Учитель музыки: особенности профессии и обучение

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель – это педагог, который отвечает за творческое, эстетическое развитие своих учеников через музыку. Чаще всего вакансия музыкального руководителя предполагает работу в детских садах, домах и дворцах культуры, хотя теоретически такой специалист может обучать и взрослых. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание: кто такой музыкальный руководитель?

Музыкальный руководитель знакомит детей с увлекательным миром музыки, прививает им интерес и любовь к этому виду искусства, развивает их эмоциональный интеллект, способствует их раскрепощению. Под его руководством дети учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Это работа, с одной стороны, творческая, с другой – требующая наличия педагогического таланта.

Особенности профессии

Поскольку чаще всего музыкальные руководители работают с детьми, успешная реализация в этой профессии немыслима без любви к ним и умения общаться с ними. В детских садах такие специалисты нередко отвечают и за физическое развитие воспитанников, поскольку знакомят их с музыкой, помимо прочего, через танцы и гимнастику, подвижные игры. Основные обязанности музыкального руководителя сводятся к следующим:

  • Грамотное и профессиональное исполнение музыкальных произведений.
  • Доступное объяснение истории создания и смысла музыкальных произведений.
  • Диагностика музыкальных способностей учащихся.
  • Обучение исполнению музыкальных произведений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Проведение различных форм музыкальных занятий с целью обучения детей творчеству.
  • Использование игровых приемов, проведение танцевальных уроков, разработка творческих заданий для повышения мотивации и интереса учащихся к предмету.
  • Формирование у детей отношения к музыке как к культурной ценности.

Музыкальный руководитель должен уметь найти подход к каждому ребенку, особенно – к детям с проблемами в общении и самовыражении.

Плюсы и минусы профессии музыкальный руководитель

Плюсы

  1. Интересная творческая профессия.
  2. Продолжительный отпуск и полный соцпакет.
  3. Возможность видеть результаты своего труда, радоваться прогрессу детей вместе с ними.

Минусы

  1. Не очень высокая зарплата, особенно в государственных образовательных учреждениях.
  2. Большая ответственность за детей во время уроков.
  3. Необходимость заполнять большое количество документов.
  4. Необходимость общаться с родителями учащихся и разрешать спорные ситуации с ними.

Важные личные качества

Планировать обучение на музыкального руководителя и последующую работу в этой должности имеет смысл терпеливым людям, которые любят детей, способны быть предельно внимательными и сконцентрированными, не боятся необходимости искать подход к каждому ученику, отличаются хорошей памятью, способностью относиться ко всем подопечным беспристрастно. Также необходимы музыкальные и артистические способности. Не помешают и коммуникативные способности, в том числе, в общении с начальством и родителями воспитанников.

Где учиться на музыкального руководителя?

Обучение на музыкального руководителя в вузе не обязательно – достаточно среднего специального образования по направлению «Музыкальное образование» (код 53.02.01). Набор проводится на основании среднего балла аттестата, однако дополнительно придется сдать вступительные экзамены на базе колледжа: сольфеджио и исполнение индивидуальной программы. Обучение длится от трех до пяти лет в зависимости от формы посещения занятий, а также от времени поступления в ссуз (после 9-го или 11-го класса).

Курсы

Здесь предлагают быстрый вариант того, где получить профессию музыкального руководителя, для людей с наличием профильного образования (среднего или высшего). Курсы длятся 3 месяца, вся программа включает в себя 520 часов занятий. Они проводятся дистанционно, поэтому могут быть пройдены из любого населенного пункта и без отрыва от актуальной работы.

Лучшие колледжи для музыкальных руководителей

  1. СПбМПУ
  2. ТПК
  3. РПК

Место работы

Музыкальный руководитель может трудиться в детских садах, дворцах культуры, школах искусств. Он также может вести занятия по музыке в образовательных учреждениях для взрослых и подрабатывать репетиторством.

Зарплата музыкального руководителя

Как правило, в муниципальных образовательных заведениях уровень заработной платы музыкального руководителя не очень высок. Однако в частных детских садах, гимназиях и других учреждениях он может претендовать на достойную заработную плату, равно как и при ведении уроков в частном порядке.

Зарплата на 27.01.2020

Карьерный рост

Педагог по музыке может совершенствоваться в своей профессии, претендовать на вакансии с более высокой зарплатой, либо сфокусироваться на повышении должности и занимать руководящие посты в образовательном учреждении.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Специфика профессии педагога музыкальной школы связана с разносторонней деятельностью, которая включает умения и навыки педагогической, воспитательной, организаторской, просветительской, методической, исполнительской работы, а также творческой деятельностью, связанной с поиском новых путей в познании, отмеченной элементом новизны и оригинальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Специфичность профессии преподавателя обусловлена сложной многогранной структурой самой деятельности педагога музыкальной школы23.2 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Профессиональная деятельность педагога имеет сложную многогранную структуру: обогащение духовного мира подрастающего поколения; развитие и формирование у подрастающего поколения важных нравственно-эстетических взглядов, чувств; стремление к познанию достижений национальной и мировой культуры и искусства.

Преподаватели музыкальной школы – люди, не только объединенные общей целью и имеющие свой смысл деятельности, но и являющиеся творческими личностями, личностями с развитыми духовными потребностями, потребностями в познании и самопознании, стремлении к жизненным идеалам; это профессионалы, способные создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности.

В трудах многих педагогов-теоретиков отмечено огромное нравственное воздействие, могучая и мудрая власть учительской профессии. Платон писал, что если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Проводя ряд аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, Я.А. Коменский подчеркивал, что учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, – одно из величайших дел в истории. Как полагал Л.Н. Толстой, если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель. Как указывал А.С. Макаренко, ученики выше всего ценят в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Каждый учитель, считал В.А. Сухомлинский, имеет свою индивидуальность, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся [2].

Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. «Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим» [1].

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет «пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I уровень – (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный; II уровень – (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный; III уровень – (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный; IV уровень – (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный; V уровень – (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный» [4].

В наше время актуальным является обучение детей в системе образования в сфере дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства. Важная роль в формировании общечеловеческих, нравственных, эстетических, художественных ценностей и ценностных ориентаций современных школьников принадлежит преподавателям детских музыкальных школ. Главной задачей профессиональной деятельности учителя музыки является музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества, подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Следует особо подчеркнуть, что специфика профессии педагога музыкальной школы связана с разносторонней деятельностью, которая включает умения и навыки педагогической, воспитательной, организаторской, просветительской, методической, исполнительской работы, а также творческой деятельностью, связанной с поиском новых путей в познании, отмеченной элементом новизны и оригинальности. Поэтому, не случайно мнение профессора В.И. Загвязинского актуально сегодня: «Педагогическую деятельность издавна квалифицируют как творческую… потому, что в ней присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, оценок, чувств…» [10].

Необходимость, актуальность, своевременность, важность деятельности педагога-музыканта отмечены в работах исследователей музыкальной педагогики – Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.В. Ветлугиной, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, А.Д. Артоболевской и других ученых. Отмечено, «что музыкально-педагогическая деятельность характеризуется нерасторжимым единством педагогики и музыкального искусства, общепедагогических и специальных музыкальных способностей, целесообразной зависимостью, которые и определяют профессионально-педагогическую направленность личности педагога-музыканта» [1].

Специфичность данной профессии обусловлена сложной многогранной структурой самой деятельности педагога музыкальной школы: обогащение духовного мира подрастающего поколения; развитие и формирование у подрастающего поколения столь важных нравственно-эстетических взглядов, чувств; стремление к познанию достижений национальной и мировой культуры и искусства. У преподавателя музыкальной школы для этого есть много средств – «развитие интереса к занятию музыкой вообще, умение убедительно показать, к каким художественным результатам приводит хорошо проделанная учеником работа, поощрение за ее успешное выполнение и другие» [1]. Также следует отметить, что успешная педагогическая деятельность зависит от того, насколько творчески занимается с учеником педагог. Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нем внимания. «Вдохновение, – писал в одно м из писем П.И. Чайковский, – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» [1].

Таким образом, деятельность педагога музыкальной школы возможна только на основе творческого начала. Именно в процессе творческой деятельности происходит создание духовных, культурных, эстетических, музыкальных ценностей; активизируется формирование ценностных ориентаций в области музыкальной культуры. По мнению Н.Д. Никандрова «творчество – непременное условие педагогического труда, объективная необходимость в деятельности» [10].

Содержание деятельности педагога составляют реальные творческие поступки. Они проявляются в создании им творческой ситуации на уроке, которая включает в себя: «диагностику» личностного состояния ученика, направленность его мотивации (его настрой, самочувствие, актуальные потребности — с чем пришел на урок, что его волнует, в чем причина скованности и т.п.); снятие или ослабление действий личностных преград (конформизм, ригидность, комплексы и т.п.); придание уроку временн о й формы, с кульминациями и спадами в работе, с чередованием напряжения и расслабления на разных уровнях общения, игры, показов, внушения, входа и выхода из проблемных моментов. Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему. И это возможно лишь в том случае, когда личность ученика интересует педагога всерьез и не меньше, чем исполняемое им музыкальное произведение.

Творческая ситуация проявляется в установлении преимущественно диалогического общении, в процессе которого педагог предполагает будущее развитие ученика, он как бы «авансирует» его, допуская и даже воспитывая равноправие с собой. И общение ученика с музыкальным произведением педагог организует на основе равновеликости, ибо ценность музыки велика, а величина постигается с определенной дистанции (временн о й, пространственной и личностной). Чаще всего у ученика еще не развит личностный подход к искусству (с высоты); у него пока не развиты способности, мал жизненный опыт, отсутствуют собственные приемы и способы работы. «Именно в этом случае и может проявиться и состояться педагог, если он: обладает возможностью увидеть черты и способности ученика, зародыш его эстетической позиции, соединимых с «равновеликостью» музыкального художественного произведения (это талант педагога); умеет включить жизненный опыт ученика в его актуальные отношения с миром (пускай хотя бы на уроке), новые будущие ученические свойства, способности и мастерство, внушить ученику его ученическую концепцию исполняемого произведения (это творчество и мастерство педагога)» [1].

Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что специфика профессиональной деятельности преподавателя музыкальной школы заключается в следующем:

педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Являясь духовным наставником, педагог должен быть яркой личностью, авторитетом для своих воспитанников, так как основной задачей профессиональной деятельности преподавателя музыкальной школы является музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения;

творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда сложнее. Об этом пишет Р.С. Немов, который считает, что «любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью» [5].

Учитель музыки: особенности профессии и обучение

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Воспитанность и духовное развитие современных детей целиком и полностью зависит от профессионализма преподавателей музыки. Именно этот школьный предмет помогает сформировать личностные качества учеников. Из полного комплекта художественного воздействия музыкальное воспитание является самым доступным. Музыка способна затронуть самые потаенные уголки души, разбудить затихшие чувства, вызвать эмоциональный взрыв.

Музыкальное воспитание максимально воздействует на духовный мир человека, особенно ребенка. Недаром мамочки в ожидании малыша слушают классические мотивы. Школьникам же музыкальное воспитание преподает высококвалифицированный педагог. Рассмотрим подробнее особенности профессии и обучение учителя музыки.

Описание

В педагогическом составе детских садов и школ присутствуют преподаватели художественных дисциплин. Именно на них возлагается развитие и формирование в учащихся культурной и эмоциональной грамотности. Однако больший вклад в столь серьезное дело вносят учителя музыки. Они же являются главными носителями музыкально-теоретических знаний, что и является основой их работы. Помимо формирования художественной грамотности, преподаватель музыки должен раскрыть музыкальные предпочтения ребенка. Говоря простыми словами, он должен определить, кому нравится петь, а кому играть на музыкальных инструментах. И при возможности постараться помочь ребенку развить талант.

Музыкальный педагог обязан быть подкованным в профессиональной сфере. Он должен знать музыкальные жанры, уметь объяснить разницу между мелодиями Бетховена и Шуберта. Именно учитель музыки сможет рассказать, какими приемами музыкальной техники пользовался Фредди Меркьюри.

Мало кто знает, но известные классические композиторы в свое время вели преподавательскую деятельность, например, Шопен или братья Рубинштейн.

Плюсы и минусы профессии

Многим кажется, что работа учителя музыки является самой простой. Что в процессе обучения детей у педагогов не возникает проблем и сложностей. На самом деле это ошибочное мнение. Как и любая другая профессия, должность преподавателя музыки имеет ряд достоинств и недостатков. Для начала следует рассмотреть плюсы данной работы, а именно:

  • учитель – это не профессия, а призвание; музыкальный педагог, любящий свою работу, сможет помочь своим ученикам раскрыть музыкальный потенциал;
  • объему отпуска учителей завидует любой человек – 2 месяца летом и недельный отдых между четвертями;
  • высокая заработная плата учителей музыки, работающих в частных школах;
  • в свободное время от школы учитель музыки может получать дополнительный доход посредством репетиторства;
  • работа учителя музыки весьма увлекательна – ежедневно приходится решать множество творческих вопросов, при необходимости готовить музыкальные номера для утренников и даже вести кружок по пению.

Теперь можно рассмотреть и недостатки профессии музыкального педагога, а именно:

  • работа учителя музыки в общеобразовательных учреждениях всегда сопровождается стрессами – в день необходимо провести занятия как минимум в пяти классах, в каждом учится по 30 детей, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход; а также возможны встречи с родителями и не всегда по хорошим причинам;
  • преподавателю музыки необходимо быть готовым к полноценному рабочему дню;
  • учителю музыки, человеку с утонченной душой, крайне сложно работать с непослушными, ленивыми и неусидчивыми школьниками;
  • низкая заработная плата в государственных средних школах и детских садах;
  • огромная нагрузка – учитель музыки должен составлять ежедневный план работы, писать отчеты, вести школьную документацию.

Только это не полный список достоинств и недостатков профессии учитель музыки.

В целом педагог любого направления должен серьезно относиться к своей работе. Только не каждый на это способен. В таких случаях лучше искать альтернативу. Испорченной репутации не помогут никакие дипломы, сертификаты и регалии.

Должностные обязанности

Для учителей музыкальной дисциплины предусмотрен определенный список трудовых обязанностей, который должен исполняться в полной мере.

  • Музыкальный педагог обязан обучать и воспитывать школьников согласно специфике своего предмета. Для каждого нового урока должен разрабатывать план обучения. Вести профессиональную документацию, отчеты, заполнять классный журнал и дневники учащихся. Учитель музыки должен принимать активное участие в экзаменационной комиссии.
  • На преподавателя также возлагается слежение за соблюдением правил техники безопасности. Это обучение в безопасной среде, умение оказать первую помощь, при необходимости проведение инструктажа по вопросу безопасности труда.
  • Педагог музыкальной дисциплины обязан допускать на свои уроки представителей администрации школы, а также заменять уроки отсутствующих преподавателей. Он должен беспрекословно исполнять приказы руководства и соблюдать правила внутреннего распорядка. Учитель музыки должен знать права школьников и руководствоваться ими в процессе обучения. Он обязан взаимодействовать с родителями или опекунами своих учеников.
  • Как любой другой педагог, учитель музыки обязан проходить курсы повышения квалификации. Принимать активное участие в методической работе, в педагогических советах, на совещаниях производственного характера и родительских собраниях. Музыкальный педагог обязан вести дежурство по школе согласно утвержденному графику.
  • Так как работа педагога связана с детьми, ему важно проходить регулярное медицинское обследование. При выявлении каких-либо проблем со здоровьем он должен оповещать руководство школы.
  • Педагог обязан соблюдать этику в общении с коллегами, родителями и детьми. Он должен быть примером для своих учеников по всем личностным критериям.
  • Преподаватель, проведший последний урок класса, обязан проводить школьников в гардероб. Если окончание урока совпадает со временем питания, учитель музыки должен проводить своих воспитанников в столовую, а после передать детей классному руководителю.
  • Кроме того, педагог музыки обязан заниматься проведение концертов и утренников для школьников. Принимать активное участие в разработке и проведении внешкольных мероприятий, а также проводить музыкальные олимпиады.

Требования

Список требований к преподавателю музыки весьма велик. К сожалению, не каждый специалист готов похвастаться столь крупным набором технических знаний. И все же наличие практического опыта сможет сыграть огромную роль. Сегодня от учителя музыки требуется следующее:

  • опыт ведения плановых и внеплановых мероприятий;
  • практическое знание организации и проведения уроков;
  • умение исполнять репертуар хорового и вокального жанров;
  • знание игры на разных музыкальных инструментах;
  • опыт ведения профессиональной документации.

Учитель музыки должен уметь следующее:

  • использовать методические пособия и соответствующую предмету литературу;
  • подготавливать аудио материал для обучения;
  • использовать педагогические методы для организации обучения школьников;
  • заниматься организацией праздников;
  • построить доверительные отношения с детьми и их родителями;
  • выявлять школьников с музыкальным потенциалом и направлять их на развитие навыков.

Но самое главное требование к преподавателю музыки – знать основы педагогической психологии, ведь для работы с детьми это крайне необходимо.

Знания и навыки

Учителю музыки необходимо иметь музыкальное образование. Широко приветствуется наличие зарубежного диплома. Он должен в совершенстве играть на фортепьяно, разбираться в музыкальных жанрах и уметь преподносить свои знания в увлекательной форме.

Кроме того, преподаватель музыки должен обладать общими педагогическими умениями, ведь ему придется работать с детьми, при необходимости даже быть психологом.

Личные качества

Помимо профессиональных навыков, учитель музыки должен обладать рядом личностных характеристик, а именно:

  • музыкальный педагог должен иметь творческий потенциал;
  • он должен понимать тонкости культурных ценностей;
  • ему следует придерживаться душевного спокойствия.

Без этих качеств учителю музыки будет крайне сложно работать в школе и обучать детей.

Права и ответственность

Как любой высококвалифицированный специалист, учитель музыки имеет определенные права, которыми может воспользоваться в любой момент. Например, музыкальный педагог имеет право на прохождение курсов по повышению квалификации. Администрация школы в свою очередь создает необходимые условия для прохождения обучения своего сотрудника. А также учитель музыки по собственному желанию может пройти аттестацию для получения категории.

В вопросе отдыха преподаватель музыкальной дисциплины может потребовать сокращения рабочей недели. Ему разрешено отправиться на удлиненный отпуск. А по окончании трудового стажа учитель музыки имеет право на пенсию с учетом выслуги лет. Музыкальный педагог имеет право на определенные социальные льготы, на участие в управлении общеобразовательным процессом.

Но самое главное – педагог музыкальной дисциплины имеет право на защиту чести и достоинства, что в наше время крайне важно.

Согласно трудовому законодательству, на учителе музыки лежит определенная ответственность. Педагог будет отвечать за следующее:

  • неисполнение полного объема образовательной программы;
  • жизнь и здоровье школьников;
  • нарушение прав учеников.

Обучение и карьера

Для любого педагога карьерный рост играет важную роль – это возможность самоутвердиться, увеличение заработной платы. В целом оплата труда преподавателя музыки среди бюджетных профессий считается достойной. Однако это относится лишь к высококвалифицированным специалистам. Педагоги, которые вкладывают душу в свою работу, обладают большими знаниями и ведут активную общественную работу, получают надбавки к заработной плате. Но эти сумы не сравнятся с оплатой труда топ-менеджеров или ведущих специалистов частных компания. Но если преподаватель музыки возьмет на себя дополнительную нагрузку, например, классное руководство, его заработная плата станет значительно выше.

Люди, не имеющие отношения к педагогической работе, не знают, каких карьерных высот может добиться обычный преподаватель музыкальной дисциплины. По окончании курсов повышения квалификации и прохождении педагогических тренингов он легко станет методистом или может претендовать на должность заместителя директора образовательного учреждения.

Главное – не стоять на месте, а стараться совершенствоваться и стремиться к достижению поставленных целей. Тем более такое стремление по достоинству оценят воспитанники и обязательно возьмут себе на заметку.

Профессия «учитель музыки»

Уровень образованности, воспитанности и духовной культуры современных детей и молодежи во многом зависит от целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности учителей, преподающих музыку детям, работающих в общеобразовательных школах. В процессе формирования основных качеств личности учащегося музыкальному образованию и воспитанию принадлежит решающая роль по ряду причин. Во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое. Во- вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчиняя своему настроению и порыву. В–третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка формирует его нравственные принципы и убеждения. Реализация всех этих возможностей музыкального воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя.

Профессия «учитель музыки» широка и многогранна. Многогранность и многоплановость работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают в себя и слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с различными музыкальными понятиями, и музыкальное исполнительство, и, конечно, музыкальное творчество в самых различных проявлениях. Осуществление всего этого требует от преподавателя владения множеством знаний и умений и может быть с успехом выполнено, если учитель:

а) любит и понимает детей;

б) знает не только методику проведения уроков, но и хорошо видит задатки своих учеников, обладающих очень разными, сугубо индивидуальными склонностями и способностями;

в) многократно слушая и разучивая с детьми одни и те же произведения, он каждый раз как бы заново открывает для себя новые грани звучащей музыки;

г) как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства.

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает умение петь, играть на музыкальном инструменте, дирижировать, объяснять и т.д. Все это достигается путем постоянного совершенствования музыкальной и педагогической деятельности, а такжесистематической самообразовательной работой.В наше время обществу (особенно детям) требуются не просто хорошо обученные преподаватели, но и в первую очередь творчески мыслящие педагоги, обладающие уникальным воображением и неординарным мышлением. Чем интереснее и разносторонне образованнее педагог, чем выше его духовный и интеллектуальный потенциал, тем вероятнее воспитание им человека самобытного, яркого, коммуникабельного, лучащегося смыслом.

2. Цели и задачи музыкального воспитания.

Задача всеобщего музыкального воспитания была выдвинута в нашей стране как задача государственной важности еще в 1918 году. Первым декретом Советской власти об общеобразовательной школе музыка была включена в школьную программу в качестве обязательного предмета. Особое внимание было уделено развитию детской музыкальной самодеятельности. Большой размах получило детское хоровое пение. К середине двадцатых годов уже существовал Ленинградский хор школьников, в котором участвовало четыре с половиной тысячи детей, и общегородской оркестр русских народных инструментов, численность которого достигала тысячи человек. Были созданы духовые и симфонические детские оркестры, в домах пионеров организовывались музыкальные кружки. Возникла широкая сеть музыкальных школ. Благодаря всем этим нововведениям заметно повысился уровень общей музыкальной культуры нашего народа.

Успехи, достигнутые в росте музыкальной культуры людей, начиная с 1918 года, были поистине огромны, но впоследствии работа в этой области стала постепенно свертываться. Из-за тяжелых человеческих и материальных потерь, нанесенных войной в 1941-1945 годах, музыка стала входить в программы только четырех классов школы. Фактически же музыкальные занятия в общеобразовательных школах к концу войны почти прекратились. Сеть музыкальных училищ, выпускавших учителей музыки для школ, резко сократилась. Отлично работавший до войны в Москве Центральный институт по подготовке учителей музыки был закрыт. Попытка восстановить после войны музыкальные занятия хотя бы в первых трех классах школы не привела к заметным результатам. И только в 1955 году Министерство просвещения приняло решение о введении занятий музыкой в программу общеобразовательной школы с первого по шестой класс включительно. В результате в большинстве школ занятия музыкой проводились, но их уровень был чрезвычайно низким, так как велись они преподавателями общеобразовательных предметов, не получившими никакой специальной подготовки. Поэтому в течение нескольких лет (пятидесятые годы) общеобразовательные школы нашей страны выпускали сотни тысяч молодых людей с неразвитым музыкальным вкусом и без каких-либо навыков в области музыки.

Вопрос музыкального воспитания детей приобретал в то время характер важной социальной проблемы. Впоследствии Министерство просвещения разработало ряд мер для улучшения работы по эстетическому воспитанию, которые с успехом проводились и в общеобразовательных, и в музыкальных школах нашей страны.

Основная цель музыкального воспитания заключается в формировании хорошего музыкального вкуса, в понимании прелести большого искусства, в ощущении разницы между хорошим и плохим. И классическая, и современная музыка должна обязательно входить в круг человеческих интересов с самого раннего детства.

Учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:

· развитие эмоциональной сферы учащихся через эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

· формирование музыкальной культуры учащихся, что включает социально-художественный опыт, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;

· приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

· совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

· становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);

· приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

· развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

· активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;

· приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б.Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

• опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

• музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей II класса по программе Ю.Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия: «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка о животных». Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д.Б. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс — «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:

• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;

. различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

• выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;

• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

2) музыкальные знания (ключевые и частные);

3) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении Школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания Произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских инструментах и др.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

В начальной школе в программе Ю.Б. Алиева по классам закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Здесь происходит знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений, показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни. Тезис о нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.

Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов».

Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая линия, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.

Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий. Основная цель изучения предмета «Музыка» – формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Задачи учебного предмета «Музыка» – воспитание любви к музыке; – освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями; – приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности; – воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса; – развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся. Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования. В музыкальной педагогике существует множество различных по структуре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок. В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10335 – | 7636 – или читать все.

Каково сейчас работать учителем музыки? Да и нужны ли они, вообще? Реальная история учительницы музыки из Уфы

В жизни каждого человека особую роль играет музыка. Понятно, что музыка сопровождает любого человека не то что на протяжении жизни, но и на протяжении каждого дня. Кроме этого, очень важно понимать, что даже далекие школьные годы с их уроками музыки оказывают значительное влияние на формирование человеческого самосознания. Музыка в ранней молодости достаточно сильно влияет на формирование характера и взглядов на жизнь человека.

Сегодня мы поговорили с человеком, который совмещает в себе и творчество, и образование. Таким человеком, посвятившим свою жизнь музыке и работе с ней в школе, является Ирина из Уфы. Ей 46 лет. Сегодня она рассказала журналу Reconomica , почему работает в школе учителем музыки и как попала в эту сферу деятельности. Не многие работники искусства в настоящее время идут работать в школу. Да и нужны ли сейчас учителя музыки?

Немного о себе и своей работе

Меня зовут Ирина. Сейчас мне 46 лет, и я работаю учителем музыки в одной из обычных общеобразовательных школ России, а конкретнее, школе города Уфа. Из образования у меня 9 оконченных классов школы. Далее было музыкальное училище. Кроме того, сейчас я раз в несколько лет прохожу курсы по повышению квалификации.

Я с 1993 года работаю именно в этой профессии и за все это время даже ни разу не меняла школу.

У меня уже есть свои собственные материалы по урокам, которые я лично составила за годы своей работы: каких композиторов проходить, какой материал рассказывать детям, какие песни играть и петь, как работать с детьми уже подросткового возраста.

В начале своей работы все приходилось делать «Методом тыка», а сейчас, честно признаюсь, я стараюсь уделить большее внимание все-таки русским классикам, ведь много кто знает Бетховена, Баха или Моцарта, но мало кто хоть раз слышал Мусоргского, Рахманинова или Римского-Корсакова.

Помимо уроков, у меня есть внеклассная деятельность. Так, я помогаю выпускным классам с их сценариями на праздники, устраиваю школьные мероприятия и иногда проявляю себя в качестве классного руководителя.

За свои 26 лет стажа я лично выпустила 3 класса.

Все приходит с опытом

Поначалу было очень сложно. Сложно просыпаться рано и добираться до школы, проводить уроки с разными классами, начиная с первого и заканчивая восьмым; без конца слушать музыку и рассказывать материал. Тяжелее всего приходилось моим голосовым связкам, ведь к концу дня я уже почти не могла говорить.

Сюда еще можно добавить, что дети не считают этот предмет особо важным, поэтому много разговаривают на уроках, и мне нередко приходится повышать на них голос, чтобы успокоить их.

Не все, конечно, такие. Часть детей, например, посещают или уже закончили музыкальные школы. Кто-то даже сам занимается музыкой, поэтому уроки у меня — для них просто отдых между более важными предметами: математикой и физикой.

Иногда знающие дети и подростки могут даже опровергнуть какое-либо мое высказывание. Я всегда с радостью выслушиваю их точки зрения о чем-либо и охотно поддерживаю разговор.

Как говорится, все приходит с опытом. На данный момент я практически не напрягаюсь при работе, потому что уже привыкла к соответствующим нагрузкам и научилась правильно обращаться со своим голосом. В целом, в холодное время года своему голосу и, соответственно, здоровью я уделяю особое внимание, чтобы не подхватить лишнюю заразу.

А теперь, подробнее

Мой рабочий день начинается с восьми часов утра и длится до 3-4 часов дня. Работаю пять дней в неделю.

Отдыхаю я, как и все, в субботу и воскресенье, а в каникулярное время мне могут выделить пару дней на отдых.

Кроме того, есть также и праздники (Новый год, Первое мая и прочие). Но самый длинный мой отпуск — это почти два месяца летом. Почему почти? Потому что каждый год в последние несколько дней августа мне приходится работать с выпускными классами над концертом первого сентября.

Сейчас у класса будет музыка.

Моя зарплата составляет около 20 тысяч, но мне этого вполне хватает, так как у меня есть работающий муж. У нас есть своя квартира, за которую нужно всего лишь платить по счетам ЖКХ.

В целом, работа меня устраивает, потому что я люблю детей, люблю учить чему-либо, люблю искусство.

Мне также нравится мой рабочий коллектив: почти все мои одногодки, и мы практически сразу поладили. Я быстро привыкаю к чему-то новому, поэтому для меня не составит труда познакомиться с новой учительницей, даже если она и младше меня.

За время моей работы в школе сменилось два директора, каждый из которых делал школу лучше, как в плане внешнего облика, так и в образовательном плане вкупе с дисциплиной.

А может ее убрать из школьной программы?

Но моя работа далеко не идеальна, потому что зарплаты иногда не хватает. У нас с мужем трое детей, двое из которых уже учатся в институтах.

Маленькие зарплаты — это одна из причин того, почему молодые люди редко идут работать учителями в школы, хотя детям и подросткам совершенно не помешали бы педагоги, которые с ними «на одной волне».

Вероятно, идти в учителя современной молодежи мешает еще и нелюбовь к детям. И они, отчасти, правы, ведь иногда дети могут быть совершенно невыносимыми: прогулять уроки, говорить на одной громкости со мной, игнорировать мои замечания. Это, несомненно, тоже минус работы учителя в школе. Но, если в классе есть хоть один ребенок, которому это будет интересно, я буду выкладываться на все сто процентов, лишь бы дать ему эти знания.

Участники Песни военных лет.

Очень часто и учителя и родители говорят о том, что стоит убрать из программы уроки музыки. Если честно, мне и самой иногда так кажется.

Но всё же нужно понимать, что дети должны хотя бы знать фамилии действительно больших композиторов.

В тот момент, когда они сами захотят ознакомиться с творчеством композиторов, они уже должны знать, что Чайковский — яркий, «душа на распашку», а Бах — это просто ощущение сказки.

Такие простые ассоциации уже формируют базу, которой хватит для того, чтобы открыть для себя музыку. Главное в такой работе — не быть занудным. Я показываю детям произведения неокласиков. Стив Райх, Филипп Глэсс — этих людей нет в программе, но их музыку часто используют режиссёры, так что детям будет проще проводить параллели между собой и композиторами.

Я знаю, что уже точно не покину мою школу и не оставлю свою работу учителем по музыке, ведь за столько лет все стало таким родным, что забыть эти годы, мне кажется, будет уже невозможно.

Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду

Инна Козлова
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду

Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т. д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое, оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. д., появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они… да всего не перечислить.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность).

Если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

– уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);

– создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);

– не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;

– оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!

А. И. Буренина, заведующая кафедрой

дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО

Консультация «Музыкальный руководитель XXI века» Музыкальный руководитель XXI века Кто он, музыкальный руководитель XXI века! Какими качествами личности, профессиональными компетенциями.

Летний музыкальный уголок в детском саду «Веселые звуки» Летний музыкальный уголок в детском саду – «Веселые звуки»В этом году в детском садус цельюразнообразить музыкальную жизнь детей в летний.

Эссе «Музыкальный руководитель: Что это за профессия?» Музыкальный руководитель: Что это за профессия? Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора,.

Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств.

Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное экспериментирование с различными инструментами всегда привлекает внимание, при чем не только детей. Воспитатели нашего сада.

Педагогическое эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель» Педагогическое эссе «Я педагог» Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное Учреждение “Чуваштимяшский детский сад “Колосок” Педагогическое.

Эссе «Призвание — музыкальный руководитель» Чудесная профессия Улыбнулась мне в жизни удача. Благодарна за это судьбе. Знаю я: не могло быть иначе В этом мире, на этой земле..

Создание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС до тандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций развития личности, когда содержание образования выступает.

Песня «Музыкальный руководитель — это я!» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мою новую авторскую песню «Музыкальный руководитель — это я!» муз. Анатолий Лепин”Музыкальный.

Ссылка на основную публикацию