Дискурсивное и интуитивное мышление: что это такое и чем отличаются друг от друга?

Дискурсивное и интуитивное мышление: что это такое и чем отличаются друг от друга?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

«Это элементарно, Ватсон!». Фраза одного из самых известных литературных детективов Шерлока Холмса звучала после того, как он применял свой метод дедукции, однако, некоторые считают, что сыщик пользовался индукцией. И то и другое – формы дискурсивного мышления. Вполне возможно, английский мастер раскрытия преступлений владел обеими методиками.

Что такое дискурсивное мышление?

Понятие «дискурсивное» происходит от латинского «discursus», что переводится как «рассуждение». То есть в процессе такого мышления человек находит ответ на интересующий его вопрос в результате диалога с самим собой. Он подбирает нужный ключ к решению так же, как действует ребенок, когда собирает мозаику. Поочередно «подставляя» то одно, то другое свое предположение, основываясь на логических выводах, человек и делает свое умозаключение. И при этом может использоваться как дедукция, так и индукция:

  • дедукция предполагает переход от общих понятий к частному случаю;
  • индукция предполагает движение от некого частного суждения к общему выводу.

К примеру, несложно догадаться, что если в школе у ребенка объявили карантин, на работе большинство коллег чихает, а в аптеках — очереди, то в город пришла эпидемия гриппа или ОРВИ. Однако подобные выводы не всегда столь однозначны. Утверждения типа «все мужики – козлы», «все бабы – дуры», «все дети капризны», «все продавцы – воры» и так далее тоже делаются на принципах индукции.

Нередко люди приходят к выводам на основе знаний, полученных на единичном примере, что приводит к ошибкам.

Чтобы их избежать, нужно действовать согласно следующей инструкции.

  • Собирайте информацию на «холодную» голову. Не привязывайте к ней собственные чувства и предубеждения.
  • Проанализируйте полученные сведения. Возможно, удастся вывести некие закономерности. Проведите сравнение — найдите сходства и отличия.
  • Теперь можно делать вывод о заинтересовавшем событии, явлении или человеке.
  • Проверьте полученные данные. Чтобы вынести окончательный вердикт, найдите подтверждение вашим выводам. Для этого еще раз исследуйте факты и обстоятельства или просто понаблюдайте за происходящим.

Подобные приемы помогают не только правильно оценивать ситуацию, но и влиять на нее. Дискурсивное мышление может пригодиться как в бытовых вопросах, так и в бизнесе.

Рассмотрим несколько ситуаций. Ваш сын никак не хочет наводить порядок у себя в комнате. Вы уже не раз говорили ему, что он нечистоплотен и требовали убираться на его шести квадратных метрах. Однако воз с его носками, дисками, книгами, тетрадками, штанами и майками и ныне там.

Давайте попробуем зайти с другой стороны: «Милое чадо, посмотри, как приятно бывать в комнате твоих сестер. Там все разложено по полочкам, они быстро находят свои вещи и не спотыкаются о различные препятствия, не пора ли и тебе создать уют?» Вероятнее всего, такое предложение возымеет куда больший успех, чем сравнение с поросенком и приказы, отданные в ультимативной форме.

Дочка проплакала весь день, когда вы отменили поход в зоопарк из-за дождя. Вспомните, что вы ей сказали. Вероятнее всего, это звучало приблизительно так: «В зверинец не идем — на дворе сыро». Если в следующий раз «небесная канцелярия» снова встанет на вашем пути, рекомендуется следующая формулировка: «Сегодня ожидаются сильный ветер и ливень, в таких условиях гулять ужасно некомфортно, давай перенесем прогулку на следующий выходной». Вот увидите, дочурка еще спасибо скажет, что вы так о ней позаботились.

Вы никак не можете продать партию мыла, которую разработали лучшие специалисты вашей фирмы. Что говорят продавцы покупателям? «Это наша самая удачная продукция. В ее составе только натуральные ингредиенты. Она дарит прекрасный аромат телу и свежесть коже».

«Переверните» презентацию. Это мыло сделает кожу гладкой, подарит незабываемый аромат, не вызовет аллергических реакций, так как сделано из натуральных компонентов, и, кстати, это одна из самых успешных наших находок. Очередь у прилавка уже стоит?

Чтобы успешно применять оба метода дискурсивного мышления (и дедуктивный, и индуктивный), важно обращать внимание как на мелкие детали, так и на проблему в целом.

Для этого должны быть хорошо развиты память, наблюдательность, способность концентрироваться и аналитические данные. В психологии этот вид мышления называют медленным, быстрым же считается другой вид — интуитивный.

Определение интуитивного мышления

Данный вид мышления по большей части основан на интуиции. Связи рождаются практически мгновенно. Человек, не задумываясь, отвечает на вопрос, рассчитывая в основном на свои чувства. Интуитивное мышление считается одним из видов творческого мышления. Иногда кажется, что данный процесс происходит без участия логики, однако, это немного не так. Человек тоже выстраивает некие аналитические цепочки в своей голове, но это происходит молниеносно. Так как в данном случае им движет нечто понятийно-интуитивное. Но и это определенная форма рационального мышления.

Решение как будто появляется сверху. Кто-то называет это даром Божьим, кто-то считает, что такую способность можно развивать. Бесспорно одно – человек, владеющий способностью к интуитивному мышлению, должен обладать большим жизненным опытом и иметь солидный багаж знаний в совершенно разных областях. Поэтому даже если этого «дара» нет, его можно развить.

Как развить?

Учиться никогда не поздно, а развивать интуицию тем более. Для того чтобы стать великим предсказателем, вовсе не обязательно изучать карты Таро и значение узоров кофейной гущи. Нужно уметь сопоставлять факты и перестать выдавать желаемое за действительное, проще говоря – ловкость ума и никакого мошенничества. Вот небольшой список заданий, после выполнения которых вполне можно прослыть магом.

  • Будьте лучшим в своей профессии. Пытайтесь разобраться во всех ее тонкостях. И тогда ваши прогнозы будут основываться не на картине звездного неба, а на личном опыте. Вам не составит труда предугадать, какой товар будет пользоваться наиболее высокой покупательской способностью, какие услуги станут особенно востребованы.
  • Чаще пытайтесь примерять на себя «чужую шкуру». Что бы сказал Иван Иванович в этой ситуации, что бы он изрек по этому поводу? И вот вы уже без труда угадываете следующую мысль начальника.
  • Учите язык жестов и тела. Иногда одно движение человека может сказать куда больше того, что он произносит вслух.
  • Будьте раскованы в своих мыслях и поступках. Не загоняйте себя в угол усталости. Оттуда не то что будущее, настоящее не разглядишь.

И еще. Умейте расположить к себе человека. Даже если считается, что у вас безукоризненные манеры, речь истинного оратора, а внешность бога (богини), опускайтесь хотя бы иногда на грешную землю. Будьте ближе к народу, и тогда вам удастся разгадать куда больше тайн, чем сейчас.

Дискурсивное мышление и интуитивное мышление

По степени развёрнутости решаемых задач мышление принято подразделять на дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное, с минимальной осознанностью). В этой статье мы рассмотрим их более подробно.

Дискурсивное мышление

Мыслительная стратегия, на которой построено это мышление, предполагает последовательный перебор вариантов решения проблемы. Чаще всего в основе такого перебора лежит логическое рассуждение, в котором один вывод следует из другого, предыдущего. Дискурсивное мышление основывается на развитии речи и деятельности и совершенствуется по мере развития основных логических операций. Итогом дискурсивного мышления является умозаключение. Разделяют два вида дискурсивного мышления: индуктивные и дедуктивные умозаключения.

При индуктивном умозаключении мы на основе наблюдений какого-то факта делаем обобщающий вывод, то есть движемся от частного к целому. Например, если мы наблюдаем среди своих коллег по работе и среди случайных людей в городе немало простуженных, да ещё и видим длинную очередь сморкающихся и кашляющих людей, желающих попасть на приём к терапевту, значит, в городе началась волна ОРВИ. Но в выводе, сделанном на основе индукции, может быть и ошибочная информация. Например, получив несколько неудачных опытов общения с противоположным полом, можно сделать ошибочный вывод о том, что нормальное общение вообще невозможно, или о своей непоправимой неполноценности, или о чужом безнадёжном несовершенстве. Или, посчитав, что если одна продавщица обсчитала Вас, и подобные истории происходили с Вашими знакомыми, сделать вывод о том, все продавцы именно таковы.

Существует методика, помогающая наиболее эффективно использовать индуктивное мышления и свести ошибки к минимуму. Она предполагает выполнение нескольких последовательных действий:

1. Наблюдайте. Непредвзято, объективно соберите все бесспорные факты.

2. Проанализируйте собранную информацию. Найдите сходства, различия, закономерности.

3. Обобщите информацию, опираясь на выявленные закономерности.

4. Продолжая наблюдать, ищите подтверждение своих выводов и обобщений.

Правильное применение приёмов индуктивного мышления может быть весьма полезным при аргументации! Например:

• Экстраполяция, перенос общего правила из одной, привычной области применения в другую, нужную Вам. Если использовать аргументированную экстраполяцию, можно убедить собеседника в правильности выполнения требуемого.

Так, мы зачастую говорим: «Будь человеком, наведи, наконец, порядок в комнате!»

Индуктивная аргументация: «Твои друзья – организованные ребята, у них в комнатах порядок. Пора и тебе подтянуться и начать прибирать в комнате».

• Использование при аргументации фактов с последующим объяснением вывода. Если мы меняем этот порядок и сначала оглашаем выводы, это вызывает у собеседника внутренний протест.

Так, мы зачастую говорим: «Мы не поедем с тобой сегодня за город, потому что там будет дождь».

Индуктивная аргументация: «Я сегодня посмотрел прогноз погоды, там, куда мы собирались, обещают дождь. И тучи двигаются в том направлении, и погода заметно портится. Нам стоит отложить свою поездку».

• Использование при убеждении вначале преимущества частностей, и лишь затем – преимущества в целом, а не наоборот. Это важно, потому что, например, продавец должен знать, что если потребителя убедят частности, то и в целом он будет согласен на покупку.

Так, мы зачастую говорим: «Этот шампунь — наша самая современная разработка. Он обогащен специальными ухаживающими маслами, питает волосы, обеспечивает их эластичность, защищает от электризации, подходит для всех типов волос, бережно ухаживает за ними, его можно применять для ежедневного мытья».

Индуктивная аргументация: «Этот шампунь обогащен специальными ухаживающими маслами, он питает волосы, обеспечивает их эластичность, защищает от электризации, подходит для всех типов волос, бережно ухаживает за ними, его можно применять для ежедневного мытья. Это наша современнейшая разработка».

• Применение фактов и аргументов перед объяснением, а не после него. В этом случае объяснение вызывает больше доверия.

Так, мы зачастую говорим: «Это Славик, новый парень Юли, оборвал все цветы с клумбы у дома!»

Индуктивная аргументация: «Час назад видела под Юлиной дверью Славика с букетом. Розы были точь-в-точь как на нашей клумбе. Вышла в магазин – и вижу: розы с клумбы недавно срезаны, зато всюду следы мужской обуви и ножичек перочинный валяется, я такой вчера у Славика видела, он говорил, что очень удобная модель. Думаю, это Славик позаимствовал розы с нашей клумбы.»

При дедуктивном умозаключении движение мысли происходит в направлении от общего к частному, то есть в основе рассуждений лежат проверенные общие факты, из которых следуют такие же точные частные выводы. Например: если начался дождь, то бельё, которое забыли снять с верёвки, намокнет. Или: у ребёнка коленки запачканы свежей травой, глаза радостно блестят и он что-то сжимает в кулачке – значит, он только что ползал по этой зеленой лужайке, и его находка того стоила. Дедуктивный метод построен на основе логики. Построенный на подтверждённых фактах, он делает наше мышление более результативным и точным.

Для применения обоих методов мышления – индуктивного и дедуктивного – важно примечать и детали, и целое. Для этого необходимо иметь хорошую наблюдательность и развитое мышление, нужно уметь анализировать, запоминать, концентрироваться на поставленной задаче. Даже в том случае, если память, мышление, восприятие или внимание недостаточно надёжны, познавательные функции мозга можно и даже необходимо развивать. Например, способствуют тренировке когнитивных функций мозга и дают очень хорошие результаты занятия на игровых тренажёрах онлайн.

В повседневной жизни мы понемногу применяем как индукцию, так и дедукцию. Делая это осознанно, мы также тренируем свой мозг. Развитие мышления позволяет нам быстро и успешно решать текущие задачи, сохранять конкурентоспособность, что очень важно в современном мире. Мы развиваем дедукцию, когда решаем задачи в точных науках, когда дотошно углубляем знания в интересующем предмете, когда расширяем кругозор, когда мыслим гибко и способны рассмотреть вопрос с разных точек зрения, когда развиваем разные аспекты внимания, когда учимся запоминать и во многих других случаях.

Применение индукции и дедукции отражено в лучших произведениях детективного жанра, ведь лишь на основе неопровержимых фактов могут сложиться все «пазлы» сложного и запутанного преступления. Так, на помощь великому сыщику Шерлоку Холмсу, в голове которого были упорядоченно разложены все необходимые ему «инструменты», знания (к слову, виртуозно применяемые на практике), также неизменно приходили как дедукция, так и индукция. Правда, в его арсенале была ещё одна козырная карта – интуиция. Под интуицией мы понимаем способность бессознательного понимания происходящего. Как правило, в качестве противоположного дискурсивному определяют интуитивное мышление.

Интуитивное мышление

Современная психология рассматривает интуитивные акты как часть дискурсивного или иного мышления в процессе решения творческих задач, рассматривая их как один из этапов творческого мышления (потом здесь может быть ссылка на будущую статью о творческом мышлении). Как сказал Герберт Саймон, один из основателей когнитивной психологии, «Интуиция – это не что иное, как узнавание». Развитие интуитивного мышления возможно, если полагать интуицию сконцентрированным бессознательным рассуждением, а не иррациональным процессом, если предположить, что она есть следствием сконцентрированного опыта.

Как помочь развитию интуитивного мышления?

• Становиться специалистом в какой-либо области: в этом случае мгновенные прогнозы будут основываться на опыте и давать реалистичные результаты.

• Развивать образное мышление: это хорошо помогает предсказывать поведение людей в той или иной ситуации.

• Учиться ставить себя на место другого, чтобы почувствовать себя «в чужой шкуре».

• Учиться расслабляться, снимать физическое напряжение, скованность, другими словами – учиться раскрепощённости.

• Учиться в своём воображении ощущать себя в теле другого человека.

• Знать невербальный язык тела и уметь им пользоваться.

• Уметь подстраиваться под человека, меняя своё поведение под собеседника с целью создания доверия, для лучшего контакта.

Дискурсивное мышление – что это такое?

Существует большое разнообразие задач, для решения которых применяются разные типы мышления. В психологии принято разделять мышление на дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление представляет собой мыслительный процесс, в ходе которого человек последовательно перебирает разные виды решений задачи. Давайте поближе познакомимся с этим типом мышления и узнаем, как оно работает.

Суть дискурсивного мышления

Название этого типа мышления происходит от латинского слова discursus, что означает «рассуждение». Таким образом, мыслительный процесс предполагает поочередное обдумывание разных вариантов решения той или иной проблемы либо задачи. Мысленное рассуждение основывается на последовательных логических выводах, каждый из которых вытекает из предыдущего. Результатом такой умственной деятельности становится умозаключение.

Дискурсивное мышление напрямую связано с речью. В процессе мыслительной деятельности человек ведет внутренний диалог, перебирая разные варианты решения поставленной задачи. Его рассуждения и выводы основываются на имеющемся в прошлом опыте.

Формы дискурсивного мышления

Дискурсивное мышление может проявляться в двух формах – дедукции и индукции.

  • Дедукция. В ходе мыслительной деятельности человек строит свои рассуждения, двигаясь от общего тезиса к частным деталям.
  • Индукция. Этот процесс полностью противоположен предыдущему: рассуждение движется от частых деталей к общему умозаключению.

Обе формы мышления хорошо известны благодаря знаменитому литературному персонажу – детективу Шерлоку Холмсу, который в совершенстве владел ими и успешно применял свои умения для решения сложных задач.

Дискурсивное и интуитивное мышление: отличия

Дискурсивное мышление является противоположностью мышления интуитивного. Если первый тип мыслительной деятельности основывается на логических суждениях, то второй базируется исключительно на непосредственном чувственном восприятии, интуиции.

Как уже было сказано выше, в ходе дискурсивного мышления человек пытается найти решение задачи, опираясь на логику и последовательные рассуждения. На это уходит некоторые время, поэтому такой тип мышления называют медленным.

В процессе интуитивного мышления решение рождается само и ни на чем не основывается. Человек не может логически обосновать свое умозаключение, он просто чувствует, что оно является правильным. Интуитивные решения, в отличие от логических, рождаются мгновенно, поэтому этот тип мышления называется быстрым.

Развитие дискурсивного мышления

В основе этого типа мышления лежит стратегия последовательного перебора разных вариантов решения проблемы. Основываясь на имеющемся опыте, человек размышляет, последовательно подбирая возможные решения, пока не найдет нужное.

Индуктивный метод

Умозаключение, построенное по принципу индукции, может быть таким: в течение последних нескольких дней на улице, в транспорте, на работе вы видите людей, которые кашляют, чихают и сморкаются, а в аптеках выстроились очереди. Отсюда вы делаете вывод, что в городе началась эпидемия гриппа или ОРВИ. Это очень простое и логичное умозаключение.

Однако далеко не всегда индуктивный метод позволяет прийти к правильным выводам. Например, сегодня вам нагрубил водитель маршрутки. Вы вспомнили, что раньше у вас уже были подобные инциденты. Потом несколько ваших друзей рассказали, что тоже нередко нарывались на грубость водителей. Вдобавок вы еще услышали по телевизору, что водитель маршрутки нагрубил пассажиру. Отсюда вы можете сделать ошибочный вывод, что все водители маршруток – сплошные грубияны.

Как же избежать ошибок в индуктивном мышлении? Можно воспользоваться специальной методикой, позволяющей развить этот тип мышления, сделав его более продуктивным. Метод предполагает несколько последовательных шагов:

  1. Наблюдение. Бесстрастно и непредвзято понаблюдайте за интересующим вас объектом или явлением. Собирая информацию, опирайтесь исключительно на факты, а не на предположения.
  2. Анализ. Собрав всю необходимую информацию, тщательно проанализируйте ее. Выявите имеющиеся закономерности, найдите сходства и различия.
  3. Обобщение. Обобщите проанализированную информацию и на ее основе сделайте умозаключение.
  4. Подтверждение. Продолжайте наблюдать за объектом или явлением, чтобы найти подтверждение ваших выводов и умозаключений.

Если вы хотите научиться убеждать людей в своей правоте, освойте приемы индуктивного мышления, которые помогут приводить в разговоре правильные аргументы.

  • Экстраполяция – перенос какого-либо правила из одной области знаний в другую. Прием можно использовать, чтобы убедить человека сделать что-либо. Например, вы говорите своему ребенку: «Убери в своей комнате, не будь свиньей». Это неубедительная аргументация. Нужно сказать так: «Твои друзья очень дисциплинированы и содержат свои комнаты в порядке. Пора бы и тебе к ним присоединиться и начать соблюдать порядок».
  • Аргументация с последующим объяснением выводов. Обычно люди сначала озвучивают собеседнику выводы, а затем их аргументируют. Например: «Мы не поедем на пикник, потому что собирается дождь». Такая формулировка может вызвать у собеседника протест. Правильнее сказать так: «На сегодня прогноз погоды обещает дождь в том месте, куда мы собираемся ехать. Лучше всего отменить поездку и перенести пикник на другой день».
  • Аргументация с описанием сначала преимуществ частностей с последующим переходом к преимуществам целого. Этот прием можно применять в маркетинге. Специалисты по маркетингу утверждают, что если убедить покупателя в частных преимуществах товара, то он легче согласиться на его покупку. Неправильная формулировка: «Этот шампунь произведен по инновационным технологиям. Он питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост». Правильная формулировка: «Этот шампунь питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост. Он произведен по инновационным технологиям».
  • Высказывание сначала фактов и аргументов, а затем объяснения. Если сначала высказать собеседнику объяснение, а затем аргументировать его, оно не будет выглядеть таким убедительным. Например, вы говорите: «Вася, парень нашей соседки, украл цветы с клумбы». А нужно сказать так: «Я видел, как Вася стоял перед дверью нашей соседки с букетом цветов. Георгины очень похожи на те, что растут перед домом на клумбе. Вышел на улицу, а цветов нет, причем срез недавний. Кроме того, на земле отпечатались мужские следы. Наверное, это Вася срезал георгины».

Дедуктивный метод

Процесс дедуктивного мышления движется в обратном порядке: на основе общих проверенных фактов человек делает частные выводы. Например: вы посмотрели в окно и увидели, что начался дождь. Вам сразу же становится ясно, что белье, развешенное на веревке, намокнет, если его не снять. Другой пример: ваша собака прибежала с прогулки, радостно облизываясь, а ее нос и лапы вымазаны землей. Вы понимаете, что она рылась в земле и нашла что-то вкусное.

Дедуктивный метод строится на основе логических умозаключений. Достоверные общие факты позволяют делать точные частные выводы.

Если вы хотите развить свое мышление, научитесь владеть обоими методами – индуктивным и дедуктивным. Учитесь подмечать детали каждого явления, а также обращать внимание на явление в целом. Это поможет более эффективно решать стоящие перед вами задачи.

Дискурсивное мышление vs. интуитивное познание

Здравствуйте друзья! Вы умеете останавливать мысли? Я вот нет. Мои мысли останавливают свой бег уже тогда, когда я засыпаю, сменяя словесный и сознательный уровень на образный и подсознательный в сновидениях. На самом деле, каждый наш шаг сопровождается внутренней речью. Если она логически связана, то это и есть дискурсивное мышление. Оно занимает ключевую позицию в нашей жизни: каждое свое решение мы обосновываем с его помощью. Сегодня предлагаю обсудить, что важнее: логика или интуиция. Что делает нас высокоорганизованными разумными существами?

Определяемся в понятиях

Дискурс (в общем смысле) – это речь. Соответственно можем предположить связь дискурсивного мышления с речью. Она прямая. Потому что данный тип мышления всегда носит вербальный характер.

Дискурсивный образ мыслей – форма мыслительной деятельности, в которой на основе связного логичного рассуждения происходит последовательное решение задачи. Здесь каждый следующий шаг обусловлен предыдущим. При этом мысли опираются на прошлый опыт.

Типы дискурсивных умозаключений

Есть всего два типа:

  1. Дедуктивный. Мысль двигается от общего тезиса (чаще всего аксиомы или гипотезы) к частному выводу.
  2. Индуктивный. Мысль двигается от частных деталей к общему выводу.

Это взаимообратное течение мысли прекрасно иллюстрирует замечательный образ Шерлока Холмса, который одинаково мастерски обращался с обоими типами размышлений. «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, — значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане» — данный пример иллюстрирует свободное перемещение от индукции к дедукции, что обеспечивало детективу ошеломляющий успех.

Думай медленно…

Американский психолог, Нобелевский лауреат, Даниэль Канеман предлагает различения медленного (дискурсивного) и быстрого (интуитивного) видов мышления, обосновывает эту идею в своей книге «Думай медленно… решай быстро».

По его теории, в основе быстрого мышления лежит сиюминутное познание мира, основанное на интуитивных ощущениях. Это обеспечивает мгновенную реакцию на изменившиеся обстоятельства, но вызывает опасность иррациональных, неверных решений. Под влиянием такого мышления легко совершить аффективный поступок, поддаться эмоциям.

Медленная система основана на осознанном формировании мыслей и оценок. Она максимально объективизирована, очищена от лишних эмоций (всегда можно спросить себя: «Что я добавляю в решение задачи субъективного? Могу ли я это отбросить?»). Получается, что способность мыслить таким образом более результативна.

Д. Канеман не первый ученый, кто пытается противопоставить логику интуиции. Этот процесс имеет длительную историю (И. Кант также поучаствовал в этом). Однако сейчас мы можем утверждать, что это противопоставление не совсем справедливо и оправданно.

Соотнесенность интуитивного и дискурсивного

Интуитивное познание схватывает информацию непосредственно. Дискурсивное – идет последовательно, шаг за шагом в поисках объяснения. Например, возьмем категорию времени. Наше знание о нем является логическим, если мы можем объяснить (хотя бы своими словами), что такое время, доказать свою точку зрения. Если человек этого сделать не может, его понимание времени интуитивно.

Такое грубое разведение данных типов мышления очень распространено. Но если посмотреть внимательно на процесс дискурсивного образа мыслей, что мы увидим?

Оно слагается из точно рефлексируемых (поддающихся размышлению и оценке), отдельных шагов. Каждый шаг базируется, в свою очередь, на осознаваемом правиле вывода. Но по сути само движение мысли представляет несколько моментов интуитивного схватывания, которое предугадывает конечный результат процесса мышления. Чтобы обратить произвольное внимание на какой-либо объект в реальности, у нас уже должно иметься интуитивное содержание взглянуть на него. Таким образом, интуиция все заранее знает и подсказывает мышлению. Получается, что любой дискурс существует на интуитивной основе. Как справедливо отмечал Ж.П. Сартр, в мире есть только интуитивное познание. Дискурс – зафиксированная в конечных формах интуиция.

Оторванная от интуитивного начала логика становится статичной, не способной к изменениям. В это же время энергия интуиции всегда носит ярко выраженную динамику. Немало философов подчеркивали ограниченность рассудка по сравнению с самодостаточностью интуитивной истины. Логика, встречаясь с утверждением, всегда ищет его доказательства, проверяет его на истинность с точки зрения логических критериев. Интуитивному познанию не нужны никакие подтверждения, оно находит истину просто так.

В этом заключается отличие умного человека от мудрого. Я вовсе не призываю к отказу мыслить с помощью логики. Я не пытаюсь превознести интуицию. Наш мир соткан из противоречий, он многогранен и не терпит дуальности. Поэтому будет разумным не противопоставлять логику интуиции, а использовать оба средства.

Игры разума

Логика способна создать непротиворечивую взаимосогласованную цепочку мыслей, якобы описывающих реальность. Но гарантирует ли разум адекватность восприятия окружающего мира? Например, шизофренический бред может отличаться строгой логичностью, согласованностью всех рассуждений, большой убедительностью для сторонних наблюдателей.

Рассудок, оторванный от интуитивного познания, всегда воспроизводит неадекватные концепции. К примеру, такая ситуация. Предположим, что вы спрашиваете у проходящего мимо человека: «Вы не знаете, где находится библиотека?». «Да, знаю» — отвечает он, проходя дальше.

Что это было? Грубость? Ведь он же должен был понять суть вопроса. На самом деле, ответ абсолютно логичен. Нет никаких противоречий между ответом и вопросом. Однако если посмотреть с позиции контекста, здравого смысла, он, конечно, неадекватен.

Что делать?

Я предлагаю не пренебрегать интуитивным знанием, прислушиваться к нему. Одновременно не следует недооценивать логическую составляющую. Просто не стоит ставить разум на первое место, отодвигая прочь другие способности.

Желаю вам прекрасного интуитивного видения и развитого вербального выражения своих мыслей. Совмещая интуицию и логику, можно добиться больших успехов.

Предлагаю вам поделиться статьей, используя социальные кнопки. Делитесь информацией с друзьями!

Для обсуждения в комментариях ловите следующий вопрос: «Часто ли вы опираетесь на логику? Подводила ли она вас когда-нибудь?».

С уважением, Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Дискурсивное мышление — что это такое? Как его развить

Для того, чтобы сделать выбор, человек пользуется разными типами мышления. Одни из них приводят к ошибочным выводам. Другие же помогают увидеть и оценить полную картину, руководствуясь при этом фактами и доказательствами. Дискурсивное мышление относится ко второй группе. В чем его особенности? Как оно помогает в повседневной жизни?

Суть дискурсивного мышления

Выражение «дискурсивное мышление» произошло от латинского слова discursus, означающего рассуждения. В психологии это обдумывание нескольких вариантов решения проблемы. Причем основаны они на выводах, которые вытекают один из другого. В результате человек делает умозаключение.

Дискурсивный метод мышления неразрывно связан с речью. Размышляя, вы разговариваете с самим собой, предлагаете тот или иной план действий, направление движения. Чаще всего определяющим фактором является жизненный опыт.

Формы дискурсивного мышления

В психологии выделяют 2 вида дискурсивного мышления:

  1. Дедуктивное. Умозаключение, сделанное человеком, основывается на общих тезисах, аксиомах или гипотезах.
  2. Индуктивное. Размышления идут от частных деталей к одному общему выводу.

В качестве примера можно привести всем известного Шерлока Холмса, обладавшего всеми типами мышления. Он с легкостью справлялся с самыми сложными задачами, перемещаясь от дедукции к индукции. Делал правильные выводы на основании всего лишь нескольких деталей.

Чем дискурсивное мышление отличается от интуитивного

Дискурсивное и интуитивное мышление – две противоположности. Первое представляет собой логичные рассуждения, а второе – чувственное восприятие, надежду на интуицию.

При интуитивном мышлении решение проблемы приходит неожиданно. Порой человек даже не задумывается о нем. Объяснить логически, почему он решил поступить так, а не иначе, не представляется возможным. Он просто чувствует, что лучше сделать именно так.
Способ мыслить интуитивно называют быстрым мышлением.

Как развить дискурсивное мышление

Нужно научиться рассматривать сразу несколько путей решения проблемы. Используя логику, а также жизненный опыт, в итоге вы найдете наиболее подходящий для вас вариант.

Индуктивный метод

Приведем 2 примера индуктивных умозаключений:

  1. Представьте, что вы едете на работу в автобусе. Многие люди чихают, кашляют, у них насморк. Да и в аптеках в последние дни что-то много покупателей. О чем вы подумаете в первую очередь? Логично заключить, что началась эпидемия ОРВИ.
  2. Вы едете все в том же автобусе. Неожиданно при выходе водитель вам нагрубил. И это уже не первый случай в вашей жизни. Друзья также рассказывали о подобных инцидентах. В соцсетях, по телевизору вы нашли десятки таких ситуаций. Какой напрашивается вывод? Что водители маршруток в большинстве своем хамы и грубияны.

В первом примере было сделано вполне логичное умозаключение. А во втором оно было неправильным. Как избежать ошибок в своих суждениях? Есть ряд способов:

  1. Наблюдайте за объектом или явлением. Будьте бесстрастными, непредвзятыми. Изучайте факты, не обращайте внимания на предположения.
  2. Анализируйте полученную информацию. По возможности выделите закономерность, сходства или отличия.
  3. Сделайте умозаключение, основываясь на своих размышлениях.
  4. Понаблюдайте за объектом или явлением еще какое-то время. Это поможет вам утвердиться в своих выводах.

Интересно, что с помощью индуктивного мышления вы можете убедить в своей правоте окружающих людей. Достаточно освоить 4 приема:

  1. Экстраполяция. Это перенесение правил из одной сферы в другую. Используется для того, чтобы побудить человека сделать то, что ему не хочется. Например, не стоит называть ребенка свиньей и неряхой, если он не убирает в своей комнате. Попробуйте по-другому. Скажите, что его друзья – очень ответственные люди, которые любят порядок. И ему уже пора бы присоединиться к ним.
  2. Аргументация с объяснением выводов. Сначала приведите аргументы, а после умозаключения. Представьте, что вы собрались на пикник. Вдруг погода испортилась. Если вы скажете об отмене поездки и только потом о причине, собеседник начнет спорить и упираться. Лучше сказать так: «Прогноз погоды обещает дождь. Поэтому лучше отменить пикник или перенести его на другой день».
  3. Аргументация, описывающая преимущества отдельных элементов и вывода или решения в целом.
  4. Высказывание фактов, аргументов, объяснений. Они должны идти именно в такой последовательности. Если изменить порядок, речь не будет убедительной.

Для того, чтобы применять в жизни эти приемы, нужно всегда обращать внимание и на детали, и на целое. Это поможет развить дискурсивное мышление, научиться выстраивать логические цепочки и приходить к правильным выводам.

Дедуктивный метод

Как развить дискурсивное мышление с помощью дедукции? Научитесь на основе проверенных и подтвержденных фактов делать свои собственные выводы. К примеру, на улице начался дождь. Вы понимаете, что сохнущее там белье станет снова мокрым, если его не занести домой.
Основа дедуктивного метода – рассуждения.

Заключение

Итак, дискурсивное мышление – это способность делать выводы на основе фактов и логических умозаключений. Оно называется медленным, потому что в процессе приходится обдумывать сразу несколько вариантов решения поставленной задачи. Но в этом и заключается главный плюс. Вы посмотрите на ситуацию с разных сторон и примете правильное решение.


Виды мышления

По степени развернутости различают:

Дискурсивное мышление – аналитическое мышление, основанное на логике рассуждений.

Интуитивное мышление – основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений окружающего мира.

По характеру выделяют:

Теоретическое мышление –мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.

Практическое мышление – это рассуждения при решении практических задач, его цель – это разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Теоретическое мышление,в свою очередь делится, на понятийное и образное.

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение дей­ствительности, но это отражение абстрактно.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающейнас дей­ствительности.

По форме выделяюттакие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое (словесно-логическое), эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития.

Наглядно-действенное (допонятийное) мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в том, что решение задачи осуществляется с помощью практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Данная форма мышления является доминирующей в раннем детстве.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с образами, которые возникают в непосредственной ситуации. Необходимые образыпредставлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с понятиями. Является доминирующим начиная с подросткового возраста.

Абстрактно-логическое – более сложный вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.

Каждый из этих видов мышления развивается самостоятельно. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

По степени новизны и оригинальности различают:

Репродуктивное мышление – основано на усвоении и оперировании готовыми понятиями, суждениями, закономерностями и применении их в определенной ситуации.

Продуктивное мышление – мышление, создающее новое для субъекта. Процесс мышления состоит в поиске средств решения проблемы с учетом имеющихся условий. Лежит в основе творчества.

По функциям различают:

Критическое мышление – направлено на выявление недостатков в суждениях.

Творческое – связано с открытием принципиально нового знания.

Основные формы мышления

1. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. Виды понятий:

q Общие понятия – охватывают целый класс однород­ных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются при­знаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим по­нятием.

q Единичные понятия – обозначают какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представля­ют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом от­ражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по террито­рии России.

2. Суждение – это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами действительности. Например, «Этот стол коричневый», «Металлы при нагревании расширяются» – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения могут быть истинными (объективно верными) и ложными (не соответствующими объективной действительности); общими (когда что-то утверждается относительно всех предметов группы, например: «Все студенты сдаются экзамены во время сессии»), частными (например: «Некоторые студенты – отличники») и единичными (например, «Этот студент плохо приготовился к семинару».)

Суждение основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо. Понятия «суждение» и «понимание» не яв­ляются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности.

3. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится умозаключение, называются посылками.

Умозаключения могут быть:

q Индуктивными– рассуждение идет от единичных факторов к общему выводу.

q Дедуктивным– рассуждение идет от общих факторов к частным выводам.

q Аналогией– вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Например: днем светло, а ночью темно.

Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мыш­ления.

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Сегодня существуют два основных толкования ин­теллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризую­щая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способно­стей человека.

Основные виды умственных операций

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и син­тез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Суть данной операции состо­ит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринима­ем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволя­ет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез– это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фак­тически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мысли­тельном процессе. Например, когда вы, плохо зная английский, слышите разговор на этом языке, вы стараетесь прежде всего выделить в прозвучавшей фразе знако­мые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попы­таться их осмыслить. В этом проявляются функции анализа. Однако одновремен­но с этим вы пытаетесь сложить в единое целое смысл услышанных вами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае вы используете другую мысли­тельную операцию – синтез.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий об­раз целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.

Обобщение– это объединение сходных предметов по общим для них признакам. Любое понятие, которым пользуются люди – это обобщение.

Конкретизация – процесс, противоположный абстракции, это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По суще­ству, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.

Сравнение– операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения.

Классификация –это производная от сравнения, это более сложная операция установления сходства и различия главных и второстепенных признаков объектов и явлений.Благодаря этому возможно далее на основе сходства главных признаков объединение объектов в родственные группы: виды, роды, классы и т.д.

Индукция– это умозаключение, представляющее собой переход от частных случаев к общему положению.

Дедукция – это умозаключение, представляющее собой переход от общего к частному.

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а, следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно.

Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испы­тываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практи­ческой проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или инфор­мации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыс­лительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостаю­щую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересую­щего нас вопроса.

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обыч­но высказываем предположение. Предположение – это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необ­ходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточ­ной информации.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности умозаключений. Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет уме­лое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто ис­пользуем наглядные образы. Другой пример – использование типичных приемов в решении типовых задач.

В развернутом мыслительном процессе можно выделить несколько этапов или фаз:

1. Осознание проблемной ситуации.

2. Выделение того, что известно, и того, что не известно. В результате проблема превращается в задачу.

3. Ограничение зоны поиска.

4. Построение гипотезы как предположения о способах решения задач.

5. Реализация гипотезы.

6. Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, осуществляется реализация решения.

Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытает­ся решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что та­кое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативно­сти (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении че­тырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. спо­собность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возмож­ность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как об­разная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта та­ким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом се­мантической спонтанной гибкостью.

Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творче­ства. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие прояв­лению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предше­ствующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выво­дом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа ре­шения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономер­ность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вер­нуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.

В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интерес­ная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встре­че с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чув­ство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.

В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мысли­тельных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и опреде­ленного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию