При этом можно выполнять только часть его цикла, возвращаться к середине или началу при необходимости.

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

История дизайн-мышления

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

Дизайн-мышление в бизнесе

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Корейская компания заправок S-Oil хотела выбиться в лидеры отрасли. У них было мало времени, небольшой бюджет, очень конкурентный рынок и метод дизайн-мышления в арсенале. Сейчас S-Oil Corporation — вторая по величине нефтегазовая компания Южной Кореи.

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В МРТ-сканере все громко и неожиданно стучит. Замкнутое пространство, да еще и лежать нужно неподвижно, — страшно даже взрослым, не говоря о детях. Исследователи, которые занимались этим проектом, решили проблему геймификацией для детей.

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата. Кейс компании IDEO для GE.

Инструкция «Из коробки» от Samsung

Ребята из Special Projects помогли Samsung понять, почему пожилые люди неохотно пользуются смартфонами. Они провели исследование и узнали, что затруднения вызывал не их возраст или недостаток технических навыков, а неуклюжесть руководств телефона.

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

Переговорка «Рабочее место будущего»

Что было не так с переговоркой? Мало места, у людей затекала шея, потому что приходилось смотреть на флипчарт, который — как оказалось — неудобно висит, некуда положить блокнот, не говоря о ноутбуке. И так много часов подряд.

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

Дизайн-мышление помогает в решении любых задач

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

Новое цифровое пространство для Tele2

Когда у российского мобильного оператора Tele2 появилась задача «изменить сайт», с помощью метода дизайн-мышления она трансформировалась в более глобальную — обновить все приложения и веб-версии сайта и создать новое цифровое пространство. Начали с исследования того, что же хочет абонент, — не задавали вопросы, а наблюдали, как люди совершают покупки в Интернете или регистрируются в других личных кабинетах. Так же методично изнутри у представителей бизнеса были собраны все пожелания. После этого «склеили» интересы всех. Так в Tele2 нашли синергию между тем, чего хотел бизнес и чего действительно ждал абонент. Фото — лаборатория Wonderfull.

Прогуляться и оформить документы

Дизайн-мышлением начало пользоваться даже государство. Во время обычной прогулки по парку москвичи могут совместить приятное с полезным и подать заявление о регистрации брака, узнать о своих штрафах ПДД или о получении загранпаспорта в кабинах. Благодаря вниманию к запросам пользователей с помощью метода дизайн-мышления появились кабины виртуального обслуживания «Мои документы» и разрабатывается новое мобильное приложение сайта mos.ru

Умная кофе-станция

Разработчики кофе-станции тоже использовали дизайн-мышление. Они продумали идею и сценарии для 8 типов пользователей. Умная кофе-станция самообучается и предлагает подходящее человеку сочетание ингредиентов в напитке, разные печеньки и даже персонализированную новостную ленту. Она умеет делать геолокационную привязку к его маршруту. А ещё «помнит» эмоциональный фон на основе данных с прошлого «общения» с кофе-станцией. «Очеловечивание» машины оставляет приятное впечатление — человек замечает разницу уже во время второго подхода к кофе-станции. Кейс дизайн-агентства Lumiknows.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры

Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска. Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности. Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры. Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма во время вашего отпуска? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован. Из интервью в Бизнес-блоге МИФа

Дизайн-мышление: особенности, методы и развитие

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Не все люди могут мыслить креативно. Для того чтобы обладать таким качеством ума, необходимо иметь талант. Творческие люди в большинстве случаев обладают дизайн-мышлением. Поэтому они всегда находятся в тренде и востребованы на работе. Если человек научился сочетать талант, творческий процесс и дизайн-мышление, то из него получится неплохой специалист. Данный сотрудник компании сможет создать большое количество немыслимо красивых вещей, используя простые элементы.

Кроме того, благодаря неординарному таланту люди, обладающие дизайн-мышлением, могут сделать окружающий мир намного комфортнее. Хотите стать одним из таких везунчиков? Тогда прочитайте следующую информацию.

Что это такое?

Итак, дизайн-мышлением называется процесс, способствующий поиску различных неординарных решений, которые можно применить в любой жизненной сфере. А решения основываются на творческом процессе. Он здесь является важным моментом.

Дизайн-мышление тесно связано с разработкой инновационных возможностей в социальной сфере и в бизнесе. Оно помогает найти нестандартные решения. Например, для обеспечения комфортной среды для инвалидов было придумано большое количество приспособлений. К таким идеям относятся различные турникеты, специальные дорожки. Теперь они значительно облегчают жизнь людям. Без дизайн-решений такие новшества могли бы и не состояться.

Сама идея внедрения дизайн-решений в жизнь возникла в 1969 г. Ее вдохновителем стал Г. Саймон. Позже эту идею подхватили ученые. Уже после этого был организован Институт дизайна. С тех пор многие специалисты пытались дать определение данному явлению, и только в фонде Interaction Design назвали этот процесс многогранным. Специалисты фонда смогли объяснить, каким образом переосмысливается проблема и как находится нужное решение.

Термин «дизайн-решение» основан на принципе антропоцентризма. Он предполагает различные исследования, которые служат интересам человека. Их целью является выход из стереотипности. По большому счету дизайн-мышление находит свое применение повсюду – даже там, где и предположить трудно. Например, оно применяется в сфере ремонта жилья, в запуске новых идей, в проектировании бизнес-проектов.

Тем не менее, как и во всех сферах человеческого мышления, у дизайн-мышления есть свои недостатки и достоинства.

К достоинствам можно отнести следующие пункты:

  • точное знание ответа на вопрос, что именно хочет покупатель;
  • нахождение инновационных идей и привлечение работников к их реализации.

Среди минусов стоит выделить следующие пункты:

  • на этапе привлечения к делу сотрудники не выполняют свои прямые обязанности;
  • необходимо вкладывать огромные ресурсы;
  • затраты могут не окупиться, так как методы поиска могут не оправдать ожиданий.

Поэтому нужно постараться по возможности соединить дизайн-мышление и управленческий подход. Так можно будет гарантированно получить результаты проекта и узнать, что именно интересует потребителя. Данное направление способно определить существующую проблему. Конечно, такой подход требует вложений, однако инвестиции вполне окупаемы. Недаром самые крупные и самые современные компании, воспользовавшись методами дизайн-мышления, выиграли в плане роста и инноваций.

Именно поэтому необходимо внедрять дизайн-мышление в бизнес. Такой подход должен быть осознанным. Если соблюсти все правила, то можно решить практически все проблемы. Например, поднять продажи или найти оптимальные решения в управлении персоналом. При этом жесткие рамки при воплощении дизайн-идеи недопустимы. Нужно помнить, что данный вариант – это творческий подход к решению бизнес-проблем.

Тем не менее если дело будет касаться документального оформления вышеописываемого процесса, то нужно соблюдать полный порядок при его оформлении.

Принципы

Дизайн-мышление имеет такую мультифункциональность, которая позволяет применять его во многих сферах. Все это происходит благодаря следующим принципам.

  • Заниматься разработкой для людей – это главная цель.
  • Больше показывать вещей, которые можно потрогать и увидеть своими глазами. Знайте, что рассказы и описания качеств предмета не оказывают должного эффекта.
  • Создать четкие очертания предмета, который вы показываете с целью продажи или с какой-либо другой целью.
  • Подходить основательно к проекту. Для этого обозначьте этапы и установите конечную цель.
  • Пробовать использовать все методы, а различные эксперименты приведут к успеху.
  • Прислушиваться к различным мнениям, которые предлагают специалисты, и выбирать всегда самое лучшее из них.
  • Двигаться вперед и действовать.

После усвоения данных принципов можно переходить к изучению основных этапов.

Методология

Для каждого этапа имеется свой метод. Рассмотрим нижеприведенные методы, относящиеся к каждому этапу.

Методы для эмпатии заключаются в следующем:

  • «Новичок» – этот метод предусматривает наблюдение;
  • «Что? Как? Почему?» – поможет погрузиться в тему;
  • «Жизнь сквозь камеру» поможет узнать все подробности рассматриваемого вопроса;
  • «Подготовка к интервью» поможет подготовиться к разговору, к важной встрече;
  • «Экстремальные пользователи» поможет определить фанатов и тех, которые не знакомы с вами;
  • «Аналогии» поможет обнаружить новую информацию;
  • «Обмен историями» помогает услышать и узнать друг друга.

Методы для определения включают:

  • «Наполнение и группировка» позволит узнать потребности пользователей;
  • «Карта эмпатии» помогает найти метод синтезирования наблюдений;
  • «Путь пользователя» помогает рассмотреть каждый шаг ситуации;
  • «Собирательный персонаж» помогает ориентироваться на пользователя;
  • «Масштаб» позволяет сделать поиск идей;
  • «Матрица 2х2» позволит организовать связь между объектами;
  • «Лестница» помогает найти середину между желаемым и действительным;
  • «POV Формула» направляет на обнаружение проблемы на этапе поиска ответа;
  • «POV Аналогия» формулирует задачу в одном направлении;
  • «POV Реклама» нацелен на конкретного пользователя;
  • «Проверочный список» поможет определить эффективность;
  • «Дизайн-принципы» – это получение качественного дизайнерского решения задачи;
  • метод-вопрос «Как мы можем?» – нужен для поиска новых идей.

Методы для поиска идей:

  • «Разминка» настраивает на активную работу;
  • «Мозговой штурм» – это способ придумать массу идей;
  • «Фасилитация мозгового штурма» – подготовка почвы для придумывания идей;
  • «Отбор» поможет отобрать идеи из разных направлений;
  • «Боди Сторминг» призван найти ответы на вопросы, здесь нужно испытать предлагаемую ситуацию на себе;
  • «Ограничения» помогают задуматься о возможных препятствиях.

Методы для прототипирования:

  • «Прототип для эмпатии» дает совершенно другую информацию;
  • «Прототип для тестирования» помогает проверить аспекты вашего решения;
  • «Прототип для решения» помогает выбрать оптимальный итог;
  • «Определение переменных» поможет получить полезную обратную связь с пользователем;
  • «Прототипирование с пользователем» помогает найти лучшее понимание пользователя через наблюдение;
  • «Прототип волшебника страны Оз» – в этом случае нужно стать «волшебником», то есть выдать функциональную идею;
  • «Метод истории» поможет захватить внимание зрителя;
  • «Съемка видео» – инструмент для донесения историй и идей до зрителя;
  • «Монтаж» сделает ваше видео самодостаточным.

Методы для тестирования:

  • «Тестирование с пользователем» поможет развить тему;
  • «Сетка» обратной связи помогает распределить мысли по основным вопросам;
  • «Обратная связь» в команде повышает эффективность работы.

Этапы

Они состоят из базовых элементов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим их более подробно.

Эмпатия

Первый этап подразумевает технологию включения в переживания и опыт других людей. Структура заключается в следующем: нужно определить и понять, что волнует каждого человека. Поэтому данный этап считается самым основным. Здесь специалисты смотрят на проблему глазами людей. Дизайнер должен искать такие решения, которые удовлетворят любого пользователя.

Необходимо проанализировать рынок и привлечь потребителя. Сделать это можно только тогда, когда вы изучите спрос и его структуру, а потом начнете предлагать свои товары или услуги.

Определение

Когда информация проходит систематизацию, то этот этап называется «Определением» или «Фокусировкой». Данную процедуру можно проделать при помощи эмпатии. Проще говоря, нужно провести анализ всех наблюдений, а потом выделить ключевые моменты.

Вышеприведенное высказывание свидетельствует о том, что в любом бизнесе необходимо заранее знать, что больше всего хочет получить от ваших услуг потребитель. Как только вы узнаете это, вы сможете предложить нужный продукт.

Поиск идеи

Без этого пункта невозможно продвижение. Этап «генерация идей» (или «к поиску идеи») предусматривает установку проблемы. А дальше ищите решение для ее устранения. Например, придумайте большое количество идей и выберите из них самую жизнеспособную.

Стереотипность в этом вопросе недопустима. Да, и включите в процесс создания идеи свою творческую жилку. Только так вы сможете найти нужное решение.

Создание прототипа

Необходимо узнать правильность идеи. Поэтому приступайте к следующему этапу – прототипированию. Для этого выпустите пробную версию своей идеи и проверьте ее жизнеспособность. Так вы сможете обезопасить себя от необдуманных шагов и сохранить свои денежные средства.

Например, не стоит вкладывать большие суммы в придуманную вами идею и выпускать большую партию товара, который вы не сможете реализовать. Можно для начала создать бюджетный вариант в небольшом количестве. Затем посмотреть на спрос, а после чего сделать выводы.

Тестирование

Чтобы усовершенствовать решение задачи, нужно протестировать все ее пункты. Обычно такая процедура проводится многократно. Желательно в этом вопросе особое внимание уделять прототипированию. Необходимо действовать так, как будто вы не уверены в успехе.

Только тестирование покажет правильное направление к цели. Зачастую после тестирования выясняется, что необходимо все исправить или начать все сначала.

Как работает на практике?

Вот уже несколько поколений обсуждают этот вопрос, начиная с 50-х годов прошлого века. Современный подход к основным стратегиям дизайн-мышления определяет такие элементы, как инновационность вопроса, ориентация человека на подключение интуиции, его большая ответственность и дисциплинированность. Термин дизайн-мышление включает в себя многочисленные знания и опыт, которые опираются на следующие пункты: различные исследования рынка, критическое и образное мышление, экономика, филология и даже философия.

Кроме того, чтобы выдвинуть какую-либо концепцию при реализации дизайн-мышления, специалисты используют такие научные сферы, как социология, антропология, футурология. Например, в некоторых странах специалисты основываются на вышеперечисленных факторах и строят для людей довольно комфортные дома. Так внедряется дизайн-мышление в процесс, который основан на действии. Он помогает услышать и понять все желания обитателей городов. Поэтому у строителей все получается, и урбанистический подход работает хорошо.

Приведем другой пример. Зачастую специалисты в сфере маркетинга сталкиваются с задачей создать продукт из ничего, то есть создать нечто продаваемое благодаря созданию какой-либо идеи. В этом случае без компьютерных технологий не обойтись. Можно создать веб-приложения, которые будут доступны тем, кто не знаком с вопросом программирования. Заметим, что только после проведенных исследований и различных апробирований можно будет решить данную задачу. Когда картина станет проясняться, то можно соединить электронные таблицы и визуальный дизайн. Данный вариант будет понятен всем без исключения. При этом необходимо отметить, что без специальных знаний и дизайн-мышления у вас ничего бы не получилось.

Кроме того, дизайн-мышление применяется и в образовательной сфере, поскольку учебный процесс начинается с вопроса, для чего нужны знания и где их можно применить. Первой реакцией на поставленные вопросы станет ответ: «необходимо идти к направлению своих потребностей».

Вывод здесь один: когда человек не видит цели обучения, он не стремится к ней. Поэтому с выдвижения данной проблемы и нужно начинать процесс закачки знаний.

Педагог должен действовать как дизайнер, а именно проводить исследования, которые не дадут нужного результата без постановки наводящих вопросов. Когда весь процесс полностью будет завершен, то можно будет судить о результатах проведенной работы. Дизайн-мышление нужно применять на практике в любых сферах, и тогда многое получится.

Как развить?

Процесс развития дизайн-мышления заключается в мозговом штурме. Чем больше вы думаете и при этом проявляете креативность, тем быстрее вы запустите в своем мозге определенные направления. Данный вид мышления необходимо иметь всем без исключения. Чем больше будет процент знаний, тем больше вы сможете выиграть жизненных бонусов. Правильнее всего начать с того, чтобы заняться критикой своих решений. Чем больше вы будете относиться с недоверием к своим решениям, тем больше вы будете анализировать и думать. А значит, в конечном итоге придете к самому нужному и умному выводу. Кроме того, так вы разовьете свой вкус и сможете быть конкурентоспособным на рынке труда.

Дальше необходимо действовать по следующему плану.

  • Заведите папку и складывайте в нее все свои идеи. Через месяц проанализируйте каждую из них и ответьте на вопрос, какая идея вам больше всего пришлась по вкусу. Так вы разовьете свое вдохновение и будете двигаться в правильном направлении.
  • Чаще оглядывайтесь вокруг. Двигаясь по улице, вы можете встретить множество интересных вещей. Анализируйте увиденное вами. Например, можно посмотреть в лужу и увидеть в ней просто грязь. А если посмотреть с другой стороны, то вы заметите на ее поверхности отражение облаков, которые уверенно плывут по небу. Дизайн-мышление – это креатив. Помните об этом.
  • Смотрите на то, как реагируют люди на вашу деятельность. Так вы сможете реально оценить свои знания и свою работу. Если есть недочеты, то их лучше вовремя устранить. Не бойтесь посмотреть на свои ошибки «открытыми глазами». При таком подходе вы получите возможность их исправить и больше никогда не совершать.
  • Больше занимайтесь творчеством. Только этот процесс дает возможность быстро развить определенные навыки. Работая руками и головой, вы быстро достигнете того, чего хотели.

Вывод здесь напрашивается такой: измените мышление, и тогда оно изменит вас. Если хотите повысить уровень знаний, тщательно и систематически выполняйте нужные задания.

Что такое дизайн-мышление и как его применять

Все чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом большинство до сих пор не знает его точного определения.

Что такое дизайн-мышление

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма. Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии. Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Как работает дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.

Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.

1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это — главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

2 этап. Фокусировка

На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи — гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?

3 этап. Генерация идей

После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

4 этап. Прототипирование

Задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

  • в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
  • в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

Раздел на сайте — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.

5 этап. Тестирование

В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Как применять дизайн-мышление в дизайне

Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях. Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет. Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.

Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента и пользователя, как UI-/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, дизайнеру необходимо понять боли и страхи пользователя.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Дизайн-мышление

Дизайн-мышление – метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека.

Дизайн-мышление состоит из нескольких этапов, которые не обязательно следуют линейно друг за другом:

Почему именно дизайн-мышление:

Есть много разных подходов и методов развития креативности в команде, перечислим самые популярные из них:

  1. Латеральное мышление (Эдвард де Боно).
  2. Теория решения изобретательских задач (Генрих Альтшуллер).
  3. Мозговой штурм (Алекс Осборн).
  4. Синектика (Уильям Гордон).
  5. Дизайн-мышление.

В своей работе мы используем метод дизайн-мышления по ряду следующих причин:

  • В отличие от многих других методов и подходов, дизайн-мышление отличает комплексность. Данная методология включает в себя этапы от исследования существующего пользовательского опыта до генерации идей и создания быстрого прототипа.
  • Дизайн-мышление – это человекоориентированная методология. Происходит изначальная фокусировка на решении проблем и задач конкретной целевой группы.
  • Работа в методологии дизайн-мышления фокусирует команду на быстром создании прототипа и его тестировании у пользователей вместо длительных обсуждений получившихся идей.
  • Процесс работы команды в методологии дизайн-мышления подразумевает неоднократное чередование дивергентного и конвергентного мышления, благодаря чему команде с одной стороны удается несколько раз посмотреть шире на исследуемую проблему, с другой стороны – фокусироваться и выбирать ключевые пользовательские проблемы и пути их решения. В совокупности такое чередование различных типов мышления дает возможность в короткие сроки создавать нестандартные решения, отвечающие на конкретные пользовательские задачи.

В 1969 году Герберт Саймон в своей книге «Sciences of the Artificial» определил дизайн как процесс преобразования существующих условий в желаемые. Таким образом, дизайн-мышление – это процесс, всегда ориентированный на создание лучшего будущего и поиск новых решений для комплексных проблем в самых разных областях, ориентированных на целевую группу пользователей. Книгу Герберта Саймона принято считать отправной точкой зарождения дизайн-мышления как методологии.

Более подробное описание каждого этапа дизайн-мышления:

1. Эмпатия
Эмпатия – центр дизайн-процесса, ориентированного на человека. Основная задача команды на этом этапе – максимально погрузиться в опыт пользователей, исследовать его. От команды требуется способность выслушать клиента, «влезть в его ботинки», прожить его пользовательский опыт, понять его чувства, поступки и решения.

На этом этапе команда может использовать следующие инструменты:

  • составление карты стейкхолдеров;
  • наблюдение;
  • проведение глубинного интервью с разными группами пользователей;
  • проведение экспертных интервью;
  • проживание членами команды пользовательского опыта («мокасины»);
  • исследование аналогов.

2. Фокусировка
После того, как исследован опыт пользователей̆ и собраны полезные наблюдения, наступает этап фокусировки. Этот этап – возможность для команд поделиться своими находками и наблюдениями, объединить их на шаблонах для групповой работы.

Ключевая цель данного этапа – в удобной̆ и осмысленной̆ форме познакомиться с результатами всех проведенных исследований, чтобы отобрать самое важное для разработки или улучшения впечатлений пользователей̆, поэтому особенно ценным материалом является зафиксированная прямая речь пользователей в процессе интервью.

Основные инструменты, которые использует команда на данном этапе:

  • карта эмпатии;
  • кластеризация собранной информации;
  • карта пути пользователя;
  • карта разрывов пользовательского опыта;
  • формулировка постановочной задачи: «Point of view».

3. Генерация идей
На данном этапе команда, отталкиваясь от тех пользовательских проблем и идей, которые были собраны на предыдущих этапах, создает пул идей, которые могут лечь в основу проектирования новых решений для пользователей.

На данном этапе важно, чтобы участники различали термин «Пожелание пользователя» и «Идея». Идея всегда отвечает на конкретную проблему или боль пользователя, а также имеющуюся на рынке возможность, и связана с ней «измеряемой характеристикой действия» (качественной или количественной).

На данном этапе для улучшения качества генерируемых идей команда может привлечь в виде поддержки внешние ресурсы: консультантов, экспертов и модераторов.

Некоторые способы организации процесса генерации идей:

  • Мозговой штурм.
  • Бодисторминг.
  • Брейнрайтинг.
  • Дизайн-метафоры.
  • Направленные ассоциации.

4. Выбор идей
На этом этапе происходит отбор лучших идей с точки зрения полезности для человека, ценности для бизнеса и технической реализуемости.

В рамках этапа можно выделить три под этапа:

  1. Оценка идей.
  2. Отбор.
  3. Голосование.

Чтобы идеи получили содержательную оценку их жизнеспособности с точки зрения финансов, технологий, логистики и организации, в рамках этого этапа они могут быть представлены экспертам, директорам компании, специалистам направлений.

Командные инструменты для работы со списком идей:

  • Диаграмма Венна.
  • Product Evolution Canvas.

5. Прототипирование
Цель данного этапа – создать макеты самых перспективных идей, которые далее можно будет проверить через простые и быстрые тесты с пользователями. Происходит моделирование только самых основных пользовательских функций или улучшений продукта из подручных средств, чтобы скорость от генерации идеи до ее тестирования была минимальной. Правило этапа прототипирования: создайте 1 прототип стоимостью 1 рубль за 1 минуту.

  • Бумажное прототипирование.
  • Видеопрототипирование.
  • Прототипирование опыта.
  • Лего-прототипирование.

6. Тестирование
Этап тестирования – это квинтэссенция процесса дизайн-мышления. Этап ошибок и новых знаний. На этом этапе команда должна узнать о том, что большинство представленных пользователю гипотез неработоспособны, и совершить итерацию – составить список улучшений, а также разработать новые, более эффективные и полезные решения. Ключевая цель данного этапа – получить обратную связь от пользователей о своем решении и составить план изменений для последующих итераций.

На данном этапе команда сначала составляет список вопросов, которые необходимо проверить, и определяет сценарий тестирования, после чего наблюдает, как люди будут пользоваться прототипом, и фиксирует наблюдения.

Способы проведения тестирования прототипа:

  • наблюдения в среде;
  • автобиографический дневник;
  • A/B тестирование;
  • истории о героях;
  • прототипирование опыта.

Задачи, которые решает дизайн-мышление:

Дизайн-мышление помогает в решении любых задач

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или разработка сценария конференции. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

Какие ошибки часто допускают при запуске нового продукта/услуги/сервиса:

  • Сотрудники думают только о повышении продаж, но не анализируют портрет пользователя, не разговаривают с реальными пользователями.
  • Неправильный подход к генерации идей – просто решили сделать, потому что так делают конкуренты, критика на этапе генерации идей, решения основываются на мнении внутренних экспертов или собственников.
  • Идеи выбираются наобум, не тестируются, проходит очень много времени и тратится много ресурсов до первого теста на реальных пользователях.
  • И др.

Всех этих ошибок помогает избежать применение метода дизайн-мышления.

Какие проблемы решает дизайн-мышление:

Привлечь ЦА. Вы не просто рекламируете продукт, а заботитесь о пользователе, решаете его проблемы на пути к покупке. Это эффективнее, чем бездумно вкладывать сотни тысяч в контекстную рекламу или другие методы продвижения, которые никак не помогут пользователю.

Сэкономить бюджет. Создать прототип и сразу протестировать его – дешевле, чем внедрять непроверенное решение, которое может оказаться неэффективным.

Сразу оценить эффективность решения. Дизайн-мышление позволяет убрать пропасть между теоретическими идеями и их практической реализацией. В результате – не тратить время на реализацию изначально нежизнеспособных идей.

Почему стоит работать с нами

В нашей команде есть уникальное сочетание экспертиз, с одной стороны – экспертиза в методах групповой работы и фасилитации, с другой стороны – специалисты с международной сертификацией в области дизайн-мышления уровня d.standards С2 (coach level 2).

Более подробно о дизайн-мышлении можете почитать в нашей статье

Ссылка на основную публикацию