Учитель немецкого языка: преимущества и недостатки, карьера

Плюсы и минусы профессии учителя

Существует огромное количество профессий, которые были вытеснены техническим прогрессом и развитием современных технологией. Мало кто знает, но раньше существовали такие специальности, как человек-будильник, человек-радар, расстановщик кеглей в боулинге и другие необычные для нашего времени занятия. На их смену пришли программисты, дизайнеры, копирайтеры, PR менеджеры, трейдеры, блогеры, коучеры и другие востребованные нынче профессии, которые появились совсем недавно. Хотя неизвестно, сколько просуществуют эти ремесла, ведь современный мир меняется гораздо быстрей, чем раньше.

Многие профессии приходят и уходят, но есть и такие ремёсла, которые существуют тысячелетиями, а альтернативы им пока не предвидеться. К их числу относится учительство. Эта специальность является одной из древнейших в истории человечества. Однако свою распространённость она получила сравнительно недавно. Сейчас учительство относится к числу наиболее востребованных и важных общественных профессий.

Но если раньше педагогическая специальность считалась престижной, то сейчас она таковой не является. Однако при этом спрос на неё остаётся довольно высоким. Объясняется это тем, что у этого рода занятий есть как недостатки, так и явные преимущества.

Плюсы профессии

1. Передача знаний детям
Учитель – это не просто профессия, а настоящее жизненное призвание. Многие специалисты идут в преподавательскую сферу не для того, чтобы заработать. Они выбирают это ремесло для того, чтобы передать детям свои знания. Более того, ради этого, они готовы терпеть все недостатки учительской профессии.

2. Благодарность учеников
Ещё одним плюсом профессии можно назвать благодарность учеников. Если педагог трудиться по своему призванию и искренне любит своё дело, то его ученики всегда будут с благодарностью вспоминать о нём.

3. Значимость профессии
Профессия педагога по праву считается одной из самых важных. Их задача заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Ну а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становятся понятным, что учителя играют значимую роль в развитии государства.

4. Удобный график работы
Если учителю не нужно брать домой на проверку контрольные работы школьников, то его график можно смело назвать одним из самых удобных. Педагог работает до обеда, а отправляется домой, если в школе у него нет других дел.

5. Продолжительный отпуск
Ещё одним по-настоящему значимым преимуществом профессии является продолжительный отпуск школьных учителей. При этом отпуск педагогов всегда выпадает на лето, что не может не радовать.

6. Каникулы
Помимо летних каникул, на время которых у учителей выпадает отпуск, в школе есть и другие продолжительные перерывы в учёбе. Речь идёт о весенних и осенних каникулах. В это время учителям хоть и приходиться ходить на учёбу, но при этом им не нужно вести уроки. Это значит, что они могут спокойно составить учебный план или заняться другими важными делами.

7. Официальное трудоустройство
Так как школы относятся к числу государственных учреждений, то сюда устраивают только официально. Это даёт сотрудникам массу преимуществ.

8. Социальный пакет
Помимо официального трудоустройства, учителям предоставляется полный социальный пакет. Это значит, что педагогам оплачиваются больничные и отпуска, а также гарантируются другие социальные выплаты.

9. Свобода действий
На своём уроке каждый учитель может читать свой предмет, как ему хочется. Главное, чтобы дети усвоили материал и сдали экзамены. Такая свобода действий не может не радовать.

10. Наличие собственного кабинета
У большинства учителей есть собственные кабинеты, где они могут спокойно поработать над домашними заданиями и учебным планом. Также здесь они могут отдохнуть между уроками.

11. Уважение в обществе
Все знают о том, что учителя выполняют тяжёлую работу, а платят им непомерно мало. В обществе это вызывает большое уважение к представителям этой профессии.

12. Постоянное развитие профессиональных навыков
У педагога есть возможность постоянно развиваться, читая новые статьи и исследования по своему предмету. Этой актуальной информацией он может делиться с учениками.

13. Репетиторство
Так как платят им мало, учителя подрабатывают репетиторами. Особенно это актуально для тех педагогов, которые преподают иностранные языки предметы из ЕГЭ.

14. Возможность устроится в частную школу или лицей
У хорошего специалиста есть возможность устроиться в частную школу или лицей, где педагогам платят очень хорошо.

15. Стабильность
Работа учителя по праву считается одной из наиболее стабильных специальностей. Придя в школу, человек может проработать на одном месте 30-40 лет. Так что если человек ищет стабильности, то он может пойти работать учителем.

Минусы профессии

1. Невысокие зарплаты
Пожалуй, главным недостатком этой профессии является невысокий заработок учителей. Хотя педагоги и выполняют одну из важнейших общественных функций, но их труд плохо оплачивается. Об этом знают все, но люди продолжают идти в педагогику. Ведь учительство – это не профессия, а призвание.

2. Большая ответственность
Так как педагоги работают с детьми, то на них лежит огромная ответственность. Учитель отвечает не только за получение знаний школьниками, но и за безопасность ребят. Особенно это касается учителей, которые преподают в младших классах, где дети любят побаловаться на переменах.

3. Стрессовые ситуации
Учительское ремесло относится к числу наиболее стрессовых профессий. Педагоги постоянно испытывают психологическое давление, связанное из-за работы с детьми. Ведь если учитель неправильно себя поведёт с ребёнком, то это может стать причиной появления проблем. Таких примеров существует огромное количество.

4. Домашняя работа
К сожалению, для многих педагогов рабочий день не заканчивается на выходе из школы. Дело в том, что им приходиться брать домой непроверенные контрольные работы, тетрадки с домашними заданиями учеников и рефераты. Этот минус может полностью перечеркнуть преимущество хорошего графика учителей.

5. Частые проверки
Так как в школах работают с детьми, то вполне объяснимо, что здесь довольно часто проводятся всевозможные проверки. Проводятся такие проверки всевозможными комиссиями и представителями министерства образования. При этом они проверяют не только документацию, но и присутствуют на уроках, что может стать настоящим стрессом для молодого учителя.

6. Работа со сложными детьми
Практически в каждом классе есть ребята, которые на уроках не хотят слушать учителя, а предпочитают баловаться. Задача педагога заключается в том, чтобы успокоить таких школьников и дать им знания. Порой, сделать это совсем непросто, ведь есть такие дети, которых принято называть неуправляемыми. Они не хотят слушать учителей и ведут себя так, как им вздумается. Известны случаи, когда конфликты между учителями и учениками переходили в драки и скандалы. Поэтому педагог должен быть готовым к тому, что в его классе могут быть сложные дети.

7. Работа с документацией
Многие люди ошибочно полагают, что школьные учителя занимаются лишь тем, что проводят уроки детям, а также проверяют их домашние и контрольные работы. Но, на самом деле, это не так. На каждом педагоге лежит огромный объём работы с документацией. Они заполняют учебные планы, отчёты и другую документацию

8. Вложение личных средств
Если в классе необходимо провести какое-нибудь мероприятие, то деньги на его организацию учитель выкладывает из собственного кармана. И если таких мероприятий проводиться много, то сумма этих расходов может быть довольно большой для учителя. Хотя, стоит отметить, что иногда можно собирать деньги с учеников. Особенно это актуально в том случае, если для них организовывается развлекательное мероприятие.

9. Суботники и прочие дополнительные обязанности
В каждой школе работают такие педагоги, обязанности которых ограничиваются подготовкой и проведением уроков. Речь идёт об учителях, у которых нет собственных классов. Они занимаются только преподавательской деятельностью, что значительно облегчает их работу. Что касается педагогов, у которых есть свои классы, то помимо своих основных обязанностей, они также занимаются организацией субботников и другими мероприятиями. Обычно за такие обязанности не доплачивают.

10. Взаимоотношения с родителями
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок получил хорошее школьное образование. Но при этом некоторые из них требуют хороших оценок не от детей, а от учителей. Поэтому периодически между педагогом и родителями могут возникать конфликты и спорные ситуации. Известны случаи, когда из-за споров с родителями учеников, учителя уходили из профессии, так как они не выдерживали подобных стрессов.

Учитель иностранного языка

Учитель иностранного языка специализируется на обучении школьников, студентов или взрослых, составляет учебные программы, объясняет материал, ищет подходы к учащимся, чтобы помочь им добиться лучших успехов в освоении языка. Эта профессия требует достаточно развитых коммуникативных навыков и относится к типу «человек-человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и иностранные языки (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Учитель иностранного языка, во-первых, хорошо разбирается в общих принципах педагогики. Это и психология учащихся, и базовые правила структурирования материала, и оформление сопутствующих документов, и даже манера речи, способствующая усвоению информации. И во-вторых, такой специалист отличается глубоким знанием своего предмета, то есть иностранного языка, и специфики преподавания именно этой дисциплины. Ведь изучение лексики, грамматики, разговорного английского (к примеру) весьма существенно отличается от решения задач по математике или изучения стран и континентов по географии.

Особенности профессии

Учителя, специализирующиеся на иностранных языках, могут работать в школах, ссузах, высших учебных заведениях, а также в коммерческих образовательных центрах (или вести собственную репетиторскую практику). Курсы от коммерческих центров сейчас довольно востребованы среди учащихся всех возрастов, многие крупные компании даже специально нанимают преподавателей для своих сотрудников. В любом случае, заниматься учителю иностранного языка приходится примерно следующим:

  • проведением занятий в соответствии с учебной программой;
  • разработкой курсов по изучению иностранного языка, ориентированных на разный уровень знаний;
  • использованием современных технологий при планировании и проведении уроков;
  • поддержанием порядка и дисциплины во время занятий, применением знаний об особенностях возрастного развития при общении с учащимися;
  • контролем посещаемости, ведением документации;
  • проверкой выполненных домашних заданий;
  • оценкой знаний учащихся в рамках устных ответов и письменных работ;
  • подготовкой учеников к отчетным контрольным, экзаменам и другим испытаниям подобного плана;
  • организацией и проведением внеучебной деятельности, проведением родительских собраний (при работе в школе);
  • подготовкой информационных материалов для выставок, конференций, мастер-классов.

Специфика работы учителя иностранного языка может варьироваться в зависимости от того, где и с какими учениками он работает. Так, при обучении взрослых педагогу обычно нужно заполнять меньше документов и реже выполнять «сопутствующие» обязанности (вроде посещения педсоветов или проведения родительских собраний). Зато работа с детьми обычно быстрее дает заметный результат, поскольку им проще воспринимать и усваивать новую информацию.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Возможность помогать людям, видеть результаты своего труда в их знаниях (она привлечет тех, кто считает педагогику своим призванием).
  2. Достаточное число вакансий в муниципальных и коммерческих образовательных учреждениях.
  3. Продолжительный отпуск (особенно при работе в школах, ссузах и университетах).
  4. Возможность получать достаточно высокий заработок (в частных школах, лингвистических центрах, подрабатывая репетиторством и т.п.).
  5. Возможность реализовать творческие способности.
  6. Общение с большим количеством людей (поэтому такая специальность предполагает достаточно развитые коммуникативные навыки).
  7. Хорошее знание иностранного языка, которое помогает в общении, путешествиях, а также в случае переквалификации.
  8. Общественная значимость профессии.

Минусы

  1. Необходимость в сильной эмоциональной отдаче (из-за этого у педагогов «профессиональное выгорание» происходит быстрее, чем у представителей многих других специальностей).
  2. Интенсивный график работы.
  3. Не самый высокий уровень заработных плат в муниципальных учреждениях образования.
  4. Необходимость тратить много времени и сил на бумажную волокиту (это особенно касается работы в школе), проходить регулярные проверки.
  5. Периодически возникающие конфликты с учениками, их родителями, другими педагогами, администрацией учебного заведения.
  6. Личная ответственность за безопасность учащихся.
  7. Необходимость выполнять ряд дополнительных задач, которые далеко не всегда интересны и приятны (те же родительские собрания, субботники и тому подобное).

Важные личные качества

Для учителя иностранного языка, как и для любого учителя, очень важна стрессоустойчивость, усидчивость, коммуникативность, умение завоевать и поддерживать авторитет в коллективе, а также эмпатия, позволяющая понять, когда стоит повести себя жестче, а когда – смягчить острые углы. И, конечно же, такой педагог должен отличаться хорошей памятью, безупречной дикцией, отлично знать и «чувствовать» тот язык, который он преподает. Впрочем, умение признавать свои ошибки для учителя тоже важно, поскольку от них не застрахован ни один человек. И чтобы «сохранить лицо» перед учащимися, порой полезно признать свою неправоту, усмирив гордыню.

Обучение на учителя иностранного языка

Для того, чтобы получить эту профессию и возможность соответствующего трудоустройства, необходимо получить высшее образование (код специальности – 44.03.05). Для поступления важны результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и иностранному языку. Обучение может проводиться в очной, заочной и очно-заочной (так называемой «вечерней») форме.

Учитель немецкого языка: преимущества и недостатки, карьера

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Учитель немецкого языка — не самая частая профессия. Но у нее есть свои преимущества и недостатки. Перед тем как делать карьеру в этой языковой области, нужно взвесить все эти параметры и другие обстоятельства.

Плюсы и минусы профессии

Учитель немецкого языка, как и любой другой преподаватель в школе, только кажется легкой и простой должностью. Разумеется, если есть призвание, намерение серьезно просвещать других людей, это очень приятно. Но обязательно придется готовиться к занятиям, много знаний нужно будет осваивать постоянно, ведь методики преподавания неуклонно совершенствуются. И владеющие только изначальной вузовской подготовкой педагоги мало кому нужны.

Плюсом можно считать то, что учитель немецкого языка в государственной школе имеет двухмесячный отпуск каждый год. А в частных учебных заведениях отпуск короче, зато оплата существенно выше. К тому же этой работой можно заниматься и на дому у себя либо у клиента.

Однако она подойдет только для коммуникабельных людей. И не просто коммуникабельных, а для тех, кто может заставить себя общаться даже с теми, с кем общаться не очень хочется.

Что касается недостатков, тут еще стоит отметить:

  • высокий уровень стресса (особенно в общеобразовательных школах и вузах);
  • необходимость работать целый день;
  • необходимость много писать;
  • необходимость готовить массу отчетов;
  • вероятность конфликтов с учениками и их родителями;
  • невозможность «расслабиться и не думать» в процессе работы.

Профессиональные качества

Самой важной особенностью учителя немецкого языка (особенно специализирующегося на обучении школьников в начальных и средних классах) является умение мотивировать их. Только преодолевая естественную детскую и подростковую тягу к развлечениям, можно добиваться успеха. Не менее важную роль тут сыграет эмоциональная восприимчивость. Очень важно отличать реальные проблемы и трудности у учащихся от капризов и прихотей. Еще одним значимым моментом является готовность бороться со стрессами и психологической нагрузкой.

Педагог немецкого языка не может позволить себе даже небольшую неуверенность перед учащимися. Неорганизованность, недисциплинированность, несобранность в такой профессии также под запретом. Как и в любых других областях педагогики, обязательно нужны опрятность и чистота, отменный вкус в одежде. Профессиональное мастерство в преподавании иностранного языка выражается прежде всего в умении сформировать, развить и закрепить у обучаемых вторичную языковую личность. Суть — чтобы они гармонично и полноценно думали, говорили, писали на осваиваемом языке, а не мучительно подбирали те или иные слова, выражения. Для достижения этой цели нужно знать:

  • систему языка;
  • ключевые лингвистические и лингводидактические категории;
  • культуру Германии, ее историю, настоящие и ожидаемые перспективы;
  • психологию преподавания;
  • особенности личности учащихся и ее изменение по мере освоения курса.

Очень актуально умение вникать в собственный опыт овладения языком. Его соотносят не только с теоретическими положениями педагогики и опытом других учителей, но и с особенностями конкретных учащихся, с ситуацией, в которой они находятся.

Значимым профессиональным качеством будет умение четко планировать свои действия в рамках учебного процесса. В ходе составления плана придется изучать:

  • общие закономерности освоения языка;
  • достигнутый уровень владения им;
  • основные факторы, которые мешают или помогают учебному процессу.

Важно: хороший педагог всегда сам отбирает аутентичные учебные пособия, знакомящие людей со страной и ее культурой, историей. Он же определяет, с чем знакомиться им и в каком порядке. Необходимо всячески прививать учебной аудитории творческий подход и умение думать самостоятельно. Еще из числа ценных качеств стоит назвать:

  • умение объединять учеников;
  • умение реагировать на психологические сдвиги;
  • умение организовывать коллективную работу;
  • умение разрешать конфликты.

Как стать?

Получить такую специализацию, как учитель немецкого языка, можно только в высших учебных заведениях. Правильнее ориентироваться не на языковые, а на педагогические университеты и институты — там больше внимания уделяют именно освоению умения учить. Несколько легче будет тем, кто проходит переобучение после освоения какой-то другой педагогической специализации, особенно связанной с русским языком. Тогда, по крайней мере, не нужно будет с нуля изучать психологические и преподавательские дисциплины.

Кроме получения диплома, желательна аттестация на 1 категорию. Она показывает:

  • стабильное и положительное освоение учащимися необходимых знаний;
  • умение выявлять рост языковых навыков и корректировать обучение в соответствии с достигнутым уровнем;
  • личный вклад педагога в улучшение качества преподавания, в появление новых и совершенствование прежних методов образовательной работы;
  • активную помощь другим педагогам в методической работе.

Карьера

Минимальная зарплата учителя немецкого языка в России составляет около 21700 рублей. В среднем они получают от 30 до 33 тысяч. Наибольший уровень, по данным ряда рекрутинговых проектов, превышает 150 тысяч рублей. В портфолио выделяют такие разделы:

  • главные сведения о себе;
  • педагогическая работа;
  • достижения по внеклассной и внеучебной работах;
  • общая оценка профессиональной деятельности (аттестационная характеристика);
  • отзывы учеников и их родителей о работе учителя.

После повышения квалификации/переквалификации либо после длительной работы по специальности учитель немецкого языка может стать:

  • переводчиком (синхронным или литературным);
  • редактором перевода;
  • частным репетитором;
  • заведующим учебной частью или директором школы;
  • сотрудником немецкой фирмы в России.

10 причин учить немецкий язык!

Без сомнения, у каждого изучающего немецкий язык есть свои на это причины – кому-то это нужно для работы, кто-то хочет в будущем уехать в Германию, а некоторые просто получают огромное удовольствие от самого процесса изучения.

В данной статье мы коснемся более-менее объективных причин, почему стоит учить немецкий язык.

1. Немецкий – самый распространенный язык в Европе

Немецкий язык является родным языком для самого большого количества людей в Европе. Это не удивительно, поскольку только в Германии живет 82,5 млн. жителей. Но не только в Германии говорят на немецком, это также государственный язык Австрии, Швейцарии, Люксембурга и Лихтенштейна. Кроме того, немецкий является родным языком для значительной части населения северной Италии, восточной Бельгии, Нидерландов, Дании, восточной Франции, части Польши, Чешской Республики и Румынии.

Изучение немецкого языка объединяет вас со 120 млн. носителей языка по всему земному шару, кроме того, много людей учит немецкий язык как второй язык. Это третий наиболее популярный иностранный язык, изучаемый во всем мире и второй наиболее популярный в Европе и Японии после английского.

2. Немецкая экономика очень конкурентноспособна

Германия является экономическим центром Евросоюза. В 2007 г. Германия лидировала в мировом экспорте. Страна экспортировала товары общей стоимостью 940 миллиардов долларов США, опережая даже сами Соединенные Штаты. Немецкая продукция конкурентоспособна и пользуется спросом, положительное сальдо торгового баланса страны достигло 162 миллиарда евро в 2006 г. и продолжает расти с каждым годом.

3. Знание немецкого языка дает возможность ведения бизнеса

Экономика Германии предоставляет множество возможностей бизнеса. Многонациональные предприятия есть во всем Евросоюзе и восточных европейских странах, где немецкий является вторым разговорным языком после русского. Такие компании как BMW, Daimler, Siemens, Lufthansa, SAP, Bosch, Infineon, BASF и многие другие нуждаются в международных партнерствах. Японцы, у которых вторая наиболее развитая экономика в мире, давно осознали преимущества, что принесет им знание немецкого языка: 68% японских студентов изучают немецкий язык.

4. Немцы – новаторы

Печатный станок Гуттенберга, открытие электромагнитных волн Герцем, развитие химиотерапии Эрлихом, теория относительности Эйнштейна, создание музыкального формата МР3 Бранденбургом… на протяжении всей истории немцы прошли проверку временем, они и сейчас остаются в первых рядах. 4 из 10 инновационных компаний в мире находятся в Германии и 12,7% заявок на получение патента приходятся на Германию. Германия экспортирует больше высокотехнологичной продукции, чем любая другая страна, за исключением США; более чем 600 предприятий работает в области передовых биотехнологий. Только 115 из них расположены в Мюнхене. Дрезден стал центром производства микрочипов с более чем 765 предприятий.

Принимая во внимание вклад Германии в развитие инноваций, не удивительно, что две трети мировых международных ярмарок имеет место в Германии (например, CeBIT и IFA).

5. Немцы тратят очень много денег на путешествия

Немцы умеют не только работать, но и отдыхать. У немцев есть время и деньги на путешествия (в среднем 6 недель отпуска). Что они и делают! С немцем-отдыхающим можно столкнуться где угодно, 3 из 4 отпусков немцы проводят в других странах. В 2007 г. немцы потратили 91 миллиард евро на международные поездки, установив тем самым рекорд. Год за годом немцы тратят все больше на путешествия.

6. Значительное количество сайтов на немецком языке

Поскольку немцы являются крупными новаторами, то и их присутствие в интернете очень заметно. С 8 миллионами доменов, немецкий домен верхнего уровня .de является вторым только после домена с расширением .com. Это делает немецкие домены популярнее даже доменов с расширением .net, .org, .info и .biz.

7. 1 из 10 книг печатается в Германии

Около 80 000 новых книг издается в Германии каждый год. Единственный издательский рынок, который производит больше книг ежегодно, это китайский и английский. По количеству издаваемых книг Мюнхен является вторым в мире после Нью-Йорка. Лишь небольшой процент немецких книг переводится на другие языки (например, около 10% на корейский и китайский, 5% на английский). Знание языка дает доступ к огромному количеству немецкоязычных изданий.

8. Богатое культурное наследие немецкоговорящих стран

Германия считается страной поэтов и мыслителей: И.В. Гете, Т. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе – это всего лишь несколько авторов, чьи произведения являются всемирно известными. 10 Нобелевских премий по литературе были вручены немецким, австрийским и шведским авторам. Мир классической музыки немыслим без имен Моцарта, Баха, Бетховена, Штрауса и Вагнера. Вена остается и сегодня международным центром музыки. Начиная с величественной архитектуры средних веков до авангардного направления баухаус, с деревянных гравюр Дюрера до шедевров экспрессионизма Нольде, Кирхнера, Кокошки был внесен огромный вклад в развитие мирового искусства и архитектуры.

Философию и науку также нельзя представить без вклада немецких мыслителей. Философия Канта, Гегеля, Маркса, Ницше и многих других имела огромное влияние на современное общество. Психологи Фрейд и Юнг навсегда изменили представления о поведении человека. Ученые трех самых крупных немецкоговорящих стран получили множество Нобелевских премий по физике, химии и медицине.

Знание немецкого языка позволяет познакомиться с творениями этих людей на языке-оригинале и более полно познать культуру. Любой, кто интересуется данными областями, автоматически расширяет свои знания и навыки благодаря знанию языка.

9. Германия спонсирует международные академические обмены

Поддерживая новации и исследования в своей стране, немцы также понимают, что международное взаимодействие и опыт существенны для продолжительного лидирующего положения Германии в мире. Только в 2010 г. Служба академических обменов поддержала 67 000 учащихся, ученых, и студентов в их исследованиях и учебе. 43% из них были иностранцами. Следует отметить, как и немецкие студенты, иностранцы, зачисленные в немецкий университет, не платят за обучение.

Профессия учителя в немецкой школе

Как подтвердить диплом школьного преподавателя в Германии и что из себя представляет процесс получения немецкого диплома педагога.

Школьный учитель в Германии – уважаемая и высокооплачиваемая профессия. В зависимости от опыта и уровня преподавания, немецкий педагог в школе может зарабатывать от 40000€ в год в начале карьеры до 66000€ на пике. Студенты часто выбирают специальность, потому что, по их мнению, это одна из самых надёжных профессий. Стоит получить место в государственном образовательном учреждении – и жизнь входит в успешную колею до самой пенсии! Статус неувольняемого, низкие налоги, дешёвая частная медицинская страховка – это лишь немногое из того, что делает профессию преподавателя столь привлекательной.

Образовательная программа

В Германии программа обучения учителей отдана на откуп землям. Говорить о каком-то едином немецком процессе, конечно, можно, но только в общих чертах. Детали и тонкости имеет смысл обсуждать лишь в контексте конкретной земельной образовательной программы. То же самое касается процесса признания иностранных дипломов. В разных землях этим занимаются разные учреждения и требования к дипломам тоже разнятся.

Я выделил только самую общую информацию, по которой можно будет составить примерное представление о профессии школьного преподавателя в Германии, а также о том, как получить подтверждение диплома, выданного за границей. Детально нужно будет разбираться с вопросом по месту проживания.

В Германии сейчас практически все гуманитарные ВУЗы перешли на болонскую систему. Поэтому в дальнейшем я буду говорить об этапах обучения в контексте этой образовательной концепции.

Как и в России, в Германии преподавание разделено на три уровня, которые условно можно назвать начальным, средним и высшим. Каждый уровень требует от педагога соответствующей подготовки.

Primarstufe позволяет преподавать в Grundschule, то есть, первые 4 класса немецкой школы. Обучение такого преподавателя включает в себя как минимум 7 семестров с особым упором на педагогические и дидактические дисциплины. Содержательно курс должен включать в себя не менее 210-ти пунктов по европейской системе подсчёта знаний полученных студентом (European Credit Transfer System – ECTS). Уже с первого курса многие ВУЗы обязывают проходить практику в школах. Специализация учителя должна включать в себя два предмета или больше. Возможности выбора пары предметов, которые будет преподавать педагог, зависят от конкретного места обучения. Во всех землях можно делать следующий выбор: математика и немецкий; рисование, музыка и физкультура; Sachunterricht. Последний предмет – это что-то вроде природоведения, социологии, географии, истории и даже немножко физики вместе взятых. В разных землях содержание этого предмета может довольно сильно отличаться. Но смысл состоит в том, чтобы в рамках этого курса давать школьникам общее представление об окружающем мире. Остальные предметы, например, иностранные языки, остаются на усмотрение земель. По окончании обучения, необходимо сдать письменную работу, которая должна доказать способность к самостоятельной профессиональной деятельности. По итогам работы выдаётся свидетельство о получении высшего образование или зачёт первого госэкзамена.

Sekundarstufe I позволяет вести уроки во всех школах и гимназиях до 9 или 10 классов. Минимальное количество семестров и пунктов ECTS также составляет 7 и 210. Программа обучения в основном такая же, как и для преподавателей начальной школы, но упор делается на два основных предмета, количество часов по которым по отношению к общеобразовательным занятиям должно составлять 2:1. Существует возможность получить Sekundarstufe I и Primarstufe одновременно.

Преподаватели Sekundarstufe II могут учить детей в последних классах школы (10-13-ые, в зависимости от земли и конкретной школы число классов может отличаться), а также в профессиональных училищах и вечерних гимназиях для взрослых. Для получения этого уровня необходимо закончить бакалавриат и магистратуру. В сумме стандартное обучение должно занимать 9-10 семестров и 270-300 пунктов ECTS, плюс государственный экзамен или магистерская работа. Два предмета, которые будут преподаваться учителем, должны быть изучены как минимум на 90 ECTS баллов.

Berufliche Bildung – профессиональный учитель. Преподаёт предметы, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, к примеру, учит будущих поваров готовить еду и тому подобное. Может быть учителем по образованию, может быть просто опытным профессионалом. Оставим подробное описание данной профессии за рамками этой статьи.

Sonderpädagogik – учитель, который после окончания образования, получает дополнительные навыки для работы с инвалидами или душевнобольными детьми.

Признание иностранных дипломов

Иностранцам прежде всего интересно знать, признают ли немцы диплом педагога из другой страны. Однозначно ответить на этот вопрос довольно проблематично. Ведь раз получение педагогического диплома регулируется на уровне земель, то и его признание тоже в масштабах страны не рассматривается. А в каждой немецкой земле свои правила признания иностранных дипломов школьного учителя. В некоторых землях вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС.

Ожидается, что учитель должен говорить на очень хорошем немецком, независимо от предмета, который он может преподавать. Поэтому для того, чтобы вообще пытаться найти работу в школе в Германии, придётся обзавестись сертификатом знания немецкого на уровне С1.

Как видно из описания, школьный учитель в Германии обязан уметь преподавать минимум 2 предмета. Поэтому, если в дипломе указан только один предмет, то придётся доучиваться на второй. Преподаватель начальных классов должен иметь одним из предметов немецкий. Но так как за границей немецкий учат, как иностранный, то его в Германии не признают, так что для мигрантов-учителей путь в Grundschule обычно закрыт.

Иностранцу непросто занять вакансию учителя в Германии, хотя мест предостаточно.

Наиболее лояльно относятся к иностранным преподавателям математики и физики, потому что Германия испытывает недостаток таких учителей в школах. При достаточном уровне немецкого, могут допустить приём на работу даже без второго предмета, но не на место учителя, а в качестве практиканта или ассистента. Никто не запрещает при этом параллельно работе подготовиться к экзамену на второй предмет и получить полноценное подтверждение соответствия своего образования немецкому педагогическому.

Вообще, без подтверждённого диплома иностранец может работать либо в частных школах, либо в государственных, но только в качестве помощника-репетитора. В частные школы попасть сложно, так как там требования к уровню преподавания обычно повыше. В обоих случаях преподавателю без диплома, сравнимого с немецким, предложат срочный контракт, что сильно усложнит процедуру продления визы.

Процесс подтверждения дипломов, полученных за границей ЕС, примерно такой. Сначала каждый предмет в программе будет сравнён с соответствующим ему немецким. Смотрят не только на содержание, но и на количество часов. Если в этом отношении всё в порядке, то обычно остаётся сдать только государственный экзамен. С таким подтверждением уже можно пытаться устроиться работать в школе практикантом.

Когда содержание программы обучения не соответствует немецкому, диплом не подтверждают. Подтвердить диплом “по частям”, не получится, это запрещено. Исключение делают только, если программа в целом подобна немецкой, но в дипломе преподавателя указан только один предмет. В этом случае придётся пройти дополнительное обучение и сдать экзамен.

Чтобы отправить диплом на проверку, надо сначала определиться с землёй. Затем, при помощи базы anabin или через другой государственный сайт, найти организацию, ответственную за признание диплома учителя в данном регионе. Им надо предъявить как минимум паспорт, диплом, подтверждение опыта и свидетельства повышения квалификации. Также могут потребовать прочие дополнительные бумаги.

Нехватка учитилей в Германии

Согласно исследованию фонда Бертельсманна, к 2025 дефицит учителей в Германии достигнет 35000 позиций. Число школьников, в том числе из-за беженцев, выросло. На следующие годы запланировано увеличение количества школ полного дня – Ganztagsschulen) По подсчётам фонда, нынешних студентов, изучающих педагогику в университетах, не хватит для заполнения пробелов.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105000 учителей начальной школы, из которых 60000 новых преподавателей призваны заменить уходящих на пенсию, 26000 компенсируют увеличение числа учащихся, 19000 – развитие Ganztagsschulen.

Но за этот период немецкие университеты подготовят только 70000 преподавателей, что и приводит к разнице в 35000 учителей начальных классов.

В ближайшие годы в немецких начальных школах нехватка педагогов станет проблемой.

Председатель Bertelsmann-Stiftung Йорг Дрэгер призвал правительство искать решение проблемы. В настоящее время, к примеру, в Берлине лишь 28% начинающих учителей – обученные педагоги начальной школы. Остальные – преподаватели старших классов или вообще Quereinsteiger – люди, сменившие профессию.

Ассоциация начальных школ Grundschulverband предупреждает о «драматических» последствиях сложившейся ситуации для учеников.

«Младшие классы должны оставаться абсолютным табу для учителей-дилетантов».

В первые годы школы закладываются основы для дальнейших успехов или неудач в учебе. Исправлять безграмотность в старших классах сложнее.

Одним из вариантов решения проблемы, предложенным исследователями, является повышение мотивации людей, занятых на неполный рабочий день и пенсионеров. Частично занятым педагогам советуют предоставить возможность совмещать семью и работу. Их детям надо обеспечить места в детских дошкольных учреждениях, а самих учителей разгрузить от работы, которая не относится напрямую к образованию.

Чтобы заинтересовать пенсионеров продолжать педагогическую деятельность, рекомендуется увеличить верхнюю границу дополнительного заработка, что позволит учителям со стажем получать и зарплату, и пенсию. В некоторых землях уже применяется финансовое стимулирование. Педагоги-пенсионеры земли Северный Рейн – Вестфалия получают 10%-ное увеличение зарплаты или повышенную пенсию, продолжая работать. А в Саксонии предлагают надбавку в 800 евро при переезде в регион, в котором не хватает учителей. Поощряется также переобучение на недостающие специализации или работа после 63-летнего возраста.

“Вундеркинды Плюс” помогают выучить немецкий язык

Многие российские школьники начали изучать немецкий язык по новым учебникам. Корреспондент DW познакомился с ними и оценил их.

Поговорить со сверстниками из Германии о школьной жизни, перекинуться электронными письмами о том, как и где кто провел каникулы, составить план поездки по городам России для немецких друзей, – этому должны научиться российские школьники, изучающие немецкий по учебникам серии Вундеркинды Плюс (Wunderkinder Plus) издательства Просвещение. Новый учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением немецкого языка вышел в 2017 году.

Учеба в удовольствие

Учебники должны сопровождать школьников со второго по одиннадцатый класс и подготовить их к сдаче единого государственного экзамена. Внешне они – красочные, темы затрагиваются в них интересные, а самое главное: они приглашают учащихся к дискуссии, к обсуждению преимуществ или недостатков того или иного явления на немецком языке.

Контекст

Какие подарки дарят учителям в Германии

Какой подарок лучше сделать немецкому учителю, чтобы его не уволили? DW разбиралась в хитрой арифметике. (01.09.2017)

На учебу в Германию: коротко о главном

Что надо знать студентам из России и СНГ, желающим попасть на учебу в немецкий вуз? Куда обращаться за стипендией, и какие возможности существуют для финансирования обучения? (16.06.2015)

Криминальное чтиво и не только: как выучить немецкий

Произведения каких немецких авторов стоит читать, чтобы пополнить свой словарный запас? Советы профессионалов. (03.08.2017)

В Москве дадут “урок экологии” на немецком языке

11-12 апреля в Москве пройдет I Международная молодежная экологическая конференция для школьников из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Грузии. (10.04.2015)

Немецкие и французские школьники будут учиться по общему учебнику истории

Я глубоко убеждена, что урок, в первую очередь, должен доставлять удовольствие, – подчеркивает Катрин Цойнер (Katrin Zeuner), преподаватель немецкого языка и одна из авторов учебника. – Понятно, что это не всегда легко для учителя, но оно того стоит. Игры, песни, маленькие сценки, проекты, творческие задания должны стать обязательной частью урока. Ответом будет высокая мотивация учащихся.

В России так не делают

Учебник изобилует коммуникативными ситуациями, диалогами, персонажи которых делятся своими мыслями и мнениями, сравнивая жизнь в Германии и России. Вот, например, тема Защита окружающей среды в учебнике для седьмого класса. Один из уроков посвящен экологически чистому жилью. О том, что именно представляет из себя такой дом, российские школьники узнают из диалога двух мальчиков, один из которых немец (Свен), а второй – русский (Антон), который уже год живет в Германии. После обмена информацией о том, что такое солнечная батарея и как используется в таком доме дождевая вода, следует вопрос: А что, разве россияне не экономят электричество и воду? Экономят, – отвечает Антон, – но не все. В Иркутске я всегда купался в ванной, а сейчас я быстро принимаю душ. И когда я мою посуду, то должен затыкать пробкой раковину. В России так не делают. – Странно, – отмечает на это Свен.

Конечно, не все в Германии моются исключительно только в душе. Да и посуду редко моют руками, благо в очень многих домах есть посудомоечная машина. Тем не менее, этот диалог показывает и экологическое мышление немцев, и перспективы экологически оптимированного будущего россиян.

Коммуникативные задания подкрепляются подходящей по теме лексикой. Она актуальна и разнообразна, причем отражает как немецкие, так и российские реалии. Дети узнают, например, как называются по-немецки популярные в Германии веревочные парки (Kletterwald) или любимая в России игра Морской бой (Schiffe versenken). Они рассуждают о том, в чем различия между русской дачей и немецкими садовыми участками (Schrebergarten). Или спорят о преимуществах и недостатках природной медицины (Naturmedizin). Понятно, что без таких немецких слов и выражений, как малиновое варенье (Himbeerkonfitüre), парная в бане (Dampfbad) и делать ингаляцию картофельным паром (mit heißen Kartoffeln inhalieren) российским детям, изучающим немецкий язык, в такой беседе не обойтись.

Грамматика – не самоцель

Грамматические правила в учебнике интегрированы в тематический контекст. Скажем, условные придаточные предложения объясняются в главе “Здоровье” на таком примере: “Если я кашляю, я пью молоко”. За объяснением следуют задание, в котором ученики сами должны рассказать о том, как они лечатся, когда болеют, используя новую грамматическую структуру.

Грамматика не является в этом учебнике самоцелью, а лишь подспорьем для того, чтобы поговорить на ту или иную тему. Коммуникативный подход укорачивает путь между моментом знакомства с грамматической структурой и началом использования ее в речи. Насколько оптимально этот путь представлен в учебнике, покажет практика. Многое будет зависеть от чутья и профессионализма учителей немецкого языка и от их способности реагировать на потребности конкретных учащихся.

Информативно и увлекательно

Изучение любого иностранного языка – это в значительной степени и страноведение. Страноведческий аспект представлен в новом учебнике широким разнообразием тем. Десятиклассники, например, могут познакомиться с системой школьного образования в Германии, с историей страны, с известными немецкими изобретателями.

Учебник изобилует интересной актуальной информацией. В пример можно привести результаты опросов о любимых предметах немецких школьников или о том, как часто читают книги в Германии. Есть в нем и ссылки на страницы в интернете, где учащиеся могут получить информацию, дополняющую тему урока.

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Булочка

Без хрустящей булочки немцы завтракать не садятся. Вот только называют Brötchen из пшеничной муки везде по-разному: берлинцы – “шриппе” (Schrippe), баварцы – “земмель” (Semmel), швабы – “векеле” (Weckеle), а жители северной Германии – просто “кругляшкой” (Rundstück).

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Пончик

В Германии их называют “берлинцами” (Berliner), в самом же Берлине такое название не прижилось. Здесь их именуют почему-то блинами или просто пончиками. В обиходе южных немцев это “крапфен” (Krapfen). Дрожжевые пончики с начинкой из варенья жарят во фритюре. Их, если верить легенде, впервые, на скорую руку, в XVIII веке приготовил берлинский пекарь, оказавшись однажды на поле боя.

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Сливовый пирог

Один из популярных немецких пирогов – сливовый (Pflaumenkuchen). Так его называют на севере Германии. На юге страны это лакомство известно под названием Zwetschgenkuchen: “цвечге”, то есть “слива” по-другому. Чаще всего его пекут из дрожжевого теста. Сливы, нарезанные дольками, укладывают сверху, иногда посыпают “крошкой” (сливочное масло, сахар, мука) и подают со взбитыми сливками.

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Цыплята жареные

Аромат жареных на вертеле цыплят известен в Германии каждому. На западе страны это Brathähnchen, то есть “жареный цыпленок”. В бывшей ГДР он известен и сегодня как “бройлер” (Broiler) или “золотистый бройлер” (Goldbroiler). А вот на юге это “хендль”(Hendl), то есть “курочка”.

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Котлета

В Германии жареная котлета из мясного фарша, лука, размоченной в молоке булочки и яйца – большая фрикаделька (Frikadelle). На северо-востоке страны ее называют “булетте” (Bulette), то есть “шарик”, “фляйшпфланцерл” (Fleischpflanzerl) – на юге, а “фляйшкюхле” (Fleischküchle), “пирог из мяса”, – на юго-востоке. Есть и устаревшее название – “клопс” (Klops) -фарш, по форме напоминающий лепешку .

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Морковка

Латинское наименование моркови “carota” укоренилось и в немецком языке. Karotte – так ее называют в южных регионах страны. На севере ее величают Möhre, а жители восточных регионов – “моррюбе” (Mohrrübe) от немецкого названия репы (Rübе) или “gelbe Rübe”, то есть, “желтая/оранжевая репка”.

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Картошка

Картофель (нем. Kartoffel) – сегодня самое распространенное название популярного клубня в Германии. На юге имеют ввиду картошку, если говорят “земляные яблоки” (Erdäpfel). Для северян она – “туффе” (первоначально картофель называли “тартюфель” от немецкого Tartuffel), на Рейне – “эдапель” (Äädappel) или “Pipper”.

Урок немецкого: Разные слова – одно значение (фотогалерея)

Зимний салат

Feldsalat – так называемый зимний салат (лат. Valerianella) с приятным ореховым вкусом. Если присмотреться повнимательнее, зеленые листья салата по форме напоминают “мышиные ушки”. Так появилось его следующее название Mausohrsalat. Жители северных и восточных земель называют салат рапунцель (Rapunzel). Именно его украдкой съела мать героини одноименной сказки, заточенной в высокую башню…

Ссылка на основную публикацию