Чеченский национальный костюм: описание с фото, модели, отзывы

Чеченский национальный костюм

Немного истории

История и культура каждого народа самобытна и уникальна, и национальный костюм – их неотделимая часть. Условия жизни народа, географические и климатические особенности, верования, социально – экономическое положение оказывают влияние на то, как костюм будет выглядеть и из каких материалов будут его изготавливать.

Чеченский национальный костюм не является исключением.

Чеченцы издревле занимались овцеводством, и на изготовление одежды и обуви шли шерсть, мех, кожа животных. Широко применялись домотканое сукно, войлок.

Детали костюма несут не только декоративную функцию, но являются и историческим отражением жизни чеченцев.

В мягких кожаных сапогах пастухам и воинам было удобно ходить по горам.

К поясу крепились кинжалы и оружие.

Обязательна в чеченском национальном костюме папаха, которая шьется из овчины. Она – символ мужественности, и дотронуться до папахи – значит нанести оскорбление мужчине. В то же самое время она отлично защищает от холода или перегревания на ярком солнце.

Разновидности

Чеченский национальный костюм существует в двух вариантах – мужской и женский.

Детские костюмы, особенно праздничные, их повторяли. Небольшое отличие – мальчики до 14 лет не носили кинжалов.

Особенности

Основу мужского костюма составляют бешмет и штаны, сужающиеся к низу. Штаны заправляются внутрь сапог. Бешмет – это особого покроя полукафтан, длина которого выше колена примерно на 10 сантиметров.

На праздники поверх этого полукафтана надевается черкеска. Она не имеет воротника, а застегивается она только на поясе.

Ее отличительной чертой является наличие так называемых газырниц по обеим сторонам груди – маленьких кармашков для зарядов оружия. Хотя с появлением новых видов оружия необходимость в газырницах отпала, они остались на черкеске как декоративный элемент.

Особенная деталь костюма – бурка. Она имеет вид накидки с зауженными плечами. Ее назначение – защищать от непогоды, в ночное время служила подстилкой и одеялом.

Составные части женского наряда – это платье-туника, верхнее платье, пояс и платок. Длина платья-туники доходит до щиколоток. Под это платье женщины надевают широкие шаровары,штанины которых присборенны на щиколотках. Отличительная черта женского платья – нагрудники и очень длинные рукава, закрывающие пальцы на руках. В праздничных платьях длина рукавов могла доходить и до пола.

При изготовлении нагрудников использовали драгоценные металлы и камни.

Верхнее платье походит на халат или накидку. Застежка у него только на талии, чтобы оставить на виду нагрудники.

Цвета и оттенки

Цветовая палитра повседневного мужского гардероба обычно была сдержанных темных тонов – черная, серая, коричневая, бурая. Бешмет мог быть другого цвета, оживляя костюм. Праздничный бешмет шился из разноцветных блестящих тканей. Белый же цвет в одежде свидетельствовал о богатстве человека.

Женская одежда отличалась большим цветовым разнообразием.

Платье-туника было, как правило, однотонным. Но допускались самые яркие цвета и оттенки.

Ткани и крой

Штаны и бешмет шились из прочной легкой ткани – они не должны были стеснять движений. Бешмет кроится по фигуре мужчины и плотно прилегает к торсу. Ниже линии талии он становится расширенным. Такой покрой подчеркивает стройность, силу, мужественность мужчины. Неширокие удобные штаны сужаются к низу, их легко заправлять в сапоги.

От шеи до пояса бешмет застегивается на пуговицы, изготовленные из плетеных ремешков. Воротник-стойка почти полностью закрывает шею и застегивается на такие же пуговицы. Рукава бешмета длинные, суживаются к кисти и могут заканчиваться манжетами. На них также присутствуют аналогичные застежки.

Покрой черкески совпадает с покроем бешмета. Поскольку это праздничный вид одежды, ее шьют из более дорогих материалов. Длина черкески ниже колена.

Женское платье-тунику шили из легкой хлопчатобумажной ткани или из шелка. Оно имело воротник-стойку, который застегивался на пуговицу.

Праздничные штаны обшивались внизу шелком.

Верхнее платье имеет похожий крой с черкеской, отличаясь длиной до пола. Оно распашное, у него нет воротника, застегивается только на талии, а грудь остается открытой.

На изготовление верхнего платья шли роскошные дорогие ткани: атлас, парча, бархат. Они богато украшались вышивкой, тесьмой. На них могли быть складки и оборки. Однако очень яркие платья носили только молодые женщины.

Аксессуары и обувь

Пояс – обязательная деталь одежды у мужчин и у женщин. Женские декорировались пряжками, серебром, драгоценными камнями. Самые красивые пояса передавались по наследству.

Платок – это часть женского наряда. У девушек они из легкой ткани. Замужние женщины носили чухту – особый мешочек, куда укладывали волосы, поверх него надевали платок с бахромой.

Представительницы прекрасного пола всегда носили ювелирные украшения. Это различные браслеты, бусы, кольца, перстни и подвески. Серьги могли быть в форме колец. Были распространены височные подвески. Также украшением можно считать пуговицы на верхних женских платьях.

Первоначально украшения изготовлялись из бронзы, позже стали применять серебро.

Традиционной повседневной обувью чеченского мужчины были мягкие кожаные сапоги. Их длина доходит почти до колен. Богатые люди часто носили чувяки (вид мягких туфель без каблуков), а на голени поверх штанов надевали ноговицы из сафьяна.

Подошва обуви, как правило, не была жесткой, что было очень удобно для наездников и пеших путников в горах.

Женская обувь была разнообразнее. Для ее изготовления применялись кожа, сафьян, войлок, шерсть.

Часто носили род кожаных тапочек как домашнюю и выходную обувь.

Молодые представительницы прекрасного пола также носили туфли без задников. У них была жесткая подошва и имелись каблуки. Некоторые женщины носили сафьяновые сапоги. Они тоже были с каблуком и могли иметь украшения.

Еще один вид обуви – ботинки. Они шились по ноге из нескольких кусков кожи и выглядели очень изящно.

Современные модели

К настоящему времени чеченский национальный костюм не претерпел значительных изменений.

Конечно, современные чеченцы, особенно молодежь, не носят его повседневно, предпочитая городскую моду. Однако многие мужчины носят национальный головной убор – папаху, сохраняя верность традициям. Пожилые мужчины продолжают носить бешмет и черкеску.

Однако национальные традиции прослеживаются в современной моде – распространены кавказские рубашки со стоячим воротником.

В женской моде традиции прослеживаются ярче. На пожилых женщинах можно увидеть широкие темные платья и шаровары.

Молодые женщины и девушки одеваются современно. Но вы вряд ли увидите чеченку в короткой юбке, в платье с открытыми плечами или глубоким декольте.

Свадебный наряд шьется, как правило, в национальном стиле. Он обязательно состоит из нижней рубахи и верхнего платья. Последнее всегда имеет разрез спереди, оно богато декорировано и расшито. Главное украшение – серебряный пояс.

Чеченский национальный костюм широко используется театральными коллективами в качестве сценического костюма. Исполнение зажигательной лезгинки немыслимо в каком-либо другом наряде. И у нас есть прекрасная возможность оценить по достоинству всю красоту этого одеяния.

Чеченский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Кавказ – это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.

Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.

Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.

Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.

Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.

Мужской национальный костюм

Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.

Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.

Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.

Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.

Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.

Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.

Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.

Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.

Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.

Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.

Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия.

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.

Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.

Платок

Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы – чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.

Пояс для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.

Длинная юбка, кеды и платок. Что носят в Чечне

С тех пор как в Грозном в 2009 году открылся модный дом «Фирдаус», которым руководит дочь Рамзана Кадырова Айшат, в Чечне появляется все больше дизайнеров и местных брендов. Чеченцы называют происходящее модным бумом. Чеченские модельеры, дизайнеры, модели и организаторы праздников рассказали «Снобу» о том, во что и почему одеваются чеченцы и как мода связана с войной

Поделиться:

Мира Висханова, модель, директор модельного агентства в Грозном:

В Чечне каждый, кто сшил десять нарядов, считает себя дизайнером. Но здесь есть всего несколько дизайнеров, которые хорошо себя зарекомендовали, участвуют в показах, делают модные съемки. Модниц чеченская одежда интересует больше, чем наряды из-за границы, потому что наши дизайнеры знают, что нужно чеченским женщинам. Они рисуют эскизы не только для продажи в магазинах, но и по индивидуальным заказам, и если женщина не соответствует стандарту 90-60-90, она может обратиться к дизайнеру и заказать понравившуюся модель своего размера.

Это главный секрет популярности чеченских модельеров. Чеченские дизайнеры не шьют вещи партиями, как делают магазины, они чаще шьют индивидуально.

Сейчас мы используем все технические возможности XXI века для привлечения внимания, и главный инструмент, конечно же, «Инстаграм». Эту платформу эксплуатируют визажисты, модели, фотографы. И людям кажется, что если они попали в эту среду, то все — корона на голове. В их глазах это легкий и быстрый доступ к славе. Делать тебе ничего не надо, не надо пять-шесть лет учиться, ты просто закинула пару красивых фотографий в инстаграм, пару неудачных или извращенных фоток — и всё: лайки, накрутка, подписчики, всем интересно, что ты за личность. Но проблема в том, что такие звезды быстро зажигаются и так же быстро гаснут. Потому что любая профессия требует много времени и сил, если хочешь быть лучшим. Мода на лайки в инстаграме пройдет, в профессии останутся те, кто прошел огонь, воду и медные трубы.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Для чеченских мужчин мода не так актуальна, как для женщин. Можно закрыть глаза на то, как девушки выставляют свои фотки и выпячивают губки, но в том, что касается мужского стиля, у нас строгий менталитет. Чеченский мужчина — это такой брутальный альфа-самец, который не может себе позволить всякие няшности. И если парень выставляет какую-нибудь нежную фотографию, другие альфа-самцы начинают его задевать, осуждать, атаковать. Его осуждают мужчины, его осуждают женщины, семья и все остальные. Иногда мне кажется, что если бы не строгие обычаи, парни реализовывали бы себя в творческих профессиях и делали бы это лучше, чем девушки. Но я понимаю, что, во-первых, нам не нужна конкуренция, а во-вторых, нам нужны мужики — мы же для них делаем себя красивыми. А какой смысл делать себя красивыми, если мальчики сами будут красивые?

Чеченские дизайнеры сейчас шьют не настолько закрытую одежду, как раньше. Их можно понять: они хотят расширяться. Они ведь могут постоянно работать только на одну аудиторию. Это неинтересно, смысла нет ограничивать себя, когда можно зарабатывать больше. Но при этом нельзя забывать о том, что у нас не носят открытое и короткое.

Если сравнивать моделей за пределами Чечни и наших, то в других странах и регионах это действительно профессия: девочки стараются, голодают, тренируются. Мы сейчас здесь только пытаемся дойти до профессионального уровня. Есть еще один нюанс, который нас отличает: в силу менталитета и каких-то обычаев рабочие и личные отношения у нас переплетаются. То есть у нас не возьмут модель на работу, если дизайнер с ней не дружит. У нас здесь может случиться так, что модели работают бесплатно, потому что дизайнер подобрала их из своего круга знакомых. Она не готова хорошо заплатить и нанять хороших моделей. Зачем, если можно сделать показ среднего качества, но бесплатно?

Нам есть куда стремиться и куда расти. Наше высокомерие и тщеславие не всегда позволяет нам произнести это вслух, но на самом деле это так.

Роза Махагова, модельер:

В чеченской семье, когда девушка выходит замуж, к ней приковано все внимание окружающих. Гости наблюдают, как она сервирует стол, соседи смотрят, во что она одета, всем интересно, какое у нее приданное и как оно было упаковано. Когда у нас не было стиральных машин, девушка стирала постельное белье вручную, и всем было интересно, как она его повесит: считалось, что это показывает, какая из девушки получится хозяйка. Для вайнахов всегда была важна эстетическая сторона всего, что они делают. А для эстета самое важное — это внешний вид. Поэтому сейчас, когда у нас есть возможность, мы окунулись в мир моды, дизайна, украшений. Есть известная поговорка — «по одежке встречают, провожают по уму», у нас же по одежке встречают, по уму разговаривают, а провожают тоже по одежке.

В чеченском языке есть понятие «йахь» — соревнование в благородстве друг с другом: нам очень важно выглядеть достойно и хорошо. И неважно, какой у человека доход, президент он или простой рабочий, — он обязан выглядеть достойно, красиво. Например, как бы голодна я ни была, я не могу сесть за стол, если на столе беспорядок. Для меня важно не просто поесть, а сделать это красиво.

В детстве я увлекалась языками и литературой. Но это были 90-е годы, сложное время, началась война, все дороги к заработку были закрыты. И мы с сестрой начали шить. Мне было 15 лет. Во время войны у нас не было света, газа и воды, но женщины все равно заказывали платья. Мы в экстренном порядке переделали все наши электрические машинки на ножные, брат соорудил на улице печку на дровах, на которой мы грели утюг с отрезанным шнуром. Люди уносили вещи с сильным запахом гари, но довольные: «Ничего страшного! Мы постираем!»

В конце концов я решила, что шитье — это профессия, которую я не выбирала, но которая выбрала меня. И сейчас у меня собственная линия одежды, свой бренд.

В Чечне большинство дизайнеров работает без профильного образования; в Грозном для них есть только один колледж, и чтобы получить образование в этой сфере, наши девушки уезжают в другие города и страны. А так как наш менталитет не позволяет им ехать одним, то приходится уезжать целыми семьями, и родителям нужно зарабатывать, чтобы дать достойное образование своим дочерям. Поэтому чаще всего наши дизайнеры — это люди, которые научились шить у старших: шили их мамы, бабушки, тети, они росли в этом, их рожали чуть ли не за швейными машинками.

Сейчас у нас мирно, но времени на развитие было очень мало: после каждой войны нам приходилось начинать с нуля, поэтому в дизайнерской сфере у нас нет единой базы. У российских дизайнеров были институты, и они как будто связаны одной паутиной: у всех просматривается какое-то общее направление, похожие идеи, принты, вышивки, а в Чечне у каждого свое видение. С одной стороны это хорошо, но приводит к тому, что мы совершаем много ошибок.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Фигуры кавказских женщин резко отличаются от славянских и европейских стандартов. У европейских и славянских женщин фигура напоминает перевернутый треугольник, тогда как у кавказских женщин — обычный треугольник. Брюки на европейских женщинах смотрятся намного логичнее, потому что у них широкая талия, узкие бедра, ноги длиннее. У наших женщин талия уже — когда-то считалось, что талия должна умещаться в серебряный пояс, который передавался от бабушки к внучке. Даже сейчас, когда молодые чеченки предпочитают закрытую одежду, талия подчеркивается.

Мужчины в плане моды такие же капризные, как женщины, но я пока не видела мужских коллекций, кроме тех, что выдает Дом моды «Фирдаус». Для мужской моды требуется более серьезное оборудование — там не такие парогенераторы, которыми мы пользуемся, нужны большие профессиональные прессы, — хотя есть и свои, местные причины. Я как-то купила брату футболку по своему вкусу — яркую, с принтами. Брат посмотрел на подарок и сказал: «Роза, в следующий раз, пожалуйста, купи футболку без мультфильмов». Думаю, эта фраза применима ко всем мужчинам в Чечне: они не воспринимают внешний вид и яркость, как мы. Нам это в радость, а они более сдержанные, они главы семей, и у них другие ценности. Традиций и обычаев никто не отменял.

У нас сейчас долгий период мирной жизни, мы можем себе позволить заняться любимым делом. Если нас еще лет 10–15 оставят в таком же положении, то мы сможем дойти и до Нью-Йорка, и куда угодно. В принципе, мы уже дошли! Наши девочки для многих модных домов работают, от Грозного до Парижа. Был такой случай: девушка шла по нашему грозненскому рынку, зашла в бутик, который торговал дорогими платьями из Франции, увидела платье и сказала: «О, это платье я сшила!»

Темирбулат Хасанов, модель, актер, певец:

Я работаю в театре и выступаю на сцене, и мои первые фотосессии были сделаны в 2009 году для местного глянцевого журнала. Это была реклама магазина масс-маркета, и после этого другие магазины стали предлагать мне поработать моделью. Я сразу согласился, потому что у меня не было качественных фотографий, а для актера это очень важно, ведь я публичный человек. У людей всегда есть интерес к тому, во что одеваются артисты, а у меня с детства был интерес к сцене.

Не все чеченские парни согласны сниматься в качестве модели. Я знаю много чеченских ребят, которые считают, что фотографироваться — это не мужское дело. Есть и те, кто сначала осуждал мое решение работать моделью, но, увидев фотографии, поменяли мнение.

Имея страничку в «Инстаграм», можно продать абсолютно все в кратчайшие сроки. Одеваться у нас всегда любили, и теперь, когда нет войны, когда есть возможность заниматься любимым делом и, самое главное, возможность быстро продать свою продукцию, люди используют все возможности. Фотография, мода, дизайн — это направления, которые очень быстро развиваются в Чечне. У нас даже есть шутка: в чеченском инстаграме каждый второй — дизайнер, каждый первый — фотограф, работающий на дизайнера.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Тот факт, что я чеченец, никак не влияет на карьеру модели. Я рекламирую одежду, которую привозят именно для моих соотечественников. Например, к нам не привозят шорты или слишком узкие брюки. Наши чеченские дизайнеры не предлагают ничего выходящего за рамки, а если бы такое предложение было, я бы не согласился участвовать, потому что для меня важно мнение окружающих. Однажды я был свидетелем того, как один из певцов чеченской эстрады вышел на сцену в костюме в блестках. Ничего особенного, но это смотрелось слишком нелепо на фоне строгости, которую соблюдают в одежде наши мужчины. В общем, парня все раскритиковали. Мы пока не готовы к такому.

Мужская мода в Чечне будет развиваться очень медленно. Мы живем, соблюдая традиции, которым много лет. Внешний вид мужчины напрямую связан с ними. В этом смысле нам повезло, потому что, на мой взгляд, тенденция мировой мужской моды — это возврат от коротких узких брюк к более классическому стилю. Я люблю классику, а если в моде будут только шорты, то с карьерой модели будет покончено.

Мадина Багатаева, ведущий и организатор праздничных мероприятий:

Главная тенденция в чеченской моде сейчас — это религия. Многие женщины надели хиджаб. Нельзя сказать, что абсолютное большинство девушек укрылись с головы до ног, но это все-таки главный тренд последних лет. Особенно это касается людей, которые имеют отношение к сцене — это связано еще и с требованиями, которые выдвигают организаторы публичных мероприятий. Если сравнить с тем, что происходило на чеченской сцене 10 лет назад, мы увидим огромную разницу. Сейчас все выглядит намного скромнее, красивее. Артисты, певцы, актеры — это люди, с которых прежде всего берут пример, и рынок реагирует на это. В чеченских магазинах одежды большинство нарядов — длинные яркие платья, расшитые головные уборы. Мы одеваемся так не потому, что у нас только хиджабы в магазинах продают. Наоборот, продавцы привозят то, что больше всего спрашивают. Всего несколько лет назад магазин исламской одежды в Грозном было очень сложно найти.

Я сама ношу хиджаб. Я человек жизнерадостный. Люблю красиво одеваться, менять наряды, ходить на концерты, встречаться с друзьями. Хиджаб не только не мешает мне оставаться в тренде, но даже помогает. Есть масса вариантов с модными принтами на платьях, с подбором цвета и фасона.

В последние годы исламская одежда стала популярной по той простой причине, что о религии можно говорить открыто. Моя мама рассказывала, что в советское время обсуждать религию было опасно. Мы и сами помним время, когда тема ислама была табуирована. Сейчас по местному телевидению, на радио много говорят о религии. Детей все больше воспитывают по канонам ислама. Информация стала доступной. Если есть сомнения в том, правильно ли ты одеваешься, можно просто зайти в муфтият и спросить у образованного в этой сфере человека. Во время проповеди в мечети об этом рассказывают мужчинам, мужчины рассказывают своим женам, сестрам, дочерям и так далее.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

При этом молодежь в Чечне такая же молодежь, как и во всем мире. У каждого свой вкус в одежде. Никакого стеснения мы не испытываем. Кто предпочитает классику, тот выбирает красивый хиджаб, в котором максимум два цвета. Кто любит более спортивный стиль одежды, тот сочетает длинные юбки с кедами или кроссовками. При этом платок не только не портит наряд, но и украшает его, если надеть соответствующим образом.

Если говорить о праздничной одежде, то, например, на свадьбах сейчас абсолютная мода на национальный стиль. В последнее время почти каждая невеста выбирает закрытое свадебное платье с национальным принтом и серебряным поясом. Спрос на традиционные наряды к праздникам так велик, что при чеченской филармонии открыли ателье для пошива спецзаказов. В одежде преобладает орнамент, вышивка, узоры в вайнахском стиле.

Вообще, религиозная тематика и желание вернуться к традициям очень заметны в том, как мы одеваемся, выглядим и ведем себя каждый день. Это видно даже по школьной форме. Например, девочки в подростковом возрасте уже не носят коротких юбок. Я помню свой выпускной вечер 10 лет назад: все девочки были в коротких юбках и с бантами. Сейчас вы этого не увидите. В выпускных классах нет девушек, которые не носят хотя бы маленькую косынку на голове. Это скромно и красиво, на мой взгляд.

Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде

Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев

Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия – газыри. Однако к концу XIX в. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.

Национальный костюм чеченцев (фото)

Чечены – один из народов Северного Кавказа, который проживает не только на территории Чечни, но и в Ингушетии, Грузии и Дагестане. Живя и развиваясь в тесном взаимодействии со своими соседями, чеченская культура приобрела некоторую универсальность – черты, характерные для всех кавказских народов. Одна из таких черт — уважение к предкам, поэтому и многие элементы национального костюма, как отражение вековых традиций, сохранились до сих пор.

Для изготовления одежды использовались местные ткани, так как чеченцы издавна занимались производством сукна, крашенины, льна, холста, а в XVI веке научились изготавливать и шёлк.

Детали чеченского наряда

В традиционной одежде чеченцев как мужчин, так и женщин, существовал минимальный набор предметов, достаточный для выхода на улицу: нижняя рубаха и штаны, у женщин к этому набору добавлялся платок. В мужском костюме преобладали тёмные тона, но нижняя рубашка (бешмет), как правило, контрастировала по цвету с остальной одеждой.

Женские наряды отличались более разнообразной цветовой гаммой, но яркие платья могли себе позволить только девушки и женщины, чеченки постарше такой наряд считали для себя неприличным и предпочитали спокойные цвета.

Характерные черты мужского и женского костюмов

Национальный костюм чеченского мужчины состоял из 2 основных предметов:

  • бешмет – полукафтан длиной немного выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
  • штаны должны были легко заправляться в сапоги, поэтому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не сковывать движений.

Особенности мужского костюма

Следующие предметы могли дополнять основной костюм:

Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась только на поясе. Черкеска, как правило, шилась из лучшего сукна. Отличительной деталью платья были кармашки для хранения специальных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Постепенно газыри утратили своё практическое назначение, однако газырницы сохранились в национальном костюме как элемент декора.

Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.

Правом изготовить бурку наделялись лишь женщины — признанные мастерицы своего дела.

Папаха – конусообразная шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, но их могли позволить себе только богатые люди.

Трогать чужую папаху было нельзя, это считалось оскорблением хозяина.

Кожаный пояс был обязательным элементом одежды, его праздничный вариант украшался металлическими вставками и подвесками. На пояс крепились необходимые в походе предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но главное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки.

На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной чуть ниже колен; у богатых людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени надевались сафьяновые ноговицы.

Женский костюм

Основу женского костюма составляли 4 предмета:

  • длинное платье-туника из лёгкой ткани с небольшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка обязательно застёгивался на маленькую пуговицу;
  • штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особых случаев низ обшивался кружевом);
  • платок, простой или украшенный вышивкой; замужние женщины надевали платки поверх чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
  • девушки и молодые женщины добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.

Такой наряд дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Большое значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только орнамент, но и цвет нити. Традиционно использовалась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.

Женская обувь была разнообразной:

  • кожаные тапочки, которые надевали и дома, и на выход;
  • туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
  • сапоги из сафьяна на каблуке;
  • ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.

Свадебная одежда

Свадебный наряд жениха отличался от повседневного только более дорогими тканями, а вот у верхнего платья невесты было принципиальное отличие: разрез спереди, благодаря которому оно было похоже на два лепестка. Цвет ткани мог быть любым, но декорировалось такое платье с особой роскошью. Голову девушки покрывал традиционный платок или кружевная шаль.

Обязательным элементом женского свадебного платья был богато украшенный пояс с серебряной пряжкой, который преподносил невесте в качестве свадебного подарка жених.

Современный чеченский костюм

С течением времени чеченский национальный костюм почти не изменился. В мужской молодёжной моде по-прежнему распространены рубашки с воротником-стойкой. Испытание временем выдержала и папаха – её носят все поколения чеченских мужчин. Ещё в большей степени народные традиции сохранились в женском платье.

Девушки стараются следовать современной моде, но юбка макси, длинные рукава и платок в одежде молодых чеченок неизменны.

Чеченский национальный костюм

Не разобравшись, СМИ написали, что это он чуть ли не под Илью Муромца оделся, и даже сделали всякие забавные видео типа вот этого?

А потом выяснилось, что это были доспехи древнего чеченского воина, а похожи они так на древнерусские, потому что в те древние времена у Руси, образовавшейся как государство на двух торговых путях из варяг в греки и по Волге в Персию, был товарообмен с Византией, Персией, Индией и арабскими странами, откуда поступали такие же доспехи и вооружения как и на Кавказ.

Ну а уж когда русские княжества были частью Орды, так и вообще все вооружение могло быть практически идентичным.

“Традиции, религия, культура — это основа прочности любого народа. Сотни народов играли некогда важную роль в событиях мирового масштаба. Утратив корни, они перестали быть единой нацией, способной себя сохранить. Понимая это, я с первых дней на посту главы республики поставил цель: добиться возрождения и сохранения истинно народных традиций, привить всем, особенно молодежи, уважение и любовь к ним” – написал потом Кадыров в соцсетях по поводу этих своих доспехов.


Народный артист Чеченской Республики Николай Басков в национальном чеченском костюме с Рамзаном Кадыровым

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

А лет пять назад мода на самобытность в одежде начала волновать и региональных госчиновников.

В частности, вице-премьер правительства Чечни Магомед Селимханов в 2013 году предписал сотрудникам органов государственной власти носить вещи, соответствующие “нормам служебной и вайнахской этики”. Сильному полу с той поры 4 дня в неделю рекомендовано облачаться в костюм и галстук, а по пятницам — в “традиционную мусульманскую одежду” (ту самую, в которой большинство россиян регулярно видят главу Чеченской республики на телеэкранах). “Рабочая форма” для дам: платок, платье или юбка ниже колен, и рукав — не менее чем три четверти.

Магомед Селимханов в традиционной чеченской одежде

Чечня стала одним из первых российских регионов с такой инициативой, но не единственным.

А какая она, традиционная чеченская одежда? Что мы про нее знаем, ну кроме того, что доспехи древнего чеченского война были похожи на доспехи древнерусского?

Кавказ – это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.

Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.

Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.

Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.

Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.

Мужской национальный костюм

Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.

Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.

Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.

Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.

Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.

Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.

Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.

Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги.

Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины.

Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.

Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.

Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.

Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.

Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.

Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы – чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.

Пояс для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.


**************************************** ***************
Помимо приучения чиновников носить народный костюм на работу, в Чечне еще продвигают и собственный модный бренд Firdaws (означает на арабском “рай” или какой-то высший сад рая), магазины которого работают не только в Чечне, но и в других местах, например, в Арабских Эмиратах.


Коллекция Firdaws

Как я уже написала выше, в России есть уже достаточно большое количество регионов, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Возрождается народный костюм и в других кавказских республиках, и в Якутии, и в Коми, и у ненцев, и у саамов, и у калмыков, и в Приволжье, и на Урале.

Я об этом еще напишу.

А как вы относитесь к инициативе “на местах” носить традиционную этническую одежду на работу хотя бы раз в неделю?

И продвигать свои национальные (включая этнические коллекции) бренды одежды, в том числе за границей?

Ссылка на основную публикацию