Удмуртский национальный костюм: описание с фото, модели, отзывы

Удмуртский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным девочки начиная с 6-7 лет учились прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17 годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Цвета и декор

Костюм северных удмуртов содержит три цвета: белый, черный и красный.

Южные удмурты отличались костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили и белые, и красные, и зеленые, и коричневые цвета.

Одежду и головные уборы украшали бусинами, бисером, монетками, лентами, вышивкой с фрагментами оберега и национального узора.

Вышивка на рубахах мужчин показывала род их деятельности и также имела роль оберега.

Мужской костюм

Мужчины одевались просто. Традиционный костюм состоял из рубахи-косоворотки, полосатых штанов и пояса. Рубаха была белого цвета, с отделкой, затем появилась мелкая клетчатая домотканая ткань. Штаны (эрезь) удмуртов были близки по своему крою к фабричным. Зимний вариант брюк изготавливался из шерстяного домотканого полотна.

Праздничный вариант костюма – белая рубаха, с красной отделкой в виде полос на рукавах, и по низу рубахи. Штаны однотонного черного или синего цвета. Широкий пояс просто красного цвета или радужный тканый.

Зимой поверх рубахи одевали приталенный шортдэрем. В холода носили сукман – кафтан, или дукес. Поверх всего этого носили шубы из овчины, подпоясанные плетеными поясами и ремнями. Для дальних дорог имелся и длинный тулуп с большим воротом.

Головной убор представлял колпак из сукна или шапку из валяной овчины или шерсти (изьы). Обувь носили плетеную из лыка – лапти, позднее их сменили сапоги, а зимой спасали валенки.

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им появились аппликационные мусарезь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Основа костюма – шортдэрем – трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. На груди красовался кыкрак – нагрудникв форме полумесяца с монетками. Поверх одевали айшет – фартук с закрытой грудью. Саестэм – кафтан без рукавов и зыбын – кафтан согревали в прохладу, а зимой носили пась – шубу из овчины.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

Считалось, что от количества клеточек в костюме удмуртки, зависело сколько детей будет в семье, чем больше – тем лучше.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Украшения

Женские украшения ярко выделяли своих хозяек. Яркие нагрудники с монетами служили оберегом для хозяйки.

Налобные повязки украшали яркими лентами, монетками и бусинами.

Основным материалом для украшений было серебро – браслеты, серьги, цепочки, кольца. А вот бусы не были удостоены таким вниманием. Зато среди удмуртов были популярны такие украшения, как йырпинь – белые ракушки, играли роль оберегов. Такие украшения передавались от старших к младшим, являясь семейной реликвией.

Замужние девушки прятали свои волосы под платки и расшитые полотенца, а вот девушки украшали свои накосниками – тесьма, ленты, узкие полосы с монетками.

Южные удмуртки украшали себя бутьмаром – перевязь через одно плечо с нашитыми монетками. А вот северные добавляли к ней и красные бусины.

Мужчины из украшений носили только перстни, но не простые, а с родовой печатью.

Удмуртский национальный костюм со сложными элементами и орнаментом сегодня восстанавливается и переделывается. Осовремененные варианты превращаются в простые платья, юбки и рубашки, но неизменны орнамент и нагрудные украшения. На данный момент костюм удмуртов переживает новый подъем, и получает все большую популярность.

Ижевские дизайнеры: как Дарали Лели возрождает удмуртскую культуру с помощью платьев

Девушка рассказала, как носить традиционный национальный костюм и выглядеть современно

В новом выпуске проекта IZHLIFE «Ижевские дизайнеры» расскажем о Елене Петровой, известной под творческим псевдонимом Дарали Лели. Она не просто воссоздает традиционные удмуртские костюмы, а актуализирует их с помощью современных элементов для повседневного использования.

ДОСЬЕ

Дарали Лели (настоящее имя – Елена Петрова), 31 год.

  • Деятельность: дизайнер удмуртских платьев, писатель, драматург, руководитель театра на удмуртском языке «ЮМОК», куратор удмуртских проектов в Арт-Резиденции (молодежного информационно-ресурсного центра Ижевска).
  • Где приобрести платья: vk.com/daral >

Отрыла удмуртский шоу-рум и музей удмуртского платья

В основном Дарали шьет костюмы южных удмуртов традиционного кроя.

– Шью по одной коллекции в год, вещей немного, поэтому не было своего магазина, а людям нужно смотреть, примерять. Когда-то я была соучредителем арт-пространства «Сахар», а недавно мы открыли шоурум в Арт-Резиденции. Недавно устроили фестиваль финно-угорской моды «Арт-базар», куда я привозила двух дизайнеров: Лану Ваховскую из Коми и Евгению Кошкину из Марий-Эл. Они показали свои этноколлекции, и мы открыли кабинет, где я сейчас работаю. Раньше там была мастерская художника. Решили, что нужно что-то менять, добавить удмуртский колорит. Использовали различные элементы, которые были в Арт-Резиденции. Шкаф нашли на мусорке, куратор Арт-Резиденции по современному искусству Максим Веревкин помог мне принести и покрасить его в черный цвет. Все постепенно обрастает. Деревянная скульптура, например, работа местного художника Анфима Ханыкова.

Дарали часто приглашают рассказывать про созданные ей удмуртские костюмы и про все ее творчество в целом. На это она тратит много времени, поэтому отшивает коллекции только для показов. За машинку садится сама, а если делает аксессуары, то сотрудничает с Галиной Матвеевой, дизайнером монист. Вообще, ижевчанка готова сотрудничать с другими дизайнерами и с удовольствием взяла бы в свой шоу-рум вещи, сделанные ее коллегами.

– У меня нет такого, что я постоянно продаю. Шью для себя, для души. Мне нравится процесс сочинения костюма, когда вдохновляюсь какими-то элементами. Например, широкой оборкой закамского национального платья, то есть платья башкирских удмуртов. Соответственно, я сделала такую же высокую оборку на своей модели. Вдохновилась фасоном кускинӵош – это платье центральныхудмуртов (Увинского, Вавожского районов, севера Можгинского района). В каждом районе наряды отличаются.

Сочетать ее платья, особенно из последней коллекции, можно абсолютно со всем.

– У меня лежали льняные брюки итальянского бренда, я их не ношу. Подумала, нашила вязаную тесьму с традиционным орнаментом коми, которую мне подарила моя коллега, дизайнер Светлана Турова. У нее свой бренд «Югыд-арт», есть машинка, и они вяжут очень много коми-узоров. Я никогда не делала такое с брюками, решила поэкспериментировать, мне нравится результат. Посмотрим, кто купит, кто будет этот смелый человек.

«Со льном у меня не очень»

Ткани дизайнер берет на ижевских базах, частенько заглядывает в магазин «Леда» или в другие специализированные точки. Не всегда купленные материалы сразу идут в ход. Иногда может пройти несколько лет, прежде чем Дарали найдет хорошее сочетание и создаст платье.

– Если мне нравится какая-то фактура и она переплетением нитей, узором, тем, как соткана вещь, напоминает мне традиционный костюм, то я беру эту ткань, она вдохновляет меня на определенный фасон. Мне близко мыслить как реставратор. Могу повторить реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды. – Прим. ред.) традиционного платья, но чтобы она была не просто традиционной, а выглядела современно. У национальной элиты считается хорошим тоном, когда есть народный костюм: платье, фартук, мониста, ботинки, гетры, повязка, платок, украшение камали. У южных удмуртов, если ты замужем, принято носить чалму. Когда есть полностью парадный образ, то это очень хорошо. Многие эстонцы, кстати, копят себе денежки на национальный костюм и постепенно одевают себя, потому что одна только юбка стоит очень дорого, это ручная работа.

Шьет Дарали из хлопковых тканей и совсем не любит лен, потому что он сильно мнется.

– Некоторые любят лен, коми-дизайнеры, например. У меня много знакомых, которые делают упор на этномоду и шьют только из экологических тканей, например, Валентина Решетникова. Но у меня со льном не очень, может, потому, что я по цветотипу темненькая. Лен редко бывает ярких оттенков. Мне кажется, что в льняном я бледная, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом, фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне удмуртское ткачество манерой переплетения нитей.

Цветовая гамма зависит от района. У южных удмуртов чаще всего используется красный и черный цвета, у северных – белый. У башкирских удмуртов под влиянием татар сложилась яркая цветовая гамма – в основном это красный и черный цвета, но распространены и синий, зеленый, бордовый.

– Если посмотреть на старые тканые платья, то они будут выглядеть так же, как сейчас, но с другим сочетанием тканей. У меня трикотажные платья, потому что хочу, чтобы они выглядели круто и вписывались в современный гардероб, чтобы их можно было носить, например, со спортивной обувью. Они универсальные, их можно носить и с фартуком, и это уже более традиционный вариант. Если хочется добавлять современные элементы, то с рюкзаком, ботинками на грубой подошве, и это смотрится совсем по-другому.

Один из фартуков в шоу-руме Дарали несколько месяцев вручную ткала ее тетя. Делала она это на станке в 1960-70-е годы! Сама же Дарали сшить платье может за один день, но если оно с какими-то оборками, вышивками, то потребуется больше времени – дня два-три.

– Если ткани замачиваю, отглаживаю, тогда подольше. Еще процесс зависит от скорости выбора материала, подготовки, когда пытаешься мыслить коллекцией. Хотя последнее у меня никогда не получалось. Я делаю коллекцию, и какие-то вещи не вписываются, я не могу отшивать по 20 «луков» (образов. – Прим. ред.), это очень затратно, и это определенный статус дизайнера: когда ты профессионал и этим живешь, только шьешь и продаешь. Для них важно количество, чтобы все окупалось, они арендуют студию, покупают технику, а я шью дома. У меня есть много знакомых дизайнеров, которые ткут и вышивают вручную, Татьяна Тихонова, например, или Маша Андриянова какую-то деталь может вышивать несколько лет.

Случайно увидела свое платье на финской студентке

Обычно платья Дарали покупают представители творческих профессий, экоактивисты и даже активисты других национальных культур!

Так как раньше дизайнер продавала удмуртские вещи в арт-пространстве «Сахар», туда часто заходили иностранцы. И однажды, два-три года назад, на премьере спектакля на удмуртском языке от финских студентов она обнаружила свое творение на одной из девушек театра.

– Сначала я увидела на финке белое платье из «Сахара» от другого дизайнера. Она заплела италмасы в прическу, и эта интерпретация была очень современной. Другая девушка, преподаватель театра, была в моем платье. Если надеть его с фартуком, то оно будет смотреться совершенно традиционно. Но она надела его с грубыми черными ботинками и смотрелось очень эффектно. Еще и ворот расстегнула, хотя у удмуртов считается, что это не очень прилично.

Последние два удмуртских платья в клеточку с оборкой у Елены купила москвичка, которая увлекается народными культурами разных регионов.

– Она как-то узнала про меня, когда была в Удмуртии, вдохновилась этим и захотела сразу два удмуртских национальных платья.

«Давно нужна этническая коллекция а-ля Adidas, чтобы гопники носили удмуртские костюмы»

– Я не люблю, когда этнику причисляют к стилю бохо, когда навешано много побрякушек, ловцов снов. Мне ближе, когда этнику мешают со спортом, как, например, у Jahnkoy*, у нее была коллаборация с популярным спортивным брендом. Я считаю, что Adidas* давно должны были сделать коллекцию с этникой, чтобы местные гопники носили вещи, похожие на удмуртские костюмы.

В следующей коллекции дизайнер хочет сделать этническую вышивку на футболках и сумках-бананках, а также добавить к этому принт или вышивку слов из песен удмуртского фольклора.

– Это будет более честно по отношению к окружающей реальности – не пытаться копировать западный мир, а создавать свою историю, что-то локальное. На гитаре в шоу-руме есть наклейки со всего мира, удмуртского мира: удмуртский традиционный инструмент кубыз, тут же логотип adidas*, который мы переделали в alnashi*, местные дизайнеры, флаг Удмуртии, английские слова. Мы живем в мире эклектики и важно не потерять в нем себя.

Ездила с платьями по всей России

Осенью Дарали была в Петрозаводске на конференции, где показ, посвященный северному дизайну, состоялся на железнодорожном вокзале. Там она рассказывала про муресазь – нагрудник северных удмуртов, который служит альтернативой монистам. Также девушка была в Казани и Сыктывкаре, в Национальном музее, где она показывала платья и рассказывала про современную удмуртскую культуру и созданные ей костюмы.

– Если южные удмурты носили как оберег монисто, то северные – аппликативные нагрудники мурсазь и кабачи – вышитый нагрудник. Финно-угорский мир часто нам говорит о том, что мы, удмурты, более современно видим традиционную культуру и всегда пытаемся «миксовать».

Носит юбку, подаренную венгерской бабушкой

Одежду дизайнер шьет для себя сама, но только в том случае, когда какая-то ткань сильно привлекла ее.

– Увижу ткань и скажу: «О, полоска, как у башкирских удмуртов, закажу, если не сошью сама». Одежда везде, и сама к нам приходит, зашел, что-то купил. Последнее время я беру вещи за рубежом или в секонд-хендах. Захожу в «Фамилию», могу взять брендовые вещи «по дешевке». Не ношу вещи из плохого материала, мне важно, чтобы он был хорошим. Я не могу себе позволить купить вещь на базаре, потому что не смогу ее носить. H&M*, ZARA* выдают нам образ, который сейчас моден, и мы, согласно ему, подчиняем свои вещи. Я купила комбинезон в «Глории Джинс» и хочу сочетать его с удмуртской блузкой традиционного кроя. Я не полностью человек с традиционным мировоззрением, не в деревне живу, хотя сейчас люди из деревень одеваются в городе. Сочетать что-то свое и мировое важно для меня.

В повседневной жизни Дарали придерживается драматического стиля, но в последнее время ей близка классика.

– Удмуртские платья лучше всего, в них комфортно и удобно. Я хожу в блузке, которую сшила сама по удмуртскому крою, она очень свободная, и если я потолстею или похудею, то все равно будет хорошо сидеть. Платья у меня 42-48 размера, всем подходят. Сверху я ношу саестэм – удмуртскую безрукавку.

Любимых вещей у ижевчанки нет – по ее признанию, они приходят и уходят. Но если какой-то предмет одежды очень нравится, то она может оставить его себе, как, например, черную юбку, которую в Венгрии ей подарила местная бабушка, когда Дарали ездила туда в качестве посла из России в рамках проекта «Финно-угорская культурная столица».

– Мне очень нравятся старые платья, это такая память, ни за что не продам. Старинные платья я не ношу, если только на какое-то мероприятие. Например, бабушкину блузку из Вавожского района я надевала с черной юбкой из Венгрии.

У Дарали очень много любимых дизайнеров, например, Стелла Джин с гаитянскими корнями.

– Видимо, когда у людей микс корней, они мыслят по-сумасшедшему. Мне нравится, как она сочетает цвета, видишь в них «карибскость» и при этом современность, много этники, сочной локальной культуры и много универсального. Есть хорошие венгерские и финские бренды.

Также она очень любит Delpozo* и Тьерри Мюглера, а из местных ижевских cледит за Dolgan* и брендом Rabbit Hole*.

– У Маши Долган очень лаконичные, женственные вещи. У бренда Rabbit Hole, у каждой их вещи есть своя история про женскую индивидуальность, смелость, долю мифа в жизни. И у всего есть свой посыл, мне это нравится. В плане фэшн-шоу нравится, как Тьерри Мюглер мыслил в 90-е.

«Моя задача – формировать удмуртское городское сообщество»

По мнению Дарали, когда делаешь что-то традиционно удмуртское, хочется добавить современного, чтобы люди могли интегрировать национальную эстетику в повседневную жизнь. Особенно это касается молодых ребят, которые из деревень приезжают в город.

– Они стесняются говорить на своем родном языке. Удмурты сохраняют свой язык и культуру, но это не везде. Есть районы, где очень тяжело, на севере, например. В Алнашском и Малопургинском районах говорят больше на удмуртском. Одежда южных удмуртов популярна.

При этом дизайнер вдохновляется путешествиями и знакомством с другими культурами.

– Мне кажется, что проблемы национальных культур везде одинаковые. Это один набор ценностей, которые несут из поколения в поколение. Это попытка людей упорядочить свою жизнь, чтобы они жили не в хаосе, а в мире и гармонии с окружающей природой, когда человек издревле знает свое место. Человек современный в нашем глобализированном мире теряется. Ребята, которые приезжают из деревни в город, не понимают, как не потерять себя в этом многообразии.

– В городе ты потерял эту связь и ты вечный маргинал в поиске себя. Это другая и очень интересная парадигма. Классно жить в городе, примерять на себя национальные измерения и делать какие-то продукты, потому что город – это всегда продукт, и если у тебя его нет, то и тебя нет. Ты постоянно должен генерировать, должен быть выхлоп, а не просто жить в процессе, гулять, варить, табани печь. Должно быть национальное влияние на городские процессы.

Модный лайфхак от дизайнера

– Лучше базовые вещи брать в магазине, а прикольные штуки и аксессуары можно в секонд-хендах, на распродажах или перерыть, переделать бабушкины вещи и из старых штанов сделать шорты. Выбирайте одежду по своей фигуре и подчеркивайте то, что дано природой. В любом случае нельзя носить то, что тебе не подходит. Очень гармонично, если удмуртское платье будет скрывать что-то «ненужное». Можно освежить этнический образ переводной татушкой и добавить этим немножечко бунтарства, сделать более дерзкий макияж. Мы мыслим стереотипно, почему мы не можем взять элемент традиционного и сочетать с современным. Удмуртское платье можно носить с косухой или джинсовкой, это будет необычно и свежо. Мы живем в Удмуртии и можем вдохновляться тем, что есть местные ценности. Ижевск – город-завод, мы можем взять его черты и что-то заводское, сделать принты на тему завода и техномира.

*Удмурт фэшндэй, эйч энд эм, зара, адидас, алнаши, рэббитхоул

Ижевские дизайнеры: как Дарали Лели возрождает удмуртскую культуру с помощью платьев

maria

Well-Known Member

Девушка рассказала, как носить традиционный национальный костюм и выглядеть современно.

В новом выпуске проекта «Ижевские дизайнеры» расскажем о Елене Петровой, известной под творческим псевдонимом Дарали Лели. Она не просто воссоздает традиционные удмуртские костюмы, а актуализирует их с помощью современных элементов для повседневного использования.

ДОСЬЕ
Дарали Лели (настоящее имя — Елена Петрова), 31 год.

  • Деятельность: дизайнер удмуртских платьев, писатель, драматург, руководитель театра на удмуртском языке «ЮМОК», куратор удмуртских проектов в Арт-Резиденции (Молодежного информационно-ресурсного центра Ижевска).
  • Где приобрести платья: vk.com/daral >Отрыла удмуртский шоурум и музей удмуртского платья
    В основном Дарали шьет костюмы южных удмуртов традиционного кроя.

— Шью по одной коллекции в год, вещей немного, поэтому не было своего магазина, а людям нужно смотреть, примерять. Когда-то я была соучредителем арт-пространства «Сахар», а недавно мы открыли шоурум в Арт-Резиденции. Недавно устроили фестиваль финно-угорской моды «Арт-базар», куда я привозила двух дизайнеров: Лану Ваховскую из Коми и Евгению Кошкину из Марий-Эл. Они показали свои этно-коллекции, и мы открыли кабинет, где я сейчас работаю. Раньше там была мастерская художника. Решили, что нужно что-то менять, добавить удмуртский колорит. Использовали различные элементы, которые были в Арт-Резиденции. Шкаф нашли на мусорке, куратор Арт-Резиденции по современному искусству Максим Веревкин помог мне принести и покрасить его в черный цвет. Все постепенно обрастает. Деревянная скульптура, например, это работа местного художника Анфима Ханыкова.

Дарали часто приглашают рассказывать про созданные ей удмуртские костюмы и про все ее творчество в целом. На это она тратит много времени, поэтому отшивает коллекции только для показов. За машинку садится сама, а если делает аксессуары, то сотрудничает с Галиной Матвеевой, дизайнером монист. Вообще, ижевчанка готова сотрудничать с другими дизайнерами и с удовольствием взяла бы в свой шоурум вещи, сделанные ее коллегами.

— У меня нет такого, что я постоянно продаю. Шью для себя, для души. Мне нравится процесс сочинения костюма, когда вдохновляюсь какими-то элементами. Например, широкой оборкой закамского национального платья, то есть платья башкирских удмуртов. Соответственно, я сделала такую же высокую оборку на своей модели. Вдохновилась фасоном «кускинӵош» — это платье центральныхудмуртов (Увинского, Вавожского районов, севера Можгинского района). В каждом районе наряды отличаются.

Сочетать ее платья, особенно из последней коллекции, можно абсолютно со всем.

Их можно надеть даже не с каблуками, чтобы был не совсем «бабский» стиль, а уравновесить чем-то брутальным, грубыми ботинками, например. Дарали Лели, дизайнер.

— У меня лежали льняные брюки итальянского бренда, я их не ношу. Подумала, нашила вязаную тесьму с традиционным орнаментом коми, которую мне подарила моя коллега, дизайнер Светлана Турова. У нее свой бренд «Югыд-арт», есть машинка, и они вяжут очень много коми узоров. Я никогда не делала такое с брюками, решила поэкспериментировать, мне нравится результат. Посмотрим, кто купит, кто будет этот смелый человек.

«Со льном у меня не очень»
Ткани дизайнер берет на ижевских базах, частенько заглядывает в магазин «Леда» или в другие специализированные точки. Не всегда купленные материалы сразу идут в ход. Иногда может пройти несколько лет, прежде, чем Дарали найдет хорошее сочетание и создаст платье.

Еще девушка обожает винтажные ткани из бабушкиного сундука и даже специально покупает их на блошиных рынках.

— Если мне нравится какая-то фактура, и она переплетением нитей, узором, тем, как соткана вещь, напоминает мне традиционный костюм, то я беру эту ткань, она вдохновляет меня на определенный фасон. Мне близко мыслить как реставратор. Могу повторить реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды. — Прим. ред.) традиционного платья, но, чтобы она была не просто традиционной, а выглядела современно. У национальной элиты считается хорошим тоном, когда есть народный костюм: платье, фартук, мониста, ботинки, гетры, повязка, платок, украшение камали. У южных удмуртов, если ты замужем, принято носить чалму. Когда есть полностью парадный образ, то это очень хорошо. Многие эстонцы, кстати, копят себе денежки на национальный костюм и постепенно одевают себя, потому что одна только юбка стоит очень дорого, это ручная работа.

Дарали часто приглашают рассказывать про созданные ей удмуртские костюмы и про все ее творчество в целом. На это она тратит много времени, поэтому отшивает коллекции только для показов. За машинку садится сама, а если делает аксессуары, то сотрудничает с Галиной Матвеевой, дизайнером монист. Вообще, ижевчанка готова сотрудничать с другими дизайнерами и с удовольствием взяла бы в свой шоурум вещи, сделанные ее коллегами.

— У меня нет такого, что я постоянно продаю. Шью для себя, для души. Мне нравится процесс сочинения костюма, когда вдохновляюсь какими-то элементами. Например, широкой оборкой закамского национального платья, то есть платья башкирских удмуртов. Соответственно, я сделала такую же высокую оборку на своей модели. Вдохновилась фасоном «кускинӵош» — это платье центральныхудмуртов (Увинского, Вавожского районов, севера Можгинского района). В каждом районе наряды отличаются.

Шьет Дарали из хлопковых тканей и совсем не любит лен, потому что он сильно мнется.

— Некоторые любят лен, коми дизайнеры, например. У меня много знакомых, которые делают упор на этно-моду и шьют только из экологических тканей, например, Валентина Решетникова. Но у меня со льном не очень, может, потому, что я по цветотипу темненькая. Лен редко бывает ярких оттенков. Мне кажется, что в льняном я бледная, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом, фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне удмуртское ткачество манерой переплетения нитей.

Цветовая гамма зависит от района. У южных удмуртов чаще всего используется красный и черный цвета, у северных – белый. У башкирских удмуртов под влиянием татар сложилась яркая цветовая гамма – в основном это красный и черный цвета, но распространены и синий, зеленый, бордовый.

— Если посмотреть на старые тканые платья, то они будут выглядеть так же, как сейчас, но с другим сочетанием тканей. У меня трикотажные платья, потому что хочу, чтобы они выглядели круто и вписывались в современный гардероб, чтобы их можно было носить, например, со спортивной обувью. Они универсальные, их можно носить и с фартуком, и это уже более традиционный вариант. Если хочется добавлять современные элементы — то с рюкзаком, ботинками на грубой подошве, и это смотрится совсем по-другому.

Я не могу сказать, что я делаю очень дерзкую одежду. Последняя коллекция достаточно спокойная. Но бывает, что платье очень яркое или этническое. Дарали Лели, дизайнер.

Один из фартуков в шоуруме Дарали несколько месяцев вручную ткала ее тетя. Делала она это на станке в 1960-70 годы! Сама же Дарали сшить платье может за один день, но если оно с какими-то оборками, вышивками, то потребуется больше времени — дня два-три.

— Если ткани замачиваю, отглаживаю, тогда подольше. Еще процесс зависит от скорости выбора материала, подготовки, когда пытаешься мыслить коллекцией. Хотя последнее у меня никогда не получалось. Я делаю коллекцию, и какие-то вещи не вписываются, я не могу отшивать по 20 «луков» (образов. — Прим. ред.), это очень затратно, и это определенный статус дизайнера — когда ты профессионал и этим живешь, только шьешь и продаешь. Для них важно количество, чтобы все окупалось, они арендуют студию, покупают технику, а я шью дома. У меня есть много знакомых дизайнеров, которые ткут и вышивают вручную, Татьяна Тихонова, например, или Маша Андриянова какую-то деталь может вышивать несколько лет.

Случайно увидела свое платье на финской студентке
Обычно платья Дарали покупают представители творческих профессий, экоактивисты, и даже активисты других национальных культур!

Так как раньше дизайнер продавала удмуртские вещи в арт-пространстве «Сахар», туда часто заходили иностранцы. И однажды, два-три года назад, на премьере спектакля на удмуртском языке от финских студентов она обнаружила свое творение на одной из девушек театра.

Платья дизайнера покупают не только удмуртки, но и иностранки.

— Сначала я увидела на финке белое платье из «Сахара» от другого дизайнера. Она заплела италмасы в прическу, и эта интерпретация была очень современной. Другая девушка, преподаватель театра, была в моем платье. Если надеть его с фартуком, то оно будет смотреться совершенно традиционно. Но она надела его с грубыми черными ботинками, и смотрелось очень эффектно. Еще и ворот расстегнула, хотя у удмуртов считается, что это не очень прилично.

Последние два удмуртских платья в клеточку с оборкой у Елены купила москвичка, которая увлекается народными культурами разных регионов.

— Она как-то узнала про меня, когда была в Удмуртии, вдохновилась этим и захотела сразу два удмуртских национальных платья.

«Давно нужна этническая коллекция а-ля Adidas, чтобы гопники носили удмуртские костюмы»
— Я не люблю, когда этнику причисляют к стилю бохо, когда навешано много побрякушек, ловцов снов. Мне ближе, когда этнику мешают со спортом, как, например, у Jahnkoy*, у нее была коллаборация с популярным спортивным брендом. Я считаю, что Adidas* давно должны были сделать коллекцию с этникой, чтобы местные гопники носили вещи, похожие на удмуртские костюмы.

В следующей коллекции дизайнер хочет сделать этническую вышивку на футболках и сумках-бананках, а также добавить к этому принт или вышивку слов из песен удмуртского фольклора.

— Это будет более честно по отношению к окружающей реальности — не пытаться копировать западный мир, а создавать свою историю, что-то локальное. На гитаре в шоуруме есть наклейки со всего мира, удмуртского мира: удмуртский традиционный инструмент кубыз, тут же логотип adidas*, который мы переделали в alnashi*, местные дизайнеры, флаг Удмуртии, английские слова. Мы живем в мире эклектики и важно не потерять в нем себя.

Ездила с платьями по всей России
Осенью Дарали была в Петрозаводске на конференции, где показ, посвященный северному дизайну, состоялся на железнодорожном вокзале. Там она рассказывала про муресазь — нагрудник северных удмуртов, который служит альтернативой монистам. Также девушка была в Казани и Сыктывкаре, в Национальном музее, где она показывала платья и рассказывала про современную удмуртскую культуру и созданные ей костюмы.

— Если южные удмурты носили как оберег монисто, то северные — аппликативные нагрудники мурсазь и кабачи — вышитый нагрудник. Финно-угорский мир часто нам говорит о том, что мы, удмурты, более современно видим традиционную культуру и всегда пытаемся «миксовать».

Носит юбку, подаренную венгерской бабушкой
Одежду дизайнер шьет для себя сама, но только в том случае, когда какая-то ткань сильно привлекла ее.

— Увижу ткань и скажу: «О, полоска как у башкирских удмуртов, закажу, если не сошью сама». Одежда везде, и сама к нам приходит, зашел, что-то купил. Последнее время я беру вещи за рубежом или в секонд-хендах. Захожу в «Фамилию», могу взять брендовые вещи «по дешевке». Не ношу вещи из плохого материала, мне важно, чтобы он был хорошим. Я не могу себе позволить купить вещь на базаре, потому что не смогу ее носить. H&M*, ZARA* выдают нам образ, который сейчас моден, и мы, согласно ему, подчиняем свои вещи. Я купила комбинезон в «Глории Джинс» и хочу сочетать его с удмуртской блузкой традиционного кроя. Я не полностью человек с традиционным мировоззрением, не в деревне живу, хотя сейчас люди из деревень одеваются в городе. Сочетать что-то свое и мировое важно для меня.

В повседневной жизни Дарали придерживается драматического стиля, но в последнее время ей близка классика.

— Удмуртские платья лучше всего, в них комфортно и удобно. Я хожу в блузке, которую сшила сама по удмуртскому крою, она очень свободная, и если я потолстею или похудею, то все равно будет хорошо сидеть. Платья у меня 42-48 размера, всем подходят. Сверху я ношу саестэм — удмуртскую безрукавку.

Любимых вещей у ижевчанки нет — по ее признанию, они приходят и уходят. Но если какой-то предмет одежды очень нравится, то она может оставить его себе, как, например, черную юбку, которую в Венгрии ей подарила местная бабушка, когда Дарали ездила туда в качестве посла из России в рамках проекта «Финно-угорская культурная столица».

— Мне очень нравятся старые платья, это такая память, ни за что не продам. Старинные платья я не ношу, если только на какое-то мероприятие. Например, бабушкину блузку из Вавожского района я надевала с черной юбкой из Венгрии.

Дарали организовывала вместе с руководителем городского дизайнерского проекта «ОДЕЖКА» Кириллом Маркесом фестиваль Udmurt Fashion day*
У Дарали очень много любимых дизайнеров, например, Стелла Джин с гаитянскими корнями.

— Видимо, когда у людей микс корней, они мыслят по-сумасшедшему. Мне нравится, как она сочетает цвета, видишь в них «карибскость» и при этом современность, много этники, сочной локальной культуры и много универсального. Есть хорошие венгерские и финские бренды.

Также она очень любит Delpozo и Тьерри Мюглера, а из местных ижевских — cледит за Dolgan* и брендом Rabbit Hole*.

— У Маши Долган очень лаконичные, женственные вещи. У бренда Rabbit Hole, у каждой их вещи есть своя история про женскую индивидуальность, смелость, долю мифа в жизни. И у всего есть свой посыл, мне это нравится. В плане фэшн – шоу нравится, как Тьерри Мюглер мыслил в 90-е.

«Моя задача — формировать удмуртское городское сообщество»
По мнению Дарали, когда делаешь что-то традиционно удмуртское, хочется добавить современного, чтобы люди могли интегрировать национальную эстетику в повседневную жизнь. Особенно это касается молодых ребят, которые из деревень приезжают в город.

— Они стесняются говорить на своем родном языке. Удмурты сохраняют свой язык и культуру, но это не везде. Есть районы, где очень тяжело, на севере, например. В Алнашском и Малопургинском районах говорят больше на удмуртском. Одежда южных удмуртов популярна.

При этом дизайнер вдохновляется путешествиями и знакомством с другими культурами.

— Мне кажется, что проблемы национальных культур — везде одинаковые. Это один набор ценностей, которые несут из поколения в поколение. Это попытка людей упорядочить свою жизнь, чтобы они жили не в хаосе, а в мире и гармонии с окружающей природой, когда человек издревле знает свое место. Человек современный в нашем глобализированном мире теряется. Ребята, которые приезжают из деревни в город, не понимают, как не потерять себя в этом многообразии.

Московский театрал, антрополог Петр Немой приезжал в Ижевск и сказал, что деревня — это вечный процесс, в котором живет человек: он рождается, его крестят, потом он растет, учится вышивать или работать с деревом. И у 17-летнего парня никогда не наступит кризис личности, что ему делать дальше. Все естественно. Потом гулянки, фольклор, по баням ходят, невест выбирают, дальше дети и все по-новому. Постепенная жизнь в гармоничном едином процессе. Дарали Лели, дизайнер.

— В городе ты потерял эту связь, и ты вечный маргинал в поиске себя. Это другая и очень интересная парадигма. Классно жить в городе, примерять на себя национальные измерения, и делать какие-то продукты, потому что город — это всегда продукт и если у тебя его нет, то и тебя нет. Ты постоянно должен генерировать, должен быть выхлоп, а не просто жить в процессе, гулять, варить, табани печь. Должно быть национальное влияние на городские процессы.

Модный лайфхак от дизайнера
— Лучше базовые вещи брать в магазине, а прикольные штуки и аксессуары можно в секонд-хендах, на распродажах, или перерыть, переделать бабушкины вещи и из старых штанов сделать шорты. Выбирайте одежду по своей фигуре и подчеркивайте то, что дано природой. В любом случае, нельзя носить то, что тебе не подходит. Очень гармонично, если удмуртское платье будет скрывать что-то «ненужное». Можно освежить этнический образ переводной татушкой и добавить этим немножечко бунтарства, сделать более дерзкий макияж. Мы мыслим стереотипно, почему мы не можем взять элемент традиционного и сочетать с современным. Удмуртское платье можно носить с косухой или джинсовкой, это будет необычно и свежо. Мы живем в Удмуртии и можем вдохновляться, тем, что есть местные ценности. Ижевск — город-завод, мы можем взять его черты и что-то заводское, сделать принты на тему завода и техно-мира.

*Удмурт фэшндэй, эйч энд эм, зара, адидас, алнаши, рэббитхоул

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна
Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла “Италмас” в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе “Звездочки”.

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм, они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук). Другие мастера могли копировать костюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение.

Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик. Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой.

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Коллекция «Куклы в народных костюмах» Предлагаю вашему вниманию коллекцию кукол в народных костюмах. Все куклы выполнены из фарфора,вручную. Костюмы для них созданы из качественных.

Дидактическая игра «Куклы в народных костюмах» [i]Дидактическая игра “Куклы в народных костюмах” Четыре года назад в нашем ДОУ была тема “Русская народная культура”. И к этой теме я решила.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы на тему «Куклы в народных костюмах» Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа №368 «Лосиный остров» дошкольное подразделение №3 Конспект.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.

НОД «Национальный костюм» Цель: -познакомить с мордовским национальным костюмом. Задачи: -расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;.

Новый костюм для куклы Доброго времени суток,уважаемые маамовцы! Давненько меня здесь не было. Исправляюсь,-выкладываю новый аутфит для куклы, сшитый довольно-таки.

Выставка кукол в национальных костюмах .

Выступление педагогов на экологическую тему. Модное дефиле в костюмах из бросового материала. Выступление педагогов на «Экологическом серпантине» Запев педагог поет сольно, а припев все вместе, пока педагог идет по подиуму, демонстрируя.

Куколка в удмуртском национальном костюме

Здравствуйте, дорогие жители любимого сайта!
Хочу несколько сгладить впечатление от предыдущего топика про Чудушко китайское и показать, что умею не только просить у вас совета.

В этом году мой ребенок впервые пошел в детский сад. На первом родительском собрании я увидела на шкафчике замарашку, задвинутую в угол, жалкую и невзрачную. Конечно же, я не могла пройти мимо и выпросила ее у воспитателей для приведения в порядок. При ближайшем рассмотрении дома игровая кукла оказалась родом с фабрики Вятка (во всяком случае, мне так кажется, если не права, исправьте меня), судя по найденным картинкам, кто-то из Элл, хотя я не видела ни одной с таким цветом волос. Кукла уже была одета в удмуртский костюм и играла по всей видимости роль дидактической куклы, что меня очень устраивает, так как я знаю, что верну ее не в детские руки, которые не всегда аккуратно обращаются с игрушками, а на полочку, где она будет служить украшением группы.
Жалко, что я не сфотографировала состояние «До», так как торопилась помыть ее. Но, думаю, все примерно представляют, как выглядят такие куколки: выцветшие глазки, отсутствие румянца на бледном резиновом личике, небольшое косоглазие, кривые реснички. Кардинально одежду я решила не переделывать, а только улучшить кое-что. Платье я оставила родное, так как сшито оно оказалось очень хорошо. Платье, конечно, не фабричное, а кто-то из родителей уже старался до меня. И еще из ее одежды я оставила косыночку. Также был налобник с монетками, которые были густо покрыты патиной, его я немного переделала.

Теперь хочу привести немного информации, чтобы было поинтереснее. Вся информация и фотографии взяты из интернета. Если я случайно нарушила чьи-то авторские права, пожалуйста, напишите мне, я удалю информацию.
Национальными цветами Удмуртии являются черный, белый и красный, что отражено на гербе Удмуртской республики. Красный цвет символизирует солнце и жизнь. Черный цвет означает одновременно землю и вечность, иногда он трактуется как символ стабильности. Белый цвет – знак божественной чистоты, космоса.

Удумуртский костюм не является единым для всей республики, потому что условно выделяют две основные стилистики: костюм Южных Удмуртов и Северных Удмуртов. В костюме южных удмуртов преобладает красный цвет с разноцветными акцентами, тогда как в костюме северных — традиционный триколор: белый, красный, черный.

Различались и головные уборы: северные удмуртки носили круглые или овальные холщовые шапочки и сверху головную повязку (тип ткани варьировал от состоятельности семьи и того, праздничный или будний день); типичным головным убором южных удмурток являлся высокий убор на берестяной основе, который все привыкли видеть на картинках — айшон. Но носили также и налобные повязки, которые замужние женщины украшали бусинками и монетками, и головные покрывала.

Сама одежда состоял из рубахи, фартука (с грудкой или без), нагрудника, кафтана-безрукавки. Также традиционным и узнаваемым украшением является чыркерттэт — типа монисто с пришитыми сплошь рядами монеток, напоминающими рыбью чешую.

Изначально я хотела сделать очень детализированный и приближенный к оригиналу костюм, но поняла, что не хватает времени и умений. Так что в итоге получилась сборная солянка. Надеюсь, что костюм узнаваем и не совсем уж «клюква».

А теперь, собственно, сама кукла. Заранее прошу прощения за домашний фон и качество фото, стараюсь, но пока не получается красиво. Часть фотографий сделано на телефон, часть — на фотоаппарат.

Что было сделано: постирала и погладила платье и косыночку. Сшила новые трусики, так как старые были растянутые и ужасные; сшила колготки из мужского носка «натурального» цвета; связала из джута лапоточки, а то она стояла в фабричных пластиковых туфлях, мне показалось, что так будет реалистичнее; сшила новый передник на подкладе из марлевки; почистила старые монетки и заново пришила их на налобник в два ряда, также поменяла там тесьму, старая была из рук вон; сшила из фетра нагрудник и украсила его уже новыми монетками. Старые советские монетки лежат лучше, так как они тоньше, а современные копейки такие прямо тяжелые и толстенькие, поэтому немного топорщатся.

Также куклу, конечно же, тщательно вымыла, достала глазки, разобрала, белки были немного желтоватые, так что полежали в оксиданте в тепле. Радужки у старых кукол — это бумажечки, распечатала, вырезала и наклеила новые, почему-то мне захотелось сделать ей зеленые глазки. Реснички оставила родные пластиковые, только зафикисировала их клеем. Нарисовала брови, румянец и губы. С цветовой гаммой у меня вечные проблемы, всегда ухожу куда-то в оранжевые оттенки. Вроде на палитре смешиваю — персик, а на губах — морковка )))) Видимо, это дело практики. Я только недавно начала рисовать «мэйк» куклам.

У куклы необычный цвет волос — розовый. Не знаю, как выглядел ее фабричный образ, но для удмуртки такой цвет точно не подходит, они обычно с рыжинкой, так что все волосы удачно спрятаны под косыночку.

Вот такие у неё лапоточки.

Спустя месяц моего нытья, муж родил мне подставочку, чтобы куколка не упала с полки прямо в руки к деткам))

А это мы выбрались на дачу немного пофотографироваться на природе.

Немного пособирали сливу.

Залезли в виноград.

А что тут у нас в берестяном туеске?

А там — душистый иван-чай, заботливо собранный и высушенный мамиными руками.

Национальным удмуртским блюдом являются перепечи — пирожки из пресного теста наподобие карельских калиток с разной начинкой.

Мы же угощаем всех перепечами с красной рыбкой

Закончить хочу строфой из стихотворения Флора Васильева:
“… Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.”

Всем спасибо за внимание!

Ямогу: Создаю милых и добрых медвежат-Тедди и их друзей, а также шью и вяжу(спицами и крючком) одежду, обувь и аксессуары для ваших кукол. Делаю мебель для кукольного интерьера.

Ямогу: Рады видеть Вас, в гостях у нас! Каждый коллекционер кукол, мечтает о том, чтобы его куколка, нашла тёплый уголок, не только в душе хозяйки, но и в своём, реальном уютном интерьере.

«Вытащить из сундуков»: в чем современность традиционного удмуртского костюма

Найти удмуртский костюм, будь то женский или мужской, в наше время не так уж сложно. Пошивом шикарных праздничных и сценических вариантов занимаются в Домах ремесел практически каждого района республики, а также в Национальном центре искусства и ремесел в Ижевске. Однако для повседневной носки такие вещи вряд ли подходят: они непрактичные и дорогие.

В то же время в Удмуртии есть дизайнеры, которые адаптируют модели старинной одежды под современные требования. ИА «Удмуртия» решило поговорить с модельерами и сравнить два основных подхода к этническому костюму.

Главное — традиции

В студии Татьяны Москвиной, на втором этаже небольшого кирпичного здания в центре Малой Пурги, уютно. Каждый, кто приходит сюда, прежде всего гость, а не покупатель. Татьяна Никитична чутко относится к каждому, расспрашивает, где человек родился и вырос, замужем ли (или женат), для чего хочет купить то или иное изделие; внимательно выслушивает, задает уточняющие вопросы. И это нельзя назвать официальным словом «клиентоориентированность». Скорее — желание помочь человеку выбрать ту самую вещь. А еще — уважение к традициям. Потому что, по словам Москвиной, неправильно, когда девочка, пусть даже на сцене, надевает йыркерттэт — нарядную шапочку из холста для женщин. И немного противоестественно, если жительница Алнашского района полностью игнорирует платье алнашского кроя.

«Мне говорят: ой, удмуртское мне не надо, вот ты так стилизуй, вот тут сократи выше колен, потом тут открой, рукав таким сделай. Я отвечаю, что такое шить не буду, потому что это не удмуртское платье. Не обижайтесь, но то, что вы хотите, по вашему заказу может создать любая другая швея», — рассказывает Москвина.

Традиционный удмуртский костюм Татьяны Москвиной

Татьяна Никитична закончила худграф УдГУ, затем проходила стажировку в центре (тогда — НИИ реставрации) имени Игоря Грабаря в Москве. Именно отсюда ее бережное отношение к старине и всему подлинному. Она не понаслышке знает, что аутентичная одежда — самая красивая и самая практичная. Каждая деталь старинного изделия выполняет функцию, и в домотканых платьях и рубахах нет абсолютно ничего лишнего.

«Размеры одежды выходят из ширины ткани, а ширина полотна удмуртского ткацкого станка — 38–42 см. От этого и исходят конструкция, рисунок и крой платья. Швея никогда не позволяла себе отрезать полотно, как ей вздумается. Ткань нельзя обижать, ведь в нее вложено столько труда! Посеяно, сжато, побито, всколочено, соткано, выбелено, выбито в проруби… Женщина относится к полотну с благоговением и сочиняет платье таким образом, чтобы ни одна ниточка не выбросилась, чтобы все лоскутки нашли в изделии свое место. Все остатки ткани необходимо пристроить, чтобы не дай бог на них порчу не навели. Поэтому в старинных платьях вы всегда увидите большое количество кусков разных тканей», — поясняет реставратор.

Кроме того, сам принцип создания платья служил оберегом для его будущей носительницы — оно напоминало крест, древний языческий символ, используемый удмуртами еще в середине позапрошлого тысячелетия.

Одежда служила годами. Ее шили свободной, чтобы со временем она легко трансформировалось под размеры хозяйки, а также была способна скрывать беременность, даже восьмимесячную.

Это — главные принципы народной одежды, и именно на них строится вся концепция изделий Татьяны Москвиной. Она не изменяет традициям, однако актуализирует вещи с помощью различных тканей и рисунков на них. Кроме натуральных льна и хлопка, это сатин, шелк, крепдешин, штапель…

В студии Татьяны Москвиной

«Когда я вижу дукесы (женский суконный кафтан — прим.авт.) на показах „Dolce & Gabbana“, мне хочется сказать: „Да это мы крутые!“ Но такая одежда лежит у нас в сундуках. И моя миссия — вот это показать, вытащить из сундуков», — заключает Москвина.

Второе дыхание для удмуртских мотивов

Шоурум Polina Kubista находится в центре Ижевска. В светлой, залитой солнцем комнате выставлены одежда и аксессуары этого бренда, а также изделия ручной работы других удмуртских дизайнеров.

Эта одежда известна не только в Удмуртии, но и далеко за ее пределами уже в течение нескольких лет. А как дизайнер Полина Кубиста заявила о себе еще в 2008 году.

Продюсер Павел Поздеев предложил мне сшить сценические костюмы для девочек из группы „Малпан“. Меня это сотрудничество очень вдохновило. Люди познакомились с моим творчеством, и именно тогда во мне появилась уверенность в собственном дизайне, в том, что это нужно, прежде всего, для молодежи. Одежда, что называется, и в пир, и в мир

Главная особенность изделий бренда — использование элементов традиционного удмуртского костюма: это может быть старинный крой или рисунок на ткани; преобладание натуральных тканей (хлопка, шерсти, льна) над искусственными; глубокие, сложные и как будто благородно состаренные оттенки…

Удмуртские мотивы в одежде Полины Кубиста

«Я думаю, что, скорее всего, мои изделия можно назвать стилизацией. Это современная одежда, но с тонкими элементами удмуртского костюма. По идее — она интернациональна, не предполагает жесткой привязанности к национальности, традициям, ее могут носить в разных странах», — говорит дизайнер.

Например, один из последних интересных заказов (на платье свободного кроя изо льна) поступил в Ижевск из Саудовской Аравии…

«Я хочу создать образ с намеком на традиционный удмуртский костюм. Вот эти ткани больше ассоциируются с пестрядью, — Полина снимает с вешалки платье в клетку, — то есть это не просто рисунок на одной стороне ткани — он и внутри такой же, а полотно похоже на домотканое. Если мы наденем поверх платья жилетку саестэм („без рукавов“), то уже можно уловить этническое. Сюда же могут пойти воротнички мониста… Получилось, что платье у нас современного кроя, ткань старинная, украшение — тоже. Сочетание этих вещей читается как традиционный костюм, а если, например, оставить одно только платье, оно выступит самодостаточным предметом гардероба».

Вещи бренда Polina Kubista, как говорит дизайнер, прежде всего, для молодых романтичных натур, не лишенных смелости носить подобную одежду.

Шоурум Полины Кубиста

Одежда на каждый день

Татьяна Москвина и Полина Кубиста — это два ярчайших и в то же время сильно отличающихся друг от друга представителя удмуртской моды. В основе творчества Татьяны Москвиной — следование традициям и стремление показать всю прелесть одежды, придуманной предками, и фасонов, служивших веками. Изобретая новые составляющие костюма, модельер делает это аккуратно, помня о том, что главное придумано уже давно.

В изделиях Полины Кубиста все прямо противоположно. Основываясь на современной моде, дизайнер вплетает в свои изделия этнические составляющие, тем самым как будто давая им вторую жизнь.

«В Удмуртии этническую моду продвигают давно. Из маститых дизайнеров это Людмила Молчанова, Александр Пилин, Зоя Лебедева, Татьяна Москвина. Из молодых — Полина Кубиста, другие выпускники Института искусств и дизайна УдГУ, например, Любовь Суднева. Стоит упомянуть Monami и „Намер“: если первые активно разрабатывают линейку удмуртских футболок и украшений, вторые на пути к этому», — рассказывает модельер, создатель «Дарали дэрем» (Darali dress) и основатель первого удмуртского модельного агентства Mademoiselle Oudmourte Дарали Лели.

По ее мнению, традиционная одежда может быть «не сильно этничной», то есть не претендовать на стилизованный сценический образ, а вписываться в урбанистическую среду — «от офиса до светского раута».

«Я шью в первую очередь для того, чтобы удмуртское платье стало частью повседневного гардероба», — отмечает Дарали.

… Удмуртские платья, рубашки, дукесы, саестэмы, словом, традиционная одежда, которая зачастую пылится и тихо стареет, как это ни парадоксально, еще способна напомнить о себе и задать направление мировой моде. Так, может быть, стоит все же вытащить ее из бабушкиного сундука?

Ссылка на основную публикацию