Абстрактно-логическое мышление: особенности и способы развития

Знакомство с абстрактно-логическим мышлением. Ступени развития мышления

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

Это своего рода ступени развития человека.

• Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.

• В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.

• Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.

• Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

• Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

• Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

• Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

— Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

— Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

— Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

— Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника.

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью игровых тренажёров онлайн .

Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

У детей, начинающих обучение в школе, “память становится мыслящей, а восприятие – думающим”. Высказывание выдающегося детского психолога, автора оригинальных методик, Д. Б. Эльконина означает главное: в умственном развитии детей младшего школьного возраста возникает активное преобразование всей познавательной сферы (памяти, внимания, восприятия, речи). Психологи подчеркивают, что такое совершенствование психики возможно только при наличии абстрактно-логического мышления. Специалисты авторитетно заявляют, что абстрактное мышление необходимо не только для дальнейшего мыслительного развития ребенка, но и для овладения такими сложными учебными предметами, как математика, природоведение, а в дальнейшем, физика, геометрия, астрономия. Родителям важно разобраться во всем многообразии психического развития своего чада, чтобы вовремя прийти на помощь.

Что такое абстрактное мышление

Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей. Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.

Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.

О формах абстрактного мышления

Основные характерные черты абстрактного мышления – его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:

Понятие

Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, “мебель” объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство – обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие” школьные принадлежности” обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.

Суждение

Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: “ребенок играет” (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: “наступила осень, листья опадают”. Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.

Умозаключение

Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями (“если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний”). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж – Шерлок Холмс.

Признаки абстрактно-логического мышления у детей

Выявить наличие таких признаком можно уже у дошкольников, так как специалисты считают старший дошкольный возраст наиболее оптимальным периодом перехода от наглядного мышления к абстрактному. Считается, что к школе психическое развитие детей достигает достаточно высокого уровня. Семилетний ребенок уже много знает и умеет, приобретает некоторый жизненный опыт, например, ориентируется в окружающем мире, без труда запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл загадок, решает задачки, условия которых наглядны, связно выражает свое мнение о различных событиях, интересуется компьютером, любит заниматься творчеством (лепкой, рисованием, конструированием). В то же время мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития, абстрактно-логическое мышление еще несовершенно. Для понимания, на каком уровне мыслительного развития находится ваш ребенок, можно воспользоваться простейшим тестом, который часто используют психологи при обследовании младшеклассников.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Вычеркни лишнее слово

  • Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, волк.
  • Стол, стул, пол, диван.
  • Сладкий, горький, кислый, горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, сани.
  • Суп, каша, кастрюля, картошка.
  • Береза, сосна, дуб, роза.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Вставь пропущенные буквы в словах

  • д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Выбери нужное по смыслу слово

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

Подбери противоположное по смыслу слово

  • Начало -. (конец). День -. (ночь). Зло -. (добро).
  • Высокий -. (низкий). Молодой -. (старый). Сильный -. (слабый).
  • Плакать – . (смеяться). Мириться -. (ссориться). Находить -. (терять).

Расшифруй слова

  • наул – (луна); маиз – (зима); акер – (река); тоел – (лето).

Анализ результатов

Каждое верное действие оценивается в 1 балл. Количество максимальных баллов – 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Зачем развивать абстрактное мышление у детей

Вы убедились, что для успешного обучения в школе необходим определенный уровень абстрактного мышления? Вы поняли, что у вашего ребенка есть проблемы в умении логически мыслить, находить нестандартные решения? Вы хотите сформировать формы абстракции у своего маленького школьника? Тогда необходимо прислушаться к мнению специалистов. Так, психологи предупреждают, что развитие мышления – процесс достаточно длительный и требующий каждодневной работы. Одному ребенку, возможно, не под силу быстро и качественно овладеть абстрактными операциями. Поэтому родителям нужно помочь ему развивать навыки абстракции. В психолого-педагогической практике разработано много способов формирования абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут сделать акцент на тот из них, который покажется им наиболее доступным и приемлемым для домашнего обучения.

Упражнения и игры на логическое мышление

Игровая деятельность пока еще остается значимой для младших школьников, поэтому игры и упражнения с успехом используются при развитии абстрактного мышления. Этот способ доступен и интересен для ребят, с его помощью можно проделать сложную работу по совершенствованию форм абстракции. Игровые задания каждый взрослый может придумать самостоятельно для своего ребенка. Главное – ваше творчество и смекалка! Чтобы игры не наскучили, их легко “оживить” элементами подвижных игр (бег, подпрыгивание, хлопки) или спортивных предметов (мяч, кегли, канат). Хорошо подойдут соревновательный момент (кто быстрее назовет. ), фанты. Что можно предложить для домашнего использования?

Синонимы – антонимы

Классическая игра на подбор синонимов – антонимов всегда привлекает детей. Им нравится соревнование “кто первый подберет слово (синоним или антоним)”. Можно играть словесно, а можно бросать мяч друг другу с выбранным словом. Примерные синонимы (близкие по значению): скупой – жадный, бросать – кидать, пес – собака, бездельник – лентяй, друг – приятель, сырой – влажный, ложь – неправда.

Более простое для детей задание – подбор антонимов (слов, противоположных по значению). Проводится аналогично предыдущему, например: друг – враг, храбрый – трусливый, будущий – прошлый, добро – зло, горе – радость, красивый – безобразный. Интерес к игре можно поддерживать путем введения игровых моментов: за неправильный ответ игрок отдает фант, а потом выкупает при помощи определенного задания: спеть, сплясать, произнести скороговорку, отгадать загадку.

Закончи предложение

Аналогично предыдущей игре проводится упражнение на завершение предложений. Игроки должны поймать мяч с началом фразы, а вернуть – с концовкой, например: собаки лают, а кошки. (мяукают), зимой – мороз, а летом – . (жара), машина ездит, а самолет . (летает). Более сложный вариант – нужно закончить сложное предложение придаточным, например: зимой холодно, . (потому что мороз); ученик получил пятерку, . (потому что выучил уроки) и подобное.

Расшифруй!

Подобное упражнение необходимо заранее подготовить, на первых порах используются картинки или написанные на карточках слова. Впоследствии, когда школьник научится делить слово на слоги мысленно, можно проводить в виде словесной игры. Суть упражнения заключается в следующем действии:

  • выделить первые слоги у каждого слова и составить новое (расшифровать): дело, река, вода (дерево); сила, Нина, царица (синица); мама, шипы, Наташа (машина);
  • выделить последние слоги и составить новое слово: самолет, мячик (летчик); барабан, утка (банка); дерево, лаванда (вода).

Три действенных методики развития абстрактного мышления

Игра в ассоциации

Ассоциации (связь между явлениями, понятиями) считается самым доступным и простым методом развития абстрактного мышления у детей. Его легко использовать в повседневной жизни, если предложить ребенку находить разнообразные связи между предметами и явлениями, которые его окружают. Например, во время совместной прогулки или при поездке на дачу, или за вечерним чаем можно поиграть в словесную игру на ассоциации. Смысл игры заключается в том, что одно понятие или образ влечет за собой другой. Взрослый произносит какое-либо понятие, а дети должны подобрать слова, любым с образом с ним связанные. Например, зонт – дождь – лужи – сапожки – крыша; машина – поездка – легковая – грузовая – мотор – колесо; лето – солнце – тепло – весело – купаться – загорать – каникулы. Игрок может назвать любое слово, главное, доказать, что слова связаны между собой. Интересно вовлечь в действо всех членов семьи, наградить победителя, который нашел и доказал больше всего ассоциаций.

Как вариант такой игры, можно предложить участникам составить ассоциативную цепочку по заданному признаку, например, желтый и теплый – солнце – фонарь – лампа и т. д. Или оригинальные ассоциации, например, еж – елка – иголки – репейник – щетка.

Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия, из которых строятся ассоциации. Это могут быть слова, обозначающие различные отношения в окружающем мире: между людьми (семья, мама, папа, сестра, брат, общество, дружба, школа); в живой и неживой природе (зима, лето, вода, гроза, любые животные, лес, дерево, фрукты, овощи); эмоциональные процессы (радость, горе, любовь, успех, зависть, сочувствие); явления общественной жизни (родина, мир, война, страна) и другие понятия, составляющие окружающий мир.

Театр теней

Самый популярный и интересный способ развития абстрактного мышления, в чем-то похожий на игру в ассоциации. С его помощью создаются различные образы, обыгрывая которые ребенок задействует все психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, речь). Театр теней легко и просто организовать в домашних условиях и сделать семейной традицией. Для организации потребуется простыня, настольная лампа, фигурки персонажей, вырезанные из картона или фанеры, или разнообразные движения рук. Лампа устанавливается так, чтобы получалась тень. Разыграть можно любые произведения, знакомые детям, но не только – спектакли могут быть импровизированными. Главное, ребенок должен увидеть изображенный образ и уметь его обыграть.Теневой театр способствует развитию у ребенка абстрактного мышления, формирует умение использовать и понимать символы: движения рук конкретные, реальные, а на экране из теней создается образ. Надо представить, что это уже не пальчики, а животные, которые передвигаются.

Ментальная арифметика

Более действенным способом развития абстрактного мышления специалисты считают ментальную арифметику – программу развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на специальных счетах (соробан). Методика рассчитана для детей и школьников от четырех до шестнадцати лет. Инструкции данной методики более подробно можно узнать из интернета, на специальных курсах для школьников.

Как можно убедиться, абстрактное мышление формировать у ребенка в домашних условиях не так сложно, если следовать рекомендациям специалистов. А главное, проявить родительскую любовь, заботу, внимание. Помочь своему маленькому школьнику увидеть окружающий мир со всех сторон и проявить свои способности.

Абстрактное мышление — как развивать у детей и тренировать у взрослых

Абстрактное мышление включает формирование абстрактных образов и работу с ними. При таком типе мышления люди пересекают рамки привычных понятий. Могут иначе воспринимать окружающую действительность.

Виды абстракций

Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:

  1. Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
  2. Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
  3. Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.

Формы абстрактного мышления

Формы делятся на типы в зависимости от конечного результата мышления:

  • Понятие. Здесь фиксируются характерные для предмета признаки. Понятия выражаются отдельными словами – рюкзак, стакан, или же комбинируются в сочетания слов – школьный рюкзак, граненый стакан. Это умозаключение. Оно передает общее свойство, характерное для нескольких предметов.

Они отличаются, но некоторые качества позволяют мозгу собрать их в одну подгруппу. Например, стол. Они бывают круглыми или квадратными, высокими или низкими, имеют светлые или темные цвета. Общее то, что на них принято располагать предметы. Сходное предназначение позволяет мышлению объединить столы в единую группу.

  • Суждение. Форма абстрактного умственного типа мышления, при которой происходит оценка характеристик и свойств предмета. Суждение выражается в форме утвердительного предложения. Наступила осень – простейшее суждение. Наступила осень, деревья сбросили листву – сложная конструкция из двух простых.

Мозг человека может использовать свою гибкость, чтобы согласиться или опровергнуть явления. Словесное заключение — безоговорочно. Простое – собака лает, сложное – начался дождь, на улице сыро. Первое предложение – короткое и четкое, второе содержит логическую цепочку.

  • Умозаключение. Это конечная мысль. Возникает из комплекса 2-х и более суждений. Она формируется из трех составляющих: посылка, обработка и заключительный вывод – процесс логического действия, результатом которого становится новое суждение. Мозг использует свои мысли, чтобы прийти к собственному заключению.

В процессе познания окружающего мира мозг человека стремится к достижению истинных знаний. Т.е. это адекватная оценка процессов и предметов, в зоне которых живет человек.

Научные законы – это истина. Чтобы отличить истину от заблуждений, требуется практика. Она формируется в процессе общественной и производственной функции каждого человека во времени.

Цели абстрактного мышления

Такой тип работы мозга используется в тех ситуациях, когда человек оперирует знаниями о предмете и приходит к завершенному выводу. Это характерно для явлений, которые нельзя увидеть, услышать или потрогать. Рассуждая абстрактно, мозг находит решение в ситуациях, заводящих его в умственный тупик. Абстрактное мышление выделяет во всем то, чему обычно не придавалось внимания.

Примеры абстрактного мышления

Один из ярких примеров – способность человека разговаривать и общаться с окружающими людьми с помощью слов. В природе не существует букв, цифр, слов. Но люди смогли создать алфавит, сложить слова и обозначить каждый предмет, свойство и явление собственным названием.

Способность мыслить и создавать абстракции проявляется в математических науках. Например, цифра 3. Такого явления в природе нет, однако человек понимает, что речь идет о трех одинаковых предметах, свойствах, функциях, баллах и т.п. Цифры были придуманы самими людьми, чтобы упростить и охарактеризовать многие явления. С развитием человечество начало использовать массу несуществующих в природе понятий.

Зачем развивать абстрактное мышление


Современный человек постоянно учится отрываться от простых и конкретных предметов, оставляя древнее прошлое позади. В те времена все предметы оценивались на вид, цвет, форму, запах и другие конкретные характеристики. Теперь же люди, освоившие информационные технологии, готовы к более активному углублению в собственное подсознание.

Этот процесс невозможен без развития абстрактного мышления. Чем раньше начать осваивать эти навыки, тем проще ребенку станет принимать новое и интересней жить.

Развитие абстрактного мышления у детей

Этот процесс идет вместе с активизацией математических способностей. Практически с самого рождения дети способны проводить сравнительный анализ — отличать размеры, температуру, сенсорные характеристики разных вещей. Далее начинается длительный процесс обучения сложным идеям, связанным с числами и счетом, знакомством с алфавитом и т.д.

Перед тем, как начинать развивать абстрактное мышление, следует оценить реальные способности ребенка и не стремиться к мгновенному обучению тому, для чего его мозг еще недостаточно развит. На первом этапе помогут игры и задачи, направленные на стимуляцию логического мышления.

У маленьких детей нужно развивать способность анализировать окружающие предметы. Буквально с самого рождения давать пищу для деятельности мозга: мячики, погремушки разных цветов и размеров, мягкие игрушки с разной фактурой и т.п.

Еще один интересный вариант – нарисованное человеческое лицо с простыми формами, раскрашенное в яркие цвета. Такой рисунок нужно прикрепить к одной из сторон кроватки или манежа непосредственно перед ребенком. Маленькие дети с интересом разглядывают подобные картинки. Активно анализируют то, что их конкретно интересует в данный момент: нос, глаза, губы или волосы.

Развитием мышления у детей постарше и подростков занимаются школьные учителя. Непрерывное обучение различным предметам – это не просто цель: дать как можно больше знаний детям. В первую очередь, это развитие интеллектуальных способностей. У взрослых этот процесс становится все менее активным с каждым годом. Поэтому и обучение происходит намного хуже, чем в детстве и юношестве.

Упражнения для детей

Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.

Облака

Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.

Театр теней

Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.

Ментальная арифметика

Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.

Конструктор

Специальный магнитный конструктор «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.

Беседа

Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Как развить и усилить абстрактное мышление у взрослых людей, достигших тридцатилетия — крайне сложно принудительно и дополнительно стимулировать абстрактное мышление, ведь оно уже развито. Пластичность мозга в большой степени утеряна. В качестве упражнений подойдет рисование, отображение идей, мыслей с помощью разных цветов, форм и размеров. Это позволит отвлечься от повседневных проблем и улучшить мозговую активность.

Игры на компьютере как метод развития абстрактного мышления

Совершенно естественно, что ни один нормальный психолог не порекомендует этот способ. Да, мозг во время игр активно работает, однако, все плюсы такого занятия перекрываются минусами. Есть масса других эффективных и безопасных способов. Особенно это ограничение касается детей.

По мере развития мозга маленькому ребенку крайне нежелательно так сосредотачиваться на одном процессе. К счастью, большинство родителей это понимают и стараются всеми силами ограничить время, проведенное у монитора. Компьютерные игры вместо развития мозга, с большой долей вероятности приведут к эмоциональному истощению либо, наоборот, к чрезмерному перевозбуждению.

С учетом всего сказанного не стоит бросаться в крайности. Постепенные и настойчивые занятия помогут развить в ребенке интеллект, твердый характер и помогут безболезненно влиться в процесс обучения предметам сразу же после поступления в 1 класс.

Техники развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов. Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности. В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Особенности

Абстрактное мышление используется детьми с первых лет жизни. Оно начинает проявляться вместе с развитием членораздельной речи. Ребенок младших возрастов фантазирует, размышляет о необычных вещах, изучает мир, сравнивает свои игрушки, применяя навыки абстрагирования. Они малоразвиты, но пользоваться ими все же удается.

Школьный возраст сочетается с повышением важности абстрактного мышления. Школьнику потребуется мыслить нестандартно, когда придется решать различные задачи. Особенно это касается математики, где абстрагирование играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в старших классах, значимость такого мышления станет еще выше.

Также абстрактное мышление применяется в философии, писательстве, инженерии, управленческой психологии, тайм-менеджменте и многих других сферах. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Мышление с абстрагированием имеет свои характерные признаки. Они позволяют выделить его на фоне остальных мыслительных процессов и лучше понять, чем же так полезна абстракция для человека.

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления позволяет улучшить все перечисленные выше признаки, являющиеся также и полезными навыками, без которых трудно добиться успеха.

Влияние на человека

Среднестатическому человеку трудно представить, как именно выглядит тот, у кого очень развито абстрактное мышление. Такие люди, как правило, всегда добиваются своих целей, они успешны и счастливы. При этом у них в голове всегда что-то происходит: они рассуждают, обдумывают события, представляют образно будущее, решают трудные задачи. Чаще всего они разговаривают сложным языком, что вызывает трудности в общении. Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а развитый интеллект делает их очень важными для любой компании.

Такие люди могут столкнуться с рядом проблем. Зачастую они слишком эгоистичны, из-за чего найти настоящих друзей для них становится серьезной трудностью. При этом люди с развитым абстрактным мышлением не могут проявлять достаточно физической активности и пассивны в практической работе. Иногда они небрежны во внешнем виде, что отталкивает окружающих.

Чаще всего развитым абстрактным мышлением обладают мужчины технических профессий.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.

С помощью специальных тестов можно точно определить уровень абстрактного мышления у человека любого возраста.

Долго ли нужно заниматься

Если человек знает, как правильно развить образное мышление у взрослых и детей, то проблем у него не возникнет. Добиться результата в таком случае удастся за несколько недель. Однако после этого потребуется продолжать тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки. Особенно это касается взрослых людей.

Абстрактно-логическое мышление: особенности и способы развития

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Люди имеют способность мыслить конкретно и обобщённо. С помощью точного мышления используются знания, благодаря которым человек понимает происходящее вокруг. Абстрактно-логическое мышление расширяет возможности восприятия окружающего мира.

Определение

При обобщённом мыслительном действии человек включает логику, начинает рассуждать, предполагать и делать выводы. Таким образом активизируется абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления является завершающей фазой в процессе развития личности. Он основывается на рациональном, опосредованном усвоении данных, где понятия лишены непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

В психологии такой вид познавательной активности считают опосредованным отражением общих цепочек, наблюдающихся между явлениями и предметами в мире. Иными словами, это такой познавательный процесс, при котором неведомые сведения постигаются через уже известные факты.

Абстрактно-мыслительная деятельность сопряжена с цифрами, формулами, символами и отвлечёнными понятиями, не улавливаемыми органами чувств человека. Именно этот тип мышления даёт возможность индивиду воспринимать целостную картину действительности, не погружаясь в мелкие детали и абстрагируясь от них.

Формирование абстрактного мышления тесно связано с языковой системой. Смысл явлений, предметов, абстракций обозначается конкретными словами.

Речь способствует включению воображения, представлению понятий и закреплению навыков воспроизведения.

Формы и признаки

Существует прямая связь между факторами абстрактного и логического мышления. Благодаря такой взаимосвязи появляется возможность поиска неординарных решений различных задач и адаптации к часто меняющимся жизненным условиям. Выделяют аналитические, обобщающие, идеализирующие, конструктивные, примитивно-чувственные и актуально-бесконечные абстракции.

Формами данного вида мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

  • Понятие отражает предмет, явление или процесс посредством существенных и обоснованных признаков. Иногда понятие свойства объекта передаёт один-единственный признак. К основным внешним свойствам относят взаимосвязь объекта с другими предметами. Внутренние свойства присущи самому объекту. Примерами первичной и преобладающей формы мысленного абстрактного отображения служат различные слова и словосочетания: крыса, вкусный пряник, сотрудник службы безопасности. В воображении человека моментально всплывают общие признаки этих понятий.

  • Суждение конкретного субъекта подтверждает или отрицает наличие какой-либо ситуации, предмета, явления. Раскрывают содержание понятий простые и сложные повествовательные высказывания, которые называют суждениями. Пример простого типа суждения: ребёнок рисует жирафа. Сложные высказывания содержат 2 и более ситуации: автобус остановился, и пассажиры покинули его.

  • Умозаключениеподразумевает получение нового суждения с помощью существующей одной или нескольких посылок. Вывод делают из существующих суждений: семена имеют свойства давать ростки, следовательно, у меня весной появится рассада. Эта форма мыслительного процесса является основой абстрактно-логического мышления. Она включает в себя предпосылку, вывод и заключение.

Начальное суждение является предпосылкой, логическое размышление – выводом, приводящим в итоге к заключению.

Мысленные логические операции демонстрируют следующие возможности:

  • умение прибегать к критериям и понятиям, которых может не существовать в реальности;
  • оценка событий и их сравнение;
  • систематизация почерпнутых сведений;
  • обобщение происходящих явлений и предметов;
  • вычленение отдельных фактов;
  • соединение разрозненных данных в общую картину;
  • анализ информации;
  • выявление закономерностей среды обитания без явного контакта с ней;
  • построение причинно-следственных цепочек.

Где применяется?

Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.

Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.

В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.

Способы развития

У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.

Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.

  • Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
  • Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
  • Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
  • Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
  • Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.

Игра формирует понимание и использование символов.

Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.

Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.

Существуют упражнения и для взрослых.

  • Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
  • Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
  • Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».

Абстрактное логическое мышление

Мышление – это познавательное действие, происходящее за счет рационального и опосредованного изучения окружающего мира.

Понятие абстрактно-логического мышления

Все законы функционирования общества и природной среды познаются посредством человеческого восприятия, ощущений, его чувственной стороны и памяти. Кроме того, это возможно благодаря мыслительным процессам.

Мышление имеет несколько разновидностей. Самым распространенным его видом, который активизируется на последнем этапе развития личности, является абстрактно – логическое мышление.

Абстрактное логическое мышление – это разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями.

Такое мышление характеризует общие связи и взаимодействия, развивающиеся между предметами, процессами и явлениями, происходящими в окружающем пространстве.

Формы абстрактного логического мышления

Выделяют три основных формы абстрактно-логического мышления:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Понятие – форма, характеризующая объект, как обладателя единичного признака или их группы, являющимися наиболее приоритетными и, отражающими его сущность. Например, в качестве абстрактных понятий можно выделить слова и словосочетания: рыба, зеленоглазая девушка, продавец магазина, учитель.
  2. Суждение – форма, характеризующая объект путем его отрицания и подтверждения существования, используя для этого конкретную фразу. Примером могут выступать такие суждения: девочка кушает суп – простое суждение, ребенок уехал, дом опустел – повествовательное предложение.
  3. Умозаключение – форма, занимающаяся построением нового суждения, конкретизацией, выводами на основе одного суждения или их комплекса. На ней базируется абстрактно-логическое мышление.

Специфические характеристики абстрактного логического мышления

Сущность данного мыслительного процесса отражается за счет специфических признаков его проявления. К ним относятся:

  1. Навыки владения и практического использования параметров и значений, которых не имеется в реальной действительности;
  2. Аналитические способности. Наличие абстрактно-логического мышления предполагает умение анализировать информацию, обобщать и систематизировать данные;
  3. Отсутствие непосредственной связи и сотрудничества с окружающей средой для построения определенной систем ы выводов, принципов его организации и закономерностей развития;
  4. Умение определять и составлять причинно-следственные связи между различными явлениями, объектами и процессами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Чтобы ответить на вопрос, развито ли у вас абстрактное мышление, обратите внимание на наличие критериев его развития:

  • затрата огромных временных ресурсов на размышления о смысле жизни, природы сознания;
  • частое удивление и задавание вопроса «почему?». Можно также отметить, что в детском возрасте была присуща огромная любознательность и потребность в познании;
  • выполнение какой-либо деятельности не просто так, а по серьезной причине. Выполнение дел «просто так» совершенно не актуально;
  • отсутствует опора на инструкции, желание самостоятельно во всем разобраться без помощи и поддержки;
  • необходимость занятия новыми направлениями деятельности, избегание рутины, постоянная потребность в новых занятиях, смене деятельности;
  • сопоставление новых идей с ранее приобретенными знаниями, даже, если они не связаны между собой;
  • характерно успешное придумывание метафор и аналогий, построение идейной взаимосвязи новыми вариантами и приемами.

Применение абстрактного мышления

Абстрактное мышление начинает развиваться только в пяти-семилетнем возрасте. Первоначально дети ориентируются на визуальное восприятие окружающего, применяя наглядно-действенное мышление. Где-то с полутора лет начинается использования конкретно-предметного типа мышления.

Каждый тип мышления присутствует в человеческой жизнедеятельности в течение всего ее осуществления. Эти типы необходимы для построения простых и сложных пространственных связей.

Процесс обучения является деятельностью, в ходе которой происходит активизация мышления, а следовательно она носит осознанный характер. В этой связи, обучение основывается на абстрактно-логическом мышлении. Оно применимо не только к учебному процессу, но и к иным направлениям деятельности, в том числе и бытовой. Его преимущество состоит в способности определять причины возникновения различных событий и определять взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Распознавание степени развития абстрактного мышления

Чтобы определить насколько развитым является абстрактное мышление человека применяются разнообразные системы диагностики. Распространенными являются тестовые задания. Все тесты делятся на три основные группы:

  1. Тесты, выявляющие тип мышления личности. Их суть состоит в выборе из нескольких предложенных вариантов подходящее утверждение или картинку, отражающую суть какого-то процесса.
  2. Тесты, направленные на определение причинно-следственных связей. Эти методики базируются на постановке верного вывода при конкретных условиях функционирования процесса или объекта.
  3. Тесты, базирующиеся на проведении анализа слов и словосочетаний. Необходимо определить причинно-следственные связи построения данного сочетания, принципы подобной группировки слов.

Абстрактное мышление присуще каждой личности. Однако, оно требует развития. Без соответствующей тренировки оно не будет функционировать должным образом. Тренировать абстрактное мышление нужно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее лучше способен усвоить информацию. В этом периоде его мышление является более чувственныи и восприимчивым, не подверженным влиянию общественных стереотипов.

Развитие мышления проходит в два основных этапа:

  1. Определения уровня развития мышления в данный временной момент и выбор соответствующих заданий на сообразительность.
  2. Проведение различных тестов, выполнение отдельных заданий из них.

Упражнения для развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление лучше всего развивать в детском возрасте. Это увеличивает его эффективность, поскольку все психические и мыслительные процессы находятся в стадии развития.

В детском возрасте развитие абстрактного мышления может быть реализовано в форме игры, построения различных конструкций из имеющихся материалов. Также, ассоциативные подборки к различным словам и процессам помогут развитию абстракции.

Шахматные игры, головоломки, ребусы, пазлы помогут развитию абстрактного мышления у ребенка.

Несмотря на то, что во взрослом возрасте мышление уже сформировано, его вполне можно развивать и совершенствовать.

Выполняя следующие упражнения, можно значительно повысить способность мыслить абстрактно:

  1. Представление разнообразных эмоций в сознании и их привязка к конкретным объектам и процессам.
  2. Представление модели какого-то философского понятия. Примером может служить: гармония, энергия, бесконечность.
  3. Чтение в обратном порядке или в перевернутом виде. Так можно построить логические связи между предметами и процессами.
  4. Мысленное представление людей или событий текущего дня, построение их детального образа и оценка своих ощущений.
  5. Рисование чего угодно активизирует абстрактность мышления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию