Якутский национальный костюм: описание с фото, модели, отзывы

Якутский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Так, например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:

  • оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;

  • кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;

  • таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

  • повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;

  • праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

  • верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.

Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:

Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.

Нательная рубаха из грубого ровдуга.

Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.

Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.

Меховая доха — теплая пушистая шуба.

Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.

Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.

Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.

Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.

Костюмы коренных якутов сегодня

В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений. Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.

Якуты же сегодня надевают национальную одежду практически только по праздникам. Но украшения бисером и мехами продолжают использовать и по сей день.

Якутская сказка Августины Филипповой

Здравствуйте мастера и мастерицы Ярмарки!

Предлагаю вам ее другие работы и хочу рассказать о представленных образах более подробно.

Вся жизнь этого Мастера, так или иначе, связана с творчеством, фольклором и театром. Работая режиссером, она ставила спектакли на темы сказаний народов Севера, что в свою очередь требовало достоверных и законченных образов героев и героинь. Разрабатывая модели одежды сказочных дев и богатырей, Августина пришла к необходимости глубокого изучения не только фольклора и мифологии, но, также этнографии и декоративно-прикладного искусства не только своего якутского народа, но и других народов Якутии. Полученные знания позволили Мастеру создавать все более самобытные и фантастические модели костюмов, ювелирных украшений с учетом традиционных особенностей декора эвенов, эвенков, юкагиров и др. Все костюмы созданы как целостные образы сказочных героев различных народов Якутии.

Возможности современной технологии создания дизайнерской одежды поистине ограничены только фантазией самого дизайнера. Для своих этнических изысков Августина Филиппова использует дорогие ткани, кожу, мех, декорирует все это бисером, кристаллами Сваровски, миниатюрой из мамонтовой кости, берестой, конским волосом, в результате чего получаются яркие и запоминающиеся дизайнерские образы, ставящие ее в единый ряд с ведущими модельерами мира. Каждый костюм Августины Филлиповой – совершенно ограненный бриллиант, настолько гармонично собраны все его составляющие: ткань, цвет, декор, орнамент.

Итак, перед вами ЭЛЛЕЙАДА – Древняя Якутия. В модели заложена идея первобытной истории северного края. Эллейада выполнена из натуральной замши, декорирована рисунками, конским волосом и фигурками из мамонтового бивня. При этом костюм не сшит в прямом значении этого слова, а соединен шнуром, конским волосом. Рисунки на замше – копии якутских писаниц (наскальных рисунков). Диадема представляет собой целую композицию, выполненную из мамонтовой кости, изображающую древнюю стоянку людей.

Августина создает свои модели на основе традиционных предметов одежды коренных народов Якутии, иногда объединяя элементы одежды различных культур.

Знаменитый образ ЧЫСХААНА – Быка Зимы навеян традиционной эвенкийской одеждой, состоящей из нагрудника и кафтана, украшенного традиционным эвенкийским и якутским орнаментом. Необычный головной убор – дань старинной легенде, согласно которой Бык Зимы, приносящий холод, весной рассыпается на части и тает, оставляя только свои рога, которые и находят люди. Первопредки якутов были скотоводами и соотносили бивни мамонта лишь со знакомыми им образами бычьих рогов. В результате получился эксклюзивный самобытный образ Исполина холода.

В паре с представленным образом исполина Чысхаана нежный и прекрасный образ Красоты – ЧОЛБОН-КУО (Дева-Звезда). Этот образ практически полностью фантазия Августина. В якутских сказках этот мифологический персонаж практически не описан. Костюм, придуманный Мастером, повторяет традиционный костюм замужней якутской женщины – тангалай (камзол с обрезанными рукавами как символ потери свободы для девушки), одетый поверх струящегося длинного платья. Орнамент полностью якутский – так называемый лировидный, символизирует женственность, грацию и изящество.

Августина работает совместно со своими единомышленниками, которые по ее эскизам и выкройкам выполняют модель. Выкройки, кстати, весьма почтенные – традиционные выкройки якутского костюма, сохранившиеся с прошлых столетий.

Но, самое потрясающее – вышивка бисером. Сочетание цветов, орнамента и декора дает представление об образе как о совершенстве, идеале. Вышивка выполнена безупречно как с точки зрения композиции, так и с точки зрения сочетаемости с представляемой моделью, а уж об аккуратности и говорить нечего.

Перед вами самый любимый якутами лировидный орнамент – символ женственности и изящества, украшающий дьябака – женскую шапку, место проживания женской души. В верхней части шапку украшали еще металлической бляхой, которая способствовала объединению с этим миром и уж само собой защищала от злых существ, которые все норовили напакостить.

Читайте также:  Национальный костюм евреев: описание с фото, модели, отзывы

Ну и в заключение, самый потрясающий костюм – ТУЯРЫМА КУО – прекрасная Туйарыма. За основу взята нательная одежда якутской девушки. Согласно традициям, девушки до замужества на тело надевали пояс (ни в коей мере не пояс верности), декорированный металлическими подвесками, которые своим звоном отгоняли злых духов, а предполагаемый муж, по звону этих подвесок, мог определить хорошая ли будет жена. Поверх пояса девушка надевала штаны, состоящие из шортиков, соединенных лентами с чулком до щиколоток. Приглядитесь! Ведь очень похоже! И очень стильно. Вся эта красота декорирована орнаментом. Сверху вся эта конструкция дополнялась рубахой из тонкой кожи, в которой девушка ходила дома. Костюм Туярыма Куо – свадебная нательная одежда якутской невесты. Августина прекрасно обыграла эту идею, создав невероятной красоты костюм.

Интересным является тот факт, что, костюмы северных народов имеют весьма красивую натуральную цветовую гамму. Женщины окрашивали кожу растительными пигментами и тщательно подбирали куски кожи или меха по цвету, причем при составлении орнамента использовали очень близкие гармонично сочетающиеся оттенки цвета. И это все во имя Красоты, при мелькающем свете камелька (очага) в темном доме, при помощи толстой костяной иглы.

Вот такая история о том, что талант человека может сделать малоизвестное – модным, а примитивное – эксклюзивным.

В одном из своих интервью Августина рассказывает, как она по приглашению Вячеслава Зайцева приехала в Москву на первый свой показ. Она стояла за сценой, когда ведущий произнес «Августина Филиппова, модельер из Якутии». В зале застыла тишина, тогда как предыдущих дизайнеров встречали аплодисментами. Августина вздохнула и кивнула девушкам, зазвучала музыка, и якутские красавицы понесли, еще никому неизвестную, сказку в зал. Через несколько минут зал взорвался овациями и стоя наблюдал за стремительным потоком неповторимых образов якутского Мастера.

Якутский национальный костюм

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

На прошлой неделе я написала про Чеченский национальный костюм, на этой неделе очередь Якутского.

А вы знаете, что весной 2015 года руководители Верхневилюйского улуса (района) республики Саха (Якутия) начали один раз в неделю – по понедельникам – приходить на работу в национальных якутских сюртуках, заявив, что этническая одежда дисциплинирует, повышает культуру общения, а также сплачивает коллектив?


Pуководители Верхневилюйского улуса в национальных якутских сюртуках

“Сегодня руководители отделов пришли в национальной одежде. Обычно люди надевают национальную одежду только на Ысыах. А ведь эта одежда – красивая и удобная. Мы решили сшить более официальный вариант и носить его на работе по понедельникам. В будущем на официальные мероприятия также планируем приходить в национальной одежде””, – рассказал заместитель главы и управляющий делами администрации Верневилюйского улуса Спиридон Борбуев.

Якуты действительно любят надевают национальную одежду на Ысыах, в 2017 году они дажe побили очередной мировой рекорд Гиннесса массовым появлением в традиционной одежде.

Ысыах — это якутский праздник лета, традиционно он праздновался в день летнего солнцестояния, но после Второй Мировой войны из-за скорбной даты стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.


27 Июня 2015 года в местности Ус Хатын близ города Якутска Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко приняли участие в торжественном открытии традиционного народного праздника “Ысыах Туймаады”.


Ысыах Туймаады – 2017
Слева: Министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Сахамин АФАНАСЬЕВ с дочерью
Справа: Депутат Ил Тумэна Александр СУСОЕВ с супругой


16 626 человек в национальной одежде на Ысыахе Туймаады – 2017 побили очередной мировой Гиннесса

А какая она, традиционная якутская одежда и что мы о ней знаем?

******************
Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:


Якутский национальный костюм «бууктаах сон»

оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;


Женская одежда “кытыылаах сон”

кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;


таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.


Женская одежда “таҥалай сон”

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Костюм ‘хассыат, халадаай’

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;

праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.

Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:

  1. Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.
  2. Нательная рубаха из грубого ровдуга.
  3. Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.
  4. Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.
  5. Меховая доха — теплая пушистая шуба.
  6. Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.
  7. Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.


Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.


Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике.


Мужской кафтан

Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

Читайте также:  Удмуртский национальный костюм: описание с фото, модели, отзывы

Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.

Костюмы коренных якутов сегодня

В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений.

Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.



Отсюда

Как уже было упомянуто, якуты надевают национальную якутскую одежду на традиционный праздник Ысыах в июне.

Но помимо это у них есть еще один новый праздник, придуманный совсем недавно, в 2012 году – День народного мастера, посвящённый мастерам народного промысла республики. Всего в Якутии насчитывается свыше 200 обладателей звания “народный мастер” и более 350 мастеров народных художественных промыслов.


День народного мастера празднуется 5 марта, когда в Якутии еще зима и много снега, и в этот день организуется очень красивое шествие мастеров в зимней национальной одежде народа саха и коренных малочисленных народов Севера, в котором представлены все 22 улуса республики.

Еще в Якутии есть бренд Сахабулт с фирменным магазином.

Вот так вот в Якутии сейчас возрождают и продвигают свой национальный костюм.

Ну и как вы относитесь к подобным этно-инициативам и праздникам в Якутии?

Якутский национальный костюм: описание с фото, модели, отзывы

Якутские дизайнеры одежды уже не первый год покоряют подиумы России и мира, занимая призовые места в престижных конкурсах, и, что немаловажно, привлекая всеобщее внимание как профессионалов, так и любителей моды в Якутии и за ее пределами.

Мы поговорили с некоторыми молодыми дизайнерами Якутии и узнали, где они учились дизайну, в каком стиле работают и что их вдохновляет.

Представляем в алфавитном порядке 9 модельеров, чей почерк отчетливо виден в современном дизайне одежды и аксессуаров Якутии.

Василий Борисов

В основном шитье для меня было как обычное увлечение. Потом постепенно стал шить костюмы для съемок и платья некоторым артистам, например Паше Бояркиной и Гале Виноград. После этого я захотел попробовать себя в роли дизайнера одежды, хоть и не получал никакого специального образования.

В данный момент меня привлекает современный стиль.

Вдохновляюсь я по разному. Для последней коллекции главным вдохновителем стала певица Дженнифер Лопес, её образы и творчество.

Анжелика Кириллина

Если честно, когда я начала свою первую и пока единственную коллекцию «Богемная Якутия», я нигде не училась дизайну. У меня 4 диплома, которые совсем далеки от творчества (юридические, медицинский, госслужба). С малых лет сама отличалась манерой одевания и уделяла на это особое внимание. Со школы, во время студенчества переделывала мамины вещи. Во время первого студенчества поняла, что все же душа требует творчества, но в начале почему-то мечтала стать дизайнером интерьера, а не одежды. Но судьба сложилась иначе. Каждый год перед глазами видела все новые коллекции, но возможности обучиться тогда не было, т.к. нет заочной формы обучения. Всю молодость посвятила своему ребёнку, после все же решилась участвовать на неделе моды 2013 г. Для этого начала заниматься самообразованием по интернету. Да и в общем за все эти годы постоянно посещала почти все конкурсы, выставки и ходила по магазинам тканей, бисера и т. д. И таким образом обогащала своё представление.

Я узнала, что мой собственный стиль (многослойный, с различными аксессуарами, этническим характером) – есть всемирно популярный стиль бохо. Оказывается это стиль не только одежды, но и стиль всей жизни. Этот стиль имеет много видов в том числе и бохо-этно (восточное, африканское и др.). Поэтому решила придумать новый вид якутского этно в стиле бохо.

Меня с детства вдохновляет наша богатая национальная культура. Я ужасный шопоголик, регулярно хожу по всем магазинам одежды, тканей, и по ходу что-нибудь замечаю. Это может быть даже маленькая деталь от которой у меня начинает играть воображение и в глазах перед собой могу сразу представить целые образы, коллекции. Также в основном перед сном закрывая глаза вижу порой целые коллекции в плоть до мельчайших деталей.

Юрий Лукин

Я начал шить, когда учился в Арктическом государственном институте искусств и культуры. Тогда мне казалось, что шить совсем несложно – прямые строки, карманы, отдельные воротники и так далее. Но первым же серьезным изделием для меня стала обыкновенная прямая юбка по программе обучения. На старших курсах я прошел практику в Норвегии и Финляндии по обменной программе. Там уже научился работать с кожей и мехом. Кстати, моя первая коллекция «Minoïa» вручную была сделана из натуральной кожи. Всего на данный момент полных коллекций у меня пока 3. Последнюю в первый раз в Якутске недавно представил на Неделе Моды. Называется «Uruïa».

В своей работе я не стараюсь зацикливаться на одной стилистике. Стараюсь менять силуэты, общий цветовой градиент. При этом все таки пытаюсь оставлять наш северный этнический почерк. Особенно в сценических нарядах для артистов эстрады.

Вдохновение, честно, не знаю откуда приходит. Наверное, это на сто процентов точно не сможет объяснить ни один художник. Оно бывает практически резко и отчего угодно – фильма, книги, музыки. А иногда просто от настроения. При работе главное важно передать пожелания клиента, но и не «потерять себя», должно быть что-то вроде «золотой середины».

Жанна Нестерова

Я закончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица (бывшая академия В. Мухиной), отделение «Дизайна одежды». Свой путь к дизайну одежды начала еще с детства.

В своем стиле я воспеваю утонченную женственность и романтичность. У меня одеваются очаровательные девушки с тонким вкусом.

Вдохновление получаю от самой жизни. Все, что я вижу, слышу и чувствую, отражается в моих платьях.

Дария Олесова

Я начала шить с 7 класса. Однако, еще в раннем детстве помню, как играла с куклами Барби и сооружала для них наряды из легендарных советских ленточек для волос и других подручных средств. Потом я училась в Московском государственном текстильном университете им. А.Н. Косыгина по специальности «художник-стилист». Участвовала во многих конкурсах и выставках, в том числе в «Адмиралтейской игле», «Гордости нации», работала на Неделе моды в Москве, с Игорем Чапуриным, фабрикой «Сардаана» и др.

Работаю с разными стилями, в основном преобладает классический стиль с элементами авангарда.

Меня вдохновляют сами люди, их деятельность, жизнерадостность, легкость и оптимизм.

Анастасия Постникова

Я закончила Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, Якутский колледж технологии и дизайна, Намский педагогический колледж. Тяга к красоте у меня проявилась ещё в детстве. В школьные годы, в старших классах помню всегда что-то себе шила и мастерила украшения. Во время учёбы несколько раз участвовала в международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» и в выставках Союза дизайнеров Санкт-Петербурга. Бисером начала работать с 2011 года. В 2012 году выпустила серию открыток своих работ «Мерцающий блеск бисера». Затем в 2014 году опубликовала книгу-альбом своих работ из бисера «Северное сияние», где рассказываю про эстрадные костюмы, якутские украшения из бисера и даю мастер-класс с лекалами узоров в натуральную величину.

Работаю в стиле прет-а-порте де люкс. Мне нравится создавать эксклюзивные костюмы и украшения с элементами ручной работы. При создании таких изделий больше раскрывается творчество и выражается то, что хочется сказать без слов. Люблю играть с цветом, создавать разные фактуры. В самом начале работы тщательно продумывается образ, основной цвет и оттенок костюма: тёплый или холодный. При подборе цвета люблю сочетать разные оттенки. У каждого художника и дизайнера есть свой почерк, который характеризует его работы и творчество.

Вдохновение черпаю из природы, красивого сочетания цвета, узоров, музыки, из общения с интересными людьми. И, конечно, из игры бисера, бисер диктует свои правила, его переливчатые цветные грани пробуждают фантазию и вдохновение, и тогда узор, подобно песне, рождается сам.

Степан Саввин

Я окончил Якутский колледж технологии и дизайна в 2009 году. С этого года началась моя творческая деятельность, когда выпустил первую коллекцию, которая и стала дипломной работой.

По стилю я начинал в авангарде. Однако, сейчас больше стараюсь экспериментировать.

Вдохновение приходит отовсюду. Никогда не знаешь, где на тебя нахлынет – от фильмов, музыки, людей вокруг, и конечно же, от самих тканей. Главное – перенести мысли на лист бумаги.

Айталина Софронеева

Моя мама – «народный мастер». Сколько себя помню, она шила и наряжала людей. Так что, с детства я уже точно знала, какую профессию выберу. Мне повезло учиться у талантливой Августины Филипповой, и в 2001 году я закончила Якутское художественное училище им. П.П. Романовой.

Сегодня работаю модельером в салоне «Мааны», где шью традиционную национальную одежду.

Меня вдохновляют природа и тишина, когда можно забыть земные проблемы и поддаться воображению. Однако, каждый проект уникален, и они вдохновляют меня все больше и больше.

Иван Федоров

Я закончил Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна. До этого учился в Якутском колледже технологии и дизайна. С самого детства любил рисовать, что то мастерить. Сейчас в Якутске у меня своя мастерская-студия. Одновременно преподаю в родном своем колледже. Участвовал во многих конкурсах и показах, как Mercedes Fashion Week, Адмиралтейская игла, Неделя моды в Якутске и др.

Читайте также:  Спортивный женский костюм-тройка: описание с фото, модели, отзывы

Каждая моя коллекция – это поиск себя, ведь человек всю жизнь учится и стремится к самопознанию, именно с этими целями я и пробую совершенно разные стили, направления. Я еще не разработал конкретный свой стиль, но работаю по направлениям прет-а-порте, де-люкс, якутская национальная одежда, детская одежда.

Для вдохновления я очень люблю элемент игры, я себе мысленно даю какое-нибудь задание, как будто во времена учебы, представляю, для кого конкретно предназначена коллекция, для какого случая, выбираю какой нибудь источник, будь то фильм, музыка или работы культовых художников и просто начинаю выполнять задание.

Чтобы быть в курсе всех событий, не забудьте подписаться на Live.Ykt.Ru,

нажав кнопку “Читать” в шапке дневника!

Национальные костюмы якутов (фото)

Национальная одежда формируется под влиянием нескольких факторов. Важен климат, быт, вера и прочие жизненные нюансы. Якутский костюм предусмотрен для холодного климата. Некоторые элементы национальной одежды были взяты у других народов, но от этого костюм не теряет своей самобытности.

Историческая справка

Якуты проживают в Якутии и Краснодарском крае. Небольшие национальные общины обитают в Амурской области. Также якуты проживают на территории Магадана и Сахалина.

Первый национальный костюм появились в XVIII веке. Он представлял собой верхнюю одежду с натуральным мехом и некоторыми декоративными элементами (вышивка, металлические детали). Тогда использовались грубые ткани, меха, кожа, шёлк.

Якуты в основном занимались скотоводством, поэтому для гардероба использовали натуральную кожу, замшу и меха. Обычно «эксплуатировали» короткошёрстных животных, но для утепления применяли и мех длинношёрстых зверьков.

Важно! Длинношёрстый мех использовали в декоративных целях, украшая воротник, манжеты, общий периметр наряда.

Особенности фасонов

Национальный крой наряда якутов представляет собой прямой силуэт с аналогичными рукавами. Но существует несколько вариантов выполнения костюма. Предметы одежды якутов:

  • оноолох, бууктаах – крой позаимствован у военных, характеризуется складками на спине и необычной формой рукава;
  • кытыылаах схож с первым фасоном, отличается полоской сукна, которая проходит по краям верхней одежды;
  • таналай – зимняя куртка, украшена мехом пушных животных, имеет меховой наплечник, разрезы по бокам.

Для каждого фасона характерны яркие украшения. Так, таналай декорировался подвеской из металла, которую размещали на поясе. Для кроя кытыылаах в женском наряде доминировал красный цвет в вышивке. Мужской костюм обрабатывали более тусклыми оттенками.

Из чего состоит женский костюм?

Женские и мужские костюмы имели одинаковый крой. Они отличались только декоративной отделкой. Гардероб якутки обязательно включал аннах. Он представлял собой кусок ткани, которым дамы прикрывали лицо. Материалы для женских нарядов:

  • повседневная одежда шилась из прочных тканей, таких как сатин и ситец, ведь наряд должен быть удобным;
  • праздничные одеяния выполнялись из дорогих ярких материалов – шёлка, атласа;
  • верхний наряд обязан согревать, поэтому для него применяли мех, замшу, для красоты добавляли декоративные элементы, шёлк.

В женском гардеробе была грубая рубаха, панталоны из кожи (элемент защищал тазовый отдел), ноговицы, шуба, шапка и большое количество украшений. Ноговицы представляют собой кожаные гетры без ступни. Традиционная шапка якуток напоминала шлем (как на фото). Наибольшую ценность представляли украшения. Женщины обильно декорировали все части наряда. Популярность до сих пор пользуется бисерная отделка.

Мужской костюм: подробности

Наряд мужчин отличался скромностью, если его сравнивать с женским. Ежедневная одежда отделывалась мехом на манжетах и воротнике. Отделка была достаточно объёмной. Головной убор должен был быть практичным, закрывать уши от холода. Шапка напоминала шлем. Часто на национальных головных уборах можно увидеть ушки, которые ассоциируются с космической связью.

Детские костюмы

Детская одежда является мини-копией взрослых нарядов. Для её изготовления используют те же материалы и ткани: шкура, мех, богатый декор, расшивка бисером. Головной убор отделывается мехом.

Современный костюм якутов

Современный костюм изготавливается из разных материалов. Активно используют лёгкие ткани, такие как шифон, шёлк, атлас. Популярностью пользуется органза, парча, замша. Одежда обязательно подразумевает натуральный мех и богатый декор. Наряд украшают бисером, металлическими элементами, яркими стразами.

В современном мире есть множество технологий, которые помогают по-новому интерпретировать национальное одеяние. Роскошное убранство выглядит сказочно, так как используются интересные фасоны, яркая палитра красок. Это смотрится стильно, но не имеет никакой исторической подоплёки.

Важно! Дизайнеры в создании костюмов ориентируются на сказочных персонажей, поэтому одежда не имеет исторической точности.

Национальные костюмы надевают на праздники, церемонии, обряды. Некоторые элементы комбинируют с современными нарядами. Активно используют натуральные меха и расшивку бисером.

Национальная одежда малочисленных народов Якутии (39 фото)

Численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Большую часть составляют якуты, остальную малочисленные народы. Вашему вниманию предлагается подборка одежды некоторых малочисленных народов Якутии.

Для северян олень — не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный «поставщик» материалов для одежды . Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой — эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, «не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений». Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение — считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

«…неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки…»

Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния

и быта населения. — СПб.: Типография императорской АН, 1896. — С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является «шахматный». Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

«Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке».

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур.

Традиционная летняя одежда шьется из ровдуги, но так как выделка шкур занятие достаточно трудоемкое, да и весят они немало, в настоящее время во многих танцевальных коллективах вместо выделанной кожи используют либо ткань, либо заводскую замшу.

Ссылка на основную публикацию