Национальный костюм карелов: описание с фото, модели, отзывы

Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты

Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность. В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.

История расселения

История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку. Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики. И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути “из варяг в греки”, по берегам рек и озер.

Особенности развития карел

По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне – подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались. Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену. Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.

Национальные костюмы народов России: карелы

В связи с особенностями быта формировались и особенности национальной одежды. Карелы в древности носили просторную, простую по крою одежду, сшитую из доступных для них материалов – льна, пестряди, шерсти, холстины и др. Чаще всего у мужчин это были прямые штаны и рубахи без украшений вышивкой, подпоясанные кушаком. У женщин длинные прямого же кроя свободные юбки и туникообразные длинные рубахи. Рубахи имели разрез на спине. Украшались они по подолу и рукавам тесьмой и серебряными нитями. Обувь также была незатейливой, с высоко поднятым носом.

Женские костюмы

К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.

Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?

Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть – холщевая – ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.

Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки – простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.

Другой вариант нарубашечной одежды – сарафан – первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался “круглый”.

На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.

Разновидности костюмов у женщин

Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.

Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.

А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.

В Поморье девушки покрывали волосы повязкой “перо” из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи. Его называют “польским”: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя “фонарь”. На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах. Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.

Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.

Трансформация мужского карельского костюма

Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.

Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку “в горошек” или прямую клетку темных и светлых цветов.

Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время – фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее – шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка – из меха.

Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов

Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.

В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.

Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.

Изменения в обуви карел

Почти все карелы изготавливали обувь из сыромятной кожи. У женщин – мягкие боты или сапожки, у мужчин – сапоги с высоким (под колено) голенищем на плоской мягкой подошве. Каблуков в карельской обуви не делали. Для работы мужчины шили себе выворотные сапоги с широкими голенищами из мягкой кожи. В теплое время года, как и славяне, плели обувь из бересты – лапти или берестяные сапоги. Современные карелы носят обувь, привычную нам. Обычно они покупают ее в магазинах и на рынках, а изготавливают на фабриках.

Национальный костюм карелов

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Речь пойдёт о типе костюма, который был найден в южной и западной части Карельского перешейка. Финны назвали этот тип костюма Rekko, из-за определенного вида вышивки на сорочке. Эта вышивка делается спереди под воротничком, как вы можете видеть на изображении.

Немного истории

Карелия представляет собой непрерывную область, но она делится на три политические части. Вот карта, показывающая различные регионы Карелии.

Области Южной и Северной Карелии находятся в пределах нынешних границ финского государства. Области Белой Карелии, Олонецкой Карелии и Ладожской Карелии находятся в пределах Республики Карелия в России.

Это также включает в себя область Заонежье, которая лежит к востоку от Онежского озера и заселена исключительно русскими, с тем, чтобы разбавить процент карелов в пределах Республики. Карельский Перешеек в настоящее время является частью Ленинградской области в России, наряду с Ингрией.

Карелы тесно связаны с финнами, они говорят на карельском диалекте, финском и тесно связаны с оригинальным языком. Как правило, районы к востоку от границы и Ладожского озера говорят на чистом карельском.

А в районе Финляндии, Карельского перешейка и к северу от Ладожского озера говорят на карельских диалектах финского языка.

Существует также община православных карел, проживающих в Тверской области в России.

Они переехали туда, чтобы избежать религиозного преследования со стороны лютеран, но они в основном были ассимилированы русским населением. Карельский перешеек с частью территории к северу от Ладожского озера был аннексирован Советским Союзом из Финляндии в 40-х годах. Эта земля по-прежнему отображается на финских картах.

Костюм, о котором пойдёт речь, был найден в различных частях южной части Финляндии, на Карельском перешейке, и в Ингрии, что к югу от предыдущей границы. Этот женский костюм до сих пор поддерживается небольшой общиной карелов и ингрийцев, а также теми, кто сейчас живет в пределах нынешних границ Финляндии.

Карельский перешеек с частью территории к северу от Ладожского озера был аннексирован Советским Союзом из Финляндии в 40-х годах. Эта земля по-прежнему отображается на финских картах.

Как видно из этой карты, помимо Туутери, костюмы с Rekko встречаются в районах Койвисто, Куолемайяарви, Уусикиркко, Муолаа, и другие. Они имеют, конечно, теперь все русские названия. Существуют различия между детализацией костюмов различных районов. Этот костюм был также найден к югу от границы, в некоторых районах Ингрии, особенно в районах к северу от Санкт-Петербурга.

Классическая карельская сорочка rekko

В Карелии люди жили в напряженных и тяжелых обстоятельствах. Ткань использовалась более экономно, чем в западных районах Финляндии но компенсирована щедрой и красочной вышивкой с традиционными кружевами.

Rekko является центральным элементом в передней части сорочки. Дизайн, цвет и степень вышивки варьируется в зависимости от района. Валкйарви выполнен из оранжевой, голубой и белой шерсти. В аппарантли первоначальный цвет rekko вышивки был золотисто-желтый. Некоторые оттенки желто-оранжевого цвета до сих пор являются основным. Открытая сторона удерживается в закрытом положении с помощью гравированного серебра или оловянной броши в основном для замужних женщин.

На изображении, взятого из блога финской женщины, можно увидеть Rekko. Она удивительная швея и делает также сарафаны. Ее зовут Соя.

Иногда встречаются костюмы с поддельным rekko, Его просто вшивают в сорочку. Эта фотография из каталога компании, которая делает массовое производство костюмов. Это гораздо легче сделать.

Кроме rekko, вышивкой украшается узкая полоса воротника, манжеты, плечи. В Ингрии рукава часто собраны в верхней части плеча.

Другие элементы национального костюма карелов

На Карельском перешейке, женские сарафаны носили на востоке и юге, а юбки на севере и западе. Костюмы Rekko бывают любого типа, в зависимости от района.

На западной стороне перешейка юбка надевается из одного цвета, как в Муолаа. Плед из полосатого сукна шили на подол, как в Койвисто и Куолемаайярви.

В Ингрии rekko костюм также иногда носят с юбкой.

Женские фартуки из шерсти или льна, как правило, с нашивными элементами и/или вышивкой.

Льняные фартуки часто имеют nyytinki вставки, бобины, кружева и/или окантовку, как этот пример из Саккола.

Тан – кожаные повседневные ботинки, которые характерны для Карелии. Они аналогичны тем, что носили саамы (лопари), но короче. Они имеют характерный острый носок.

Девушки носят повязку или ленту вокруг головы.

В Ингрии ленту часто украшают бисероплетением и металлическими пластинами. Вот пример из Тайро.

Замужние женщины носят головной убор под названием sorokka, который сделан из ткани с вышивкой и/или украшен аппликацией из лент вокруг головы.

Мужской костюм

Национальные костюмы для мужчин включают в себя белые льняные или хлопковые рубашки с длинными рукавами и шерстяные брюки, называемые luukkuhousut.

Там впереди нет молнии, вместо этого панель с кнопками. На свадьбах мужчинам принято было повязывать плечи алыми платками.

Брюки могут быть длинными или укороченными. Костюмы также включают в себя жилеты и короткие куртки, называемые roijy или пальто. На некоторых костюмах мужчины носят ремни, шарфы и головные уборы.

Головные уборы для мужчин

  • Lippalakki – кепка с жестким пиком впереди;
  • Pellilakki – колпачок из нескольких кусков;
  • Varraslakki – вязаная, остроконечная шляпа;

  • Silinteri – классическая шляпа;
  • Kairalakki – круглая шапка из шести частей без пика;
  • Huopalääppä – высокая фетровая шляпа с лентой и оловянным украшением;
  • Hylkeenpyytäjän laaki – «колпак охотника», вязаная шапка.

Также мужчины носили кожаный ремень и нож в ножнах.

Обувь была соткана из бересты, а сапоги из сыромятной кожи. Зимней обувью служили koibi – сапоги из оленьей шкуры.

Национальный костюм карелов: описание с фото, модели, отзывы

Традиционный карельский костюм рубежа веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел — это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).

Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.

В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.

Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней — рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине.

Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.

Головной убор девушек — повязка и платок paikka, замужних женщин — повойники sorokka, povoinikkа, сверху — платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки. Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

Широкое распространение имели различные украшения — подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Традиционный женский костюм бытовал до 1930−х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970−х годов.

Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo. Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit. Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.

Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.

Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы. Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.

Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити. Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, повойники, сороки. Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.

Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.

В Карелии красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали

Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.

Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» — одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.

В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.

В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.

Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

Национальный костюм карелов (фото)

Много может рассказать национальный народный костюм. По его узорам, фасону, цветам внимательный человек с пытливым умом легко прочитает историю народности, сможет описать быт и нравы, сделает вывод об основных занятиях предков. Свободный, трудолюбивый, мирный народ – вот что говорит о своих обладателях карельский национальный костюм.

Карелы: особенности национального костюма

Традиционными занятиями карелов было земледелие, скотоводство. Они были основой всего: традиций питания, распорядка дня и сезонных полевых работ, диктовали тогдашним модницам, что и как им носить.

Карельские женщины – мастерицы на все руки. Ткани для своих костюмов изготавливали сами. Ткацкий станок и прялка — первые приметы домашнего уюта и тепла. И ткали-пряли, шили-вязали на всю семью от мала до велика.

Удивительно, но за повседневной, чаще всего тяжёлой физической работой, молодые и умудрённые опытом карелки находили время для творческого рукоделия. Украшали свои изделия искусной вышивкой яркими нитками. Шили в основным тамбурным швом и крестиком.

Передавали своё мастерство дочкам, с особой любовью и терпением внучкам, а если повезёт, то и правнучкам.

Традиции эти вместе с нарядными уборами сами получали по наследству, потому бережно хранили, свято почитали и доставали по большим праздникам.

ВАЖНО! Все узоры на карельском национальном костюме выполняют функцию оберегов. Изображения зверей и птиц, цветов и листьев, геометрические орнаменты символизируют силы земли, воды, воздуха и света, чудесные способности представителей фауны и флоры.

В этих узорах, их месте на горловине, рукавах, запястьях, талии и подоле кроются символы здоровья, плодородия, богатства, любви, защиты от злых сил.

Ткани, цвета, крой

В обиходе у карелок всегда были домотканые льняные холсты и ткани из овечьей шерсти. На ярмарках покупались отрезы – яркие материалы из ситца.

Основные цвета карельского костюма яркие и жизнеутверждающие. Красные, синие, зелёные, они отражали восприятие окружающей природы – зелёной травы, синего неба, красных цветов.

Наряды с красной отделкой считались праздничной одеждой. Красный цвет у славянских народностей символизирует радость, веселье, успех. Повседневная одежда выглядела скромнее, но всё равно на ней присутствовали вышитые рисунки, как правило, белого и бежевого оттенка.

Женский национальный карельский костюм

Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).

Одежда

Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.

Так выглядит женский национальный карельский костюм (фото):

Рукава были пышными, такой эффект достигался за счёт сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зелёного, синего цвета.

Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.

СПРАВКА! Карельская женская рубашка имела разрез сзади. Этим она кардинально отличается от всех других национальных костюмов народностей России. О крутом нраве карельских женщин говорит то, что в качестве одного из украшений они носили на шее на цепочке охотничий нож с удобной, красиво украшенной рукояткой. Очевидно, когда-то он был защитой от диких зверей в лесу.

Головной убор

Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию. Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.

Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.

Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетёнными из бересты.

СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.

Обувь

Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без тёплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утеплённые кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.

Мужской национальный костюм

Представители сильного пола следили за своей одеждой ничуть не меньше своих спутниц. Ярким пятном выделялись штаны синего или зелёного цвета. На отделанную вышивкой по горловине и рукавам рубаху надевали чёрную щегольскую жилетку. Довершали наряд и делали его законченным шляпа или фуражка, кушак, которым подпоясывали рубаху.

Узнать мужчину карела среди других очень легко – по шейному платку, который они носят в будни и праздники.

В карельском мужском национальном костюме можно встретить как белую рубаху длиной до колена, так и короткую до середины бедра кумачовую. Нетрудно догадаться, что надевали по торжественным случаям.

Могли себе позволить карельские франты высокие кожаные сапоги с узкими голенищами.

Национальные одежды сегодня – неотъемлемый атрибут народных праздников и гуляний. Истории и традиции своего народа с уважением хранят современные карелы в родной республике и традиционных карельских поселениях за её пределами.

Карелы — народ с богатыми традициями и открытой душой

Карелы — малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам. Себя они называют карьялайзет. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.

Где живут

Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области. Географически Республика Карелия расположена на северо-западе России. Она граничит с Финляндией. Небольшая часть омывается Белым морем. Столица — Петрозаводск.

Численность

По данным переписи, на территории России проживает около 88 000 карелов. При этом в Республике Карелия — 45 500 человек. Тверская область принимает примерно 7000 граждан, Мурманская — около 1 500, Ленинградская — около 3 000. В Финляндии живут 25 000 карелов.

Название

Происхождение названия карелы имеет несколько вариантов. Некоторые ученые переводят слово «карья» как стадо или скот. Из этого следует вывод, что после прибавления суффикса -la получается термин «скотовод» или «пастух». По версии других историков, наименование народа происходит от финского слова kari, что означает «подводный камень, риф». То есть это люди, живущие возле рифов (у Белого моря). Третьи считают, что этимология восходит к балтийскому garia, что в переводе значит «лес, гора». Отсюда название народа — «горные (лесные) люди».

Нация

В состав народа включают следующие этногруппы:

Также существуют следующие субэтносы: лаппи (живут на берегах Сегозера), людики (Прионежская область), ливвики (олонецкие карелы). Перечисленные группы различаются языковыми диалектами. Также есть некоторые отличия в традициях.

Представители карельского народа говорят на карельском языке. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе. Также многие карелы говорят на финском и русском языках. Карельская письменность много раз подвергалась реформам. В 30-х годах прошлого века утвердилась форма письменности на основе латиницы. Язык карелов объединяет три диалекта:

  1. Карельский (основной). Он имеет сходство с финским.
  2. Людиковский. Схож с вепсским языком. Вепсы — северная ветвь прибалтийско-финской этнической группы.
  3. Ливвиковский. Являет собой нечто среднее между основным карельским и вепсским языками.

Также существуют некоторые различия в речи карелов, живущих в разных областях (тверской, тихвинской и др).

История

Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Новгород способствовал укреплению этого района, так как он играл важную роль в обороне от шведов.

Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.

Жизнь

Малочисленный карельский народ претерпел большие лишения. Из-за близкого расположения рядом с границами европейских государств население постоянно подвергалось нападениям, войнам. Сельские жители часто страдали от голода, налоговых поборов. Новгородское государство, а затем и Московское, облагали поселения высокими сборами. Затем, в начале 20 века это же стали делать большевики. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола советской власти. После его подавления многие жители вынуждены были скрываться вдали от родины. Это вызвало падение численности коренного населения.

Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.

Карелы занимались и возделыванием земли. Они выращивали корнеплоды (морковь, свеклу, картофель), зерновые культуры. Были распространены рожь, ячмень, овес, также сажали горох. Для изготовления материала жители сеяли лен, коноплю. Сельчане пользовались дарами природы: ягодами, грибами, съедобными растениями. В лесу собирали смолу, заготавливали бревна для строительства домов. Добыча дикого меда позднее превратилась в домашнее пчеловодство. Карелы добывали железную и медную руду, знали ковку, литье. Они работали с бронзой, медью, серебром. Из металла делали оружие, предметы быта.
Из ремесел были развиты:

  1. Кузнечное дело.
  2. Изготовление драгоценных украшений.
  3. Резьба по дереву.
  4. Скорняжное производство.
  5. Плетение из бересты.
  6. Пошив одежды.
  7. Изготовление посуды.

Жилище

Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.

Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.

Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.

Одежда

Повседневная одежда карелов была скромной. Многие женщины умели ткать и шить, поэтому каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. На ярмарках продавали праздничную одежду, богато украшенную декором. Традиционный женский костюм включал такие элементы:

  1. Льняная, холщовая рубаха свободного кроя.
  2. Длинная широкая юбка из простого материала.
  3. Передник или сарафан.
  4. Длинный тонкий пояс.
  5. Платок или повязка на голову.
  6. Лапти.

Широкая рубашка заправлялась в юбку длиной до пола. Сверху повязывали передник, который был чуть короче юбки. Его подпоясывали узким пояском или шнурком, свисавшим до низа. Некоторые женщины на рубаху надевали ситцевый сарафан. На голове носили платки или закрывали волосы повязкой. Обувью служили лапти, которые плели из бересты, или поршни. Поршни делались из куска мягкой кожи, которая собиралась по периметру на шнурок. Обувка обхватывала стопу, шнурок затягивали сзади или сверху и завязывали. Маленькие дети носили длинные холщовые рубашки.

Праздничный наряд был гораздо красивее обычного. Рубахи украшали вышивкой, лентами. Передник отделывали гарусом, расшивали цветными узорами, тесьмой. Поверх костюма накидывали длинный суконный или льняной палантин с бахромой. Голову украшали ажурной или расшитой повязкой. На шею надевали бусы, ожерелья, подвески. В праздничной одежде преобладали детали красного цвета, контрастная вышивка.

Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в кожаные сапоги. Свободная длинная рубашка-туника подпоясывалась ремнем. Сверху надевался кафтан. Ремень имел кожаные ножны. В зимнее время года носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы. Традиционной зимней обувью были валенки.

Внешность

Антропологи относят карелов к типу северных беломоро-балтийских европеоидов. Внешне они выглядят почти так же, как русские. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием веси. Это прибалтийско-финская этническая группа, которая расселялась между Онежским и Белым озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица. От основной группы карелов немного отличаются лаппи. Они имеют темные глаза и волосы, выступающие скулы, широкий нос.
Современные карелы высокие, имеют стройную, статную фигуру. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, с высоким лбом. Волосы русые, светло-русые. Глаза голубые, серые, синие. Реже встречается темноволосый и кареглазый тип.

Религия

Карелы изначально являлись язычниками. Массовое обращение народа в христианство произошло в 1227 году киевским князем Ярославом Всеволодовичем. Теперь подавляющее число российских карелов — православные христиане.

Традиции

За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.

Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.

У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:

  • свадьба
  • приход гостя
  • смерть
  • привлечение удачи на охоте, рыбалке.

Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.

Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:

  1. Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать — на убывающую.
  2. Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай.
  3. После того, как земля засеяна, она считается беременной. Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.
  4. После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.

Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.

Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.

Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.

На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.

Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают:

Рыбные кости измельчают в порошок, добавляют в корм скота. Бульоном лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Рыбий жир является известным иммуномодулирующим средством.
Популярные блюда карельской кухни:

  1. Каларуока. Дословно название переводится как «еда из рыбы». Это уха — рыбный суп. Традиционно его готовят на сливках или жирном молоке. Суп варят из лосося или форели. В результате получается очень нежное блюдо на сливочном бульоне.
  2. Калитка. Это популярная закуска, которую подают почти во всех ресторанах. Она представляет собой открытый пирог с защипанными краями. В качестве начинки берут рыбу, картофель, сыр, творог, ягоды.
  3. Кануник. Мясное блюдо с очень интересным вкусом. Баранина или телятина тушится вместе с корнеплодами. Иногда берут три различных сорта мяса. В конце добавляют свежую рыбу, томят все ингредиенты под крышкой. Сочетание всех составляющих придает блюду невероятный вкус.
  4. Калаладика. Это запеканка со свининой, молодым картофелем и селедкой. Их укладывают послойно, заливают кляром, запекают.
  5. Кокачи. Блюдо представляет собой сытные лепешки с гороховым фаршем. Из ржаной муки замешивают тесто, делают начинку из давленого гороха с луком и толокном. Делают открытый пирог, ставят в печь.
  6. Ланттулаатикко. Это очень вкусное и питательное угощение на основе брюквы. Вареную брюкву толкут до состояния каши. Молоко размешивают с яйцом, кладут сахарный песок. Пюре заливают этой смесью, запекают.

Характер

Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату.
Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.

yarodom

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.

Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». .

Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.

Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» – одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.

В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.

В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.

Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

Ссылка на основную публикацию