Национальный костюм Дагестана: описание с фото, модели, отзывы

Национальный костюм Дагестана: описание с фото, модели, отзывы

В течение столетий народный костюм отшлифовывался, согласовывались элементы, отметалось все случайное и сохранялось только самое понятное, доступное, самое дорогое людям, вкладывавшим в тот или иной костюм свои понятия о красоте.

Наиболее древней и в то же время наиболее распространенной в XIX в. в Дагестане формой одежды у женщин была рубаха туникообразного покроя. Она выполняла и функции платья, как бы скрывая строение фигуры и создавая тем самым впечатление монументальности. Ее нарядный вариант не имел различий в крое.

Функциональное назначение такого платья выражалось в цветофактурном и декоративном решении: оно украшалось разноцветными лоскутами в форме трапеций и квадратов, которые нашивались на край подола и по вырезу ворота, а также серебряным шнуром и галуном.

На рубеже ХIХ-ХХ веков женщины из знатных семей носили и отрезное по талии платье, которое шилось из дорогой ткани и считалось нарядной одеждой (в повседневном быту его не носили). Такое платье могла себе позволить только состоятельная щеголиха, так как расход ткани для его изготовления был значительным.

В качестве нарядной верхней одежды XIX в. широкое распространение получил и бешмет «бузма», постепенно завоевавший большую популярность. Приталенный бешмет сменил платье-рубаху. Линия талии стала главной опорной линией, а сборки или мягкие складки, заложенные ниже пояса, подчеркивали новый силуэт. Бешмет оставался популярным благодаря разнообразию форм. Наряду с вышеописанным видом встречались стеганые бешметы темных цветов на подкладке, утепленные ватой или шерстью (лавадей). Их длина могла доходить до икр и даже до пят.

В некоторых селах встречались укороченные формы бешмета – нарядные кафтанчики. Этот вид одежды бытовал среди населения Южного Дагестана (алха-лыг, архалук у рутулок и азербайджанок), но на территории Горного Дагестана не получил широкого распространения. Вообще для горянок не была характерна форма одежды, предназначенная для ношения с юбкой. Поэтому такие кафтанчики носили поверх нарядного платья, причем, только девушки, невесты и молодые женщины.

Интересен тот факт, что фартук как элемент нарядной одежды проник и в горное село Кумух, хотя встречался здесь редко. Девушки из состоятельных семей вязали себе крючком из шелковых ниток узорные фартуки, которые отделывались лентами и кружевами.

Знатные женщины могли позволить себе нарядные штаны усложненного покроя – с широкими, почти полутораметровыми штанинами. С целью экономии их верхнюю часть до бедер часто выполняли из простой ткани. Низ штанов должен был быть виден из-под платья или рубахи, поэтому его украшали особо – оторачивали дорогой тканью, расшивали золотыми нитками или тесьмой. Однако под широкие штаны все равно обязательно надевались узкие из сатина или шелка, украшенные кружевами. Известно, что горские модницы шили внутренние штаны из особой ткани «бурса» и вшивали в них хрустящую бумагу.

В зимний период женщины носили нагольные овчинные шубы. Наиболее популярной была шуба-накидка с длинными ложными рукавами, более легкой и компактной – приталенная шуба, похожая по крою на бешмет и надеваемая в рукава. Ее нарядный вариант, предназначенный для молодой девушки или невесты, предполагал декоративную отделку шелком, парчой и галуном.

Исторически женский головной убор является очень важной частью одежды. Разнообразие форм и способов украшения делает его одним из интереснейших элементов костюмного комплекса, позволяющим безошибочно определить не только этническую принадлежность женщины, но и из какого она общества или аула. Традиционные головные уборы женщин Дагестана отличал оригинальностью и исключительным разнообразием, отражали этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Разнообразие головных уборов горянок с удивлением отмечали писатели, ученые и путешественники. Побывавший в 70-х годах XIX века в Дагестане В. Вилльер де Лиль-Адам сравнил головные боры горянок с повязками древних египетских женщин. Традиционные головные уборы женщин Дагестана можно условно разделить на три группы: 1) чухта; 2) платок; 3) чалма.

Акушинки свой убор шили из шелка или парчи, а его низ обычно делали из гладкой ткани и вышивали гладью золотыми нитками.

Кубачинская чухта – это небольшой кусок бязи почти квадратной формы, на который в определенном сочетании нашивали куски из разноцветных тканей – парчи, атласа и т.д. Налобная часть ее, как правило, делалась из полоски черной ткани – атласа, сатина и обрамлялась с двух сторон (у висков) яркой тканью. Вместо металлических украшений кубачинки надевали нарядную серебряную, чаще позолоченную, цепочку, которая огибала подбородок и концами прикреплялась с обеих сторон выше висков к чухту. Сюргинки свою чухту, в отличие от кубачинок, богато украшали спереди. По краю ее налобной части нашивали серебряную цепочку (иногда две-три цепочки, скрученные в жгут), а выше в определенном сочетании бусы, бляхи, монеты, пуговки.

Ураринки к височным частям своего убора пришивали массивные серебряные украшения из инкрустированных медальончиков, блях, ромбовидных и квадратных пластинок, свободно свисающих от висков к подбородку.

Даргинки Чибах-Дарго ленты своего чухту нередко делали из кожи, а подбородочную ленту украшали жемчугом, бисером и серебром.

Женщины обществ Буркун-Дарго нижнюю часть чухту шили из дорогих и ярких тканей и отделывали ее узорной строчкой. В цудахарских обществах чухту украшали плотной, витой цепочкой из серебра. Вообще ношение цепочек по краю головного убора было древней традицией.

Обувь в Дагестане отличалась большим разнообразием как в материалах, из которых она изготовлялась (шерстяная, вязаная, войлочная и кожаная), так и в фасонах. Особенно многообразной была вязаная, а также войлочная обувь. Кожаная обувь, несмотря на свое многообразие, имела меньше локальных особенностей, чем вязаная и войлочная. Это объясняется, в частности, и тем, что изготовлением кожаной обуви занимались мужчины, которые более тесно, чем женщины, были связаны с внешним миром и в большей степени подвергались инородному культурному влиянию.

Высоким качеством и красотой отличались губденские чувяки – губденки. Они делались, как правило, из желтого сафьяна, на тонкой белой мягкой коже.

Комбинированная обувь также получила большое распространение. Женщины носили сапоги из кожи, комбинированной с войлоком, парчой, бархатом, сукном и т.д.

Башмаки нередко делались из цветного сафьяна. Многие молодые женщины верх башмаков шили из парчи, затканной золотом (сарасан), золотого бархата (гюльмахмар), вышивали на нем золотыми или разноцветными шелковыми нитками традиционный рисунок. Обувь шили мастера-мужчины, а вышивку на сафьяне или сукне делали женщины.

По обуви можно было безошибочно определить принадлежность горянки к той или иной этнической группе.

Народное декоративно-прикладное искусство, поэзия, музыкальный фольклор, хореография – виды народного творчества. В жизни они не только соседствовали, но и постоянно переплетались, дополняя и обогащая друг друга, образуя «единую художественную структуру» народного искусства.

Среди выразительных средств традиционного женского костюма важное место занимали различные ткани. Восточные авторы отмечают наличие широко поставленного производства шерстяных, хлопчатобумажных тканей в известных средневековых торгово-ремесленных центрах Дагестана -Дербенте, Семендере.

Символика цвета в Дагестане существовала издавна.

Цвет обладает, безусловно, большой силой воздействия на чувства человека. Необходимо отметить особую значимость цветового кода, который является одним из важнейших элементов, участвующих в создании модели мира. Цвет имеет постоянные характеристики, обычно дополняемые символическим значением реалий – носителей цвета.

В рамках дагестанской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет являлся доминантным в семантической структуре ритуала.

Интересна символика других цветов. Так, люди, посещающие дом невесты, у подавляющего большинства дагестанцев должны были быть одеты во все белое (по крайней мере, старались этого придерживаться): женщины – в белых платках, мужчины – в белых папахах. Кородинцы предпочитали одежду черного цвета, наделенного якобы особыми магическими свойствами, ругуджинцы и вихлинцы -красного. Они несли с собой муку, сладости, хлеб, курдюк, урбеч и др., желая этим самым будущей семье счастливой жизни и достатка.

Следует отметить, что белый цвет в обрядах, связанных с семейным бытом, в последующем стал символом радости и чистоты, красный – очищения, благополучия, а черный – умилостивления духов предков. Белый, красный и черный цвета господствовали и в свадебных церемониях.

В качестве выразительных средств традиционного женского костюма активно использовались вышивки, аппликации, басонные изделия. Вышивку использовали аварки, даргинки, лезгинки, табасаранки, еврейки, русские, агулки, цахурки, лачки, ногайки, азербайджанки, почти все дагестанские женщины. Эта тема еще слабо представлена в литературе по народному искусству Дагестана. Ряд ценных материалов по вышивке народов Дагестана (кумыков, лакцев) в свое время был опубликован известными этнографами С.Ш. Гаджиевой и А.Г. Булатовой.

Наиболее распространенными мотивами вышивки у лакцев были орнитоморфные (стилилизованные птицы – куропатки, куры), растительные (цветы, листья, трилистник, ветка), геометрические (круги, розетки), а в ряде случаев встречалась вязь в стиле арабской надписи. В конце XIX века в качестве орнамента вышивки использовалось изображение двуглавого орла, в котором мастерицы видели не символ российского самодержавия, а удобный для расшивания декоративный узор. У кумыков, как у многих тюркоязычных народов, своеобразно сочетались зооморфные и геометрические мотивы древне-тюркского орнаментального искусства с растительными узорами. Самым сложным считался узор гюлевете, складывавшийся из различных цветочных рисунков. Этим узором вышивали башмаки, манжеты, воротники женских платьев и т.д.

Существовало и множество названий узоров, образованных расположением настильных нитей. Есть схемы, названные именами мастериц, например, Аймисей накъич (узор Аймисеи), а также Салин гуллу («гуллу» – фигура с тремя вытянутыми листиками), ашрапи накъич (монетный узор), чутту накъич (оспенный узор), чIаллу (колосья) и многие другие. Как видно, почти все названия местные, образованные на внешнем сходстве узора с каким-нибудь хорошо знакомым предметом или явлением (монета, ножницы, колосья, цветы, лапша и т.п.). Украшениями и вышивками особенно отличалось кубачинское платье-рубаха. По установившейся традиции кубачинка к рукавам нарядной агва пришивала широкие манжеты, расшитые жемчугом в виде чередующихся треугольников. Прежде всего вышивальщица подбирала жемчужины по размеру для разных частей узора – в этом проявлялись ее мастерство, вкус. Каждый из видов э работ выявлял художественные качества жемчуга.

Дагестанки владели также навыками вышивки крестом по канве, чаще черными и красными нитками. Данный вид вышивки, очевидно, появился позже, под прямым влиянием соседнего русского населения, а также покупных вышитых изделий. Ювелирные украшения в женском костюме – особая тема. Ювелирные украшения из золота и серебра всегда высоко ценились дагестанками и были неотъемлемой частью одежды, особенно свадебной, почти всех народов. Ювелирные изделия часто украшали только деталь костюма, выгодно выделяя ее из всего ансамбля, но в ряде сел бытовала традиция сплошь украшать серебряными изделиями большую масть костюма (Балхар и др.).

Широко используются как украшения праздничного костюма различные браслеты, серьги, кольца. Интересны кубачинские свадебные перстни и браслеты. Они обильно украшены массивными искусственными цветными камнями, сердоликами, бирюзой и жемчугом. В кубачинских браслетах нашла яркое отражение традиция скульптурного решения вещи, характерная и для женского костюма. Даже витые браслеты, ведущие традицию от известных археологических прототипов, получают здесь пластическое завершение концов с крупными камнями.

Каждый народ получает в наследство от предыдущих поколений материальные и духовные ценности. Велико значение и художественного наследия Дагестана для дальнейшего развития его культуры.

Современная эпоха диктует новые «правила», и традиционный костюм все больше уходит в прошлое, в музейные фонды экспозиции. Однако сегодня традиционная женская одежда становится интересна не только ученым, но и дизайнерам-модельерам.

Дагестанская женская народная одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу, художественной композиции и декору. В каждом костюме – свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.

Благодаря витающим в общественной атмосфере настроениям стало возможным появление в культурной жизни республики таких масштабных мероприятий, как проводимая раз в три года выставка молодых художников «Аламат» и ежегодный фестиваль моды «Кавказский стиль» (далее «КС»), знаменующий рождение дагестанской школы моды.

Обладательницей гран-при фестиваля «КС», проводившегося впервые в 1996 году, стала модельер Вера Агошкина со своей коллекцией «Из глубины веков».

Довольно устойчивую популярность в нашей республике сумели завоевать создатели семейного Дома моделей Гала и Сибилла Омахановы.

И, завершая обзор поисков дагестанских модельеров, хочется сказать о Школе молодых модельеров Анны Джетере, которая с 1996 года представляет выразительные коллекции, выполненные по национальным мотивам, и не только. Школа Джетере – это множество имен, индивидуальных стилей и почерков, но всех их объединяет безусловный профессионализм. Если первые коллекции этой школы были более адресными, в них явственно присутствовало обращение к дагестанскому национальному костюму с традиционными техническими приемами декора, такими как вышивка золотой нитью, золотым шнуром и бисером, кайтагская вышивка, аппликация, шитье шнуром, галуном и т.д., то последующее направление школы – это поиск новых образов, более абстрагированных и только ассоциативно связанных с образами Дагестана и Кавказа – коллекции под общим девизом «Очаг мой Дагестан» (1999 г.).

Народный костюм, существующий с древнейших времен, и современная одежда – разные по времени и социально-экономическим отношениям явления. Однако талантливый художник-модельер по-новому может взглянуть на старые схемы кроя и принципы декора и на их базе создать современные образцы одежды, насыщенные национальной образностью, и тогда можно увидеть на наших подиумах, эстраде, в новых постановках национальных театров лучшие образцы такой одежды.

Традиционный женский костюм – одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана. Несмотря на многие локальные различия, связанные с историей того или иного этноса (именно эти различия привлекали, прежде всего, внимание многих путешественников, ученых, оказавшихся в Дагестане в XIX в.), в художественном плане для него характерны типичные, свойственные народной художественной культуре черты. Это устоявшиеся формы одежды, возникновение которых уходит в глубокое прошлое, это их «абстрагированность» от индивидуального начала в человеке (одежда показывает, прежде всего, его причастность к тому или иному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказывается).

Значительным фактором обновления народной женской одежды Дагестана явилось расширение художественно-эстетического пространства культуры, рост эстетических потребностей населения.

Женский дагестанский национальный костюм. Тонкости и особенности

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали. Накидки на головах женщин, закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась чёрная лента, проходящая под подбородком. Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.

Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, чёрные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор – чепчик был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра – древняя традиция для этого народа.

Кумычки всегда считались в Дагестане законодательницами моды. Именно им принадлежат струящиеся приталенные платья, которые впоследствии переняли многие народы горной страны. На наряде был большой грудной вырез, который покрывался застёжками, а также широкие и длинные откидные рукава с узкими нарукавниками. Кумычки были большими любительницами массивных серёг, которые считались неотъемлемой частью их наряда.

Важная деталь лезгинского женского костюма – мешкообразная шутьку – головной убор, в который убирались волосы. Она представляла из себя трубообразный мешок с двумя завязками. Шутьку надевали на девочку с 7 лет. Завершал головной убор платок из шёлка или кисеи, который мог быть самых разных цветов. Платье было двусоставным: на отрезное по линии талии платье надевалось ещё одно – распашное. Предполагался также массивный и тяжёлый серебряный пояс, но его, как правило, надевали на свадебный наряд. Обувью служили мягкие сапоги, которые носились на шерстяные узорчатые носки. Нередко в костюмах лезгинских женщин присутствовали широкие шаровары. В целом, их наряды отличались пышностью, многоцветностью и многослойностью, они во-многом повторяли азербайджанские одежды.

Лакские женщины носили чухту, представляющую собой полотнище с подкладкой, головная часть которого напоминала чепец. Кстати лакские мастера считались в Дагестане лучшими сапожниками – они изготавливали самую разную обувь, в частности изящные туфли, расшитые золотыми и серебряными нитями.

Одежда кубачинских женщин была довольно свободной, и состояла в основном из туникообразных платьев, которые допускались в разных цветах. А на голове кубачинки носили либо традиционную почти для всех жительниц Дагестана чухту, либо белую полотенцеобразную длинную накидку, которая закрывала бюст и спину женщины. Также в употреблении у женщин Кубачи были кате – шерстяные накидки, напоминающие по виду обычный платок. Конечно, неотъемлемой частью наряда женщин были золотые и серебряные украшения, сделанные кубачинскими мастерами-ювелирами, которые сегодня считаются визитной карточкой всего Дагестана.

Выбрать и при желании купить традиционные женские, мужские и детские наряды работы кавказских мастеров вы можете на нашем сайте.

В магазине “Этно-Шоп” вы найдете кавказские костюмы для танцев, папахи и бурки, свадебные платья ручной работы.

Национальный костюм Дагестана: описание с фото, модели, отзывы

Костюм, как часть культуры Дагестана

Дагестанскую землю вдоль Каспийского побережья населяют более 70 народностей. Каждая чтит свою историю и имеет отличительные черты, в числе которых не последнее место занимает национальный костюм. Авторитетные, уважаемые люди, их сначала называли «джамаатчи», а позднее – «старейшины», и в настоящее время по торжественным и праздничным дням облачаются в историческое одеяние. Национальный костюм как реликвию бережно хранят в семьях и передают потомкам.

кубачисургинкагидатлинкабежтинкаандийкачародинка

Как создавался костюм

Дагестанский костюм создавался на протяжении многих веков. С каждым поколением он претерпевал изменения. Некоторые элементы убирались, и добавлялись новые. Предпосылка тому – изменение у создателей представления о красоте.

Пару веков назад традиционной женской одеждой была длинная глухая сорочка, напоминающая современную тунику. Молодые женщины носили ее как платье. Воспитание и культура не позволяли подчеркивать особенности строения тела. Праздничное облачение имело такой же крой, но шили его из более дорогих и ярких тканей. Старые фотографии свидетельствуют и об отрезных платьях. На их изготовление требовалось много дорогого материала. Такое убранство было по карману лишь женщинам, принадлежавшим к богатым, знатным семьям.

гапшинкаусишинкабалхаркакумухбалхаркакумычка

Еще один атрибут национального гардероба появился к середине XIX века и получил название «бешмет». По силуэту он напоминал длинный сюртук и имел ворот – стойку. бешмет быстро приобрел популярность и постепенно заменил тунику. Акцент в крое был сделан на линии пояса, вниз от которого отходили складки. Бешметы отличались по длине, иногда их простегивали и дублировали подкладкой.

Детали со смыслом

Разнообразие костюмов Дагестана велико. По отдельным элементам можно было понять их принадлежность к той или иной народности. Одежда свидетельствовала о социальном статусе, уровне достатка и о возрасте своего обладателя. Как правило, такими особенными чертами характеризовались женские костюмы. Мужские, в свою очередь, были строгими, лаконичными и отличались декором лишь некоторых элементов.

Собственные обычаи, традиции и диалект имеют все дагестанские народы. Зато их гардероб объединяет многое: похожие туники, бешметы, платки и женский кавказский головной убор – чухта. Если нужно изобразить национальное облачение на бумаге, то следует учесть все эти детали. Акцентировать внимание нужно на орнаментах. В женских костюмах они имели первостепенное значение. Природные мотивы узоров несут в себе сакральный смысл, служат оберегом для хозяина. К празднику наряды расшивали драгоценными камнями, золотыми и серебряными нитями. Предпочтительными украшениями являлись кольца, браслеты и пояса из металла.

табасаранкалезгинкацахуркарутулкабагулалкакубачинка

Язык цвета

Национальные одежды Дагестана очень красочны, основными выступают черный, белый и красный цвета. Каждый являет собой определенный символ. Белый традиционно доминирует в свадебных нарядах. Красный говорит о богатстве и успехах. Черный олицетворяет мистику и покровительство ушедших предков. Одеяния темных оттенков предпочтительны для пожилых женщин. Для нарядов девушек характерны зеленые, синие и красные орнаменты.

чеченкаагулкаказачканогайкататкаазербайджанка

Костюм Дагестанца

Мужское дагестанское облачение похоже на мужскую одежду всех Кавказских народов. Оно включает в себя однотонную рубаху, брюки из толстой материи и черкеску, имеющую треугольный вырез. Верхнюю одежду отличают расширенные книзу рукава. Единственный акцент в образе сделан на талии. Ее стягивает пояс, который не только фиксирует черкеску, но и служит ножнами для ношения кинжала или пистолета. Принимая во внимание огненный нрав кавказских мужчин, остается только предположить, что это не просто атрибуты костюма…

Как одеваются женщины в Дагестане

Автор статьи: Пати Ч.

Я бываю в Дагестане один раз в год, у родственников в гостях, и каждый раз с интересом наблюдаю, как одеваются дагестанки: жительницы Махачкалы и горных селений.

Одежда горянок

На сельских жителей, живущих тесными связями со своей общиной, родней и соседями, сильно действует общественное мнение, вкусы и обычаи. В горах царят строгие правила поведения и понятия о приличиях, выше всего ставятся интересы общества, а не индивидуума, поэтому здесь не принято выпячивать свою индивидуальность. В горянках приветствуется скромность, аккуратность и естественная красота. Уместны только незаметно подкрашенное лицо и коротко подстриженные ногти на руках, без лака. Сельские жительницы много работают по хозяйству, и длинные ногти с такой работой несовместимы. Не во всех, но во многих дагестанских селах женщины обязаны покрывать голову. Неприлично обнажать плечи, ноги, шею. В некоторых семьях порядки еще строже: девушке не разрешают показывать ни пряди волос, и запрещают красить ногти (потому что перед каждой молитвой 5 раз в день нужно омыть руки и ноги, и при этом вода должна коснуться и поверхности ногтей), выщипывать брови, не говоря уже о нанесении макияжа.

В своем стремлении быть привлекательными молодые дагестанские горянки пытаются создать нечто среднее между запретом и разрешением: если женщины старшего возраста ходят в бесформенных платьях-балахонах, то на девушках и молодых женщинах платья длинные, ниже колена, закрывающие декольте и руки до локтя, но приталенные, подчеркивающие стройность фигуры, имеющие разрез, дополненные броскими украшениями, стройнящие фигуру юбки-карандаши. Юные кавказские женщины любят высокие каблуки, делающие их выше и стройнее (и как только они на них ходят по горным тропинкам?) и черный цвет, потому что он эффектно оттеняет их внешность. Женщины постарше, работая по хозяйству и в поле, носят домашние велюровые халаты с меховыми или овчинными жилетками, если холодно, а летом свободные платья из тонких тканей.

В основном, горские женщины носят длинные волосы, которые заплетают в косы, укладывают в пучок или собирают в конский хвост. Хотя под платком любые прически сминаются, и поэтому делать их бессмысленно, многие девушки всегда остаются верны своему стремлению быть красивыми, и все равно делают модные стрижки. К тому же они могут щегольнуть ими в городе, где общественные нравы не так строги к внешнему виду. Зато горянки умеют красиво носить на голове косынки, палантины и платки. Местные женщины даже как-то не воспринимаются без этого необходимого атрибута их костюма. Каждый сезон меняется мода на этот головной убор, ткани, расцветки, а способы ношения платка женщины выбирают себе в зависимости от того, что им больше идет: кто-то — повязав косыночкой с одним узлом сзади, кто-то — обернув концами платка прическу или голову, кто-то, как Жади из «Клона»; спереди косынки могут закрывать низко лоб, или оставлять открытой часть волос на голове или только челку. Женщины старшего возраста на головы повязывают косынки, а сверху накидывают палантин или платок.

В горах девочкам рано прокалывают уши и надевают золотые серьги. Золотые украшения в Дагестане очень любят. Считается, что золото — это показатель достатка в семье. Некоторые так стремятся «соответствовать», что покупают золотые украшения, не имея дома даже мало-мальски приличной бытовой техники. Хотя, когда становится модным покупать мультиварки, все бегут и за мультиварками.

Конечно, живя в горах, люди мало что понимают в трендах мировой моды, ведь мода доходит до них поздно и уже в виде грубого, поддельного китайского продукта. Носят то, что продается на бедных ассортиментом, но претенциозных районных рынках — вещи некачественные и вычурные: лаковый кожзам, позолота, стразы и принты, огромные кричащие лейблы. Но несмотря на труднодоступность хороших вещей, многие женщины любят и умеют красиво одеваться, оставаясь в рамках местных традиций. Когда все в меру, смотрится очень достойно.

И ещё, женщины в Дагестане любят одеваться богато. Покупают и носят норковые шубы, любят мех шиншиллы и чернобурки, меняют шубы так часто, как позволяют финансовые возможности, но чаще — выходя за пределы этих самых своих возможностей, иногда даже залезая в долги, — такова сила моды.

Городская мода

Это две знаменитые в Дагестане певицы. Яркий пример вкусовых предпочтений в одежде, макияже, украшениях

Естественно, горожанки более образованны и искушены в умении одеваться. Столица Дагестана Махачкала являет собой совсем иную картину. Сам по себе этот город как восточный ковер из людей самых разных национальностей, народов, социальных слоев и классов. Здесь живут и выходцы из горных аулов, и крестьяне, и служащие, и чиновники всех рангов, и коммерсанты, и бандиты, и интеллигенция, люди из мира искусства. Кого здесь только нет! Соответственно вкус и воспитание у всех разные. Сельские горянки в бесформенных балахонах и девушки в модных платьях, неряшливо одетые рыночные торговки и уточненные барышни, служащие в современной офисной одежде и домохозяйки в восточных закрытых платьях — здесь вы встретите всех! Но все же бросается в глаза женственный стиль в одежде: струящиеся платья, длинные юбки, высокие каблуки, висячие серьги, диадемы, усыпанные камнями массивные или лёгкие звенящие браслеты, длинные волосы.

С учетом преобладающего холодного, зимнего цветотипа дагестанкам очень идут яркие краски и контрастные рисунки, кожа и бархат. Фактурность черт лица позволяет выбирать фактурные вещи, и ко всему этому прибавляется любовь кавказских девушек ко всему восточному, роскошному, богатому. Наверное, поэтому в салонах красоты визажисты отштукатурили мне лицо так, что я себя не узнала. Знакомые мне подтвердили — да, на свадьбы и другие мероприятия почти всегда штукатурят.

Чрезмерность и помпезность в Дагестане относится и к одежде, и к интерьерам домов, и к архитектуре, и к громким названиям (банкетный зал «Европа», магазин «Версаль», кафе «Шанталь», кафе «Ду Лувр»)… Такое ощущение, что в Дагестане живут исключительно французские короли!

Пример обычного макияжа, который делают в дагестанских салонах на различные мероприятия

Я заметила, что дагестанцы в своем большинстве очень подвержены влиянию моды и страсть как любят копировать друг друга. Любая новинка, сошедшая за отличную, тут же тиражируется в неимоверных количествах: мода на марку автомобилей, телефон, столовые сервизы в приданое, на ювелирные украшения, прически, на расцветку платков, которыми горянки покрывают голову, на манеру их носить, и, конечно же, набравшая обороты в последние годы мода на лейблы! Иногда следование моде принимает гротескные формы: толстенная золотая цепь на шею под названием «метровка» (а она и вправду метр длиной), чтобы много-много золота или позолоты, чтобы все блестело, сверкало, и не было бы сомнения, от кого вещь. Вот это самое «ОТ КОГО», лепят на самые видные места. Тут и знаменитая клетка, и горгоньи головы, лейблы Гуччи, Версаче, Шанель и Луи Вюиттон вперемешку. И побольше, побольше! На всех подряд женщинах шарфики, сумочки, заколки, бижутерия, усыпанные заветными буковками, даже на унылой одежде пожилых женщин. К мужчинам это тоже относится в равной степени. Не стоит даже говорить, что это чаще всего подделки, грубые или не очень, но это мало кого волнует. Что поделаешь, быть незалейблованным сегодня не принято, а значит — почти неприлично.

Природная внешность дагестанок

У кавказских женщин черты лица рельефные, выраженные. Большинство невысокого роста, много крупных носов с горбинкой, резких надбровных дуг, широких и удлинённых подбородков, но много и нежных девушек со скульптурными личиками и пропорциональными точеными фигурками.

Вопреки стереотипу про смуглую черноволосую кавказскую женщину высоко в горах живут самые настоящие блондинки и рыжеволосые девушки! При этом ресницы и брови у них четкие, (хотя белесые встречаются тоже), очень густые волосы, голубые, серые и зеленые глаза.

Иллюстрация «светлой» внешности

Ученые объясняют это тем, что люди в горах живут достаточно закрыто от внешнего мира. А там, где народ достаточно удален от общения с другими народами и почти не смешивается с ними, чаще проявляются рецессивные (слабые) гены. Ген голубых глаз и светлой кожи как раз является рецессивным, и проявляется он при встрече с таким же слабым геном. Отсюда и блондинки, которых много высоко в горах, чья красота очень ценится, потому что светловолосых и светлокожих людей считают потомками знати, а тех, кто посмуглее — ниже происхождением. Это тоже сложившийся у местного населения стереотип: до времен всеобщего равенства именно богатая знать могла позволить себе выбирать самых красивых женщин в жены, богатые женщины берегли свою красоту от палящего солнца в прохладных стенах роскошных домов, в то время как бедные крестьянки «обугливались» под солнцем на полевых работах.

Бомбиты

В последние годы в Дагестане стали популярны косметические операции. Именно юные девушки, и (гораздо реже) взрослые женщины исправляют носы, веки, колют ботокс. Они делают себе губы, как у Анджелины Джоли, ходят с выпрямленными утюжком глянцевыми длинными волосами, накладными ресницами, и, конечно же, на высоких каблуках. Здесь любят стиль Леры Кудрявцевой или Памелы Андерсон (до недавней смены ею имиджа), так называемую «агрессивную женственность». Вы когда-нибудь слышали о бомбитах? Так называют девушек, представляющих такой вот ненатуральный тип. Над ними смеются и подшучивают, но сами-то они себя воспринимают еще как всерьез! Про себя они говорят, что чтобы быть бомбитой, нужно иметь полные губы, длинные прямые волосы и аксессуары узнаваемых марок. Не знаю, откуда пошло такое название, но оно очень напоминает слово «секс-бомба». Именно этот стиль бомбиты и воплощают. А вот натуральность у них не в моде.

“Закрытые” женщины

Конечно, одежда и мода для юных девушек не имеет смысла без главной цели — найти себе спутника жизни и создать семью. Эта цель первична, и с ней тесно связано такое явление, как мода на «закрытость». Я говорю именно о моде, а не о вере, и пусть искренне верующие не относят мои выводы и замечания, которые я привожу в следующей главе, на свой счет.

Уже несколько лет в Дагестане активно пропагандируется религиозность, в том числе и в вопросах внешнего вида. Вместе с сильным религиозным течением в Дагестане возникла мода на хиджаб — закрытую, в соответствии с религиозными предписаниями ислама, одежду. Для тех, кто далек от этой темы, сообщу, что хиджаб — это не чадра, не занавеска на лице, не плащ, накидываемый на любую одежду в Саудовской Аравии, не свободное платье с капюшоном — джелаба — какие носят на севере Африки, например, в Марокко, а любая одежда, которая не обтягивает тело, и оставляет открытыми лишь лицо и кисти рук. По исламу только на них и можно смотреть окружающим.

Несмотря на то, что по сути хиджаб не требует отказа от традиционных элементов костюма, некоторые девушки бросились в крайность и стали подражать женщинам Персидского залива, надевая не просто длинные юбки и платья, водолазки и сарафаны с платочками, а одежду, совсем не свойственную дагестанским традициям: максимально закрытые платья темно-синего и черного цветов, абайю и никаб (пресловутая занавеска на лицо с прорезями для глаз). Такое стали носить даже некоторые совсем юные девушки. Почему они добровольно заточают себя в такие глухие покровы? Часто не от сильной веры в бога, а потому, что такими их хотят видеть потенциальные женихи. Среди религиозных молодых людей, которых тоже стало очень много, «закрытые» девушки в чести — ведь считается, что такая жена послушна и покорна мужу, из дома без разрешения супруга не выходит, по сторонам не смотрит и мечтает она не о земных благах, а только лишь о месте в раю!

Часто можно наблюдать такую картину: лето, полдень, пиццерия. Заходит несколько девушек, все в черных абайях, как женщины Персидского залива, видны лишь лицо и кисти рук. Но щебечут, как стайка птичек, садятся за столик, заказывают пиццу и стреляют глазками по сторонам, как все девушки во всем мире, хохочут, болтают, ловят внимание окружающих. И в глаза бросается этот контраст между бьющим фонтаном жизненным началом юных девчонок и внешним аскетизмом, в которое они себя добровольно поместили!

А еще чаще встречается пара подруг, из которых одна — в игривом платье, с макияжем, с длинными распущенными волосами, а вторая — в хиджабе. Контраст получается бешеный. Но, кстати, вторая тоже, чаще всего, — с макияжем и с украшениями, и хиджаб у нее яркий и цветной, мимо не пройдешь. А что? Парням нравится: девушка вроде закрыта, как полагается, но в то же время привлекательна! Это парадокс, учитывая, что хиджаб носится с целью не привлекать внимание, а укрывать женщину от нескромных взглядов. Я встретила ещё одно явление, противоречащее самому смыслу хиджаба: модный хиджаб.

Напоследок прошу прощения у тех, кому мой опус показался слишком субъективным. Повторяю, это мои наблюдения, сделанные во время краткосрочных визитов в Дагестан. И наблюдать мне приходилось больше сельских, чем городских жителей. Мне нравится наблюдать за ними: каждый раз, приезжая туда, я бываю поражена местным колоритом и яркостью красок, и моя московская одежда кажется мне простоватой по сравнению с тем, что я вижу на улицах. Кому интересно, приглашаю посетить республику и самим оценить верность моих высказываний, а может быть, сделать собственное, отличное от моего, представление о дагестанской моде и о дагестанках.

Напоследок прикрепляю фото с очень позитивным зарядом:

К истокам от костюма

Национальный костюм существует вне времени и моды. Он – вечен. Кандидат искусствоведения в области технической эстетики и дизайна, научный сотрудник Дагестанского государственного объединённого исторического и архитектурного музея (ДГОМ), автор книги «Дагестанский костюм» Разитта Гаджиханова рассказала о развитии моды в фольклорном стиле на основе дагестанской традиционной одежды и о главных проблемах в его изучении.

–Расскажите, в каком русле будет развиваться мода на дагестанские национальные костюмы?

– Всё началось в 90-е годы в Дагестане, когда организовали фестиваль-конкурс «Кавказский стиль». Первый «КС» прошёл 24–26 декабря 1996 года. В конкурсе приняли участие Шамхал Алиханов, Вера Агошкина, Майя Курбанова, сёстры Бартеньевы, студенты Художественного училища (школа Анны Джетере), а в следующие годы – студенты художественно-графического факультета ДГПУ, Кавказского светского института, Института бизнеса и права, Инженерно-педагогического института.

Большая часть коллекций была создана с использованием элементов дагестанского традиционного костюма. Дизайнеры школы «А. Д.» были приглашены на финальный конкурс «Русский силуэт» в Сочи, где заняли первое место. Но для того чтобы в дальнейшем развиваться в этом направлении, необходимы глубокие знания дагестанского традиционного костюма, педагоги, способные обучать проектированию современных образцов в этническом направлении и, конечно же, спонсоры. К тому же социальные проблемы сильно влияют на культуру, а это был период перестройки.

«Кавказский стиль» проводился, но от тематики национального костюма стали постепенно отходить. Хотя, например, Вера Агошкина всегда была привержена к этой тематике. Многие её коллекции посвящены именно национальному дагестанскому наряду. Одна из таких коллекций «Остров женщин» была выполнена к юбилею Расула Гамзатова, имела большой успех не только в республике, но и за её пределами. Многие студенты выполняют дипломные работы на тему дагестанского костюма, но тут есть очень важная пометка: не все подиумные вещи можно носить в повседневной жизни, а для создания более практичной одежды не хватает мастерства.

Получается, что на этнический стиль был некий всплеск, а затем пошел спад. Фактически женская мода в этностиле на основе одежды народов Дагестана не развивалась, ниша была пуста, а обращение молодёжи к хиджабу (это направление в моде развивается на основе одежды Арабского Востока) стало быстро распространяться и заполнять эту пустоту.

– С приходом ислама на Северный Кавказ ношение платка воспринималось как религиозный канон, но с чем было связано ношение головного убора до ислама?

– У многих народов с древности было понимание, что голова должна быть защищена от высшей силы, а головной убор являлся неким оберегом и знаком социального отличия. Например, русским девушкам до замужества позволялось отпускать косы, хотя на голове носился широкий ободок или лента, а когда девушка выходила замуж, то покрывать голову нужно было обязательно. С женщин лёгкого поведения могли сорвать платок, таким образом, все в деревне были проинформированы, что она недостойно себя ведёт. В Дагестане при раскопках археологи находили различные бронзовые статуэтки – воина, жрицы, женские фигурки (I тыс. до н. э.), и, что интересно, все они имели головной убор. Может быть, это были статуэтки древних языческих божеств. При изучении костюма приходишь к выводу, что и до принятия ислама дагестанки покрывали голову.

Существует два обязательных элемента традиционного головного убора у дагестанок: нижний – чохто (то, что надевалось на волосы). Дома женщина могла ходить без платка, но в чохто, то есть волосы всё равно должны быть прикрыты. Хотя молодые незамужние девушки даже с приходом ислама в Дагестан позволяли себе оставлять немного волос – чёлку и локоны. Мне приходилось встречать в селе женщину, которая рассказала о том, что её мама к чохто пришивала волосы с двух сторон. То есть голову могли сбрить в целях гигиены и удобства. Верхняя часть головного убора – шали, платки и покрывала. Поверх платка могли завязывать чалму или косынку. Эти головные уборы утепляли голову женщин, так как в горах по утрам и вечером даже летом бывает прохладно. Женщины часто носили тяжести: крупные стога сена или же кувшины с водой. Покрывала и платки были многослойными и защищали женскую спину от различных ушибов, от холода. Головной убор – практичная вещь для горянок.

– В современном Дагестане есть неформальное разделение на два лагеря: кто-то считает, что наши бабушки носили хиджаб арабского стиля, а кто-то отрицает это. Какие различия существуют? И есть ли они вообще…

– Дагестанские национальные костюмы ещё до прихода ислама соответствовали нормам религии. Головные уборы, закрывающие волосы, свободного покроя платья, скрывающие фигуру, длинные рукава. Но стоит отметить, что в первую очередь формирует народный костюм – климат, географическое расположение, хозяйственная деятельность, традиции. Влияние религии также присутствует, но оно вторично. В горах было удобней носить свободную одежду, в основном платья-рубахи со штанами.

Раньше в одежде не было ничего лишнего. Ткань старались использовать очень рационально, а украшения использовали как обереги. Женщина должна была рожать детей, поэтому грудь, голова и живот должны были быть защищены. По языческим обычаям это были самые уязвимые места у человека, поэтому их надо было предохранять. Именно по этой причине на голову, грудь и живот надевали серебряные украшения. А почему именно серебро? Есть поверье, что этот металл защищает от нечистой силы, да и всем известно, что серебро очищает воду. Звенящие монетки на фольклорных костюмах пришивали для ритуальных танцев, чтобы отпугнуть злых духов.

Сейчас это уже забыто, но традиция украшать костюм серебряными украшениями осталась. Только единицы сохранили свой традиционный костюм, не добавляя и не меняя каких-либо деталей. Реконструкция и копия предполагает стремление максимального повтора костюма. Надо стараться сохранять не только традиционные костюмы отдельных национальностей, будь то лакские, кумыкские, даргинские и др., а костюмы именно отдельных сёл, ведь в каждом селе были свои характерные особенности в крое и декоре. Сёла, граничащие друг с другом, могли перенимать какие-либо элементы в нарядах.

– Много ли языческих элементов национального костюма было утеряно с приходом ислама на Кавказ?

– К сожалению, это направление в дагестанском прикладном искусстве мало изучено. Ряд учёных работает над расшифровкой символов, изображённых на коврах и вышивках, но капитального труда на данный момент ещё нет. Кто-то из историков пытается связать языческие элементы с языком и местными диалектами, делая сравнительные характеристики. Но всё же мы топчемся на месте, не уделяя внимания дагестанскому национальному костюму, и не углубляемся в его изучение. Повседневная национальная одежда практически не изучена, так как в основном сохранялись праздничные и свадебные наряды XIX – нач. XX века. Такую одежду хранили в сундуках и передавали из поколения в поколение.

– Казаки позаимствовали один из элементов национального кавказского костюма – черкеску. Были ли ещё такие случаи заимствования?

– И казаки, и казачки активно перенимали элементы дагестанского национального костюма. В черкеске очень комфортно и удобно. Николай II издал указ, чтобы все войска, служившие на Кавказе, носили черкеску. Иммигранты, уехавшие после революции во Францию, носили черкеску не только люди кавказского происхождения, но и русские. Это было знаком иммигранта.

Наряды и украшения заимствовались друг у друга. Одна женщина из аварского села показала мне старинное платье своей матери. Оно было куплено в Акушинском районе на базаре, поэтому крой и стиль был не аварский, а даргинский. Так могла вещь одной народности попасть к другим. Или же девушки, выходившие замуж в другие сёла или районы, могли не перенимать местный наряд, а носить свой. А местные девушки, глядя на какие-либо элементы костюма этой девушки, перенимали их. Чтобы говорить о характерных особенностях того или другого костюма из определённого села или района, необходимо провести анализ нескольких артефактов и только потом делать выводы об их общности или различиях.

– Есть ли тенденция потери многих элементов традиционного костюма?

– Приезжая на фольклорные фестивали, различные коллективы начали перешивать или переделывать традиционный костюм. Таким образом, много чего изменилось или исчезло из наряда. Если взять за пример чисто балхарский костюм, то до 70-х годов серебряные украшения были навешаны не по всему платью. Сейчас же костюм завешивают серебром, и многие считают, что всё так и было. И это свойственно не одним жительницам Балхара. Начало доходить до того, что стали вешать не только серебро, но и обычную дешёвую бижутерию. Но есть и положительные моменты в возрождении дагестанского народного костюма. Возвращается традиция в лакское село Вихли. когда невесту приводят в дом жениха, мать жениха обязательно должна в национальном костюме станцевать перед всеми. Это символизировало радость матери, что она принимает девушку в свою семью и согласна с выбором сына. К сожалению, эта традиция в какой-то период угасла, но сейчас возвращается вновь. Это показывает, что такие обычаи имеют особенность возвращаться, а вместе с этим люди обращаются к своим национальным нарядам.

Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво

Многовековая история народов Кавказа, неразрывно связанная с борьбой за свободу, независимость и сохранение идентичности нашла свое отражение в мужском и женском кавказском национальном костюме. В нем – особенности жизни горцев, диктовавшие создание одежды, которая была бы максимально удобной и комфортной как для воина-джигита, так и для охотника, пастуха или странника, отправлявшегося в путешествие верхом на коне.

Особенности мужского костюма

Священная обязанность мужчины – защищать свой очаг, семью, род. Необходимость в любой момент отразить нападение врага нашла свое решение в мужском кавказском костюме.

Он точно «сидел» на фигуре, был удобен, не стеснял движений и позволял свободно пользоваться любым оружием, изготавливался из прочной ткани. Кроме того, оригинальный крой придавал мужчине стройность, подтянутость, подчеркивал его ловкость и брутальность.

Именно поэтому пришедшим сюда казакам, пришлась по вкусу красивая и удобная одежда горцев. В XIX веке кавказский национальный костюм был в моде, и считалось особым шиком появиться в нем на званом балу, на охоте, на поле сражения.

Он стал предметом восхищения и гордости. А тем, кому посчастливилось его носить, отдавали должное практичности к природным и бытовым особенностям жизни.

Тот, кто сталкивался в бою с этими отважными воинами, отмечал, что они, имевшие при себе большое количество оружия, почти бесшумно передвигались на местности, и одеяние им нисколько в этом не мешало.

Несколько слов – о черкеске

Без черкески не обходится костюм кавказского горца. Это верхняя одежда, надежно оберегающая от холода. Ее крой продуман до мелочей. Облегающая, точно сшитая по фигуре и не стесняющая движений в любой ситуации. Шили ее из сукна различного качества, в зависимости от состоятельности ее владельца.

Отличия были и в цвете народных кавказских костюмов, однако яркая цветовая гамма была неуместна и даже считалась неприличной. Преобладающими были черный, коричневый, серый – соответствующие натуральному цвету и не подвергавшиеся окраске.

Особо следует сказать о белых черкесках. Их могли носить только старейшины, мудрейшие люди рода, пользующиеся почтением окружающих.

Выбрать черкеску, без которой нельзя представить настоящий кавказский костюм, можно в интернет-магазине Али Аскерова. Здесь также можно купить рубашку, шаровары, знаменитые ичиги для танцев из натуральной козлиной кожи.

Газыри – обязательный атрибут

Продолжая разговор об одежде кавказца, нельзя не отметить, что не найдется такой черкески, на которую не были бы нашиты газырницы, ставшие неотъемлемым ее элементом. Они использовались как небольшие кармашки, в которые вкладывались трубочки из дерева или кости (газыри), куда насыпался порох в норме, необходимой для быстрой зарядки ружья. После появления патронов карманы стали использовать для их хранения.

Позднее, когда нужда в военных действиях отпала, газырницами просто украшали кавказский мужской костюм, а газыри изготавливались украшенными серебром, с великолепной отделкой чернением, орнаментами по металлу.

В интернет-магазине Али Аскерова представлено несколько видов этого украшения для мужского национального кавказского костюма, изготовленных из качественного материала нового поколения и украшенного крышечками из латуни, мельхиора и серебра с нанесенным на них традиционным кавказским орнаментом.

Обязательным был ременный пояс, с пряжками и пуговицами из недорогого металла, серебра или позолоты. Он не только украшал, но и имел практическое предназначение. На нем закреплялись небольшие предметы: жирница, где хранили жир для смазки ружья, отвертка из стали, крепилось оружие: кинжал, шашка, нож и другое. При этом наличие кинжала было обязательным для настоящего джигита. С ним горец не расставался никогда и всегда был вооруженным и готовым к отпору любому недругу. Не носить его могли только дети и глубокие старики.

Доброе слово о бурке и папахе

Традиционными для Кавказа считаются бурки и папахи. Первая, не имевшая рукавов, но зато располагавшая широким «подолом», прекрасно подходила для обряда похищения невесты, которую можно было укрыть накидкой и спрятать девушку от посторонних глаз. Но не это было ее основным предназначением.

Чем удобна бурка?

Она защищала в бою воина от ранений и нередко спасала ему жизнь. В дальних походах или в сложных погодных условиях укрывала своего владельца и его коня от палящего солнца или проливного дождя.

Многие утверждают, что с помощью бурки возможно было излечиться от простудных заболеваний. С этим многие согласятся, ведь изготавливается она из валяной овечьей шерсти, сохраняет тепло и ее полезные свойства. И хотя ей на смену пришли куртки из синтетических тканей, старики-кавказцы и пастухи в высокогорных селениях отдают предпочтение именно ей, теплой и удобной.

В интернет-магазине на сайте kavkazsuvenir.ru можно купить национальный кавказский костюм, приобрести бурки из натуральной шерсти. Принимаются заказы на изготовление детских и взрослых изделий для коллективов народного танца.

Традиции ношения папахи

Не меньшим почетом и уважением пользуется папаха, с которой мужчина никогда не должен был расставаться. Она была подтверждением его чести и достоинства. На свадебный пир не принято было являться без папахи, чтобы не нанести оскорбление хозяевам. Считалось, что ее нужно носить, пока голова кавказца на плечах, поэтому относились к ней очень бережно и с почтением.

Не забыта она и сегодня: изготовленная из высококачественного каракуля, является атрибутом высшего комсостава в армии, начиная с полковника. Наиболее почетным гостям Кавказа местные жители преподносят ее в качестве подарка.

Традиционный свадебный наряд

Имеет свои традиции и свадебный кавказский костюм. Для жениха он предполагал нарядную черкеску, кинжал на поясе, папаху.

Платье невесты должно было подчеркнуть ее скромность и чистоту: не допускались одеяния, где открыты плечи, руки, обязателен был головной убор.

Время внесло свои коррективы: сегодня можно увидеть невесту, одетую по-европейски. Однако в большинстве республик мастерицы научились совмещать современные тенденции и вековые традиции, которые особенно ярко демонстрирует женский свадебный наряд.

Многие девушки не прочь надеть платье, выполненное в народном стиле. Оно привлекает своей оригинальностью, изяществом и благородством. Такие изделия, как правило, отличаются особым шиком, утонченностью форм, богатством, красотой отделки и украшений. В нем нередко используется шитье золотыми и серебряными нитями. Великолепием и тонкостью работы отличаются головные традиционные уборы, которые делают невесту еще прелестнее.

Женский костюм – это красиво

Женская одежда была сходна с мужской: платье имело довольно узнаваемое сходство с черкеской. На тело надевалась длинная рубаха и шаровары. На рубаху — кафтанчик, схожий с бешметом. Удивителен костюм кавказской девушки, в сочетании с оригинальным головным убором.

У каждой республики – он свой, но каждый – прекрасен, и придает своей владелице самобытность и неповторимость. Как правило, его составляющей частью является платок, особым образом оформляющийся и скрывающий не только волосы, но и женскую шею. Посмотреть, как выглядит костюм кавказской девушки можно на фото.

Настоящий женский кавказский национальный костюм сегодня чаще можно увидеть на сцене, во время выступления танцевальных коллективов народного танца.

Танец – душа народа

Визитной карточкой Кавказа стала лезгинка. И только жители этого сурового и красивого края способны передать напор, силу и красоту этого танца. Мужчины, исполняющие ее, поистине творят чудеса и способны привести в восторг любую аудиторию.

Мужчины, исполняющие этот танец, покоряют своей порывистостью, мужеством и, одновременно, изяществом. Строгое одеяние, своеобразный головной убор джигита, исполняющего танец, способны рассказать о его храбрости, уверенности в себе, готовности отстоять честь и достоинство. Купить кавказский костюм для лезгинки можно на сайте Али Аскерова.

Народные традиции живы, они продолжаются в современных тенденциях, умело сочетая традиционные мотивы и веяния современной моды. Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво.

Ссылка на основную публикацию